Описание картины архипа куинджи «после грозы»

Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Архип Иванович Куинджи — украинский и русский художник, мастер пейзажной живописи.

Куинджи Архип Иванович родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище.

С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».

Ладожское озеро. 1873

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь». Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.

Забытая деревня. 1874

Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875

Украинская ночь. 1876

В 1878 выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.

В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев.

Березовая роща. 1879

После грозы1. 1879

В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Днепр утром

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.

В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.

Осенняя распутица. 1872

Забытая деревня. 1874

«Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.

Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.

Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.

Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.

Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Скончался Архип Иванович Куинджи 24 июля 1910 г.

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре(Санкт-Петербург)

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.

«Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича , «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде — «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы.

Ай-Петри. Крым. 1898-1908

Берег моря со скалой. 1898-1908

Березовая роща. 1880-е

Березовая роща. 1901

Березовая роща. Пятна солнечного света. 1890-1895

Березовая роща

https://www.youtube.com/watch?v=jevCeURQC3M

Березовая роща. 1879

Бурьян. 1875

Вершина Эльбруса, освещенная солнцем. 1898-1908

Вечер на Украине. 1878

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении. 1869

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного. 1882

Волны

Восход солнца

Голова крестьянина — украинца в соломенной шляпе

Горы. 1890-1895

Дубы. 1900-1905

Закат в степи на берегу моря. 1898-1908

Закат в степи. 1900

Зима. Пятна света на крышах хат. 1890-1895

Казбек

Лов рыбы на Черном море. 1900

Лунная ночь на мере

Море с парусным кораблем. 1876-1890

Облако

Осенняя распутица. 1872

После дождя. 1879

Радуга. 1900-1905

Роща. 1898-1908

Стволы берез. 1879

Степь. Нива. 1875

Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895

Источник: https://obiskusstve.com/343098524674820756/master-pejzazhnoj-zhivopisi-arhip-ivanovich-kuindzhi/

Куинджи А.И

Для увеличения — нажмите на изображение

Васнецов В.М. Портрет Куинджи Архипа Ивановича, 1869

Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех!

Куинджи А.И.

 Архип Иванович Куинджи родился на окраине Мариуполя в семье бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Рано осиротев, мальчик жил у родственников, рано пошел «в люди»: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа. Основы грамоты Куинджи усвоил от знакомого учителя, а затем занимался в городской школе.  Любовь к рисованию проявилась у него еще в детстве: он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Проведя несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Но не сразу ему удалось стать учеником академии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды сдавал экзамены, но оба раза безрезультатно. Неудача не могла остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 г. его приняли вольнослушателем в академию. Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И.Е. Репиным и В.М. Васнецовым, знакомится с И.Н. Крамским – идеологом передовых русских художников. Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина – все открывается перед внимательным взглядом молодого художника. Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. В 1876 г. на V передвижной выставке Куинджи представил «Украинскую ночь». С огромной поэтической силой открылась удивительная красота полуночи земли заднепровской… На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлиты в природе. На синем, словно бархатном, небе мерцают яркие звезды. В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1878 г. «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже и по достоинству оценена французскими критиками. Долгие годы Куинджи посвящает воспеванию природы южной и средней полосы России. Наибольший успех на выставке выпал на долю картины «Березовая роща». Многочисленные группы людей часами простаивали у этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Передний план погружен в тень – так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. В 1880 г. впервые в России состоялась необычная художественная выставка не только одного живописца, но и одной картины. Это была «Лунная ночь на Днепре». Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Более того, выставка стала крупным общественным событием в жизни Петербурга, а благодаря широкой прессе – и всей России. Сам автор, казалось, подчеркивал, что это есть его «шедевр», главное произведение жизни. Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции, которая позволила бы с максимальной убедительностью выразить ощущение широкой пространственности. Никогда еще в его произведениях эффект освещения не был так убедителен. Передан не только лунный свет, но и спокойное зеленоватое сияние самой луны в ночной тьме. Зрители были поражены. Покоряла торжественная и ясная гармония величаво-спокойного в своей обыденной простоте и волнующего романтической приподнятостью образа. Редкий человек мог остаться равнодушным перед картиной, казавшейся неким колдовством. В начале 80-х гг. Куинджи выходит из Товарищества передвижников, и с 1882 г. начинается «затворнический» период его деятельности. Он не выставляет своих картин и почти никого не пускает в мастерскую. Произведения этого времени часто не датированы. Их можно разделить на несколько групп. Ряд произведений варьирует мотив пятен лунного или солнечного света в зимнем лесу («Солнечные пятна на инее»). В других главное значение имеет эффект тумана. Это своеобразное переосмысление опыта импрессионизма, живопись более густая, плотная, с известной долей декоративности. Художник не пытается «поймать» мгновение, а строит свою картину заново. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное. Особенно ярко это выражено в серии горных пейзажей. Эти картины – олицетворение величия природы, ее загадочности и недостижимости. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов. В этих пейзажах особенно ощутим неоромантический характер творчества художника. Несмотря на то что с 1882 г. Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в разработке нового устава Академии художеств; руководя пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. Куинджи был прекрасным преподавателем; стараясь уберечь своих учеников от подражательности, он стремился развить в каждом из них самобытность, вдохнуть в них свою горячую любовь к природе. Человек исключительной доброты, он во всем стремился помочь своим ученикам и товарищам; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант без тяжелых материальных забот. В 1897 г. за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Своим искренним и вдохновенным творчеством он прославил русское искусство и внес ценнейший вклад в его сокровищницу. Картины Куинджи находятся в музеях и частных коллекциях; все оставшиеся после смерти работы художник завещал Обществу его имени, которое некоторые из полотен передало в столичные и провинциальные музеи.

*   *   *

Галерея (142 изображения)

*   *   *

 Историко-биографический фильм «Кудесник света Архип Куинджи» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2007Продолжительность: 00:25:58Формат: aviРазмер: 173 МбРежиссер: Г. Иванова

Фильм рассказывает о жизни и творчестве русского художника Архипа Ивановича Куинджи.

Он пережил нужду и богатство, забвение и славу. Его картины завораживают.

Илья Репин писал о Куинджи: «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи…».

Скачать для ознакомления: Кудесник света Архип Куинджи

Источник: http://gorenka.org/index.php/kuindzhi-a-i

«Художник света». К 175-летию Архипа Ивановича Куинджи

«У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и, кроме того, никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга»

И.Н. Крамской

15 января исполнилось 175 лет со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи (1841?-1910), русского живописца-пейзажиста.

Архип Иванович Куинджи, 1870

Архип Куинджи родился в местечке Карасу под Мариуполем в 1841 (по другим данным – 1842), в семье бедного сапожника-грека. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер».

Ребёнок рано лишился родителей и жил в большой бедности. В школе Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.

Не окончив школу, он был определён к строительному подрядчику, затем к хлеботорговцу; потом  выучился у учителя-грека грамоте по-гречески.

С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подручном материале – на стенах, заборах и обрывках бумаги. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Был в учениках у И.К. Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту – лишь толок краски.

В 1860–1861 годах Архип едет в Петербург, мечтая о поступлении в Академию художеств. «Был уже не мальчик, – рассказывал он впоследствии, – понимал, что времени терять в мои годы нельзя.

Желание учиться у меня было горячее и твёрдое, и я решился ехать в Петербург где никого не знал и был почти без денег». Однако поступить ему не удалось: он дважды «проваливается» на вступительных экзаменах.

Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу.

В 1868 г. на академическую выставку он представил картину «Татарская сакля в Крыму», за которую получил звание неклассного художника. С третьей попытки он становится вольнослушателем Академии,  окунаясь в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И.Е. Репиным, В.М, Васнецовым, знакомится с И.Н. Крамским, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским.

На выставку 1869 г. Куинджи представил три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Чёрном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В них явно ощущалась увлечённость молодого художника стилем и живописной манерой И.К. Айвазовского и его стремление овладеть основами академической школы.

За картину «Осенняя распутица» он в 1872 г. получает звание классного художника.

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «море в сент-марье»

Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников*, посвящённые крестьянской теме.

По раскисшей под дождём дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредёт женщина с ребёнком – вот почти и все детали унылого пейзажа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

А.И. Куинджи «Осенняя распутица», 1872

Лето 1872 г. Куинджи посещает остров Валаам – любимое место петербургских пейзажистов. В результате появились картины: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме».

Неторопливо, спокойно ведёт художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с тёмными густыми лесами, упавшими деревьями.После выставки 1873 г., на которой экспонировалась картина «На острове Валааме», о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.

 О картине И.Е. Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». Картина стала первым произведением Куинджи, приобретённым П.М. Третьяковым.

А.И. Куинджи «На острове Валааме», 1873

В 1873 г. после большого успеха валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь его лежал через Германию.

В Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле, Вене.

Куинджи считал, что русская живопись стоит много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.

В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.

В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы». Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Катина «Север» закончила серию северных пейзажей. Затем долгие годы Куинджи отдаёт свой талант воспеванию природы южной и средней полосы России.      

В «Берёзовой роще»** художник созерцает красоту. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В картине доминирует идея красоты.

Поэтому изображение реального пейзажа обобщено посредством цветового решения: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо – монотонно окрашенным задником, роща – почти силуэтно, стволы берёз на переднем плане кажутся плоскими декорациями.

В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается изумительно цельное впечатление лика природы, редкостной, совершенной красоты».

А.И. Куинджи «Берёзовая роща», 1879

Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зелёную поляну, играя на белых стволах берёз, на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны.

В окончательном варианте нет ничего случайного, «списанного» с натуры. Передний план погружен в тень — так подчёркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова.

Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей.

В 1880 г. в Петербурге Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре». Выставка эта имела огромный успех. У входа на выставку стояла огромная очередь.

Картина превзошла все ожидания публики и уже во время создания обрела небывалую славу: в мастерскую к художнику приходили посмотреть на необычный пейзаж И.Н. Крамской, Д.И. Менделеев, И.С. Тургенев и многие другие.

А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880

Картина поразила зрителей сочетанием глубокой правды и не имеющим аналогий живописным решением. Среди зрителей возникали разговоры о том, что художник пользуется специальной «лунной» краской. Пейзажист В.Д. Орловский после долгих размышлений пришёл к выводу, что Куинджи пишет природу, глядя на неё сквозь цветные стёкла.

О Куинджи говорили везде. Он стал самым известным человеком в Петербурге. «Положительно я не помню, – писал поэт Я. Полонский, – чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносили такое невероятное впечатление».

Картина властно приковывала внимание зрителя. Освещённая с обеих сторон специальными лампами, она казалась окном, открытым в чарующую украинскую ночь. Замер, не шелохнется Днепр, освещённый бледным светом луны. Тёмная, тихая ночь царит в природе. Спит украинская деревушка, примостившаяся на берегу, лишь белые мазанки выступают из мрака ночи…

Особенно поразительным был в картине лунный свет: сильный в центре, насыщенный всеми оттенками зеленоватого тона, он постепенно затухал к краям холста, сливаясь с чернотой воды и облаков. Многие не верили, что художник написал всё это, не прибегая к особым живописным секретам.

Мастерство Куинджи в передаче лунного света – результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя.

Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе.

Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.

«Лунную ночь на Днепре» поспешил приобрести великий князь Константин Константинович, который даже в кругосветном путешествии не хотел с ней расставаться. «…Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное своё течение, небо – настоящее, бездонное и глубокое», – писал И.Н. Крамской.

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи – художник света», – писал И.Е. Репин.

В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал. Наступили долгие годы молчания.

А.И. Куинджи «Снежные вершины гор», 1890-1895

Последние годы Куинджи много путешествовал. По приглашению Н.А. Ярошенко Куинджи впервые приезжает на Кавказ и становится активным участником вечеров на «Белой вилле» в Кисловодске, где встречались литераторы, артисты, художники, учёные.

Поездка на Кавказские Минеральные воды отразилась в творчестве: с 1888 г. художник пишет вершины Кавказа – Эльбрус и Казбек. Количество кавказских этюдов огромно. Примечательно, что многие этюды Куинджи пишет в мастерской по памяти.

Художника привлекает снежная вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего солнца, то холодно-голубоватая вечером.

Среди «кавказских» полотен художника: «Снежные вершины гор» (1890–1895), «Эльбрус. Лунная ночь» (1890–1895), «Эльбрус днём. Стадо овец на склонах» (1890), «Вершина Эльбруса, освещённая солнцем» (1898–1908); этюды: «Эльбрус»,  «Казбек вечером», «Лунная ночь», «Пятна лунного света» и др.

А.И. Куинджи «Эльбрус вечером», 1898-1908

Свой богатый опыт и мастерство Куинджи передавал ученикам. С 1894 он был приглашён в Академию художеств на должность профессора пейзажной мастерской.

Начало XX века ознаменовалось для Куинджи рядом благотворительных деяний. Он поддерживал студенческую кассу помощи для нуждающихся учащихся. В 1901 году выделил капитал в сто тысяч рублей в премиальный фонд весенних академических выставок. В 1909 г. его ученики организовали Общество художников, которое позже стало называться Обществом имени А.И. Куинджи.

А.И. Куинджи «Эльбрус вечером. Розовый закат», 1898-1908

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно.

По завещанию великого художника «Обществу» перешёл его основной капитал, который составил около полумиллиона рублей, земли на южном побережье Крыма и все оставшиеся после его смерти работы. Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1929 г.

, а после его закрытия вся его живописная коллекция была передана Русскому музею.

Сегодня картины живописца хранятся во многих российских картинных галереях: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Тульском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Нижегородском государственном художественном музее, Чувашском государственном художественном музее, Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, Ставропольском краевом музее изобразительных искусств***.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок) – творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане передвижники противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов.

** В апреле 2008 г. на аукционе Sotbey's картина Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща» была продана за 3 065 000 долларов США.

А.И. Куинджи «Зима», посл. треть XIX в.

*** В Ставропольском собрании два этюда с закатом «Зима» и «Сумерки в степи». Прежде, чем занять своё место в Ставропольском музее этюды Куинджи находились в Государственном Русском музее, куда в 1930 г. поступили из Общества имени А.И. Куинджи.


В фонде библиотеки имеются книги о художниках и их творчестве:

Дмитренко А. Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст] / А. Ф. Дмитренко, Э. В. Кузнецова. –  Л.: Аврора, 1971. – 300 с.

Камминг, Р. Художники [Текст] / Р. Камминг. – М. : Слово, 2000. – 112 с.

Пейзаж в русской живописи: от классицизма до символизма [Текст]. – М. : Арт-Родник, 1999. – 190 с.

Пейзажная живопись [Текст]. – СПб. : Художник России, 1994. – 208 с.

Художники, композиторы, артисты [Звукозапись] : энциклопедия великих людей. – М. : МедиаЛаб, 2012. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2016/01/2008-doc-filmik-net.html

Куинджи Архип Иванович

Другие известные художники

Архип Иванович Куинджи родился в Крыму в Мариуполе в семье бедного сапожника, грека по национальности. Наиболее вероятная дата рождения — 1842 год. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». 

В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали его «в люди» — сперва к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Архип даже не успел окончить начальную городскую школу. У Аморети он прослужил до 1855 года. Позднее Куинджи стал заниматься ретушерством

Портрет работы В. М. Васнецова, 1869

Любовь к рисованию проявилась у Архипа еще в детстве он рисовал везде, где приходилось на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, мечтая о поступлении в Академию художеств.

«Был уже не мальчик, — рассказывал он впоследствии, — понимал, что времени терять в мои годы нельзя. Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я решился ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег».

Однако поступить в академию ему не удалось он дважды «проваливается» на вступительных экзаменах. 

В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание неклассного художника, и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным и В.

Васнецовым, знакомится с Крамским. Он начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.

«Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами, он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи, — пишет Э.В. Кузнецова.

— Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни». 

Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (И. Е. Репин, 1877)

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валаам» (1873). О последней Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном». 

В этот период в творчестве Куинджи увлечение суровой красотой северной природы сочетается с социальными мотивами, отражающими его гражданские чувства, его близость к идейно-демократическому искусству передвижников. Такова, например, его картина «Забытая деревня» (1874).

Отодвинув деревню на дальний план, Куинджи усилил впечатление ее заброшенности среди пустынной равнины и изображением хмурого осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей от дождей дороги, непролазной грязи глинистой почвы сумел вызвать тоскливое ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной, однообразной и скудной природы.

То же настроение порождает и другое полотно Куинджи — «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875)». 

«Море. Крым»
(1898—1908)

Поздней весной 1874 года художник поехал на родину. В Мариуполе его ждала девушка, которую он знал и любил едва ли не с самого детства.

Вера Елевфериевна Кетчерджи (после переезда в столицу ее станут звать Верой Леонтьевной), дочь состоятельного купца, отказывала всем женихам.

Теперь они могли пожениться Куинджи уже зарабатывал достаточно, чтобы обеспечить жене безбедную жизнь в столице. 

С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).

Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат, придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Контрастом глубоких теней и напряженного света Куинджи стремится передать особую чуткую тишину и какую-то торжественность ночи.

Возносящиеся вверх тополя стоят словно молчаливые стражи. В 1878 году «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже. 

История жизни Архипа Ивановича Куинджи

Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». 

«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. 

«Радуга»
(1900—1905)

«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году. 

«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.

— Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.

 

«Лунная ночь на Днепре»
(1880)

Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем. 

В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась». 

С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.

А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».

 

«Эльбрус. Лунная ночь»
(1890—1895)

Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит. 

Э.В. Кузнецова рассказывает:

«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.

В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И.

Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму». 

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»
(1890—1895)

Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908). 

Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками. 

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие. 

Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Источник: http://tunnel.ru/post-kuindzhi-arkhip-ivanovich

Куинджи Архип ИвановичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Куинджи Архип Иванович (Kuinji Arkhip Ivanovich) — известный русский живописец. Родился в 1842 году в семье сапожника в Мариуполе.

Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.

Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится вольнослушателем академии.

На Валааме, 1872
Осенняя распутица, 1872
Ладожское озеро, 1873

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

В 1873 Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро».

В 1874 на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году — две: «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876 — знаменитую «Украинскую ночь».

На острове Валааме, 1873
Украинская ночь, 1876
Осень, 1876-1890

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 году «Украинская ночь», вместе с «Видом на остров Валаам» и «Чумацким трактом», появляется на всемирной выставке в Париже.

В 1878 году Куинджи выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 году Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников.

В 1880 он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский, Страхов, Менделеев, Тургенев. В том же году картина была выставлена в Париже.

В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил «Березовую рощу», имевшую столь же крупный успех, а в 1882 «Днепр утром» вместе с «Березовой рощей» и «Ночью на Днепре».

После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

Березовая роща, 1879
Север, 1879
Ночь на Днепре, 1880

Эти три картины находятся в Третьяковской картинной галерее в Москве

В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников; для этого периода наиболее характерны его «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт», хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению. «Украинская ночь» знаменует перелом в творчестве Куинджи.

Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник — тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.

Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.

Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.

Вид на Москворецкий мост, Кремль

и храм Василия Блаженного, 1882

Вид на Кремль

со стороны Замоскворечья, 1882

Крым.

Вид на берег и море с гор, 1880-е

Несмотря на то, что с 1882 года Архип Иванович Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников.

Крым. Яйла,

1885-1890, Русский музей

Кипарисы на берегу моря,

1887, Русский музей

Эльбрус. Лунная ночь,

1890-1895, Третьяковская галерея

Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.

Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.

Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники.

Кавказ. Снежные вершины,

1890-1895, Русский музей

Дарьяльское ущелье,

1890-1895, Третьяковская галерея

Зима. Пятна света

на крышах хат, 1890-1895 годы

Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.

«Ночь на Днепре» находится у великого князя Константина Константиновича , «Березовая роща» и «Степь» — в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Степь», «Чумацкий тракт», «Украинская ночь», «Север», «Березовая роща», «После грозы», «Днепр утром» и «Закат в лесу»; в музее императора Александра III в Петрограде — «Вечер в Малороссии», «Туман на море», «Радуга» и эскизы.

Полдень. Стадо в степи, 1890-1895
Волга, 1890-е
Лесное озеро. Облако, 1891

Эти три картины находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

С 1894 по 1897 год Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств.

В 1904 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи скончался.
По материалам Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Ночь, 1880-1890, Музей-квартира

Архипа Куинджи, Санкт-Петербург

Туман в горах,

1898-1908, Русский музей

Море. Крым,

1898-1908, Русский музей

Источник: http://smallbay.ru/kuingi.html

Картина Куинджи «После дождя» – романтический пейзаж

Искусство и развлечения 24 апреля 2016

Архип Куинджи (1842–1910) был живописцем, который не признавал никаких традиций, постоянно искал новое, а если не находил, то прекращал выставляться. Архип Иванович не только любил природу, но и умел перенести ее пленительную красоту на полотно.

Плодотворный год

В 1879 году зрелый мастер, чьи работы всегда ожидаются с нетерпением, А. Куинджи, всех поразил новыми произведениями, которые составили как бы триптих. Это были совершенно разные «Север» и «Березовая роща» и еще более далекая от них картина Куинджи «После дождя».Они различны и по художественной манере, и по местам их написания.

Для изображения выбран Русский Север, средняя полоса России с березовой рощей и Малороссия. Представлена вся Россия. И какая же она разная! На Украине был подсмотрен пейзаж и написана картина Куинджи «После дождя». Несмотря на то что полотна эти очень разные, во всех работах чувствуется влияние импрессионизма.

С ним художник познакомился в 1875 году, когда ездил в Париж готовиться к долгожданной свадьбе с любимой девушкой.

Архип Куинджи

Это была колоритная фигура и внешне, и внутренне. Он был коренастым, крепким человеком. Ходил вразвалку, расправив плечи и выставив грудь вперед. Красивое лицо с высоким лбом и правильными чертами украшали пышные волосы.

Будучи очень состоятельным человеком, поскольку его произведения очень ценились и стоили дорого, Архип Иванович на себя и семью тратил просто копейки. А вот ученикам помогал.

Было у него еще увлечение – птицы. Обычные городские синички, галки, воробьи, вороны. Он их ежедневно подкармливал в одно и то же время, и они слетались к нему со всего города. А больных он лечил. Абсолютно непримиримый во всем, что касалось искусства, с пернатыми друзьями Архип Иванович становился совсем другим человеком.

Видео по теме

«После дождя», картина Куинджи: описание

Переменчивость природных явлений очень интересовала живописца. Он всегда одушевлял природу. Она живое существо, чья жизнь непосредственно связана с человеком. Они существуют в неразрывном единстве.

На этом романтичном пейзаже день клонится к вечеру. Прошла гроза, но треть верхней части неба занимают оставшиеся грозовые тучи. На них ложатся отблески зеленого луга. Скоро тучи совсем развеет ветер и унесет туда, куда удалилась гроза, влево. Там они еще темны и страшны.

Ближе к земле справа они светлеют. На их фоне виден хуторок с несколькими мазанками. На белизне стен – отблески поразительно яркой зеленой травы. Этот луг, заполнивший треть полотна, заиграл всеми красками под лучами солнца, которого картина Куинджи «После дождя» не показывает.

О нем можно только догадаться.

Через изумительную зелень луга, в которой художник с большим мастерством использовал все оттенки зеленого, проходит речка-ручеек. Она широко начинается прямо от рамы и ведет, прихотливо изгибаясь, к хутору. Так зеленый цвет дополняется фиолетово-черным.

Колорит картины оживлен и чисто техническими приемами. Художник использует несколько основных тонов, в которых усиливается интенсивность цвета. Картина Куинджи «После дождя» с изображенной на ней речушкой становится более динамичной. Имеются две горизонтальные композиционные линии (небо и луг) и вертикальная (речка).

Оживляет замерший после грозы пейзаж, еще не оправившийся от ливня и порывов ветра, лошадка. Она уже мирно пасется как ни в чем не бывало.

Зритель ждет радуги, которая покажется после дождя. Картина Куинджи предполагает ее появление.

Это яркое, полное чувства произведение, в котором передается взволнованность природы, обновленной и омытой дождем. Картина гармонична, и это сразу же передается зрителю.

Эффект на выставках

Три картины, которые художник выставил в 1879 году и позже, поражают зрителя. Работа «После дождя» (картина Архипа Куинджи) вызвала недоумение в среде художников и коллекционеров. П. М. Третьяков «Украинскую ночь» приобретать не стал.

Он сомневался в светящихся на ней красках. Художников волновало, долговечны ли сверкающие краски мастера, которые он составлял по собственным рецептам. Но публика просто ломилась на выставки, где были картины Куинджи.

Произведения мастера любимы и в наши дни, спустя сто лет после того, как они написаны.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/122490/

Картина Куинджи «После дождя» – романтический пейзаж. Описание картины осень куинджи

Главная » Картины куинджи » Описание картины осень куинджи

«Ранняя весна» Архипа Куинджи — ожидание тепла

Архип Иванович Куинджи вошел в историю российской живописи как мастер световых эффектов. Свет и тень не просто использовались им для создания реалистического пейзажа, но и для придания особого настроения, эмоционального наполнения картин. Картины его всегда поражали своей силой, выразительностью.

Жанр, в котором работал живописец — пейзаж. Он не просто передавал красоту ландшафтов, но и наполнял свои произведения воздухом, светом. Куинджи любил березы, которые очень эффектно смотрятся на полотнах, где важной составляющей является игра света и тени. Недаром знаменитую картину «Березовая роща» он воплотил в нескольких вариантах.

Изобразил это дерево Архип Иванович и других произведениях, например, в картине «Ранняя весна», которую он написал в зрелом возрасте, когда за плечами была уже добрая сотня выдающихся работ. Создавая ее, художник работал чистыми спокойными красками светлых пастельных тонов. Картина вышла очень жизнерадостная и лиричная.

Перед нами пробуждающаяся природа, привычный глазу ландшафт средней полосы. Мы видим изгиб реки, которая делит передний план полотна по диагонали, подчеркивая перспективу и придавая картине глубину. Горизонт разделяет картину пополам по вертикали, при этом речка приближается к нам, а небо «уходит» вдаль.

Время — конец февраля или начало марта, когда зима еще не закончилась, а весна еще не началась по-настоящему. Лишь начал таять лед, но еще не растял до конца.

Хотя по краю, у левого берега, а также в центральной части, вода уже струится небольшими потоками. И снежные пласты еще не сошли, хоть и потеряли свою белизну и сильно подтаяли.

Участки суши, очистившиеся от снега, еще выглядят уныло, но это скоро изменится.

Более всего весна чувствуется благодаря свету, заливающему картину. Этот яркий солнечный свет делает светлыми деревья дальнего леса на горизонте, а вот зимой они кажутся черными.

Небо, хоть и задернуто легкой дымкой белых облаков, сияет мягкой голубизной. На переднем плане радуют глаз зеленые пятна. Скорее всего это мох, который в это сырое холодное время сохраняет свежесть.

Два разных голубых тона — неба и воды — доминируют, делают картину «воздушной».

В центре, у самой излучины — белая береза. Ее ствол, слегка наклоненный к воде, светлыми ветками тянется в небо. Еще не скоро покроются они зеленью, но уже сейчас в этом образе чувствуется торжество набирающей силу весны. До настоящего тепла далеко, но в атмосфере картины нет места унынию. Ожидание настоящей весны — это уже праздник.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Описание картины Архипа Куинджи «Эффект заката»

Когда цвет на картине превращается в свет, с большой уверенностью можно сказать, что перед вами полотно, принадлежащее кисти Архипа Куинджи.

Казалось бы, холст, масляные краски, и вдруг откуда-то настоящее свечение, словно под полотном есть какой-то невидимый светильник. Похоже, именно свет стал главным героем картин художника. В его работе «Эффект заката» свет – красный.

Поначалу его блики кажутся нереальными, но если вспомнить, какие закаты бывают в реальности, то ни один из них не похож на другой, и порой они окрашивают предметы в самые причудливые цвета. Здесь окрасились снег, скалы, сосны. Судя по всему, закат этот в горах, а там, из-за того, что часть лучей прячется за вершинами, палитра становится вообще богатой и совершенно незаурядной.

Переходы от одного цвета к другому – намного резче, радикальнее. Именно потому полотно названо «Эффект заката». В горах – это именно эффекты. И меняться они могут буквально каждую минуту, становясь богатой пищей для воображения любой творческой личности.

Так и здесь, на увековеченном горном пейзаже, кажется, что пройдёт минута-другая, и красные зайчики заходящего солнца исчезнут, уступая место другому неповторимому эффекту. В долинах, как говорят их жители, закат быстрый. И только рука настоящего художника даёт нам возможность наслаждаться этим моментом столько, сколько мы захотим.

Усыпанная снегом ложбина уходит куда-то вдаль и опускается вниз, ещё на одну площадку, где всё выглядит уже иначе.

Но мы можем об этом только догадываться, глядя на сине-фиолетовое небо на заднем плане.

Да, поначалу свет кажется нереальным, но чем дольше вглядываешься в картину, тем больше хочется попасть в этот горный мир и потрогать руками скалы, на которых застыли красные солнечные зайчики.

opisanie-kartin.com

Описание картины Архипа Куинджи «Степь»

Архип Куинджи – это не простой живописец. Это удивительный, поцелованный Богом, художник, который владел таким фантастическим ремеслом как правильно работать со цветом, светом на полотне. Магия его искусства состоит в том, что он умело, пользовался красками и конечно же цветом и светом. Да так умело, что порой казалось, что это волшебство какое-то.

Вот, к примеру, два полотна на тему «Степь». Первое верхнее – простой пейзаж украинской степи. Где-то вдалеке видно село, а вокруг него бескрайняя степь жёлто-светло-коричневого цвета. На переднем плане колючка и уже слегка пожухлая солнцем трава. И конечно же бескрайнее небо, с тучами и с какой-то даже фиолетовой синевой. Поражает масштабность полотна и размах степи.

А вот второе полотно, это как раз к тем самым чудесам и относится. Пейзаж степи, но весенней. Когда трава только-только появилась и ещё молодая зелень. И вот тут наступает магия художника. Небо чуть серое, предрассветное. По земле гуляет утренний ветерок и трава волнами стелется по степи, такое ощущение что степь движется, колышется, живёт.

Даже создаётся ощущение что слышишь этот ветерок. И конечно снова масштабность, только на этот раз здесь чистая степь. Ничего не мешает природе, только она сама, только её дыхание.

Архип Куинджи не простой пейзажист. У него все работы наполнены искренней природой, а главное любовью художника к ней. В основном он описывал на своих полотнах украинские просторы, поскольку сам бы родом оттуда.

Одна из лучших его картин «Днепр в ночи» потряс зрителей. Но самое интересное, что это полотно он показал в единственном варианте. Просто была выставка одного полотна. И зрители шли и удивлялись её красоте. Ровно, как и вот этим представленным полотнам, особенно последнему, нижнему. Это полотно надо видеть и радоваться красоте.

opisanie-kartin.com

Описание картины Архипа Куинджи «После дождя»

Куинджи – русский мастер пейзажа, природа в картинах которого предстает практически одушевленной, живым существом, существующим параллельно с человеком.

«После дождя» изображает хутор где-то на юге России – нигде больше не бывает такого насыщенных цветов, электрической напряженности воздуха, от которой встают дыбом волосы на шее сзади, там, где самое чувствительное место.

Темные тяжелые тучи нависают над миром. Они выписаны с экспрессией, похожи на бурлящий котел самых разнообразных смешанных цветов. Из них только что лился дождь, сверкали острые клинки молний, от их столкновений громыхал тяжелый гром.

Но вот, гроза кончилась, и в тучах намечается просвет – едва заметная синева, которая скорее даже предчувствие чистого неба, чем оно самое. Этой прорехи солнцу хватает, чтобы бросить вниз сияющие лучи.

Они высвечивают, как божественным сиянием, участок травы, который кажется земным видением рая.

Сам хутор залит тем же светом. Невысокие домики лепятся к дружке, словно испуганные грозой, бежит к узкой, переполненной речке, дорога. Неподалеку пасется одинокая лошадь, и никаких людей на картине нет, только полнокровное, влажное ощущение от прошедшей грозы, ликование природы, пережившей очищение.

Славяне верили, что когда громыхает гром, земля сочетается браком с небом. Скандинавы верили, что это бог Тор, рыжий бородач, едет на своей колеснице по небу и мечет молот в порождения тьмы, желающие захватить мир. Для всех религий – языческих, завязанных на изменения природы – гроза была неким высшим актом очищения и любви, и это легко понять.

После дождя природа дышит свежестью. Кажется, что ярче светит солнце, и дышится полной грудью так хорошо, что воздух кажется похожим на пьянящее вино.

«После грозы» прекрасно передает это ощущение. Смотреть на неё значит заново переживать все грозы своей жизни.

opisanie-kartin.com

Картина Куинджи «После дождя» – романтический пейзаж

Архип Куинджи (1842–1910) был живописцем, который не признавал никаких традиций, постоянно искал новое, а если не находил, то прекращал выставляться. Архип Иванович не только любил природу, но и умел перенести ее пленительную красоту на полотно.

Плодотворный год

В 1879 году зрелый мастер, чьи работы всегда ожидаются с нетерпением, А. Куинджи, всех поразил новыми произведениями, которые составили как бы триптих. Это были совершенно разные «Север» и «Березовая роща» и еще более далекая от них картина Куинджи «После дождя».Они различны и по художественной манере, и по местам их написания.

Для изображения выбран Русский Север, средняя полоса России с березовой рощей и Малороссия. Представлена вся Россия. И какая же она разная! На Украине был подсмотрен пейзаж и написана картина Куинджи «После дождя». Несмотря на то что полотна эти очень разные, во всех работах чувствуется влияние импрессионизма.

С ним художник познакомился в 1875 году, когда ездил в Париж готовиться к долгожданной свадьбе с любимой девушкой.

Архип Куинджи

Это была колоритная фигура и внешне, и внутренне. Он был коренастым, крепким человеком. Ходил вразвалку, расправив плечи и выставив грудь вперед. Красивое лицо с высоким лбом и правильными чертами украшали пышные волосы.

Будучи очень состоятельным человеком, поскольку его произведения очень ценились и стоили дорого, Архип Иванович на себя и семью тратил просто копейки. А вот ученикам помогал.

Было у него еще увлечение – птицы. Обычные городские синички, галки, воробьи, вороны. Он их ежедневно подкармливал в одно и то же время, и они слетались к нему со всего города. А больных он лечил. Абсолютно непримиримый во всем, что касалось искусства, с пернатыми друзьями Архип Иванович становился совсем другим человеком.

«После дождя», картина Куинджи: описание

Переменчивость природных явлений очень интересовала живописца. Он всегда одушевлял природу. Она живое существо, чья жизнь непосредственно связана с человеком. Они существуют в неразрывном единстве.

На этом романтичном пейзаже день клонится к вечеру. Прошла гроза, но треть верхней части неба занимают оставшиеся грозовые тучи. На них ложатся отблески зеленого луга. Скоро тучи совсем развеет ветер и унесет туда, куда удалилась гроза, влево. Там они еще темны и страшны.

Ближе к земле справа они светлеют. На их фоне виден хуторок с несколькими мазанками. На белизне стен – отблески поразительно яркой зеленой травы. Этот луг, заполнивший треть полотна, заиграл всеми красками под лучами солнца, которого картина Куинджи «После дождя» не показывает.

О нем можно только догадаться.

Через изумительную зелень луга, в которой художник с большим мастерством использовал все оттенки зеленого, проходит речка-ручеек. Она широко начинается прямо от рамы и ведет, прихотливо изгибаясь, к хутору. Так зеленый цвет дополняется фиолетово-черным.

Колорит картины оживлен и чисто техническими приемами. Художник использует несколько основных тонов, в которых усиливается интенсивность цвета. Картина Куинджи «После дождя» с изображенной на ней речушкой становится более динамичной. Имеются две горизонтальные композиционные линии (небо и луг) и вертикальная (речка).

Оживляет замерший после грозы пейзаж, еще не оправившийся от ливня и порывов ветра, лошадка. Она уже мирно пасется как ни в чем не бывало.

Зритель ждет радуги, которая покажется после дождя. Картина Куинджи предполагает ее появление.

Это яркое, полное чувства произведение, в котором передается взволнованность природы, обновленной и омытой дождем. Картина гармонична, и это сразу же передается зрителю.

Эффект на выставках

Три картины, которые художник выставил в 1879 году и позже, поражают зрителя. Работа «После дождя» (картина Архипа Куинджи) вызвала недоумение в среде художников и коллекционеров. П. М. Третьяков «Украинскую ночь» приобретать не стал.

Он сомневался в светящихся на ней красках. Художников волновало, долговечны ли сверкающие краски мастера, которые он составлял по собственным рецептам. Но публика просто ломилась на выставки, где были картины Куинджи.

Произведения мастера любимы и в наши дни, спустя сто лет после того, как они написаны.

fb.ru

Описание картины Архипа Куинджи «Вечер на Украине»

Архип Куинджи преимущественно писал пейзажи, которые в 1870-е годы были на пике популярности. Это вызвано тем, что появилась волна популярности идеала гуманизмы. Вдохновленный народными ценностями, художник приступил к работе. Прежде всего, в картинах он воплощал человеческие ценности, богатство не только физическое, но и духовное.

Центральной фигурой идеалистического мира становится – природа, которая постоянна, изменялась и создавала удивительной силы и красоты пейзажи. Но так было не всегда, до этого времени, было высоким искусством изобразить серый и скучный пейзаж российской действительно, но благодаря творческим подвижникам, эта преграда была сломлена.

Куинджи начал создавать красочные картины, восхищаясь простыми и обыденными вещами. Например, полями, залитыми лунным светом и многие другие природные явления. Он романтично показал игривость и нежность среды.

В картине «Вечер на Украине» изображена гармония миров: природного и искусственного. Стоит присмотреться как домик «вливается» в окружающую обстановку, не являясь центром композиции, но сохраняя целостность. Кажется, что время остановилось, оставив миг, когда закат оставил свой след на крыше и стенах домов. Природа, нежно обволакивает и желает спокойно ночи всему окружающему.

Картина наполнена живой энергетикой и динамиков, каждый сможет живо представить, как проходит вечер в деревне, даже не смотря на людей, которые были бы лишние. На холсте изображено единство земного и человеческого. Картина не кричит своими красками, лишь мягко расслабляет от невзгод прошедшего дня.

Куинджи смог создать новую техника использования красок. Критики того времени, считали, что свечение красок не более чем физиологическое раздражение в глазу. Последователи художника смогли доказать, что дело в мастерстве и таланте Куинджи, который смог добиться форсированного цвета и использовать как эталон новой эстетики.

opisanie-kartin.com

Картины, описание картин — Куинджи, Архип Иванович

Описани е картины Архипа Куинджи: Березовая роща.«Мастер света» — такое прозвище дали Куинджи другие художники. Так как для них всегда оставалось секретом его необычный талант изображать свет настолько реально, что, казалось, будто это не картина, а фотография.

До сих пор много деятелей искусств в растерянности смотрят на картины и не понимают, как и чем можно передать свет луны или солнечные лучи, чтобы, глядя на них, жмуриться.Произведение «Березовая роща» было написано в 1879 году. На полотне изображен яркий, лучезарный и, сверкающий солнечными лучами, день.

Вокруг все спокойно и тихо, в душе селится некая неописуемая радость и восторг.Так мастерски изображен уголок березового леса, поглощенного игрой «зайчиков», что невольно становишься свидетелем необычного представления – солнечные лучи вплетаются в висящие ветви берез и «катаются» на них, обдуваемые легким летним ветерком.

И, кажется, что, если прислушаться, то можно услышать шелест листьев и пение птиц, стрекотание кузнечиков в высокой и мягкой траве. Наполненность контрастом зеленого цвета и его оттенков, позволяет ближе воспринять всю глубину и пышность березового леса.

Далее переносимся на ручей, который своим свежим и прохладным потоком уводит нас в глубину полотна, туда, где его уже не видать. Однако ощущение свежести и чистоты резко создает контраст между летним зноем и спасительной прохладой чистых вод ручья.

Чтобы придать лесу плотности и глубины, художник рисует на дальнем фоне картины темные силуэты, однако формы им конкретной не дает, что говорит о том, что самое важное здесь, перед глазами, раскинуто как на ладони.Такой тонкости световых эффектов Куинджи добивается при помощи правильно подобранной композиции цвета и контраста.

Ведь так тонко можно почувствовать свет, находясь во тьме. Поэтому и автор предпочитает сочетать темные тона со светлыми, чтобы одни на фоне других выделялись своей глубиной и чистотой. Темный лес даем нам возможность ярче воспринять голубое небо и почти светящиеся стволы берез.Художник находится в восхищении от русских пейзажей, потому как именно русский лес полон мыслей и надежд, желаний и молитв, которые очень четко ощущаются, кода попадаешь в эту дивную природу.

www.art-drawing.ru

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-kuindzhi/opisanie-kartiny-osen-kuindzhi.html

Ссылка на основную публикацию