Картина «Мадонна с младенцем»: описание и фото :
В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
Христианские традиции
Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года.
Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто.
Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности.
Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.
Ренессанс
В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.
Великолепна его «Мадонна Брера», в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции – Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин.
Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.
«Мадонна с младенцем на троне со святыми»
Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона.
Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте.
По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.
Картины Леонардо
Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор.
Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.
Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».
Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.
Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности.
Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх — между их глазами нет контакта.
В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой – так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике – символу исцеления, покрытому тенью.
Миланский период
В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.
В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены.
Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение.
Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию.
Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах.
Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери.
Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.
В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо.
Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны.
Все покрывает легкий флер сфумато.
Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.
Шедевр да Винчи из Петербурга
В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон.
Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого.
Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.
На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.
Заключение
Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.
Источник: https://www.syl.ru/article/298071/kartina-madonna-s-mladentsem-opisanie-i-foto
Картины Леонардо да Винчи (Галерея Leonardo da Vinci)
Леонардо обрел всемирную славу, благодаря всестороннее развитому интеллекту. Этот уникальный человек сделал несколько открытий в области медицины, науки, инженерного дела, которые изменили мир.
Биография и творчество
И хотя сам гений считал себя ученым, а живопись – лишь хобби, потомки ставят его вклад в искусство на одну ступень с прочими заслугами, ведь картины художника воистину шедевральны. Впрочем, смотрите сами размещенные на этой странице фото оригиналов картин в хорошем качестве с увеличением значимых участков и с описанием каждого шедевра художника.
Название полотна, написанного в 1503-1505 гг, переводится как «Портрет госпожи Лизы Джоконды».
Мона Лиза – девушка в темных одеяниях, вполоборота повернувшаяся к зрителю. Каждая деталь образа прописана невероятно подробно, а лёгкая улыбка, коснувшаяся её губ, приятно удивляет. Портрет считается одним из лучших в своём жанре и передаёт самые возвышенные помыслы итальянского Ренессанса. На данный момент он украшает собою парижский Лувр.
Картина да Винчи под названием «Айзелуортская Мона Лиза»
Портрет всё той же госпожи Лизы, но отличающийся фоном, наличием колонн и менее тщательной прорисовкой деталей. Ведутся споры касательно времени её написания.
Картина была продана коллекционеру Блейкеру, разместившему её в собственной студии, находившийся в Айзелуорте – западной части Лондона. Данный район и дал «имя» легендарному портрету.
Художественное произведение — «Мадонна Литта»
Литта – миланская семья, на протяжении XIX века хранившая «Мадонну» вместе с другими картинами своей коллекции. Сегодня полотно принадлежит Государственному Эрмитажу. Оно было написано в 1490—1491 гг, изображает женщину, кормящую младенца.
Взгляд девушки, задумчивый и полный нежности, устремлен на ребёнка. Малыш же смотрит на зрителя, придерживая грудь матери одной рукой и держа щегла в другой.
«Мадонна Бенуа»
Картина написана в 1478—1480 гг и не завершена. На сегодняшний день принадлежит Императорскому Эрмитажу.
В работе чувствуется особая игра света и форм. Девушка искренне улыбается, а упитанный серьёзный малыш увлеченно смотрит на крестоцвет.
«Мадонна в скалах»
Под таким названием существует две почти идентичные картины. В Лувре выставлена версия, написанная приблизительно в 1483-1486 гг, а в Национальной галерее Лондона – созданная немного позднее.
На полотне изображены Дева Мария, Иоанн Креститель, ангел и младенец Иисус. В целом, оно имеет умиротворенную атмосферу, пропитанную нежностью. Отвесные скалы, являющиеся пейзажным фоном, создают эксклюзивный контраст.
«Мадонна с Младенцем и святой Анной»
Эта картину часто путают с полотном да Винчи под названием «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». «Мадонна с Младенцем и святой Анной» принадлежит кисти немецкого художника Альбрехта Дюрера. Она была написана в 1519 году и не имеет ничего общего со всемирно известным гением.
«Мадонна с гвоздикой»
О картине не было известно до 1889 года, пока она не оказалась в музее Старой Пинакотеки.
На нём изображена спокойная Мадонна с младенцем Иисусом на руках, которая смотрит на дитя с нескрываемой нежностью. Ребёнок же активен, он словно играет, протягивая руки к незримой бабочке.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» неоконченная картина
Эффект имеет названием mise en abyme. Предположительная дата написания – 1508-1510 гг.
«Дама с горностаем»
Картина, созданная в 1489-1490 гг, хранится на территории Польши. Считается, что на портрете изображена Чечилия Галлерани – любовница Лодовико Сфорца, Миланского герцога.
Девушка прописана подробно и реалистично. Наличие горностая имеет множество версий. По самой распространённой, этот зверёк символизирует чистоту и целомудрие. На картину он помещен, чтобы передать данные черты Чечилии, указать на её внебрачные отношения с герцогом, которые не пятнают репутацию красавицы, а являются проявлением искренней любви.
«Джиневра де Бенчи» — художественное изображение поэтессы
Она была известной поэтессой и платонической возлюбленной Бернардо Бембо, который, как утверждают историки, и является заказчиком портрета.
Девушка на полотне не улыбается, она задумчива и спокойна, одета в простое платье без излишеств. Украшает её только шарф и маленькая жемчужина на шее. В настоящее время картина представляется в Вашингтонской Национальной галерее искусства.
«Джиневра де Бенчи» (обратная сторона)
На обороте портрета Джиневры де Бенчи кистью Леонардо да Винчи нарисована эмблема: вертикальная ветвь можжевельника, обрамленная венком из лавровой и пальмовой ветвей, которые перевиты лентой с латинским фразой: «Virtutem forma decorat».
Пальмовая ветвь и лавр олицетворяют добродетель, а можжевельник – поэтическую составляющую. Фон имитирует плиту из порфира, символизирующего редкое и неизменное совершенство.
«Леда и Лебедь» — копия картины художника
Данная картина ныне утрачена, но сохранились её копии, написанные другими художниками, предварительные наброски да Винчи, упоминания в исторических документах. Предположительное время написания – 1508 год.
Полотно изображало Леду, стоящую в полный рост и обнимающую шею лебедя. Девушка смотрела на играющих в траве детей. Если судить по лежащей рядом скорлупе, малыши появились на свет из больших яиц.
«Изабелла д’Эсте»
Она была великой ценительницей искусства и одной из известнейших девушек Италии. Изабелла дружила с да Винчи и многократно просила создать её портрет, но гений взялся за него лишь однажды.
Увы, но после создания эскиза карандашом, который художник выполнил в 1499 году, он забросил своё творение.
«Крещение Христа» — картина да Винчи и Андрея Верроккьо
Заказал её бенедиктинский монастырь валломброзианов Сан-Сальвии, который хранил полотно до 1530 года, после чего передал его флорентийской галерее Уффици.
Фрагмент картины «Крещение Христа» — личное произведение Леонардо
Часть картины изображает отдельные элементы пейзажа и двух ангелов – тот, что слева является работой гения. По легенде, Верроккьо был так сильно поражен мастерством ученика, что забросил искусство, считая себя недостойным его.
«Поклонение волхвов»
Картина была начата по заказу монахов-августинцев из монастыря Сан Донато в 1481 году, но не завершена из-за того, что художнику пришлось уехать в Милан. На сегодняшний день работа хранится в галерее Уффици.
На заднем плане можно увидеть развалины дворца или, предположительно, языческого храма, всадников на конях, скалы. В центре полотна нарисована Мария с новорожденным Иисусом. Её окружили паломники, желающие поклониться сыну божию.
«Иоанн Креститель»
Картина в классическом стиле, отличающаяся от других отсутствием пейзажа и глухим фоном, была создана в 1514-1516 гг. Сегодня её можно лицезреть в парижском Лувре.
Фигура Иоанна Крестителя снабжена традиционными символами:
- тонким тростниковым крестом;
- шерстяной одеждой;
- длинными волосами.
Поднятый вверх палец правой руки тоже является традиционным жестом, который часто появляется на картинах да Винчи. Возможно, таким образом художник хотел передать нечто важное. Образ Иоанна изнежен, у него мягкая улыбка и удивительный взгляд, словно проникающий в душу зрителю.
«Святой Иероним» — незаконченное полотно автора
Полотно было заказано церковными властями Флоренции в 1481 году, но да Винчи пришлось отбыть в Милан, поэтому оно не завершено. Состояние, в котором оно дошло до нашего времени, критическое – его собирали практически по кускам, поэтому оно хранится в Пинакотеке Ватикана под тщательным и аккуратным присмотром.
Набросок показывает Святого Иеронима, поза которого указывает на то, что мужчина кается. Рядом отдыхает лев – вечный спутник Иеронима.
Картина под названием — «Тайная вечеря»
Роспись заказали герцог Лодовико Сфорца и его супруга Беатриче д’Эсте в 1495 году. Картина, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, была окончена в 1498 году. Фамильный герб Сфорца можно разглядеть на люнетах, образованных потолком с тремя арками. Сегодня работа хранится в монастыре Милана.
«Благовещение» — ангельское произведение художника
Леонардо да Винчи написал данное полотно в 1475 году. Сюжетом была выбрана часть Евангелия, повествующая про возвещение о будущем рождении Спасителя.
Крылатый архангел Гавриил стоит на коленях, держа в левой руке белую лилию, олицетворяющую непорочность. Правой рукой он благословляет Марию. Около девушки стоит мраморная подставка, украшенная рельефом, на которой лежит Библия. Произведение выставлено в музее Уффици.
«Благовещение – пейзаж»
Пейзаж «Благовещения», находящийся на заднем плане картины, стоит отдельного внимания. Леонардо да Винчи поместил на него удаляющуюся вдаль реку с виднеющимися мачтами кораблей, резные силуэты деревьев, стены и башни портового города, который окутан бледноватой дымкой вершины горы.
«Музыкант»
Данный портрет был переписан великим итальянским художником почти до неузнаваемости в 1490—1492 гг. Затем он оставил своё произведение незавершенным. Сегодня картина хранится в Пинакотеке Амброзиана, Милан.
В XIX принято было считать, что на полотне изображен герцог Лодовико Сфорцо. Но в XX, во время восстановительных работ, удалось разобрать слова на бумаге, которую держит в руках изображенный парень.
Ими оказались начальные буквы слов Cantum Angelicum, что в переводе звучит как «ангельская песнь». Рядом нарисованы ноты.
Благодаря этому открытию, на произведение стали смотреть иначе, дав ему соответствующее название.
Последняя картина Леонардо да Винчи выставлена в Лувре
Перед Вами на фотографии самая последнее творение Леонардо — «Святая Анна и Мария с младенцем». Живописец трудился над этой картиной 20 лет. В настоящее время она выставлена в Лувре.
Продолжение экспозиции . . .
Эрмитаж: картины Леонардо да Винчи
Лувр: картины Леонардо да Винчи
Галерея Уффици: картины Леонардо да Винчи
Картины Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения
Зеркальный Код в картинах да Винчи
Где купить оригиналы картин Великого мастера?
*
Источник: http://rusachka.ru/razlichnoe/kartiny-leonardo-da-vinchi.html
Читать
Единственным критерием истины является опыт.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. Гравюра Дж. Пофсельуайта, изданная в энциклопедии «The Gallery of Portraits with Memoirs». 1883 год.
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса.
Изящный, аристократичный, с правильными чертами лица и ниспадающей до середины груди бородой, великолепно сложенный, в ярко-красном, вопреки моде того времени, плаще — таким в зрелом возрасте современники запомнили титана эпохи Возрождения — воплощение всесторонне развитой личности, о дарованиях и талантах которой великие умы XV–XVI веков могли только мечтать. Художник, скульптор, музыкант, поэт, филолог, анатом, физик, инженер — может ли один человек быть столь многогранным, каким был Леонардо да Винчи? Эпоха Возрождения, или Ренессанс, пришедшая на смену Средневековью, поставила во главу угла человека как личность и созидателя, сделав науку, искусство и гуманизм одним целым, и явилась благодатной почвой для развития гения Леонардо.
Он хотел все познать и во все вникнуть. Часто можно было видеть, как Леонардо наблюдает за полетом птиц или стоит с блокнотом в руках возле повешенного и делает тщательные зарисовки.
В свой дом он нередко приводил настоящих уродцев и увечных, на которых смотрел как на чудо природы.
Чтобы достоверно изобразить человеческое тело, Леонардо досконально изучил его внутреннее и внешнее строение, незаконно препарируя трупы.
Древние конюшни, построенные в Виджевано по проекту Леонардо да Винчи.
То, что сегодня кто-то назвал бы смелостью и упорством, в эпоху Ренессанса считали по меньшей мере странностью. Люди из низшего сословия боялись Леонардо да Винчи и называли его колдуном, а просвещенные не принимали многочисленных открытий гения.
Подумать только, как изменилась бы средневековая Европа, если хотя бы некоторая часть прогрессивных изобретений этого титана науки была воплощена в жизнь в те времена.
Современники Леонардо да Винчи признали лишь колесцовый замок спускового механизма пистолета, а остальные идеи нашли применение только спустя несколько веков.
Летательный аппарат, акваланг, водные лыжи, автомобиль, парашют, подводная лодка — это всего лишь малая толика изобретений Леонардо да Винчи, которые сравнительно недавно стали неотъемлемой частью жизни современного мира.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане.
Он оставил после себя богатое наследие из семи тысяч страниц дневников и манускриптов, центральное место в которых неизменно отводилось человеку. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево).
Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам. Вероятно, так ученый хотел зашифровать собственные изобретения, а может быть, это была естественная удобная для него манера письма.
Дополнительную сложность при дешифровке комментариев создают использованные им символы и знаки.
Статуя Леонардо да Винчи, украшающая галерею Уффици (Флоренция, Италия).
Говоря о гении Леонардо, невозможно не остановиться на одной из самых ярких граней этой личности — таланте живописца. Художником да Винчи стал в мастерской Андреа дель Верроккьо, где юные мастера учились правильно и реалистично рисовать. Несомненно, Леонардо обладал талантом живописца с самого детства, однако сумел вобрать и все лучшие традиции этого искусства эпохи Ренессанса.
Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516) — это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников.
Многочисленные эксперименты с красками приводили порой к плачевным результатам (разрушению фресок «Тайная вечеря» (1494–1498) и «Битва при Анджиари» (1503–1506)), но именно желание Леонардо вникнуть в суть вещей, позволило ему достичь небывалых успехов.
Так, он открыл эффект сфумато, с помощью которого живописец может передать воздушную оболочку вокруг изображаемого на полотне.
Суть этого изобретения заключается в размывании границ предметов и человеческих фигур, благодаря чему создается эффект окутывания воздухом.
Персонажи его картин неизменно живые, одухотворенные, наделенные индивидуальностью.
Церковь Санта-Мария делле Грацие, где находится знаменитая работа Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан, Италия).
Могила Леонардо да Винчи. Часовня Святого Губерта (Амбуаз, Франция).
Как художника и исследователя Леонардо интересовало не только строение тела человека, но и его движения, поведение, темперамент, характер, эмоции и их выражение. Современники говорили о нем:
«Леонардо да Винчи рисовал так хорошо, поскольку слишком много знал о том, что рисовал, и слишком много знал о вещах и явлениях потому, что хорошо рисовал».
У Леонардо как художника постоянно были клиенты, но разносторонние интересы не позволяли ему сосредоточиться на одном занятии — сроки выполнения заказов часто затягивались.
Бывали случаи, когда да Винчи, не доведя работу до конца, уезжал от ее покупателя, не объяснив причину.
Джорджо Вазари (1511–1574), известный итальянский художник эпохи Ренессанса и автор знаменитых «Жизнеописаний» — собрания биографий итальянских художников эпохи Возрождения, заметил:
«Леонардо достиг бы хороших результатов в науках и письменности, если бы не был таким многосторонним и непостоянным».
Вечным спутником в жизни Леонардо, как ни странно, было одиночество, о котором он так часто упоминал в дневниках. Да Винчи не был женат, не влюблялся, не имел близких друзей и не поддерживал отношения с родственниками.
Есть версии о его пылких чувствах к Джоконде и одному из собственных учеников, но это не более чем предположения.
По воспоминаниям современников, несмотря на свою отстраненность от людей, Леонардо был приятным и учтивым собеседником.
Леонардо да Винчи очень любил роскошь и, хотя не имел постоянного заработка, жил все же не по средствам: окружал себя дорогими вещами, носил эпатажные одежды, нанимал слуг и держал лошадей.
Он постоянно искал покровителей и, предлагая услуги военного инженера и художника, служил герцогам, переезжая из Флоренции в Милан, из Милана во Флоренцию, из Флоренции в Рим, а из Рима снова в Милан.
Чувство глубокого патриотизма не было знакомо Леонардо: он в равной степени и с легкостью предлагал проекты военных устройств как флорентийским, так и миланским властям, которые конфликтовали между собой.
Находясь при дворах разных правителей, да Винчи не ограничивался основными занятиями: он с удовольствием пел, играл на лире, декламировал стихи, организовывал праздники и торжества и даже демонстрировал прекрасные кулинарные способности. Собственным домом Леонардо обзавелся лишь в конце жизни.
По приглашению французского короля Франциска I художник и исследователь перебрался в небольшой замок Кло-Люсе недалеко от города Амбуаз. Это время было самым спокойным в жизни Леонардо.
Он привел в порядок рукописи, составил новые трактаты, которые в конце жизни по завещанию перешли к его ученику Франческо Мельци.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=566951&p=13
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом и барашком
Леонардо да Винчи. » Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом и барашком».1508-1510? г. Тополь, масло. 168×112 смЛувр, Париж. |
— неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776[].
Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Anna selbdritt (букв. устар. нем. «Анна-втроём, Анна-сам-третья»; итал. Anna metterza, англ. Ann mettercia, фр. Anne trinitaire) — тип изображения святой Анны с её дочерью девой Марией и внуком Иисусом Христом. Эта иконография сформировалась в позднее средневековье с ростом популярности святой Анны, и особенно популярна была в Германии.
В средневековой латыни существовал термин меттерца, имеющий соответствие в немецком selbdritt. Он обозначал, что св. Анна входит как третья в единство, включающее Марию и Иисуса.
Композиция картины напоминает пирамиду [.], в которой сочетаются округлые объёмы, мягкие изгибы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вместе с тем неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.
Вариант с агнцем впервые упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара видел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, символ того, что церковь не желала бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранняя версия со св. Иоанном вместо агнца подробно описана у Дж. Вазари:
В лице Мадонны было явлено все то простое и прекрасное, что своей простотой и своей красотой и может придать ту прелесть, которой должно обладать изображение Богоматери, ибо Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, преисполненной величайшего радостного удовлетворения от созерцания красоты своего сына, которого она с нежностью держит на коленях, а также и то, как она пречистым своим взором замечает совсем еще маленького св. Иоанна, резвящегося у ее ног с ягненком, не забыв при этом и легкую улыбку св. Анны, которая едва сдерживает свое ликование при виде своего земного потомства, ставшего небесным, — находки поистине достойные ума и гения Леонардо.
В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» Дж. Вазари рассказывает, что работа на сюжет «Анна-втроём» изначально была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты
Как повествует Вазари, художник не закончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний контракт с Филиппино Липпи. Смерть помешала Липпи завершить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал художник Перуджино.
Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Лондонской Национальной галерее. До этого с 1791 года он висел в Бёрлингтон-хаусе. В Англию рисунок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.
Ещё во время нахождения в Милане 300 лет назад этот рисунок считался предварительной версией той картины, что сейчас находится в Лувре[].
В связи с этим среди исследователей преобладает мнение, что первая версия «Святой Анны», столь поразившая Флоренцию, утрачена, а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона[Leonardo da Vinci | The Burlington House Cartoon | NG6337 | The National Gallery, London].
В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сообщил, что луврская картина с изображением св.
Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII[]. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, возжелал порадовать им свою новую жену, Анну Бретонскую.
Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных[][].
Поскольку незавершённый картон остался во Флоренции, художник, вероятно, начал для французского короля новую картину на этот сюжет. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский.
Из записей его секретаря можно сделать вывод, что картина оставалась у художника до самой смерти и так и не была им закончена.
Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Так, например, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией[].
В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь королевской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи.
В художественное собрание королей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследство. Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно.
Возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества[].
В 2012 г. была окончена довольно радикальная реставрация картины, в ходе которой она приобрела непривычно яркие цвета.
Два высокопоставленных куратора Лувра в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии[Ъ-Online — Леонардо да Винчи добавили ярких красок].
Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.
«Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» — опубликованный Зигмундом Фрейдом в 1910 году очерк о Леонардо да Винчи. Содержит попытку психоанализа художника на основе рассмотрения его картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».
Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине, с которой он был разлучён в раннем возрасте (он был незаконнорожденным ребёнком и с трёх лет воспитывался в семье отца).
По его словам, Дева Мария и её мать Анна в этой картине отображают «двух матерей» художника — мачеху и родную мать, причём Анна, являющаяся «проекцией» Катерины, улыбается той же загадочной улыбкой, что и Джоконда, Иоанн Креститель и другие леонардовские персонажи (Фрейд видит в этом характерном выражении лица впечатавшееся в память Леонардо воспоминание о материнской улыбке). В складках одежд святой Анны Фрейд видит очертания грифа, напоминающее ему об описанном в дневниках детском воспоминании Леонардо: когда он лежал в колыбели, на грудь ему сел гриф и несколько раз с силой ткнул в рот хвостом. Это воспоминание Фрейд связывает с подсознательными воспоминаниями о сосании материнской груди (для подтверждения этого предположения он ссылается на египетскую традицию, где иероглиф грифа означает «мать» и является символом богини-матери Мут), которые — при отсутствии у мальчика отца — стали основой для ранних гомосексуальных устремлений. Впоследствии выяснилось, что из-за ошибки переводчика в построениях Фрейда была допущена неточность: в своём дневниковом воспоминании Леонардо описывает не грифа, а коршуна.
Источник: http://gallery-allart.do.am/publ/khudozhniki/leonardo_da_vinchi/svjataja_anna_s_madonnoj_i_mladencem_khristom_i_barashkom/12-1-0-104
Красивые картины Леонардо да Винчи с названием и описанием
В августе 2017 года Британская библиотека сделала миру большой подарок. Блокнот гения нашей планеты Леонардо да Винчи оцифровали. Целых 570 страниц с рисунками и записями Леонардо можно увидеть, приблизить и рассмотреть в сети. Страшно представить возраст (записи датируются 1480-1518 годами), ветхость и ценность бумаг, с которыми работникам библиотеки посчастливилось иметь дело.
Эта работа, конечно, заслуживает огромной благодарности, ведь теперь любой желающий имеет возможность заглянуть гению чуть ли не в голову – записи в блокноте показывают процесс эволюции его мыслей. Здесь поразительно абсолютно всё, начиная с особенности самого письма — да Винчи писал справа налево, стимулируя таким образом умственную деятельность.
Он был скульптором, он был ученым, он был инженером и художником. И хотя ни в коем случае не стоит упускать из виду наблюдения и открытия, сделанные им в науке, стоит отметить, что именно живописные работы Леонардо известны каждому. Ведь в том и есть смысл высшего искусства – быть близким и быть притягательным для разных людей разных эпох.
Живопись Леонардо – живопись эпохи Возрождения, куда, после средневековых смут, возвратилось уважение к человеку и внимание к его телу. Не случайно же именно тогда возникали идеи гуманизма и господствовал антропоцентризм. Этим и наполнена живопись Леонардо. Отсюда же становится понятным и его стремление к точным подсчетам, к систематизации и углублению знаний о человеке.
Витрувианский человек (1490-1492)
Галерея Академии, Венеция
Рисунок, известный всем. Его мы постоянно встречаем то в интернете, то в какой-нибудь рекламе, то татуировкой на чьем-нибудь теле в метро, словом, так часто, что в голову уже не приходит о ней задуматься.
Леонардо не планировал, что его «Витрувианский человек» обретет такую ценность и известность. Работа является иллюстрация труда римского античного архитектора Витрувия, где описаны пропорции человеческого тела.
Главная идея Витрувия была в том, что человеческое тело идеально по своим пропорциям, того же стоит добиваться и в архитектуре.
Мысль об идеальности человеческого тела (божественного сечения, золотого сечения) и иллюстрировал Леонардо.
При этом это удивительная по своей точности и мастерству живописная работа. Вглядитесь в линии, вглядитесь в позу. И главное – вглядитесь в выражение лица и в глаза этого человека.
Без лишних движений передана энергия и сила. Человек, стоящий в открытой позе, по-прежнему в себе уверен и, кажется, вмещает в себя всю мощь мира.
Человек, по «Витрувианскому человеку» да Винчи – центр всей вселенной. Он гармоничен.
Тайная вечеря (1498)
Находится в Милане в монастыре Санта-Мария-делла-Грацие на стене трапезной.
На самом деле «Тайная вечеря» не фреска, так как наносилась мастером на сухою стену, что позволяло ему исправлять не устраивающие его элементы (фреска наносится на мокрую поверхность).
Для трапезных часто использовался этот сюжет – последняя трапеза Иисуса с его учениками. Иисус сказал: «Один из вас меня предаст». И разнеслось его слово по всему пространству и задело собой всех. По словам Паолы Волковой, одного из лучших историков искусства, слова Иисуса
подобны камню, брошенному в воду, и в стороны расходятся круги. По три фигуры справа и слева от Иисуса в первом кругу и по три фигуры во втором. Каждый из апостолов жестом и положением тела отвечают Иисусу.
И только один, по мнению всё той же Паолы Волковой, Фома, вопрошает «Один?». Фома находится по левую руку от Иисуса, его силуэт единственный, не считая Спасителя, так же находится на фоне проема в стене.
Говорят, что контраст, возникающий из ярких одежд Иисуса и бледных одежд человека справа намекает на то, что это всё же женщина, так как контрастность означает вечно антагонистические отношения между мужчиной и женщиной.
Однако надписи на копии «Тайной вечери» в Лугано говорят нам о том, что по правую руку от Христа находится Иоанн.
Что имел в виду Леонардо, несомненно гений, мастер, несомненно связанный с космосом, знающий чуть больше нас? Пока что для нас это и остается загадкой, но мы продолжаем наслаждаться сложной драматургией «Тайной вечери» и её великолепностью.
Легенда о картине Тайная вечеря
Интересна легенда написания Иисуса и Иуды. Говорят, что Леонардо, по вселенской иронии написал одного и того же человека. Одной из наиболее сложных фигур для Леонардо оставался Иуда, именно для него не мог художник найти модель. Однажды нашел. Нашел и привел в монастырь, где работал.
Позже выяснилось, что несколькими годами ранее, когда он писал лик Иисуса, он списывал его с этого же самого человека! За это время бывший член монастырского хора спился и опустился, так сказать от Иисуса до Иуды. То есть от добра ко злу.
Может быть, это только легенда, но зато с каким смыслом и с какой жизненно драматургией! В нас и добро и зло, наша задача научиться управлять ими.
В целом – сплошные загадки. Хотя, кто знает! По-моему, вполне возможно, что Леонардо писал не для того, чтобы мы годами разбирали его работу по кусочкам, ведь искусство, а особенно настоящее, всегда цельно. В любом случае «Тайная вечеря» несет в себе самое главное – красоту и чуть ли не космическую энергию. Стоит хоть раз в жизни ей поддаться.
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом или Анна, Мария, младенец и агнец (1580-1510?)
Лувр, Париж
Посетители галереи проходят мимо, стремясь к неподалеку расположенной «Джоконде». Меж тем «Анна, Мария, младенец и агнец» одна из самых загадочных и наполненных работ Леонардо.
На ней изображена мать Марии – святая Анна, на коленях её находится Мадонна, чуть правее, на земле младенец Иисус, тянущий за ушки ягненка (символ жертвоприношения).
Ландшафт за спиной Анны схож с ландшафтом за спиной Джоконды – это безводные скалы. Только она одна выписана на этом фоне – фосфоресцирующий камень. Только она одна находится в этом неземном пространстве. Ноги Анны опущены в воду.
Фигура Анны самая крупная во всей композиции картины. Лицо ее освящено той же улыбкой, что и лицо Джоконды – неуловимая нежность и тоска, внеземные знания праматери.
Глаза Анны прикрыты, но устремлены на землю, на дочь Марию и на младенца.
Фигура Марии вписана в фигуру Анны. Мария, кажется, не замечает того, что сидит у матери на коленях, все ее внимание направлено на сына. То ли она в умилении притягивает младенца к себе, то ли стремится спасти его от будущих страданий.
Младенец смотрит на Марию и чуть-чуть в сторону, он как бы занят своими размышлениями. В ручках он держит агнца, ибо сын божий – жертва. Все четыре фигуры соединяются в треугольник. Вся работа, вместо привычной торжественности, светится интимностью, закрытостью, тишиной и какой-то лунностью.
Что имел в виду Леонардо? (Если, конечно, ставил перед собой такую задачу, а не писал, повинуясь чему-то высшему).
Мадонна Бенуа или Мадонна с цветком (1478-1480)
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Одна из ранних картин. Работу над ней Леонардо начал в двадцать шесть лет.
Не потому ли и сама Мадонна так молода? Совсем еще девочка. (Чаще Марию изображают в более взрослом возрасте). Здесь же перед нами совершенно настоящая, можно сказать, земная девушка, нежно любящая своего первенца.
Мы нова мы видим мир интимный и замкнутый. Молодая Мария с младенцем на руках образуют единую фигуру. Они находятся в полутьме и, за счет тонкого переплетения теней и свет кажутся в легкой дымке, немного в отдаленном от нас мире. Мария и младенец – Иисус освещены только окошком в правой части картины, но этого света чудесным образом хватает на всю их переплетенную фигуру.
В сравнении с работами, о которых сказано выше, «Мадонна с цветком» имеет больше количество мелких деталей и большую контрастность цветов. Четко прописан костюм Марии, на ней одежда, модная в пятнадцатом веке.
Тонко, но вместе с тем очень просто выписана прическа Мадонны. Бросается в глаза и камушек на ее груди, обрамленный, возможно, жемчугом. Тени на ее платье падают так, что почти физически ощущается фактура ткани.
Так же прописана и кожа младенца.
Примечательно, что фигура младенца намного больше тела обыкновенного ребенка и велика в сравнении с фигурой Мадонны.
Мария в нежном жесте протягивает ему цветок (композиционный центр всей картины), ребенок же с лицом очень внимательным, даже отрешенным разглядывает его.
Важно отметить, что цветок имеет форму креста – символа будущих Страстей Христовых и его страданий и, кажется, ребенок уже чувствует свое великое предназначение.
В лице младенца внимательность и серьезность, взгляд его направлен строго на этот крестообразный цветок. В его заинтересованности заключается вся основная мысль творцов и общества Возрождения – интерес к окружающему, изучение мира.
Интересны тонкие золотые нимбы над головами Мадонны и младенца. Они заметны, но в глаза не бросаются. Этим аккуратным полунамеком (таким же, как цветок-крест) Леонардо выражает принадлежность Марии и младенца к миру иному, миру божественному.
Картина прелестна своей мягкостью и теплотой, но, вместе с тем, наполнена трагической драматургией. В ней одновременно выражена и женская любовь и женская трагедия, детскость будущего Спасителя и его великая трагедия.
Мона Лиза или Джоконда 1503-1505
Лувр, Париж
Войдите в зал с «Джокондой» или найдите любую фотографию этого зала. Много-много людей с фотоаппаратами (а теперь и с селфи-палками) толпятся у небольшого размера полотна (77 х 53). Они смотрят то на экраны своих телефонов, то на себя в этих экранах, то друг на друга. Они разглядывают, конечно, и саму Джоконду.
Но всего только два глаза во всем зале имеют поразительную живость и внимательность. И это, конечно, глаза самой Моны Лизы. Кажется, что она смотрит одновременно на всех и только на вас. Она смотрит поверх голов, но и внутрь себя.
Не такой ли «взгляд» оставил нам Леонардо всеми своим работами и поразительной своей гениальностью? Знаем ли мы его? Понимаем ли?
Сложно определить возраст этой женщины, он ускользает. Стоит обратить внимание и на ландшафт за её спиной. В самом верху он очень похож на ландшафт за спиной Анны с работы Леонардо да Винчи «Анна, Мария, младенец и агнец», это такой же фосфоресцируешь камень, будто находящийся под водой.
Ниже мы видим сухой, безводный ландшафт, но за правым плечом мы видим дорогу. Непонятно, где именно дорога начинается и где заканчивается, мы видим только отрывок извилистого пути.
За левым плечом, если приглядеться, можно увидеть, по словам все той же Паолы Волковой, трубы, возможно, оставшиеся со времен римской цивилизации.
Важно отметить, что сама фигура, по сравнению с ландшафтом, поразительно величественна, но чудесным образом она как бы выходит из него, она объединена с ним единым, надмирным сиянием. Легко и тонко прописана одежда Моны Лизы и её распущенные волосы.
На лице, по моде того времени, нет бровей, что добавляет выражению чистоты и странности. Знаменитая улыбка, переполненная загадками, не в первый раз встречается в работах Леонардо. Точно такую же мы видим и на лице у Анны («Анна, Мария, младенец и агнец») и у ангела («Мадонна во гроте»).
Обе картины находятся в Лувре, совсем рядом с «Джокондой»
Источник: https://womenknow.ru/629-kartiny-leonardo-da-vinchi-s-nazvaniem-i-opisaniem.html
Картина Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
Леонардо да Винчи
Как называется картина: Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда): в 1508
- Оригинальное название картины на английском: Sant'Anna, la Madonna, il Bambino Тополь, масло.
- 168 на 112 см.
- Лувр
Описание картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
«Святая Анна с Мадонной и малышом Христом» — неоконченная картина Леонардо да Винчи. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в 5-м зале галереи Денон Лувра под инвентарным номером 776.
Содержание
1 Сюжет 2 1-ая версия 3 Английский картон 4 Луврская картина 5 Интерпретации 6 Примечания 7 Ссылки
Сюжет
Леонардо да Винчи использовал не достаточно распространённый в Италии сюжет, узнаваемый как «Анна-втроём», когда Мария посиживает на коленях у собственной мамы Анны и держит на руках малыша Иисуса. Тем создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.
Композиция картины припоминает пирамиду, в какой смешиваются округленные объёмы, мягенькие извивы линий и выполненные сфумато улыбающиеся лица, придающие полотну атмосферу нежности и вкупе с тем неразгаданной потаенны. Христос обымает ягнёнка, символизирующего его будущие мучения, а Мария пробует сдержать его.
Вариант с агнцем в первый раз упомянут в датированной 1501 годом переписке главы ордена кармелитов, фра Пьетро да Новеллара, с Изабеллой д’Эсте. Новеллара лицезрел в спокойствии Анны, противопоставляемом тревоге Марии за ребёнка, знак того, что церковь не вожделела бы предотвращения Страстей Христовых. Более ранешняя версия со св. Иоанном заместо агнца тщательно описана у Дж. Вазари:
В лице Мадонны было явлено все то обычное и красивое, что собственной простотой и собственной красотой и может придать ту красота, которой должно владеть изображение Богоматери, ибо Леонардо желал показать скромность и смирение Девы, преисполненной величайшего веселого ублажения от созерцания красы собственного отпрыска, которого она с нежностью держит на коленях, также и то, как она пречистым своим взглядом замечает совершенно еще малеханького св. Иоанна, резвящегося у ее ног с ягненком, не забыв при всем этом и легкую ухмылку св. Анны, которая чуть сдерживает свое ликование при виде собственного земного потомства, ставшего небесным, — находки воистину достойные мозга и гения Леонардо.
1-ая версия
В «Жизнеописаниях более именитых живописцев» Дж. Вазари ведает, что работа на сюжет «Анна-втроём» вначале была заказана как верхний запрестольный образ для церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Заключив сделку с Леонардо, монахи-сервиты
взяли его к для себя в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и вот он тянул длительное время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, св.
Анны и Христа, который не только лишь привел в изумление всех живописцев, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение 2-ух дней напролет мужчины и дамы, молодежь и старики приходили, как прогуливаются на праздничные празднички, поглядеть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот люд. В 1988 г. на психическом уровне больной гость музея стрелял в английский картон из обреза.
Как повествует Вазари, живописец не окончил эту работу, и сервитам пришлось возобновить прежний договор с Филиппино Липпи. Погибель помешала Липпи окончить начатый труд, и в конце концов алтарный образ на другой сюжет для сервитов написал живописец Перуджино.
Английский картон
Картон с изображением трёх фигур и Иоанна Крестителя (правда, без ягнёнка, присутствующего в описании Вазари) с 1962 года хранится в Английской Государственной галерее. Ранее с 1791 года он висел в Бёрлингтон-хаусе. В Великобританию набросок был привезён из Венеции, куда попал в конце XVII века из собрания миланских аристократов Арконати.
Ещё во время нахождения в Милане 300 годов назад этот набросок числился подготовительной версией той картины, что на данный момент находится в Лувре. В связи с этим посреди исследователей преобладает мировоззрение, что 1-ая версия «Святой Анны», настолько поразившая Флоренцию, утрачена, а в Лондоне хранится позднейшее авторское повторение картона.
Луврская картина
В конце XVII века антиквар Джан Пьетро Беллори решил навести справки о произведениях Леонардо да Винчи. В ответ на его запрос миланский ценитель искусства Себастьяно Реста сказал, что луврская картина с изображением св.
Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII. Может быть, повелитель Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Анны и о его поразительным успехе, захотел повеселить им свою новейшую супругу, Анну Бретонскую.
Это было бы тем паче уместно, что Анна ждала ребёнка, а св. Анна числилась покровительницей новобрачных и беременных.
Так как незавершённый картон остался во Флоренции, живописец, возможно, начал для французского короля новейшую картину на этот сюжет. В 1517 г. её лицезрел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский.
Из записей его секретаря можно прийти к выводу, что картина оставалась у художника до самой погибели и так и не была им закончена.
Подразумевается, что Леонардо возвратился к «Святой Анне с Мадонной и малышом Христом» и стал дорабатывать её исключительно в конце жизни, когда в нём возобладал энтузиазм к арифметике и другим наукам. Так, к примеру, скалистый пейзаж на заднем плане свидетельствует об увлечении художника геологией.
Набросок головы Анны
В 1683 г. Шарль Лебрен, отвечавший за живопись при дворе Людовика XIV, распорядился составить инвентарь царской картинной галереи. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи.
В художественное собрание правителей Франции картина попала из дворца кардинала Ришелье, который вывез её из Монферрата во время войны за мантуанское наследие. Как картина могла оказаться после погибели художника в Италии, не полностью ясно.
Может быть, её увёз туда после погибели учителя Франческо Мельци, унаследовавший почти все из его имущества.
В 2012 г. была окончена достаточно конструктивная реставрация картины, в процессе которой она заполучила не по привычке калоритные цвета.
Два высокопоставленных куратора Лувра в символ протеста вышли из состава реставрационной комиссии.
Они считают, что реставрация могла бы быть более бережной и пикантной, ибо, по их воззрению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке.
Интерпретации
В работе «Леонардо да Винчи. Мемуары юношества» (1910) Зигмунд Фрейд попробовал на материале картины «Святая Анна с Мадонной и малышом Христом» провести анализ личности Леонардо способом психоанализа.
Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-svyataya-anna-s-madonnoj-i-mladentsem-khristom.html