Описание картины бориса кустодиева «купец»

Картина Кустодиева «Купец, считающий деньги» 1918 г

Свое творчество известный русский художник, иллюстратор и декоратор Борис Михайлович Кустодиев свой творчесий путь посвятил России, по своей сути жизнерадостной и праздничной, с крестьянами и купцами, отражающий провинциальную жизнь.

На картине мирный, добродушный, патриархальный купец, словно деньги его не очень интересуют. Именно этот момент запечатлен на холсте «Купец, считающий деньги» написанной им в 1918 году. Здесь нет идеализации, его купцы часто невежественны, ограниченны и самодовольны, но не алчны.

Ведь торгуются за каждую копейку их приказчики, а они сами если и делают это, то как бы с вошедшей в поговорки русской ленцой. Позировал художнику Василий Кастальский, муж его сестры. Художник ничего не приукрашивает в своих картинах, не изменяет исторической правде: он тщательно изображает перегруженность богатства, которое для него представляет живописные ценности.

Он понимает купеческое довольство – всемогущую власть денег, но не показывает это зрителям.

Как положено наш персонаж носит длинную, уже седую бороду, волосы на голове зачесаны согласно моде начала 20 века. Одежда купца также соответствует тому времени, на нем красная в мелкий горошек рубаха поверх которой жилетка. С шеи свисает цепочка к которой подцеплена дополнительная видимо для часов.

Рядом с деньгами на столе мы видим расписанную коробочку, куда возможно потом будут сложены эти денежные средства для хранения. Драгоценная коробочка потом обязательно займет свое коронное место на одной из стоящей за спиной этого пожилого мужчины полке.

Там мы видим различный скарб, жестяные расписные коробки с крышками, пузырьки и стеклянные банки со всяким снадобьями. Справа вверху намоленная икона подсвечиваемая ломпадой.

Картина Кустодиева «Купец, считающий деньги» написана довольно таки реалистично, относительно других его работ.

Кустодиев точно передал в ней цветовую гамму и показал купца несколько задумчивым и отвлеченным, левой рукой держащего необходимый атрибут любого бизнесмена счеты (современный аналог Калькулятор), правая рука положена хозяином прямо на уже не раз пересчитанные купюры и монеты царской России различного достоинства разложенные на деревянном столе. Аккуратно сложенные в столбики пересчитанные монеты говорят о кропотливости этой работы. Вполне вероятно мысли купчишки заняты дополнительным подсчетом, в котором получилась прогалина, некая недостача денег.

Кустодиев не стал увлекаться модным в те времена символизмом, он пошел «другим путем», и его искания чем-то сродни творчеству Максима Горького, представившего молодой советской литературе купца как одного из основных «героев своего времени».

Эти известные личности заметили свое «родство» и в 1919 году произошла их первая встреча. Горький очень хорошо понимал и ценил творчество Кустодиева и покупал его картины для Нижегородского музея.

А художник со своей стороны оформил обложки произведений Горького о купцах в частности «Фома Гордеев».

Живописец смотрел на класс купечества реалистически. В 1900-х годах Кустодиев изобразил русского купца как представителя отечественной буржуазии. В новой советской России купеческая и крестьянская тема некоторое время сосуществовали вместе. В его творчестве эти темы словно вытекали одна из другой. Возможно Кустодиев считал, что русское купечество возникло от крестьянских корней.

С 1750-х годов торговля привлекает не только государственных, но и крестьян находящихся под игом помещиков, которые отдают своему хозяину большую долю своего дохода.

Если торговец занимался производством каких либо товарных ценностей, то к нему потихоньку приходил достаток.

Затем такой торговец перебирался в близлежащий городок, получал звание купца, входил в купеческую гильдию и занимал новую ступень социальной лестницы.

Сам Кустодиев имел отличную возможность видеть тот размах развития дел купечества в Костроме, Кинешме или в Астраханской губерниях, но ему были не очень интересны уж совсем олигархи.

Он словно не видел возникновение другого слоя купечества, которое создавалось в начале ХХ в, представляющего крупных буржуев с их капиталом.

Они были не похожи на купцов с дремучими бородами в красных рубахах в горошек, не ходили в начищенных до блеска сапогах, и с неторопливыми движениями.

Новые купцы были настоящими миллионерами, получили хорошее по тем временам образование, многие в последствии становились щедрыми, кто то по обычаю меценатом. Наш художник раскрывал характеры незаурядных купчишек старого покроя.

Эти тогдашние бизнесмены сами покупают и продают, держат небольшие магазинчики и лавки. Они имеют исконно русские и словно пуповиной повязаны с простой провинциальной жизнью. Кустодиев внимательно изучает их вкусы и обычаи.

Они широко отмечают все старинные русские праздники, то есть, не оторвались от народа, тщательно соблюдая все положенные обряды. Масленица – значит катанье с горок, стремительный полет на тройке, кукольные спектакли в ярмарочных балаганах, и изобилие на столе.

На празднике святой Пасхи – обязательное христосование, крашенные яйца и многочисленное разнообразие куличей. На Троицу – веселое катание на расписных каруселях, самые лучшие наряды на зависть окружающим.

Мир купечества у Кустодиева изображен в дорогих мехах, женщины в ярких шалях, платьях из шелка и драгоценностях.

Они словно наяву превращают в быль русские народные сказки: на столе блюда из «злата-серебра», на шее монисто из «скатного жемчуга», наряды из бархата. И в этот богатый мир купечества входит также дородность.

Но все это нарушает пропорции, нет чувства меры, благородной простоты и гармонии. В этой среде всего с избытком, чрезмерно, во всем видно стремление продемонстрировать свой имущественный ценз.

Купцы заботятся о том, чтобы все видели их довольство, финансовое состояние, замечали их шубы из соболя, драгоценности и наряды их дородных жен. Кустодиев словно любуется своими героями. Его герои не личности, а социальный тип. В этих образах переплетается корыстно-приобретательское начало, старинные жизненные устои и в некотором роде нелепые эстетические представления.

Сегодня Картина Кустодиева Купец, считающий деньги находится в Музее- квартире Бродского И. И., ее размер составляет 88,5 на 70 см, масло, холст

Источник: http://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina—kupets-schitayuschiy-dengi.html

Купец (Старик с деньгами)

Видение этого страшного мира, может быть, наиболее отчетливо и без прикрас возникает перед художником в его картине «Старик с деньгами», написанной уже после революции, в 1918 году.

И здесь Кустодиев не пошел по пути сатирического обличения. Более того, в характеристике старика нет и тени иронии. Он мученик денег, прикованный к ним незримой силой.

Он способен творить зло их властью, но сам не властен перед их могуществом.

Персонажи Кустодиева, хотя они и могут вызывать улыбку, трудно назвать «положительными» или «отрицательными». Они таковы, какими их сформировала среда. «За кулисами» кустодиевских произведений живут его подлинные герои — обычаи, нравы, традиции.

Для Кустодиева все это родная стихия. Он зачарован ее национально-русским колоритом. Но, как мудрый художник, он не может не видеть и не понимать ее истинного смысла.

И если видение жизни у Кустодиева сказочное, то его оценка жизненных явлений реалистична.

Чувство правды жизни подсказывает художнику меру заострения того или иного образа. Кустодиев каждому воздает «по заслугам». Ладные крестьянки на сенокосе и расфуфыренные городские барышни для художника не одно и то же.

Разное отношение вызывают у него веселящиеся деревенские парни и купеческая семья, распивающая чай за тесовыми воротами.

В одной и той же картине он по-разному изображает барыню с барином, важно шествующих мимо знаменитой городской лужи, и мужичка с его бабой перед ларьком булочника. Однако на тех же «мужичков» во время крестного хода Кустодиев смотрит уже другими глазами.

Ирония Кустодиева как бы восстанавливает объективные морально-этические пропорции действительности. Это — своеобразный реалистический противовес романтической фантазии художника. Это — критерий правдивости его сказок.

Истолковывать иронию Кустодиева как насмешку, пусть даже тонкую, над изображаемыми явлениями, значило бы упрощать дело. Для Кустодиева ирония — не средство разоблачения. По сути дела художник иронизирует не столько над действительностью, сколько над своим упоением жизнью, над своими иллюзиями о жизни.

Кустодиев детски доверчив к миру. Скептицизм ему совершенно не свойствен. Он ничем не напоминает человека, утратившего положительные идеалы. Напротив, сказка Кустодиева как раз и выражает его жажду положительного идеала, связанного с народными представлениями о привольной, радостной жизни.

Однако «строительным материалом» поэтической мечты художника была самая прозаическая российская действительность. Реальное для честного художника не совмещалось с идеальным. Ирония Кустодиева — логическое следствие его художнического мышления. Она — неизбежная расплата за его добрую доверчивость.

Кустодиевская ироническая улыбка — это своего рода извинение за его любовь к России, со всеми ее несовершенствами.

Творчество Кустодиева художественно достоверно. Его картины — изобразительная энциклопедия российского провинциального быта. Она достаточно объективна, чтобы предоставить широкие возможности для различных толкований того содержания, которое в ней заключено.

Мы, смотрящие из другой исторической эпохи на жизнь, воссозданную Кустодиевым, конечно, воспринимаем ее иначе, нежели сам художник. И, конечно, его реализм дает основания для серьезных раздумий и, может быть, для критики прошлого. Однако художник никогда не навязывает зрителю собственных суждений. Созданные им образы — концентрация жизни.

Зрителю предоставляется творить над нею суд, исходя из своих критериев добра и зла. 

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/kustodiev_boris_mihaylovich_1878/kupec_starik_s_den_gami/

Кустодиев Борис Михайлович (1878 — 1927)

Этого художника высоко ценили современники — Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, — широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.

Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники — все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.

Художник любил Россию — и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось «круто в финансовом отношении», обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.

Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали «Терем».

Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев — верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.

Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.

За «лубочность» его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Кустодиев принимал активное участие в объединении «Мир искусства», выставлял свои картины в выставках объединения.

Читайте также:  Описание картины алексея саврасова «хоровод в селе»

На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.

В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.

Источник: http://cvetamira.ru/kustodiev-boris-mihaylovich-1878-1927

Энциклопедия купеческой жизни в картинках (Кустодиева)

16 февраля в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» открывается выставка «Венец земного цвета», посвященная 140-летию со дня рождения художника Бориса Кустодиева. Там будут представлены все его любимые сюжеты — русское купечество, народный быт и праздничные гуляния. По этому поводу Buro 24/7 вместе с музеем объясняет на картинах именинника, как жить по-купечески.

Больше всего времени успешные купцы проводят за своим главным занятием — торговлей. Продавать можно что душе угодно — от сундуков до чая.

Многие лавки и вовсе не имеют специализации, а держат всего понемногу: и фарфоровую посуду, и закуску, и свечи.

Не забудьте получить гильдейское свидетельство на звание купца первой, второй или третей гильдии в зависимости от размеров вашего капитала (чем он больше, тем выше гильдия).

У купцов есть свой свод правил, сформулированный Зегимелем в книге 1881 года «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». Кроме того, купцы должны помнить о купеческом такте.

Такт в торговле — необходимая принадлежность, как воздух, которым дышит дело купца, и пища, которым оно питается. Опытный торговец заводит связи и узнает о потребностях, а затем деликатно сталкивается с покупателем, будто невзначай, и ведет с ним беседу о разном.

Когда же нуждающийся в товаре будет доведен до необходимости спросить у купца: «Нет ли, дескать, нашего товару?», тогда продавец отвечает, будто безучастливо и равнодушно: «Есть, разве нужно?»

Купец, 1918Купец, 1923

После работы необходимо обязательно отдохнуть и выпить чаю. По традиции русский чай заваривается перекипевшей водой из огнедышащего самовара, а потом еще чайник укрывается матерчатой куклой, чтобы «жар выжал из чаинок всю нутряную черноту и вязкую горечь».

Чай обычно пьют с молоком, вареньем, фруктами, сластями и пирогами. Сахар в чай добавлять не нужно. Обычно говорят, что чай «кушают», потому от чая потеют, как от обильной пищи. Чаепитие длится долго, за раз выпивают до нескольких десятков чашек, а в день чай пьют по 3–4 раза.

 Напиток будет ароматнее и вкуснее, если пить его из блюдца.

Купчиха за чаем, 1918Извозчик в трактире, 1920

Купец любит себя показать и на других посмотреть. Для выхода в свет нужен достойный наряд, ведь одежда — важный элемент быта, указывающий на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение.

Но нужно помнить, что купец по моде не одевается, это даже считается неблагопристойным. Мода — постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления: это значит, человек потерянный.

Разумеется, в парадных случаях купец вынужден отдать дань европейской моде: надеть сюртук, жилетку и туфли, но лучше и естественнее он чувствует себя в сапогах с высокими голенищами, картузе и в длиннополых, утепленных, из толстого сукна сюртуках, предпочтительно темно-синего цвета.

Купчиха, напротив, любит одеться понаряднее и поразноцветнее, с обилием кружев, бантиков, перьев, крупным жемчугом и массивными перстнями. На лицо надо не жалеть белил и румян.

Купец в шубе, 1920Купчиха, 1920

Обедает купец в трактире, там можно заказать расстегай, икру, рыбную селянку, жареного поросенка, гурьевскую кашу и другую снедь. Как говорит знаменитый трактирщик Тестов: «У меня этих разных фоли-жоли да фрикасе-курасе не полагается…

По-русски едим — зато брюхо не болит, по докторам не мечемся, полоскаться по заграницам не шатаемся». В трактире можно еще и решать деловые вопросы, а также слушать хор, подпевать ему или петь, что сердце пожелает, и не стесняться в выражениях — женщин в трактир все равно не допускают.

Кстати, здесь официантов зовут половыми.

Трактирщик, 1920Половой, 1920

За развлечениями и покупками нужно идти на ярмарку. Там можно пообщаться с коллегами и приобрести все необходимое, а также подстричься, побрить бороду, начистить сапоги до блеска. Осторожность не помешает: на ярмарке обязательно будут шулера-картежники, и успех у них сопутствует лишь подсадным клиентам.

Здесь можно проявить себя и с хорошей стороны и пожертвовать деньги на благотворительность, если на ярмарке открывают ночлежный приют и благотворительные торговые ряды для нуждающихся. Напоследок нужно повеселиться. А какая ярмарка без аттракционов? Здесь вы всегда найдете передвижные театры, дрессированных медведей, качели и карусели.

В Масленицу нужно успеть обойти все праздничные потехи в городе: прокатититься с ледяной горки, где перед крутым спуском угощают водкой «на дорожку», посмотреть на балаган, где выступают скоморохи, жонглеры, акробаты, а еще показывают «живые картины». Можно сходить понаблюдать за кулачными боями, осадить снежный городок или прокатиться на тройке — лошадей принято украшать лентами, бумажными цветами, вешать бубенчики.

Масленица, 1919Масленица, 1916

Источник: https://www.buro247.ru/culture/arts/16-feb-2018-merchants-of-kustodiev.html

Борис Кустодиев. Ничего, кроме Родины

Автор: Алексис Остоя , Фаина Шатрова  |  2016-03-12 23:05:01

Каждый живет в своей Руси. Кто-то проживает в Российской Федерации, созданной официальными СМИ, кто-то мается в Роиссе оппозиционных политневротиков, а кто-то – самые счастливые – обитают в России, увиденной однажды русскими живописцами – Левитаном, Нестеровым, Кустодиевым…

Последняя есть скрытая Родина, земля обетованная русского народа. Увидеть ее – высший дар. Русский художник Борис Кустодиев несомненно обладал им. Его Россия кому-то может показаться надуманной, стереотипной, невзаправдашной, бесконечно наивной. Это от отсутствия зрения. Истинного зрения.

От отсутствия чувства Родины.

В картинах Кустодиева невидимая для глазного нерва обратная перспектива – не мы праздно, критично лицезреем «нехитрые» сюжеты Бориса Михайловича, а, напротив, Кустодиевская Русь, скрытая Родина, взирает на нас, как на «объективную реальность» — суматошных, горделивых обладателей «собственного мнения».

Автопортрет, 1912 год

Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» — так называли сторожа, церковного привратника. Неизвестно, были ли дальние предки Бориса Михайловича церковными служителями, но его ближайшие родственники связали свои жизни именно с церковью.

Дед служил дьяком в одном из сел Самарской губернии, по его стопам пошли и сыновья – Степан, Константин и Михаил. Учился в духовной семинарии и Борис Михайлович, но поступил он в нее, скорее, в силу обстоятельств.

После смерти отца в семье сложилось отчаянное материальное положение, а в духовной семинарии мальчик мог получить образование за казенный счет. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи.

Большую часть времени мальчик будет посвящать своему новому увлечению – скульптуре, вырезая из мягкого камня фигурки забавных животных.

На Волге, 1910 год

Любимой темой Кустодиева на долгие годы стала провинциальная Россия с ее народными гуляниями и цветастыми ярмарками и главными действующими лицами – жителями маленьких уютных городков.

Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей. Когда он впервые увидел субботнюю ярмарку, он записал: «…это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво».

Ярмарка, 1908 год

Художник Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей.

Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь».

Портрет Федора Шаляпина, 1921 год

Борис Кустодиев по праву считается непревзойденным мастером портрета – этот жанр занял центральное место в его творчестве еще со времен учебы в Академии художеств. После появления первых работ на выставках публика оценила мастерство портретиста – посыпались частные заказы.

Сам Кустодиев признавался, что эти заказы отвлекают его от неустанного поиска языка и стиля. Книжный иллюстратор Иван Билибин, историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека.

Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина.

Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план, играет роль главного, но все же составного компонента».

Интересно, что в нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку.

Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.

Портрет Николая II, 1915

В 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, Кустодиева приглашают написать портрет царя. В то время был небывалый подъем национального духа в России, и царедворцы-политтехнологи, видимо, решили воспользоваться патриотической волной и придать дополнительной русскости образу самодержца. Не случайно, что выбор пал именно на Кустодиева – «самого русского художника».

Борис Михайлович вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления – может быть, у них теперь это в моде “обласкивать», как раньше «облаивали».

Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы… Враг новшества, и импрессионизм смешивает с революцией. “Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые,» – его фраза.

И все в таком роде». В этих словах чувствуется недоверие и осторожность живописца к государю.

Николай II кисти Кустодиева создает очень странное впечатление. Не покидает ощущение неестественности, «ряженности» образа царя в «русском ипостаси». Все это усугубляет несколько отрешенный взгляд императора, направленный сквозь созерцателя полотна.

Позади государя Кремль, а не «родной» Санкт-Петербург. Вероятно, так «имиджмейкеры» Николая хотели придать дополнительной «исконности» императору. Однако московский «интерьер» выглядит слишком искусственно, как макет.

Как известно, Кустодиев очень любил обогощать портреты «живым» фоном. Мы видим праздник жизни, балаган, гуляния на его автопортрете на фоне Троице-Сергиевой лавры и на знаменитом портрете Федора Шаляпина.

Возможно, художник предлагал живой фон и заказчикам портрета самодержца, но те по какой-то причине остановились на «пустом», безлюдном Кремле.

Потрет сложно назвать удачным, несмотря на безупречную технику художника. Царь получился “ненастоящим”, потому что Кустодиев не смог обнаружить в личности государя той народной искры, русской харизмы, которую он воспевал в своей живописи.

После грозы, 1921

Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Несмотря на успешную операцию, в 1915 году боли вернулись – болезнь атаковала с такой жестокостью, что мастер не мог самостоятельно передвигаться.

Он перенесет еще одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. Тем не менее, именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций.

На многих из них будет присутствовать неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник в жизни.

Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Но он до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу — красоту и щедрость русской земли.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/21253-boris-kustodiev-nichego-krome-rodiny.html

Сочинение по картине Кустодиева “Купчиха за чаем”

В центре картине изображена молодая женщина, которая пьет чай на балконе. Женщина одета в черное платье с фиолетовыми разводами и чепец такого же цвета. Это подчеркивает то, насколько у нее белое лицо и плечи, а так же свежесть розового лица.

Читайте также:  Описание картины сильвестра щедрина «веранда, обвитая виноградом»

День уже начинает клониться к закату и по небу плывут розовеющие облака. На столе стоит огромный самовар и разнообразные фрукты и сладости: арбуз, виноград, варенье, булки. Рядом стоит расписной ларец для рукоделий, которым купчиха будет заниматься после чая.

Купчиха очень красива. Тело у нее крепкое и здоровое. Она удобно устроилась, подперев локтем другой локоть, и мило отставив пухленький палец. Чай купчиха пьет из блюдца. Кот ластиться к ее белому и пухлому плечу.

Купчиха занимает господствующее положение в картине. Крупная женщина заполняет собой практически все пространство картины. Она словно возвышается над тихим провинциальным городком, который она олицетворяет.

А за пределами ее дома протекает спокойная уличная жизнь. Виднеются дома с вывесками, мостовая, выстеленная булыжниками, гостиный двор и церковь. А с другой стороны виден соседний синий дом, на балконе которого старый купец с женой тоже сидят за самоваром. Ведь что может быть приятнее после дневного сна, чем неспешно потягивать чай с блюдечка?

Строение картине создано таким образом, чтобы фигура купчихи и натюрморт, который расположен на переднем плане обретали вместе пирамидальную форму, что делает композицию еще более нерушимой. Плавные и спокойные формы направляют внимание зрителя к центру холста: голые плечи, рука, в которой блюдце, лицо с ясно-голубыми глазами и центром композиции являются алые губы бантиком.

Картина написана с использованием малого количества колористических инструментов. Фактура письма очень гладкая и ровная, чем-то напоминающая эмаль. В картине проявляется своеобразный метод художника Кустодиева.

Написанное им выглядит очень убедительно и правдиво, хотя художник и не повторяет природу, а пишет все от себя. Он использует поистине уникальные цветовые сочетания.

Например, на картине цвет кожи купчихи немного светлее неба.

Картина «Купчиха за чаем» кажется поэмой о красоте русской природы и русской женщины. Именно это и является первым впечатлением о ней. Но главное в картине – это ироничность, с которой художник изображает купчиху, а так же уют и безмятежность купеческого быта в уездном захолустье.

(3 votes, average: 5.00

Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-kupchixa-za-chaem.html

Картины Б.М. Кустодиева и пьесы А.Н. Островского МКОУ СОШ с уиоп д. Стулово. — презентация

1 Картины Б.М. Кустодиева и пьесы А.Н. Островского МКОУ СОШ с уиоп д. Стулово<\p>

2 Цель: выяснить, что общего у драматурга А.Н. Островского и художника Б.М. Кустодиева В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского Б.М. Кустодиев. Автопортрет<\p>

3 Б.М. Кустодиев. Купец год Творчество А.Н. Островского и живопись Б.М. Кустодиева неразрывно связаны с изображением патриархальной Руси, Замоскворечья, населённого купечеством. Русское общество второй половины 19-го века делилось на шесть сословий, среди них видное место занимали купцы. Они считались привилегированным сословием, освобождались от рекрутской повинности и телесных наказаний. Но, по сравнению с дворянами, это сословие считалось второсортным. Купцы играли не малую роль в жизни общества.<\p>

4 Б.М. Кустодиев. Масленица Купцы соблюдали традиции и нравственные ценности. Отличались трудолюбием, деловитостью, смекалкой, любовью к своему делу, умением ценить время, умением ладить с людьми. Дома их были всегда большие, с крепкими воротами, мощными засовами, таковы были и их лавки. Домашний уклад соответствовал правилам «Домостроя»: младшие слушаются старших, жена подчиняется во всём мужу, дети почитают родителей.<\p>

5 В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского А.Н. Островский вывел на сцену разные типы купцов, «поворотил нас лицом к купцу». Это не случайно. Вся жизнь писателя с детства связана с Замоскворечьем, купеческим районом старой Москвы. Картины своеобразных нравов и быта Замоскворецкого купечества с раннего детства глубоко запали в душу Александра Николаевича. Здесь живой и наблюдательный мальчик набрался впечатлений о жизни купеческих особняков и их обитателей, которых впоследствии изображал в своих пьесах.<\p>

6 Островский писал: «Тогда ещё тихое Замоскворечье, населённое богатыми купцами и вообще людьми достаточными, было особым миром. Там, в просторных домах, окружённых всевозможными службами и большими садами, мирные обыватели вели совершенно замкнутую семейную жизнь».<\p>

7 В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского Будущий писатель получил образование в губернской гимназии, потом в Московском университете на юридическом факультете, откуда ушёл с третьего курса, когда понял, что юридические науки не его призвание. В годы учения увлекался театром, много читал, почувствовал наклонность к авторству. Начались годы службы в «совестном суде», затем в коммерческом суде. Здесь рассматривались судебные дела, уголовные и гражданские, судились люди самых различных слоёв общества, купцы и мещане. Это очень пригодилось потом бытописателю русского купечества.<\p>

8 В коммерческом суде перед Островским проходила вереница любопытных коммерческих дел- о злостных банкротствах, уловках с кредиторами, о хитроумных обходах закона, к которым прибегали купцы, стремясь разбогатеть во что бы то ни стало. Будущих персонажей своих купеческих комедий он изучал здесь в натуре. Итак, к началу литературной деятельности у Островского было достаточно жизненных впечатлений. Б.М. Кустодиев. Купец год<\p>

9 А.И. Любезнов – Большов в спектакле «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского. Малый театр 1847 год – начало литературной деятельности Островского. Газета «Московский городской листок» напечатала сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это был отрывок из незаконченной тогда комедии «Банкрот», (озаглавленной позже «Свои люди – сочтёмся»). Отрывок имел исключительный успех. Это навсегда определило дальнейший жизненный путь Островского. «Я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в своё призвание», – писал он в автобиографической заметке.<\p>

10 Н.Г. Гундарева – Липочка в спектакле «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского Писательница Растопчина так передавала свои впечатления: «Что за прелесть «Банкрот»! Это – наш русский Тартюф, и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы, энергии. Ура! У нас рождается театральная литература!…» Гоголь отзывался с похвалой о таланте молодого драматурга: «Самое главное, что есть талант, а он везде слышен…»<\p>

11 В 50-е годы Островский написал такие пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедная невеста», «Бедность не порок» и другие. Они возродили русскую сцену, сделались любимейшими спектаклями у публики. С середины 50-х годов драматург печатает в передовом журнале «Современник» свои пьесы, пронизанные критическим отношением к старозаветному укладу жизни. Лучшей из них была «Гроза», законченная автором в 1859 году. После «Грозы» драматург пишет пьесы о разорении дворянства. Это комедия «Бешеные деньги» (1870 год). Е.Н. Рощина-Инсарова – Катерина в спектакле «Гроза» А.Н. Островского. Театр Литературно-художественного общества год<\p>

12 Жизнь А.Н. Островского в е годы – это его творческая деятельность, он обогащает театр своими пьесами жизни. Он популярен, но материально не обеспечен. Он дал театру более 50-ти пьес, но имел долги, драматург оставляет театральное поприще и занимается большой организаторской деятельностью. Заслуженную оценку драматург получил в середине 80-х годов. В январе 1886 года Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. К сожалению, ему не удалось провести в жизнь все свои планы. Здоровье было подорвано. Весной 1886 года он, тяжело заболев, уезжает в Щелыково Костромской губернии и там 2-го июня умирает. С.М. Брагарник – Огудалова в спектакле «Бесприданница» А.Н. Островского. Московский театр им. Н.В. Гоголя<\p>

13 Кустодиев Борис Михайлович ( ) – известный российский художник. Он прославился как бытописатель старой России, патриархальной русской провинции. Его картины помогают нам совершить путешествие в прошлое, воскресить некоторые страницы ушедшего быта Москвы и русской провинции, знакомые Островскому и изображённые в его пьесах. Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – главный сюжет его картин. Они передают атмосферу праздника, радостного восприятия жизни. Но не все знают, что свои лучшие и самые знаменитые произведения художник написал, будучи тяжело больным, прикованным к инвалидному креслу человеком. Б.М. Кустодиев. Автопортрет г. Написан им специально для зала автопортретов художников мира в галерее Уффици (Флоренция)<\p>

14 Б.М. Кустодиев. Купчихи год<\p>

15 Картина «Купчиха», прекрасна живописной палитрой. На фоне золотистой осени горделиво стоит женщина в лиловом платье. На ней шаль с ярким народным орнаментом. Художник восхищается статной русской красавицей, пышущей здоровьем. И пейзаж, и платье, и сама героиня – это яркий красочный букет. Б.М. Кустодиев. Купчиха год<\p>

16 Б.М. Кустодиев. Масленица<\p>

17 Б.М. Кустодиев. Купчиха с покупками год<\p>

18 В конце 1911-го года Б.М. Кустодиев начинает свою деятельность театрального декоратора. Он оформил 39 спектаклей, большинство из них связаны с именем А.Н. Островского.<\p>

19 Островский и Кустодиев – бытописатели старой русской провинции. Им обоим свойственен иронический или критический оттенок в отношении к теме. Но их бытописания, характер иронии существенно различны. Островский даёт реальные и типичные картины современной ему провинциальной жизни. Он показывает борьбу добра и зла в их истинном соотношении. Его насмешка направлена против невежества, тупости и ханжества провинциальных нравов. В жанровых картинах Кустодиева нет стремления передать жизнь такой, какой она была в действительности. Эскизы декораций к драме А.Н. Островского «Гроза» год<\p>

20 Эскиз декорации к драме А.Н. Островского «Гроза» год Кустодиев не воспроизводит реальной жизни, а создаёт свой собственный мир кустодиевской провинции. Таким он остаётся и в театре. Рецензенты говорят о том, что кустодиевская провинция мягка, добра и лучезарна, в ней много забавного, неторопливого, привлекательного. Они отмечают, что красочные фоны кустодиевских декораций затрудняют для театра задачу создать социально острый, гротесковый спектакль, раскрывающий тёмные стороны старой России.<\p>

21 Под сводами церкви. Эскиз декорации к драме А.Н. Островского «Гроза» год<\p>

22 Улица. Ворота дома Кабановых. Эскиз декорации к драме А.Н. Островского «Гроза» год<\p>

23 Эскизы декораций к драме А.Н. Островского «Гроза» год «Гроза» – последнее произведение созданное Б.М. Кустодиевым в таком идеалистическом духе и в какой-то мере подводящее итог дореволюционному этапу работы Кустодиева в театре. В годах Б.М. Кустодиев написал несколько картин маслом на сюжеты «Грозы», а в 1919 году использовал их для создания декораций для Псковского городского театра. В них нет решительно ничего от социальной драмы Островского, от того трагического накала, которым наполнено произведение с первых же страниц. Перед зрителем разворачивается мир весёлой сказки. В них нет эмоциональной окраски Островского.<\p>

24 В 1923 году Б.М. Кустодиев пишет декорации для спектакля Александринского театра «Свои люди – сочтёмся». В этой работе новое отношение к трактовке образов пьесы, новый характер костюмов и гримов. Более острыми становятся его характеристики, откровенно насмешливым отношение к провинциальным героям. Гримы к пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» год<\p>

25 Изучение жизни и творчества Кустодиева Бориса Михайловича убеждают нас в том, что его картины увековечили для потомков давно ушедшую, но такую родную и близкую старую Москву и Россию. Его произведения яркие, оптимистичные, продолжают жить, доставляя огромную эстетическую радость людям. Сюжеты его живописи научили нас зорче смотреть, замечать черты традиционного быта, вкраплённые в современную жизнь. Учат размышлять над увиденным, анализировать свои наблюдения. Б.М.Кустодиев. Берёзовая роща год<\p>

26 Изучив творчество А.Н. Островского, его тесную связь с Замоскворечьем, мы убедились в том, что Островский – первоклассный художник-реалист. Он никогда не забывал о долге истинно народного писателя. Он создал комедии и драмы, которые по праву можно считать энциклопедией быта и нравов эпохи с её положительными и отрицательными сторонами. Он создал особый мир, мир купечества, для сцены. Его пьесы до сих пор остаются актуальными и современными. Их ставят на сценах всех театров России. Имена Б.М. Кустодиева и А.Н. Островского тесно связаны одной темой – темой далёкого прошлого, купеческого быта, русской провинции. Вывод<\p>

27 Список использованной литературы 1. Дурылин С. А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. «Искусство», 1949 г. 2.Журавлёва А.И., Макеев М.С.. А.Н. Островский, в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. Издательство Московского университета, 1997 г. 3. Лакшин Б. А.Н. Островский. Москва, «Искусство», 1982 год. 4. Лебедева В. Кустодиев (время, жизнь, творчество). Москва, «Детская литература», 1984 г. 5. Лобанов М. Островский. серия «Жизнь замечательных людей». Москва. «Молодая гвардия», 1989 г. 6. Островский А.Н. Драмы. Справочное пособие. Москва, «Дрофа», 1997 г. 7. Штильмарк Р. За Москвой рекой. Москва, «Молодая гвардия», 1983 г.<\p>

28<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/904370/

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец». Картина купец

ГлавнаяКартиныКартина купец

► КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927). «Купец (Старик с деньгами)». 1918 г.Холст, масло 88,5 x 70 см.Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Русское искусство не раз обращалось к образам «деловых людей». Отечественные писатели одарили нас гоголевскими купцами, самодурами Островского и отталкивающим Лужиным из «Преступления и наказания». Когда мы говорим о живописных полотнах, посвященных купечеству, как правило, вспоминается Борис КУСТОДИЕВ с его длинной чередой колоритных купцов и купчих.

Кустодиев писал купечество в основном мелкое, провинциальное, более того – уже вчерашнее, и зачастую с куда большим сочувствием, чем было принято. Герои его полотен ближе к современникам великого бытописателя купеческой жизни Александра Николаевича ОСТРОВСКОГО, чем к промышленникам предреволюционных лет.

Купец Кустодиева, прежде всего, человек из народа. Разбогатевший сын крепостных крестьян, облаченный порою в дорогую шубу явно не для тепла, а для демонстрации достатка, он в то же время умен и работящ, а потому вызывает не только привычное на Руси раздражение чужим благополучием, но и сочувствие.

Картина «Купец» написана в 1918 году, когда кустодиевских героев уже вовсю ставили к стенке. Может быть, поэтому художник придал своему герою облик, напоминающий евангельского пророка, обречённого на казнь: на лице – философская задумчивость, в глазах – скорбный вопрос.

Однако, блестяще выписанная купеческая рука, лежащая на кипе ассигнаций, более всего похожа на лапу орла, вцепившегося в добычу. Художник уже знает дальнейшую судьбу своего героя, не может не сопереживать ему, но в то же время не желает скрывать и своего отношения к купеческому ремеслу.

Купец Кустодиева неоднозначен.

Потом «богатеев» стали изображать по-иному. И эта традиция дожила до наших дней.

the-morning-spb.livejournal.com

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна были всегда яркие, красочные, сочные. Открытые по максимум, с чистым русским раздольем. Он часто подмечал такие тонкости русского бытия, которого порой никто ранее не замечал.

Художник редко когда обращался к портретному направлению. Но если он это делал, то получались мастерски точно исполненные лики. К примеру, этот портрет «Купец, считающий деньги». Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина «Скупой». Хотя человек на полотне чисто русский вариант, но всё же…

Смотрите какой у него взгляд. Масляный, но в то же время, твёрдый – не отдам! Это далеко не усталый труженик, хотя работать в лавке тоже приходится. Иначе бы не смог бы он заработать состояние и жить так припеваючи.

Богатый жилет, цепочка с часами, окладистая борода – всё выписано идеально. А руки? Это не усталые руки. Это уже достаточно холёные руки прижимистого человека, потому что что-то подсказывает, что он весьма жаден.

По крайней мере, рука, положенная на деньги, дескать, всё моё – никому не отдам, о многом говорит.

Но с другой стороны без вот таких вот купцов не сложилась бы Россия того времени. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям.

А купцы как раз те самые маленькие винтики, которые двигали экономику к лучшим временам. Правда вскоре это всё рухнуло и обесценилось.

Но пока, во всяком случае, на полотне мы видим сытого ухоженного купца, который зарабатывает достаточно, чтобы прожить какое-то время безбедно.

Кустодиев всё-таки больше пейзажист или же жанровый художник. Достаточно вспомнить другой полупортрет «Купчиха за чашкой чаю». Это даже скорее жанровая сценка, где главная роль отведена ей – дородной, благородной крови, купчихе.

opisanie-kartin.com

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

23.05.2015

Кустодиев не был ярко выраженным портретистом. Мы никогда не узнаем почему: то ли его больше привлекали иные жанры, то ли по какой-либо другой причине, но факт остаётся фактом — портреты художник писал редко.

Однако если он всё-таки принимался за такую работу, то в итоге получался красивый, ярко выраженный образ, как, например, картина «Купец, считающий деньги».Кого же мы видим, глядя на портрет? Пожилого человека с окладистой бородой в одежде, подчёркивающей социальный статус носителя.

Бархатный жилет, нарядная рубаха, серебряная цепочка на шее и золотое кольцо на пальце — все эти вещи ненавязчиво свидетельствуют об уровне доходов купца. Окончательно дополняют образ счёты, высокие столбики монет и пухлые стопки бумажных ассигнаций на столе.

Наиболее эмоциональными в облике богатея являются суровое лицо и рука, лежащая на деньгах. Этот скряга свой капитал никому не отдаст.

Прижимистость торговцев была притчей в языцех во все времена. Такова уж суть ведения бизнеса — получение больших доходов при маленьких расходах.

Однако если посмотреть на это в контексте царской России, то становится ясно, что именно они, купцы, своей деятельностью помогали экономике страны демонстрировать устойчивый рост до самой Первой мировой войны. После неё и революции купеческое сословие исчезло, подвергнувшись репрессиям.

Картина, тем не менее, показывает нам человека, пришедшего к успеху на своём жизненном пути, и его будущее видится весьма безоблачным. Кроме этого полотна, Кустодиев обращался к теме купечества и в другой своей картине — «Купчиха за чашкой чаю».

Однако её нельзя назвать портретом, это всё-таки жанровая сцена, в которой внимание акцентировано на пухлой женщине, олицетворяющей собирательный образ русского купеческого сословия.

8-poster.ru

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна были всегда яркие, красочные, сочные. Открытые по максимум, с чистым русским раздольем. Он часто подмечал такие тонкости русского бытия, которого порой никто ранее не замечал.

Художник редко когда обращался к портретному направлению. Но если он это делал, то получались мастерски точно исполненные лики. К примеру, этот портрет «Купец, считающий деньги». Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина «Скупой». Хотя человек на полотне чисто русский вариант, но всё же…

Смотрите какой у него взгляд. Масляный, но в то же время, твёрдый – не отдам! Это далеко не усталый труженик, хотя работать в лавке тоже приходится. Иначе бы не смог бы он заработать состояние и жить так припеваючи.

Богатый жилет, цепочка с часами, окладистая борода — всё выписано идеально. А руки? Это не усталые руки. Это уже достаточно холёные руки прижимистого человека, потому что что-то подсказывает, что он весьма жаден.

По крайней мере, рука, положенная на деньги, дескать, всё моё – никому не отдам, о многом говорит.

Но с другой стороны без вот таких вот купцов не сложилась бы Россия того времени. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям.

А купцы как раз те самые маленькие винтики, которые двигали экономику к лучшим временам. Правда вскоре это всё рухнуло и обесценилось.

Но пока, во всяком случае, на полотне мы видим сытого ухоженного купца, который зарабатывает достаточно, чтобы прожить какое-то время безбедно.

Кустодиев всё-таки больше пейзажист или же жанровый художник. Достаточно вспомнить другой полупортрет «Купчиха за чашкой чаю». Это даже скорее жанровая сценка, где главная роль отведена ей – дородной, благородной крови, купчихе.

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец» | источник

sochinenie-o.ru

Купец петра великого | историк

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-kupec.html

Кустодиев — это который? — Да что пышных купчих писал..

Купчих он, конечно, писал. И довольно-таки пышнотелых. Согласно тому представлению о красоте, которое бытовало в среде, где и обращались эти самые купеческие Венеры.

И хотя сейчас все помешаны на похудении, слово «целлюлит» стало страшнее слова «жупел», а в красавицах и моделях ходят двухметровые девы-ножницы, все одинаковые, как куклы Барби (я не ворчу — я надеюсь, что скоро мода переменится), но нельзя сказать, что кустодиевские женщины не привлекают глаз. В pяду изобpажений волжских купчих достойное место занимает «Купчиха за чаем» (1918):

…Пpовинциальный гоpодок. Чаепитие. Молодая кpасавица купчиха сидит в теплый летний вечеp на балконе. Пеpед нею стол с самоваpом, фpуктами и сдобой.

Нежный pумянец оттеняет белизну холеного лица, чеpные бpови слегка пpиподняты, голубые глаза что-то внимательно pассматpивают вдали. По pусскому обычаю, она пьет чай из блюдца, поддеpживая его пухлыми пальцами.

Вдали видна теppаса дpугого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.

Характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашены восхищением и мягкой авторской иронией.

Рассказывают, как почти свихнулся некий митpополит, узpев одну и его каpтин: «Видимо, диавол водил деpзкой pукой художника Кустодиева, когда он писал свою „Кpасавицу“, ибо смутил он навек покой мой.

Узpел я ее пpелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастыpь, где и буду замаливать гpехи свои.»

Однако писал он не только купчих. Он много чего писал. Мало кому столько доставалось от художественной кpитики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Футуpисты pугали мастеpа за то, что он никак не может пpеpвать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все «оглядывается на пеpедвижников».

Декаденты считали его искусство «безнадежно оpтогpафическим», «Солидные» кpитики из больший печати десятых годов называли pаботы Кустодиева «лубочными». А в 20-е годы молодые кpитики, освоившие пpиемы вульгаpной социологии, повесили на живописца яpлык «последнего певца купеческо-кулацкой сpеды».

Неоднозначно решение в картине Кустодиева «Большевик», которого художник изобразил на фоне города. Большевик выше домов, выше церкви, а знамя в его руке заслоняет всё небо, прямо по Маяковскому: «Флагами небо оклеивай!».

Народ же в ногах у большевика по сравнению с ним ничтожно мелок, что отражает преувеличение большевиками роли личности в истории и их пренебрежительное отношение к народу как аморфной «массе», с которой можно делать все, что угодно.

Кустодиев выразил то представление о твердокаменных большевиках, которое они старались внушить о себе народу.

Если вглядеться в лицо большевика, фанатичное и ожесточённо-беспощадное, его сокрушительную поступь, его готовность снести стоящий на пути храм, то можно предположить, что у художника было весьма скептическое отношение к революции, по крайней мере, во время создания этой картины. Тем более, что действие происходит на закате дня, что очень символично.

Пару слов о его жизненном пути.

Борис Михайлович Кустодиев (1878−1927)
В 1903 году закончил Академию Художеств, получил за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль.

К 1910 году Боpис Михайлович становится всемиpно известен и пpедставляет pусское искусство за pубежом. Золотые медали сыплются как из pога изобилия. В 1912 году он становится академиком, о нем востоpженно пишет Репин.

К этому вpемени написаны такие такие каpтины, как «Базаp в pусской деpевне», «Яpмаpка» (1906), «Яpмаpка» (1908), «Яpмаpка» (1910), «Пpаздник в деpевне» (1907), «Деpевенский пpаздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Пpовинция» (1910) и т. д.

С особой яркостью дарование Кустодиева-декоратора проявилось в оформлении пьес Островского «Свои люди — сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Волки и овцы», «Гроза».

И тут пришла болезнь.
В результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

Евpопейская знаменитость Геpман Оппенштейн ставит диагноз: опухоль в спинномозговом канале, чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Вопрос стоял так: что сохpанить ему: pуки или ноги.

Юлия Евстафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки пpи паpалитике, эта милая, мягкая подpуга и советчица говоpит: «Оставьте pуки. Художник — без pук, он жить не сможет…»

Полгода Боpис Михайлович пpовел в больнице.
Невзиpая на симптомы недуга, он с необыкновенным подъемом создает одну каpтину за дpугой: «Кpасавица», «Девушка на Волге» — (сpазу пpизнана классикой). Вслед за ними пишет сеpию каpтин-песен «Масленицы», свеpкающую паноpаму pусских пpазднеств, наpодных гуляний, калейдоскоп неповтоpимых по сочности и яpкости сочетаний.

За год до кончины он завеpшил каpтину «Русская Венеpа». Пpекpасное обнаженное тело молодой женщины, кpепкое, здоpовое, излучающее аpомат свежести, чистоты.

Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной pжи, лицо, далекое от классической пpавильности, но пpитягательное, добpое. Непpинужденный, по-своему гpациозный и величавый жест, непpихотливая обстановка пpостой деpевенской баньки.

А последним пpоизведением художника был этюд тpиптиха «Радость тpуда и отдыха»…

Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

…За десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги.

http://kustodiev-art.ru
http://www.boriskustodiev.ru

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/18200/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector