Описание картины кузьмы петрова-водкина «автопортрет»

Кузьма Петров-Водкин – биография и картины художника в жанре Символизм – Art Challenge

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич, русский художник, теоретик искусства и писатель.

Родился в Хвалынске (Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в классах живописи и рисования Ф.Е.

Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905 окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.

Ашбе в Мюнхене (1901) и частные академии Парижа (1905–1908).

В эти же годы много путешествовал по Западной Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления.

Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения) традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства».

Жил в Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.

Целиком в духе символизма решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург).

Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение о судьбах России.

Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на Волге (1915).

В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915) Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все картины – в Третьяковской галерее).

В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».

По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты (Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба портрета – в Третьяковской галерее).

Искренний «попутчик» революции, мастер создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923, Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский музей). Но картина 1919 год.

Тревога (1934, там же), с питерским рабочим, которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения бывших буржуев» – как сатира на новый быт.

Петров-Водкин часто (начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в свой поздний период.

Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа, теоретического трактата и мемуаров.

Плодотворно работал также как художник театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии художеств (1918–1933).

Умер Петров-Водкин в Ленинграде 15 февраля 1939.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/13.html

Кузьма Петров-Водкин: биография, произведения, личная жизнь, разбор картин

Иконы — как первые живописные впечатления. Посмертная эпитафия — в качестве одной из первых картин. Кузьма Петров-Водкин вполне мог продолжить семейное дело — выбрать сапожное мастерство или, как и намеревался, работать на железной дороге. Но стал художником — известным на весь мир.

«Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны»…

Иконописцы-староверы, сосед-караульщик и живописец-вывесочник стали, сами того не зная, первыми учителями для Кузьмы. В Хвалынске, где мальчик родился в семье сапожника, о живописи можно было лишь мечтать — глядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. Рос Кузьма в природной красоте и любви, опекаемый родителями и бабушками.

С детства мальчик красками выражал свои эмоции. От восхищения красотой родной природы до трагических жизненных впечатлений. Как-то не рассчитал силы, плавая в Волге. Чудом остался жив, на помощь пришел сосед Илья Захаров. Спас Захаров многих, но ценой собственной жизни.

Кузьма изобразил на железном листе качающуюся на волнах лодку, тонущих людей и надписи «Погибший за других», «Вечная тебе память». Это была одна из первых работ красками Петрова-Водкина. Втайне прибил картину будущий художник к кресту Захарова на староверческом кладбище.

Окончив четырехклассное городское училище, Кузьма о живописи всерьез не думал — отправился в Самару поступать в железнодорожный техникум. Лишь не сдав экзамен, пошел работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова. Без особой творческой пользы: «Мы ни разу не пытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».

За впечатлениями: от Петербурга до Африки

Кардинально изменил жизнь Петрова-Водкина приезд в Хвалынск петербургского архитектора Роберта Фридриха Мельцера. Увидев работы юноши, тот обещал помочь с учебой в Петербурге.

В 1895 году Кузьма выдержал экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица и учился на деньги хвалынских купцов.

Одна из первых работ художника Петрова-Водкина — образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Спустя два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Валентин Серов. По принятой тогда моде, молодой художник отправился завершать образование за границу.

Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке — где совершенствовал технику рисунка и набирался впечатлений. Поднимался к жерлу Везувия, спасался в Сахаре от бедуинов.

Написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» — множество этюдов и картин. Вернулся в Россию с супругой Марой.

«Друг мой, жена моя, — писал Петров-Водкин из-за границы — ты должна знать, какую большую обузу ты взяла на себя, полюбив своего Кузю. Мы будем деятельны и энергичны, будем работать для человечества».

Мир искусства

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года — Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон». Реалист Илья Репин выступил с разгромной статьей, один из предводителей «Мира искусства» Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

«Купание красного коня» — главная работа Петрова-Водкина тех лет. Знаменитым стал второй вариант картины. Первый эскиз известен по черно-белой фотографии. Близкий в деталях, далекий в образах. Работая над полотном, художник находился под впечатлением от новгородских икон. Конь у Петрова-Водкина «запылал», как у Георгия Победоносца на творениях древнерусских мастеров.

Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив!» — произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталась в Швеции, вплоть до 1950 года.

«Искренний попутчик революции»

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту». К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин — роскошь в голодном городе.

Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир. «1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна». Одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами — лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Молодая работница с младенцем на руках.

Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды — полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений. Десять лет спустя, к юбилею Красной армии, Петров-Водкин написал «Смерть комиссара».

Суровый пейзаж, хаотичное движение солдат вперед и бледное лицо, устремленное вдаль, словно последний молчаливый приказ — в бой. Позировал художнику поэт Сергей Спасский. Картина сдержанна и в то же время полна трагизма. 1928 год оказался непростым для самого художника.

Туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев».

Не оставляя краски, Петров-Водкин взялся за перо: двадцать рассказов, двенадцать пьес, три повести. Одна из них, «Хлыновск», как попытка вернуться в детство и юность, пусть лишь на бумаге.

Источник: https://www.culture.ru/materials/145841/kuzma-petrov-vodkin-kak-syn-sapozhnika-khudozhnikom-stal

Кузьма Петров-Водкин

Кузьму Петрова-Водкина, художника, творившего на стыке двух эпох, современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Полотна живописца не только отражали настоящее, но и пророчили грядущее.

А еще – вызывали яростные споры поклонников и критиков.

Первые говорили о гениальности, самобытности и глубоком символизме, другие – что лучше бы Петрову-Водкину, как и намеревался, работать на железной дороге или продолжить семейное дело и стать сапожником.

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Читайте также:  Описание картины альфонса мухи «весна»

Фото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Живопись

В Петербурге творческая биография живописца стремительно развивается. Полученный в Хвалынске опыт иконописи пригодился: Петров-Водкин создал эскиз Богородицы с младенцем для церковной апсиды Ортопедического института. Чтобы перевести эскиз иконы в керамику, художник отправился в Англию, на фабрику. Панно в майолике сохранилось до наших дней.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Вакханка»

В 1987-м Кузьма Петров-Водкин перебрался в Москву, где стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества. Учился под началом Валентина Серова. В 1900 году трудился на заводе по изготовлению керамики в подмосковном селе Всехсвятском. Училище окончил в 1905-м.

С детства склонный к авантюрам и приключениям молодой человек мечтал побывать в Европе, но денег на путешествие не было. Помог случай. В столичной газете Кузьма Петров-Водкин увидел объявление о том, что рискнувшему преодолеть путь от Москвы до Парижа на велосипеде спонсор оплатит дальнейшее путешествие по городам Европы.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Девушки на Волге»

Молодой художник уговорил приятеля составить компанию и отправился в путь. Дотянули до Германии, на дальнейшую дорогу сил не хватило. В Мюнхене русскому живописцу повезло: друзья собрали деньги для оплаты двухмесячной учебы в школе Антона Ашбе, где в свое время совершенствовали мастерство Иван Билибин, Игорь Грабарь и Василий Кандинский.

Мечта побродить по парижским улицам осуществилась в 1905-м. Три года Петров-Водкин брал уроки в частных художественных академиях. В эти годы побывал в Италии и Северной Африке, вдохновившей на полотна «Семья кочевников», «Африканский мальчик», «Кафе». Через год после возвращения в Россию, в 1909-м, состоялась первая персональная выставка живописца.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Сон»

В 1910 году Петров-Водкин подарил миру картину «Сон», вызвавшую бурную дискуссию и скандал в обществе. На полотне изображены обнаженные женщины, разглядывавшие спящего голого мужчину. Илья Репин откликнулся на работу разгромной рецензией в газете, зато Александр Бенуа назвал «Сон» шедевром. Эротизм присутствует во многих картинах художника.

В 1912 году символист представил работу «Купание красного коня», изменив мнение Репина: мэтр откликнулся восхищенным: «Талантище!».

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»

Картину называют главным произведением Кузьмы Сергеевича, самым таинственным и «многослойным». О символах и сокрытых в ней значениях и сегодня спорят. Говорят, полотно навеяно новгородскими иконами, написанными древнерусскими мастерами. Были и те, кто увидел в картине образ грядущей революции. Шедевр хранится в Третьяковской галерее.

Спустя 3 года Кузьма Петров-Водкин порадовал любителей головоломок и поклонников символизма новой загадкой – полотном «Жаждущий воин». Ценители искусства рассматривают фигуры картины как восточные иероглифы: у каждой свое значение, а все вместе «читается» как некая «фраза».

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Жаждущий воин»

Написан шедевр в разгар Первой мировой войны, трагичное для русского воинства время. Приверженцы символизма разглядели в изображенном воине всадника апокалипсиса и провели параллели к Откровениям Иоанна Богослова. По их мнению, посредством зловещей символики на картине отображена происходящая катастрофа, предсказанная в Евангелии.

Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. В 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара»

Юбилею Красной армии художник посвятил картину «Смерть комиссара», исполненную трагизма. Цветовое решение и воплощение мастером идей «сферической перспективы» оценили искусствоведы и коллеги Петрова-Водкина.

За 5 лет до смерти Кузьма Петров-Водкин закончил картину «1919 год. Тревога». На ней изображено жилище рабочего в городе, захваченном белогвардейцами. Герой сюжета тревожно всматривается в синие сумерки за окном, за его спиной притихшая семья. Трагизм усиливается изображением спящего младенца.

Картина Кузьмы Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»

Полотно нарисовано в 1934-м и, как считают поклонники художника, лишь формально названо «1919 год». Гениальный провидец почувствовал раскручивающийся маховик сталинских репрессий и нарастающую тревогу в обществе.

Революцию Кузьма Петров-Водкин принял, диссидентом не был и, как всем казалось, благожелательно встретил изменения в стране Советов. Но когда художника не стало, к его наследию охладели: власть вдруг заподозрила, что истоки творчества живописца таятся в иконописи, а за символизмом Кузьма Сергеевич спрятал иные смыслы, не столь приятные для советской власти.

Личная жизнь

В Париже 27-летний Петров-Водкин встретил женщину, с которой прожил до конца дней. Мара – дочь владельца парижского пансиона – стала верной супругой Марией Федоровной. В мэрии французской столицы молодоженов расписали, а спустя 2 года, в 1908-м, они уехали в Россию.

Кузьма Петров-Водкин и его жена Мария Жозефина Йованович (в России — Мария Федоровна)

Дочь Елену жена родила Кузьме Ивановичу в 37 лет. На событие художник отозвался восторженно:

Смерть

В 1928-м медики запретили Петрову-Водкину работать с красками: испарения вредили пораженным туберкулезом легким.

Кузьма Иванович перебрался из северной столицы в Детское Село, где его окружили знаменитые литераторы Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Шишков.

Могила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем.

Не стало яркого представителя символизма и постимпрессионизма в середине февраля 1939 года. Судьба отмерила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Картины

  • 1907 – «Африканский мальчик»
  • 1910 – «Сон»
  • 1912 – «Купание красного коня»
  • 1915 – «Жаждущий воин»
  • 1915 – «Девушки на Волге»
  • 1916 – «На линии огня»
  • 1917 – «Утро. Купальщицы»
  • 1918 – «Селедка»
  • 1918 – «Автопортрет»
  • 1918 – «Утренний натюрморт»
  • 1920 – «1918 год в Петрограде»
  • 1922 – «Портрет А. А. Ахматовой»
  • 1928 – «Смерть комиссара»
  • 1934 – «1919 год. Тревога»
  • 1934 – «Портрет В. И. Ленина»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/51427-kuzma-petrov-vodkin.html

В сфере и в движении. ученики и последователи кузьмы петрова-водкина в русском музее

Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1926–1927 / пресс-служба Русского музея

Кузьма Петров-Водкин. Изгнание из рая. 1911 / пресс-служба Русского музея

Кузьма Петров-Водкин. Яблоко и вишня. 1917 / пресс-служба Русского музея

Монументальная выставка Русского музея, несмотря на то что в большой степени она связана с открытием новых имен, делает акцент именно на понятии «круг».

Это первый столь широкий показ учеников и соратников мастера, который может изменить представления о конфигурации символизма в послеавангардный период.

Не говоря уже о вынесении материала, связанного с эволюцией петрово-водкинских учеников 1920-х годов, на уровень полемики о реализмах в европейском искусстве в период между двумя войнами.

В состав выставки включены работы из Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Кроме того, на ней представлены произведения из более чем десяти частных собраний.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939), пожалуй, самый общепримиряющий художник русского ХХ века. И самый востребованный. В этом мнении сойдутся и исследователи, и музейщики, и галеристы.

Его наследие постоянно в центре внимания, чего не скажешь о круге Петрова-Водкина. Тут еще многое не высвечено.

Впрочем, обаяние творчества мэтра бросает на его учеников отблеск особой привлекательности — музейно-экспозиционной, научной и, чего греха таить, коммерческой.

Петров-Водкин активно занимался преподаванием с 1910 года. В Школе Елизаветы Званцевой, куда он пришел на смену уехавшему в Париж Льву Баксту, на тот момент уже сложилась передовая художественная педагогическая система.

И вообще царили радикальные взгляды (судя по отрывочным воспоминаниям, по крайней мере Надежду Лермонтову, Фавсту Шихманову и Веру Жукову можно назвать ранними русскими феминистками). Обычно этот период в биографии мастера обозначают бегло.

Петрово-водкинские педагогические, как сейчас сказали бы, мемы (трехцветка, теория сферической перспективы, проблема движения) еще не были сформулированы. Этот этап всегда воспринимался скорее как преддверие настоящей, легко узнаваемой школы Кузьмы Петрова-Водкина.

Выставка в Русском музее впервые показывает «званцевцев» — Надежду Лермонтову, Фавсту Шихманову, Раису Котович-Борисяк, Магду Нахман — как некое цельное явление, в котором нашли свое преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма.

Преподавая «званцевцам» в 1910-е годы, Петров-Водкин сам растет как художник, в частности как колорист.

Он отрабатывает такой важный для себя прием, как разбел — не только, так сказать, цветоприменительный, но и содержательный прием дематериализации, введения спиритуальных коннотаций.

Читайте также:  Описание картины тициана вечеллио «красавица»

В его картинах появляются новые сложные сближенные тональности (изумрудная, лиловая, сиреневая, фиолетовая), дополнительные к основным цветам спектра (красный, синий, желтый). Эти тональности станут знаком принадлежности к цветовому синтезу «званцевцев».

С 1918 по 1932 год Петров-Водкин профессорствовал в Академии художеств (при всех ее реорганизациях и переименованиях). Репрезентация его школы в методологическом понимании, то есть обучение «по объективному методу», — одна из главных задач выставки.

Сопоставленные вместе, произведения нескольких художников (Алексея Зернова, Татьяны Купервассер, Марии Ломакиной, Герасима Эфроса, Евгении Благовещенской и других), показанные впервые или в первый раз в подобном контексте, выявляют наличие внутренней драматургии даже в работах учебного, подготовительного типа.

В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти в больших самостоятельных мастеров.

При всей своей мощной индивидуальности они сохранили режим прямого диалога с учителем — это относится прежде всего к Леониду Чупятову, Павлу Голубятникову, Петру Соколову, Владимиру Дмитриеву, рано умершему Александру Лаппо-Данилевскому.

Есть и следующая ступень петрово-водкинского влияния — творчество художников, довольно далеко отошедших от проблем, волновавших учителя, но сохранивших с ним связь на архетипическом уровне. Таковы Александр Самохвалов, Алексей Пахомов, Израиль Лизак, Владимир Малагис, Евгения Эвенбах, Алексей Зернов.

Каким же образом осуществлялся, так сказать, трансфер петрово-водкинского? Я бы выделил момент, связанный с важнейшей для Петрова-Водкина темой навигации в пространстве.

Характерен в этом смысле интерес самого Петрова-Водкина, а также Чупятова, Купервассер, Лизака, Соколова и других учеников мастера к мотиву трамвая (классический русский авангард не раз обращался к этой теме, но в другом, часто эсхатологическом контексте).

Трамвай — идеальный полигон для отработки внутрикартинной динамики в ее жизненной обусловленности: повороты, наклоны вагонов, тряска, «прозрачность» — просматриваемость извне и изнутри, динамика картинок в окнах. И зритель, и художник в этом случае находятся внутри общей пространственной и житейской ситуации.

Это прямая реализация того, что Петров-Водкин называл «привнесением собственного моего движения».

И наверное, высший уровень трансляции петрово-водкинского, по определению Натальи Адаскиной, архетипический.

Библейские образы были настолько органичны для поэтики учителя, что не могли не отразиться в сознании учеников.

Привлекала их и стойкость художника, продолжавшего обращаться к религиозным контекстам в самые неблагополучные для взаимоотношений Русской православной церкви и советского государства времена.

Его ученица первого, «званцевского», поколения Котович-Борисяк создает картину Святой Серафим Саровский (начало 1920-х, частное собрание). В гуаши присутствуют знакомые разбеленные фиолетовые тона, крыши уподоблены иконным «горкам».

При этом в работе ощущается наивная нота, в данном случае идущая не столько от авангардного опыта, сколько от религиозного подтекста: преподобный Серафим олицетворял прежде всего крестьянскую, народную веру. Таким видел «крестьянского святого» и Чупятов (Святой Серафим Саровский, 1920–1930-е, частное собрание).

В огранке формы лица при-
сутствует осознанный, пропущенный через авангардное художественное сознание момент примитивизации, отсылающий к рядовой продукции монастырских мастерских.

Особое влияние на религиозную живопись учеников оказала работа Петрова-Водкина над образом Богоматери.

В чупятовской Богоматери Умиления (после 1927, частное собрание) речи о каноне уже не ведется: динамическая трансформация футуристического типа зашла слишком далеко.

Тем удивительнее сохраненные моменты традиционной иконографии Умиления (Богоматерь Владимирская): ласкающий жест Богоматери, ступня — «пяточка» младенца Иисуса.

Надежда Лермонтова. Обнаженный мальчик. 1910 / пресс-служба Русского музея

Надежда Лермонтова (1885–1921)

Надежда Лермонтова (1885–1921) родилась в именитой и просвещенной семье, ее отец был ученым-физиком, дальним родственником великого поэта. Сама она являлась лидером среди учеников Льва Бакста.

Вправе ли устроители помещать Лермонтову в петрово-водкинский контекст? (Даже если учитывать их совместную работу в 1910 году над росписью интерьера восстановленной Алексеем Щусевым Васильевской церкви в Овруче.) Думается, вправе.

К примеру, ее Обнаженный мальчик (1910, частное собрание) в рафинированном лимонно-желтом колорите просится в компанию Играющих мальчиков (1911, ГРМ) Петрова-Водкина: их сближает диалектика условного и телесного.

Но есть и более сложные связи, они лежат в пространстве понимания и переживания архаики. Если у Петрова-Водкина символическое облечено в безупречную неоклассическую форму и акцентированно условный колорит (инобытие символического мира), то Лермонтова намеренно снижает интонацию.

Наряду с архаизацией она использует и такой прием снижения, как игра с некими типологическими массовыми представлениями и вкусами. Обыватель ожидает от «декадентства» загадочности и болезненности — Леда и яйцо (1916, частное собрание) вполне отвечает этим ожиданиям. В П.

 Казальсе (1913, ГРМ) портретная характеристика схвачена с гротесковой остротой, доведенной до самоотрицания.

В других вещах (Женщина в сиреневом платье, 1910-е; Поздние цветы, 1916; обе — частное собрание) художница возвращается к портретности более традиционного толка, но и здесь переформатирует задачу. В Поздних цветах нет попыток раскрыть себя психологически, ничего рефлексирующего.

Лермонтова с ее независимым поведенческим рисунком, преодолевшим стереотипы своего круга, с эмансипированным типом сознания, с абсолютно самостоятельным чувством нового по праву должна была войти в отряд «амазонок русского авангарда». Увы, смерть рано выбила ее из седла.

Фавста Шихманова. Портрет балерины. Середина 1910-х / пресс-служба Русского музея

Фавста Шихманова (1880 — после 1930-х)

Фавста Шихманова (1880 — после 1930-х) — «званцевка», продолжившая обучение у Петрова-Водкина в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ).

В ее Портрете балерины (вторая половина 1910-х, частное собрание) все построено на противоречиях: постановочность и парадность; телесность — обнаженные плечи, руки и, особенно смело по тем временам, ноги — и бесплотность; достоверность (Петров-Водкин называл это «внешней обработанностью предмета») и метафоричность — платье уподоблено перламутровой раковине, платок расцветает розами.
Картина Шихмановой Вид на Обводный канал (начало 1920-х, частное собрание) — одно из самых волнующих открытий выставки. Она является, без сомнения, центральным звеном в пока еще небольшом корпусе выявленных произведений этой художницы. Здесь использована композиционная схема, отработанная Петровым-Водкиным: укрупненная фигура откровенно драматургически взаимодействует с пейзажным фоном — взгляд постоянно переходит по оптическим направляющим (мачты, трубы, обводы набережной и моста) от изображения женщины к динамичным урбанистическим мотивам заднего плана. При этом женский образ на первом плане неожидан: это не горожанка — это деревенская жительница в городской среде. Крестьянка, согнанная, как и тысячи ее современниц, с привычных мест, ищущая пропитание в городе?

Раиса Котович-Борисяк. Портрет А. А. Шибинского. 1917 / пресс-служба Русского музея

Раиса Котович-Борисяк (1890–1923)

Раиса Котович-Борисяк (1890–1923), как и Лермонтова с Шихмановой, происходила из культурной дворянской среды, обладала широкими интеллектуальными интересами. Уже в первой самостоятельной работе — Автопортрете с вазой (около 1915, частное собрание) — Котович смело использует новонайденные петрово-водкинские тональности.

Однако в Автопортрете на фоне грозы (1918 (?), частное собрание), а также в Портрете Веры Исаевой (конец 1910-х, частное собрание) читаются глубокие ретроспективные интересы.

Петров-Водкин, далеко не чуждый классицизирующих тенденций, видимо, поддерживал подобный синтез стилизации и современной трактовки формы с элементами «подкубливания» («все мы на кубизме ограмотились», — заявлял он неоднократно).

Ее же Портрет А.А.Ши­бин­ского (1918, частное собрание), пожалуй, один из интереснейших русских портретов того периода. Герой — штабс-капитан, занимавшийся геологоразведкой в Турецкой Армении (термин того времени) и в Персии, по сути дела разведчик.

Образ непарадный и психологически глубокий: русский офицер, интеллигентный и в то же время бывалый, привыкший к экстремальным ситуациям.

И наконец, совершенно неожиданный атрибут — мастерски вписанный в пространство навьюченный верблюд, напоминание о служебных путешествиях офицера.

Как и у трех ее соучениц по школе Званцевой, судьба Котович-Борисяк сложилась печально: она умерла в возрасте 28 лет.

Алексей Зернов. Портрет натурщицы. 1926 / пресс-служба Русского музея

Алексей Зернов (1891–1942)

Алексей Зернов (1891–1942), совершенно по-горьковски испробовавший массу профессий, в 1922 году вернулся в Петроград и поступил в Академию художеств. Его натюрморт Синее на синем (1923–1924, частное собрание) — три листка бумаги на поверхности — типичное учебное задание на тему монохромов: «синий — основной на плоскости».

Но и тут, при всей служебности этой вещи, возникает ощущение некой сверхзадачи. Тема толкает к «обманке», но никакой иллюзорности нет: благодаря переходам теплохолодности, разбелам, высвечивающим одни части холста, и сгущениям, гасящим другие, возникает образ скрытой динамики.

Поверхность, благодаря силе гравитации, «держит» бумажные листы, но они — от колебаний ли воздуха или неосторожного движения руки — готовы оторваться от нее, вспорхнуть, соскользнуть.
Зернов прошел долгий самостоятельный путь. Его вещи парадоксальным образом перекликаются с метафизической живописью. Он был исключительно чутко настроен на волну времени и не питал иллюзий.

Так, удивительную по смелости картину Происшествие он создает в 1937 году: игрушечный грузовик — вполне весомый, предметный — переехал игрушечного мишку, также вполне материального, — отрезал ему голову…

Леонид Чупятов. Белый натюрморт. 1936 / пресс-служба Русского музея

Леонид Чупятов (1890–1941)

Леонид Чупятов (1890–1941), наверное, самый знаменитый ученик Петрова-Водкина, выбрал путь одиночки и сочетал в своем творчестве решение формальных задач с приверженностью религиозной тематике.

Целый ряд его произведений построен на сцепке динамических состояний видения. Художник тут своего рода оптический медиатор.

Со своей, тоже подвижной, точки зрения он фиксирует трассы реальных и возможных движений и взглядов  — «кинетических смыслов», по Петрову-Водкину. Динамика «ситуаций смотрений» здесь сюжетно мотивирована.

Александр Самохвалов. Головомойка. 1923 / пресс-служба Русского музея

Александр Самохвалов (1894–1967)

Культурно-антропологическая подоснова динамических состояний занимала и Александра Самохвалова (1894–1967), широко известного своими более поздними, заказными, хотя и сохраняющими мифологическое обаяние, «советскими корами».

В представленной на выставке Головомойке (1923, ГРМ) реальная предметно-пространственная ситуация — винтовая лестница как зачин темы спиралевидного движения — рифмуется с реальным действием внутри картины: девочке намыливают голову, мама как бы крутит ее головой, задавая круговую динамику ее видению.

Владимир Дмитриев. Богоматерь на фоне Москвы. 1920 / пресс-служба Русского музея

Владимир Дмитриев (1900–1948)

К образу Богоматери обращается и очень близкий в ту пору учителю Владимир Дмитриев (1900–1948), позже работавший как театральный художник и даже получивший три Госпремии СССР.

Отзываясь на богоборческие инициативы новой власти, он создает поистине драматическое произведение Богоматерь на фоне Москвы (1920, ММОМА).

За фигурой Богоматери — абсолютно пустынный город колоколен, куполов и крыш, неожиданно отсылающий к метафизической живописи Джорджо Де Кирико и Карло Карры. Он традиционно для иконы дан в меньшем по отношению к фигуре масштабе.

Осевые линии композиции закручивают изображение справа налево. Эта динамика не только поддерживает направление движения Богоматери, покидающей город, — она придает ему символический, вселенский смысл: Богородица покидает град обреченный…

Павел Голубятников. Самолет над селом. 1926–1927 / пресс-служба Русского музея

Павел Голубятников (1892–1942)

Павел Голубятников (1892–1942), ставший близким другом Петрова-Водкина и пытавшийся после смерти художника создать лабораторию его имени, последовательнее всех апеллировал к символическому, а значит, и к религиозному ресурсу: в творчестве учителя символическое и христианское были породнены.

Состояние религиозной причастности к миру горнему, христианская метафорика просвечивали сквозь фактуру современности. Вот Самолет над селом (1926–1927, Нижнетагильский музей изобразительных искусств): современная техника рушит устои традиционного крестьянского миропредставления.

Читайте также:  Описание картины марка шагала «белое распятие»

Однако живописно-пластическая реализация свидетельствует о другом: в остановленности течения времени, в молитвенной самопогруженности крестьян явлено скорее ожидание знамения, нежели колхозная злободневность.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3106/

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич

петров-водкин кузьма сергеевич на, петров-водкин кузьма сергеевич comedy
24 октября (5 ноября) 1878

Место рождения:

Хвалынск

Дата смерти:

15 февраля 1939({{padleft:1939|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:15|2|0}}) (60 лет)

Место смерти:

Ленинград

Страна:

 Российская империя  СССР

 РСФСР

Жанр:

живописец, график

Известные работы:

«Купание красного коня»
«Петроградская мадонна»

Награды:  Работы на Викискладе

Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин (24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск Саратовской губернии Российской империи — 15 февраля 1939, Ленинград) — русский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Характер творчества
    • 2.2 Эротизм в творчестве
  • 3 Работы находятся в собраниях
  • 4 Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
  • 5 Ученики
  • 6 Живописные работы
  • 7 Сочинения
  • 8 Источники
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 См. также

Биография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.

Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище.

Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова. Здесь он получил азы живописного искусства.

Однако в 1895 году Буров скончался и образование осталось незаконченным.

Позднее Петров-Водкин так вспоминал: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний».

Кузьма вернулся на родину, где ему помог случай. В Хвалынск приехал знаменитый петербургский архитектор Р. Ф. Мельцер. Он прибыл на Волгу по просьбе своей старой знакомой — помещицы Ю. И. Казарьиной, которая хотела попросить Мельцера выстроить для неё очередной особняк.

Мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, работала горничной у сестры Казарьиной и показала архитектору рисунки своего талантливого сына. Мельцер был весьма поражён такой живописью и увёз Кузьму Сергеевича в Петербург, где дал хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица.

Хвалынские купцы, в том числе и Казарьина, присылали ежемесячно 25 рублей в помощь Кузьме, но тот считал это «подачкой, за которую потом нужно будет благодарить».

Богородица с младенцем

Свою работу художника Петров-Водкин начал с создания образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз своей иконы в майолику, Кузьма Сергеевич направился в Лондон, где картину обработали на керамической фабрике «Дультон».

Петров-Водкин, Автопортрет, 1918 Почтовый блок СССР, 1978 год

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.

С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».

Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации (Вольфила, 1919–1924).

В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».

В Советском Союзе Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Деятельность в театре начал в 1913 году в театре Незлобина.

Оформил спектакли «Орлеанская дева» Шиллера (1913), «Дневник Сатаны» по Андрееву (1923, Ленинградский театр драмы им. Пушкина), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1935, Ленинградский театр драмы им. Пушкина).

Занимался также литературным трудом, сочиняя рассказы, повести, пьесы и очерки. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием.

Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.

В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

«Сон», 1910, ГРМ

Творчество

Характер творчества

В начальный период творчества Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров символизма и «модерна». Он считается одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи в этот период.

С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям. Петров-Водкин испытывал интерес к живописи раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы.

Художник также создавал тематические картины, портреты, натюрморты.

Эротизм в творчестве

Некоторые работы Петрова-Водкина были восприняты как содержащие эротизм.

Одна из наиболее известных ранних работ — «Сон» (1910) изображает двух обнажённых женщин, которые пристально смотрят на спящего обнажённого мужчину. Картина вызвала дискуссию среди художников и резкую критику в прессе. Она стала предметом спора между двумя знаменитыми художниками: главным защитником картины выступил Александр Бенуа, а самым резким критиком — Илья Репин.

Среди картин Петрова-Водкина немало изображений обнажённых мужчин.

Работы находятся в собраниях

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Коллекция Дома-музея Максимилиана Волошина, Коктебель.
  • Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 1909 год — доходный дом И. Б. Лидваль — Каменноостровский проспект, 1;
  • 1915—1924 — 18-я линия, 9, кв. 22;
  • конец 1927 — 02.1936 года — лицей — Детское Село, Комсомольская улица, 2;
  • 02.1936 — 15.02.1939 года — дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств — Кировский проспект, 14, кв. 20.

Ученики

  • Аб Павел Ефимович (1902—1974)
  • Асламазян Мариам Аршаковна (1907—2006)
  • Белаковская Виктория Марковна (1901—1965)
  • Горб Владимир Александрович (1903—1988)
  • Деблер Александр Адольфович (1908—1981)
  • Дмитриев Владимир Владимирович (1900—1948)
  • Дормидонтов Николай Иванович (1898—1962)
  • Захарьян Рубен Агасьевич (1901—1993)
  • Калмыков Сергей Иванович (1891—1967)
  • Купреянов Николай Николаевич (1894—1933)
  • Лизак Израиль Львович (1905—1974)
  • Малагис Владимир Ильич (1902—1974)
  • Орешников Виктор Михайлович (1904—1987)
  • Пестинский Борис Владимирович (1901—1943)
  • Приселков Сергей Васильевич (1892—1959)
  • Прошкин Анатолий Николаевич (1907—1986)
  • Прошкин Виктор Николаевич (1906—1983)
  • Самохвалов Александр Николаевич (1894—1971)
  • Фролова-Багреева Лидия Фёдоровна (1907—1997)
  • Шмидт Александр Владимирович (1911—1987)

Живописные работы

  • «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ

  • «Купание красного коня», 1912

  • «Материнство», 1925

  • «Театр. Фарс», 1907

  • «Театр. Драма», 1907

  • «Портрет Анны Ахматовой», ГРМ

  • «Селёдка», 1918, ГРМ

  • «Утро. Купальщицы», 1917

  • «Дочь рыбака», 1936

  • «Жаждущий воин», 1915, ГРМ

  • «Смерть комиссара», 1928

  • «Портрет В. И. Ленина», 1934

  • «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914—1915), ГРМ

  • «Черёмуха в стакане», 1932, ГРМ

  • «Рабочий», 1926, ГРМ

  • «Утренний натюрморт», 1918, ГРМ

  • «Берег», 1908, ГРМ;
  • «Купание красного коня», 1912, ГТГ;
  • «Автопортрет», 1918;
  • «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920, ГТГ;
  • «После боя», 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва;
  • портрет А. А. Ахматовой, 1922;
  • «Девушка в сарафане», 1928;
  • «Мать», 1915

Сочинения

  • Поездка в Африку // «На рассвете», вып. 1, Казань, 1910. (путевые очерки)
  • Аойя. Приключения Ан­дрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле, 1914. (фантастическая повесть для детей)
  • Самаркандия, 1923 (переиздана — Л., 1970.)
  • «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932)

Источники

  • Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. — М.: Советский художник, 1966.
  • К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки. — М.-Л.: Советский художник, 1966.
  • Адаскина Н. Л. Петров-Водкин. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 40 с. — (Мастера советского искусства в собрании Государственной Третьяковской галереи).
  • К. С.

     Петров-Водкин. Альбом. Вступительная статья Л. Мочалова. — Л.: Аврора, 1971.

  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976. — C. 26, 46.
  • С. В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. — 450 c. — ISBN 5-901724-21-6 ; ISBN 978-5-901724-21-7
  • Ипполитов А.

    Избранник Аполлона

  • Епишин А. С. Работницы, колхозницы, комсомолки… Несколько слов по поводу послереволюционного творчества К. С. Петрова-Водкина // Московский журнал, № 2(254), 2012.
  • Епишин А. С. Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х — начала 1930-х годов. — М.: Грифон, 2012.

    — ISBN 978-5-98862-083-9

Примечания

  1. 1 2 3 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 19. Отоми — Пластырь. — М., 1975. — 648 стр., илл.; 29 л. илл. и карт.
  2. Биографии художников. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
  3. Учился в частной художественной школе А. Ажбе.

  4. Энциклопедия Санкт-Петербурга
  5. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4. Нежин — Сярев — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  6. Петров-Водкин // Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В. М. — М.: Советская энциклопедия, 1986.

  7. Петров-Водкин // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  8. Кривцун О. А. Психологические корни эротического искусства // Психологический Журнал, Т. 13, № 1, 1992. C. 95-106.
  9. И. С. Кон. Мужское тело в русском искусстве. Серебряный век // Мужское тело в истории культуры. — М.: Слово, 2003. — С.

     538-542. — ISBN 5-85050-704-3.

  10. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. Русская и советская живопись. Каталог. Вып. 1. — М.: Советский художник, 1956.
  11. Гусев В., Петрова Е. Русский музей. От иконы до современности. — 2-е издание. — СПб.: Palace Editions, 2009. — С. 280. — 392 с.

     — ISBN 978-5-93332-320-4.

Ссылки

  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич: биография, 216 картин
  • Константин Сомов. Воспоминания о Кузьме Петрове-Водкине
  • Биография и 48 картин Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

См. также

  • Изобразительное искусство Ленинграда

петров-водкин кузьма сергеевич comedy, петров-водкин кузьма сергеевич камеди, петров-водкин кузьма сергеевич на

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич Информацию О

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич

Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич Вы просматриваете субъект
Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич что, Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич кто, Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-16773.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector