Описание картины генриха кампендонка «в лесу»

Рейсдал ЯкобКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме.

Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия.

Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями.

Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство.

Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону.

Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (“Еврейское кладбище”, Картинная галерея, Дрезден; вариант – в Институте искусств, Детройт).

В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.

Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой.

Пейзаж на закате, 1682
Замок Бентхайм, 1680-е
Площадь в Амстердаме, 1670

Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг пейзажных мотивов голландского живописца очень широк – это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года.

Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (“Горы Норвегии”, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия.

Вид Амстердама, 1660-е
Пейзаж с водопадом, 1665
Пейзаж с мельницей, 1661
Водопад, 1665-1670
Зимний вечер, 1670
Водопад в лесу, 1660-1670

Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (“Радуга в штормовом море”, 1655, Рейксмузеум, Амстердам; “Волнорез”, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине “Морской берег” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Две водяные мельницы, 1650-е
Большой дуб, 1652
Дорога в дюнах, 1655

Притягательность работ нидерландского художника заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века.

Творчество Якоба ван Рейсдала →

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.

2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/ruysdael.html

Нидерланды. История в картинках (часть 2)

?agritura (agritura) wrote,
2014-06-04 15:07:00agritura
agritura
2014-06-04 15:07:00
НАПАДЕНИЕ ИСПАНЦЕВ НА ФЛАМАНДСКУЮ ДЕРЕВНЮ. Петер Снайдерс

Я специально вывесила эту картинку, как заглавную –  “для затравки”, ведь смерть, секс и безумие всегда вызывает болезненное любопытство даже у чопорной интеллигенции.

К тому же, она является логическим продолжением того, на чем мы остановились в ПЕРВОЙ ЧАСТИ.Со смертью и безумием во времена революций всегда все было хорошо, как и с не совсем добровольным сексом. На самом деле, испанская армия получила карт бланш на подобное поведение от своих патронов – короля Филиппа Второго и герцога Альбы.

Сам Альба собственноручно подписал 18 600 смертных приговоров за 6 лет своего пребывания в Нидерландах.

Это только официальные цифры! И официальные казни! А сколько жителей страны стали жертвами вот такого разбоя и марадерства, остается только предполагать И это в стране, в которой проживало всего около 3 млн населения!  Говорят, при приближении армии Альбы Фландрию в страхе  покинули 100 тысяч жителей, включая, как я уже говорила, и самого Вильгельма Оранского – слава бежала впереди Кровавого герцога.

ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ. ЛАМОРАЛЬ, ГРАФ ЭГМОНТ, ПРИНЦ ГАВЕРСКИЙ и ФИЛИПП де МОНМОРАНСИ, ГРАФ ГОРН. Неизв. последователь РубенсаГрафы Эгмонт и Горн принадлежали к избранной знати Нидерландов. Они стояли “у руля” антипапских протестов, основав вместе с принцем Оранским Конфедерацию, однако пытались сохранить добрые отношения с Испанским королем. Их возмущала Инквизиция и ее зверства во Фландрии, но портить отношения с хозяевами окончательно они не желали. Герцог Альба, прибыв в Нидерланды, вежливо пригласил графов на совет, который позднее назвали “Кровавым”. Ничего не подозревающие Горн и Эдмонт прибыли, но были тут же схвачены, осуждены и публично обезглавлены 5 июня 1568 года в Брюсселе. Это мероприятие вместо своей прямой цели – запугивания местного населения, подняло новые волны народного волнения. Альба был исправный служака, очень набожный, ревностный католик,  и, говорят, человек решительный, не сомневающийся в своей правоте. Но, немного дурак, похоже.Так вот смотришь на головы этих бедняг, изображенных на портрете, отмечаешь напряженный взгляд этих глаз, и в голове не умещается, как это кто-то совершенно спокойно, и возможно, даже с чувством выполненного долга, отдал приказ отделить эти головы от туловищ с помощью топора. А потом преспокойно пошел ужинать.
Казнь братьев Бронкхорст ван Батенбург. ГравюраЗа 4 дня до казни Горна и Эгмонта были обезглавлены 18 нидерландских дворян, включая братьев Батенбург. Фландрия содрогнулась.
ВЗЯТИЕ БРИЛЯ МОРСКИМИ ГЁЗАМИ в 1572 году. Гравюра 1583г

Война “морских гёзов” против испанцев фактически началась с этого сражения. Корабли голландцев атаковали Город Бриль, и выбили оттуда испанский гарнизон. Были казнены 19 католических священников, которые позднее были причислены католической церковью к лику святых.

Интересно, что битва произошла 1 апреля, после этого возник каламбур “1 апреля герцог Альба потерял очки” (голландское слово “bril” (очки) созвучно с названием города). Некоторые приписывают этому рождение Дня Дураков, однако это, скорее всего, не верно.

Зато один из первых исторически задокументированных каламбуров точно родился.

БИТВА ПРИ ХАРЛЕМЕРМЕЕР. Хендрик Корнелис ВромНе все битвы были удачны для Нидерландов. Трагическое событие отображено на картине сверху. Битва эта состоялась между Испанским и Голландским флотом 26 мая 1573 года. Целью голландцев было снятие блокады Харлема.  Голландскую флотилию “морских гёзов”  возглавлял Маринус Брандс. 63 испанских корабля, выставленные против 100 голландских, были гораздо лучше оснащены, кроме того, испанцы стали с наветренной стороны. Им способствовала удача , голландцы были разбиты, 21 корабли захвачен, множество других потоплены или повреждены. Харлем через какое-то время пришлось сдать после 7-месячной осады.
ЗВЕРСТВА ИСПАНЦЕВ В ХАРЛЕМЕ В 1573. Гравюра 1583Ворвавшись в истощенный город, испанцы начали кровавую вакханалию. В первые же дни были казнены около 2 000 знатных оранжистов и простых голландских солдат.  По легенде, когда палачи уже не имели сил поднимать топоры, они просто связывали пленников спина к спине и бросали их в море.
НАРДЕНСКАЯ РЕЗНЯ В ДЕКАБРЕ 1572 ГОДА. Ян ЛюйкенЕще одна трагедия. Вначале к Нардену подступила пара сотен немецких наемников, находящихся на службе у Испанского короля. Жители закрыли ворота, вопреки протестам магистрата. Несколько “горячих голов” даже слегка постреляли в немцев со стен города. Перепуганные насмерть отцы города выслали парламентеров. Пока они занимались болтовней под стенами Нардена, подтянулся испанский авангард. Магистрат уговорил жителей открыть ворота и устроить торжественную встречу захватчикам. Чуть ли не праздничный ужин им готовили. Ворвавшиеся в город испанские солдаты, возглавляемые сыном герцога Альбы доном Фредериком, были настроены отнюдь не миролюбиво. Бойня началась в стенах главной церкви города. За считанные минуты испанцы перебили практически всех жителей города, которые не успели сбежать.
РАЗРУШЕНИЕ ЛЕЙДЕНСКОЙ ДАМБЫ И ЗАТОПЛЕНИЕ ПОЛЬДЕРОВ ГЁЗАМИ. Неизв. худ. 17 векОсада Лейдена испанцами длилась 7 месяцев. Гёзы разрушили дамбу и затопили польдеры, чтобы голландские корабли могли подойти вплотную к городу. Испанцы в результате были изгнаны, осада снята.
ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ СНЯТИЯ ОСАДЫ ЛЕЙДЕНА В 1574. Отто ван Веен3 октября в истощенный город вошли освободители, неся с собой долгожданную еду. Это был хлеб и селедка. С тех пор каждый год лейденцы 3 октября празднуют День освобождения, торжественно поедая селедку на белом хлебе. Героическому городу в награду за его мужество Вильгельм Оранский предложил на выбор снижение налогов или открытие университета. Угадайте, что они выбрали? Университет! А что бы выбрали ваши соотечественники, как вы думаете?
РАЗГРАБЛЕНИЕ ДЕРЕВНИ ВОММЕЛЬГЕМ. Себастьян Бранкс, кон. 16 векаНебольшая деревня сильно пострадала во время карательной экспедиции испанцев. Были сожжены несколько ветряных мельниц, почти все деревянные дома, разграблены лавки и пивоваренный завод, убито около 4 десятков жителей, в том числе старейшины города.
БИТВА ГОЛЛАНДСКОЙ АРМИИ С ИСПАНЦАМИ. Питер Снайдерс“Смешались в кучу кони, люди…”Давайте, наконец-то, я вам расскажу, кто такие гёзы.На заре революции, когда нидерландская знать еще наивно пыталась мирно договориться с испанцами, группа дворян подписала петицию и напросилась на аудиенцию к Маргарите Пармской, дочери короля Испании Карла Пятого, сестре действующего тогда короля Филиппа Второго. Братец назначил ее наместницей (штатгальтером) Нидерландов, т.к. была она незаконнорожденной, мама у нее была фламандка.

Делегация фламандцев заявилась ко блестящему двору Маргариты, а одеты они были, как водится у протестантов, скромно. “Босяки!”  – шипели им вслед разряженные в золото и шелка испанцы. “Босяки”, “нищие”, значит “гёзы”,  “Geuzen” по-фламандски. Шипели испанцы довольно громко, так, что делегация их услышала.

Они с гордостью приняли обидную кличку, как самоназвание. У фламандской знати вскоре стало модным нашивать лже-заплатки на вполне добротные сюртуки и носить за плечом бутафорскую нищенскую суму. Были они, конечно, никакие не нищие, просто экономные, домовитые.

А вот потом кличка распространилась и на по-настоящему бедных партизан-гёзов из простого народа.

А Маргарите-то пришлось бежать! Вместо нее прислали Альбу.
ФРАНСУА АНЖУЙСКИЙ (АЛАНСО). Франсуа КлуэЭто чудо в кружевах –  неудачливый жених Елизаветы Первой Английской, которая нежно называла его “Мой лягушенок”. Родной брат, король Франции Генрих, любивший адреналиновые забавы типа Варфоломеевской ночи, дразнил его “обезьянкой”.

В 1581 году Нидерланды официально заявили, что отныне испанский король Филипп Второй – никакой им не правитель. Вильгельм Оранский сам лезть на Голландский трон не решился, так как не принято это тогда было – садить на престол кого попало. Нужна была особа королевской крови. Франсуа Анжуйский шлялся тогда по Европе, как неприкаянный, а Оранскому нужна была поддержка французского короля.

Вот он и предложил ему – а давайте-ка вашу обезьянку мы поставим сувереном Голландии! Правда, у народа своего он забыл спросить согласия, за что народ сильно обиделся и принялся дружно нового господина игнорировать. В истории не сохранилось доказательств большой мудрости и расчетливости Алансо, видимо потому, что этой мудрости и расчетливости не было и в помине.

Он вознамерился силой взять Антверпен и еще несколько городов, чтобы доказать, чьи в лесу шишки. Напомню – Нидерланды уже пару десятков лет находились в состоянии почти непрерывной войны, мальчик в кружевах не на тех нарвался!
ВЪЕЗД ГЕРЦОГА АНЖУЙСКОГО В АНТВЕРПЕН В 1581.

Монограммист МХВХСмешной парень Франсуа Анжуйский решил обмануть антверпенцев и заявил, что хочет поприветствовать их, войдя в город торжественным парадом. Когда его войско вошло в город, солдат попросту закидали камнями с крыш. Затем фламандские солдаты открыли огонь по французам, убив около 1 500 человек.

Нехорошо, конечно, но затяжная война выработала в жителях Нидерландов некоторую нервозность. Лишь небольшой кучке солдат Анжуйского удалось бежать, включая самого незадачливого принца. Он бесславно вернулся в Париж, где вскоре странно умер в возрасте 29 лет.
ГЕРЦОГ ЛЕРМА. Питер Пауль Рубенс, 1602Изумительная картина, не могла ее сюда не поместить! Это еще один испанский герцог.

Не такая, конечно, сволочь, как Альба, но тоже ярый противник независимости Нидерландов. Он вышел на политическую сцену уже после смерти Альбы, был правой рукой Испанского короля Филиппа Третьего. С упорством сумасшедшего продолжал борьбу с Нидерландами, разоряя свою собственную страну. Вплоть до перемирия в 1609 года. Еще один горячий, но не слишком мудрый испанский идальго.

Но как хорош, чертяка!
ЛОВЦЫ ДУШ. Адриан Питерс ван де Венне.

Эта сатирическая картина показывает, как протестанты и католики боролись за паству во время перемирия, соревнуются, кто вытащит из воды больше голых баб. Слева – строгие протестанты, справа – разноцветные католики во главе с Папой.

МОРИЦ НАССАУСКИЙ. Михаель Янс ван МиервельтСын Вильгельма Оранского, стал следующим штатгальтером Нидерландов с 1585 года (сначала 5 провинций). Хитрый, умный, решительный, блестящий полководец и тонкий политик. Мужичонка рыжеватый, поганенький, даже женат никогда не был, но зато настоящий гений военного искусства. Он создал настоящую голландскую армию и флот, объединив и подчинив строгому порядку разрозненные ранее  “банд-формирования”. Умелыми действиями его армии были освобождены провинции, ранее занятые испанцами, устье реки Шельды было закрыто для торговли, что вызвало блокаду Антверпена и стимулировало развитие Амстердама. Почти полностью разорившаяся Испания в 1609 году вынуждена была объявить перемирие на целых 12 лет и признать независимость Объединенных Северных штатов.
БИТВА ПРИ ГИБРАЛТАРЕ. Якоб ван Херскерк. Одно из важных событий, ускоривших победу Нидерландской революции. 25 апреля 1607 года Голландский флот застал врасплох стоящую на якоре Испанскую армаду в составе 21 кораблей у Гибралтара, и полностью разгромил ее. Все испанские корабли были уничтожены, погибли 4 000 испанцев, включая командующего флота. Факт печальный – столько людей погибло, хоть “наши” и победили,  а вот картина очень красивая.
КАЗНЬ ЙОХАНА ВАН ОЛЬДЕНБАРНЕВЕЛЬТА В ГААГЕ В 1619. Клас Янц ВисхерЙохан ван Ольдер… Ольден…, ну, короче, вот этот дядька на картинке, поначалу был ярым сторонником и первым соратником Морица Нассау. Погубило его то, что он принадлежал к другой вере. Вернее, к другому ответвлению кальвинизма – к ремонстранству. Он был невероятно богат, знатен и влиятелен, но не смотря ни на что, был обвинен в измене и казнен. Это чтобы вы понимали, насколько важны были вопросы веры в то время. Идея – всё!!!
РОСПУСК ГВАРДИИ МОРИТЦЕМ НАССАУСКИМ 31 ИЮЛЯ 1618 ГОДА. УТРЕХТ, ПЛОЩАДЬ НЕИДЕ.  Йост Корнелис Дрохслот, 1625Это было новшество – набирать армию из местных, а потом разоружать и  распускать ее после боевой компании. Во избежание лишних затрат и мародерства. Мориц вообще ввел много новых армейских порядков, которые вскоре взяло на вооружение большинство армий Европы.
МЮНСТЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. Герард Терборх. 1648Долгожданное Мюнстерское соглашение ознаменовало конец 80-летней войны и декларировало независимость 7 Северных провинций. Называлось теперь это Республика Соединенных Провинций Нидерландов. Переговоры перед подписание важного документа велись на протяжении 7 лет.
ЖИТЕЛИ АМСТЕРДАМА ПРАЗДНУЮТ МЮНСТЕРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. Питер ХальсА это, собственно, пьянка. Судя по постным физиономиям, самое ее начало.
СРАЖЕНИЕ У СХЕВЕНИНГЕНА. Ян Абрахамс Баарстратем, 1654А это Первая Англо-Голландская война за гегемонию в Северном море. Всего их было четыре. Ну, нет бедным голландцам покоя!!!Сейчас Схевенинген – популярный курорт, малые голландцы очень любили изображать на своих пейзажах бескрайние песчаные пляжи Схевенингена, а на картине видите, что творится?
ЙОХАН ДЕ ВИТТ. Ян де БаенПосле смерти Морица Нассауского штатгальтером Нидерландов стал его брат, Вильгельм-Генрих, потом его сын, Вильгельм Второй. А потом это самый Вильгельм взял, да и умер от оспы в 24 года. Наследник его родился через восемь дней после его смерти, и как вы понимаете, брать бразды правления в свои руки пока отказывался. Вот этот человек, Йохан (Ян) де Витт фактически управлял Нидерландами в отсутствие наследника. Целых 12 лет. Политик и экономист он был, кажется, грамотный, хоть по образованию он был адвокатом. Считал он, естественно, что никакие Оранские и всякие там штатгальтеры Голландии не нужны, она и сама (в его лице) чудесно справится.К концу его правления французский король вдруг “воспалился” и потребовал вернуть к власти Оранских, и так ему это не давало покоя, что он двинул на Голландию войска. Это вызвало недовольство народа, чем и воспользовались оранжисты.
СМЕРТЬ БРАТЬЕВ ДЕ ВИТТ. Ян де БаенСторонники дома Оранских натравили пьяную толпу на Яна де Витта и его брата Корнелиуса и несчастных буквально растерзали на части. Поговаривают, что даже съели до костей, но тоненький слой белого вещества моего головного мозга отказывается верить в такое.

И еще несколько картинок из истории Голландии:

ВЗРЫВ АРСЕНАЛА В ДЕЛФТЕ В 1654. Эгберг ван дер Поэл

Было такое, причем при жизни Вермеера. Мощный взрыв практически полностью разрушил центр города.

КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Абрахам СторкКлассная картинка, и еще одна статья доходов голландских купцов. Мишек жалко!

ГОЛЛАНДСКИЕ КИТОБОИ ВОЗЛЕ ШПИЦБЕРГЕНА. Абрахам Сторк, 1690
АМСТЕРДАМСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА. Эманьюэл де Витте. 1653Биржи, банки, фьючерсы и другие финансовые пузыри – до сих пор любимая игрушка голландцев. Иногда полезная. Для них.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ОСТ-ИНДСКОЙ КОМПАНИИ, Хенрик Корнелис Вром. 1599Международная торговля, отличный флот  и колониальная политика – три кита голландской экономики 16-18 веков. Специи, ковры, экзотический товар, черные рабы – все это попадало в Европу через Голландию. По баснословным ценам, естественно.
ДЕРЕВНЯ СЕРИНХЕМ В БРАЗИЛИИ. Франц ПостПост вместе с экспедицией ОИК побывал в Бразилии и даже прожил там 8 лет, а потом вернулся в родной Харлем и до конца жизни по памяти рисовал бразильские пейзажи, похожие на земной рай.
РУССКИЙ ЦАРЬ ПЕТР ПЕРВЫЙ В ГОЛЛАНДИИ. Неизв. голл. художник кон. 17 векаТаким его здесь запомнили – играющим в карты в компании подвыпивших друзей. Говорят, голландцы любят русских, но не за Петра, а за три вещи:1) За то, что прогнали Наполеона;2) За то, что прогнали Гитлера;3) За то, что оба раза сами убрались восвояси.
КУПЕЦ ИСААК МАСС. Франц ХальсОдин из удачливейших послов и купцов, успешно торговавших в Московии. Хальс нарисовал еще один его портрет – с женой.
ЧУМА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В 18 ВЕКЕ В НИДЕРЛАНДАХ. ГравюраИ такое у них бывает. И совсем недавно было – ящур.
САТИРА НА ТЮЛЬПАНОМАНИЮ. Ян Брейгель Младший.

Источник: https://agritura.livejournal.com/129816.html

“Водопад” Эрмитажа – описание картины

“Водопад” Эрмитажа — одно из многих, но вместе с тем и одно из лучших произведений Рейсдаля на эту тему. Стремясь с наибольшей наглядностью показать непреодолимую динамическую силу низвергающегося водяного потока, Рейсдаль в ряде картин варьирует тому водопада.

Он то прибегает к вытянутому по вертикали формату, строя пейзаж уступами вверх, то развивает композицию вширь, объединяя на первом плане воду, камни и деревья. Но каждый раз основной характер изображения определяется движением бурных вод.

Они низвергаются со скал мощным потоком и катят свои покрытые пеной волны вперед на зрителя, подхватывая стволы упавших деревьев, дробясь и пенясь в каменистом ложе.

В эрмитажной картине сила движения сосредоточена на первом плане, ограниченном огромными камнями. Здесь, стесненный в своих берегах, бурлит поток.

Справа в воду упал ствол сломанной березы, и кора ее привлекает взор интенсивной белизной. Этот знакомый также по другим картинам Рейсдаля мотив играет существенную роль в композиции.

Он усиливает и подчеркивает движение первого плана, которому противопоставляются спокойные линии пейзажа в глубине.

По сравнению с другими, подобными нашей, картинами, где вода как бы захватывает весь передний план, в эрмитажном “Водопаде) ) поток ограничен по сторонам берегами. Смягчен также контраст между светом и тенью, в изображении дальних планов преобладают более спокойные мотивы.

Общему идиллическому настроению, господствующему в этой части пейзажа, соответствует и фигура пастуха, написанная Адрианом ван де Вельде. Так как этот последний, скончался в 1672 г., то можно с достоверностью сказать, что картина Рейсдаля возникла до этого срока. (Ввиду того, что с 1661 г.

Рейсдаль не помечал датами своп картины, главным, кроме стилистического анализа, основанпом для определения времени их возникновения является трактовка изображенных в них людей) .

Вернее всего предположить, что “Водопад” исполнен в конце 1660-х годов после “Болота” и “Речки в лесу” , так как героические мотивы звучат в нем менее сильно. Того полного единства и цельности, которые свойственны лучшим его произведениям, художник в “Водопаде” уже не достигает.

Шестидесятые годы — наиболее блестящий период творчества Рейсдаля. Это было время, когда культура Голландии переживала наивысший расцвет. В лице своих ведущих художников голландская живопись достигает в эти годы исключительной проникновенности и глубины в подходе к человеку и природе. В это десятилетие создаются лучшие творения Рембрандта и Рейсдаля.

Однако в середине XVII в. уже ясно начинают обозначаться противоречия между реалистическими устремлениями представителей передового искусства и господствующими в буржуазных кругах идеалами.

Признанием среди высших слоев голландского общества пользуются не лучший пейзажист и не великий творец психологического портрета, а нарядные “итальянизирующие” художники, блестящие, но поверхностные портретисты. Пора расцвета уже несет в себе признаки разложения.

Существенные изменения в расстановке классовых сил, происшедшие в середине века, нашли свое выражение и в отношении к искусству. После Мюнстерского мира с Испанией в 1648 г., окончательно закрепившего самостоятельность Голландии, преисполненная сознанием своего значения, буржуазная верхушка стала противопоставлять себя другим слоям населения.

Буржуазия использовала свое политическое могущество не для углубления революционных завоеваний, а для подавления демократии. К этому именно периоду относятся известные слова Маркса: “Народные массы Голландии уже в 1648 г. более страдали от чрезмерного труда и терпели гнет более жестокий, чем народные массы всей остальной Европы” .

Во второй половине века крах демократических идеалов начала столетия выступил с полной очевидностью. Законодатель художественных вкусов — голландская буржуазия, в особенности ее быстро переродившаяся в паразитический класс верхушка, утратила вкус к национальному искусству с его трезвым реалистическим подходом к действительности.

К живописи стали предъявлять требования идеализированного изображения людей, быта, природы. Если от портретистов требовали нарядных парадных изображений, где передаче одежды и обстановки придавалось больше значения, чем выразительности лиц, где все большее распространение получала аллегория, то и в области пейзажа берут верх декоративные тенденции.

Все большее признание и здесь получают произведения “итальянизирующих” мастеров, уводящие от полной неизъяснимой прелести, но несколько однообразной природы Голландии к эффектным видам юга.

Красочные гавани Воникса, оживленные сценами охот лесные виды Гаккорта, пасторали Берхема с фигурами пастушек, выступающих яркими цветными пятнами на фоне южного неба, — таковы излюбленные теперь пейзажи, все более идеализированные и декоративные.

В то же время творческие устремления Рейсдаля, создававшего свои наиболее проникновенные реалистические изображения, идут в разрез со вкусами господствующего класса.

К сожалению, дошедшие до нас скудные биографические сведения не дают возможности ясно представить себе ни взаимоотношения великого пейзажиста с окружающим его обществом, ни его личную жизнь.

Мы знаем лить то, что художник остался холостым. Он был, видимо, слабого здоровья, часто болел.

Уже в сорок лет Рейсдаль составил свое завещание, свидетельствующее о его трогательной заботе о старике отце.

Судя по тому, что Рейсдаль приглашался в качестве эксперта и работал с такими признанными мастерами, как портретист Томас де Кейзер, он в начале шестидесятых годов еще пользовался известностью.

Однако заказы художник получал преимущественно на пейзажи с водопадами, которые вошли в моду после поездки Эвердингена в Скандинавию. За исключением северных ландшафтов, привлекших его своеобразием своих мотивов, художник в 1660-х годах оставался верен своей тематике и манере.

Господствующие идеалы оказали воздействие на Ройсдаля лишь в более поздний период, в 1670-е годы, когда творческая энергия старого мастера несколько ослабела. Спад творчества Рейсдаля, который намечается в это время, — несомненный результат влияния окружающей среды.

Однако гениальный пейзажист никогда полностью не подчинился новой моде. Только этим и можно объяснить, что смягченный, классицизирующий стиль его мастерски написанных поздних картин не удовлетворял запросам буржуазии Голландии.

В поздний период деятельности известность Якоба ван Рейсдаля падает, его средства иссякают. В 1682 г. великий голландский пейзажист умирает.

К последнему десятилетию жизни Рейсдаля относятся четыре картины Эрмитажа. Наиболее значительная из них — “Морской вид” , созданная, видимо, в начале 1670-х годов.

Художник неоднократно обращался к изображению моря, то передавая бурную поверхность вод с идущими под сильным креном судами, то живописуя омываемый волнами морской берег.

К числу подобных видов взморья принадлежит и эрмитажный вариант этой темы, несколько раз повторенной Рейсдалем.

Изображен песчаный берег, на который, постепенно затихая, набегают волны с легкими взбрызгами пены на гребнях. Высокое небо покрыто облаками. Далекие просторы воздуха, воды, земли переданы с исключительным мастерством.

Рейсдаль отказывается от резких контрастных сопоставлений, столь характерных для его творчества, отказывается от бурного движения. Колористическая гамма картины построена на тонких живописных сочетаниях зеленоватой с белой пеной воды, тяжелого свинцового неба и желтоватого песка дюн.

Пастозная манера письма уступила место жидкому наложению красок с просвечивающим грунтом. Это дало возможность художнику достичь большой прозрачности в изображении воды. Фигуры, с большим тактом вписанные А.

ван де Вельде, благодаря своим тонким силуэтам и сдержанной красочной волной самодовольного мещанства разбогатевшей буржуазии, столь гибельно сказавшейся на голландском искусстве.

Однако значение творчества Рейсдаля определяется не поздними произведениями, носящими явные признаки упадка, а лучшими его картинами 1650—1660-х годов, которые раскрыли перед пейзажной живописью новые возможности в изображении стихийных сил и мощи природы.

Произведения Рейсдаля, экспонированные в нашем музее, дают полную возможность проследить творческий путь художника. Расширив и углубив представление об окружающей человека природе, Рейсдаль сделал важный шаг вперед в реалистическом постижении мира.

Источник: http://www.rlspace.com/vodopad-ermitazha-opisanie-kartiny-2/

Чюрлёнис Микалоюс Константинас

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (10 (22) сентября 1875 г. – 28 марта (10 апреля) 1911 г.), литовский художник и композитор.

Чюрлёнис родился в семье сельских жителей. Его мать Адель-Мария-Магдалене Радманайте была дочерью баварского эмигранта, а отец – сельским органистом. Константинас Чюрлёнис сумел получить начальное общее и музыкальное образование практически самостоятельно. Все его девять детей также были одарены музыкальными способностями, часто выступали вместе, пели в семейном хоре.

Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Затем он был рекомендован внуку знаменитого политика, дипломата и создателя полонезов М. Огинского, который принял мальчика на службу в качестве ученика, а затем и оркестранта.

Чюрлёнис находился на полном содержании, получал пять рублей в месяц и носил красивую униформу.

В оркестре он научился играть на флейте и других инструментах, овладел основами нотной грамоты, впервые начал читать музыкальную литературу.

Огинский помог Чюрлёнису поступить в 1894 году в Варшавский музыкальный институт. Шестилетнюю программу учёбы по классу фортепиано Микалоюс прошёл за три года и в 1897 году перешёл в класс композиции.

Сокурсники прозвали Микалоюса «литовским медведем»: он отличался особенной силой и необычайным упорством, овладевая не только музыкальным, но и общим образованием. В то время он интересовался естественными науками, философией и древней историей, математикой и космологией. А кроме того, много читал: от классики до современных авторов.

За четыре года под руководством Э. Носковского Чюрлёнис создал около 25 фуг, среди которых были как крупные произведения, предназначенные для исполнения на фортепиано, так и хоровые, на тексты псалмов.

В институте у Микалоюса завязалась многолетняя дружба с будущим видным польским композитором Э. Моравским.

Он влюбился в его сестру, но отец девушки был категорически против брака с никому не известным музыкантом, которому не на что содержать семью.

Свои переживания Чюрлёнис отразил в пьесах для фортепиано «Ноктюрн» и «Прелюд», которые появились в варшавском альманахе «Меломан» и стали первыми опубликованными произведениями композитора.

В 1900 году Чюрлёнис принимает участие в конкурсе, объявленном варшавским меценатом М. Замойским, и создаёт первую национальную симфоническую поэму «В лесу». Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.

Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды.

Но окончить образование Чюрлёнис не смог: после смерти помогавшего ему мецената он лишился материальной поддержки и покинул консерваторию, получив лишь учительский диплом с правом преподавания.

В Германии Чюрлёнис увлекается живописью. Когда в 1904 году открывается Варшавская школа изящных искусств под руководством К. Стабровского, Чюрлёнис записывается в неё вольнослушателем вместе со своим другом Моравским.

В начале ХХ века окончательно формируются национал-демократические взгляды Чюрлёниса, он приобщается к литовскому движению национального возрождения, руководит хором Общества взаимопомощи варшавских литовцев, пишет для литовских начальных школ первый сборник народных песен.

Его творческая деятельность постоянно чередовалась с поисками заработка: ему приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками, поддерживая младших братьев и сестёр. Давая уроки, Чюрлёнис познакомился с семьёй Брониславы Вольман, Микалоюс преподавал ее дочери, с сыном посещал Школу изящных искусств. Брониславе Вольман Чюрлёнис посвятил свою симфоническую поэму «Море» (1903-1907).

В 1905 году вместе с семьёй Вольман Чюрлёнис совершил поездку на Кавказ. Летом 1906 года Б. Вольман профинансировала его путешествие по культурным центрам Средней Европы. Он смог посетить Прагу, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен, Вену.

Картины Чюрлёниса привлекают внимание столичных критиков: на выставке работ учеников Варшавской школы изящных искусств в помещениях Петербургской Академии художеств работы Чюрлёниса выделяются среди прочих выставленных произведений.

Художника избирают членом правления Литовского художественного общества. Он решает переехать в Вильнюс, где становится руководителем хора общества «Вильияус канклес», концертирует, пишет статьи, подготавливает Вторую литовскую выставку, на которую представляет 56 работ.

Вильнюсский период считается самым продуктивным в творчестве Чюрлёниса: он создаёт первые живописные сонаты, «Знаки Зодиака». В Вильнюсе он знакомится с молодой писательницей С. Кимайте, вместе они задумывают создать оперу «Юрате» на сюжет литовского предания. Творческие отношения переходят в личные, и в 1909 году происходит бракосочетание Софии и Микалоюса.

Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. Он мечтает очутиться в центре художественных поисков российского искусства, заручиться творческой и материальной поддержкой.

Добужинский тепло принимает своего земляка и знакомит его с известными художниками А. Бенуа, И. Билибиным, Н. Рерихом. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников».

Иначе происходило признание Чюрлёниса на родине: его мелодичные напевы казались чужеродными, а критики порой издевались над его картинами.

Лишь со временем стало ясно, что пристрастие художника к малым формам не было случайным. Он сумел слить воедино музыку, живопись и поэзию.

Осуществлённый им синтез проявился в создании своеобразных живописных поэтических композиций. Горький называл полотна Чюрлёниса «музыкальной живописью».

Картины «Весенняя», «Летняя» имеют подзаголовок «сонаты». Вместе с другими произведениями – «Сонатой моря» и «Сонатой солнца» – они образуют особое пространство, на котором в условной манере, напоминающей манеру письма импрессионистов, возникают причудливые очертания разнообразных предметов («Соната пирамид») и условных знаков (Вселенной).

Чюрлёнис мечтал о создании нового вида искусства – «зримой музыки», где органично слились бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Современники признавали композиционную одарённость Чюрлёниса, однако полагали, что его талант уступает открытиям Н. Меттнера, С. Рахманинова, А. Скрябина.

Не устроившись в Петербурге, Чюрлёнис с женой возвращаются домой, в Литву. Здесь они работают над книгой «В Литве», для которой Микалоюс пишет специальный раздел «О музыке».

Творческая деятельность чередуется с публичными выступлениями, заботы о проведении конкурса литовских композиторов – с заказной работой. Однако мастера гнетёт чувство неустроенности, ему нужно и обеспечить семью, ведь жена ждёт ребёнка.

Постоянные поиски заработка подтачивают силы Чюрлёниса, и он серьёзно заболевает.

Именно в это время к нему приходит настоящий успех: после выставки в составе «Мира художников» поступают предложения представить свои картины в других экспозициях. Чюрлёниса приглашает «Новое объединение художников», возглавляемое В. Кандинским.

Но в самом расцвете творческой карьеры Чюрлёнис умирает. Его имя превращается в символ нового национального литовского искусства. В России выходит специальный номер журнала «Аполлон», посвящённый творчеству художника. Вскоре в разных городах – в Вильнюсе, Каунасе, Москве, Петербурге – проходят выставки Чюрлёниса. Но трагически прерванный полет уже нельзя восстановить…

Источник: http://music-fantasy.ru/dictionary/chyurlyonis-mikaloyus-konstantinas

История жизни Геррита ван Хонтхорста и его картины

Автор: Борис Столяров| 23 ноября 2015 23:58

Статья из архиваГолландский живописец Геррит ван Хонтхорст – необычный художник, отличавшийся при жизни от собратьев по цеху, сегодня, в некотором смысле – забытый, известный, разве что – искусствоведам.Он любил изображать ночь, да и работать по ночам тоже, отчего получил прозвище Герардо делла Нотте – ночной Герард.Родился в Утрехте в 1590 году в семье художника.

Геррит ван Хонтхорст. Дуэт.

Учился в мастерской известного живописца Авраама Блумарта, и очень многое перенял у этого большого Мастера живописи из семьи художников.Позже уехал в Италию, жил и работал в Риме.

Он был влюблен в Караваджо, вначале во всем копировал его, за что был определен искусствоведами того времени как мастер «утрехтского караваджизма».

Хонтхорст любил писать интимные жанровые сцены, библейские композиции, застолье, природу.В его полотнах – эффект искусственного ночного освещения, изысканный колорит красок, ранее (до него) не сочетаемых между собой, мягкие светотеневые контрасты.

Слева – картина учителя ван Хонтхорста Авраама Блумарта «Пастушка. 1628. Кунстхалле. Карлсруэ», справа – Портрет Авраама Блумарта, автор – сын художника Генрих Блумарт.

Обратите внимание на стиль, детали платья и обнаженную грудь – сопоставьте с героиней картины ван Хонтхорста «Дуэт».

Он любил музыкальные инструменты, особенно – лютню, музыкальные шалости, веселые шутки, лирику…Влияние Караваджо, который в своих картинах использовал кьяроскуро с одним источником интенсивного света и глубокими тенями, проявилось в ночных сценах Хонтхорста.

Но он вернулся на родину и стал центром группы «утрехтских караваджистов» – именно он повлиял на Рембрандта и многих других мастеров Северной Европы.

Знаток классической живописи старых фламандцев сказал мне однажды – я стоял в Городском музее в Утрехте перед «Сводней», и подумал – а почему она сводит молодых именно ночью?О, Мастер Хонтхорст отличался театрализацией, так называемой, живописной режиссурой мизансцен – будь то комедия или трагедия.У себя на родине после возвращения из Рима он стал необычайно знаменит.

Геррит ван Хонтхорст. Автопортрет, справа – Молодая женщина, играющая на виоле де гамба, 1625.

Ему заказывают картины на религиозные темы, жанровые, на мифологические сюжеты.В 1620-1640-е годы он написал множество больших картин-панно для украшения дворцов, в том числе – декоративных плафонов.

Им выполнено, в частности, живописное убранство Оранского зала дворца Huis ten Bosch – «Дома в лесу» — основного места проживания королевы Нидерландов, что когда-то было на окраине Гааги и даже за чертой города.

Зал славы дома Оранских пышно украшен живописью, над которой Геррит ван Хонтхорст работал в компании с самыми знатными художниками того времени – Якобом Йордансом, Томасом Босхартом и Яном Ливенсом.

Во время Второй мировой войны королева Вильгельмина уехала из оккупированной нацистами страны в Англию – в отместку оккупанты разорили и разрушили дворец.И только после войны Huis ten Bosch был отреставрирован. Однако восстановить полотна Великих Мастеров полностью не удалось…

Геррит ван Хонтхорст. Детство Христа, 1620. Эрмитаж, Россия.

Почему же я назвал Геррита ван Хонтхорста необычным художником?Его принципиальное отличие от собратьев по цеху – разнообразное профессиональное видение техники живописи.Он умел мгновенно переключаться с одной манеры живописи или техники – на другую.Однажды, чтобы объяснить ученикам суть и содержание одного из стилей, он изобразил манеру… Антониса ван Дейка.

Да так удачно, что даже специалисты не могли различить руки Мастеров.Картины художника сегодня, хотя и представлены в экспозициях известнейших музеев и галерей мира, но Мастер забыт…Забыт даже у себя на родине – в Утрехте, хотя при жизни был необычайно знаменит и уважаем.

Обратимся к заголовку – «История жизни Геррита ван Хонтхорста и его полотна» – о каком полотне идет речь?Начало мая принесло сообщение – американское отделение Christie's на аукцион «Искусство старых мастеров» выставило картину ван Хонтхорста «Дуэт», проданную Эрмитажем еще в 30-х годах.Знаменитое полотно написано в 1624 году, когда Мастер был на пике своего творчества.

Стартовая цена – 2 млн долларов, и это совсем немного для картин ван Хонтхорста.У этого полотна удивительная история – оно находилось когда-то в коллекции графа Александра Строганова – художественного советника Екатерины II Великой и президента Императорской Академии художеств.

Картина передавалась по наследству и оставалась в семье Строгановых, пока в 1912 году ее вместе с другими полотнами из собрания Строганова, не разместили в Эрмитаже.После революции 1917 года коллекция Эрмитажа была национализирована, а в 1931 году «Дуэт» был продан на знаменитом берлинском аукционе, организованном советским правительством.

Позднее в том же году полотно, пройдя через несколько рук, попало к известным коллекционерам, брату и сестре Бруно и Эллен Спиро.

Геррит ван Хонтхорст. Слева – Весельчак, 1624. Эрмитаж Россия, справа – Портрет молодого человека. Государственный музей. Амстердам.

В 1938 году национал-социалисты обменяли жизнь семьи евреев Спиро, в которой почти все были известные врачи, на виллу Спиро в Берлине и ее содержимое.Семье разрешили выехать в Швейцарию, откуда они перебрались в США.

В чьих только немецких коллекциях не побывала картина!Злые языки утверждают, что она даже висела в зале приемов на вилле Людвига Эрхарда – федерального канцлера Германии в 1963—1966 годах.А в 1969 году неизвестный владелец (в нем-то досужие журналисты и обнаружили, якобы, дальнего родственника Эрхарда) продал картину на арт-рынке в Мюнхене Монреальскому музею изящных искусств.

В апреле 2013 года картина «Дуэт», усилиями международной группы по возвращению художественных ценностей, была передана потомкам Бруно Спиро.

Сводня, 1625 г. Городской музей, Утрехт

Но… Потомки, видимо, не столь богаты, как могло бы показаться, и выставили полотно ван Хонтхорста на аукцион…Сюжет картины, которая размещена в начале текста, незамысловат.

На ней изображены усатый мужчина, наглухо задрапированный в одежды, явно – чувственный, и молодая девушка, с открытым бюстом – насколько это было возможно, исходя из характера заказчика картины, о котором мы ничего не знаем.

Она держит в руках свечу, его же руки не видно, но можно представить – он обнимает ее сзади.Вероятно – за талию.Вместе они, глядя в открытую книгу с нотами (и словами), поют.Пара слов об известной коллекции Строганова.Специально для нее он построил картинную галерею в Строгановском дворце в Петербурге.

Коллекция великолепная: шедевры итальянских, испанских, французских и немецких Старых Мастеров, голландских и фламандских художников – Рембрандта, Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка.

Строганов известен также как щедрый меценат – он поддерживал художников своего времени – Жан-Батиста Греза, Мари-Луизу Элизабет Виже-Лебре, Юбера Робера и других. Строганов – составитель первого в России каталога.И последнее: если вы желаете приобрести картину Великого Мастера, у вас есть месяц на размышления.

Желаю успеха!

Геррит Ван Хонтхорст, История, Живопись, Картины, Аукцион

Похожие материалы

Источник: http://stop-news.com/sobytiya-i-fakty/istoriya-zhizni-gerrita-van-honthorsta-i-ego-kartiny

Корзухин А.И. «Крестьянские девочки в лесу». Описание картины

 1878 г. Масло, холст.
Пермская государственная художественная галерея, Пермь, Россия

Описание картины Корзухина А.И. «Крестьянские девочки в лесу»

Один из основателей и активный деятель Товарищества Передвижных Художественных выставок, А. Корзухин был не только одаренным художником, но глубоким знатоком народного быта. В своем творчестве он уделял большое внимание развитию этой темы, результатом чего стали прекрасные картины, сохранившие до наших дней яркие моменты жизни крестьянского сословия.

В ряду работ крестьянской тематики картина «Крестьянские девочки в лесу» занимает особенное место. Дело в том, что художник обращался к изображению данного сюжета дважды.

Первое полотно было написано годом ранее и отличалось большей декоративностью, яркостью и картинностью рисунка.

«Крестьянские девочки…» 1878 года – более драматичное, эмоционально наполненное полотно, вызывающее не только интерес, но и переживание за маленьких героинь.

Картина изображает повседневную жизнь крестьянских детей – три девчушки отправились в лес за ягодами. Вот уже почти до верха были набраны лукошки не то малины, не то земляники, как вдруг – кто-то неведомый испугал детей и заставил их насторожиться.

Что это – треск сучьев, волчий вой или рев медведя? В испуге, девочки прижались друг к другу и оперлись спиной о старое мощное дерево, словно ища у него защиты. Но за испугом читается и присущее детям любопытство.

Девочки вглядываются в темную лесную чащу, пытаясь разглядеть и понять, кто или что там может скрываться и стоит ли бояться этого.

От картины исходит беспокойство и волнение – художнику мастерски удалось передать эту эмоцию благодаря светотеневым эффектам, выделяющим лица детей и дерево-защитника на фоне густого мрачного леса.

Долгое время в художественных кругах считалось, что фон картины был выполнен не Корзухиным, а другим художником – признанным мастером пейзажа И. Шишкиным. И только после длительного кропотливого изучения холста было доказано, что последний не имеет никакого отношения к работе Корзухина. Это служит еще одним доказательством необыкновенного таланта художника.

Лучшие картины Корзухина А.И.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/korzuxin-a-i/korzuxin-a-i-krestyanskie-devochki-v-lesu/

Тайны известных картин

Произведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. «Культура.РФ» раскрывает секреты известных — и не очень — русских картин.

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный — он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споре — племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа.

Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин.

Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского

Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский.

В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много.

Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года.

С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья.

Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным.

Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889.

Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника.

Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий.

Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое.

Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого.

Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром.

Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже — тушью: «1883, Харьков».

В Харькове художник работал в мае — июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.

Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

Источник: https://www.culture.ru/materials/200117/tainy-izvestnykh-kartin

Ссылка на основную публикацию