Описание картины микеланджело меризи да караваджо «святая екатерина алекcандрийcкая»

Караваджо | волшебная сила искусства

                  НЕЛЬЗЯ ПРОЙТИ МИМО ТВОРЧЕСТВА великого итальянского художника  Микела́нджело Меризи да Карава́джо.1571-1610.

           Он выступил реформатором европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.Его направление в живописи получило название КАРАВАДЖИЗМ.

 Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год             

 КАРАВАДЖО БЫЛ ОЧЕНЬ НЕОРДИНАРНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

                 Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалеку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.

             Чтобы лучше понять его живопись ,нужно узнать,что он был за человек.

              Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.

«Кающаяся Мария Магдалина»

               29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччио Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.

       «Юноша с корзиной фруктов»         

             Борромео-епископ Милана, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.

           Ему постоянно приходилось прятаться и переезжать с места на место.Умер Караваджо в возрасте  38 лет.

                Основые темы его живописи БЫТОВЫЕ И РЕЛИГИЗНЫЕ. Так как картин им было написано великое множество,то я остановлюсь в основном на бытовом жанре.

«Корзина с фруктами» (1596), пинакотека   Амброзиана, Милан.

В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».

Музыканты.

               Трое юношей в условно-театральных костюмах сидят и готовятся к репетиции. В центре Марио Миннити подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, между ними, третьим с рожком Караваджо поместил себя. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом.

Юноша с  лютнёй.Эрмитаж.

 Красоты картине добавляли и гармоничные краски и композиция. В паре с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».

Куртизанка Фалида.

Нарцисс у ручья.

           Легенда о Нарциссе – классический миф Древней Греции. Нарцисс – сын беотийского речного бога Кефисса и нимфы Лириопы – вырос таким красивым, что ни одну женщину не считал достойной себя. Нимфа Эхо, влюбившаяся в Нарцисса и отвергнутая им, высохла от горя так, что от нее остался только голос.

             В конце концов Немезида – богиня правосудия – решила наказать Нарцисса за гордыню. Нарцисс наклонился над источником и увидел свое отражение, и влюбился в него. Влюбился так, что не смог оторваться от отражения и умер от любви к себе.

Шулера.

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка»

 Гадалка.

             В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.

               Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога.

              Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

 Отдыхна пути в Египет.

          Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).            

             «Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.»

 Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).

Призвание апостола Матфея, 1599

         Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение.

                  Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках.

Охранники, вооружённые молодые люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.

В изумлении, он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения.

                 Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.

Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр — лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне.

Иисус появился лишь на мгновение его босые ноги повёрнуты к выходу. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки.

ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНАЯ РАБОТА МЕДУЗА.

Медуза ГОРГОНА.

                Горго́на Меду́за — наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Упомянута в «Одиссее»

Воскрешение Лазаря.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

            Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».

«Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря.

                Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.

 Святая Екатерина Александрийская    

            Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.

Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.

           В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.      

            Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта

 Источники.

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://renessans.jimdo.com/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BE/

http://smallbay.ru/caravaggio.html

http://www.bibliotekar.ru/avanta/6.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%BE

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3014676

Караваджо – крупнейший мастер эпохи барокко

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII вековОпубликовано 03.02.2017 13:38Просмотров: 1238

Он создал свой собственный художественный стиль – караваджизм; в своих картинах и в жизни отличался необыкновенной энергией. Не имея учителей в живописи, стал величайшим художником своего времени… 

Итальянский художник Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-1610) стал просто Караваджопо месту своего рождения в местечке Караваджио близ Милана. Так было с Веронезе, Корреджо и другими итальянскими художниками того времени, которые получали прозвище по месту своего рождения. 

Жизненный путь художника

Оттавио Леони «Портрет Караваджо» (1621)

Караваджо был простым каменщиком. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Возможно, поэтому Караваджо имел достаточно влиятельных покровителей, первыми из которых были герцог и герцогиня Колонна. Коло́нна, римский род – древняя итальянская фамилия. Род существует до сих пор.

А покровители Караваджо были очень нужны, т.к. он отличался буйным темпераментом, вспыльчивым характером, его жизнь постоянно омрачалась скандалами, драками и тюремными заключениями. В 1591 г. он вынужден был бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством.

Сначала Караваджо отправился в Венецию, затем в Рим, потом снова была тюрьма – и так, в постоянных переменах обстоятельств, места жительства протекала вся его жизнь.

При этом он много работал, получал заказы от влиятельных лиц того времени, знакомился при разных обстоятельствах с выдающимися личностями своего времени: в мастерской д'Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим; в тюрьме Тор ди Нона, куда он попал после очередной драки, происходит его встреча с Джордано Бруно; осенью 1594 г.

он начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама и встречается здесь с итальянским физиком, механиком, астрономом, философом и математиком, оказавший значительное влияние на науку своего времени – Галилеем; итальянским философом и писателем, одним из первых представителей утопического социализма – Кампанеллой; итальянским архитектором и скульптором Джакомо делла Порта, поэтами Марино и Милези.В 1606 г. спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна.

В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. 31 июля 1610 г. в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.

Творчество Караваджо

Первые миланские работы Караваджо не сохранились. А первой сохранившейся до наших дней картиной было полотно «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). Существует два варианта этой картины – 1592 и 1593 гг.

Караваджо «Мальчик, чистящий фрукт» (1592)

Вскоре Караваджо создаёт многофигурные картины: «Шулеры», «Гадалка».

Караваджо «Шулеры» (1594)

Караваджо «Музыканты» (1595). Холст, масло. 92х118,5 см. Метрополитен-музей. Нью-Йорк (США)

Картина была создана для украшения кабинета одного из первых меценатов молодого Караваджо, кардинала Франческо дель Монте.
Музыканты готовятся к репетиции. Один подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, третий с рожком – Караваджо, это своеобразный автопортрет.

Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Эта картина существует в трёх вариантах.

Один из них находится в Эрмитаже.

Караваджо «Лютнист» (ок. 1596). Холст, масло. 94х119 см. Эрмитаж (Петербург)

Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом.

На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.

Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни – свет от страниц нотной тетради.

Караваджизм

Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.

Для караваджизма характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов.

Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины).

Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии; «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др.) в Нидерландах; Х. Рибера в Испании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.

Читайте также:  Описание картины ильи репина «портрет пирогова»

Картины на библейские сюжеты

Картины на библейские сюжеты принесли Караваджо подлинную славу, хотя некоторые из них отвергались духовенством.

Караваджо «Отдых на пути в Египет» (ок. 1597). Холст, масло. 133,5х166,5 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)

Святое семейство утомилось на пути в Египет – Дева Мария и младенец уснули под музыку ангела, а Иосиф держит ноты. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Скромный пейзаж дополняет картину, но это, скорее, милый сердцу художника ломбардский пейзаж, а не ближневосточный.
На библейскую тему написаны картины «Экстаз св.

Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок.

1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др.

Караваджо «Призвание апостола Матфея». Холст, масло. 322х340 см. Сан-Луиджи-деи-Франчези (Рим)

Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним».

Караваджо изобразил этот сюжет как сцену из современной ему жизни. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках.

Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.

В изумлении он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения.

Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр – лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне.

Караваджо «Положение во гроб» (1603)

Изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю, поэтому его картины на библейские сюжеты не требовали дополнительного толкования, что создало огромную популярность его картинам, хотя церковники некоторые из этих картин не принимали, например, картину «Положение во гроб» и др.

Караваджо «Неверие апостола Фомы». Холст, масло. 107х146 см. Сан-Суси (Потсдам, Германия)

Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Апостол Фома не присутствовал при явлениях Христа после воскресения и выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников. Он заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Через неделю Фома получил эту возможность и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал.

Фигура Христа в левой части картины хорошо освещена светом, падающим на правую часть Его тела, и фокусируется на Его открытой груди с зияющей раной. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо.

Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда.

Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

Караваджо «Поцелуй Иуды». Холст, масло. !33х169 см. Национальная галерея Ирландии (Дублин)

Сюжет картины основан на сообщениях евангелистов о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.
Все лица персонажей ярко освещены.

Иисус, знавший о предающем Его, как бы старается уклониться от предательского поцелуя, но в то же время принимает его как неизбежность. Рука стражника уже занесена, чтобы взять преданного Иудой.

Автопортреты

Автопортреты Караваджо довольно необычны. Он изображает себя в качестве персонажей своих картин. Вот несколько примеров.

Караваджо «Больной Вакх» (1593). Полотно, масло. 67х53 см. Галерея Боргезе (Рим)

В 1593 г. художник заболел римской лихорадкой (малярия) и 6 месяцев находился в госпитале на грани жизни и смерти. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» – первый свой автопортрет.
На уже рассмотренной нами картине «Музыканты» Караваджо изобразил себя третьим музыкантом с рожком.

Фрагмент картины

На картине «Мученичество апостола Матфея» собственное изображение художник поместил в глубине слева.

Капаваджо «Мученичество апостола Матфея» (ок. 1600). Холст, масло. 323х343 см. Сан-Луиджи-деи-Франчези (Рим)

Фрагмент картины

На картине «Давид с головой Голиафа» его автопортретом является отсечённая голова Голиафа.

Караваджо «Давид с головой Голиафа» (ок. 1610). Холст, масло. 125х101 см. Галерея Боргезе (Рим)

Фрагмент картины

Кисти Караваджо принадлежат также немногочисленные натюрморты и портретные изображения.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-kontsa-xvi-xviii-vekov/669-karavadzho-krupnejshij-master-epokhi-barokko

Караваджо

Живопись Караваджо

 Караваджо, Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio ) (наст. фам. Меризи — Merisi) (1573-1610), – известный итальянский художник, представитель итальянского барокко.

Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (характерная черта караваджизма).

Биография Караваджо

Караваджо учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. В мае 1606 г. Караваджо убил на дуэли участника ссоры и вынужден был покинуть город. В 1608 г. он переехал на Мальту, где был заключен в тюрьму, потом бежал на Сицилию. Умер живописец (от малярии) в г. Порто-Эрколе, Тоскана.

Особенности творчества Караваджо

Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.

Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству.

В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Св. Лучии», 1608 г.).

Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.

Жанр картин Караваджо

Караваджо — автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб», ок. 1602-04), мифологических («Вакх», 1592-93) и жанровых («Лютнист», 1595) картин.

  Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели («Маленький больной Вакх»), аплегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов»). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-1593 гг.).

Внес большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», ок. 1596 г.) и бытового жанра («Гадалка», Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.

) — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600 гг., «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-1601 гг., «Положение во гроб», 1602-1604 гг.; «Смерть Марии», ок. 1605-1606 гг.).

Влияние искусства Караваджо

Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — РубенсаЙордансаЖоржа де Латура,СурбаранаВеласкесаРембрандта.

Усекновение головы Иоанна Предтечи

Шулеры

Музыканты

Святой Иоанн Креститель

Давид

Амур-победитель

Обращение Савла

Обращение Савла. Фрагмент

Призвание святого Матфея

Призвание святого Матфея. Фрагмент

Караваджо Призвание святого Матфея. Фрагмент

Юдифь и Олоферн

Юдифь и Олоферн. Фрагмент

Юдифь и Олоферн. Фрагмент

Поцелуй Иуды

Святой Иоанн Креститель

Гадалка

Отдых на пути в Египет

Отдых на пути в Египет. Фрагмент

Отдых на пути в Египет. Фрагмент

Маленький больной Вакх

Юноша, укушенный ящерицей

Лютнист

Лютнист. Фрагмент

Вакх

Экстаз святого Франциска

Экстаз святого Франциска. Фрагмент

Юноша с корзиной фруктов

Юноша, чистящий фрукт

Марфа и Мария Магдалина

Святая Екатерина Александрийская

Корзина с фруктами

Мария Магдалина

Нарцисс

Святой Матфей и ангел

Мученичество сявтого Матфея

Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент

Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент

Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент

Распятие святого Петра

Распятие святого Петра. Фрагмент

Распятие святого Петра. Фрагмент

Ужин в Эммаусе

Уверение Фомы

Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама. Фрагмент

Жертвоприношение Авраама Фрагмент

Смерть Марии

Святой Иероним

Мадонна пилигримов

Положение во гроб

Положение во гроб. Фрагмент

Давид с головой Голиафа

Мадонна со змеёй

Мадонна со змеёй. Фрагмент

Мадонна с четками

Мадонна с четками. Фрагмент

Бичевание Христа

Семь дел милосердия

Семь дел милосердия

Виньякур

Рождество со святыми Лаврентием и Франциском

Поклонение пастухов

Благовещение

http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/277-karavadjo.html

Источник: https://art-links.livejournal.com/2232783.html

Святость и грех в картинах Микеланджело Меризи да Караваджо

28 сентября исполняется 445 лет со дня рождения итальянского живописца Караваджо.

Микела́нджело Меризи да Карава́джо — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.

Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года  в итальянском селении Караваджо.

Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим.

Поначалу он бедствовал, работал по найму.

Спустя некоторое время модный живописец Чезари д'Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

В это время были написаны такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».

По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов и авантю-ристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.

В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя, который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист».

В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс».

Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Отдых на пути в Египет», «Юдифь», «Жертвоприношение Авраама».

На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею. Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600).

Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра». В 1602-1604 годах художник написал «Положение во гроб» («Снятие с креста») для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино.

В 1606 году написана картина «Успение Марии».

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден.

Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

 В 1609 году Караваджо вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), «Мадонна Розария» и «Бичевание Христа».

На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», на Сицилии — «Погребение святой Луции» для церкви Святой Луции, «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта Мария дельи Анджели.

К последним произведениям Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа», на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на  корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. 18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в 37 лет.

Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.

Читайте также:  Описание памятника комару в ноябрьске

Источник: http://almatylife.kz/article/svyatost-i-greh-v-kartinah-mikelandjelo-merizi-da-karavadjo

Караваджо [Меризи да Микеланджело] (1573 — 1610)

15.07.2008

Публикации

Творчество этого выдающегося живописца рубежа XVI—XVII столетий было подлинно новаторским, а его недолгая трагическая жизнь насыщена приключениями.

В начале 1590-х годов Караваджо приехал из Ломбардии в Рим, где обрел влиятельного покровителя — кардинала дель Монте.

После произошедшей в 1606 году ссоры и убийства художником в драке одного из ее участников, он вынужден был спасаться бегством в Неаполь, а оттуда в 1607 году перебрался на остров Мальту. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию.

В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. В 1610 году, полагаясь на помощь влиятельных друзей и снисхождение Папы, решил снова возвратиться в Рим, но добравшись до городка Порто д’Эркасе, умер от лихорадки в возрасте тридцати семи лет.

Гадалка. Ок. 1594

Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — «Вакх» (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), «Юноша с корзиной фруктов» (ок. 1593, Рим, Галерея Боргезе), «Гадалка» (ок.

1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией.

Постижение натуры, колорита, светотени навсегда останутся главными для Караваджо как для живописца, воспитанного в традиции северо-итальянской школы XVI века.

Вакх. 1596—1597

В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. С великолепным мастерством написан натюрморт — чаша из Фаэнцы, наполненная плодами осеннего урожая, стеклянный кувшин с вином и сосуд, который держит юноша в руках.

Прообразом многих народных типов в творчестве мастеров XVII—XVIII столетий станет черноглазая гадалка Караваджо. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии.

Изображенные на фоне освещенной солнечными лучами стены полуфигуры переданы пластически весомо. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане; считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением.

Как всегда в полуфигурных изображениях Караваджо натюрморт создает духовную ауру вокруг фигур.

Юдифь. 1595—1596

Голова Медузы. 1595—1597

Более драматичны произведения второй половины 1590-х годов: «Юдифь» (1595—1596, Рим, Палаццо Барберини), «Давид с головой Голиафа» (Рим, Галерея Боргезе; Вена, Музей истории искусства), «Жертвоприношение Авраама» (1594—1596, Флоренция, Галерея Уффици), «Голова Медузы» (1595—1597, Флоренция, Галерея Уффици).

Резкий свет выделяет ту часть композиции, которую художник считает наиболее важной для передачи психологической глубины образов и всей сцены: трофей Давида — голову Голиафа; лица Авраама, Исаака и руку рыжеволосого ангела; Юдифь, вонзающую меч в шею Олоферна.

Караваджо позволяет себе свободные отступления от библейского изложения событий: ангел беседует с приносящим кровавую жертву Авраамом не с неба, а энергично удерживает его руку. О казнях и смерти напоминает и образ Святой Екатерины Александрийской, изображенной с традиционными атрибутами — колесом, мечом и пальмовой ветвью (Мадрид, Фонд Тиссена-Борнемисса).

Для этого полотна позировала жена друга Караваджо, архитектора Лонги. Образ красивой рыжеволосой итальянки полон такой чувственной жизненной силы, что лишь очертания нимба на темном

фоне и атрибуты заставляют осознать, что это персонаж легендарной истории, а не просто портрет современницы художника. Уподобленная пугающему античному скульптурному образу — Медузе Ронданини, в трагической гримасе застыла голова Медузы, написанная с предельной натуралистичностью.

Призвание апостола Матфея. 1599—1602

В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея («Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея», «Апостол Матфей и ангел», 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Церковными деятелями не сразу была одобрена попытка художника ввести в алтарные картины простонародный, а не идеально-возвышенный типаж, передать сильные эмоции. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. Свет преображает эмоциональную атмосферу происходящего, придавая событию, одновременно, очень конкретный и ирреальный характер.

Трапеза в Эммаусе. 1601

Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Несколько раз, изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера; 1601, Лондон, Национальная галерея).

Его интересовала передача характерности образов Петра, Луки и Клеопы, их живой, но сдержанной реакции на рассказ Христа, остающегося как бы в тени, хотя и помещенного в центр композиции, жестом руки благословляющего хлеб.

Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов.

С великолепной пластической осязательностью выписаны кисти винограда и смородины, персики, груши, яблоки, помещенные в плетеную корзинку и с декоративным изяществом окруженные зеленым плюмажем листьев.

Положение во гроб. 1600—1604

Глубокий, предельно эмоциональный характер выражения скорби обретают образы персонажей в полотне «Положение во гроб» (1600—1604, Рим, Ватиканская пинакотека). Стоя над изображенной на первом плане открытой могилой (Караваджо вновь использует мотив, нарушающий традиционную иконографию) они выглядят монументально, а зритель невольно оказывается вовлеченным в трагический ритуал погребения.

Смерть Марии. 1605—1606

К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Оно было написано для римской церкви Санта Мария делла Скала и приобретено впоследствии герцогом Мантуанским по настоянию Рубенса, исполнявшего при нем роль придворного художника. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы.

Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Торжественность привносит в композицию лишь высоко откинутый темно-красный полог, выделенный ярким светом из полумрака крестьянского жилища, где происходит трагическая сцена.

По тонкости передачи глубоких человеческих переживаний это большое полотно — подлинный шедевр Караваджо.

Мадонна с паломниками. 1604—1605

В последние годы жизни, много скитаясь, Караваджо исполнил ряд алтарных образов — в соборе Ла Валетты, в церквах Мессины, Сиракуз, Неаполя. В полотнах «Погребение Святой Лючии» (1608, Сиракузы, церковь Санта Лючия) и «Поклонение пастухов» (1609, Мессина, Национальный музей) доминирует темный фон, свет распределен более дробно, но передача эмоций персонажей не утрачивает прежней глубины.

Святая Екатерина Александрийская. 1595—1596

Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода; глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта.

Открытая неаполитанским живописцем подлинная ценность натуры, утверждение народной образности еще в XVII столетии изменили представления о соотношении натурности и идеализации. Нововведениям художника суждено было стать исходной точкой творчества мастеров последующих столетий.

И мастера эпохи неоклассицизма находили в искусстве Караваджо источник вдохновения, стремясь избежать академических соблазнов.

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=548

Биография Микеланджело Меризи да Караваджо

Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.

До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму.

Спустя некоторое время модный живописец Чезари д'Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

В это время были написаны такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».

По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.

В 1595 году в лице кардинала Франческо Мария дель Монте Караваджо нашел влиятельного покровителя, который ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист».

В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс».

Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Отдых на пути в Египет», «Юдифь», «Жертвоприношение Авраама».

На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею.

Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600).

Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».

В 1602-1604 годах художник написал «Положение во гроб» («Снятие с креста») для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина «Успение Марии».

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), «Мадонна Розария» и «Бичевание Христа».

На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», на Сицилии — «Погребение святой Луции» для церкви Святой Луции, «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта Мария дельи Анджели.

К последним произведениям Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа», на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

18 июля 1610 года Караваджо скончался от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.

Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве — караваджизм.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://news.rambler.ru/europe/21359201-biografiya-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho/

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Святая Екатерина Алекcандрийcкая». Картины микеланджело меризи да караваджо

Главная » Микеланджело картины » Картины микеланджело меризи да караваджо

Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.

Искусство барокко

Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо – это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом.

Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком.

Примеры тому — картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению.

В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений.

Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», – этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год

«Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти.

Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «перспективы»

Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна.

После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти.

Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече.

Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп. Образ «Св. Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Наградой ему служит божественное откровение. Об этом старается напомнить художник своему зрителю.

Натюрморт – книга, перо — показывает, что святой стал проводником божественного слова.

Лицо смерти

В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.

Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует.

Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы.

Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.

Подвиги веры

«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения.

Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо – один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит.

Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет.

Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605).

Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти.

Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.

Последние годы, скитания

Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения.

Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.«Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет.

Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Откровенность изображенного подчеркивается тем, что палач отрубил, но еще не поднял голову. То есть опять повторяется момент перехода от живого к неживому, когда еще нити жизни связывают тело и голову.

Но больше всего потрясает и дает трагедийность изображению то, что в крови, которая растекается из тела, Караваджо подписывает свое имя. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.

Освещение на картинах Караваджо

Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника – это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его.

Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.

Неожиданная находка

Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.

https://www.youtube.com/watch?v=qNSljf9Luak

Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи.

Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной.

После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.

www.syl.ru

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Смерть Марии»

Одна из картин Караваджо, написанных по заказу церкви, но отвергнутых из-за нетрадиционной революционности – «Смерть Марии». Создано удивительное полотно было к 1606 году. Это был период позднего, зрелого творчества живописца. И в картине нашли отражения все приобретенные Караваджо за годы художественного труда приемы изображения фигур, фона и их взаимодействия.

«Смерть Марии» поражает глубокой эмоциональной силой. С первого взгляда ощущается скорбь собравшихся апостолов и Магдалины возле умершей Богоматери. Душевная боль на лицах и в красноречивых жестах заражает зрителя и погружает в тревожный трепет перед смертью. Многие ценители шедевров Караваджо считают представленную работу наиболее трагичной.

Драматизм скорбной сцены в нижней части картины гениально подчеркнут освещенным красным занавесом в верхней стороне. Основной цвет полотна – чернеющий темный коричневый, он разбавлен пятнами насыщенного алого тона и яркими бликами света.

Именно свет выступает здесь в качестве изобразительного средства для передачи духовной возвышенности полотна.

Еще один прием – положение тела Матери Христа – оно, лежа на приподнятой от земли поверхности, как бы парит в воздухе: под ногами совсем не видно опоры.

Церковь в то время не сумела разглядеть богатства духовности выполненной работы. Даже нить нимба у головы Богоматери не убедила представителей религии. Они желали видеть торжество воскресения, ведь Мария после долгой жизни должна была встретиться на небесах с любимым сыном и обрести счастье.

А художник, по их мнению, не дал даже намека на подлинный сюжет библии. Более того, существовало мнение, что натурщицей для написания фигуры Марии он выбрал женщину легкого поведения.

Но все же нашлись ценители таланта живописца, которые сохранили прекрасный шедевр, и теперь его можно лицезреть в Лувре.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с корзиной фруктов»

Микеланджело Караваджо – художник с итальянскими корнями, получивший образование в Милане. Его знаменитая картина «Юноша с корзиной фруктов» является его ранней работой.

Написал он ей в 1593 году. Интересно то, что Караваджо любил изображать как повседневный быт людей, так и библейские события. «Юноша с корзиной фруктов» является изображением именно обычной жизни.

На полотне величиной 70 на 67 сантиметров художник изобразил портрет юноши, в руках которого корзинка со спелыми свежими фруктами. Парень имеет тёмные, густые, кудрявые волосы. Поза юноши достаточно свободная, он немного сгорбился, оголил плечо. Смотрит он на нас с гордым видом. Рот его слегка приоткрыт.

Корзине с фруктами художник уделил немало времени. В плетёную коричневую корзинку Микеланджело Караваджо поместил грозди винограда, красно-зелёные яблоки, спелый инжир, персики и другие фрукты.

Самыми яркими фруктами являются яблоки, а остальные фрукты художник изобразил в нейтральных тонах, чтобы всё гармонично смотрелось. Ведь если бы Караваджо взял много ярких цветов, наше бы внимание ушло бы только на фрукты, тогда мы позабыли бы про главного героя.

Достоверной информации, кем же являлся этот юноша, нет. Многие считают, что Караваджо просто попросил позировать первого встречного. Вообще, Микеланджело Караваджо знаменит тем, что изображал на своих картинах самых обычных людей из народа.

Большое значение художник уделял цветам и свету. На данной картине сразу понятно, что свет падает с левой стороны. Ведь самые яркие пятна – это левая щека и плечо юноши.

На правой стороне картины, наоборот, падают тени. Фон картины – самая обычная серая стена. Художник специально изобразил парня в обычном помещении, а не на природе. Чтобы фрукты не сливались с природной средой.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Обращение Савла»

Из «Деяний апостолов» живописец Караваджо почерпнул значимый драматичный сюжет для написания полотна в римскую церковь.

Савл был в числе самых грозных и безжалостных преследователей христиан. По преданию, он направлялся в Дамаск, чтобы там заключить под стражу нескольких сторонников Христа.

Накануне он получил разрешение у первосвященника на их арест. Когда гонитель уже приближался к месту назначения, то был ослеплен ярким небесным светом. Свалившийся наземь, он услышал отчетливую речь Иисуса, который укоряющим наставляющим тоном спрашивал: «Зачем преследуешь Меня?».

После того Христос явился ученику Анании, сказав тому прийти в жилище Савла и приложив руки к ослепшему, вернуть ему зрение. Ученик выполнил данное поручение. Прозрев, Савл крестился и под новым именем – Павел стал проповедником христианской веры.

История, кардинально изменившая жизнь Савла, описана мастером с потрясающей выразительностью. Сияние от появления Христа заставляет бывшего убийцу плотно сомкнуть глаза, прийти в ужас и упасть в изнеможении на землю к ногам лошади.

Громоздкое лошадиное тело заняло едва ли не половину полотна – в верхнем фрагменте картины оно как бы нависает над беспомощной упавшей фигурой.

Таким приемом Караваджо отвлекает смотрящего от человека, привлекая взгляд к сильному неземному свету над ним.

Удивительная работа художника примечательна и тем фактом, что упавший с коня Павел конечностями выходит за обрамление картины. Благодаря такому гениальному способу построения композиции зрителям дается возможность ощутить себя свидетелями происходящего на картине, острее проникнуться чувствами героя и поверить в сверхъестественность события.

Теперь реалистичное свидетельство божественного явления хранится в римской капелле Санта Мария.

opisanie-kartin.com

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Святая Екатерина Алекcандрийcкая»

Микеланджело Меризи да Караваджо считается основателем реализма в живописи. После него не осталось ни одного эскиза или рисунка – все свои замыслы Караваджо сразу воплощал на холстах. Жизнь художника была весьма своеобразной.

Отличаясь дерзким и вспыльчивым нравом, он постоянно попадал в какие-то темные истории, являлся зачинщиком драк, несколько раз попадал в тюрьму, дважды был обвинен в убийствах. В творчестве художника главенствующее место занимают мужские портреты и жанровые сценки с участием мужчин.

Чаще всего персонажи Караваджо – простые юноши «из толпы», яркие, чувственные, жизнерадостные и отчасти грубоватые. Таким был и сам автор.

Картина «Святая Екатерина Александрийская» является редким для живописца одиночным портретом женщины – правда, чертами лица Екатерина все таки напоминает мальчика. Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии Ксантоса.

Принцесса была очень капризной, отвергая всех потенциальных женихов. Александрия в те годы слыла одним из самых просвещенных городов, славилась огромной библиотекой и отличными школами. Поэтому Екатерина получила отличное образование. Став царицей, приняла христианство.

Во сне ей явился Христос и подарил кольцо; с того времени она считала себя Христовой невестой.

Когда император Максимин приехал в Александрию, чтобы совершить жертвоприношения и обряды по языческому обычаю, Екатерина ворвалась в храм и потребовала от императора оставить языческих богов и обратиться в христианство. Впоследствии была жестоко казнена и возведена в ранг святых.

На картине мы видим совсем юную девушку в белой блузе, расшитой золотом, и темном бархатном платье. Каштановые волосы разделены на пробор и убраны в прическу. Мягкое полудетское лицо, пухлые губы, аккуратные губы, темные настороженные глаза – если бы не тонкий золотистый нимб над головой, изображение было бы портретом обычной девушки.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/mikelandzhelo-kartiny/kartiny-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector