Описание картины игоря грабаря «за самоваром»

Импрессионизм

Игорь Эммануилович

Даже в рамках одного произведения он использует несколько разнообразных приемов наложения мазков («Морозное утро. Розовые лучи», 1906, частное собрание, Москва).

Большое значение в творчестве И. Э. Грабаря имели натюрморты, ставшие классическими образцами этого жанра в начале XX в. Написанные в манере, близкой к неоимпрессионистической, они свидетельствуют о повышенном интересе их автора к материальной стороне предметов («За самоваром», 1905, Третьяковская галерея, Москва).

Натюрморты-картины Грабаря всегда сочетаются либо с пейзажем, либо с интерьером, составляющими неотъемлемую часть их композиции («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907 — оба в Третьяковской галерее, Москва; «Дельфиниум», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург). Даже стоящая особняком в творчестве И. Э. Грабаря картина «Толстые женщины» (1904, частное собрание, Москва) говорит о подчеркнуто натюрмортном подходе художника к своим моделям, а ее живопись находится в русле фактурных поисков начала века.

Большая научно-исследовательская деятельность И. Э. Грабаря приводила иногда к длительным перерывам в его работе живописца. Но он никогда не расставался с красками и всегда с радостью вновь брался за кисть, пытаясь найти новое решение традиционных проблем.

Так, в 1914 г.

после шестилетнего перерыва он вновь обращается к натюрморту, но, изображая фрукты в вазах, корзинках или просто рассыпанные на покрытых узорчатыми скатертями столах, он отказывается от дополнительного фона в виде интерьера или пейзажа, предельно кадрирует холст, стремясь максимально передать декоративные свойства цвета. Поверхность стола при этом уплощается и приподнимается («Груши на синей скатерти», 1915, Русский музей, Санкт-Петербург).

Тяготение к декоративности приводит к тому, что И. Э. Грабарь постепенно отходит от прежней системы построения пространства с помощью разложения цвета («Рябинка», 1915, Третьяковская галерея, Москва; «Красные яблоки на синей скатерти», 1920, частное собрание, Новосибирск).

В 1920-1930-е гг. И. Э. Грабарь обращается к портретному жанру и пишет изображения своих близких, ученых и музыкантов («За чтением. Портрет В. М. Грабарь, жены художника», 1928, частное собрание, Москва; «Портрет М. И.

Грабаря, сына художника», 1935, Третьяковская галерея, Москва; «Портрет С. С. Прокофьева», 1934, Картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань; «Портрет академика С. А.

Чаплыгина», 1935, Музей-усадьба «Абрамцево», Московская область).

В 1940-1950 гг. И. Э. Грабарь создает серию пленительных пейзажей, передающих красоту природы Подмосковья («Березовая аллея», 1940; «Зимний пейзаж», 1954 — оба в Третьяковской галерее, Москва).

Игорь Грабарь. «Неприбранный стол». 1907 г.

• Литература:

Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автобиография. М., 1937.

Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., 1964. Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1979.

   Начало страницы

   Назад    1    2    Вперед
   Главная

Источник: http://isachev.narod.ru/impress/grabar2.htm

Наталья Мамонтова — Игорь Грабарь

Утренний чай (В аллее). 1917

Национальный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Еще в школе Ашбе Грабарь начал ставить себе строгие натурные задачи, пытаясь достичь конечной объективности во взаимоотношениях художника с натурой. Одним из направлений в этой работе стали натюрморты, в которых изображение доводилось до иллюзорности. Начиная от простых ко все более сложным, эксперименты с натюрмортной иллюзорностью должны были обозначить границу живописного и реального.

В Дугине натюрморт стал для Грабаря важным упражнением для руки и глаза, подобно гаммам для пианиста. Среди первых удачных дугинских натюрмортов был этюд Банка с вареньем и яблоки (1904), в котором запечатлена своеобразная манера художника и его отношение к тому, что носит название «мертвая натура».

Прижавшись друг к другу, стоят и лежат на столе предметы. Их тесная группа при всей натюрмортной неподвижности словно несется в вихре однонаправленных мазков.

Послеобеденный чай. 1904

Ивановский художественный музей

Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения. Во главе этой семейки предметов — банка с вареньем; она концентрирует свет в картине благодаря прозрачности стекла и волшебному цвету ее содержимого.

Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек — все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать.

Большинство натюрмортов Грабаря 1900-1910-х годов — цветочные. Это связано с тем, что цветы были в дугинском доме круглый год: либо полевые, либо оранжерейные. Красота цветовых сочетаний, разнообразная фактура растений давали чистую и радостную живописную задачу, увлеченно разрешаемую свободной кистью.

Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм — это Сирень и незабудки, Хризантемы (обе — 1905). О картине Сирень и незабудки Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, …плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю.

Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать…»[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 210.] Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел.

Но сам художник знал о нем больше, чем зрители, — ему самому картина «показалась скучной и суховатой по выполнению, а главное слишком механической в своем дивизионизме, лишенной того живописного нерва, который один вносит в художественное произведение подлинно животворящее начало.

Правда, я отдавал себе отчет в том, что нельзя передать целую копну таких миниатюрных цветов, как незабудка, в которых переливаются голубые, синие, сиреневые, розовые, зеленые и желтые краски, одним обобщающим тоном; сама фактура цветка диктовала фактуру живописи, но все же в результате получилась иллюзорность не чисто живописного порядка, а порядка фотографического, мне всегда ненавистного»[2 Там же.]. Недовольный картиной, Грабарь дал себе слово написать еще множество натюрмортов, «чтобы выправить кривую этой натюрмортной эволюции»[3 Там же, с. 211.].

Дельфиниум. 1908

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Цветы и фрукты на рояле. 1904

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Как видим, художник был аналитичен и строг по отношению к своим импрессионистическим поискам, он был увлечен не самим методом, а все более точными подходами к натуре.

«Чайные» натюрморты после Константина Коровина на рубеже веков стали популярны среди московских живописцев. Грабарь внес в этот жанр много изысканных решений — и колористических, и композиционных.

Послеобеденный чай и Утренний чай, большая картина, находящаяся в Национальной галерее в Риме (обе — 1904), стали первыми в ряду подобных работ. Картина За самоваром (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки.

Это предвечернее освещение дало особую жизнь живописным эффектам — тлеющему огоньку самовара, блеску его металлической поверхности, игре голубых рефлексов в хрустальном стекле.

Да и девушка, сидящая с чашкой у самовара, включена в эту живописную стихию — последний луч света позолотил ее волосы и щеку. Здесь мы впервые видим будущую жену художника и героиню многих его портретов, старшую дочь художника Михаила Микешина Валю.

Неприбранный стол. 1907

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Соединение «цветочного» и «чайного» натюрмортов со всеми их фактурными, цветовыми и световыми особенностями произошло в картине Хризантемы (1905).

«Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», — писал Грабарь[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 212.].

Действительно, на полотне изображены роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца Ноева.

В картине царит свет, по-разному воплощенный в каждом предмете, — в хрустале, от которого остались только грани, в мощно отражающих свет фарфоровых тарелках, в трепещущих в световом потоке лепестках цветов и в почти растворившейся в рефлексах скатерти, на которой разыгрывается весь этот праздник. За эту картину Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой еще не получал за свои произведения.

Рябинка. Этюд. 1915

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Осень. Рябина и березы. 1924

Нижегородский художественный музей

Декоративные поиски, которые Грабарь вел в пейзаже, продолжались и в натюрмортах — стремление к общему цветовому тону, к выражению красочной природы изображаемого мотива. Так, более декоративным выглядит Неприбранный стол (1907) с более «плотной» характеристикой предметов, с их контрастными фактурами и окрасками, с декоративным фоном.

Но «от дивизионизма не легко было отойти», признавался художник. Его по-прежнему сильно привлекали мотивы, самой своей формой требовавшие применения раздельных мазков и разложения цвета — флоксы в утренней росе, цветы дельфиниума, изображение захода солнца, расплескивающего свет по всей многообразной фактуре видимого мира. Это был, по словам Грабаря, «махровый дивизионизм в самой натуре».

Читайте также:  Описание картины василия сурикова «автопортрет»

Он попытался изменить построение натюрмортов, отказаться от излюбленных мотивов. Теперь он писал натюрморты с фруктами, глядя на них сверху вниз, исключив из композиции пространство.

В натюрморте На голубом узоре (1907) Игорь Грабарь достиг откровенной декоративности построения: фон — узорная скатерть — создает предельно плоскостную основу для блюда с яблоками, которое словно повисает на холсте. Влияние Сезанна сказалось в этих поисках, которые Грабарь считал очень важными для себя.

Таким образом через натюрморты прошло испытание всех его художественных приемов от иллюзорности через импрессионистические эффекты к декоративной плоскостности и обобщенности.

Грабарь полагал, что это путь «к каким-то иным берегам, более заманчивым, чем все, к которым причаливал до тех пор мой живописный корабль, если бы я мог сбросить с себя архивы, истории, исследования, весь организационный дурман, забивавший голову и отводивший от живописи. Но что-нибудь одно: либо искусство, либо наука об искусстве…»[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 220.]

Грабарь начинал ощущать, что его научная и литературная работа препятствуют занятиям живописью.

Особенно это обстоятельство проявилось начиная с 1907-1908 годов, когда Грабарь много времени отдавал работе в архивах для журнала Старые годы. За этим последовала работа над Историей русского искусства для издательства Иосифа Кнебеля.

Последней крупной экспозицией живописных работ Грабаря стала выставка Союза русских художников 1908-1909 годов: здесь были показаны Неприбранный стол, Иней, Дельфиниум, Сказка инея и восходящего солнца, Березовая роща и другие картины.

После этого Грабарь вышел из Союза в связи с расколом, происшедшим в этом объединении.

В это время его известность как художника была уже велика — в 1909 году в Италии вышла монография о нем, автором которой был известный искусствовед Витторио Пика.

Источник: https://profilib.org/chtenie/104673/natalya-mamontova-igor-grabar-6.php

Грабарь Игорь Эммануилович

251 views 

2

Абрамцево. Плетень. 1944. Холст, мас…250 views 

3

Автопортрет в шляпе, 1921.jpg241 views 

4

Автопортрет в шубе, 1947.jpg241 views 

5

Балюстрада. 1901. Холс…230 views 

6

Банка с вареньем и яблоки, 1904.jpg270 views 213 views 

8

Березовая аллея, 1940.jpg335 views 218 views 

10

В саду. Грядка дельфиниумов. 1947. Х…243 views 

11

В.И.Ленин у прямого провода, 1927-19…231 views 

12

Васильки. Групповой портрет, 1914.jp…221 views 

13

Ветка яблони, 1958.jpg253 views 

14

Вешний поток, 1904.jpg207 views 

15

Въезд в усадьбу, 1922.jpg221 views 

16

Грабарь, Игорь Эммануилович. 1934. А…274 views 

17

Груши на зеленой драпировке, 1922.jp…238 views 

18

Груши на синей скатерти, 1915.jpg239 views 

19

Дама с собакой, 1899.jpg275 views 

20

Дама у пианино, 1899.jpg254 views 

21

Девушка в русском платке.jpg298 views 207 views 282 views 

24

Дубки. 1923. Холст, мас…210 views 

25

За самоваром. 1905.jpg209 views 

26

За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жен…216 views 229 views 

28

Зимнее утро. 1907. Холс…413 views 

29

Зимний вечер. 1903.jpg218 views 

30

Зимний пейзаж. 1954.jpg209 views 303 views 

32

Зимний солнечный день, 1941.jpg255 views 

33

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери х…200 views 

34

Золотые листья, 1901.jpg188 views 223 views 195 views 248 views 

38

Иней. 1905. Холст, масл…234 views 

39

Иней. Восход солнца. 1941. Холст, ма…378 views 

40

Красные яблоки на синей скатерти, 19…228 views 

41

Крыши под снегом, 1889.jpg212 views 

42

Лучезарное утро. 1922. Холст, масло.…212 views 

43

Майский вечер, 1905.jpg198 views 

44

Март. 1939. Холст, масло. Государств…206 views 

45

Мартовский снег. 1904.…324 views 223 views 234 views 227 views 

49

На озере. 1926. Холст, масло. 75.5 x…210 views 233 views 223 views 179 views 

53

Няня с ребенком, 1892.jpg195 views 

54

Осень. Рябина и березы, 1924.jpg243 views 197 views 325 views 

57

Под березами, 1904, вто…229 views 

58

Под березами, 1904.jpg186 views 

59

Портет академика Сергея Алексеевича …182 views 

60

Портет композитора С.С.Прокофьева за…211 views 

61

Портрет академика Алексея Николаевич…185 views 

62

Портрет академика В.П.Волгина, 1946.…255 views 

63

Портрет академика Н.Д.Зелинского, 19…191 views 

64

Портрет В.Г.Дуловой, 1935.jpg197 views 

65

Портрет Валентины Михайловны Грабарь…195 views 

66

Портрет Е.Г.Никулиной-Волконской, 19…193 views 

67

Портрет К.И.Чуковского. 1935.jpg229 views 

68

Портрет композитора С.С.Прокофьева, …228 views 

69

Портрет М.И.Грабаря, сына художника,…225 views 

70

Портрет Н.П.Горбунова, 1927.jpg187 views 

71

Портрет народного артиста А.Б.Гольде…160 views 

72

Портрет художника Антона Ашбе, 1899.…186 views 

73

Портрет художника, музейного деятеля…165 views 

74

Портрет Э.И.Грабаря, отца художника,…196 views 

75

Последний снег. Холст, масло. 95 x 7…228 views 

76

Послеобеденный чай, 1904.jpg192 views 

77

Проходной двор в Замоскворечье. Серы…190 views 

78

Разъяснивается. 1928. Холст, масло. …206 views 

79

Рябинка, 1915. Второй вариант.jpg227 views 

80

Рябинка. 1915. Холст, м…273 views 

81

Рябины. 1924. Холст, масло. 91 x 75 …274 views 179 views 

83

Сентябрьский снег, 1903.jpg317 views 

84

Сийский монастырь, 1920.jpg208 views 

85

Сирень и незабудки, 1905.jpg211 views 

86

Сказка инея и восходящего солнца, 19…258 views 

87

Снежные сугробы, 1904.jpg210 views 

88

Солнце поднимается, 1941.jpg286 views 

89

Старый сарай в морозный день, 1933.j…190 views 

90

Толстые женщины. Гротеск, 1904.jpg222 views 

91

Туркестанские яблоки, 1920.jpg206 views 

92

Угасающий день, 1904.jpg187 views 195 views 

94

Уголок уходящей Москвы, 1930.jpg165 views 

95

Утренний чай (В аллее), 1917.jpg178 views 

96

Утренний чай. Подснежники, 1939-1954…234 views 390 views 222 views 

99

Фото — Игорь Грабарь с В.М.Мещериной…269 views 

100

Хризантемы. 1905. Холс…264 views 

101

Цветы и фрукты на рояле, 1904.jpg277 views 

102

Яблоки и астры. 1926.jpg201 views 244 views 180 views 

105

Ясный осенний вечер, 1923.jpg230 views 273 views 

Источник: http://public.fotki.com/Vakin/aa7ae/152d9/4i8h0/

Художники — Музей русского импрессионизма

Грозный с виду, но лиричный, мягкий внутри. Окладистая борода с проседью, которая прибавляла Николаю Мещерину лет, никак не вязалась с его мягким, интеллигентным характером.

Человек увлекающийся, образованный, знавший историю и теорию искусства, он коллекционировал не только картины других художников, но и собирал книги, был неравнодушен к «модным веяниям». Однажды приобрел граммофон.

А уже через месяц в его коллекции было 70 пластинок! В письме Игорю Грабарю Мещерин шутил по этому поводу:

«Начинаю трусить: как бы не ограммофониться!»

Сын богатого купца, основателя Даниловской мануфактуры, с детства Николай Мещерин тянулся к прекрасному. Но отец противился увлечению сына живописью:

«Что ж это за профессия такая – художник?!»

Ослушаться отца было невозможно. И Николай поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. После смерти главы семейства шестнадцатилетнему Коле пришлось принять на себя управление всеми делами. Академию он так и не окончил. Когда дела пошли на лад, он передал все младшим братьям. А сам уединился в усадьбе Дугино.

Для Николая Мещерина наступило время поисков себя. Сначала – увлечение фотографией, затем – картины из сушёных трав и цветов… Наконец, в начале 1890-х он серьезно занялся живописью и стал брать частные уроки. Свои первые работы Николай Мещерин представил на выставке Московского товарищества художников в 1899 году. «Осинки со снегом» и «Дубок» заслужили положительные отзывы критиков.

А именье Дугино по популярности в среде художников скоро стали сравнивать со знаменитым мамонтовским Абрамцевым. Живописцы, случалось, жили здесь годами. Николай Мещерин развлекал гостей угощениями, пленэрами и охотой. Летом в Дугино приезжали братья Николая, их дети, родственники. Начинались детские игры, качели, купание, теннис. Но главное – все вместе собирались за самоваром:

« …Человек 20 за столом – это норма, а бывает и 40…» – вспоминал о дугинских чаепитиях Игорь Грабарь.

Самовар стоял горячим на столе и днем, и ночью, когда его укутывали в ватные одеяла на случай, если гостям захочется еще раз выпить чайку. В теплые дни чаепития переносились на застекленную террасу. А когда бывало совсем жарко, накрывали художникам стол в липовой аллее.

«Левитан, быть может, не написал бы двух лучших своих картин с молодым месяцем, если бы за год перед тем, как за них приняться, не видел оба мотива уже в Дугине, среди этюдов Мещерина.

Он долго изучал их, был ими захвачен: «Замечательный мотив. Никто сараев не писал, а следует.

Ваш покорный слуга сейчас занят той же темой» – можно ли верить словам друга семьи Мещериных Игоря Грабаря? Все возможно!

Придя в живопись уже в зрелом возрасте, Николай Мещерин посвятил ей последние 16 лет жизни. И вошел в историю искусства как яркая личность и интересный художник. Не зря же на парижской выставке, устроенной Сергеем Дягилевым, рядом с полотнами Валентина Серова, Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Игоря Грабаря и Константина Коровина висело пять пейзажей Николая Мещерина.

Читайте также:  Описание картины бориса пророкова «мать»

Источник: http://www.rusimp.su/ru/collection/artist/23

Игорь Грабарь — признанный жизнелюбец

Игорь Грабарь-одно из самых известных имен в истории искусства XX века. Художник, теоретик, искусствовед, не случайно именно он стал первым директором Третьяковской галереи.

Он с юности знал о своем  призвании, однако обстоятельства были против него. Ему 18 лет, он нищий студент юридического  и одновременно историко-филологического  факультета Петербургского университета.

Денег почти нет, и  будущее светило зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов, которые  сам иллюстрирует. Все это время  Грабарь мечтает о  поступлении в Академию  художеств.

И вот, наконец, через пять лет он – блестящий, подающий большие надежды слушатель Академии, ученик Ильи Репина.

Как и многие художники до него, Игорь Грабарь продолжает образование за границей.

Четыре года он  посвятил  изучению школ  живописи  практически всех направлений, побывал в Берлине, Париже, Венеции, Флоренции,  Риме, Неаполе.

Шедевры мастеров Возрождения, работы импрессионистов и постимпрессионистов произвели на него неизгладимое впечатление. Однако, как истинный мастер, Грабарь продолжает искать свою собственную художественную манеру.

В произведениях Грабаря наиболее последовательно и ярко проявляются приемы импрессионистической живописи с присущими ей подвижностью мазка, мимолетностью впечатлений  и фрагментарностью композиций.

Художник не мог просто созерцать окружающий мир, он жаждал делиться своими открытиями , и в каждой работе стремился запечатлеть все  краски жизни. В пейзаже Грабарь был особенно склонен к изображению природы русской зимы,  его  вдохновляла   широта русских просторов.

Художник не случайно называл себя «признанным  жизнелюбцем», в окружающем мире Игорь Эммануилович искал мотивы, отмеченные радостной нотой, отвечающие его внутреннему состоянию…

Самыми знаменитыми работами Грабаря являются  пейзажи, и среди них  «Февральская лазурь» и  «Мартовский снег»… Многократно заявляя о своей любви к всему яркому, светлому, свежему, художник говорил и о своей любви к вещественности и действительности. 

В натюрмортах («Хризантемы», «За самоваром», «Неприбранный стол») цветовая доминанта господствует над всеми тонами и полутонами. Грабарь тонко чувствовал  зависимость  окраски и формы предмета от освещения и атмосферы.

При всем пристрастии Грабаря к камерным, чувственным жанрам,  он отдал дань и актуализированной живописи. Его кисти принадлежат  картины  «В.И. Ленин у прямого провода», «Крестьяне-ходоки на приёме у В.И. Ленина». 

Как портретист он начинал с автопортретов и изображений близких. Позже создал ряд портретов по заказу Академии  наук. Не менее сильным увлечением была и архитектура, по его проекту строится санаторий «Захарьино» — смешение русского классицизма и архитектуры итальянского Ренессанса. Игорь Эммануилович сделал неоценимый вклад в сохранение наследия России.

Выдающийся русский художник и реставратор до последних дней был верен своему призванию. Его вклад в отечественную школу живописи поистине огромен и многогранен,  Грабарь до сих пор является гордостью  русского искусства.

Характер художника, его неиссякаемая энергия, инициативное, поэтическое видение действительности проявляется во всем — в живописном творчестве, в работе по охране и реставрации памятников, в издательской деятельности.

Чем бы он ни занимался, «все это совершалось из страсти к искусству, во имя искусства, … без этого я не мог существовать, не мог дышать ни один день моей жизни».

Кристина Гришина

Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/art/igor_grabar_priznannyy_zhiznelyubets_/

Книга — Игорь Грабарь — Мамонтова Наталья Николаевна — Читать онлайн, Страница 5

Закладки

В январе Грабарь застал несколько дней инея и вновь пристально вглядывался в этот волшебный мотив, столь поразивший его в Титове. А февраль и март в Дугине внесли новые акценты в разрабатываемую им тему русской зимы.

Солнечные дни февраля — «праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» — дали удивительный живописный материал, воплотившийся в картине Февральская лазурь (1904).

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.

Мартовский снег. 1904

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Зимнее утро. 1 907

Севастопольский художественный музей

Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба»[1 И.Э.

Грабарь. Моя жизнь, с. 201]. Надо отметить, что Грабарь обладал важнейшим качеством истинного живописца — он умел по-настоящему видеть, то есть воспринимать в окружающем мире гораздо больше того, что открывается обычному взгляду.

Работа над этой картиной, которую он потом считал важнейшей в своем творчестве, проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу.

В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных работах).

С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светлозеленого до ультрамаринового — то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Вертикальный формат картины, как и в Белой зиме, акцентирует пластику березы, расправившей подобно крыльям свои веерные ветви, и подчеркивает бесконечность лазурного пространства.

Ежедневно светило солнце, но ночные морозы держали снег, не давая ему таять. Более благоприятной погоды и не могло быть, и Грабарь работал практически без перерыва более двух недель, пока не закончил картину целиком на натуре.

«Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мной написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению»[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 202.].

Грабарь создал не этюд с натуры, а картину, рожденную синтезом натурных впечатлений и потому обладавшую истинной законченностью и цельностью. Это была одна из высших точек творческой жизни Грабаря-художника, определившая дальнейший его путь.

Зима. 1906

Рязанский художественный музей

Вешний поток. 1904

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После Февральской лазури Грабарь в течение нескольких месяцев работал запоем, занимаясь темой весеннего снега, уже тронутого солнцем и несущего на себе ажурные тени, следы людей и лошадей, «оркестровые симфонии красок и форм».

Так был создан Мартовский снег — пейзажный этюд, в который буквально вбежала крестьянская девушка в синей кофте и розовой юбке с ведрами и коромыслом. В один сеанс возникла эта картина, которая составила славу художнику.

Сплетение «чистого» пейзажа с жанровым мотивом было одним из наиболее характерных и ценимых в среде Союза русских художников качеств пейзажной живописи.

Еще одна из картин этого великолепного периода — Снежные сугробы — тоже была написана в один сеанс.

Зрелище снежных сугробов на высоком берегу Пахры, освещенных последними косыми лучами солнца, линия старых низких изб деревни Комкино, подчеркивающая высоту горизонта. Сложная пластика берега, подтаявший снег на реке.

Художник, рискуя жизнью, въехал на весенний лед в санях,чтобы уловить гамму тончайших нюансов, — голубые тени, изумрудные полыньи, слепящие лучи солнца на закате.

Как в Мартовском снеге и Февральской лазури, художник старается взять снег или небо широкой плоскостью, чтобы развернуть во всю возможную силу живописные эффекты, пастозную фактуру. Как считал Грабарь, от картины к картине возрастала степень цветового «разложения», и в Снежных сугробах дивизионизм сказался наиболее отчетливо.

Очень показательная для работы Грабаря быстрота создания этюдов и картин была обусловлена скоростью изменений, происходящих в природе на границе зимы и ранней весны.

Уловить миг жизни солнечного света в окружающей среде, в массе снега, принимающего на себя все световые и цветовые изменения, — это вызывало сильнейший художественный азарт в Грабаре,заставляло «швырять» краски на холст в увлечении красотой мотива.

Банка с вареньем и яблоки. 1904

Закарпатская картинная галерея, Ужгород

Утренний чай. Подснежники. 1939-1954

Музей искусств Узбекистана, Ташкент

Этот зимний живописный сезон в Дугине Грабарь завершил этюдом Вешний поток. «Когда в конце марта снег почти всюду сошел, в Дугине начинали искать его остатков в оврагах — обычай, ведущий свое начало еще от последних снегов К. Коровина и Левитана 1880-х годов и укоренившийся с тех пор в Москве»[1 И.Э. Грабарь.

Моя жизнь, с. 204.]. Найденный Грабарем «очаровательный овраг» поразительным образом соединил в себе осеннюю высохшую листву, остатки зимнего снега и весеннюю синеву ручья. Цвета трех времен года художник объединил в активную красочную гамму, создав взволнованное, трепетное и правдивое ощущение наступающей весны.

Все созданные им в это время работы были показаны в конце 1904 года на выставке Союза русских художников и пользовались огромным успехом и среди коллекционеров, и среди художников. Импрессионизм в интерпретации Грабаря увлек многих московских художников. По его ярким, эффектным, жизнеутверждающим картинам можно было судить о возможностях этого еще малоизведанного художественного пути.

Читайте также:  Описание картины василия кандинского «несколько кругов»

Любовь к зиме стала для Грабаря большим стимулом в живописи. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт.

В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию — ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года.

Хризантемы. 1905

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор».

«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок»[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 219.].

Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое — именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве.

Источник: https://detectivebooks.ru/book/46990355/?page=5

Иосиф Андреевич Павлишак

Грабарь Игорь Эммануилович — (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А.

Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений «Mup искусства» и Союз русских художников.

В ранний период испытал влияние югендстиля («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г.

над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма («Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима.

Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, — все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г.

пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму («Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, — обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г.

усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой.

Абрамцево. Плетень
1944г
Автопортрет в шляпе
1921г
Автопортрет в шубе
1947г
Балюстрада 1901г Нижнетагильскийхудожественный

музей ИЗО

Банка с вареньем и яблоки

1904г

Белая зима. Грачиные гнезда

1904г

Берёзовая аллея
1940г
В гололедицу
1908г
В саду. Грядка дельфиниумов

1947г

В.И.Ленин у прямого провода

1927-1933г

Васильки. Групповой портрет

1914г

Ветка яблони
1958г
Вешний поток
1904г
Въезд в усадьбу
1922г
Груши на зеленой драпировке

1922г

Груши на синей скатерти 1915г

Русский Музей

Дама с собакой
1899г
Девушка в
русском платке
Дельфиниум
1908г
Дельфиниумы
1944г
Дубки
1923г
За самоваром
1905г
За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника

1928г

Зима
1906г
Зимнее утро
1907г
Зимний вечер
1903г
Зимний пейзаж
1954г
Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника

1934г 48х62см т

Золотые листья
1901г
Иней
1904г
Иней
1905г
Иней
1908г
Иней
1919г
Иней. Восход солнца

1941г

Красные яблоки на синей скатерти

1920г

Крыши под снегом
1889г
Луч солнца
1901г
Лучезарное утро
1922г
Майский вечер
1905г
Мартовский снег
1904г
Морозное утро. Розовые лучи

1906г

Московский дворик
1930г
На озере
1926г
Натюрморт
1904г
Неприбранный стол
1907г
Новая дача
1903г
Няня с ребенком
1892г
Осень. Рябина и березы

1924г

Павильон в Кузьминках
1904г
Под березами
1904г
Под березами,
1904г
Портет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой Война и мир

1941г

Портрет академика Алексея Николаевича Баха

1939г

Портрет академика В.П.Волгина

1946г

Портрет академика Н.Д.Зелинского

1935г

Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина

1935г

Портрет В.Г.Дуловой

1935г

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника

1931г

Портрет Е.Г.Никулиной-Волконской

1935г

Портрет К.И.Чуковского

1935г

Портрет композитора С.С.Прокофьева

1934г

Портрет М.И.Грабаря, сына художника

1935г

Портрет Н.П.Горбунова

1927г

Портрет народного артиста А.Б.Гольденвейзера

1940г

Портрет художника, музейного деятеля П.И.Нерадовского

1946г

Портрет Э.И.Грабаря, отца художника

1895г

Последний снег
1931г
Послеобеденный чай
1904г
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день

1941г

Разгар осени
1921г
Разъяснивается
1928г
Рябинка
1915г
Рябинка
1915г
Рябины
1924г
Светлана
1933г
Сентябрьский снег
1903г
Сийский монастырь
1920г
Сирень и незабудки
1905г
Сказка инея и восходящего солнца

1901г

Снежные сугробы
1904г
Солнце поднимается
1941г
Старый сарай в морозный день

1933г

Толстые женщины. Гротеск

1904г

Туркестанские яблоки

1920г

Угасающий день
1904г
Уголок уходящей Москвы

1930г

Утренний чай. В аллее

1917г

Утренний чай. Подснежники

1954г

Февральская лазурь
1904г
Флора
1934г
Хризантемы
1905г
Цветы и фрукты на рояле

1904г

Яблоки
1905г
Яблоки и астры
1926г
Ямщик
1904г
Ясный осенний вечер

1923г

С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г.

сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г.

создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г.

стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г.

— реставратора и учёного — связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г.

советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы («Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, — обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С.

С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, — оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»). Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе — в Центральном музее В. И.

Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. — редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Источник: http://pavlishak.ru/grabar_igor.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector