Самая романтическая картина Гюстава Климта «Поцелуй» — история создания
«Я художник, пишущий день за днем с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины» (Гюстав Климт)
История картины. Рассказывает искусствовед Эльнара Мафусова
Одна из самых узнаваемых и, несомненно, прекрасных, эта картина была создана в 1907 – 1908 годах, в так называемый «золотой» период его творчества, и передает, на мой взгляд, суть отношений между мужчиной и женщиной в их идеализированном виде.
«Золотая лихорадка», охватившая Климта, оказала благоприятное влияние на его творчество. В этот период художник много работал с золотым цветом и использовал настоящее листовое сусальное золото – в том числе для создания незабываемого рельефа.
Солнечный отблеск золота и ощущение тепла, исходящего от него, легли в основу «Поцелуя» и подчеркнули его истинную ценность.
Позолота и своеобразная символика в духе Византии, вероятно, были подсмотрены художником в Венеции или Равенне с их мозаичными фресками.
Но «Поцелуй» привлекает вовсе не богатым блеском. Глядя на эту поистине магическую картину, вы увидите: на самом краю бездны (которая, мне кажется, говорит о неизвестности грядущего дня), обнявшись и словно оставив позади весь бренный мир, стоят влюбленные.
Женская хрупкость сменяется мужской силой. Фигура мужчины выражает защиту, а наклон головы и положение рук – большое чувство к возлюбленной и где-то даже слабость, ведь защита мужчине по жизни нужна не меньше, чем женщине.
Женщина оборачивается символом и воплощением верности и преданности, она может стоически выдержать и принять любой жизненный удар и, словно феникс, возродиться из пепла с еще большей силой и любовью, способной излечить раненое сердце.
Климт изобразил женщину стоящей на коленях, тем самым желая показать ее покорность в самом прекрасном смысле – от слова покорять. Признание своего мужчины, абсолютное доверие ему, готовность следовать за ним хоть на край света.
Сила женщины оказывается в ее слабости, которая, в свою очередь, покоряет мужчину, ведь именно в женщине он находит то, ради чего стоит жить дальше, даже когда веры совсем не осталось. Может, и поэтому Климт поставил их на самом краю, пусть и застланном цветами, которые словно шепчут, что путь был ненапрасным.
Часто критики называли эту картину «Союз» из-за ее орнаментальной символики. Но если мы научились читать между строк, то тут всё гораздо сложнее. Ведь любая картина – это разгаданная или нет, но загадка.
«Поцелуй» – это чувства в их совершенной форме, момент наивысшего счастья между мужчиной и женщиной, когда уже ничего никому не нужно доказывать, когда наступило полное взаимопонимание и принятие жизненной ситуации, благодарность, умиротворение и возможность раствориться друг в друге.
Союз двух сердец, любовь, как неподвластное времени состояние души, не знающая границ, не терпящая условностей, – такой, мне думается, видел ее Климт. Возможно, это и даровало «Поцелую» то бессмертие, которого желал художник своим работам.
Ведь как только он выставил картину, она незамедлительно была выкуплена Современной галереей (позже – галерея Бельведер), и вот уже два столетия мы не перестаем восхищаться самым долгим «Поцелуем».
Климт одним из первых в своем поколении применил своеобразную технику написания картин.
И вскоре стал узнаваем благодаря своим «золотым рукам» – он выделялся из большого числа художников, а заказы так и сыпались на него.
И однажды поступил заказ от знатного графа – двойной портрет. Заказчик предоставил медальон, где была изображена его возлюбленная, и поставил условие: художник изобразит влюбленных в момент поцелуя. Хотя граф оказался доволен исполнением, ему не давало покоя одно обстоятельство – на картине губы влюбленных так и не слились в страстном поцелуе, который, казалось бы, предвещало всё вокруг.
Климт объяснил это тем, что ему больше хотелось передать желание, атмосферу и магию любовного чувства, нежели сам поцелуй. Граф принял ответ, тем более что его возлюбленная, увидев полотно, сразу дала согласие на брак.
А Климт, известный своей любовью к женскому полу, позже признается одному знакомому: работая над заказом, он влюбился в девушку с медальона и именно поэтому изобразил лишь ожидание, а не сам поцелуй.
О правдивости этой истории нам остается лишь догадываться…
Есть мнение, что хоть изображенная женщина и стоит на коленях перед мужчиной, лицо ее выражает некоторую непокорность, закрытые глаза говорят о нежелании. Одна рука сжата в кулак, а другая словно пытается оттолкнуть его от себя.
Некоторые исследователи уверяют, что на картине изображен сам художник (однако очевидного сходства не наблюдается) с Эмилией Флеге – австрийским модельером и спутницей Климта по жизни.
Впрочем, даже если Флеге была единственной любовью Климта, то уж точно не единственной его женщиной.
Есть факты, которые говорят о возможном присутствии на этой картине другой женщины – Адели Блох-Бауэр, дочери (1881)генерального директора Венского банковского союза, больше известной по живописному портрету «Золотая Адель» (1907) – одному из самых значительных произведений Климта. Годом ранее художник написал ее на нескольких своих полотнах, в числе которых – скандальная «Юдифь» (1901).
Если сравнивать фотографии двух женщин – Адели и Эмили, – которые играли важную роль в жизни Климта, версия Адели кажется более вероятной, ведь есть некоторое внешнее сходство с портретом. Хотя с той же вероятностью это могла бы быть и одна из его натурщиц Хильде Рот.
По словам ее племянника, именно его любимая тетушка изображена на этой картине. Неудивительно: многие хотели бы стать той самой женщиной с полотна знаменитого Климта, а заодно и частью мировой живописи.
Теряясь в догадках, многочисленные исследователи, которые провели немало времени, изучая жизнь и творчество Климта, пришли к выводу, что женщина с картины не более чем собирательный образ.
Несколько строк о художнике
Густав Климт родился 14 июля 1862 года в Баумгартене, Австро-Венгрия, в семье художника-гравера Эрнеста Климта, выходца из Богемии. Может, именно благодаря профессии отца он испытывал такой интерес к искусству, особенно к использованию благородного металла. Первой специализацией Гюстава Климта стала архитектурная живопись – в основном, фрески для театров.
В 1897 году он стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона (проще говоря, объединения художников).
Несмотря на многочисленные романы, в жизни Климта царила только одна женщина, о которой говорилось выше, – Эмилия Флеге.
Говорят, что они были настолько близки, что последними словами художника 6 февраля 1918 года было: «Пошлите за Эмилией». Основоположник модерна в австрийской живописи, Гюстав Климт был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене.
Его работы вдохновили многих и стали отправной точкой для художников различных направлений, хотя многие картины так и не были завершены.
Главный акцент в большинстве его работ делался на человеческое тело, а объектом изображения чаще всего становились женщины, тогда как присутствие мужчины всегда сопровождалось некой тайной, и обычно лицо оказывалось скрыто.
Излишняя откровенность и эротизм, а это значит, и скандальная слава, сопровождающая большинство работ художника, не отпугнули зрителя.
«Поцелуй» и по сей день считается одним из самых известных его полотен и, несомненно, иллюстрирует талант, своеобразный почерк и смелость, которая понадобилась Климту, чтобы заявить о себе, как об одном из величайших художников в этом большом мире искусства.
И если в одном быстротечном мгновении любви есть что-то от вечности, Климт сумел не только прикоснуться к ней, но и поделиться с нами красотой величайшего чувства.
Источник
Источник: https://irinalem.blogspot.com/2015/11/blog-post_15.html
Картина Поцелуй Густава Климта: история создания и описание
Работы Густава Климта признаны во всем мире, однако наибольшей популярностью пользуется картина «Поцелуй». Ее не без оснований называют одним из самых лучших творений мастера. Ода красоте, чистоте и любви во всей ее безграничности.
О мастере
Родился Густав Климт на территории Австрии, в середине XXI века. 14 июля 1862 года — благословенный день для австрийской живописи, ведь именно благодаря художнику в ней появился, развился и получил признание модерн. В работах своих он воспевал красоту женского тела в первую очередь, поэтому немалой части его работ присущ откровенный эротизм.
Отцом Климта был художник-гравер, что если и не определило его дальнейшую судьбу, то, по крайней мере, подтолкнуло на верный путь.
Он получил соответствующее образование в Школе декоративного искусства, что расположена в Вене.
Жизнь была милостива к художнику, он познал славу и почет еще при жизни, став профессором Академии искусств своей родины.
Густава Климта не стало 6 февраля 1918 года.
Этапы развития
Ранние работы, «профессиональные пробы кисти», по большей части состояли из фресок, что украшали публичные заведения – например, театры. Все картины были выполнены в стиле «натурализм».
Венец творения
Наибольшую славу среди ценителей как модерна, так и искусства в целом сыскала картина Г. Климта «Поцелуй».
Стоит отметить, что эта работа относится к «золотой эре» художника – именно тогда появилось его увлечение декоративным оформлением работ, выраженное в обилии позолоты.
Однако работы Климта таковы, что золото не кажется вульгарным и не навевает мыслей о толстощеких херувимах. Цвет в данном случае исполняет роль катализатора, который усиливает общий эффект, производимый картиной.
Автор картины «Поцелуй» трудился над нею в течение года, заняв полностью творческий промежуток между 1907 и 1908 годами.
История создания
Согласно общепринятому мнению, история возникновения картины следующая. Граф, чье имя не дошло до нас, заказал художнику картину в подарок для своей невесты. Основное условие заказчика заключалось в том, что граф с невестой должны были быть изображены слившимися в страстном поцелуе.
Как выполнил художник заказ, всем известно, однако аристократ, стремящийся произвести впечатление на свою возлюбленную, был доволен. Тем не менее его интересовал один вопрос.
По какой причине губы героев картины так и не коснулись друг друга? Климт на это ответил, что «таков был план», он стремился выразить в полной мере любовное томление и желание, что предшествуют поцелую.
Ответ удовлетворил заказчика, и он подарил картину своей возлюбленной. Девушку так впечатлила работа, что она немедля приняла предложение руки и сердца.
Через некоторое время, когда уже приобрела известность картина «Поцелуй» Климта, история была дополнена самим автором. Оказывается, в процессе написания Густав сам почувствовал влечение к девушке. И из чувства ревности так и не позволил губам графа прикоснуться к ее губам.
Описание внешнее
Композиция картины достаточно проста – она не перегружена ни обилием действующих лиц, ни сложностью общей обстановки. В этом весь Климт – полная искренность и описание лишь того, что ему действительно интересно.
Цветочная поляна, расположенная на скале. Влюбленная пара на этой поляне, отрешенная от всего мира, погруженная исключительно друг в друга и общее чувство.
Золотая аура, общая отстраненность картины, не привязанная ни к месту, ни к эпохе. Благодаря этому создается впечатление масштабности действия и его неподвластности жестокому времени.
Никакой истории, никаких бед человеческих и природных – ничего. Картина «Поцелуй» (фото) демонстрирует зрителю просто влюбленных.
Общий смысл
Как уже было сказано ранее, это полотно было написано в период «золотого века» Климта, когда он большое значение придавал декоративному выражению своих задумок. По большому счету, на тот момент немалую роль в популярности работ художника сыграла его любовь к сусальному золоту.
Этот цвет во все времена оказывал влияние на зрителей, которое можно назвать магическим – он притягивал, очаровывал, придавал вес и внушал ощущение торжественности, которое пробирало до костей.
Неудивительно, что именно золото играло первую скрипку в процессе оформления религиозных сооружений, не так ли?
Конечно, никто наверняка не сможет теперь сказать, что именно имел в виду в процессе написания своей работы Густав Климт. Описание картины «Поцелуй» любым, кто ее видел, носит субъективный характер. Однако практически все выказывают одни и те же чувства.
Ослепительное сияние, исходящее от «Поцелуя», в полной мере передает смысл картины. Глубина изображения сокращена до минимума – никаких переходов, полное ощущение двумерной плоскости. Благодаря этому ходу пространство полотна кажется практически безграничным.
Да и позы мужчины и женщины красноречивы донельзя – он отвернулся от зрителя, полностью обратив свое внимание на возлюбленную, изолировав себя от всего внешнего. Он и она заняты только собой.
Влияние цветов и орнаментов
Большая часть критиков говорила о том, что картина «Поцелуй» является союзом во всей его масштабности, но при этом делает акцент на одеяниях героев.
Однако если присмотреться, то можно заметить контраст в одежде – мужчине присущи жесткие, четкие формы, поля в тонах серого, черного и белого, тогда как у женщины наблюдаются нежные округлые изгибы, выделенные пестрой палитрой.
В связи с тем что их объединяет общий золотой ореол, этим различием в образах пренебрегают, тем более что оно сглаживается из-за общего мозаичного орнамента картины.
Эротическая подоплека
Примечательно то, что источником ореола, его костяком, является мужчина. Именно он окружает женщину, прижимаясь к ней губами. Этим приемом воспользовался не случайно Густав Климт.
«Поцелуй» — картина, которая звучит как торжество природы, основанное на силе мужчины и податливости женщины. Именно мужчина определяет общую энергетику полотна – мощную и величественную, но при этом нежную, любящую.
Контур его не случайно схож с колоколом, мужским естеством — он лишний раз подчеркивает некий истинный, «животный» подтекст отношений, в которых нет места социальности, борьбе за права и прочим элементам жизни тех лет, пытавшимся смыть границу между полами.
Будучи противоположностью возлюбленному, женщина изображена стоящей на коленях, примкнувшей к нему, всей своей позой демонстрируя покорность и ведомость.
Поцелуем единым?
К сожалению, многие только по одной работе оценивают талант такого художника, как Густав Климт. «Поцелуй» — картина гениальная в своей искренности и ослепительности, но его творчество ею не ограничивается. Восполняя эту несправедливость, мы осветим некоторые работы художника, которые заслуживают не менее пристального внимания.
Афина Паллада
Как ни странно, противовес «Поцелую», но от этого не менее искренний. Картина эта была написана за пару лет до наступления XX века — именно в это время стали появляться первые возможности для женщины в проявлении себя как личности.
Даже больше — в то время допускалась мысль о господстве представительниц прекрасной половины человечества.Олицетворением этих веяний является богиня Афина Паллада — средоточие ума, мудрости и решительности.
Она уверена в себе, она не сомневается в победе, ей достаточно лишь протянуть руку.
Картина «Поцелуй» говорила об ином, не так ли? И тем не менее, в написании картины уже появляются элементы, которые станут козырем Климта в дальнейшем — переплетение тела и орнамента, герой картины и фон — одно целое. И только посмотрите в эти глаза! Вся нечеловеческая сила и мощь мира в их взгляде.
Золотая Адель
В этой картине, созданной по заказу промышленника, который решил сделать подарок своей жене, Климт развернулся во всю свою мощь. Она представляет собой органичный тандем реализма и абстракции.
Переплетение микенских спиралей и египетских глаз добавляет экзотику и скрытый эротизм в работу не просто так. Вновь повторяется пройденный сценарий с влюбленностью, основное отличие лишь в том, что на сей раз получил взаимное чувство художник.
Картина «Поцелуй» изображала зенит любви пары, в «Золотой Адели» же Климт изобразил увядание привязанности, которое не сказалось на красоте, силе и сиянии женщины.
Ее звали Адель Блох Бауэр. Она была замужем за человеком, который был намного старше ее, страдала от головных болей и имела острую привязанность к табаку. Климта нанял ее муж, дабы написать портрет любимой жены. Встреча их состоялась в 1904 году, тогда же началась работа над картиной. И роман между мастером и моделью.
Господин Блох Бауэр заметил отношения Густава и Адели, но не стал устраивать скандал. Он поступил иначе — сделал так, чтобы в бесконечном стремлении к идеальному портрету пара проводила как можно больше времени вместе. План удался — чувство угасло, влюбленные надоели друг другу. Тайные отношения закончились сразу же, как была дописана «Золотая Адель».
Источник: https://autogear.ru/article/159/472/kartina-potseluy-gustava-klimta-istoriya-sozdaniya-i-opisanie/
15 малоизвестных фактов о модернистском шедевре Густава Климта «Поцелуй»
Картина Густава Климта «Поцелуй», которая считается шедевром раннего модернистского периода, с первого взгляда кажется ещё одним тривиальным изображением страсти и любви. Но за обманчиво простым сюжетом кроется множество увлекательных фактов, о которых мы и решили рассказать нашим читателям.
1. Климт написал «Поцелуй» на излёте своей карьеры
В первом десятилетии 20-го века Климт столкнулся с волной критики и презрения со стороны Венского сецессиона из-за того, что в своих работах он допускал изображение наготы. Из-за его нестандартных взглядов в вопросах философии, медицины и юриспруденции его картины считали «извращением и порнографией».
2. «Поцелуй» — результат творческого кризиса Климта
Фрагмент картины «Поцелуй» Климта.
В 1907 году после того, как его раскритиковал Венский сецессион, Климт продолжил активно рисовать, но он начал сомневаться в своем таланте. Как-то он признался в письме: «Или я стал слишком старым или слишком нервным или слишком глупым, но что-то явно идет не так». Но именно в этот период он и написал картину, которая принесла ему огромную популярность.
3. Картина «Поцелуй» была куплена ещё до того, как художник её закончил
В 1908 году «Поцелуй» был впервые выставлен в австрийской Галерее искусств, несмотря на то, что Климт фактически ещё не закончил свою картину. Его незавершенную работу выкупила Галерея Бельведер.
4. «Поцелуй» был продан за рекордную для Австрии сумму
Цена картины в $240 тыс. стала рекордом цены для Австрии.
Как приобрести произведение искусства, которое еще даже не закончено? Нужно сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Чтобы приобрести картину, Галерея Бельведер заплатила 25 000 крон (примерно $ 240 000 на сегодняшние деньги). До этой продажи, самая высокая цена, заплаченная за живопись в Австрии, составляла 500 крон.
5. Сегодня цена картины возросла в много раз
Австрия считает «Поцелуй» национальным достоянием, поэтому Венский музей не собирается продавать эту картину. Тем не менее, если подобное произойдет, то «Поцелуй» снова побьет рекорды продаж. Ведь, в 2006 году менее известная картина Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр» была продана за $ 135 млн.
6. Картина Климта – эклектика стилей
Поза любовников, изображенных на «Поцелуе», полностью отражает стилистику, которая была популярна во время венского модернизма. Но простая форма и золотая окантовка их плащей скорее относится к движению Arts and Crafts , а использование спиралей относится и вовсе к искусству бронзового века.
7. «Поцелуй» — яркий пример «золотого периода» Климта
Густав Климт с котёнком.
Вдохновленный византийскими мозаиками, которые он видел во время своих путешествий, Климт смешивал сусальное золото с масляными красками. Это стало его фирменным стилем.
8. «Поцелуй» контрастирует с основной тематикой картин Климта
Работы художника в основном были сосредоточены на женщинах, поэтому включение в сюжет полотна мужчины очень необычно для Климта. Скромные одеяния любовников также более консервативны, чем те, которые в основном можно встретить на его картинах.
9. «Поцелуй» может быть автопортретом
Некоторые искусствоведы предположили, что влюбленные, слившиеся в поцелуе, на самом деле являются изображением самого австрийского художника и его возлюбленной — австрийского модельера Эмилию Флёге.
10. На картине запечатлена муза Климта
Есть ещё одно мнение — натурщицей для картины «Поцелуй» была Адели Блох-Бауэр, которая позировала еще для одной картины — «Портрета Адели Блох-Бауэр». Третья теория гласит, что рыжие волосы свидетельствуют о том, что девушка является «Красной Хильдой» — моделью, с которой Климт писал «Данаю», «Даму со шляпкой и боа из перьев» и «Золотую рыбку».
11. Размер картины достаточно большой
Картина в музее.
Размеры «Поцелуя» — 180 х 180 сантиметров.
12. Форму картины часто неправильно изображают на репродукциях
Хотя оригинальная картина Климта представляет собой квадрат, популярность картины привела к тому, что начали появляться ее бесчисленные репродукции на плакатах, открытках и памятных подарках. Но на этих сувенирах обычно обрезают правую и левую части картины, чтобы сделать ее форму более стандартной, прямоугольной.
13. «Поцелуй» может быть кощунственным
Использование Климтом золота перекликается с религиозным искусством, которое можно часто встретить в церквях. Использование сусального золота, чтобы отобразить земные удовольствия и чувственность, может быть кощунственным, по мнению некоторых профанов.
14. «Поцелуй» и самого Климта можно увидеть на монетах
«Поцелуй» и самого Климта можно увидеть на монетах.
В 2003 году Австрия выпустила памятную монету номиналом 100 евро, на одной стороне которой был изображен «Поцелуй», а на другой — портрет Климта.
15. Критики всегда были благосклонны к «Поцелую»
Может быть, это случилось из-за масштабности картины. Может быть, из-за золота. А может и из-за гения художника. Но всегда картина получала только положительные отзывы от критиков.
Кристина созерцательКристина созерцатель
Источник: https://obiskusstve.com/771759604507347606/15-maloizvestnyh-faktov-o-modernistskom-shedevre-gustava-klimta-potseluj/
«Поцелуй» Густава Климта: история создания картины
В 1894 году австрийскому художнику Густаву Климту поручили выполнить заказ на написание трех картин, которые должны были украсить потолок зала Венского университета.
В 1900 году первая из них, «Философия», была показана на выставке Венского сецессиона и произвела фурор со знаком «минус».
Климт подвергся яростным нападкам, поскольку по мнению консервативной публики и профессуры университета, картина отдавала порнографией.
Вместо ожидаемого аллегорического изображения в традиционной манере, художник наполнил полотно натуралистично написанными обнаженными телами. Что вызвало недовольство и было воспринято как безнравственность.
Эту же картину, в том же 1900 году, художник экспонировал на Всемирной выставке в Париже. Там она тоже произвела фурор, но теперь ср знаком «плюс» и даже получила золоту медаль. Вторая картина Климта, «Медицина», также удостоилась восхищения парижской художественной общественности.
Тем временем, спор между Густавом Климтом и заказчиками разросся нешуточный и вырос до, так называемого, «художественного скандала». Что стало его результатом?
Во-первых, третью картину — «Юриспруденцию», Климт написана ещё более вызывающем образом.
Во-вторых, все три «факультетские картины» меценат, покровитель и друг художника Август Ледерер выкупил у университета в 1905 году.
В-третьих, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: Климт прекратил принимать государственные заказы. Он сменил акценты в своём творчестве: писал пейзажи и портреты. Благодаря этому обстоятельству появились такие шедевры «золотого периода» как «Портрет Адели Блох-Бауэр» («Золотая Адель»), «Юдифь I» и «Поцелуй».
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I («Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза»). 1907
Климта охватывало смятение после столь неприятной истории с «факультетскими картинами».
Репутация и популярность художника значительно пошатнулись В письме другу он писал: «Либо я слишком стар, либо слишком нервничаю, либо слишком глуп, но должно быть что-то не так».
В таком состоянии в 1907 году он приступил к созданию картины, которая в будущем станет, пожалуй, самым популярным его произведением и национальным достоянием Австрии.
С этой своей работой он сразу попал в точку. «Поцелуй» был куплен в венскую Галерею Бельведер (Galerie Belvedere, Wien) за баснословную по тем временам сумму ещё до того, как был закончен. Галерея заплатила 25 000 крон. Для сравнения: ранее в Австрии самая высокая цена за картину составляла всего 500 крон.Густав Климт. Поцелуй. 1908
Если говорить о восприятии зрителями действия, которое происходит в «Поцелуе», то тут не всё однозначно.
Несомненно, картина эротичного содержания. На это указывают не только объятия и сам поцелуй. Искусствоведы считают, что узор одеяния мужчины напоминает фаллический символ, а орнамент на одежде его возлюбленной, в свою очередь, женский интимный орган. Пару осыпает золотой дождь, подобный тому, каким была осыпана Зевсом Даная.
Историк искусств Альберт Элсен отмечает: «Его натурщица не позирует… Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлеченным ею не как поэтическим образом, а как женщиной».
Большинство поклонников картины воспринимает происходящее на ней как романтичную сцену: пара влюблённых поглощена друг другом в своей вселенной, страсть разгорается, женщина тает в руках мужчины.
Но существует и другое мнение: некоторые не видят добровольного согласия на поцелуй со стороны женщины. Мужчина подавляет её своим доминированием и явно употребил физическую силу.
Женщина упала на колени и прекратила сопротивляться в заведомо неравной борьбе. Она не в состоянии увернуться от поцелуя, безвольно обмякла, её вялые руки не пытаются прижать к себе возлюбленного.
Одна рука, как плеть, висит на его шее, а вторая слабо придерживает мощную кисть поглощенного горячими чувствами мужчины.
Знаток творчества художника и автор книги о нём Альфред Вайдингер считает, что в картине «Поцелуй» Климт изобразил себя и свою многолетнюю подругу Эмилию Флёге. Но это противоречит высказыванию самого Климта: «Я никогда не писал автопортретов.
Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди». Что касается, Эмилии, то также нет уверенности, что это она. Оба они никаких пояснений к «Поцелую» не оставили. Пролить какой-то свет могла бы их переписка. Но Флёге после смерти Густава письма сожгла.
А найденные открытки, которые они посылали друг другу, ничего не прояснили даже в их личных отношениях.
Густав Климт и Эмили Флёге в саду виллы «Олеандр» близ Аттерзее
Некоторые полагают, что образом для прекрасной дамы из «Поцелуя» послужила Адель Блох-Бауэр, супруга венского промышленника Фердинанда Блоха, портрет которой, — «Золотая Адель», он написал в 1907 году.
Адель Блох-Бауэр
Третьи усмотрели в облике героини картины рыжеволосую Хильду Рот — модель, которую он писал в таких своих работах как «Даная», «Золотая рыбка».
Густав Климт. Золотая рыбка, 1901-1902. Даная, 1907-1908.
Также существует совершенно мелодраматичная, ничем не подтвержденная романтичная история. Она выглядит приблизительно так: некий богатый мужчина заказал Климту картину с просьбой изобразить его в поцелуе с невестой. Увидев готовую работу, он спросил художника почему же на ней нет поцелуя из уст в уста.
На что тот якобы ответил, что хотел показать любовь, пьянящий накал растущего желания, предваряющий дальнейшие события. Заказчик и его любимая остались довольны такой трактовкой. А на самом деле, Климт, мол, скрыл настоящую правду и не признался в том, что сам влюбился в девушку.
Потому не пожелал изображать её целующейся с другим мужчиной, а в образе обнимающего её человека изобразил себя, поэтому скрыл лицо героя картины. Вот такой интересный сюжет.
В действительности нет однозначного мнения и о том, кто изображен на творении Климта. Все попытки доподлинной идентификации образов картины с конкретными людьми пока безуспешны.
Журналист Адриан Бриджбасси в статье по поводу 150-летия Густава Климта, оценивая масштаб и значение «Поцелуя», написал, что эта картина превосходит все ожидания, в отличие от крошечной и подавляющей «Моны Лизы».
Бросив тень на более почитаемую в мире картину, он пояснил, что «Поцелуй» делает то, что должно делать великое произведение искусства: удерживает взгляд, заставляет восхищаться его эстетическими качествами, внушает желание понять, что кроется за его внешней стороной.
Источники:
- Музей Климта
- Галерея Бельведер, Вена
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-955032-poceluy-gustava-klimta-istoriya-sozdaniya-kartiny
Густав Климт. «Поцелуй»
Густав Климт. Поцелуй.
Фрагмент
Мы недаром так много говорим об одеяниях влюбленных. «Поцелуй», наверное, самое целомудренное произведение Климта.
Художник, многие полотна и рисунки которого заполняют обнаженные женские фигуры, изображенные в весьма смелых позах, и который не раз шокировал современников пряной чувственностью своих работ, написал любовную сцену, не только не обнажив, но старательно задрапировав героев.
Свой излюбленный прием – объемную моделировку открытых частей тела на плоском орнаментальном фоне – он доводит в «Поцелуе» до крайности: две головы, кисти мужских и женских рук, ступни женщины – вот все, что нам открыто и, несмотря на яркое богатство орнаментики, неустанно приковывает наш взгляд.
<\p>
В своих композициях (исключая, конечно, портреты) Климт редко сосредоточивается на лице: для него важнее поза, жест. Так и в «Поцелуе»: стоящая на коленях женщина с самозабвенно откинутой к плечу головой и закрытыми глазами – олицетворение покорности и вместе с тем отрешенности, почти религиозного экстаза. Мы не видим лица мужчины, но в решительном наклоне его головы, в трепете чутких пальцев, касающихся лица подруги, ощущается вся сила нарастающей страсти.
Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1902 г. Фрагмент
Картина считается автобиографичной: большинство исследователей улавливает в лице женщины сходство с возлюбленной Климта Эмилией Флёге.
Роман живописца с Эмилией Флёге, известной художницей-модельером, продолжался 27 лет и, несмотря на многочисленные увлечения любвеобильного Климта, стал главным в его жизни.
Конечно, было бы слишком прямолинейным отождествлять мужскую фигуру с автором картины, но, несомненно, глубоко личное переживание художника питает эту работу.
Женское начало представлено в «Поцелуе» мягким и жертвенным, что для Климта необычно. Образы сильных женщин-властительниц («Афина Паллада»,1898, «Нагая истина»,1899) и роковых красавиц, подавляющих и губящих мужчину («Юдифь I»,1901, «Саломея» или «Юдифь II»,1909), гораздо чаще встречаются в его произведениях. В «Поцелуе» мужское и женское начала не воюют, но примиряются, сливаясь воедино.
Густав Климт. Юдифь 1. 1901 г.
«Поцелуй» можно назвать «формулой любви»: многие веками хранящиеся в памяти человечества метафоры нашли в этой картине простое и точное пластическое выражение: золотое сияние счастья, цветущая земля, ставшая для влюбленных раем, Вселенная, в которой нет никого и ничего, кроме этих двоих, мгновенье длинною в вечность…
Своим целомудрием и искренностью картина сразу же завоевала сердца взыскательной венской публики. Ею были покорены и те, кто прежде упрекал Климта в «болезненном эротизме» и «манерности».
Судьба «Поцелуя» сложилась счастливо: на выставке 1908 года картину ждал триумф.
Экспозиция еще не закрылась, а она уже была куплена Современной галереей (впоследствии Австрийская галерея Бельведер), и с тех пор мы не перестаем восхищаться этим длящимся уже больше столетия объятием.
Источник: https://marinagra.livejournal.com/5523.html
Образовательный портал
Притыкина Людмила Алексеевна,
ГБПОУ ВО «Россошанский химико-механический техникум»,
преподаватель немецкого языка 1категории
На уроках немецкого языка изучается культура немецкоязычных стран, в том числе—и живопись. Особенно интересны и загадочны картины модернистов, творящих в начале 20 века. В учебнике немецкого языка представлена картина австрийского художника Г.Климта «Поцелуй» (1862-1918г.) Анализ картины, представленный в интернете кажется неубедительным.
-Попытаемся дать свое толкование символики этой картины, найти ответ на вопрос: какое место,по мнению художника, должна занимать любовь в сердце мужчины и женщины.
-Попытаемся доказать, что здесь изображен последний, прощальный поцелуй, возможно, это прощание навсегда.
На картине изображена пара влюбленных.
Ночь, небо освещено золотым сиянием звезд. Влюбленные тоже окутаны золотым плащом, находятся в межзвездном пространстве, или на краю земли, или на вершине скалы, точнее—на вершине счастья.
Скала расцвела розовыми цветами, символизирующими веру в мечту, в безмятежное счастье.
Таков ли действительно окружающий мир или только кажется? Да, таким он кажется, мерещится влюбленной женщине. Художник смотрит на мир ее глазами. А глаза ее закрыты.
Но от картины веет тревогой, потому что женщина стоит на краю пропасти, бездны. К этому парящему в небе островку ее привязывают золотые цепочки, похожие на тину. Их листики имеют форму сердечек, возможно, это осколки сердца, а может— рассыпается спасительное покрывало.
Только лицо женщины изображено реалистически. Нельзя согласиться с исследователями, что оно отражает страсть, скорее- бесстрастие, оцепенение, обморок, как будто она только что умерла.
Полотно напоминает икону своим золотым окладом, где все плоско, кроме лика Богоматери.
Плащ-покрывало напоминает покров Божьей матери, спасающий людей от бед. Женщина тоже хочет укрыть, спасти мужчину от бескрайнего мира, который открывается за его спиной и может его поглотить. Он должен принадлежать только ей, ведь она отдала ему всё своё сердце без остатка.
Но покрывало непрочно, ненадежно, рассыпается, на нем даже есть символические черные дыры. И они тоже внушают тревогу зрителю, т.к. похожи и на незасеянные грядки, и на могилы, и на зловещие карты-предсказательницы.
А в некоторых грядках-могилах заключены круги – символ женщины. Круги и на её плаще. Они символизируют мягкость женской натуры, фатальную замкнутость, предопределённость судьбы. Немцы так определяют круг женской жизни: Kinder – Kuche – Kirche – дети – кухня – церковь. Но она хочет верить, что сердце мужчины целиком занято любовью к ней, как и её сердце-любовью к нему. Но символы картины предсказывают другое.На плаще мужчины -разомкнутые круги, которые изображают древо жизни.(См. картину «Древо жизни») .Его задача—посадить это дерево. Кажется, он говорит ,подобно Евгению Онегину,: «Когда бы жизнь семейным кругом я ограничить захотел, когда бы быть отцом, супругом приятный жребий повелел…»
Не потому ли на его плаще белые дыры – двери? Он собирается женщину бросить, уйти? Куда, ради чего? Ее сердце больно ранено и букет у груди из розового стал красным – цвет любви и крови.
Начало 20 века, время войн, революций, смертей. Родина зовет. Мужчины покидают дом, любимых. Долг требует. Так было всегда. Расставание неизбежно. И это прощальный поцелуй. Но это не измена.
Героиня поэмы Некрасова говорит о муже–декабристе: «Я знаю, к Родина любовь – соперница моя».
У настоящего мужчины любовь занимает только часть его сердца, а остальную – более важные дела. А женщине предназначена любовь–страдание. И поэтому она, по мнению художника, – святая. Неслучайно её волосы образуют нимб, символ святости.
Голова же мужчины черна как земля. И на ней взошли ростки новой жизни, которую он посеял. А вырастут и расцветут они уже на почве женщины, что и изображено венком на ее голове. Теперь это её новое предназначение—растить детей, новую жизнь.
Шея и плечо мужчины изображены непропорционально большими и сильными, как у Атлантов. Они предназначена держать шар земной, а не только руки женщины. Её обнаженное плечо, наоборот, хрупкое и беззащитное.
Рука женщины лихорадочно цепляется за шею мужчины, но его не удержать—труба зовёт. Она умоляет его остаться, становится на колени. Один студент так понял идею картины: он—путник, а она не пускает его, привязала тиной к камню. Расставание для неё- маленькая смерть. крупные, сильные ноги напряжены, но тина не способна удержать ее на отвесной скале. Женщина стоит на коленях. Может, художник хочет показать ее униженное положение по сравнению с мужчиной? – Нет! Если она встанет, то видно, что будет выше мужчины ростом. Этим Густав Климпт показывает, что очень высоко ставит женщину. Она дарит жизнь, а мужчина идет за нее на смерть. Такова философия жизни художника, таково понимание им сути любви. Это и есть философия христианской религии – любовь как страдание друг за друга. Таков символизм, на наш взгляд, картины Густава Климта «Поцелуй». И он сумел донести до нас свою идею с помощью аллегорических изобразительных средств, которые мы и пытались расшифровать.
Das Gemalde von Gustav Klimt
«Der Kuss» Ich betrachte das Bild von osterreichischer Maler Gustav Klimt. Es wurde 1908 gemalt. Das Schaffen des Malers gehort zu der Kunstlerischen Stilrichtung – Jugendstiel, Modern. Das Bild nennt «Der Kuss». Es schildert zwei Verliebten. Wo befinden sie sich? – Auf dem hohen Felsen, genauer – auf der Steilwand. Der Felsen sieht wie eine malerische Wiese aus, die mit schonen Blumen bedeck ist. Wirklichkeit ist das? – Nein, das ist eine Wahrnehmung von Verliebten. Wer steht naher zur Steilwand? – die Frau. Warum? Ist sie im Gefahr? Sieht sie diese Gefahr? – Nein. Die Verliebten sind gewohnlich blind. Ihre Augen sind geschlossen. Gibt es hier der Hintergrung?- Nein, nur rosige Farbtonen. Das Gluck scheint ungetrubt. Gleichberechtig sind die Partnere? Wer ist stark? Wer ist schwach? Warum meinen wir so? Die Frau steht auf den Knien. Woruber erzahlt ihre Kleidung? Der Mann hullt sie vorsichtig mit dem Mantel ein und Jungfrau bemerkt noch nicht, dass hinter ein Abgrund ist. Das Muster auf ihrer Kleidung ist weich, abgerund und ubergibt weibliches Wesen. Das Muster des mannliches Mantel ist deutlich. Die schwarze Rechtecke sind wie Locher, wie Spielkarte, wie Graber. Das heisst, die Decke ist nicht gar verlasslich. Und hier skizzieren die Tragodie, Trauer, Verlieren. Es handelt sich hier um das Scheiden. Es ist wie kleiner Tod. Anfang des 20 Jahrhundert geschahen Kriege, Revolutionen. Das Gemalde wurde in diesen Jahren geschaffen. Die Manner mussen seinen Pflicht erfullen. Die Verliebte blieb allein. Der Mann muss an seinen Schulter wie Atlanten, den Erdkugell halten, nicht nur Frauenhande. Die Frauen schenken das Leben, und Manner bewahren ihnen.
Анализ картины Г.Климта «Поцелуй».
Притыкина Людмила Алексеевна,
ГБПОУ ВО «Россошанский химико-механический техникум»,
преподаватель немецкого языка 1категории.
На уроках немецкого языка изучается культура немецкоязычных стран, в том числе—и живопись. Особенно интересны и загадочны картины модернистов, творящих в начале 20 века. В учебнике немецкого языка представлена картина австрийского художника Г.Климта «Поцелуй» (1862-1918г.) Анализ картины, представленный в интернете кажется неубедительным.
-Попытаемся дать свое толкование символики этой картины, найти ответ на вопрос: какое место,по мнению художника, должна занимать любовь в сердце мужчины и женщины.
-Попытаемся доказать, что здесь изображен последний, прощальный поцелуй, возможно, это прощание навсегда.
На картине изображена пара влюбленных.
Ночь, небо освещено золотым сиянием звезд. Влюбленные тоже окутаны золотым плащом, находятся в межзвездном пространстве, или на краю земли, или на вершине скалы, точнее—на вершине счастья.
Скала расцвела розовыми цветами, символизирующими веру в мечту, в безмятежное счастье.
Таков ли действительно окружающий мир или только кажется? Да, таким он кажется, мерещится влюбленной женщине. Художник смотрит на мир ее глазами. А глаза ее закрыты.
Но от картины веет тревогой, потому что женщина стоит на краю пропасти, бездны. К этому парящему в небе островку ее привязывают золотые цепочки, похожие на тину. Их листики имеют форму сердечек, возможно, это осколки сердца, а может— рассыпается спасительное покрывало.
Только лицо женщины изображено реалистически. Нельзя согласиться с исследователями, что оно отражает страсть, скорее- бесстрастие, оцепенение, обморок, как будто она только что умерла.
Полотно напоминает икону своим золотым окладом, где все плоско, кроме лика Богоматери.
Плащ-покрывало напоминает покров Божьей матери, спасающий людей от бед. Женщина тоже хочет укрыть, спасти мужчину от бескрайнего мира, который открывается за его спиной и может его поглотить. Он должен принадлежать только ей, ведь она отдала ему всё своё сердце без остатка.
Но покрывало непрочно, ненадежно, рассыпается, на нем даже есть символические черные дыры. И они тоже внушают тревогу зрителю, т.к. похожи и на незасеянные грядки, и на могилы, и на зловещие карты-предсказательницы.
А в некоторых грядках-могилах заключены круги – символ женщины. Круги и на её плаще. Они символизируют мягкость женской натуры, фатальную замкнутость, предопределённость судьбы. Немцы так определяют круг женской жизни: Kinder – Kuche – Kirche – дети – кухня – церковь. Но она хочет верить, что сердце мужчины целиком занято любовью к ней, как и её сердце-любовью к нему. Но символы картины предсказывают другое.На плаще мужчины -разомкнутые круги, которые изображают древо жизни.(См. картину «Древо жизни») .Его задача—посадить это дерево. Кажется, он говорит ,подобно Евгению Онегину,: «Когда бы жизнь семейным кругом я ограничить захотел, когда бы быть отцом, супругом приятный жребий повелел…»
Не потому ли на его плаще белые дыры – двери? Он собирается женщину бросить, уйти? Куда, ради чего? Ее сердце больно ранено и букет у груди из розового стал красным – цвет любви и крови.
Начало 20 века, время войн, революций, смертей. Родина зовет. Мужчины покидают дом, любимых. Долг требует. Так было всегда. Расставание неизбежно. И это прощальный поцелуй. Но это не измена.
Героиня поэмы Некрасова говорит о муже–декабристе: «Я знаю, к Родина любовь – соперница моя».
У настоящего мужчины любовь занимает только часть его сердца, а остальную – более важные дела. А женщине предназначена любовь–страдание. И поэтому она, по мнению художника, – святая. Неслучайно её волосы образуют нимб, символ святости.
Голова же мужчины черна как земля. И на ней взошли ростки новой жизни, которую он посеял. А вырастут и расцветут они уже на почве женщины, что и изображено венком на ее голове. Теперь это её новое предназначение—растить детей, новую жизнь.
Шея и плечо мужчины изображены непропорционально большими и сильными, как у Атлантов. Они предназначена держать шар земной, а не только руки женщины. Её обнаженное плечо, наоборот, хрупкое и беззащитное.
Рука женщины лихорадочно цепляется за шею мужчины, но его не удержать—труба зовёт. Она умоляет его остаться, становится на колени. Один студент так понял идею картины: он—путник, а она не пускает его, привязала тиной к камню. Расставание для неё- маленькая смерть. крупные, сильные ноги напряжены, но тина не способна удержать ее на отвесной скале. Женщина стоит на коленях. Может, художник хочет показать ее униженное положение по сравнению с мужчиной? – Нет! Если она встанет, то видно, что будет выше мужчины ростом. Этим Густав Климпт показывает, что очень высоко ставит женщину. Она дарит жизнь, а мужчина идет за нее на смерть. Такова философия жизни художника, таково понимание им сути любви. Это и есть философия христианской религии – любовь как страдание друг за друга. Таков символизм, на наш взгляд, картины Густава Климта «Поцелуй». И он сумел донести до нас свою идею с помощью аллегорических изобразительных средств, которые мы и пытались расшифровать.
Das Gemalde von Gustav Klimt
«Der Kuss» Ich betrachte das Bild von osterreichischer Maler Gustav Klimt. Es wurde 1908 gemalt. Das Schaffen des Malers gehort zu der Kunstlerischen Stilrichtung – Jugendstiel, Modern. Das Bild nennt «Der Kuss». Es schildert zwei Verliebten. Wo befinden sie sich? – Auf dem hohen Felsen, genauer – auf der Steilwand. Der Felsen sieht wie eine malerische Wiese aus, die mit schonen Blumen bedeck ist. Wirklichkeit ist das? – Nein, das ist eine Wahrnehmung von Verliebten. Wer steht naher zur Steilwand? – die Frau. Warum? Ist sie im Gefahr? Sieht sie diese Gefahr? – Nein. Die Verliebten sind gewohnlich blind. Ihre Augen sind geschlossen. Gibt es hier der Hintergrung?- Nein, nur rosige Farbtonen. Das Gluck scheint ungetrubt. Gleichberechtig sind die Partnere? Wer ist stark? Wer ist schwach? Warum meinen wir so? Die Frau steht auf den Knien. Woruber erzahlt ihre Kleidung? Der Mann hullt sie vorsichtig mit dem Mantel ein und Jungfrau bemerkt noch nicht, dass hinter ein Abgrund ist. Das Muster auf ihrer Kleidung ist weich, abgerund und ubergibt weibliches Wesen. Das Muster des mannliches Mantel ist deutlich. Die schwarze Rechtecke sind wie Locher, wie Spielkarte, wie Graber. Das heisst, die Decke ist nicht gar verlasslich. Und hier skizzieren die Tragodie, Trauer, Verlieren. Es handelt sich hier um das Scheiden. Es ist wie kleiner Tod. Anfang des 20 Jahrhundert geschahen Kriege, Revolutionen. Das Gemalde wurde in diesen Jahren geschaffen. Die Manner mussen seinen Pflicht erfullen. Die Verliebte blieb allein. Der Mann muss an seinen Schulter wie Atlanten, den Erdkugell halten, nicht nur Frauenhande. Die Frauen schenken das Leben, und Manner bewahren ihnen.
Источник: http://ext.spb.ru/index.php/10860
Картина «Поцелуй» Густав Климт: история создания шедевра
Картина «Поцелуй» была написана в 1907-1908 гг. в Золотой период художника-модерниста.
Такое название он приобрел не только потому, что в этот период тона его изображений, в основном, были желтых оттенков, но и потому, что в своих картинах он часто использовал золото.
Такая манера изображения была привита художнику еще с самого детства, так как его отец был ювелиром, и часто гравировал золотые украшения.
Замысел картины Климта
Картина «Поцелуй» показывает нам обнимающихся мужчину и женщину. Они словно слились в одно яркое желтое пятно. Мужчина склоняется над женщиной и целует ее, на что девушка не отвечает ему взаимностью и отворачивается, хоть и обнимает его. Она закрыла глаза и стоит перед ним на коленях. Это символизирует покорность мужчине.
Одежда молодых людей в ярких тонах, у мужчины она более выдержана и имеет строгую цветовую гамму по сравнению с женской. Пара находится на краю обрыва, который зарос цветами. Кажется, что одеяние девушки постепенно вплетается в растения обрыва. Фон картины абстрактный и мерцающий, что не отвлекает нас от главных героев.
«Поцелуй» Густав Климт: история создания шедевра
Один граф заказал у Густава портрет из двух человек, где он и его любимая девушка целуются. Граф дал Климту медальон, откуда он должен был перерисовать даму.
Готовая работа понравилась заказчику, но ему не давало покоя то, что губы влюбленных так и не соприкасаются.
Художник сказал ему, что он, в первую очередь, хотел передать настроение, атмосферу и желание людей окунуться в поцелуй. С этим граф и ушел.
Через какое-то время Густав признался, что пока он писал эту картину, он якобы влюбился в девушку с медальона и не смог нарисовать, что она целуется с другим. Правда это или нет, никто не знает, но картина именно в таком виде сохранилась до наших дней.
Если присмотреться к девушке, можно обратить внимание, что хоть она и стоит перед мужчиной на коленях, выражение ее лица и положение рук все равно говорят о некой непокорности.
Видно, что девушка пытается оттолкнуть его или отвернуться. Одна ее рука обхватывает шею мужчины, возможно, удерживаясь, чтобы не упасть с обрыва. Другая рука пытается убрать мужскую руку.
Ее закрытые глаза могут говорить как о наслаждении, так и об отречении от того, что с ней происходит.
Точные изображенные модели неизвестны. Есть версия, что мужчина и есть сам Густав, однако особых сходств с ним нет.
В роли девушки исследователи предполагают изображение единственной любви художника по жизни Э. Флеге. Говорят, что существуют даже несколько доказательств этому.
Еще один вариант, более реальный, что на картине изображена Адели Блох-Бауэр. Эту девушку он уже изображал в своих картинах.
Репродукция из янтаря картин Густава Климта «Поцелуй» |
Янтарный «Поцелуй» Климта
Картина, инкрустированная янтарем, завораживает каждого. Переливание камешков добавляет красок и света.
Янтарь отлично смотрится с золотом картины, он еще больше подчеркивает яркость изображения. Репродукция картины станет самым оригинальным подарком для вашей второй половинки.
Янтарная картина Климта «Поцелуй» не только напомнит и докажет ваши чувства, но и оригинально разбавит интерьер.
Источник: https://yantar.in.ua/blog/kartina-iz-yantarya-gustav-klimt-poceluj-.html