Описание картины эдгара дега «гладильщицы»

Гладильщицы

Гладильщицы

Ок. 1884-1886. Холст, масло. 76 х 81 см

Музей Орсе, Париж, Франция

Эдгар Дега

1834, Париж — 1917, там же

Кто эти женщины?

Это гладильщицы. Художник запечатлел их за работой. Они работают в прачечной, где стирают и гладят белье.

Женщина слева зевает

Она устала и решила сделать минутную передышку. Она весь день гладила, и теперь у нее затекла спина, болит шея, ей нужно потянуться, расправить плечи. После долгой работы в наклонку ей хочется спать. К тому же в гладильне жарко и душно от печки. От этого тоже клонит в сон.

Почему холст не закрашен полностью?

Действительно, во многих местах сквозь красочный слой просвечивает холст: может показаться, что краска плохо держится. Но Дега прибегает к такому приему вполне осознанно. Труд гладильщиц связан с тканью, и художник подчеркивает это, позволяя нам воочию увидеть фактуру холста.

Оба вида ткани, реальной и нарисованной, автоматически объединяются в нашем восприятии; подлинность материала как основы картины здесь крайне важна . Интересно, что Дега обычно использовал тонкий холст, но для сюжета, показывающего тяжелый труд и бедность, выбрал другой сорт холста, более толстый и грубый.

Да и сама красочная поверхность представляется сухой и шерохо­ватой, и мы, вглядевшись в картину как следует, начинаем, как и гладильщицы, испытывать усталость и жажду . . .

Почему Дега изобразил не одну, а двух гладильщиц?

Это позволило придать картине более глубокий смысл. Дега в сущности показывает два последовательных момента одного и того же действия. Два образа дополняют друг друга: одна из женщин склонилась с утюгом над рубашкой, другая зевает и потягивается. Переводя взгляд с одной на другую, мы воспринимаем две эти позы как в дох и выдох. Мы почти слышим тяжелое дыхание гладильщиц.

Нравились ли публике картины Дега?

Сюжеты, которые выбирал Дега, многих удивляли, считались грубыми. Особенно шокировала публику его манера изображать женщин, ни мало их не приукрашивая.

Но постепенно зрители оценили правдивость его картин, которые отражали современную жизнь и ни сколько не напоминали идеали­зированные истории о подвигах античных героев.

Успеху творчества Дега способствовала и популярность романов Эмиля Золя, с которым у художника оказалось не мало общих тем.  

Описание картины Эдгара Дега «Гладильщицы»

Эдгар Дега – известный импрессионист конца 19 — ого века, а основной чертой импрессионизма должно стать такое отображение задуманного художником, которое заставило бы зрителя сопереживать происходящему, чувствовать, будто это происходит рядом с ним или с ним самим.

Одной из работ маэстро является картина «Гладильщицы», которая будто приближает нас к образу рабочей женщины, заставляет посмотреть на неё немного по — другому, а также окунуться в атмосферу начала 20 — ого века.

Талант художника позволил ему добиться от картины, выполненной маслом, такого эффекта, будто она выполнена пастелью, столь излюбленной им. Это является совершенно уникальным случаем для мастера и несомненно подтверждает его техническое мастерство. Он не акцентирует внимание на деталях, для него важны фигуры, поэтому мазки его выглядят грубовато и небрежно.

На картине изображены две женщины. Одна из них выгибает шею и устало зевает, зажав в руке бутылку с вином. Видно, что она много и упорно работала. И вот — наступил долгожданный отдых.

Другая женщина полностью погружена в работу. Она не обращает ни малейшего внимания на свою напарницу и изо всех сил старается выполнить свою работу.

Ей необходимо завершить её, она давит на утюг, пытаясь отгладить смятую ткань.

Мы знаем Дега, как художника, который представляет высший свет, красоту и изящество. Но на этой картине мы видим совершенно другую ситуацию. Здесь изображены простые парижские работницы, которые каждый день должны выполнять тяжкую работу, чтобы заработать себе на хлеб. Здесь нет привычных нам балерин, изысканных и утончённых. Это другой, рабочий Париж, далёкий от мира творчества.

Мы раскрываем Дега, как человека, сопереживающего жителям обычных улиц Парижа, не привыкших к походам в театры и рестораны.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Gladilschitsyi/

Эдгар Дега

Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.

Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.

Художник Эдгар Дега

Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.

Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.

Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.

Эдгар Дега в молодости

Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.

Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.

Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.

Автопортрет Эдгара Дега

Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.

Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе «Гербуа». Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.

Эдуард Мане

Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность.

Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.

В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.

Портрет Эдгара Дега

Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.

В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.

Живопись

Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.

Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.

Картина Эдгара Дега «Голубые танцовщицы»

Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места.

Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж.

Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией

Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.

Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»

Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.

Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.

Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.

Картина Эдгара Дега «Абсент»

Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.

Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана.

Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время.

О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.

Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»

Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.

Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».

Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»

Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.

«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.

Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»

В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.

Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть.

Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.

Личная жизнь

Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.

Автопортреты Эдгара Дега в шляпе

Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «исчезающие образы»

Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».

Скульптуры Эдгара Дега

Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.

Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.

Сюзанна Валадон

Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.

Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.

Смерть

Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.

Живописец скончался в Париже 26 сентября 1917 года.

Памятник на могиле Эдгара Дега

Попрощаться с товарищем пришли его приятели: Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.

Известно, что Дега на дух не переносил болтовни. Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:

Произведения

  • «Этюд рук» (1860)
  • «Начало охоты» (1863-1865)
  • «Всадники на дороге» (1864-1868)
  • «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
  • «Побережье в Эббе» (1869-1870)
  • «Танцевальный класс» (1871-1874)
  • «Площадь Согласия» (1875)
  • «В кафе» (абсент) (1876)
  • «Женщина за туалетом» (1876-1877)
  • «Диего Мартелли» (1879)
  • «Оперная ложа» (1880)
  • «Лица преступников» (1881)
  • «Гладильщицы» (1884)
  • «В танцевальной студии» (1897)
  • «Голубые танцовщицы» (1899)
  • «Балерины за кулисами» (1900)

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5110-edgar-dega.html

Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника — Дневник живописи

Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи.

Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.

Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.

Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.

Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как ему это удаётся?

Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко.

1. Голубые танцовщицы

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.

“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.

Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.

Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.

Более подробно об этой работе читайте также в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

2. Таз для мытья

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.

На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.

Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.

3. Балет из оперной ложи

Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США.

Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.

Для этого он пишет картину как бы из ложи и “в кадр” случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.

4. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо

Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.

Знаменитая акробатка изображена под очень необычным углом. Во-первых, её фигура смещена в левый верхний угол, как будто именно зритель, а вовсе не художник смотрит на артистку.

Во-вторых, фигура нарисована снизу, что очень усложняет композицию. Нужно быть по истине большим мастером, чтобы изобразить человека под таким углом зрения.

5. Абсент

Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Дега был также мастером в изображении эмоций людей. Пожалуй, одной из самых ярких работ в этом плане является картина “Абсент”.

Два посетителя кафе сидят совсем рядом, но настолько погружены в себя, в том числе под действием алкоголя, что вовсе не замечают друг друга.

Для этой картины позировали в студии его знакомые актриса и художник. Дошло до того, что после её написания стали шептаться о их пристрастии к алкоголю. Дега пришлось публично высказаться, что они не склонны к этой пагубной привычке.

У картины “Абсент” также необычная композиция – обе фигуры смещены вправо. На сайте музея Д’Орсе я прочитала интересную версию, что так Дега хотел подчеркнуть не совсем трезвый взгляд посетителя, который он якобы бросает на изображённых.

6. Танцовщица в своей гримерной

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

7. Гладильщицы

Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.

Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” и “Нана” являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.

Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым  обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.

Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.

***

Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.

Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.

Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:

“Дружба Эдгара Дега с Эдуардом Мане и две порванные картины” 

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/edgar-dega/

Эдгар Дега

Вдохновение и одиночество

Рожденный в богатстве, Дега впоследствии вынужден был продать свой дом и большую часть имущества, чтобы расплатиться с долгами, оставшимися после смерти отца. Выросший в большой семье, он умер в полном одиночестве.

Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное — Дега) родился в Париже 19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье.

Его отец, Огюст, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара, Рене Иле-ром де Га. (Тот эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности.

) Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

Мать умерла, когда Эдгару исполнилось всего лишь 13 лет, и это было тяжелым ударом для обожавшего ее сына.

Эдгар был умным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, закончил школу. Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать.

Интерес к рисованию поддерживал в нем отец, который сам всегда гораздо больше интересовался искусством, чем финансами.

Предприняв несмелую попытку стать юристом, Эдгар решил уделить самое серьезное внимание занятиям живописью.

Его первым учителем, у которого Эдгар начал брать уроки в 1854 году, стал Луи Ламот, фигура по тем временам достаточно известная, хотя в наше время творчество этого художника практически забыто.

Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени, и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.

В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».

Имея богатого отца, который к тому же всячески поддерживал стремление сына к славе, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило, сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Эдгару не нужно было думать о средствах к существованию, и он имел возможность спокойно изучать живопись так, как ему того хотелось.

Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников.

В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.

Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.

После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, однако наибольшее внимание Дега начал уделять картинам на исторические темы.

Это были сложные, большие полотна, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Однако уже в начале 1860-х годов он вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

В 1861 году, во время своей поездки в Нормандию, Дега посетил конный завод и был очарован племенными лошадьми.

В следующем году он познакомился с Эдуаром Мане, который, желая углубить интерес своего нового друга к современной жизни, ввел Дега в круг молодых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов.

В своих портретах Дега отошел от изображения самого себя и членов своей семьи и начал писать других людей, интересовавших его как художника. Его картины время от времени выставлялись в Салоне, однако Дега редко продавал свои работы, предпочитая оставлять их у себя.

Тихая, спокойная жизнь Дега была прервана разразившейся в 1870 году Франко-прусской войной, в которой Франция потерпела сокрушительное поражение от Германии.

Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, — это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой.

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «демокрит»

Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.

В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.

После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги.

Дела покойного оказались в полном беспорядке, и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.

Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов. Некоторые выставки он помогал организовывать.

Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.

 

В отличие от остальных импрессионистов у него никогда не возникало трудностей с продажей своих картин. Это свидетельствует о том, что, будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.

Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался кратковременным, и уже к 1880 году он стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусства.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения.

Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины. Фигуры, изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния.

Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.

По мере того как старость брала свое, Дега становился все более и более страдающей фигурой. Болезни сделали его сварливым, в душе художника росла антипатия к современной, уже непонятной для него жизни.

Велосипед он называл «смешным», а телефон — «глупым» изобретением, и в то время как один за другим умирали его сверстники, Дега все чаще мучили мысли о предстоящей кончине. Его зрение ухудшалось, работать становилось все труднее, и после 1908 года он уже почти ничего не писал.

В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать, и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.

В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста.

Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».

Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.

Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.

Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

 

«Ария собаки» 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

«Звезда» 1877 Музей д'Орсе, Париж

«Певица с перчаткой» 1878 

«Абсент» 1876, Музей д'Орсе, Париж

«Ванная» 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

«Причесывающаяся женщина» 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Мисс Лала в цирке Фернандо» 1879, Национальная галерея, Лондон

«Семья Беллелли» 1858

Ранний период. 1854-1861

«Хлопковая биржа» 1866-1868

«Мадам Валпинсон с хризантемами»

«Портрет мисс Кэссет» 1878 

«Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа»

» Эдмон и Тереза Морбилли» 

«Рысаки у трибуны» 1866-1868

«Гладильщица»

«Интерьер (Изнасилованная)» 1869

«Магазин дамских шляп»

«У модистки»

«У модистки»

«На скачках»

«На скачках в Каунтри»

«На пляже»

«На балете»

«Оркестр»

«Оркестровая яма»

«Эдмон Дуранти»

«Балерина и женщина с зонтом» 1882

«Четыре танцовщицы» 1884

«Кабаре «Амбассадор»» 1876

«Туалет» 1885

«Женщина в ванне» 1885

«Женщина, моющая спину» 1886

«Женщина, выходящая из ванны»

«Причесывающаяся женщина» 1887-1890

«После купания» 1885

«Женщина, вытерающаяся после умывания»

«Женщина за туалетом»

«После умывания» 1884

«Прима» 1877

«Балерины на поклонах» 1885

«Арлекин и Коломбина» 1886

«Балетный класс мадам Кардиналь»

«Балетная школа» 1877

«Финал арабеска» 1877

«Отдыхающая танцовщица»

«Танцавщица с тамбурином» 

«Танцовщицы»

«Танцовщицы на подмостках. Поклоны»

«Пейзаж с танцовщицами»

«Танцовщица в зелёном»

«Класс»

«Три танцовщицы в репетиционном зале» 1873

«Танцовщицы»

«Урок танца» 1872

«Танцовщица у станка» 1880

«Репетиция на сцене»

«Танцовщицы, занимающиеся у станка»

«Две юные танцовщицы «

«Балет на сцене парижской Оперы»

«Балетная сцена»

«Две танцовщицы» 1898-1899

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»

«Репетиция»

«Сидящая балерина» 1879-1880

«Три русские танцовщицы»

«Танцовщица» Эрмитаж

«Танцовщицы в розовом» 1880-1885

«Балетная репетиция»

Эдгар Дега «Побережье в Эббе»

Натюрморт с ящерицей (Э. Дега)

Море и горы 1890г.

Аделаида Де Га

Всадники.1862

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43632141738/prev

Элементарно об элитарном. Эдгар Дега

 Автопортрет (Эдгар Дега)

Французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Эдгар Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзным ударом.

Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании. Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству.

Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию, где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.

На рубеже 18660-х годов Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.

Дега сблизился с импрессионистами в 1870-е годы. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра, художник, как тонкий наблюдатель, одновременно передаёт скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд.

«Красные танцовщицы»

Маленький, в круглой широкополой шляпе, с насмешливо-грустным взглядом, не терпящий шума, презирающий суету, рекламу и славу, Дега был склонен к молчаливому одиночеству.

В живописи импрессионистов Эдгар Дега занимает особое место, прежде всего из-за той роли, которую играет в творчестве художника рисунка, а кроме того, благодаря характерному для него сочетанию импрессионистического подхода к цвету и пластической определённости формы. Линия и цвет в поздних произведениях художника становятся нераздельно целым. При этом, именно цвету – свободной, струящейся, играющей оттенками красочной стихии – принадлежит в работах Дега ведущая роль.

Картина «Две гладильщицы»

написана в 1884 году

Творчеству Эдгара Дега присущ неподдельный интерес к характерам и особенностям поведения людей, принадлежащих к разным слоям общества. Живописца занимали их движения, пластика, жесты…

Самой известной в подобном направлении и является картина «Две Гладильщицы». Она написана широкими «нервными» мазками, передающими колебание воздуха. Цветовая гамма, построенная на сопоставлении белых, коричнево-охряных, синих и золотистых тонов. Отличается декоративностью.

Картина «Ванная»

написана в 1885 – 1886 годах

Художник писал: «До сих пор нагота изображалась в позах, которые предполагают наличие свидетелей. Мои же женщины – честные «…», они не думают ни о чем другом, а заняты своим делом». В своём стремлении проникнуть в интимные тайны жизни, Дега остаётся одновременно трезвым наблюдателем и романтиком; в работах художника поэзия и реальность всегда гармонично сосуществуют.

Картина «Звезда»

Написана в 1978 году

Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.

Хрупкие, невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов. То в свете софитов на сцене, то в короткие минуты.

Жизнь балета передана Эдгаром Дега настолько ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.

«Голубые танцовщицы»

«Танцовщицы на поклонах» 

«Римская нищенка»

«Семья Беллелли»

«Наездники перед стартом»

Источник: https://subscribe.ru/group/tyi-super/6383210/

Второе лицо на «Портрете женщины» работы Эдгара Дега

Австралийские ученые и искусствоведы раскрыли под слоем краски картины «Портрет женщины» французского художника Эдгара Дега скрытое изображение. Считается, что этот набросок — одна из попыток художника создать портрет Эммы Добиньи. Интересно, что по версии ученых, скрыть его Дега решил из-за непропорционально изображенных ушей модели.

Согласно иследованию, опубликованному в журнале Scientific Reports,картина «Портрет женщины», написанная французским импрессионистом Эдгаром Дега в начале 1870 годов, хранит в себе еще одну работу этого художника, портрет «гладильщицы» Эммы Добиньи.

Искусствоведы еще с 1922-го года подозревали о существовании скрытого под «Портретом женщины» изображения, ведь именно тогда на полотне впервые проявились его размытые контуры. В наше же время обнаружить набросок удалось при помощи рентгенофлуоресцентного анализа. Он позволил получить более четкие контуры модели, но оставил в тайне цвет скрытого изображения.

Как известно, Эдгар Дега был одним из крупнейших художников середины и конца 19 века, оказавшим огромное влияние на развитие живописи во Франции и во всей Европе в целом. За что и считается классиком импрессионизма.

За свою долгую карьеру он написал тысячи портретов и сотни бытовых сцен и различных эпизодов из повседневной жизни Франции.

Хотя Дега считается одним из основателей импрессионизма, сам художник считал себя «реалистом» и жестко критиковал импрессионистов.

Как рассказывает Дэвид Тарроугуд (David Thurrowgood) из Национальной галереи штата Виктория (Австралия), одна из малоизвестных картин Дега, «Портрет женщины», написанный в промежутке между 1867 и 1870 годом, давно привлекает внимание ученых и реставраторов тем, что через него постепенно «проступает» портрет, поверх которого была написана эта работа.

Тарроугуд и группа физиков решили «ускорить» этот процесс, используя особый рентгеновский сканер, который позволил им заглянуть под верхний слой краски на «Портрете женщины» и понять, что на ней изначально была изображена не безымянная пожилая дама, а молодая модель Эмма Добиньи. Она широко известна ценителям живописи в качестве одной из «гладильщиц» на знаменитой серии картин Дега, на которых изображена нелегкая жизнь прачек в Франции 19 века.

Поскольку первая картина была практически завершена, остается загадкой почему Эдгар Дега решил поверх нарисовать портрет другой женщины, оставшейся неизвестной для современности. Одна из догадок ученых гласит, что скрыть первое изображение Дега решил из-за непропорционально изображенных ушей модели.

Читайте также:  Описание картины аркадия пластова « из прошлого»

http://2queens.ru/

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2016/08/blog-post_67.html

Дега ЭдгарКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский живописец, график и скульптор. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.

В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы.

Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858, Музей Орсе, Париж), Эдгар Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, цирка, театральных представлений (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей Орсе, Париж).

Ария собаки, 1877,

Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

Абсент, 1876,

Музей д'Орсе, Париж

Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879,

Национальная галерея, Лондон

Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе). В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега.

Звезда, 1878,

Музей д'Орсе, Париж

Ванна, 1885,

Музей Хилл Стид, Фармингтон

Причесывающаяся женщина,

1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей Орсе, Париж). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).

Семья Беллелли, 1858
Хлопковая биржа, 1873
Репетиция на сцене, 1874
Балерины на поклонах, 1885
Рысаки у трибуны, 1869-1872
Интерьер (Изнасилованная), 1869

Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.

Балерина и женщина с зонтом (Ожидание), 1882
Четыре танцовщицы, 1884
Кабаре «Амбассадор», 1876
Прима (Розита Маури), 1877
Финал арабеск, 1877
Женщина, моющая спину, 1886

Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (“Голубые танцовщицы”, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).

Танцевальный класс, 1872
Арлекин и Коломбина, 1884
Балетная школа, 1877
Голубые танцовщицы, 1897
Сцена из средневековья, 1865
Скачки в сельской местности, 1869
Певица с перчаткой, 1878
Портрет мисс Кэссет, 1876-1878
Туалет, 1885

Источник: http://smallbay.ru/degas.html

Эдгар Дега (1834 — 1917)

21.09.2008

Публикации

У французского художника Эдгара Дега есть картина, изображающая его отца, слушающего музыку (ок. 1869—1872, Бостон, Музей изящных искусств).

Пьер Огюст Дега погружен в глубокую задумчивость, и кажется, что душа его странствует где-то далеко. Возможно, музыка пробудила отрадные воспоминания, и легкая, еле заметная улыбка тронула губы, смягчила черты.

Мастер чутко и бережно всматривается в лицо отца, пытаясь проникнуть в сложный, зыбкий мир духовных переживаний близкого человека.

Происходит таинственное перевоплощение: кусок холста и слой краски превращаются в некую магическую материю — мыслящую, чувствующую. Живописец передает тончайшие эмоции, нечто неуловимое, неосязаемое.

Это произведение помогает понять смысл творчества Дега, который стремится передать на холсте непередаваемое, вечно меняющееся, будь то жизнь души, поток городской толпы, воздушный полет балерины, красоту и свободу движений всадника, игру световых бликов, преображающих мир обыденности в поэтический образ.

Автопортрет. 1854—1855

Дега родился в состоятельной семье банкира де Га (но с 1873 года художник подписывается «Дега», не желая подчеркивать частицей «де» свое дворянское происхождение). С детства много рисовал, отец часто водил его в музеи, на концерты. Дега получает прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845—1852). Берет уроки живописи у Л.

Ламота — ученика Энгра. Некоторое время учится на юридическом факультете Парижского университета (1853—1854), но вскоре понимает, что больше всего на свете хотел бы стать художником.

В 1855 году он поступает в Школу изящных искусств; пишет ряд картин на исторические темы, дебютирует в Салоне 1865 полотном «Бедствия города Орлеана» (Париж, Музей Орсэ). Однако история не особенно трогает его душу.

Ему гораздо интереснее живые люди, которые окружают его, — не случайно в ранний период в творчестве художника преобладает портрет. Несколько раз Дега совершает длительные путешествия по Италии, делает копии и зарисовки с произведений старых мастеров. Во Флоренции живет в семье сестры отца — Лауры Беллели (урожденной де Га).

В одном из писем в ноябре 1858 года Дега сообщает: «Я начал портрет тети и двух моих… кузин… Я пишу его, как картину… мои кузины очаровательны. Старшая просто маленькая красавица, а младшая умна, как бес, и добра, как ангел. Я пишу их в траурных черных платьях с белыми фартучками… у меня неодолимое желание писать…»

Семья Беллели. 1860—1862

Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Композиция картины необычна — смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели. Она возвышается словно массивная темная пирамида.

Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Рядом с ней дочери — старшая, Джованна, и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца — барона Беллели. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний.

Это один из лучших групповых портретов XIX века, отмеченных точностью рисунка, мастерством в передаче света — лица девочек, их белые фартучки словно источают сияние.

Дама с хризантемами (Мадам Эртель). 1858—1865

Неожиданна композиция и в «Даме с хризантемами» (1858—1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Портретируемая сдвинута в правый угол картины, а большую часть пространства занимает огромный букет цветов.

Подобное решение производит странное, беспокоящее впечатление.

Лицо глубоко задумавшейся женщины словно подернуто дымкой грусти, а масса осенних цветов, как бы «вытесняющих» человека, словно поток воспоминаний, проходящих перед мысленным взором модели.

Контора по продаже хлопка в Новом Орлеане. 1873

Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).

Но Дега — почитатель Энгра — следует также традиции, что сказалось в каллиграфической отточенности рисунка, в четкости форм, внимательной проработке деталей, в интересе к неповторимости индивидуального характера.

В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.

Дега пишет портреты людей, которых он хорошо знает; он не тщеславен — писать знаменитостей у него нет желания, не привлекают его ни эпохальные события, ни литературные персонажи. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами.

Ранее всего он познакомился с Эдуаром Мане, а с 1866 года начал посещать кафе Гербуа, где собирались Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и другие. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.

Жокеи перед трибунами. 1866—1868

Однако если его новых товарищей более интересует пейзаж, работа под открытым небом, то Дега — городской человек, его влечет жизнь современного города. Для импрессионистов главное средство художественной выразительности — цвет.

Дега — тончайший колорист — остается верен линии. У него зоркий глаз, он досконально изучает характерные для каждой профессии движения, позы («Жокеи перед трибунами», 1866—1868, Париж, Музей Орсэ; «Скачки в провинции.

Экипаж на скачках», 1879, Бостон, Музей изящных искусств).

Урок танца. Ок. 1874

Дега влечет красота движения, он ищет ее повсюду. Кроме скачек другая его страсть — балет. Он как-то обмолвился: «Мое сердце зашито в шелковую балетную туфельку».

«Танцкласс Оперы на улице Ле Пелетье» (1872, Париж, Музей Орсэ) — балерины на изнурительной репетиции; «Голубые танцовщицы» — взволнованные перед выходом на сцену (ок. 1898, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина) и, наконец, в апофеозе славы — блистательная прима-балерина, парящая над сценой: «Звезда» (1876—1877, Париж, Музей Орсэ).

Звезда. 1876—1877

В этой серии Дега предстает как мастер в передаче света, который таинственно мерцает, освещая закоулки кулис, заливает огромные залы, скользит по обнаженным плечам, пронизывает воздушные ткани, создавая ощущение особого магического пространства театра.

Искусство Дега рождено Парижем, но и Париж «создан» Дега — насколько пресным было бы наше представление о великом городе без картин художника, без его завсегдатаев кафе, театров, без его актеров, певиц и роскошных танцовщиц кабаре, а также тех, кто наряжает и обхаживает их всех: кутюрье, парикмахеры, модистки — это тоже художники в своей профессии.

У модистки. 1882

Главными героями картины «У модистки» (1882, Мадрид, Фонд Тиссена-Борнемисса) выступают шляпки, которые, кажется, лишь на мгновение присели на свои штативы и которым не терпится вспорхнуть и опуститься на головы покупательниц. Дега тонко подмечает не только движения, но даже особое выражение лица женщины, примеряющей новую шляпку.

Гладильщица. 1876—1887

Художник пишет прачек, гладильщиц — это мир тяжелого труда, Дега с присущим ему вниманием изучает характерные позы, жесты, напряжение мускулатуры, он не первым вводит в искусство подобные темы, но видит их по-новому.

В развешенном вокруг «Гладильщицы» (1876—1887, Вашингтон, Национальная галерея искусства) белье художник открывает тонкие цветовые сочетания. Силуэт женщины на фоне окна мягко вписывается в живописное пространство.

Возникает ощущение спокойной гармонии и чистоты.

Ванна. Ок. 1886

Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Действительно, изображая наготу современной городской женщины, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия: мытье ног, умывание, стрижка ногтей и т. д.

Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как только может быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник.

Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни («Ванна», ок. 1886, Париж, Музей Орсэ).

Работая над одной темой Дега никогда не бывает монотонным; свежесть восприятия, а также различное отношение к сюжету, к персонажам делает его всегда новым.

Любители абсента. 1876

Изображая жизнь ночного Парижа, он то ироничен, то язвителен, порой близок к гротеску, порой нежен, сострадателен. Он умеет видеть и смешное, и трагическое.

В фигурах спившихся завсегдатаев ночного кафе («Любители абсента», 1876, Париж, Музей Орсэ) Дега уловил сосредоточенно-отрешенное состояние, в которое впадали потребители зеленого напитка (в начале XX века был запрещен).

Безнадежностью и беспросветным одиночеством здесь, кажется, пронизан сам воздух. (Заметим, что для картины художник просил позировать свою любимую актрису Элен Андре и друга, гравера Марселя Дебютена.)

К концу жизни из-за болезни глаз (он застудил глаза в армии, во время франко-прусской войны 1870—1871 годов) Дега не может больше заниматься живописью и переходит к скульптуре. Последние годы художника печальны. Одинокий, почти слепой, он с трудом выходит из дома.

Судьба прекрасного живописца, влюбленного в красоту мира, учившего людей видеть эту красоту и ослепшего, вызывает в памяти трагический образ великого композитора, потерявшего слух и столь же одинокого — Людвига ван Бетховена.

Вероника Стародубова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=645

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector