Художник Ге Н.Н
Николай Николаевич Ге родился 17 февраля 1833 года в Воронеже. Семья Ге имела французское происхождение. Детство будущего художника проходило в деревне. Образование Ге получил в киевской гимназии. Окончив это учебное заведение, он поступил в Киевский университет, затем перешел в Петербургский.
Ге учился на физико-математическом факультете. Однако впоследствии Ге почувствовал интерес к живописи. Оставив университет, он успешно сдал экзамены в Академию художеств. Руководителем начинающего художника стал П. Басин, однако своим наставником сам Ге считал Карла Брюллова.
Именно картину «Помпея» Ге считал идеальной работой.
За картину «Саул у Аэндорской волшебницы» Ге получает командировку за границу. Художник путешествует с 1857 по 1863 год. Он посещает Париж, Рим, Швейцарию. Выставка картин Поля Делароша, на которой он побывал в Париже, оказала огромное влияние на характерные черты творчества Ге.
В этот период появляются многочисленные портреты, а также эскизы («Разрушение Иерусалимского храма», «Любовь Весталки», «Смерть Виргинии»). Картиной, которая принесла ему настоящую популярность, стала «Тайная вечеря».
Это полотно, проникнутое небывалой драматической взволнованностью, отличающееся новой трактовкой евангельского сюжета, Ге представил на суд публики в 1863 году.
За это полотно Ге получил от Академии художеств сразу статус профессора.
Ге продолжает работать над различными сюжетами евангелия. Появляются картины «Братья Спасителя», «Христос и Мария, сестра Лазаря». Во время работы во Флоренции Ге пишет портрет Герцена, с которым художник сблизился в этот период.
Последние работы христианской тематики не имеют успеха, поэтому, вернувшись в 1870 году в Петербург, Ге на время отходит от этой тематики. Художник вновь проявляет интерес к русской истории.
В 1871 году Ге участвует в первой выставке художников-передвижников, представляя работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Эта картина стала очередным успехом художника, она отличается особой правдивостью и достоверностью. В лице отца и сына Ге увидел противоборство двух сил того времени.
С 1875 года художник навсегда переселяется на Украину, где он покупает маленький хутор. Этот период связан с серьезным нравственным переворотом, с обращением художника к морали и религии. В этой связи важную роль сыграло знакомство Ге с Л.Н. Толстым.
В 1884 году художник пишет портрет знаменитого писателя. Впоследствии Ге в основном работает только над религиозными сюжетами («Распятие», «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?»). Последние работы Ге вызвали много нареканий, однако сам художник был доволен ими.
Ему удалось впервые внести нотки реализма в полотна на религиозную тему.
Ге умер 1 июня 1894 года на своем хуторе.
Лучшие картины Ге Н.Н.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/ge-n-n/
Николай Ге художник
Биография Николай Ге, художник родился в 1831 году в семье дворянина в городе Воронеже. Его дед эмигрировал из Франции в конце XVIII века во времена Великой французской революции. Свое раннее детство Николай провел в деревне, а в 1841 году он перебрался в Киев, где он получил образование в Первой киевской гимназии. Закончив гимназию,
В 1850 году Ге поступает в Киевский университет на физико-математический отделение, но разочаровавшись в точных науках, покидает это заведение и поступает на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он познает живописные истины, обучаясь не много не мало семь лет у П. Басина.
Наибольшее тяготение Николай Ге испытывал к творчеству живописца К.П. Брюллова, что соответственно отразилось в ранних полотнах Ге, а именно в работе Саул у Аэндорской волшебницы, которая в 1857 году принесла ему большую золотую медаль и командировку за границу.
Драматический сюжет этой картины, мимика героев и другие особенности напоминают Брюловский акцент с его романтической почерком и манерой письма. В эти годы художник Ге развивал и другое направление творчества, проявившееся в портретах.
В них присутствовал строгий подход к тематике, в 1850 году Портрет отца, к 1855 году дописывает полотно Портрет Меркулова и др.
В следующий творческом периоде жизни в 1857 Ге создает эскизы Смерть Виргинии в 1858 году заканчивает картины Любовь Весталки и Разрушение Иерусалимского Храма.
После этих работ Николай покидает исторические темы и много пишет с натуры, совершая поезду в Неаполь, где пишет множество разных этюдов.
В 1860 году он перебирается во Флоренцию, где пробует писать эскиз «Смерть Ламбертации», который он вскоре бросил.
В 1861 году Николай начал писать «Тайную вечерю, и в 1863 году привёз её в Петербург на выставку в Академии Художеств. Публика восхищалась
картиной. За «Тайную вечерю» Ге, перескочив звание академика, получает звание профессора. В начале 1864 года возвращается обратно во Флоренцию и пишет эскизы на евангельскую тематику («Братья Спасителя»,»Христос и Мария, сестра Лазаря» и др.
), а также начинает большую картину «Вестники Воскресения», которую он оканчивает в 1867 году и посылает в Академию Художеств на выставку, но картина не принимается. В этом же году он пишет портрет Герцена, с которым он познакомился во Флоренции. Эта картина считается лучшей из написанных им, Николай Ге продолжает работать с натуры.
«Вестники Воскресения» не имеют никакого успеха даже после того, как друзья художника выставляют её в художественном клубе. Неудачей заканчивается и написание нового произведения, «Христос в Гефсиманском саду».
В 1869 году Ге возвращается в Россию и присоединяется к сообществу художников передвижников, где в 1871 году выставляет свои работы известную картину Допрос в Петергофе Петр Первого царевича Алексея, которая была соответственно замечена русским сообществом, работа понравилась Павлу Третьякову, высоко оценившим содержание исторического произведения и купившим ее.
В 1870-е годы Ге художник переживает тяжелый творческий период и на протяжении трех лет не создал не одной работы. В 1876-1879 годы он селится на хуторе недалеко от Чернигова, где собственно и проживет многие годы. В его душе совершился серьёзный переворот: он тяготеет к религии и морали. В своих записях он пишет, что жить следует сельским трудом, заявляя что искусством нельзя торговать.
В 1882 году Ге в Москве знакомится со знаменитым писателем Толстым Львом Николаевичем, а в 1884 году он пишет его портрет. В 1880 по 1890 годы Философия,мораль и психологические оттенки жизни, выраженные в сюжетах Евангелия, становятся значимыми постулатами творчества Ге. Особенно это заметно в работах созданные в 1889 году Христос и Никодим.
В 1890 году картина Что есть истина?, в 1893 году написана Голгофа, произведение так и осталось не законченным.
Продолжая работу на религиозные темы Ге пишет произведение Выход с Тайной вечери, картины Иуда и Распятие написаны художником в нескольких вариациях. В это же время он писал портреты Костычева, Лихачевой, Н.И.
Петрункевича, автопортрет, делает иллюстрации к повести Л.Н. Толстого «Чем люди живы», а также лепит бюст писателя.
Во многих газетах разгорается обсуждение последних картин Ге. Картину «Что есть истина?» сняли с выставки, а последующая её перевозка в Европу и Америку успеха не принесла.
Ту же участь принимает «Суд Синедриона», а в 1894 году — и «Распятие», её же сняли с выставки и демонстрировали в частной квартире, затем её перевезли в Лондон. Ге находил в своих картинах себя. Ге умер в своем хуторе 13 июня 1894 года.
Главная особенность и заслуга Ге заключалась в том, что он первым понял и уловил новое реалистическое направление в композиции библейской тематики.
Источник: http://www.art-portrets.ru/nikolay_ge.html
Николай Ге: биография, картины, разбор картин, личная жизнь художника
О главной картине Николая Ге «Тайная вечеря» Илья Репин говорил: «Во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему». Но путь к виртуозному мастерству Ге не был прост: долгие годы художник учился на математика, а потом пошел против воли отца и поступил в Академию художеств.<\p>
От математики к живописи
Николай Ге родился в усадьбе под Воронежем, в семье помещика французского происхождения: дед будущего художника — Матвей Ге — эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Мать художника умерла от холеры, когда ему не было и четырех месяцев.
Николая и его братьев могла ждать та же участь, но крепостные отнесли детей в город, к бабушке, где инфекция была не так распространена, и спасли их от гибели. Когда опасность миновала, семья вернулась в имение. Отец редко бывал дома, воспитанием детей занимались бабушка и няня Наталья — крепостная женщина.
Старшие братья Ге проявляли интерес к точным наукам, а Николай с детства любил рисовать.
Николаю стали выдавать листы бумаги, чтобы на них он мог рисовать «святые вещи». Вскоре Ге-старший женился второй раз, продал поместье в Воронеже и переехал с семьей в Подольск. Оттуда в 1841 году Николая отправили в Первую Киевскую гимназию, где учились его старшие братья.
Первые уроки живописи Ге брал у учителя рисования Федора Беляева. Сначала пробовал акварель, позже — масляные краски. Ге часто ходил к учителю домой и разглядывал его картины, эскизы и слепки гипсовых голов, а также литографии полотен других художников.
Закончив гимназию, Ге по настоянию родственников поступил на математический факультет Киевского университета. Здесь он познакомился с хранителем университетского музея, с которым часто беседовал о живописи — в частности, о работах Карла Брюллова.
«Несчетное число раз расспрашивал я его, заставлял рассказывать мне подробно, какие фигуры в «Помпее» Брюллова (тогда славившейся по всей России), — вспоминал художник, — в Петербурге я еще не бывал, ни гравюр, ни литографий у нас в университете не было.
Но он так знал картину, что мог бы, кажется, нарисовать ее всю».
Помимо точных наук, Ге продолжал изучать живопись самостоятельно. В университете Киева он проучился недолго: старший брат Осип забрал его в Петербург. В столице Николай первым делом отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины Брюллова. «Приехал, увидал «Помпею» — и не мог наглядеться», — вспоминал Николай Ге.
В Петербурге Ге поступил в университет, и снова — вопреки собственным предпочтениям — на математический факультет. Но его тянуло к искусству: свободное время Николай проводил в картинных галереях, а по воскресеньям посещал университетские музыкальные концерты. В 1850 году он бросил университет и поступил в Академию художеств.
Обучение в Академии художеств
В Академии художеств Николай Ге обрел друзей и единомышленников. Но главным для него была возможность быть ближе к творчеству своего кумира, Карла Брюллова. В те годы знаменитый художник был уже слаб и болен и в Академию не приходил.
Поэтому Ге расспрашивал о нем старших товарищей и натурщиков, копировал его стиль и технику, в свободное время внимательно рассматривал его картины, развешанные в выставочных залах. «Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, — вспоминал Ге.
— Огромный запас анекдотов, рассказов о нем, его изречения, его замечания — как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство, — все это питало нас во время наших поисков на новом пути, им завещанном нам, по которому мы все, его ученики по духу, за ним бежали.
В годы студенчества Ге писал заказные портреты чиновников и давал уроки рисования в домах столичной знати за скромную плату.
Однажды ему удалось купить фрак, и это приобретение для Ге было невероятно удачным: юный художник мечтал попасть в Эрмитаж, а в те годы в музей без фрака не пускали. Несмотря на трудное финансовое положение, художник часто помогал своим товарищам.
Трое из них жили в его комнате, другим Николай позволял носить свою парадную одежду, и поэтому зачастую проводил вечера дома, не имея возможности выйти в свет.
В 1855 году Ге представил Совету Академии полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» и успешно выдержал экзамен на Малую золотую медаль. А через два года за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» он получил Большую золотую медаль и отправился в пенсионерскую поездку по Европе за счет Академии.
Поездка в Европу и «Тайная вечеря»
Ге выехал за границу сразу после экзамена в Академии. Он побывал в Швейцарии, Германии и Италии. В Риме Ге посещал картинные галереи и создавал этюды. Он написал несколько женских портретов, вид города из окна мастерской, и картину «Утро», на которой поставил подпись «Подражание Брюллову». Тогда же появились эскизы «Смерть Виргинии» и «Любовь весталки».
Ге одним из первых оценил «Явление Христа народу» Александра Иванова, и под влиянием этой работы и сам обратился к религиозным мотивам. Одним из первых полотен Ге на библейский сюжет стало «Возвращение с похорон Христа».
Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом. Римские эскизы так и остались эскизами — он не смог писать те полотна, которые он запланировал ранее, а работа над новым сюжетом — «Смерть Ламбертации» — не продвигалась дальше наброска.
Более того, художнику никак не удавалось создать главную картину, которую он должен был привезти из пенсионерской поездки. Техника академической живописи не устраивала Ге, он бросал эскиз сразу же, как только видел «след Академии».
Он даже на время оставил живопись и намеревался вернуться в Россию с пустыми руками, без картин. Но в какой-то момент он обратился к Евангелию.
«И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, — вспоминал Ге — Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет».
Так родилась идея «Тайной вечери». Ге взялся писать без наброска и закончил картину, выполненную в реалистичной манере, уже через две недели.
Лев Толстой говорил, что его «собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге», а Илья Репин так отзывался о полотне: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему».
Когда Николай Ге вернулся в Петербург в 1863 году, за «Тайную вечерю» Совет присвоил ему звание профессора исторической живописи. А на следующий год император Александр II выкупил картину за 10 тысяч рублей.
Работы последних лет
В Петербурге Ге участвовал в создании «Товарищества передвижных художественных выставок». Для первой выставки он написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которую еще в мастерской приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.
В петербургский период Николай Ге создавал картины на исторические темы — «Екатерина II у гроба Елизаветы», «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», а также написал портреты многих своих современников: Ивана Тургенева, Марка Антокольского, Николая Некрасова, Николая Костомарова, Михаила Салтыкова-Щедрина.
В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). Он продолжал писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге.
Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора. Работы Николая Ге хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.
10 фактов из истории художников-передвижников.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8230/nikolai-ge
7 картин Серова
С 7 октября 2015 года по 17 января 2016 года в Третьяковской галерее проходит выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». Зритель найдет на ней лучшие произведения мастера – 250 работ художника из 25 российских музеев, четырех зарубежных музеев и девяти частных коллекций. Оксана Головко – о том, почему нужно обязательно пойти на эту выставку.
Импрессионизм, модерн, даже экспрессионизм – всё это можно найти в творчестве большого русского реалиста Валентина Серова. Современники, восхищаясь его работами, всё-таки не могли до конца принять художника.
Его постоянно критиковали, в основном за то, что Серову мало быть просто реалистом, ему интересен синтез стилей и направлений, поиск.
«Непокорный преемник Репина и благодарный слушатель Чистякова», – скажет о Серове историк искусства Сергей Маковский.
Критиковали – и любили, и восхищались! Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит, что Серова любят «и те, кто считает главным достижением в русском искусстве творчество передвижников, и те, кто является сторонником русского авангарда и заинтересован современными художественными течениями».
Выставка в Третьяковке – подробное путешествие по всему огромному наследию творчества художника. Пожалуй, первое такого масштаба и охвата.
Экспозиция начинается со знаменитой картины «Девочка с персиками» (1887).
Одиннадцатилетняя Вера Мамонтова, дочка знаменитого мецената Саввы Мамонтова, позируя двадцатидвухлетнему художнику, вряд ли думала, что вот именно сейчас навсегда входит в историю отечественного искусства. Портрет наполнен жизнью и надеждами на будущее.
Будущее Веры Саввичны будет коротким: она умрет в 32 года, оставив троих детей. Художник считал эту работу, а еще «Девушку, освещенную солнцем» (1888) своими лучшими произведениями.
Девочка с персиками. 1887. Холст, масло. 91 × 85. Третьяковская галерея
«Он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся», – вспоминал Игорь Грабарь свою беседу с Серовым перед картиной «Девушка, освещенная солнцем» совсем незадолго до смерти Валентина Александровича.
Но огромная выставка показывает, что «вышло» очень и очень много. На ней представлены все лучшие портреты художника – творцов, деловых людей, аристократических и царственных особ.
Каждый портрет – целый мир, ведь художник не просто «фиксирует» модель, добивается решения поставленных перед собой художественных задач, он проникает гораздо глубже, стремясь увидеть то, что называют «внутренним миром человека», проанализировать его.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника.
Ее сын, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов передал портрет в музей д’Орсэ в Париже.
3. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,2 × 71,3. Третьяковская галерея
Вот что писал известный критик Владимир Стасов о портрете Львовой:
Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891).
Портрет Ивана Абрамовича Морозова Серов написал на фоне натюрморта Анри Матисса «Фрукты и бронза» (1910). Морозов – коллекционер живописи – купил работу «Фрукты и бронза» у Матисса как раз в 1910 году.
Интересно, что годом раньше Серов говорил: «Матисс… хотя и чувствую в нем талант и благородство, но всё же радости не дает… Всё чего-то не хватает – пресно – тут можно призадуматься».
И вот год спустя он пишет Морозова в стилистике Матисса.
Портрет Ивана Морозова. Третьяковская галерея
Валентин Серов – в том числе и мастер стилизации, это роднит его с мирискусниками. Дельфины с его декоративного полотна «Похищение Европы» увлекают зрителя в древность, вызывая ассоциации с этрусским киликом с сюжетом про Диониса, превратившего пиратов в дельфинов. Да и сама Европа, голова быка – прямая перекличка с искусством античности.
15. Похищение Европы. 1910. Холст, масло. 71 × 98,7. Третьяковская галерея
Есть на выставке работы, которые российский зритель увидит впервые. «Портрет Александра III» прибыл из Дании. Художник писал портрет по фотографии, уже после смерти императора.
Художник был благодарен императору за то, что тот лично помог матери Серова издать работы по музыкальной критике ее мужа, отца Валентина Александровича, дав на это дело 3 000 рублей. «Теперь я верноподданный его.
Недаром я его сразу хотел поздравить после благополучного исхода с крушением поезда», – писал художник.
Так же были благодарны потомки Валентина Александровича другому императору, Николаю II, портрет которого тоже писал Серов. После смерти художника осталось его художественное наследие, шестеро детей и… никаких средств. Узнав от вдовы Серова о бедственной ситуации, государь из своих личных средств оплатил все долги семьи.
Портрет императора Николая II. 1900. Холст, масло. 71,2 × 59,2. Третьяковская галерея
«Портрет Марии Акимовой» (1908) – еще один подарок российскому зрителю, поскольку увидеть в России эту работу невозможно – она специально к выставке привезена из Национальной галереи Армении.
«Я всё-таки немножко и пейзажист», – скромно заметил однажды Серов. Вряд ли с этим «немножко» согласится зритель, пришедший на выставку, для которой отобраны лучшие пейзажи.
Среди них – виды окрестностей Абрамцева, Домотканова, а также местечка Ино в Финляндии (ныне поселок Смолячково), где размещалась дача художника.
Серов брал внешне не броские, скромные мотивы (фрагменты русской природы, без каких-либо эффектов) и на основе их создавал пронзительные, глубокие произведения.
Заросший пруд. Домотканово. 1888. Холст, масло. 72 × 90,5. Третьяковская галерея
Экспозиция проводит по творчеству художника, этап за этапом, показывая, что в какой временной период для него было важно, какие художественные задачи он ставил перед собой и как решал.
Кроме живописи, графики, работ для театра, здесь еще представлены и опыты Серова в монументально-декоративном искусстве – «Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи» – рисунки на античную тематику для росписи особняка Носовой.
Живопись и графика на выставке разделены. Этим подчеркивается умение Серова виртуозно синтезировать, в графике работая цветом, а в живописи делая акцент на силуэте.
В портрете Шаляпина (1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену. Шаляпин был дружен с семьей Серовых.
Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника. Шаляпин нередко бывал в гостях у Валентина Александровича. Как-то прислуга даже не впустила его, видимо, решив, что в приличное семейство с детьми негоже являться не совсем трезвым.
За что в итоге получила выговор от Серова: «Не пустить САМОГО Шаляпина! Это ж надо додуматься!»
Портрет Ф.И. Шаляпина
1905 год. Третьяковская галерея
Кстати, на выставке подробно представлены театральные работы Серова, связанные с постановкой «Юдифи». В «театральном» разделе экспозиции – огромный (554 х 810 см) занавес для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов Дягилева (1911) – из собрания семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Здесь же можно увидеть знаменитых деятелей балета – Сергея Дягилева, Анну Павлову, Тамару Карсавину – такими, какими показал их в своих портретах Валентин Серов.
Если «Девочку с персиками» знают абсолютно все, то шаржи Серова – малоизвестная страница его творчества. На юмористических портретах можно узнать художника и историка искусства Игоря Грабаря, художника Льва Бакста, Сергея Дягилева, поэта Михаила Кузмина, актрису Иду Рубинштейн. Валентин Серов очень точно видел характерные черты в тех, кто находился рядом.
В шарже-автопортрете «Скучный Серов» (1910–1911) художник с какой-то иронией смотрит и на себя самого, то ли уставшего, то ли сердитого…
Заключающий выставку портрет Иды Рубинштейн (1910) современники, по большому счету, не поняли. Острые углы, прямые линии – критики писали, что Серов поглумился над красотой. А мы, знающие о катаклизмах ХХ века (до которых художник не доживет), видим, что «Портрет Иды Рубинштейн» – нечто большее, чем художественные поиски.
Открытие выставки в Третьяковской галерее
***
Источник: https://www.pravmir.ru/ves-serov/
Художник Николай Ге (1831 – 1894)
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Мастер портрета, религиозных и исторических полотен, один из художников-передвижников.
Портрет Николая Николаевича Ге работы художника Николая Ярошенко
Художник Николай Николаевич Ге родился в феврале 1831 года в городе Воронеже, в семье помещика Николай Ге, предки которого эмигрировали в Россию из Франции в конце восемнадцатого века.
Через три месяца после рождения Николая Николаевича от холеры умерла его мать и заботы о воспитании ребёнка легли на плечи няньки из крепостных. До 10 лет будущий художник жил в деревне, а в 1841 году поступил в Первую киевскую гимназию, где педагоги сразу отметили выдающиеся способности гимназиста к рисунку и прочили ему будущее большого художника.
Однако после окончания гимназии, по настоянию отца, Николай Ге поступил в Киевский университет на физико-математический факультет. Вскоре Николай Николаевич перебрался в Санкт-Петербург, к старшему брату, под предлогом продолжения обучения в Петербургском университете. Ге исправно посещал лекции в университете, а в свободное время изучал живопись на уроках рисования в Эрмитаже.
В 1850 году Николай Николаевич оставил университет и поступил в Академию художеств. Через семь лет, в 1857 году Николай Ге окончил академию с Большой золотой медалью и с огромным удовольствием использовал право на заграничную «командировку» за государственный счёт. Впоследствии художник говорил, что он «задыхался в царской России».
Он посетил практически все страны Центральной Европы, а в Риме познакомился с русским художником А. Ивановым, чьё творчество просто поразило Николая Ге. И оказало очень глубокое воздействие на всю последующую творческую судьбу.
Молодой художник, в большей мере, увлекался портретной живописью, начал писать эскизы на библейские и исторические темы.
В 1860 году художник покидает Рим м обосновывается во Флоренции. Именно во Флоренции он начинает писать «Тайную вечерю». Эту картину он в 1863 году представит на осенней выставке в Петербургской академии.
Картина просто поразила публику, а официальная пресса назвала её «торжеством материализма и нигилизма». Цензура запретила воспроизводить картину в копиях. Впрочем, «Тайную вечерю» для своей личной коллекции приобрел российский император.
Художнику было, за эту картину, присвоено звание профессора и, минуя звание академика, он был избран Действительным членом Императорской Академии художеств.
Николай Ге недолго жил в Петербурге и вскоре, в начале 1864 года, вернулся во Флоренцию, где начал с удвоенной энергией писать эскизы на евангелистические сюжеты. Во Флоренции был написан и портрет А.
Герцена, который уже был объявлен государственным преступником. Писать портрет политического эмигранта для профессора и члена Императорской академии – это было делом опасным.
Можно было легко лишить и званий, и, что было немаловажным, положенным для этих званий должностным окладам.
В 1867 году выставляет на очередной выставке в Петербургской академии свою картину «вестники Воскресенья», но эту картину для выставки не принимают. Друзья художника выставляют эту работу Николая Ге в Художественном клубе, но картина у публики успеха не имеет. Такая же судьба постигла и картину «Христос в Гефсимаском саду».
В 1869 году Николай Николаевич Ге возвращается в Петербург и начинает активно работать с «Товариществом передвижных художественных выставок». Для первой передвижной выставке художник написал полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина было очень хорошо принята публикой и вскоре была приобретена Павлом Третьяковым.
Шесть лет, с 1869 по 1875 годы, художник работает в Петербурге, пишет портреты «известных русских интеллигентов», создаёт несколько полотен на исторические темы. Однако, его картины не имеют успеха. Материальные проблемы заставляют Николая Ге покинуть Петербург и поселиться в небольшом хуторе Черниговской губернии, оставил живопись и занялся вопросами морали и религии.
Однако, тяжёлое материальное положение заставило его писать «заказные» портреты для местных состоятельных граждан, которые были готовы платить за труд художника. Он пишет ряд работ на религиозную тему, но эти работы не принимают и критика, и общество. Картины не принимаю в России, не имеют они успеха и за рубежами империи, куда их вывозят друзья Николая Николаевича.
Скончался Николай Николаевич Ге на своём хуторе в июне 1894 года.
Сегодня говорят о том, что Ге создал новое религиозное направление в библейской живописи. Я не буду это комментировать. Давайте смотреть картины художника, которых осталось совсем не много. Да и качество их оставляет желать лучшего. Увы, какие есть.
Картины художника николая николаевича ге
Тайная вечеря
Совесть. Иуда
Пушкин
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила
Вестники воскресенья
Христос и Пилат. В чём истина?
Перевозка мрамора в Карраре
Портрет поэта Н.А. Некрасова
В Гефсиманском саду
Распятие
Портрет Л.Н. Толстого
Портрет жены художника А.П. Ге
Мост в Вико
Лейла и Хаджи Абрек
Автопортрет
Портрет Николая Ге, внука художника
Портрет Н.И. Костомарова
Портрет писательницы и общественной деятельницы Е.О.Лихачевой
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43441147849/next
Записки о художниках
Автопортрет 1893 год.
Уннкальность творчества Николая Ге (1831-1893) — в его несвоевременности. Он раньше других создал шедевр всей жизни — картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе-. Последующие двадцать лет художник почивал на лаврах — то есть что-то писал, но ничего из ряда вон выходящего.
Когда же передвижники — его соратники и сверстники — выдохлись и в русском искусстве главенствовали совсем другие имена (Серов. Коровин, Левитан), Ге, образно говоря, вырвался вперед. Его поздние работы на евангельские сюжеты — образец зрелого экспрессионизма. В Европе так будут писать в 1910-е годы.
Картины -Христос и Никодим», «Что есть истина?*, «Суд Синедриона», «Голглфа» были написаны в последние годы жизни, в конце 1880-х — начале 1890-х. В этом ряду «Христос и Пилат» — самое схематичное, чрезвычайно простодушное в своей назидательности произведение.
«Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890 год
Разговор библейских персонажей передан здесь как монолог Пилата. Он подобен артисту на сцене, залитому светом прожектора. Эффектно освещена его массивная, словно гипсовая, рука, такой же монолитный череп и вся прочая фигура, задрапированная в тогу, как античный мрамор.
Христос, напротив, похож на жалкого студента-разночинца. забредшего в античный зал Эрмитажа. Он демонстративно худ и патлат. Он и в разговоре не участвует — так. со стороны наблюдает исполнение главной партии.
Но даже среднеобразованныи зритель догадывается, кто прав и виноват: молчание Христа выразительней иного крика.
Мизансцены позднего евангельского цикла у Ге очень напоминают фото оперных постановок; минимум декорации, эффектные паузы и выразительные жесты. Это вообще
энциклопедия жестикуляции: как выразить гнев, отчаяние, волю, правоту и проч.
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе »
Всплеск эмоций, который в картине про Петра и Алексея сосредоточен в кулаке царя, до побеления сжимающего рукоять стула, — в других произведениях художника равномерно распределен по персонажам, разделен на положительные и отрицательные эмоции.
В нынешнее время, когда кино и театр предложили столь много вариантов разнообразного выражения чувств через жесты, композиция Ге кажется слишком буквальной. Но для своего времени она была весьма неожиданна.
■ Людмила ЛУНИНА
Борис Годунов и царица Марфа.
Крамольная картина
А. МЕЛЬНИКОВ, кандидат исторических наук
Николай Семенович Лесков, будучи уже признанным писателем, написал рассказ «Зимний день». Примечательно, что, закончив его, он заметил: «На «Зимний день» много где будут рычать: это неизбежно». И действительно, первый же редактор, которому он отправил рукопись, вернул ее с уведомлением: «Это—отрывок из Содома и Гоморры, и я не
дерзаю выступить с таким отрывком на божий свет». Но нашелся издатель, который решил опубликовать рассказ.
«Распятие» 1893 год.
В «Зимнем дне», где Лесков показывает гнилость, преступность, реакционность высшего общества, есть такой диалог:
«… — Но постойте, господа, я видел картину Ге!
— Опять яичница?
— Нет. Это просто бойня! Это ужасно видеть-с!
— Очень рад, что его прогоняют с выставок!»
Что за бойня? Почему автор выделил это слово курсивом? В последнем издании сочинений Лескова так комментируются цитируемые строки: «Ге Николай Николаевич (1831—1894) — выдающийся русский живописец. «Бойня» — по-видимому, цикл картин Ге.
Такая справка мало что объясняет, и выделенное писателем слово остается для современного читателя загадкой.
Портрет Н.И. Петрункевич 1893 год
Чтобы разгадать ее, перенесемся в 1894 год. В Петербурге открывается выставка художников-передвижников. Одна из подготовленных к экспонированию картин — «Распятие» Н. Н. Ге — вызывает гнев президента Академии художеств великого князя Владимира. Он называет картину «бойней» и приказывает убрать ее с выставки.
Вот почему Лесков, писавший вскоре после этого «Зимний день», употребил в своем рассказе слово «бойня». Писатель подчеркнул особый смысл слова, выделив его курсивом. Это может восприниматься и как намек на неблаговидную роль властей, которые пытались скрыть от широкой публики творение замечательного живописца.
Пыпин Александр Николаевич. Русский литературовед, филолог, историк.
Но почему запретили выставлять картину? И. Е. Репин, выражая, очевидно, мнение большинства художников, писал: «Меня очень удивило, что «Распятие» Ге для выставки не разрешили.
Я никак не мог разгадать причину запрещения ее».
Причина же «запрещения» картины, вероятнее всего, заключалась в том, что власти опасались, как бы зрители не увидели в изображении казни какие-то аналогии с тем, что происходило тогда в России.
Флоренция.1864 год.
Творчество Н. Н. Ге шло вразрез с тем направлением в искусстве, которое официально культивировалось. Хотя он и писал на религиозные темы, но был далек от проповеди религиозности. В евангельских сюжетах он искал ответы на этические проблемы своего времени. И в этом он не был одинок.
В статье В.
Вишнякова «Творческий подвиг передвижников» отмечалось, что в «Тайной вечере» и «Что есть истина?» Ге, в картинах «Христос в пустыне» Крамского, «Христос и грешница» Поленова религиозное содержание уступает место реальным нравственно-психологическим проблемам, волновавшим современников».
В картинах Ге на историко-мифологические сюжеты зрители узнавали лица В. Г. Белинского, А. И. Герцена. В картине «Саул у Аэндорской волшебницы» образу пророка художник придал черты Белинского. Для рисунка головы Христа в «Тайной вечере» использовал фотографию А. И. Герцена. В картине «Христос в Гефсиманском саду» изобразил соратника Гарибальди отважного Сони.
Дворик в окрестностях Неаполя. 1858 год.
Многие современники Ге знали, что он, находясь за границей, написал с натуры портрет А. И. Герцена. Художник провез на родину картину тайно, наклеив на нее изображение Моисея. Конечно, хотя экспонировать на официальных выставках эту работу он не мог, многие увидели ее.
Весть о необыкновенном портрете быстро распространилась, и в квартиру художника началось настоящее паломничество. То же произошло и с картиной «Распятие» после удаления ее с выставки. Поклонники таланта Ге поместили крамольную картину на частной квартире, и сюда устремилось множество людей.
Хозяйка квартиры вспоминала: «Были художники, врачи, литераторы, педагоги, ученые, сановники, рабочие, моряки, военные, юристы, чиновники всевозможных ведомств, светские дамы, просто дамы, учительницы, женщины-врачи, даже один священник, наконец, масса женской и мужской молодежи… Особенно горячо относилась к ней (картине. — А. М.) молодежь».
Среди .тех, кто приходил смотреть , была учительница воскресной рабочей школы Н. К. Крупская. Она вспоминала: «На меня картина произвела сильное впечатление; при втором посещении произвела также впечатление и сама личность Ге. Он был толстовец. Когда он говорил как толстовец, это было скучно.
Но чаще он говорил как художник.
Он рассказывал, как он писал картину, что при этом переживал, что думал, как менялись в ходе работы его представления об искусстве, рассказывал, как владела им творимая картина и как в минуту смерти любимой жены он, вглядываясь в ее угасающее лицо, старался уловить тень смерти, чтобы отобразить ее на своей картине».
Портрет неизвестной. 1868 год.
Н. К. Крупская захотела, чтобы рабочие — ученики воскресной школы — тоже посмотрели картину.
— Зачем это,— изумилась другая учительница- — Что даст рабочим картина? Господь терпел и нам велел?
— Нет, — отвечала Крупская,— такого вывода они не сделают.
И, собрав человек десять, она отправилась с ними на квартиру. Картина произвела большое впечатление на питомцев школы. Это видел и Н. Н. Ге. Он услышал, как рабочий С. И. Фунтиков стал высказывать свои суждения о картине. «Тогда,— вспоминала Н. К.
Крупская,— какими-то судьбами, выплыли на сцену капиталист и рабочий, рабочее движение, социализм. Внешне это было нелепо, но внутренне, логически — осмысленно. И то, что хотел сказать Фунтиков, поняли и его товарищи, сочувственно поддержавшие его. У К Н.
Ге заблестели слезы на глазах, он взволнованно обнял Фунтикова и говорил, что он именно это-то и хотел сказать картиной».
Возможно, что всех обстоятельств, связанных с показом крамольной картины, Н. С. Лесков не знал. Но он знал, что замолчать ее не удалось. Лесков сочувственно относился к Ге, следил за его творчеством, морально поддерживал в трудные минуты. И, выделяя слово «бойня» особым образом в тексте своего рассказа, тем самым как бы возглашал: «Над творением истинного художника не властен суд царей!»
Христос и Никодим. 1886 год
Н. Ге по- своему подходит к построению композиции. Убедительное тому доказательство его эскиз «Христос и Никодим». Автор заинтересован контрастом психологическом сопоставлением темного и светлого, красного и зеленого, укрупнением персонажей; фигуры целиком заполняют площадь холста.
Это стремление к укрупненности — еще одна характерная особенность фрагментации.
А «бойня» причинила еще немало хлопот властям. Жандармы находили у некоторых рабочих, арестованных за революционную деятельность, фотографию этой картины.
И, что было самым удивительным, читали на ней: «От любящего Ге». О чем говорила эта дарственная надпись, жандармы так и не дознались. А дело было в том, что К Н.
Ге всем рабочим, которые вместе с Крупской пришли смотреть картину, преподнес снимок своего детища с таким автографом.
После смерти Н. Н. Ге его сын счел опасным оставлять картину в России и вывез ее за границу. На чужбине она не была понята публикой. Н. К. Крупская вспоминала: «Я видела эту картину потом в Женеве. Одиноко и никчемно стояла она в зале, и недоуменно смотрели на нее проходящие в шляпах и перчатках. И мне было обидно».
Не такая ли обида за любимого художника и побудила t-^ С. Лескова включить «бойню» в свой рассказ «Зимний день»?
Источник: http://babanata.ru/?p=959