Описание картины михаила врубеля «муза»

Как михаил врубель в киеве был: маршрутами страстей | муза нашего двора

Врубель Михаил Александрович (1856 — 1910) Автопортрет 1889 картон, акварельЭрмитаж

Михаил Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор.

Он еще не знал, что проведет здесь целых шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя, встретится с призраком и оставит в киевских храмах образы удивительной красоты.

Киевские годы Врубель будет вспоминать с особым трепетом. Намного позже, приехав в древний город со своей женой и любуясь им, он признается: «Как хорош, однако же, Киев! Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев!»


Михаил Александрович ВрубельШиповник1884, 24×19 см.

Открытие древнерусского искусства. Кирилловская церковь

В Киев Врубеля пригласил А. Прахов, преподаватель Киевского Университета, искусствовед, занимавшийся реставрацией уникальных памятников Древней Руси. Он руководил работами по восстановлению только что открытых уникальных росписей ХІІ века в Кирилловской церкви, а также внутренней отделкой строящегося Владимирского собора.

Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, как это принято в современном реставрационном деле, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и негоже его оставлять с «неоконченными» бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко, а за мастером для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле ученый отправился в Петербург.


Современный вид убранства Кирилловской церкви 

Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников М. А. Врубеля.

«Через несколько дней я побывал у него, — пишет в своих воспоминаниях Прахов, — просмотрел все работы и убедился в том, что имею дело с выдающимся талантом, превосходным рисовальщиком, а главное для меня — стилистом, хорошо понимающим античный мир и могущем, при некотором руководстве, отлично справиться с византийским стилем, не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи».


Врубель «Автопортрет», 1885

Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый, ведь в Академии в то время упор делали на античность. Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку.

Богатейшая библиотека исследователя в полном распоряжении Михаила, а главное, рассказы искусствоведа, объехавшего всю Европу — Италию, Грецию и Турцию, исследуя древние памятники. Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы греческого и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв.

в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг. 


Врубель «Пророк Моисей», 1884

Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья — процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ.

Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай. 


Врубель «Архангел Гавриил», 1884

В Кириллавской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.


Врубель «Ангелы с лабарами», 1884Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве

Сюжет «Надгробный плач» художник разработал в трех вариантах, но долгое время не мог показать эскизы Прахову. Тогда Врубель сам выбрал свою любимую сцену и написал ее на стене.

Когда Прахов приехал в Кирилловскую церковь, Врубель поспешил ему сообщить:

— Адриан Викторович, я знал, что вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедите — вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу.

— Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественной произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!»


Врубель «Оплакивание Христа», 1884Мадонна Врубеля

Часто бывая в доме Праховых, Врубель очарован хозяйкой — Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет, что встретил «чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери трех детей, надеясь на взаимность.

Как-то Врубель преподнес подарок Эмилии Львовне — необыкновенно красивую акварель «Восточная сказка». Зная, что художник постоянно стеснен в средствах, она предложила показать ее коллекционеру И.

Терещенко. Тогда Врубель, человек от природы деликатный и обычно сдержанный, от обиды порвал чудесную работу и молча ушел. Когда через несколько дней он вернулся с извинениями, ему передали заклеенный рисунок.


Михаил Александрович ВрубельВосточная сказка1886Михаил Александрович ВрубельГолова женщины (Портрет Э.Праховой)1885

Когда Михаил Врубель появился в Киеве, ему было 28 лет. Фигурой он был заметной — не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах».

А чего стоило пальто с семью пелеринами — нонсенс! Этот «пережиток моды» оставался лишь в форменной одежды, и две пелерины мог носить генерал-губернатор… Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля — художника Сведомского, — Врубель совершенно закрасил нос зеленым, прошелся по городу и явился в гости к Праховым. Еще и доказывал Эмилии, что это красиво и в будущем будет модно для господ — дамы ведь красятся?

Надо сказать, что Врубель во время пребывания в Киеве страдал от хронической нехватки денег. Хотя гонорары он получал регулярно, причем неплохие (только за алтарь ему было обещано 1 200 рублей), деньги у него не задерживались.

Его рассеянность и «несерьезный» образ жизни, а, возможно, и ставшая явно заметной симпатия художника к жене, заставили Прахова предложить Врубелю продолжить работу над иконостасными образами в Италии, на что тот охотно согласился.


Михаил Александрович ВрубельВосточный танец1887

Прахов дал свои последние «наставления»: «Поезжайте сначала в Равенну, познакомиться там с древними мозаиками церквей: San Vitale, San Appolinare in classe, San Appolinare nuovo, а потом поселитесь в Венеции.

Климат в ней мягкий, зимой иностранцев приезжает мало… Тут же, под боком, собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох, а в часе езды на гондоле, на острове Торчелло, в церкви Santa Maria Assunta — прекрасно сохранившиеся мозаики ХІІ века.

Кроме того, во Дворце дожей, в церквях и музеях — чудесные венецианские колористы: Джиованни Беллини, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто и много других»


Врубель «Мост вздохов. Венеция» 1894Государственная Третьяковская галерея

Вернувшись из Венеции через несколько месяцев, Врубель представил четыре образа — Иисуса, Святых Кирилла, Афанасия и Богородицу с Младенцем. Перед последней работой, Богородицей, публика застывала, узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником, свои чувства он выразил в иконе — своей прекрасной Мадонне. 


Михаил Александрович ВрубельБогородица с Младенцем1885Врубель «Богородица с Младенцем» (эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве), 1885Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в КиевеКирилловская церковь, наши дниИконостас в Кирилловской церквиВладимирский собор – непонятый гений

Эскизы Врубеля для росписей во Владимирском соборе не были приняты комиссией. Их с трудом можно было представить соседствующими с фресками Васнецова, Нестерова и салонных художников братьев Сведомских и Котарбинского.

— Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле, — сообщил Адриан Прахов своей жене.


Ангел с кадилом и свечой. 1887Бумага на картоне, акварель

Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова объясняет, почему эскизы Врубеля не были приняты, а, главное — остались непонятыми в то время: 

«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма.

Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества.

Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям, и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».

Врубель долго работал над эскизами и создал четыре варианта «Надгробного плача». Они резко отличаются от всего созданного ранее и по силе внутреннего драматизма им нет равных в русской живописи, признают искусствоведы.


Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)1887Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (второй вариант)Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве 188745×62.7 смМихаил Александрович ВрубельНадгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)1887Михаил Александрович ВрубельНадгробный плач (четвертый вариант)Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 188718×29.8 см

Сцену «Воскресения» Врубель также трактует необычно — его Иисус еще не освободился от уз смерти, что также не согласуется с церковным видением.


Михаил Александрович ВрубельВоскресение. Эскиз к росписи Кирилловской церкви в Киеве 188731.6×43 смМихаил Александрович ВрубельВоскресение Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве 188735×22 см

Во Владимирском соборе Врубелю были отданы лишь декоративные росписи в боковых приделах на тему «Дни творения». И хотя работа оказалась не такой грандиозной, как предполагалось, Врубель с воодушевлением принялся за нее, увлекая своих помощников:

«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину.

Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности.

Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это chef-d'œuvre композиции, пятна, рисунка и тона» (из воспоминаний Л. Ковальского).


Врубель «Эскиз орнамента к росписям во Владимирском соборе в Киеве», 1887Заказчики Врубеля

С заказчиками у Врубеля как-то не складывалось. Мало того, что он вовсе не дорожил своими работами — писал на чем попало, не заканчивал (в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), — так он мог переписать уже проданную работу, как это случилось с заказом Терещенко.

На проданной миллионеру работе «Христос в Гетсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.

В Киеве появился шедевр Врубеля, чудесная «Девочка на фоне персидского ковра».
Михаил Александрович ВрубельДевочка на фоне персидского ковра 1886104×68 см

Мария — старшая дочь ростовщика Дахновича, — на картине художника выглядит не просто экзотично. Знаменитая «врубелевская бездна» очей и, в целом, мистический трагизм образа, возможно, и отпугнули отца: портрет он не купил. Однако «…в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван.

Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Деньги потратил, и на нем повис долг.

Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича, находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара (ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями, игрой света на алмазах, изумрудах, рубинах. У него появилась, казалось бы, беспроигрышная идея заработать: написать портрет дочери Дахновича Мани в окружении роскоши.

Рассчитывал, что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину «Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко,» — рассказали о жемчужине своего собрания в Киевском национальном музее русского искусства.


Михаил Александрович ВрубельОбнаженная

Необычное появление еще одной работы Врубеля было связано с именем Терещенко.

Художника всегда привлекали красочные сочетания в природе, старинных материях, коврах, завораживала игра переливаний драгоценных камней. И вот однажды Михаил Александрович увидел кусок старинной украинской парчи в доме Праховых и загорелся желанием написать ее. 

Читайте также:  Описание картины питера рубенса «оплакивание христа»

Прямо на глазах семейства он принялся за дело. Практически закончив рисунок, он сказал: «Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне.

Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный… Пусть он будет похож на Ивана Николовича [Терещенко].

Он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным…» — и, доклеив кусочек бумаги к рисунку, что довольно часто делал, Врубель нарисовал голову «царя».


Михаил Александрович ВрубельПортрет мужчины в старинном костюме ( И.Н. Терещенко) 188627.7×27 смВрубель – педагог

В Киеве Врубель давал уроки светским дамам Н. Я. Манцевой и Е. П. Бунге, обратившихся к художнику с просьбой научить рисовать акварелью. И хотя техникой акварели он владел великолепно, опыта преподавания у него не было: учитель просто садился и рисовал перед ними цветы.


Михаил Александрович ВрубельЦветы в синей вазе 188716×24 смМихаил Александрович ВрубельКрасная азалия (Два цветка) 188724×15 см

Свои этюды художник оставлял на память своим ученицам, многие из этих работ сегодня хранятся в Киевском музее русского искусства.


Михаил Александрович ВрубельБелый ирис 188724×16 смМихаил Александрович ВрубельОрхидея 1887Михаил Александрович ВрубельКрасные цветы и листья бегонии в корзине, 1887Появление демона

В Киеве впервые перед Врубелем появляется демон — образ, ставший роковым в жизни художника. Зная об увлечении художника музыкой и поэзией М. Лермонтова, которую он часто читал в их доме, Э. Л.

Прахова пригласила Михаила Александровича в театр на новую постановку оперы «Демон» А. Рубинштейна.

Вечером в доме Праховых после спектакля он нарисовал небольшую акварель «Ходим мы к Арагве светлой» — первый рисунок к «демонической» теме.


Михаил Александрович Врубель«Ходим мы к Арагве светлой», 1885

Разгульная жизнь, в которую с отчаяния из-за несчастной любви бросился человек больших страстей, безденежье, постоянные сомнения в своей творческой состоятельности, дурная болезнь, «стартовавшая» в Киеве в тот ранний визит, которая имела роковые последствия, а позже — в 1903 году, — случившееся в этом же городе несчастье, смерть маленького сынишки… Изучая биографию художника, никак нельзя отнести его «киевский период» к житейски благополучному. Однако многочисленные работы, которые создавал Врубель, и которые, в свою очередь, «создавали» его как художника, говорят и о другой стороне его жизни в городе. Для наследия, пожалуй, — главной.

Может, поэтому «самой счастливой порой жизни» Врубель считал именно свой киевский период. Когда в 1901 году он приехал в Киев и пришел посмотреть на свои работы в Кирилловскую церковь, он сказал: «Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться».

Источник: http://maxpark.com/community/3610/content/5153801

Кто она — первая муза Михаила Врубеля?

Михаил Врубель приезжает в Киев из Санкт-Петербурга в 1884 году молодым 27-летним студентом Академии художеств по приглашению профессора Адриана Прахова.

Профессор долго искал нужную кандидатуру для реставрации фресок XII века в Кирилловской церкви, и его друг П. Чистяков порекомендовал своего лучшего ученика.

Таким образом, в доме уважаемой семейной четы Праховых появился высокий худощавый юноша и с азартом приступил к работе.

Почти все вечера Врубель проводил в доме профессора, обсуждая работу по восстановлению фресок и созданию новых работ, изучая книги и источники по истории византийского и русского искусств.

Художник трудится над такими работами, как фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание».

Работал он с вдохновением, полностью отдаваясь рисованию, и очень раздражался, если его кто-то отвлекал.

Работа работой, но помимо важных дел появляются и дела душевные. Он много времени проводит в беседах с женой своего руководителя. Эмилия Львовна Прахова, мать троих детей, была душой всего киевского художественного общества. Они беседуют о музыке, поэзии, литературе.

Но через некоторое время Врубель понимает, что разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских, и в его сердце пылает страстная любовь.

Он не спит по ночам, страдает, при входе в дом Праховых начинает бешено колотиться сердце, мысли улетают в небо с мольбой подарить ему хоть каплю счастья с Эмилией.

В своих письмах к сестре он упоминает о своем чувстве, но никто не догадывается, насколько оно сильно. Даже Эмилия Львовна. Однажды Михаил дарит ей свою картину «Восточная сказка».

Эмилия Львовна отказывается ее принять и уговаривает показать ее известному меценату Терещенко, доказывая, что произведение заслуживает экспозиции на публике.

В порыве обиды и гнева Врубель разрывает картину на куски… Несколько дней спустя — извинения за грубость, а она ему возвращает разорванные куски, на основе которых потом художник напишет второй вариант.

До профессора Прахова уже доходили слухи о том, что у его жены появился молодой поклонник.

В порыве крайнего недовольства он решил избавиться от соперника: предложил своему ученику поехать в Италию познакомиться с творчеством старых мастеров, а заодно и закончить работу четырех икон — «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл», «Богоматерь с младенцем».

Врубель уезжает в Венецию, увозя с собой и портрет любимой, но душа его рвется в Киев. По возвращению обратно иконы были закончены, и в образе Богородицы все увидели черты лица Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа — портрет ее маленькой дочери Оли…

Произошло ли объяснение Врубеля и его возлюбленной — наверняка навсегда останется загадкой. Но он писал своему другу М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».

Работы в Кирилловской церкви завершились. В картине «Сошествие Святого духа» Врубель изобразил своих знакомых, а в виде одного из ангелов — себя. В 1885 году он уезжает в Одессу, но потом снова возвращается в Киев. Здесь пишет такие картины, как «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточную сказку».

В это время начинаются работы по росписи Владимирского собора. Михаил опять обращается к Прахову со своими эскизами, но в их отношениях чувствуется крайняя напряженность. Профессор не скрывал своей личной неприязни, и работы были распределены без участия Врубеля. При этом профессор признавал, что его отказ был продиктован сугубо личными мотивами.

Но в конце концов, Врубелю досталась работа по выполнению орнаментов.

Вскоре Врубель уезжает из Киева и больше сюда не возвращается никогда. Слишком болезненным было его пребывание в городе. Говорят, что впервые идея написать Демона появилась еще в Киеве, он даже показывал наброски отцу. К сожалению, они не сохранились, художник сам их уничтожил.

Образ Эмилии Львовны Праховой еще долго стоял перед глазами художника, некоторые даже угадывают ее черты в «Демоне сидящем». В будущем Врубеля ждал счастливый брак, признание в работе, поддержка поклонников, потом — финансовые трудности, критика и больница для душевнобольных.

А семья Праховых спокойно продолжала жить в Киеве, до них доходили только слухи об успехах и болезни Врубеля. Эмилия Львовна пережила его на 17 лет. С мужем она рассталась, а свою дочь попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой влюбленный поклонник. Дочь просьбу матери выполнила.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/51115/

Музы художников: Кипренского, Врубеля, Нестерова, Брюллова, Левитана

Пять любимых женщин, вдохновивших российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмы.

Сиротка Кипренского

Пребывание Ореста Кипренского в Италии было омрачено происшествием, которое бросило пятно на его репутацию. Даже современные биографы не могут сказать, как именно было дело. Известно, что римскую натурщицу, которая жила вместе с Кипренским, нашли убитой.

Будто бы ее завернули в холст, облили скипидаром и подожгли. Сам художник обвинял в убийстве слугу-итальянца. Незадолго до этого Кипренский написал портрет «Девочки с цветком в маковом венке». Считалось, что на нем изображена дочь этой натурщицы — Анна-Мария Фалькуччи, известная как Мариучча.

Она же позировала для неосуществленной «Анакреоновой гробницы».

Впрочем, согласно данным искусствоведов, убитая натурщица не была матерью Мариуччи. Другая женщина отдала 6-летнюю Мариуччу в качестве натурщицы в его мастерскую, и Кипренский, сам лишенный в детстве родительской ласки, сделал ребенка своей воспитанницей. Он выплатил матери отступные и добился официального отказа от девочки.

Покидая Италию, Кипренский отправил 10-летнюю Мариуччу в монастырский пансион, оставив средства на ее воспитание. Мать девочки попыталась шантажом помешать этому, требовала еще денег. Кипренский прибегнул к помощи одного кардинала и княгини Зинаиды Волконской.

В итоге итальянские власти поместили ребенка в школу, скрыв ее название и от матери, и от Кипренского. Спустя годы он второй раз возвратился в Италию, нашел воспитанницу и решил жениться на ней. 54-летний художник, принявший ради этого католичество, обвенчался с 25-летней Мариуччей, которая ждала его все эти годы.

А через три месяца он умер от воспаления легких, не успев закончить картину «Ангел-хранитель», для которой позировала молодая супруга. Его дочь Клотильда родилась уже после этого. Друзьям художника удалось выхлопотать вдове пансион при дворе.

В 1844 году появились известия, что Мариучча вышла замуж за какого-то маркиза. А что случилось с дочерью Кипренского — неизвестно.

Певица Врубеля

Что-то, видимо, было волшебное в атмосфере дома Праховых. Если Михаил Нестеров полюбил и воспел Лёлю, то Михаил Врубель воспел ее мать, Эмилию. 32-летняя красавица и ее младшая дочь Ольга послужили моделями для его образа «Богоматери с Младенцем» для иконостаса киевской Кирилловской церкви. Но эта страсть художника осталась безответной, хотя он из-за нее и резал себя ножом.

Гораздо больше повезло Врубелю с другой музой — сопрано Надеждой Забелой, которая согласилась стать его женой.

Он запечатлел ее на множестве полотен, самое знаменитое из которых — «Царевна Лебедь», вдохновленное ее ролью в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

(Впрочем, в чертах лица царевны находили сходство и с Эмилией, и с Лёлей Праховыми.) Из других картин — «Царевна Волхова», «Гензель и Гретель» и множество портретов.

В 1901 году у супругов родился мальчик, который умер через два года. В это же время, через два года после свадьбы, у художника проявились первые симптомы душевной болезни.

Врубеля несколько раз клали в клиники для душевнобольных. Диагноз — «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции». Художник полностью ослеп и умер в клинике.

А его жена-певица, которая оставалась с ним вместе все эти годы, — потеряла голос.

Вышивальщица Нестерова

В молодости Михаил Нестеров был приглашен расписывать киевский Владимирский собор. Вдохновителем проекта был Адриан Прахов — ученый и критик, который также пригласил в Киев работать Васнецова и Врубеля.

Дочь Адриана — Елена, которую все называли Лёля, — очень понравилась Нестерову. И он использовал ее в качестве модели для фрески «Святая Варвара».

Лицо Лёли не было красивым в прямом смысле этого слова, но легко узнавалось.

Дамы из киевского общества во главе с супругой генерал-губернатора графиней Софьей Игнатьевой (впоследствии большим другом Распутина) начали кампанию против «Святой Варвары». Графиня совершенно справедливо заявляла: «Не могу же я молиться на Лёлю Прахову!» И Нестерову пришлось переписать голову святой.

С Лёлей, которая была отличной златошвейкой и вышивала церковные покровы по его рисункам, он продолжил дружить, неоднократно заявляя в письмах своим друзьям, что если ему суждено когда-либо вторично жениться, то на ней. Наконец, после 10-летней дружбы он сделал ей предложение, которое было принято — но свадьба не состоялась, они расстались друзьями.

Второй раз Нестеров женился на учительнице дочери, а Лёля умерла в 1948 году в Киеве старой девой.

Но в образе святой Варвары она долго жила в сердце художника: после того, как его заставили переписать фреску, он начал картину на тот же сюжет, назвав ее «Чудо».

Только тут он написал святую согласно житию — уже с отрубленной головой, лежащей на земле. Полотно, над которым Нестеров с перерывами работал 27 лет, объездило с выставками весь мир и пользовалось огромным успехом.

Однако в 1920–30-х годах художник окончательно разлюбил его и разрезал на куски.

Аристократка Брюллова

Карл Брюллов полжизни провел в Италии. Ведь там жила его муза — красавица и богачка графиня Юлия Самойлова. Брюллов стал ее верным спутником в 1827 году. Они много путешествовали вместе, например посетили раскопки у Везувия, что в итоге привело к созданию «Последнего дня Помпеи» и громкой славе мастера. Любопытно, что Самойлова послужила моделью для трех фигур на этом полотне.

Художник подолгу жил на ее вилле. Там же находились две приемные дочери Самойловой (сама она была бездетной). Эти девочки запечатлены Брюлловым на портрете «Всадница». Происхождение одной из девочек загадочно — возможно, она внебрачная дочь самой графини. Воспитанница сопровождает Самойлову и на другом портрете Брюллова, обе изображены в маскарадных костюмах.

Связь художника и энергичной, полной сил аристократки длилась долгие годы. Но в 1839 году Брюллов женился на тихой и скромной Эмилии Тимм. Через 41 день он жену выгнал, что породило самые ужасные слухи в Петербурге. (Говорили, Эмилию развратил ее отец, что и вызвало гнев новобрачного.

) Только приезд Самойловой, которая направила все силы на то, чтобы поддержать друга, остановил травлю. А Брюллов с Самойловой снова возобновили отношения. И только ее свадьба с 1845 году с молодым итальянским красавцем-певцом положила окончательный конец этому многолетнему чувству.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «исчезающие образы»

Попрыгунья Левитана

В творчестве Исаака Левитана портретов — раз-два и обчелся. Во-первых, это, конечно, автопортреты. Есть и набросок его друга Антона Чехова. А из женских портретов, пожалуй, только Софья Кувшинникова, которая в течение восьми лет была его ученицей и спутницей в поездках по России в поисках пейзажей.

Кувшинникова была женой врача, в их квартире действовал литературный салон, где бывали Чехов, Щепкина-Куперник, Ермолова, Репин и многие другие. Кувшинникова отличалась восприимчивостью и необыкновенной привлекательностью.

Ее роман с Левитаном и некоторые свойства характера привлекли ироничное внимание Антона Чехова.

Следует отметить, что писатель всегда с большим любопытством и некоторой завистью следил за личной жизнью своего друга Левитана — смуглого брюнета, который пользовался крайним успехом у женщин. И не раз Чехов черпал вдохновение из этих историй.

Так появился рассказ «Попрыгунья», главная героиня которого кардинально меняет свои пристрастия в зависимости от того, кто является ее спутником жизни. Все прототипы — и муж, и жена, и любовник-художник — были узнаваемы.

Рассказ бурно обсуждался в обществе, Чехова чуть не подвергли остракизму за такую насмешку. Левитан собрался вызвать друга на дуэль, но обошлось. Через несколько лет они помирились.

А Левитан бросил Кувшинникову ради другой женщины (правда, ее портретов он не писал), причем Чехов сочинил об этом «Дом с мезонином».

Источник: https://www.culture.ru/materials/80598/muzy-russkikh-khudozhnikov

Михаил Врубель. Муза и типография

После смерти Врубеля С. И. Мамонтов писал в некрологе: «Врубель благоговел перед женщинами, и всегда одна из них гостила в его сердце. Во всех изображенных им в известный период жизни женских фигурах сквозят черты той, которой он увлекался в тот момент».

Если это и так, то с 1896 года господствует одна фигура, одно лицо, которое с тех пор в сердце художника царило безраздельно,— лицо его жены Надежды Ивановны Забелы. Врубель был последовательным исследователем темы Вечной Красоты. Этому способствовало его увлечение поэзией Русского Символизма.

Его акварель «Примавера» (1897) представляет собой органическое воплощение его представлений.

Он создает сюиту портретов своей супруги. Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы.

В ней он видел Морскую Царевну, Маргариту, Музу, Снегурочку, Весну; везде мы встречаем этот удлиненный овал, большие ласково-томные глаза, «зазывно-недоуменную» (по выражению Гнесина) легкую улыбку, тонкую фигуру, длинные руки. Сестра Надежды Ивановны Е.

И. Ге писала: «В наружности сестры не было ничего классического и правильного, и я слышала отзыв, что Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему».

Забела поистине стала его музой: его портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван «Муза».

Они познакомились в Петербурге, на сцене Панаевского театра. «На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т.С.

Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».

Чуть ли не в первый день Врубель сделал предложение обладательнице очаровавшего его голоса. Впоследствии он говорил ее сестре, что, если бы она ему отказала, он бы покончил с собой. Но Забела колебалась недолго, и уже через два месяца они стали женихом и невестой: свадьба была отложена до лета только потому, что Врубель должен был срочно заканчивать свои панно, а Забела уезжала в Швейцарию.

Дописав панно и даже не успев узнать об их судьбе, Врубель бросился к невесте, и свадьба их состоялась в Женеве. Потом длительное свадебное путешествие.

Врубель был бесконечно счастлив. Он боготворил жену: ездил на все ее репетиции и спектакли, придумывал и собственноручно мастерил ей наряды для сцены и жизни. Она была его музой и в жизни и в творчестве.

Не знаете как правильно организовать успешную рекламную компанию вашего бизнеса? В таком случае на помощь придет дешевая типография, которая представлена по адресу http://www.poligrafiya-moscow.ru Там вы подробнее узнаете всю информацию по услугам, а также почитать объективные отзывы клиентов.

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/mihail-vrubel-muza/

Врубель Михаил Александрович

Русские художники и живописцы

Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 марта 1856 года. Мать умерла, когда ему исполнилось всего три года. Семья офицера Александра Михайловича Врубеля часто переезжала из города в город.

В пять-шесть лет мальчик начал рисовать, и в восемь лет, когда Врубели жили в Петербурге, отец привел его в рисовальную школу Общества поощрения художеств.

Когда на следующий год семья переехала в Саратов, маленькому Михаилу наняли преподавателя рисования.

«В Саратов была привезена однажды копия с фрески Микеланджело «Страшный суд», — рассказывала сестра Михаила Анна. — Отец, узнав об этом, повел брата смотреть ее. Брат усиленно просил повторить осмотр и, возвратясь, воспроизвел ее наизусть во всех характерных подробностях».

Много времени отнимают учеба в гимназии, занятия историей и естествоведением. Рисует Врубель лишь урывками, да и то обыкновенно по просьбе отца.

Гимназические годы Врубель в основном провел в Одессе. Со слов сестры мы знаем, что в эти годы он увлекается «историей, по которой пишет сверх нормы большие сочинения на темы античной жизни и средневековья». Он основательно изучает латинский язык и читает в подлинниках Овидия и Горация.

После окончания гимназии Михаил в 1874 году поступает на юридический факультет Петербургского университета. Здесь он продолжает рисовать.

Известны некоторые из рисунков Врубеля того периода это «Врубель со своим университетским товарищем Валуевым» (1877), «Маргарита» (1877) — иллюстрация к гётевскому «Фаусту».

Но лишь на последних курсах университета Врубель приобщается к профессиональному обучению искусству начинает посещать в вечерние часы класс профессора П.П. Чистякова. Однако все снова прерывается, когда по окончании университета Врубель отбывает воинскую повинность. Наконец, в 1880 году Михаил становится студентом Академии художеств.

С осени 1882 года он начинает заниматься в классе академика П.П. Чистякова. Будучи в академии, Врубель много и упорно работает самостоятельно. Он рисует и пишет акварелью без устали, не переставая изучать законы старого искусства. Работоспособность его удивительна. Как-то за одну ночь он делает стофигурную (!) композицию «Орфей в аду».

Петербургская академия художеств. Фото конца XIX века.

Михаил близко сходится с двумя своими однокурсниками — Валентином Серовым и его двоюродным братом Дервизом. «Мы трое, — сообщает Врубель, — единственные, понимающие серьезную акварель в Академии». Уже в ранних работах Врубеля намечались черты, отличавшие его среди академистов.

Он слыл, и по заслугам, мастером акварели и удивительным композитором массовых сцен. Свой виртуозный рисунок и свой дар композитора Врубель продемонстрировал, в частности, на многофигурных библейских сценах во «Введении во храм» (1882).

Вместе с тем в ранний период своего творчества он создавал правдивые, проникновенные портреты, в которых умел передать сосредоточенное душевное состояние человека.

В 1884 году Врубель бросил академию. Он принял предложение А.В. Прахова переехать в Киев и возглавить там работы по реставрации живописи в древней Кирилловской церкви.

Речь шла не только о восстановлении фресок, но и о создании новых произведений взамен утраченных. Художник изучает не только отечественные росписи, но знакомился и со многими произведениями подобного рода в Венеции, куда он был отправлен в 1884 году.

Увы, эскизы росписи для Владимирского собора, созданные Врубелем в 1887 году, не были осуществлены вследствие их крайней необычности. Врубель нарушил церковные каноны и создал свободные композиции, придерживаясь только темы, но не ее канонического решения.

Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», четыре варианта «Надгробного плача», два варианта «Воскресения».

В эскизе «Надгробный плач» (1887) резко индивидуальный облик богоматери с горящими глазами, расширенными ужасом и скорбью, соответствует столь же экспрессивному образу Христа, лежащего в гробу. Художник стремился потрясти зрителя изображением безмерной скорби и страдания. Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы.

Надгробный плач Надгробный плач (вариант)

Врубель писал из Киева, что, увы, «на творчество рассчитывать нельзя», что для него работа с натуры — «средство прокормления». Но о «прокормлении» он меньше всего думал.

Отец, навещавший его в Киеве, неизменно с огорчением и тревогой сообщал в письмах «И до чего дожил Миша с его талантами! Средств к жизни почти никаких».

Но Врубель верил в свой дар, он писал «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».

Все девяностые годы Врубеля занимала тема Демона и зла. Еще в 1885 году, сразу после возвращения из Венеции, Врубель так описывал своего «Демона» отцу «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том Дух властный и величавый».

Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году «юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь», — описывает картину Н.А. Федорова. В 1899 году он пишет «Демона летящего».

Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный» (1902). Тема этого последнего Демона — титанический протест и трагическая гибель.

Демон низвергнут с высот и распростерт на горных кряжах, покрытых вечным снегом и льдом, освещенных последними холодными лучами заката. Демон разбит, сломаны руки с заостренными впивающимися в тело пальцами, голова как бы оторвана от лежащего тяжелым камнем торса. Но в его глазах продолжает гореть огонь гнева и протеста.

Демон сидящий (1890)
Демон летящий
Демон поверженный (1902)

В 1889 году Врубель уезжает в Москву. Так начинается новый и самый плодотворный пери од его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них — «Венеция» (1893) — создано по впечатлениям от новой поездки в Италию (1891-1892).

Содержание картины «Испания» (1894), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы.

Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть. В некоторой близости к этой картине — «Гадалка» (1895), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.

Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего».

Венеция (Декоративное панно) (1893) Испания (1894)
Портрет Т.С.Любатович в роли Кармен (1895) Гадалка (1895)

После «Венеции» влечение Врубеля к большому стилю проявилось также в его огромных многометровых панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», исполненных для Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, а также в цикле панно на сюжет из «Фауста» Гёте для «готического кабинета» в особняке А.В. Морозова.

В эту пору Врубель много работает над портретами. Как и все искусство художника, его портретная живопись остро психологична. Врубеля больше всего привлекает в изображаемом им человеке его внутренний мир. Он стремится заглянуть в самую глубину души, постичь сокровенные мысли и чувства. Круг портретируемых довольно узок.

Это преимущественно люди, близкие художнику.

Микула Селянинович
Принцесса Греза (Декоративное панно) (1896)

Блестящие примеры портретной живописи Врубеля — портреты К.Д. Арцыбушева и С. И. Мамонтова (оба 1897). О портрете Арцыбушева говорит Н.В. Баркова «Портрет прекрасен не только глубокой психологической характеристикой личности человека, но и своими живописными достоинствами. Поразительна пластическая лепка лица и рук.

Артистически свободно написаны черный костюм, темно-красный галстук, кресло красного дерева, ковер, кожаные корешки книг. Синими искрами загораются стекла пенсне. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Вся цветовая композиция приведена в единство.

Читайте также:  Описание картины аркадия пластова «жатва»

По своему реалистическому мастерству и силе характеристики портрет этот занимает выдающееся место в портретной живописи конца XIX столетия».

Портрет К.Д.Арцыбушева (1897) Портрет Саввы Мамонтова (1897)

Врубель страстно любил музыку. В конце девяностых годов он работает художником в театре. Для Московской частной оперы С.И. Мамонтова он пишет декорации к операм «Царская невеста», «Моцарт и Сальери», «Сказке о царе Салтане».

Главные женские роли в этих спектаклях исполняла жена Врубеля, талантливая певица Надежда Ивановна Забела. В 1896 году на одной из репетиций оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» в Панаевском театре в Петербурге Врубель впервые услышал ее пение.

Певица вспоминает «Я была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т.С.

Любатович поспешила мне представить «Наш художник Михаил Александрович Врубель» и в сторону мне сказала «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».

После премьеры оперы «Гензель и Гретель» Забела привезла Врубеля в дом Ге, где она тогда жила. Ее сестра «заметила, что Надя как-то особенно моложава и интересна, и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которой ее окружал Врубель». Врубель потом говорил, что, «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни».

28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Счастливая новобрачная писала сестре:

«В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние».

В 1899 и 1900 годах Врубель заведовал Абрамцевской майоликовой мастерской и там оставил ряд интересных скульптур-майолик на сказочные темы «Лель», «Волхова». «Купава».

Врубель пишет картины «К ночи» (1900), «Пан» (1899), «Царевна Лебедь» (1900). В полотне «Сирень» (1900), одной из вдохновеннейших своих картин, Врубель не только поэтически передал пышно расцветший куст сирени, но и то полное страстной патетики чувство, которое пробудили в его душе благоухающие весенние цветы лунной ночью.

К ночи (1900) Пан (1899)
Царевна Лебедь (1900) Сирень (1900)

Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец — Саввочка. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.

Доктор Усольцев, лечивший Михаила Александровича, пишет «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и также необходимо, как дыхание.

Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель — он все творил».

Художник в кабинете. 1899 год.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов — «Портрет Н. И. Забелы на фоне березок» (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. В 1906 году Врубель начал портрет поэта В.Я. Брюсова. Портрет остался незаконченным, так как художника постигло страшное несчастье — он ослеп.

Портрет Н. И. Забелы на фоне березок Портрет поэта В.Я. Брюсова

Михаил Александрович Врубель умер 1 апреля 1910 года, восприняв смерть как избавление.

В 2006 году был снят документальный фильм «Космос Михаила Врубеля».

Источник: http://tunnel.ru/post-vrubel-mikhail-aleksandrovich

Сочинение по картине Врубеля «Муза»

Имя Михаила Врубеля ассоциируется с образом Лермонтовского Демона, который нашел отражение во многих полотнах художника. Хотя на самом деле ни в облике, ни в характере Врубеля не было ничего демонического.

В искусство живописи Врубель пришел в годы его учебы в Академии художеств. До этого он учился на юридическом факультете, оставаясь совершенно равнодушным к самой юриспруденции. Говоря об этом периоде его жизни, Врубеля можно назвать «почитывающим и порисовывающим для развлечения юношей».

И, вмиг все меняется. Врубель работает по10 -12 часов в сутки, посещает выставки художников. Живопись всецело овладела его страстной, экспансивной натурой.

С 1881 года начинается самостоятельная жизнь Врубеля – художника. Он руководит реставрацией Византийских фресок в одной из церквей Киева. В написанных им в тот период образов для иконостасов и фигур на стенах храма, впервые проявляется его неповторимый лиризм и скорбь в сочетании с торжественным покоем.

Работа в храме окончена. Контраст обстановки, царившей в храме, и светская жизнь не могли не отразиться на его чрезвычайно тонкой психике. Его изображение стал искушать лермонтовский Демон.

Врубель воссоздает этот образ в виде иллюстраций к произведениям поэта, используя самые разнообразные формы: графику, карандашные рисунки, акварель.

1896 год принес счастье и успокоение в метущуюся душу поэта. На смену его разгульной жизни с часто меняющимися «музами» приходит настоящая любовь. Он знакомится и вскоре венчается с талантливой певицей Надеждой Ивановной Забелой. Их брак был на редкость удачным. Жена, действительно стала музой художника до конца его жизни.

Уже в год женитьбы он пишет ее портрет – фантазию, так и назвав его «Муза». Изображение музы на картине выполнено в виде пятен тщательно подобранной цветовой гаммы. Огромные полупрозрачные манящие глаза, роскошные волосы, рука с тонкими, изящными пальцами, удлиненный овал лица с выражением легкой полуулыбки – таким видел поэтический образ своей музы художник.

Впоследствии он создает целую галерею портретов своей жены. Ее черты живут и в женских мифологических персонажах других картин художника, или повторяются в его излюбленной цветовой гамме. Супруга поэта не обладала привычной классической красотой, но именно такой облик он видел в Снегурочке, Морской Царевне и Маргарите.

Супруга Врубеля была не только музой самого художника. Великий Римский – Корсаков, отдавая дань ее таланту, писал партии Царевны – Лебедя в «Сказке о царе Салтане» и Марфы в «Царской невесте» в расчете на вокальные и артистические данные Надежды Ивановны Забела.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-vrubelya-muza.html

Врубель М.А

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1904

 Русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Его мать, Анна Григорьевна, была родственницей декабриста Н.В. Басаргина, хорошо играла на пианино. Она умерла когда мальчику исполнилось всего три года.

Отец, Александр Михайлович, — поляк, офицер, был человеком образованным, нежно любившим своих детей. Именно он после смерти Анны Григорьевны занялся их воспитанием.

Также у Врубеля была сестра Анна, теплые отношения с которой сохранились у Михаила до конца жизни. 

Михаил рос спокойным мальчиком, любил слушать музыку. Способности к живописи проявились у него в возрасте 5-6 лет: однажды побывав на выставке, мальчик увидел копию с фрески Микеланджело «Страшный суд», и, придя домой, он по памяти воспроизвел картину во всех подробностях.

Так как отец будущего художника был военным, его семья часто меняла место жительства. Поэтому детские годы Михаила прошли в Астрахани и Саратове, гимназические годы прошли в Одессе.

Обучаясь в гимназии, Врубель увлекся историей античности и Средневековья, изучал латинский язык, читал в подлинниках Овидия и Горация. После окончания гимназии в 1874 году Михаил поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

Окончив университет, Врубель устраивается на службу в Главное военно-судное управление в качестве юриста. Однако увлечение живописью берет свое: еще обучаясь на последних курсах университета, Михаил начинает посещать вечерние классы рисования профессора П.П.

Чистякова, а в 1880 году его зачисляют учеником Академии художеств. Здесь проявилось увлечение Врубелем в гимназические годы античностью и библейскими темами: Михаил пишет акварели «Введение во храм», «Пирующие римляне», «Обручение Марии с Иосифом».

В 1884 году Врубель бросает обучение в Академии, и, по приглашению А.В. Прахова, едет в Киев для проведения работ по реставрации живописи в Кирилловской церкви. Среди наиболеее ценных композиций на стенах Храма «Сошествие Святого Духа» и «Надгробный плач».

Чтобы написать иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви — «Христа», «Богоматери», «Святого Кирилла» и «Святого Афанасия» — Врубель в 1885 году отправляется в Венецию, где изучает древние византийские мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников Эпохи Возрождения — Джованни Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно.

После возвращения в Киев художник пишет картину «Девочка на фоне персидского ковра» и акварель «Восточная сказка».

В этот период его материальное положение оставалось довольно тяжелым: Врубель твердо верил в то, что его художественный талант найдет общественное признание, и мало заботился о средствах для «прокормления». Он писал: «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».

В 1887 году Михаил Александрович работает над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве.

Художник пишет акварель «Ангела с кадилом и свечой», два варианта «Воскресения», четыре варианта «Надгробного плача».

Однако в своих работах Врубель не придерживался официальных церковных канонов, поэтому высокая художественная ценность работ не была в то время оценена, и они не были использованы в стенной живописи.

В 1888 году Врубель пишет знаменитое произведение «Гамлет и Офелия». В 1889 году художник переезжает в Москву, где знакомится с известным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым и членами его кружка, среди которых были известные русские живописцы К.А. Коровин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Левитан.

В 1890-91 годах Михаил Александрович работает над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова для юбилейного издания его сочинений. Он создал 13 рисунков, большинство из которых относилось к «Демону».

Особого внимания заслуживает исполненные черной акварелью «Голова Демона», «Тамара в гробу», которые можно отнести к лучшим работам живописца.

В 1891 году Михаил Александрович Врубель возглавляет художественную гончарную мастерскую в имении С.И. Мамонтова в Абрамцево.

В мастерской художник пишет картины (одно из лучших произведений — картина «Испания»), занимается изготовлением керамических скульптур из обожжённой глины – майоликой. Следует отметить скульптуры «Купава», «Египтянка», «Мизгирь», «Волхов».

Также Врубель увлекается декоративным дизайном. В 1891-92, 1894 годах художник посещает Рим, Милан, Париж, Афины.

Савва Мамонтов одним был одним из первых, кто признал и высоко оценил художественный талант Врубеля.

Так, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он построил специальный павильон для отвергнутых правительственным жюри грандиозных панно Врубеля — «Микулы Селяниновича» и «Принцессы Грезы».

Для частной оперы Мамонтова Михаил Александрович участвует в оформлении декораций «Садко» и «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Рогнеды» А.Н. Серова. Востребованность таланта художника придает ему уверенности. Он создает пять панно на тему «Фауста».

Конец 1890-х начало 1900-х годов – период высокого творческого и душевного подъема Врубеля.

Причиной этому были в том числе и обстоятельства личной жизни: художник полюбил известную певицу Надежду Ивановну Забелу, внесшую в его внутренний мир душевный покой. Врубель создает ряд портретов своей супруги Н.И. Забелы-Врубель.

Также в этот период художник пишет немало великолепных произведений, среди которых портреты С.И. Мамонтова и В.Я. Брюсова, картины «Жемчужина», «К ночи», «Царевна-Лебедь», «Пана», «Сирень».

В 1902 году Михаил Александрович заканчивает работу над самым трагическим своим произведением — «Демон поверженный». В образе демона художник воплотил трагедию сломленной личности — изломанная агонизирующая фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот и заражающая мир вокруг себя красотой последнего заката. Возможно это произведение, как и «Демон» 1890 года, автобиографично.

Врубель, чувствующий огромный потенциал своего таланта, ощутил близкий финал своей полной разочарований судьбы, так и не исполнил до конца грандиозных замыслов. Вскоре у художника началась тяжелая душевная болезнь. Однако в периоды ясного сознания Врубель продолжал работать: в 1905 году он набросал углем и пастелью портрет жены у камина «После концерта».

В 1906 году художник ослеп.

Умер Михаил Александрович Врубель 1 апреля 1910 года в Петербурге. Художника с почестями хоронила Академия художеств, речь над могилой произнес Александр Блок. Творческое наследие Врубеля составляет более 200 произведений. Среди них портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения.

*   *   *

Галерея (66 изображений)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/vrubel-m-a

Ссылка на основную публикацию