Скульптурный портрет хирурга
Бронзовый бюст Н. И. Пирогова находится в Рязанском государственном медицинском университете.
Портрет Н. И. Пирогова написан Репиным в 1881 году и через год был приобретен у автора П. М. Третьяковым для картинной галереи.
‹
›
На кафедре госпитальной хирургии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова хранится бронзовый скульптурный портрет хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).
Это копия скульптуры, выполненной Ильей Ефимовичем Репиным. Художник редко брался за скульптуру, хотя скульптор он, по выражению В. В. Стасова, был отменный.
Тем более любопытно, почему Репин решил лепить Пирогова? Что побудило художника оставить нам его образ в хрупком гипсе?
Репин пристально следил за деятельностью Пирогова и всегда восторженно отзывался о нем. «Пирогов — гений! Да, несомненный гений», — говорил художник. Он мечтал встретиться с хирургом для того, чтобы написать его портрет. Удалось ему это только в мае 1881 года, когда праздновалось 50-летие врачебной и научной деятельности Н. И. Пирогова.
Илья Ефимович специально по этому поводу приехал в Москву и встречал юбиляра на Курском вокзале. В результате появилась написанная маслом картина. Художник как бы со стороны, издалека, из-за спин ожидающих, изобразил Пирогова в вагонном тамбуре, а на перроне — встречающая его восторженная публика. Картина хранится в Военно-медицинском музее.
В собрании Государственного Русского музея находится рисунок Репина «Н. И. Пирогов, А. И. Урусов и С. М. Третьяков на юбилее Н. И. Пирогова в актовом зале Московского университета» с авторской надписью: «24 мая 1881. Москва». Тогда же при активном посредничестве С. М.
Третьякова художник получил согласие Пирогова писать его портрет. Работали в гостинице «Дрезден» 23, 24, 25 и 26 мая.
Результатом этой быстрой и утомительной как для художника, так и для Пирогова работы стали превосходный портрет маслом и серия рисунков для будущего гипсового бюста.
Сейчас невозможно документально восстановить беседы, которые велись во время сеансов в гостинице «Дрезден».
Несомненно одно: они легко могли понять друг друга, два мыслителя, два художника, стремившиеся проникнуть в сокровенные тайники человеческой души, в тайны человеческого тела.
Репин был тогда почти вдвое моложе Пирогова; и портрет и бюст, возможно, стали символами глубокого уважения младшего к старшему.
Пирогов никогда не шел на компромисс с совестью. Жизнь и здоровье больного для него были превыше всего.
В свое время, возвратившись с «севастопольской страды», Пирогов откровенно рассказал императору Александру II о царящем в армии воровстве.
Столичным чиновникам лейб-медик после этого окончательно разонравился, и его отправили в киевскую почетную ссылку, отлучив от практической медицины. Непросто жилось и Репину. Так получилось, что несгибаемы были оба: и Репин и Пирогов.
В 1879 году Пирогов начал писать свои записки «Вопросы жизни. Дневник старого врача». Писал и все спешил, опасаясь оставить «Дневник» неоконченным. Так оно и вышло.
Прекрасный диагност, гениальный хирург, он обнаружил у себя маленькую язву на твердом нЈбе. Сперва принимал ее за ожог, но вскоре понял, что это рак слизистой оболочки рта.
В свои семьдесят лет решил операции не делать, да и знал — не поможет.
На юбилейное собрание почитатели Николая Ивановича приехали со всей России и из Европы. Все было торжественно, парадно и празднично. Близкие уже догадывались, что юбилей этот — скорее панихида, а приветствия и поздравления — некрологи. Наверняка знал об этом и Репин. Депрессия юбиляра усугублялась еще и довольно стесненными материальными обстоятельствами.
Все это вместе взятое отразилось в торжественно-мрачном портрете хирурга: жесткая, почти до глаз борода, гордо откинутая, подчеркнуто несклоняемая голова, резко очерченный мощный «пироговский» череп. Репину удалось сделать так, что глаза Пирогова смотрят на зрителя неотрывно и пристально. Магическое репинское искусство… От всей фигуры веет духом спокойствия и бессмертия.
То, что Репин оставил кроме живописного портрета Пирогова еще и его гипсовый бюст, можно считать логичным завершением их короткого знакомства, данью Пирогову как знаменитому хирургу века, создателю «скульптурной» анатомии, пионеру применения гипса при лечении переломов костей.
В 1865 году Н. И. Пирогов вспоминал о первом знакомстве со свойствами гипса: «Почти за полтора года до осады Севастополя я в первый раз увидел у одного скульптора действие гипсового раствора на полотно.
Я догадался, что его можно применить в хирургии, и тотчас же положил бинты и полоски холста, намоченные этим раствором, на сложный перелом голени. Успех был замечательный… Я убедился, что эта повязка может найти огромное применение в военно-полевой хирургии и поэтому опубликовал описание моего способа…
» Позднее известный ортопед Г. И. Турнер писал: «Работа с гипсом представляет искусство, подобное скульптуре, и требует подготовленных рук».
Репин увидел в Пирогове настоящего художника, поднявшего своим творчеством хирургическое мастерство на высочайшую ступень, где не существует грани между большой медициной и искусством.
Художник работал над бюстом в июне 1881 года, живя в Подмосковье, в Хотькове. Репин часто пользовался гостеприимством хозяина соседнего Абрамцева — Саввы Ивановича Мамонтова.
Помещик-меценат, знаток искусства, неплохой художник-любитель, он исключительно тепло относился к художнику. В начале июля бюст был закончен. И бюст и портрет Пирогова художник сначала намеревался оставить у себя, по-видимому, не надеясь на то, что они будут проданы.
«Кому нужен у нас портрет или бюст гениального человека?» — с сожалением писал он В. В. Стасову.
Гипсовый бюст хирурга Репин подарил Мамонтову. Другие гипсовые экземпляры находятся в различных музеях: в Третьяковской галерее, в Киевском музее русского искусства и в Санкт-Петербурге — в Музее Академии художеств, в Доме медицинских работников и в Музее-усадьбе «Пенаты». (Во всяком случае, двадцать лет назад они там еще были.)
Удалось выяснить, что с гипсовых оригиналов до 1950 года были отлиты три бронзовые копии. Одна находилась в Музее Н. И. Пирогова в Ленинграде (1930-е годы), другая копия с оригинала, подаренного хозяину Абрамцева, выставлена в Третьяковской галерее.
Третья, выполненная с того же оригинала в институте Цветметзолота в начале 1948 года, находилась в одной из московских хирургических клиник. Затем в 1950 году этот бронзовый бюст с надписью: «Савве Ивановичу Мамонтову от автора Хотьково, июнь 1881 леп Репинъ» попал в Рязань. Скульптуру перевезли на бортовой полуторке из Института имени Склифосовского.
Об этом мне рассказала Ирина Матвеевна Флорианович, врач-хирург, переехавшая из Москвы в Рязань пятьдесят лет назад.
Бюст весит около трех пудов, но это обстоятельство не мешало ему иногда путешествовать по другим адресам в городе: на вечера медиков, на конференции медицинских сестер, к студентам. Тогдашние молодые люди были любознательны, задавали массу вопросов. Приходилось рассказывать и о Пирогове, и о Репине, и, разумеется, о бюсте.
Однажды бронзовый бюст осмотрел известный советский металлург Евгений Минкин. Мэтр высказался однозначно: «Изделие может жить вечно, если его не перельют на подсвечники». Профессор А. Л. Гуща срочно повелел тогда студентам перетащить коллекционную вещь в свой кабинет, где она хранится до сих пор.
Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/6579/
Хирург Николай Пирогов (портрет)
Хирург Николай Пирогов (портрет) — предсмертное изображение известного врача работы художника Ильи Репина, созданное в 1881 году.
Репинские варианты или кому нужен портрет гения?
Репина как художника остро интересовали яркие личности и в жизни, и на сцене театра, и в науке. Он водил дружбу, приближал к себе или даже знакомился с каждым, в ком теплилась точка живости, способностей, таланта. Он горько ошибся в первой жене, вялой и ленивой. И уже пожилым сошелся с оригинальной лицом и писательницей Нордман-Северова.
Важной составляющей таланта самого Репина была страсть портретиста. В его творчестве портреты своих детей, историков и письменикив, актеров, композиторов. Дошла очередь и до ученых, потому что в 19 веке развитие капитализма оживил научной жизни.
И периодических изданий и общество живо обсуждали научные достижения Луи Пастера, Роберта Коха, Дмитрия Менделеева. В Российской империи властителем дум стал ученый и хирург Николай Пирогов. Как художник Репин и потребовал создать портрет прославленного ученого и врача.
Они смогли встретиться только в мае 1881 года, во время празднования 50-летия врачебной и научной деятельности Пирогова. Ради этого художник намеренно прибыл в Москву и встречал Пирогова на Курском вокзале. Торжества состоялись в Московском университете.
Пирогов позировал художнику в гостинице «Дрезден» — после переговоров с Павлом Третьяковым. Так появились портрет масляными Ферб и ряд рисунков, предшествовавших созданию скульптуры-бюст.
Отношения не слишком складывались, потому Пирогов не заказывал портрета и не собирался его покупать. В его семье сложился плохой материальное положение через принудительное освобождение Пирогова с государственной службы.
Его раздражал толпу, угнетала собственная немощь быстро прогрессировала. Ни радовался он и торжествам и бредовые вокруг себя. Репин это замечал, чувствовал интуитивно, хотя не уступал своим намерениям создать его портрет несмотря все.
Поэтому выполнил не только портрет масляными красками, но и поруддя в гипсе. Нечасто, но Репин брался за глину, гипс и работал как скульптор. Чести быть воспроизведенным и в гипсе дождался и Пирогов, которого художник считал гением.
Летом того же года Репин отбыл в усадьбу Хотьково, граничащая с прославленным Абрамцево, где работал над скульптурой.
Чуть позже, Репин и государство узнают о смерти Николая Пирогова в январе 1881 года. Пирогов чувствовал непоправимое и еще в 1879 году начал писать «Жизненные вопросы. Дневник старого врача »(на русском« Вопросы жизни. Дневник старого врача »). Но смерть не дала закончить.
Художник чувствовал и тоску, и удовольствие, ведь успел реализовать собственные планы, зафиксировать черты прославленного ученого и современника. Только проблем не меньше. Не только Пирогов или его семья, никто — не желал приобрести портрет только что умершего корифея. С горечью об этом позорном состоянии отозвался Илья Репин в письме к В.В.
Стасова Кому нужен у нас портрет или бюст гениальной личности? .. Вопрос становилось риторическим.
Вариант гипсового бюста работы Репина получил в подарок обладатель Абрамцева — меценат Савва Мамонтов. Вариантов гипсового бюста было создано несколько и впоследствии они разойдутся страной.
Один попадет в Национальный музей русского искусства в город Киев. Позже бюст Пирогова снимут форму и воссоздадут в Фронзо, потому хрупкий гипс — материал непрочный.
Вариант, что имел Савва Мамонтов, тоже воспроизвели в бронзе и тот попадет в Третьяковскую галерею.
Описание произведения
- Татьяна Щепкина-Куперник, актриса, переводчик, поэт, 1914, Харьковский художественный музей
- «Осенний букет», портрет дочери Репина Веры, 1892, Третьяковская галерея
- Итальянская актриса Элеонора Дузе, рисунок, 1891, Третьяковская галерея
- Автопортрет с Нордман-Северова, 1903, Атенеум, Хельсинки, Финляндия.
- Актриса Мария Андреева, 1905, Минск, Беларусь
В портретах Репин ни был склонен к комплиментам или слишком идеализации модели.
Но увлечение личностью отражалось в произведении, поэтому такие широкие жесты в Репинского портрете Федора Шаляпина, такое увлечение эффектной внешностью женщин и их платьями (искренность актрисы и поэтессы Татьяны Щепкина-Куперник, манернисть Элеоноры Дузе, пустые жесты актрисы Яворской, модный стериотип Святополк-Четвертинским, буржуазный блеск Марии Андреевой).
Более широкий диапазон психологических состояний, настроений и характеров наблюдается в портретах мужчин: старческая депрессивность художника Боголюбова, подозрительность композитора Павла Браламберга, костюмированная академичность Дмитрия Менделеева, сумм больного Мусоргского, самоуглубленность Павла Третьякова.
- Художник Алексей Боголюбов, 1882, Саратовский художественный музей имени Радищева
- Профессор Менделеев в мантии Эдинбургского университета, 1885, акварель. Третьяковская галерея
- Павел Иванович Браламберг, 1884, Третьяковская галерея
- Больной Модест Мусоргский
- Павел Третьяков, 1901
Портрет Николая Пирогова последнего года жизни трудно назвать парадным или приятным. Цвета тусклые и темные. Седой и тяжело болен Николай Иванович смотрит и подозрительно, и неприветливо. Репин не мог знать всех подробностей жизни и материальных проблем портретируемого.
Но решился точно воспроизвести противоречия в образе ученого — уверенную позу, гордо прямую спину и болезненный взгляд угасающей человека.
Осталось пожалеть, что они встретились так поздно и Репин не знал и не видел Пирогова юноши-вундеркинда, профессора в 26 лет и ученого-смельчака, стал незаурядным авторитетом медицинской науки и практики середины 19 века. Возможно, мы бы имели другой, жизнеутверждающий портрет Пирогова.
Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/kh/khirurg-nikolajj-pirogov-portret.html
Несколько картин И.Е. Репина глазами врача. Семён Талейсник. Семь искусств, №3
«Искусство я люблю больше всего на этой земле. Даже больше самой добродетели. Люблю тайно, ревниво, неизлечимо — как старый пьяница. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, — искусство всегда и везде в моей голове, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших.»
(Репин И.Е.)
Из огромного числа картин, написанных рукою одного из выдающихся русских художников Ильи Ефимовича Репина (1849-1936), посвященных разнообразнейшим темам, лицам и событиям, мне удалось найти всего тринадцать, имеющих отношение к медицине. Пусть даже не прямое, а косвенное. Либо приписанное мною, как автором этого очерка, за что и несу ответственность за самовольство перед читателем.
На этих полотнах: выдающийся хирург, знаменитый невролог, великий композитор, известный писатель в моменты болезни; хирург в момент славы в операционной; исторический персонаж, умирающий от травмы…
Очевидно, что художник – реалист, изображая те или иные характерные черты людей, связанных с врачебной специальностью, не смог не отразить симптомы заболевания, ранения, увечья, умирания и смерти.
Глазами врача, с субъективной точки зрения, мне захотелось оценить эти полотна и понять отношение к ним самого автора, увидеть, как он воплощал свои замыслы. Тем более, что критики и комментаторы этих картин к подобному подходу практически не прибегают.
***
Единственная картина И.Е. Репина, непосредственно посвященная медицинской тематике и изображавшая операционную и операцию, — это картина «Хирург Е.В. Павлов в операционном зале».
«Хирург Е.В.Павлов в операционном зале». 1888 г.
Государственная Третьяковская галерея
Сделаем снисхождение великому живописцу или скидку на давность изображённого им действа.
Такое скопление людей вокруг операционного стола, на котором хирург производит ортопедическую операцию, требующую особой стерильности, асептики и антисептики, невольно демонстрирует её многочисленные нарушения.
Сам хирург работает без маски, впрочем, их нет ни у кого. Некоторые действующие лица без колпаков. Также не видно резиновых перчаток и почти у всех закатаны рукава по локоть.
Сегодня такого не встретишь — стерильные халаты закрывают всё, а на руках стерильные резиновые перчатки, натянутые на обшлаг рукавов.
Наверное, в 1888 году этого ещё строго не требовали. Ведь только к середине XIX столетия И. Земмельвейс и Н.И.Пирогов начали внедрять важный профилактический метод асептики и антисептики в работу хирургов.
Вернёмся к изображению действа. Хирург ударяет деревянным специальным молотком по металлическому долоту, вставленному в бедро ноги, поддерживаемой санитаром без колпака, а другую ногу держит, судя по одежде, врач или фельдшер. Ноги придерживаются в удобном для действий врача положении.
Лицо врача напряжено и кажется несколько покрасневшим от физического напряжения. Его удары должны быть максимально точны, чтобы долото не соскочило и не повредило соседние с местом операции сосуды и нервы.
По-видимому, операция проводится под масочным наркозом, и медсестра внимательно следит за дыханием и состоянием зрачков пациента. За переливанием крови следят другие сёстры и врачи.
Картина создаёт ощущение динамичности и, даже, некоторой суетливости происходящего.
***
Источник: http://litbook.ru/article/3442/
Серия историй: Мистика в картинах
Итак, продолжаю свою новую рубрику о МИСТИКЕ в картинах художников.
Сегодня расскажу вам только 1 историю, но большую. Про Илью Репина. Думаю, что все его проходили в школьной программе…
Иван Грозный НЕ убивал своего сына!<\p>
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года
Иван Грозный не убивал своего сына!
История о том, что Иван Грозный является сыноубийцей — всего лишь МИФ. Считается, что Иван Грозный убил сына в припадке гнева ударом посоха в висок. Причины у разных исследователей называются разные: от бытовой ссоры до политических трений.
Между тем ни в одном из источников прямо не говорится о том, что царевич и наследник престола был убит собственным отцом! В «Пискаревском летописце» сказано: «В 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день… преставление царевича Иоанна Иоанновича».
Новгородская четвертая летопись сообщает: «Того же (7090) году преставился царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе». Причина смерти не называется.
В 60-е годы прошлого столетия были вскрыты могилы Иоанна Грозного и его сына. На черепе царевича отсутствовали повреждения, характерные для мозговой травмы. Следовательно, сыноубийства не было?!
Но ОТКУДА тогда взялась легенда о нем?!
Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Идея не встретила поддержки у русского царя. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала.
Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» — не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Царевич вступился за жену: до этого отец уже отправил в монастырь двух его первых жен, которые не смогли зачать от него.
Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью — отец ее просто убьет. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, кроме Поссевина, ни один источник не подтверждает этой версии, хотя позднее ее охотно подхватили и другие историки — Штаден и Карамзин.
Современные исследователи предполагают, что иезуит придумал легенду в отместку за то, что ему пришлось возвратиться к папскому двору несолоно хлебавши.
При эксгумации в костных тканях царевича были найдены остатки ЯДОВ! Это может указывать на то, что Иоанн-младший скончался от отравления (что не редкость для тех времен), а вовсе не от удара твердым предметом! Тем не менее, на картине Репина мы видим именно версию сыноубийства. Исполнена она с таким необычайным правдоподобием, что невольно веришь: все так и происходило на самом деле. Отсюда, конечно, и «убийственная» энергетика.
В 1963 году в Архангельском соборе Кремля была вскрыта могила Ивана Грозного и его сына, царевича Иоанна. Экспертиза не обнаружила на черепе царевича никаких повреждений.
Однако выяснился другой прелюбопытный факт — в костях царевича, самого Ивана Грозного и впоследствии его матери и первой жены — Анастасии Романовой, была обнаружена ртуть. Много ртути — количество, во много раз превышавшее смертельную дозу.
Получается, что династию долго планомерно травили. Может быть и Иван Грозный был не таким уж и грозным?
Однако самая жуткая история приключилась с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая в наше время больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Даже уравновешенным людям при взгляде на полотно становилось не по себе: слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей.
Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать.
Известно, что Репин долго раздумывал, прежде чем браться за картину об Иване Грозном. И не зря. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича.
Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет…Писатель Гаршин, изображенный Репиным в образе царевича Ивана в картине «Иван Грозный и его сын Иван», умер явно раньше своего срока: он покончил жизнь самоубийством в 33 года, бросившись вниз с верней площадки лестничной клетки в межмаршевый проем.
Черепно-мозговая травма оказалась смертельной, но самым удивительным было то, что голову Гаршин разбил В ТОМ САМОМ месте, которое было указано художником на знаменитом полотне за два года до самоубийства писателя, — Иван Грозный поразил сына, ставшего для Гаршина символом его несчастной судьбы, в левый висок. Художником была либо предугадана, либо Предначертана дальнейшая судьба Гаршина, сыгравшего главную роль в самой душераздирающей картине Репина.
Мистическое совпадение дат довершает убийственность кажущихся случайностей: Гаршин покончил с собой 5 апреля 1888 года в возрасте 33 лет, точно в день рождения Ивана Иоанновича, сына Ивана Грозного, родившегося 5 апреля 1554 г. Дух убиенного царевича, воскресший на полотне Репина, призвал душу писателя, отважившегося стать натурщиком для художника, невольно совершившего акт инвольтирования (магического убийства изображаемого человека).
Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что Илья Ефимович Репин — один из величайших русских живописцев. Но существует одно странное и трагическое обстоятельство: многие, кому выпала честь быть его натурщиками, вскоре умирали.
Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д'Аржанто. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался.
Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, — но вот совпадения… Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу.
Незавидная участь ожидала и многих натурщиков И. Е. Репина. К примеру, художник попросил известного хирурга Н. И. Пирогова позировать ему для портрета. Николай Иванович дал свое согласие. Вскоре портрет был завершен, а всего через день Пирогов скончался. Это случилось 23 ноября 1881 года.
Такая же участь ждала и известного композитора М.П. Мусоргского. Его портрет был завершен 5 марта 1881 года, а умер он 28 марта.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/dzuditbek/338185
SATOR — Картины Репина глазами врача
Анализируя картины И.Е. Репина прямо или косвенно касающиеся тех или иных нюансов врачебной науки, нельзя обойти молчанием два портрета больных людей — композитора М.П. Мусоргского и писателя А.
Ф. Писемского. Художник настолько выразительно описал кистью симптомы и признаки заболеваний, отразив их в красках и деталях, что трудно с ним не согласиться или подвергнуть врачебному сомнению и критике.
Композитор Модест Петрович Мусоргский умирал от хронического алкоголизма, доведя себя до белой горячки, с которой он и был госпитализирован в Николаевский морской госпиталь Петербурга. Ему было всего 42 года. Об этом его пристрастии знали многоопытные врачи госпиталя.
Резкое ухудшение наступило уже в госпитале, когда госпитальный сторож, получив от композитора 25 целковых, ничтоже сумняшеся, приволок ему бутылку вина. Сразу же развился паралич конечностей и началась агония, длившаяся почти двое суток с признаками удушья и нарастающей слабости нерегулярной сердечной деятельности.
Якобы, перед кончиной он произнёс слова: — «Все кончено! Ах, я несчастный!»…
Четыре дня писал И.Е. Репин без мольберта в госпитале портрет друга, примостившись у столика.
В эти дни, после выпивки, сам Модест Петрович о плохом не думал. Ему хотелось верить, что судьба и в этот запой подарит ему выздоровление. И он не заметил горькую складку на лбу Репина, писавшего его портрет…
На портрете в кресле сидит изможденный, грузный человек с влажным воспаленным, отекшим, болезненно красноватым лицом и особенно утолщённым ярко окрашенным кончиком носа. Рыжеватые волосы на голове и бороде давно не чёсаны, спутаны, всклокочены. Возбуждённый, отсутствующий, отрешённый взгляд обращен в сторону и куда-то вдаль. Лицо типичного алкоголика с расширенными подкожными сосудами.
Сколько невыразимой, невысказанной, нечеловеческой тоски отражено в тяжелом взгляде помутневших от болезни глаз, полных глубокого страдания. Пациент, закутан в оливково-зелёный небрежно запахнутый халат с малиновыми бархатными мятыми отворотами. Под ним расшитая белая рубаха.
Портретируемому было безразлично происходящее в силу снижения у него критики и психической подавленностью, характерными для проявлений хронической алкогольной интоксикации. Это был последний портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Таков диагностический врачебный подход к изображённому на портрете больному человеку, с симптомами страдания, подмеченными художником реалистом и воплощёнными на его полотне.
Не могу обойти молчанием грустный факт небрежного, кощунственного отношения к могиле и останкам композитора. Его тело было захоронено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. При расширении площади перед лаврой в 1935-1937 годах надгробия были перенесены, а могилы закатаны асфальтом. В том числе и могила М.П. Мусоргского. Над ней ныне автобусная остановка…
Источник: http://sator.ucoz.ru/index/kartiny_repina_glazami_vracha/0-855
Патриотические истории. Пирогов
Николай Иванович Пирогов родился в Москве 13 (25) ноября 1810 года в крепкой, набожной (в семье строго и убежденно соблюдали все религиозные обряды) и патриархальной многодетной (в семье было четырнадцать детей, большинство из которых умерло в младенчестве) семье. Внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Его отец, Иван Иванович, служил казначеем майором провиантского депо, был комиссионером 9-го класса.
Н.И. Пирогов с няней Екатериной Михайловной. Худ. А. Сорока
В 1815 году было издано собрание карикатур — “Подарок детям в память 1812 года”. Каждую карикатуру поясняли стихи. По этим карикатурам Николай выучился грамоте. Читал охотно и много. Одна из первых его книг — “Зрелища вселенныя”: картинки с объяснениями по-русски, по-немецки, по-латыни.
Эта маленькая энциклопедия включала рассказы о земле и небе, о металлах и камнях, о животных и растениях, о человеческих занятиях и о неодушевленных телах.
Нравились Николаю приключения и путешествия Васко да Гамы, “Дон-Кихота”, “Робинзона Крузо”, с удовольствием читал Жуковского, Державина, Крылова.
Получить образование ему помог знакомый семьи — известный московский врач, профессор Московского университета Е.О. Мухин, который заметил способности мальчика и стал заниматься с ним индивидуально.
В одиннадцать лет Николай поступил в частный пансион Кряжева.
Получив диплом, он ещё несколько лет учился за границей. К профессорской деятельности Пирогов готовился в университете города Дерпта (Тарту). В то время этот университет считался лучшим в России.
Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет был избран профессором Дерптского университета (ныне Тартуский университет).
Через несколько лет Пирогов был приглашён в Петербург, где возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической Академии. Одновременно Пирогов руководил организованной им клиникой госпитальной хирургии.
Поскольку в обязанности Пирогова входило обучение военных хирургов, он занялся изучением распространённых в те времена хирургических методов. Многие из них были им в корне переработаны.
Кроме того, Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей.
Один из таких приёмов до настоящего времени называется «операцией Пирогова».
По окончании факультета Пирогов был зачислен на казенный счет в открытый в 1822 году при Дерптском университете институт «из двадцати природных россиян», предназначенных для замещения профессорских кафедр в 4 русских университетах.
Здесь он очень сблизился с профессором хирургии Мойером и принялся за практические занятия по анатомии и хирургии.
Пирогов один из первых в Европе стал экспериментировать в широких масштабах, стремясь решать вопросы клинической хирургии с помощью опытов над животными.
Защита Пироговым докторской диссертации. Худ. В. Пирогов
В 1831 году он сдал экзамен на доктора медицины, а в 1832 году защитил диссертацию, избрав темой перевязку брюшной аорты («Num vinstura aortae abdom. in aneurism. inquinali adhibitu facile actutum sit remedium»; о том же по-русски и по-немецки).
В 1833 году, будучи замечательно подготовлен по анатомии и хирургии, Пирогов был командирован за границу, где работал в Берлине у величайших германских авторитетов своего времени профессоров Шлемма, Руста, Грефе, Диффенбаха и Югкена, и особенно у Лангенбека.
В 1835 году он вернулся в Россию, где узнал, что обещанная ему кафедра хирургии в Москве замещена его товарищем по Дерптскому институту, Иноземцовым.
В 1836 году, по предложению Моейра, он был избран профессором хирургии Дерптского университета. До утверждения в должности Пирогов в Петербурге читал на немецком языке 6 недель частные лекции по хирургии в покойницкой Обуховской больницы, которые привлекли всех выдающихся петербургских врачей, и сделал несколько сот операций.
По возвращении в Дерпт он стал одним из любимых профессоров учащихся. Посвящая университету ежедневно 8 часов, заведуя несколькими клиниками и поликлиниками, он обнародовал на немецком языке приобретшие широкую известность «Анналы хирургической клиники».
В 1838 году Пирогов был командирован в Париж, где познакомился со светилами французской хирургии Вельно, Ру, Лисфранк и Амюсса.
Ежегодно, во время пребывания своего в Дерпте, Пирогов предпринимал хирургические экскурсии в Ригу, Ревель и другие города Прибалтийского края, привлекая всегда громадное число больных. По инициативе местных врачей пасторы в деревнях объявляли всенародно о прибытии дерптского хирурга
В конце 1830-х годов Пирогов издал знаменитую «Хирургическую анатомию артериальных стволов и фасций» на немецком и латинском языках. За это сочинение он был удостоен Академией Наук Демидовской премии. Также им была написана монография о перерезке Ахиллова сухожилия.
В 1841 году Пирогов был переведен в Петербургскую медико-хирургическую академию профессором госпитальной хирургии и прикладной анатомии и назначен заведовать всем хирургическим отделением госпиталя.
При нем хирургическая клиника сделалась высшей школой русского хирургического образования, чему содействовали, кроме высокого авторитета, необычайный дар преподавания и несравненная техника Пирогова при производстве операций, громадное количество и разнообразие накопленного им опыта.
Точно так же он поднял на чрезвычайную высоту преподавание анатомии устройством, по предложению его и профессоров Бэра и Зейдлица, особого анатомического института, первым директором которого он был назначен и пригласил в свои помощники знаменитого Грубера.
Показательная операция в клинике Пирогова. Художник не известен
За время своего 14-летнего профессорства в Петербурге Пирогов произвел около 12 000 вскрытий с подробными протоколами каждого из них, приступил к экспериментальным исследованиям об эфирном наркозе при операциях, который, благодаря ему, скоро получил широкое распространение в России.
В 1847 году он отправился на Кавказ, где война была в полном разгаре. Там он ознакомился на практике с военно-полевой хирургией и вопросами военно-полевой медицинской администрации. По возвращении в Петербург, в 1848 году он занялся изучению холеры, вскрыл множество трупов и обнародовал на русском и французском языках сочинение с атласом «Патологическая анатомия азиатской холеры».
Из ученых трудов за время 14-летнего пребывания в Петербурге важнейшими его работами были «Курс прикладной анатомии человеческого тела», «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех главных полостях человеческого тела» и, в особенности, его всемирно-знаменитая «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы», «Клиническая хирургия» (в которой описана его «Пироговская» операция на стопе, гипсовая повязка).
В 1854 году, с началом военных действий, Пирогов уехал в Севастополь во главе отряда Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Помогая больным и раненым, посвящая им целые дни и ночи в течение 10 месяцев, он прекрасно осознавал отсталость всей общественной и научной части русского общества, господство хищничества и самых возмутительных злоупотреблений.
Портрет Николая Пирогова кисти Ильи Репина, 1881 год
В 1870 году Пирогов был приглашен главным управлением Красного Креста осмотреть военно-санитарные учреждения на театре франко-прусской войны. Путешествие по германским госпиталям и больницам было торжественным триумфом для Пирогова, во всех официальных и медицинских сферах он встречал самый почетный и радушный прием.
Взгляды, изложенные им в своих «Началах военно-полевой хирургии», встретили всеобщее распространение.
Так, например, его гипсовая повязка была в большом употреблении; производство резекций, в видах сохранения наивозможно большей массы неповрежденных частей, вытеснило ампутации; его план рассеяния больных применялся немцами в самых широких размерах; его взгляды о размещении больных и раненых не в больших госпиталях, а в палатках и бараках был осуществлен.
Точно также введена была рекомендованная им еще в Севастополе сортировка раненых на перевязочном пункте. Результатом его путешествия явился «Отчет о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 году», на русском и немецком языках.
В 1877 году Пирогов был отправлен на турецкий театр военных действий, где при осмотре лазаретов, бараков, помещений для больных в частных домах и в лагерных палатках и шатрах, обращал внимание на местность, расположение, устройства и удобства помещений, на продовольствие больных и раненых, методы лечения, транспортировку и эвакуацию, и результаты своих наблюдений изложил в классическом труде: «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877 — 1878 годах».
Основные принципы Пирогова гласили: война — травматическая эпидемия, а потому меры должны быть таковы, как при эпидемиях; первенствующее значение в военно-санитарном деле имеет правильно организованная администрация; главной целью хирургической и административной деятельности на театре войны — не спешные операции, а правильно организованный уход за ранеными и консервативное лечение. Главное зло — беспорядочная скученность раненых на перевязочном пункте, что причиняет непоправимое зло; поэтому необходимо ранее всего сортировать раненых, стремиться к наивозможно быстрому рассеянию их.
Литература о Пирогове очень велика, она содержит не только характеристику этой личности, но также воспоминания многочисленных его учеников и лиц, сталкивавшихся с ним на том или ином поприще служебной деятельности
Как общественный деятель, Пирогов принадлежал к славной плеяде сотрудников Александра II в первые годы его царствования. Появление в «Морском Сборнике» (см.
XIX, 999) статьи Пирогова: «Вопросы жизни», посвященной в особенности воспитанию, вызвало оживленные толки в обществе и в высших сферах и привело к назначению Пирогова на пост попечителя сначала одесского, затем киевского учебного округа.
Эскиз И. Е. Репина к картине «Приезд Николая Ивановича Пирогова в Москву на юбилей по поводу 50-летия его научной деятельности» (1881). Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург, Россия.
В 1861 году Пирогов должен был оставить пост попечителя, и ему был поручен надзор за молодыми учеными, отправленными при А.В.Головнине за границу для подготовки к профессорским кафедрам. С вступлением на пост министра народного просвещения графа Д.А.
Толстого, Пирогов оставил педагогическую деятельность и поселился в своем имении Вишня, Подольской губернии, где в 1881 году, (в год празднования пятидесятилетнего юбилея врачебной деятельности), он диагностировал у себя ползучий рак слизистой оболочки полости рта, и вскоре скончался.
Но собственной смертью он сумел себя обессмертить. Незадолго до кончины ученый сделал еще одно открытие — предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших. Тело Пирогова было бальзамировано, положено в склеп и сохраняется ныне в Виннице, в черту которого вошло имение, превращенное в музей.
И.Е. Репин написал портрет Пирогова, находящийся в Третьяковской галерее. После смерти Пирогова в его память было основано Общество русских врачей, регулярно созывавшее Пироговские съезды.
Память о великом хирурге сохраняется и сейчас. Ежегодно в день его рождения присуждаются премия и медаль его имени за достижения в области анатомии и хирургии.
Имя Пирогова носят 2-й Московский, Одесский и Винницкий медицинские институты.
Русские врачи почтили память своего величайшего представителя основанием хирургического общества, устройством периодических «Пироговских съездов» и открытием музея его имени и установкой памятника в Москве.
И действительно, Пирогов занимает в истории русской медицины исключительное место как профессор и клиницист. Он создал школу хирургии, выработал строго-научное и рациональное направление в изучении хирургии, положив в ее основу анатомию и экспериментальную хирургию.
За границей его имя было очень популярно не только среди врачей, но и публики.
Известно, что еще в 1862 году, когда наилучшие европейские хирурги не могли определить местопребывание пули в теле Гарибальди, раненого при Аспромонте, был приглашен Пирогов, который не только извлек ее, но и довел лечение знаменитого итальянца до благополучного завершения
В качестве педагога Пирогов был поборником общего гуманитарного образования, необходимого для каждого человека.
Школа, по его мнению, должна была видеть в ученике, прежде всего, человека и потому не могла прибегать к мерам, оскорбляющим его достоинство (розги и т.д.).
Выдающийся представитель науки, человек с европейским именем, Пирогов выдвигал знание как элемент не только образовательный, но и воспитательный. По отдельным вопросам педагогической практики Пирогов также успел высказать немало гуманных идей.
Под конец жизни Пирогов был занят своим дневником, опубликованным вскоре после его смерти под заглавием: «Вопросы жизни; дневник старого врача». Здесь перед читателем предстал образ высокоразвитого и образованного человека, считающего малодушием обходить так называемые проклятые вопросы.
Дневник Пирогова — не философский трактат, а ряд заметок мыслящего человека, составляющих, однако, одно из самых назидательных произведений русского ума. Вера в высшее существо как источник жизни, во вселенский разум, разлитый повсюду, не противоречил, в глазах Пирогова, научным убеждениям.
Вселенная представляется ему разумной, деятельность ее — осмысленной и целесообразной, человеческое я — не продуктом химических и гистологических элементов, а олицетворением общего вселенского разума.
Постоянное проявление мировой мысли во вселенной были тем непреложнее для Пирогова, что все проявляющееся в нашем уме, а все изобретенное им уже существует у мировой мысли.
Фильм о Пирогове от MedicalTelevisions:
Кроме того, есть фильм о жизни и деятельности выдающегося русского анатома и хирурга, чл.-корр. Петербуржской АН (1846 г.) Николая Ивановича Пирогова. Фильм снят в 1947 году. «Пирогов»(автобиографический):
Источники:
Люди
История России
Сайт Благотворительного фонда » Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной»
Чтобы помнили
https://cont.ws/@ahlin8/516716
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://myhistori.ru/blog/43694514490
Репин Портрет Пирогова
Хирург Николай Пирогов (портрет) — предсмертное изображение известного врача работы художника Ильи Репина, созданное в 1881 году. Картина Ильи Репина Портрет хирурга Н. И. Пирогова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Купить картину или постер «Портрет хирурга Н. И. Пирогова», художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Репин специально приехал на вокзал, чтобы потом запечатлеть на полотне всё увиденное, а после решил написать свой знаменитый портрет Пирогова.
Хирург Николай Пирогов (портрет)
Дружба Репина и Толстого длилась 30 лет, до самой смерти писателя. Часто мнение Толстого подталкивало художника к другому, более правильному решению или заставляло более глубоко посмотреть на материал.
Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстогои 17 иллюстраций к произведениям писателя. Репин не мог знать всех подробностей жизни и материальных проблем портретируемого.
Кажется, такая колоритная фигура должна удаваться легко, но этого почему-то не случалось. Толстого.
Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами. Анатомические препараты. В портрете Репин намеренно подчеркивает злую насмешливость, недружелюбность писателя. Только проблем не меньше. Толстой несколько раз позировал ему в саду. Характер портрета – отражение духовных исканий писателя: в то время он стремился к «опрощению», часто занимался крестьянским трудом.
Третьякова (1883). Реставраторы и художники Третьяковки, в частности И. Грабарь, с «заплатой» Репина не согласились, стёрли её и восстановили картину в тех красках и манере, в которой она была первично написана самим И. Е. Пирогова (1881). Вопрос становилось риторическим.
Русский мир в портретах работы Ильи Репина
Старчески сложенные на груди руки, сильно прищуренный глаз (на один глаз Пирогов был слеп), по стариковски плотно сжатый рот, но энергичный разворот головы и взгляд, полный силы и глубокой мудрости. КрошицкогоЭто второй портрет Тургенева кисти Репина. Ах, я несчастный. ». Буду считать это моим успехом за прошедший год.
Ради этого художник намеренно прибыл в Москву и встречал Пирогова на Курском вокзале. Это, действительно, не всегда удаётся. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин изобразил Третьякова в его обычной позе: когда он внимательно кого-то слушал, он скрещивал на груди руки.
Пирогов позировал художнику в гостинице «Дрезден» — после переговоров с Павлом Третьяковым. Холст, масло 251 х 160 см. Дневник старого врача»). Перед нами изображение немолодого уже генерала, тучного, но сохраняющего хорошую осанку. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Стасова (1873).
Почему все, чьи портреты писал Илья Репин, умирали
Там он и скончался. Приветливый добрый взгляд обращён к зрителю. Всё это выдаёт в нём целеустремленность ученого и борца, его ум, крутой нрав. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. «Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает.
Многие портреты он создал по заказу П. М. С горечью об этом позорном состоянии отозвался Илья Репин в письме к В. В. А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». Они еще более усиливают впечатление силы и энергии исходящие от лица Пирогова. И. Репин. 89 x 68 см.
Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. Сходство черт лица и выражение поразительны. И. Репин. Он восторженно отзывался о нём в своих мемуарах. В Российской империи властителем дум стал ученый и хирург Николай Пирогов. И. Е.
- Описание картины Репина «Портрет Пирогова»
- Сочинение по картине Репина Портрет Пирогова
- «Роковой» художник: мистика и мифы, связанные с картинами Ильи Репина
- Сочиненин по картине Репина Портрет Пирогова
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать. Они смогли встретиться только в мае 1881 года, во время празднования 50-летия врачебной и научной деятельности Пирогова.
Абсолютно иной человеческий образ предстает перед нами в «Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881) изображающем также одного из выдающихся деятелей русской науки и культуры.
были близки его энергия, сильный темперамент, волевой характер. Среди его учеников, .
Репиным. Все, знавшие Мусоргского, «были в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».
В нём он передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. Тапочки с веревочками на ногах. Пирогова в Москву». Тонкие длинные пальцы говорят о его тонкой натуре.
Приведу ещё один интересный факт о случае с картиной, не имеющий отношения к задаче врачебной её оценки, но, возможно, любопытный для читателя.
- Пластическая хирургия – шанс жить в гармонии
- Мурашко Александр Александрович
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
- «Торжественное заседание Государственного совета»
Стасова Кому нужен у нас портрет или бюст гениальной личности. И. Репин. А. Г. Портрет И. С. Тургенева (1879). Он смотрит прямо назрителя, немного склонив вбок могучую голову.
Так вскоре после написания шедевра художник Мясоедов, позировавший Репину в образе царя, в ярости чуть не убил своего отпрыска. И. Репин.
Резкого, шумного русского врача, который мог писать жене из осажденного Севастополя: «Жил в скверном номере «Золотого якоря», по вечерам ловил блох и вшей, ездил по грязным улицам и ел чудные груши».
лепит объем головы и резкие черты лица портретируемого. Об этом его пристрастии знали многоопытные врачи госпиталя.
Также написана бриллиантовая звезда на груди Дельвига. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин долгие годы дружил со Стасовым. 216 x 136 см. Репиным.
- Портрет премьер-министра Столыпина
- «Портрет пианистки графини Луизы Мерси дАржанто»
- Самое интересное в виде мозаики
- «Иван Грозный и сын» и их натурщики
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Репин показал не просто старого человека (Пирогову было 70 лет) – он сумел донести значение личности великого основателя военно-полевой хирургии, гуманиста и ученого. Приехав в галерею через несколько месяцев, художник не заметил «дерзкого поступка» своих коллег.
Интересно в «Аптечном домике», где фигуры из пластика изображают один момент из жизни Пирогова. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического оттенка, а манеры отличались.
Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. На этот раз Репин пытался «схватить» писателя, но, сам признавался, что «все это были неудачные потуги и из этого ничего особенного не вышло».
Репина они точнее (на много процентов), нежели у абстракционистов импрессионистов и тем более, авангардистов (с попыткой иронии пишу я эту фразу.
Но посетителей в кабинет не пускают, можно только заглядывать через веревочку. Постный порядок. Кропоткин так описывал внешность писателя: «Внешность Тургенева хорошо известна. Портрет П. М. У реалиста И. Е.
Весьма интересен образ горбуна, в описании самого художника: – «Горбун. (Цитата из заметки Е. Аникеева «Хотьковский вестник» 12 1992). В портретах Репин ни был склонен к комплиментам или слишком идеализации модели. Якобы, перед кончиной он произнёс слова: – «Все кончено. Мусоргского (1881). Холст, масло.
В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Оно не в том, чтобы, усадив модель, затем воспроизвести ее на холсте, следуя натуре во всех деталях. Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер. В. В. Севастопольский художественный музей им.
Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции. Пирогов изображен Репиным в просторном черном пальто. Холст, масло.
В результате перед нами образ Писемского, необычайно верно раскрывающий его натуру, отразившуюся и в характере его творчества. Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить.
Прежде всего, это портреты известного в то время писателя А. Ф. И. Репин.
Цвета тусклые и темные. Вот таким образом его взгляд получает направление сверху вниз. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных.
Репин за работой. Государственный Русский музей (Петербург)Репина с Толстым связывали многолетние дружеские отношения. Государственный Русский музей (Петербург)На протяжении всей своей жизни художник занимался портретной живописью. Портрет композитора М. П. А иметь своё мнение.
Вот таким образом выполнил не только портрет масляными красками, но и поруддя в гипсе. 207 х 73 см. И. Репин. В его творчестве портреты своих детей историков и письменикив, актеров, композиторов.
ФотографияХудожник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. В этом человеке виден ум, большой жизненный опыт и грусть.
Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет.
Но увлечение личностью отражалось в произведении, вот таким образом такие широкие жесты в Репинского портрете Федора Шаляпина, такое увлечение эффектной внешностью женщин и их платьями (искренность актрисы и поэтессы Татьяны Щепкина-Куперник, манернисть Элеоноры Дузе, пустые жесты актрисы Яворской, модный стериотип Святополк-Четвертинским, буржуазный блеск Марии Андреевой). Дошла очередь и до ученых, так как в 19 веке развитие капитализма оживил научной жизни. Магия репинской живописи велика – полотно пронизано духом безмятежности и бессмертия.
Чуть позже, Репин и государство узнают о смерти Николая Пирогова в январе 1881 года. Увлечение, с которым писался портрет, сказалось в экспрессии и темпераментности письма. Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер.
Портрет Николая Пирогова последнего года жизни трудно назвать парадным или приятным. Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета». У него тонкий голосок, но много характера и энергии. Восстанавливать картину пригласили из Куоккалы автора.
Спустя 10 дней Мусоргский скончался. Пирогова в Москву, чтобы отпраздновать полувековой юбилей. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве в 1879 году.
Руки Пирогова энергичным жестом плотно скрещены на груди. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации.
Работал врачом на Крымской войне 1853-1856 гг., Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Пирогов был энергичным, волевым человеком с сильным темпераментом. Пирогов дал согласие. По свидетельству Репина, Стасов был «грозою многих критиков, его боялись».
Пирогов чувствовал непоправимое и еще в 1879 году начал писать «Жизненные вопросы.
Важной составляющей таланта самого Репина была страсть портретиста. Ему было всего 42 года. Портрет Николая II (1896). В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Стасова называли «идейным вождём» русского реализма, но он бы бескомпромиссным противником «искусства для искусства». Седой и тяжело болен Николай Иванович смотрит и подозрительно и неприветливо.
Фантасмогоричность обстановки дополняет украинский лопоток смотрительниц. Они написаны Репиным с поразительным мастерством, а главное, с ощущением их великолепия. П. А.
Чести быть воспроизведенным и в гипсе дождался и Пирогов, которого художник считал гением. Гордостью художественной коллекции музея является картина Репина – «Приезд Н. И. Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов. Он сидит абсолютно прямо, не прислоняясь к спинке своего кресла. Холст, масло.
Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». В деревню Вишня (рядом с Винницей, на Украине) по поручению общественных и научных организаций, приехали выдающиеся русские ученые во главе со знаменитым хирургом профессором Н. В. Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Голова Пирогова слегка откинута назад. Взгляд Николая Ивановича слегка прищурен, плотно сжаты губы.
Вместе с тем скольжение света по лицу Пирогова вызывает ощущение подвижности этого лица. Хотя многое зависело и от субъективной оценки художником выражения лица, позы и впечатления от портретируемого персонажа в период работы над картиной. А в главном доме как-то натянуто и пусто. 78 х 63 см.
Пирогова на Курском вокзале, увековеченная И. Е. И. Репин. Ему это было по плечу. В человеке, как он предстает перед нами в действительности, чаще всего его сущность бывает затушевана случайными, преходящими чертами.
Состоялась торжественная встреча Н. И. Холст, масло. На него можно положиться, он не болтлив и сдержит данное слово. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном.
«Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина. 71, 8 x 58, 5 см. Прилежная живопись – по этапам жизненного пути. Писемского» (1880).
Благодарю за отмеченное Вами 100-ое попадание, как в тему, так и в её отражение. Н. И. Он религиозен по-своему и порядочный, честный юноша. Тело находится ниже уровня земли в траурном зале – цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого.
И. Крестовский Памятник Пирогову 1947 г. В кабинете хирурга Николая Пирогова до сих пор идут огромные напольные часы с маятником. Столь же энергично сжаты его губы, отчего вздернулся седой подбородок. Ни радовался он и торжествам и бредовые вокруг себя. Под его свободными складками легко угадывается сухая, но крепкая старческая фигура.
Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало. Но занимаемая ею площадь значительно больше, нежели то количество крови, которое может истечь даже из самой большой раны ещё живого человека.
П. М. Портрет В. В. Как художник Репин и потребовал создать портрет прославленного ученого и врача.
Он также вылепил три бюста Л. Н. Толстого. Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья.
Пирогов в изображении Репина – волевой, целеустремленный характер. Лев Николаевич Толстой босой (1901). Пирогов с одобрением отозвался о книге.
Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Художник работал над этим портретом почти 10 лет.
Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Основной чертой характера Писемского Репин считал его саркастичность, язвительность. Среди его учеников, . Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и вдушу.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое».
Торжества состоялись в Московском университете. Особое внимание в портрете привлекают пышные серебряные эполеты. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Холст, масло, 101 x 77 см. Дневник старого врача» (на русском«Вопросы жизни. Они пригласили Н. И.
Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Склифосовским. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Его раздражал толпу, угнетала собственная немощь быстро прогрессировала. Это особенно чувствуется в прищуре плохо видящего левого глаза.
Нечасто, но Репин брался за глину, гипс и работал как скульптор. Портрет хирурга Н. И. Как все почти горбатые, он необыкновенно умен и скрытен».
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – русский хирург и учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Кроме того, когда полотно заняло свое место в галерее, многие зрители жаловались, что созерцание шедевра вызывает у них неприятные чувства: гнев, печаль и даже истерику. Среди его учеников, .
Холст, масло, 64, 5 x 53, 4 см. Левый плохо видящий глаз чуть прищурен. И. Е. Но смерть не дала закончить. И. Репин. Портреты кисти И. Репина 2017И. Е.
Но этот портрет всё-таки был создан. Нисколько не стремясь приуменьшить возраст модели, Репин создал образ борца, мыслителя, гуманиста. Возможно, мы бы имели другой, жизнеутверждающий портрет Пирогова. Но некоторые из них являются настоящими шедеврами портретнойживописи. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном.
Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1909-1915). На лице мягкая и какая-то чуть виноватая детская улыбка. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201808/repin-portret-pirogova/