«Над городом» Марка Шагала. Почему люди летают и козы зеленые?
Марк Шагал. Над городом. 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.
Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).
Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.
Предыстория картины
Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.
Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.
Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.
Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.
Главные герои картины
С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.
Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.
Марк Шагал. Над городом (фрагмент). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.
Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.
А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.
Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.
Образ города
Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.
Марк Шагал. Над городом (деталь). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва
Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.
Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.
Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.
Почему коза зелёная
Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».
Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.
Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.
Марк Шагал. Фрагмент с зеленой козой на картине «Над городом».
На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.
Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».
И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.
Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция
Почему так много заборов
Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.
В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.
Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.
Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.
И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.
Марк Шагал. Деталь картины «Над городом».
Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?
Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.
И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.
Почему Шагал так неповторим
Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.
Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.
И у него действительно получалось быть счастливым.
Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.
Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).
Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.
В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.
Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.
Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США
Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».
* Супрематизм – направление живописи, отвергающее изображение реалистичных образов (человека и предметов). Картина превращается в набор абстрактных форм (квадратов, кругов и линий). Самое известное супрематическое произведение – «Чёрный квадрат» Малевича.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/nad-gorodom-mark-shagal/
Описание картины «Над городом» Марка Шагала
Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.
До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.
Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.
Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.
Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста.
Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку.
Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.
Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.
Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы.
Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.
Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.
Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.
Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.
Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.
Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке.
Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием.
Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.
Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.
Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу.
Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит.
Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь.
М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего.
Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?
Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-shagala-nad-gorodom/
Марк Шагал «Прогулка над городом» — описание картины
Шагал — основоположник сюрреализма, авангарда искусства картин 20 века.
Незаурядная личность обладала способностью простые вещи преподносить публике, одновременно выступая участником собственных произведений, заставляя задуматься простых обывателей галерей.
Подход отличает стилистку работ художника Марка Захаровича Шагала. Творец стал символом времени, написав несколько тысяч картин, занимаясь сценографией, сложением стихов. Картина «Прогулка» — одна из наиболее известных работ.
Описание картины «Прогулка» Марка Шагала
1917-1918 годы. Холст, масло, 169,6×163,4 см. Главная героиня полотна, Белла, летит, положение выражает наивысший уровень счастья. Молодые влюблённые наслаждаются чувствами, оставляя позади земные проблемы. Любовь — базовое условие торжества, земное притяжение утратило актуальность.
Незаурядно представлены 2 начала: небо, земля. Зелёные квадраты земли, неровные ряды низких строений уравновешены ясным перламутровым безоблачным небом. Внизу стоит любимый, держит руку Беллы. Возлюбленная парит: у любви отсутствуют расстояния.
Страсть неподвластна старению
Роль супруги мастера невозможно переоценить. Любовные настроения, демонстрируемые работами мастера, обязательно связаны с образом любимой. Белла — главная женщина жизненного пути творца. Финансово обеспеченная девушка полюбила обычного парня, выступила музой.
После смерти возлюбленной, встречая иных женщин, живописец неизменно рисовал для неё. «Прогулка» написана, когда молодые сочетались законным браком, семью пополнила дочь Ида. Художник необычайно счастлив, история взаимной любви представлена картиной. Выражение лиц выдаёт счастье, полную безмятежность, радость преодоления земной гравитации.
Графин, бокал вина, узорчатая скатерть подчёркивают праздничное настроение.
«Прогулка» — часть триптиха. Сюда входят творения «Двойной портрет», «Над городом». Первая работа запечатлела Беллу, сидящую на плечах мужа, единственная готовится взмыть вверх.
«Прогулка» поднимает женщину высоко, третье полотно позволяет влюблённым летать вместе. Триптих разлучён, «Прогулка» путешествует, занимая почётные места музеев разных государств.
Марка Шагала считают «своим» художником люди разных национальностей — французы, русские, израильтяне, белорусы.
В 1973-м Шагал, пожилой, состоявшийся всемирно известный мастер живописи, посетил Советский Союз. Практически 3 десятилетия прошло после смерти Беллы, Марк женился снова, но нанёс визит творению, демонстрируемому Третьяковской галереей. Мастер долго стоял возле собственного творения, размышлял.
Рассматривая гармоничную композицию через призму лиризма, романтики, которую передал творец, зрители не размышляют о неестественности представленного, фантастичности полёта. Каждый мог чувствовать подобное свободному парению, искренне, сильно любив… Воспоминания оживают…
Источник: http://surzhyk.org/kartina-progulka/
Презентация по русскому языку на тему «Сочинение-описание картины Марка Шагала «Над городом»
Инфоурок › Русский язык › Презентации › Презентация по русскому языку на тему «Сочинение-описание картины Марка Шагала «Над городом»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Сочинение – описание картины Марка Шагала «Над городом»
2 слайд Описание слайда:
Марк Захарович Шагал (1887-1985)белорусский, российский и французский художник. Марк Шагал очень разносторонен в своём творчестве: он и график, и живописец, и сценограф, и поэт, и иллюстратор, и мастер монументальных и прикладных видов искусства. Марк Шагал – один из самых известных представителей мирового художественного авангарда XX века.
Для Марка Шагала характерны ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. Марк Захарович Шагал (1887-1985)— белорусский, российский и французский художник.
Марк Шагал очень разносторонен в своём творчестве: он и график, и живописец, и сценограф, и поэт, и иллюстратор, и мастер монументальных и прикладных видов искусства. Марк Шагал – один из самых известных представителей мирового художественного авангарда XX века.
Для Марка Шагала характерны ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)
3 слайд Описание слайда:
российский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
4 слайд Описание слайда:
Среди признанных мастеров «передового отряда» можно отметить Казимира Малевича, Сальвадора Дали, Марка Шагала, Пита Мондриана, Пабло Пикассо, Василия Кандинского и др.
5 слайд Описание слайда:
Марк Шагал родился в Витебске. Образы детства — облик Витебска и окружающих деревень, приметы провинциального быта прошлого века, национальный фольклор—все это впоследствии займет совершенно особое место в творчестве художника.
В 1907 году художник приехал в Петербург и поступил в частную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Леона Бакста. В 1910 году Марк Шагал уехал в Париж. Большое влияние на художника оказало творчество Ван Гога, Модильяни и Аполлинера.
Хотя с самого начала Марк Шагал был неповторим и самобытен. Биография:
6 слайд Описание слайда:
После начала первой мировой войны Марк Захарович Шагал возвращается на родину. Он работает в Витебске и Москве, преподает, занимается живописью. В 1922 году Марк Шагал снова уезжает в Западную Европу. С 1923 года он постоянно живет во Франции.
Его искусство представляет собой поток чистой лирики, поэму в красках и линиях. В этой поэме сплавлены личные и мировые события, воспоминания детства и впечатления текущей жизни, видения Витебска и Парижа или юга Франции; фольклор и собственное «мифотворчество».
У Шагала мир спасает, в конечном итоге, любовь и искусство, поэтому центральное место в его живописи, наряду с влюбленными, занимают образы живописцев с палитрой и музыкантов, от местечкового скрипача до играющего на гуслях ветхозаветного царя Давида.
Именно художник творит красоту и гармонию и, в некоторых отношениях, сам мир. Биография:
7 слайд 8 слайд Описание слайда:
Над городом 1914–1918 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
9 слайд 10 слайд Описание слайда:
Прогулка Санкт-Петербург, Русский Музей 1917 — 1918
11 слайд 12 слайд Описание слайда:
Венчание Государственная Третьяковская галерея 1918 Холст, масло
13 слайд 14 слайд Описание слайда:
синий дом Музей изобразительных искусств, Льеж, Франция 1917
15 слайд 16 слайд Описание слайда:
3 свечи Частная коллекция 1938 — 1940
17 слайд 18 слайд Описание слайда:
день рождения Нью-Йорк, Музей современного искусства 1915
19 слайд 20 слайд Описание слайда:
Частная коллекция Корова с зонтиком 1944
21 слайд 22 слайд Описание слайда:
Новобрачные на Эйфелевой башне 1939
23 слайд 24 слайд Описание слайда:
Белое распятие 1938
25 слайд 26 слайд Описание слайда:
«Над городом» 1914-18 гг., масло, холст, Третьяковская галерея
27 слайд Описание слайда:
Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. Их долгий счастливый брак стал для художника воплощением таинства бытия. Он по себе знал, насколько глубокой и чувственной бывает любовь, как наделяет это чувство способностью летать.
Его «Прогулка» и «Над городом» — наглядные тому доказательства. На картине Марк Шагал изобразил себя и свою жену Беллу на фоне родного города Витебска. Они встретились после долгой разлуки, их любовь и счастье подняли их высоко над городом, влюбленные наслаждаются свободой и друг другом.
История создания картины
28 слайд Описание слайда:
Кто изображен на картине? В чем необычность поз мужчины и женщины? Каковы лица главных персонажей картины? В чем необычность взгляда? Их одежда. Почему, на ваш взгляд, у мужчины и женщины по одной руке? Что этим хотел сказать художник? Каковы размеры главных фигур по отношению к другим предметам? Как вы думаете, почему?
29 слайд Описание слайда:
Что мы видим в нижней части картины? Что, на ваш взгляд, олицетворяет город на картине? Почему, как вам кажется, художник нарисовал так много заборов? Символом чего является храм?
30 слайд Описание слайда:
Зачем на картине о влюбленных художник изобразил мирно щиплющего траву козла и мужика под забором?
31 слайд Описание слайда:
Школьники пишут стихи о Шагале: Он символизм вложил немалый, Создав так мало этажей. Мол, приземлённо всё мирское. Убогий мир. А мы с тобою Вдвоём на небо вознеслись, Любовью нашей делим высь. Ты в синем платье, я — в зелёном, Я вдаль гляжу, ты смотришь вниз, Забора длинный символизм Скрывает жизни краткой стоны. По крайней мере, серый цвет В оттенках превалирует.
Шагал жену любил и Витебск, И всё в картине воплотил. У символистов самый изыск – На всё, на что не хватит сил Нарисовать, придумать басню. В потоке символов неясных Мы открываем новый мир. Желтеет птенчиком сортир. Как отражение друг друга, Две пары – в небе и внизу. (Вдали забор пасёт козу). Потоки ветра бьют упруго. И Беллы чёрные глаза (Вдали забор пасёт коза).
32 слайд Описание слайда:
Школьники пишут стихи о Шагале: Как уместить в одну страницу Кистей и красок терроризм? Шагал учился за границей, Освоил китч и символизм. Внизу – деревня (упс, эт город). Окошки, улицы, заборы. Вверху – мужчина и Она: Богиня, Муза и Жена.
А чем картина актуальна? Тем, что и в наши времена Любовь на полотне ясна.
Мы смотрим вдумчиво-печально, Душой чужие ловим вздохи, Переживаем (мы ж не лохи) И, МАРЬИВАНН ЩАДЯ ПОКОЙ, ТВОРИМ ОНЕГИНСКОЙ СТРОКОЙ В картине всё любовью дышит: От двух влюблённых в облаках До окон и двускатной крыши. Марк Шагал – символист в веках.
Что под забором две фигурки (Вас палят сверху же, придурки), Что церковь – храм любви святой, Что на горе – коза с травой (А может, цапля на болоте), Влюблённый в лестницу чердак. Здесь и забор не просто так, А нижний крен любви в полёте. И — диалектики закон — Зелёный клён и красный дом.
33 слайд Описание слайда:
I. Слово о художнике. II. Описание картины Марка Шагала «Над городом». 1. Центральные фигуры мужчины и женщины: а) их лица и позы; б) одежда. 2.
Изображение города на картине: а) здания, заборы; б) символизм козы и мужчины . 3. Цветовая палитра картины. 4. Картина «Над городом» – это сон или полет влюбленных душ? III.
Мое отношение к картине, о чем заставляет задуматься эта картина. Что такое настоящая любовь в вашем представлении. План.
34 слайд
Краткое описание документа:
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-sochinenieopisanie-kartini-marka-shagala-nad-gorodom-2460385.html
Почему они летают?. Как говорить с детьми об искусстве И почему коза зелёная? — Букник Младший
Мы продолжаем говорить с детьми об искусстве. Сегодня мы смотрим на картину Марка Шагала — одного из самых странных художников.
Марк Шагал (1887–1985)
Над городом. 1914–1918
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Они летают!
Да, они летят. На картине изображены влюблённые. Это сам Марк Шагал и его невеста Белла. Они встретились после долгой разлуки. Им хорошо, и они могут летать, как птицы.
Почему у него одна рука и у неё тоже одна рука?
Взлетев, юноша и девушка стали единым организмом. Одной руки ему достаточно, чтобы придерживать возлюбленную, а ей — чтобы удерживать равновесие.
Картина называется «Над городом», а под ними деревня.
Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала. Теперь это большой город, и дома в нём высокие. А когда художник жил там и писал картину (почти сто лет назад), Витебск был больше похож на деревню.
Почему он и она такие большие, а город под ними такой маленький?
Художник помещает нас, зрителей, как бы рядом с влюблёнными. Поэтому их фигуры мы видим близко, они крупные. Вместе с ними мы смотрим на город сверху и видим его с высоты полёта, поэтому домики и всё, что на земле, маленькое.
А почему коза зелёная?
Шагал показывает, что всё происходящее на картине немножко правда, а немножко сказка. Козы в то время паслись на улицах Витебска, но можно ли было встретить зелёную козу? С такой же вероятностью, как летающих влюблённых!
Почему на картине так много длинных заборов?
В Витебске действительно было много деревянных заборов — Шагал об этом вспоминал. Но, конечно, они окружали дома, а не выстраивались в ряд. Здесь же они как будто собраны для красоты: художник захотел, чтобы забор тоже стал персонажем картины.
Что это за фигурка под забором?
Это человек какает. Поскольку мы смотрим на город сверху, мы видим и тех, кто хотел бы спрятаться и не догадывается, что мы можем его увидеть.
Почему-то на улицах никого нет.
Видимо, изображено раннее утро, когда люди ещё спят.
Куда смотрят влюблённые, и что они видят?
Мы не знаем точного ответа. Влюблённые задумчивы — Белла смотрит в нашу сторону, но мы не можем поймать её взгляд, лицо Шагала повёрнуто назад. Заметно, что они думают о чем-то своем, как будто полёт для них — не чудо, а обычная прогулка.
Источник: http://family.booknik.ru/parents/adults/?id=31525
95 лет назад Марк Шагал завершил картину «Над городом»
18.06.2013 | 10:34
«Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Одна из самых известных картин мастера с «летящими» персонажами – «Над городом».
Она была написана 95 лет назад. Сам Шагал не определял в своём творчестве ни границ, ни стиля, ни направления. Его живопись часто трудно объяснить из-за иносказаний, символов и метафор.
Что зашифровано в картине «Над городом» – попытались разгадать корреспонденты «Новостей культуры».
Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои — вполне конкретны. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Их здесь трое — он, его жена Белла и родной Витебск. В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой.
В дневнике он записал: «я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку.
Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.
Она – из Розенфельдов. Дочь богатого торговца ювелирными украшениями. И собиралась учиться здесь в центре Москвы. В этом здании тогда располагалось престижное учебное заведение. Высшие женские курсы.
Её ортодоксальные родители советовали: «Не связывайся с ним». Она не слушала. Отучившись, занималась в студии Станиславского. Ждала его – из Парижа и Берлина. Вернулся в Витебск Шагал уже знаменитым.
Чтобы женится на ней и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче. И эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к Белле. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах и в формах.
Даже кубистические приемы Шагал смягчил.
«Он даже, обратите внимание, себя немножко сильнее кубизировал, чем, например фигуру жены, – говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Ирина Вакар. – В ней какие-то плавные эллипсы появляются в её фигуре, а вот эти ножки с кружевами – это иронически – салонный намек на то, какая она изящная, какая она домашняя».
Она была не просто женой. Подлинной музой его творчеств. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет». Их свадьбу сыграли в 1915. Картина «Над городом» датирована 14-18-м.
«Глядя на это гармоничное, спокойное, безмятежное полотно, трудно представить, что это был один из самых сложных и противоречивых периодов и Шагала и всей страны», – отмечает Ирина Вакар.
В этой картине, улетая, он оборачивается назад. Смотрит на город и прощается с ним. Предчувствуя: скоро не сможет жить ни здесь, ни в России. Париж он назовет «своим вторым Витебском».
На десятках картин — эти церкви, дома, заборы, разрушенные потом революцией и войной. Но здесь Шагал и Белла победили все горести, обыденность и тяготение земли. Они «летят от счастья», «парят в небесах».
Как всегда наглядно и парадоксально Шагал реализовывает эти метафоры. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны.
И не только в композиции. Кстати, одну картину Шагала на выставке в 1914-ом так и повесили «вверх ногами». Шагал был ещё и любителем совмещать возвышенное с низменным, грусть с юмором. И до сих пор некоторые зрители недоумевают: Ну как влюбленная пара здесь может парить над этим персонажем под забором?
Но вот понятия «добра» и «зла» Шагал никогда не меняет местами.
«Летающий человек, он летает все-таки по небу, а земля остается внизу, – говорит Ирина Вакар. – То есть линия горизонта, традиционное представление о высоком и низком – у него остается. Он считает, что души и чувства поднимают людей над миром».
И в этой картине над городом его подняли безграничная любовь к женщине, к Витебску и к жизни. А возможно, глядя на неё, Марк Шагал вспоминал предсказание цыганки. О том, что у него будет три женщины. Одна необыкновенная, и две – обычные. И о том, что он умрет в полете. Всё сбылось. Его третья жена боялась отпускать его в аэропорт. А он умер в лифте, поднимаясь в свою мастерскую.
Новости культуры
Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/94223/
Топ-10 самых известных картин Марка Шагала
Живопись всегда привлекала людей своей разнообразностью, красотой отображения мира или, наоборот, уменьшением его совершенства. Художники и их произведения являются отображением эпохи, зеркалом жизни определённых лет.
Сегодня мы поговорим об очень известном человеке, который был не только художником, но и поэтом, сценографистом и иллюстратором, Марке Захаровиче Шагале (7 июля 1887 — 28 марта 1985), а именно о его выдающихся картинах.
10
Зелёный скрипач
Для Шагала, который был евреем, образ скрипача играл важную роль в жизни. Ведь у этого народа скрипач является незаменимым атрибутом на свадьбе, дне рождения ребёнка и похоронах. В своей работе «Зелёный скрипач» художник продемонстрировал весь жизненный цикл человека. Картина была написана в 1923–1924 годах в США.
9
Прогулка
Полотно изображает самого художника с его женой Беллой. Её часто можно увидеть на картинах Шагала, и данная работа является частью триптиха, на каждой из которой художник изображает свою жену. Работа была написана в 1917–1918 годах и демонстрирует уход от обыденности жизни, полет души и неразрывность сердец.
