Голубь мира Пикассо
Конгресс сторонников мира остро нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а самого Пабло Пикассо — гениального испанца с французским гражданством. Так на свет появилась лаконичная и броская фигурка белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.
Существует и более забавная история о появлении этого рисунка. Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: «Пабло, будь другом, ты великий мастер… Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески». Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал «миролюбивую» птичку.
Впрочем, эта легенда могла иметь и реальные истоки. Ведь «голубиная тема» у Пикассо не исчерпывается символом мира. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его папа (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей.
Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией.
Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи «посланников мира». Исполком Моссовета даже вынес официальное решение «О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов».
В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.
Кстати, на символе мира изображена именно голубка, а не голубь, хотя как это определишь?Голубь с оливковой веткой в клюве. Картина 1949 года.
Символично для эпохи…Если вопрос касается смысла картины, то некоторые исследователи предполагают, что Пикассо прекрасно понимал двойственный подтекст голубиной эмблемы .
Голуби, несмотря на глупость и слабость — исключительно агрессивные птицы, способные заклевать сородича до смерти…
И все-таки наблюдая сражения между голубями, Пикассо, сам часто движимый инстинктом разрушения, оставлял миру надежду. Как-то в Лондоне, выпивая с товарищами пацифистами, Пикассо в шутку нацарапал парочку — мужчина с рожками в обнимку с грудастой хищно ухмыляющейся женщиной. Когда его спросили, при чем здесь борьба за мир, он пририсовал им лавровые венки и крылышки голубок…
КСТАТИ!!, эта голубка на картине появилась практически одновременно с рождением дочери Пикассо — Паломы, в переводе тоже голубка. так что можно предположить, что Пикассо рисовал символически свою дочь
Источник: https://www.colors.life/post/205131/
Блог
Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира».
Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, голубиная тема была близка ему как никому другому.
Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.
Детство
Всё началось в раннем детстве – его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник.
Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.
В прошлом году на артрынке всплыла работа 1901 года с эстимейтом в $80 млн, «Ребенок с голубем», надо думать, в какой-то мере этот ребенок – он сам.
Птицы в клетке
Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке».
Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь – это Мари-Терез Вальтер, а черный, соответственно – Дора Маар.
Позднее он вспоминал эту историю как один из интригующих моментов своей личной жизни.
Пикассо вообще любил всякого рода бои – он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными – он часто писал сюжеты типа Кошка, раздирающая птицу. Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Вот небольшая зарисовка конца 1940-х годов, от Франсуазы Жило:
Горлицы сидели в одной клетке и часто проделывали то, что казалось актом совокупления, но яичек так и не появлялось. Пабло счел, что произошла ошибка, и обе птицы — самцы. — Все так восхищаются животными, — сказал он. — Природа в чистейшем виде и все такое прочее.
Что за чушь! Посмотри на этих горлиц: такие же педерасты, как любые два скверных мальчишки. Он сделал две литографии их за этим занятием, одну напечатал в багрянистом цвете, другую в желтом.
Потом сделал третью, наложив одну на другую, чтобы создать впечатление движения, которое они проделывали, когда так сказать совокуплялись.
(По книге Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо»)
Голубь мира
В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя.
Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира».
Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:
«Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
(Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)
По всему миру были распространены тысячи и тысячи афиш с голубками Пикассо, в Советском союзе его признали за видного коммунистического деятеля.
Пабло Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…» Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир.
. .
Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем – дочку назвали Палома, что по-испански означает — голубка.
Голубятня на вилле Калифорния
Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над Менинами, и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И, как и в детстве, он опять играет с голубями.
На этот раз – в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них – вариации одного и того же сюжета – распахнутое окно комнаты, за ним – солнечный свет и вид на море, в проеме – множество птиц. Его голуби.
Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.
См. Голуби в работах Пикассо
Источник: http://PicassoLive.ru/blog/4922/golub-mira-pikasso-nesluchajnyj-syuzhet/
«Голубка» Пикассо | ОС3. Хронолайнер
«Голубка» Пикассо — белый голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях. Один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету.
Возник в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего с 20 по 25 апреля 1949 года в Париже и Праге (см. Голубь мира).
В творчестве Пикассо
Илья Эренбург рассказывает об отношении коммуниста Пикассо к этому мотиву:
Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день…
Показать полностью
«Голубка» Пикассо — белый голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях. Один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету.
Возник в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего с 20 по 25 апреля 1949 года в Париже и Праге (см. Голубь мира).
В творчестве Пикассо
Илья Эренбург рассказывает об отношении коммуниста Пикассо к этому мотиву:
Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. В тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по испански «палома» — голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях.
Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки — лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира.
А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката — он знал, что его птице предстоит облететь мир.
В 1950 году на конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны.
Эволюция изображения
Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность.
Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле (а не летящего), без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками — подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии (547х697 мм) хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА.
Канвейлер опубликовал её еще в 1949 г., до выбора Арагона.
Франсуаза Жило рассказывает подробно: В вольере Матисса среди множества экзотических птиц было четыре больших миланских голубя. В отличие от большинства голубей лапки у них были до самых кончиков покрыты перьями; казалось, на них надеты белые гетры. Однажды Матисс сказал Пабло: „Надо отдать их тебе, они напоминают тех, которых ты уже писал“.
Мы увезли голубей в Валлорис. Одного из них ждал замечательный художественный и политический успех. В начале сорок девятого года Пабло сделал его литографию, добившись при этом блестящего технического результата.
В литографии получить совершенно черный цвет не столь уж трудно, но поскольку в литографической краске содержится воск, то когда её разбавляют водой для получения светло-серого цвета, она распределяется по камню неравномерно. И получается то, что по-французски именуется la peau de crapaud, крапчатая, будто жабья кожа, поверхность.
Однако в этой литографии Пабло удалось сделать смесь, производящую впечатление очень прозрачного серого цвета с оттенками, которые явились изумительным tour de force.
Примерно месяц спустя поэт и романист Луи Арагон, интеллектуальная «рабочая лошадка» французской компартии, пришел в мастерскую на улице Великих Августинцев за обещанным рисунком для плаката, рекламирующего организованный коммунистами Всемирный конгресс сторонников мира, который вскоре открывался в зале Плейель.
Просматривая папку с последними литографиями, Арагон увидел эту, голубь так походил на голубку, что ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с «голубкой» уже начал появляться на парижских стенах. В бесчисленных оттисках вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира.
…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!».
Арагон забрал рисунок в полдень, а уже в пять часов вечера по всему Парижу были развешаны афиши с изображением голубки. (…) Возможно, Пикассо и сам не предполагал, какой силой обладает его «Голубка», пока не увидел её увеличенное изображение в зале Плейель, где проходил Конгресс. Она парила над залом в свете прожекторов, над толпой восторженных, объединенных одной надеждой людей.
Биограф художника пишет: Использование «Голубки» в политических целях не отняло у неё её совершенства.
Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает «Голубке» Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов.
Другой биограф уточняет, также подчеркивая намеренную непредвзятость награды: Позднее в том же году Филадельфийский музей искусства, отложив политику в сторону, удостоил эту литографию Пикассо мемориальной медали Пеннела.
Скрыть
Источник: https://chronolines.ru/constructor/event/14896/
История «Голубя мира»
|
This page was loaded Oct 27th 2018, 10:37 am GMT.
Источник: https://sergej-manit.livejournal.com/1042021.html
Искусство удивлять: 135 лет назад родился Пабло Пикассо
25 октября 1881 года на юге Испании родился художник Пабло Пикассо. В 135-ю годовщину со дня рождения основоположника кубизма RT рассказывает о тайнах творчества живописца, которые открылись учёным в XXI веке и о том, как среди ценителей картин Пикассо оказались голуби и пчёлы.
В 1901 году Пабло Пикассо написал картину «Голубая комната». На полотне изображена молодая женщина, которая принимает ванну. Картина считается одним из самых ярких образцов «голубого периода» творчества художника ― тогда в полотнах Пикассо преобладали мрачные и холодные оттенки, а изображённые люди отличались неторопливостью и меланхоличностью.
Уже после смерти художника специалисты заметили, что некоторые мазки на картине указывают на стремление Пикассо что-то зарисовать.
В 2014 году учёные просветили холст рентгеновскими лучами и обнаружили, что под ним скрывается изображение бородатого задумчивого мужчины в пиджаке. На пальцах мужчины — три кольца, на шее ― галстук-бабочка.
Сначала исследователи пришли к выводу, что изображение ― это автопортрет Пикассо, но сегодня искусствоведы настаивают: художник нарисовал коллекционера и мецената Амбруаза Воллара.
Художник с малярной краской
Другая команда учёных провела исследование и выяснила: для создания картин Пабло Пикассо порой использовал малярную краску. Специалисты просканировали холст «Красное кресло», созданный живописцем в 50-летнем возрасте. На картине Пикассо изобразил свою юную возлюбленную Марию-Терезу Вальтер, которая четырьмя годами позже родила ему дочь Майю.
Учёные выяснили, что по химическому составу краска соответствовала малярной — фирмы Ripolin. По словам исследователей, малярная краска обладала рядом преимуществ — в частности, она сохла быстрее масляной.
Кроме того, учёные предполагают, что не только Пикассо пользовался «краской для дома»: ещё одним любителем малярной краски считается швейцарский художник Ле Корбюзье (настоящее имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри).
Неожиданные ценители
В 1995 году Шнобелевскую премию (награду за исследования, которые сначала заставляют смеяться, а потом ― задуматься) получили учёные из университета Кэйо за исследование под названием «Голуби умеют отличать картины Пикассо от картин Моне».
В ходе ряда экспериментов специалисты показывали птицам слайды с картинами двух художников. Если на экране появлялось полотно Пикассо ― голубям давали семечки, если картина французского живописца Моне ― не давали ничего.
Птиц также учили нажимать кнопку, если они видели слайды с полотнами испанца.
Затем перед голубями ставили такую задачу: им показывали картины Пикассо, которые птицы раньше не видели. Голуби должны были отличить полотна испанского художника от полотен француза.
Со временем задача усложнилась: птицам нужно было отличить картины Пикассо от картин Жоржа Брака и Анри Маттиса, а холсты Моне ― от холстов Поля Сезанна и Пьера Ренуара.
Голуби с заданием справились на твёрдую пятёрку.
Кстати, в 2012 году эксперимент с картинами поставила другая группа учёных — правда, на этот раз были задействованы не голуби, а пчёлы. Пчёл запускали в тоннель, в конце которого располагались две комнатки: одна была пустая, а во второй находился сироп.
Над входом в каждую комнатку висела репродукция или картины Пабло Пикассо, или картины Клода Моне. Для одной группы пчёл сироп всегда находился в помещении, над которым висел Пикассо, для другой — над которым висел Моне.
В тоннель насекомых запускали по одной — чтобы пчёлы не могли подсказать друг другу, где именно находится лакомство.
В исследовании учёные задействовали репродукции 18 разных картин Пикассо и Моне. В итоге выяснилось, что, даже если пчёлы видели перед собой два совершенно новых изображения, они без труда отличали стиль одного художника от стиля другого, и залетали в «правильную» комнатку. За свою работу учёные пока ещё не удостоились ни Шнобелевской премии, ни какой-либо другой награды.
Анна Одинцова
Источник: https://russian.rt.com/nopolitics/article/328051-135-let-pablo-pikasso
Голуби
Пабло Пикассо (PabloPicasso)
Карандаш/Бумага (1900)
37 х 71 см
Описание
Картина находится в Музее Пикассо, Барселона.
Картина находится в Музее Пикассо, Барселона.
Page 2
Пабло Пикассо (PabloPicasso)
Масло/Холст (1897)
197 х 249.5 см
Описание
В 1897 году Пикассо, следуя советам отца, пишет огромное полотно в академической манере.
Без сомнения, именно из уважения к отцу Пикассо, который даже того не понимая, прошлым летом открыл для себя экспрессионизм, написав один из лучших в испанской живописи портретов, портрет набожной и безумной тети Пепы, становится теперь гораздо консервативнее.
«Знание и милосердие» — не более чем обычная картина с бытовым сюжетом, композиция которой, вне всякого сомнения, продумана доном Хосе Руисом Бласко; к тому же ее тематика и композиция свидетельствуют о влиянии другой картины — «У постели больной матери» Энрике Патернина.
Добавим, что дон Хосе послужил моделью… Полностью
В 1897 году Пикассо, следуя советам отца, пишет огромное полотно в академической манере.
Без сомнения, именно из уважения к отцу Пикассо, который даже того не понимая, прошлым летом открыл для себя экспрессионизм, написав один из лучших в испанской живописи портретов, портрет набожной и безумной тети Пепы, становится теперь гораздо консервативнее.
«Знание и милосердие» — не более чем обычная картина с бытовым сюжетом, композиция которой, вне всякого сомнения, продумана доном Хосе Руисом Бласко; к тому же ее тематика и композиция свидетельствуют о влиянии другой картины — «У постели больной матери» Энрике Патернина.
Добавим, что дон Хосе послужил моделью для врача на картине сына: он следит за пульсом умирающей, в то время как монахиня подносит ей маленького ребенка.
Палау-и-Фабре выяснил, что ребенка, изображенного на картине, дон Хосе брал на несколько часов у бойкой попрошайки за небольшую плату, а монашеское одеяние — в одном из барселонских монастырей, настоятельница которого была родом из Малаги и дружила с тетей Пепой. Но гораздо примечательнее самой картины ее судьба.
Она по-прежнему приводит в восхищение далеких от искусства людей, которые задаются вопросом, как мог пятнадцатилетний подросток написать такое совершенное полотно. Пикассо подарил картину своему дяде Сальвадору вместе со всеми предварительными набросками, и в доме дяди Сальвадора она находилась вплоть до самой его смерти, после чего картину унаследовала Лола Руис Пикассо; в конечном счете полотно и все наброски оказались в барселонском Музее Пикассо. Картина находится в Музее Пикассо, Барселона.
Источник
Источник: http://dedale.ru/artwork/show/PabloPicasso/9