Эта картина собирает очереди в Третьяковке. C ней вечно творится настоящая мистика!
Иван Николаевич Крамской по праву считается одним из лучших мастеров жанровой живописи. Его картины по сей день собирают толпы в галереях, а история их создания будоражит сердца.
Сегодня редакция «ОФИГЕННО» расскажет тебе об одном из лучших полотен Крамского — картине «Русалки». История этой картины таит в себе много загадочных и даже мистических моментов!
Идея картины посетила Крамского после прочтения повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Книга произвела на художника неизгладимое впечатление, и в его голове созрел сюжет.
Причем Иван Николаевич вовсе не хотел делать банальную иллюстрацию к гоголевскому произведению. Для него гораздо важнее было передать атмосферу тихой украинской ночи, а заодно визуализировать мифы и легенды. Ведь народные предания рассказывали, что в русалок превращались утонувшие девушки!
Чтобы передать неповторимую атмосферу мистической ночи, герой нашего рассказа много времени проводил при свете луны, пытаясь передать на полотне ее призрачное мерцание. В одном из своих писем художник сетовал: «Всё стараюсь поймать луну… Товарищи говорят, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна!»
Особенно осложнял задачу тот факт, что самого ночного светила на картине Крамского не было. Ему нужно было лишь показать неуловимые лунные блики на призрачных фигурах русалок.
Но самое сложное оказалось переубедить многих знакомых, что работа над картиной с «бесовским» сюжетом не несет никакой опасности. Особенно за художника боялись простые люди, верившие в то, что нечисть на картине может ожить!
Конечно же, прогрессивные друзья-художники, как и сам Крамской, вовсе не верили в русалок и прочую нечисть, но некоторая нервозность всё же передалась. Окончив работу, Иван Николаевич даже облегченно признался: «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи. А если и не поймал луны, то всё же нечто фантастическое вышло!»
Картина «Русалки» была показана публике на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в Петербурге в конце 1871 года. Ее повесили рядом с еще одним знаковым полотном русской живописи — картиной Саврасова «Грачи прилетели». В первую же ночь с «Русалками» стало твориться что-то необъяснимое…
Всё началось с того, что утром картину Крамского обнаружили на полу. Она свалилась со стены ночью без видимой на то причины. Художники посмеялись, что русалкам не понравилось соседство с грачами, но вскоре всем стало не до шуток…
Сразу после выставки обе упомянутые картины купил для своей коллекции Павел Третьяков. «Грачей» Саврасова он сразу же распорядился повесить в своем кабинете, а вот «Русалки» долгое время не могли найти себе место.
В какой бы комнате ни находилась работа Крамского, всюду ее сопровождало нечто сверхъестественное. Слуги Третьякова клялись, что по ночам слышат, как из помещения с картиной доносится плеск воды и девичье пение, а от дверей веет прохладой. Дошло до того, что уборщицы наотрез отказались заходить в комнату с «Русалками»!
Хотя Третьяков не был суеверным и не верил в россказни прислуги, но вскоре сам обратил внимание, что начинает быстро уставать, если долго находится рядом с картиной. К тому же посетители галереи тоже жаловались, что подолгу рассматривать «Русалок» попросту невозможно…
Вскоре начали шириться слухи о том, что все девушки, которые слишком долго смотрели на картину, сошли с ума, а одна из них даже утопилась в Яузе! Естественно, никаких подтверждений этому не было, но люди продолжали верить в чертовщину, творящуюся вокруг работы Крамского.
Жалобы на картину продолжали сыпаться до тех пор, пока старушка-нянька, жившая в доме Третьяковых, не посоветовала перевесить полотно в дальний угол. «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!» — истолковала бабуля.
Как бы там ни было, а тема русалок-утопленниц и по сей день тревожит многих людей и находит отображение в творчестве мировых знаменитостей.
Даже если ты не веришь в чертовщину, нельзя не признать того, что «Русалки» Крамского производили на публику мощнейшее впечатление. Халтурно нарисованная картина никогда не обрастет таким количеством легенд и слухов!
Расскажи историю этого выдающегося полотна своим друзьям. Отныне они будут смотреть на «Русалок» другими глазами!
Источник: https://ofigenno.com/misticheskaya-istoriya-kartiny-rusalki
Мистические картины Ивана Крамского
?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2016-03-07 21:19:00Кот Ученый
lenarudenko
2016-03-07 21:19:00Среди картин, с которыми связаны мистические легенды, хочется отметить полотна художника Ивана Крамского. Его работы были высоко оценены современниками и вызвали немало слухов о своем мистическом влиянии на зрителя.
Иван Крамской, «Русалки» (1871 год)Картина «Русалки» была написана по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь или утопленница». На картине изображены девушки-утопленницы, которые по славянскому поверью после гибели стали русалками.
Работая над полотном, художник поставил для себя задачу — передать неповторимую красоту лунного света.
«Все стараюсь в настоящее время поймать луну… Трудная штука луна…» — писал Крамской.
Суеверные современники опасались, что гоголевский сюжет сведет художника с ума. На его картине в лунном свете оживает мир призраков. Гости иного мира — русалки предстают перед зрителем у пруда.
Крамскому удалось создать фантастическую картину.
«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…
» — отмечал художник.
«Крайнее правдоподобие фантастического сна» — восторженно писали критики. Публика, уставшая от модного сатирического реализма, с интересом приняла работу Крамского.
«Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники… что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление»
Вскоре у загадочной лунной картины появились свои легенды. Говорили, что на выставке рядом с «Русалками» висела картина Саврасова «Грачи», которая ночью вдруг упала со стены.По ночам в зале галереи Третьякова, который выкупил картину, слышалось печальное загробное пение, чувствовалась внезапная прохлада как от ночного пруда.
Рассказывали, будто барышни, которые долго смотрели на картину, сходили с ума и бросались в реку. Старая служанка посоветовала барину повесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее не падал свет. Старушка утверждала, что тогда русалки перестанут пугать живых.
Удивительно, но как только картину убрали в темноту, загробное пение прекратилось.
«Незнакомка» или «Неизвестная», (1883 год)Картина вызвала бурное обсуждение — кто эта таинственная особа, свысока смотрящая на публику? Аристократка или дама полусвета?
«Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества»
Предполагают, что Крамского на написание картины вдохновила история крестьянки Матрены Савишны, в которую влюбился дворянин Бестужев. Молодой господин приехал в деревню в гости к тетушке и был очарован молодой служанкой Матреной, которую взяли из деревни. Бестужев решил жениться на Матрене несмотря на осуждение общества. Его родня в Петербурге обучила простую девицу этикету и танцам.
Бывшая барыня однажды встретила Матрену в Петербурге, но служанка, ставшая благородной дамой, гордо проехала мимо своей госпожи. Этот рассказ художник услышал от Матрены, когда гостил у Бестуживых. «Ах, какая встреча сейчас была у меня!» — хвасталась Матрена, рассказывая о том, как проехала мимо барыни.
Портрет Ивана Крамского работы Ильи Репина Художник решил изобразить на картине эпизод , когда бывшая служанка встречает свою госпожу и дарит ей высокомерный взгляд. Рассказывали, что любовь к «незнакомке» не принесла Бестужеву счастья, ему часто приходилось драться на дуэли с навязчивыми поклонниками своей супруги, и много несчастных покончили жизнь самоубийством из-за гордой красавицы.
Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние. Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. «Незнакомка» вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась. Роковая слава нарисованной «незнакомки» создала репутацию проклятой картины.Говорили, что покупателей картины преследовали несчастья — разорение, внезапная смерть близких, безумие.
Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. Даже меценат Третьяков отказался покупать картину, опасаясь проклятья. В собрание Третьяковской галереи полотно поступило в 1925 году.
По одной из легенд Крамскому для «Незнакомки» позировала содержанка промышленника Саввы Морозова, которая погибла под колесами кареты, и теперь призрак ее бродит по улочкам Москвы. Утверждали, что проклятье обрушилось на семью Крамского, его сыновья скончались в течение года после написания роковой картины. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть.
Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания «Незнакомки». Старшие сыновья: Николай (1863—1938) и Анатолий (1865—1941) пережили отца.»Неутешное горе» (1884 год)В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину «Неутешное горе», на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба.
«Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, — удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота.
Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой — обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там — тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)» — писал критик Владимир Порудоминский.
Эскиз картины
Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» — писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому.
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» — писал Третьяков.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт.
Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще.
Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…» — рассуждал художник.
Эскиз картины
«Это не картина, а реальная действительность» — восхищался Репин изображенной глубиной чувств.
Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре.
Она упоминается в поэме «Москва-Петушки» и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».
«Лунная ночь» (1880 год)Лунный свет привлекал художника, который стремился «поймать луну». Интересно, что для картины позировали две дамы. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова). Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя.В заключение хочу добавить, Иван Крамской создавал портреты царской семьи.Портрет императора Александра IIIПортрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра IIIПортрет императрицы Марии Александровны, мать Александра III
Оглавление блога
Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/305562.html
Мистическая история картины Ивана Крамского «Русалки»
В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».
Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской.
Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения.
Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.
Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну.
Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.
Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.
Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.
На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.
П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.
Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном.
Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе.
Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.
Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.
Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского. К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то, даже если не верит, все же прислушивается. Картины, которые приносят несчастья владельцам: мистика или случайные совпадения?
Исочниик: www.kulturologia.ru
Источник: https://leprechaun.land/misticheskaya-istoriya-kartinyi-ivana-kramskogo-rusalki/
Крамской картина
Искусство и развлечения 30 июня 2016
В букете картин русских художников особое место занимает фантастическая живопись. Это обусловлено нашей культурой с множеством сказок и политеистических верований.
Одним из художников, который четко уловил связь вымышленного и реального, стал Иван Николаевич Крамской. В его полотнах нет явного разделения на фантастику и быль, два этих фактора плавно переплетаются и выдают зрителю целую историю.
Принцип некоторой туманности или даже “матовости” поверхности, тщательный отбор образов и неяркие краски дают ту самую сказочность, свойственную картинам Ивана Николаевича.
Например, мы точно можем сказать, что “Русалки” — картина Крамского, описание ее совпадает с характеристикой других картин этого автора: мистика соседствует со спокойной природой. Кстати, если говорить о реализме, то мы можем видеть вполне привычные пейзажи, хижины и дома с четко прорисованными деталями.
Крамской: из писаря в живописцы
Художник родился в мае 1837 года в Воронежской губернии. Отец его был писарем, поэтому хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так и случилось. После окончания учебы Иван работал писарем при Думе в своем городе. Но в 1853 году его внимание переключилось на другую деятельность, он стал обрабатывать фотографические снимки, этому его научил Тулинов, который был земляком Крамского.
Так начался путь живописца в качестве художника. Уже в 1857 году он поступил на учебу в Художественную Академию в Петербурге. Успехи молодого человека были настолько явными, что за одну из картин Иван Николаевич получил золотую медаль.
Среди работ рисовальщика были портреты известных людей, с помощью которых он набил руку в этом жанре, однако самой известной его картиной является “Христос в пустыне”. Она стала пиком развития Крамского в религиозной живописи.
Невообразимое количество полотен и фотографий осталось наследникам в память о замечательном художнике, скончавшемся от проблем с сердцем в возрасте пятидесяти лет.
Мистика картины “Русалки”
Пожалуй, одним из самых ярых любителей мистики в русской живописи является Крамской. Картина “Русалки” собрала вокруг себя столько опрометчивых мнений по поводу ее нехорошей репутаций, что все, к сожалению, не перечислить.
История произведения связана, как ни странно, с Гоголем и его повестью “Майская ночь или Утопленница”. Если верить народной молве, девушки-утопленницы после смерти становились русалками, зазывая путников в свои сети.
Именно их и хотел изобразить рисовальщик на картине.
Почему именно Гоголь? Как известно, Николай Васильевич также был не прочь писать о чем-то загадочном, вспомнить даже “Вия” или “Вечера на хуторе близ Диканьки”, а Крамской по несколько раз перечитывал эти произведения. Вероятно, такое тяготение к Гоголю и стало отправной точкой в области фантастической живописи.
Художник хотел передать атмосферу майской ночи на Украине в мелких деталях, отсюда и эффект соприсутствия. Как говорил сам Крамской, картина “Русалки” не до конца отвечает его требованиям, ведь он так хотел изобразить свет луны, но “поймать” ее ему так и не удалось. Хотя мы видим, как холодный свет ночного светила скользит по образам таинственных русалок.
Но это лишь часть того, что задумал сам автор.
Считалось, что мистические сюжеты были опасны, а если списывать их с произведений Гоголя, то вообще с ума можно сойти. Крамской даже шутил по этому поводу: “Хорошо, что с таким сюжетом я окончательно не сломал себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”.
И действительно, в галереях и на выставках ей никогда не могли найти места. Картины рядом с “Русалками” падали, а из помещения слышалось чуть слышное пение и веяло прохладой. Но после того, как полотно перевесили в дальний угол, далекий от солнца, сверхъестественное прекратилось, вероятно, русалкам было слишком жарко на солнечном свете.
Картина как правдоподобный фантастический сон
Но что бы ни говорил сам Крамской, картина “Русалки” удалась на славу, ведь на многих она производила сильное впечатление, правда, не всегда положительное. Это связано с тем, что хотел изобразить художник на полотне. И лица утопленниц, и сама природа будто так и навевают неприятные тоскливые мысли.
Выражение лиц девушек предает грусть по жизни, мечты о былом, и безысходность. Вся картина является символом глубокой печали. Сразу бросаются в глаза непривычные образы девушек-русалок.
У них нет хвостов, как видно, они очень даже неплохо передвигаются на своих двоих по земле, только у зрителя складывается впечатление невесомости, так как белые одеяния ундин делают их похожими на привидения.
Пускай и не совсем был доволен произведением Крамской, картина “Русалки” была по достоинству оценена профессионалами: многие художественные критики приравнивали данную работу к волшебному сну, так все реалистично изображено на ней.
Оценка Пушкина
Солнце русской поэзии крайне положительно отзывалось о полотне Ивана Николаевича. Что изумило Пушкина в картине Крамского “Русалки”? Да все то же самое, что и всех ценителей хорошего творчества.
Он почувствовал атмосферу, которую пытался передать автор, он восхитился оттенками настроений, ведь Александр Сергеевич увидел здесь и игривость, и мечтательность, и печаль. В образах девушек он уловил то настоящее, чего, увы, порой не встретишь у живых людей.
Именно такой психологизм, не свойственный обычно портретистам, покорил Пушкина.
Это произведение перевернуло мир художников, оно оказало огромное влияние на последующие работы этого же автора, а также на работы его последователей. Как и хотел Крамской, картина “Русалки” поймала свой лунный свет, благодаря грамотному использованию сюжетов фольклора и культуры русского народа на полотне.
Многие школьники рассматривают репродукцию работы в качестве иллюстрации к гоголевским “Майским ночам”, а потом пишут впечатления от увиденного.
Однако сочинение по картине “Русалки” Крамского Ивана Николаевича требует не только умения грамотно излагать свои мысли, но и понимать чувства не только персонажей, но и самого художника.
Источник: fb.ru
Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).
Источник: http://monateka.com/article/121505/
Художник Иван Крамской: биография, картины, описание картин
Крамской родился 27 мая 1837 года в г. Острогожске Воронежской губернии в небогатой мещанской семье. Влечение его к искусству не встречало поддержки родных, и он был вынужден самостоятельно заниматься живописью.
Поступив ретушером к странствующему фотографу Данилевскому, он объездил с ним много провинциальных городов и наконец попал в Петербург.
Там он познакомился с молодыми художниками, которые советовали ему серьезно заняться живописью, и по их настоянию в 1857 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.
Царившая там косность вызывала протест передовой демократической молодежи. Крамской возглавил молодые художественные силы в борьбе за реализм в искусстве против отвлеченного от жизни классицизма.
Несколько человек в знак протеста вышло из академии. Выступление художников ознаменовало новую эпоху в развитии русского искусства.
«Пора думать о создании русской школы национального искусства», — говорил Крамской.
В начале 70-х годов возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Оно объединило передовых русских художников — В. Г. Перова, В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина. А. И. Куинджи и других. Позднее в него вошли И. Е. Репин и В. И. Суриков. Душой и руководителем этой организации был Крамской.
Картина «Русалки». Иван Крамской
На первую передвижную выставку 1871 года Крамской представил картину «Русалки» на сюжет повести Н. В. Гоголя «Майская ночь». В этой картине художнику хотелось передать волшебное очарование лунного света. У заросшего пруда плавно движутся русалки. Голубовато-зеленый лунный свет делает все вокруг таинственным и загадочным…
Картина «Лунная ночь». Иван Крамской
К изображению лунного света Крамской возвращается в 1880 году. Они пишет романтическую, глубоко поэтическую картину «Лунная ночь».
Могучие тополя выстроились вдоль аллеи. Пышные кусты осыпаны белыми цветами. В пруду застали белые кувшинки. Все озарено сказочным лунным светом. На скамье в белом одеянии сидит женщина, полная обаяния, тихой лирической грусти и таинственности.
Картина «Христос в пустыне». Художник: Крамской
На следующей выставке появилась картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Крамской изображает его обыкновенным человеком. Долго брел он в молчании. Исстрадавшийся, уставший, присел он отдохнуть на камне в палестинской пустыне.
Руки судорожно сжаты, голова опущена. Следы глубоких переживаний видны на его лице. Христос для Крамского — это воплощение совести и долга человека.
Художнику было свойственно необычайно острое сознание своего гражданского долга, сознание необходимости самопожертвования во имя общего дела.
Иван Крамской: картина «Неутешное горе»
В числе работ Крамского есть целый ряд великолепных женских портретов. В них проявилась способность художника к выражению эмоциональных состояний человека. Картина «Неутешное горе» (1884 г.) была написана после смерти маленького сына художника. Крамской передал неизмеримое горе матери — ее личное горе, которое никто не может разделить с ней.
Женщина в глухом черном платье, опершись рукой о кресло, смотрит отсутствующим взглядом. Она потрясена. Выплаканные глаза, морщина прорезала лоб, поседевшая прядь волос.
Платок поднесла ко рту, как бы сдерживая рыдания… Из жизни ушло самое дорогое существо, а все кругом осталось по-прежнему: и этот ковер, и портьеры, и картины, и альбомы на столе… Гроба не видно.
Только в кресле лежат коробки с венками и белая легкая материя, а на полу стоят горшки с цветущими тюльпанами. Комнату наполняет серый зимний свет… В позе женщины, выражении лица воплощена глубокая душевная драма матери.
В экипаже сидит, откинувшись на обитую темно-желтой кожей спинку, изящная молодая женщина. Она чуть повернулась в сторону тротуара, чувствуя восхищенные взоры. В ее взгляде надменность и гордость женщины, сознающей свое обаяние. Большие блестящие глаза холодны и бесстрастны.
Ее фигура вырисовывается на фоне светлой дымки морозного зимнего воздуха и розоватого Аничкова дворца. Строгая архитектура как бы дополняет образ этой красивой, величественной женщины.
Бархатная шубка, мех, лиловые атласные ленты, белое страусовое перо, тонкие кожаные перчатки, плотно облегающие руки, подчеркивают грациозность фигуры.
Это портрет «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского. Хотя эта картина и не характерна для творчества художника, но при одном упоминании его имени в памяти возникает образ этой пленительной женщины.
Крамской: портрет Толстого
Крамской создал целый ряд портретов русских писателей — Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Л. Толстого, Григоровича. Художник изображает людей, погруженных в глубокое раздумье.
Проста и естественна поза Толстого. Приковывают внимание глаза писателя, требовательные, внимательные. Человеком воли, ясного и энергичного ума предстает Толстой в портрете Крамского.
Портреты крестьян
Демократические взгляды художника нашли отражение в серии крестьянских образов — «Крестьянин» (1871 г.), «Пасечник» (1872 г.), «Полесовщик» (1874 г.), «Мина Моисеев» (1883 г.) и других. Это яркие типы, каждый по-своему характерный и выразительный.
Крамской умер 25 марта 1887 года во время работы над очередным портретом. Картины и портреты, созданные художником, стоят вровень с лучшими творениями его современников.
Т. Шахова, журнал «Семья и школа», 1962 год, факты биографии художника Ивана Николаевича Крамского, картины, описание картин, материал для сочинений.
Метки биография, искусство, картины, творчество, художники. Закладка постоянная ссылка.
Источник: http://mamotvet.ru/xudozhnik-ivan-kramskoj-biografiya-kartiny-opisanie-kartin/
русалка Фото со стоков и изображения. Русалка картина
Главная » Картины » Русалка картина
В обширном списке произведений И.Н.Крамского особое место занимает его картина под названием «Русалки». Народная молва окрестила это полотно мистическим, поскольку с ним связаны таинственные случаи, и некоторые из них — с печальным финалом. Но обо всем по порядку.
Являясь почитателем литературного таланта Н.В.Гоголя, Крамской мечтал создать полотно по мотивам его произведений.
Художник был, без преувеличения, очарован описаниями украинских ночей и тех мифических существ, которые появлялись под светом луны, пока обычные люди были погружены в сон.
Помимо этого, живописец страстно мечтал запечатлеть на полотне удивительное сочетание ночной мглы и струящегося лунного света, озаряющего отдельные предметы. Картина Крамского «Русалки» свидетельствует, что с этой задачей художник отлично справился.
Русалочьи посиделки под лунным светом
Сюжетом для картины Крамского «Русалки» послужил отрывок из гоголевской «Майской ночи», где автор описывает сон Левка.
Художник не ставил перед собой цель точно передать все детали сна, он лишь стремился поделиться со зрителем тем чудесным видением, которое посетило его во время работы над эскизами будущего шедевра.
Картина Крамского «Русалки» наполнена светлой грустью.
На переднем плане мы видим группу молодых девушек, облаченных в белые одеяния. Они собрались на берегу старого пруда, чтобы посидеть под лунным светом, спеть свои любимые песни и рассказать друг другу сокровенные тайны. Тонкие фигурки утопленниц застыли в живописных позах, их лица печально-строги.
Кое-кто, запрокинув лицо вверх, всматривается в диск полной луны, другие же склонили головы, будто оплакивая свою горькую судьбу. Они словно сияют под светом полной луны, которая освещает лишь небольшие участки — заросли осоки, невысокий холм и старую усадьбу на нем.
На современников Крамского его «Русалки» произвели неизгладимое впечатление: картина пользовалась необычайным успехом у публики, а критики единодушно хвалили мастера за точную передачу лунного света и новизну сюжета. Впрочем, сам живописец был недоволен собой и время от времени порывался доработать картину даже после того, как она оказалась в коллекции Третьякова.
Само же полотно, казалось, жило своей жизнью. На 1-й выставке, организованной Товариществом передвижников, его поместили рядом с полотном «Грачи прилетели» кисти Саврасова. Утром обнаружилось, что пейзаж Саврасова ночью необъяснимым образом упал со стены; работники выставки в шутку говорили, что это дело русалок, которым пришлось не по душе соседство с птицами.
Однако после того как картину Крамского «Русалки» купил П.Третьяков, всем стало не до шуток: челядь утверждала, будто в тех комнатах, куда вешали холст, воздух становился прохладным и наполненным сыростью, а по ночам оттуда слышалось тихое пение. Сам хозяин говорил, что после длительного созерцания картины он чувствует упадок сил.
Также ходили слухи, будто картина сводит с ума молоденьких барышень, да так, что одна из них утопилась в реке. Вся мистика прекратилась после того, как по совету старой няни полотно повесили в угол, подальше от света — чтобы он не тревожил утопленниц на холсте. Сегодня картина является частью экспозиции Третьяковской галереи в Москве.
artchive.ru
Русалки (картина Крамского) Википедия
«Руса́лки» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1871 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( 647). Размер картины — 88 × 132 см[1][2].
Также встречаются упоминания картины под названиями «Сцена из „Майской ночи“ Гоголя»[3] и «Майская ночь»[4].
История
Картина «Русалки» была написана Крамским по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Крамской заканчивал картину летом 1871 года в селе Хотень Харьковской губернии (ныне посёлок городского типа, находящийся в Сумской области Украины), где он жил в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне[1][2][5].
Картина, под названием «Сцена из „Майской ночи“ Гоголя», была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Петербурге в конце 1871 года[3]. В 1872 году художник внёс некоторые изменения в картину[2].
Описание
Главным для Крамского в этой картине было не проиллюстрировать повествование Гоголя, а передать необыкновенную, поэтическую красоту лунной украинской ночи. Крамской писал[6]:
Все стараюсь в настоящее время поймать луну… Трудная штука луна…Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло… |
На картине изображён берег реки, у которого в лунную ночь расположились русалки-утопленницы. Фигуры девушек бесплотны и отрешены от внешнего мира, они погружены в состояние внутренней сосредоточенности, безысходной тоски и глубокой грусти. Поэтичность картины обусловлена изображением мягкого лунного света[7].
Отзывы
Писатель и историк культуры Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском[8]:
…не сон, а вместе сон и явь должны возникнуть на холсте; долой старый дом на горе — вместо него гоголевские же (и Крамского — он родился, вырос в такой) крытые соломой хатки; не месяц — только свет его и этот увиденный Гоголем серебряный туман, странное упоительное сияние, излучаемое стенами хат и стволами деревьев, гущей тростника, цветом яблонь, печальными, певучими фигурами девушек-русалок, которые не просто должны быть изображены, но как бы звучать должны в картине задумчивой печальной мелодией… |
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 288. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- ↑ 1 2 3 Крамской Иван Николаевич — Русалки (HTML).
Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 30 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года.
- ↑ 1 2 В. В. Стасов. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — Москва: Искусство, 1952. — Т. 1. — С. 213.
- ↑ Иван Крамской.
Его жизнь и художественная деятельность. — Москва: Litres, 2013. — ISBN 9785425083340.
- ↑ Иван Николаевич Крамской. — Ленинград: Художник РСФСР, 1990. — С. 31. — 110 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 9785737000424.
- ↑ Иван Николаевич Крамской — Русалки (1871) (HTML). www.
kramskoy.info. Проверено 30 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года.
- ↑ Р. Кононенко. Иван Николаевич Крамской (Великие художники, том 13). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2009. — ISBN 978-5-87107-186-1.
- ↑ В. И. Порудоминский. И. Н. Крамской. — М.
: Искусство, 1974. — С. 71. — 248 с.
Ссылки
wikiredia.ru
Русалки (картина Крамского) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1871 года
«Руса́лки» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1871 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 647). Размер картины — 88 × 132 см[1][2].
Также встречаются упоминания картины под названиями «Сцена из „Майской ночи“ Гоголя»[3] и «Майская ночь»[4].
История
Картина «Русалки» была написана Крамским по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Крамской заканчивал картину летом 1871 года в селе Хотень Харьковской губернии (ныне посёлок городского типа, находящийся в Сумской области Украины), где он жил в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне[1][2][5].
Картина, под названием «Сцена из „Майской ночи“ Гоголя», была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Петербурге в конце 1871 года[3][6]. В 1872 году художник внёс некоторые изменения в картину[2].
Описание
Главным для Крамского в этой картине было не проиллюстрировать повествование Гоголя, а передать необыкновенную, поэтическую красоту лунной украинской ночи. Крамской писал[7]:
« | Все стараюсь в настоящее время поймать луну… Трудная штука луна…Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло… | » |
На картине изображён берег реки, у которого в лунную ночь расположились русалки-утопленницы. Фигуры девушек бесплотны и отрешены от внешнего мира, они погружены в состояние внутренней сосредоточенности, безысходной тоски и глубокой грусти. Поэтичность картины обусловлена изображением мягкого лунного света[8].
Отзывы
Писатель и историк культуры Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском[6]:
« | …не сон, а вместе сон и явь должны возникнуть на холсте; долой старый дом на горе — вместо него гоголевские же (и Крамского — он родился, вырос в такой) крытые соломой хатки; не месяц — только свет его и этот увиденный Гоголем серебряный туман, странное упоительное сияние, излучаемое стенами хат и стволами деревьев, гущей тростника, цветом яблонь, печальными, певучими фигурами девушек-русалок, которые не просто должны быть изображены, но как бы звучать должны в картине задумчивой печальной мелодией… | » |
См. также
Напишите отзыв о статье «Русалки (картина Крамского)»
Примечания
- ↑ 1 2 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 288. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- ↑ 1 2 3 [http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2488 Крамской Иван Николаевич — Русалки] (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 30 сентября 2012. [http://www.webcitation.org/6Cr9XaArV Архивировано из первоисточника 12 декабря 2012].
- ↑ 1 2 В. В. Стасов. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — Москва: Искусство, 1952. — Т. 1. — С. 213.
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/rusalka-kartina.html
«Русалки» Ивана Крамского. — Журнал «Культурная Столица»
Главная › Каталог статей › Культура & Искусство › Живопись»Русалки» Ивана Крамского.
Иван Крамской «Русалки»
В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».
«Сцена из «Майской ночи» Гоголя» задумывалась Иваном Крамским как первая картина из цикла работ по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», однако «Русалки» (такое название дали картине зрители) так и остались единственным полотном автора на эту тему.
Картина была представлена в ноябре 1871 года на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, идеологом и организатором которого был Крамской.
«Майская ночь» с ее мистическим сюжетом не соответствовала программе передвижников, которые стремились объективно отражать реальную действительность. Основной темой полотна стали не социальные проблемы, а традиционная культура и народные верования.
До этого Крамской к фольклорным мотивам не обращался. Зрители, критики и художники отнеслись к полотну с интересом, сразу после выставки его приобрел Павел Третьяков.
На картине нет луны — есть только лунный свет. Он преображает ночной пейзаж ослепительными бликами на стенах заброшенной хаты и одеждах утопленниц.
Крамской считал, что передать лунное свечение было его главной технической задачей: «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…
» Годами позже в письме Илье Репину Крамской напишет: «Что хорошего в луне, этой тарелке? Но мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее — словом, предмет для искусства достойный».
Спустя 10 лет Крамской напишет картину с созвучным названием — «Лунная ночь». В центре полотна — женщина в белом платье, залитая светом луны. Моделями для этой картины были сначала Анна Попова (будущая жена Менделеева), а потом вторая жена Сергея Третьякова — Елена Третьякова.
Лунная ночь. 1880.
По мере того как писалась картина, хата на пригорке все меньше походила на гоголевский дом сотника и все больше напоминала родной дом Ивана Крамского.
В беленой хатке под соломенной крышей в слободе Новая Сотня под городом Острогожском Воронежской губернии художник родился и провел первые 16 лет жизни. Сейчас там находится Дом-музей Крамского.
Русалки в народных поверьях — это девушки, утопившиеся от несчастной любви и ставшие духами природы. По ночам они выходят из воды, путают сети рыбаков, ломают плотины и мосты, очаровывают путников и затягивают их в свои подводные чертоги.
Русалки Крамского в белых рубахах до пят эфемерны и меланхоличны. Выйдя из пруда, они устраиваются на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках или уходят в лесную чащу, сливаясь с листвой кустарников, залитых лунных светом. Что они задумали на этот раз?
О самой картине ходило множество легенд. Говорили, что в галерее Третьякова по ночам слышалось пение, возникало ощущение внезапной прохлады, а барышни, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума и бросались в реку.
Соседством с «Русалками» суеверная публика связала и тот факт, что в первую же ночь на выставке передвижников «Грачи» Алексея Саврасова, висевшие рядом с «Русалками», упали со стены. И сам Третьяков будто бы чувствовал усталость рядом с полотном.
По совету старухи няньки он перевесил картину в темный угол, чтобы на нее не попадал солнечный свет, и только после этого русалки перестали «колобродить».
Летом 1871 года Крамской гостил в усадьбе Хотень Харьковской губернии у Павла Строганова. В усадьбу художник приехал ночью. Его встретил спящий сад и призрачное видение «серебристо-лунной» девушки. Под впечатлением от призрачного образа Крамской решает написать «Сомнамбулу».
На картине он изображает, как спящая девушка с бледным отрешенным лицом уходит из дома, увлекаемая лунным светом.
Так же безучастны и прекрасные лица русалок. Гениальный портретист Крамской намеренно лишил их индивидуальности.
Сонм «лунных» девушек уже не принадлежит миру людей — он сливается с лилиями в пруду, со стволами деревьев и соцветиями сирени. Их красоты теперь не в чертах лица, а в отраженном лунном свете.
Сомнамбула. 1871.
Женщины в XIX веке должны были скрывать волосы под головным убором. Только незамужним девушкам разрешалось ходить с непокрытой головой, но обязательно с лентами, вплетенными в косы.
В сказках распущенные волосы являются отличительной чертой в облике русалок. «Ходит как русалка (о нечесанной девке)» — гласит словарь Владимира Даля.
Также Даль описывает народное поверье: когда русалка гребнем расчесывает волосы, с них струится вода, затопляя все вокруг. Если волосы русалок высыхали, они погибали.
Вероятно, девушка с «плетью тростника» в руках и с венком из трав на голове — это гоголевская панночка, сотникова дочка.
В некоторых поселениях России, например в Брянской области, верили, что «на Троецкой, или Русальной (Русаличьей), неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю…».
В Чистый четверг на Зеленой или Троицкой неделе не работали, не гневили русалок. Незамужние девушки плели венки и бросали их в лесу или в воду, гадая, какая судьба их ждет.
У Ивана Крамского почти нет пейзажей. Именно в картине «Майская ночь» он смог наиболее масштабно выразить свое понимание природы. Просторы Малороссии всегда вдохновляли художника и напоминали о его корнях и родных местах в Воронежской губернии.
Приглушенный колорит картины передает волшебство сказочно оживающей украинской ночи. «…Чем ближе к правде, к природе, тем незаметнее краски. Да ведь это так и в натуре…» — писал Иван Крамской своему другу, художнику Федору Васильеву в 1873 году.
|
Источник: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/zhivopis/rusalki_ivana_kramskogo/42-1-0-882