Самые красивые картины Шишкина (описание + ФОТО)
Сегодня мы поговорим о самом ярком, талантливом представителе русского искусства, русском пейзажисте, последователе Дюссельдорфской художественной школы, рисовальщике гравюр и аквафортисте Шишкине Иване Ивановиче.
Родился гений кисти зимой 1832 года в городе Елабуге в семье знатного купца Ивана Васильевича Шишкина. С детства, проживая на окраине деревни, Иван Шишкин любовался просторами желтых полей, широтой зеленых лесов, голубизной озер и рек.
Повзрослев все эти родные пейзажи не выходили у парня из головы и он решил выучиться на живописца. Как видим, у него это отлично получилось и мастер оставил после себя огромный след в истории русской культуры и живописи.
Его гениальные работы настолько натуральны и красивы, что известны не только на его Родине, но и далеко за ее пределами.
1
«Утро в сосновом лесу» (1889)
Эту работу Ивана Шишкина знают все, мастер кисти много рисовал лесные гущи и тропы, но эта картина самая любимая, ведь в композицию вписаны игривые и чудные медвежата, играющие на поляне возле сломанного дерева, которые делают работу доброй и милой. Мало кто знает, что авторами этого полотна было два художника Константин Савицкий (нарисовал медвежат) и Иван Шишкин (изобразил лесной пейзаж), но коллекционер по фамилии Третьяков стёр подпись Савицкого и автором картины считают одного Шишкина.
Кстати на нашем сайте topcafe.su есть увлекательная статья с очень красивыми фотографиями медведей. Советуем к просмотру.
2
«Березовая роща» (1878)
Не воплотить на полотне русскую народную красавицу, стройную, высокую березу художник просто не мог, поэтому и нарисовал эту работу, где изобразил не одну черно-белую красотку, а целую рощу.
Лес словно только что проснулся, и поляна наполнилась утренним светом, солнечные лучи играют среди белых стволов, а по извилистой тропке, ведущей в лес прогуливаются прохожие, любуясь красивым утренним пейзажем.
3
«Ручей в березовом лесу» (1883)
Картины Ивана Шишкина по праву можно считать настоящими шедеврами, ведь он так искусно передавал в них все тонкости природы, блики солнечных лучей, породы деревьев и, даже кажется, шум листвы и пение птиц. Вот и это полотно передает журчание ручья в березовой роще словно ты сам очутился среди этого пейзажа и любуешься этой красотой.
4
«На севере диком» (1890)
Обожал мастер снежную зиму, поэтому в его коллекции полотен есть и зимние пейзажи. Красавица ель засыпана снегом на диком севере в огромном сугробе, красиво стоит среди зимней пустыни. Когда смотришь на эту зимнюю красоту хочется все бросить, схватить санки и пуститься со скользкой горки по холодному снегу.
5
«Мухоморы» (1878-1879)
Посмотрите, как натурально изображены грибы мухоморы на этой картине, как точно переданы цвета и изгибы, словно они вот-вот совсем недалеко от нас стоит лишь протянуть руку. Красавцы мухоморы, ах как жаль, что они такие ядовитые!
6
«Две женские фигуры» (1880)
Женскую красоту невозможно скрыть от мужского взгляда, а от художника тем более.
Вот и живописец Шишкин изобразил на своем полотне две изящные женские фигуры в модных нарядах (красного и черного цвета) с зонтами в руках, прогуливающихся по лесной тропинке.
Заметно, что у этих очаровательных дам приподнятое настроение, ведь прелесть природы и свежий лесной воздух наверняка к этому располагают.
7
«Перед грозой» (1884)
Глядя на эту картину, поражает воображение тот факт, что все это нарисовано по памяти, а не с натуры. Такая точная работа требует от художника много времени и сил, а стихия может разыграться за считаные минуты. Посмотрите сколько здесь оттенков синего и зеленого цвета и как точно изображено настроение приближающейся грозы, что кажется чувствуешь всю тяжесть влажного воздуха.
8
«Туманное утро» (1885)
Иван Шишкин часто видел данный пейзаж вживую, так как в деревне все просыпались до рассвета. То как утренний туман опускался на луга и поля приводило его в полный восторг и изумление, казалось, что молочная река растекается на всей поверхности, окутывая леса и озера, деревни и все околицы.
Небо, земля и вода — три самые главные стихии, гармонично дополняющие друг друга, — вот главная идея картины. Природа словно просыпается от сна и умывается утренней росой, а река снова пускается в свой извилистый путь, достигая глубин, вот что приходит на ум, когда смотришь на эту шишкинскую картину.
9
«Вид Елабуги» (1861)
Иван Шишкин никогда не забывал откуда он родом и очень любил свой родной край. Именно поэтому он часто рисовал свой родной город Елабуг. Данная картина исполнена в черно-белых тонах, и жанре эскиза или этюда, набросанного простым карандашом, казалось бы, несвойственном мастеру кисти, но, как видим, Шишкин рисовал не только маслом и акварелью.
10
«Облака»
Каждое природное явление не осталось незамеченным художником, даже легкие и пушистые облака, за которыми он обожал наблюдать, а рисовать и подавно. Казалось бы, что могут рассказать вечно плывущие, синие перины, но живописец смог рассказать историю передвижения и жизненного пути сказочно красивых небесных тел.
11
«Бычок» (1863)
Художник-пейзажист обожал рисовать животных, которых очень любил с самого детства. Этот жанр в искусстве рисования называется «анимализм». Как натурально получился маленький бычок, глядя на это полотно хочется подойти к нему и погладить по спине, но к сожалению, это всего лишь рисунок.
12
«Рожь» (1878)
Один из самых известных пейзажей Шишкина после картины «Утро в сосновом лесу».
Все очень просто: летний солнечный день, в поле колосится золотая рожь, а вдалеке видны высокие сосны-великаны, поле разделяет извилистая дорога, ведущая в глубину леса.
Пейзаж очень знаком всем, кто родился в деревенской местности, смотря на него, кажется, что ты очутился дома. Красиво, натурально и очень реалистично.
13
«Крестьянка с коровами» (1873)
Живя в глубинке и видя все своими глазами, живописец не мог не изобразить всю сложность крестьянской жизни и тяжкого крестьянского труда.
Работа нарисована в стиле эскиза черно-белым карандашом, что придает ей некой давности или древности.
Крестьяне издавна были связаны с землей, скотоводством и ремеслами, но это только возвышает их в наших глазах, а художники помогают нам увидеть всю связь и красоту, изображая красивые и реалистичные картины.
14
«Итальянский мальчик»
Как мы видим, живописец умел красиво изображать не только любимые лесные пейзажи, но и портреты, которых в его коллекции, к сожалению, почти нет. Эта работа посвящена, я бы сказала, упитанному, румяному итальянскому мальчугану и его пятнистому теленку. Жаль, что год написания самой работы и дальнейшая ее судьба неизвестна.
15
«Рубка леса»
Само название картины говорит о том, что хотел донести нам художник, видя такие картины вживую, Иван Иванович очень огорчался, ведь он обожал деревья и природу вокруг него. Он был против того, что человек вторгается в природу и крушит все вокруг себя. Этой работой он пытался достучатся до человечества и остановить жестокий процесс вырубки лесов.
16
«Стадо под деревьями» (1864)
Мне кажется, что коровы — это самые любимые животные нашего живописца, ведь кроме лесных рощ и опушек, среди его работ, где есть животные встречаются только коровы, правда, не считая мишек на известном полотне, но как мы уже осведомлены их нарисовал другой художник, а не Шишкин. Живя в селе, я часто наблюдала подобную картину, когда стадо коров приходило на обеденную дойку и, дожидаясь своих хозяек, устраивалось поудобнее под разлогими деревьями. Видимо, Иван Шишкин в свое время наблюдал что-то похожее.
17
«Пейзаж с озером» (1886)
Зачастую у художника преобладают всевозможные оттенки зеленого цвета, но эта работа как исключение из правил, здесь центр пейзажа глубоко-синее, прозрачное озеро. Как по мне, очень красивый и удачный пейзаж с озером, жаль, что реки и озера Шишкин рисовал очень редко, а как они у него замечательно получались!
18
«Скалистый берег» (1879)
Кроме своего родного края, любил мастер пейзажей и солнечный Крым, где каждый пейзаж — это настоящий райский уголок. У Шишкина есть целая коллекция картин, написанных на солнечном полуострове под названием Крым. Эта работа очень яркая и живая, здесь очень много света, оттенков и цвета, впрочем, как везде в Крыму.
19
«Болото»
Как некрасиво звучит это слово и как искусно, и красиво изобразил это природное явление наш мастер пейзажей. В одной работе собраны все оттенки коричневого и темно-зеленого (так сказать болотного) цветов. Пасмурно и тускло, на небе нет ни одного облачка, солнечные лучи не прорезают пространство, и только две одинокие цапли пришли к воде.
20
«Корабельная роща» (1898)
Последняя и самая большая работа Шишкина заканчивает настоящую эпопею лесных пейзажей всей его жизни, показывающих настоящую богатырскую силу и красоту русской матушки природы. Рисуя лесные просторы, Шишкин пытался возвеличить и показать всем безграничные русские земли — настоящее народное богатство своей родины.
Еще при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса» и понятно почему, ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года.
Почему художник рисовал преимущественно лесные рощи непонятно, ведь есть очень много природных картин, но это его выбор, это как когда-то Айвазовский решил для себя рисовать одно только море.
Иван Иванович Шишкин заслуженно считается одним из самых талантливых и любимых российских художников, а все его работы исполнены на высшем уровне. Вклад художника в российское искусство поистине колоссальный, безграничный и по-настоящему бесценный.
Источник: https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/samye-krasivye-kartiny-shishkina.html
Мухомор шишковидный – красивый белый гриб
Мухомор шишковидный – гриб семейства Мухоморовые. О его съедобности и ядовитости ходят противоречивые мнения. В одних источниках говорится, что эти грибы после предварительного отваривания пригодны в пищу, а в других, что в них содержатся галлюциногенные вещества иботеновая кислота и мусцимол, а это значит, что они должны причисляться к несъедобным видам.
Описание шишковидного мухомора
Диаметр шляпки шишковидного мухомора колеблется от 5 до 16 сантиметров. В молодом возрасте форма шляпки полусферическая, со временем она преобразуется в выпукло-распростертую, а затем делается полностью распростертой. Окрас шляпки беловатый или сероватый.
На поверхности имеются толстые, круглые, пирамидальные, пушистые бородавки, которые представляют собой остатки покрывала. Шляпка толстомясистая с ровными гладкими краями. Пластинки толстые, часто расположенные, свободные, белого цвета. Мякоть сероватая или белая, на срезе не меняющаяся. Запах и вкус у мякоти приятные.
Длина ножки может достигать 6-13 сантиметров, а диаметр составляет 1,5-3,5 сантиметра. Форма ножки цилиндрическая, основание ее клубневидно-вздутое. Окрас, как и у шляпки, белый.
Ножка по всей высоте покрыта большими, хлопьевидными, заостренными чешуйками, расположенными в виде черепицы. На ножке имеется провисающее хлопьевидное, светло-желтое кольцо, по краю оно полосатое.
Вольва рыхлая, приросшая, чашевидная, беловато-серого цвета.
Места произрастания мухоморов шишковидных
Это микоризные грибы, они образуют союз с липами, буками и дубами. Растут они в хвойно-широколиственных и широколиственных лесах. Чаще всего встречаются на карбонатных почвах. Распространены шишковидные мухоморы в европейской части нашей страны, в Приморском крае. Плодоносят они с июля по сентябрь.
Съедобность, ядовитость и галлюциногенность шишковидных мухоморов
Съедобность этих грибов до сих пор является поводом для многочисленных дискуссий. Зафиксированных серьезных случаев отравления шишковидными мухоморами не было.
Встречаются мухоморы данного вида не слишком часто, да и их внешний вид не располагает грибников собирать эти грибы. Некоторые считают, что после предварительного отваривания эти грибы можно спокойно есть, но обязательно сливают отвар.
Однако в шишковидном мухоморе содержится в небольшой концентрации мусцимол и иботеновая кислота, а эти вещества являются галлюциногенными, следовательно, данный вид следует относить к грибам, вызывающим микоатропиновый синдром.
Другие грибы этого семейства
Мухомор шафрановый произрастает во влажных смешанных и хвойных лесах, отдавая предпочтение богатым почвам. Сезон плодоношения – с июля по сентябрь. Считается, что этот мухомор съедобен.
Диаметр шляпки шафранового мухомора составляет 3-12 сантиметров. Сначала ее форма яйцевидно-колокольчатая, а со временем становится плоская с бугорком в центре и бороздчатыми краями. Поверхность шляпки блестящая.
Окрас от ярко-оранжевого до охристо-оранжевого. На общем фоне имеются белые бородавки. Длина ножки составляет 6-15 сантиметров, а ширина – 0,8-2 сантиметра. Форма ножки цилиндрическая, основание вздутое. Кольца на ножке не имеется.
Мякоть тонкая, мягкая, без особого запаха, сладковатая на вкус.
Мухомор красный растет в лесах различного типа. Встречается он с июля по сентябрь. Этот вид мухоморов ядовитый. Диаметр шляпки изменяется от 5 до 25 сантиметров. Сначала форма шаровидная, после становится плоско-распростертой, а затем вогнутой.
Окрас шляпки ярко-красный или оранжево-красный с белыми или немного желтоватыми хлопьевидными, неправильной формы чешуйками, которые впоследствии исчезают.
Высота ножки составляет 5-10 сантиметров, а диаметр 3 сантиметра. Ее форма цилиндрическая, клубневидно-вздутая, плотная белого цвета. У молодых грибов ножка заполненная, а у зрелых становится полой.
В верхней части ножки располагается широкое, беловатое, провисающее кольцо.
Мухомор толстый является съедобным представителем семейства. Его шляпка колеблется от 6 до 15 сантиметров в диаметре. Сначала ее форма полушаровидная, после становится плоско-распростертой, часто с волнистым краем. Окрас шляпки дымчато-коричневый, сероватый, бурый, в центре он более темный.
В сырую погоду поверхность шляпки слизистая, а при высыхании становится шелковистой. Поверхность усыпана мелкими беловато-серыми мучнисто-хлопьевидными чешуйками.
Высота ножки составляет 5-10 сантиметров, а ширина 1,5-2 см. Форма ее цилиндрическая, утолщенная у основания. Окрас ножки сероватый или белый. В верхней части ножка мучнистая, а внизу хлопьевидно-чешуйчатая.
На ножке имеется кольцо, располагается оно в верхней части.
Мухомор пантерный – ядовитый гриб. Растет он в лесах различного типа, а сезон плодоношения происходит с июля по сентябрь. Его шляпка в диаметре составляет 4-10 сантиметров.
Сначала она полушаровидной формы, а позже становится плоско-выпуклой, с тонкими краями. Окрас шляпки коричнево-серо-желтый, реже беловатый.
Поверхность шляпки клейкая с большим количеством мелких хлопьев песочного или беловатого цвета.
Высота ножки колеблется от 4 до 13 сантиметров, а ширина – от 0,8 до 1,5 сантиметра. Ножка вверху зауженная, а основание ее вздутое, клубневидное. Ножка сплошная, белого цвета, со временем становится полой. В средней части ножки находится кольцо, оно узкое, тонкое, без складок и зубчатого края.
Мухомор высокий является съедобным представителем семейства. Растет он в лесах различного типа, встречаясь с июля по август. Диаметр шляпки мухомора высокого составляет от 7 до 25 сантиметров. Изначально форма шляпки выпуклая, после становится плоско-распростертой, с гладким, а иногда морщинистым краем.
Шляпка слабослизистая, беловатого цвета, а затем становится буро-серой, медово-коричневой или коричневой. В центре окрас более темный. Шляпка усеяна мучнистыми, редкими лоскутовидными хлопьями, которые быстро исчезают.
Высота ножки достигает 5-15 сантиметров, а ее диаметр — 1,5-2 сантиметра. Форма ножки цилиндрическая, ровная, без утолщения в нижней части. Ниже кольца находятся ряды грязно-белых чешуек.
Окрас ножки на тон светлее, чем шляпки.
Источник: http://gribnikoff.ru/vidy-gribov/ne-sedobnye/muhomor-shishkovidnyj/
Читать
1832-898
Иван Иванович Шишкин один из крупнейших русских пейзажистов. Проникнутый бесконечной любовью к Родине, мастер на протяжении всей своей жизни воспевал ее необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы. Полотна художника по праву считаются шедеврами сокровищницы мирового искусства, а его талант явил собой новую эпоху отечественного пейзажа XIX столетия.
Болото, журавли. 1890
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в семье небогатого, но очень разностороннего купца Ивана Васильевича Шишкина в маленьком провинциальном городке Елабуге, расположенном на высоком берегу Камы. Он рос умным, ранимым и впечатлительным мальчиком, одаренным, открытым для всего нового.
Отец интересовался историей и археологией, любил вносить во все, чем занимался, нечто новое и самобытное. Эту любознательность и трепетное отношение к родной стране он привил своему сыну с детства.
Любовь к природе и тонкое ее чувствование выразились в набросках маленького Шишкина, который очень рано стал проявлять способности к рисованию.
В 1844 мальчик был отдан в Казанскую гимназию. Здесь он общался с новыми друзьями, совершенствовал свои навыки рисования и очень тосковал. Шишкин позже вспоминал, что уклад заведения очень мешал его способностям, убивал в нем индивидуальность и свободу художественного мышления. Внутренний протест в юноше был так силен, что после очередных летних каникул он просто бросил учебу.
Молодой Иван Шишкин рано понял, с каким именно делом хочет связать свою жизнь, испытывал непреодолимое желание творить и с большим трудом уговорил семью поддержать его в желании поступить в Московское училище живописи и ваяния. Отец никогда не был против увлечения сына рисованием, его безудержного желания стать художником и, конечно, помог ему.
Обучение в Училище (1852–1856) проходило под руководством Аполлона Мокрицкого, который привил студенту Шишкину строгие азы рисунка и построения формы. Академик считал, что умение как можно более точно изобразить сам предмет важнее поисков новых способов его передачи. Именно этот принцип впоследствии прочно вошел в творческий метод будущего живописца.
Мухоморы. 1878
Любовь Шишкина к жанру пейзажа определилась очень рано. Изучая натуру, молодой человек так увлекался, что любой сучок или веточка воспринимались им как шедевр растительного мира.
Он уделял большое внимание не столько общим пейзажным видам, сколько конкретным фрагментам, а потому очень тщательно осматривал стволы деревьев, стебли, листочки, прощупывал траву, мох.
Так, живописцем был открыт неведомый и удивительный мир природы с его неотъемлемыми составляющими, незаметными на первый взгляд и неотмеченными предшественниками. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище, — писал он в своем дневнике.
— Природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих ларов то; что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?..». Мастер уходил далеко в лес и неустанно рисовал.
Ко времени окончания училища Шишкин уже четко определил свой творческий путь. Талант явно выделял его среди сверстников, но не было предела совершенству. С этими мыслями Иван оправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств, а, в результате, остался в северной столице на всю жизнь.
За время обучения в Академии (1856–1860) у пейзажиста Сократа Воробьева за Шишкиным закрепилась слава ученика с необыкновенными, блестящими способностями.
Бывший наставник Мокрицкий писал об его уходе: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии».
В 1857 Шишкин получил две малые серебряные медали — за картину «Вил в окрестностях Петербурга» (1856, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и за рисунки, исполненные летом в Дубках. Живописец получал всевозможные награды одну за другой.
Пейзажные работы по-прежнему поражали публику точностью рисунка, словно мастер работал не красками, а пером и тушью — до того тонко были вырисованы детали.
Верность и правдивость изображаемого мира и предметов впоследствии станут основными чертами творчества мастера.
Академия художеств очень четко придерживалась определенных канонов в методике обучения, но Шишкин соблюдал их не до конца, ибо считал, что они убивают истинную индивидуальность, хотя его отход от академических принципов никогда не был категоричным.
Так, например, в полотнах живописца ощущается влияние швейцарского пейзажиста Александра Калама, изображавшего виды альпийской природы. В учебной практике Академии копии с работ этого зарубежного художника были обязательны.
Оценивая его влияние на творчество Шишкина, Мокрицкий писал: «…Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама — я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое… Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Манера есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связана с личностью художника-автора, а также способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно — чтобы художник подсмотрел, так сказать, эту манеру в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно».
Береза и рябинки. 1878
Бор в Сестрорецке. 1889
Деревенский двор. Конец 1860-х
В ранних пейзажных набросках Шишкин изображает реку, сосну на берегу, домик среди леса, бескрайнее поле — сюжеты в них были весьма просты, но, не смотря на это, современникам сразу стало очевидно художник пишет настолько правдиво, как никому пока не удавалось. Его племянница Александра Комарова вспоминала: «Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
В произведениях молодого живописца, написанных в академические годы, отмечены романтические черты, что было данью господствующей традиции. Однако художник относился к природе не как страстно увлеченный красотами человек, а как исследователь, скрупулезно изучающий ее формы.
Внимательное вглядывание в окружающий мир, а не просто ее созерцание; умение, благодаря трезвому и спокойно-вдумчивому отношению к ней, мастерски передавать мельчайшие детали стали характерными чертами творчества Шишкина, по которым узнается его неповторимый художественный почерк.
Среди них — «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Шалаш» (1861, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), а также полотна, посвященные Валааму.
Шалаш. 1861
Очень многие пейзажисты имели обыкновение работать на острове Валааме, и Шишкин — не исключение. Валаам был для живописца настоящей школой, особенно летом, когда он любил часами работать на пленэре.
Природа этого края отличалась суровостью, величием, даже некоторой дикостью. Художник был очарован могучими скалами, вековыми деревьями, необыкновенным по красоте Ладожским озером.
Здесь закрепились и еще более усовершенствовались его знания о многообразии растительных форм, которые он так любил изучать.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=560718&p=1
Биография и картины Ивана Ивановича Шишкина
Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне — Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии — Иван Васильевич Шишкин.
Даже в детстве Шишкин был личностью незаурядной.
Его честность всегда была неподкупной, благодаря чему он относительно молодым стал городским головой в Елабуге и пробыл на этой должности целых 8 лет.
Он немало потрудился на благо родного города: до сих пор частично действует построенный им водопровод.
Однако купечество оказалось слишком тесным для Шишкина обществом. Он увлекался механикой, историей, археологией, естественными науками. Сочинил собственное жизнеописание, выпустил «Историю города Елабуги«, активно участвовал в раскопках.
Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий — очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.
В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву. Однако, с предыдущим учителем он не перестает общаться.
В Академии молодой художник буквально расцвел. Его успехи активно отмечали медалями и наградами. Он даже получил право на заграничную стажировку, однако, отказался от нее и уехал в 1861 году в родную Елабугу, где неустанно работал.
За границей все же Шишкин жил — в Швейцарии и Германии. Также посетил и другие европейские страны. Он подружился со многими представителями мирового искусства. О «богатыре» Шишкине писал и Репин в своих записках.
Кстати, этот богатырский глас прозвучал от Шишкина-бунтаря. В 1870 году, благодаря Шишкину, появилось Товарищество передвижных художественных выставок, которое ознаменовало начало новой художественной эпохи.
Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними — и оба его сына. Смерти на этом не прекратились — вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек — отец.
Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой. За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула.
Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.
Картины Ивана Шишкина
Корабельная роща, И. И. Шишкин, 1898
Картина Шишкина «Дубовая роща»
Сторожка в лесу, И. И. Шишкин
Утро в сосновом лесу, Шишкин, 1889 Картина Шишкина «Березовая роща», 1896
Туманное утро
Перед грозой
Мухоморы
Сныть-трава. ПарголовоСосновый лес На острове ВалаамеСосны, освещенные солнцемЛес зимой
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2015/01/blog-post_491.html
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: Жизнь и творчество Ивана Шишкина
Слайд 1
Шишкин Иван Иванович
Слайд 2
Шишкин Иван Иванович Год рождения: 25 января 1832 Дата смерти: 20 марта 1898 Страна: Россия Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне — Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии — Иван Васильевич Шишкин. Даже в детстве Шишкин был личностью незаурядной.
Его честность всегда была неподкупной, благодаря чему он относительно молодым стал городским головой в Елабуге и пробыл на этой должности целых 8 лет. Он немало потрудился на благо родного города: до сих пор частично действует построенный им водопровод.
Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств. В Академии молодой художник буквально расцвел. Его успехи активно отмечали медалями и наградами.
Он даже получил право на заграничную стажировку, однако, отказался от нее и уехал в 1861 году в родную Елабугу, где неустанно работал. За границей все же Шишкин жил — в Швейцарии и Германии. Также посетил и другие европейские страны. Он подружился со многими представителями мирового искусства.
О «богатыре» Шишкине писал и Репин в своих записках. Кстати, этот богатырский глас прозвучал от Шишкина-бунтаря. В 1870 году, благодаря Шишкину, появилось Товарищество передвижных художественных выставок, которое ознаменовало начало новой художественной эпохи. За работой Шишкин и умер.
Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.
Слайд 3
В картине «Рожь» художник соединил два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Это сочетание было характерно для православных икон, связывалось с изображением мира Божественного. Исходя из этого символического цветового значения, художник уравнивает русскую природу с природой божественной.
Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане подчеркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы. Символическое значение сосен — выносливость, сила жизни и прочность. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево.
Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей (отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе расширяет драматургические рамки картины, делает ее эмоциональней и ближе зрителю.
Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Проселок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже, особый ритм. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы. Шишкин И. И. Рожь. 1878. Холст, масло.
107х187 Третьяковская галерея. Москва
Слайд 4
Пронзительно и мощно звучит тема одиночества в этой работе художника. Автор часто искал темы для своих работ в событиях собственной сложной и полной трагедий жизни. В этот раз источником вдохновения стала песня на стихи Мерзлякова, ставшая в массовом сознании народной. Содержание стихотворения удивительным образом созвучно судьбе великого мастера.
Сама работа полна тоски, одиночества и печали. Мощный дуб царит над бескрайней долиной, обреченный на полное одиночество и бессмысленное существование. Нет ни одного растения, которое могло быть под стать центральному образу работы. Картина полностью лишена присутствия человека. Тропинка, которая теряется в глубине долины, слишком узкая и неухоженная.
Лопухи и чертополох, которые в изобилие растут по краям тропинки, подчеркивают ее невостребованность, одиночество. Солнце в работе робкое, свет в работе неравномерный. Облака, нависающие над долиной, мешают свету проникнуть на землю. В атмосфере картины главным является печаль и гулко звенящее одиночество. Шишкин И. И. Среди долины ровныя . 1883. Холст, масло.
136,5х203,5 Киевский музей русского искусства
Слайд 5
Картина И. И. Шишкина “ Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии… Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть — предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги.
Нижняя — истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья. Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет. Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны… Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа.
Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония. Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще. . Шишкин И. И. Перед грозой. 1884.
Холст, масло. 110х150 Русский музей. Санкт-Петербург
Слайд 6
В картине, главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон… Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им… Лишь неистребимые тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину.
Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев, не справившись с извилистыми тонкими ветками, усеянными хвоей. Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неспешную прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает.
Бесконечные комбинации из желтого и зеленого цветов настолько реально передают все оттенки цвета хвои, сосновой слоистой и тонкой коры , песка и травы, передают тепло солнца, прохладу тени, что в воображении без труда рождается иллюзия присутствия, запахов и звуков леса. Он открыт, дружелюбен и лишен всякой загадочности, таинственности. Лес готов к встрече в этот ясный и теплый день. Шишкин И.
И. Сосны освещенные солнцем. 1886. Холст, масло. 70,2х102 Третьяковская галерея. Москва
Слайд 7
Шишкин И. И. Дубовая роща. 1887. Холст, масло. 25х193 Киевский музей русского искусства На картине » Дубовая роща» изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием.
Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти. Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете.
Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.
Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.
Слайд 8
« Утро в сосновом ле су» — одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы.
На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.
Картина «Утро в сосновом лесу» — очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи.
Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу. Шишкин И. И. Утро в сосновом лесу. 1889. Холст, масло.
139х213 Третьяковская галерея. Москва
Слайд 9
Этюд Шишкина «Мухоморы» — яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы — непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений. Перед зрителем предстает семейство ярких грибов в чаще девственного леса.
Каждый из семи изображенных мухоморов словно обладает собственным характером, биографией, судьбой. На первом плане пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в центре композиции. В центре же, напротив, старые грибы со следами тления, увядания… Художник схематично, размыто и нечетко изображает лес вокруг главных «героев» картины.
Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зеленый лес и коричневые листья выгодно подчеркивают яркость шляпок грибов, белизну пятен на шляпках. Нарочитая незаконченность работы создает ощущение сказочности и нереальности изображения.
Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу. Шишкин И. И. Мухоморы. 1880-1890 . Холст, масло. 12,8х19,6 Третьяковская галерея. Москва
Слайд 10
Шишкин И. И. Корабельная роща. 1898. Холст, масло. 165х252 Русский музей. Санкт-Петербург Выдающийся пейзажист Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера.
Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII — первой половины XIX века.
Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры.
Чуткость восприятия при роды, любовное постижение ее черт и мастерская передача языком живописи ее очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса , его утреннюю прохладу и свежесть воздуха. Подкупающий своей искренностью рассказ о жизни леса имел большой успех у публики.
Слайд 11
Шишкин неоднократно обращался к красотам святого острова Валаам в своем творчестве. Суровая северная природа, один из духовных центров Православия, сама оторванность этого уголка от земли, — все привлекло мастера пейзажа. На картине «На острове Валааме» перед нами остров в сумерках.
Вдали видна колокольня монастырского собора, окруженная древним лесом. Лунный свет, заливающий пейзаж, подчеркивает его суровую однообразность, простоту и бесхитростность. Торжествует над природой монастырский собор, выделяясь белизной и величием.
Темные, приглушенные тона, нечеткие контуры прекрасно передают суровость Валаамского вечера, а лунный свет придает пейзажу таинственность…
Складывается ощущение, что именно здесь, на острове Валаам воедино слились мир Горний и мир Земной, и единение это породило ту удивительную великую гармонию, которая наполняет картину атмосферой тишины и покоя. Шишкин И. И. Корабельная роща. 1881. Холст на картоне, масло. 34,5х50,5 Симферопольский художественный музей
Слайд 12
https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/814-biografiya-ivana-shishkina.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/549-korabelnaya-roscha-ivan-ivanovich-shishkin.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1290-kartina-shishkina-dubovaya-roscha.html https://muzei-mira.
com/kartini_russkih_hudojnikov/1292-utro-v-sosnovom-lesu-shishkin-1889.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1335-kartina-shishkina-sosny-osveschennye-solncem.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1744-opisanie-kartiny-rozh-shishkin-ivan-ivanovich-1878.html https://muzei-mira.
com/kartini_russkih_hudojnikov/1745-opisanie-kartiny-sredi-doliny-rovnyya-shishkin.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1328-kartina-muhomory-shishkin.html https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1323-pered-grozoy-shishkin-1884.html https://muzei-mira.
com/kartini_russkih_hudojnikov/1334-na-ostrove-valaame-shishkin.html
Источник: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/05/20/shishkin-i-i