Описание картины диего веласкеса «демокрит»

Веласкес Диего. Живопись

Диего Веласкес

 

Diego Velazquez 1599—1660

  Родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье, чьими предками были португальские вреи. Учился живописи в родном городе сперва у Франсиско Эрреры-Старшего, а с 1611 г. у Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Веласкес постигал рисунок, живописные приёмы, работу с натуры. В 1617 г.

Диего получил звание мастера и в скором времени открыл свою собственную мастерскую. В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя – Хуане Миранде Пачеко. В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.

Большинство работ Веласкеса, созданных в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен (в жанре «бодегонес», когда местом действия выступает трактир или харчевня), главные герои которых – простые люди Севильи («Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос»).

В картинах на религиозную тематику тоже прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов», «Христос у Марфы и Марии». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте».

«Завтрак» 1617

«Христос в доме Марфы и Марии» 1618

«Непорочное зачатие» 1618

«Старуха, жарящая яичницу (Кухарка)» 1618

«Поклонение волхвов» 1619 

«Портрет монахини Херонимы де ла Фуэнте» 1620

«Mother Jeronima de la Fuente» фрагмент

«Чудо в Эммаусе» 1620 

В 1622 г. он в первый раз отправляется в Мадрид, а на следующий год, при содействии первого министра, герцога де Оливареса, ему удаётся получить заказ на портрет короля.

«Первый министр герцог де Оливарес»

«Филипп IV» 1624-26

«Портрет Филиппа IV с прошением» произвёл фурор, и автор стал придворным художником, а вскоре и камергером, получил во дворце мастерскую, назначен хранителем королевских коллекций.

Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати.

Кроме того, он создал галерею изображений деятелей испанской культуры: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, Кеведо.

«Продавец воды в Севилье» 1623

«Филипп IV на охоте» 1632-1633 

В 1627 г., по конкурсу с другими художниками, он написал картину «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. В 1629 г. художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх», или «Пьяницы», которая трактуется как сцена из народной жизни, пирушка весёлых крестьян.

Знакомство и общение с Рубенсом, посетившим испанский двор в 1628–1629 гг. с дипломатической миссией, вдохновило его на поездку в Италию, где в 1629–1631 гг. Веласкес изучал и копировал произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, Рафаэля, Микеланджело, памятники античности.

При этом его стиль поменялся – стал более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придаёт изображению жанровый характер. Портреты, созданные Веласкесом по возвращении, в 1630—1640 годах, принесли ему славу мастера этого жанра.

Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.

Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью; тёмные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица.

Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты Хуана Матеоса, герцога Оливареса, «Дама с веером», серия портретов инфант). Особое место занимают портреты королевских шутов, душевнобольных и карликов.

Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью («Эль Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра»).

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» предстают образы людей, опустившихся и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Одной из самых значительных картин этого периода стала «Сдача Бреды» (1634–1635), в которой Веласкес отказался от традиционных условностей исторических полотен той эпохи. Каждая из враждующих сторон охарактеризована с глубокой человечностью. Драматизм раскрывается через психологические характеристики действующих лиц, показанных с портретной достоверностью.

«Сдача Бреды» 1635 В 1642–1644 гг. Веласкес сопровождал короля в его походе на Арагон, а в конце 1640-х гг. вновь посетил Италию с целью приобретения для короля произведений искусства. Художника встречали с почётом, портрет его слуги и ученика, мулата Хуана Парехи восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1650 г. Веласкес избран членом римской Академии св.

Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X, необычайно смелый по откровенности образ, стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании. Папа в парадном облачении предстаёт перед зрителями как человек яркого темперамента, умный, властный, энергичный, но и хитрый, жестокий.

Обращается Веласкес и к пейзажу и создаёт два небольших вида, на которых изображаются уголки парка виллы Медичи. Вероятно, уже по возвращении создан шедевр «Венера с зеркалом» (1657). Тема навеяна итальянскими впечатлениями, в Испании изображение обнажённого женского тела запрещалось инквизицией.

Веласкес показывает красоту живой женщины, гибкой, исполненной грации, сближая божественный образ с земным. В 1651 г. Веласкес возвращается в Мадрид, а в 1652 г. он назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность отнимала много сил и времени (в обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе).

Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойствен артистизм и психологическая завершённость (инфанта Мария Тереза, 1651; Филипп IV, 1655–1656; инфанта Маргарита Австрийская, около 1660). Во второй половине 1650-х гг. Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.

В «Менинах» главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Художник передаёт её мягкие, детские черты лица. На неё смотрит королевская чета, позирующая художнику (в котором Веласкес изобразил себя, а монархов оставил за пределами полотна – лишь в виде отражения в зеркале). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.

Веласкес показывает придворных в будничной обстановке, возвеличивая повседневность, представив её приподнято-монументально. Картина построена на переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. «Пряхи» – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.

На заднем плане три дамы рассматривают шпалеры, на одной из которых изображён миф об Арахне. На переднем плане – несколько работниц. Это первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека. В 1660 г.

Веласкес сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался.

Непосредственным наследником его должности при дворе оказался его ученик и муж его дочери Франсиски – Хуан Батиста дель Масо. Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, в числе его учеников были такие мастера, как Мурильо и Kappeньо де Миранда. Одним из своих учителей называл Веласкеса Гойя. В XIX в. слава мастера вышла за пределы Испании. Веласкес – одна из ключевых фигур в развитии искусства Мане, которого восхищало искусство мазка великого испанца. Темы полотен Веласкеса развивали в своём творчестве Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.  

«Конный портрет принца Балтазара»

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «ночное кафе»

«Бахус» 1629

«Граф Ольварес на коне» 1634

«Портрет инфанты Маргариты» 1660

«Конный портрет Филиппа IV»

«Don Balthasar Carlos «

«Белая лошадь»

«Infanta Marguarite Therese» 1654

«Аллегорический портрет Филиппа IV» Любимые картины Веласкеса

«Дама с веером» 1640

«Миф об Арахне (Пряхи)» 1657

«Венера перед зеркалом» 1644-48

 Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа IV.

«Филипп IV Испанский» 1652-53

«Margaretha as a child Sun»

«Молодая дама»

«Francisco Bandres De Abarca»

«Prince Baltasar Carlos as a Hunter» 1635-36

«Автопортрет» 1643

«Св. Антоний»

«Инфанта Мария Австрийская»

«Эль Примо. Карлик с книгой на коленях. (Дон Диего де Аседо) «

«Святые Антоний и Павел»

«Коронация девы Марии» 1645

«Коронация девы Марии» (Фрагмент) 1645

«Кардинал Камилло Асталли»

«Семья Филиппа IV (Las Meninas)»

«Искушение святого Фомы Аквинского»

«Карлик с собакой» 1650

«Демокрит» 1628-29

«Набросок головы Аполлона» 1630

«Вилла Медичи, павильон Ариадны» 1630

«Инфанта Маргарита Мария»

«Портрет пожилого дворянина с золотой цепью и орденским крестом» 1645

«Портрет Марии Луизы»

«Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра»

«Портрет придворного карлика Франсиско Лескано по прозвищу Дитя Вальескаса

«Христос на кресте» 1632

«Распятие «

«Портрет поэта Луиса де Гонгора»

«Королева Изабелла де Бурбон, первая жена Филиппа IV» 1631-32

«Хуан-де-Парейя» 1650

«Королева Изабелла Бурбон на коне» 1634

«Папа Иннокентий X» 1650

«Портрет короля Филиппа IV»

 «Шут» «Эзоп»

«Филипп IV» 1631-32

«Голова смеющегося мальчика»

«Святой Павел»

«Королева Австрии дона Марианна» 1652-53

«Кузница Вулкана» 1630

«Святой Томас»

«Portrait of Archbishop Fernando de Valdes»

«Франческо Д`Эсте, герцог Модены»

«Инфанта Мария Тереза»

«Инфанта Мария Тереса» 1651-52

«Портрет клерика»

«Три музыканта (или музыкального трио)»

«Вилла Медичи, Грот-Лоджия Фасад» 1630

«Вышивальщица» 1640

«Мужской портрет»

«Дон Хуан Франсиско Пиментель»

«Марс, бог войны 1640

«Меркурий и Аргус» ок.1659

«Портрет Филиппа IV» (фрагмент) 1657-60

Источник: http://shinkarchuk.ucoz.com/publ/izobrazitelnoe_iskusstvo/velaskes_diego_zhivopis/2-1-0-137

Диего Веласкес – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Веласкес Диего, великий испанский живописец. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство.

Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье.

Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни “бодегонес” (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (“Завтрак”, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Водонос”, около 1622, Музей Уэллингтона, Лондон).

Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.

В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.

Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.

В картинах “Вакх” (“Пьяницы”, до 1630) и “Кузница Вулкана” (1630; обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.

На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Бесстрастно-холодные парадные конные портреты королевских особ (инфанта Балтасара Карлоса, 1634–1635, Прадо, Мадрид) отличаются сдержанным великолепием поз, одежд, коней, величием пейзажных фонов.

В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью; темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица.

Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден; графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Дама с веером”, около 1648, собрание Уоллес, Лондон; серия портретов инфант, Лувр, Прадо).

Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).

Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.

К этому же периоду относятся “Венера перед зеркалом” (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа “Вилла Медичи” (1650–1651, Прадо, Мадрид; по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.

В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.

В картине “Менины” (“Фрейлины”, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.

В ином, более мажорном колористическом ключе написаны “Пряхи” (1657, Прадо, Мадрид), сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане и ярко освещенным солнечным светом помещением в глубине композиции, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. Контрасты освещения, “двуслойное” пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.

В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы.

Живописец Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.

Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/46.html

ВЕЛАСКЕС. Біографія і картини художника Дієго Веласкеса — Електронна бібліотека Бібліограф

У Еррери Дієго провчився недовго, вони не зійшлися характерами. Через рік він працював у майстерні іншого художника, Франсіско Пачеко, у якого залишався до 1617 року, коли отримав звання майстра. Пачеко виявився палким шанувальником античності і прекрасним педагогом.

Згідно установчого принципом вчителя «все мистецтво живописця в малюнку», Дієго багато малює. За свідченням самого Пачеко, ще юнаків Веласкес «оплачував селянського хлопчика, який служив йому моделлю.

Читайте также:  Описание картины густава климта «второй портрет адели»

Він зображував його в різних видах і позах то плачучи, то сміється, не зупиняючись ні перед якими труднощами».

За порадою вчителя Дієго відточує володіння малюнком, що дозволяє точно відтворювати натуру, живопис на побутові теми, по-іспанськи — бодегонес. З'являються картини «Сніданок», «Стара куховарка», «Служниця-мулатка», «Музиканти», «Сніданок двох юнаків», «Водонос».

У 1622 році він вперше відвідав іспанську столицю. У практичному сенсі ця поїздка виявилася не дуже вдалою — гідного місця Веласкес собі не знайшов. Він сподівався зустрітися з молодим королем Філіпом IV, але ця зустріч не відбулася.

Втім, кое-які важливі кроки він зробив. Зокрема, в Мадриді Веласкес написав портрет відомого поета Луїса де Гонгоры і зумів залучити до своєї персони увагу ряду вельмож, висловили захоплення його талантом.

Чутки про молодому художнику досягли двору, і вже в наступному, 1623-го року перший міністр герцог де Оліварес (теж виходець з Севільї) запросив Веласкеса в Мадрид писати портрет короля.

Ця не дійшла до нас робота справила настільки приємне враження на короля, що той негайно запропонував Веласкесу посаду придворного художника. Той без роздумів прийняв цю пропозицію.

Незабаром між королем і Веласкесом склалися цілком дружні відносини, що було не дуже характерно для порядків, що панували при іспанському дворі. Король, що правив найбільшої в світі імперією, вважався людиною, але божеством, а художник не міг розраховувати навіть на дворянські привілеї, оскільки заробляв на життя працею.

Між тим, Філіп розпорядився, щоб надалі його портрети писав тільки Веласкес. Пачеко зазначав, що «великий монарх був дивно щедрий і прихильний до Веласкесу. Майстерня художника перебувала в королівських апартаментах, і там було встановлено крісло для Його Величності.

Король, мав у себе ключ від майстерні, приходив сюди майже кожен день, щоб спостерігати за роботою художника».

Не дивно, що у Веласкеса з'явилося чимало недоброзичливців. Вони висловлювали сумніви з приводу його таланту. Казали, що молодий живописець занадто зарозумілий і зарозумілий. Перше сміховинно, друге — спростовується думкою неупереджених свідків.

Незабаром популярність Веласкеса зросла настільки, що при дворі стало соромно не мати портрети його роботи. Серед подібних портретів цього періоду треба відзначити «Графа Олівареса» (1625) і «Блазня Калаба-Сильяса» (1626-1627).

У цих портретах, які стають все більш «нематеріальними», пензель живописця знаходить легкість, зображуючи теми у певному відношенні менш піднесені, але в той же час більш елегантні і соціально значні.

Крім придворних портретів Веласкес створив цілу галерею зображень діячів іспанської культури драматурга Лопе де Вега, Тірсо де Моліна і Кальдерона, поета Кеведо. В 1629 році художник завершує незвичайну для іспанської традиції картину на античний сюжет «Вакх» або «П'яниці» (16281629).

Так само чималу користь у життя художника принесла зустріч з Рубенсом, в якості дипломата в 1628 році прибулим в Мадрид. Протягом дев'яти місяців великі живописці інтенсивно спілкувалися. Мабуть, саме Рубенс порадив Веласкесу відвідати Італію.

Незабаром після від'їзду Рубенса Веласкес умовив короля дати йому дозвіл на цю подорож, що тривала з серпня 1629 року по січень 1631 року. Повернувшись, додому, він продовжив свої державні та художні праці. Художник невпинно писав, що прославили його портрети, створив ряд полотен релігійного і міфологічного змісту.

«Здача Бреди» (1634-35), яка стала одним з найзначніших творів європейського живопису в історичному жанрі. Це картина, яка увійшла в ансамбль Залу Королівств мадридського палацу Буен-Ретіро, — одне з найзначніших творів європейського живопису історичного жанру, в якому з глибокою людяністю охарактеризована кожна з ворогуючих сторін.

Величезне полотно, напоєне сріблястим туманом раннього червневого ранку і створює враження просторової глибини, вирішено в стриманому вишуканому колориті.

Після повернення з Італії в своїх роботах він прагне наповнити життям схеми парадних зображень.

Два невеликих пейзажу вілли Медічі і Прадо були написані ним на відкритому повітрі при природному світлі так звані кінні (1634-35) і мисливські (1634-36) портрети короля, його сім'ї, прем'єр-міністра Олівареса для палаців Буен-Ретіро і Торре де ла Параду (все в Прадо).

У портретах Веласкеса зазвичай відсутні аксесуари, жест, рух. Сіро-коричневий фон здається повітряним, володіє глибиною, вільно покладені мазки утворюють найтонший шар, крізь який просвічує грубозернистий полотно.

Сувора темна гама оживлена вишуканими поєднаннями сірого і червоно-рожевого, зеленуватого і сіро-оливкового, чорного і золотого. Вражаючі ефекти сірих тонів, щось більш темних, м'яких, оксамитових, то досягають чистого, свіжого перлового відтінку.

Портретуючи короля, сановників, придворних, друзів, учнів, Веласкес зображає людину таким, яким він є. В злиття найбільш суперечливих рис характеру, будь то жорстокий чистісінької Оліварес, похмурий вельможа Хуан Матеос, італійський кардинал Каміло Асталли, повний внутрішньої енергії невідомий кабальєро, занурений у свою роботу скульптор Х. Мартінес Монтаньєс або овіяна шляхетною витонченістю «Дама з віялом».

Протягом 1630-1640-х років Веласкес створив серію портретів карликів і блазнів.

Крізь личину шутовскую великий майстер побачив духовний світ цих людей, ображених природою, зобразив без тіні глузування, з простотою і тактом, розкриває їх характери, душевне стан, світ переживань, що піднімається часом до скорботного трагізму «Барбаросса», «Ель.

Бобо дель Коріа», «Ель Прімо», «Себастьяно дель Морра», «Хлопчик з Вальескаса», «Хуан Австрійський». У парних картинах «Менипп» і «Езоп» (1639-40, Прадо), постають образи людей, що опустилися жебраків і волоцюг відкинутих суспільством, але набули внутрішню свободу від сковують особистість умовностей.

Інтелектуальна змістовність сатирика Мениппа виражена в його іронічному, лихе ставлення до світу, в образі байкаря Езопа — сумне байдужість і мудрість людини, изведавшего справжню ціну життя. До того ж періоду, очевидно, належить його шедевр «Венера з дзеркалом», рідкісне в історії іспанської живопису зображення оголеного жіночого тіла, сюжет, запрещаемый інквізицією.

1650-ті роки — час самих високих творчих звершень Веласкеса. Натхненним артистизмом, сміливістю мальовничих знахідок відзначені пізні жіночі і дитячі портрети осіб королівського дому. Глибокою психологічною характеристикою відзначений портрет старіючого Філіпа IV (1655-1656, Прадо, авторське повторення в Національній галереї в Лондоні).

Головні створення Веласкеса пізнього періоду — великомасштабні композиції «Меніни», «Прялі» (1657) — обидві в Прадо.

У картині «Менинах», наповненою рухом просторових планів, повітря і світла, приватний епізод придворного побуту постає як одне з миттєвостей загального плину життя в багатстві її взаємозв'язків і мінливих проявів.

Картина побудована на складному переплетенні офіційного і побутового, на багатопланової грі смислових відтінків і образних зіставлень.

У настільки ж багатопланової за задумом картині «Пряхи» сцена в королівській килимовій майстерні з фігурами прях на першому плані є як би цілий світ, який виступає в єдності і реальності мрії, повсякденному житті і міфу про грецьку майстрині Арахне. Веласкес писав без попереднього нарису, прямо на полотні, органічно сполучаючи безпосередні враження від натури і як би вільну імпровізацію зі строгою продуманістю композиції.

1652 р. художник був призначений королівським обер-гофмаршалом. Нова посада Веласкеса (в його обов'язки входила підготовка і організація святкувань при дворі) віднімала багато сил і часу.

Після великого свята на кордоні з Францією, присвяченого одруження інфанти Марії-Терезії з французьким королем Людовіком XIV, художник тяжко захворів і невдовзі після повернення в Мадрид, 6 серпня 1660 року помер.

Ірина Нікіфорова © Електронна бібліотека Бібліограф.com.ua

Источник: http://bibliograph.com.ua/kVelaskez/

Величайший испанский художник Диего Веласкес (1599–1660)

Прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «форнарина»

Марко Боскини.

  Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью.

Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…   

   Веласкес родился в 1599 года в Севилье, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, зафиксирован день крестин — 6 июня (в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).

  Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Эрреры. Факт выбора подобной профессии был вызовом для аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

Демокрит. 1628-29

  У Эрреры Диего Веласкес проучился недолго, они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.

Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.

Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

  По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос».

Кузница Вулкана. 1630

  В 1622 Веласкес впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной он не нашел себе достойного места.

Веласкес надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.

В Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего поэта Луиса де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, выразивших восхищение его талантом.

  Слухи о художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623, первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела приятное впечатление на короля и он предложил ему должность придворного художника.

Королева Изабелла. 1632

  Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом.

Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено кресло для Его Величества.

Король, имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника».

  Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Говорили, что молодой живописец слишком высокомерен и заносчив. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей.

Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).

В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (1628 — 1629).

Сдача Бреды. 1635

  Немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, прибывшим в Мадрид в качестве дипломата в 1628 году. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.

Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания.

«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Это картина, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.

Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите.

Вышивальщица. 1640

  После возвращения из Италии в своих работах Веласкес стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений.

Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).

В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст.

Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка.

Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос, итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

Венера с зеркалом. 1644-48

  На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.

Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.

К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.

  В 1652 году художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени.

После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

bibliotekar.ru›Картины Веласкеса

Миф об Арахне (Пряхи). 1657

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://tomaovsjnka.livejournal.com/118804.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector