Описание картины лукаса кранаха «мартин лютер»

Два Лукаса, Два Кранаха — художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации

Лукас Кранах Старший и его сын, Лукас Кранах Младший — художники Ренессанса, одного из самых блестящих периодов немецкого искусства. В Германии 2015 год был объявлен годом Кранахов, а в 2017-том мир отмечал 500-летие Реформации — у нас имеются веские причины вспомнить о немецких мастерах.

4 октября отмечаем дни рождения великих Кранахов: оба родились в четвертый день второго месяца осени, а у Младшего к тому же в 2015-том — 500-летний юбилей!Художник родился в городке Кронах в Верхней Франконии, отсюда и его славное, известное всему миру имя.

После недолгого обучения у своего отца-художника он отправился в Баварию, и затем — в Австрию. В Вене он сблизился с кругом гуманистов. Одна из ранних его работ — диптих «Куспиниан», портрет основателя общества гуманистов — доктора, профессора университета, — и его супруги.

В 1505 году Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый пригласил художника в Виттенберг.

Курфюрст намеревался превратить этот провинциальный город в крупный культурный центр. Он основал университет, пригласил опытных преподавателей. Кранаха пригласил как придворного живописца.

О высоком почитании его таланта говорит тот факт, что художнику назначают годовое жалование в сто гульденов, в то время как его предшественник получал всего сорок.

В Виттенберге художник прожил почти 50 лет. Он верно служил трем курфюрстам в качестве придворного живописца, советника и даже камердинера, и стал «самым долголетним художником Ренессанса».

Кранах открыл в городе мастерскую, владел аптекой, книжной лавкой, типографией и был наиболее богатым и влиятельным бюргером Виттенберга. Дважды его избирали бургомистром.

Кроме придворных заказов, Кранах выполнял и городские — считают, что «Алтарь Святой Екатерины» был выполнен по заказу виттенбергских профессоров. Святая Екатерина — покровительница ученых. На центральной створке алтаря, как установили историки, — портреты преподавателей университета.

Кранах постоянно был загружен работой и не мог лично выполнять все заказы, поэтому многие произведения выполнялись другими художниками в его мастерской.

Ее производительностью были поражены даже современники: при Кранахе Старшем было выполнено около 5 000 картин!

В 1508 году Саксонский курфюрст пожаловал Кранаху герб в виде крылатого змея с короной на голове и рубиновым кольцом. Этим знаком художник стал подписывать собственные работы и работы, выполненные в его мастерской, как говорят искусствоведы «нивелируя этим самым свое творчество».

В 1506—1509 годы Кранах создает большинство своих гравюр. Некоторые из них по тонкости рисунка и выразительности образов соперничают с лучшими работами Дюрера, — к таковым относят гравюру «Святой Георгий». Именно в гравюре Кранах впервые обращается к античным сюжетам и начинает изображать обнаженную натуру.В живописи Кранах работает в различных жанрах.

Для саксонских церквей он делает большие алтари. Создает свой тип Мадонны, который повторял во многих своих картинах и который подхватили его последователи. Для высокопоставленных заказчиков Кранах пишет «кабинетные картины» маленького формата.Виттенберг был университетским городом.

Преподаватели-гуманисты насаждали интерес к античности, а двор, желавший слыть просвещенным, превратил увлечение классической литературой, историей и мифологией в моду. Кранах откликнулся на эту моду и написал множество картин на мифологические сюжеты.На одной из картин с обнаженным «греховным» телом художник написал:
«Всеми силами гони купидоново сладострастие.

Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».Возможно, это уже первые морали, которые художник вскоре будет «проповедовать» в своих картинах во времена Реформаторства.В эту атмосферу расцвета искусств врывается Реформация. Кранах знакомится с Мартином Лютером и становится его близким другом (а еще шафером на его свадьбе и позже крестным отцом его детей).

Художник присоединяется к новому учению и направляет свой талант на службу реформатора церкви.Событие, послужившее толчком к перевороту сознания творца, было обнародование 95 тезисов Мартина Лютера: они были вывешены в 1517 году на дверях церкви в Виттенберге.

В них он подверг сомнению папскую власть и утвердил веру в то, что между Богом и человеком не нужны посредники, тем более такие, как католическая церковь, погрязшая в грехах корыстолюбия и разврата. В 1520 году Папа Лев Х отлучил его от Церкви, но Лютер публично сжег папскую буллу. Так начался раскол церкви.

Кранах написал множество портретов Лютера, чем немало поспособствовал в распространении протестантизма. Самым любимым образом в народе стал такой романтический герой, изображенный на гравюре Кранаха, как юнкер Йорк. Некоторое время Лютер скрывался в замке Вартбург. Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду и начал называться Йорком.

В это время Лютер впервые сделал перевод Библии на немецкий язык, а его друг-художник создал к ней иллюстрации.Кранах разработал концепцию изображения религиозных сюжетов в духе новой веры. Они проповедовали оправдание и прощение грехов человека через веру, а не через индульгенции, как предлагала католическая церковь.Еще одна грань таланта Кранаха — дар портретиста.

На картинах предстают изящные дамы в изысканных костюмах — будто героини древнегреческих мифов на новый лад, а мужчины — доблестные, мудрые и храбрые вельможи.

Готовясь к самому яркому событию в этом году в Германии — 500-летнему юбилею Лукаса Кранаха Младшего, искусствоведы несколько лет изучали его творчество и с изумлением для себя обнаружили в нем… великого мастера! Ранее его скромно называли лучшим учеником Лукаса Кранаха Старшего, зато сейчас немцы заявляют о новом (то есть заново открытом) гении.Лукас Кранах Младший учился у своего отца и мастерскую унаследовал еще при его жизни. Благодаря своей предприимчивости и работоспособности, мастерская по-прежнему процветала и была одной из самых успешных в Европе. Кранах-сын, также, как и отец, был мэром Виттенберга.

Кранах Младший, как и Старший, писал алтари, портреты, аллегорические и мифологические сцены…

Пожалуй, получалось у него порой не хуже, чем у знаменитого Старшего: взгляните на работы потомка!Открытием в творчестве младшего из династии художников стала серия графических работ. Портреты ранее приписывались его отцу, и только последние исследование доказали авторство Лукаса-сына.

К открытию проекта «Кранах 2015» в этом году вышли сразу две крупных монографии о младшем из художников.

«Лукас Кранах Младший и реформация образа» («Lucas Cranach der Jüngere und die Reformation der Bilder», Elke Werner, Anne Eusterschulte, Gunnar Heidenreich) — результат международной конференции.

Участники «открыли новые перспективы изучения его творчества, как художника, бизнесмена и политика».

Вторая книга — «Лукас Кранах Младший — биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jüngere — Eine biografische Annäherung» Stefan Rhein) — стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.

Источник: https://artchive.ru/publications/938~Dva_Lukasa_Dva_Kranakha_khudozhniki_na_sluzhbe_u_Saksonskikh_kurfjurstov_i_Reformatsii

Блоги / Искандер Кузеев: Семья Кранахов: долгожданное воссоединение после встречи на Эльбе

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Выставок Кранахов в России никогда не было. Ни Лукаса Кранаха -старшего ни младшего. Так что только что открывшаяся московская выставка в Пушкинском («Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом») стала событием.

На открытие выставки приехал посол Германии в России Рюдигер фон Фрич. Приехали гости из Тюрингии — обербургомистр города Гота Кнут Кройх (вспомнил.

чему учили в гэдээровской школе и заговорил по-русски) и директор музея в замке Фриденштайн в окрестностях Готы (откуда прибыла значительная часть выставки) Мартин Эберле.

Присутствовали и обе директрисы: Ирина Антонова, которая давным-давно начинала переговоры об организации такой выставки в Москве, и нынешний директор музея Марина Лошак.

Открывавшая торжественный вечер Марина Лошак пригласила на сцену хор, исполнивший a’capello кантату Баха, который был современником Кранаха.

Встреча на Эльбе и ее продолжение 1946 года

В кулуарах вернисажа многие выступавшие говорили о разделении коллекции произведений Кранаха, начавшегося в далеком 1946 году.

Как мы знаем из старого фильма «Встреча на Эльбе», именно вдоль этой реки проходила линии разделения советских войск и войск союзников в конце Второй мировой войны. Вдоль Эльбы и ее притока Эгера.

Так что левобережье Карлсбада (Карловых Вар) первоначально тоже входило в американскую оккупационную зону.

В 1946 году американцы отдали левобережье Саксонии, всю Верхнюю Саксонию (Заксен-Анхальт). Бранденбург и Тюрингию » в обмен на игрушку четырехзонного Берлина, свою же Ахиллесову пяту в будущем» (как писал Солженицын). И начиналась проблема перемещенных ценностей.

Еще как-то можно было понять вывоз «на реставрацию» сокровищ разрушенной американцами Дрезденской галереи, но коллекция замка Фриденштайн (самое крупное собрание произведений Кранахов), она же совершенно не пострадало во время войны.

Что касается графики, то ее наши музеи (Пушкинский, Эрмитаж) разыскивали и выкупали уже у частных владельцев.

Графические листы Кранахов, как и многих других немецких мастеров, разошлись по рукам: их вывезла «страна Лимония, сплошная Чемодания», как пел Высоцкий.

Шесть вагонов маршала Жукова, контейнеры генералов, офицерские чемоданы, солдатские рюкзачки и непременные шесть часов на запястьях, как в известных мемуарах Рабичева («Война всё спишет»)…
Потом коллекцию собирали по крупицам.

На открывшуюся выставку в Пушкинском музее произведения Кранахов приехали из той же Готы, из музеев Берлина, Будапешта, Праги, Мадрида (немецкий музей Тиссен-Борнемисса), из Санкт-Петербурга (Эрмитаж), из частных московских коллекций и даже из Нижнего Новгорода.

В Эрмитаже, помню, коллекция Кранахов размещалась в маленьком проходном зальчике второго этажа. Не всякий посетитель заметит.
А в Нижнем? Я и не помню, где! Все, кто побывал в Нижегородском музее на Верхне-Волжской набережной, вспомнят «Русскую Венеру» Кустодиева, распахнутую на всю анфиладу второго этажа, а «Лукрецию» Кранаха даже и не заметят.

А тут — огромная коллекция работ Кранахов, впервые собравшаяся в одном месте после встречи на Эльбе!

Лукас Кранах и Мартин Лютер

Выставка будет продолжаться до 15 мая. Как водится, начнется паломничество снобов, экскурсантов на автобусах, понаехавших из далекого Замкадья. Но какие бы очереди ни выстраивались вдоль Волхонки, заворачивая в Колымажный переулок, коллекцию должен посмотреть каждый русский интеллигент.

Со школы живопись Возрождения у нас ассоциируется прежде всего, с живописью итальянской. Особняком стоят «малые голландцы».

Живописи Германии как бы не существовало вовсе. Как и музыки, впрочем. Германия представлялась страной педантов, страной Штольца, которому в России противостоял мечтательный лентяй Обломов.

Мало кто знает, что в Германии сейчас 350 оперных театров, а в соседней Франции — всего 35.

Не так давно об этом говорил в своем цикле «О пении, об опере, о славе» на радио «Эхо Москвы» крупнейший знаток немецкой музыкальной школы Алексей Парин.

Кранахов не знал практически никто. О творчестве Кранахов в двадцатых годах пытался говорить скульптор Меер Айзеншталдт.

Выставка с его проектом грандиозного монумента с аллюзиями к античным корням Немецкого Возрождения (1929) недавно была представлена в МУАРе его внучками, сестрами Арендт ( Maria Arendt, Наташа Арендт). Макет, как я уже сказал, 1929 года.

И неизвестно, как сложилась бы судьба скульптора, если бы он создавал эту работу после 1933 года, когда античные аллюзии стали официальной искусствоведческой идеологией Третьего Рейха.

Лукас Кранах был, впрочем, не только художником эпохи Возрождения, современником Баха, но и современником Мартина Лютера, апологетом его Реформации.

Реформация и ее отражение в русском менталитете

А что у нас в народе знают о Реформации, о европейском протестантизме? Ну, знают анекдоты из католического пансиона. — Кем ты хочешь стать, дитя моё? — спрашивает настоятельница католического пансиона. — Про… про… про,.. — заикаясь, начинает отвечать послушница. — Кем?! Кем?!! — строго переспрашивает настоятельница. — Проституткой, матушка!

— Ну, слава тебе. Господи! Я уж думала, протестанткой.

Что еще у нас в народе знают об эпохе Реформации? Для нас она как «черный ящик» у кибернетиков, как кобыла у Козьмы Пруткова («щёлкни в нос — махнет хвостом»). Знаем, что на входе. Видим, что на выходе.

На входе — мрачное Средневековье с кострами Инквизиции, круговорот грехов в природе («согрешил? — покайся!»), ускоренный покупкой индульгенций (прощением грехов a priori) и возможностью вымаливать прощение у конкурирующего сонма святых угодников.

Помните, как было в известном мультфильме «Ограбление по…»? — Куда путь держишь, Антонио? — Иду грабить банк!

— Да поможет тебе Святой Януарий!

Всё это на входе.
А что на выходе?

На выходе — возвышение современной европейской цивилизации, где «человек есть мера всех вещей» (Лютер), где надо не только молиться во славу Господа, как у католиков, где «человек должен трудиться во славу Господа» (тоже — цитата из Лютера).

В протестантских церквах (у Кальвина, у Цвингли, у Лютера) отсутствует институт покаяния. Человек общается с высшими силами без посредника, в конце жизни отвечает за свои грехи непосредственно перед Богом.

Отсюда — высокий нравственный императив во всех сферах бытия. Отсюда — все достижения Европейского Севера, куда теперь (вплоть до норвежских фиордов Скандинавии) устремляются беженцы с Ближнего Востока.

Даже не знакомые с тонкостями доктрины Лютера и его девяноста пяти тезисов знают, что лишь в протестантских странах Европы отсутствуют не только турникеты в автобусе, но и турникеты в электричках, в метро. Все оплачивают проезд. Все платят налоги (ни в одной из протестантских стран нет ни одного километра платных дорог!).

Михаэль Кольхаас и Мартин Лютер

Впрочем, платные дороги — особая история. Когда взбалмошный землевладелец фон Тронке вздумал поставить шлагбаум на своей земле и брать плату за проезд, это возмутило простого конноторговца Михаэля Кольхааса, откармливавшего коней на заливных лугах Хафеля под Берлином и каждый год путешествовавшего с ними на ярмарку в Лейпциг.

Читайте также:  Описание картины ильи глазунова «незнакомка»

Кольхаас заложил имущество в банке, устроил грандиозный судебный процесс, дошедший до тогдашнего «Страсбурга», Верховного трибунала Священной Римской империи. За него вступился Мартин Лютер, ставший к тому времени духовным лидером эпохи.

За него вступился простой народ, назревал народный бунт, который в советской историографии именуется «крестьянскими войнами эпохи Реформации». О Михаэле Кольхаасе советская историография не знает. Знают лишь те, кто читал небольшую одноименную новеллу фон Кляйста, написанную двести лет спустя.

Ну, может, вспомнят и те, кому удалось посмотреть мой фильм (в соавторстве с Антоном Васильевым) на ту же тему — «Из воды и водою, или частная тюрьма для воды» (на федеральных каналах не демонстрировался, есть краткая газетная версия, типа, синопсис сценария).

А в Германии Михаэля Кольхааса хорошо помнят. Мост на дороге из Берлина в Бабельсберг (там жил не только Штирлиц, но и Кольхаас), так и называется «Кольхассенбрюкке». Стоит на одном из заливов Хафеля, рядом с более известным «мостом шпионов» Глиенекербюкке.

И не только помнят Кольхааса в Германии. Дело его живет и побеждает. Как я уже говорил, ни в Германии, ни в других протестантских странах Европы с тех пор нет ни одного километра платных дорог.

Доктрина Лютера в полотнах Кранаха

Что еще на выходе «черного ящика» Реформации? Ну, как же, телевизионная реклама! — Сделано в Швеции — сделано с умом!

— Качество Германии, natürlich!

Скажешь «сделано в Португалии — сделано с умом!», — засмеют. А заикнешься о качестве Сицилии, сразу вспомнят горы трупов, закатанные сицилийской мафией в асфальт или в бетон.

— Будешь сверлить стену, картину вешать, наткнешься на торчащий из стены палец или просверлишь череп! — кажется, комиссар Катанья так говорил в финале одного из фильмов о сицилийской мафии.

Лукасс Кранах-старший. Портрет Мартина Лютера (Википедия).

Идеология Лютера, когда человек напрямую приближен к Богу, проявляется во всех полотнах Кранаха на библейские и античные сюжеты. На них — узнаваемые современниками художника саксонские крестьяне, тюрингские бюргеры, герои рыцарских турниров в Тюрингии. Стоит лишь взглянуть на полотно «Христос и грешница», как зритель окунается в детали саксонской жизни эпохи Лукаса Кранаха!

Смотришь на диптих, посвященный истории Юдифь и Олоферна, на них — те же немецкие крестьяне. Поодаль — Вартбург в окрестностях Айзенаха.

Нет, не гэдээровский пластиковый автомобиль «Вартбург», собиравшийся на заводе в Айзенахе. На картинах диптиха — замок «Вартбург», а у его подножия — раскинувшийся вокруг собора тот самый Айзенах.

На другой картине диптиха об Олоферне и Юдифь — рыцарский турнир в Тюрингии.

Почему в России ничего не знают о Лютере?
Потому что с точки зрения православия все церковные доктрины Запада — ересь. Даже великий философ Лев Гумилёв писал предельно кратко: «А латиняне — враги!» (цитата из книги «От Руси к России», глава «В союзе с Ордой»).

И мало кто помнит, что на Москву-столицу наведывался эмиссар Лютера Феодосий Косой, доехавший до Московии из далекого Виттенберга, где проповедовал Мартин Лютер, где писал его портрет Лукас Кранах.

Эпоха Лютера — это и эпоха Иоанна Грозного, который чуть ли не на кол посадил «еретика» из Виттенберга, бежавшего потом в Литву, как и первый диссидент князь Курбский, как и второй диссидент, первопечатник Иван Федоров.

Литвой в ту пору называли обширные пространства Великого княжества Литовского, простиравшегося практически от моря до моря. Князь Курбский осел в замке под Ровно, Иван Фёдоров обосновался во Львове. И там же, на Украине, где находят пристанище нынешние диссиденты Московии, нашел себе обитель и опальный богослов Феодосий Косой.

Выставка на Волхонке говорит нам о том, что эпоха Немецкого Возрождения не менее величественна и грандиозна, чем Возрождение в Италии. Что нам Караваджо, на которого недавно тоже выстраивались очереди? Так, один из многих!

А Лукас Кранах с его школой — основоположник, заложивший краеугольный камень в эстетическую концепцию Реформации, перевернувшей представление о месте человека в этом мире, давшей толчок мировому прогрессу.

И сейчас, когда Россия — во мгле, самое время — задуматься о том, что проповедовал Мартин Лютер, что воспевал Лукас Кранах.

(оригинал)

Источник: https://echo.msk.ru/blog/kuzeev/1724724-echo/

Портреты мартина лютера

Искусство германии. лукас кранах старший (1472-1553)

Первые портреты Мартина Лютера, относящиеся к 1520—1521 годам, были написаны художником по просьбе гуманистов, сочувствовавших новому реформатору. Сам Кранах был на стороне Реформации, самой своей жизнью осуществляя протестантский идеал трудолюбия и благочестия.

Лукас Кранах был знаком с Мартином Лютером, впоследствие они стали хорошими друзьями, Кранах был даже крестным отцом младшей дочери реформатора.

Эта дружба стимулировала взлет графического искусства художника. В 1521 году мастер создал три гравюры с портретом великого реформатора церкви, которые быстро распространились по всей Германии.

Профильный портрет стал самым популярным изображением Лютера.

Кранах исполнил это произведение в технике резцовой гравюры на меди. Выражение непоколебимой уверенности, целеустремленности и какая-то особая одухотворенность обращают на себя внимание в некрасивом, грубоватом лице Мартина Лютера.

Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. Кранах использует мягкую густую штриховку фона и теней для контраста бледному пятну лица и одежды, почти лишенной складок.

Этот портрет стоит особняком в творчестве Кранаха, как по живописности эффекта, так и по выразительности замысла.

Так выглядел Мартин Лютер во время Вормского рейхстага, куда он направился по приказу императора Карла V. На рейхстаге император объявил опалу Лютеру и повелел сжечь его сочинения.

Портрет Мартина Лютера, 1521 гравюра на дереве, 20.5 х 15 см Художественная коллекция, Веймар

Лукас Кранах Старший написал прекрасный живописный «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга». История этого портрета очень интересна, давайте с ней ознакомимся.

Богослов и реформатор Мартин Лютер был монахом Августинского монастыря в Эрфурте, жил в там 1505-1511 годах, принял постриг, а позднее и сан священника.

Когда саксонский курфюрст Фридрих Мудрый основал в своей столице Виттенберге университет, он пригласил Лютера и предложил занять кафедру богословия. Одновременно Мартин Лютер был проповедником в одном из виттенбергских приходов, его проповеди привлекали много слушателей.

С началом движения Реформации Мартин Лютер подвергался преслодованиям и вынужден был скрываться. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый стал приверженцем Реформации и покровительствовал Мартину Лютеру.

Какое-то время Мартин Лютер вынужден был прятаться в крепости Вартбург. Там реформатор оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. В этот период он перевел Евангелие на немецкий язык, а в мастерской Лукаса Кранаха создавались иллюстрации к вышедшему в 1522 Новому Завету в переводе Мартина Лютера.

Зимой 1521/22 Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха. Тогда же был написан этот знаменитый портрет. Художник, изображая своего друга, передал силу его характера и волю порывистым поворотом головы, а живые глаза выдают ум и решительность Лютера.

Портрет Мартина Лютера в образе юнкера Йорга, 1521-22 дерево, масло, темпера, 34 x 25 см Музей изобразительных искусств, Лейпциг, Германия

Еще один замечательный «Портрет Мартина Лютера в образе юнкера Йорга», который Лукас Кранах выполнил в технике ксилографии.

Реформатор изображен с усами и небольшой бородкой, они переданы мягко круглящимися завитками, как и облака в небе, к которому задумчиво обращены его глаза.

Распространяя оттиски с изображением «юнкера Йорга», Кранах тем самым возвестил сторонников Реформации, что их вождь жив, ибо распространился слух, что его тайно погубили.

Портрет Мартина Лютера в образе юнкера Йорга, 1521-22 ксилография, 1522, 28.3 x 20.4 см

Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/
www.hopefish.ru/

← Портреты, картины, гравюры

← Лукас Кранах Старший биграфия

Наверх

Источник: http://germany-art.com/painting/lucas_cranach_elder/lucas_cranach_elder_5.html

Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach the Elder), 1472-1553. Германия — Портреты

Продолжаю публикацию работ одного из моих любимейших художников Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего.

Его полотна чистотой и яркостью красок напоминают россыпи драгоценных камней, а портреты исполнены внутреннего благородства и веры в нравственные силы человека.

Стиль его легко узнаваем, а произведений так много, что пришлось разбить коллекцию на сегменты в алфавитном порядке. Сегодняшний сборник посвящен портретам.

Портреты занимают особое место в творчестве художника. Это была целая индустрия. В работе его мастерской заказы на портреты составляли едва ли не основной доход художника, поэтому портретов написано Кранахом великое множество.

Я счел чрезмерным давать в рамках блога весь архив портретной галереи, ограничившись небольшой экспозицией.

Это, на мой взгляд, тем более целесообразно, что портреты своих покровителей и друзей Кранах повторял с незначительными нюансами многократно.

Кранах был блестящим портретистом. Став придворным художником, он достиг большого мастерства в этом жанре, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не стремился к глубокому психологизму.

Портреты Кранаха пользовались большой популярностью. На протяжении всей жизни он оставался замечательным мастером портретного жанра.

Доктор Иоганн Каспиан + жена доктора Анна Каспиан (Portrait of Dr. Johannes Cuspinian + Portrait of Anna Cuspinian)_ок.1502_60.3 х 45.5 каждый_д.,м._Винтертур, собрание Оскара Рейнхарта

Это самый ранний и наиболее цитируемый диптих из портретов Кранаха. Фигура доктора философии Иоганна Куспиниана помещена в несколько наивное сказочное окружение, но лицо отличается замечательной живостью выражения и привлекательностью. Портрет Иоганна Куспиниана создан Лукасом Кранахом после путешествия по Германии, которое закончилось в Вене. В университетском городе Вены художник провел около пяти лет, написав несколько портретов профессоров и членов академического совета. Портрет написан Лукасом Кранахом Старшим к свадьбе молодого человека, пару ему составил портрет будущей супруги Анны. Судя по портрету художника, в облике Куспиниана самым причудливым образом соединялись мечтательность и грубоватая сила, мягкость и основательность. Своеобразный характер Иоганна Куспиниана подчеркивается пейзажем, открывающимся за его широкими плечами. Словно опасаясь, что зрители не смогут определить характер портретируемого по его лицу, художник Лукас Кранах Старший написал полузасохшее дерево, планету Сатурн и сову, несущую в лапах добычу. По этим знакам современники художника, знакомые с наукой о символах, могли без труда определить, что Иоганна Куспиниана отличает темперамент меланхолика.

Портрет юриста, д-р Иоганн Стефан Реус (Dr. Johann Stephan Reuss)_1503_54 х 39_д.,м._Нюрнберг, Национальный музей

Портрет жены юриста (Portrait of the wife of a Jurist)_1503_52.7 х 36.7_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров

Ганс Мельбер (Portrait of Hans Melber)_1526_60.2 х 39.5_д.,м._Мюнхен, Старая пинакотека

Георг Бородатый, герцог Саксонский (George, Duke of Saxony)_1534-1537_57 х 36.8_д.,м._Ашаффенбург, Государственнаягалерея

Георг Спалатин (Portrait of Georg Spalatin)_1509_33 х 28.5_д.,м._Лейпциг, Музей изобразительных искусств

Диптих Два курфюрста Саксонии (Two Electors of Saxony) 2_1509_Иоганн Твердый (John the Steadfast, Elector of Saxony)_41.3 х 31_д.,м._Лондон, Национальная галерея

Диптих Два курфюрста Саксонии (Two Electors of Saxony) 3_1509_Иоганн Фридрих Великодушный (Johann Friedrich the Magnanimous)_42 х 31_д.,м._Лондон, Национальная галерея

Доктор Иоганн Шейнинг (Portrait of Dr. Johann Scheiring)_1534_50.2 х 35.6_д.,м._Частное собрание

Екатерина Бора (Portrait of Katharina von Bora)_1526_37.5 х 24.4_д.,м._Частное собрание

Женский портрет (Portrait of a lady with a Feather Hat)_63.1 х 48.8_д.,м._Ашаффенбург, Государственная галерея

Женский портрет (Portrait of a lady)_1526_88.5 х 58.5_д.,м._Санкт-Петербург, Эрмитаж

В эрмитажном «Женском портрете» Лукаса Кранаха Старшего некоторое время хотели видеть изображение принцессы Сибиллы Клевской, невесты Иоганна-Фридриха Саксонского. Известная своей красотой, она блистала при дворе саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.

Но скорее всего, портрет изображает не конкретную личность, а воплощает представление Кранаха об идеальной женской красоте. Подобный тип молодой дамы часто встречается в творчестве Кранаха начиная со второго десятилетия XVI в.

Читайте также:  Описание картины михаила врубеля «портрет сына»

: овальное, заостряющееся к подбородку лицо, слегка раскосые узкие глаза, маленький рот. Мастерски обыгранное художником сочетание красных и зеленых тонов придает колориту изысканность. Прихотливая извилистая линия очерчивает золотые украшения, вьющиеся кудри, детали костюма и элегантной шляпы.

Дополняет произведение пейзаж, открывающийся за темным занавесом. Возможно, изображена конкретная местность.

 

Женский портрет (Portrait of a Woman)_ок.1508_42.6 х 33.7_д.,м._Базель, Художественный музей

Женский портрет, возможно, Магдалены Саксонской (Portrait of a Woman (Magdalena of Saxony))_ок.1525_35.9 х 25.1_д.,м._Лондон, Национальная галерея

Иоахим II, курфюрст Бранденбурга (Portrait of Joachim II, Elector of Brandenburg)_1529_59.4 x 41.6_д.,м._Филадельфия, Художественный музей

Иоахим II, курфюрст Бранденбурга (Portrait of Joachim II. of Brandenburg as Prince Elector)_1520_61.5 х 43.2_д.,м._Берлин, Дворец Груневальд

Иоганн Твердый, курфюрст Саксонии (Portrait of John the Steadfast, Elector of Saxony) _1532_78 х 52.5_д.,м._Кронах, Франконская галерея

Иоганн Твердый, курфюрст Саксонии (Portrait of John the Steadfast, Elector of Saxony)_1526_54 х 38_д.,м._Оттерло, музей Крёллер-Мюллер

Иоганн Твердый, курфюрст Саксонии (Portrait of John the Steadfast, Elector of Saxony)_1526_57 х 37_д.,м._Дрезден, Картинная галерея старых мастеров

Иоганн Твердый, курфюрст Саксонии (Portrait of John the Steadfast, Elector of Saxony)_ок.1515_64 х 48_д.,м._Кобург, Худож собрание замка Кобург

Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст Саксонии (Portrait of Johann Friedrich the Magnanimous)_ок.1535_Берлин, Государственные музеи

Иоганн, герцог Саксонский (Johann (1498–1537), Duke of Saxony)_1534-1537_65.1 х 44.1_д.,м._Нью-Йорк, музей Метрополитен

Казимир, маркграф Бранденбург-Кульмбах (1481-1527)_после 1524_37 х 25_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Мартин Лютер и его жена Екатерина Бора (Martin Luther + Katharina von Bora)_1529_36 х 23 каждый_дерево, темпера_Дармштадт, Национальный музей

Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, многократно писал портреты своего друга Мартина Лютера, его супруги Екатерины Бора и сподвижника Филиппа Меланхтона, а также финансировал издание Библии, переведённой Лютером на немецкий язык.

 

Мартин Лютер (Portrait Of Martin Luther)_1533_20 х 14_д.,м._Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха

Мартин Лютер (Portrait Of Martin Luther)_1525_40 х 26.6_д.,м._Бристоль, Городской музей и художественная галерея

Мартин Лютер в образе юнкера Йорга (Portrait of Luther as Junker Jorg)_ок.1521_33.5 х 25.3_д.,м._Лейпциг, Музей изобразительных искусств

Кардинал Альбрехт Бранденбургский в образе св.Иеронима в пейзаже (Albrecht von Brandenburg as Saint Jerome in a landscape)_1527_57 х 37.6_Берлин, Картин галерея старых мастеров

Несмотря на дружбу Кранаха с Мартином Лютером, в числе постоянных заказчиков художника был ярый приверженец католической церкви кардинал Альбрехт Бранденбургский, что, несомненно, свидетельствует о высокой оценке таланта художника его современниками и независимости эстетического переживания от какой бы то ни было идеологии.

Кардинал Альбрехт Бранденбургский (1490-1545) — курфюрст, архиепископ Майнцский и Магдебургский, известный политический деятель эпохи Реформации, примас (глава) католической церкви в Германии, меценат. Кранах, возможно, никогда его не видел и пользовался гравюрой Дюрера (1520).

Кардинал Альбрехт Бранденбургский в образе св.Иеронима (Albrecht von Brandenburg as Saint Jerome)_1526_124.4 х 81.5_Сарасота, Музей искусст Ринглин

Кардинал Альбрехт Бранденбургский в образе св.Иеронима (Cardinal Albrecht von Brandenburg as Saint Jerome in a landscape)_49.5 х 37.2_д.,м._Частное собрание

Кардинал Альбрехт Бранденбургский в образе св.Иеронима (Cardinal Albrecht von Brandenburg as Saint Jerome)_1525_д.,м._Дармштадт, Национальный Музей Гессе

Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием (Cardinal Albrecht of Brandenburg kneeling before)_1532_158.5 х 112.4_Мюнхен, Старая пинакотека

Каспар фон Кокеритц (Caspar von Kockeritz)_1540-1567_63 х 42_д.,м._Париж, Лувр

Кристоф Шерль, гуманист (Christoph Scheurl)_1509_48.5 х 40.5_д.,м._Нюрнберг, Национальный музей

Лукас Спилхаузен (Lukas Spielhausen)_1532_50.8 х 36.5_д.,м._Нью-Йорк, музей Метрополитен

Магдалена Лютер, дочь Мартина Лютера (Portrait of a young girl (presumably a portrait of Magdalena Luther))_ок.1520_31 х 25_д.,м._Париж, Лувр

Магдалена Саксонская, жена Иоахима II Брандербургского (Magdalena of Saxony, Wife of Elector Joachim II)_ок.1529_59.8 х 41.6_Чикаго, Институт искусства

Маргарита Савойская (1480-1530)_ок.1530_48 х 34_д.,м._Дессау, Художественная галерея

Молодая мать с ребенком (Young Mother with Child)_ок.1525_60.5 х 37.5_д.,м._Вартбург, Вартбург-Штифтунг

Мориц Бюхнер (Portrait of Moritz Buchner)_ок.1520_40.6 х 27.4_д.,м._Миннеаполис, Институт искусств

Анна Бюхнер (Portrait of Anna Buchner, nee Lindacker)_ок.1520_40.6 х 27.4_д.,м._Миннеаполис, Институт искусств

Иоганн Фридрих Великодушный, курфюрст Саксонии (Portrait of Johann Friedrich the Magnanimous)_1526_56 х 38_д.,м._Веймар, Государственное художественное собрание

Сибилла Клевская в наряде невесты (Portrait of Princess Sybille of Cleves)_1526_55 х 36_д.,м._Веймар, Государственное художественное собрание

Портрет принцессы Сибиллы Клевской или иначе «Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты», написанная Лукасом Кранахом в 1526 году, является парной картиной к портрету жениха Иоганна Фридриха Саксонского.

Иоганн Фридрих был сыном брата курфюрста Фридриха Мудрого, Иоганна Твердого. Он с малых лет находился на попечении Лукаса Кранаха.

Когда Иоганн Фридрих повзрослел, для него выбрали будущую жену — четырнадцатилетнюю Сибиллу Клевскую, дочь герцога Иоганна III Миротворца. Лукас Кранах отправился с посольством к отцу невесты и написал её портрет.

Невысокого роста, изящная Сибилла и полный добродушный Иоганн Фридрих составляли своеобразную пару.

После смерти своего дяди Фридриха Мудрого молодой человек стал курфюрстом Саксонским и заслужил прозвище Великодушный. Принцесса, впоследствии курфюрстина Сибилла стала музой Кранаха. Художник писал её в виде Саломеи, Юдифи, Дианы и богини любви Венеры.

Живописец Кранах изобретал для Сибиллы роскошные одежды и причудливые наряды, которые становились образцами для всех знатных дам Саксонии.

Тонкая рыжая девушка с тёмными раскосыми глазами стала эталоном красоты, и долгие годы немецкие художники и поэты Саксонии прославляли ее красоту.

 

Саксонский принц (A Prince of Saxony)_1517_43.7 х 34.4_д.,м._Вашингтон, Национальная галерея

Саксонская принцесса (A Princess of Saxony)_1517_43.4 х 34.3_д.,м._Вашингтон, Национальная галерея

Портрет девушки (Portrait of a young girl)_1525-1530_д.,м._Частное собрание

Портрет девятнадцатилетнего мужчины (Portrait of a 19 Man aged 19 in black clothes)_1500-1553_36.3 х 22.8_д.,м._Дессау, Художественная галерея Анхальт

Портрет молодой дамы, держащей виноград и яблоки (Portrait of a young lady holding grapes and apples)_1528_81.6 х 55_Частное собрание

Портрет молодой женщины, вероятно, Эмилии Саксонской (Portrait of a young woman. Princess Emilia of Saxony)_ок.1537_41.6 х 29.8_Копенгаген, Национальная галерея

Портрет молодой женщины (Portrait of a Young Woman)_1530_58.7 х 59.8_х.,м._Нюрнберг, Национальный музей

Портрет мужчины в меховом берете (Portrait of a man in a fur beret)_ок.1510_29.2 х 32.5_д.,м._Берлин, Картинная галерея старых мастеров

Портрет мужчины с розарием (Portrait of a Man with a Rosary)_ок.1508_47.6 х 35.2_д.,м._Нью-Йорк, музей Метрополитен

Посмертный портрет доктора Шейринга (Posthumous Portrait of Dr. J. Scheyring)_ок.1529_51.1 х 35.7_д.,м._Брюссель, Королевский музей изящных искусств

Родители Лютера Ганс и Маргарет (Hans Luther, Luther's father + Margaretha Luther, Luther's mother)_1527_39.1 х 26 и 39.2 х 25.8_д.,м._Вартбург

Рудольф Агрикола или Иоганн фон Гейлер Кайзерсберг (Rudolph Agricola or Johannes Geiler von Kaysersberg)_ок.1532_29.9 х 23_Мюнхен, Старая пинакотека

Саксонские принцессы Сибилла (1515-1592), Эмилия (1516-1591) и Сидония (1518-1575)_ок.1535_62 х 89_д.,м._Вена, Музей истории искусств

Филипп Меланхтон (Portrait of Philipp Melanchton) (совм с мастерской)_ок.1545_36 х 23_д.,м._Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс

Филипп Меланхтон (Portrait of Philipp Melanchton)_1532_19 х 15_д.,м._Гота, дворец Фриденштейн

Филипп Рейнский, граф Палатинский_1520-1522_44 х 30_д.,м._Берлин, Государственные музеи

Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонии (Friedrich III, the Wise, Elector of Saxony) _1532_78 х 52_д.,м._Кронах, Франконская галерея

Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонии (Friedrich III, the Wise, Elector of Saxony)_после 1532_51 х 36_д.,м._Нюрнберг, Национальный музей

Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонии (Friedrich III, the Wise, Elector of Saxony)_после 1532_80 х 49_д.,м._Вена, Коллекция Букхейм

Эразм Роттердамский (Portrait of Desiderius Erasmus)_1530-1536_19 x 14.6_д.,м._Роттердам, Музей Бойманса ван Бёнингена

Источник: http://vechnost7.blogspot.com/2015/07/lucas-cranach-elder-1472-1553_64.html?_escaped_fragment_

Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии

В ГМИИ имени Пушкина до 15 мая идёт большая выставка работ немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, его сына, ассистентов и последователей — 48 живописных полотен и больше 50 графических работ. По просьбе The Village журналист Даша Борисенко раскладывает творчество династии Кранахов на составляющие, которые помогут лучше понять выставку в Пушкинском музее.

В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация.

Пока в Виттенбергском университете царит вольнодумство, Мартин Лютер твёрдо намерен покончить с мракобесием, охватившим Церковь, и перевести Библию на немецкий язык, чтобы священный текст снова могли понимать простые смертные.

Будучи просвещённым и богатым бюргером, Кранах поддерживает Лютера не только морально — он финансирует издание переводной Библии и рисует иллюстрации к протестантским памфлетам.

Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. По долгу службы и в коммерческих целях Кранах пишет многочисленные заказные портреты и при этом не пытается приукрасить своих моделей, перенося на холст их нелепые бороды, кривые носы и асимметричные глаза. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.

Виттенбергский дух свободы позволяет ему откровенно изображать человеческое тело и касаться запретных тем. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу.

Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.

сверху слева: «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

сверху справа: «Мартин Лютер», 1529

В искусстве Средних веков женщинам уделялось немного внимания — в основном художники изображали Деву Марию и святых. Кранах отводит женщинам центральную роль.

В его творчестве можно найти отражение популярной в то время концепции Weibermacht, или «власти женщин». Конечно, «власть» здесь понимается не в современном феминистском ключе — имеется в виду сила женской сексуальности.

Героини его полотен притягивают взгляды окружающих мужчин и открыто пользуются своей внешностью.

Взять, например, историю Лукреции: знатную римлянку обесчестил царский сын, и, не выдержав позора, она заколола себя кинжалом на глазах у мужа.

«Лукреция» Кранаха, которую можно увидеть в Пушкинском, далека от образа скромной и верной жены: полностью обнажённая грудь, к которой она несколько игриво подносит кинжал, наводит на мысль о sexploitation-фильмах, где привлекательное женское тело и насилие неизменно идут рука об руку.

Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.

В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге.

Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком, изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер.

Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью? И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка? Искусствоведы продолжают спорить.

Именно по женским образам легко отличить Кранахов. Рыжеволосые кудрявые девушки с высоким лбом, покатыми плечами и уникальным разрезом глаз — совершенно инопланетные создания. И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «кузница вулкана»

сверху слева: «Геракл у Омфалы», 1537 (работы нет на выставке)

сверху: «Лукреция», 1532

слева: «Женский портрет», 1526

снизу: «Венера и Амур», 1509 

Лукас Кранах живо интересовался итальянским искусством и тщательно пытался перенять опыт работы с перспективой и светотенью. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.

В результате портреты, выходящие из его мастерской, нередко напоминают коллажи: тщательно прописанные бархатные манжеты и блестящие металлические детали реалистичны даже чересчур, в то время как в других элементах одежды и на всех лицах можно обнаружить только лёгкий намёк на объём.

Тем не менее то, что можно посчитать недостатком техники, свидетельствует о колоссальной работе, которую Кранах и его подмастерья проделывали за целую национальную школу живописи. Именно это ставит Кранаха Старшего в один ряд с такими величинами, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.

Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. К примеру, на многофигурных полотнах можно заметить, что не меньше итальянской живописи отца династии увлекала нидерландская.

Так, на картине «Христос и грешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха, и Северное Возрождение наконец встречает южное. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.

Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.

снизу: «Христос и грешница», 1532

Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов на портреты. В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза.

Забавный результат можно увидеть на выставке — эти карманного формата портреты напоминают карикатуры в духе художников с Арбата: все черты лица до смешного утрированы. Впрочем, делалось это из самых благих побуждений — чтобы придать портрету хоть какое-то ощутимое сходство с объектом.

По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами с торжественным перечислением их добродетелей и заслуг.

Вообще, главная претензия к фигуре Кранаха Старшего — то, что он превратил искусство в конвейер, эксплуатируя ассистентов, штампуя заказные портреты и переписывая одни и те же сюжеты с заготовок, которые впоследствии обеспечили безбедную жизнь его сыну, внуку и правнуку — той самой «династии». Но, к счастью, экспозиция в ГМИИ составлена так, что вы этого не заметите.

Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись со старой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её.

В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа». По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен.

Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, у одного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, — такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна.

по часовой стрелке: портрет Сибиллы Клевской, 1525

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529 

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1531

«Плоды ревности (Серебряный век)», 1530

Отвратительное приобретает у Кранаха самые разные формы — от обглоданной тушки на блюде в сцене пикника и отрезанной головы Олоферна до уродливых старческих тел в небольших сатирических картинках, посвящённых продажной любви.

А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, в барокко с его бесконечным vanitas и memento mori. И уже Лукас Кранах Младший будет работать в по-настоящему мрачном жанре заказного портрета-эпитафии, изображая скорбящую семью у гроба.

Так что, если вы всё ещё полагаете, что выставка Кранахов — это череда похожих друг на друга заказных портретов, и подумываете пойти вместо неё в кино на свежий хоррор, бросьте: тут есть чем пощекотать нервы.

Ну а если вы не любитель ужасов, обратите внимание на то, с каким трепетом Кранах Старший рисовал животных — от похожих на собак львов в библейских сценах до вполне реалистичных иллюстраций, которые можно обнаружить в разделе гравюр. В музее вас даже встретит огромная проекция дракончика в короне и с кольцом в пасти, которого художник использовал в качестве подписи, — эмблема, ради которой в Хогвартсе стоило бы открыть пятый факультет.

Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/233395-kranahi

Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром

В Пушкинском музее идет выставка важнейшего художника Северного Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего и продолжателей его династии. «Афиша Daily» изучила работы мастера, говорящие о нем как о ловком бизнесмене, арт-директоре Реформации и ценителе женской стройности

«Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520

Пейзаж, в который помещена Богоматерь с младенцем, имеет символическое значение: источник — утоление духовной жажды, скала — твердость веры. И в то же время он отсылает к знакомым художнику ландшафтам Южной Германии.

Лукас Кранах родился в 1472 году в семье живописца в местечке Кронах на территории нынешней Баварии — название он и взял в качестве фамилии. Кронах покинул еще молодым — подмастерьям полагалось провести пару лет в странствиях, чтобы набираться опыта и рекламировать свой талант.

В итоге художник ненадолго осел в Вене, где написал свои первые известные работы, в том числе «Отдых на пути в Египет» и «Кающегося святого Иеронима» со сказочными чащами альпийских предгорий на заднем плане.

За это чувство природы раннего Кранаха причисляют к дунайской школе, мастера которой стали родоначальниками пейзажного жанра — для них это уже не фон для сюжета, а самостоятельный пласт картины. Главной фигурой дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер — считается, что именно он создал первый в истории европейской живописи чистый пейзаж , избавленный от человеческих фигур.

«Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536

В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца.

Солидное годовое жалованье в 100 гульденов — в два раза больше, чем у университетского профессора, — предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов.

Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. К титулу прилагается собственный герб — крылатая змейка с рубиновым кольцом в пасти, которую Кранах отныне использует как подпись на работах своей мастерской.

Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.

«Венера и Амур», 1509

Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Интерес к античным сюжетам у Кранаха возник благодаря дружбе с профессурой Виттенбергского университета — того самого, куда Шекспир отправил учиться Гамлета.

Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие,/ Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов.

Впоследствии мастерская Кранаха поставит производство Венер — простоволосых и в шляпках, с купидонами и без — на поток. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне.

Руководство лондонского метро отказалось рекламировать выставку Кранаха в Королевской академии искусств, посчитав плакат с обнаженной богиней слишком откровенным, но из-за поднявшейся шумихи быстро пошло на попятную.

«Плоды ревности (Серебряный век)», 1530

На надгробии Кранаха в Веймаре выбита эпитафия «Pictor celerrimus» («Быстрейший художник»). В виттенбергской мастерской на него трудилась армия подмастерьев, среди которых был его сын Лукас — художниками станут и внук, и правнук Кранаха (прямая линия его потомков прервется только в начале XX века, а одна из боковых даст Германии Гете).

Работа над полотнами велась конвейерным способом — для экономии времени и усилий детали композиции переносились из картины в картину с помощью трафаретов. Десятки Венер, Мадонн, Юдифей — и как минимум пяток версий «Серебряного века» (сюжет из поэзии Гесиода о золотом, серебряном и железном веках человечества): одна, например, выставлена в лондонской Национальной галерее.

Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.

В 1512 году разбогатевший мастер приобрел два дома на центральной Рыночной площади — настолько добротных, что в одном из них во время дипломатического визита гостил король Дании.

Рядом художник держал таверну, типографию и аптеку, на которую получил монополию, — последнее было выгодно, чтобы без посредников закупать минералы и пигменты для смешивания красок и печати гравюр. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга — он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром.

«Женский портрет», 1526

И мифологические ню, и разодетые благородные дамы у Кранаха подогнаны под идеал красоты мастера — удлиненные пропорции, стройные фигуры, лукавые лисьи личики с раскосыми глазами и острым подбородком.

«В накидке лисьей сама/Хитрей, чем лиса с холма» — это Бродский про кранаховскую «Мадонну под яблоней» из Эрмитажа.

Созданный художником типаж предвосхитил моду XX века — Кранахом вдохновлялись Джакометти, Кирхер и Пикассо (последний даже сделал оммаж женскому портрету кисти Кранаха-сына).

«Грехопадение, изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529

Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви.

Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.

По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника.

«Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства, иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского , наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/890-kranahi/

Ссылка на основную публикацию