Описание картины исаака левитана «вечер после дождя»

И.Левитан (1860-1900). Картины раннего творчества

Автопортрет. 1880.ГТГ

Исаак Левитан родился 18(30} августа I860 года в местечке Кибарты близ станции Вержболово Сувалкской губернии у западной границы России в бедной еврейской семье. Отец художника был образованным человеком – он преподавал в школе, знал немецкий и французский языки, работал переводчиком.

В поисках заработка отец Левитана приезжает в Москву, а затем перевозит сюда и всю свою семью, состоящую из жены и троих детей (два сына и дочь).
После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас нам остается только благодарить и молиться за родителей Левитана, этих безымянных героев, которые своим кротким трудом помогли подняться Исааку и стать тем, кем он встал в своей жизни.
Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: “Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу”. В 1875 году в семье Левитанов умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.
По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.
В самом деле, хотя занятия с Саврасовым были благотворны для многих, именно в Левитане он нашел наиболее родственную натуру, и не случайно говорили, что только ему Саврасов передал “тайну мотива”. Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина “Солнечный день. Весна” (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.
Солнечный день.Весна. 1876- 1877 Частное собрание.
Деревня.Зима.1877-1878 Тульский областной художественный музей
Облако. 1878
Перед грозой. 1879 Нижегородский художественный музей
Дорожка 1877
Березовая роща 1878

Другие ранние работы Левитана –

“Вечер” (1877), ГТГ.
“Осень. Дорога в деревне” (1877), ГТГ.
“Ветряные мельницы”. Поздние сумерки . (конец 1870-х) ГТГ.

– имеют грустный, сумеречный характер и напоминают пейзажные фоны перовских картин и произведения “элегической” линии творчества Саврасова – изображения болот, забытых сельских погостов. Но работы Левитана не производят впечатления “вторичности”. В них ощутим подлинный драматизм, заставляющий вспомнить, что юного художника постигла горечь сиротства.

Вскоре проявились и новаторские для русской живописи той поры качества таланта и стремлений Исаака. Нестеров вспоминал, что в 1879 году на ученической выставке как настоящее откровение воспринимался пейзаж Левитана “Симонов монастырь”, в котором был прекрасно передан тихий покой летнего вечера на Москве-реке. К сожалению, местонахождение этого пейзажа ныне неизвестно, но сохранилась другая работа юного Левитана – “Пасмурный день на Москве-реке” (1877), где на дальнем плане также виднеется Симонов монастырь.

Пасмурный день на Москве-реке. 1877

Совсем небольшой, этот этюд отличается живописной цельностью и интересен тем, что в нем предчувствуются композиционные решения некоторых зрелых шедевров художника.

В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились.
«Левитану было восемнадцать лет. Но он столько перевидел в жизни неприятного и тяжелого, что чувствовал себя старше. Годы бедствия закалили его. При любых капризах судьбы молодой художник не утрачивал своей огромной энергии и в нем не погасал, а лишь разгорался жар художественного трудолюбия . (Евдокимов И. Левитан. – М., 1959)
В 1879 году после покушения Соловьева на императора Александра II евреев начали выселять из Москвы, и Левитан оказался вместе с зятем, сестрой и братом в Салтыковке..
Писатель К. Паустовский, тоже живший некоторое время в Салтыковке, так описывает пребывание здесь И. Левитана:
«… Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый День небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.
Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповое стекло. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию. А позже вечером женский голос пел в саду печальный романс «Мой голос для тебя и ласковый и томный…».

Так все лето Левитан встречал и провожал поезда.

Он привык к их внезапному и одновременное неожиданному появлению, и в то же время каждая встреча наполнялась каким-то сильным и глубоким чувством, что несла она – надежду, веру? Художник вдруг по-новому увидел и эти ослепительные фонари вдали, и мокрые блестящие рельсы, и лужи с отраженными в них огнями… Поезд промчался, но как оказалось позднее, он остался здесь навсегда. Навсегда застыли бегущие вагоны, платформа, рассеянный свет, фонари – родилась картина.

Вечер после дождя. 1879г

Картина “Вечер после дождя” была закончена художником уже через три недели. Эта первая большая работа Левитана, благодаря которой сам художник пережил исключительный душевный подъем. Он возмужал. Его уже не беспокоили шаркающие неуклюжие опорки, бахрома на брюках, драная рубаха – у него был «Вечер…», который казался ему совершенством.

Но не все было так просто. Когда Левитан ушел на этюды, его сестра решила продать картину богатому меценату за крупную сумму. Как будто предчувствуя беду, Левитан вернулся домой раньше обычного и тут же обнаружил пропажу. Сестру он догнал на платформе и, прилюдно устроив скандал, забрал «Вечер…» назад.

Несколько дней родственники не разговаривали и держали обиду друг на друга.

Однако позже художник сам разочаровался в картине и увидел в ней много недостатков. Одновременно до его сознания дошла необходимость ее продажи, чтобы получить хотя немного денег для проживания. Через несколько дней на семейном совете было решено продать «Вечер после дождя». Судьба картины была предрешена.
И он впервые ощутил себя настоящим профессионалом: вскоре продал бесценную вещицу на Покровке лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра за 40 рублей серебром. Это были огромные деньги – первый гонорар, на который рано осиротевший юноша не только смог сводить концы с концами, но и снять себе меблированную комнату не в центре, но уже не приходилось ходить пешком на занятия.
Ранняя продажа картины «Вечер после дождя», которая из-за нужды автора так и не экспонировалась ни на одной выставке, предопределила её дальнейшую судьбу. Вот уже 130 лет шедевр находится исключительно в частных коллекциях, а одно время даже считался утерянным. К счастью, это не так.
В начале 1990-х годов очередной владелец приносил картину в Третьяковскую галерею на экспертизу.

Набросок картины 1879, ГТГ

Таинственная судьба и у раннего левитановского этюда «Полустанок», который, по мнению эксперта, мог быть предварительным наброском к главному сюжету.

Полустанок 1879-1880.

Картина поступила в тихий городок Плёс на Волге, куда любил приезжать живописец, в 1984 году в качестве дара от министерства культуры РСФСР. Где находился этюд почти 85 лет и почему был скрыт от глаз публики, неизвестно. Однако на холсте есть пометка брата художника Авеля, свидетельствующая о подлинности работы..

В своей работе Левитан запечатлел необычайную поэзию железной дороги. На то время для русской живописи такого направления в принципе не существовало, поэтому Левитана можно считать первооткрывателем .И это не удивительно, ведь не зря его считали художником-новатором.

Он постоянно находил новые оригинальные сюжеты и композиции для картин, которые прекрасно могли отражать красоты российской природы.

Читайте также:  Описание картины владимира маковского «русская красавица»

В работе «Полустанок» автор запечатлел железнодорожную станцию и рельсы, проносящиеся вглубь леса. Картинка достаточно динамична, у любого зрителя создается впечатление, будто бы дороге несется быстрый поезд, который вот-вот прибудет на станцию. Да и в самом деле вдали виднеются его красные глаза и белый дым.
Одинокая станция, ожидая его прибытия, словно замерла посреди зеленого поля. На картине не души. Только спокойствие и равновесие зеленого леса, и сумрак опускающегося на землю вечера.
Погода спокойная, ровная, но не жаркая, небо чистое-чистое, но при этом очень холодное. По полю будто бы гуляет осеней ветерок. На станции одиноко стоит темный столб, притягивающий к себе все внимание зрителя.
Картина до августа 2014 года находилась в Плёсе в доме-музее И.И. Левитана.

Весь 1879 год Левитан вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину “Осенний день. Сокольники” (1879).

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя Антона Чехова), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества.

Осенний день.Сокольники 1879. ГТГ
Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине – “Осенние листья”. С сосредоточенностью благоговейного священнодействия и почтения, нежными, тихими и бережными касаниями переданы здесь красота опавших листьев, переливы их золотистых, опаловых, почти лиловых и лимонно-желтых красок.

Этюд осенние листья 1879 ГТГ

Картина “Осенний день. Сокольники” была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценок – приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим не “красоты природы”, но душу, единство поэзии и правды.

В последствии Третьяков уже не выпускал Левитана из поля своего зрения, и редкий год не приобретал у него новых работ для своего собрания.

Закончить хочу двумя работами И.И.Левитана на тему –«мотивов железнодорожного полотна».

Картины созданы в более позднее время.
Мотивы загадочного интереса Левитана к железной дороге, вероятно, надо искать в его детстве, прошедшем на станции Кибартай линии Ковно – Кенигсберг в Литве, на границе с Пруссией (ныне с Калининградской областью). Там Левитаны всей семьёй жили на маленьком железнодорожном полустанке, мимо которого днём и ночью проносились составы. Отец художника был станционным служащим, с флажком в руке встречал и провожал поезда, а спустя годы даже работал переводчиком при французской компании, сооружавшей железнодорожный мост в Ковно (ныне Каунасе).
Поезд в пути 1890 г. Одесский художественный музей
Полотно железной дороги. 1898-1899
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Иточники:

http://isaak-levitan.ru/bio…

http://stopstamp.ru/statty/… Загадка полустанка

http://gallerix.ru/album/Le… Картины Левитана
Евдокимов И. «Левитан». Москва. 1959. ( Иван Васильевич Евдокимов (1887-Кронштадт, -1941-Москва) — писатель, искусствовед и краевед.)

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43199674965

Описание картины Исаака Левитана «Буря. Дождь». Картина левитана дождь

Главная » Картины левитана » Картина левитана дождь

Эта картина была написана в 1899 г. Она является чуть – ли не последней крупной работой великого художника.

Перед зрителями предстает вид с холодным осенним небом. С серыми растрёпанными облаками. Плотная хмарь раскинулась уже на полнеба. Чувствуется во всем приближение грозы.

Косыми струями дождя закрывается все видимое пространство. Ветер рвет потемневшую от ненастья траву и развивает ее вместе, с желтеющими свежими опилками. Порывы ветра настолько сильные, что тонкие березки согнулись до земли.

Такие же согнутые силуэты деревьев и на дальнем плане. Спокойными ко всему происходящему остаются пни деревьев и аккуратно сложенные в поленницу дрова. Холодный ливень их тоже поливает. И вид у них унылый и сиротливый.

Выдающемуся русскому пейзажисту первому удалось передать печальную силу неизмеримой дали русской непогоды. Зрители видят в картине усиление повествования путем использования художником живописных и композиционных средств.

Здесь наблюдается необычность сюжета и экспрессия трактовки. В картине заложен основной тон в тяжелых, холодно рыжих оттенках. В произведении использованы и теплые цвета, но художник их специально оставил приглушенными.

Перед зрителем предстают хаотично разбросанные, благодаря широким мазкам, трава, опилки. И от этого всего кажется, что оно все раскидано налетевшим непонятно откуда ветром. Изображение березняка на горизонте и неба было сделано с помощью легких мазков. Темные, почти, что черные тона, а также светло-серые использованы для его изображения.

Картину можно назвать панорамой из-за ее вытянутости и сгибания деревьев. В 1899 была Передвижная выставка, и там экспонировалось это произведение. Картина получилась со своей нервной, экспрессионной трактовкой и сюжетом, поэтому на нее сразу обратили внимание.

opisanie-kartin.com

Описание картины Левитана И.И. «Буря. Дождь»

Картина была написана автором в 1899г., можно считать ее последней огромной работой знаменитого художника.

Зритель перед собой видит холодное осеннее небо, которое омрачено серыми растрепанными облаками. Чувствуется приближение грозы.

Косые струи дождя закрывают видимое пространство. Порывы ветра очень сильны, видно как тонкие березки клонятся к земле. Такой ветер срывает потемневшую от непогоды траву, и она развивается вместе с желтыми свежими опилками.

На дальнем плане наблюдаются такие же согнутые деревья. Только пни деревьев остаются спокойными к происходящему и аккуратно сложенные дрова. Им также досталось от холодного ливня, выглядят они уныло и сиротливо.

Художник был первым, кто сумел передать всю ширину русской непогоды. Зритель видит на картине усиление бури за счет использованных композиционных и живописных средств.

В этой картине необычный сюжет и экспрессия трактовки. Основной тон – тяжелые и холодно рыжие оттенки. Произведение, конечно, имеет и теплые тона, но они специально созданы приглушенными.

Благодаря широким мазкам перед зрителем предстают сумбурно разбросанные трава и опилки. Складывается впечатление, что это все пригнал непонятно откуда взявшийся ветер. Для изображения березняка автор использует почти черные, и в то же время светло-серые оттенки. Это было сделано легкими мазками. Картина может считаться панорамой благодаря вытянутости и сгибанию деревьев.

Посмотреть еще картины Левитана И.И. с описаниями

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Описание картины Исаака Левитана «После дождя. Плес»

И.И.Левитан написал картину «После дождя. Плес» в 1889 году. На ней он изобразил свои впечатления о Волге, которые были собраны, когда он был на этой великой реке.

Данное произведение очень значимое в его творчестве.

На этом полотне видна повседневная жизнь у Волги. Много места занимает изображение берега – невзрачный, редкие кустарники, городские постройки на окраине.

Судя по всему недавно закончился дождь и оставил лужи, в воздухе чувствуется влажность. Сквозь эту холодную унылую погоду складывается ощущение, что скоро будет тепло, благодаря сероватым облакам, сквозь которые пытаются пробиться лучи солнца и коснуться земли. И побережье усыпанное камнями, и еще не высохшие крыши домов и кустарники – все это озаряет переливающийся свет.

На левой части полотна изображена река, на ней находятся причал и баржи. С ней связан труд людей, которые проживают в городе – это грузчики, рыбаки. Недалеко от побережья расположены их бедные домики.

Вдалеке на возвышенности виднеется белая церковь с голубыми куполами. Благодаря ее грациозному силуэту произведение смотрится наряднее. Левитан выражает на этом произведении мысли, что духовный мир людей и пароходы, река, пристань связаны между собой.

Центр полотна занимают три мачты небольших кораблей, словно три церковных купола.

Это произведение отличает роскошь используемых средств, благодаря которым творец смог показать природную свежесть после прошедшего ливня, и как гармонично с ней живут церкви, баржи на речке, которую покрывает рябь, жилища, сами люди.

На этой картине Левитан перед нами предстал и как талантливый художник, и как человек с большим сердцем. Он словно написал лирическую повесть о жителях страны, изобразив маленький город на Волжском побережье, пароходы, баржи, невзрачные домики и церковь.

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ван рейна «аристотель»

opisanie-kartin.com

Описание картины Исаака Левитана «Буря. Дождь»

06.07.2015

Написанная в конце девятнадцатого века картина – принадлежит числу последних значительных полотен Исаака Левитана. Мы видим на картине осенний вид и мрачную красоту небо. Стальные облака как будто растрепаны.

Чувствуется, что грядет гроза: полнеба уже затянуто хмарью. Пространство размыто жесткими струями дождя. Трава, сорванная яростным ветром, развивается вместе с опилками. Ветер не собирается униматься, сгибая до земли стройные деревья.

Деревья гнутся и на переднем, и на дальнем планах. Не движется лишь мертвая природа: пни да сложенные дрова. Их также обдает холодной водой суровый ливень, во всем фрагменте видна покинутость и унылость.

Великий живописец один из немногих, кому удалось почувствовать и передать тоску и печаль огромных далей русского ненастья. Композиционные приемы мастерски усиливают повествование.

Сюжет картины отличается необычностью, трактовка довольна экспрессивна. Удивительно тяжел здесь обычно солнечный и теплый рыжий цвет. Остальные теплые цвета намеренно приглушены мастером. Широкие мазки создают впечатление хаоса: опилки и трава предстают разбросанными в совершенном беспорядке.

Сразу чувствуется сила бушующего ветра, даже хочется поежиться от холода. Небо и березняк нанесены совсем другими, легкими мазками. Тона в этой части преобладают очень темные, близкие к черному, также можно увидеть и светлые оттенки серого.

Если пристально вглядываться в картину, можно ощутить непонятную, щемящую тревогу. Вытянутость картины, изображенные на ней сильно согнутые деревья позволяют считать ее панорамой. Полотно было представлено в качестве экспоната на Передвижной выставке в 1899 году.

Нервная, экспрессивная трактовка беспокойного сюжета заставила сразу обратиться на себя внимание всех истинных ценителей искусства того времени.

8-poster.ru

из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева

Русское искусство

Картина И.И.Левитана «Буря. Дождь»

из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева

Буря. Дождь. 1899. Х., м. 154х214. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

  В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева хранится большое полотно Исаака Ильича Левитана «Буря. Дождь». Завершённое в 1899 году, за год до смерти художника, оно стало одной из последних крупных работ выдающегося пейзажиста второй половины XIX века.

  Картина эта, впервые показанная в марте-апреле 1899 года на XXVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок, сразу привлекла внимание публики и вызвала множество откликов в прессе того времени. Оценки были самые разные – от резко отрицательных до восторженных. Так, некий А. С-ъ в «Московском листке» писал, что это «вполне неудавшаяся “проба пера”».

Другой рецензент, скрывающийся под инициалами В.Г., отмечал в «Московских ведомостях»», что работа «написана в сероватом, грязном тоне и навевает на вас лишь унылое чувство непроглядной тоски». Ещё один критик, подписавшийся Б.А., заметил, что картина «представляет интерес как опыт передачи на полотне одного из эффектных явлений природы».  По-иному оценил эту картину А.А.

Ростиславов, один из первых исследователей творчества художника, считавший полотно Левитана одной из лучших картин сезона. «В настоящем году одна из лучших картин передвижной выставки, да и всех выставок вообще, его картина “Буря. Дождь”, где с такой силой, тонкостью и правдивостью передан момент, где, по обыкновению, такая прекрасная живопись», – писал он в «Новостях дня».

Не обошёл своим вниманием это полотно и С.П. Дягилев, считавший его одной из значительных работ как передвижной, так и академической выставок. «“Гроза” Левитана – чарующее произведение, недалёкое от высоты Барбизонцев, великих борцов, столько лет ждавших своей переоценки», – отмечал он в журнале «Мир искусства».  Но, несмотря на то, что «Буря.

Дождь» привлекла внимание современников, в настоящее время она не столь известна, как другие работы Левитана середины – второй половины 1890-х годов: «Март» (1895, ГТГ), «Золотая осень» (1895, ГТГ), «Весна. Большая вода» (1897, ГТГ), «Стога. Сумерки» (1899, ГТГ). Нередко искусствоведы её относят к малоудачным работам.

Пожалуй, не последней причиной этого было то, что в послеревлюционные годы полотно оказалось в провинциальном музее, в стороне от поля зрения исследователей творчества художника, судивших порой о нём только по репродукциям. В Радищевский музей картина поступила в 1927 году из Государственного музейного фонда.

До этого она входила в собрание железнодорожного инженера Андрея Николаевича Ляпунова, к которому картина попала из коллекции представителей династии железнодорожных магнатов фон Мекк – Николая Карловича и его племянника Владимира Владимировича…

Посохина М.В. канд. искусствовединея вед. науч. сотрудник отдела русского искусства СГХМ им. А.Н. Радищева

Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №1 2010

www.zolotayapalitra.ru

Исаак Левитан “После дождя. Плес”

Юлия Черемпей

2015-10-25

Как известно, порядка двухсот работ Исаак Левитан написал именно по волжской тематике, так как давней его мечтой была поездка из шумной столицы к берегам матушки Волги. Первая поездка не увенчалась особым успехом, художник, откровенно говоря, разочаровался ее красотами.

Но весной 1888 года вся прелесть великой русской реки по-новому открылась для Левитана в окрестностях маленького тихого городка Плес. Именно этому месту посвящено множество его полотен. Картину Левитана «После дождя. Плёс» поистине можно отнести к наиболее удачным работам волжской серии. Зрителю открывается по-настоящему гармоничное взаимодействие человека с природой.

Маленькие лодочки и баржи прекрасно дополняют песчаный берег, а жизнь небольшого городишки и лесных просторов восхитительно сочетается с чуть сероватым небом. При первом взгляде кажется, что все наполнено движением, что взгляд направлен в окно, а не на часть холста. Кажется, вот-вот кто-то подойдет к берегу, спустит на воду свою лодку и начнет свое безмятежное плавание по реке.

Невольно начинаешь ощущать аромат свежести и легкости, точь-в-точь как после проливного дождя, будто это ты, тот лодочник, который должен появиться в этот момент. Большую часть картины занимает небо. В своих серо-голубых тонах оно нависло над домами, но это не несет в себе агрессивного смысла, наоборот, подчеркивает притягательность и обаяние как береговой линии, так и водной глади.

Плывущие по небесному своду облака по-прежнему держат напряжение – возможно, вскоре снова разразится буря. Рябь на воде, заставляет невольно вглядываться, ловя все новые и новые образы в отражениях барж. Темные краски в их изображении подчеркивают переменчивость реки на природные явления, как бы повествуя о том, что в этом мире все взаимосвязано. Полотно Левитана «После дождя.

Плес» и его описание не единственное на нашем блоге. Смотрите также http://vseobovsemcherempej.ru/2015/10/20/levitan-pervaya-zelen-may-opisanie-kartinyi/

vseobovsemcherempej.ru

Описание картины Исаака Левитана «Вечер после дождя» Картины художников

Мы видим сумерки. Платформа, где-то вдали виднеется поезд, от него идут яркие снопы света. Платформа совершенно пустынна. Рельсы мокрые, так как совсем недавно прошел дождь. В лужах причудливо отражаются огни. Вполне возможно, что совсем скоро опять польет затяжной дождь, который не закончится до самого утра.

Левитан создает великолепнейший пейзаж, в котором, на первый взгляд, нет ничего особенного. Это обычная картина, которую можно видеть каждый день. Разве может она быть красивой? Левитан – настоящий мастер. Он видит великолепие там, где обычный человек замечает лишь серость и уныние.

Картина написана достаточно мрачными красками. Но, несмотря на это, у зрителя не создается мрачного впечатления. Все дело в том, что живописей умела использует игру света и тени. Да, небо достаточно мрачно. Тучи еще нависают над перроном, и, вполне возможно, они снова прольются дождем. Но отблески света на

небе и на земле вселяют надежду на то, что после ночи будет день, а после дождя опять выглянет солнце.

Левитан не просто изображает пустынный перрон. Он передает нам свои впечатления, которые произвела на него эта картина.

Широкие мазки его кисти выхватывают из мрака рельсы, деревья вдали, оранжевые всполохи на небе. Кажется, что Левитан хочет нам сказать о том, что привычное тоже может быть прекрасным.

Надо лишь это увидеть и прочувствовать. В сером унынии нет грусти, так как надо всегда верить в лучшее.

Левитан был мастером пейзажа. Этот факт широко известен. Но здесь мы смотрим на художника иными глазами. Оказывается, он мастерски изображал не только красоту природы, но и города. Он видит нечто особенное там, где, казалось бы, его вовсе нет. Но на то он и мастер, чтобы подмечать особенное и подмечать практически неуловимое.

Левитан помогает нам совершенно иначе воспринимать унылый вокзал, который, как оказывается, способен навевать массу любопытных мыслей.

Читайте также:  Описание картины лукаса кранаха «мартин лютер»

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:05:17

opisanie-kartin.iusite.ru

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-levitana/kartina-levitana-dozhd.html

Исаак Левитан

Левитан мало говорил о живописи, как и все остальные. Ему было скучно, когда другие говорили о ней. Любая картина, которая была сделана сама по себе, а не от природы, не интересовала его. Ему не понравился жанр. Увидев нечто похожее на природу, он сказал: «Есть правда».

Левитан всегда искал «мотив и настроение», у него было что-то из литературы – анабандированная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, мрачная закатная печаль, одинокая хижина у дороги, но он не подчеркивал это литературное искусство в своей прекрасной картина.

1882 год был драматичным для МУЖВЗ — ученики лишились сразу двух любимых педагогов умер Перов и ушел в никуда уволенный спивающийся Саврасов. Это повергло некоторых в состояние отчаяния, побудило к бегству в Императорскую Академию художеств (ИАХ) — туда уехали К. А. Коровин, С. И. Светославский, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, М. В. Нестеров, А. С. Янов, И. В. Волков. Левитан тоже подумывал о переходе в Академию, уже подал «прошение» о досрочной сдаче экзаменов по общеобразовательным предметам. Вскоре началось возвращение «беглецов», не выдержавших кто рутины в преподавании, кто — непривычного климата, кто —одиночества в великолепной и холодной столице, а кому-то не захотелось проходить курс по научным предметам наравне с начинающими учениками ИАХ. Саврасов проживет еще полтора десятилетия, но русская живопись и его любимые ученики будут развиваться уже без него, но постоянно помня его уроки.Большое влияние на учеников имели беседы этого широко образованного человека. По воспоминаниям К. Коровина, он рассказал воспитанникам о современном европейском искусстве, о поисках импрессионистов, первым заговорил о самоценной красоте и музыке красок. Собственное творчество Поленова, казалось, противоречило «магистральному пути» передового искусства с его упором на актуальный бытовой жанр и психологический портрет, шло вразрез и с поисками импрессионистов, своим творчеством боровшихся с литературностью, отказавшихся от исторических сюжетов. Поленов был романтически увлечен мотивами из жизни Христа, пытаясь решить в пленэрных композициях нравственные проблемы, волновавшие современных русских интеллектуалов внутри Абрамцевского художественного кружка и за его пределами. Смелость и напряженность работы его мысли, новизна интерпретации им высоких идей играли важную роль в духовном формировании юных художников. У нового педагога сразу сложились близкие отношения с Левитаном и К. Коровиным, которым он показал «восточные» этюды, познакомился с их работами. Поленовувидел живопись, видимо, столь «стихийно» новаторскую, что удивленно спросил у Коровина: «Вы импрессионист? Вы знаете их?». Хотя импрессионисты в Париже уже устроили седьмую, предпоследнюю, выставку и были в зените своих поисков, ученики МУЖВЗ, как большинство отечественных художников и любителей живописи, о существовании импрессионизма не подозревали.

Большое влияние на учеников имели беседы Поленова этого широко образованного человека.

Натюрморт в медным кувшином. 1880-е

С 1880 года, чтобы свести концы с концами, Левитан, подобно другим малообеспеченным ученикам, подрабатывал уроками, писал портреты по фотографиям.

Уже в 1870-х пейзажная мастерская Саврасова в училище была островком лирического художества в море позитивистского отношения к задачам искусства.

Со смертью Перова Саврасов лишился понимания и поддержки, коллеги, давно уже косо поглядывавшие на пейзажный класс, сделали все, чтобы скорее избавиться и от старого художника, и от его детища. Критик В. В.

Стасов, как и народники, имел на жанр пейзажа утилитарный и противоречивый взгляд.

На этой «волне» появился неожиданный для Левитана холст «Бульвар зимой» (1883) с мотивом сумерек. Решенный в серо—зеленой гамме тонов, он навеян жизнью Москвы. Его эскизное письмо передает свет уличных фонарей и окон домов вдали, поэтически преобразивший тихий уголок в центре большого города.

Несколько позже создан рисунок «Тверская улица в Москве»”, изображающий перспективу освещенной огнями фонарей, окон и витрин улицы с фигурами на тротуарах и экипажами. Появившийся задолго до коровинской серии «парижских огней» он свидетельствует о чуткости Левитана к красоте родного города, к световой феерии его вечерней жизни.

Пример Поленова побуждая учеников решать сложные колористические задачи.

Левитан был поэтом русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглотила всю свою чувствительную душу, а его зарисовки были очаровательны и тонки. Странно, что он избегал человека в пейзаже.

Сейчас я работаю меньше. В это время лета, как обычно, у меня какая-то апатия, большая часть дня тратила в лесу, на озеро, читала книгу. Устанет от чтения, вы посмотрите на воду, которая почти всегда интересна; Устали от воды – берут книгу и т. Д. В течение нескольких дней.

Чем старше вы, тем меньше и меньше общества вам нужно, хотя иногда это чувствует нехватку людей. Одиночество – это добро и страдание.

Еврейка в восточном покрывале. 1884

Влиянию Поленова живопись Москвы обязана появлением импрессионистических работ в творчестве его подопечных. В 1883 году созданы «Портрет хористки» К. Коровина и холст «Первая зелень. Май» Левитана.

Свежий по колориту, пронизанный светом и воздухом, написанный мелкими подвижными мазками светлых красок, передающих прозрачность первой листвы, игру бликов на серо-коричневом плетне, на дорожке он полон пульсации жизни, юного восторга перед красотой и мощью вечной живой обновляющийся природы.

Холст «Вечер на пашне» (1883) мотивом перекликается с известной работой М. К.

Клодта «На пашне» (1872), но рассказ здесь вытеснен эмоциональным переживанием мотива —— спокойной шири полей с пятнышком церкви вдали и фигурой пахаря на верху пологого холма. Как и у Т.

Руссо в картине «Пейзаж с пахарем», крестьянин за плугом изображен силуэтом на фоне неба, а весь первый план занимает масса вспаханной земли.

Низкого горизонта холст близок пейзажу М. К. Клодта «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874). Используя ракурс и лаконичность формы, Левитан достиг в картине значительной степени обобщения, создав образ, воспринимающийся почти как символ родной страны.

Изучение проблем воздуха и света не стало для молодого художника самодовлеющим, а было инструментом в его постижении мира.

Между тем, пока Левитан работал в Саввинской слободе, 23 апреля 1884 года педагогический совет училища решил исключить его за непосещение занятий и выдать Диплом неклассного художника. Об этом Левитан узнал по возвращении в Москву.

В письме в совет преподавателей от 23 августа 1884 года он просит восстановить его в училище и разрешить работать на большую серебряную медаль. 24 августа его просьбу удовлетворили.

Старинные русские города и Москва, прежде всего, как бы спаяны в одно целое с окружающей природой.

В Москве и ее окрестностях как бы сконцентрировано, что так широко разлито в исконно русских подмосковных и приволжских губерниях, то, что в нашем укладе жизни, в архитектурном строительстве так издавна гармонировало с природой и климатом».

Столь же важную роль, как историко—культурная среда, в формировании,; Левитана—художника сыграли оба его педагога по МУЖВЗ.

Сергей Глаголь верно писал: «Саврасов развил в нем способность не только видеть, но и чувствовать природу, научил схватывать в природе поэтический мотив, Поленов научил краскам, научил; подмечать красочную красоту природы и в самих красках находить стройный музыкальный аккорд». В 1884 году, покинув стены МУЖВЗ, Левитан вступил на самостоятельного творчества. Судьба ему отмерила всего немногим более полутора десятилетий жизни.

Русского крестьянского мира„ ибо, подобно своим учителям и большинству сверстников, Левитан формировался как художник сельской природы, еще не затронутой болезнями современной городской цивилизации.

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884

Работа в Саввинской слободе началась в 1884 году, когда Левитан приехал туда вместе со своим давним другом Переплетчиковым. Результатом плодотворной работы художника был целый цикл живописных произведений автора, одним из которых стала картина «Саввинская Слобода под Звенигородом».

Подводя итог ученическому периоду жизни Левитана, А. А. Ростиславов, автор первой крупной монографии о мастере, писал: «Как ни кошмарны эти годы в высшей степени важно, что они прошли в Москве и около Москвы где исключительно на всю жизнь складывались впечатления художника.

Источник: http://levitanart.ru/

Ссылка на основную публикацию