Описание картины николая рериха «сказка»

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

Но у Рериха — необычный подход. Его реализм выражается в том, что он хочет слышать и видеть в природе такие эстетические звучания и краски, такую правду жизни, которую познал только он. Именно, Рерих в пульсирующей жизни нашей планеты услышал те жизнеутверждающие, эволюционные космические тона, которые может воспринять лишь высококультурный, музыкальный дух.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

Картина Н.Рериха «Заморские гости» написана в 1901 году. За два года до этого художник совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду «из варяг в греки». 

 Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр,   соединяя   Варяжское   море   (Балтийское)   с   Русским   морем (Чёрным).  Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли   Белой   Русью,   на  этом  пути   встречались  иноземцам  такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было   попасть   в   Константинополь  —  столицу   Византии,   крупнейший мировой   торговый   центр.   На   восточнославянских   землях   викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того  времени.  Мы до сих пор  вспоминаем о варягах,  когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.

Путешествие поразило художника. 

Он представлял, как по этому пути много лет назад приплывали на славянскую землю варяги, как новгородцы отправлялись в походы, как рассекали водную ладь струги новгородского купца Садко. 

Тогда и родилась у художника идея написать картину о гостях из-за моря, приплывших к русичам за миром.

Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас в глубь времён. 

На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле. 
 Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.

 Легко крепкие ладьи рассекают незнакомые воды. Гости внимательно вглядываются в чужие берега. Художник четко прописал малейшие детали украшения чужеземных кораблей, от щитов на корме до узорной резьбы, которую венчает голова дракона. Сквозь прозрачную воду видны камни на дне.
 Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой.

Все спокойно в чужедальней стороне. Вода не волнуется. По ней лишь пробегает рябь от кораблей. Вода такая синяя, как будто небесная синь смешалась с ней. Стая чаек мирно сидела на водной глади. Но странные чужие корабли спугнули птиц. И теперь они с криками носятся вокруг ладьи, любопытствуя, кого это занес попутный ветер.

   А на берегу не видно ни одного человека. Вдали виднеется поселение славян. Но их не тревожит появление заморских гостей. Воинственные славянские племена привыкли силой отстаивать свою правоту и независимость. Потому и плывут гости к славянским берегам, заключить мир, прекратить вражду.

Кругом зелёные холмы, поля. В далеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля! Картина поражает зрителя яркостью красок, какой-то светлой чистотой.

Как можно сражаться среди этого синего великолепия, уходящего далеко-далеко, до самого горизонта!

 В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина.

Работа художника приоткрывает историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвает  радостные, светлые чувства.

Источник: http://ruslut.blogspot.com/2012/10/sochinenie-po-kartine-nikolaya-reriha-zamorskie-gosti.html

Дельфис

Александр Павлович Иванов вошёл в историю русской культуры как автор книги о замечательном художнике Михаиле Врубеле. Говоря о достоинствах книги, Александр Блок отмечал, что она написана «как-то по-старинному благородно и просто».

Мало кто знает, что супруга Александра Павловича доводилась родной тёткой недавно ушедшему художнику Р.А.Смирнову-Русецкому, человеку удивительной судьбы, так много сделавшему для становления рериховского движения в России.

Александр Павлович Иванов окончил в своё время физико-математическое отделение Петербургского университета, но пошёл «по гуманитарной линии» , занимая в годы советской власти (ушёл из жизни в 1933 году) скромную должность хранителя отдела нового искусства в Русском музее.

По воспоминаниям своих современников, Иванов был человеком «редкой гармонии ума и сердца», истинным интеллигентом дореволюционной поры, обликом своим чем-то напоминая главного героя репинской картины «Не ждали».

Дружил Александр Павлович со многими выдающимися деятелями искусства дореволюционной поры, в том числе и с Н.К.Рерихом. С ним его связывала особо доверительная дружба. Сохранилась их обширная переписка. Н.К.Рерихом в разные годы творчества были подарены Александру Павловичу картины «Идолы» и «Камни».

Будучи уже известным искусствоведом, А.П.Иванов приступил к написанию книги о творчестве Н.К.Рериха. Работал он увлечённо, забывая в работе все свои житейские невзгоды.

Но написанную уже книгу ожидала трагическая судьба. Рукопись её сгорела в издательстве в годы революции — сохранились лишь отдельные черновые наброски.

Не эта ли печальная история, вернее, её отголоски, слышна в известной повести Н.К.Рериха «Пламя»?

Отдельные черновые наброски книги А.П.Иванова, хранящиеся ныне в отделе рукописей Русского музея, любезно предоставила редакции журнала «Дельфис» Софья Богдановна Шоломова, уже известная читателям журнала своим очерком об истории взаимоотношений Николая Рериха и Александра Блока (см. № 1, 2, 3 за 1994 г.).

Материал, присланный С.Б.Шоломовой, затрагивает менее всего исследованную в творчестве Н.К.Рериха тему светоносности его картин. Да, действительно: многие объекты природы, изображённые на картинах Рериха, в обычной жизни такие непроницаемо-материальные, светятся, вовлекая своего зрителя в атмосферу сказки, праздника и редкой душевной чистоты их создателя.

Светоносность картин Н.К.Рериха породила многие легенды о необыкновенном составе его красок. Одна из них такова, что художник добавлял в свои краски порошок из драгоценных камней.

Другая легенда утверждает, что состав светоносных красок открыл художнику Сен-Жермен, алхимик и несравненный знаток в области всевозможных технологий.

Биография Сен-Жермена повествует о его увлечённом занятии живописью и тщательном научном исследовании природы красящих веществ.

Нет никакого сомнения в том, что у каждого выдающегося мастера имеются секреты, относящиеся к области его мастерства. Были они, безусловно, и у Н.К.Рериха, который являлся любимым учеником художника Куинджи, большого мастера в области изображения на холсте светящихся объектов природы.

Картина Куинджи «Ночь на Днепре» произвела в художественном мире при первом её показе настоящую сенсацию — изображённая на этой картине луна светилась, как настоящая.

Была даже созвана комиссия из выдающихся художников того времени, которая письменно подтвердила для потомства факт самосветности луны, изображённой на этой картине.

Но картины Куинджи были светоносны реалистически, в то время как лучшие картины Рериха, принёсшие ему мировую известность, светоносны мистически. Поясним, что мы подразумеваем под этими терминами.

У Куинджи на его картинах светится лишь то, что светится и в природе: луна, её отражение на воде, на покрытых росою листьях и т.д. Объекты плотноматериальные, которые не светятся в природе, на картинах Куинджи также не светятся. Это свойство реалистической светоносности и наследовал у своего учителя Н.К.Рерих в ранний период своего творчества. Вспомним хотя бы его известную картину «Гонец».

Перелом в творчестве Рериха, окончательно перенёсший интересы художника из области реалистической светоносности в область светоносности мистической (мистика как наука о сверхъестественном сегодня, стремящемся стать естественным завтра благодаря процессу научного познания), как весьма точно подмечает в своих черновых набросках А.П.Иванов, относится к 1909-1910 годам.

Именно с этой поры Рерих начинает созерцать природу «в аспекте сквозистой самоцветности».

И как бы это ни выглядело удивительным для тех, кто слишком увлекается техникой в ущерб духовной стороне дела, но в литературно-критических статьях художника, относящихся к этому времени, не однажды упоминается о том, что он использует для написания своих картин краски известной немецкой фирмы, доступные всем желающим.

Картины Н.К.Рериха, особенно относящиеся к позднему, так называемому индийскому, периоду его творчества, когда он часто рисует горы, производят на зрителя довольно необычное впечатление.

Словно бы на полотне художника изображены вовсе не горы, а, по меткому замечанию писателя С.Ю.

Ключникова, некая идеальная матрица этих гор, существующая, пожалуй, лишь в возвышенном сознании того Верховного Алхимика, который создал по этой матрице горы физические.

Об этом же самом повествует и Живая Этика, доводя до сознания современного человека факт существования мира идеальных первообразов — Мира Огненного, состоящего из тонкоматериального лучезарного вещества. К этому идеальному миру, как мы знаем, всю жизнь стремился и его-то, думается, и пытался изображать под покровом самых различных земных образов великий художник.

Из сказанного можно сделать вывод, что в наступившую уже новую эпоху Водолея у светоносной живописи большое будущее. Явлены уже её первопроходцы, да и сама новая эпоха такова, что Мир Огненный даст о себе знать во всех, без исключения, областях творческой деятельности человека, и в живописи тоже.

Игорь Муханов

«…Наряду с дымком и синевой воздуха сияния учили Рериха растворять обычные для дольнего мира непроницаемые внешние тона в полубесплотные внутренние тона…

Ночные, лунные, утренние и вечерние сияния неба, вступив в союз с лёгкой дымкой своим действием подстраивают и усиливают её пронизывающую, разрежающую ворожбу.

Явлены нам в окружающей природе ясные и определённые указания на красочный аспект самоцветной прозрачности…

Рерих, уже раз разглядевший в земной непрозрачной природе полубесплотную красочную глубину, путь к которой впервые ему указали мглистость и синева воздуха, и льющиеся с неба вечерние, ночные иль утренние сияния, сумевший сам разгадать ими недосказанное, постепенно научился угадывать её и по тем отдалённым робким намёкам, которые создаются воздухом.

отныне, как при мглистости, так и при хрустящей чистоте воздушных масс станет доступен для художника некий скрытый от будничного взора красочный план видимого, самоцветный, прозрачный, сказочный. Отныне весь, даже дольний мир, для его прозревших глаз станет хранилищем волшебных внутренних тонов.

в аспекте прозрачного дольний мир сохраняет свою относительную цветовую материальность, но только относительную по сравнению с ещё более бесплотными красками неба, воздуха и тонких облачков.

Свободен, неуловим и постепенен бывает переход от красочной вещественности цвета внутреннего. Аспект прозрачного был хорошо известен древнерусской церковной живописи… характер колорита Рериха сближается с характером новгородских икон… по их взаимно контрастирующей разноцветности.

всё более богатой, драматичной и полной контрастов теперь становится на земле и на небе игра зоревых огней… распря тонов усиливается, и уловлена теперь художником даже в дневной окраске земных предметов внутренней глубиной.

Аспект прозрачного при всё растущем богатстве красок и воздушности и уже не тусклой, как в блеклых фесках, а хрустально чистой, как в новгородских иконах — становится основной проблемой Рериха в настоящей фазе его развития.

начало её расцвета относится к середине 1910 года… Настроение ликующей, буйной весны выражено с полной силой.

Проходит целый ряд резко отличных один от другой цветовых гамм. В каждую из них входят взаимно-противоположные тона и почти в каждую — тона тёплые, тревожные по самой своей природе, что порождает внутри отблеск гамм и богатство контрастов и придаёт всей группе необычайно напряжённый красочный драматизм…

Читайте также:  Описание картины владимира серова «ходоки у ленина»

В суровых валунах примитивное самой природой дано нам непосредственно и выражено с ясностью и лаконизмом не меньшим, чем если бы эти нерукотворные её изваяния были созданы рукой первобытного ваятеля-человека.

Художник, уже раз отыскавший этот аспект, путь к которому впервые указали ему сумерки, уже научившийся угадывать ими самими недосказанное — сумеет теперь разглядеть его до полной отчётливости и при свете солнца, разгадать его и по тонким намёкам, порождаемым одною лишь перспективою, намёком, хоть робким и осторожным, зато не разрушающим ни дневного облика природы, ни дневных её красок. Тогда и под ворожбою сумрака и при свете дня станет доступен его прозревшим глазам некий углубленный план Видимого, сурово простой, величаво-лапидарный. Тогда весь мир, загадочно преобразившись, будет воплощать свойства Архангельского столь же полно и звучно, как их воплощают суровые, нерукотворные валуны. Это своеобразное понимание видимых линий и форм окончательно сложилось у Рериха уже к 1909 году, но только теперь, в цветущую пору своего развития, он во всей полноте научился в аспекте, наиболее для него волнующем, наиболее созвучном с сокровенным строем его души, видеть краски окружающей природы, созерцать их в аспекте сквозистой самоцветности.

В природе прозрачные внутренние тона непосредственно даны нам в синеве чистого неба, в тонких светоносных облачках, в алых, жёлтых и зелёных огнях зари, в цветовых, чаще всего синеватых оттенках воздушных масс. Но лишь творчески пристрастный взор художника может те же чудесные свойства открыть и в окраске земных предметов, обычно столь непроницаемой и материальной».

Источник: http://www.delphis.ru/journal/article/svetonosnye-kraski-rerikha

Читать

Николай Константинович Рерих

ИЗБРАННОЕ

Творчество великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха исключительно разносторонне. Значительное место в его наследии занимают литературные труды.

В книгу «Избранное» вошли прозаические произведения Рериха: сказки, близкие по характеру к философской притче, автобиографическая повесть «Пламя», записки, запечатлевшие Трансгималайское путешествие, поездки по памятным местам России.

Кроме того, в сборник включены очерки, в которых затронуты проблемы культуры и искусства.

Произведения, собранные в книге, в большинстве случаев или неизвестны, или мало известны нашему читателю.

СОДЕРЖАНИЕ

В. Сидоров. Рерих и его литературное наследие

1

Детская сказка

Гримр-викинг

Девассари Абунту

Замки печали

Страхи

Клады

Граница царства

Иконный терем

Старинный совет

Знамения

Пламя

2

По пути из варяг в греки

По старине

Сердце Азии

Меч Гессар-хана

3

К природе

Иконы

Право входа

Культура

Прекрасное

Сокровище дома

Вехи культуры

Привет конференции Знамени Мира

Гете

Синтез

Качество

Культурность

Любите книгу

Культура — почитание света.

Культура — сотрудничество

Привет нашим обществам культуры

Красный Крест культуры.

Печать века

Матери городов

Бесстрашие

Глаз дальний

Неповторимое

Древние источники

Сказки

Истоки

Россия

Промедление

Порадуемся

Безымянное

Подражание

Жестокосердие

Летопись искусства

Доверие

Желанный труд

Средневековье

Сеятели

Строитель

Возрождение

Открытые врата

Нерушимое

Врата в будущее

Оборона

Горький .

Блок и Врубель

Толстой и Тагор

Индия

Лада

Русский язык

Русская слава

Реализм

«Новый мир»

Любите Родину!

РЕРИХ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

В наш XX век, век узкой специализации, фигура Николая Константиновича Рериха представляет собой уникальное явление.

Разносторонность его дарования такова, что невольно напрашивается сравнение с великими творцами Ренессанса, и прежде всего — с Леонардо да Винчи.

Общеизвестны слова Джавахарлала Неру: «Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения.

Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал множество аспектов человеческих устремлений».

Не сразу, но постепенно, шаг за шагом, мы открываем для себя грани этой изумительной, этой всепроникающей деятельности. Величие жизни и творчества Рериха предстает перед нами все отчетливей, все полнее.

Таинственные или малоизвестные страницы его биографии (Трансгималайское путешествие, американский период жизни) прояснены исследованиями последнего времени.

Если несколько лет тому назад можно было писать: «Рериха-художника мы знаем, Рериха-писателя, Рерихапоэта мы знаем понаслышке или не знаем вовсе», — то теперь такое заявление не соответствовало бы истине. Два издания сборника «Письмена» (1974 и 1977 гг.) познакомили нас с поэтическим творчеством Рернха.

Образцы его прозы представлены в книгах «Н. К. Рерих. Из литературного наследия» и «Зажигайте сердца». Вышел в свет дневник азиатской экспедиции художника «Алтай — Гималаи». Но, конечно, работа над творческим наследием Рериха продолжается, и радость многих открытий нас несомненно ждет впереди.

* * *

Напомню некоторые факты биографии художника.

Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Потопбурге. Летние дни мальчик проводит в отцовском имении Извара.

Торжественная и строгая красота северных пейзажей захватывает его воображение, будит в нем художника. Устами главною героя новости «Пламя» не случайно главный горой новости художник — он скажет:

«Вообще помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не янает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно най4тя в других мостах. Но подойди к Северу без предубеждения.

Гда найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?»

В Академии художеств — Рерих окончил ее в 1897 году — он попал в мастерскую Куинджп, замечательного художника и человека высокой нравственной чистоты. Он стал для юного воспитанника не только учителем живописи, но и учителем жизни. Недаром на склоне лет, вспоминая о Куинджи, Рерих соединяет с его именем священное индийское понятие — Гуру [Гуру великий учитель, духовный наставник.].

В качестве дипломной работы Рерих представляет в Академию художеств полотно с выразительным названием «Гонец».

Сюжет взят из древнерусской истории. Гонец в ладье спешит к отдаленному поселению с тревожною вестью, что восстал род на род. Картина принесла Рериху известность. Тут же на конкурсной выставке Академии художеств она была приобретена для своей галереи П. М. Третьяковым.

О молодом художнике заговорили. Восторгались неожиданным свечением красок. Объявляли родоначальником исторического пейзажа.

Но Лев Николаевич Толстой, который познакомился с фотокопией картины, увидел в ней то, чего не увидели другие: он почувствовал в образе Гонца символ высокой жизненной силы:

«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».

Эти слова станут для Рериха напутствием. Не раз обратится он к воспоминаниям о встрече с Толстым, не раз пафос толстовских слов воскреснет в его обращениях и письмах к своим ученикам и последователям. Рерих писал:

«Будьте проще и любите природу. Проще, проще! Вы творите не потому, что «нужда заставила». Поете, как вольная птица, не можете не петь. Помните, жаворонок над полями весною!

Звенит в высоте! Рулите выше!»

Решающей для жизни и всей духовно-творческой работы Рериха была его встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой, правнучкой фельдмаршала Кутузова, выдающейся женщиной двадцатого столетия, подвиг которой в должной мере еще не оценен. «Спутницей, другиней и вдохновительницей» называет Рерих свою жену. Бок о бок с мужем прошла она по героическому маршруту Великого Индийского пути. Николай Константинович пишет:

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=83132&p=1

Репродукции картин Николая Рериха

Большое живописное наследие – около 7 тысяч полотен. Для сравнения: Айвазовский создал около 6 тысяч живописных произведений, Рембранд, с группой учеников – около 5 тысяч.

Рериха  по праву называют «Мастером гор». На нашей выставки представлено несколько работ из огромной серии «Гималаи».  Самые красивые на Земле горы представлены во всем своем величии и многообразии. Вы не найдете двух одинаковых или сколько-нибудь похожих картин.

Николай Константинович Рерих утверждал, что «человек ищет соотношение себе в окружающей жизни». И  нашел его художник в великолепии горных вершин.

Необыкновенно богатая красочная гамма на полотнах говорит о столь же прекрасном и неповторимом внутреннем мире их создателя.

Как-то Святослав Николаевич сказал: «Если у вас есть картина Николая Рериха – вы владеете не только прекрасным произведением искусства… Вы владеете запечатленными на полотне мыслями и аурой мастера, его присутствием, которое излучается на смотрящего и поднимает его в более высокий план, на котором жил сам Николай Рерих…»

Подобную мысль высказал в свое время и Рембранд.

Сегодня у нас есть уникальная возможность прикоснуться к чувствам и мыслям непревзойденного «Мастера гор».

Николай Константинович Рерих писал свои картины, объединяя их в серии или «сюиты». Каждая из них несла определенную идею, выраженную на целом ряде полотен.

Необычны названия картин: «И мы трудимся»,  «И мы открываем врата»,

 «И мы продолжаем лов» – как бесконечное действо и движение.

Рерих оставил около 30 томов литературного наследия: философские размышления, очерки, воспоминания, стихи и даже сказки.

Этюд как самостоятельное произведение прочно завоевал свое место на художественных выставках в конце XIX – в начале ХХ веков.

Рерих за свою жизнь создал две больших этюдных серий.

Одну в начале своего творческого пути, другую – в зените славы. Первая была написана в 1903-1904 г.г. под впечатлением от путешествия по древним русским городам, вторая – результата Гималайской экспедиции. Обе уникальны.

Многие памятники русской архитектуры, запечатленные на полотнах Рериха, были разрушены во время первой и второй мировой войн и сегодня произведения художника, подчас единственное свидетельство об уникальных творениях древних зодчих.

   «Каменная летопись Руси», как и многие другие ранние работы Рериха, написана масляными красками.

Но, как известно, масляная живопись имеет ряд недостатков: во-первых, из-за разницы температур, перепадов сухости и влажности красочный слой на полотне растрескивается; во-вторых, масляная пленка создает блики, мешающие целостному восприятию произведения; в-третьих, краски со временем сильно темнеют. Постепенно Николай Константинович переходит к темпере, которая в отличие от масла слегка светлеет. Может быть, поэтому художник как-то сказал:

«ПУСТЬ ЛУЧШЕ МОИ КАРТИНЫ СТАНУТ СВЕТЛЫМИ СНАМИ,

ЧЕМ ЧЕРНЫМИ САПОГАМИ».

    Этюды Гималайской серии написаны темперой. Темперой писали русские иконописцы, многие мастера эпохи Возрождения. Темпера, от итальянского, «temperare» – что значит «смешивать краски».

Сухие красочные пигменты смешиваются на следующей эмульсионной основе: яичный желток, водорастворимые растительные клеи и смола. Николай Константинович всегда изготавливал краски сам, по своим особым рецептам, как впоследствии и его сын Святослав.

В их состав входили растертые в порошок драгоценные и полудрагоценные минералы, которые он собирал во время своих многочисленных экспедиций, в том числе по Гималаям, поэтому можно с уверенностью сказать: гималайские вершины присутствуют здесь не только как замечательный художественный образ. На подлинных работах Рериха, если внимательно присмотреться , то можно увидеть мельчайшие кристаллики.

Творческий союз Елены Ивановны и Николая Константиновича был очень плодотворным. Жена художника была незаурядным философом. Сегодня её называют крупнейшим философом ХХ века. Сравнительно небольшая известность Елены Ивановны, особенно при жизни, была связана с тем, что она публиковала свои работы под различными литературными псевдонимами, которых всего было пять.

«КРИПТОГРАММЫ ВОСТОКА» – Ж. СЕНТ-ИЛЕР;

«ОСНОВЫ БУДДИХМА» – НАТАЛЬЯ РОКОТОВА;

«ЗНАМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» – НАТАЛЬЯ ЯРОВСКАЯ И Т.Д.,…

В 2004 году было издано полное собрание писем Елены Ивановны, которое составило 9 томов.

Серия картин «ЗНАМЕНА ВОСТОКА», посвящена святым подвижникам всех времен и народов.

«ЗНАКИ ХРИСТА», иллюстрирует одно из известных библейских изречений: «Истинно, рукою и ногою человеческой».

Созданию картины «МАТЕРЬ МИРА» предшествовала роспись храма святого Духа в Талашкине «Царица Небесная». К сожалению, эта уникальная роспись не сохранилась: она была утрачена во время второй мировой войны, и сегодня мы можем довольствоваться лишь фотографиями.

Читайте также:  Описание картины бориса кустодиева «зима»

Особое место в творчестве Н.К. Рериха занимает театрально-декоративное искусство. Эскизы декораций и костюмы к«Снегурочке», «Князю Игорю», «Пер Гюнту» и другим постановкам были необыкновенны.

«Вот это краски! Вот это декорации!» – восхищался художник Морие Дрюон, а Жак Бланш признавался, что ходил бы в театр каждый вечер именно ради этих красок, дабы насыщать ими свое зрение. Так оценили работу Н.К.

Рериха известные французские мастера во время знаменитых «Русских сезонов», организованных Дягилевым в Париже.  Осенью 2002 года они были возобновлены и снова в Париже почти через 100 лет увидели декорации, выполненные по эскизам Н.К. Рериха.

Мало кто знает, что Николай Константинович кроме эскизов декораций написал ещё и либретто к балету «Весна Священная» Игоря Стравинского.

Николай Константинович не только сам писал картины. С Еленой Ивановной он собрал большую коллекцию работ старых мастеров: Кранах, Брейгель, Остаде, Рубенс всего около 30 произведений. В настоящее время они находятся в Эрмитаже.

В семье Рерихов родилось два сына: старший – Юрий и младший – Святослав.

В начале 1915 года Николай Константинович заболел ползучим воспалением легких. Его жизнь была в опасности. Газета «Биржевые ведомости» печатает бюллетень о состоянии здоровья Рериха.

Врачи настоятельно рекомендуют переехать из сырого Петербурга, климат которого лишь усугублял болезнь, в Сердоболь (Сортавалу).  Туда и отправился Николай Константинович с семьей в декабре 1916 года. Болезнь обострилась настолько, что Н.К.

Рерих был вынужден составить завещание. По России тогда прокатился слух о смерти известного живописца. К счастью всё обошлось.

После революции 1917 года Финляндия, к которой отошел Сердоболь, обрела независимость. К маю 1918 года граница с Советской Россией была наглухо закрыта. Так Н.К. Рерих с семьей оказался не по своей воле за пределами Родины. Далее его путь лежал на Запад. Паспорта Временного Правительства и российского подданство Рерихи сохранили до конца жизни.

Это обстоятельство создавало много сложностей при пересечении границ различных государств. Николаю Константиновичу неоднократно предлагали принять гражданство во многих странах, а он неизменно отказывался, мечтая вернуться на Родину. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

На Родину смог вернуться только старший сын Рерихов – Юрий Николаевич в 1957 году, во время хрущевской оттепели.

И, тем не менее, Николай Константинович Рерих писал:

«ПОВЕРХ ВСЯКИХ РОССИЙ ЕСТЬ ОДНА НЕЗАБЫВАЕМАЯ РОССИЯ. ПОВЕРХ ВСЯКОЙ ЛЮБВИ ЕСТЬ ОДНА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ. ПОВЕРХ ВСЯКИХ КРАСОТ ЕСТЬ ОДНА КРАСОТА, ВЕДУЩАЯ К ПОЗНАНИЮ КОСМОСА».

После успешных персональных выставок во многих европейских странах Николай Константинович получает приглашение посетить США. В течение 3-х лет с декабря 1920 года картины всемирно известного живописца смогли увидеть в 28 американских городах.

В конце 20-х годов в Нью-Йорке был построен небоскреб – Музей, при жизни посвященный творчеству одного художника – НИКОЛАЯ РЕРИХА.

В нем одновременно экспонировалось более 1000 полотен мастера, здесь же был открыт Институт объединенных искусств, художественная галерея, театр на 350 мест, студийные помещения.

Верхние этажи сдавали под жилье за минимальную плату деятелям искусств. В Музее была открыта часовня Преподобного Сергия Радонежского, наиболее почитаемого святого в семье Рерихов.

Жизнь Рериха была нелегкой и в то же время прекрасной. Ему приходилось преодолевать немало трудностей и не раз стоять перед лицом смерти, снова и снова проявляя мужество, благородство,  мудрость и неуклонное стремление к поставленной цели.

Изучая искусство Древней Руси Николай Константинович Рерих находит много параллелей с искусством Древней Индии. Едины ли корни этих культур? Почему стало возможным великое переселение народов? Какие тайны хранят неисследованные области Гималаев? Эти и многие другие вопросы волновали Рериха как историка, археолога, путешественника.

В 1923 году в Индии началась одна из самых крупных экспедиций ХХ века – Трансгималайская или Центрально-Азиатская под руководством Николая Константиновича Рериха.  Длилась она 5 лет. Только за первый месяц путешественники преодолели более 3000 км. В путевом дневнике Н.К.

Рерих можно прочитать такую запись: «Температура опускалась так низко, что даже коньяк замерзал во флягах. Значит, было ниже 50 градусов по Цельсию. Весь маршрут от начала до конца  вместе с Николаем Константиновичем  прошли его старший сын Юрий и жена Елена Ивановна.

Надо отдать ей должное, ведь многие мужчины не выдерживали трудностей пути, и Николаю Константиновичу на различных участках маршрута приходилось нанимать новых людей. В ходе экспедиции были сделаны интересные научные открытия, собраны уникальные коллекции.

Материал оказался столь обширным, что в последствии послужил основой при создании института гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничали ученые из разных стран мира.

Если в определенной последовательности разместить все гималайские этюды, то можно будет проследить весь путь экспедиции. Но Рерих не только точно передает ландшафт места, где он бывал. Ему удается запечатлеть то, что А. Блок именовал «несказуемым». Может быть, поэтому картины Николая Константиновича называли «философскими», а его«тайноведом».

Художник умело соединяет в своих работах великолепие, созданное самой природой и стремление человека к вершинам духа, к вечности, к бесконечному познанию. Современник Н.К. Рериха Николай Бердяев отмечал: «Только символы и образы приближают нас к тайне бытия». Остается только понять их, расшифровать, сделать реалиями своей жизни, но это не просто.

Следующая экспедиция, которую предпринимает Николай Константинович, это Маньчжурская 1934-1935 г.г Её успех, как и Гималайского путешествия, во многом зависел от того, что в составе экспедиций был Юрий Николаевич Рерих.

Молодому талантливому востоковеду был всего 21 год, когда ему поручили самостоятельную научно-исследовательскую работу во время путешествия, но за его плечами уже были Оксфорд, Сорбонна, Гарвард, профессионально знал военное дело.

Юрий Николаевич автор уникальных трудов по востоковедению. Книгу «Тибетская живопись» он написал в 23 года. По сей день, она является одной из лучших по буддийской иконографии.

у многих народов есть миф или легенда о мировой горе. На древнем индийском языке её называли «Маха Меру»,  Маха – великая, Меру – гора. Меру – символ Вселенной, а ему сродни русское слово – мир.

Горы издревле были символом духовного восхождения. В китайской каллиграфии с помощью иероглифа «сянь» – слагающегося из двух элементов «человек» и «гора» – обозначают человека духовного, святого. С помощью же иероглифа «су», слагающегося из элементов «человек» и «долина» обозначают мирянина, обывателя.

Мы видим, как Рерих уводит нас от мира дольнего в мир горний, напоминая о самом главном назначении человека. Ограничивая передний план несколькими темными уступами, художник более детально разрабатывает средний и сосредотачивает наше внимание на бесконечных далях, устремляя нас ввысь, к горным вершинам, вершинам духа.

Говорят: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».  Круг общения семьи Рерихов был не только обширным, но и красивым. В России, где художник прожил 42 года, это были Л.Н. Толстой, В. Соловьев, В. Стасов, К. Станиславский, А. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, А.И. Куинджи, И. Репин, В. Васнецов, Суриков, М. Врубель, П. Третьяков, А. Блок, М. Горький, Дягилев, Бехтерев.

За рубежом Кормон, Пюви де Шаванн, Ромен Роллан, Рабиндранат Тагор, Чарли Чаплин, Джавахарлал Неру, Франклин Рузвельт и многие другие. Воспоминания о памятных встречах можно прочитать  в дневниках Н. Рериха.

Из-под пера Елены Ивановны вышла в свет  уникальная философская серия из 14 томов, получившая название «Живая Этика».  Это квинтэссенция философской мысли Востока и научных достижений Запада, мудрый наставник для познающих себя и окружающий мир. Сегодня на эти книги ссылаются крупнейшие ученые. Их продолжают переводить на иностранные языки и переиздают в разных странах мира.

Рерихи мечтали вернуться на Родину. В начале 40-х годов Николай Константинович писал: «Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта…Юрий – в науке.

Святослав – в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Её записи найдут живой отклик в сердцах искателей – мыслителей… Для народа русского мы трудились.

Ему несем знания и достижения».

Николай Константинович подает прошение о визе. Он уверен в положительном ответе. Упаковывает вещи, сотни картин для отправки в Советский Союз.

13 декабря 1947 года Николая Константиновича не стало. Судьба была к нему милосердна: он не услышал горькой вести. Великому сыну России было отказано в визе.

Ни одно событие в жизни Рериха не было случайным. Николай Константинович имел юридическое образование. Оно очень пригодилось ему как общественному деятелю, человеку, который всеми силами старался защитить и сохранить культурное достояние планеты.

Идея о специальном соглашении по охране просветительных сооружений и памятников культуры, возникла у Рериха ещё в русско-японскую войну. В 1911 году совместно с Бенуа он основал «Общество защиты памятников искусства и старины».

В годы первой мировой Рерих знакомит с проектом документа Николая II правительства США и Франции.

В 1929 году Рерих вновь возвращается к этой идее, которая нашла отражение в Пакте Мира, который чаще называют«ПАКТ РЕРИХА».  В 1935 году Пакт Рериха был подписан в Белом Доме в присутствии Ф. Рузвельта, президента США и 20-ю государствами Южной Америки.

В 1954 году на конференции ООН была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов» в 6-ой статье, которой читаем:

«В отношениях между Державами, которые связаны Вашингтонским Пактом от 15 апреля 1935 года о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха), и которые являются сторонами в настоящей  конвенции, эта последняя дополнит Пакт Рериха и заменит отличительный флаг, описанный в статье 16 настоящей конвенции».

«ЗНАМЯ МИРА»  предложенное Николаем Константиновичем представляет собой белое полотнище с тремя красными кругами, заключенными в окружность. Символ этот был выбран не случайно.

Он распространен повсеместно, встретить его можно во многих культурах на различных предметах, начиная с эпохи неолита. В христианской традиции это символ Святой Троицы.

Есть такая расшифровка: прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности.

Рерих объединял науку, искусство и этику кольцом Культуры, ибо культура вмещает все эти явления.

Мы часто произносим слово «культура», но не всегда помним о его значении.

«КУЛЬТ» – почитание, «УР» – древний восточный корень, обозначающий «свет». То есть культура – почитание света. Значит, истинная культура приносит свет человеческой душе, помогает стать лучше, одухотворенней. Вот по этому признаку мы можем отличить истинную культуру  от подделки.

Культура во всем своем многообразии – единый, общечеловеческий язык, основа будущего, Строительство Нового Мира на этой основе было для Рерихов делом всей жизни.

Завершая свой  жизненный путь, Николай Константинович оставил всем нам Завет:

«ЛЮБИТЕ НАРОД РУССКИЙ. ЛЮБИТЕ ВСЕ НАРОДЫ, НА ВСЕХ НЕОБЪЯТНОСТЯХ НАШЕЙ РОДИНЫ. ПУСТЬ ЭТА ЛЮБОВЬ НАУЧИТ ПОЛЮБИТЬ И ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ РОДИНУ, НАДО ПОЗНАТЬ ЕЁ. ПУСТЬ ПОЗНАВАНИЕ ЧУЖИХ СТРАН ЛИШЬ ПРИВЕДЕТ К РОДИНЕ, КО ВСЕМ ЕЁ НЕСКАЗУЕМЫМ СОКРОВИЩАМ. РУССКОМУ НАРОДУ, ВСЕМ НАРОДАМ, КОТОРЫЕ С НИМ ДАНЫ ДАРЫ НЕОБЫЧНЫЕ… МЫ ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ БОГАТЫ».

Источник: http://karpinskmuseum.ru/reprodukcii-kartin-nikolaya-rerikha/

Николай Рерих: картины, краткая биография

Николай Рерих — художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.

Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.

Молодые годы

В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая.

Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.С 1895 г.

начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.

Творческий путь

Лишь по окончании академии ему удается больше времени посвящать творчеству, которому очень важную роль в своей жизни отводил Николай Рерих.

Картины художника начали высоко оценивать уже его современники, а его первое живописное полотно «Гонец» сразу было куплено известным меценатом Третьяковым.

Примерно тогда же молодой Рерих получает должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работает в журнальном издательстве «Мир искусства».

В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Спустя год он вернулся в Российскую Империю, где получил место в секретариате «Общества поощрения художеств». В 1906 году он стал его директором.В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств.

Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией, и историей, а также философией. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси.

Художник много путешествовал, изъездил всю Россию, а также побывал во многих странах, в том числе во Франции, Шведском королевстве, Финляндии и на территории Индии, где в 1947 г. в городе Химачал-Прадеш и завершил свой жизненный путь.Его годы были наполнены творчеством, путешествиями и наукой.

Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. Это впечатляет!

Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи

В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала». Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.Он создает целый цикл картин под названием «Майтрейя».

К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: «Майтрейя-победитель» (1925), «Меч Гесэра» (1932), «Сантана» (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.

О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.

Заключение

Николай Константинович Рерих — это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени.

Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом.

Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.

Источник

улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван+374 11 233 255

Источник: https://www.obovsyom.ru/post/nikolay-rerih-kartinyi-kratkaya-biografiya

Наследие семьи Рерихов

Литературное наследие Николая Константиновича Рериха — художественное, научное и философское — на редкость обширно и разнообразно.

Большую часть составляют многочисленные статьи на темы искусствознания, археологии, философии, общественной жизни, а также его воспоминания.

Среди его художественных произведений — рассказы, сказки, эссе, притчи, повесть «Пламя», пьесы, заметки охотника и натуралиста, стихи, балетные либретто, записки путешественника (27 томов сочинений).

Рерих — писатель проявил себя существенно раньше, чем Рерих — художник. С 16-ти лет в Москве и Петербурге регулярно начинают печататься его охотничьи рассказы и очерки.

«Охота и величайший гуманист своего времени — кажется, нет более противоречивых и несовместимых понятий.

Но не охота ли сближала Николая Константиновича с природой, учила его понимать её, воспитывала внимательность, находчивость, терпение, мужество — всё то, что впоследствии оказалось столь нужным в дальних и трудных походах?» (Беликов).

Исследователи творчества Николая Константиновича отмечают, что трудно четко разделить литературные произведения Рериха по жанрам. Он и сам не придерживался строгой классификации своих творений.

В юности и даже в зрелом возрасте Николай Константинович писал сказки. У этих сказок была одна странная особенность. Годы спустя они сбывались. Происходило необъяснимое соединение сказки с жизнью.

Рериховские сказки отличает мудрое проникновение в суть жизненных вопросов, встающих на пути человека, ищущего свою дорогу к совершенству.

Сказка — самый сложный, самый увлекательный жанр в литературном наследии Рериха. Иносказательность образов, манящая красота таинственных миров — всё это даёт широкие возможности для реализации самых сокровенных замыслов.

Как исследователь Рерих разработал оригинальную концепцию понятия сказки. Сказка для Рериха — бесценный памятник истории. «Самые серьёзные учёные уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков», — писал Рерих.

Николай Константинович выявлял неоспоримые для него факты о единстве духовных корней человечества, обращаясь к русским былинам, сагам Скандинавии, финским рунам, легендам Востока, к различным религиозно-этическим учениям.

В древней литературе народов Рерих находил сведения о забытых и не изученных ещё явлениях природы: о чудодейственных камнях, кладах подземных, о живой и мёртвой воде и др.

Он видел живые нити, которые протягивались от глубокой старины к ХХ веку, к научным интересам современников. Рерих писал: «Знание преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах.

Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно».

Рерих путешествовал по России, проходил с караваном по Монголии и Китаю, жил в Индии, всюду собирал легенды и сказания, в которых народ выражал мечты о лучшем будущем. Николай Константинович писал: «Ведь в каждом человеке живет мечта о тридесятом царстве, о стране прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может».

Рерих и сам творил свои собственные сказки, свои притчи и заклинания.

Сказки Рериха необычны по содержанию и по построению. Используются фольклорные мотивы борьбы Света и тьмы, добра и зла, поиски счастья и истины.

Из русского эпоса приходят вестники, целители, богатыри и святые, из мифологии Востока — Майтрейя, Гесер Хан и др. Природа — полноправный участник событий. Наделены убедительными историко- этнографическими чертами.

И в этом, как писал Рерих: «фольклор снова идёт рука об руку с нахождениями археологии».

Но Рерих был далек от прямого «цитирования». Его сказки — с оригинальными сюжетами.

Иногда в тексты включены научные комментарии к тому или иному мотиву,

даются оценки современным историческим событиям, чаще в иносказательной форме,

Главное же, герои этих сказов являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность, и, следовательно, сказки обретают философскую и нравственную направленность.

Сказки Рериха — синтез многих его знаний, размышлений, провозвестий. Воедино связаны в них прошлое, настоящее и будущее. Сопоставлены нравственные идеалы Запада и Востока. «Духовность, подвиг, красота» — вот та триада, которая заключена в сказочном мире Николая Константиновича.

Рерих постоянно отмечал красоту русского языка, его «певучую прелесть». В сказах, и особенно заклинаниях и пророчествах, звучат порой властные зовы и провозвестия, как бы идущие из глубины веков и усиливающие эмоциональный настрой образов.

Поэтическое наследие Николая Константиновича невелико. Почти все его стихи собраны в книге «Цветы Мории», изданной при его жизни. Основу книги составили произведения «карельского» периода (1916г — 1918г.), созданные на переломном рубеже жизни. Но есть стихи, датированные и более ранними и более поздними годами.

Последняя и самая значительная вещь Николая Константиновича — поэма «Наставление ловцу, входящему в лес» написана в 1921г. Книга «Цветы Мории» была издана в 1921г. в Берлине. Средства, полученные от её продажи, предназначались голодающим России. Книгу предварял эпиграф: «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.

Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса».

Стихи Николая Константиновича — это короткая философская притча, иногда — пейзажная зарисовка. Но чаще всего — это обращение к самому себе как бы со стороны, от имени своего внутреннего «я». Это — стихи о духовных исканиях человека. Эти стихи произвели в мире искусства начала нашего века яркое и глубокое впечатление.

Стихи его необычны и ритмической структурой белого стиха, и предельной обнаженностью мысли. Они требуют от читателя собственной внутренней напряженной работы, иначе они остаются непонятыми.

Если их читать внимательно, искренне стараясь вникнуть в смысл, то они откроют целый мир мудрости, красоты, любви и мужества, побуждая к дальнейшему совершенствованию.

Николай Константинович обладал уникальным синтезом слова и образа. Поэтому нередко его стихам, сказкам, притчам соответствуют картины с теми же названиями. Многие картины воспроизводят описания пейзажей в книгах Рериха-путешественника.

Нередко на высотах Тибета и Гималаев замёрзшие руки не слушались его, и он не мог рисовать. Но писать мог. И то, что он писал в те дни, напоминало живопись. Фразы были точны и выразительны, а слова несли в себе оттенки всех цветов, которые он видел, но не мог перенести на полотно, так как краски замерзали.

«Рассказать красоту этого многодневного снежного царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки и такие памятные пурпуровые и лунные скалы…» («Сердце Азии») «Снеговые пики и желтые взгорья.

Фиолетовые и бархатно- коричневые скалы…Шесть часов идем мимо всяких торжественных песчаниковых формаций. Точно пирамиды великанов, точно города с зубчатыми стенами, точно дозорные башни, точно памятники замолкших боёв… В полном разнообразии, никогда не повторённые и расцвеченные с бесконечным чутьём».

(«Алтай — Гималаи»).

Николай Константинович писал книги, которые получили мировую известность, особенно книги о путешествиях по Тибету, Гималаям, пустыням, местам, где не ступала нога исследователя.

В книгах — размышления, провидческие, взгляды в грядущее, неукротимые поиски народов старых связей, которые надо восстановить, старое и новое, воспоминания и философствование, и черты быта.

Так называемые «Листы дневника», колоритные по слогу, образные и лаконичные повествования, в совокупности составляют одно большое мозаичное произведение, цельное и законченное.

«Николай Рерих — один из благороднейших сынов России, поскольку он изумительно синтетичен. Поражаешься его многосторонности: он художник, поэт, публицист, археолог, директор художественной школы.

Сущность его непреодолимого обаяния лежит в цельности его сложной личности, в ритмическом единстве его разнообразных творческих мотивов, в синтетической гармонии, которая пронизывает мир, создаваемый его кистью».

(Каун, профессор Калифорнийского университета, США)

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения.

Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений… Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном; и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах»… (Джавахарлал Неру, Индия)

Источник: http://ardk.narod.ru/nasledie/nk_writer.htm

Ссылка на основную публикацию