8
Падение ангела
Эту картину художник начал писать ещё в 1920 году, но закончить смог лишь в 1943 в Америке. К созданию шедевра его подвигли катастрофические события, происходившие в то время. На картине мы видим падающего ангела Люцифера, которого изгнал Бог.
7
Я и деревня
Эта работа фактически не имеет повествования. Можно только предположить, что на переднем плане полотна справа изображён сам Шагал – городской житель, который тоскует по тишине и умеренности деревенской жизни.
6
Обнажённая над Витебском
Шагал, нарисовал эту картину спустя 13 лет после того, как покинул родной Витебск. Он почти точно изобразил городской пейзаж, а ещё добавил обнажённую женщину, намекая на то, как сильно он любит город.
5
Окно на даче
Смотря на этот холст, сразу создаётся впечатление, что ты находишься в доме, на даче у лирических героев. Эта работа была написана в счастливые годы художника и на ней мы, как раз, наблюдаем его с супругой Беллой.
4
Часы
Данное полотно так и намекает на быстротечность людской жизни. Слева мы видим маленького человечка у окна, который наблюдает за вечностью мира, а возле него очень большие часы, отсчитывающие минуты и не оставляющие ни малейшего шанса.
3
Большой цирк
В 1968 году художник написал картину «Большой цирк». Здесь мы видим привычную для нас цирковую арену, однако действо происходит за её пределами. Над зрителями и цирком возвышается ангел в колпаке, жертвенное животное с киотом для свитков Торы, и над всем этим возвышается рука Демиурга с циркулем.
2
Юбилей
Данная картина была написана Шагалом в 1923 году. Считается одной из лучших его работ. В 1990 году её продали за 13,5 миллиона долларов. Изображает милый мещанский быт, чувства, надежду, а также молодость и любовь. На ней даже коврик и патефон смотрятся романтично.
1
Над городом
Здесь опять мы видим Беллу – жену Шагала и его любимый город – Витебск. Двое воспарили над городом, их любви нипочём земное притяжение и бренность жизни. На этой картине художник вновь совмещает высокое и обыденное, что является его отличительной чертой, придающее индивидуальность его творчеству.
Любовь и вера – главные темы картин Марка Шагала. Любовь призывала его писать, творить, рисовать… Ему хотелось «летать», но он и никогда не забывал куда движется.
Источник: https://decem.info/top-10-samyh-izvestnyh-kartin-marka-shagala.html
95 лет назад Марк Шагал завершил картину «Над городом»
К ЛЮБИМОМУ…Стучись в моё сердце, чтоб чувством стучало,Целуй сладко-сладко, чтоб вкусно жилось.Мне пой о любви, чтобы радость звучала,Чтоб счастье по венам стремглав бы неслось.Живи в моём сердце, чтоб жить мне хотелось,Рождались желанья безмерно творить.Чтоб вновь каруселью планета вертелась,Чтоб мне, словно в детстве, девчонкой парить!
Натали САМОНИЙ
«Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Одна из самых известных картин мастера с «летящими» персонажами – «Над городом». Она была написана 95 лет назад.
Сам Шагал не определял в своём творчестве ни границ, ни стиля, ни направления. Его живопись часто трудно объяснить из-за иносказаний, символов и метафор. Что же зашифровано в картине «Над городом»?Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои — вполне конкретны.
За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Их здесь трое — он, его жена Белла и родной Витебск. В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. Бэлла полностью оправдывала своё имя: столь тонки были черты её необычного лица, столь изящна фигура.
Её образ Шагал трактует как новое воплощение Вечной Женственности, окутанное святостью и тайной.В дневнике он записал: «я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах.
Марк шагал и Берта Розенфельд (имя Белла (фр. belle — «красивая») она взяла в Париже). До переезда в Париж
Белла отвечала ему взаимностью сразу. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.Она – из Розенфельдов. Дочь богатого торговца ювелирными украшениями. И собиралась учиться здесь в центре Москвы.
В этом здании тогда располагалось престижное учебное заведение. Высшие женские курсы.Её ортодоксальные родители советовали: «Не связывайся с ним». Она не слушала. Отучившись, занималась в студии Станиславского. Ждала его – из Парижа и Берлина. Вернулся в Витебск Шагал уже знаменитым.
Чтобы жениться на ней и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче.И эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к Белле. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах и в формах.
Дама в черных перчатках, невеста, женщина с ребенком, ангел, взмывающий в небо или уютно устроившийся в букете весенних цветов, — все это Белла.
Марк и Белла, 1934 год
Когда в 1944 в Нью-Йорке Белла Шагал умерла, для Марка, по его словам, «всё покрылось тьмой».
Он был совершенно оглушён настигшим горем, 9 месяцев мольберты с эскизами были повернуты к стене, а потом Шагал взял в руки кисти, чтобы написать 2 картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».
Спустя 4 года, в 1948, Шагал обращался к ней в стихах как к живой, она осталась жить и в его творениях.
Белла
Нетронуты лежат мои цветы.Твой белый шлейф плывет, качаясь, в небе.Блестит надгробье — это плачешь ты,А я — тяжелый серый пепел.Вновь вопрошаю, путаясь в словах:Еще ты здесь? Мой шаг следишь сквозьлето?Смотри, невнятен путь мой, весь в слезах.
Что скажешь ты? Скажи. Я жду ответа.«Красна, как свадьбы нашей балдахин,Любовь к народу, родине и дому —Иди и грезой нашей их буди.Когда-нибудь, в какой-то миг одинКо мне придешь сквозь звездную истому,Зеленый весь, как поле на груди».
Перевод с идиша Льва Беринского
На его полотнах Она озаряет его путь в искусстве, парит вместе с ним над городами и весями, превращая обыденность в сказку.Красочное пространство работы «Над городом» словно составлено из цветных стёклышек, как витраж, играющий в лучах солнца, что дарит акварельную прозрачность масляной живописи Шагала.
Подобная наполненность светом и живым человеческим чувством объясняет, почему стиль художника определяется, как «эмоциональный кубизм», в противовес рассудочным опытам Пикассо или роскошному лоску работ Лемпицки. Но в этой картине Шагал смягчил кубистические приемы.
«Он даже, обратите внимание, себя немножко сильнее кубизировал, чем, например фигуру жены, – говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Ирина Вакар.
– В ней какие-то плавные эллипсы появляются в её фигуре, а вот эти ножки с кружевами – это иронически – салонный намек на то, какая она изящная, какая она домашняя».
Черты чистого, белого лица Бэллы подчёркнуты геометрической чёткостью и простотой причёски, словно Бэлла следовала совету легендарного мхатовского педагога Алексея Стаховича: «Женская причёска должна давать – сохранять – охранять форму головы. Никаких надстроек, волосы должны только – и точно – обрамлять лицо, чтобы лицо оставалось главным».
Серые любовники, 1917 г
Она была не просто женой. Подлинной музой его творчеств. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет».
Свадьба. 1918 г
«День рождения», 1915
В 1915 году, когда состоялось бракосочетание М. Шагала и Беллы, художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи («День рождения»). Это еще как бы и не сам полет, а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное.
Наконец в 1918 году художник и Белла взлетели в небо, и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.«Глядя на это гармоничное, спокойное, безмятежное полотно, трудно представить, что это был один из самых сложных и противоречивых периодов и Шагала и всей страны», – отмечает Ирина Вакар.
В этой картине, улетая, он оборачивается назад. Смотрит на город и прощается с ним. Предчувствуя: скоро не сможет жить ни здесь, ни в России.
Белла и Ида у окна
Советская власть казалась Шагалу «новой античностью», питомником, где обновленное искусство расцветет в небывалом великолепии. Сам Луначарский выдал ему мандат: «Товарищ художник Марк Шагал назначается Уполномоченным по делам искусства в Витебской губернии. Всем революционным властям предлагается оказывать тов. Шагалу полное содействие».
Шагал даже издавал декреты… Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям, имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции».Через несколько лет Малевич – автор «Черного квадрата» – вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его … в консерватизме.
Мол, Шагал напрасно до сих пор возится с изображением каких-то вещей и человеческих фигур, тогда как подлинное революционное искусство должно быть беспредметным. Целый год после этого Шагал еще проживет в России, с увлечением работая … учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал».
Как Макаренко, наравне со всеми пек хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Тем временем Белла потихоньку распродала все свои фамильные драгоценности, чтобы подкормить пятилетнюю Иду – в стране свирепствовал голод.Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали бы, что пришло время совершить новый перелет.
Не голод, не страх перед бытовыми тяготами, а какой-то неведомый инстинкт снова звал его в дорогу… В 1922 году Шагал вместе со своей семьей уехал в Каунас, оттуда – в Берлин, потом – снова в Париж. Париж он назовет «своим вторым Витебском». На десятках картин — эти церкви, дома, заборы, разрушенные потом революцией и войной.
Но здесь Шагал и Белла победили все горести, обыденность и тяготение земли. Они «летят от счастья», «парят в небесах». Как всегда наглядно и парадоксально Шагал реализовывает эти метафоры. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны.И не только в композиции. Кстати, одну картину Шагала на выставке в 1914-ом так и повесили «вверх ногами».
Шагал был ещё и любителем совмещать возвышенное с низменным, грусть с юмором. И до сих пор некоторые зрители недоумевают: Ну как влюбленная пара здесь может парить над этим персонажем опорожняющимся под забором?Но вот понятия «добра» и «зла» Шагал никогда не меняет местами.
«Прогулка» 1917-1918 г
«Летающий человек, он летает все-таки по небу, а земля остается внизу, – говорит Ирина Вакар. – То есть линия горизонта, традиционное представление о высоком и низком – у него остается. Он считает, что души и чувства поднимают людей над миром».
И в этой картине над городом его подняли безграничная любовь к женщине, к Витебску и к жизни. А возможно, глядя на неё, Марк Шагал вспоминал предсказание цыганки. О том, что у него будет три женщины. Одна необыкновенная, и две – обычные. И о том, что он умрет в полете. Всё сбылось.
Шагал и Вирджиния, Канны,1951
После смерти Беллы, Шагалу было настолько плохо, что он вообще ничего не мог – ни с кем-либо говорить, ни куда-либо ходить, ни чего-либо хотеть. Если бы так продолжалось дальше, он либо сошел бы с ума, либо умер.
И тогда его дочь Ида (ей было уже 28 лет) схитрила, она наняла отцу экономку – потрясающую красавицу, лицом напоминающую мать, к тому же великолепно образованную и из хорошей семьи – отец Вирджинии Хаггард когда-то был британским консулом в США.Шагалу было тогда пятьдесят восемь лет, Вирджинии – тридцать с небольшим.
Нет, он по-прежнему любил свою Беллу, и смерть в этом была не властна. Но одиночество было для Шагала невыносимым! Вскоре Вирджиния родила ему сына. В честь одного из братьев Шагала его назвали Дэвидом. А вот фамилию мальчику дали материнскую, оставшуюся у нее от первого замужества – Макнилл.
Ведь Дэвид родился вне брака. В 1948 году вся семья, повинуясь шагаловской страсти к перемене мест, переехала в Париж.
Портрет Вавы
Вирджиния оказалась похожей на Беллу лишь внешне. Увы, она была обыкновенной женщиной, и парижских соблазнов не вынесла. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов – Мария Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником – то ли шведом, то ли норвежцем – и сына захватила с собой.
Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать, иначе он покончит с собой. Надо ему кого-то подыскать». В конце концов мы нашли Валентину Бродецкую, которая тогда жила в Англии, и уговорили ее стать на некоторое время компаньонкой художника»…
12 июля 1952 года Шагал женится на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Нужно ли говорить, что видеться с внебрачным сыном -Дэвидом – Валенина Георгиевна мужу запретила. На долгие годы с молчаливого согласия Шагала было наложено табу даже на упоминание Вирджинии Хаггард и ее сына.
Пробовала Валентина Георгиевна потеснить из биографии мужа и его первую жену, но тут уж она столкнулась с непробиваемой стеной сопротивления! Первая жена и родина были и оставались для Шагала святынями. А то, что он окончил жизнь с другой женщиной в другой стране – это, конечно, ничего не отменяет…Вава, боялась отпускать Шагала в аэропорт.
А он умер 28 марта 1985 года в лифте, поднимаясь в свою мастерскую на второй этаж.
Этот скульптурный портрет Марка Шагала установлен во дворе дома-музея в Витебске на Покровской улице…
Источник: https://subscribe.ru/group/na-zavalinke/4700768/
15 знаменитых картин Марка Шагала
Один из лидеров мирового художественного авангарда XX века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Художник прожил довольно насыщенную жизнь, помимо России работая во Франции и США. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, в этом же году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к его 90-летию. Вопреки всем правилам, в музее были выставлены работы ещё здравствующего автора.
«Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку знаменитых картин художника, принесших ему мировую славу и признание.
«Я и деревня» (1911) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
«Посвящение моей невесте (Моей суженой)» (1911) Филадельфия, США, Художественный музей Филадельфии
«Памяти Аполлинера» (1911) Эйндховен, Нидерланды, Стеделийк ван Аббе-музеум
«Голгофа» (1912) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
«Вид Парижа из окна» (1913) Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма
«День рождения» (1915) Нью-Йорк, Музей современного искусства
«Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок.
И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх.
Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, «Горящие огни»)».
«Над городом» (1917)
«Синий домик» (1917)
«Прогулка» (1918) Санкт-Петербург, Русский Музей
«Одиночество» (1933)
«Белое распятие» (1938)
«Нельзя без боли и слез смотреть на Христа, которого Шагал поместил в центре картины погромов. Фигура распятого, изображенная на фоне цвета слоновой кости, простирается над подвергающимся разрушениям миром. У его ног горит семисвечный светильник. В небе горестно причитают евреи.
Безысходная нищета. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, «Шагал, или Чарующая буря», 1948)».
«Свадебные огни» (1945)
«Исход» (1952)
«Мосты через Сену» (1954)
«Война» (1964 – 1966)
Источник: https://vm.ru/news/2013/07/04/15-znamenitih-kartin-marka-shagala-203743.html
8 символов, зашифрованных в «Прогулке » Марка Шагала
Любовь с первого взгляда, да еще взаимная… Такое случается не с каждым. Марку Шагалу повезло, и художник хорошо это знал. Картина «Прогулка» — о том, что теперь у него есть все для счастья.
В 1909 году в Витебске подруга Шагала представила ему свою бывшую одноклассницу. «И я понял — это моя жена», — вспоминал художник.
Белла Розенфельд, дочь богатого ювелира, училась в Москве и мечтала стать актрисой. Яркая девушка шокировала мать Шагала: Белла позировала юноше обнаженной. И соседей, когда однажды ночью вылезла из мастерской через окно, не желая будить хозяина квартиры.
Родня Беллы осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи, жизненные перспективы которого казались весьма сомнительными. Но чувства девушки были серьезными. Она дождалась возлюбленного из четырехлетней заграничной поездки и вышла за него замуж.
Революция все перевернула: имущество родителей Беллы конфисковали большевики, а Шагал был назначен в родной Витебск комиссаром искусств. В этот период он написал несколько картин о безмятежном счастье с молодой супругой, в их числе «Прогулку».
Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения (по большей части на идише), в «Прогулке» он явно спорит с русской пословицей«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Шагал изобразил себя: он стоит, опустив правую руку, а в ладони, близко к земле, бьется птица.
Синица — это все то, что есть у героя: любимый город, выбранная профессия… Однако, как художник сказал годы спустя, «есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, — цвет любви». Поэтому он крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу.
1 Полет. «Человеком воздуха» («люфтменч» на идише) называют того, кто полон идей, далеких от реальности. Но Шагал, который любил изображать персонажей своих картин летящими, придает оторванности от земли другой смысл.
«Чтобы взлететь, — утверждал художник, — мало мечтательности, нужен темперамент, восторг, теснящий грудь, страсть, поднимающая в воздух».
Шагал показывает чувства как физические действия: героиня «Прогулки» летит, окрыленная любовью и счастьем.
2 Художник. Себя, субъекта, восприятие которого преображает реальность, Шагал рисовал и писал постоянно — в разной манере, в десятках вариантов (иногда даже в виде животного, например кошки в «Париже из окна» или быка в «Автопортрете с часами перед распятием»).
Здесь он счастливый влюбленный, который вот-вот оторвется от земли вслед за летящей избранницей. Правда, искусствовед Дмитрий Сарабьянов полагал, что «в «картине-представлении» «Прогулка» несколько деланая улыбка (художника. — Прим.
«Вокруг света») заслоняет подлинную тревогу» — все-таки Шагал создавал это произведение в годы войны и революции.
3 Белла. Она «парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет» — так писал художник о супруге. Белла была советчицей живописца, вдохновительницей и сквозным персонажем его картин. Шагал постоянно рисовал жену, даже после ее смерти. Образ Беллы присутствует более чем в 2000 его работ.
4 Город. Родной Витебск, где прошли детство и юность Шагала, также стал одним из сквозных образов в его произведениях.
Художник писал Витебск везде, даже на плафоне Парижской оперы: «Не было, город, картины, в которую я не вдохнул бы твой дух, не было краски такой — не светящейся твоим светом».
Но Витебск Шагала — это не только место с узнаваемыми деталями, но и Вечный город, подобный Иерусалиму, ключевому образу библейской вселенной. Сарабьянов, отмечая эту двойственность шагаловских образов, определял его живопись как «бытовой символизм».
5 Храм. Спасо-Преображенскую церковь было видно из окна комнаты художника в родительском доме. «Этот пригорок с церковью я не раз и всегда с удовольствием изображал на своих картинах», — вспоминал Шагал. До наших дней она не сохранилась. Для художника эта церковь не только часть дорогого ему пейзажа из воспоминаний детства: Храм — атрибут совершенного Города.
6 Графин и бокал с вином на узорчатой скатерти подчеркивают праздничное настроение картины.
7 Пасущееся животное. Окраины Витебска в то время мало отличались от деревни, местные жители держали скот. Лошади и коровы часто появляются в живописи и графике Шагала, в данном случае — для усиления пасторальной атмосферы.
8 Земля для Шагала — воплощение материнского начала. «Вообще люблю лежать, уткнувшись в землю, шептать ей свои горести и мольбы», — писал он в автобиографии. Здесь земля и дома, стоящие на ней, зеленые. Это любимый цвет Шагала, и на картинах он часто связан с ощущением радости и любви к жизни.
ХУДОЖНИК 1887 — Родился в еврейском местечке Витебска в семье грузчика селедочной лавки. 1915 — Женился на Белле Розенфельд. 1922 — Эмигрировал в Европу. |
Читайте: Такое искусство любого заставит отказаться от кожаных вещей!
©
Источник: http://korysno.pro/8-simvolov-zashifrovannyh-v-progulke-marka-shagala/