Крымов николай петрович – галерея произведений (146 изображений)
Выпускник знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик Серова и Коровина, Николай Крымов вошёл в историю отечественного искусства как замечательный пейзажист и как создатель теории «общего фона»
В своих произведениях Крымов умел одухотворять простые мотивы, нисколько не умаляя при этом их жизненной правды. Умение обобщать позволяло художнику находить такую характерную эмоциональную окраску пейзажа, которая делала бы конкретный пейзажный образ типичным.
Николай Петрович Крымов родился 20 апреля (2 мая) 1884 года в Москве в семье художника П.А.Крымова, у которого и получил свои первые уроки живописи.
В 1904-1911 годах учился в МУЖВЗ, сначала на архитектурном, а с 1907 – на живописном отделении у Леонида Пастернака, Николая Касаткина, Аполлинария Васнецова, в мастерской Валентина Серова и Константина Коровина.
Был дружен с мастерами «Голубой Розы», являлся членом Союза Русских Художников (1910-1923),
Еще до революции работал как театральный художник, оформлял представления в С.-Петербурге и Москве, в т.ч в литературно-аристократическом кабаре «Бродячая собака». После 1917 года оформлял спектакли в МХАТ, Малом театре, театре «Комедия» и других.
Работал и как иллюстратор, сотрудничал в журналах «Золотое руно», «Аполлон». В 1918 работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете.
Преподавал во ВХУТЕМАСе (1920-1922), МПИ (1920-е) и МХУ (1934-1939). Автор статей, в которых сформулировал свой метод преподавания пейзажной живописи на основе определения тональных отношений.
Народный художник РСФСР (1956), член-корреспондент АХ СССР (1949).
1. Крымов Николай «Лунная ночь» 1905 Картон, масло 36х54 Из собрания А.Л.Лидовой2. Крымов Николай «Из окна» 1905 Холст, масло 45х36 Из собрания В.Я.Андреева3. Крымов Николай «Летняя ночь» 1905 Картон, масло 29х43,5 Государственная Третьяковская галерея4. Крымов Николай «Под солнцем» 1905 Картон, масло 35х27,5 Государственный Русский музей5. Крымов Николай «Крыши под снегом» 1906 Картон, масло 24х19 Государственная Третьяковская галерея6. Крымов Николай «Ночь серебристая» 1907 Картон, масло 36х40 Собрание В.Дудакова и М.Кашуро7. Крымов Николай «Сосны» 1907 Холст, масло 80х80 Из собрания В.Я.Андреева8. Крымов Николай «Горный ручей» 1907 Бумага, графитный карандаш, акварель 17,9х20,2 Государственная Третьяковская галерея9. Крымов Николай «Сосны и скалы» 1907 Холст, масло 69,2х106,5 Саратовский государственный художественный музей10. Крымов Николай «Песчаные откосы» 1907 Холст, масло 35,5х62 Государственная Третьяковская галерея11. Крымов Николай «Солнечный день» 1906 Холст, масло 27х49 Государственная Третьяковская галерея12. Крымов Николай «К весне» 1907 Холст, масло 52х71 Государственная Третьяковская галерея13. Крымов Николай «Горный ручей» 1908 Холст, масло 112х101,5 Собрание В.Дудакова и М.Кашуро14. Крымов Николай «Автопортрет» 1908 Холст, масло 29,5х29,5 Государственная Третьяковская галерея15. Крымов Николай «Вечером у конюшни» 1908 Холст, масло 52х80,5 Собрание И.Эрзаха16. Крымов Николай «Пейзаж с грозой» 1908 Холст, масло 67х99 Государственный Русский музей17. Крымов Николай «Ветреный день. Бык» 1908 Холст, масло 70х101 Государственная Третьяковская галерея18. Крымов Николай «Площадь» 1908 Холст, масло 47,5х88,5 Кировский областной художественный музей19. Крымов Николай «После дождя» 1908 Холст, масло 53,3х71 Государственный Русский музей20. Крымов Николай «После дождя. Пейзаж» 1908 Холст, масло 31х61 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан КазаньСтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Источник: http://cultobzor.ru/2015/06/nikolay-krymov-gallery/
Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» Упражнение 290 Учитель Туманова Н.Ю. — презентация
1 Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» Упражнение 290 Учитель Туманова Н.Ю.<\p>
2 Цели и задачи: Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня)». Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.<\p>
3 Словарь колорит, палитра, тон, тоновое выражение цвета.<\p>
4 Оборудование: — выставка репродукций зимних пейзажей русских художников; — портрет Н. П.Крымова и репродукции его картин; — раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто); — музыкальный фрагмент Г.Свиридова «Пастораль».<\p>
5 Повторение: Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста; разряды прилагательных; правописание приставки пре-; виды причастий; пунктуация при причастном обороте.<\p>
6 Вступление Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача — познакомиться с живописью Крымова, особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение — сочинение по картине. А поможет нам в этом искусствоведческий текст. Обратимся к нему.<\p>
7 Работа с текстом «Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер — одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера — именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо- лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня». И.Б.Порто.<\p>
8 КРЫМОВ Николай Петрович 3 мая 1884 Москва 6 мая 1958 Москва<\p>
9 Краткие биографические сведения Русский художник, представитель символизма, мастер русской пейзажной живописи. Родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П.А.Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907–1911 – в пейзажной мастерской А.М.Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе. Уже в ранних своих работах примкнул к символизму – в том числе и в качестве графика- оформителя журнала «Золотое руно» (1906–1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, ГРМ). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, ГТГ; «Утро», 1916, Художественный музей, Ярославль). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в ГТГ) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938). Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А.Н.Островского, а также «Унтиловск» Л.М.Леонова (1928). В 1919–1930 много работал и как педагог – в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Умер Крымов в Москве 6 мая 1958.<\p>
10 Пейзаж с женской фигурой в красном<\p>
11 Розовая зима<\p>
12 Раннее утро г<\p>
13 Летний день. 1915<\p>
14 Осень.1919<\p>
15 Когда цветут липы. 1947<\p>
16<\p>
17 Ветреный день. Бык Холст, масло. 70×101 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственная Третьяковская галерея, Москва<\p>
18<\p>
19<\p>
20 Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием). Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев; саней, нагруженных сеном). Работа с картиной<\p>
21 Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).<\p>
22 Композиция В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник? (Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой. Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой).<\p>
23 Каким изобразил художник небо в предвечерний час? (Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).<\p>
24 Какими изображены деревья? (Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева — густой лиственный лес, а в центре картины — высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).<\p>
25 Опишите деревушку. (Бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)<\p>
26 В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола…)<\p>
27 Палитра художника. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато- голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато- серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета). Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).<\p>
28 Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).<\p>
29 Обобщение. Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по- настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», — говорил художник.<\p>
30 Примерный план 1.Н.П.Крымов — художник-пейзажист. 2.Зима в изображении художника (снег, небо, тени). 3.Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины). 4.Палитра художника. 5.Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.<\p>
31 Выбор жанра В каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу, размышление-эссе).<\p>
32 Подведение итогов «Пейзаж — портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение…»<\p>
33 Сочинение Передо мной картина известного русского художника-пейзажиста Н.П.Крымова «Зимний вечер». На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму. На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку. Она чиста и прозрачна, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растёт кустарник. Несколько маленьких пташек расселись у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности. На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Оно низкое, чистое. По его цвету можно предположить, что закат будет розовым. Перед домиками расстилается огромное снежное пространство. Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов. Но в общем вся снежная масса кажется нежно-голубоватой. Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. К одному из домов примыкает амбар. К нему направляются два воза с сеном. Перед постройками по узкой тропинке идут местные жители. Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Я думаю, главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. «Удивительное рядом!» — такой эпиграф я мог бы подобрать к картине Н.П.Крымова. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа! Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства.<\p>
34 Сочинение Николай Петрович Крымов известен как знаменитый художник-пейзажист. Он создал много полотен, таких как: «Пейзаж с луной», «Летняя ночь», «Первая зелень», «Зима» и многих других. Но мне понравилась совсем другая картина. Передо мной пейзаж « Зимний вечер». Это полотно мне очень нравится, особенно краски, которые Крымов подобрал для этой картины. На переднем плане я вижу простую, ничем непримечательную деревеньку. Нежно- голубоватый снег лежит повсюду, искрясь от слабого света заходящего солнца. На снегу видна протоптанная людьми глубокая тропинка. По ней идут какие- то женщины. Тёмно-синий цвет теней особенно выделяется на снегу. Тут же я вижу замёрзшее озеро, по берегам которого застыли маленькие кустики. Около водоёма много птиц. Невдалеке виднеются домики, на крышах которых снег гораздо белее, чем на земле, но там, наверху, он не такой пышный и роскошный. Поодаль темнеет церквушка, занесённая снегом. Рядом с ней бревенчатые строения, наверное, амбары. Две лошади тянут розвальни с сеном. В глубокой тишине явственно слышно поскрипывание снега под полозьями саней. Цвета, которые использовал художник, самые разные: тут и холодновато- зелёный цвет неба, и нежно-голубой цвет снега, и фиолетовый цвет вечерних сумерек, и сине-зелёный цвет озера. Глядя на великолепную картину Н.П.Крымова, я испытала чувство светлой радости, умиротворения и гордости за свою Родину. Скромный пейзаж, так мастерски изображённый талантливым художником, помог мне увидеть и понять, как красива русская природа.<\p>
35 Напишите сочинение в соответствии с выбранным жанром. Удачи!!!!!<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/553047/
Аполлинарий Васнецов и Николай Крымов, великие художники
Из всех современных искусств важнейшим для нас, безусловно, является фотография.
Но не будем забывать и её предшественниках — великих художниках, картины которых остаются непревзойденными образцами для подражания любому творцу, решившему запечатлеть в своих работах изменчивую красоту окружающего мира. Вспомним о тех, чья жизнь была посвящена неустанному поиску прекрасного — Аполлинарий Васнецов и Николай Крымов.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля 1856 года под Вяткой, в селе Рябово. Отец был священником, род его происходил из древней вятской фамилии.
В семье было много детей, старший брат Аполлинария – Виктор — тоже стал художником, известным теперь всему миру. Но и младший брат не затерялся в славе старшего.
Уже к тринадцати годам мальчик сделался круглым сиротой. Хотя специального и систематического художественного образования он не получал, но обладал потрясающим талантом.
Аполлинарий Михайлович учился в Вятском духовном училище и в тоже время стал брать уроки у Михала Эльвиро Андриолли — польского художника, сосланного в Вятку.
Васнецов приходил к своему учителю каждое воскресенье, принося ему домашние рисунки, чтобы услышать отзыв.
Кроме этого он рисовал у Андриолли вид из окна с натуры, а также копировал ландшафты гор или лесные пейзажи А. Калама – известного художника из Швейцарии.
В 1872 году Аполлинарий Михайлович оканчивает духовное училище. Старший брат, Виктор Васнецов, настоял на том, чтобы Аполлинарий переехал в Петербург. Здесь Аполлинарий Михайлович учится живописи и у брата, и у других признанных мастеров – Поленова, Репина и других.
Однако в 1875 году Аполлинарий наотрез отказывается от идеи поступления в Академию художеств, а вместо этого сдает экзамены на звание народного учителя. Он отправляется в Орловскую губернию, в село Быстрица, чтобы работать там. Но народнические цели вскоре разочаровали юношу, и он покидает деревню в 1878 году, чтобы отправится к брату в Москву и посвятить свою жизнь искусству.
С 1882 года ежегодно Аполлинария Васнецов проводит летние месяцы на даче брата, которая находилась в селе Ахтырка недалеко от Абрамцева – имения Мамонтовых. Начиная с 1883 года, на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок появляются произведения Аполлинария Михайловича Васнецова.
Художник путешествует по России, посещает Украину и Крым в 1885-1886 годах . А в 1898 отправляется во Францию, Германию и Италию.
Звание академика петербургской Академии художеств Васнецов присвоено в 1900 году.
И с 1901 по 1918 год художник руководил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества пейзажным классом.
С 1918 – возглавляет Комиссию по изучению старой Москвы, проводит во время земляных работ в центре города археологические исследования.
Умер Аполлинарий Васнецов 23 января 1933 года, его похоронили на Введенском кладбище. Сейчас в Москве работает мемориальная квартира-музей Аполлинария Васнецова.
http://vasnec.ru/kartina5.php — галерея картин Аполлинария Васнецова.
Родился Крымов Николай Петрович 20 апреля 1884 года в Москве, в семье художника. Его отец писал в манере «передвижников», именно у него совсем молодой Николай получает свою начальную профессиональную подготовку.
В 1904 году Крымов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но изначально выбирает архитектурное отделение. Но в 1907 году начинает занятия в пейзажной мастерской А. М. Васнецова, где и проучился до 1911 года.
В 1907 году Николай Крымов принимает участие в выставке «Голубая роза», кроме этого, он демонстрирует свои работы на выставках «Союза русских художников».
Жил Николай Петрович в Москве, но, начиная с 1928 г, значительную часть года проводит в живописной Тарусе. Николай Крымов был графиком-оформителем в журнале «Золотое руно».
К символизму Крымов примкнул еще в своих ранних работах. Его работы скорее напоминали гобелены, чем картины, например полотно «Под солнцем», написанное в 1906 году.
Натура у Крымова часто передана как что-то эфемерное и зыбкое – красочный туман.
Позднее манера художника несколько изменится, краски и формы обретут материальность, большую предметность. Природа в работах Крымова чаще всего безлюдная, очень поэтичная. К работам в таком стиле можно отнести «Желтый сарай» и «Утро».
Среднерусские мотивы, простые и бесхитростные, переплетаются с гармоничностью композиции, с общим настроением, «тоном» в старорусских картинах художника. Ландшафт тут перенесен в сферу созерцания и эстетического наслаждения им. Достаточно вспомнить такие картины мастера, как «У мельницы» и «Речка», которые теперь хранятся в Третьяковской галерее.
Крымов считал, что суть живописи совершенно не краска, а именно тон. Как он считал, именно тон наполнял цвет светом. Идеальной точкой отсчета Крымов называл горящую спичку, которая находится на фоне стены, ярко освещенной солнцем.
В 1938 году Николай Петрович пишет статью «О Левитане», где излагает свои теоретические взгляды на тональность в живописи и способы достижения правильного цветового баланса в картине.
Эта статья показала недюженные задатки художника как педагога.
Не только в живопись внес вклад Крымов, но и в сценографию. Он оформлял в 1926 «Горячее сердце» во МХАТе, а в 1933 — «Таланты и поклонники».
Николай Петрович Крымов очень много работал и как педагог с 1919 по 1930 год. Он преподавал в Пречистенском практическом институте, в его послужной список входит и Московское областное художественное училище памяти 1905 года. Кроме этого Крымов также был преподавателем в Высших художественно-технических мастерских. Крымов скончался 6 мая 1958 года в Москве.
http://krimov.ru/kartiny4.php — галерея картин Николая Крымова. Подробная биография, анализ творчества, статьи Крымова о теории и практике живописи, прочитанные им в Высших художественно-технических мастерских.
Источник: https://BigPicture.ru/?p=26032
Николай Крымов, художник-пейзажист: биография, творчество. Крымова картины
ГлавнаяКартиныКрымова картины
Творчество художника-пейзажиста Николая Петровича Крымова с полным правом можно отнести к лучшим достижениям советского живописного мастерства.
Автор станковых произведений и театрально-декорационных работ, теоретик и педагог, воспитавший не одно поколение советских живописцев, Н. П. Крымов был личностью многогранной.
Он вошел в историю советского искусства прежде всего как пристрастный знаток и вдохновенный певец родной русской природы, тонко ее понимавший и чувствовавший.
В его пейзажах нашло отражение активное жизнеутверждающее восприятие мира.
Н. П. Крымов начал свою творческую жизнь еще до Октябрьской революции. В годы учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1911) у таких педагогов, как В. А. Серов, Н. А. Касаткин и Л. О. Пастернак, Крымов обратил на себя внимание своими первыми работами.
Уже тогда художник начинает задумываться о поисках своего пути в искусстве. В этот ранний период творчества он испытал различные влияния модных в то время художественных течений, что не могло не отразиться на формировании его творческого кредо.
Произведения Крымова той поры, появлявшиеся почти одновременно на выставках художественных объединений «Голубая роза», «Венок» и «Союза русских художников», отличались условностью.
Это были декоративно- обобщенные композиции, стилизованные в духе примитива и гобелена, народного лубка и классицистического пейзажа, «сочиненные» художником в отрыве от натуры — «Ветреный день» (1908), «Гроза» (1908), «Желтый сарай» (1909), «Туча» (1910), «Рассвет» (1912).
Есть в этих работах наивность, романтический налет и идилличность. Но есть и стремление к реалистической передаче различных состояний природы.
В 1910 году Крымов был принят в «Союз русских художников». Непосредственные жизненные наблюдения начинают все больше проникать в его произведения. Возникает потребность работать на натуре. С середины 1910-х годов в творчестве художника наметился перелом.
Летние месяцы 1914—1916 годов он проводит в Подмосковье, в Красково, работая на природе. Среднерусские подмосковные мотивы стали его любимыми. Работал Крымов подолгу, писал этюды, запоминая натуру, чтобы потом перенести свои впечатления в картину.
В работах этих лет живые наблюдения еще органично не связываются с общим замыслом картины, с задачей создания выразительного образа природы («Раннее утро», 1915; «Летний пейзаж. Парк», 1919). Но наряду с ними появляются и произведения с достоверной передачей состояния природы — «Утро» (1914), «Летний пейзаж. Река» (1914—1920), «Вечер» (1918).
Последние характеризуют Крымова как уже сложившегося мастера. Таким приходит он в новую художественную и общественную жизнь после Октябрьской революции.
Как мастер реалистического лирического пейзажа Крымов окончательно формируется в 20-е годы. В пейзажах художника этих лет чувствуется уже зрелое мастерство. Любимым местом для работы становится теперь Звенигород (с 1920 по 1927 год).
Написанные здесь «Река Разводня» (1921), «Звенигород» (1922), «Дом Рыбакова» (1922—1923) отличаются достоверностью изображения и глубоким обобщением жизненных впечатлений.
В живописном отношении они характеризуются многообразием и богатством цветовых оттенков, тщательной их разработкой.
Крымов умел одухотворять простые мотивы, нисколько не умаляя при этом их жизненной правды.
Умение обобщать позволяло художнику находить такую характерную эмоциональную окраску пейзажа, которая делала бы конкретный пейзажный образ типичным.
Так, в пейзаже «Серый день» (1923) задушевная тихая грусть и напевность, свойственные русскому пейзажу вообще, претворяют данный мотив в поэтический образ родной природы.
Последние 30 лет своей жизни (с 1928 по 1957) каждое лето подряд (с ранней весны и до глубокой осени) Крымов живет и работает в Тарусе. В тарусских пейзажах художника эмоциональное и образное раскрытие природы нашло глубокое и полное преломление.
В картинах «Таруса» (1928), «Летний вечер. Таруса» (1933), «Летний день в Тарусе» (1939—1940) выражены и жизнеутверждающая сила, и активность восприятия природы современным человеком.
Величие природы, ее мощь и красота запечатлены художником в образах большой силы и значительности.
Постоянно проживая в Тарусе, Крымов создает поэтические картины всех состояний природы, но любимыми его мотивами остаются жаркие летние дни.
Работы «Солнечный день в июне» (1947), «Жаркий полдень» (1948), «Цветы в крашеном ящике» (1948) пронизаны солнечным светом. Их композиционное мастерство и точность тоновых отношений бесспорны.
Оптимизм, чувство спокойного и ровного восприятия жизни переходят и в работы художника 50-х годов.
Произведения 30—40-х годов демонстрируют зрелый реализм Крымова, стремление к глубокому обобщению. Образ родной природы обретает в пейзажах этого времени большое эпическое звучание, перерастая в образ Родины.
Крымов был художником разносторонним. Его талант живописца проявился не только в картинах, но и в театрально- декорационных работах, и в педагогической практике.
Вклад Н. П. Крымова в советское искусство велик. Отталкиваясь от реалистических традиций русского пейзажа второй половины XIX века, он продолжил их и обогатил новым миропониманием. Искусство Крымова глубоко современно. Это сказалось и в образном наполнении его картин, и в особенностях творческого метода.
В. МОРОЗОВА
Картины Крымова
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/krymova-kartiny.html
Крымов Николай Петрович — Биография
Кры́мов Никола́й Петро́вич (20 апреля 1884, Москва — 6 мая 1958, там же) — русский живописец и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. Брат известного хирурга — А. П. Крымова.
В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907—1911 — в пейзажной мастерской А. М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.
Уже в ранних своих работах примкнул к символизму — в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906—1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей).
Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей).
Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания.
Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938).
Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского, а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928).
В 1919—1930 много работал и как педагог — в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность.
У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С. П. Викторов, Ю. П. Кугач, Ф. П. Решетников, Н. К. Соломин.
Умер Крымов в Москве 6 мая 1958.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage44758/biography