«Белое распятие»: подробное описание картины Марка Шагала
Сегодня мы поговорим о картине «Белое распятие». Марк Шагал – автор этого полотна. Картина была создана художником в 1938 г. Случилось это спустя две недели после Хрустальной ночи. В то время художник посещал Европу. Можно увидеть полотно в стенах Чикагского института искусств. Данная работа была продана этому учреждению архитектором Альфредом Альшулером.
История
«Белое распятие» картина, которая была создана художником под впечатлением от преследования евреев, которое проходило в Восточной и Центральной Европе. Полотно не отражает действительную сцену, однако демонстрирует аллегорию на события.
В нем использовано множество особых рисунков и символов. Будучи по происхождению евреем, художник создал большую галерею работ, изображающих распятие. Образ Иисуса на кресте является для Шагала новым символом. В него он вкладывал содержание всего еврейства, которое переживало смертные муки.
Распятия в полотнах художника стали его ответом на зверские действия нацистов. От них он пострадал лично в 1933 г. Тогда практически все его полотна были уничтожены. Работа «Белое распятие» являет собою предчувствие холокоста.
Аналогичным настроением пропитано полотно «Герника» авторства Пабло Пикассо, который был современником нашего героя.
Описание
«Белое распятие» это полотно, которое подчёркивает страдания не только Иисуса, но и евреев. По сторонам видны многочисленные насильственные действия. Среди них выделяется сжигание домов и синагог, а также захват евреев. Распятие Иисуса показано в центре.
Он одет в саван и талес, который заменяет терновый венец. Все это является символом того, что он является евреем. Фигура Иисуса на распятье изображена на фоне, который имеет цвет слоновой кости. Образ простирается над всем миром, который непрерывно подвергается разрушениям.
У ног его горит особый семисвечный светильник.
Верхняя часть полотна «Белое распятие» показывает зрителю ветхозаветных персонажей, плачущих, наблюдая за тем, что в этот момент происходит внизу. Передний план демонстрирует зеленую фигуру, имеющую за плечами мешок. Этот элемент возникает в ряде работ Шагала. Его интерпретируют как пророка Илью или любого еврейского путешественника. В центре композиции видна лодка.
Ее ассоциируют с надеждой на то, что от нацистов удастся спастись. Верхняя правая часть картины демонстрирует флаг Литвы. В тот период она была независимым государством. Верхняя левая часть картины демонстрирует флаги коммунизма. Данный элемент можно считать символом того, что преследование евреев – это не только нацистский феномен.
Автор говорит о том, что в коммунистических странах также наблюдался антисемитизм.
Оценка
«Белое распятие» считается одним из лучших творений художника. В данной работе полностью воплотились непрерывные раздумья Шагала о событиях, которые происходят в окружающем его мире. Мысли художника невероятно трагичны. Тона Апокалипсиса здесь стали основными. Картина не является отражением сюжета Евангелия, она демонстрирует современность автора.
Источник: https://autogear.ru/article/266/311/beloe-raspyatie-podrobnoe-opisanie-kartinyi-marka-shagala/
Возвращая Иисуса в иудейский мир: «Распятия» Марка Шагала и Оскара Рабина
Недавно в парижском Муниципальном музее современного искусства открылась выставка французского искусства эпохи Второй мировой войны. Центральное место в экспозиции занимает знаменитый триптих Марка Шагала: «Сопротивление», «Освобождение» и «Воскресение». Триптих этот посвящен Холокосту, при этом в двух из трех работ в центре композиции изображено Распятие… Вообще говоря, Шагал, которого многие считают самым еврейским художником Нового времени, создал целую галерею работ, запечатлевших этот сюжет Нового завета: «Белое распятие» (1938), «Желтое распятие» (1942), «Автопортрет с часами перед распятием» (1947), «Мистическое распятие» (1950), литографии «Распятие» (1964) и «Мученик» (1970), витраж «Распятие Христа» в Рейнском соборе во Франции и т.д. |
«Белое распятие», Марк Шагал, 1938 г. |
Кроме того, распятие изображено на законченных в 1948 году полотнах «Сопротивление» и «Возрождение», на литографии «Семья Христа» 1959 года… Пожалуй, ни к какому другому сюжету Шагал не обращался в своем творчестве столько раз.
Впервые художник затронул эту тему в работе «Белое распятие», композиция и цветовая гамма которой восходит к русской иконе, но Иисус изображается художником в талесе, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора); ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам.
Картина была написана в ноябре 1938 года — через две недели после трагической Хрустальной ночи, когда были сожжены или разгромлены 267 синагог, тысячи домов и магазинов, принадлежавших евреям; 91 человек был убит, сотни ранены и искалечены, около трех с половиной тысяч арестованы и отправлены в концлагеря.
На картине Шагала трагедия не замкнута в локальных рамках: повторяющиеся мотивы — огонь, бегство — определяют всемирный масштаб еврейской Катастрофы.
Образ распятого Иисуса, который ассоциируется в современном мире с темой мученичества, становится для Шагала новым символом — переживающего смертные муки еврейства.
В центре полотна — фигура распятого Иисуса, о чем гласит и надпись над крестом черным шрифтом на арамейском языке.
Кристофер Гольдманн, проанализировавший эту работу в статье «Универсальное послание Марка Шагала», отмечает, что Шагал изображает здесь не только знаки, известные из христианской традиции: надпись INRI и нимб вокруг головы. Художник «снимает» с Иисуса терновый венец и вместо этого дает ему талес и саван!
Начиная с израильского историка Йосефа Клаузнера, многие авторы посвятили свои труды ответу на вопрос о том, как могло случиться, что Иисус жил целиком внутри иудаизма и при этом положил начало движению, отделившемуся от иудаизма? Шагал был первым художником, визуально вернувшим Иисуса в мир иудейской традиции.
Справа в верхней части картины мы видим восточную стену синагоги, там гитлеровец в униформе вырывает свитки Торы из ящика, он уже поджег занавес, и пламя быстро уничтожит все… На ноябрьский снег уже брошены как ненужный хлам ритуальные подсвечники, в т.ч.
большой ханукальный светильник — символ еврейского сопротивления еще со времен восстания Маккавеев. Слева под крестом изображен горящий подсвечник из разрушенного много веков назад Иерусалимского Храма. Справа внизу на снегу дымится подожженный свиток Торы.
Рядом с ним изображен еврей, который в прямом смысле пытается «выбежать» из картины.
У нижнего края полотна — женщина с ребенком на руках, единственная фигура, прямо смотрящая на зрителя с вопросом: что же делать, куда бежать? Слева изображены трое блуждающих, растерянных мужчин, один из которых пытается и в атмосфере погрома спасти свиток Торы.
В середине композиции — корабль — надежда на спасение за океаном от нацистской чумы, но надежда для подавляющего большинства центрально-, а тем более восточноевропейских евреев — призрачная.
Понимая, какими призрачными являются для большинства шансы на спасение, Шагал рисует корабль совсем маленьким и примитивным, а его пассажиров — обездоленными и изможденными.
Над этим другая сцена: кажется, будто дома носятся в воздухе, словно бумажные коробки. Зритель, всматривающийся в картину Шагала, кожей чувствует, как дома неожиданно перестали быть защитой…
В верхней части картины изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков и праматерь Рахель.
Они растеряны, видят под собой уничтожение привычного мира: разрушение, поджоги, вынужденное бегство и отчаяние ни в чем не повинных людей, бесчеловечность и разрушения…
Из христианской традиции Шагал оставил распятому Иисусу нимб, надпись INRI и пятна от гвоздей, добавив ему из еврейской традиции саван, талес и менору, выразив, таким образом, надежду на то, что Иисус станет для мира мостом между всеми людьми — мостом любви без насилия. Надежда не сбылась: Хрустальная ночь оказалась не апофеозом, а только прологом беспредельного кошмара.
Выступая в Нью-Йорке на своем родном идише в конце мая 1945 года, Шагал вновь уподобил еврейский народ Иисусу: «Никакие всемирные конференции ни к чему не приведут, пока еврейский народ не будет снят с креста, на котором его распинали две тысячи лет.
…Еврейский народ вышел из этой войны, словно корабль после морского сражения, — полузатонувший. Вокруг нас, среди волн, оторванные руки, души, распутанные, как детские кишки, свитки Торы. Не слышно ни гласа с небес, ни гласа пророков.
И как прежде, палящее солнце окрашивает всё и вся в алый цвет крови».
Спустя два года Шагал говорил и о прошлом, и о будущем: «Я считаю себя одним из многих сыновей еврейского народа, того народа, который совсем недавно враги человечества загоняли в известковые ямы и газовые камеры. Мы пришли сюда, чтобы показать, что еще не все мы умерли и что мы хотим жить и творить.
Мы пришли сюда, чтобы наши враги, и мертвые, и всё еще живые, увидели своими глазами, что все их дьявольские методы и теории в конце концов обернулись против них.
… От имени расстрелянных и заживо сожженных мы говорим врагу, что никогда не забудем о нем и никогда его не простим — ни в жизни, ни в искусстве».
В шагаловском «Исходе», созданном в 1950-е, распятие вновь помещено в самый центр картины, но насколько иная цветовая гамма этой работы! Белого цвета на полотне практически нет, доминирует черный, выписанные индивидуальные судьбы «Белого распятия» растворены в общей трагической судьбе народа-мученика, продолжающего тот же библейский исход, который символизирует изображенный в правом нижнем углу Моисей, держащий Скрижали Завета… «Разве мы не похожи на сирот, охваченных вселенским одиночеством», — спрашивал Шагал на церемонии получения премии им. Эразма Роттердамского в 1960 году. Это чувство вселенского одиночества целого народа, массовое уничтожение которого на протяжении нескольких лет проходило при равнодушном попустительстве практически всех и вся, и передано Шагалом на этой картине, отразившей и трагедию Иисуса, и его бессилие помочь потомкам того народа, к которому принадлежал и он сам.
Соединение христианских и иудейских мотивов нашло свое выражение и в творчестве еще одного русско-еврейско-французского художника, наиболее яркого представителя т.н. «лианозовской группы» — Оскара Рабина.
Хотя он сам в нашей беседе утверждал, что, будучи реалистом, не имеет ничего общего с жившим в мире фантасмагорий Шагалом и своей близости с ним не чувствует, картина «Царь иудейский», на которой распятый Иисус изображен с шестиконечной звездой Давида, создана им под очевидным влиянием Шагала.
Оскар Рабин помещает Иисуса в атмосферу ГУЛАГа, вокруг него вообще нет людей, а лишь надрывается в лае стая караульных собак.
От немецкого экспрессионизма Оскар Рабин унаследовал психологичность, драматизацию реальности, от передвижников — сочувствие и сострадание к людям, от мастеров Возрождения — устремление ввысь.
Принцип совмещения несовместимого, перемещения центральных элементов культуры в глубоко, казалось бы, чуждое ей ментальное и социальное пространство разрабатывался Оскаром Рабиным еще с начала 1960-х годов путем привнесения в атеистическую и одновременно с этим довольно беспросветную, если судить по его работам, советскую действительность ключевых символов христианства.
Созданная Рабиным в 1963 году «Лита Лианозовская» представляет собой переосмысление в контексте советских рабочих бараков «Мадонны с младенцем» («Мадонны Литта») Леонардо да Винчи, а «Улицу имени И.И.
Христа» и «Улицу имени Пресвятой Богородицы» 1966 года можно считать произведением, относящимся почти к соц-арту и предвосхищающим последующие находки Комара и Меламида, Эрика Булатова и Ильи Кабакова. По справедливому замечанию Лусинэ Джанян, посвятившей анализу творчества Рабина глубокую статью, «он представляет обыденные предметы как своеобразные символы или «иконы» советской массовой культуры».
Оскар Рабин обращался к христианским сакральным символам на разных этапах своего творчества. До эмиграции, в 1970-е, он немало общался с уважаемым в то время в диссидентских кругах протоиреем Дмитрием Дудко, которому очень доверял.
Биограф художника Аркадий Надель указывает: «Общение с отцом Дмитрием не сделало Рабина христианином, но вещи, о которых они часто говорили со священником, нашли свое место в его живописи».
Кстати, в 1991-м, когда распадался Советский Союз, Рабиным была создана картина с горьким и говорящим названием «Всё должно исчезнуть» — совсем лишенное света полотно, на котором, в частности, изображен поваленный крест.
Анонсируя масштабную ретроспективу Оскара Рабина, прошедшую в Третьяковской галерее в 2008 году, искусствовед Ирина Кулик отмечала: «Оскар Рабин неоднократно обращался к заведомо крамольным для советского художника религиозным мотивам, помещая на фоне все тех же слякотных выселок и бараков иконы или же усаживая во дворе родного Лианозова скорбного пермского Христа. Конечно, в те времена все это следовало понимать как символ некоей тотальной несовместимости христианской духовности и советской реальности, в которой икона обречена на поругание. И даже в буханках и рыбинах, которые Оскар Рабин постоянно помещает в скудные свои натюрморты, часто усматривают христианские символы. Впрочем, с этими символами живописец обращается так же лихо, как и с советскими, — в его мире любые отвлеченные понятия неизбежно подвергаются заземлению. Будь некоторые работы Рабина написаны сегодня, они вполне могли бы навлечь на себя гнев православных активистов, борющихся с современным искусством. Как полотно 1965 года «Русский поп-арт» с прибитыми крест-накрест бутылкой водки и селедкой».
Диалог между конфессиями — вещь очень и очень сложная, особенно между иудаизмом и выросшим из него (и отторгнувшим его) христианством. Однако не вести этот диалог невозможно: в конце концов, цивилизация, к которой все мы принадлежим, не без оснований зовется иудео-христианской.
Созерцание работ двух великих русско-еврейско-французских художников ХХ века — Марка Шагала и Оскара Рабина, ведших этот диалог каждый в своем творчестве, позволяет нам, зрителям, задуматься об этом без надрыва и ненужного пафоса — так, как, собственно, и уместно думать человеку о Боге.
Алек Д. Эпштейн, специально для «Хадашот»
Источник: http://hadashot.kiev.ua/content/vozvrashchaya-iisusa-v-iudeyskiy-mir-raspyatiya-marka-shagala-i-oskara-rabina
Известные картины Марка Шагала
Знаковые труды знаменитого мастера в различных направлениях изобразительного искусства.
Картины Шагала
Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм, фовизм и другие абстрактные стили.
Белла с белым воротником
Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.
Посвящение Аполлинеру
В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера. Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе традиции и современные идеи.
Скрипач
Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).
Прогулка
Созданная в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.
Автопортрет с семью пальцами
Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами.
Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска.
В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.
Цирковая лошадь
Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна из самых известных картин на цирковую тему.
Париж через окно
Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера — Роберта Делоне. В центре композиции — двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.
Невеста
Поразительным свойством работ Шагала была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст.
Белое распятие
Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.
Я и деревня
На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.
Загрузка …
Источник: https://artrue.ru/style/abstract/izvestnye-kartiny-marka-shagala.html
Марк шагал по небу — Православный журнал «Фома»
Эти слова принадлежат Марку Шагалу (1887–1985) — автору известной каждому картины «Над городом».
К 130-летию со дня рождения знаменитого художника «Фоме» о значении Библии в жизни и творчестве Шагала рассказал искусствовед, кандидат культурологии Ирина Константиновна Языкова.
Над городом. Марк Шагал. 1914–1918 г.
«Библейское послание»
«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.
К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг.
Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию.
Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.
Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956
Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет.
А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику.
В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».
Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67
Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.
Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963
Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.
«Почему корова зеленая, а лошадь летает»
Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование.
В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина.
Известно, что один из предков Шагала в XVIII веке расписывал синагогу и был весьма уважаемым человеком, и, возможно, мать думала, что Марк станет таким же, будет раскрашивать вывески и рекламы — это могло приносить стабильный доход. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.
Над Витебском. Марк Шагал. 1914
Его ранние работы хорошо передают быт Витебска и жизнь его жителей: портрет отца, мытье ребенка, парикмахерская, ворота еврейского кладбища, ландыши на подоконнике, лес за окном и т. д. При этом привычные вещи и явления обретают по рукой художника иное, духовное, измерение. Довольно скоро Шагал уходит от И. Пэна и начинает самостоятельный художественный поиск.
Целое десятилетие он живет между Петербургом, Парижем и Витебском. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Это случилось в 1922 г.
Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911
Правда, до этого он успел послужить в Витебске комиссаром искусств. К первой годовщине Октября он разукрасил город так, что даже привыкшие к левацкому искусству комиссары были шокированы — на плакатах демонстрантов летали крылатые быки, белоснежные ангелы, райские птицы и обнявшиеся влюбленные.
Шагал понимал революцию как преодоление всего косного, тяжелого, закрепощающего, в том числе и силы земного притяжения. Большевикам не понравилось его искусство:
— писал художник в книге «Моя жизнь».
Художник над Витебском. Марк Шагал. 1982-1983
Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Между этими датами без малого сто лет, и практически до последнего дня художника не покидало ощущение чуда, происходящего с ним и вокруг него.
Только в 1973 г., будучи уже всемирно известным художником, он посетил в Москву, подарив семьдесят своих графических листов Третьяковской галерее. А первая выставка Шагала в России состоялась после его смерти, в 1987 году, когда мир отмечал столетие мастера.
Очарованный Библией
Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.
Песнь Песней. Марк Шагал. 1958
Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).
Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно.
Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета.
На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.
Влюбленные. Марк Шагал. 1929
Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.
Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.
Белое распятие. Марк Шагал. 1938
Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).
Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.
Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979
Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии.
Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни.
Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.
На заставке: Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал
Читайте по теме:
Чем закончилось купание красного коня?
Источник: https://foma.ru/mark-shagal-po-nebu.html
«Колорит»: Вечное распятие. Символика в картинах М.Шагала
Марк Шагал (1887 – 1985) занимает особенное место в истории мирового изобразительного искусства. Интерес к его творчеству связан не только с неповторимым стилем художника, но и с исчезнувшим самобытным восточноевропейским еврейским миром, к которому он восходит.
Сам Шагал предпочитал, чтобы к нему относились просто как к художнику безотносительно к различным верованиям и идеологиям. Быть «еврейским», местечковым художником он не хотел.
География его жизни красноречиво говорит об этом желании: Шагал жил и творил в Санкт-Петербурге, Витебске, Париже, Берлине, Москве, Нью-Йорке, Венеции, Приморских Альпах.
Как отмечает Б.
Харшав, «еврейство» Шагала не было традиционным и представляло собой пестрый набор идей, почерпнутых из самых разных, подчас несовместимых культурных систем и движений: традиционное вероучение литовских хасидов и народная, «бытовая» религиозность его родителей, возрождение светской еврейской (на идише) литературы и культуры и подъем ивритской культуры в сионистской Палестине, националистические настроения, характерные для нью-йоркских светских еврейских кругов в 1940-е годы, возникшие как реакция на Холокост, а затем – на образование нового Государства Израиль, и высокоинтеллектуальный мир евреев, ассимилированных с доминантной культурой – русской, французской или английской». И все же художественный мир Шагала – это мир еврейский, с присущими ему символами, ассоциациями, аллегориями, мотивами, образами.
Свой среди чужих, чужой среди своих
История полна примеров, когда несколько стран боролись за право называться родиной того или иного художника. Как раз Шагала при всей его мультикультурности нельзя отнести к примеру подобного соперничества. Европа однозначно считала его русским художником, а в России его воспринимали как представителя французского искусства.
Да и среди евреев он не обладал неоспоримым статусом «своего». Например, Даймонт в книге «Евреи, Бог и история» указывал на отсутствие в еврейской культуре национального художника, а самого Шагала называл представителем Парижской школы живописи.
При этом интересны слова Шагала по этому поводу: «Иногда, бессонными ночами, я лежу и думаю: может, я и создал несколько картин, которые все же дадут мне право называться «еврейским художником».
Творческая биография Шагала позволяет говорить о том, что он, преодолев влияние натурализма, двигался к подобию русского фовизма и переосмыслению французского кубизма.
Поскольку история искусства представлялась ему перевернутой с ног на голову, вполне естественно, что он мог воспринимать себя как предшественника одновременно и экспрессионизма, и сюрреализма.
Со временем, ощущая недостаток исторической перспективы в собственном творчестве, он берется за иллюстрации к Библии – для него это было возвращение и к детству, и к своей предыстории, как иудейской, так и христианско-европейской.
Сегодня большинство искусствоведов и исследователей творчества Шагала склоняются к тому, что это великий национальный художник, хотя его творчество и выходит за пределы сугубо еврейской культуры.
Но что может быть подтверждением такой точки зрения? Как сами картины говорят о принадлежности Шагала к этой древнейшей культуре? Во-первых, об этом говорит тематика картин, связанная прежде всего с религией еврейского народа, тесная связь слова и изображения, специфическое представление времени и т.д.
Конечно, в основном Шагал получил признание как французский художник (сохраняя еврейские темы и образы в своем творчестве), стал своим в кругу французской культурной элиты и в то же время никогда не утрачивал связи с еврейской культурой, с большим сочувствием относился к литературе на идише и к нарождающемуся Государству Израиль.
Визуализация хасидизма
Символическое содержание картин Шагала берет свое начало в том религиозном учении, которое исповедовали все его родные и близкие. Речь идет о хасидизме. Но знатоком хасидского учения сам Шагал не являлся.
Скорее можно утверждать о влиянии на него хасидского мировоззрения, отраженного в фольклоре и традиционном укладе многих еврейских семей.
Это мировоззрение отличается оптимизмом и восторженным отношением к жизни, любовью к музыке и танцам, уверенностью в том, что служить Богу можно, даже исполняя самую черную работу, – религиозное чувство и духовные устремления человека гораздо важнее, чем ученые знания и доводы рассудка.
Поэтому сам Шагал занимался творчеством, слушая Моцарта, а также с энтузиазмом создавал декорации к балетным и театральным постановкам.
Наверное, самым важным для искусства Шагала было понятие «битуль а-еш» – «отрицание существования», то есть «перенесение реального, материального мира в высшую, духовную плоскость». Отсюда такой непривычный мир явлен нам на полотнах художника.
Шагал не был глубоко верующим. Скорее творчество воспринималось им как служение Богу, как язык общения с ним.
Эта идея воплощена, например, на картине «Музыка», где изображен Моцарт с нотами в руках, а в углу мы видим ангела, играющего на трубе. Сразу вспоминаются слова Моцарта о себе: «Я дудка Бога».
И действительно, Шагал рассматривает здесь вдохновение как боговдохновение, используя при этом один из самых распространенных в его творчестве символов вышнего мира – ангела. Ангела мы найдем на многих картинах Шагала.
Зачастую он символизирует связь духовного мира с нашим, земным, их переплетение, то есть наши действия «здесь» отражаются «там». Ангел – это посредник между мирами, осуществляющий и указывающий на связь между ними.
Символичен у Шагала и цвет. Цветопись является важнейшей стилистической особенностью живописи Шагала. Например, на многих полотнах в зеленый цвет выкрашены не только деревья, но и целые города, животных, а также лица людей.
Естественно, к реализму это не имеет отношения. Зеленый цвет для Шагала цвет жизни. Поэтому, например, у влюбленных людей на картинах Шагала зеленые лица – они источник жизни, ведь любовь и есть условие продолжения жизни.
Безусловно, центральным символом у Шагала является Иисус Христос. Художник написал много картин, посвященных его распятию, причем трактовка образа Спасителя не всегда соответствует евангельской.
Так, на картинах «Белое распятие», «Желтое распятие», «Исход» и некоторых других Христос не является вочеловечевшимся богом, приносящим себя в жертву.
Христос Шагала символизирует вечные страдания еврейского народа, недаром фигура Христа изображена на фоне еврейских погромов.
Сам Христос выступает представителем еврейского народа, подвергающегося гонениям, а вовсе не искупителем человеческих грехов.
Этот образ можно и расширить: тогда Христос будет символизировать страдания всего человеческого рода.
Но в любом случае на смерти Христа по Шагалу «хождения по мукам» для всех людей не заканчиваются, хотя фигура будто спящего, а не убитого Мессии обещает его пробуждение и избавление мира от зла.
В заключении надо сказать, что традиционный еврейский воображаемый мир был внеисторичен, его тексты лишены повествовательности.
Идишская литература приобрела фольклорную, сказовую форму: она бытует в качестве живой разговорной речи, орнаментальной, богатой на ассоциации, параллели и неожиданные сопоставления.
Заслуга Шагала заключается в том, что он смог визуализировать этот стиль, сделать его зримым: «на одном полотне сосуществуют разные времена и самые разные реалии, не пересекающиеся в обыденной жизни».
Рекомендуем прочесть:
1. А.Штейнберг, Е.Мищенко – «Еврей из Витебска – гордость Франции. Марк Шагал».
2. М.Либина – «Элементы еврейской национальной традиции в творчестве Шагала».
Источник: http://concepture.club/post/rubrika_2021/kolorit-vechnoe-raspjatie-simvolika-v-kartinah-mshagala
8 символов, зашифрованных в «Прогулке » Марка Шагала
Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.
В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.
Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры.
Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.
Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».
Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица.
Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.
1 Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл.
«Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух».
Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.
2 Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»).
Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. — Прим.
«Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.
3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.
4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях.
Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом».
Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».
5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.
6 Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.
7 Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.
8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.
ХУДОЖНИК 1887 — Родился в еврейском местечке Витебска в семье грузчика селедочной лавки. 1915 — Женился на Белле Розенфельд. 1922 — Эмигрировал в Европу. |
Читайте: Такое искусство любого заставит отказаться от кожаных вещей!
©
Источник: http://korysno.pro/8-simvolov-zashifrovannyh-v-progulke-marka-shagala/