Описание картины иеронима босха «семь смертных грехов и четыре последние вещи»

Описание картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Ерун Антонисон ван Акен или Иероним Босх. Известный нидерландский художник эпохи Северного Возрождения.

До наших дней сохранились 25 картин и 8 рисунков этого живописца. Наиболее известная картина — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».

Подобно Данте Алигьери из «Божественной комедии», который спустился в Чистилище и познал все его круги, Иероним Босх воссоздал на своем полотне грехи человека, согласно религиозным канонам своего времени. Картина написана излюбленной техникой художника – алла прима, когда первые мазки масляной краски создают окончательную фактуру полотна.

«Семь смертных грехов» — уникальный шедевр художника. Имея форму своеобразной «столешницы» (хотя ею никогда не являлась), написанная для демонстрации человеку его греховной природы и философского назидания, картина производит неизгладимое впечатление.

На темном фоне полотна нарисована многоструктурная композиция из пяти окружностей разного диаметра.

В самом центре расположено подобие всевидящего ока, внутри которого находится Иисус Христос, наблюдающий за всеми событиями в этом мире и замечая все греховные деяния человека.

Вокруг Иисуса, против часовой стрелки, как изначально задумал автор, изображены жанровые сценки, написанные в детализированной манере старой голландской школы живописи.

Каждая сценка наглядно демонстрирует все человеческие пороки:

    гнев – изображен в виде драки двух мужчин и женщины, которые изрядно выпили перед этим; гордыню – женщина, жадно всматривающаяся в зеркало, служившее излюбленной аллегорической демонстрацией Босха тщеславию и гордыне, т. к. оно считалось инструментом дьявола; похоть – две влюбленные парочки, охваченные страстью; лень – невыполнение своих обязанностей священником, к которому на исповедь пришла прихожанка; чревоугодие – толстый человек, который пожирает все, что есть на столе и никак не может насытиться; алчность – подкуп судьи, от решения которого зависит судьба человека; зависть – выражена в косых взглядах пожилых супругов на своего соседа, который сделал дорогую покупку).

Внизу каждого изображения имеется надпись на латинице или цитата из Ветхого Завета (например, под оком Господа написано Cave, cave, Deusvidet – «Бойся, ибо Господь все замечает»).

По четырем углам картины расположены четыре окружности одинакового размера (так называемые тондо), которые дополняют смысл картины, демонстрируя итоги человеческой жизни – смерть (умирающий человек в окружении священников, в изголовье которого стоит сама госпожа Смерть, Ангел и демон);

Страшный Суд (апостолы, души ждущие справедливого суда и ангелы с иерихонскими трубами);

Ад (очень реалистичное изображение грешников, кипящих котлов, пыток и чертей) и Рай (апостол Петр открывает врата перед праведниками, Всевышний на троне и святые).

Почти все картины Иеронима Босха пронизаны ироничным сарказмом над тщетностью человеческого бытия, но картина «Семь смертных грехов» заставляет задуматься и переосмыслить свою жизнь, чтобы сделать ее чище и духовнее.

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ieronima-bosxa-sem-smertnyx-grexov-i-chetyre-poslednie-veshhi/

Иероним Босх. Семь смертных грехов | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Май 27th 2010 —

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

1475—1480, Прадо, Мадрид. Иероним Босх.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках.

Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце.

Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.

Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20) Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.

Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.

В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку, всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

Центральная часть  — Всевидящее Око Божье, в зрачке которого — Христос, показывающий на раны, тем самым смотрящего

В этой картине практически нет случайных или ненужных деталей, всё взаимосвязано и подчинено некоей мысли — и ни прибавить, ни отнять. Как бог в центре всего мироздания и мира человека верующего, так и глаз этот — в центре картины.  «Cave, cave, Deus videt» — гласит надпись во втором круге:  «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

 Вот главная нравоучительная мысль, видимо раньше нравы были много проще, художник не скрывает её, ставит в центр, возвеличивая.  Впрочем, эта надпись — не последняя.

На картине 2 штандарта, на которых — цитаты из текста Ветхого Завета (книга Второзакония 32:28-29 и 32: 20), лично мне показалось (не поленился, полез, нашёл перевод) — они поясняют: почему собственно нужно бояться. Сверху:

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

Снизу:

32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.<\p>

В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов — по числу грехов, можно видеть жанровые сценки, иллюстрирующие каждую из греховных страстей.

Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль:  греховное — всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать.

И было бы даже скучно, нравоучения и поучения — что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юмора житейские сценки, больше похожие на карикатуры — по одной на каждый грех и внизу, как и положено — подпись: с чем дело имеем.

Смерть (Death). Иероним Босх.

Вот умирающий. Смерть на пороге.  Ангел-хранитель — слева, за спиной. Рядом  —  священники, смею надеяться — врач.  Но зло всегда рядом, попирая смердящим  задом и святость (ангел) и благочестие и саму жизнь

Ад (Hell)(низ, левый угол). Иероним Босх.

Страшный суд (Last Judgement) (верх, правый угол). Иероним Босх.

Рай (Paradise)Небесные врата(низ, правый угол). Иероним Босх.

В Книге Притчей говорится:

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: — глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч 30:13 — сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, — лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

Притч 19:5 — Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч 1:8; 23:22 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Втор 6:8; Притч 3:3 — Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: Притч 3:23 — ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, Пс 118:105; 2Петр 1:19

— чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Притч 2:16;7:5; Сир 26:13

Зависть (Invidia) Иероним Босх.

Эта миниатюра — зависть. Парочка, поджав губы, смотрит на мужичка с птичкой, видимо хотят такую же, тем временем кто-то с завистью смотрит на их дочь. Даже у собак, под ногами которых две кости, смотрят  на третью, в руках хозяина. Слаще завсегда то, что имеет другой. Кстати: на работягу, волокущего мешок, никто не смотрит — чему тут завидовать?

Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского:
Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы.

Первый помысел — чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, а восьмой — гордыни.

От нас не зависит то, чтобы все эти помыслы досаждали или, наоборот, не тревожили нас; однако от нас зависит то, чтобы они задерживались или, наоборот, не задерживались в нас, чтобы они приводили или не приводили в движение страсти.

Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula). Иероним Босх.

Эта миниатюра о чревоугодии. Бедно в комнате, очаг на полу, лохмотья… Казалось бы: вот он, главный грешник — ненасытный толстяк в центре но всё так просто. Все, все кто есть в комнате либо с пищей, либо с жаждой набить утробу, а значит — грешны.

Они были переведены в католических молитвах следующим образом: Gula (обжорство) Fornicatio (блуд, похоть) Avaritia (алчность) Tristitia (отчаяние) Ira (гнев) Acedia (уныние) Vanagloria (тщеславие)

Superbia (гордыня)

Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia) Иероним Босх.

Кого видим? Женщину, занятую рассматриванием себя, любимой, в зеркале. Почти пряничный рисунок, правда? Только зеркало держит кто? А вот он — демон, и держит —  и в этой пряничной благости почти неразличим. Детали, детали, детали — их много, они важны у Босха.

В 590 году папа Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии: luxuria (похоть) gula (обжорство) avaritia (алчность) acedia (уныние) ira (гнев) invidia (зависть) superbia (гордыня)

Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век). В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia)

Блуд (Похоть)(лат. Luxuria). Иероним Босх.

Далее перед нами — похоть и сладострастие: две пары, занятые собой, их силятся развлечь некто вроде клоунов, надо понимать они сюда тоже попали неслучайно — нечего, понимаешь, бесовские пляски плясать.

В католической церкви к смертным грехам относятся: Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia) Зависть (лат. Invidia) Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula) Блуд (Похоть)(лат. Luxuria) Гнев (Злоба) (лат. Ira) Алчность (Жадность) (лат. Avaritia)

Уныние (Праздность) (лат. Acedia)

Уныние (Праздность) (лат. Acedia). Иероним Босх.

Лень и/или уныние показывает следующая сцена. Иллюстрация, на мой вкус, не очень понятная — монашка пытается воззвать к исполнению долга  обленившегося священника, а тот уснул, и кошка рядом с ним тоже спит. И никто не шелохнётся и ничего  не боится.

Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога… Смертный грех, нарушая в нас основной жизненный принцип, которым является любовь, вызывает необходимость новой инициативы милосердия Божия и обращения сердца, совершающегося обыкновенно в рамках таинства Примирения…

Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно. — Катехизис Католической церкви.

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «кузница вулкана»

Гнев (Злоба) (лат. Ira). Иероним Босх.

Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей: чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня.

Подробное рассмотрение данных страстей сделан святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»

Алчность (Жадность) (лат. Avaritia). Иероним Босх.

Эта миниатюра — картинка суда, либо чиновник, принимающий решение. Тут уж всё ясно — алчность, ненасытность, жадность главный грех. Присмотреться — точно, один из просителей в «случайно» и невзначай повёрнутую ладонь кладёт монетку. Ну и за кем будет решение, есть сомнения?

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/kartiny/ieronim-bosx-bosch-hieronymus-van-aeken.html

Считаете ли вы себя грешным человеком? Семь смертных грехов.Иероним Босх( 1450 -1516) | Волшебная сила искусства

             Продолжаем глубже вникать в творчество Иеронима Босха.Сегодня познакомимся с чрезвычайно интересной картиной Семь смертных грехов.Сюжет картины настраивает зрителя на размышления.

             Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал — монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II.

              С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в музей Прадо.

Монастырь Эскорил.История монастыря начинается с 1557года.

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475—1480

РАЗБОР КАРТИНЫ           

      В центре полотна мы видим нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. 

     Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит всё».

                    Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа — зарок человечества — оказываются едва ли не напрасными.

Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. 
                              Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка напоминает радужную оболочку.

Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

                              И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов.

Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.

                   Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. 

  
                      Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия.

Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

              Начертанные на развевающихся свитках слова:

  «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»

     и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»

     Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.

                        В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку  «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)»

     ГНЕВ.

                       Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.

               На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) — одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё.Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.

    ГОРДЫНЯ.

 Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ Женщина любуется собой, глядя в зеркало, педлагаемое демоном. Зеркало часто используется Босхом, чтобы показать гордыню, тщеславие, которые внушает демон.

 В центре — сцена, показываюшая СЛАДОСТРАСТИЕ, ПОХОТЬ.

                      В палатке — две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
      Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили «непристойные пляски и телодвижения».

                       Они клеймили бродячих актеров и актрис как «детей сатаны» и «вавилонских блудниц» — людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых «демоном блуда».

                    В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты — символ похоти.

     ЛЕНЬ(уныние)
                         Женщина, пришедшая к священнику(или монахиня), пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл(то ли уснув, то ли предавшись мечтам)

О ЧРЕВОУГОДИИ, ненасытности говорит эта сцена. Взъерошенный, полный человек ест и не может насытиться. Ребёнок просящий есть, худой человек, которого не приглашают к столу, бедная обстановка комнаты говорят: ненасытность приводит к бедности и эгоизму.

 Шестой смертельный грех — АЛЧНОСТЬ,ЖАДНОСТЬ. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки.

                        ЗАВИСТЬ изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую «птичку» — их дочь,красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.
Собаки выражают фламандскую пословицу: «Две собаки с одной костью редко договариваются»  

                                  Четыре угла картины украшены сценами «четырех последних вещей» с которыми каждый встретится в конце жизни (по выражению проповедников того времени.)
Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата
Смертное ложе.


        Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.
           Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом — подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

 Страшный суд.

  Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него — избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

 АД.


                                  Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

Cлевa — пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).

Вокруг — множество демонов, готовящихся к пыткам.
В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.
Следующая — лежит на каменной плите, готовая к расчленению.
Внизу — пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.
РАЙ.             Небесные врата(низ, правый угол)

                         Небесные врата… У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.

                    Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.

                      Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.

Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.

                   Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские.

     Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу,  окарикатуренные по манере изображения.

                  По-видимому, пока жив хоть один человек, концепция семи смертных грехов не устареет. Но вот, насколько важно не допускать в себя эти грехи, решать каждому в отдельности.

                  Верующим людям проще – они следуют морали своей религии, стараются не грешить, а если грешат, то после духовного наказания получают отпущение грехов.

                 Неверующих хранит только желание остаться человеком, не навредить своему разуму и не отягчить что-то зыбкое, называемое совестью. Но совесть основана на страхе перед осуждением, а за что осуждать человека, живущего как все?

                        Хочется пожелать всем побыстрее разобраться со своими грехами без жалости к себе любимому и сделать это – из простого чувства самосохранения.

Как вы считаете?

Актуальна ли картина Босха в наше время?

Что выдумаете о семи смертных грехах?

Источники.

http://smallbay.ru/article/bosch5.html

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post127067250/

http://spasi-i-sohrani.com/start.php?m=greh

http://www.nearyou.ru/bosch/seven.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C_%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1​%85_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1​%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%​D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B0%29

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3323053

Картины Босха Семь Смертных Грехов

В картине «Семь смертных грехов» Иероним Босх расширил пословицу изобразив гармоничный покой природы на заднем плане, в небесах над которой проглядывает одинокая фигура Христа. Продолжаем глубже вникать в творчество Иеронима Босха. Сегодня познакомимся с чрезвычайно интересной картиной Семь смертных грехов.

Сюжет картины настраивает зрителя на размышления. Почти все картины Иеронима Босха пронизаны ироничным сарказмом над тщетностью человеческого бытия, но картина «Семь смертных грехов» заставляет задуматься и переосмыслить свою жизнь, чтобы сделать ее чище и духовнее. «семь смертных грехов и четыре последние вещи» (нидерл.

Zeven Hoofdzonden)— картина нидерландского художника Иеронима Босха.

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

Монахиня потчует нескольких едоков. Правда, смеяться я еще не разучился.

А по четвергам она причесывалась на пробор, приклеивала на него нитку мелких стеклянных бус, которые свисали через лоб до переносицы, пускала на полную мощность музыку из кинофильма «Парк юрского периода» и собирала в этой комнате нас, своих однокурсников с факультета, где она училась. Радамес в «Аиде», знаменитые телевизионные концерты с двумя другими тенорами, дуэты с рок-исполнигелями, обе его автобиографии и так далее и тому подобное, — я собрал целую гору материала.

Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер.

Так например брошеная в стороне чёрная шляпа — не случайно попала на полотно. Если, дорогой Аристин, Асенета вас спросит: «Почему именно ключ и почему именно сережка. » — вы ответите: «Ни ключ, ни сережка сами по себе совершенно не важны. Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит всё». Она ходила то крест – накрест, то по диагонали.

Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.

До дома еще далеко, я стараюсь идти быстрее, а потом в панике бросаюсь бежать. Муки Христа — зарок человечества — оказываются едва ли не напрасными. Думаю, все мы им страдаем.

(Вт. 32:20) определяют тему этого произведения. Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (bottom inscription). В центре – нечто вроде всевидящего ока. У Иеронима Босха, если «читать», согласно композиции, от «шести часов против часовой стрелки: ГНЕВ, ТЩЕСЛАВИЕ, СЛАДОСТРАСТИЕ, ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ, СРЕБРОЛЮБИЕ, ЗАВИСТЬ В центре – нечто вроде всевидящего ока.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «воскрешение лазаря»

Я рассмеялся в трубку, он — нет и мы встретились в «Вопросительном знаке». Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен.

Все помещение пропахло кожей и давно выкуренными трубками.

У него была любовница с отделения вокала и я помню, как однажды он сказал ей: Пусть тот, кто читает эти строки, не думает, что Паваротти обязательно должен был открыть какую – то волшебную тайну «сладкой слюны», без которой нет настоящего пения. Босх создал удивительное пособие, которое заставляет человека задумываться о его греховности и возвращает к учениям Библии. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.

Описание картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

В Христианской традиции шляпа (или шапка) — обозначала мудрость, знание. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Японская металлическая закладка в форме сабли в конце повести «Пиковая дама». Речь идет о так называемой «сладкой слюне».

Монахиня потчует нескольких едоков. Радамес в «Аиде», знаменитые телевизионные концерты с двумя другими тенорами, дуэты с рок-исполнигелями, обе его автобиографии и так далее и тому подобное, — я собрал целую гору материала. А потому предлагаю их рассматривать вместе. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.

Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Но ты среди них можешь углядеть только синеватые или желтые камни.

Однако определенные детали одежды изображенных вошли в обиход не раньше 1490-х годов, а остроносые туфли носили до 1460-х, так что споры по поводу датировки (и авторства) некоторых сцен продолжаются и по сей день.

Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни.

Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали отцом всех грехов. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. Широкая полоса идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку.

В переводе она звучит: «Бойся, Творец видит все». Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. 120150 см.

Прадо, МадридЭта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне.

(Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него воронье кружит над падалью в глубине изображения – разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Дело в том, что вы были убиты трижды. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.

Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки. ЧРЕВОУГОДИЕ. В «Семи смертных грехах» некоторая скованность движений персонажей, угловатость складок драпировок свидетельствуют о том, что мастер еще не обрел той виртуозной манеры, которая появилась позднее.

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Монахиня потчует нескольких едоков. корыстолюбия и зависти. Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания).

Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Иероним Босх представляет люботрастников в виде собачьей своры. Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната.

Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали отцом всех грехов. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такие ощущения не получают проходного балла.

Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.

Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.

Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. 7. В чем она проявилась. Повсюду разбросаны разноцветные камешки.

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха)

И было бы даже скучно, нравоучения и поучения – что хорошего, если бы не гротескные, полные грубоватого юморажитейские сценки, больше похожие на карикатуры – по одной на каждый грех и внизу, как и положено – подпись: с чем дело имеем.

Через две недели после того, как я прочитал «Чай для двоих», мне неожиданно предложили работу за границей, несколько месяцев меня не было в Белграде, я работал в Москве и не собирался уезжать оттуда, но внезапно, получив известие о смерти отца, был вынужден вернуться, чтобы похоронить его и вступить во владение квартирой. Душится духами «Чайная роза», красит сиреневой губной помадой обе свои груди, затем вырывает из головы два волоса, делает на каждом петельку, надевает их на свои соски и затягивает узлом. Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475 – 1480Доска, масло.

В конце этого падения вы столкнулись с чем-то твердым, неизменным и огромным. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. Предполагают, что это крышка стола – столешница, расписанная мастером. Всякое чтение — это попытка узнать, кто ты есть на самом деле.

Описание картины «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»

Но и тот, кто тебя передвигает и тот, кто может тебя съесть, сам тоже будет съеден. На нем значилось: «Черногорская, 8». ЧРЕВОУГОДИЕ.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.

Вот таким образом считается, что эта работа исполнена между 1475 и 1480 годами. Пока будете его пить, положите на стол ту самую сережку. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге.

Иероним Босх «7 смертных грехов и 4 последние вещи»

Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. Босх изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. В конечном счете это безразлично, подумал я, держась одной рукой за булавку в галстуке. Да кто его знает, что может произойти.

Мы договорились встретиться на террасе ресторана «Вопросительный знак». с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. На раннем этапе творчества Босх следует сложившимся традициям в изображении фигур и сцен. 10.

Семь смертных грехов — одна из самых ранних известных работ Босха. Так как всех троих он убил в одном и том же месте. Однако прежде, чем перейти к делу, хочу вам кое-что предложить. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Алая Мантия, которая лежит так же — символ страданий Христа.

На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. 8.

Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20) В последнем центральном круге, самом широком и живописном, разделённом на семь секторов – по числу грехов, можно видеть жанровые сценки иллюстрирующие каждую из греховных страстей. Даже в этой близости «греховного» круга к стилизованному Оку Божьему, есть своя мысль: греховное – всегда на глазах у господа, всегда в центре его внимания, его не скрыть, не спрятать, за него отвечать. Это не собственно глаз, но явный намек на него. Нечто в этом роде потребуется и сейчас.

Картина Иеронима Босха Семь смертных грехов и Четыре последние вещи

По центру находится несколько кругов, они изображают око Бога. Развеваются стяги германского императора и французского короля. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер.

Сидевшая рядом со мной женщина, у которой из-за манжеты выглядывал платочек с монограммой «А», вышитой в виде еврейской буквы «алеф», взяла карты, сняла и протянула колоду мне, предупредив, что брать следует только три.

Он пил кофе и читал газету «Глас общества». Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. » (Вт. 32:28-29)Jheronimus Bosch Table of the Mortal Sins (top inscription).

снизу:»Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности».

Здесь видим сцену показывающую ГОРДЫНЮ. Поздно, темно, меня охватывает страх и вдруг я слышу у себя за спиной шаги. Соседи рассказали мне, что наверху была дубовая дверь, соединявшая оба здания.

Подобным, но все же несколько иным, ведь он пользуется голосом, а не смычком. ЧРЕВОУГОДИЕ. За окном закружился снег. Если рассматривать картину подробно, то мы увидим задумку художника. Гнев.

Очевидно пририсована тоже не просто так. Они пьют вино.

Решил пока нацарапать то, что пишу сейчас.

Однако, точно известно, что испанский король Филипп II распорядился хранить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Как он этого достигает. Такой работой не гнушались и именитые художники. 1. Семь смертных грехов — одна из самых ранних известных работ Босха.

Технологическая карта урока «Творчество Иеронима Босха на примере картины «Семь смертных грехов»

Когда ты играешь, ты делаешь ходы. Так ли это — не установлено. Далее идет надпись на латинском языке. Но она не выстрелила, так как окаменела от изумления.

Дальше следует надпись – представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: У Иеронима Босха, если читать, согласно композиции, от шести часов против часовой стрелки: Фламандский художник, Иероним Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в Голландии ок.

Еще в пятом веке врачи знали, что судьба плода зависит от того, зачат ли он в «горячем» или «холодном настроении». А мое желание стало еще более страстным. Его съест кто-то, кто придумывает ходы И так до бесконечности. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.

Вот таким образом вы его не слушайте. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен. И ее тоже нужно покрасить.

11. Тяжелые шаги, которые все ускоряются. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может. Интерьер довольно зажиточного дома, женская комната.

Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201806/kartiny-bosha-sem-smertnyh-grehov/

Художник Иероним Босх: картины :

Иероним Босх (1450-1516) – художник-загадка для своего и тем более для всех последующих поколений. Его фантасмагории толковали не только малоискушенные зрители, но и духовенство, а также философы, искусствоведы и, естественно, художники.

Общая характеристика творчества

Однозначное мнение ни одна из его картин не вызывает: так много там средневековых символов, значение которых мы не знаем или частично или полностью утратили.

В них заложено много личных образов, просто «ребусов», рожденных душевным состоянием и умом художника.

Затрудняет оценку его работ еще и то, что сам художник им не давал названий, предлагая думать о них все что угодно, не подталкивая мысль на заезженную колею. В этом статье мы рассмотрим отдельные картины Босха с названиями и описанием.

Триптих – аллегория алчности

Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. У путника в руках палка, которой он готов защищаться от животного, которое ассоциируется с клеветой.

Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Перед странником лежит ненадежный мостик. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели, и какова она. Но вот створки раскрыты, и невольно глаза останавливаются в центре: так вот куда придет человек со створок.

Читайте также:  Описание картины джорджоне ди кастельфранко «три философа»

На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Внизу под ним буйствует Жадность. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Сколько его ни набери, богаче не будешь.

Тем не менее все его хватают при помощи вил, лестниц и просто руками снизу охапками, кто сколько может унести. Никто не обращает внимания на подъехавших Папу и императора, а также на то, что этот стог им черти подсунули, соблазняя к воровству, и сами медленно везут с ним телегу.

Люди совсем потеряли голову от дармовщины, которая им попалась на пути, и каждый являет пример, как погоня за земными благами оборачивается смертным грехом. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Они не вмешиваются в суетню, не останавливают обезумевших людей, проявляя тем самым грех гордыни.

Стяжательство толкает людей на путь обмана: притвориться слепым и вымогать подаяние, изобразить из себя врача, поражая легковерных дипломами и бутылочками с лекарствами. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Рядом сидит в кресле тучный монах. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия.

Три влюбленные пары, которые уединились в разных местах – на возу среди невидимых им ангелов и рядом в кустах и просто на земле, – предаются любовным утехам. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.

Левая створка посвящена Еве, которая соблазнена яблочком, которое ей протянул искуситель, тема продолжается на другом пространстве створки. Ева отвернулась от Архангела и смотрит на земной мир центральной створки – таковым будет горькое последствие ее греха. А Бог по-прежнему взирает на все с небес огорченно и разочарованно.

Правая створка – это Ад. Проповедники в церкви старались красноречиво описать мирянам все ужасы Преисподней.

Только Иероним Босх, картины которого показывали кошмары, основанные на библейских рассказах, ярче живописал его пожары и огни, а также то, к чему ведет бесовское строительство Вавилонской башни.

В нее уже заводят грешников страшные существа, которых мысль обычного человека представить не может.

«Роттердам», «Пилигрим» или 'Торговец вразнос»

Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Приглушенный колорит молчаливо запечатлел скудость жизни обитателей таверны, мимо которой идет оборванный, с забинтованной ногой путник.

У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. За спиной оборванца – котомка с нехитрыми пожитками, на поясе – кинжал, ибо дороги полны опасностей.

На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Бедняга уже прошел разваливающийся трактир, но приостановился в задумчивости, не повернуть ли назад. Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду.

Это здание, привлекшее к себе внимание скитальца, по Босху и есть все мирские соблазны, которые дьявол посылает людям. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.

Притягательность художника

Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.

Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать. В наши дни без дат трудно проследить эволюцию развития художника. Все его картины изумляют, но динамики, изменения стиля, в них не просматривается.

Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать. А все потому, что они успешно продавались и одобрялись церковью за показ полноты наказаний в Аду, которые ждут каждого согрешившего.

Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов…», «Поклонение волхвов».

Триптих из коллекции испанских королей

Глядя на закрытые створки, на которых изображен Мир на 3-й день творения, суровый и серый, за которыми скрыта известнейшая картина Босха «Сад земных наслаждений», зритель не может вообразить, какой калейдоскоп цвета за ними скрыт.

На левой створке – Эдем, где, на первый взгляд, все существа идеально соседствуют между собой. На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни.

Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Босх картины наполняет неожиданными для Рая на переднем плане сценами поедания птицами и кошкой своих жертв.

И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку.

Центральная створка рассказывает о многочисленных грехах человеческих. О сладострастии, которому предаются все люди без исключения.

Ягоды, которые они поедают, – ежевика и «клубничка» невероятной величины, – означает то же самое, что в наше время – скабрезность и эротику.

Обнаженность и почти бесполость людей только усиливают впечатление великого содомского греха, которому все радостно предаются.

Только третий, правый триптих несет неотвратимость наказания за содеянное, ибо это – черный Ад. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.

На этой части триптиха показаны всевозможные кары: за обжорство, за увлечение азартными играми, за чрезмерную любовь к музыке люди прикованы к арфам и флейтам. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.

Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.

Концепция Ада

В Средние века и позже отдельные люди задавались странным вопросом: «Существует ли сейчас Ад и Рай?» Ведь, по Писанию, он должен открыться только после Страшного суда, который еще не пришел на нашу грешную землю. Еще не воссел Грозный Судия на трон и не отправил добродетельные и грешные души по назначению.

«Где сейчас находятся души, раз не было Суда?» – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.

Как воссоединится душа с телом? С его юной оболочкой, или если человек умер древним старцем, то в таком облике он и будет пребывать? «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело?» – и такие вопросы задавали тоже.

«Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела?» – это тоже волновало отдельных богословов. «Если же это должно произойти, то как душа найдет именно свое тело в сонмище умерших за прошедшие тысячелетия?» На эти вопросы нет ответа до наших дней. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал, изображая и Рай, и Ад, которые уже действуют. По Писанию они все еще закрыты. Это – кощунственная для церкви мысль.

Страсти по Босху

Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Картина Босха показывает корабль. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Что же мы видим у Босха?Пастыри и паства совместно беспутствуют. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.

Это уже безнравственность и блуд. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. На мачте привязан жареный поросенок, и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Другой объелся до рвоты. Теперь это Корабль Зла, и плывет он прямиком в Ад.

Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Он – живое обличение глупости и безбожия. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Картина Босха – не иллюстрация к ней.

Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре.

Сатира в произведениях художника

Еще в XVII веке очень ценили произведения, которые писал Иероним Босх. Картины рассматривали, как сатиру на разгул страстей, извращение и вообще на все греховное.

Мы не сможем рассмотреть все наследство мастера – 25 картин. Еще три произведения, которые написал Босх, – картины с названиями: «Страшный суд», «Семь смертных грехов…» и «Искушение св.

Антония» — мы рассмотрим в нашем обзоре.

Академия искусств в Вене

В ней хранится самый большой триптих – «Страшный суд», который Босх создал между 1500 и 1505 годами. Уже его внешние створки внушают беспокойство. Они готовят зрителя к пугающему внутри зрелищу.

Перед вами — репродукция картины Босха. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.Христос на облаках в сиянии Славы находится в маленьком Раю, который занимает всего лишь третью часть центрального триптиха. С ним очень мало праведников оказалось на небесах.

На черном фоне расположен под ним Ад. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других.

Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы.

Они подвешивают людей на крюки, как туши в мясной лавке, запекают в печах и поджаривают на сковородах убийц и скупых.

Левая створка – это потерянный цветущий Рай после нарушения запрета Бога Евой. Черные птицы греха так и роятся в облаках, когда херувим изгоняет мечом людей из Эдема.

Правая створка приводит зрителя вновь к адскому огню, мукам и стенаниям грешного человечества. Химеры и чудовища, изображенные бурной фантазией художника, многообразны и неистощимы.

Ранняя работа

Это столешница, которая никогда не была ей и всегда висела на стене Эскуриала. Она называется «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» и изображает око Господне. Христос – в центре зрачка.

Он видит все, о чем сообщает надпись на латыни во втором круге. Четвертый круг наиболее интересен. Он разделен на семь секторов с семьюю смертными грехами. Перед нами проходят чревоугодие, лень, похоть, гордость, гнев, жадность и зависть.

Их постоянство подчеркнуто непрерывным хождением по кругу.

Четыре последние вещи художник расположил в кругах по углам: Смерть, Страшный суд, Ад и Рай. Особенно страшна одна из двух надписей на свитках, грозное предупреждение Господне – отвернуть от грешников Лик свой и увидеть их конец.

Заказ из Лиссабона

«Искушение святого Антония» имеет различные трактовки, но у Босха триптих приобретает вселенский масштаб.

Створки исполнены в любимой технике неяркой гризайли. На одной из них схвачен Христос, преданный Иудой. На второй он упал на пути к Голгофе, не вынеся тяжести креста.

Центральную часть заполнили бесы всех видов и нечестивцы. На ней свершается черная месса.

На левой створке дважды изображен сам святой. Первыйй раз Св. Антоний лежит на летящем крылатом бесе, погруженный в молитву, и не замечает, что среди них присутствуют жаба, лиса, водяной с рыбой. Молитва святого сильнее бесовских ухищрений. Второй раз он – в окружении братьев-монахов после падения. Предполагают, что среди них Босх написал свой портрет.

На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Но отшельник не смотрит на нее, и тогда перед ним встает город бесов – это и есть Ад, куда хочет завлечь святого искусительница.

Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру! Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия.

Эта суета не касается святого, который крепок в вере.

На этом мы заканчиваем рассмотрение произведений, которые написал великий художник Босх. Картины его и сегодня актуальны, поскольку грехи остались прежними.

Источник: https://www.syl.ru/article/290174/hudojnik-ieronim-bosh-kartinyi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector