Описание картины микеланджело меризи да караваджо «юноша с корзиной фруктов»

Выставка Караваджо. Юноша с корзиной фруктов

Главная » Зарубежные художники » Выставка Караваджо » Караваджо — Юноша с корзиной фруктов

Здравствуйте, дорогие гости! В этом году исполняется 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

В честь этой знаменательной даты, а также в рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России в ГМИИ открыта выставка итальянского художника Караваджо.

Несмотря на сильный мороз, который держится в Москве, я отстояла очередь перед входом в музей и посмотрела 11 картин живописца, привезенных из музеев и храмов Италии и Ватикана. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом.

Караваджо испытал влияние таких великих мастеров Возрождения как Микеланджело, Тициан, Веронезе, Себастьяно дель Пьомбо. При этом его искусство достигло такого мастерства, что теперь его называют первооткрывателем современной живописи.

В России находится лишь одна картина Караваджо «Лютнист», хранящаяся в собрании Эрмитажа. Она была приобретена императором Александром Первым в 1808 году.

Несмотря на то, что она не входит в представляемую итальянскую коллекцию, я о ней тоже расскажу отдельно.

Микеланджело Меризи, которого стали называть Караваджо по имени небольшого города, из которого происходило его семейство, родился в Милане в 1571 году. В семье было еще трое детей после него. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника.

Город Караваджо являлся центральным владением маркизов Франческо Сфорцы и Констанцы Колонны, маркиза часто помогала живописцу на протяжении всей его бурной жизни.

Микеланджело с раннего детства стремился заниматься живописью, но это было тяжело осуществить из-за смерти  отца в 1577 году.

Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. В то время художник был настолько беден, что не мог оплачивать натурщика и рисовал картину, смотря на себя в зеркало. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем.

В наше время было отвергнуто предположение о том, что картина является автопортретом художника, и появилась другая гипотеза – полотно изображает «Осень» и вместе с другими работами этого периода составляет аллегорический цикл «Пять чувств», показывая «Вкус».

В 1971 году появилось предположение, что юноша предлагает себя зрителю, а корзина с фруктами является метафорой лакомого эротического блюда. В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную.

Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов.

Рим, Галерея Боргезе

До следующей встречи, дорогие друзья! Или до следующей картины Караваджо!

Дорогие друзья! Предлагаю вам почитать 2 увлекательные книги известной писательницы Дины Рубиной:

1. Синдикат (роман-комикс)
2. Во вратах твоих

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/vistavka-karavadjzo/karavadzho-yunosha-s-korzinoy-fruktov

Микеланджело Меризи Караваджо

Выбранный для просмотра документ Микеланджело де.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Микеланджело да Караваджо МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа» Учитель технологии и МХК: Гостюхина С.В.

2 слайд Описание слайда:

Микеланджело да Караваджо настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо. Родился 28 сентября 1571 — 18 июля 1610) — итальянский художник, представитель итальянского барокко, реформатор европейской живописи XVII века.

Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. основоположник реалистического направления.

Внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени

3 слайд Описание слайда:

Биография Учился в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта.

Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608-09, преследуемый наемными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим.

По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д'Эрколе.

4 слайд Описание слайда:

Ранний период Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект.

Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству.

В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом.

5 слайд Описание слайда:

Особенности творчества Караваджо Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним”,), мифологических (“Вакх”, 1592-93) и жанровых (“Лютнист”, 1595) картин.

  Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (“Маленький больной Вакх”), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (“Юноша с корзиной фруктов”). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (“Вакх”, 1592-1593 гг.).

Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта и бытового жанра.

6 слайд Описание слайда:

Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе),

7 слайд 8 слайд Описание слайда:

«Гадалка» (ок. 1594, Лувр),

9 слайд Описание слайда:

«Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж),

10 слайд Описание слайда:

«Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов. Например: («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и Кающаяся Мария Магдалина»)

11 слайд Описание слайда:

«Отдых на пути в Египет»

12 слайд Описание слайда:

Микеланджело да Караваджи выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи.

Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.

13 слайд Описание слайда:

«Музыканты»

14 слайд Описание слайда:

«Шулеры»

15 слайд Описание слайда:

«Юноша с виноградом»

16 слайд 17 слайд Описание слайда:

Зрелый период Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, В первом и самом значительном из них — «Святой Иероним». Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости

18 слайд 19 слайд Описание слайда:

Усекновение головы Иоанна Предтечи

20 слайд 21 слайд Описание слайда:

Святой Иоанн Креститель

22 слайд Описание слайда:

«Амур-победитель»

23 слайд Описание слайда:

Микеланджело Караваджо принадлежал к числу художников, внесших весомый вклад в развитие искусства эпохи Возрождения. Великий живописец родился в 1573 году. В течении определенного времени работал в Риме, Флоренции, Неаполе, на Сицилии.

Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников. Так, художника обвиняли в том, что он не придерживается традиционных канонов академизма, не выдерживал принанятых принципов написания полотен.

С другой стороны, Микеланджело Караваджо является родоначальником собственного направления в живописи, когда на переднем плане выступает бытовая тематика.

24 слайд Описание слайда:

Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века – Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Веласкеса и Рембрандта.

25 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=67916

Первую картину Караваджо из его выставки в ГМИИ привезли в Москву

Живописную картину Микеланджело Меризи да Караваджо “Мальчик с корзиной фруктов” конца 16 века выставили в посольстве Италии в Москве, предваряя самую крупную в мире выставку художника за пределами Италии, которая откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина 26 ноября.

“Мальчик с корзиной фруктов” – практически первое известное нам произведение Караваджо, и ученые склонны считать, что с этой картины он начинается как художник – здесь он впервые применяет прием введения энергичной, активной светотени, который позже станет одним из главных в его творчестве”, – рассказала журналистам в среду директор ГМИИ Ирина Антонова.

Читайте также:  Описание картины оноре домье «законодательное чрево»
Караваджо МикеланжелоМальчик с корзиной фруктов 1593-1594 гг.

Антонова отметила, что организовать выставку Караваджо почти невозможно.

В состав экспозиции вошли 11 произведений художника – в мировом масштабе это крайне представительная выставка, поскольку картин мастера до наших дней дошло не так уж много, все распылены по различным, преимущественно итальянским, собраниям.

Музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо, а ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова на показе картины Микеланджело да Караваджо”Юноша с корзиной фруктов” в посольстве Италии.
Карабинеры у картины на показе работы Микеланджело да Караваджо”Юноша с корзиной фруктов” в посольстве Италии.

“Несомненно, “Мальчик с корзиной фруктов” – одна из лучших картин на выставке. В этом по существу юношеском произведении можно прочувствовать основные приметы его творчества: повышенное эмоциональное напряжении модели, пластическую энергию живописи и демократизм персонажа”, – отметила директор ГМИИ.

По ее словам, у ученых есть множество версий относительно того, что в аллегорической форме изобразил художник: некоторые полагают, что это – иносказательное изображение осени, другие – одного из чувств – вкуса, или же вовсе всеобъемлющей любви.

Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо.

Микеланджело да Караваджо“Положение во гроб” 1602-1604 гг.Ватикан, Пинакотека

По словам Антоновой, Караваджо представил миру новый тип художника богемы, независимого от обстоятельств. “Его богемный образ жизни дошел до нас по свидетельствам полицейской хроники – это был один из видов личной свободы и ее демонстрация”, – рассказала директор ГМИИ.

Полный состав экспозиции пока не раскрывается, однако уже известно, что в ГМИИ также можно будет увидеть алтарное полотно “Положение во гроб”. Его показ станет подлинным событием: оно считается наиболее впечатляющим творением Караваджо, которое к тому же крайне редко покидает стены Ватиканского дворца.

Из римской церкви Санта Мария дель Пополо выдали одно из двух написанных для нее масштабных алтарных полотен – “Обращение Савла”.

Микеланджело даКараваджо “Обращение Савла” 1601 г.Рим, Церковь Санта Мария дель Пополо

Эксперты отмечают необычную для трактовки сюжета композицию: лошадь, с которой упал пораженный божественным явлением Савл, занимает значительную часть холста, в то время как на картинах предшественников и современников Караваджо обычно доминировали библейские герои. Круговая композиция обращения Савла в апостола Павла визуализирует превращение животного в человеческое.

Одно из наиболее известных полотен Караваджо – “Ужин в Эммаусе” – принадлежит Лондонской национальной галерее, в Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально.

Микеланджело да Караваджо“Ужин в Эммаусе” 1603 г.Национальная галерея, Лондон

Зато талант Караваджо к изменению канонов особенно четко на выставке можно проследить по двум картинам, изображающим Иоанна Крестителя.

На одной из них, из Капитолийского музея, написан молодой улыбающийся обнаженный юноша, образ Крестителя угадывается лишь по барану – символу священной жертвы и виноградным листьям, сок ягод которого символизирует Христову кровь.

На другой, доставленной из римской галереи Корсини, Иоанн Креститель более сдержан и строг, хотя выглядит не как старик или даже взрослый.

Микеланджело да Караваджо“Иоанн Креститель с овном” 1595—1596 гг.Рим, Палаццо деи Консерватори

На вкус современников, работы Караваджо выглядели вызывающе и экстравагантно, а кое-кто – например, классицист Никола Пуссен, обвинял его в попытке разрушить живопись. Эта экспозиция, подготовленная по случаю Года Италии в России, станет его мощным завершающим аккордом и позволит каждому понять, насколько реформаторское влияние оказал художник на развитие истории изобразительного искусства.

Выставка для широкой публики будет открыта в Москве в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина с 26 ноября до 19 февраля 2012 года.

Источник: РИА Новости          Читать все новости >>

Источник: http://artwork2.com/content/pervuyu-kartinu-karavadzho-iz-ego-vystavki-v-gmii-privezli-v-moskvu

Желание кардинала Боргезе обладать …

Желание кардинала Боргезе обладать шедевром Караваджо было столь сильно, что прежнего владельца полотна он заключил в тюрьму и выпустил лишь в обмен на картину.

 Перед открытием в Пушкинском музее уникальной выставки шедевров Караваджо жемчужину экспозиции, картину «Юноша с корзиной фруктов», показали в посольстве Италии в Москве

В мире не существует единого собрания произведений Микеланджело Меризи да Караваджо. Работы великого мастера рассеяны по музеям и соборам.

Именно поэтому нынешнюю выставку, на которой ценители живописи смогут увидеть сразу одиннадцать шедевров художника, уже сегодня называют уникальным проектом в мире искусства. Никогда еще произведения Караваджо в таком количестве не покидали Италию!

Полюбоваться полотнами великого мастера в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина можно будет на протяжении трех месяцев.

Жемчужину экспозиции, картину «Юноша с корзиной фруктов», сначала показали в посольстве Италии в Москве.

На закрытом утреннем показе «Кофе с Караваджо», куда пригласили и «ФАКТЫ», собралась творческая элита Москвы — художники, архитекторы, писатели, актеры, режиссеры…

Немного побитые яблоки, слегка перезревшие на солнце виноградины написаны так искусно, что кажутся настоящими

На полотне, которое является ранним произведением автора, изображен юноша с корзиной фруктов — сцена, которую можно увидеть на любом римском рынке.

Немного побитые яблоки, слегка перезревшие на солнце виноградины написаны так искусно, что кажутся настоящими. А пожухлые листья, поточенные насекомыми, будто осязаемы.

Чтобы рассмотреть все детали до мелочей, к картине можно было подойти так близко, как практически никогда не удается в музеях.

Картина входит в коллекцию римской галереи Боргезе с 1607 года. Желание кардинала 

Сципиона Боргезе обладать шедевром было столь сильно, что прежнего владельца полотна художника Джузеппе д'Арпино — титулованного римского живописца папы Клемента VIII он заключил в тюрьму и выпустил на свободу лишь в обмен на картину.

*Картина Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» — один из самых знаменитых шедевров мировой живописи

Как рассказали эксперты в области живописи, не раз полотно становилось и предметом жарких споров искусствоведов. Например, некоторые настаивали, что работа создана не одним, а… двумя авторами.

Натюрморт ведь выписан четко и подробно, а портрет — в весьма мягкой, слегка размытой манере. Другие утверждали, что автор один и именно к такому контрасту стремился.

Спорили и о том, автопортрет ли это и что он символизирует.

Сам художник, проживший всего 38 лет (1571-1610), прослыл достаточно скандальной фигурой. Рожденный в Милане, своим талантом он покорил Рим. Однако вспыльчивый нрав не раз оборачивался для Караваджо крупными неприятностями.

В его жизни, которая не регламентировалась никакими правилами, то и дело случались конфликты и драки. За ними следовали аресты и судебные разбирательства… То он, буяня, швырнет тарелку с артишоками в лицо трактирщику, то выйдет на улицу со шпагой, не имея на ее ношение специального разрешения.

Кажется, когда только успевал работать! Картины по заказам римской знати художник создавал в большом количестве — в высшем свете все стремились иметь полотна Караваджо. То, что он создавал, восхищало. Именно Караваджо — один из первых художников, сумевший в реалистической манере запечатлеть солнечный свет и прослывший непревзойденным мастером светотени.

Караваджо был вхож в дома самых крупных коллекционеров того времени. Кроме того, он расписывал капеллы церквей. Работал удивительно быстро. По сохранившимся сведениям, для создания полотна Караваджо достаточно было двух недель. А потом художник снова мог расслабиться…

Художник бежал из Неаполя на Мальту

История бурных времяпрепровождений имела печальный конец. В 1606 году во время ссоры от руки Караваджо гибнет человек. Художника ждет смертная казнь. Спасаясь, он бежит из Рима в Неаполь, где прячется у своих покровителей, затем из Неаполя — на Мальту. Начинаются долгие и тяжелые скитания. И все это время он мечтает об одном — вернуть расположение Рима и папского двора.

Спустя время из Мальты Караваджо возвращается в Неаполь, а оттуда, снедаемый желанием вернуться в Рим, с нехитрыми пожитками и двумя полотнами в подарок кардиналу Сципиону Боргезе отплывает в Тоскану.

Смертный приговор таки отменят, но… поздно. Караваджо умирает, брошенный всеми, на морском берегу. Одной из версий гибели считают малярию. Похоронили художника в общей могиле.

Полюбоваться полотнами Караваджо, среди которых легендарное «Положение во гроб», практически никогда не покидающее стен Ватиканского дворца, и знаменитое «Обращение Савла» из церкви Санта Мария дель Пополо, ценители прекрасного смогут до 19 февраля следующего года. До этого москвичам и гостям российской столицы в рамках Года итальянской культуры и языка в России показали шедевры Рафаэля, Сандро Боттичелли, Лоренцо Бернини, Лоренцо Лотто и Джованни Беллини.

Читайте также:  Описание картины амедео модильяни «автопортрет»

Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ» (Москва)

Источник: http://napoli1.com/publ/interesnoe_i_ljubopytnoe/zhelanie_kardinala_borgeze_obladat/10-1-0-400

Караваджо – великий художник эпохи барокко

Мне не смешно, когда маляр негодныйМне пачкает Мадонну Рафаэля,Мне не смешно, когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

Пушкин. Моцарт и Сальери

Как говорят, гениев не судят. Но кто они, эти великие люди, которые родившись однажды, прожив недолгую, но яркую жизнь, заставляют потомков спорить и говорить о них много веков спустя? Что было в них такого, что заставляет нас снова и снова возвращаться к их судьбам?

Попробуем разобраться. Об одном великом итальянском художнике, имя которого Караваджо, наш рассказ.

Детство и юношество Караваджо

Этот человек родился 29 сентября 1571 года в небольшом городке Караваджо, что близь Милана, в день святого Архангела Михаила и потому имя ему дали – Микель Анджело.

У его родителей – Фермо Меризи и Лючии Аратори было пять детей, но этот факт не тревожил их, ведь Фермо служил архитектором и управляющим у знатной аристократической семьи Сфорца, а Лючия была дочерью землевладельца.

Микеланджело Меризи было всего шесть лет, когда в Милане и его окрестностях началась ужасная эпидемия чумы. Она унесла тысячи жизней, среди которых – отца и деда будущего гения. Скорбящая мать нанялась на службу гувернанткой в аристократическую семью Колонна, а ее маленький сын Микеланджело мог жить с ней, учиться и играть вместе с детьми знатного дома.

О его детстве и юношестве мало что известно. В архивах Милана были найдены документы о том, что в возрасте 13 лет Микеланджело Меризи поступил на обучение живописи к художнику Симоне Петерцано сроком на 4 года. 

Какими путями художник попал в Рим, неизвестно, но предполагается, что в Милане у него появились проблемы с полицией из-за драки. Буйная головушка еще не раз попадет под пристальное внимание недремлющего ока правопорядка.

Доподлинно известно, что с 1592 года Микеланджело живет в Риме. Папский Рим того времени насчитывает около 100.000 жителей, полным ходом идет обновление города: появляются новые улицы и дворцы, коллекционеры живописи заказывают для своих домов полотна и фрески, не жалея средств, а архитекторы возводят соборы и церкви.

Роскошь и нищета, святость и лицемерие разврата, консерватизм и новые науки – все это смешалось в гигантском “бурлящем котле” Вечного города. В обстановке тайной вседозволенности и роскоши проживает высший свет и духовенство. Во дворцах, на ночных приемах поют кастраты, (тогда это было очень модно), туда вхожи куртизанки, и вместе с тем – в почете новые учения Галилея и Джордано Бруно.

Запрещено ношение оружия, но время от времени на улицах возникают вооруженные стычки на шпагах, которые плачевно заканчиваются. Простой люд прожигает свою жизнь в трактирах, в азартных играх, но каждое воскресение все должны явится в церковь и, по возможности, покаяться в содеянном. 

В итальянской живописи того времени главенствует маньеризм и академизм, поэтому Меризи пишет свои первые маленькие полотна на бытовые темы. Бунтарский гений еще дремлет.

Его работы раннего периода продаются в лавках за довольно низкую цену. Именно в этот период Микеланджело Меризи и получает имя Караваджо, по месту его происхождения.

Это стало уже традицией в Риме со времен Возрождения, вспомним, Корреджо или Веронезе.

Начало творческого пути Караваджо

Никому не известный Караваджо поступает на службу в мастерскую художника Джузеппе Чезаре по прозвищу Кавальер Д’Арпино. В этот период он знакомится с юношей Марио Миннитти, который становится его близким другом, учеником и моделью для картин.

“Юноша с корзиной фруктов” (1593 -1594), Галерея Боргезе.

В 1593 году Караваджо серьезно болен римской лихорадкой. Вернувшись после продолжительной болезни из больницы, мастер пишет полотно ”Больной Вакх“ (1594), Галерея Боргезе. Он изображает себя в образе бога вина и веселья, которому он все чаще и чаще будет поклоняться. Правда, на полотне Вакх не весел…

Что произошло в мастерской Кавальер Д’Арпино – никто сказать уже не может, но известно, что живописцы остались недругами и что впоследствии этот факт послужил предметом стычки и глубокой обиды.

В эти дни скитаний, пьянства и хулиганства Караваджо попадает в тюрьму за драку и там знакомится с Джордано Бруно. Позже, в 1600 году, Бруно будет заживо сожжен инквизицией на римской окраине (ныне площадь Кампо деи Фиори), а для Караваджо это будет еще одним серьезным ударом судьбы.

Но судьбе было угодно, чтобы о нем узнали. Первым, кто выделяет мастера, стал Антиведуто Грамматика, он приглашает в свой дом бездомного художника. Так рождаются полотна ”Шулеры” и ”Гадалка” (1594), Капитолийские музеи.

Вскоре кардинал Дель Монте замечает работы живописца и приглашает Караваджо поселиться в его дворец Мадама, куда художник переезжает со своим другом Марио Меннитти. Здесь Микеланджело знакомится с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта и многими другими прогрессивными и известными в интеллектуальных кругах людьми.

Этот период жизни стал очень плодотворным для молодого мастера.

Он пишет картину “Музыканты”, где изображает в центре Марио Миннитти и себя рядом. Считается, что в этой картине есть эротический намек на связь между ними.

Марио Mиннитти появляется и на полотне “Мальчик, укушенный ящерицей” (1596), Лондон.

На полотне “Лютнист” (1596, Эрмитаж) удалось прочитать партитуру: это известный в то время мадригал Якоба Аркадельта ”Вы знаете, что я люблю Вас”.  Кому предназначено это послание?

Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно “Корзина с фруктами”, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи.

Проживая в доме своего покровителя кардинала Дель Монте, Караваджо создает такие полотна, как “Голова Медузы” (1597), “Куртизанка Филлида” (1597) – это полотно сгорело во время Второй мировой войны в Берлине, “Портрет Маффео Барберини” и прекрасный “Нарцисс”, (1599), Рим, Дворец Барберини.

Благодаря заказу Дель Монте, в 1597 году появилась на свет уникальная работа Караваджо – роспись потолка маслом по штукатурке. Она была сделана в пригородном доме кардинала, в кабинете алхимии.

Новая по своему построению композиция располагает обнаженных богов Юпитера, Нептуна и Плутона прямо над головой входящего. Эта работа оказалась смелой и скандальной.

Считается, что мастер писал ее с натуры, глядя на себя обнаженного в зеркало, лежащее на полу.

Полезно: полная экскурсия по работам и местам Караваджо в Риме

Начало славы

Истинную славу Караваджо принесла картина “Отдых на пути в Египет” (1597, Рим, Галерея Дория-Памфили). Она является новаторской по своему решению и исполнению. Утомленные долгой дорогой, дева Мария и Младенец спят, слушая божественную музыку, которую исполняет для них Ангел на скрипке. Святой Иосиф держит ноты, но не слышит музыки, он старается, но у бедняги ничего не выходит.

Что было главным? Караваджо демонстрирует всем, что он способен, (и еще как!) изобразить пейзаж, мягкую атмосферу покоя и блаженства, а важнее всего – состояние человека. Это был вызов с последствиями.

Несмотря на рекомендации известных живописцев того времени, Караваджо было отказано в приеме в Академию Святого Луки в Риме.

Возражал сам президент академии – Федерико Дзуккари, говоря: “Вместо пейзажа, Караваджо напускает черный дым…”

О Караваджо говорят все больше и чаще, он становится известен. В это время ему поступает заказ от коллекционера и очень влиятельного человека – Винченцо Джустиниани, друга кардинала Дель Монте.

Мастер создает прекрасный женский образ, (первый святой женский образ) в полотне “Кающаяся Мария Магдалина” (1597), Рим, Галерея Дория-Памфили.

Художник уловил тонкую, трагичную и поэтическую окраску образа.

И вот, из-под кисти мастера выходит “Юдифь, обезглавливающая Олоферна,” (1598), Рим, Дворец Барберини. В творчестве Караваджо наступает переломный момент: он должен выдержать испытание славой и побороть врага в себе – неуемную страсть, буйство и презрение.

Узнайте что происходит потом…

Источник: http://www.rivitalia.com/content/karavadzho-velikii-khudozhnik-epokhi-barok

Главный натюрморт Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо мало походил на «юношу бледного, со взором горящим», которого интересует только искусство и высокие материи.

Буйный характер, регулярные скандалы и дуэли, в том числе и из-за женщин, – одним словом, человек жил яркой и очень насыщенной жизнью, умудрившись при всем при этом оставить очень значительное наследие и создать особую живописную манеру, у которой было впоследствии множество подражателей и которая стала одной из основ маньеризма. 

Читайте также:  Описание памятника комару в ноябрьске

Караваджо родился в 1573 году, как раз под конец эпохи Высокого возрождения, когда создавали свои шедевры титаны возрождения, знаменитая троица: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэль Санти.

Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. Вечный город стал обязательным этапом для каждого живописца, он был и школой, и воплощенной энциклопедией искусства.

Естественно, что именно сюда направился семнадцатилетний Караваджо после обучения азам живописи в Милане.

Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек.

Этот опыт, который очень удачно сочетался с личным темпераментом художника, со временем нашел отражение в сюжетах его картин. Благодаря счастливому случаю, период скитаний долго не продлился: человек, занимавшийся продажей картин Караваджо, показал их кардиналу Франческо дель Монте. Картины понравились, художник  обрел могущественного покровителя и источник дохода: сам кардинал и его знакомые буквально засыпали Караваджо заказами.

Как раз к таким заказным картинам относится целая серия портретов и небольших жанровых сцен, объединенных одним: главные действующие лица – это красивые полуобнаженные юноши.

Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых.

Юноша с корзиной фруктов (1539)
Галерея Боргезе, Рим.

Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г.): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов.

Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов? Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках), и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки… Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина. Караваджо же изобразил юношу, своего друга, помощника и модель — Марио Миннити, художника из Сиракуз, с которым он, вероятно, познакомился в мастерской Джузеппе Чезаре. Сложно сказать, чьи пристрастия отражены в этой картине больше: кардинала дель Монте, самого Караваджо или их обоих, – главное, что художник любуется своей моделью и делает все, чтобы и зритель тоже восхищался ею.

Несмотря на то, что картина относится к числу ранних, в ней есть все главные черты творчества Караваджо, то, что делало его непохожим ни на кого другого. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов.

И раньше художники рисовали Евангельские или исторические сюжеты в современной им обстановке, но при этом при изображении, например, обнаженного тела, художники обобщали фигуру, тон кожи, получалось просто некий, пусть и очень красивый, человек.

Выглядело это все очень верно: анатомические штудии были уже довольно обычной практикой, но не было в этих образах конкретности, осязаемости.

Караваджо же действовал так: если у модели, с которой он рисовал, скажем, апостола, были грубые пальцы, вздувшиеся вены на руках и мускулатура, мало напоминающая античных атлетов, то точно так же все и будет на картине, и если у юноши с красивым и даже несколько женственным лицом были крепкие плечи простолюдина, которому часто приходилось таскать тяжести, то и он будет изображен именно таким. Эта особенность, впрочем, лишь добавляет чувственности и пикантности: зрителю предлагается не некий отвлеченный идеал, а обычный юноша, один из множества обитателей рынков и улиц.

Вторая особенность — скрупулезность Караваджо в изображении предметов, окружающих героев его картин. Говорили, будто он заявлял, что на изображение вазы цветов он тратит не меньше сил и времени, чем на человека.

Если начать внимательно рассматривать корзину с фруктами, которую держит в руках юноша, то в это легко поверить.

Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны:  персики, три вида винограда, разломанный гранат, инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое).

Композиция обрамлена листьями, на которых виднеются царапины, дырки, вероятно, проеденные гусеницами, а один из виноградных листьев вообще завял. Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования.

Корзина с фруктами (1597)
Пинакотека Аброзианской библиотеки, Милан.

Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет. Свет — действующее лицо, а не просто поток лучей, исходящих из конкретного, определенного источника и распространяющихся по определенным законам.

Из общего темного и нейтрального пространства свет подчеркивает основное, обращает внимание зрителя на самое главное в картине: лицо, изгибы шеи и плеча юноши, драпировку рубашки и корзину фруктов. Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал.

Исключение — «Корзина фруктов» (ок. 1597 г.), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении  листьев).

  Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. Необычен и строго фронтальный ракурс: корзина как будто находится ровно на уровне глаз зрителя.

Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь). Скорее всего, это связано с тем, что натюрморт, согласно иерархии, предложенной Леоном Альберти еще в эпоху Высокого Возрождения, стоял после религиозного, мифологического, исторического и портретного жанра, то есть в самом конце списка.

Ужин в Эммаусе (деталь) (1601-1602)
Национальная галерея, Лондон.

Основную часть творчества Караваджо, в полном соответствии с этой иерархией, составляли картины больших сюжетов: сцены из Евангелия и из житий святых. По заказу того самого кардинала дель Монте Караваджо пишет серию картин, посвященных жизни св. Матфея для часовни Контарелли.

Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим.

Сначала он отправился в Неаполь, затем перебрался на Мальту, где в очередной раз угодил в тюрьму, откуда сбежал и некоторое время скитался по Италии, продолжая писать масштабные полотна на евангельские сюжеты.

За год до своей смерти, в 1609 году, он вернулся в Неаполь и начал ожидать прощения и разрешения вернуться обратно в Рим. Получив, наконец, разрешение вернуться, он сел на корабль, но до Рима так и не добрался — умер в дороге.

Живописная манера Караваджо, вызывавшая много споров при жизни (к примеру, «Успение Марии» (1606) было отвергнуто заказчиком как раз за излишний натурализм, в передаче момента перехода Девы Марии к жизни небесной) нашла множество поклонников после смерти мастера.

Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко). Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии.

Француз Жорж де ла Тур перенял у Караваджо пристрастие к игре света, и нарисовал целую серию картин, где единственный источник света в темном помещении – горящая свеча.

Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения.

Статья была написана в рамках проекта «Дело вкуса» (http://delovkusa.blog.ru) и впервые опубликована 19 июля 2008.

Источник: http://nicksa.narod.ru/index/0-8

Ссылка на основную публикацию