Ге Н.Н. «Саул у Аэндорской волшебницы». Описание картины
1856 г. Холст, масло. 288 х 341 см. Русский музей, Санкт-петербург, Россия
Описание картины Ге Н.Н. «Саул у Аэндорской волшебницы»
В своих работах Ге стремился не только поднимать масштабные философские вопросы, но и делал это с большим мастерством. Особенно ему удавались сакральные библейские сюжеты, бередившие умы богословов на протяжении многих веков.
«Саул у Аэндорской волшебницы» или «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» — восхитительный шедевр кисти Николая Ге, за исполнение которого живописец был удостоен большой золотой грамотой и поездкой в Италию на обучение и стажировку.
Сюжет картины таков: готовясь к битве с фелистимлянами, царь Саул решает обратиться к волшебнице за пророчествами – правитель перестал видеть сны и верует, что его связь с Богом утеряна. Однако непросто найти волшебницу, сам Саул приказал выселить всех магов и чародеев, опасаясь проклятий и наворотов. Оказавшись у колдуньи, та спросила его, дух какого человека желает вызвать Саул.
Решение царя было удивительным – ответ он хочет услышать от Самуила, человека который ещё при жизни предсказал гибель правителя и всех его сыновей. На этот раз Саул хочет услышать другие слова от Самуила, но дух его в точности повторяет давнее пророчество – в битве с фелистимлянами царя ожидает смерть.
Несчастный Саул падает навзничь на землю, лишившись последней надежды – это момент и запечатлел Ге.
Кто явился на самом деле Саулу? Был ли это дух или колдунья просто шарлатанка? Возможно ли вызвать духа из того света вообще? Эти вопросы стали предметом многочисленных дискуссий. Ге не ищет ответы и не иллюстрирует свою правду – он мастерски отображает библейскую историю в том виде, в котором она дошла до нас.
Картина выполнена в мрачных тонах с использованием цветовых контрастов – белое одеяние духа и красная мантия Саула выразительно выделяют их на тёмном фоне как квинтэссенцию всего сюжета. Все фигуры переданы несколько скульптурно, что ничуть не уменьшает выразительности героев.
Внимательный зритель без труда заметит академическую манеру письма, а также следованию традициям Карла Брюллова. Однако ни эта строгая стилистика, ни подражание великому Брюллову, ни в коей мере не помешали молодому талантливому художнику создать красочное самобытное и очень выразительное полотно.
Лучшие картины Ге Н.Н.
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/ge-n-n/ge-n-n-saul-u-aendorskoj-volshebnicy/
Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон
В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях.
Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.
Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.
Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар.
11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало.
Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.
В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).
Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990. Государственная Третьяковская галерея http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html
Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г. Ульяновский художественный музей
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6).
Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней. „И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.
Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.
И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду.
Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“ Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“.
(1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Царь Давид
Давид — второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).
Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.
Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.
Древо Иессея. Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция
***
Давид и Голиаф. И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).
Вирсавия. Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5. Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052. Государственная Третьяковская галерея, Москва http://www.tanais.info/art/brulloff6more.html
Вирсавия. К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5. Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ Вторая книга Царств, 11, 2-4 Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло. Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083. Государственный Русский музей http://www.tez-rus.
net/ViewGood36729.html
Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет.
Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность.
В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст.
Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.
В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть.
Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили.
В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно.
Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем.
После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru
Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5
Песня Песней Марк Шагал Музей Марка Шагала, Ницца
***
Царь Давид. Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция
Царь Давид. В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5. Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй. Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864 Государственный Русский музей http://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html
Царь Соломон
Соломон — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э.
Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма, позднее разрушенный Навуходоносором. Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов.
При жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).
Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». «Солнцеподобному» царю приписывались все блага мира — богатство, женщины, недюжинный ум.
Суд царя Соломона. Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства
Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.
Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. 3-я Царств 3:16-27
Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета). Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге
Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году — картина «Экклезиаст» или «Суета сует». Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: «Суета сует, все суета». Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги — телохранителя и секретарь остались с ним.
Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.
Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи — все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие — это все суета.
Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III.
Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.
Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов
Царь Соломон. Нестеров Михаил Васильевич (1862 — 1942). 1902 г. Фрагмент росписи барабана купола церкви во имя благоверного князя Александра Невского http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15191
Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/bibliya-izo/vz/6
Ветхий Завет в творчестве Н.Ге
Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере. Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. 3-я Царств 3:16-27
***
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Влияние К.П.Брюллова очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы, 1856, ГРМ).
Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют вспомнить автора Последнего дня Помпеи с его романтической патетикой.
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, «но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1Цар.28:6).
Тогда он приказал слугам — «сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её». Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней. «И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.
Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.
И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду.
Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)» Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — «для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду».
(1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что «завтра ты и сыны твои [будете] со мною». Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что «умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом» (1Пар.10:13).
***
Разрушение Иерусалимского храма. Н.Н.Ге. 1858 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Долго Ге бился над сюжетом «Разрушение Иерусалимского храма», но вдруг осознал, что это совсем не ново, лишь подражание Брюллову. А ведь «лучше ничего не сказать, чем сказать ничего», — вспомнил слова мастера.
***
Возвращение Товия (Тобия).
Н.Н.Ге. Между 1864 и 1867 гг.
В основу сюжета положено ветхозаветное предание о Товите и его сыне Товии (угодный Иегове; Тов 1:1, 9:3, 17:6 и др.). В нем рассказывается о благодетельном израильтянине, который раздавал милостыню, погребал умерших и убитых израильтян, которых уничтожал жестокий асирийский царь Сеннахирим.
Но однажды он ослеп, на глазах появились бельма. Послав своего сына к одному знакомому, жившего в Рагах Мидийских, за своими деньгами, положенными у него на хранение, он волновался о его долгом отсутствии. Сын же, ушедший в сопровождении одного молодого человека в Рагу, столкнулся с некоторыми чудесами и задержался в пути.
В реке он поймал рыбу сердце и печень которой могли, по словам его спутника, исцелять бельма и изгонять бесов. Вскоре такое свойство рыбьих внутренностей пригодилось для изгнания беса из девушки Сарры, на которой Товию предложил жениться ее отец, но ее семь раз уже выдавали замуж и все семь мужей умирали в первый же день.
Горячая молитва новобрачных и воскурение внутренностей рыбы помогли изгнать беса из Сарры. Все эти события задержали Товия в пути. Родители очень обрадовались возвращению домой сына. Товия помазал отцу глаза желчью рыбы, и тем снял бельма с глаз его. Увидел он сына и заплакал от радости.
Товия рассказал отцу и матери все, что с ним случилось, и потом все вместе вышли навстречу Сарре.
Пришло время расстаться с добрым путником. В благодарность отец и сын предложили ему половину имения, но он ответил: «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих возвещать похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Лучше малое с справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото.
Не скрою от вас ничего. Когда ты, Товит, и невестка твоя Сарра молились, я возносил ваши молитвы пред Святого; и когда ты погребал умерших, я был с тобою. И вот Господь послал меня исцелить тебя и невестку твою. Я Рафаил, один из семи ангелов, которые возносят к Богу молитвы святых». Отец и сын в страхе пали на землю.
Рафаил сказал: «не бойтесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами». Товит и Товия встали, но уже не видали Ангела хранителя. Все с ними случившееся они записали в книгу, которая называется «Книгою Товита». Архимандрит Никифор (Баженов).
Из «Библейской энциклопедии»
Тэги: Ге Н.Н., библейские образы и сюжеты, Ветхий Завет в живописи
Источник: http://ros-vos.net/christian-culture/7/ge/repr/1/
Николай Ге художник
Биография Николай Ге, художник родился в 1831 году в семье дворянина в городе Воронеже. Его дед эмигрировал из Франции в конце XVIII века во времена Великой французской революции. Свое раннее детство Николай провел в деревне, а в 1841 году он перебрался в Киев, где он получил образование в Первой киевской гимназии. Закончив гимназию,
В 1850 году Ге поступает в Киевский университет на физико-математический отделение, но разочаровавшись в точных науках, покидает это заведение и поступает на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он познает живописные истины, обучаясь не много не мало семь лет у П. Басина.
Наибольшее тяготение Николай Ге испытывал к творчеству живописца К.П. Брюллова, что соответственно отразилось в ранних полотнах Ге, а именно в работе Саул у Аэндорской волшебницы, которая в 1857 году принесла ему большую золотую медаль и командировку за границу.
Драматический сюжет этой картины, мимика героев и другие особенности напоминают Брюловский акцент с его романтической почерком и манерой письма. В эти годы художник Ге развивал и другое направление творчества, проявившееся в портретах.
В них присутствовал строгий подход к тематике, в 1850 году Портрет отца, к 1855 году дописывает полотно Портрет Меркулова и др.
В следующий творческом периоде жизни в 1857 Ге создает эскизы Смерть Виргинии в 1858 году заканчивает картины Любовь Весталки и Разрушение Иерусалимского Храма.
После этих работ Николай покидает исторические темы и много пишет с натуры, совершая поезду в Неаполь, где пишет множество разных этюдов.
В 1860 году он перебирается во Флоренцию, где пробует писать эскиз «Смерть Ламбертации», который он вскоре бросил.
В 1861 году Николай начал писать «Тайную вечерю, и в 1863 году привёз её в Петербург на выставку в Академии Художеств. Публика восхищалась
картиной. За «Тайную вечерю» Ге, перескочив звание академика, получает звание профессора. В начале 1864 года возвращается обратно во Флоренцию и пишет эскизы на евангельскую тематику («Братья Спасителя»,»Христос и Мария, сестра Лазаря» и др.
), а также начинает большую картину «Вестники Воскресения», которую он оканчивает в 1867 году и посылает в Академию Художеств на выставку, но картина не принимается. В этом же году он пишет портрет Герцена, с которым он познакомился во Флоренции. Эта картина считается лучшей из написанных им, Николай Ге продолжает работать с натуры.
«Вестники Воскресения» не имеют никакого успеха даже после того, как друзья художника выставляют её в художественном клубе. Неудачей заканчивается и написание нового произведения, «Христос в Гефсиманском саду».
В 1869 году Ге возвращается в Россию и присоединяется к сообществу художников передвижников, где в 1871 году выставляет свои работы известную картину Допрос в Петергофе Петр Первого царевича Алексея, которая была соответственно замечена русским сообществом, работа понравилась Павлу Третьякову, высоко оценившим содержание исторического произведения и купившим ее.
В 1870-е годы Ге художник переживает тяжелый творческий период и на протяжении трех лет не создал не одной работы. В 1876-1879 годы он селится на хуторе недалеко от Чернигова, где собственно и проживет многие годы. В его душе совершился серьёзный переворот: он тяготеет к религии и морали. В своих записях он пишет, что жить следует сельским трудом, заявляя что искусством нельзя торговать.
В 1882 году Ге в Москве знакомится со знаменитым писателем Толстым Львом Николаевичем, а в 1884 году он пишет его портрет. В 1880 по 1890 годы Философия,мораль и психологические оттенки жизни, выраженные в сюжетах Евангелия, становятся значимыми постулатами творчества Ге. Особенно это заметно в работах созданные в 1889 году Христос и Никодим.
В 1890 году картина Что есть истина?, в 1893 году написана Голгофа, произведение так и осталось не законченным.
Продолжая работу на религиозные темы Ге пишет произведение Выход с Тайной вечери, картины Иуда и Распятие написаны художником в нескольких вариациях. В это же время он писал портреты Костычева, Лихачевой, Н.И.
Петрункевича, автопортрет, делает иллюстрации к повести Л.Н. Толстого «Чем люди живы», а также лепит бюст писателя.
Во многих газетах разгорается обсуждение последних картин Ге. Картину «Что есть истина?» сняли с выставки, а последующая её перевозка в Европу и Америку успеха не принесла.
Ту же участь принимает «Суд Синедриона», а в 1894 году — и «Распятие», её же сняли с выставки и демонстрировали в частной квартире, затем её перевезли в Лондон. Ге находил в своих картинах себя. Ге умер в своем хуторе 13 июня 1894 года.
Главная особенность и заслуга Ге заключалась в том, что он первым понял и уловил новое реалистическое направление в композиции библейской тематики.
Источник: http://www.art-portrets.ru/nikolay_ge.html
Николай Ге: «Искусство поднимает душу от земли к небу»
К своему 155-летию Третьяковская галерея в июне 2011 г. получила в дар 55 неизвестных ранее рисунков Николая Ге, а к 180-летию со дня рождения художника в ноябре 2011 г. откроет выставку из 200 работ Ге на библейские и исторические темы. Однако жемчужиной экспозиции станут все же подаренные графические работы, которые хранились в Швейцарии больше века.
Признанный гений
Однажды один любитель искусств, клоун по профессии, прогуливался по блошиному рынку в Женеве и увидел странные рисунки, разбросанные на асфальте.
По ним уже топтались люди, но что-то вдруг привлекло его внимание, и швейцарец скупил все грязные листы за бесценок. Оказалось, не зря.
Как честный человек, он, поняв всю ценность своей покупки, предлагал не раз вернуть рисунки Ге на родину, только в советские годы коммунистическая власть не стала тратить валюту на картины с религиозной тематикой.
Российские искусствоведы уже назвали подаренную Третьяковке коллекцию «приобретением века», поскольку она позволяет проследить творческий путь Николая Ге. Ведь даже современники относились к этому гениальному художнику неоднозначно. Священный Синод и вовсе запретил показ его картин — уж очень живым и земным был его Иисус.
Николай Ге родился 17 февраля 1831 года в Воронеже в семье потомка французского дворянина. Его дед эмигрировал в Россию во время Французской революции в конце XVIII века (по-французски фамилия писалась Gay), а отец — офицер российской армии, по иронии судьбы, в 1814 г. участвовал во взятии Парижа.
Детство Николая прошло в деревне, а в 10 лет его привезли в Киев. Еще смолоду, учась в гимназии, Николай почувствовал влеченье к искусству, однако прежде чем переступить порог Академии художеств, он числился студентом физико-математического факультета Киевского и Петербургского университетов.
Там, в Академии художеств, Николай постоянно получал награды и похвалы за свою работу. А за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» ему дали золотую медаль и пенсию для учебы за рубежом. 6 лет Ге жил в Германии, Швейцарии, Франции, однако больше всего привлекла его внимание Италия. Именно там он неустанно работал: писал портреты, пейзажи, делал эскизы.
Кстати, за границу Ге уехал не один, а с молодой женой.
Дело в том, что во время учебы Николай заочно безумно влюбился в Анечку Забелло, сестру своего друга Пармена. Как-то Пармен показал ему послания своей сестры, и Николай тоже захотел с ней переписываться.
Роман в письмах закончился в октябре 1856 года, когда Анна и Николай обвенчались. Кстати, в живописной Италии родились и оба их сына, Николай и Петр, к которым художник относился с великой нежностью и любовью, как, впрочем, и к своей жене.
Надо отметить, что Анна была на удивление спокойной и уравновешенной женщиной, поэтому всегда умела утихомирить своего мужа, частенько распалявшегося во время дискуссий (Ге в то время увлекался вольнолюбивыми идеями Гарибальди и запрещенного в России Герцена).
Кстати, его любимая Анечка еще всегда и позировала мужу. Ее черты легко узнаются в лицах многих персонажей его картин!
Однако долго жить в Италии Ге не смог. Тоска по родине одолела, и художник в 1863 году с семьей вернулся в Петербург. К тому же ему не терпелось показать соотечественникам свою новую картину «Тайная вечеря».
Ге, отказавшись от академической идеализированной трактовки, подал библейский сюжет как реальное событие, вернее, психологическую жизненную драму. Среди российской интеллигенции тема отступничества и противостояние Христа и Иуды сразу же нашла отклик.
Что уж говорить, когда сам Александр II сразу приобрел полотно, а Академия тут же присвоила Ге звание профессора живописи!
В Петербурге Ге включается в бурную жизнь столицы: стал одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок и привлек внимание публики к отечественной истории. Его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» принесла ему небывалый успех! Правда, другие картины на исторические темы публика все же проигнорировала.
Страстной период
Художник тяжело переживал равнодушие публики. Разуверился в своих творческих силах, в душе его что-то перевернулось. Ге отошел от живописи и всерьез занялся вопросами религии и морали. Считал, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, в смысле, им нельзя торговать.
В 1876 году он купил хутор со скромным домиком в Черниговской губернии, переселился туда, занялся сельским хозяйством, освоил ремесло печника и пасечника. Живя на хуторе, Николай Николаевич примкнул к вегетарианству, старался не пользоваться услугами прислуги.
Его решительный разрыв с привычной жизнью считали исконным стремлением российского интеллигента быть ближе к народу.
В то время Ге невероятно сдружился со Львом Толстым, сделался приверженцем его учения, живопись забросил, лишь изредка писал портреты для заработка. Толстой его называл «удивительным, чистым, нежным, гениальным стариком-ребенком».
Были у Ге и воспитанники. Ученики Киевской рисовальной школы тянулись к этому мудрому и хорошему человеку. А он заботился о них по-отечески.
Ученики, кстати, скрасили его одиночество после смерти жены, помогали в домашних делах, в работе.
Известно, что именно один из них, Степан Яремич, искусствовед и художник, позировал, подвязанный бечевками к кресту, для картины «Распятие», ведь в начале 1880 годов Ге вернулся в искусство, и этот поздний период его творчества искусствоведы назвали «страстным циклом».
У художника вновь проснулся интерес к евангельским темам, и его живопись претерпела разительные перемены. Только публика, привыкшая к более «красивой» картинке, не восприняла творческие муки Ге. Слишком он заставлял их вздрагивать от изображения надрыва и боли. Даже сам Третьяков, увидев однажды картину «Что есть истина?», посчитал ее «нехудожественной» и не захотел покупать.
Ге, действительно, в то время отказался от привычной конкретности, историю Христа показывал как вечную борьбу Добра со Злом и неизменным торжеством Зла. Он нарочито пугал зрителей неприглядностью и взволнованностью, атмосферой исступленного отчаяния.
Естественно, реакция на его работы была бурной и вызывала резкую критику. Илья Репин говорил о «Распятии»: «Картина Ге так плоха, так возмутительно безобразна, что на нее совестно смотреть». А образ Христа назвал «сатирой на человека, пародией на человека».
А уж как старался синодский обер-прокурор Победоносцев в донесениях Александру III: «Художник именно имел в виду надругаться над образом Христа-богочеловека. Наш народ до сих пор думает, что все разрешаемое правительством им одобрено».
Александр ответил: «Картина отвратительная… запретить возить ее по России и снять теперь с выставки».
Но Ге всё же находил свою аудиторию: он стал первым нонконформистом в истории русской живописи, который устраивал квартирные выставки. Однако сын художника считал такое положение Николая Ге несправедливым. Увезя с собой в Швейцарию произведения отца, невостребованные на родине, он устроил несколько выставок в Женеве и Париже.
Надежным пристанищем произведений Ге стал замок баронессы Беатрис де Ваттвиль неподалеку от Женевы. После смерти хозяйки все имущество замка пустили с молотка, и оно попало в неизвестные руки, включая более полусотни рисунков Ге – эскизов к полонам «Страстного цикла», иллюстраций к книге Льва Толстого «Чем люди живы».
Эти рисунки «всплыли» лишь в 1974 году на блошином рынке Женевы…
Дар влиять на людей
И пусть творчество Ге вызывало неоднозначную реакцию, все современники сходились в одном: отличительной чертой Николая Ге была его неувядающая любовь к людям. В любом человеке он всегда находил что-то хорошее.
И если во время работы к нему приходил кто-то с просьбой, он бросал работу и посвящал все свое внимание посетителю. Еще у Ге был странный дар влиять на людей, принуждать себя слушать и находить с каждым человеком нужные точки общения. К деньгам художник относился равнодушно.
Если у него покупали картину, он радовался признанию его работы, а не звону монет. Своему внешнему виду он тоже не придавал никакого значения. Всегда носил полотняный старый поношенный пиджак и не стеснялся появляться так в любом столичном обществе.
Как только появлялся слух о его приезде, неизменно стекалось множество гостей-поклонников его безграничного таланта, а на потертую одежду гения никто не обращал внимания…
Жаль, но художник так и не узнал реакции общества на свою картину «Голгофа». Публика увидела ее лишь после его смерти 13 июня 1894 года…
Подготовила Соня Тарасова,
по материалам «Люди», «Википедия», «Кроссворд-кафе», Тphv.ru, Аllpainters.ru, Smallbay.ru, Ruvek.ru, Bibliotekar.ru
Источник: http://yagazeta.com/lichnost/kumiry/nikolajj_ge-_iskusstvo_podnimaet_dushu_ot_zemli_k_nebu/
«Православие и мир». 10 картин Николая Ге, которые стоит увидеть
«Тайная вечеря» (1863). Написана в Италии.
Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера – напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду.
В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…».
За эту картину художник получил звание профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.
2. «Вестники Воскресения»
«Вестники Воскресения» (1867).
Работать над картиной начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела.
Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».
3. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871).
По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии.
«…Я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев.
«Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть.
Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.
4. «Что есть истина?» Христос и Пилат
«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890).
В этом году у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге.
Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно.
«Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П.
Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. Произведение написано поверх картины «Милосердие».
5. «Совесть. Иуда»
«Совесть. Иуда» (1891).
Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал.
Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала».
В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» – это слова художника Григория Мясоедова.
6. Портрет А.П. Ге с детьми
«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866).
Старший сын – Николай – стоит рядом с матерью, младший – Петр, сидит у нее на коленях. Взгляды персонажей – по кругу. Замкнутый счастливый мир отношений матери и детей.
7. Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем
«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886).
Работа не окончена. Вновь – красота материнства. Екатерина Ивановна Ге (в девичестве Забело) училась в Киевском музыкальном училище. Являлась членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и была женой сына художника, Петра Николаевича Ге.
8. «Распятие»
«Распятие» (1892).
Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной.
«Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге.
«Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности.
Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало.
Российские зрители увидят «Распятие» впервые – постоянное «место жительства» картины – музей Д’Орсе в Париже.
9. «Суд синедриона. «Повинен смерти!»
«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892).
Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.
Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой.
В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.
10. «Лунная ночь. Хутор Ивановский»
«Лунная ночь. Хутор Ивановский» и другие украинские пейзажи.
Конец 1880-х – начало 1890 –х. В 1876 году Ге стал жить на хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии. Туда к нему не раз приезжал Л.Н. Толстой. Но украинские пейзажи стоит посмотреть не поэтому. А потому что – красиво. На выставке много и других, не менее интересных работ, в том числе – портреты, обширная коллекция графики.
Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/pravmir-10-kartin-nikolaya-ge-kotorye-stoit-uvidet.html