Описание картины бориса кустодиева «натурщица»

Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)

Этого художника высоко ценили современники – Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, – широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.

Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.

Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники – все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.

Художник любил Россию – и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.

Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось “круто в финансовом отношении”, обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.

Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).

Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали “Терем”.

Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.

Кустодиев – верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.

Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.

За “лубочность” его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.

Кустодиев принимал активное участие в объединении “Мир искусства”, выставлял свои картины в выставках объединения.

На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.

В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.

Источник: http://cvetamira.ru/kustodiev-boris-mihaylovich-1878-1927

Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris Mikhailovich), русский художник, выдающийся мастер жанровых сцен русского быта. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. В возрасте пятнадцати лет он стал брать уроки живописи у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.

Художник Иван Яковлевич Билибин, 1901, Русский музей, Санкт-Петербург
Юлия Евстафьевна Кустодиева, урожденная Прошинская, жена художника, 1903, Русский музей
Утро (Юлия Кустодиева с сыном Кириллом), 1904, Русский музей

Занимаясь в мастерской Ильи Ефимовича Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (Портрет Ивана Билибина был отмечен золотой медалью II класса на международной выставке в Мюнхене в 1901 году).

Ярмарка, 1906,

Третьяковская галерея

На террасе, 1906,

Нижегородский художественный музей

Земская школа

на Московской Руси, 1907

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).

Гулянье на Волге, 1909,

Костромской художественный музей

Ренэ Ивановна Нотгафт,

1914, Русский Музей

Красавица (актриса МХТ Фаина Шевченко), 1915, Третьяковская галерея

Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни.

Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения.

В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, однако Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.

Лежащая натурщица,

Читайте также:  Описание картины зинаиды серебряковой «автопортрет в шарфе»

1915, Музей-квартира Бродского

Крестный ход, 1915,

Чувашский художественный музей

Масленица,

1916, Русский музей

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И.

Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

Прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Сенокос, 1917,

Третьяковская галерея

Вербный торг у Спасских ворот, 1917, Нижегородский художественный музейБалаганы, 1917,

Государственный Русский музей

Графиня Грабовская,

1917, частное собрание

Купчиха за чаем (Галина Адеркас),

1918, Русский Музей

Купчиха с зеркалом,

1919, Русский музей

Зима Масленичное катание,

1919, Музей-квартира Бродского

Лыжники, 1919,

частное собрание

Провинция, 1919,

Музей искусств Республики Казахстан

Зима. Масленица,

1920, Фонд-коллеция АН РФ

Троицын день, 1920,

Саратовский художественный музей

Купчиха с покупками,

1920, Национальный музей Беларуси

Голубой домик,

1920, Музей-заповедник “Петергоф”

Весна, 1921

частное собрание

Федор Шаляпин,

1922, Русский музей

Купанье,

1921, частное собрание

Купальщица,

1921, Русский музей

На Волге,

1922, Фонд-коллеция АН РФ

Актриса Татьяна Чижова,

1924, Ивановское объединение музеев

Крещенское водосвятие,

1921, частное собрание

Русская Венера, 1925-1926,

Нижегородский художественный музей

Источник: http://smallbay.ru/kustodiev.html

Художник Борис Кустодиев. Биография, картины Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], — известный русский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у Ильи Репина.

Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года ), “Мира искусства” (с 1911года ), АХРР (с 1923 года).

С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (“Ярмарки”, “Масленицы”, “Балаганы”, “Деревенские праздники” ); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой “модерна” линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически (“Купчихи”, темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; “Красавица”, 1915, Третьяковская галерея; “Купчиха за чаем”, 1918, Русский музей).

С начала 1900-х гг. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.

Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада (“Утро”, 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения.

Биография Кустодиева

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков.

Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С.

Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем.

Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.).

Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922).

В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами.

Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды.

Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917).

Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве».

Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы».

В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества.

В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций.

Читайте также:  Описание картины ильи машкова «обнаженная»

Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

Картины Кустодиева

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/893-kustodiev.html

Кустодиев Борис Михайлович

  • Искусство | Живопись

    Русский художник

    Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани 7 марта 1878 года.Фамилия его происходит от старого русского слова “кустодия” – т.е. стража.В детстве Борис жил в маленьком флигеле, который приютился за домом купца Догадина на Демидовской улице вместе с матерью, Екатериной Прохоровной, младшим братом Михаилом, сестрами Катей и Сашей.

    Семья была небогатой, так что духовное училище пришлось кончать за казенный счет. Большое впечатление произвела на юного Кустодиева выставка передвижников, во многом под впечатлением от неё он решил стать художником.

    Занимаясь в семинарии он параллельно брал уроки рисунка у художника Власова, и в 1896 году в возрасте восемнадцати лет отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но вот ирония судьбы – несмотря на прошение Власова в училище его не смогли принять: слишком стар.

    Тогда Борис отправился в Петербург, где и поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств, а через некоторое время на него обратил внимание Илья Ефимович Репин и взял к себе в мастерскую.

    Надо сказать, Кустодиев был очень разносторонним человеком: он часто и с удовольствием ходил в Мариинский и Александринку (правда, чтобы достать дешевый билет, приходилось постоять в очереди), на концерты, был завсегдатаем академической библиотеки, неплохо играл на фортепиано и на гитаре.

    Говоря о Кустодиеве, его товарищи по цеху отмечали, что твердый, целеустремленный характер и необычайная работоспособность сочеталась в нём с необычайной чувствительностью, мягкостью и застенчивостью.Работая над монументальным полотном “Заседание Государственного Совета”, Репин в качестве помощника выбирает Кустодиева. Это очень почётное, хотя и хлопотное предложение.

    Приехав с товарищами под Кинешму на каникулы, Кустодиев встретил в Высокове свою будущую жену Юлию Евстафьевну Прошинскую. К тому моменту она окончила Смольный институт, успела поработать машинисткой и поучиться в школе поощрения художеств.

    Молодые люди долго встречались, переписывались и наконец в1903 году в маленькой церкви на Екатерининском канале в Петербурге состоялось венчание. Самые лучшие и пронзительные портреты художника – это изображения его жены.Работы молодого художника быстро получили признание: за портрет Билибина на выставке в Мюнхене он получает вторую золотую медаль.

    Академия присуждает ему звание художника и выделяет средства на поездку за границу для знакомства с мировой живописью.Кустодиев с женой и маленьким сыном посетили Париж, Севилью (Веласкес производит большое впечатление), но вместо года путешествие продлилось всего чуть больше пяти месяцев – Кустудиев скучает по дому, по Родине. Вернувшись домой, художник покупает две с половиной десятины возле деревни Маурино и строит дом – “Терем”. Кустодиев любит русскую природу, русский быт и жизнь в деревне ему не в тягость.При этом его “деревенские” работы далеко не всем нравятся. Кустодиева обвиняют в “декоративности”, в “манерничании”, в “лубочности”.

    Купчиха за чаем.

    31 мая 1905 года у Кустодиевых родилась девочка, назвали ее Ириной. Позже её можно будет увидеть на многих полотнах художника.Кустодиев пишет много портретов: с людьми дело обстоит проще, а вот собаку Пикета (для картины “На охоте”) приходится привязывать целой системой веревок, чтобы он стоял в нужной позе.Несмотря на то, что Кустодиев был человеком далёким от политики, взглядов он придерживался самых либеральных. После того, как в сатирическом журнале “Жупел” появилась карикатура Кустодиева на Витте, следующий номер не вышел: запретила цензура. Министр внутренних дел Дурново заявил: “Самые рисунки его призывают к восстанию”.

    Лежащая натурщица

    Не прикладывая к этому особых усилий, Кустодиев стал модным портретистом, особенно после того, как его избрали академиком живописи.В работе он высоко ценил первое непосредственное впечатление, любил работать быстро, чтобы не “заездить” картину.

    Ко всему прочему, Кустодиев был не только отличный живописец, он прекрасный график.В 1912 году художник вынужден отправиться на лечение в швейцарский город Лейзен.

    Чувствут он себя неважно, но диагноз ему поставить не смогли (врачи говорили то о костном туберкулезе, то о церебральном менингите).Грабарь заказал Кустодиеву групповой портрет художников “Мир искусства” для Третьяковской галереи.

    Поручение это самое что ни на есть деликатное: ведь рисовать приходится хороших знакомых, многие из которых придирчивы и обидчивы. Помимо таланта на помощь Борису пришли его мягкий характер и чувство юмора.

    Мир искусства художников.

    Первая Мировая война стала для Кустодиева личной трагедией: ему должны были делать вторую операцию в Германии, прогнозы были самые благоприятные, но это было невозможно из-за войны.Оперировал Кустодиева в России Лев Андреевич Стуккей, он нашел опухоль в спинном мозге. После операции ноги художника были парализованы.

    Несмотря на это, Кустодиев продолжал много работать, и работы его полны света и юмора.Революцию Кустодиев принял без особого восторга, но и без ненависти.

    Как многие либеральные интеллигенты он был вдохновлен “стихией борьбы” и выполнил для Каменноостровского проспекта панно гигантских размеров с символическими изображениями людей труда: крестьянина, строителя, пекаря, сапожника, столяра, огородника, портного.Один из лучших портретов того времени – изображение Федора Шаляпина.

    Шаляпин потребовал, чтобы на картине обязательно присутствовал его французский бульдог Роб-Рой. Чтобы он стоял и держал морду вверх, на шкаф сажали кошку.

    Человек творческий, Кустодиев постоянно пробовал себя в разных жанрах, в частности делал декорации для спектакля Дикого “Блоха” по пьесе Замятина в Москве и для спектакля Монахова по той же пьесе в питерском БДТ, книжные иллюстрации, гравюры.Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года в Ленинграде.О Борисе Кустодиеве была снята телевизионная передача из цикла “Гении и злодеи”.

    Автор текста Инна Розова

    7 марта 1878 года – 26 мая 1927 года

  • Источник: http://chtoby-pomnili.net/649-649.html

    Красавица Кустодиева

    sergeymissing

         Сильнейшее впечатление производила Фаина Васильевна Шевченко, я видел ее в спектакле „На дне“, в „Горячем сердце“ и в „Плодах Просвещения“. Каждый ее выход на сцену был событием. Сегодня страна боготворит гениальную Фаину Раневскую, ее все знают по кино, а Раневская с восторгом взирала на Шевченко, потому что Шевченко была актерская глыба не меньше, чем Раневская. Но Шевченко давно умерла, о ней не пишут, не говорят, и имя ее известно только знатокам…(В.Вульф) Фаина Васильевна Шевченко родилась 5 апреля 1893 года в Воронеже. Свой неповторимый голос она унаследовала от отца, который пел в хоре Митрофановского монастыря. Фаина окончила Мариинскую гимназию и отправилась учиться дальше — В Москву. Окончив Школу МХАТ, она стала актрисой театра. Блистала на сцене до начала 60-х.

    Читайте также:  Описание советского плаката «бам – стройка века»

    Фаина Шевченко в спектакле МХАТ “Царь Федор Иоаннович”

    Встреча Кустодиева и 20-летней артистки МХАТа случилась в августе 1914 года. Тогда он приехал в Москву по делам.Он руководил мхатовскими художниками, изготовлявшими декорации к спектаклям. Она показалась ему верхом совершенства. Румяная, пышнотелая.

    Фаина призналась, что с упоением репетирует роль жены статского советника Фурначева Настасьи Ивановны в спектакле «Смерть Пазухина».После премьеры Кустодиев зашел к ней в гримерку. Робко попросил позировать для своей картины. Она согласилась. Ее лишь возмутило, что она должна позировать обнаженной.

    Борис Михайлович нежно ее уговаривал, держал за руку: — Я ж не для себя прошу вас раздеться, а искусства ради. Так появился первый эскиз к Красавице:

    Борис Кустодиев. Натурщица. Правая нога, левая ступня. 1915 г.Работалось ему легко.

    Хотя все чаще мучили боли в пояснице, свидетельствовавшие о грозной болезни. Но было вдохновение и состояние влюбленности в молодую женщину. И это отодвигало физические страдания на второй план. Она видела, что Кустодиев к ней питает отнюдь не дружеские чувства, но не смущалась. Ей это льстило.

    Картина была нарисована. И они разошлись как в море корабли. Эта первая Красавица, 1915 года, хранится в Третьяковке:

    Борис Кустодиев. Красавица. 1915 г.

    “Дебелая, золотоволосая, ясноглазая после сна “красавица”, стыдливо прикрывающая грудь, изображена покидающей мягкую перину на расписном кованом сундуке. Пышнотелая, со свежей кожей и красивыми волосами, она спокойно взирает на мир, воплощая народное представление о здоровой красоте, о том, какой должна быть купчиха.” (В.Круглов)Уже прикованный к инвалидному креслу Кустодиев, глядя на эскизы, сделанные с Фаины Шевченко, решил повторить свой шедевр. Он долго всматривался в овал ее лица на бумаге. Думал, а правда ли он ее любил или ему все привиделось? Может, это было его увлечение не женщиной, а работой. Его бесконечный роман с кистью. Так появится еще одна «Красавица», датированная 1918 годом, которая находится в Тульском музее:

    Борис Кустодиев Красавица. 1918 г.

    Шедевр Кустодиева наделал много шума в мире искусства. Формы Фаины отнюдь не считались эталоном красоты. В моде были грация и худоба. Но актриса не сидела на диетах, да что греха таить, очень любила покушать.

    В своих воспоминаниях актриса Софья Гиацинтова писала: «Бывало, идем мы на занятия, к Мордкину по Малой Дмитровке, а она уже высматривает нас из окна первого этажа. «Девки, — кричит, — идите какао пить с пирожками!»Что ж, мужчины Фаину обожали такой, какая она есть.

    Ею восхищался актер-мхатовец Николай Баталов, тот самый, что сыграл в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь». Ею был очарован Блок, для которого она пела цыганские романсы. Но увлечения сменились большой любовью. В стенах театра случился служебный роман с актером Григорием Хмарой. Они были яркой парой того времени. Но в 1922 году он уехал на гастроли в Берлин.

    Заграничная жизнь закрутила Григория.В Полтаве, Ф.В.Шевченко познакомилась с братом Григория, Александром, статным красавцем, виртуозно игравшим на гитаре.В Москву они вернулись вместе. С ним она и прожила до конца своих дней.Но не обходилось в этой семейной жизни без острых моментов. Когда МХАТ отправился на гастроли в Париж, Фаина встретилась с Федором Шаляпиным.

    У нее был потрясающий голос.И Шаляпин слушал цыганские романсы в ее исполнении с восторгом. Муж Александр ревновал страшно. Он приехал в Париж и носился по всему городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича. К счастью, яростный порыв удалось потушить.— Сама бабушка о романе с Шаляпиным не рассказывала, — говорит внучка актрисы. — Но некоторые факты говорят сами за себя.

    Фаина Васильевна до конца своих дней бережно хранила портрет известного певца. А он, в свою очередь, заказал у Кустодиева портрет актрисы. И Борис Михайлович еще раз написал для него «Красавицу», правда в несколько ином виде:

    Борис Кустодиев. Красавица. 1919 г.

    21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и “Красавица” Кустодиева.Работы такого класса, как «Красавица», выставленная на торги, появляются на рынке крайне редко. Это наиболее декоративная и богато оформленная «Красавица» из всех известных. Поэтому неудивительно, что именно вокруг данного полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату — 845 600 фунтов (около 1 388 475 долл.). Но и эта «Красавица» Кустодиева не последняя. В 1921 году художник повторил свою первую картину. Этот вариант находится в Третьяковке:

    Борис Кустодиев. Красавица. 1921 г.

    Картина Красавица – это мечта о красоте, которая – как знать? – вдруг действительно спасет мир. Это мечта, это греза. Это сон о небывалой России. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации.

    “Эстеты” усмехаются: “Ну разве же это красота?” “Эстетство” всегда отличается узостью. В действительности красота бывает разной. Идеал красоты подвижен и меняется в зависимости от географии, эпохи, социальных условий жизни.

    Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. У Кустодиева свой идеал.

    И он действительно идеален, иначе бы не волновал своим странным изяществом уже несколько поколений любителей живописи.

    Источник: http://vmdaily.ru/news/lubimaya-aktrisa-borisa-kystodieva-na-dietah-ne-sidela1338402890.html

    Посмотреть фильмы с участием Ф.В.Шевченко:

    1946 — Давид Гурамишвили — императрица Всероссийская Анна Иоанновна1952 — Композитор Глинка — жена Карла Ивановича1952 — На дне — Василиса1959 — Произведение искусства — Смирнова, хозяйка магазина

    Послушать голос Ф.В.Шевченко из сп-ля А.Островского “Последняя жертва” (спектакль МХАТ) 1948 – в роли Глафиры Фирсовны: http://www.staroeradio.ru/audio/9418

    Источник: https://sergeymissing.livejournal.com/18830.html

    Ссылка на основную публикацию