Творчество Льва Бакста
Автопортрет
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н.
Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства».
В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях«Русских сезонов» Дягилева.
«Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.
Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу.
27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.
Талант Бакста чрезвычайно разносторонен.
По словамМаксимилиана Волошина, «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».
У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его «Императрица Елизавета Петровна на охоте» (1903), «Коппелиус» (1909), очень интересно написанный «Ужин» (1903) и два панно: «Осень» (1906) и «Элизиум», эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.
Костюм к балету «Нарцисс»
К балету «Нарцисс»
Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш
Декорации к балету «Шехерезада» 1910
Портрет Зинаиды Гиппиус 1906
Танцовщица из балета «Жар-птица». 1910. 25 x 18 см. Акварель.
Карнавал
Карнавал
Ужин. 1902
К балету «Садко»
Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902
Древний ужас
Бакст Л.С. Автопортрет 1906
Балет «Шехерезада»
Костюм к балету «Шехерезада»
Костюм к балету «Шехерезада»
Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь
Костюм Тамары Карсавиной
Султан
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн
Эскиз к балету «Елена Спартанская»
Декорации «Дафнис и Хлоя»
Декорации «Дафнис и Хлоя»
Эллизиум. 1906
Портрет Александра Бенуа. 1898
Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906
Портрет герцогини с собакой 1924
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»
Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43714395770
Художники и театр. Часть 1. Леон Бакст
Если художник создает свой неповторимый визуальный мир, архитектор свою среду, драматург погружает нас в мир своих героев, композитор, задает определенный ритм, то у театральных художников, просто глобальная задача -объединить творческое виденье всех участников постановки, при этом оставаться верным себе и своему представлению о произведении.
Какая, роскошная или минималистская сценография должна быть на сцене, решает художник. Он точно знает, как создать иллюзию вымышленного мира, он чувствует драматургию, определяет те выразительные средства, которые бы точно отвечали задачам спектакля.
Наконец, он решает технические вопросы; при несовершенной постройке театра, как исправить угол наклона плоскости сцены к плоскости (или, говоря профессиональным языком планшета) зрительного зала, чтобы актеры не «сидели» у зрителя «на носу»; добавить глубину сцене, учесть все точки обзора, свет, костюмы, позиции действующих лиц в определенный момент.
Л. Бакст. Эскиз к балету «Спящая красавца».
Если представить размеры сцены, это громадные площади, по крайней мере, вдвое больше того, что мы видим в портале, из зрительного зала. То есть, театральный художник — еще и монументалист. Поистине, это творческий титан.
Великолепных театральных художников много. Может они не так известны истории, как живописцы, скульпторы и архитекторы. Но современники их ценили. Видели ли вы когда-нибудь, чтобы художнику стоя рукоплескал зал? А их творчество порой производило такой фурор.
Специфика работы театрального живописца такова, что декорации имеют недолгую жизнь. Они рассчитаны на огромные пространства, имеют разборные конструкции, хранятся на складах, где портятся и истираются от частого монтажа и демонтажа. Конечно, остаются и оседают в музеях и коллекциях эскизы, макеты и костюмы. Частично по ним мы пытаемся вообразить масштабы их творений.
1. Сценический механизм для изображения качки на корабле. 2. Представление опры в Турине, 1740. Картина П. Оливеро
Со времен возникновения театра в Древней Греции художники сцены создавали волшебный и виртуальный мир без каких либо трехмерных программ.
В эпоху ренессанса, когда в искусстве царила перспектива, театральные задники иллюзорно имели глубин целых улиц. Эпоха барокко популяризовала передвижные приспособления и дала театру большую зрелищность.
Простыми приемами воссоздавались морской шторм и полеты ангелов над сценой. Сегодня это по- прежнему титанический труд, которому также аплодируют зрители.
1. Принцип устройства небесной колесницы. 1683. рис. Ж Берена 2. Приспособление для изображения волнующегося моря по Н. Саббатини. 1639
Один из самых знаковых фигур театрального-художественного мира и, в каком-то смысле, непревзойденный художник Леон Бакст говорил:
«Я часто замечал, что в каждом цвете существуют оттенки, которые передают искренность и скромность, а временами чувственность и почти животные качества, порою гордость и временами отчаяние.
Все это можно почувствовать и передать зрителю посредством эффектов, которые производят различные формы. Именно так я поступил в «Шехерезаде». На меланхоличный зеленый я наложил темно-синий, наполненный отчаянием, хотя это может показаться парадоксальным.
Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Существует синий цвет Марии Магдалины, или же синий Мессалины. Художник, который знает как пользоваться этим, похож на дирижера оркестра, который может все привести в движение взмахом своей палочки и произвести тысячу безошибочных звуков.
Таким образом, художник может ждать от зрителя, что он почувствует именно те импульсы, которые он намеревается вызвать»*.
Эскизы костюмов к балетным постановкам Дягилевских «Русских сезонов» в Париже завораживают своей энергетикой, страстностью буйством красок. Эти линии импульсивны, они бегут за танцором и повторяют его движения. Ткани костюмов, легкие или тяжелые, однотонные или с орнаментом всегда дополняют характер героев.
1. Эскиз костюма беотийки к балету «Нарцис» 2. Эскиз костюма беотийца к балету «Нарцис», 1911
Леон Бакст учился в Санкт- Петербургской Академии Художеств, вошел в объединение «Мир искусства», где в одно время собрались самые увлеченные искусством и эстетикой люди того времени.
Совершенно разные, они дополняли друг друга, давали импульсы для дальнейшего творчества, в этом и была уникальность этого явления.
Творчество Бакста открыло русскую культуру и искусство в Европе и Америке, вместе с Дягилевым и теми талантливейшими людьми, которых он собрал вокруг себя.
Своим произведениями они возродили интерес к русской культуре и даже ввели моду на все русское.
Будучи довольно успешным портретистом, и, видевшимся себя живописцем и графиком, именно в сценографии и костюме он достиг наивысшего пика своего творчества. А случилось, как это всегда бывает, по воле случая. Его попросили оформить придворный спектакль «Фея кукол», который предполагали давать один раз в Эрмитажном театре, как просто легкое развлечение для императора после ужина.
1. Эскиз костюма куклы-испанки к балету «Фея кукол». 2. Эскиз костюма почтальона. 3. Эскиз декорации к балету «Фея кукол». 1903
Но постановка имела такой успех, что вошла в репертуар в Мариинского театра еще на 20 лет. Ее ставили даже после революции. С этого спектакля и началась художественная жизнь Леона Бакста как театрального художника, принесшая ему всемирную славу.
Александр Бенуа писал: «В этой области Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада».
Эскиз декорации к балету «Шехерезада»
«Я ищу нюансов богатых, великолепных, ослепительных»- говорил Бакст. И это он в полной мере отразил в декорациях балета «Шехерезада». Цвет играл главную роль в оформлении спектакля.
Яркие красные, синие, зеленые розовые тона создавали впечатление богатства и роскоши Востока. Костюмы гармонично сочетались с декорациями. Бакст писал о них: «Заблуждение думать,—говорил художник, что на нейтральном фоне костюмы выигрывают.
Они приобретают во сто крат большую силу на ярком фоне. Важно только суметь согласовывать костюмы с фоном».
Л. Бакст. Эскизы костюмов к балету «Шехерезада»
Л. Бакст. Эскизы костюмов к балету «Шехерезада»
Фото балета «Шехерезада»
Кроме балета «Шехерезада» в «Русских сезонах»1909-10 годов, Бакст учавствовал в постановке балета «Жар-птица» на музыку, начинающего композитора и ученика Римского-Корсакова, И. Ф. Стравинского. Дягилев умел открывать таланты.
Изначально, музыку должен был написать Лядов, но затянул работу и создание партитуры отдали малоизвестному на тот момент Стравинскому, который справился блестяще. Над хореографией работал Фокин, Головин занимался художественным оформлением.
Его эскизы были приняты, но не понравились два костюма — Жар-птицы и Царевны Ненаглядной. Эту работу заказали Баксту.
Л. Бакст. Эскизы костюмов к балету «Жар-птица»
Наряд Жар-Птицы должен был создавать впечатления светящихся перьев, которые освещали бы сад, написанный Головиным в темно-синих тонах. Обычно, балерины, изображающие птиц, танцевали в коротких пачках.
На эскизах Бакста Жар-птица была иная. Шаровары, сверху прозрачная юбочка, с декором из павлиньих перьев, высокий головной убор, богато орнаментированный.
Нити жемчуга и золотые браслеты дополняли сверкающий костюм огненно желтой и оранжевой гаммы.
Бакст оказал влияние не только на театральных художников, долгие годы, да и по сей день, модельеры, дизайнеры вдохновляются его работами и создают модные коллекции. Тогдашней король моды Парижа Поль Пуаре купил несколько эскизов мастера. В магазинах появлялись наряды а ля Бакст. Париж, кажется сошел с ума, после спектаклей многие ходили даже с театральным гримом на лице в дневное время.
Эрте (художник русского происхождения, живший в Париже, когда творил Бакст) признавался, что попал под его влияние, да и позже Ив Сен Лоран, великий модельер, также посвятивший много работ для театра и кино выражал свое восхищение работами Леона Бакста.
Вообще, театральные художники кажутся немного магическими личностями. Они в визуализируют фантастический мир одного творца через собственное видение. Они окружают нас атмосферой, заставляют поверить, что драматическое произведение оживает и сходит с подмостков в реальную жизнь. И это мистерия завораживает.
Бакст был, именно такой силы, художником.
*Интервью в «Нью-Йорк Таймс Трибьюн», 5 сентября 1915
Библиография
1. Голынец С.В. «Л. Бакст», 1866-1924.-Л., 1981
2. Пружан И. Н. «Бакст», -Л., 1975
Источник: http://www.lafrimeuse.com/ru/xudozhniki-i-teatr-chast-1-leon-bakst/
Лев Бакст: живопись, театральная графика, иллюстрации, биография
Автопортрет
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Биография Бакста
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н.
Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства».
В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов» Дягилева.
«Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.
Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу.
27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.
Талант Бакста чрезвычайно разносторонен.
По словам Максимилиана Волошина, «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».
У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его «Императрица Елизавета Петровна на охоте» (1903), «Коппелиус» (1909), очень интересно написанный «Ужин» (1903) и два панно: «Осень» (1906) и «Элизиум», эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.
Костюм к балету «Нарцисс»
К балету «Нарцисс»
Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш
Декорации к балету «Шехерезада» 1910
Портрет Зинаиды Гиппиус 1906
Танцовщица из балета «Жар-птица». 1910. 25 x 18 см. Акварель.
Карнавал
Карнавал
Ужин. 1902
К балету «Садко»
Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902
Древний ужас
Бакст Л.С. Автопортрет 1906
Балет «Шехерезада»
Костюм к балету «Шехерезада»
Костюм к балету «Шехерезада»
Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь
Костюм Тамары Карсавиной
Султан
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн
Эскиз к балету «Елена Спартанская»
Декорации «Дафнис и Хлоя»
Декорации «Дафнис и Хлоя»
Эллизиум. 1906
Портрет Александра Бенуа. 1898
Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906
Портрет герцогини с собакой 1924
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/335-bakst.html
Бакст Лев СамойловичКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Бакст Лев Самойлович (подлинное имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич), русский художник, один из лидеров искусства модерна, выдающийся мастер-оформитель балетных спектаклей. Родился 27 апреля 1866 года в Гродно в семье раввина. В 1883 поступил по совету М.М. Антокольского вольнослушателем в Академию художеств, где учился до 1887 года.
Автопортрет,
1893, Русский музей
Портрет Вальтера Федоровича Нувеля, 1895, Русский музейМолодой дагомеец,
1895, Русский музей
Эскиз костюма к балету «Жар-птица», 1910, собрание де Беарн, Париж
В 1890 году изучал технику акварели в мастерской Альберта Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром Бенуа и его окружением. Путешествовал по ряду стран Европы, в 1893–1899 годах брал уроки в частных академиях Парижа. Был одним из основателей общества «Мир искусства».
Работая в самых различных техниках, – легким мазком, гибкими, экспрессивными линиями, то блеклыми, то, напротив, яркими, контрастными тонами, – Бакст проявил себя и как замечательный живописец, в том числе как мастер портрета.
Побывав в 1907 году вместе с Валентином Серовым в Греции, Бакст создал ряд средиземноморских пейзажей, а также панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 года Лев Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров.
Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 году Бакст был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов».
Портрет Александра Николаевича Бенуа, 1898, Русский музей
Портрет Марии Марковны Клячко, племянницы художника, конец 1890-х
Портрет графини Келлер, 1902, музей Зарайский кремль, Зарайск
Иллюстрация к повести Гоголя «Нос», 1904, Третьяковская галереяДревний ужас,
1908, Русский музей
Элизиум. Декоративная панель, 1906, Третьяковская галерея
В 1911–1913 годах принимал также участие в постановках И.Л. Рубинштейн и А.П. Павловой. Бакстовские эскизы (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» Аренского, «Жар-птица» Стравинского и других) выражали образную суть спектакля в феерических, экзотически-сказочных зрелищах; романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин.
К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой – пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз.
Ваза, 1906, Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургУжин, 1902,
Русский музей
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней, 1906, Русский музей
Портрет Дмитрия Философова, 1897, Музей изобразительного искусства, МахачкалаАфиша-реклама изданий в пользу Общины святой Евгении, 1904,
Собрание Лобановых-Ростовских
Модель, 1905,
частное собрание
С 1910 года Бакст жил в основном в Париже. Рассорившись в 1917 с Дягилевым, несколько лет работал самостоятельно, а в 1921 году, возобновив свою старую дружбу, оформил для него балет «Спящая красавица» П.И.
Чайковского, последнюю свою крупную постановку, которую многие считают лучшим его театральным проектом. Под впечатлением этого спектакля финансист Д.
Ротшильд заказал ему для своего особняка в Лондоне цикл панно на тот же сюжет (семья Ротшильдов выступает в этих панно в качестве героев сказки). Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже.
Портрет Андрея Белого,
1905, частное собрание
Портрет Зинаиды Гиппиус,
1906, Третьяковская галерея
Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной, 1907
Фронтиспис для сборника стихов Блока «Снежная маска», 1907Портрет мадам Т,
1918
Портрет Исаака Левитана,
1899
Портрет Айседоры Дункан, 1908, ГМИИ имени А.С. Пушкина
Портрет Жана Кокто, 1911, Собрание Дюнуайе де Сегонзака
Портрет танцовщицы М. Казати, 1912, частное собрание, Париж
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/bakst.html
10 неизвестных: восточные мотивы Льва Бакста
Лев Бакст, Автопортрет, 1893
9 мая исполнилось 150 лет со дня рождения художника Лев Бакста, одного из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов Сергея Дягилева.
Лев Бакст «Портрет Сергея Дягилева», 1905
Лев Бакст «Портрет Сергея Дягилева», 1905
Лев Самойлович Бакст (Розенберг) стал одним главных художников, определивших вкус и стиль целой эпохи на рубеже XIX и XX веков. Его имя неразрывно связано с объединением «Мир искусства» и «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Выдающийся русский театральный и художественный деятель, именно он пригласил Бакста оформлять декорации и создавать эскизы для костюмов к спектаклям.
Лев Бакст «Элизиум», 1906
Лев Бакст «Элизиум», 1906
В 27 лет Бакст оказался в Париже, где импрессиониты, модерн и художественная жизнь захватили его целиком и полностью. Здесь он работает над первми акварелями и театральными эскизами.
Образ античного Элизиума, Элисия (откуда появилось название «Елисейские поля») – поля блаженных, праведных, загробный мир, – появляется на рубеже XIX–XX веков, в эпоху символизма и становится очень важным символом в русском искусстве, обозначая таинственный мир грез и сновидений, отражая, таким образом, понимание мира как театра и иллюзии.
Лев Бакст «Эскиз костюма Вакханки к балету «Нарцисс», 1911
Лев Бакст «Эскиз костюма Вакханки к балету «Нарцисс», 1911
В скором времени работы Бакста получают одобрение критиков. Игорь Грабарь писал: «В последние годы сильно выдвинулся на акарельных выставках г. Бакст, молодой художник, пробывший несколько лет в Париже. Он довольно свободно владеет рисунком и имеет все задатки колориста…
Везде чувствуется рисовальщик с большим чувством пятна.» «Нарцисс и Эхо», одноактный балет хореографа Михаила Фокина на музыку Черепнина, показанный впервые в 1911 году в Монте-Карло. Все костюмы и декорации были выполнены по эскизам Льва Бакста.
В главных ролях выступили главные танцоры труппы Дягилева – Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина.
Лев Бакст «Эскиз костюма к балету «Голубой бог» с Вацлавом Нижинским в главной роли», 1911
Лев Бакст, «Эскиз костюма к балету «Голубой бог» с Вацлавом Нижинским в главной роли, 1911
В мае 1912 года в театре Шатле труппа Русского балета Дягилева представила очередной былет «Голубой бог» по сценарию Ж. Кокто и Ф. Мадразо на музыку композитора Р. Ана.
Фокин и Бакст работали одновременно над несколькими балетами, и за две недели до открытия сезона в Париже, где премьера «Голубого бога» уже была объявлена, раздраженный срывом планов и финансовыми потерями Дягилев возложил вину на Бакста, что привело к ссоре художника с антрепренером.
Лев Бакст «Эскиз декорации к четвертому акту балета «Мученичество Святого Себастьяна», 1911
Лев Бакст «Эскиз декорации к четвертому акту балета «Мученичество Святого Себастьяна», 1911
Музыкальная мистерия в пяти действиях на тему жизни святого Себастьяна с текстом, написанным в 1910-х годах итальянским писателем Габриэле Д'Аннунцио. Музыку создал французский композитор Клод Дебюсси. Главная роль была создана специально для Иды Рубинштейн, а хореографию балета разработал Михаил Фокин.
Лев Бакст «Эскиз костюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету «Послеполуденный отдых фавна» и обложка программки для Седьмого Сезона «Русского Балета», 1912
Лев Бакст «Эскиз костюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету «Послеполуденный отдых фавна» и обложка программки для Седьмого сезона «Русского балета», 1912
Поощряемый Дягилевым Нижинский попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси. Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Премьера балета состоялась на сцене театра Шатле в Париже в 1912 году.
Лев Бакст «Эскиз декорации к балету «Шехерезада», 1910
Лев Бакст «Эскиз декорации к балету «Шехерезада», 1910
Балет «Шехерезада» Михаил Фокин поставил на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова по сюжету сказки из «Тысяча и одной ночи» «О царе Шахрияре и его брате», повествующей о красноречии царевны Шехерезады, освободившей от смерти молодых жен Шахрияра. Первой исполнительницей главной роли стала Ида Рубинштейн, а партию ее раба станцевал все тот же Вацлав Нижинский.
Лев Бакст «Эскиз костюма к балету «Карнавал» – Эстрелла», 1910
Лев Бакст «Эскиз костюма к балету «Карнавал» – Эстрелла», 1910
«Карнавал» – одноактный балет-пантомима на музыку одноименного фортепьянного цикла Роберта Шумана, впервые поставленный 20 февраля 1910 года Михаилом Фокиным по собственному сценарию для благотворительного концерта в Петербурге в зале Анны Павловой.
В том же году балет был приобретен Дягилевым для «Русских сезонов» и показан летом того же года в Берлине и в Париже, где имел большой успех.
В своих мемуарах Фокин писал, что права на постановку балета у него, кроме Дягилева и императорских театров, закупили театры Стокгольма, Копенгагена, Буэнос-Айреса и многих частных антреприз.
Лев Бакст «Эскиз костюма к балету «Жар-птица», 1910
Лев Бакст «Эскиз костюма к балету «Жар-птица», 1910
Первоначально Дягилев привлек для написания музыки опытного композитора Анатолия Лядова. Лядов работал слишком медленно, и Дягилев в конечном итоге передал заказ 28-летнему Стравинскому.
Балет сделал Стравинского известным, а также положил начало сотрудничеству, в результате которого появились балеты «Петрушка» и «Весна священная».
Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей.
Лев Бакст «Эскиз костюма к балету «Спящая красавица», 1921
Лев Бакст «Эскиз костюма к балету «Спящая красавица», 1921
Балет «Спящая красавица» был поставлен на музыку П.И. Чайковского.
Бакст часто вспоминал свое знакомство с композитором, во время которого, он показал Чайковскому первые эскизы к «Спящей красавице»: «В течение трех часов я жил в волшебном сне, опьяненный феями и принцессами, роскошными, отливающими золотом дворцами, очарованием сказки… Все мое существо как бы вторило этим ритмам, этому лучезарному и свежему потоку прекрасных, уже близких, мелодий… В тот вечер, мне кажется, мое призвание определилось».
Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев
Источник: https://www.m24.ru/articles/95452
Картина панно рисунок День рождения Роспись Жар-птица Краска. Картина жар птицы
ГлавнаяКартиныКартина жар птицы
Автор: Павел Ин
Загадочные существа — Славянские образы
Жар-птица – славянский народный мифологический образ. Жар-птица – это сказочная птица с золотыми перьями, воплощающая мечту о счастье.
Смотреть картинки Жар-птицы
Воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого тридесятого царства. Тридесятое царство — это сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья.
Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний.
Иногда в сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы.
Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.
Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну.
В восточнославянской сказке Жар-Птица — чудесная птица, размером с павлина. Перья жар-птицы светят голубым светом, а подмышки малиновым. Об ее оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-Птицы. Оно светится и дает тепло.
А когда потухнет перо, то оно превращается в золото. Жар-Птица стережет цветок папоротника. Золотая окраска Жар-Птицы, ее золотая клетка связаны с тем, что птица прилетает из другого (“тридесятого”) царства, откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет.
Жар-Птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки “за тридевять земель”.
Можно предположить древнюю связь Жар-Птицы и словацкой “птицы-огневика” с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с Рарогом, огневым конем – птицей, Огненным Змеем.
Рисунки Жар-птицы в маркетинге и искусстве
Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к которому создал Леон Бакст. Позднее Жар-птица дарила надежду и российским эмигрантам, издававшим в 1920-е годы одноименный журнал о литературе и искусстве.
Сегодня многие предприниматели, по-видимому считая, что имя волшебной птицы принесет им удачу, используют его в названиях своих компаний. Ателье и трикотажная фабрика, театр кукол и актереское агентство, турфирма и центр здоровья — все это «Жар-птица».
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-zhar-pticy.html