Описание картины федора рокотова «женский портрет»

Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735 — 1808) — крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник», не зависевший от государственных и церковных заказов.

СОДЕРЖАНИЕ

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово». Числился вольнорожденным в семье крепостных крестьян. В 1755 году вельможа И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.

Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Ранние работы Рокотова — погрудные портреты — производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.

В доме Шувалова, где с 1757 г. помещалась академия, Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо. Значительное впечатление должно было произвести на него собрание картин Шувалова. Единственная известная его работа в ином жанре, нежели портретный, — это как раз изображение Шуваловской галереи.

В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.

С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур».

В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.

После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.

Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.

ТВОРЧЕСТВО

В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ

В Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна.

Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим.

И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. В “Портрете Майкова” (1765г.) художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.

Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.

Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.

“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.

Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова.

Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию.

Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой.

Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного.

Художника привлекает внутренняя красота человека.

В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными».

Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.

Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.

Интересные факты из жизни художника

Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз.

В 1990-е гг. в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень, не указывающий, впрочем, на точное местонахождение могилы художника. В 1978 г. на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2010 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Рокотову.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Молева Н. «Загадки Рокотова». — М., 1994
  • Сучков С. В. Фёдор Степанович Рокотов / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л.: Художник РСФСР, 1976
  • Голлербах Э. «Портретная живопись в России. XVIII век». – М.; Пг., 1923
  • Евангулова О.С. Кареев А.А. «Портретная живопись в России второй половины XVIII в». – М.: Изд-во Московского университета, 1994
  • Ильина Т.В. «Русское искусство XVIII века». – М.: Высшая школа, 1999
  • Кочек О.Я. «Загадки Рокотова. Возрожденные шедевры». – М., 1963
  • Лапшина Н.П. «Федор Степанович Рокотов». – М., 1959

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , artclassic.

edu.ru, artsait.ru

Фёдор Рокотов: картины художника

Фёдор Рокотов — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника

3.3 (66.67%) 3 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/rokotov-fjodor.html

Художник Федор Степанович Рокотов

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты.

Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.«Портрет Александры Петровны Струйской»1772 г.Холст, масло 59,8 x 47,5Государственная Третьяковская галереяМосква.
“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.

Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.

«Портрет Александра Даниловича Меншикова»1727 г  «Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»1780-е гг.Холст, масло 67,5 x 52Государственный Русский музейСанкт-ПетербургВ начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г.

он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим.

Читайте также:  Описание триптиха иеронима босха «страшный суд»

И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»1760-еХолст, масло. 62.7 x 51.

8 смГосударственная Третьяковская галерея «Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»1763г «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»1760гХолст, масло 60 x 47,8Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в красном платье»1760г Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди.

Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным.

Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно.

Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.

 «Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»1760-e «Портрет неизвестной в треуголке»1770гХолст, масло 58 x 47Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в розовом платье»1770гХолст, масло 58,8 x 46,7Государственная Третьяковская галереяМоскваЖенский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова.

Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.

 «Портрет неизвестной»Холст, масло 57 х 46Самарский областной художественный музейСамара «Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»Конец 1760-х гг. «Портрет Ивана Григориевича Орлова»1762-1765гХолст, масло 58,5 x 46,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет Портрет А.И.

Воронцова»1765гХолст, масло 55,8 x 46,5Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет И.И.Воронцова»1765г «Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»~1770гГосударственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Н.Е.Струйского»1772 «Портрет Е.Н.

Орловой»1779г «Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»1780гХолст, масло 70,5 x 59 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»~ 1790гХолст, масло 74 x 53 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет князя И.И.Барятинского»Начало 1780-х. «Портрет А.П.Кутайсовой»Начало 1780-х «Портрет А.Г.

Бобринского в детстве»1760-еХолст, масло 59,5 x 47Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет И.Н.Тютчева»1768Холст, масло 141,9 х 106,2Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет П.И.

Вырубова»1768Холст, масло 138 х 106Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»1785Холст, масло 72,5 x 56 (овал)Государственный Русский музейСанкт-Петербург“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. «Портрет Петра III»Холст, масло. 157 x 111 смНижегородский художественный музей «Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»Тверская областная картинная галереяТверь«Портрет Екатерины II»Конец 1770—1880-е гг.  «Портрет Екатерины II»1763гХолст, масло 155,5 x 139Государственная Третьяковская галереяМосква

ортреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.

www.artsait.ru/art/r/rokotov/art1.php  http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=216403833&journalid=4284186&go=next&categ=0

Источник: https://velannikova.livejournal.com/247807.html

Методическая разработка по МХК (9 класс) на тему: Женский камерный портрет XVIIIвека

                                      Тема: «Женский камерный портрет XVIII века».

Цель: Познакомить с работами выдающихся русских портретистов XVIII века. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Музыкальное сопровождение: «Лунная соната», «К Элизе» Бетховена, сонаты Моцарта.

Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия: «Женский камерный портрет XVIII века».

     XVIII век – век блестящего восхождения русских художников на вершину мировой классики.  Особой популярностью в это время стали пользоваться камерные портреты.

Они писались на нейтральном фоне без детализации окружающих предметов. Основная задача камерного портрета – показать интимные стороны жизни человека, его духовную и физическую красоту.

Главным живописи становится в сложность и неуловимость человеческой натуры.

    Сегодня мы с вами совершим экскурсию по залам музея и познакомимся с работами выдающихся художников XVIII века: Фёдора Степановича Рокотова, Дмитрия Григорьевича Левицкого, Владимира Лукича Боровиковского.  И начнём мы нашу экскурсию с зала, где находятся работы Ф.С. Рокотова.

      Ученик делает сообщение о Ф.С.Рокотове.

      Портреты художника отражают душевное состояние портретируемых. Из загадочного сумрака на нас смотрят глаза, из тумана выступают лица. Не важна одежда, все внимание художника сосредоточено на лице. Его картины как бы пропитаны воздухом.

     Демонстрируется слайд: «Портрет неизвестной в розовом платье»

      Женская фигура на портрете кажется необычайно лёгкой и воздушной, а загадочный взгляд карих глаз и лёгкая улыбка выражают богатство души и внутреннее благородство.

Слайд: «Портрет Струйской».

      Поэтическую одухотворенность нежного лица и бесконечно печальные глаза видим мы в другом портрете. «Рокотовские загадочные глаза». Узкие глаза без блеска смотрят на нас словно из глубины зеркал. Старинных, потускневших зеркал. Смотрят из далекого прошлого – благосклонно, насмешливо и печально. В XX веке поэт Николай Заболоцкий посвятил этому портрету стихотворение:

    «Любите живопись поэты! Лишь ей единственной, дано

 Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук….

Но вот возникает образ другой женщины – Варвары Новосильцевой (слайд). Образ молодой женщины приобретает определенность, типическую значимость: Рокотов показывает высшее общество XVIII века с его особым типом людей, умеющих скрыть свои мысли и чувства под маской светской сдержанности.

А мы с вами переходим в следующий зал, где нас ждут работы Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Сообщение о биографии Левицкого.

        По случаю 1-го выпуска Смольного института по заказу Екатерины II Левицкий пишет серию портретов выпускниц Смольного института.

«Двойной портрет Хрущевой и Хованской». Девочки подростки в пастушеских нарядах разыгрывают сценку из пасторали. Как удачно художник передаёт характер: одна, проникшись ролью любезного кавалера, с увлечением участвует в галантной сценке, она бойка и смела. Другая, напряженно замерла в нужной позе, она с трудом представляет себя в таком театральном преображении.

         Но вот перед нами другой портрет. Слайд: «Портрет Алымовой». Художник изобразил её играющей на арфе, её руки ловко перебирают струны.

Белое парадное платье, волосы, перевитые жемчугом, любезная, приветливая улыбка, обращенная к зрителю, говорит о привычной светкости.

Но всматриваясь в лица смольнянок, мы видим, что художник не приукрашивает девушек. От них веет теплом и искренностью.

  Слайд: «Портрет Дьяковой». Это невеста известного в 18 веке литератора и архитектора Львова. Одаренная красотой и незаурядными способностями, она с юных лет пользовалась успехом  в обществе. Левицкий хорошо знал Дьякову и в портрете выразил своё тёплое, дружеское отношение к ней.

      «Портрет Арсеньевой» — дочери суворовского сподвижника. Неподдельное веселье и живость выражения, и даже «пастушеская» соломенная шляпка говорят о молодости. Облик девушки – очень русский – круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, чуть раскосые глаза. Чувствуется её характер – лёгкий и жизнерадостный.

        А мы проходим в третий зал, и знакомимся с работами Владимира Лукича Боровиковского.

      Сообщение о биографии Боровиковского .

      В пору, когда творил Боровиковский, вступал в силу сентиментализм. Он воспевал сложность человеческих чувств, и призывал человека приблизиться к природе, ибо в ней – совершенное начало. Боровиковский принял сентиментализм, т.к. целью сентиментализма было: раскрыть глубоко личные переживания, передать в Простых напевах к сердцу близкие чувства».

В духе сентиментализма был написан один из самых замечательных его портретов.

      Слайд: «Портрет Лопухиной». Обаяние красоты, её надежд и мечтаний вложил в работу художник. И всем нам близки и понятны строки Якова Полонского:

   Она давно прошла, и нет уже тех газ,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так, часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

     А перед нами возникает уже другой портрет «Портрет Нарышкиной». Поэтический фон сливается с настроением человека, создаёт пространство, в котором чувствуется лёгкая грусть. Елена Александровна Нарышкина славилась удивительной красотой, художник изобразил её в возрасте 14 лет. Розы в композиции являются символами юности и духовной красоты.

     Наша экскурсия, ребята, подошла к концу. Сегодня мы познакомились с вами только с некоторыми работами замечательных художников. И я надеюсь, что это знакомство станет началом вашей самостоятельной работы по изучению творчества художников XVIII века.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «портрет пикассо»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2012/09/21/zhenskiy-kamernyy-portret-xviiiveka

Женский Портрет Картина

Их полотна отразили все черты романтизма в жанре портрет. Александрова.

Современный исследователь Джузеппе Адани (Giuseppe Adani)6 пишет: «Картина имеет исключительно большие размеры (по сравнению с традиционной итальянской живописью того периода, портативной или стационарной, даже изображающей модели в полный рост с оружием).

Да, а поскольку искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал и загадочной чистоты, непорочности и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия.

Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. Репиным в 1890 году.

Рисунок»Пабло Пикассо» Любительница абсента»Мане » «Бар в Фоли Бержер»Мане » Олимпия», Она же «Батинльонская прачка»Дега » Танцовщица на сцене»Валентин Серов «Девочка с персиками», Она же Вера Мамонтова. Это только, ято знаю я, но я не искусствовед.

Это закономерно – ведь путь творческого поиска неисчерпаем, подвижен и бесконечен.

Это были такие известные портреты, как Портрет Е. М. Олениной в «Приютино», хозяйки литературного солона.

Есть свидетельства, что для получения эффекта «впалых щек» некоторые дамы удаляли боковые зубы, оставляя только передние – красота требует жертв.

Серов словно бы «согревает» светом в общем-то холодноватый колорит. Этот момент общения со зрителем вообще составляет особенность многих портретов В. А. И. Е.

Женский портрет глазами художников 1

В 1929 году Гала (Елена Дьяконова) вместе с первым мужем Полем Элюаром посетили молодого каталонского живописца Сальвадора Дали. Гала (так называл ее Дали) стала для гения живописи первой и единственной любовью, музой и супругой.

Великий художник-портретист А. Г. Варнек (1782–1843) создавал великолепные портреты известных женщин. Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». Толстого. Обе молодые девушки показаны в расцвете своей юности и красоты.

В самых известных портретах всегда есть что-то от их автора – художника. Ярким примером реалистического женского портрета рассматриваемого периода является «Портрет Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс», созданный И. Е.

Именно такой она изображена на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», правда созданной уже в 1485 году. И сам И. Н. Второй раз она вышла замуж в 1519 году, что даёт нижнюю планку создания портрета.

Можно я немного добавлю.

Леонардо да Винчи «Монна Лиза Герардини»Боттичелли «Рождение Венеры»Рафаэль «Сикстинская мадонна»Альбрехт Дюрер «Портрет матери»Лукас Кранах старший «Юдифь с головой Олоферна»Питер Пауль Рубенс «Рубенс.

И это, разумеется, предполагает, что она имела династические репрезентативные функции.

Вдали виднеется здание, которое, как доказывает Marcin Fabianski, может быть мавзолеем покойного супруга (первый Мавзолей построила вдова).

Картина передает задумчиво-мрачный взгляд Толстого, обращенный в сторону. Маковский близок прославленному голландскому живописцу. Портрет выразителен и в силуэтном решении.

Княгиня С. С. Хотя перед нами и обобщенный образ «незнакомки», но как поразительно индивидуальны черты её лица. Женщина на таких портретах становилась равной мужчине. Кисти Луизы принадлежит серия портретов изображающих Марию Антуанетту.

Женщины на картинах великих художников

Ольга Сергеевна словно бы задумалась на несколько минут, присела отдохнуть, но ещё мгновение – и она взмахнет веером, но не чтобы кокетливым жестом водить вокруг лица с манерами салонной барышни, а чтобы давать распоряжения в своих владениях используя его как указку и подчеркивая значимость и эмоциональную выразительность своих слов. Мы можем увидеть Камилу и на полотне «Дама в зеленом» и среди «Женщин в саду». Это была знаменитая оперная певица, которую с первого взгляда полюбил Михаил Врубель, создатель знаменитого «Демона». Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах» имена авторов которых, к сожалению, канули в лету.

В таком подходе чувствуется вдохновленность мастера шедеврами Рембрандта. В живописи (6 класс школы на уроках ИЗО подробно изучает тему «Женские образы») художники обращаются к прошлому и будущему в поисках женского идеала.

Сомов. Его картина – это гимн семейному счастью и святости любви. Мориц, написанном в 1892 году, В. А. В Древней Греции эталоном женской красоты считались богиня Афродита, дама пышных форм с длинными густыми рыжими волосами.

Репиным как нельзя более детально. Это известные портреты не просто женщин, но вдохновительниц писателей. В её взгляде то ли презрение, то ли сострадание, то ли грусть, то ли холодность – загадка.

Известное полотно Луизы Виже-Лебрен «Автопортрет с дочерью» показывает не только прелесть своей создательницы, но и привязанность Луизы к дочери: так нежно они обнимают друг друга. Цвета объединены в спокойном гармоничном созвучии. Тончайшая игра полутонов создает лирическое настроение. Черты лица на первый взгляд могут показаться грубыми. Эмоциональность образу З. В.

Таким образом, пейзаж с зарёй на заднем плане может намекать на идею преодоления боли и возрождения. Динамика живописного почерка отчетливо проступает в передаче орнаментов – И. Е. Такая парадигма проявляет себя во многих работах мастеров творческого объединения «Мир искусства», к которому и принадлежал К. А.

Женщина с портрета несколько надменно смотрит на зрителя, с высоты своей кареты.

Это такие известные женские портреты, как «Портрет Н. Н. Пушкиной» А. П. Брюллов (Акварель, 1831 г. ) и портрет «Нины Чавчавадзе» Н. Ианкошвили. Щербатова с портрета работы 1819 г. Такая юная и такая нежная.

Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века из коллекции Государственного исторического музея в Москве.

В начале 18 века в моду входит «легкая анорексия» : женская красота становится хрупкой, с узкими бедрами, маленькой грудью, впалыми щеками.

В колористическом решении этого портрета особенно поражает нас обилие различных золотистых оттенков, то «кричащих», словно бы вспыхивающих на свету, то спокойно мерцающих, то приглушенных и едва различимых, плавно переходящих в другие тона.

Богатые оттенки тона и изысканность цветовых сочетаний создают атмосферу доверительности. Мы можем только догадываться, строить собственные выводы и предположения. Например, с таким прицелом создана картина «Прозерпина» (1874) Данте Россетти.

Каноны красоты эпохи рококо прекрасно иллюстрируют портреты Франсуа Буше, например «Портрет маркизы де Помпадур» (1756). Такие «портреты» – это не просто «портреты» в классическом понимании.

Известно, что она принадлежала к францисканцам. По-сути, эти образы тоже можно назвать своего рода «незнакомками» – художники не оставили для истории их имен, они стремились создать обобщенный образ своих современниц, представительниц различных социальных слоев. Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования. Серова.

Новый век характеризуется поиском новых форм в жанре портрет. Это хорошо заметно на знаменитой картине «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи.

Простые и типические черты лица преображены художником – он одухотворяет их внутренней сосредоточенностью, поэтичностью, гармонирующей с общим настроением, царящим в картине. Его пытливый взгляд не упускает из виду и привезенные из дальних стран вещи.

Цветы изображённые у подола платья, также символичны: это незабудка и вероника2. Обе они супруги великих русских писателей.

Романтическая живопись: картины пяти художников, воспевающих женскую красоту

На портрете – статная, уже немолодая, но волевая женщина.

Похоже, что она была левша – ведь веер она держит в левой руке. За холодной и расчетливой хозяйкой И. Е. Кипренского. Кто она и куда она едет.

В портрете З. В. А это так же признак неординарности, самостоятельности и творческого начала. Прекрасные одухотворенные лица смотрят с портретов. В таких работах проявляются гуманистические идеалы, живой интерес творческой интеллигенции к судьбам народа родной страны.

Описание картины Федора Рокотова «Женский портрет»

Темное пространство озарено словно бы внезапно ворвавшимся лучом света. В живописи и музыке, а также поэзии этого времени востребованы мотивы личных лирических переживаний, таинственной красочности родной старины (особой популярностью пользовалась романтическая опера А. Н.

Верстовского «Аскольдова могила» 1835 год). Цвета увидены художником в их изменчивости импрессионистической иллюзорности. Теперь нужно, чтобы его оценили восторженные зрители. Тарновская позировала художнику в помещении усадебного театра.

Художник раскрывает зрителям скрытые черты характера модели.

Эта женственность – в аккуратности прически, в блеске глаз, в чуть приподнятых изгибах бровей, в припухлости губ и в едва уловимом румянце щек. Откинувшись в кресле, она обращена к зрителю.

Художнику явно интересен образ этой женщины, словно бы воплотивший новые социальные реалии того времени: перед нами деятельная, волевая, сильная, даже в какой-то степени суровая женщина, осознающая свою важность и без сомнения гордая этим.

Женские портреты, Эмиль Вернон ( )

Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью. Игра света на ожерелье слегка оттеняет аристократическую белизну кожи. Холст, уголь, мел) выполненный В. А. Серовым. Самые известные портреты так велики еще и потому, что заставляют зрителя чувствовать отражение души изображенного.

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ван рейна «аристотель»

Процесс творчества – это особое, ни с чем ни сравнимое удовольствие. Тающие очертания и легкая полуулыбка приковывают взгляд. Поговаривали, что она послужила прототипом для Татьяны Лариной.

Удачи. Финци5, на портрете представлена Джиневра Рангоне (it:Ginevra Rangoni), супруга Джангалеаццо да Корреджо (Висконти), умершего в 1517 году. Она выстроила график работы художника и стала его «продюсером». Самой большой красавицей мне казалась тогда, да и теперь тоже княгиня С. С.

Тут скорее все зависело от того, каким современники знали Пушкина. Изысканным колоритом, почти монохромной гаммой коричневато-серых и бледно золотистых тонов художник подчеркивает «иконописность» созданного изображения. Именно Надежда Забела послужила прототипом известного персонажа картины Врубеля «Царевна Лебедь».

Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М.

Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке. Фиолетовый цвет в гамме считается самым холодным, в противоположность красному – самому «теплому», даже – «горячему», цвету.

Подобно французским импрессионистам, В. А.

Женский портрет в конце века в России

Ярошенко в портрете сестры милосердия. Тем не менее, художник нередко просил свою жену позировать ему для картин. Портреты известных людей могут передавать главную суть занятий изображенных. Мягкое освещение привлекает взгляд к центру картины.

Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих. Также существует несколько отдельных портретов Камилы и их сына. Здесь фон разработан И. Е. Модель кажется не позирующей, а словно бы живущей в этом живописном пространстве.

Одной из самых известных работ стала картина «Портрет Струйской».

Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет абсолютно прав.

Черный бархат платья не только ловко скрывает полноту фигуры женщины, но и делает её силуэт отчетливо читающимся в контексте сложно выстроенного художественного пространства фона. Это «портреты – картины», близкие к бытовому жанру, достигшему к тому времени пика своей популярности.

Облик сестры милосердия несет в себе черты собирательного, типического образа. Достоевского и Л. Н. Здесь мы находим темпераментность письма, звучность красочной гаммы, поэтичную чувственность.

Как с картинки: женщины на знаменитых полотнах

Здесь нет внешних эффектов, но присутствует та самая, неуловимая загадочность женской души. Серов насыщает светоносной силой каждый мазок своей кисти.

Идеалом красоты эпохи Ренессанса можно назвать итальянку Симонетту Веспуччи, которая изображена на нескольких картинах Боттичелли «Весна» (1478), «Рождение Венеры» (1485), «Портрет молодой женщины» (1485).

Здесь в полной мере выражается печальный взгляд Федора Шаляпина.

И по своему чуткому психологизму К. Е. Портреты и жанровые сцены, картины на мифологические и религиозные темы. Они получили название – «парсуна». Красота купеческого зажиточного быта с огромным вниманием показана художником.

Стоит обратить внимание на постановку фигуры. Так выполнен другой портрет – портрет Ф. И. Шаляпина (1905 год. Одни зрители (современники Пушкина) говорили об удивительном сходстве, другие заявляли, что такого сходства нет.

Перед нами волевая, независимая, несколько грубоватая, но творческая натура.

Но холодный фиолетовый фон насыщен множеством отсветов, так называемых «рефлексов», которые привносят мажорные ноты в общее меланхолично минорное, проникнутое тонкой лиричной грустью, звучание колорита.

Картинки на все случаи жизни — Всероссийский каталог фотографий и картинок

В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников.

Здесь можно было бы, конечно и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств. В Древнем Риме больше всего ценили красоту женского лица, а пышность форм была на втором месте.

В произведении «Мать» художник добился полного раскрытия темы. По одной из версий, выдвинутой Дж.

Заметной тенденцией в живописи женского портрета изучаемого периода стал интерес художников к образам женщин из народа, а не только к «светским львицам», богатым заказчицам или же прекрасным незнакомкам.

Они подолгу жили в разлуке, но Моне не мог долго продержаться без своей семьи. Мориц придает и светотеневое решение и особая постановка фигуры, легкий поворот головы, чуть приподнятый вверх подбородок.

«Портрет А. С. Пушкина» в свое время вызвал немало споров. Произведения И. Е. Лиричный и загадочный мир чувств и переживаний женщины отображает в своем творчестве В. А.

Женщины — женский портрет часть 2

Времени для себя самой, любимой и такой неотразимой. Также кисти мастера принадлежат такие полотна, как «портрет Колосовой Евгении Ивановны» – известной балерины, входящей в число ста великих мастеров балета. Так или иначе, её социальное положение не должно по мысли художника интересовать зрителя.

Будучи за мужем за военным инженером генералом-губернатором Казани А. К.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/zhenskiy-portret-kartina/

2.4. Женский портрет третьей трети ХVІІІ века (Рокотов, Левицкий, Боровиковский)

  18 век в жанре портрета — это и целая галерея нюансов женской души, с её порывами и глубиной жизни.  Характерная черта «рокотовского женского типа» — гордо посаженная голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка — «сочетание утонченного довольства и грусти, которая почти не поддается описанию».

Эти черты наблюдаются уже в портрете Е.Н. Орловой, урожденной Зиновьевой, который еще амбивалентен (двойственен) по своей концепции: Орлова в белом атласном платье с горностаевой мантией, с лентой св.

Екатерины и усыпанным бриллиантами портретом императрицы на груди представлена в репрезентативном (представительном), «сословном виде», но «сословность» уживается с интимностью настроения, как надменность всего облика; самоуверенность — с задумчивостью и грустью во взгляде.

Для Рокотова характерно движение от трепетности и зыбкости душевного мира (например, портреты «Струйской» и «Неизвестной в розовом платье») до создания образа женщины, способной на самостояние, на самостоятельное суждение о мире — портрет В. Н. Суровцевой, притягательная сила которого заключена в одухотворенности и тонкой задушевности образа.

Рокотов как бы показывает, что есть иная красота, кроме внешней, он создает в этом портрете представление о женской красоте прежде всего как красоте духовной. Легкая грусть и даже некоторая душевная усталость не исключают большой внутренней сдержанности, высокого достоинства и глубины чувства.

  Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — «смолянок» — единый художественный ансамбль (семь портретов — портреты Ржевской и Давыдовой, Нелидовой, Хованской и Хрущевой, Борщевой, Молчановой, Алымовой).

Общий замысел — тема победительной юности, искрящегося веселья, особой жизнерадостности мироощущения; в них прослеживается единый декоративный замысел. «Смолянки» — это парадные портреты. Но Левицкого интересовал и другой подход к модели: он стремился к раскрытию потаенной, глубоко закрытой от поверхностного взгляда жизни.

И чаще всего это получалось у него с моделями, душевно, а главное, духовно ему близкими.  Боровиковский выработал нечто вроде композиционного канона женских (а это всегда женские) портретов: поясной (редко поколенный) срез фигуры, опирающейся на дерево, тумбу и др., в руке цветок или плод. Фон всегда природный.

Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купы деревьев) (например, портрет Лопухиной). Иногда не только постановка фигуры, но даже платье и украшения повторяются из портрета в портрет, как в изображениях Е.Н. Арсеньевой (1796) и Скобеевой (вторая половина 1790-х гг.).

Белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке — все повторяется, не говоря уже об общих высоких живописных качествах: ясной пластичности формы, изысканной живописности, прекрасно разработанной воздушной атмосфере, — а образы совершенно различны.  Три замечательных художника второй половины XVIII в.— Рокотов, Левицкий и Боровиковский разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рококо и барокко к классицизму, а Боровиковский и дальше — от сентиментализма к романтизму, но всеми тремя руководила одна мечта об идеале, который каждый из них толковал по-своему, в силу своего мироощущения и степени таланта.

  Таким образом, XVIII век, с одной стороны, явился основой формирования национальной культуры, с другой — способствовал чёткой полярности двух типов культуры — дворянского и народного (сохранившего традиции языческой и христианской Руси).

Вопросы для повторения

  1. Укажите характерные черты эпохи Просвещения. Как взаимосвязаны традиции и инновации в культуре 18 века?  2. Назовите основные стили эпохи Просвещения. Почему, на Ваш взгляд заметно такое стилевое разнообразие, стилевая синтезность?  3. Почему в живописи 18 века портрет является ведущим видом искусства?  4. Какие изменения эпохи можно проследить в эволюции русского портрета в 18 веке?

  5. В чём видится специфика женского портрета? Почему, на Ваш взгляд, женский мир становится объектом живописи 18 века?

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://textb.net/29/20.html

Ссылка на основную публикацию