Описание картины константина маковского «тамара и демон»

Описание картины Тамара и Демон Врубеля сочинение

Михаил Александрович Врубель – великий российский художник конца XIX – начала XX века. Одной из наиболее известных картин является «Тамара и Демон». Картина появилась, как иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Демон».

  Сейчас оригинал картины размещен в Третьяковской галереи, город Москва. Картина постоянно собирает вокруг себя посетителей, которые рассматривают каждую деталь и мазок с огромным интересом.

И это не удивительно, ведь сам Врубель писал, что он изображает обыденную жизнь по-новому, а его картины пробуждаю душу.

Вся картина была нарисована только черной акварелью с использованием белил на коричневой бумаге. Но это не помешало Врубелю на картине отобразить всю палитру красок. Главный посыл – соитие смертного и бессмертного.

Поэтому картина такая мрачная и от нее веет загадочностью и смертью. Сам Врубель ассоциировал себя с Демоном поэмы, поэтому смог точно прочувствовать весь посыл Лермонтова.

Главным изображением поэмы, по мнению художника, должно быть лицо Демона.

На переднем плане изображена девушка с длинными черными волосами, худыми руками она пытается закрыть свое лицо. Девушка одета в платье, а на нем белый платок. Ей прямо в глаза смотрит Демон. У него строгие черты лица, темные волосы и холодный взгляд. Для художника Демон и дьявол – это не одна сущность. Демон олицетворяет внутреннюю борьбу и двойственность натуры человека.

Сюжет картины завораживает и заставляет рассмотреть каждую деталь, поскольку только так можно проникнуться историей. С одной стороны сложность сюжетной линии и большее количество деталей, переходов от темного к более светлому оттенку отвлекает внимание, но это лишь техника художника по созданию законченной во всех смыслах картины.

Сложно не любить творчество русского поэта и прозаика Михаила Лермонтова, но еще сложнее оставаться равнодушным к картинам такого великого художника, как Михаила Врубеля. Ведь именно художник визуализировал произведения и дополнил собственным пониманием. Поэтому картины не только дополняют произведения, но и являются произведениями искусства, которые известны во всем мире.

  • Собака Травка из рассказа Кладовая солнца Пришвина характеристика и образТравка — собака лесничего Антипыча, является одним из центральных героев повествования. Через нее автор показывает преданную душу собаки, безумно тоскующую по своему хозяину
  • История создания рассказа Антоновские яблоки Бунина и прототипы героевНаписание произведения происходит под воздействием ощущений писателя, гостившего ранней осенью в деревенском доме родного брата, в котором каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая холодный и серый восход осеннего солнца.
  • Сочинение рассуждение Научная фантастикаВсе мы в детстве любили сказки. Невероятные приключения отважных героев в необычном окружении, магия, волшебство. Однако, все мы взрослеем, и сказки, если вы готовы и дальше идти с ними по жизни, должны взрослеть вместе с нами.
  • Сочинение рассуждение на тему ТрудМожно вспомнить огромное количество классиков с изречениями о труде. Не отстают по количеству и русские пословицы. Смысл всех высказываний сводится к тому, что именно трудом человек
  • Смысл названия романа Капитанская дочка Пушкина«Капитанская дочка» — историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, отразившая время правления Екатерины Великой. Повествование ведется от лица Петра Гринева, который на момент написания произведения является достаточно пожилым человеком

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-drugix-xudozhnikov/tamara-i-demon-vrubelya

Царица Тамара и порожденные ею образы в искусстве

Перейти к содержимому

14 мая в Грузии отмечается День памяти царицы Тамары – великой правительницы конца XII – начала XIII века, чей образ[…]

14 мая в Грузии отмечается День памяти царицы Тамары – великой правительницы конца XII – начала XIII века, чей образ воспет в поэме Шота Руставели и с тех пор не раз вдохновлял художников и поэтов.

Царица Тамара Великая. Фреска. XIX век.

Тамара Великая происходила из рода Багратионов и была дочерью Георгия III, который после мятежа принца Демны и клана Орбелиани, не имея наследников мужского пола, короновал любимую дочь в качестве соправительницы в 1178 году.

А после смерти отца в 1184 году Тамара повторно короновалась, теперь как единоличная правительница, каковой и оставалась до своей кончины в 1209, 1210 или 1213 году.

На годы ее царствования пришелся «Золотой век» грузинской истории, а о самой Великой Царице слагались легенды, восхвалявшие ее красоту, мудрость, скромность, трудолюбие, религиозность.

Святая благоверная царица Тамара. Икона. XIX век.

Образ царицы Тамары служит метафорой совершенства правительницы, которую называли сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным.

Руки прелестной царицы добивались византийские царевичи, персидский шах, сирийский султан, а мужьями ее были новгородский князь-изгнанник Юрий – сын Андрея Боголюбского, а после развода с ним – осетинский царевич Давид-Сослан.

Шота Руставели, который, как принято считать, был влюблен в царицу Тамару, посвятил ей знаменитую поэму «Витязь в тигровой шкуре», в которой есть и такие строки:

Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит. Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит? Косы царственной – агаты, ярче лалов жар ланит.

Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.

Святая благоверная царица Тамара Великая. Современная икона.

Дальнейшая поэтизация образа Тамары привела к слиянию нескольких легенд и образов, в том числе легенды о коварной царице Дарье, якобы жившей в Дарьяльском ущелье и убивавшей своих любовников, и о прекрасной Тамаре, жившей, как считается, в XVII столетии. В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Тамара», написанном незадолго до гибели поэта в 1841 году, все эти образы органично сплавлены в один, который

В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи Блистал огонек золотой, Кидался он путнику в очи,

Манил он на отдых ночной.

И слышался голос Тамары: Он весь был желанье и страсть, В нем были всесильные чары,

Была непонятная власть.

На голос невидимой пери Шел воин, купец и пастух; Пред ним отворялися двери,

Встречал его мрачный евнух.

На мягкой пуховой постели, В парчу и жемчуг убрана, Ждала она гостя. Шипели

Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки, Уста прилипали к устам, И странные, дикие звуки

Всю ночь раздавалися там.

Как будто в ту башню пустую Сто юношей пылких и жен Сошлися на свадьбу ночную,

На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье Кидало свой луч по горам, Мгновенно и мрак и молчанье

Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла Гремя нарушал тишину; Волна на волну набегала,

Волна погоняла волну;

И с плачем безгласное тело Спешили они унести; В окне тогда что-то белело,

Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье, Так сладко тот голос звучал, Как будто восторги свиданья

И ласки любви обещал.

Эти стихи вдохновили Балакирева на создание одноименной симфонической поэмы.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «заморские гости»

Но еще больший след в истории культуры оставил образ княжны Тамары, в которую влюбляется лермонтовский Демон.

Поэма, которую Лермонтов писал десять лет (1829–1839),  была опубликована уже после гибели автора, причем сначала в Германии, а затем в России.

Но в конце XIX – начале ХХ века она вдохновила таких замечательных художников,  как Константин Маковский и Михаил Врубель, на создание картин и рисунков, которые сегодня по праву признаются мировыми шедеврами.

Константин Егорович Маковский (1839–1915). Тамара и Демон. 1889.Михаил Александрович Врубель (1856–1910). Тамара и Демон. 1890. Москва, Государственная Третьяковская Галерея.

Но даже и образы Тамары, созданные в поэме Лермонтова «Демон» и в его же стихотворении «Тамара» и заметно различающиеся, сливаются воедино в сознании читателей и в творчестве поэтов и художников, как это происходит в стихотворении Владимира Маяковского «Тамара и Демон».

Маяковский. Тамара и Демон. Читает Вениамин Смехов.

Источник: http://eaculture.ru/dates/2346

Описание картины Михаила Врубеля Тамара и Демон сочинение

Эта картина похожа больше на черновик, набросок, но главная фигура прорисована очень четко.

Интересно, что кажется, будто это Тамара на переднем плане. То есть просто женщина, красавица статная, с распущенными пышными волосами, красивыми чертами лица, большими глазами. И ещё даже голое плечо, руки красивые, что-то вроде накидки-платья.

Демона находишь, как и полагается, за спиной. Но там кто-то лежит лицом вниз, будто на кровати, закрыв лицо руками. И видишь две длинные косы. Оказывается, что фигура на первом плане, хоть и женоподобная, но это демон.

А сама Тамара – девушка, которая лежит за его спиной.

Кстати, это практически тот самый демон с другой известной картины Врубеля. Но на той он без рубашки – видны мускулы торса и рук. Видимо, здесь специально такая загадка оставлена художником. К слову, имя автора написано слева внизу такими рубленными буквам.

Дальше какие-то ткани… Мне кажется, что это подушки на ковре, как принято на востоке. Одежда Демона похожа складками, своим положением на одинокий утёс. Очень красиво. Одна его рука на колене, другая лежит расслабленно. Голова его повернута к девушке.

Мы видим красивый профиль, восточный нос, черные глаза, то есть мы видим один глаз, густые брови. (В смысле, бровь одну мы видим.) На губах улыбка. Лицо напряженное, не совсем понятно – злится он или радуется, оскалится ли сейчас или рассмеётся.

Волосы его похожи на грозовую черную тучу.

О Тамаре можно добавить, что в косах её какие-то бусы вплетены. Так как она, по-моему, царица, то они должны быть жемчужными (не бижутерия). На голове ещё какой-то красивый убор с накидкой. Думаю, что она или смущается очень сильно или плачет. Или она плохо выглядит, поэтому не хочет, чтобы демон видел её «такой».

На кровати вышитое покрывало. За ней – какие-то опять обои или ковры, балдахины или шторы. Такая смесь узоров, которые движутся. Кажется, что у Демона даже есть крылья…

Интересный момент, который, может быть, только я вижу. Если смотреть на глаза Демона, кажется, что он улыбается. Если смотреть на губы, кажется, что он злится.

Картина очень интересная, впечатляющая своей тонкостью, красотой. В неё интересно всматриваться.

Описание настроения картины Врубель — Тамара и Демон

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 классВ далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.
  • Сочинение по картине Шевандроновой На террасе 8 классШевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству.
  • Сочинение по картине Тропинина Портрет Пушкина 9 классПушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик.
  • Сочинение по картине Подвиг молодого киевлянина Иванова 5 классДанная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году
  • Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица 5 классНа золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/vrubel-tamara-i-demon

Константин Маковский

Previous Entry | Next Entry

qu_tanГоловка (портрет Ю.П.Маковской) (жена художника)К.Е. Маковский. АвтопортретКонстантин Егорович Маковский (1839-1915)Начинал среди передвижников. Впоследствии склонялся к академизму.Родился в семье художника, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако Маковский избрал самостоятельный путь. В 1858 году, оставив Москву и родной дом, он отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств. В 1863 году, будучи уже выпускником, Маковский примкнул к числу участников «бунта четырнадцати», выступивших против консервативной системы преподавания. В результате в составе группы «бунтовщиков» он покинул стены АХ, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников. Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880-90-х годов.

(С) http://www.gelos.ru/institute/library/arh/001701.shtml

Выработав свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста.

Портреты его работы, особенно женские и детские («Портрет С.Л.Строгановой», 1864, ГТГ; «Портрет жены художника», 1881, ГРМ; «Семейный портрет», 1882, ГРМ; «Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой», ГТГ), сильно отличались от портретной живописи передвижников — аскетичной, стремящейся воплотить во внешнем облике модели ее социально-психологические черты.

Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне…

Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».Легкий успех К.

Маковского, его поверхностность, достигнутый им «автоматизм» письма, огромное количество типологически сходных произведений стали причиной отрицательного отношения к его творчеству впоследствии.

Но признавая все слабости этого модного некогда живописца, нужно сказать, что его произведения были выражением несколько однообразного и внешнего, но по-своему блестящего артистизма. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.

(С) http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/makovskike.php

Портрет жены художника Ю.П.МаковскойПортрет Ю.П.

Маковской Сергей Константинович Маковский о портрете своей матери: «Недели через три после тяжелых родов моя мать надела темно-красный бархатный капот, повязала свои вьющиеся пепельно-каштановые волосы голубой лентой, под цвет чулок, и в первый раз поднялась к мужу в мастерскую.

Константин Егорович сосредоточенно писал что-то и сначала не обратил внимания на ее появление. Она надулась, села в кресло и, взяв со стола книгу, стала рассеянно разрезать страницы ножом из слоновой кости.

Отец обернулся и, без дальних слов, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал в какой-нибудь час силуэт жены в рост, с книгой на коленях. В три сеанса портрет был окончен и о нем заговорил весь город».

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «любовники»

(С) http://dardelizabe.ucoz.ua/news/julija_pavlovna_makovskaja_zhena_mat_i_muza/2010-02-08-73

Источник: https://qu-tan.livejournal.com/53565.html

Русский художник михаил врубель и его картина демон и тамара — философия

Загадка соотношения любви и смерти, жизни и вечного бессмертия – лейтмотив ряда картин Михаила Врубеля Демон и Тамара.

В 1890 году к художнику Врубелю обратился Петр Кончаловский, издатель, с предложением принять участие в оформлении собрания сочинений М.Ю.Лермонтова, посвященного 50-летней годовщине гибели поэта. Художник на то время был малоизвестен и работал  больше как декоратор.

Он выбрал несколько произведений  Лермонтова, среди которых особое место занимает поэма Демон. Творчество Лермонтова всегда интересовало М. Врубеля, и к образу Демона известный русский художник обращался еще в 1885 году.

  Художник относился к Демону не как к антиподу Бога, а представлял в его образе дух человеческий, мятежный, обуреваемый страстями, не находящий себе покоя ни в небесах, ни на земле.

При разработке темы любви в картине Демона и Тамары художник Михаил Врубель написал к поэме рисунки-иллюстрации в развитии отношений княжны Тамары и Демона: Пляска Тамары, Тамара и Демон (Я дам тебе все, все земное), Тамара и Демон (Не плачь, дитя), Тамара в гробу.

  Как и другие рисунки художника к картине Демону, а их 22, это законченные по своему исполнению творения, написанные великим мастером.

Ограничив себя только черной акварельной краской, лишь в некоторых местах поправляя сепией, белилами, графитным карандашом или пером, художник Михаил Врубель добивается изумительной акварельной поверхности с переходом от глубокого черного до  цвета жемчуга.

Смотреть на видео про картину художника М. Врубеля Демоны

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Пляска Тамары, написанная все той же черной акварелью, как будто усыпана самоцветами.

Танцующая княжна, ее воздушный наряд, драгоценный восточный ковер – все пронизано ликующей радостью, и в это мгновение пролетающий мимо Демон влюбляется в нее – …постигнул он святыню любви, добра и красоты…. Невидимый никем, огромный, он вдруг появляется на празднике, как мираж в пустыне, как дымная тень.

Нечеловеческой мощью веет от его обнаженного торса. Со страстным вниманием следит он за танцующей Тамарой.

Картина Михаила Врубеля Демон и Тамара была написана на слова поэмы Не плачь, дитя, не плачь напрасно. Влюбленный Демон на картине очеловечен  –  сидящий, он не кажется таким огромным, а крылья не видны, обрезаны краем картины.

Происшедшая в нем перемена сгладила грубые черты лица, осветила их любовью. Демон пытается утешить Тамару, но ее горе и безнадежность проступают в закрывших лицо руках, длинных, до полу, черных змеящихся косах.

И здесь колорит картины Демон и Тамара художника Врубеля потрясает богатством и переливом красок, хотя материал тот же – черная акварель и белила.

Картина художника Врубеля Тамара в гробу

Демон Врубеля взывает к Тамаре, обещая ей бесконечные блага и вечное бессмертие, прося ее ввериться ему и покинуть презренную землю.

Ничто не предвещает гибели горской девушки, однако  пышущий огненной страстью Демон целует Тамару, и девушка гибнет в этом огне.

Относящийся с глубоким сочувствием к горянке, на картине Тамара в гробу бережно пишет прекрасное лицо девушки, которую так рано забрала смерть. Кажется, что она спит, настолько одухотворенно ее красивое лицо.

Смотреть на видео картины художника М. Врубеля

Источник: http://filosofia.ru/russkij-xudozhnik-mixail-vrubel-i-ego-kartina-demon-i-tamara/

Демон поверженный. Картина демон поверженный

ГлавнаяКартиныКартина демон поверженный

В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни большого художника.

.

«Демон поверженный», 1901-1902

1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

«Демон сидящий», 1890 (до болезни)

Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Михаил Врубель с женой, Забелой Ивановной Врубель, 1892 (до болезни)

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

«Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.

Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену.

Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

«Демон поверженный», 1901-1902 (начал до болезни, многократно переписывал)

В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.

«Пан», 1899 (до болезни)

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

«Сирень», 1900 (до болезни)

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.

3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей.

Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1904 (во время болезни)

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «святая екатерина алекcандрийcкая»

После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

Один из вариантов работы «Жемчужина», написанный пастелью, ориентировочно 1904 (во время болезни)

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

«Кувшинки», 1890 (до болезни)

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

«Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)

В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.

На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.

Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (во время болезни)

Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

Ограда психиатрической больницы, на этом месте находилась клиника Усольцева.

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

«Утро», 1897 (до болезни)

В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

«Жемчужина», 1904 (во время болезни)

К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

«После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.

Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.

Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.

Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Фотография поэта Брюсова.

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

«Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)

Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

«Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

«Гензель и Гретель», 1896 (до болезни)

Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».

«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием.

Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно.

В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств — свою alma mater.

«Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903-1904 (во время болезни)

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество.

Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого…

Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

«Роза в стакане», 1904 (во время болезни)

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-demon-poverzhennyj.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector