Серия «санкта». картина и мы не боимся
Николай константинович рерих (1874 — 1947)
Картина «И мы не боимся». Мы видим трогательную сцену встречи двух иноков, беседующих друг с другом. Рядом с одним из них тихо и мирно стоит медведь, ловя свои чутким ухом высокие речи светлых старцев, приятные его звериной душе. И монахи его не боятся, чувствуя миролюбивый, дружественный настрой зверя по отношению к ним.
Подобно Франциску, видевшему в волке своего брата, медведь был братом для этих иноков, ибо они постигали тот духовный план, на котором всё сущее есть творение Единого Отца всех тварей. Медведь ловит своим чутким ухом высокие речи светлых старцев, приятные его звериной душе.
И они его не боятся, чувствуя миролюбивый, дружественный настрой зверя по отношению к ним. Подобно Франциску, видевшему в волке своего брата, медведь был братом для этих иноков, ибо они постигали тот духовный план, на котором всё сущее есть творение Единого Отца всех тварей.
В этой сцене ощущается идея великого вселенского родства, изначального единства всего сущего, разобщённого вследствие вхождения во всё более плотные слои материи, ограничивающие восприятие этого закона. Наступающая новая великая Эпоха покоится на незыблемом законе единства всего существующего во вселенной.
Картина посвящена Преподобному Сергию Радонежскому. Двое святых (Сергий с монахом) говорят о Боге, о Высшем, о прекрасном, о будущем человечества, т.к. медведь является символом земного человечества с еще достаточно низким уровнем сознания в своей массе. Люди только начинают что-то осмысливать и приближаться к Свету.
У Святых — огненные ауры напряженного спокойствия и равновесия, они не боятся зверя, как бы даже не замечая его. Потому и зверь не собирается рычать или нападать на них. Он тоже — в полном спокойствии, хотя, вероятно, голоден и пробудился от спячки. Вдали видна церквушка, звенят колокола.
Горы покрыты снегом — символом очищения. Горы стоят, как маяки спасения. Они в розовых отблесках, что символизирует о высоте мыслей монахов, которые тут живут. Начертание теней на колоколообразной вершине напоминает Тонкий план. Тонкие жители тоже слушают монахов и напитываются знаниями. Так Тонкий мир тоже осветляется.
И дикие звери могут стать помощниками, как это случилось с медведем, подошедшим к монахам. По Никоновской летописи, у Святого Сергия был лесной друг. Однажды Сергий увидел у порога келии своей огромного медведя, ослабевшего от голода.
Пожалел его и принес из келии краюшку хлеба. Мохнатый пришелец мирно съел и потом часто стал навещать его.
Сергий делился с ним скудным запасом своим, и медведь стал ручным; так закалялся Дух Преподобного к предстоящему ему подвигу Воспитателя духа народного и Строителя Земли Русской.
И мы не боимся, 1922 Холст, темпера. 70,3 х 100,4 см Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия
← Николай Рерих биография
Наверх
Источник: http://germany-art.com/painting/roerich/roerich_36.html
Картины, описание картин — И не убоимся 1922 г. — Музей Арт-Рисунок
О картине
Серия «Sanсta» («Санкта») означает «Священная», «Святые».
Рерих Н.К. Звезда Матери Мира / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
«Простота, красота и бесстрашие». Так заповедано. Бесстрашие есть наш водитель. Красота есть луч постижения и возвышения. Простота есть ключ от врат Тайны грядущей.И не «простота» ханжества и униженности. Но великая простота достижения, осеянная складками Любви. Простота, отворяющая самые тайные, самые священные врата каждому, принесшему светильник искренности и немолчного труда.И не «красота» условности и лживости, затаившая червей разложения. Но красота духа истины, отбросившая все предрассудки. Красота, озаренная истинной свободой и подвигом, в сиянии цветов и звуков.И не подкрашенное бесстрашие. Но бесстрашие, знающее необъятность Создания, отличающее самоуверенность в действии от чванного самомнения. Бесстрашие, владеющее «мечом мужества» и поражающее пошлость во всех ее видах, хотя бы парчой прикрытую.
Понимание этих трех заветов и действенное выявление их в жизни создает «убедительность «, создает оплот Духа. (…)
Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и гармоничны, и прекрасны Они. Эта же атмосфера красоты должна окутывать все, что касается Их области. Искры Их сияния должны проникнуть в жизнь людей, ожидающих приход скорый. Чем встретить? — Конечно, самым лучшим. Как дождаться? — Погружаясь в красоту.
Как охватить и вместить? — Наполняясь бесстрашием, которое дается сознанием красоты. Как поклониться? — Как перед красотой, которая и врагов восхищает. (…)Ведь не «сидение на тучах» и «не играние на арфах», и не «гимны неподвижности», но упорный и озаренный труд сужден. Не маг, не учитель под древом, не складки хитона, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведет к вратам прекрасным.
Приведет в полной находчивости и непобедимости.
Talai Pho-brang, 8 мая 1924.
Рерих Н.К. Действие / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
Есть два вида тишины. Беспомощная тишина инертности, которая знаменует распад, и тишина могущества, которая управляет гармонией жизни. Тишина могущества присуща спокойствию владыки. Чем она совершеннее, тем глубже мощь и тем больше сила действия.В этой тишине нисходит истинная мудрость. Мысли людей представляют смесь правды и лжи.
Истинное проникновение замарано лживым пониманием. Истинное воображение извращено лживым представлением. Истинная память загромождена лживыми мыслями. Поверхностная деятельность ума должна остановиться — и молчание заменит беспокойство. И затем в тишине — в той беззвучной глубине — приходит озарение.
И истинное знание становится безошибочным источником истинного действия.Истинное действие, невидимое для глаз суетливых толп, сказывается лишь на последствиях. Лишь по последствиям вы видите земными глазами, насколько значительнее и длиннее черта истинного действия сравнительно с суетой.И день суеты есть ночь для действия.
Ибо ничто творится суетой; может быть лишь денежные расписки. Но во всей древности лишь Крез был упомянут по своему богатству, но и его конец был незавиден.Быть способным среди суеты проявить истинное действие; быть способным к молчанию, к тишине, к озаренному безмолвию — это значит быть готовым к бессмертию.
Молчание мощи творит, сохраняет и защищает.
Это действие могущественно прямым, непосредственны м направлением силы, происходящей из великого естественного источника.
Даже движущееся колесо в его наибольшем напряжении кажется недвижным. Гармония высшего действия неразличаема земным глазом. Лишь по следствиям вы поймете приложенную мощь.
Рерих Н.К. Цветы Мории / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
НЕ ПОНЯВ
Не знаю, когда сильно слово твое?Иногда ты становишься обыкновенным.И, притаившись, сидишь междуглупцами, которые знают такмало. Иногда ты скажешь и будтоне огорчаешься, если тебя не поймут.Иногда ты смотришь так нежнона незнающего, что я завидуюего незнанью.
Точно не заботишьсяты свой лик показать. И когдаслушаешь речи прошедшего дня,даже опускаешь глаза, точноподбирая самые простые слова.Как трудно распознать все твоиустремленья. Как не легко идтиза тобою.
Вот и вчера, когда ты говорил с медведями, мнепоказалось, что они отошли, тебяне поняв.
1920
Спирина Н.Д. Священная сюита. Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества / Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008.
Заканчиваем эту серию картиной «И Мы не боимся». На этой картине мы видим трогательную сцену встречи двух иноков, беседующих друг с другом. Рядом с одним из них тихо и мирно стоит медведь, ловя своим чутким ухом высокие речи светлых старцев, приятные его звериной душе.
И монахи его не боятся, чувствуя миролюбивый, дружественный настрой зверя по отношению к ним. Подобно Франциску, видевшему в волке своего брата, медведь был братом для этих иноков, ибо они постигали тот духовный план, на котором всё сущее есть творение Единого Отца всех тварей.
В этой сцене ощущается идея великого вселенского родства, изначального единства всего сущего, разобщённого вследствие вхождения во всё более плотные слои материи, ограничивающие восприятие этого закона.
Наступающая новая великая Эпоха покоится на незыблемом законе единства всего существующего во Вселенной.
МЕДВЕДЬ
По картинам «Сергий-Строитель»,
«И Мы не боимся»
Ему с Тобою было хорошо!Тянулся он звериною душоюК тому, что именуют добротою,К тому, что светом духа мы зовём.Он слов не знал. Но сердце зверя знало -Кто друг ему и кто его поймёт,Краюшку хлеба с лаской принесётИ в облике мохнатом узрит брата.
18.07.1977 г.
30 сентября 2001 г.
Спирина Н.Д. Сказы о Сергии / Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2007.
МЕДВЕДЬ
Источник: http://www.art-drawing.ru/gallery/715-roerich-nicholas/detail/23735-nicholas-roerich-175
Идеи, положенные в основу картин Николая Рериха. Свобода творчества под стать только сильному духу — статьи, отзывы
Я думаю, каждый согласится, что Николай Рерих художник совершенно необыкновенный. Его не спутаешь ни с одним другим художником. Каждая его картина — это прекрасная симфония красочных созвучий, гармоничность сочетания всех её частей, мастерство исполнения.
Однако главное в картинах Рериха — красота и неисчерпаемость мысли, выраженная в величественных и простых, порой даже трогательных, образах. С каждым мазком кисти этот художник-реалист наслаивал идеи, истинные впечатления действительности, не желая следовать обыденности и трафарету, присущих очевидности.
Утверждая свободу творчества, Рерих своим примером подтверждал слова Учения Живой Этики об искусстве: «Всё великое в нём необычно. Дух истинного труженика искусства бесстрашно разрушает стены ограничений, воздвигнутые невежеством… Свобода творчества под стать только сильному духу».
Искусство только тогда становится истинным, способным пережить века, когда в творение рук человеческих вкладывается идея. Такое искусство становится магнитом творчества. «Люди очень чувствительны к ощущению идеи, вложенной в краски, музыку или мрамор. Правда, не все, но истинные ценители — всегда.
Так, истинное искусство передаёт через внешнюю форму идею, заключённую в ней», говорится в Учении.
Какие же идеи вкладывал Рерих в свои живописные произведения? Их много и каждая глубока и многослойна. Остановимся хотя бы кратко на некоторых из них.
Начав путь живописца, как исторический художник, как художник-археолог, Рерих стремился осознать прошлое, которое могло дать некоторые пояснения о причинах всевозможных жизненных проявлений. Он понимал, что нужно научиться не унижать прошлое, ибо, как говорится в Учении, «на потенциале прошлого рождается будущее».
Изучая далёкую эпоху, сопоставляя её с современностью, Рерих мечтал увидеть в будущем прекрасный мир единения природы и человеческого духа. Именно это имел он ввиду, когда писал:«Из чудесных седых камней прошлого стройте светлое будущее».
Стремление передать дух далёкой эпохи с её вековыми традициями, с ощущением радости жизни и мечтой о мировой гармонии, нашли своё отражение в картинах: «Гонец. Восстал род на род», «Сходятся старцы», «Заморские гости», «Волокут волоком», «Задумывают одежду» и других.
При этом для художника важно было не столько показать реальный предметный мир, сколько передать свои сокровенные мысли, мироощущения, что требовало определённой символики.
Потому каждый образ Рериха, по внутреннему смыслу и способу выражения, воспринимается как некий творческий знак.
«Или будущее, или мудрость веков», говорится в Живой Этике. Умение сочетать знание прошлого со стремлением в будущее, которому Рерих следовал всю жизнь, нашло своё отражение в живописных полотнах, изображающих светлые образы великих Учителей человечества: Заратустры, Христа, Сергия Радонежского, Ярослава Мудрого, Франциска Ассизского, Лао Цзы и других подвижников человечества. Возрождая забытые образы, Рерих при помощи символов как бы возвещал о забытых или искажённых знаниях, возвращая из небытия древнюю мудрость великих мыслителей и тружеников на Общее Благо.
Серия картин «Санта» («И мы трудимся», «И мы несём Свет», «И мы не боимся» и т.д.) несёт в себе ещё одну идею, непрерывной нитью проходящюю через всё творчество Рериха: «жизнь есть служение эволюции… добровольность служения, как непременный признак правильности пути».
Особенно чутким к сохранению древних знаний и опыта был Восток, прародина всех религий и философских идей. Именно поэтому Рерих обратил свой взор на страну мощных духовных традиций, где сам воздух, казалось, насыщен мыслью о Вечном.
В картинах, посвящённых Востоку, художник знакомит нас с жизнью народов Востока, их представлениями об окружающем мире, их устремлениями, надеждами на обновление мира, связанными с легендарными героями.
«Душа народов Востока», запечатлённая Рерихом, может быть, не всегда понятна тем, кто не соприкасался с ней так близко, как он сам, много путешествуя и подолгу живя рядом с ними, потому не всегда сразу понятен смысл картин.
Людям Запада трудно понять философскую мысль Востока, которую бережно сохранил язык символов.
Но желающий постигнуть смысл изображённого может найти множество разъяснений в литературных произведениях Рериха.
Например, чтобы понять картины «Сокровище Мира — Чинтамани», «Палден Лхамо», «Чинтамани», помогут строки: «В прекрасных символах старый путник расскажет вам, как в незапамятные времена из других миров упал чудесный камень — Чинтамани индусов или Норбу Римпоче тибетцев и монголов. И с тех пор часть этого камня блуждает по земле, возвещая новую эру и великие мировые события…» В Учении о Новой Жизни также есть сведения о чудесном Камне.
Картина «Сантана», требует, как минимум, знания перевода с санскрита этого слова, который означает «поток» и символизирует непрерывную цепь жизней. В Учении говорится: «…течёт поток жизни в прошлое, не возвращаясь назад, а на берегу потока — Смотрящий. От вечности Он».
«От вечности» и сидящий на высокой вершине Кайласа Йог, нищий мудрец, окунувшийся в глубины истинного Бытия (картина «Тум-мо. На вершинах»).
Тум-мо — огненные процессы в организме человека, которые дают возможность проявлять все свои способности, которые обычному человеку кажутся сверхобычными.
Такие процессы обязательно должны происходить под руководством Учителя в горных условиях, на больших высотах, на холоде.
Все картины Рериха реалистичны. У него нет картин, за которые его можно было бы назвать мистиком. Он верил, что всесильная наука откроет любые тайны и объяснит любые чудеса.
Именно поэтому, путешествуя по Центральной Азии, Тибету, Гималаям, Николай Константинович, кроме картин и множества зарисовок, сделанных во время переездов верхом на лошади, привёз и богатейший этнографический, лингвистический, археологический и искусствоведческий материал.
Не минутное, преходящее влекло Рериха, а величественное и вечно прекрасное. Свидетельством тому —
серия картин «Гималаи», дышащих красотой и торжественностью. «Все религии, все учения синтезируются в Гималаях… Все великие символы, где герои, казалось, были приведены на Гималаи, как к высочайшему алтарю, где человеческий дух приближается к божественному», — писал Рерих. Снежная горная страна, где за облаками в неожиданной вышине всеми тонами и оттенками играют изумительные краски солнечных восходов и закатов, поражают своей космичностью, помогают постигнуть великие творческие проявления.
По «Державе Рериха», как назвал творчество художника Леонид Андреев, можно путешествовать, как по реальной стране. Глядя на картины мастера, можно перенестись в тишину и свежесть заснеженных горных вершин, вдохнуть живительную прану, напитаться чистой энергией возвышенных мыслей. От вершин гор устремимся к вершинам Духа, ибо в древнем мифе «О происхождении гор» сказано: «Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество.
Но Матерь Мира сказала: “Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота”. И Создатель ответил: “Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением”. Так различаются люди на равнинных и на горных».
Увековечивание Красоты, воспитание Красотой, духовное преобразование Красотой — главная идея творчества Рериха. Об этом говорили ещё до него, но Николай Константинович существенно уточнил формулу: «Осознание Красоты спасёт мир». Ибо, «можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас». Рерих понимал действенность Красоты, её способность пробуждать к творческому труду, к созданию новых ценностей и новой Красоты.
Рерих мечтал Красотой объединить человечество в единое братство, ведь основы Бытия, законы эволюции, духовные ценности и пути совершенствования едины для всех.
«От повседневности нашей жизни Рерих ведёт нас к вершинам беспредельной лучезарной красоты, — пишет Рудзитис в книге «Встречи с Юрием Рерихом», — в мир более реальный, чем всё то, что ощущают и постигают наши органы чувств.
Ибо это мир самых дорогих сердцу вибраций, самых возвышенных наших мыслей, сокровенных наших чувств и чаяний». Пожалуй, лучше не скажешь.
Творчество Рериха — процесс особого огненного напряжения, потому оно светоносно. В его картинах кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются на тех, кто их созерцает, и чьё сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энергий.
Люди не раз могли убедиться в том, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительства. Об этом пишет Е. И. Рерих в письме от 3.12.37 года: «Несомненно также, что произведения искусства обладают целительным свойством. Некоторые врачи вешали картины Н. К. в своих санаториях для нервнобольных». О благотворном влиянии картин Рериха свидетельствует и запись в дневнике Елены Ивановны, куда она записывала «Высокие собеседования». Там есть такие слова Учителя: «Хочу дать картинам Рериха дар исцеления явления болезни. Кроме рисунков костюма и декораций».
Все члены деятельной семьи Рерихов понимали великую мощь искусства, и делали всё, чтобы эта истина, хотя и медленно, но верно пролагала себе путь. Путь не из лёгких, ибо, как говорится в Учении: «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием».
В наши дни сознательно или бессознательно забыты заветы Учителей человечества. Тратятся огромные средства на спортивные олимпиады, на строительство бесчисленных торгово-развлекательных комплексов, а Высокая Культура живёт по остаточному принципу. Однако никогда не поздно опомниться и начать жить по-новому.
Может быть, как раз сейчас настало время озаботиться созданием и сохранением Прекрасного. Необходимы новые музейные залы и картинные галереи, чтобы вернуть людям лучшие произведения искусства, томящиеся в запасниках Эрмитажа, Русского и других музеев.
Нужно помнить, что творения мастеров живут долго только тогда, когда они общаются со зрителями.
Без взаимного энергообмена произведения искусства гибнут, теряя свои жизненные силы: «…отвергнутое, лишённое внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию.
Так каждое произведение живёт и способствует обмену и накоплению энергии», сказано в Учении Живой Этики.
Ещё в 30-е годы прошлого столетия Е. И. Рерих писала: «Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами.
Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утончённом сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязаний борцов, кулачных боёв, и грубейшие игры, лишённые красоты, как, например — футбол и т.д., способствуют лишь огрубению нравов.
Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы».
Будут ли услышаны слова нашей великой соотечественницы, поборницы Культуры зависит и от нас с Вами.
Источник: https://planetaseminarov.ru/article/idei-polozhennye-v-osnovu-kartin-nikolaya-rerikha-svoboda-tvorchestva-pod-stat-tolko-silnomu-dukhu.html
Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха (стр. 2 из 2)
Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народному, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов.
В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.
Герои его искусства — народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. Они сами решает свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города, мужественно обороняются.
Горячей любовью к трудолюбивым отважным зачинателям Руси, гордостью за наше прошлое пронизаны эти глубоко национальные произведения.
Каждое из них создавалось художником на основе большого знания русской истории, памятников старины, развития лучших традиций русской культуры.
Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства.
В 1900-х годах, особенно после революции 1905 — 1907 годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творить для народа, создавать искусство, насыщенное большими идеалами гуманизма.
Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества.
По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.
Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов этого времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.
В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.
В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холодное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие серые ладьи с красными парусами.
И кажется, что сражаются не только отважные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яростной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо.
Клубятся тяжелые багрово-синие тучи…
«Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное маслянистыми красками. По технике письма и по содержанию оно как бы завершает собой первый период творчества Рериха.
Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.
В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которую также входил знаменитый «Бой».
С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работать над новым балетом «Весна священная», и таким образом постепенно начинает приобщаться к театру. В 1914 году осуществилась заветная мечта Рериха о полной постановке оперы «Князь Игорь».
В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта — путешествие в Индию и Центральную Азию. В Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых писал: «Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Индии».
Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она может появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.
В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые деяния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержание и построение картины «Тень Учителя».
В искусстве Рериха большое место занимают образы русских подвижников.
В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы открываем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель».
В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые проводят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу.
В 20 — 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Микулична».
Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в которых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. Нередко при этом он использовал уже веками существующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему.
В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее — полотнище с символом Знамени мира. В свое время это произведение было широко известно мировой общественности. Оно находилось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.
В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор.
Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи.
Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945).
В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.
Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии закатов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реальном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерством. Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием…
Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувство любви к России, преданности ей.
Список литературы.
1. В. В. Шолохаев «История России», Москва, 1996.
2. В. П. Князева «Н. Рерих», Москва, 1968.
Источник: http://MirZnanii.com/a/127100-2/zhizn-i-tvorchestvo-nikolaya-konstantinovicha-rerikha-2
Николай Константинович Рерих — Мировая художественая культура
Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих — человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.
Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Централь-ной Азии.
На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объ-единенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский ин-ститут научных исследований.
Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защи-те культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру.
Собрания произведений художника име-ются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибир-ске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принад-лежащих перу Рериха.
Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, кото-рый получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увле-кался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал.
Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца.
Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.
Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.
В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.
Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоя-тельно работать над историческими композициями.
Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.
К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих по-ступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар — дар пейзажиста.
Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж.
Он становится одним из компо-нентов содержания его произведений и основным источником настрое-ния.
Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эс-киза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории — образование в IX веке древнерусского госу-дарства.
Этот период ему представлялся сложным, полным острой напря-женной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обду-мывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные компози-ции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.
»
В 1897 году появилась первая картина серии — «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исто-рической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем.
Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник осо-бенно много работал.
Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.
И в то же самое время в картине нет рабского следования археоло-гическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого.
Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведе-ниям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощу-тил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала.
Он пришел к твердому убеждению, что ху-дожнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вы-мыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целост-ное представление об эпохе, определенное историческое настроение.
Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третья-ковым.
После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славя-не».
Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изу-ченный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров.
Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «За-морские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования. В свое время эти картины получили высокую оценку современников.
Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательни-ца», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творче-ским планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года ху-дожник покидает Францию.
По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изуче-ние русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завер-шения старого, поисков новых тем и художественных решений.
Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зло-вещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и на-стороженности.
В 1902 году было создано другое значительное произведение — «Го-род строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа.
Это произведение искусства вызвало много спо-ров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По дос-тоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В.
Се-ров, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.
Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Дне-пре» (1905).
В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путеше-ствие по России — объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось.
Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район — Яро-славль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Вели-кий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.
Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».
Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации.
Его широкий уверенный мазок красиво, вырази-тельно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной осно-вы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты.
Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяно-ста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства.
«Пантеоном нашей былой Славы», «Росски-ми Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художни-ка. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьде-сят пять картин были проданы врозь с аукциона.
Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое — страшные картины разрушения памятников старины, гибель мно-гих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.
Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народно-му, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов.
В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.
Герои его искусства — народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. Они сами решает свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города, мужественно обороняются.
Горячей любовью к трудолю-бивым отважным зачинателям Руси, гордостью за наше прошлое прони-заны эти глубоко национальные произведения.
Каждое из них создавалось художником на основе большого знания русской истории, памятников старины, развития лучших традиций русской культуры.
Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства.
В 1900-х годах, особенно после революции 1905 — 1907 годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творить для народа, создавать искусство, насыщенное большими идеала-ми гуманизма.
Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, по-исками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества.
По-прежнему увлекаясь историей славян-ской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.
Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит ар-хеологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.
В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизучен-ного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патрио-тических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.
В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холод-ное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие се-рые ладьи с красными парусами.
И кажется, что сражаются не только от-важные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яро-стной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо.
Клубятся тяжелые багрово-синие тучи…
«Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное мас-лянистыми красками. По технике письма и по содержанию оно как бы за-вершает собой первый период творчества Рериха.
Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.
В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период твор-чества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которую также входил знаменитый «Бой».
С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работать над новым балетом «Весна священная», и таким образом посте-пенно начинает приобщаться к театру. В 1914 году осуществилась завет-ная мечта Рериха о полной постановке оперы «Князь Игорь».
В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта — путешествие в Индию и Центральную Азию. В Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых пи-сал: «Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Ин-дии».
Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказа-ния Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она мо-жет появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.
В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые дея-ния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержа-ние и построение картины «Тень Учителя».
В искусстве Рериха большое место занимают образы русских под-вижников.
В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы откры-ваем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель».
В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые прово-дят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу.
В 20 — 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Ми-кулична».
Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в кото-рых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. Нередко при этом он использовал уже веками су-ществующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему.
В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее — полотнище с символом Знамени мира. В свое время это про-изведение было широко известно мировой общественности. Оно находи-лось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.
В последний период творчества Рерих много внимания уделял пей-зажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь за-нимают произведения с изображением гор.
Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но осо-бенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи.
Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945).
В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.
Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии зака-тов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реаль-ном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерст-вом. Многие из его картин стали для зрителей художественным открыти-ем…
Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувст-во любви к России, преданности ей.
Источник: https://sites.google.com/site/mirovaahudozestvenaakultura/home/modernizm/modernizm-v-zivopisi/nikolaj-konstantinovic-rerih