Описание картины корреджо «даная»

Даная и Золотой дождь….много картин…

January 13th, 2008

08:14 pm — Даная и Золотой дождь….много картин….Захотелось мне написать опять небольшое Эссе..по поводу очень красивого мифа..как великий и несравненный Зевс влюбился в красавицу Данаю…Даная (D a n a h) · дочь аргосского царя Акрисия. Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерег ее. Но бог Зевс,безумно влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в ее покои и Даная родила сына Персея. По приказу отца Даная с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Ящик прибило к острову Сериф, где его вытащил Диктис и спас Данаю и младенца.(Уотерхаус)Царь острова Полидект, брат Диктиса, влюбился в Данаю и решил услать возмужавшего Персея на верную смерть за головой горгоны. По возвращении на остров с головой горгоны Персей нашел мать вместе с Диктисом у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову горгоны, Персей обратил его в камень. Диктис стал правителем острова, а Даная с сыном отправились повидать Акрисия и Персей случайно убил Акрисия во время гимнастических состязаний. Посещение Данаи Зевсом в виде золотого дождя было очень популярным сюжетом в античное время. Сохранились фрагменты прекрасной лирики Симонида «Жалоба Данаи». В комедии Теренция (190-159 до н. э.) «Евнух» есть описание этого посещения, которое по замыслу было сугубо эротическим, что глубоко шокировало св. Августина. Это также один из наиболее популярных сюжетов художников Возрождения, по крайней мере, некоторые из них видели в Данае символ преобразующих следствий божественной любви. У Тициана существуют четыре версии этого сюжета, также и у Корреджо, Тинторетто; широко известно полотно Рембрандта «Даная». «Любовь Данаи» — последняя опера Р. ШтраусаВот Даная Яна Госсарта…1527В историю нидерландского искусства Ян Госсарт, прозванный Ян ван Мабюзе, вошел как родоначальник «романизма» — направления в нидерландской живописи, связанного с перенесением принципов, идей, образов итальянского Ренессанса на родную почву. Вернувшись в Нидерланды, художник работал над картинами на религиозные и мифологические сюжеты. Своих персонажей он располагал в античных архитектурных интерьерах. Его мифологические герои получали облик, в котором угадывались возвышенное представление о красоте, свойственное великим итальянцам, и жизнелюбивая, плотская страсть нидерландцев, предвещающая творчество П. Рубенса. А вот Даная итальянского художника Антонио Корреджо 1531 г.Посмотрите, как робка и стеснительна его Даная…..Хотя многие критики и уперкают композицию Корреджо в случайности сопоставлений, в том, что мотивы его движений неудачны и неестественны, а типы голов условны и жеманны — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными. Вот такой представлял Данаю Ф.Приматиччио,1533Итак, а теперь Данаи Вечеллио Тициана…1554-1555В картинах Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна. Она прекрасна как олимпийская богиня, и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Об охватившем ее сладком томлении «говорит» не лицо, а тело.А вот Даная кисти Якопо Тинторетто 1580В его произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность.Даная БланшараРембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка.Он был в расцвете сил, был женат и счастлив. Известно, что лицо Данаи Рембрандт писал со своей первой жены. Но после её смерти, женившись вторично, он переписал голову, используя в качестве модели свою вторую супругу. Также до нас дошли свидетельства современников художника, которые писали, что картина представляла из себя истинное чудо – из-за отодвинутого полога струилось сияние, которого невозможно достичь при помощи обычных красок. Но время и плохие условия хранения картины, разрушение её кислотой в Эрмитаже сделали своё дело. От этого сияния остался слабый след. Хотелось остановиться на одном интересном факте.В 1636 году Рембрандт закончил картину, известную нам как “Даная”. Через три года он решил послать её в дар Константину Хигенсу. И тут начинается самое интересное. Хигенс отказался от подарка под тем предлогом, что картина слишком велика! Несмотря на отказ, Рембрандт всё же послал картину, но получил её назад. Она не понравилась Константину Хигенсу! Не понравилась до такой степени, что подарок был возвращён, а это было оскорблением для художника. Хигенс увидел на картине странную женщину, со странными формами тела. В этой картине он как бы вступает в полемику с мастерами Возрождения: обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Первоначально Рембрант написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины. Много раз Рембрант переделывал эту работу. В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Реставраторы сделали все возможное, чтобы возвратить ее ценителям искусства.А это довольно интересная Даная и Юпитер кисти венецианского живописца, рисовальщика и гравера Джованни Батисты ТьеполоОна более чувственно обнажена и абсолютно не стеснена обстоятельствами…. Климт использует мифологический сюжет лишь как отправную точку для полета своей фантазии. Даная изображена на полотне погруженной в эротический сон (или эротический экстаз), в то время как поток золота струится вдоль ее разведенных ног. Картина вызвала громкое возмущение среди критиков, усмотревших в ней откровенную проповедь безнравственности. Один из них писал, что героиня полотна Климта «напоминает груду старого тряпья и лежит в позе, слишком неудобной для нормального сна».А вот Даная А. Фоминой,1969…Золотого дождя еще нет, но ветер уже нервно «будоражит» занавесь на окне…..Даная Казакова отличается тем, что она одна…без намека на эротику…Но именно в одиночестве и видит художник ее завершенннось…А вот такая Юная Даная у Кузьмича…Посмотрите на точно переданное волнение на лице..волнение не перед моментом, а перед будущим….и у вас не возникнет желания обвинить художника в том, что он воспользовался именем Данаи, чтобы запечатлеть обнаженную девушку на полотне…
From:

Date:

pheonae
January 13th, 2008 06:41 pm (UTC)
(Link)

пажаласта:)на самом деле-для себя это я все..ну и если кому интересно:)

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

wolwo
January 13th, 2008 08:17 pm (UTC)
(Link)

Повторюсь, Тань — Климт великолепен. Спасибо тебе 🙂

From:

Date:

elen_ok
January 14th, 2008 09:31 am (UTC)
(Link)

замечательный очерк, спасибо! Интересный персонаж, различное воплощение. Жизнь всегда была многогранной! Ждем новых историй и картин!

From:

Date:

ljmantis
January 14th, 2008 03:31 pm (UTC)
(Link)

От Зевса, насколько я помню, укрыться было невозможно 🙂

From:

Date:

v_gor0shek
January 14th, 2008 07:35 pm (UTC)
(Link)

Как всегда очень-очень…..
Многие вижу впервые, хотя Климт все затмивает!

From:

Date:

tveta
February 3rd, 2008 09:09 pm (UTC)
(Link)

Огромное спасибо! -)
Очень красиво написано и интересно -)

From:

Date:

i_drlis
December 9th, 2009 05:00 pm (UTC)
(Link)

Случайно натолкнулся на Ваш пост. Он мне очень понравился.

From:

Date:

kapitan5ive
April 5th, 2011 04:07 am (UTC)
(Link)

«Даная А. Фоминой,1969…Золотого дождя еще нет, но ветер уже нервно «будоражит» занавесь на окне…..»

Занавеска похода на нос в профиль, который обоняет ветер 🙂

Источник: https://pheonae.livejournal.com/70931.html

Даная корреджо

Долгое время жизнь этого великого художника была малоизвестна, а потому наполнена такими неправдоподобными и противоположными друг другу вымыслами, что даже что-то среднее между ними избрать было нельзя. Считалось, что он не учился живописи и даже вообще не думал быть живописцем.

Но однажды, увидев в Болонье картину Рафаэля «Святая Цецилия», Корреджо будто бы воскликнул «Anch'io sono pittore» («И я живописец»). С этого момента он и начал ревностно заниматься рисовальным искусством. Другие историки отвергают этот случай как басню и утверждают, что Корреджо учился у Бианки.

По их словам, он не покидал родного местечка Корреджио (откуда и произошло его имя) близ Модены, не был ни в Риме, ни в Венеции, ни в Болонье. Правда, и этот факт подлежит сомнению, ибо в картинах художника видно глубокое изучение антиков и великих картин, которых тогда еще не было в Модене.

Третьи рассказывают, что Корреджо был так беден и так мало ему платили за его произведения, что однажды, получив в Парме всего 200 медных франков, он так торопился доставить их своему семейству, что по дороге домой от изнеможения умер.

Однако в своих записках Орланди свидетельствует, что Корреджо «был человек не бедный и принадлежал к хорошей фамилии, получил хорошее воспитание, в молодости основательно учился музыке, поэзии, живописи и скульптуре»

Таковы противоречивые сведения о Корреджо — художнике, чьи произведения отмечены печатью гения необыкновенного, а прелесть и нежность его кисти просто изумительны.

Мало кто превзошел его в таинствах светотени, своим разделением света он производит непостижимое действие, привлекая зрителя сначала к главному предмету, а потом заставляя его отдыхать на обстановке.

Дивная кисть Корреджо невольно заставляет забывать и не видеть те недостатки, которые и заметны-то только специалистам (например, они отмечают у художника несоблюдение единства времени и места, некоторое отступление от законов искусства, драпировку его считают по большей части неестественной). Но в картинах Корреджо всегда царит радостное возбуждение, которое постоянно сопровождает игру его творческого воображения и пленяет зрителя.

Когда художник обращается к изображению обнаженного женского тела, его произведения становятся настоящим гимном женской красоте и грации. В эстетическом лексиконе Возрождения «грация» — очень емкое понятие, со множеством всевозможных смысловых оттенков.

«Грация» — это не просто то, что в обиходе называется «изяществом». Она лишь отчасти является синонимом «красоты», хотя и очень тесно связана с ней.

Как писал Марсилио Фачино, «красота есть некая прелесть (grazia), живая и духовная, влитая сияющим лучом Бога сначала в ангела, затем в души людей, в формы тел и звуки. Она услаждает наши души и воспламеняет их горячей любовью».

Граф Б Кастильоне, друг и покровитель великого Рафаэля, понимал «грацию» как врожденное, дарованное небом чувство изящного и способность поступать в соответствии с этим чувством.

Именно к числу таких «грациозных» произведений и относится картина Корреджо «Даная», которая уже давно пользуется мировой известностью. Сюжет для картины художник заимствовал из греческой мифологии. У аргосского царя Акрисия была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой.

Акрисию было предсказано оракулом, что он погибнет от руки сына Данаи. Чтобы избежать такой судьбы, Акрисий построил глубоко под землей из бронзы и камня обширные покои и там заключил свою дочь.

Но громовержец Зевс полюбил ее, проник в подземные покои Данаи в виде золотого дождя, и стала дочь Акрисия женой Зевса…

Корреджо заменил традиционный золотой дождь светящимся облаком, опускающимся на ложе Данаи. На фоне простынь и темных драпировок выделяется прекрасное, «грациозное», осязательно живое тело юной красавицы. Крылатый Амур подготавливает Данаю к прибытию Зевса.

Здесь же восхитительные маленькие путти, которые с детской непосредственностью пишут на дощечке наконечниками своих золотых стрел имя возлюбленной Зевса. Залиты золотистым светом заката комната и виднеющийся в окно гористый пейзаж с развалинами замка и далеким горизонтом под высоким спокойным небом.

Море света, равномерно рассеянного по всему полотну, объединяет оттенки цветов в единую гамму золотисто-коричневого тона.

Корреджо, как Прометей, похитивший священный огонь с Олимпа, первым признал существеннейшей частью картины льющийся волнами свет — всюду проникающий и все оживляющий, окружающий всякий предмет и делающий его видимым.

Глядя на его «Данаю», так и кажется, что художник сам поднимался к небу, чтобы увидеть божественный свет, так гениально передал он его божественную сущность. Ложе «Данаи» можно сравнить с волнующимся от ветра озером, по глади которого скользит солнце и вокруг которого, подобно берегам, легли густые тени фона.

Нежно холодный цвет тела «Данаи» в сочетании с яркой белизной постели дает картине главный светлый тон. Прекрасное женское тело Корреджо окружил воздушным покровом, и оно словно уходит в высшие сферы.

Картина была написана в 1530 году по заказу мантуанского герцога Ф. Гонзага и подарена им Карлу V во время коронации последнего в Болонье. После длительных странствий, побывав в разных коллекциях, картина в 1827 году была куплена Камилло Боргезе в Париже за 285 фунтов стерлингов и с тех пор является одним из украшений Галереи.

Читайте также:  Описание картины симона ушакова «богоматерь владимирская»

Источник: http://historylib.org/historybooks/Nadezhda—Ionina_100-velikikh-kartin/22

Корреджо. Жизнь и творчество

Творчество и детали жизни Корреджо — последователя великого Леонардо.

Антонио Аллегри (Корреджо)

Антонио Аллегри (1489–1534), больше известный под именем Корреджо, среди всех многочисленных последователей Леонардо да Винчи едва ли не самый очаровывающий.  Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари.

На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Мастер стремился к точной передаче индивидуальных особенностей изображаемых людей. Стал основоположником пространственных построений барокко, создающих иллюзию бесконечности небесной выси.

Придавал большое значение свету и тональности, одним из первых начал разрабатывать эффект контраста света и тени. Отличительной особенностью манеры Аллегри является необыкновенная виртуозность в передаче светотени.

Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях.

Его имя Аллегри («веселый, радостный») содержит всю программу его самостоятельного творчества.

Вероятно, в Мантуе, куда он прибыл в 1511 году, Мантенья стал его первым вождем. Все, что было создано реалистом и ученым Мантеньей, оставалось для Корреджо заповедным царством. Зато единственная вещь Мантеньи, проникнутая радостным настроением,— играющие на потолке Камеры дельи Спози нагие амуры с крыльями бабочек нравились ему, потому что были так шаловливы, так подвижны и веселы.

Из Мантуи, познакомившись с произведениями Леонардо, художник отправился вслед за ним в Милан. Он впервые увидел мягкое сфумато, так эффектно усиливающее чувственный тон настроения картины.

Дева Мария, поклоняющаяся младенцу

По ранним произведениям живописца можно проследить, как влияние Мантеньи сменяется влиянием Леонардо да Винчи и как постепенно формируется самостоятельный Аллегри. Мария в Уффици еще носит на голове платок матроны.

Зато воздушный ореол облаков и хорошенький Младенец Христос уже предвещают настоящего Корреджо.

Также он научился у Леонардо правилам пирамидального построения композиции, отличаясь в рамках этой схемы интересной самобытностью.

Известные работы

Явление Иисуса Христа Марии Магдалине, около 1523. Холст, масло, 130*103 см. Прадо, Мадрид.
Художник достоверно передает чувства Марии Магдалины, первой из смертных, которой суждено было увидеть воскресшего Христа. На его слова: «Не прикасайся ко мне» она отвечает внутренним трепетом и страхом, что отражено в ее жестах и позе.

Христос указывает левой рукой на небо, предрекая свое грядущее Вознесение. Поклонение мадонны младенцу, около 1524. Холст, масло, 81*67 см. Уффици, Флоренции.
Композиция этой картины схожа с композицией написанного в 1530 Рождества (находится в Картинной галерее старых мастеров в Дрездене).

Младенец Христос излучает сияние и озаряет интерьер, написанный мягкими тонами. Созданный мастером образ девы Марии покоряет своей одухотворенностью. Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Дерево, масло, 105*102 см. Лувр, Париж.
Св. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо.

Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Картина преисполнена благородства и высокой духовности. Как и в других произведениях художника, асимметрия оживляет композицию, строгая иерархия которой намеренно нарушена.

Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей. Мадонна с младенцем и святыми, 1523. Дерево, масло, 205*141 см. Национальная галерея, Парма.

Алтарная картина с Девой Марией, Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной и святым Иеронимом — одно из известнейших произведений мастера, передает целый спектр чувств: душевную мягкость Мадонны, нежность, благоговение окружающих ее людей. Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа.

Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Мягкий и спокойный колорит его произведений нашел продолжение в живописи барокко.

Вознесение Богородицы. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Его композиция весьма неординарна.

На балюстраде, окружающей купольную фреску, изображены фигуры апостолов, в центре — Дева Мария. Ее окружают облака, на которых восседают ангелы, святые и патриархи, как будто растворясь в лучезарном свете. Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света. Возникает ощущение полной невесомости и бесконечности, исключительной пространственной глубины.

Серия картин

Семья Гонзага заказала мастеру пользующиеся мировой известностью картины, изображающие приключения влюбленного Юпитера. Не без основания было указано, что подобные темы вошли в моду только в эпоху барокко. Только этих четырех картин было бы достаточно, чтобы обеспечить художнику бессмертие.

При помощи светотени Аллегри лишил происходящее всего земнородного, всего грубо материального. Вы точно смотрите в сказочную страну, где движутся окутанные сумерками, загадочно улыбающиеся и все же бестелесные существа.

Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме.

Корреджо запечатлел основные моменты мифа: обратившись в тучу, Юпитер приблизился к Ио, чтобы заключить её в объятия; орел Юпитера хватает юного пастуха Ганимеда, чтобы унести его на Олимп. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности.

С какой рафинированностью заставляет художник мерцать сквозь облако руку и губы бога, с какой изысканностью волнующаяся светотень создает впечатление, будто тело Ио делает сладострастные движения.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/korredzho-zhizn-i-tvorchestvo.html

25 картин, зная которые, сойдешь за умного

Стиль: Позднее Возрождение.

Описание картины: в основе сюжета полотна Тициана – миф о Данае, красотой которой пленился Зевс и проник к ней в спальню в виде золотого дождя. В результате на свет появился Персей. Всего были написаны пять Данай, которые хранятся в музеях по всему миру.

Художник был венецианцем, а школа живописи этого города сильно отличалась от того, что делали итальянцы в то время. В частности, в Венеции было особенное отношение к свету. Тициана многие даже называют предтечей импрессионизма.

Даная на его полотне – это венецианский образ античной дамы, которая находится в состоянии эротического томления. Она похожа на простую женщину со своими земными желаниями.

До Тициана художники не осмеливались так изображать чувственность.

Где находится: Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Стиль: барокко.

Описание картины: про Караваджо говорили, что он был гениальным чудовищем. Такое прозвище он получил за пугающий реализм в картинах. Он не стеснялся изображать святых с грязными руками, ногами и следами загара.

Картина «Положение во гроб» создавалась для церкви Кьеза Нуово. Для того чтобы картина получилась естественной, Караваджо выкапывал из могил трупы, приносил в мастерскую и заставлял натурщиков держать их на весу.

Тем, кто отказывался, художник угрожал убийством.

Помимо реализма для Караваджо характерно переосмысление света и тени в произведениях. Только на первый взгляд его картины кажутся темными.

Художник для усиления драматизма погружает во тьму все происходящее, а ключевые композиционные моменты выделяет боковыми ударами света.

Караваджо перевернул страницу в истории живописи, позже его находки нашли развитие в эпоху барокко. Кстати, «Положение во гроб» в итоге было отвергнуто церковниками.

Где находится: Ватикан, Пинакотека.

Стиль: барокко.

Описание картины: одно из самых узнаваемых полотен Рубенса. В основе сюжета лежит миф о братьях Диоскурах, сыновьях Зевса и Леды, которые похитили дочерей царя Левкиппа. Рубенс прославился изображением пышнотелых женщин.

И на этой картине они настолько огромны, что кажется, похитители вот-вот упадут под их тяжестью. Все фигуры вписаны в круг. Цветовое решение построено на контрастах: бледным телам обнаженных женщин противопоставлены крепкие загорелые мужчины.

Декоративный эффект усиливается разноцветными тканями.

Картина представляет собой классическое произведение в стиле барокко, жизнелюбивого направления в искусстве. В XVII веке человек уже почувствовал скоротечность жизни, и это заставило людей по-иному воспринимать окружающий мир. Поэтому и в похищении нет ни драмы, ни страдания – все похоже просто на игру.

Где находится: Германия, Мюнхен, Старая пинакотека.

Как готовили наложниц: секреты султанского гарема

Стиль: барокко.

Описание картины: самое значительное и известное полотно знаменитого испанского мастера придворного портрета. И единственная картина Веласкеса, на которой Филипп IV и его супруга Марианна изображены вместе. Они отражаются в зеркале, находясь за спиной зрителя, а художник пишет их портрет.

В центре картины – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита со своей свитой, которая выглядит старше и умнее своих лет. Перед Веласкесом стояла сложная задача: он был придворным художником и обязан был возвышать королевских особ.

Однако при этом он стремился сделать портреты максимально похожими, передать черты характера и сохранить индивидуальность.

Торжественное полотно позволяет понять времена расцвета барокко и погрузиться в придворную культуру Испании. Особое место в творчестве Веласкеса занимают карлики. Их держали при дворе как домашних животных. Чтобы подчеркнуть эту аналогию, художник изображает на переднем плане собаку.

Где находится: Испания, Мадрид, музей Прадо.

Стиль: барокко.

Описание картины: нидерландская живопись отличается простотой сюжетов. Художники описывали тихую повседневную жизнь. В этой картине сочетаются бытовой жанр и натюрморт. Основное внимание сосредоточено на кувшине, струйке молока и хлебе, стоящем на столе. Несмотря на небольшой формат произведений Вермеера, он считается не малым, а великим голландцем.

Популярность этой картины заключается в том, что там нет скрытых смыслов: она создана для того, чтобы наслаждаться цветами, положением теней и спокойной обстановкой тихого домашнего уюта. Изначально подобные произведения создавались для простой публики и считались предметами роскоши, которые должны быть в каждом доме.

Где находится: Нидерланды, Амстердам, Государственный музей.

Какое древнерусское имя вам подходит?

Источник: http://www.wday.ru/stil-zhizny/kultura/25-kartin-znaya-kotoryie-soydesh-za-umnogo/2/

Ренессанс

Главная => Художники Ренессанса 

Антонио Корреджо (Correggio, Antonio Allegri). Род., вероятно, в 1487 или 1488 году, ум. в 1534 г. в Корреджо. По-видимому, ученик своего дяди Лоренцо и Франческо Бьянки — Феррари; позднее формировался как художник под влиянием Коста. Работал в своём родном городе, а с 1518 г. — главным образом в Парме.

Биография

Во втором десятилетии XVI века в Корреджо и других небольших городках Эмилии — области северной Италии — начал свою деятельность художник, которого следует считать одной из первых величин итальянского Возрождения. Это был Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Художник родился в семье купцов среднего достатка.

Отец, желая дать сыну хорошее образование, определил его к нескольким учителям. У одного из них Антонио изучал язык и литературу, философию, а также математику и анатомию — это был известный медик Джованни Ломбарди. С последним у Корреджо на всю жизнь сохранились дружеские отношения.

Возможно, что портрет так называемого «Медика» из Дрезденской галереи — это изображение Ломбарди.

Однако ученая карьера Антонио не состоялась. Он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и проявлял к ней несомненные способности. Живопись Корреджо начал изучать у своего дяди, посредственного художника, но основную выучку прошел в Модене в мастерской Бианки Феррари.

Об этом свидетельствует и несомненное влияние моденской живописи в ранних произведениях Корреджо. По возвращении на родину Корреджо вскоре становится известным живописцем и получает большой заказ в Парме, главном городе Эмилии. Ему было предложено расписать несколько помещений монастыря св.

Павла, игуменья которого была известна своей оригинальностью и своенравием. Возможно, этим объясняется специфика сюжетов, выбранных Корреджо.

Им были совершенно исключены религиозные сцены и изображены мифологические сюжеты, В столовой на стене он пишет фреску «Возвращение Дианы с охоты», а потолок расписывает в виде беседки, увитой гирляндами зелени. Сквозь нее в овальные проемы выглядывают пути. несущие охотничье снаряжение и трофеи Дианы.

Изображенные здесь путти — одна из лучших декоративных работ того времени по изяществу форм и свежести чувств. В целом же фрески монастыря св. Павла (1517-1520) представляют собой первый шаг мастера в освоении приемов монументально-декоративного искусства.

Следующей была роспись купола церкви Сан Джованни Эванджелиста (1520-1524) в том же городе. Естественно, что заказ этот последовал после того, как в Парме распространилась молва о великолепном мастерстве молодого художника. В этой фреске Корреджо создал новый тип купольной росписи.

До него купола разделяли на части или естественными архитектурными членениями или же их живописной имитацией. В каждой части помещалась отдельная композиция или фигура. Корреджо поступает иначе. Он как бы уничтожает реальные пространственные границы интерьера и создает иллюзию небесного свода, на фоне которого парит фигура Христа.

Вокруг располагаются апостолы, также изображенные в смелом ракурсе и смотрящие вверх на видение. Позы свободны, а лица выражают охвативший героев трепет при созерцании чуда. Пронизанная сильной внутренней динамикой, композиция поражает необыкновенной жизненностью, с которой трактует художник сверхъестественное событие.

В росписи огромного купола Пармского собора, начатой в 1524 году, Корреджо доводит до совершенства созданные им принципы купольной росписи. Заказ на нее художник получил, еще будучи занятым работой в Сан Джованни Эванджелиста.

Когда эти фрески были уже в стадии завершения, монахи-бенедиктинцы увидели их и были настолько поражены, что тут же вступили в переговоры с художником по поводу росписи собора.

Читайте также:  Описание картины бориса пророкова «мать»

В куполе Корреджо изобразил сцену «Вознесение Богоматери на небо», вновь прибегнув к приему создания иллюзорного пространства неба, которое он заполнил облаками и сонмом полуобнаженных фигур святых и ангелов.

В центре композиции в ослепительном сиянии архангел Гавриил встречает Богоматерь. Навстречу ему устремлена группа ангелов и святых, поддерживающих Марию.

Движения отдельных фигур сливаются в единую динамическую композицию, разрушающую границы реальности и уносящую воображение зрителя в сферу мистических переживаний.

Однако современники не оценили должным образом фреску Корреджо. Сложные ракурсы, удивительные эффекты светотени, сложность и новизна композиции оказались вне пределов привычного восприятия. Настоятель монастыря сравнил живопись Корреджо с блюдом лягушачьих ног. Всю степень новаторства мастера мог оценить только истинный художник.

Им оказался Тициан, проезжавший несколько лет спустя через Парму и видевший фреску Антонио. Монахи спросили у него, стоит ли фреска той суммы, которую они затратили на нее. «Возьмите этот купол, — отвечал Тициан,- переверните его, наполните золотыми монетами, и тогда еще вы не заплатите то, что стоит эта живопись». К сожалению, сам художник не слышал этих слов.

Он умер в возрасте сорока лет, не успев закончить свое последнее произведение.

Станковая живопись Корреджо раскрывает нам иные грани его искусства. В алтарных образах 1520-х годов мастер болеетрадиционен, чем в монументальной живописи. Как в «Мадонне со св. Франциском», так и в «Мадонне со св. Себастьяном», Корреджо стремится сохранить гармонический строй образов Высокого Возрождения.

Но если в первой картине автору это удается, то во второй он настолько увлекается динамикой фигур и аффектацией движения, что говорить о ренессансной основе уже трудно.

Перед нами уже произведение иной эпохи, маньеристической, когда художника привлекают светотеневые и пластические контрасты, экспрессия движения, внешняя красивость формы, а за всем этим стоит возможность субъективного самовыражения, погружения в стихию сверхчувственного.

К наиболее зрелым алтарным картинам Корреджо следует отнести «Мадонну со св. Иеронимом» (так называемый «День», 1527-1528, Парма, музей) и «Рождество» (так называемая «Ночь», ок. 1530, Дрезденская галерея).

«День» — излюбленный итальянскими мастерами тип «святого собеседования». Сохранив внешнюю традиционную форму, Корреджо превращает его в полную нежных чувств сцену материнства.

Художник как бы нисходит с высот тех сверхъестественных видений, которые он воплощал в купольной росписи Пармского собора. Он погружается в уютный мир простых человеческих отношений, любуется красотой самых светлых человеческих чувств.

Взор художника обращается и к природе, находя в ней отражение своим переживаниям. Пейзаж в картине — один из самых прекрасных в творчестве мастера.

Знаменитая «Ночь» пронизана теми же настроениями. Художник прежде всего стремится отобразить человеческие переживания, чувственно-эмоциональную сущность события.

Даже сверхъестественное освещение приобретает в картине характер обыденного: источающее свет тело младенца объято руками матери, которая прижимает его к себе и смотрит на него с умилением и любовью.

Все остальные персонажи, даже парящие в воздухе ангелы, изображены в самых непосредственных позах.

Следует отметить, что `Рождество` — одна из самых первых «ночных сцен» в итальянском искусстве. Ей предшествовала лишь фреска Рафаэля «Освобождение апостола Петра из темницы».

Но там был подчеркнут скорее элемент чуда, тогда как Корреджо с помощью великолепного владения светотеневыми эффектами создает иллюзию реального ночного освещения.

Этим он предвосхитил многие приемы живописи XVII столетия.

Однако эстетика маньеризма все более захватывает Корреджо. Особенно это заметно на примере его поздних живописных произведений — парных композиций «Юпитер и Ио» и «Ганимед» (обе в Музее истории искусств в Вене, ок. 1530) или «Данаи» (нач. 1530-х гг.. Галерея Боргезе, Рим), где трансцендентное восприятие мира берет верх над образами простого человеческого бытия.

Если окинуть единым взглядом творчество Корреджо, то прежде всего в нем поражает диапазон поставленных художественных проблем.

Во фресковой живописи он намного опережает своих современников, предвосхищая плафонные росписи XVII и XVIII веков (вплоть до Тьеполо!).

В станковой живописи Корреджо проделывает огромный путь от проникнутых духом величия и патетики образов Высокого Возрождения до взволнованных и экспрессивных композиций, открывающих путь новой эпохе — барокко.

Картины Антонио Корреджо

Святая Екатерина Александри

Портрет знатной дамы

Отдых по пути в Египет

Мадонна со святым Франциско

Отдых по пути в Египет со св. Франциском

Мадонна, поклоняющаяся младенцу

Мистическое обручение Святой Екатерины

Мистическое обручение Святой Екатерины

Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Мадонна с младенцем и ангелами

Мадонна Кампори

Мадонна дела Скала. Мадонна у лестницы

Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами

Отдых по пути в Египет со святым Франциском

Прощание с Христом

Рождество с маленьким Иоанном

Снятие с креста

Мученичество святых

Венера, Сатир и Купидон

Даная

Диана, отправляющаяся на охоту

ИО

Ганимед

Венера с Юпитером и Купидоном

Не прикасайся ко мне

Аллегория порока

Аллегория добродетели

Иоанн Креститель

Леда и лебедь

Мадонна св. Георгия

Апостолы Петр и Павел

Юдифь

Успение богородицы Марии

Поклонение волхвов

Источник: https://www.renesans.ru/renaissance/artist_04.shtml

Описание картины Тициана Вечеллио «Даная». Даная картины

ГлавнаяКартиныДаная картины

Прошлые выходные и начало этой недели освещало солнце. Оно проливалось на всех. Сияли прохожие девицы, дамочки, чопорные леди, криворукие юноши, аполлоны, нарциссы. А в моей жизни закончилась еще одна головокружительная история (возможно, я как-нибудь изложу ее вам в прекрасных красках затуманенного разума и сердца).

Сегодня, скорее всего, пойдет дождь. Хочется, чтобы он был летним.

Но я хочу рассказать вам историю о прекрасной девушке Данае. Которая, 1) была дочерью царя города Аргос, 2) позже стала матерью Персея.  

Древнегреческий миф гласит – царь умрет от руки сына Данаи. От страха и негодования правитель запирает свою дочь в подземелье. Однако хитрый и удивительно сообразительный, пошлый Зевс проник к Данае в виде золотого дождя. Совокупился с ней. И дочь царя родила сына.

Этот мифологический сюжет, естественно, изображали на своих полотнах многие художники в разные эпохи. Обратим свое внимание на технику исполнения, композицию, цвета… это один сюжет, но разные взгляды, интерпретации.

Даная (итал. Danae; 1545—1546) — картина Тициана.

«Даная» (итал. Danae; 1553—1554) — картина Тициана.

«Даная» (серия картин “Любовные похождения Юпитера”; 1530) — картина Корреджо.

«Даная» (итал. Danae; 1527) — картина Мабюза (Ян Госсарт).

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта

«Даная» (Вена; 1907—1908) — картина Густава Климта.

Которая Вам по душе? Даная Рембрандта или Тициана? Простите мне, но моя любимая – Климта.

msalisa.ru

Даная (картина Рембрандта) Википедия

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.

Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.

Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью.

Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.

  • Даная. Фрагмент: лицо женщины
  • Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки
  • Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету
  • Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати — золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание

Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.

В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.

Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.

Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины.

Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Дал

ruwikiorg.ru

Описание картины Тициана Вечеллио «Даная»

Данную картину создал художник Тициано Вечеллио. «Даная» является одной из картин, которую некогда писали специально для короля Испании. Картина написана с помощью масла. В качестве заказчика выступил Филипп ІІ Испанский.

Образы, которые расположены на картине, символизируют трагические перемены в бытии. «Даная» имеет отличительные черты от предыдущего периода. Сравнивая эту картину с «Венерой Урбинской», можно отметить наличие драматизма, который пронизал все произведение искусства.

Судя по работе автора, невозможно не отметить то, что он восхищается существующей тяге к жизни.

Безусловно, Тициан новатор, потому что сумел ввести долю драматических переживаний в свое творение и развить некую страсть.

Тициан отлично справляется с цветовыми задачами и прекрасно справляется с тонами, хорошо сочетает их с тенями. С помощью этого, Тициан сумел передать подвижность и цвет, четкий контур и мягкую моделировку объема.

В своей картине Тициан возвышает человеческую красоту. Под счастьем он подразумевает мимолетное возвышение чувств. Автор неспроста решил сопоставить Данаи со служанкой преклонного возраста. Последняя только и занимается тем, что собирает монеты в свой фартук. Таким образом, художник сопоставил прекрасное и ужасное в своей произведении.

Тициан считает, что человеческой красоте и искреннему чувству Данаи всегда будет противостоять циничное и чрезмерное корыстолюбие. Это противостояние поддерживается с помощью огрубевшей руки старухи.

С помощью картины Тициан доносит до людей мысль о том, что хорошее всегда стоит на ступень выше плохого. Он не отрицает огромной мощи зла, но счастье выдвигает в качестве оружия в борьбе за добро. Картина наполнена глубочайшим смыслом. Об этом неоднократно заявляли люди, специализирующиеся в этой области знаний.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/danaya-kartiny.html

«Даная» Рембрандта: почему вандал выбрал именно эту картину?

Зато возле картины «Даная» остановился невысокий и явно немолодой мужчина. Вначале он осмотрелся и радостно потер руки: рядом с ним не было абсолютно никого.

Потом расстегнул пуговицы пиджака, извлек откуда-то из подмышки литровую банку, наполненную бесцветной жидкостью, поставил ее у ног. После этого он достал нож и полоснул картину два раза. По бедру и животу Данаи.

Затем трижды плеснул на нее серной кислотой.

Месть самому себе?

…Спустя несколько лет, когда в СССР забурлило сразу несколько национальных революций, кто-то напишет, что вандал, а им оказался 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис, при этом закричал громко: «Свободу Литве!».

Но сами литовцы отрицают этот факт — надругательство над великим полотном и дорога к независимости — все-таки лежат в разных плоскостях. С другой стороны злоумышленник меньше всего хотел привлекать к себе внимание — его цель была одна: выместить все разочарование в жизни в какой-то протест.

Закричи он, сбежавшиеся посетители могли бы помешать ему осуществить свой зловещий план.

То, что цель была именно эта — косвенно подтверждает и тот факт, что Бронюс не оказал никакого сопротивления при задержании. Главную свою задачу он к тому времени уже выполнил, а что будет после этого, его уже мало интересовало…

Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?

Нам эта картина известна, как «Даная». Между тем на родине художника при виде этого шедевра чаще всего произносят другое слово — Саския.

Именно так звали 21-летнюю красавицу, которую в 1634 году, молодой 27-летний начинающий портретист Рембрандт привел в одну из Амстердамских церквей, чтобы поставить роспись в книге актов.

Она — дочь бургомистра города Лаувардена, он — сын мельника из Лейдена. Ее очень не хотели отдавать за него, еще бедного и незнаменитого.

Сколько им отмерит Бог счастья? Тогда они еще не подозревали, что ужасно мало. Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Чахотка. Восемь лет безбрежного счастья. Четыре беременности, роды.

Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы.

Читайте также:  Описание картины фирса журавлева «перед венцом»

И эта картина — «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году.

Но не спешите вглядываться в лицо Данаи, пытаясь разглядеть в нем Саскию. Это и она, и одновременно не она. После смерти любимой жены Рембрандт по-прежнему нуждался в Музе, которой бы он посвящал свое творчество.

Он нашел ее не сразу, и ее имя не столь известно, хотя бы потому, что у нее не было такой трагической судьбы, как у Саскии.

Однажды Гертье Диркс, с которой мастер сошелся после смерти жены, увидела картину и устроила художнику большой скандал: «Кого ты любишь? Меня или давно ушедшую из жизни женщину?»

Не показывайте картин любовницам…

Рембрандт начал оправдываться, но слова мало ее трогали. Она пригрозила, что уйдет. Тогда он взял в руки кисть и начал снова работать над лицом Саскии. Где-то что-то изменил, добавил.

Гертье осталась довольна работой — на портрете во второй редакции стало гораздо больше ее черт, чем Саскии. Но неуемная женщина на этом останавливаться не собиралась. Она потребовала, чтобы муж обязательно изменил позу лежащей женщины.

«Что это за безобразие? Левая грудь сдавлена, отчего кажется неестественной. Посмотри внимательно на меня? Разве ты видишь во мне хоть один изъян?»

Художник понял, что так будет продолжаться бесконечно. Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась. И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет.

А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней. Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные.

Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме…

12 лет каторжных работ

Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. 15 июня 1985 года «Даная» казалась навечно утраченной. Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой.

Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью.

Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда…

Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст.

Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры.

Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть…

В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом…

И никаких угрызений совести…

Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного (вялотекущая шизофрения).

Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала.

Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне. Жалел ли о своем поступке Майгис? Судя по всему, нет. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю.

Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

Почему он выбрал именно эту картину? Поговаривают, что однажды он спросил у смотрительницы Эрмитажа: «А сколько стоит это картина? Миллион рублей? Больше?» На что смотрительница ответила: «Даная» бесценна! У нее нет цены. Это — мировой шедевр!»

Ах, бедная, бедная Саския. Ей не суждено было узнать, что ее единственный выживший сыночек проживет чуть более 20 лет. Он женится и умрет, когда его супруга будет беременна. Она, в свою очередь, родит дочь и тоже скончается после родов.

Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник.

А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь — Хендрикье…

Обо всем этом Майгис не имел представления. Он с трудом окончил четыре класса школы…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/28698/

Ответы@Mail.Ru: Кто и когда написал картину «Даная»?

Есть очень красивый миф о том как великий и несравненный Зевс влюбился в красавицу Данаю. Даная — дочь аргосского царя Акрисия. Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерег ее. Но бог Зевс, безумно влюбленный в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в ее покои .и Даная родила сына Персея.

По приказу отца Даная с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Ящик прибило к острову Сериф, где его вытащил Диктис и спас Данаю и младенца. Посещение Данаи Зевсом в виде золотого дождя было очень популярным сюжетом в античное время. Вот Даная Яна Госсарта…

1527 В историю нидерландского искусства Ян Госсарт, прозванный Ян ван Мабюзе, вошел как родоначальник «романизма» — направления в нидерландской живописи, связанного с перенесением принципов, идей, образов итальянского Ренессанса на родную почву. А вот Даная итальянского художника Антонио Корреджо 1531 г. Посмотрите, как робка и стеснительна его Даная… .

Вот такой представлял Данаю Ф. Приматиччио, 1533 А теперь Данаи Вечеллио Тициана… 1554-1555 В картинах Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна.

Она прекрасна как олимпийская богиня, и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Об охватившем ее сладком томлении «говорит» не лицо, а тело. А вот Даная кисти Якопо Тинторетто 1580 Рембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка.

Он был в расцвете сил, был женат и счастлив. Известно, что лицо Данаи Рембрандт писал со своей первой жены. Но после её смерти, женившись вторично, он переписал голову, используя в качестве модели свою вторую супругу.

В 1636 году Рембрандт закончил картину, известную нам как “Даная” До нас дошли свидетельства современников художника, которые писали, что картина представляла из себя истинное чудо – из-за отодвинутого полога струилось сияние, которого невозможно достичь при помощи обычных красок. Но время и плохие условия хранения картины, разрушение её кислотой в Эрмитаже сделали своё дело.

От этого сияния остался слабый след. Первоначально Рембрант написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льется из глубины. Много раз Рембрант переделывал эту работу. В 1772 г. прославленный шедевр был приобретен в Париже для Екатерины II. В 1985 году картина пострадала от рук маньяка, который разрезал полотно и облил его кислотой. Реставраторы сделали все возм

«Даная» Корреджо (настоящее имя Антонио Аллегри) , написанная в 1531 году

Существует несколько картин, изображающих Данаю: * Даная (картина Климта) — «Даная» , картина Густава Климта, Музей Леопольда, Вена, 1907-1908 * Даная (картина Корреджо) — «Даная» , картина Корреджо, Галерея Боргезе, Рим * Даная (картина Мабюза) — «Даная» , картина Мабюза, Старая пинакотека, Мюнхен * Даная (картина Тициана) — «Даная» , картина Тициана, Музей Прадо, Мадрид * Даная (картина Рембрандта) — «Даная» , картина Рембрандта, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург * Даная (картина Фоминой) — «Даная» , картина Александры Фоминой * Даная (картина Уотерхауза) — «Даная» , картина Джона Вильяма Уотерхауза

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку.

Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея. Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан, Корреджо, Климт.<\p>

Ре́мбрандт ван Рейн — голландский художник 17 века.

«Даная» (1636—1647) написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная» , написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.

Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс.

Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

Рембранд не мог смирится со смертью своей жены. Ему было тягостно смотреть на облик своей жены, которая предстала в образе прекрасной «одилиски» Данаи. И он решается на довольно серьезный шаг — он продолжает писать картину, на которой уже изображена другая его возлюбленная. Меняется и настроение картины.

Теперь в ней присутствует боль, связанная со смертью жены художника (грустный амур в изголовье кровати Данаи) . Но это лишь начало печальной истории картины. После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́.

После смерти Кроза большинство картин досталось трём его племянникам. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции.

Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находящейся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная» Тициана. С этих пор, картина является «жемчужиной», которая украшала спальню Императрицы.

В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота.

Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину. Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина покрыта специальным составом лака, который выглядит как юронированное стекло.<\p>

Миф о Данае и Зевсе, проникшем к ней в виде золотого дождя привлек внимание не одного знаменитого художника. Самая известная, наверно, Рембрандта, интересна работа Якопо Тинторетто, и Вечеллио Тициан изобразил Данаю, у Антонио Корреджо она нашла место в творчестве, не угас интерес к ней и в прошлом веке, о чем свидетельствует полотно Климта. Есть еще картины менее известных художников и картины, о которых я не знаю.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/28735313

Ссылка на основную публикацию