Описание картины франциско де гойя «сатурн пожирает своих детей»

Сатурн – это… Что такое Сатурн?

Сатурн

(Saturnus). Римское божество, соответствовавшее греческому Кроносу. По римскому преданию, Сатурн, низверженный с небес, бежал в Италию, где в царствование его был золотой век. В честь этого бога праздновались в Риме сатурналии, отличавшиеся чрезвычайно веселым характером.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

САТУРН

(Saturnus), один из древнейших римских богов (уже в 497 до н. э. ему был посвящён храм на Форуме на месте бывшего там алтаря). Происхождение имени С., связывавшееся в народной этимологии с корнем sat, «сеять» (что делает его богом посева, семян, Varr. V 64; Macrob. Sat.

I 10, 10), современными исследователями отвергается, как и определение его как хтонического божества мира мёртвых. Не позже начала 3 в. до н. э. стал отождествляться с Кроносом (пожирающим своих детей), что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую его землю. Под влиянием представлений о Кроносе С.

, каковы бы ни были его первоначальные функции, стал почитаться как бог золотого века, один из первых царей Лация (куда, согласно версии мифа, он бежал, низложенный своим сыном Юпитером, и где был принят правившим там Янусом, разделившим с ним власть). С. научил своих подданных земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, почему вся страна стала называться «землёй С.» (Serv.

Verg. Aen. VIII 319; 322; Macrob. Sat. I 7; 27-36; 8, 4-5). Посвящённый С. праздник сатурналии (17 декабря), первоначальный характер которого неизвестен, был в 217 до н. э. преобразован по образцу греческих кроний (Liv. XXII 1, 19).

Во время праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось безудержное веселье карнавального типа, люди обменивались подарками – светильниками и глиняными фигурками, избирался шуточный царь сатурналий; эти праздники рассматривались как воспоминание о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользовались большой популярностью и постепенно растягивались до 5-7 дней. В храме С. хранилась государственная казна. Его паредре (женскому соответствию) Луа (Aul. Gell. XIII 23, 2) посвящалось оружие убитых врагов, возможно, для искупления пролитой крови и для отвращения её вредного влияния на посевы (Liv. VIII 1; Serv. Verg. Aen. Ill 139). Впоследствии женой С. считалась отождествлённая с Реей One. Культ С. был мало распространён, в основном в Африке, где С. слился с местными ваалами и имел многочисленных жрецов и коллегии почитателей, главным образом из простого народа. В астрологии планета С. считалась холодной, мрачной планетой, наделявшей соответственными качествами людей.
Е. М. Штаерман.

(Источник: «Мифы народов мира».)

САТУРН

в римской мифологии бог посевов, отец Юпитера. Узнав, что один из его детей свергнет его и станет царем богов, Сатурн проглатывал своих детей, пока вместо новорожденного Юпитера его жена Опс – богиня богатой жатвы — не подсунула ему камень.

Когда Юпитер возмужал, он сверг своего отца, но не убил, а изгнал из небесного царства. Сатурн нашел пристанище в царстве двуликого бога Януса и не стал оспаривать трон у сына. Римляне поклонялись Сатурну, считая его отцом всех земледельцев и даже называли крестьян «сатурново племя».

В честь Сатурна и его супруги Опс устраивали яркие торжественные праздники которые назывались сатурналиями.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Сатурн, пожирающий своих детей.

Сатурн, пожирающий своих детей.Офорт Ф. Гойи.1821—23.Мадрид.

Прадо.

Франсиско де Гойя-и-Лусьентес. Серия “pinturas negras” (“мрачных картин”). Сатурн пожирает своих детей. 1821-1823 гг.

.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1045/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD

Гойя Франсиско Хосе де испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, – презентация

1<\p>

2 Гойя Франсиско Хосе де испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском<\p>

3 Франсиско Гойя. Автопортрет<\p>

4 Биография Франсиско де Гойи Он происходил из семьи ремесленника-позолотчика. В 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса, в 1766 в Мадриде у Ф. Байеу, на сестре которого, Хосефе, женился в В 1764 и 1766 безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. В посетил Италию; на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». В 1771 вернулся в Сарагосу, где выполнил первые заказные работы, в том числе фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар. С 1773 жил и работал в Мадриде. В 1780 был избран в Академию Сан Фернандо, с 1785 стал ее вице-директором, а с 1795 директором ее живописного отделения. В 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 «первый живописец короля». В годы реакции в 1824 эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 совершил краткие поездки в Мадрид. Писал портреты, картины на религиозные, мифологические, бытовые и исторические сюжеты, выполнял стенные росписи и картоны для шпалер, был мастером офорта, литографии, рисунка.<\p>

5 Маха и люди в масках 1777 Эскиз к гобелену Маха и люди в масках x 190 см Эскиз к гобелену<\p>

6 Гойя, Зонтик,<\p>

7 Продавец посуды<\p>

8 Разносчица воды<\p>

9 Портрет жены художника<\p>

10 ГОЙЯ Франсиско (Махи на балконе)<\p>

11 Прошлое и настоящее<\p>

12 Гойя. Портрет семьи Карла VII 12<\p>

13 Гойя. Герцогиня Альба 13<\p>

14 Гойя, Маха одетая,<\p>

15 Гойя, Маха обнаженная,<\p>

16 Гойя, Расстрел повстанцев в ночь 3 мая 1808 года 16<\p>

17 Гойя, «Сатурн пожирает своих детей» 17<\p>

18 Франсиско Хосе де Гойя ( )<\p>

19 Гойя Франсиско «Маха со щенками».<\p>

20 Серия “Капричос”<\p>

21 Франсиско Гойя. Пословицы.<\p>

22 Серия “Капричос”<\p>

23<\p>

24<\p>

25 Серия “Капричос”. Сон разума рождает чудовищ<\p>

26 Серия “Капричос”. Уже ничего нельзя было сделать<\p>

27 Серия “Капричос”. Эскиз<\p>

28 Серия “Капричос”. И до смерти..<\p>

29 Гойя, Какое мужество. ОФОРТЫ ИЗ СЕРИИ «БЕДСТВИЯ ВОЙНЫ» 29<\p>

30 Серия “Бедствия войны”<\p>

31<\p>

32 Ссылки на изображения %80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0 %BE%20%D0%93%D0%BE%D0%B9%D1%8F.&noreask=1&pos =49&rpt=simage&lr=973&img_url=http%3A%2F%2Fwww.wga.hu%2Fart%2Fg%2Fgoya%2F1%2F11goya.jpg %80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0 %BE%20%D0%93%D0%BE%D0%B9%D1%8F.&noreask=1&pos =49&rpt=simage&lr=973&img_url=http%3A%2F%2Fwww.wga.hu%2Fart%2Fg%2Fgoya%2F1%2F11goya.jpg Гойя Франсиско Хосе де Большая советская энциклопедия<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1217734/

Революция пожирает своих детей

В 1918 году «Смерть Дантона» была поставлена и у нас – в переделке Алексея Толстого.

Премьера состоялась в московском театре Корша 9 октября, вскоре после официального провозглашения «красного террора», но уже 20 октября пьесу сняли с репертуара как контрреволюционную.

В 1923 году Толстой, теперь уже «красный граф», переделал свою переделку, но это не помогло ей утвердиться на советской сцене. Фразу о революции и у Бюхнера, и у Толстого произносит Дантон.

Другая версия изложена в пьесе Э. Радзинского «Лунин, или Смерть Жака» (1979): «И я вдруг вспомнил плаху, господа. И вопль казнимого Демулена: “Революция как Сатурн… пожирает своих детей… Берегитесь, боги жаждут!”» Позднее вместо Демулена в этом пассаже появился «казнимый Верньо». Однако нестыковка осталась, ведь «Боги жаждут» – слова Демулена, а отнюдь не Верньо.

Пьер Верньо был одним из вождей жирондистов.

Именно он в июле 1792 года выдвинул лозунг «Отечество в опасности!» Ему же приписывается фраза: «Великие люди кажутся великими лишь потому, что мы стоим на коленях: так поднимемся же!» Весной 1793 года Верньо выступил против учреждения якобинцами Революционного трибунала, а 31 октября по приговору этого трибунала был обезглавлен. Свершилось это на площади Революции, ныне именуемой площадью Согласия.

Однако «казнимый Верньо» о революции и ее детях не говорил: многочисленные свидетели казни жирондистов ничего подобного не сообщают. Популярная версия о его авторстве изложена в «Истории жирондистов» (1847) Альфонса де Ламартина.

Согласно Ламартину, после учреждения Революционного трибунала Верньо выступил перед жирондистами и заявил: «Теперь, граждане, позволительно опасаться, что революция, подобно Сатурну, начнет пожирать своих детей одного за другим».

Документального подтверждения этой версии не существует. Фраза о Сатурне и революции появилась во французской печати в 1800-е годы как анонимная, и лишь с 1820-х годах стала цитироваться со ссылкой на Верньо. История (как уже не раз отмечалось в этой рубрике) не любит анонимных цитат.

Теперь о Сатурне. Сатурн – божество древнеримского пантеона, отождествленное с греческим Кроносом, младшим сыном бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Кронос стал верховным богом, оскопив своего отца. Своих собственных новорожденных детей он проглатывал, так как ему было предсказано, что один из них лишит его власти.

Но от судьбы не дано уйти даже богам: Зевс, укрытый матерью от отца, лишил его власти и воцарился над миром. Перед тем он заставил Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и те стали олимпийскими богами.

Так что не верьте жутковатой картине Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей», где Сатурн своего отпрыска не проглатывает, а грызет по частям.

Увы, сыновья революции, которых она пожрала, попадали в пантеон лишь посмертно. Само выражение «Пантеон истории» принадлежит одному из таких сыновей – Дантону.

Первоначально Кронос был богом земледелия. Гораздо позже, уже в эллинистическую эпоху, имя Кронос стали истолковывать как Хронос (время), и Кронос-Сатурн стал богом Времени. Возник образ «всепожирающего времени»: время все создает и оно же все пожирает.

«Фраза Верньо» не единожды видоизменялась и оспаривалась. Клим Самгин в романе Горького замечает: «Революция нужна для того, чтоб уничтожить революционеров». В романе Василия Аксенова «Остров Крым» читаем: «Революция пожирает детей чужих.

Троцкий, Бухарин, Блюхер, Тухачевский – это чужие дети, отчаянные гребцы, на мгновение возникающие в потоке. Дети революции – это молотовы, калинины, ворошиловы, ждановы». Того же мнения был американский критик Джон Леонард: «Революции не пожирают своих детей.

Они пожирают своих отцов».

Действительно: если речь идет о Верньо, Дантоне, Бухарине, Троцком (или, уже в наше время, Юлии Тимошенко), то всех их следует скорее назвать отцами (или, как Юлия, матерями), чем детьми революции.

27 декабря прошлого года Владислав Сурков, уходя с должности первого замглавы администрации Президента, заявил: «Стабилизация пожирает своих детей». Едва ли и он всерьез считал себя «сыном стабилизации» – скорее наоборот.

Источник: http://chitaem-vmeste.ru/articles/revolyutsiya-pozhiraet-svoih-detej

Искусство Испании, часть 2. Гойя

C середины 90-х годов 18-го века, когда Гойя ещё работал придворным художником при короле он втайне, только для себя, готовил в рисунках новую тему. Он нарисовал целую серию рисунков, которую объединил под общим названием «КАПРИЧОС», что в переводе означало «капризы, фантазии».

В них он давал волю и выход наружу накопившемуся гневу к власти, который он критически выражал на бумаге. Впоследствии оказалось, что эта серия из 82-х листов дала более правдивый образ разложившегося испанского общества, чем образы деятелей на портретах, которых он написал при жизни.

Самым знаменитым из рисунков оказался «СОН РАЗУМА ПОРОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ».

В рисунках много недомолвок, намёков, а подписи под рисунками звучат загадочно. Но злободневный политический смысл каждого рисунка виден налицо. Вот как мастерски и искусно работал и творил великий гений.

«Капричос» были обнародованы только в 1803 году. В них неккоторые рисунки показывают реальные сцены: расправы Инквизиции с её жертвами; как заключённый томится в тюрьме; как читает приговор осуждённому в зловеще шутовском колпаке, при этом в демонах угадываются лицо королевы Марии-Луизы

Goya_sleep_of_reason-Гойя-Сон разума пробуждает чудовищ-КАПРИЧОС лист 43-1793-1803

Goya-cronista-4-КАПРИЧИО-4

Goya_24capric-Гойя-КАПРИЧИО

Goya-КАПРИЧИО-2

Goya-КАПРИЧИО-1793

Goya that-sacrifice-from-the-caprices-Гойя-КАПРИЧИО

Goya-Capricho -39 Гойя-КАПРИЧИО

Следующую серию гравюр, которые создал великий Мастер, получили общее название «ДЕЗАСТРОС» — «БЕДСТВИЯ» . Они тоже гневно критиковали все ужасы войны и того, что она порождала — бесчеловечная жестокость к людям, нищету, разруху, голод и смерть, абсолютное бесправие и отсутствие элементарного права на жизнь и свободу..

Goya Гойя-with-or-without-reason-from-the-disasters-of-war ДЕЗАСТРОС

Эти рисунки потрясли общество. Церковь усилила гонения на художника. Но он продолжает рисовать правду жизни. При жизни Гойи эти рисунки не были опубликованы.

Их нельзя было показывать в той общественно-политической ситуации, поскольку они показывали живые силы Испании. На них художник рисует драматизм своего народа во время войны против французских поработителей.

В рисунках — откровенная жестокость французских солдат, много бессмысленных жертв, безнадёжность, но и героизм простого народа.

Goya-Гойя-ДЕЗАСТРОС-Казнь

Goya-one-cannot-look-from-the-disasters-of-war-Гойя-Расстрел 2-ДЕЗАСТРОС

Goya-Ужасы войны-the-mob-from-the-disasters-of-war-Гойя ДЕЗАСТРОС

Goya-Y-Lucientes-Charity-Disasters-of-War-1810-painting-artwork-print-УЖАСЫ войны 2 «ДЕЗАСТРОС»

Goya-Гойя-disasters-of-war-image ДЕЗАСТРОС-Война-1793-1803

Goya-Гойя-Казнь осуждённого

Goya-repentance-ДЕЗАСТРОС-БЕДСТВИЯ-1793-1803

Goya_-disasters-of-war-_they-do-not-want-to1-Гойя-ДЕЗАСТРОС-Они не хотят, чтобы их убивали

Goya-chained-prisoner-1812-Гойя-ДЕЗАСТРОС

Goya_War3-Гойя-Война-Повешенны-ДИЗАСТРОС

Goya_War4-Гойя-Война

Goya-Гойя-tambien-ДЕЗАСТРОС

Goya 3-ДЕЗАСТРОС

Самое сильное произведение из этой серии — это картина «РАССТРЕЛ», а также рисунок «КАКОЕ МУЖЕСТВО» На первом полотне Гойя показывает радостное бешеннство ненависти несломленного французскими поработителями испанского народа, трагический восторг повстанца в белой рубахе, раскинувшим широко руки

навстречу смертельным пулям.

Goya_y_Lucientes_-_What_courage!-Гойя-КАКОЕ МУЖЕСТВО!-Дезастрос

На втором рисунке художник изобразил девушку, которая в смертельно опасной для жизни ситуации, самоотверженно заменяет на боевом посту убитых бойцов.

В 1798 году художник нарисовал картину «МАХА В ОДЕЖДЕ».

Francisco Goya Maja_Vestida-Гойя-Маха в одежде-1798

Затем в 1800 году Гойя спустя почти 150 лет вторым после Веласкеса осмелился раздеть её и нарисовать обнажённую молодую женщину, показав всю её природную красоту. В Европе такие полотна были не редкостью. Но в Испании так рисовать категорически запрещалось.

Гойя нарушил этот запрет. Картина «МАХА ОБНАЖЁННАЯ» получилась очень хорошей. В обществе конечно же был скандал. Особенно недовольна была церковь. Но художнику было уже 54 года и егоз знала вся Европа.

Так просто отправить на костёр его было нельзя.

Goya-Maha obnazhennay-Гойя Маха обнаженная 1800

Во время оккупации Испании Наполеоном Гойя пишет новую серию гравюр под названием «ТАВРОМАХИЯ», которую он посвящает испанской корриде — бою быков.

Goya-pepe-hillo-in-action-Гойя-ТАВРОМАХИЯ

Goya-Гойя-ТАВРОМАХИЯ

Goya-scene-of-a-bullfight-Гойя-Тореадоры

Гойя-ТАВРОМАХИЯ-3

После этого Гойя создал ещё одну серию рисунков. На неё очень сильно наложили отпечаток жестокость французской интервенции, неоднозначное отношение к нему церкви и другие негативные явления жизни.

Поэтому и серию мастер назвал откровенно – «ДИСПАРАТЕС» — «БЕЗУМСТВА». В ней всё страшное, что было в «Капричос», ещё больше сгущается. Сюжеты становятся запутаннее и непонятными, малоразгадываемыми для простого обывателя.

Его мистика и фантастика становятся откровенно безумной.

Goya-colossus-Гойя-В РАЗДУМЬЕ

the-madness-of-fear-from-the-absurdities-ДИСПАРАТЕС-Гойя

Goya-Гойя-Disparates- ДИСПАРАТЕС-Летаюшие люди-1810-1820 Fly mens

Goya-Гойя-ДИСПАРАТЕС

Goya-Гойя-ДИСПАРАТЕС-2

Goya-Гойя-ДИСПАРАТЕС-3

Goya_Two Old Men-Гойя-Два старых человека 1823

Потом великий гений уединился в «Кинда дель Сордо» («Дом Глухого») и там продолжал творить на стенах, расписывая их такими же пугающими, страшными фантастическими композициями, в которых великан Сатурн пожирает своих детей, а в чёрном небе летают какие-то люди как летучие мыши.

Непосвящённому обывателю может показатьсяя, что художник совсем спятил на старости лет и сошёл с ума Однако это не так. Жадному до жизни, темпераментному человеку было слишком знакомо чувство смерти. Гойя думал о ней постоянно на склоне лет. Именно это заставляло его писать такие замысловатые картины. В наше время также поступали и другие художники Испании — и Пикассо, и Дали.

Таким вот был последний великий художник Испании на рубеже перехода из 18-го века в 19-й.

А что же было дальше? Как развивалось творческое искусство живописи в 20-м веке. Кто был лидером в Испании среди художников? Чьи картины с успехом продавались на рынке и какие из них были самые дорогие?

Обо всём об этом вы узнаете, прочитав следующий, третий очерк об Испании. Читайте! Ведь это очерки не об искусстве.- Они о жизни испанского народа.

Гойя Женщина с арфой-1805

Источник: https://ambilive.ru/articles/45-iskusstvo-ispanii-chast-2-goija.html

Сатурн пожирает своих детей

На днях партия власти под благовидным предлогом обеспечения безвизового режима с ЕС пыталась протащить через Верховную Раду, так называемый, «антикоррупционный» закон. В случае принятия он позволял изымать собственность у людей, подозреваемых в коррупции, и передавать ее под внешнее управление.

Арест Корбана в этом свете выглядит совсем иначе, особенно, если обернуться назад и посмотреть ретроспективу аналогичных событий: арест Бориса Колесникова в 2005-м и Юлии Тимошенко в 2011-м.

Примечательно, что в них принимали участие одни и те же лица, вынесенные на вершины власти революционными событиями последнего десятилетия.

Очень наглядно политические процессы, происходящие в современной Украине, демонстрирует знаменитое полотно «Сатурн, пожирающий своих детей» Франциско де Гойя. В картине нет ни одной яркой краски, кроме красной. Это цвет крови.

Своим натуралистическим сюжетом она вызывает у зрителя ощущение безумия, отвращения и мракобесия. Точно так же Революция истребляет тех, кого сама же и породила, оставляя простых людей смотреть в чернеющую пустоту, от которой веет холодной безысходностью.

В точности подобного сравнения вы убедитесь, дочитав эту статью до конца.

Колесников Борис Викторович

Французский писатель Луи де Костин однажды сказал: «… когда народ узнает истину, она его уже не интересует…». Тем не менее, мы напомним, что в результате «оранжевого» переворота к руководству страной пришли: В.Ющенко, Ю.Тимошенко и П.Порошенко.

Двое последних из них практически сразу начали междоусобную борьбу за право контролировать наиболее мощные финансовые потоки топливно-энергетического комплекса страны, не гнушаясь при этом и более «мелкими» активами.

Именно к ним и относилась собственность, принадлежащая Ринату Ахметову.

В ее защиту выступил его старый друг, председатель Донецкой ОГА Борис Колесников, который публично заявил о создании независимой Юго-Восточной республики. Но арестовали его не за сепаратизм, а за попытку завладения ТЦ «Белый лебедь» путем вымогательства под угрозой смерти. Как позже выяснилось, уголовное дело было сфабриковано.

Были собраны доказательства того, что фальсификацией занимались лично Министр МВД Ю.В. Луценко и другой заместитель генпрокурора Шокин В.Н. Негласный приказ они получили от тогдашнего секретаря СНБО П.А. Порошенко. Причина подобной немилости лежит в отказе Бориса Колесникова передавать ему права на имущество и взятку в размере $2млрд.

Как известно, Колесников Борис Викторович провел в СИЗО около полугода, после чего был выпущен под залог в $10млн., который внес Ринат Ахметов. К этому времени Виктор Ющенко «сожрал» и Тимошенко, и Порошенко.

Геннадий Корбан Укроп

Для более явного сравнения текущих и прошедших событий нам придется нарушить их хронологию, поскольку суд над Корбаном состоялся совсем недавно. Вспомните картину, и, связанную с ней мифологию. Напомним, что Сатурн (Кронос) по приказу Зевса изрыгнул съеденных детей.

Смотрите, что происходит в Украине. Новый государственный переворот, названный «Революцией Достоинства», вновь выносит на гребень волны Петра Алексеевича и Юлию Владимировну.

Даме пока еще ничего не досталось, но она не теряет надежды, и активно позиционирует себя борцом за «справедливые» тарифы для населения. К ней мы еще вернемся.

А команда Президента занялась делом, о котором мы писали выше. Только теперь в сферу их «жизненных интересов» попала империя Игоря Коломойского.

Задержание лидера оппозиционной партии УКРОП точно так же, как и в случае с Колесниковым, закамуфлировано под уголовное преследование. Оно санкционировано лично Генпрокурором В.Шокиным. И цели совпадают: Колесников – Ахметов, Корбан – Коломойский.

Что называется, новое – это надежно подзабытое старое. Зачем что-то придумывать, когда есть хорошо отлаженная схема.

Непотопляемая Юлия Тимошенко

Г-жа Тимошенко только выглядит белокурым ангелом. Выражаясь аллегорией, Сатурн ее периодически пожирает и практически тут же выплевывает. Так было в 2005г., и в 2007г., и в 2011г., и в 2014г. Она с упорством достойным лучшего применения тянет свои ухоженные пальцы к ТЭКу. И ухватиться за него ей никак не удается, а последняя попытка и вовсе завершилась сроком и колонией.

Став премьером в 2007 году, она с удивлением обнаружила, что не имеет никакого влияния на нефтегазовую сферу. Спонтанное решение забрать «газовое хозяйство» у Фирташа разумным назвать никак нельзя, поскольку здесь задействованы механизмы высокого уровня.

Снова оставшись без кресла, Юля не потеряла уверенности в собственных силах, и заключила джентльменское соглашение с Виктором Януковичем. Благо, в стране было, что делить. И делали они это с большой любовью к своему государству.

В 2010 году она вновь заключила союз с Петром Порошенко и приняла участие в президентской гонке, которую, как известно, проиграла. Угрожая Януковичу компроматом, она потребовала «долю». Никто подобной наглости терпеть не стал, и Тимошенко отправилась на перевоспитание, как обычно по сфабрикованному делу.

Вот, что сказал тогда по этому поводу лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк: «…арестовав Юлию Тимошенко, нынешняя власть начала войну с собственным народом. Она перешла Рубикон. Демократия закончилась.

Власть превратилась в режим. В мировой истории еще никто не побеждал в подобных войнах. Нынешний правящий режим вряд ли станет исключением. Жаль, что самые худшие прогнозы сбываются настолько буквально».

Такое ощущение, что он произнес эти слова вчера…

Источник: http://dontimes.news/saturn-pozhiraet-svoih-detey/

Почему революция пожирает своих детей? Ответ на вопрос

По преданию, её произнес Дантон накануне своей казни. Дантон, который сам обагрил свои руки в крови, будучи одним из инициаторов августовской резни «подозрительных», пал под ножом гильотины от рук своих же товарищей по революционному лагерю – робеспьерианцев, которым и самим предстояло разделить его судьбу в будущем.

Хотя в более полном виде она звучит несколько иначе – «революция, КАК САТУРН, пожирает своих детей». Имелся в виду греческий миф о боге Кроносе (Сатурне), который пожирал своих детей, опасаясь пророчества, которое гласило что один из них когда-нибудь свергнет отца и убьет его.

Поскольку же Сатурн не знал, кто именно будет убийцей, он предпочитал есть всех без разбора, но и это его не спасло. Он был низвергнут и кастрирован сыном Зевсом (Юпитером)…

Я не зря привел здесь этот миф, который подразумевался Дантоном. Греческие мифы удивительно прозорливы и точны – в плане реалистического представления о природе человека. Греческие боги – это люди той эпохи, облаченные мифологическим языком в одежды лучезарных олимпийцев. Борьба богов за Олимп – это борьба людей за власть.

Чтобы получше проиллюстрировать то, как «работает» революция, приведу не избитый для нашего уха пример – Мексиканскую революцию [рекомендую всем замечательную книгу по теме — Н.Н. Платошкина, откуда беру все нижеизложенные факты]. Вот её красноречивый «мартиролог»:

Гибель Эмилиано Сапата на руках своих бойцов

— Франсиско Мадеро (застрельщик революции, президент, что-то вроде нашего Родзянко) – застрелен во время военного переворота генерала Уэрты;

— Паскуаль Ороско («полевой командир» революции) – застрелен при попытке пересечь границу ради очередного мятежа по заказу новой революционной власти;

— Викториано Уэрта (генерал, президент, мексиканский «Корнилов») – умер при странных обстоятельствах при операции в США после попытки вернуться к власти (как наш Фрунзе в 25-м);

— Эмилиано Сапата (легендарный партизан, мексиканский «Махно») – убит офицером-предателем по заказу президента Каррансы;

— Венустиано Карранса (президент, мексиканский «Керенский») – убит своими офицерами во время побега из столицы;

— Франсиско Вилья (партизанский вождь, мексиканский «Котовский») – убит по заказу президента Обрегона;

— Альваро Обрегон (генерал, президент, мексиканский «Троцкий») – застрелен в ресторане фанатиком-кристерос, но фактически, хотя и не доказано, по заказу президента Кальеса…

Команданте Панчо Вилья и его люди

Список можно продолжать и дальше – большинство видных генералов революции закончили жизнь или у «стенки», или от рук наемных убийц. Только после ликвидации псевдопутча Гомеса-Серрано без суда было расстреляно 40 бывших революционных генералов

Может показаться, что здесь играет роль пресловутая латиноамериканская специфика – очень уж горячий народ.

Как говорил упомянутый Обрегон своему основному сопернику на выборах Гомесу: «Ты думаешь, что между нами будет поединок кабальеро? Нет, в Мексике победитель получает президентский дворец, а проигравший – расстрельную команду».

В действительности, если мы увидим, то случай Франции (ставший хрестоматийным) и России (всем известно, как закончили наши революционеры – немногие пережили 37-й год), подтверждают аналогичные события, например, в революционном Китае, Германии времен национал-социализма.

И этому парадоксу есть, на мой взгляд, разумное объяснение. Дело, конечно, не в самом факте борьбы за власть. Она есть в каждой стране. Но при этом в большинстве стран вопрос о власти решается мирно, путем относительно честной конкуренции на выборах или путем компромисса элит.

Источник: http://politika-v-rashke.ru/pochemu-revolyutsiya-pozhiraet-svoih-detey/

Центр искусств королевы Софии

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 24Следующая ⇒

Центр искусств королевы Софии располагает превосходной коллекцией современного испанского искусства.

Вот здесь начинается череда больших коллекций произведений Искусства с большой буквы и с восклицательным знаком! В начале Пасео дель Прадо стоит здание в стиле классицизма, бывший госпиталь Св. Карла, продолженное довольно необычной современной пристройкой. Сейчас это **Центр искусств королевы Софии (Centro de Arte Reina Sofía) (42) .

Наряду с интересными сменными выставками, здесь размещается национальная коллекция современного искусства, включающая работы Тапиеса и Чильиды.

Наибольшее внимание публики привлекает монументальная картина Пикассо *«Герника» , которую он создал в 1937 году для Всемирной выставки в Париже, чтобы заставить людей задуматься об ужасах гражданской войны.

Прадо

Прадо привлекает публику всемирно известными картинами, в том числе Веласкеса и Гойи.

Многие поклонники искусства, путешествуя по Испании, приезжают в Мадрид только ради того, чтобы посетить **Прадо (Museo Nacional del Prado) (43) .

Нигде в мире больше нет такого обширного собрания великих испанских мастеров (Эль Греко, Мурильо, Веласкеса, Гойи) и их итальянских коллег Тициана и Тинторетто.

Кроме этих художников, большей частью работавших в Мадриде при дворе, здесь хорошо представлена немецкая и фламандская живопись: Дюрер, Рембрандт, Босх и Рубенс. И, разумеется, одного дня не хватит, чтобы не спеша рассмотреть и насладиться всеми сокровищами этого музея.

Музей Прадо относится к десяти самым знаменитым музеям мира в области изобразительных искусств, и знакомство с ним необходимо всем, кто интересуется культурой. Гостей со всего света особенно привлекают сменные выставки, так что в некоторые дни, возможно, придётся даже постоять в очереди. В воскресные дни вход в музей бесплатный, и тогда сюда, конечно же, устремляется множество посетителей.

Королевская коллекция, собранная Габсбургами и Бурбонами на протяжении четырёх столетий, насчитывает почти 9000 картин и 5000 рисунков, и плюс к тому коллекцию из 700 скульптур. Главное здание музея построено по проекту Хуана де Вильянуэва. На рельефе над главным порталом можно узнать Фердинанда VII, который открыл эту картинную галерею в 1819 году.

Из-за постоянной нехватки места и проводящихся время от времени реконструкций (в ходе которых, например, к музею был присоединён крестовый ход монастыря иеронимитов XVII века, San Jerónimo el Real) порядок размещения картин иногда временно меняется. Сведения о расположении экспозиций на данный момент можно найти в информационном буклете.

Знаменитое полотно Диего Веласкеса «Прядильщицы».

Франсиско Гойя, «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года».

Испанская живопись :

Средневековая живопись очень хорошо представлена романскими фрескамииз кастильских скитов Сан-Бауделио де Берланга (San Baudelio de Berlanga) (XII в.) и Санта-Крус де Мадеруэло (Santa Cruz de Maderuelo) (XIII в.), а более поздний период – готическими картинами и ретабло , как например, «Св. Доминик из Силоса» Бартоломе Бертехо (ок. 1450–1498).

Среди выдающихся картин придворного художника Диего Веласкеса(1599–1660) представлены, в частности, «Кузница Вулкана», «Прядильщицы», «Сдача Бреды» и, пожалуй, самая знаменитая его картина «Менины» («Фрейлины», называемая также «Семья Филиппа IV» ), где он запечатлел самого себя отражённым в зеркале. Другие портретные изображения художника и его жены обнаружились в картине «Поклонение волхвов», в образах Марии и коленопреклонённого волхва.

В этом же отделе музея можно увидеть картины Бартоломе Эстебана Мурильо(1617–1682), который прославился картинами на религиозные темы (к примеру, «Основание церкви Санта Мария Маджоре в Риме» ), но более всего – своими жанровыми сценами. В них он запечатлел будни простого народа, своих современников из Золотого века.

Ещё одну важную часть этого собрания картин образует постоянная выставка произведений Франсиско Гойи(1746–1828). В ней особого внимания заслуживают pinturas negras , «Чёрные картины», первоначально украшавшие его усадьбу «Квинта дель Сордо» («Quinta del Sordo», «Вилла Глухого»).

В их число входят «Колосс» и «Сатурн пожирает своих детей» . В картине «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года» запечатлена кровавая расправа французских захватчиков с народным восстанием в 1808 году.

А «Маха одетая» и дополняющая её «Маха обнажённая», напротив, полны чувственной радости (очерк о жизни Гойи и его значении в истории искусства см. ниже).

Вершиной маньеризма (завершающей фазы Ренессанса) в испанской живописи считается творчество критянина Доменико Теотокопулоса (Domenikos Theotokopoulos) по прозванию Эль Греко(1541–1614).

В своём творчестве, стиль которого формировался главным образом в Толедо, он обращается к жанру портрета и религиозным сюжетам: например, «Поклонение пастухов», «Портрет аристократа» и «Воскресение» .

Среди исторических картин выделяется «Защита Кадиса от англичан» (1625) работы Франсиско Сурбарана(1598–1664), где в величественных фигурах генералов перед решающей битвой прекрасно переданы их индивидуальные черты.

Итальянская живопись :

Из числа итальянских картин особого внимания заслуживают картины «Благовещение» Фра Анджелико(ок. 1400–1455), «Давид побеждает Голиафа» – шедевр Караваджо(1573–1610) в технике кьяроскуро (светотени) – и картина Якопо Тинторетто(ок. 1518–1594) «Омовение ног» с тщательно выстроенной перспективой.

«Император Карл V в Мюльберге» – одно из известнейших произведений Тициана(1477–1576), любимого художника испанского монарха, главы венецианской школы живописи эпохи Возрождения.

«Портрет кардинала» показывает, что Рафаэль(Раффаэлло Санти , 1483–1520) был не только мастером религиозной живописи («Святое семейство с ягнёнком») , но и превосходным портретистом.

К лучшим картинам Антонелло да Мессина(ок. 1430–1479) относится «Пьета» , в которой мёртвый Христос, поддерживаемый плачущим ангелочком, производит столь же сильное впечатление, как и сицилийский ландшафт на заднем плане.

Старая немецкая и фламандско-голландская живопись :

«Автопортрет» Альбрехта Дюрера(1471–1528) не менее знаменит, чем его «Адам и Ева». Это первый автопортрет, написанный к северу от Альп, свидетельство гордости этого успешного, элегантно одетого художника.

В картине «Источник милости» Яна ван Эйка(ок. 1390–1441) очень сильны отголоски его главного творения, «Гентского алтаря» в бельгийском городе Генте, признанной вершины старой голландской живописи.

Полотно «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена(1399–1464) было любимой картиной Филиппа II. В нём впечатляет богатая гамма выражений на лицах, исполненных глубокой скорби.

Квентин Массейс(Метсейс ; 1466–1530) в картине «Ecce Homo» («Се человек» ) запечатлел одну из сцен страстей Христовых. Лица толпы, изображённые в откровенно карикатурном виде, побуждают всмотреться в эту картину внимательнее.

К числу главных представителей старой голландской школы живописи принадлежит также выходец из Германии Ганс Мемлинг(1433/1440-1494). Его картина «Поклонение волхвов» , центральная часть триптиха, обнаруживает большую точность в деталях и стремление передать пространственную глубину.

«Триумф смерти» в представлении Питера Брейгеля-старшего(ок. 1525–1569) истребляет весь род людской, богатых и бедных, королей, святых отцов и крестьян.

Всемирно известна крупнейшая коллекция работ Иеронима Босха(ок. 1450–1516), хранящаяся в Прадо. Его картины, насыщенные символами, вызывающие множество споров, изобилуют деталями.

Они мастерски прописаны в «Саду земных наслаждений» , картине, которую можно истолковать и как предостережение от смертного греха сладострастия, и как утопическую мечту о любовном рае.

Примечательна и картина «Воз сена» , где Босх в очень символической форме развивает тему жадности, доводящей человека до сумасшествия.

Французская живопись :

К зрелому периоду творчества Клода Лоррена(1600–1682) относится картина «Морской порт», которая запоминается своими перламутровыми переливами и фасадами классических зданий, придающими ей величавую уравновешенность.

Ботанический сад

Желающим немного отдохнуть после художественного марафона можем посоветовать заглянуть в небольшой Ботанический сад (Jardín Botánico) (44) . Он примыкает к Прадо с южной стороны. Здесь можно увидеть несколько тысяч видов растений и деревьев, в том числе и экзоты из Латинской Америки.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/2-114091.html

22 миниатюры про кастрацию с полной экспликацией

?Заглядывая в средневековые иллюминированные рукописи, которых теперь (слава интернету) везде достаточно, изумляешься, с какой любовью художники относились к теме кастрации.

Они возвращались к этой теме из раза в раз, ничуть не стесняясь.Не постесняемся и мы: изучим тему с традиционной рубрикой “омерзительное искусствоведение”.

(За обедом не читать! Детям не показывать! Много крови! Мало гениталий!)

УРАННачнем с классики.По древнегреческим мифам, когда сыну Крону надоело, что миром правит его папа Уран, крошка-сын к отцу пришел, держа в руках серп.

Roman de la Rose. France, 15th century (end). Bodleian Library, MS. Douce 195, fol. 76v

Утратив гениталии, Уран потерял право на верховную власть.

Там еще была другая подоплека, интересная, про феминизм и право на чайлд-фри. Читайте в моем старом выпуске рубрики “Как легендарные женщины мстили за измену-1”.

Roman de la rose, Paris, 1er quart du XVe s.. BNF, Manuscrits, français 1570, f. 45

У успешного хирурга Крона на этой почве развилась паранойя, и он решил, что его собственный сын сделает с ним то же самое. Поэтому он стал своих новорожденных глотать. Но зря, все кончилось плохо, за ним пришел сын Зевс со рвотным (см. выпуск “Античные детоубийцы-людоеды”).

На этой миниатюре в левой части изображена сцена кастрации Урана, а в правой — Крон, глотающий своих детей.Человек в шляпе с репликой “Как поживаете? Я наверно не вовремя, лучше завтра зайду” — не знаю кто.

Le livre des échecs amoureux moralisés, c.1401, Evrart de Conty; Français 143, f.28r, Bibliothèque nationale de France

Правда, безграмотные средневековые люди не просто звали Крона — Сатурном, а его сына Зевса — Юпитером. Они еще все перепутали нафиг. В “Романе о розе” и других средневековых переделках античных мифов дедушка Уран вообще потерялся.В них соединяется сцена кастрации дедушки Урана и поедание папой Кроном своих сыновей, которые превращаются в одного персонажа – Крона-Сатурна. А кастрацией и подачей рвотного занимается внук Зевс-Юпитер.

Не знаю откуда. Ок. 1501 года

Boccace, De casibus, Paris, Bibliothèque nationale de France, Manuscrits, ms. français 226, folio 9 v°

От гениталий Урана, упавших в море, родилась из пены морской Афродита.На этой миниатюре она изображена, со звездой вместо эпиляции зоны бикини.

Тоже не знаю откуда. 15 век

ОРИГЕН

А вот случай практически исторически достоверный. Ну, по сравнению с Ураном.Жил-был в III веке н.э. такой великий христианский писатель, теолог Ориген.

Очень рекомендую, книжки хорошие (поваляться-почитать на пляже — самое то, главное, чтобы перевод нормальный попался).Говорят, что он начитался Иисуса Христа, особенно фразы «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.

19:12) и решил облегчить себе жизнь, избавившись от искушения, и повторить процедуру. Впрочем, по другой версии это были слухи, распускаемые его врагами.На этой миниатюре он изображен на фоне богини Кибелы в колеснице, запряженной львами.

Там какая-то ассоциативная связь, насколько я поняла, ибо жрецы Кибелы тоже были скопцами.

“О граде божьем” Августина. Den Haag, MMW, 10 A 11 341v

Здесь Ориген занимается самооскоплением перед монашкой. Видимо, с целью демонстрации полного христианского аскетизма.

British Library MS. Egerton 881 f. 132r

Еще надо различать, конечно, кастрацию и оскопление — удаление яичек и удаление гениталий целиком.Но мне лень копаться в теме. Я же совсем не кровожадная!

Bodleian Library, Douce 195

БОБРЫ

Внезапно бобры.Почему бобры? Дело в том, что в средневековье существовала легенда, что бобры, подобно Оригену, любили баловаться самооскоплением.

Salisbury Bestiary, British Library, Harley MS 4751, Folio 9r

Эта легенда восходит еще к Эзопу. Дело в том, что за бобрами охотились в частности, из-за его яичек, из которых изготавливали множество “очень полезных” лекарственных снадобий. И бобры были такими умными животными, что просекли эту фишку, и когда за ними начиналась охота, они сами отгрызали себе гениталии и бросали их охотникам, чтобы те получили желанное и прекратили преследование.

MS. LUDWIG XV 4 (Getty museum) – Bird Book of Hugo Fouilloy

Но это ж христианство, поэтому на забавной байке дело не закончилось.Отцы Церкви, например Августин и Иероним, стали сравнивать кастрированного бобра с евнухами-людьми и использовали это поведение бобров как метафору для выбора духовного целомудрия. Бобр также стал символом верующих, которые добровольно отказались от мирского.

UPD: Абердинский бестиарий, 12 век

Что тут по-латыни написано? Что это за неведомая зверушка  с перепончатыми лапами? Тоже бобер?

Написано CASTOR. Реально бобер.

The Tudor pattern book MS. Ashmole 1504

На этой миниатюре другое животное, копытное, но занимается тем же самым благородным действом, а отнюдь не самоудовлетворением.

UPD: копытное похоже тоже бобер, ибо надпись гласит castorcum alio noie asustilbar

Tractatus de Herbis, 1440-е

ДЕТИ

Нечастый сюжет.  Навуходоносор приказывает охолостить еврейских мальчиков.

Речь идет о красивых еврейских юношах-рабах, которых взяли служить во дворец царя — будущий пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил (будущие “три отрока в пещи огненной”).

В Библии нигде не сказано, что при призвании на службу ребят сделали евнухами, однако очень многие толкователи были в этом уверены. Потому что иначе-то как?

The Hague, KB, 71 A 23

ВИЛЬГЕЛЬМ III СИЦИЛИЙСКИЙ

Парню реально не повезло. Родственники были идиоты (подробней см. википедию).

Генрих Гогенштауфен, ставший императором под именем Генриха VI, предъявил права на его королевство.Победил. Посадил свергнутого короля-мальчика под замок. Потом Генрих VI объявил об открытии заговора с целью его убийства, в котором, по его уверениям, участвовало большинство сицилийских вельмож.

Кучу народа арестовали, пытали, убивали.Что случилось с экс-королем — не ясно.  По одним сведениям, его ослепили и кастрировали, по другим — через несколько лет разрешили поступить в монастырь, где он и умер в безвестности.Прожил в первом случае всего 13 лет.

De casibus (Bibliothèque de Genève, Ms. fr.

190/1)

Средневековые миниатюристы, как вы видели, не верили в добрую байку про чудесное спасение Вильгельма, и рисовали все в подробностях, как будто своими глазами видели.

De casibus. Bibliothèque Nationale MS Fr. 226

ПАТРИАРХ ИГНАТИЙ

Для сравнения — целомудренное искусство православных стран.

В Византии с евнухами было богато — наследие древнеримской традиции. Потом это был гуманный способ пресечь свергнутую династию — не эвтаназия, а как с похотливыми котиками.

На этой миниатюре победитель император Лев V Армянин приказывает кастрировать юного “царевича” Никиту — сына свергнутого императора Михаила I: «И так стал царём Лев, он хотел уничтожить весь род царя Михаила Рангавея и отрезал у его сына Никиты детородные уды, постриг его в иноческий образ и нарек Игнатием». Пошло впрок — Игнатий сделал карьеру, стал патриархом, а потом вообще святым.

Лицевой летописный свод. Голицынский том, XVI век

АТТИС

В этой рукописи “О граде Божьем”, откуда уже показывала Оригена, вообще какое-то огромное количество сцен кастрации. Это подозрительно. Какие-то тревожные вещи в голове у автора происходили, уж моему-то экспертному мнению по этому вопросу можно поверить.Вот две миниатюры оттуда про Аттиса.

Аттис — это был такой почитаемый в античности экзотический бог (малоазиатский), примерный аналог Адониса. Прекрасный юноша, возлюбленный богини Кибелы, убитый кабаном.По другой версии, впал в безумие, отсек себе половые органы. В честь этого события жрецы Кибелы занимались самокастрацией.На кровати тут лежат Кибела и зачем-то Минерва.

“О граде Божьем” Августина. Den Haag, MMW, 10 A 11

А вот совсем другая версия мифа про Аттиса, зверская. Причем из той же рукописи.Жила-была / жил-был такое божество по имени Агдистис.Однажды семя спящего Зевса вытекло на Землю, оплодотворило ее и родилось страшное двуполое существо Агдистис. Его разрушительная мощь не устраивала богов. По общему решению Дионис заполнил источник крепким вином и чудовище, испив из него, забылось глубоким сном. Тогда Дионис привязал прочной веревкой его детородный орган к его же собственной ноге и, когда Агистис проснулся, то резким движением сам себя оскопил. Из его крови, упавшей на землю, выросло миндальное дерево и один из его плодов сорвала Нана, дочь речного бога Сангария. Нана приложила плод миндаля к груди , забеременела и родила мальчика Аттиса , которого вскоре бросила , а вырастила его коза.Со временем Аттис превратился в юношу неземной красоты и его “родитель” Агдистис, ставший теперь только женщиной, влюбляется в юношу. Однако царь Мидас предназначил Аттиса в мужья своей дочери.На свадьбу неожиданно явилась Агдистис и наслала на всех безумие. Пораженный этим безумием Аттис сам себя оскопил ножом и умер. Агдистис раскаялась в своей ревности и стала упрашивать Зевса вернуть жизнь ее возлюбленному, но это оказывается невозможным. Тогда Агдистис захоронила тело Аттиса в Пессинунте и учредила в честь него ежегодное празднество. Сама Агдистис превратилась в Великую матерь богов Кибелу.Вот здесь как раз свадьба и Агдистис.

“О граде божьем” Августина. Den Haag, MMW, 10 A 11

На этой миниатюре жрецы Кибелы занимаются подражанием Аттису в вопросах здравоохранения.На первом плане Сатурн пожирает своих детей, но на сей раз в штанах. Спасибо, автор! Была бы избыточность еще и его в этом кадре кастрировать.Картинка из той же рукописи, подписи, увы, я не нашла. Возможно, опять жрецы Кибелы. В небесах — символы планет и созвездий, если не путаю.***Ну а у этой миниатюры сюжет утерян в интернетах. Привожу ее как пример более раннего искусства художников, более схематичного.

UPD:lexxnet осужденного кастрируют за гомосексуализм (или за скотоложство) по приговору Тулузского суда.

BNF Latin 9187 Coutumes de Toulouse, 1296

Интересующимся темой рекомендую книгу Larissa Tracy. Castration and Culture in the Middle Ages. 2013

***А вот это просто некая медицинская процедура, на закуску.

De arte phisicali et de cirurgia, England ca. 1425

Оставайтесь с нами! В следующих выпусках еще интересней!

Предыдущие выпуски читайте по тэгу.

Трансляция рубрики “омерзительное искусствоведение” вконтакте

Мой телеграмм канал про искусство (не только омерзительное)

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1167538.html

Депрессия и тлен: «Сатурн, пожирающий своего сына». Сатурн картина

ГлавнаяКартиныСатурн картина

Художник: Гойя (1746–1828).Тип: холст, масло.Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид.

Гойя

Франсиско Гойя — ведущая фигура испанской живописи 1785–1820 годов. Достойный преемник таких великих мастеров как Эль Греко, Хусепе Рибера, Сурбаран и Веласкес, мастер жил в смутные времена, застав французскую революцию, войны и наполеоновские походы.

Кроме того, в возрасте 46 лет Гойя начал страдать глухотой и периодическими приступами депрессии, что сказалось на его темном романтизме и фресках, известных как «черные картины», состоящие из кошмарных образов и изображений звериной жестокости.

Также трудный период связан с серией гравюр «бедствия войны» (1810–1820). Мрачные работы представляют собой описание трагических событий, происходящих в Испании 1800-х годов.

Стоит заметить, что ни одна из этих работ не была предназначена для публичного представления и не была похожа на портреты и религиозные работы, какие Гойя делал для испанского королевского дворца и знати.

Сатурн, пожирающий своего сына

Предистория

«Сатурн, пожирающий своего сына» — один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии «черных картин». Эти фрески созданы Гойей на отштукатуренных стенах его дома (известного как Кинта-дель Сордо, «Вилла глухого») — расположенного на берегу реки Мансанарес, неподалеку от Мадрида.

Изначально, стены украшались позитивными изображениями, поднимающими настроение, но со временем мастер стал создавать жесткие и тревожные композиции, причиной чего стала нарастающая депрессия и паранойя, а также опасения по поводу грядущей смерти. Мастер не писал, не говорил и вообще не прикладывал никаких усилий для того, чтобы данная серия известной.

Лишь в 1874 году, спустя 50 лет после смерти художника, работы были перенесены со стен на холст.

Сюжет картины

История, которую иллюстрирует работа, отсылает нас к мифу о римском боге Сатурне, который испугавшись пророчества о том, что будет свергнут одним из своих сыновей, пожирал потенциальных конкурентов.

В конце концов жена Сатурна утаила шестого сына, Юпитера, и пророчество исполнилось.

Существует мнение о том, что вдохновение Гойя почерпнул из одноименной работы Рубенса, но свирепость и безжалостность, с которой Сатурн ест ребенка, контрастирует с хладнокровностью и методичностью персонажа Рубенса, что делает фреску ужасающей и уникальной.

Картина Рубенса

Анализ и интерпретация

Картина демонстрирует психопата, который не в состоянии контролировать свои действия. Грубость, обнаженность, спутанность волос Сатурна, а также широкий взгляд и агрессивное поведение — все это указывает на истерическое безумие.

Возможно, это отсылка к ужасным событиям, происходящим в Испании того времени. Сумасшедший бог уже оторвал и проглотил голову ребенка, правую руку и занят поеданием левой, а его руки так сильно впиваются в жертву, что пробивают кожу.

Существуют доказательства того, что в исходном изображении у Сатурна был эрегирован фаллос, что наполняло работу еще большим ужасом.

Фрагмент работы

Как обычно, некоторые вопросы остаются без ответа. Например, округлые ягодицы и форма бедер недоеденной жертвы свидетельствуют о том, что Сатурн пожирает скорее свою дочь, нежели сына.

Кроме того, она вовсе не является ребенком, это хорошо развитая молодая женщина. Аллегорическая картина трактуется по-разному.

Некоторые искусствоведы считают, что она может символизировать испанское государство, пожирающее собственных граждан, другие интерпретируют Сатурна как французскую революцию, или даже Наполеоне.

artrue.ru

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына, описание картины и история создания

«Сатурн, пожирающий своих детей» (вариант названия «Сатурн, проглатывающий своего сына») – знаменитая фреска Франсиско Гойи, написанная в период 1820-23 годов.

В конце XIX века художник Сальватор Мартинес Кубельс перевёл её на холст по заказу банкира Эмиля д`Эрлангера, планировавшего показать, а если повезёт, то и продать шедевр Гойи на Всемирной выставке 1878 года, проходившей во дворце Трокадеро в Париже.

В это десятилетие во Франции прогремели импрессионисты, в моду вошли солнечный свет и концентированный воздух. Не удивительно, что купить мрачного «Сатурна» желающих не нашлось, и в 1881-м году он был преподнесён в дар музею Прадо.

История создания «Сатурна»: почему Гойя написал не картину, а фреску?

В 1819-м году 73-летний Гойя, всё еще формально числившийся придворным живописцем, отошёл от дел и приобрел небольшую виллу в пригороде Мадрида. Еще при прошлом владельце соседи прозвали это имение Quinta del Sordo, «дом глухого».

Возможно, именно это название и привлекло Гойю: в 1792-м, после загадочной болезни (назывались диагнозы от апоплексии до осложнений застарелого сифилиса) художник начал испытывать адские головные боли и почти полностью лишился слуха, так что «дом глухого» пришёлся ему как нельзя кстати.

Десятилетие, предшествовавшее покупке Quinta del Sordo, выдалось необычайно сложным для всей Испании и лично для Гойи. Испания была оккупирована французами, Гойя стал свидетелем расстрелов и казней, видел остывающие трупы и дымящиеся развалины домов на улицах Мадрида.

В 1812-м году он лишился жены Хосефы, вместе с которой прожил почти 40 лет и похоронил не менее десяти детей (разные источники называют разные цифры). Еще раньше была отравлена возлюбленная Гойи, 40-летняя Каэтана Альба.

В 1819-м году Гойя перенёс новую болезнь, поставившую его на грань жизни и смерти (свидетельством о ней стал автопортрет в сопровождении доктора и друга Ариетты, Институт искусств Миннеаполиса).

Оправившись от болезни, Гойя решает расписать стены своего «дома глухого» странными и темными видениями, которые выразили бы пережитые потрясения. Они не предназначались для посторонних глаз современников Гойи (и потому настенные росписи оказались предпочтительнее картин) и должны были стать чем-то вроде завещания пожилого художника потомкам.

Эта идея завладела Гойей целиком. В течение короткого времени он выполнил колоссальный объем работы, набросав эскизы 14-ти огромных картин (некоторые из них превышали размер в шесть квадратных метров!) и начал расписывать ими стены.

По образному строю изображения напоминали кошмары и галлюцинации – причём даже больше, чем знаменитая серия офортов Гойи «Капричос». Гойя не дал авторского названия своим фрескам, но нам они известны теперь как Pinturas Negras – «черные картины» (“мрачные кратины”).

Они написаны в глубоких и мрачных тонах. Густая смесь чёрного и чёрно-серебристого господствует на стенах дома Гойи. Кое-где появляются вкрапления ярких цветов и белоснежно-белого. Мрачные процессии паломников, люди с искаженными страхом лицами, пугающие образы старости, немощи, богооставленности.

И среди них – пожалуй, самая знаменитая и жуткая фреска «Сатурн, пожирающий своих детей».

Сюжет 

Большинство сюжетов Pinturas Negras и по сей день остаются для нас необъяснимыми и загадочными, однако как раз у «Сатурна» имеется мифологический прообраз. Римскому богу земли Сатурну соответствует древнегреческий Кронос.

Детьми Кроноса, рождёнными Реей, были олимпийские боги Гера, Гестия, Деметра, Аид и Посейдон. Однажды Уран предсказал Кроносу, что кто-то из детей лишит его власти, и потому напуганный Кронос проглотил их одного за другим.

Родившийся позднее сын Кроноса Зевс, повзрослев, заставил отца изрыгнуть всех, кого он проглотил, на этом власть Кроноса закончилась.

Гойя и Рубенс: чей Сатурн ужаснее?

Работу Гойи иногда сравнивают с картиной Рубенса «Сатурн», использующей тот же сюжет и тоже представленной в музее Прадо.

Но насколько же «нормальным» выглядит гармоничный по анатомии и колористически уравновешенный древнеримский бог Рубенса в сопоставлении с обезумевшим монстром Гойи! Тело героя Гойи изломано, его пропорции нарушены, он не умещается в пространстве картины, а его глаза выражают какой-то запредельный, хтонический ужас от содеянного.

И, что особенно интересно, он не заглатывает сына целиком, как это описано в мифе, а пожирает его кровоточащее тело по частям. Так что, возможно, Гойя не следует мифу, а отображает некий индивидуальный кошмар, создает свой собственный миф.

«Сатурн, пожирающий своих детей» Франсиско Гойи: истоки и тайные смыслы

У всякого кошмара можно найти не только историческую, но и психическую подоплёку, поэтому Гойю так любят исследовать психиатры и психоаналитики.Антон Ноймайр, автор книги «Художники в зеркале медицины», ищет возможные ключи к «Сатурну» в генеалогии рода Гойи.

Предки художника принадлежали к доиндоевропейскому народу басков, в чьих преданиях и легендах превалируют темы жестоких убийств, человеческих жертвоприношений и каннибализма. В их мифах грозные духи природы погружают человека в атмосферу первобытного ужаса.

«Наверняка Гойя, как и Шекспир, верил в сверхестественные силы природы», – полагает исследователь, а значит, кровожадный Сатурн, пожирающий собственные порождения, мог олицетворять стихийную жестокость мироустройства.

Сторонники исторического похода к творчеству Гойи проводят аналогию между «Сатурном, пожирающим своего сына» и Испанией начала XIX века, откровенно бросающей собственных детей в горнило гражданской войны, сжигающей их на кострах инквизиции и приносящей в жертву мнимому национальному величию.

Доктор Ференц Райтман усматривает в жутких видениях Гойи проявления его психопатологического состояния, душевной болезни, лишь усугублённой (но не порождённой!) историческими реалиями. «В ужасающих изображениях гражданской войны, – излагает идеи Райтмана Ноймайр, – Гойя показывал очень много бесчеловечной жестокости.

Озлобленный и огорченный страшными преступлениями, он пошёл даже дальше, потому что стал бесчестить и патриотов, рисуя их мёртвые тела в отвратительном виде. Гойя изображал изувеченные, разорванные на куски тела, оторванные конечности и отвратительные сцены именно так, как это делают пациенты психиатрических лечебниц.

Фрески Quinta del Sordo (где Сатурн поедает своих детей и великан жует откусанные руки) выражают это еще более ясно».

Испанские медики Фернандес и Сева называют предполагаемый душевный недуг Гойи аффективным психозом, Мануэль Парео говорит о депрессивной дистимии, Ноймайр склоняется к диагнозу шизофрения и предполагает постепенное отравление организма Гойи входившим в состав красок свинцом, что повлияло на деятельность мозга художника и вызвало к жизни галлюцинаторные видения. Искусствоведение в этой ситуации может лишь констатировать: действительно, живопись до Гойи не знала такой исступлённой дисгармонии. Именно Гойя первым в европейском искусстве делает нас не зрителями, а полноправными соучастниками адского пира и чудовищных преступлений.

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/saturn-kartina.html

Ссылка на основную публикацию