Описание картины ивана айвазовского «алушта»

И.К. Айвазовский. Алушта. 1878

опубликовано: июнь 2015

 И.К. Айвазовский. Алушта. 1878. Холст, масло. 61 х 91 см  

Айвазовский часто не просто писал пейзажи, он старался отражать в своем творчестве события с исторически значимыми сюжетами. Одно из них было связано с Алуштой. Известно, что после приобретения императором Александром II имения в Ливадии в Крым в 1861 году приезжала императрица Мария Александровна. Посетила она и Алушту.

Государыня была так утомлена прогулкой, что на обратном пути ей пришлось возвращаться на берег в почтовой телеге. Экипажа, достойного ее величества, в селении не нашлось, и, быть может, именно после этого события было решено построить здесь новое здание конно-почтовой станции вместо старого, сгоревшего еще в Крымскую войну.

   

Историческая прогулка императрицы запечатлена Айвазовским на картине «Алушта». Художник изображает Чатыр-Даг, холм с руинами древней византийской, а позже генуэзской крепости Алустон, построенной еще в VI веке нашей эры по приказу императора Юстиниана I, алуштинские домики, местных жителей, с любопытством наблюдающих за происходящим на плоских крышах-террасах.

На ближнем плане – карета с важными особами, запряженная парой гнедых и направляющаяся к морю, толпа нарядно одетых людей на берегу, лодка, команда которой приветствует подъезжающий экипаж, салютуя веслами. Слева в бухте виден корабль, стоящий на рейде. Поскольку в Алуште тогда еще не было пристани, с корабля на берег и обратно можно было попасть только с помощью шлюпок.

Новая пристань появится здесь только к 1898 году.

Справа на городском холме возвышается православный собор – Храм во имя великомученика Феодора Стратилата, построенный в Алуште по распоряжению графа М. С. Воронцова.

Воронцов, детство и юность которого прошли в Англии, стремился к тому, чтобы постройки на Южнобережье напоминали британские средневековые соборы и замки. Православный храм в византийском стиле с готической колокольней был возведен по проекту архитектора Г. Торричелли.

Он был заложен в 1837 году около развалин древнего Алустона, на Крепостной горке. Идею постройки церкви поддержал и царствующий дом Романовых.

Айвазовский пишет южный пейзаж, мягко освещенный солнечными лучами. Ему удалось передать ощущение света и свежего воздуха над спокойной водой, на берегу, в горах. Для дальнего плана живописец использует тонкие оттенки серебристых и голубых тонов. По мере приближения к зрителю, на более близких планах, появляются теплые зеленовато-охристые оттенки. 

автор описания: irmasirin

Сравните: К. Боссоли. Алушта

Алушта в творчестве Айвазовского

Айвазовский: произведения, посвящённые Крыму

Источник: http://krymkrymkrym.ru/i-k-ayvazovskiy-alushta-1878

Иван Айвазовский — гениальный Крымский художник-маринист

1900 год, апрель. Последняя картина так и осталась стоять недописанной на мольберте. Впрочем, не закончено лишь обрамление главной темы полотна, прописанной четко, абсолютно и основательно: на фоне вечернего сине-лилового неба и такого же моря гибнет от взрыва в желто-красном урагане огня военный корабль. Возможно, именно в этом образе воплотилось некое предвидение конца, кто знает…

А начиналось все 82 года назад, когда жарким июльским днем в семье одного не самого богатого, хотя и довольно образованного и знавшего несколько языков феодосийского торговца Константина Гайвазовского (предки его были турки и армяне; перебрался же в Крым он не так давно из Галиции) родился третий сын –Иван.<\p>

По всем фольклорным канонам Иванушке полагалось бы быть (или прикидываться) известным «дурачком», чтобы со временем отхватить-таки настоящий «джек-пот». Но Ваня Гайвазовский ни о чем таком особо и не мечтал, а был вполне обычным крымским пацаном и с ватагой сверстников гонял с утра до ночи у моря, в порту и ближайших окрестностях. И вдруг действительно в один прекрасный день в его жизни обозначился стремительный поворот. И не лягушка или щука тому были виной, а… городской архитектор Кох.

Дело было в том, что по ходу всех прочих занятий Ваня успевал еще и рисовать; рисовать, где только возможно, и все, что попадало в поле зрения: фигуры прохожих, собак и лошадей, рейд, корабли и пр. Вот на очередном «заборном» художестве мальчика и «застукал» архитектор.

Однако вместо, казалось бы, заслуженного в таком случае подзатыльника, дал юному дарованию несколько листов бумаги, карандаши и велел что-либо нарисовать. Самые удачные из этих рисунков затем были представлены очень важному человеку – градоначальнику Феодосии графу А.И. Казначееву.

Граф был изумлен явным художественным даром и в знак поощрения подарил Ивану Гайвазовскому (первая буква фамилии была убрана гораздо позднее) ящик дорогих акварельных красок и хорошую рисовальную бумагу. Кроме того, Казначеев отправил мальчика учиться в Симферопольскую гимназию вместе со своим сыном.

Дальше – больше! Работы Айвазовского отправляют в Петербург в Академию художеств, после чего 16-летний гимназист становится студентом класса пейзажной живописи, который ведет выдающийся профессор того времени М.Н.Воробьев.

А через два года – первая награда, Серебряная медаль Академии за самостоятельную композицию «Этюд воздуха над морем» (конечно, над морем; что же еще могло более вдохновлять его, чем море?). Кроме того, полотно юного художника было приобретено за тысячу рублей для самого Зимнего дворца! Айвазовский же был прикомандирован к экспедиции, уходившей на все лето 1836г. в поход по финскому заливу во главе с Великим князем Константином.

Это путешествие дало большой материал наблюдательному, обладающему цепкой на детали памятью парню и позволило уже к осени участвовать в выставке с семью картинами (!), которые, по словам очевидцев, гораздо превзошли работы его учителя-француза Таннера (там была между тем и картина «Вид Феодосии», написанная просто по памяти). А ведь художнику не было еще и 20 лет! Эта выставка сразу позволила Айвазовскому сблизиться с лучшими представителями искусства того времени. Его отмечает и приближает к себе Брюллов; он знакомится с Жуковским, Крыловым, Пушкиным, Глинкой (кстати, композитор использовал позднее очень удачно в своей опере «Руслан и Людмила» три татарские мелодии, напетые ему Иваном). Но главное – за выставленные работы художнику была присуждена Золотая медаль, сокращен срок обучения и предоставлена творческая командировка на родину – в Крым – с поручением написать ряд картин с видами приморских городов.

В 1838 году истосковавшийся по родной Феодосии Айвазовский возвращается в Крым, где два года подряд упоенно и самозабвенно рисует Ялту, Севастополь, Керчь и, конечно, Феодосию.

Его родной город лежит на картине, как на ладони, у тихой бухты, а на том месте, где через несколько лет будет стоять его дом с мастерской, пока пустырь с несколькими лачугами и ветряками.

И еще он без устали изучает море во всякую погоду, во всякое время, при разном освещении, жадно набираясь впечатлений для своих будущих картин. Знаете, сколько их было потом у мастера?! Шесть тысяч!!!

Все знают Айвазовского как мариниста, но у него есть и картины на исторические сюжеты, жанровые сцены, на темы античной мифологии, виды городов, религиозные и аллегорические полотна, а также портреты.

Вот лишь несколько из них: «Приезд Екатерины II в Феодосию», «Встреча Венеры на Олимпе», «Переход евреев через Черное море», «Цыганский табор», «Закат в степи», «В горах Кавказа», «Хождение по водам», «Свадьба на Украине».

Результаты крымской поездки были более чем удачными и увенчались долгожданной и заслуженной командировкой в Италию, в Рим – эту Мекку художественной жизни всей Европы. Там работала и большая группа русских живописцев, скульпторов, архитекторов, литераторов (и самостоятельных, и пенсионеров, как Айвазовский): Брюллов, Кипренский, С.Щедрин, А.Иванов, Иордан, Гоголь и многие другие.

Айвазовский работает очень усердно и скоро становится в Риме одним из самых известных и модных художников. На него буквально сыплются заказы, о нем пишут восторженно все газеты: «…никто так не пишет здесь воду и морские виды». Множество художников, гораздо старше его, стали подражать ему в манере письма и после него в каждой лавочке уже красовались виды моря «а ля Айвазовский».

Рим, Неаполь, Венеция, Амстердам, Лондон и даже самодовольный Париж восхищались его картинами, в которых так живо был передан солнечный или лунный свет, что люди, не искушенные в живописи, даже подозревали художника в «фокусничестве» (а нет ли у вас за картиной лампы или свечи?).

Сам великий маринист Тернер, совершенно покоренный искусством Айвазовского, посвятил стихи юному художнику из России.

Важно также добавить, что одна из картин этого периода – «Хаос в момент мироздания» – была приобретена по распоряжению папы Григория XVI для Ватиканского музея. Триумф! Успех парня с диковинной длинной фамилией из никому не известного маленького приморского городка был ошеломительным (настоящий джек-пот).

В Италии Айвазовскому было легко – она напоминала его родную Феодосию, только чуть в более ярких образах: те же море, солнце, природа, узкие улочки… За 4 года Айвазовский из талантливого пенсионера вырос в первоклассного мастера; успел стать членом Амстердамской академии; получить целый ряд наград и признание, какого не удостаивался еще никто на свете за столь короткий период и в таком юном возрасте. Вполне естественно, что по приезде в Петербург ему было присуждено звание академика. В 27 лет в формулярном списке Айвазовского записано: «По высочайшему повелению причислен к Главному морскому штабу его императорского величества со званием живописца сего Штаба, с правом носить мундир морского ведомства и с тем, чтобы звание сие считать почетным. Сент.,21,1844г.» (этот список хранится теперь в феодосийской картинной галерее). После этого ему поручили написать несколько видов прибалтийских городов с Петербургом во главе. Всю зиму 1844/45гг. «художник морского ведомства» выполняет задание, но стоило только чуть подтаять снегу, как Айвазовский неожиданно срывается и уезжает в Феодосию, почувствовав, как он пояснил потом, непреодолимое влечение к югу: «Это чувство или привычка – моя вторая натура… чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Черному морю». Он просто не мог жить без своего родного города, без моря, без той свободы, которую можно было утолить лишь тут, вдали от суеты, и писать, писать…

Причем писал Айвазовский фантастически быстро. Почти все его картины заканчивались им, как правило, за несколько часов! Например, известно, что картина «Сотворение мира» (размеров немалых: 1,95м на 2,25м) была написана в течение 9 часов.

А по просьбе студентов в Академии художеств он написал, хотя и небольшую, но вполне законченную марину всего лишь за 2 часа! Парадоксально, но если подсчитать, то на написание всех его 6000 картин художнику потребовалось в среднем по 3-4 часа на каждую (конечно, при этом придется учесть, что не все из них были гениальными).

Читайте также:  Описание картины игоря грабаря «яблоки»

Даже на закате своих лет, в 80-летнем возрасте, он пишет большое полотно (с трудом достает до края его кистью) – картину «Среди волн» – за 10 дней, передав при этом неизменно гениально и прозрачность воды, и громады своих знаменитых «волн Айвазовского», и хмарь узкой полоски неба, и пронзительный луч света – символ надежды… А между тем все легко, как будто и нет в картине особого труда. Да, недаром живое мастерство его лучших марин не превзошел еще никто и по сей день!

Итак, остальные 55 лет И.К.Айвазовский прожил в своей родной Феодосии, хотя мог, бесспорно, поселиться в любом из городов России или Европы. Он даже не пожелал перебраться, казалось бы, на более живописный и престижный Южный берег Крыма. И не было в его жизни более никаких событий, которые смогли бы изменить его самого и его творчество.

Хотя, конечно, художник мировой известности выезжал с выставками в столичный Петербург, а также совершил несколько путешествий за границу (бывал в Англии, Америке, Турции, Египте, на Кавказе), но все это уже не слишком влияло на раз и навсегда устоявшийся уклад его жизни.

В Феодосии на выбранном им месте на берегу моря и по собственному проекту он построил большой и добротный дом с обширной мастерской, которую мечтал превратить в местную школу живописи для всех желающих рисовать.

Дом был очень похож на итальянскую виллу эпохи Ренессанса: несколько больших, обращенных к морю балконов, просторные залы для приема гостей – все было устроено для творчества и комфортного отдыха (жилых комнат, для себя, выходящих скромными окошками во двор, было как раз не много).

Иван Константинович слыл очень гостеприимным и радушным хозяином – жил широко открытой жизнью. Кто бы ни приезжал в Крым из известных людей искусства, каждый считал своим долгом посетить его дом в Феодосии.

Здесь же в 1846 году художник решил сделать большую выставку, посвященную 10-летию своей деятельности (к тому времени это было 145 больших картин, не считая малых, а также множества рисунков) и пригласил гостей со всего Крыма — более 300 человек.

Праздник получился поистине грандиозным!

Поздравить Айвазовского специально из Севастополя прибыло 6 военных кораблей, украшенных флагами. В этом же году им была написана первая его картина после возвращения на родину – «Георгиевский монастырь» (его силуэт на фоне лунной ночи хорошо виден у мыса Фиолент). В 1849г. Айвазовский женился на красивой, широко образованной женщине – англичанке Ю.Я.

Гревс, которая родила ему четырех дочерей (позднее, в возрасте 64-х лет, он вторично женился — на молодой вдове А.Н.Саркизовой). Его, принятого при дворе четырех Российских императоров, хорошо знало и обожало местное население.

Он был крестным отцом чуть ли не половины феодосийцев; в его обычае было помогать бедным невестам при замужестве; он был постоянным и желанным гостем на народных свадьбах.

Член нескольких европейских академий, тайный советник, мировой известности художник, бывало, с удовольствием шел по улице во главе «чала» — народного татарского оркестра под визг зурны и нестерпимый грохот барабанов. И, конечно, И.К. Айвазовский всегда принимал самое деятельное участие в общественной жизни Феодосии.

Прежде всего, он подарил городу источник чистейшей воды Су-Баш (а с водой тогда в Крыму было ох как туго), который находился на территории его имения, и настоял на постройке водопровода от него в город.

Для горожан это было настолько важным событием, что была написана специальная «хвалебная песнь» из множества куплетов, каждый из которых заканчивался словами: «Вспомните Ивана Константиновича!». Он построил зданием городского музея – в греческом стиле с колоннадой, по своему проекту. Чуть позднее – картинную галерею и вместе с другими меценатами – городской концертный зал. В 1892г. его неустанные ходатайства в высшие инстанции привели к началу прокладки железнодорожной ветки к Феодосии, а также постройке торгового порта. Айвазовский всей душой хотел восстановления былой славы родного города — некогда крупного торгового центра.

В своей же мастерской Иван Константинович неустанно занимался с молодыми художниками: годы работы ушли на создание особой школы крымского пейзажа. Там приобщались к живописи будущие известные художники: Лагорио, Фесслер, Куинджи, Магдесиян, Латри, Волошин, Богаевский.

И сегодня в Феодосийской картинной галерее вас встретят не только работы самого великого художника (к сожалению – не те, гениальные; лучшие он продавал сразу, а позднее еще и многое было похищено) но и картины его учеников.

А возле его дома (теперь это Дом-музей) – стоит единственный в СНГ памятник профессору живописи И.К.Айвазовскому, поставленный 2 мая 1930 года ко дню 30-летия со дня смерти художника.

Он всю свою жизнь страстно любил и изображал море, и теперь он сидит застывшим каменным изваянием с кистью в руке и смотрит на него, уже не отрываясь ни на минуту…

Спросите на городской улице любого, знает ли он такого художника – Айвазовского – и каждый как минимум вам назовет его «Девятый вал». Но всегда есть возможность узнать гораздо больше о его картинах и о нем самом, пока стоит Феодосия.

Источник: http://www.perekop.info/ivan-ayvazovsky-ingenious-crimean-marine-painter/

Иван Константинович Айвазовский и Феодосия

Когда Крым вошел в состав Российской империи, генуэзская система водоснабжения Феодосии была полностью забыта. Из 33 фонтанов и водоемов к 1820 году осталось только 5, состояние их было плачевным. К 1886 году в Феодосии наступил настоящий водный голод: на 11 тыс. населения приходилось 3—4 тыс. ведер воды в сутки.

«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.

Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.

В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

  • Стиль фонтана Айвазовского, для всех, кто знаком с Турцией, определить несложно: “Эпоха тюльпанов“. Есть еще такое определение “крымское рококо“. Этот стиль сложился под культурным влиянием Франции. Но и в  Крыму, и в Турции лучшими каменщиками были армяне. Поэтому экскурсоводам советуем “национальность” этого сооружения ярлыком не обозначать. Это фонтан Айвазовского.

Айвазовский отлично знал крымскотатарский язык и самобытную музыкальную культуру Крыма. Играл в особой крымской манере на скрипке и на турецком струнном инструменте саз.

В 1837 году И. Айвазовский сообщил композитору И. Глинке три татарских напева, и вскоре они появились в Лезгинке и в Анданте в третьем акте “Руслана и Людмилы“.

Н. Римский-Корсаков и его ученики А.Глазунов и А.

Спендиаров (Ялта) были потрясены и очарованы необычной ритмикой крымской музыки и также включали ее мотивы в свои произведения.

Потомки Айвазовского в Российской империи и Советском Союзе.
Дети Айвазовского породнились с семьями из итальянской общины города. Несколько внуков художника стали художниками – Лагорио, Латри.

Самый знаменитый его внук Константин Арцеулов, обходя с этюдником окрестности Феодосии, обнаружил необычные особенности горы Узун-сырт над Коктебелем и дал старт развитию легкой авиации в России и Советском Союзе.

Имя Айвазовского на карте Крыма
Пригород Феодосии с автостанцией и железнодорожной станцией называется станция Айвазовская – это отличные пляжи и вполне самодостаточный морской курорт.

Курортный поселок Айвазовское с большим санаторным комплексом и одним из лучших ландшафтных парков рубежа 20-21 веков находится на западе Большой Алушты.

Минеральная вода “Айвазовская” из природного месторождения вблизи Феодосии это часть курортного лечения.

Источник: http://www.tour.crimea.com/article/ivan-konstantinovich-ayvazovskiy-i-feodosiya

Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович Айвазовский – уроженец Феодосии (1817-1900).

Став знаменитым художником, академиком пяти европейских академий, он мог бы поселиться в любом уголке мира, однако же, для постоянного места жительства живописец избирает милую сердцу Феодосию, красоту которой он никогда не уставал писать. Здесь он прожил долгую и счастливую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизннь.

У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: “Феодосия – Айвазовскому”. В эту короткую фразу благодарные потомки вместили большое чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, первому Почетному гражданину Феодосии, так много сделавшему для экономического и культурного развития города.

Здесь он построил здание археологического музея, стал одним из организаторов первой городской публичной библиотеки, инициатором постройки железной дороги и морского торгового порта. Бесценным даром для жителей Феодосии стал водопровод, построенный по проекту самого художника и проложенный из принадлежащего Айвазовскому Субашского источника.

Таким образом, в то время была решена в городе “водная” проблема.

В 1845 году на живописном берегу моря И. К. Айвазовский начинает строительство большого дома. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур.

К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. Эту мастерскую посещают И. И. Шишкин, И. Е. Репин, известный коллекционер П. М. Третьяков, писатель А. П. Чехов.

Из ее стен выходят многие талантливые ученики живописца.

< align="justify">В 1880 году к своей мастерской И. К. Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал – картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера. Правда, экспозиция тогда еще не имела постоянного характера, так как полотна мариниста отправлялись на выставки в крупные города России и за границу, а их место занимали новые, только что написанные.

Здесь на специально построенной сцене выступали знаменитые: музыкант А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры, К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в Крыму. Эти традиции живут и по сей день.

В 1900 году после смерти И. К. Айвазовского картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано: “…

Читайте также:  Описание картины сандро боттичелли «святой себастьян»

Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу…”

Согласно воле художника, в дар городу, помимо самой галереи, перешли и 49 картин кисти великого маэстро.

В основном это были работы, исполненные мастером в последние годы жизни, поэтому они не давали полного представления о многогранном даровании живописца.

В настоящее время коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого нуги мастера.

Период учебы И. К. Айвазовского в Петербургской Академии художеств представлен картинами “Берег моря ночью. У маяка” (1837), где чувствуется влияние его учителя М. Воробьева, “Ялта” (1838), созданная под впечатлением творчества Сильвестра Щедрина, и “Старая Феодосия” (1839), в которой уже заметны поиски своего живописного языка.

Во время учебы в Италии (1840-1844 годы) были написаны работы (1842), “Неаполитанский залив утром” (1843), “Кораблекрушение” (1843). Эти картины производят большое впечатление. Художник глубоко понимает и чувствует состояние природы, улавливает тончайшие нюансы в передаче цвета.

Период романтизма в творчестве мариниста в галерее представлен шедеврами “Георгиевский монастырь” (1845), “Лунная ночь у взморья. Константинополь” (1847), “Вечер в Крыму.

Ялта” (1848), “Венеция” (1849), “Неаполитанский залив 11041110” (1850), “Море” (1853).

Для этих картин характерны продуманность и законченность композиции, романтическая приподнятость и глубокая поэтичность образа моря, яркие эффекты лунного и солнечного света.

Будучи живописцем Главного морского штаба, И. К. Айвазовский в разные годы создает замечательные полотна, рассказывающие о подвигах русского Военно-Морского флота.

В экспозиции галереи представлены батальные картины: “Бой в Хиосском проливе” и “Чесменский бой” (обе написать в 1848 году), “Осада Севастополя” (1859), “Малахов курган” (1893), “Приход русских войск и Феодосию и 1771 г.

” (1871), “Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями” (1892).

В 1860-1880-и годы творчество мариниста отмечено появлением реалистических тенденций. В лучших художественных традициях в эти годы были созданы первоклассные картины “Море” (1864), “Буря на Северном море” (1865), “Кораблекрушение” (1876), “Солнечный день” (1884), “Берег моря” (1886).

Особое место в творчестве художника занимает природа Украины. К этой теме он обращался часто. В галерее собрат картины “Камыши на Днепре” (1857), “Обоз чумаков” (1862), “Во время жатвы на Украине” (1883), “Свадьба на Украине” (1891). Они написаны с большим знанием и пониманием природы и жизни украинского народа, привлекают тонкостью живописного мастерства.

Иван Константинович был страстным путешественником. Поездки давали свежие впечатления, рождали новые живописные образы, обогащали его знания и мастерство. Результатом этих путешествий стали его произведения: “Морской пейзаж. Малага” (1854), “Закат солнца близ Ниццы” (1845), “Итальянский пейзаж. Вечер” (18581, “Остров Родос” (1861), “Остров Иския” (1892), “Ниагарский водопад” (1893).

Впечатляющие картины живописца созданы на исторические темы: “Приезд Екатерины II в Феодосию” (1883), “Наполеон на острове Святой Елены” (1897), мифологические и библейские темы: “Путешествие Посейдона по морю” (1894), “Встреча Венеры на Олимпе” (1895), “Переход израильтян через Черное море” (1873), “Хождение по водам” (1873). Сюжеты этих произведений стали поводом для создания картин с изображение моря.

Лучшие полотна 1890-х годов: “Корабль “Мария” во время шторма” (1892), “Восход луны в Феодосии” (1899), “Прибой у крымских берегов” (1892), “От штиля к урагану” (1895). В них усиливаются реалистические черты: необычайная простота композиции, сдержанность красочной гаммы, отсутствие ярких внешних эффектов, глубокое правдивое изображение моря.

Итогом многолетнего труда и яркого таланта художника стала грандиозная картина “Среди волн” (1898), созданная на восемьдесят нервом году жизни.

Она написана свободным импровизационным методом, как большинство его произведений. Картина полна движения и экспрессии.

Только большой мастер мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн.

Искусство И. К. Айвазовского никогда не оставляет равнодушным человека. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И. Н. Крамской писал: “…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще…”

Помимо уникального собрания работ И. К. Айвазовского, в галерее представлены коллекции произведений его учеников и последователей – А. Фесслера, Л. Лагорио, А. Ганзена, М. Латри, К. Богаевского, М. Волошина и других художников.

Т. С. Трубнякова, директор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

Источник: http://crimea-vip.ru/crimea-tvorcheskiy/59–.html

Музей Айвазовского в Феодосии: что нужно знать перед посещением галереи

Приветствую, друзья!

Чтобы попасть на выставку картин этого художника-мариниста в Питере, надо заранее купить билеты и выстоять очередь. А вот может ли музей Айвазовского в Феодосии похвастаться таким наплывом ценителей искусства или же туристам просто интересно посмотреть на фотографические способности известного художника, который неутомимо ваял по картине в день как на заказ?

Давайте выяснять – стоит ли отправиться, например, из Севастополя через весь полуостров в Феодосию, чтобы увидеть пару полотен и скромный особнячок, которых по дороге можно запечатлеть с десяток.

Почему галерея появилась в Феодосии

Феодосия – родной город И. К. Айвазовского. Здесь он родился, рос, играл в лапту во дворе и именно в этом городе был открыт и замечен его художественный талант в юном возрасте.

Несмотря на то что Айвазовский много путешествовал, жил в других городах и странах (Париж, Венеция), Феодосия всегда была его домом. Достигнув признания и славы великого художника, Иван Константинович много сделал для этого города.

Все произведения галереи и предметы искусства, дорогие для художника, он завещал своему родному городу.

Галерея: описание и история

В 1845 году Айвазовский, состоящий живописцем на службе Главного морского штаба России и академии художеств, получил разрешение задержаться в Крыму. Тогда-то он и занялся возведением своего дома-особняка на окраине Феодосии у самого моря.

Свой просторный двухэтажный дом художник построил по собственному проекту. В архитектуре преобладает итальянский стиль.

После его смерти в 1900 году галерея, согласно завещанию принадлежала Феодосии, а государственным музеем стала в 1922 году.

К сожалению, не все произведения уцелели после событий 1920 года, когда здание особняка исполняло роль штаба ЧК и дивизионных отделов Красной Армии и Флота. Но именно в этом музее находится самая большая коллекция его работ, а также произведения других мастеров.

Что можно увидеть в галерее

Основная экспозиция картин морской тематики расположилась на втором этаже особняка. Рядом находится корпус дома его сестры, где выставлены работы самого Айвазовского, отражающие библейские и мифические сюжеты, а также произведения его современников и учеников.

Да-да, И. К. Айвазовский писал картины не только «морские», хотя за ним закрепилась слава одного из самых талантливых маринистов. На его полотнах были запечатлены и портреты известных и близких художнику людей, и пейзажи, и сюжеты на религиозную (библейскую) тематику – «Всемирный потоп», «Хаос Сотворение мира», «Переход евреев через Красное море».

Самая известная картина «Девятый вал», которую так стремятся увидеть посетители, находится не в феодосийской галерее, а в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Но не менее удивительная картина «Среди волн», которую мастер написал в возрасте 80 лет, и которая разместилась на самом большом полотне, занимает почетное место в коллекции музея-галереи Феодосии.

Всего в музее чуть больше 400 работ художника, и 12000 других экспонатов. Также в картинной галерее вы сможете увидеть некоторые предметы быта семьи Айвазовского, фотографии, личные вещи.

Галерея сегодня

Помещения выставочных залов хорошо освещаются – в здании много окон, с потолков свешиваются старинные люстры. Экскурсия проходит в основном зале, мастерской художника, в корпусе дома сестры.

Есть еще тайная комната, куда можно заглянуть за отдельную плату и увидеть коллекцию личных вещей, реликвий, среди которых мольберт художника, блокнот и многое другое.

Уже давно, музей-галерея Айвазовского нуждается в хорошем ремонте и восстановлении – здание имеет не очень презентабельный вид, протекает крыша, элементы декора отваливаются, как и штукатурка. А скоро (29 июля) 200-летний юбилей со дня рождения великого художника.

Где находится

Галерея Айвазовского расположилась в северной части города, которая является самой популярной и оживленной.

Здесь проходит набережная с пляжами, недалеко расположились лучшие музеи Феодосии – «Музей древностей», «Музей А. Грина», «Музей денег», достопримечательности (фонтан Айвазовского, памятник Доброму гению), множественные кафе и рестораны, гостиницы и отели.

Перед парадным входом в галерею возвышается памятник самому Ивану Константиновичу, так что мимо не пройдете.

Что говорят о музее посетители: отзывы

Те, кто знаком с творчеством Айвазовского, восхищенно закатывают глаза и уходят после осмотра особняка и экспозиций с блаженной улыбкой и абсолютным счастьем.

Но даже, если вы не ценитель живописи, картины этого художника произведут на вас впечатление! Морскую стихию на полотнах Ивана Константиновича не отличишь от реальной картины.

Единственное, что вызывает недоумение, так это отдельная экспозиция «особая кладовая». Ведь все предметы можно было расположить в залах или мастерской художника, что составляло бы законченный образ самой галереи и атмосферы, в которой жил и творил мастер.

Как и многие государственные музеи не имеющие достойного спонсора и ухода, чувствуется обветшалость. Надеемся, что такой объект архитектуры и искусства, особняк первого почетного гражданина Феодосии все же найдет своего мецената.

Интересный факт и чуть мистики

Кроме основных коллекций и личных вещей мариниста в «особой кладовой», галерея хранит еще один удивительный экспонат, вокруг которого ходят разговоры и не каждый посетитель решится на него взглянуть. И вот почему.

Речь идет о таинственном произведении «На смерть Александра III». Картина написана в размытых, мрачных, темных тонах. На ней изображена женщина под черной вуалью, на фоне дамы виднеется Петропавловская крепость, набережная Невы, крестовидный отблеск в черном небе.

Так это или нет, но мистическое полотно все же доступно для жаждущих и бесстрашных за отдельную цену (озвучу ниже в общем перечне) и в отдельном небольшом помещении при свечах.

Информация для посетителей

Галерея открыта для посещения ежедневно, кроме среды. Часы работы – с 10.00 до 17.00. По вторникам музей закрывается на час раньше.

Стоимость:

  • прогулка по двум корпусам основных экспозиций с экскурсионным сопровождением – 500/250  рублей для взрослых и детей до 16 лет (группа менее 10 человек);
  • группа от 10 человек — 50/25 рублей;
  • без сопровождения гида – 300/150 рублей;
  • «особая кладовая» – 300 рублей;
  • посещение эксклюзивной выставки одной картины (той самой) – 3000 рублей.
Читайте также:  Описание памятника «мюнхгаузен» в хмельницком

Дети дошкольного возраста гуляют по галерее бесплатно. Есть льготы для студентов, пенсионеров и других категорий граждан, перечень которых можно посмотреть на официальном сайте музея: feogallery.org

Как добраться и пробраться в галерею

Как добраться в Феодосию из аэропорта «Симферополь» и других уголков я писал в этой статье.

От автовокзала Феодосии в сторону набережной ходят маршрутные автобусы №2, №2 а, №4. На другую сторону от автовокзала переходить не надо!

Точный адрес: ул. Галерейная, 2 и второй корпус на ул. Галерейная, 4.

Можно от автовокзала проделать путь пешком через Комсомольский парк, мимо красивых старинных архитектурных зданий здравниц и санаториев, дачу Стамболи, шумную набережную. Прогулка займет около 30-40 минут.

Полезно знать

Ориентироваться в Феодосии очень просто и удобно. На остановках установлены информационные щиты с полным и подробным описанием городских автобусных маршрутов, с помощью которых вы легко поймете, где вы находитесь и в какой автобус лучше сесть, чтобы попасть на нужную остановку.

Также через каждые 20-50 метров информационные щиты другого типа оповещают о близлежащих и популярных достопримечательностях, указывают направление, точное расстояние.

Дорогие друзья, заглянуть в галерею самого именитого художника и дом-музей просто хорошего человека все же стоит, не зря же в честь него названы фонтаны, памятные скульптуры, проспекты, улицы и школы искусств.

Я желаю вам отличных путешествий, приглашаю оформить подписку на мой блог и заглядывать за полезной информацией!

Если вас интересует сама Феодосия и как о ней отзываются отдыхающие, то вам в эту и эту статью. Если же интересуют достопримечательности Крыма, то вот варианты статей для прочтения:

Если же вы справитесь со всеми достопримечательностями Феодосии, тогда остается только активный отдых! Здесь вы уже и без меня выберете — джипы, лошади, парапланы, воздушные шары.

Жду ваших комментариев и свежих эмоций после посещения крымских достопримечательностей.

Если хочеться узнать побольше о крымских достопримечательностях, то обязательно посмотрите 8-ю часть моего видеогида:

Ну а если нужна помощь в организации вашего визита в Крым, то задавайте ваши вопросы и ознакомьтесь с моими «Ресурсами«, которыми я использую сам для организации моего любого путешествия. И не забывайте про наши крымские конкурсы!

До скорой встречи!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

Источник: http://samivkrym.ru/nash-vzglyad-na-galereyu-ajvazovskogo.html

Музей Айвазовского в Феодосии

Посещая Феодосию в обязательном порядке необходимо зайти в гости в дом музей к художнику Айвазовскому. Айвазовский родился в 1817 году в обедневшей Армянской семье, однако образование получил в Петербургской Академии художеств.Все шедевры которые находятся в музеи являются подлинными.

В этой статье мы кратко познакомимся с этим гением великого Художника.

Великие картины

И первая картина времён Академического творчества:

  • Берег моря, ночь. На картине изображено Балтийское море, ночь, корабли спешат к заветному маяку, заходит луна. Как видно уровень мастерства Айвазовского очень высокий и это позволяет закончить ему Академию художеств на 2 года ранее срока с золотой медалью. Такая награда давала право продолжить образование за границей. Художник отбыл за границу на 2 года и вернувшись стал писать картины Крымских городов. Он напишет 13 картин.

Две работы хранятся в Крымском музее:

  • это пейзаж Ялта и Феодосия, картина о Феодосии написана с необычной точки, показывает её с высоты холма, открывая пейзаж города. В центре изображена башня, которая уцелела до наших дней.

на фото пейзаж Феодосии

После чего в 1840 году художник уезжает в Италию для того, что бы продолжить своё образование. Рим, Неаполь, Флоренция, Венеция изучает шедевры мирового изобразительного искусства. И там же пишет несколько десятков картин. Последней картиной была написана «Неаполитанский залив, утро». Изображено, как рыбаки отложив свою работу любуются лучами солнца.

Свои работы за границей Айвазовский показывает на выставке: в Риме, Париже, Лондоне. В Париже получил золотую медаль в Амстердаме звание Амстердамской Академии Художеств.

И становится Айвазовский за эти 4 года знаменитым Европейским живописцем. И когда он вернётся, то Петербург его встретит с почестями.

И в 27 лет присвоят звание Академика, а через 3 года в 30 лет он станет профессором Академии художеств.

Назначили его живописцем главного морского штаба России. В Музее существует автопортрет Айвазовского в морском мундире профессора Академии. Грудь увешена множествами наград из которых 9 Российских и 5 иностранных из которых имеется высшая награда Франции

И наверное необходимо немного рассказать о самой известной картине «Девятый вал».

В 1844 году в Бискайском заливе у берегов Испании разыгрался сильнейший шторм, корабль плывший под Андреевским флагом едва не затонул.

На следующий день Европейским СМИ сообщили о гибели живописца Айвазовского, но оказалось, что художник выжил, более того страх погибнуть не подавил в нём способность воспринять и сохранить в памяти эту дивную живую картину разъярённого моря. Он перенёс её на полотно, создав самое грандиозное своё творение.

Часы работы, маршрут проезда, а так же стоимость и цену входа можно посмотреть здесь

Источник: http://kryim-nash.ru/goroda/feodosiya/muzey-ayvazovskogo.html

Описание картины Николая Дубовского «Радуга». Описание картины айвазовского радуга

Главная » Картины айвазовского » Описание картины айвазовского радуга

От картины Н.Н. Дубовского «Радуга» веет теплом, морской свежестью и лёгкостью. Сюжет картины простой. На ней мы видим море, лодку, мужчину и радугу. Но смысл гораздо сложнее.

Художник изображает нам радугу, не как семицветную полосу, а как белый, большой луч. Именно на такую радугу смотрит обычный моряк, который остановился и специально привстал. Он любуется этим явлением. И хоть мы не видим его лица, можно представить, как он улыбается и думает, о том, что мир прекрасен.

Стоит также уделить внимание не только композиции, но и правильно подобранным цветам. Море представляется нам немного тёмным, после пройдённого дождя. Тихие, спокойные волны переданы очень реалистично, кажется, будто это не картина вовсе, а фотография. А небо наоборот, светлое и ясное. Объемные белые облака расположились над морской гладью.

В левой стороне картины ещё видны тучи. Кажется, что там до сих пор идёт дождь. На фоне неба прослеживается белая полоска – радуга. Лишь еле-еле заметные цвета можно увидеть на ней. Нет типичного красного-оранжевого-желтого, а радуга здесь нежная и светлая, только снизу видна бледно-розовая цветная полоска радуги.

Радуга заканчивается на маленьком клочке суши. Возможно, от туда приплыл и моря. Моряк одет в белую свободную рубаху и коричневые штаны. Он заплыл недалеко на своей деревянной лодке. А когда увидел радугу, то встал и просто наслаждался красотой природы.

Художник хотел нам показать, что мир прекрасен во всём и всегда. Ведь радуга – это маленькое явление природы, но и она может быть причиной чьей-нибудь улыбки.

Николай Никанорович Дубовский умел передавать жизнь обычных людей. Все его картины понятны и просты, но в них заключён огромный смысл.

В каждом своём произведении Дубовский передавал свои мысли и чувства, он всегда радовался, когда видел восторг от своих работ.

opisanie-kartin.com

Описание картины Ивана Айвазовского «Алушта»

Иван Айвазовский создал картину «Алушта» в 1878 году, в настоящее время она хранится в картинной галерее города Феодосии, носящей имя художника.

На пейзаже изображен крымский город Алушта. Образ обычного южного городка переносит на полотно мастер. Взору зрителей открывается чудесная картина теплого летнего утра на морском побережье и величественные горы.

Можно понять, что на полотне изображено именно утреннее время благодаря теплым оттенкам краски. Воздух, горы и море буквально пропитаны утренними солнечными лучами. И лишь высокие горы на заднем плане картины написаны бледными и полупрозрачными синеватыми, а где-то даже отдающими на серебро оттенками. Море изображено спокойным, без единой волны, торжественным.

Иван Айвазовский – маринист, всегда уделяющий пристальное внимание в своих картинах моры и небу. В этом творении он отступает от своего правила и изображает на берегу жанровую сцену с мелкими подробностями, происходящую у стен древней крепости.

На картине четко видна крепость Алустон, построенная еще римским императором Юстинианом. Скорее всего, здесь изображено важное событие для истории города.

Об этом свидетельствует толпа нарядно одетых людей стоящая на берегу, команда в шлюпке, поднимающая весла (отдающая ими салют).

Бричка с двумя лошадьми впереди везет к берегу, возможно, важную городскую персону. В левом нижнем углу картины изображены под раскидистой зеленой кроной дерева немолодой полноватый мужчина в черном костюме и две маленькие девочки, наряженные в красивые белые платья. Все фигуры прописаны с истинным мастерством.

Айвазовский очень любил находиться на юге Крыма, его вдохновлял здешний пейзаж, красивейшая природа, спокойное море и величественные горы. Сам художник говорил, что невозможно не вдохновится поэзией этого места.

opisanie-kartin.com

Описание картины Ивана Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде»

Картина всемирно известного художника-мариниста И. Айвазовского написана в 1870 г. и совмещает в себе несомненные художественные достоинства с познавательной ценностью.

Работа создавалась с целью увековечить достижение российских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева, открывших Антарктиду в ходе своей экспедиции. В ту эпоху достижение подобного рода было просто колоссальным шагом человечества вперёд и могло сравниться только с первым полётом в космос. В год написания картины этому знаменательному географическому открытию исполнялось ровно 50 лет.

Работа «Ледяные горы в Антарктиде» написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева, который одним из первых увидел новый материк на Южном плюсе. Несмотря на то, что Айвазовский никогда не видел это место собственными глазами, ему удалось точно передать облик и атмосферу Антарктиды.

На картине мы видим корабль под российским флагом, стоящий у берегов только что открытой земли и окружённый гигантскими ледяными глыбами. Холодные воды бухты спокойны, а ночное небо отражает целую палитру красок. Здесь нашлось место белому, сиреневому, оттенкам зелёного – объединяясь, эти цвета создают эффект холода, величия и загадочности.

Холодная красота только что открытой земли выглядит притягательно и удивительно гармонично: внизу водная гладь, качающая на лёгких волнах корабль первопроходцев, сверху ночное небо с плывущими по нему тучами, вокруг отчётливо видны выступающие из воды каменные глыбы, а на горизонте таинственно мерцает айсберг. И кажется, что единственный корабль выглядит чуждым и одиноким в неповторимой природной гармонии. Тщательный подбор красок и внимание художника к деталям делают эту картину предельно точной и реалистичной.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny-ajvazovskogo/opisanie-kartiny-ajvazovskogo-raduga.html

Ссылка на основную публикацию