Описание картины рафаэля санти «форнарина»

Рафаэль Санти: «Донна Велата» и «Форнарина»/Классика/Дом художников

Рафаэль Санти считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени.

Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».

Об истории создания портретов «Донна Велата» и «Форнарина» читайте в нашей статье.

В последние годы своей жизни Рафаэль был признанным главой римской художественной школы. Его талант  стал ценным призом для пап Юлия II и Льва Х и был поставлен прежде всего на службу Ватикану.

В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, совершенно не считаясь с ограниченностью сил художника. Уже в 1514 году папа Лев поручил Рафаэлю продолжение реконструкции собора Св.

Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» — руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях. В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. Рафаэль оказался в крайне трудном положении.

Художник был молодым, выносливым и сильным, но, безусловно, не клише на маниакального трудоголика Микеланджело. Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину.

Недостаток своих сил и времени он старался восполнить энтузиазмом своих учеников, в особенности, Джованни Пенни и Джулио Романо, которым часто принадлежит уже не только исполнение кистью, но и изготовление картонов поздних фресок Рафаэля. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь. Рафаэль был очень востребован, его предпочитали Леонардо, который редко заканчивал работы, и Микеланджело, отличавшегося взрывным характером. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой.

Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Своей внешностью и характером мать Рафаэля отвечала представлениям своего мужа, художника Джованни Санти, об идеальной женщине – Мадонне. Такой и изобразил он её с любовью на одной из стен дома во дворе семьи Санти – в образе Святой Девы с младенцем на руках.

Прекрасное композиционное решение, нежный профиль Мадонны и тонкое выражение грусти долгое время давали повод сомневаться в авторстве Джованни Санти, а картину вместо отца приписывали его знаменитому сыну – Рафаэлю. Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури.

Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её.

«Мадонна с младенцем», Джованни Санти

С большой вероятностью можно предположить, что мать Рафаэля внесла свою лепту в образование художника.

Новое гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения предоставило женщине право на формирование своей индивидуальности.

В родительском доме женщина теперь получала такое же образование, как и мужчина, а часто – даже более широкое. Это дало женщине эпохи Возрождения возможность вносить в дом свой личный вкус, взгляды и влияние.

По свидетельству современников, Рафаэль был наделён мягким и женственным характером, чуткой восприимчивостью и милосердием.

Своей мачехе Бернардине, у которой вскоре после смерти Джованни Санти родилась дочь Елизавета и приложившей немало сил, чтобы отсудить у Рафаэля оставленное отцом наследство, художник назначил содержание из своего наследства.

В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни, и поэтому умер в бедности».

Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой, именем Рафаэль из Урбино; это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый».

Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».

Объединяет портреты не только высокое мастерство исполнения, но и проступающая индивидуальность модели. На главный вопрос – кто изображён на портретах, ответ пока не найден, так как мнения искусствоведов разделились. Некоторые исследователи пришли к соглашению, что на знаменитых картинах изображена Форнарина –  легендарная возлюбленная Рафаэля.

Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. Род деятельности её отца-булочника (итал. fornarino — булочник) определил её прозвище – Форнарина. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках.

Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Художник искал модель для фрески  «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели.

Это было начало романа 30-ти  летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Рафаэль называл её своей Психеей  -«своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.

«И кисть моя смела, и краски живы,

Но как они мертвы перед тобой!

Как этих нежных лилий, роз отливы

Изобразить с такой красотой?»

Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». Но Вазари грешил тем, что, не представляя кроме интригующих намёков бесспорных доказательств, иногда с ловкостью переплетал факты и вымыслы. Этим объясняются некоторые несовпадения его информации.

В 2005 году итальянский учёный Маурицио Бернарделли Куруз попытался открыть человека за завесой легенды. Он предоставил свои доказательства того, что Рафаэль Санти тайно женился на своей возлюбленной Маргарите Лути, хотя официально был помолвлен с племянницей влиятельного кардинала Биббиены – Марией.

Имя безвременно умершей в 1514 году Марии упоминается на памятной доске рядом с захоронением великого художника в римском Пантеоне. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах  -«Донна Велата» и «Форнарина».

Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками», и их носили замужние женщины. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым, именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля.

Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Противникам версии существования Форнарины эти доказательства представляются сомнительными.

Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация, и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны».

В качестве действительно убедительного аргумента используется период создания картин: ко времени своего знакомства с Форнариной, Рафаэль уже завершал эти две итоговые в его творчестве картины.

А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» — это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Ведь сам художник говорил, что для того, чтобы написать красавицу, ему нужно было видеть много красавиц. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. О личной жизни художника, о его отношениях с друзьями, коллегами, помощниками и заказчиками известно мало, легенд гораздо больше. Поэтому, суть событий на протяжении веков была и останется тайной, а некоторые вопросы останутся без ответов.

«Донна Велата», Рафаэль Санти

В 1514 – 1515 годах Рафаэль написал картину, которая демонстрирует его блестящее мастерство, и по праву признана одной из лучших в живописи. Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. О судьбе портрета известно крайне мало.

Интересный факт: долгое время авторство картины не было установлено, и только в 1839 году выяснилось, что она принадлежит кисти Рафаэля. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной.

Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Но это не более, чем предположение.

Сам Рафаэль признавался, что все его живописные символы идеальной женской красоты складываются из множества жизненных впечатлений. В качестве цветовой доминанты художник использовал белый тон одежды, чем подчеркнул молодость, красоту и гармоничное состояние духа портретируемой.

Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции.

В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины, имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Легендарная натурщица и возлюбленная художника, чьё существование до сих пор не подтверждено окончательно, хоть эта история длиной в полтысячи лет.

Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, было установлено исследователем Антонио Валери только в XIX веке. Валери нашёл его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы, где послушница была записана как вдова художника Рафаэля.

Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах.

«Форнарина», Рафаэль Санти

Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен.

Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур, изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу.

Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника.

Впервые портрет обнажённой женщины упоминается со слов человека, который видел его в коллекции Сфорца Санта Фьора, а с 1642 года картина находится в фондах римской галереи Барберини.

После недавно проведённого рентгеновского исследования выяснилось, что изначально Рафаэль изобразил пейзажный фон, который позже был заменён миртовым деревом. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно.

  Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее, и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах».

В 1520 году, после смерти Рафаэля,  Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина».

«Форнарина» Джулио Романо

Но это ещё не конец истории загадочной «Форнарины»: прекрасный рафаэлевский образ прослеживается и в позднем искусстве. Его использовал французский художник  XIX века Жан Огюст Энгр в своей картине «Рафаэль и Форнарина» и художник Франсуа Пико в своей картине с таким же названием.

«Рафаэль и Форнарина», Энгр

Фото из открытых источников

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Rafael-Santi-Donna-Velata-i-Fornarina.aspx?ID=2339

Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака — Дневник живописи

Рафаэль. Форнарина. 1518-1519 гг. Палаццо Барберини, Рим, Италия

В последние годы жизни Рафаэль написал портрет женщины. Она явно играла важную роль в жизни мастера. На предплечье – браслет с надписью “Рафаэль Урбинский”. Как будто окольцованная птица. Не остаётся сомнений, кому она принадлежит душой и телом.

Как оказалось, любовной связью ее отношения с Рафаэлем не ограничивались. Во время чистки картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо. На безымянном пальце левой руки. Очевидно, оно обручальное. К тому же в волосах женщины – украшение с большой жемчужиной. Такие броши могли носить только замужние женщины.

Рафаэль был женат на этой женщине? Тогда почему об этом браке не упоминает ни Рафаэль, ни его современники? Кто и зачем закрасил кольцо? Попробуем разобраться.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. 1814 г. Музей университета Гарварда

Читайте также:  Описание картины симона ушакова «богоматерь владимирская»

Донна Велата и Форнарина

Вазари, современник Рафаэля, пишет, что однажды Рафаэль создал портрет женщины невиданной красоты. И что это была женщина, которую Рафаэль любил до конца своих дней. Речь идёт о “Донне Велате”.

Рафаэль. Дама с покрывалом. 1516 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Обратите внимания, что в волосах девушки то же украшение, что и на первом портрете. Только написано оно было на 2-3 года раньше. Донна Велата с итальянского переводится, как “женщина с покрывалом”. Такие накидки надевали замужние римлянки.

Так что, если на обоих портретах одна и та же женщина, то тайное венчание состоялось до написания “Донны Велаты” в 1516 году.

Правда женщины не очень похожи. Возможно, это связано с тем, что Рафаэль не успел дописать лицо на портрете обнаженной супруги. После его внезапной смерти его закончил ученик и друг Рафаэля – Джулио Пиппи (Романо). После чего он и продал портрет. Предварительно закрасив кольцо. Зачем же он это сделал?

Кардинал Биббиена и Рафаэль

Ответ мы можем также найти в биографии Рафаэля, написанной Вазари. Он пишет, что могущественный кардинал Биббиена предложил Рафаэлю жениться на своей племяннице Марии.

Рафаэль не мог отказать такому человеку. Однако сумел отложить помолвку. Он сказал кардиналу, что не против такого союза, но хотел бы 3-4 года подождать. Возможно, он надеялся, что за это время ситуация разрешиться сама собой.

Но кардинал вернулся к этому вопросу через отведённый срок. Рафаэлю ничего не оставалось, как объявить себя официальным женихом Марии Биббиена. Однако день свадьбы постоянно откладывал. Девушка так и не дождалась замужества. Она умерла ещё до кончины Рафаэля.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена. 1813-1814 гг. Музей искусств Уолтера, Балтимор, США

Когда Рафаэль умер, его ученикам было поручено доделать все заказы.

В том числе была не закончена роспись нескольких залов в Ватикане. Если бы о тайном браке стало известно кардиналу, разразился бы скандал. Репутация Рафаэля была бы подорвана.

Его ученики лишились бы всех заказов Ватикана.

Джулио Романо не мог этого допустить. Он сделал все, чтобы о браке его друга никто не узнал. Закрасил кольцо. Продал картину якобы безымянной девушки-модели.

Судьба Форнарины после смерти Рафаэля

Как же сложилась судьба любимой женщины Рафаэля? Вазари пишет, что Рафаэль, понимая, что умирает, выслал возлюбленную из своего дома и распорядился обеспечить ей безбедную жизнь.

Однако в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин.

В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года (через 4 месяца после смерти Рафаэля) себя обозначила как “Маргарита Лути, вдова Рафаэля”.

Так стало известно настоящее имя девушки с портрета. И ещё один факт, указывающий на то, что Рафаэль был женат на ней.

Павел Муратов, знаток итальянского искусства, уверен, что её сослали в монастырь насильно. Хотя Рафаэль её полностью обеспечил, после его смерти она уже была беззащитна. Никому не нужно было, чтобы она обнародовала свои отношения с Рафаэлем. Ведь он был похоронен, как жених племянницы кардинала.

Рафаэль (Джулио Романо?). Портрет молодой женщины (предположительно портрет Форнарины). 1520 г. Музей изобразительного искусства, Страсбург, Франция

Легенды о Форнарине и Рафаэле

Портрет называется “Форнарина”. Именно так и принято называть возлюбленную Рафаэля. Однако он сам никогда её так не называл. Это имя было придумано в 18 веке. На итальянском языке в то время это было вульгарное, грубое обозначение любовницы. Хлеб при выпекании поднимается. Так и умелая любовница воздействует на мужчину, как печь на хлеб.

Однако позже родилась легенда, что она была дочерью пекаря (корень слова “Форнарина” означает “пекарь” на итальянском языке). Хотя я думаю, что Маргарита Лути не имела никакого отношения к пекарям.

Вообще в 18-19 веках было придумано немало легенд о Форнарине и Рафаэле. С лёгкой руки итальянского писателя Конолли (“Жизнь Рафаэля”, 1790 г.) эти выдумки стали приниматься за реальные истории из жизни мастера. Хотя в середине 19 века было доказано, что многие из них недостоверны.  Самое печальное, что до сих пор эти факты выдаются за чистую монету на большинстве интернет-ресурсов.

Якобы Форнарина была развратной куртизанкой. Именно она погубила Рафаэля, буквально истощив его своей сексуальной ненасытностью. Создавая эту легенду, Конолли опирался на слова Вазари. Тот пишет, что Рафаэль был любвеобилен и однажды слишком много сил отдал любовным утехам. В результате ослаб и заболел.

Однако Конолли не учёл, что во времена Рафаэля и Вазари люди серьезно верили, что частый секс приводит к истощению организма. Сейчас медицина уже это опровергает.

Смерть Рафаэля

Я думаю, что Рафаэль ослаб от тяжкого и непосильного труда. Он был перегружен работой. Каждый богатый человек Италии стремился заказать ему Мадонну или свой портрет.

Ватикан заказал роспись нескольких залов. К тому же его назначили главным архитектором Собора святого Петра. Также он отвечал за все раскопки Рима.

Сюда приплюсуйте необходимость вести светскую жизнь: ужины, сборы гуманистов.

В письме к своему другу Кастильоне Рафаэль пишет о том, что  Папа Римский назначил его ответственным за собор святого Петра. Рассуждает о непосильности этой ноши. Он задается вопросом, вынесут ли его плечи такую тяжесть? Не сгорит ли он, как Икар?

К сожалению, сгорел. Сильно измотанный работой, однажды он почувствовал недомогание. Врачебная ошибка довершила дело. Ему пустили кровь, окончательно ослабив организм мастера. Его не стало в день его рождения, 6 апреля 1520 года.

Дата смерти Маргариты Лути неизвестна. В пантеоне Ватикана рядом с Рафаэлем покоится его официальная невеста Мария Биббиена.

Форнарина вдохновляет других художников

Джулио Романо (тот, который закрасил кольцо) был любимым учеником Рафаэля. Он очень умело работал в стиле “а-ля Рафаэль”. Не удивительно, что через какое-то время он создал собственную Форнарину. Это уже другая девушка (настоящая Форнарина в это время была в монастыре).

Джулио Пиппи (Романо). Женщина за туалетом. 1520-1530 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Кстати, “Женщину за туалетом” долгое время рассматривали, как работу Рафаэля. Неизвестно, специально ли Джулио Романо выдал её за работу своего учителя. Либо это уже дело рук одного из её владельцев. Авторство Джулио Романо установлено лишь во второй половине 19 века.

В более поздние годы стиль Романо изменится. Он будет больше тяготеть к маньеризму и эксцентричным эротическим сюжетам. Рафаэлевского в его работах останется не так много.

Джулио Пиппи (Романо). Слева: Пятигрудая русалка. 1525 г. Королевская коллекция искусства, Лондон. Справа: Фреска “Повелитель рек”. Палаццо Те, Мантуя, Италия

Выдающийся французский художник 19 века Энгр был необычайно вдохновлён легендами о Рафаэле и Форнарине. Он написал несколько полотен с этой парой. Его знаменитая “Большая одалиска” также была написана под впечатлением от “Форнарины”.

Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска. 1814 г. Лувр, Париж.

А вот о том, позировала ли Маргарита Лути для самой знаменитой картины Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

Также лицо Форнарины встречается на картине “Святая Цецилия”. Здесь она позировала для образа Марии Магдалины.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/fornarina-rafael/

Любопытная версия: Рафаэль Санти и Форнарина

Маргарита Лути и Рафаэль Санти — Любовные истории

Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Яркий представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший жизнеутверждающие идеалы эпохи. Все его картины кажутся легкими и воздушными.

Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.

Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514—1518 года) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б. Кастильоне», 1514—1515). Проектировал собор св.

Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520 года) в Риме.

Возлюбленная и натурщица — Форнарина.

 

 На самой прославленной картине великого Рафаэля Санти (1483–1520) запечатлён образ молодой и очень красивой женщины с огромными чёрными миндалевидными глазами. Прообразом «Сикстинской Мадонны» стала Маргарита Лути — самая сильная и отчаянная любовь прекрасного гения.

 

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Первые уроки рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. Рафаэлю тогда было одиннадцать лет. Мать его умерла ещё раньше, и мальчик остался на попечении своих дядюшек — Бартоломео и Симона Чиарла.

Ещё пять лет Рафаэль учился под присмотром нового придворного живописца герцогов урбинских Тимотео Вити, который передал ему все традиции умбрийской школы живописи. Затем в 1500 году юноша переехал в Перуджу и поступил на обучение к одному из самых знаменитых художников Высокого Возрождения Перуджино.

Ранний период творчества Рафаэля так и называется — «перуджинский». В двадцать лет гений живописи написал знаменитую «Мадонну Конестабиле». А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний период его творчества.

Миру явился великий Рафаэль, шедеврам которого весь мир поклоняется вот уже которое столетие.

 

В 1504 году молодой человек перебрался во Флоренцию, куда годом раньше переехала вся мастерская Перуджино. Здесь он создал ряд восхитительных живописных полотен с «Мадоннами». Под впечатлением этих шедевров в 1508 г. папа римский Юлий II (правил в 1503–1513 годах) пригласил художника в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце.

Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля — этап славы и всеобщего преклонения. Это было время пап-меценатов, когда в мире ватиканской курии царили, с одной стороны, величайший разврат и глумление над всем честным и благонравным, а с другой — преклонение перед искусством.

Ватикан по сей день не смог полностью очиститься от пятен злодеяний, совершённых папами-меценатами под прикрытием папской тиары, а философы и искусствоведы оказались не в состоянии объяснить, почему именно в эпоху вопиющей развращённости, в самом эпицентре разврата изобразительное искусство, архитектура и литература поднялись на недосягаемые высоты.

 

После кончины развратного старика Юлия II папский трон занял ещё более развратный Лев X (правил в 1513–1521 годах).

Одновременно он прекрасно разбирался в искусстве и являлся одним из самых прославленных в истории покровителей поэтов, художников и артистов.

Особо благоволил папа доставшемуся ему по наследству от предшественника Рафаэлю, который расписывал здания и дворцы, писал восхитительные картины.

 

В это же время в Вечном городе жил знатный и богатый человек — Агостино Чиги, владелец множества поместий и земель, хозяин огромного дворца Фарнезино в Риме.

Следуя традициям папского двора, где было принято всемерно подражать вкусам понтифика, Чиги пригласил Рафаэля расписать стены центральной галереи дворца Фарнезино.

Вскоре художник создал здесь великолепные фрески «Три грации» и «Галатея», но для третьей фрески «Амур и Психея» Рафаэль никак не мог найти натурщицу.

Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришёл в смятение.

Говорят, что художник мгновенно забыл всех девиц, вниманием которых он никогда не был обделён. Девушка затмила всех.

Очарованный её неземной красотой, Рафаэль воскликнул: «Я нашёл свою Психею!» Живописец спросил девушку: кто она и откуда? Та, смущаясь, ответила, что живёт неподалёку, а её отец — хлебопёк. Девушке было семнадцать лет, и звали её Маргаритой Лути.

Рафаэль пригласил Маргариту к себе в мастерскую и попросил, чтобы она позировала ему для портрета. Та, немного смутившись, ответила, что должна спросить разрешения у отца и у своего жениха, деревенского пастуха, за которого вскоре должна была выйти замуж.

Расставаясь, Рафаэль дал Маргарите золотое колье и попросил принять его в знак благодарности за чудесно проведённый день. Девушка отказалась от подарка. Тогда художник предложил ей маленькую сделку — десять поцелуев за дорогое колье. Сделка состоялась.

Читайте также:  Описание картины николая ге «автопортрет»

Окрылённый и счастливый Рафаэль едва дождался следующего утра и поспешил к хлебопёку. Отец девушки, получив от художника несколько золотых монет, разрешил дочери позировать для картины.

 

Рафаэль писал Маргариту в мастерской. Статный и красивый мужчина с утончёнными чертами лица и тёмными, кудрявыми волосами не мог не понравиться пылкой девушке.

Художнику было за тридцать, но он по-прежнему был очень красив.

Им восхищались римские красавицы, знатные женщины становились его любовницами, но только «маленькая Форнарина», как прозвал девушку художник, заставила трепетать его сердце.

Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы позирования. Он стал ревновать Маргариту, не спал ночами, рисуя в воображении картины встреч девушки с её женихом — пастухом Томазо. Наконец, художник не выдержал. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим. Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца.

Художник выполнял все её желания: покупал ей дорогие наряды и драгоценности, окружал роскошью и богатством, приставлял к ней многочисленных слуг, которые исполняли каждое желание юной красавицы. А вот коварную и расчётливую Форнарину интересовали преимущественно деньги неожиданного покровителя.

Она постоянно изматывала художника, оставалась неудовлетворённой и с каждым днём требовала большего. Юному созданию было мало ласк и восхищения. Она требовала не только новых богатств, но и хотела, чтобы Рафаэль ни на миг не отходил от неё и предавался любовным усладам только в её обществе.

И художник покорно выполнял эти прихоти, буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы.

Настал час, и Агостино Чиги настоятельно попросил художника закончить заказанную работу в Фарнезино. Понимая ситуацию, Чиги обещал предоставить влюблённой паре особые апартаменты во дворце, где Маргарита могла бы скрываться от знакомых.

Влюблённые вынуждены были вернуться. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. Он проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить. Опасаясь, что угрозы его — не пустые слова, хитрая женщина позвала Чиги и рассказала ему об угрозах бывшего жениха.

Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. И неожиданно она пообещала растерявшемуся Агостино всё, что он пожелает, но при одном условии: если могучий синьор заточит своего пастуха Томазо в монастырь.

В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги.

Вскоре стало известно о другом любовном романе прекрасной Форнарины. Она затащила к себе в постель совсем молоденького юношу из Болоньи Карло Тирабоччи, бравшего уроки у великого мастера.

Ученики Рафаэля посчитали эту измену оскорбительной для себя и вызвали юношу на дуэль. Злосчастный Карло был поражён ударом шпаги и вскоре скончался от потери крови.

Но Маргариту уже ничто не могло остановить, вскоре у неё опять появился юный любовник.

Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали о том, какие муки терзали сердце их создателя.

Рафаэль столь страдал от сложившейся ситуации, что иногда даже не мог по утрам подняться с кровати. Он обратился к врачам, и ему поставили диагноз — резкое истощение организма. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.

Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки самых великих людей Италии. Ученики художника обвинили неверную Маргариту в смерти их учителя и поклялись отомстить за то, что чередой бессчётных измен она разбила сердце великого человека.

Испуганная Маргарита бежала к отцу, в доме которого скрывалась некоторое время. Здесь она однажды столкнулась нос к носу с бывшим женихом Томазо, который по её милости пять лет провёл в монастырском заточении.

Маргарита не нашла ничего лучше, как попытаться соблазнить его, и оголила перед пастухом свои пышные плечи.

Тот, схватив горсть земли, бросил её в лицо бывшей невесте и ушёл, чтобы никогда больше не видеть женщину, поломавшую ему жизнь.

 

Оставленного Рафаэлем наследства хватило бы легкомысленной Форнарине на то, чтобы изменить жизнь и стать порядочной женщиной. Но, почувствовав вкус плотской любви и беспечной жизни, познав самых известных мужчин Рима, она не пожелала что-то менять. До конца дней Маргарита Лути оставалась куртизанкой. Умерла она в монастыре, но причина её смерти неизвестна.

Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые музеи мира. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали знаменитыми. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом «Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи.

Они с умилением смотрят на прекрасную, неземную женщину, протягивающую им с небес доверчивого младенца… Но мало кто знает, что земная плоть женщины, изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной куртизанке Италии — той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта.

Впрочем, в литературе встречается и иная версия описанных событий. Рафаэль с самого начала влюбился в развратную римскую девицу, отлично знал ей цену, но в безнравственной атмосфере двора пап-меценатов не смущался использовать её в качестве модели при написании ликов Божьей Матери. К ранней же смерти художника Маргарита Лути не имела никакого отношения.

Написано igorinna Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://natalielive.livejournal.com/92524.html

Рафаэль Санти, Сикстинская Мадонна и Форнарина

 Сикстинская Мадонна. 1515

«Один раз человеческой душе было подобное откровение; дважды случиться оно не может… — писал поэт В.А. Жуковский, посетив в 1821 году дрезденскую галерею, где любовался «Секстинской Мадонной» Рафаэля. — Час, который провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни».

Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста. В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских.

Полная  достоинства и душевной чистоты Мария — заступница человечества выступает в самом знаменитом произведении Рафаэля — “Сикстинской Мадонне».  В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

Для художника она явилась  синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы.

Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур — все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Удивительно, но небесные черты Непорочной Девы списаны с создания, далеко не ангельского. Так кто же она, избранница гения, сумевшая завоевать его сердце? 

Долгое время личность красавицы, изображённой под покрывалом, известной под названием «Донна Велата»,   была окутана тайной. Вполне вероятно, что это портрет «женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая» (Вазари).

Та же женщина позировала Рафаэлю и для так называемой «Булочницы», или «Форнарины». На обоих портретах одна и та же заколка с жемчужиной прикрепляет к волосам головной убор.

Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обоих картин. Возможно, они являются портретами Маргариты Лути, дочери пекаря из Сиены, возлюбленной Санцио, часто ему позировавшей.

Рафаэль, «Дама с вуалью, или Донна Велата», 1514—1515, Палаццо Питти, Флоренция

Пердполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Чиги над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты с видом на просторный, ухоженный сад. Рафаэль написал для Чиги знаменитые фрески «Три грации» и «Галатея».

И стал искать модель для фрески «Амур и Психея».  Как-то под вечер Рафаэль спустился к реке. Прогуливаясь по берегу Тибра, он встретил девушку, которая покорила его своей ангельской чистотой, скромностью и грацией.

 Рафаэль стал умолять  незнакомку  быть его моделью, но   нужно  было получить согласие отца и жениха.  Не в правилах Рафаэля было отступать.  Рафаэль  протянул девушке золотое ожерелье, предназначавшееся любовнице — куртизанке Андрез. Но незнакомка  отказалась от подарка. Тоогда  купи его.

..  за десять поцелуев. Сделка  оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. На следующий день Рафаэль  пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь. Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление.

Булочник  не только дал свое согласие, но и пообещал взять на себя переговоры с женихом Маргариты. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца. Рафаэлю пришлось еще раскошелится. Он  выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых, снял для нее виллу.

 И начался их роман, который  продолжался шесть лет, до самой смерти мастера.

Мадонна Седия

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» — повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя.

Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!..

Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!».

Рафаэль и Форнарина

Рафаэль обожал свою юную Форнарину. Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев, и в первую очередь образ девы Марии. В предместьях Рима он снял для своей возлюбленной виллу, щедро оплачивая все расходы, превратив простую дочь пекаря в блистательную принцессу.

Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Заметив, что приглашенный живописец слишком часто и слишком подолгу отсутствует, и, зная причины, Агостино Киджи предложил Рафаэлю перевезти свою возлюбленную в Фарнезин. Он выделил для нее несколько роскошных  комнат рядом с апартаментами художника.

Рафаэль с радостью воспользовался предложением Агостино, и Маргарита перебралась на виллу Фарнезина. Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение — «Сикстинскую мадонну».

Считается, что именно Форнарина  многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской мадонны».

                                
Форнарина. 1518-1519 годы. Национальная галерея античного искусства, Рим.

Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519), «Донна Велата» (1514—1515) и в его знаменитой «Сикстинской Мадонне» (1512—1513).

  Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце д’Элиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины).

 Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь (по другой версии, ушла в монастырь сама), где вскоре и умерла. Как гласят документы, Форнарина ушла в монастырь в 1520 году.

Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.

Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо.

На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено.

На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.

 
Себастьяно дель Пьомбо «Форнарина», Уффици, Флоренция

 
Джулио Романо. «Дама за туалетом, или Форнарина»

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/11376307.html

Тайная любовь Рафаэля

На многих произведениях знаменитого Рафаэля Сацио моделью была одна и та же женщина — мы видим её черты на портретах Велата, Форнарина, на образе Мадонны делла Седжиола во Флоренции, у Мадонны Фолиньо, у Святой Цецилии в Болонье и в лице Мадонны дель Сассо, заказанной самим Рафаэлем (работа скульптора Лоренцетти, теперь над захоронением Рафаэля в Пантеоне).

Читайте также:  Описание памятника комару в ноябрьске

Рафаэль был так влюблен, что не мог работать, если её не было рядом. Говорили, что на вилле банкира Агостино Киджи (теперь мы её знаем как Вилла Фарнезина) Рафаэлю не удавалось закончить картину Галатея, потому что рядом не было его возлюбленной. Хозяину не оставалось ничего, как пригласить девушку в гости, и Рафаэль с воодушевлением вновь принялся за работу.

Автопортрет Рафаэля в 35 лет, за 2 года до смерти

Кто же была эта женщина, которую любил художник?

Этого мы с точностью не знаем, но существует несколько правдоподобных версий.

Прозвище Форнарина могли дать Маргерите Лути, дочери пекаря Франческо Лути из Сиены по прозвищу Сиенец (форнаро — пекарня).

Другая версия о том, кем была любимая Рафаэля менее романтична — прозвище Форнарина могло и ничего общего с хлебом и пекарней не иметь. Прозвище могли дать известной проститутке того времени Империи (любовнице банкира Агостино Киджи) или не менее знаменитой куртизанке Беатриче Феррарезе. И тогда намек на пекарню в её прозвище был с сексуальным подтекстом.

Рафаэль с возлюбленной, французский художник Ингрес (1780-1867)

Джорджио Вазари в своей книге Жизнеописания знаменитых зодчих … пишет о беспорядочных любовных связях художника Рафаэля. Трудно представить, что единственная женщина (даже если она была тайной женой) дала повод для сплетен о разгульном образе жизни Рафаэля, о котором мы знаем не только от Вазари, но и из других источников.

Получается, что Рафаэль был гулякой и бабником, а не верным любовником. Смерть художника в 37 лет также связывают с сексуальным невоздержанием после очередной вечеринки.

Окошко Форнарины в доме №20 на улице Санта Доротея в Риме

Возможно, что художник умер от скоротечного воспаления легких, и никакого отношения к его образу жизни смерть не имела. Читайте статью  Был ли богатым художник Рафаэль?

Где жила Форнарина?

Разные сведения дошли до нас о доме, где жила любимая женщина Рафаэля. Одни называют дом на улице Санта Доротея под номером 20. На первом этаже была пекарня (форно) отца Франческо Лути, и его дочь Маргериту прозвали Форнарина.

Лицо Сикстинской Мадонны — лицо Маргериты Лути — Булочницы?

Римляне даже показывают окно второго этажа этого дома, называя его «Окошко Форнарины».

По романтической легенде, именно в этом окне её и увидел Рафаэль, когда работал в Трастевере над фресками Виллы Агостино Киджи. Художник влюбился и стал изображать её на всех своих работах.

Совсем не романтическая версия — из этого окна второго этажа куртизанка Форнарина могла завлекать клиентов, так было принято в то время.

Другой адрес пекарни называют в переулке Чедро, в доме № 31, ещё один — на улице Говерно Веккио, № 48, где даже поместили памятную доску: «Здесь жила та, которую любил Рафаэль Санцио».

Деталь Велаты — жемчужина — намек на имя любимой — Маргарита

Как они встретились?

Поэт Алеардо Алеарди из Вероны описал встречу в Трастевере. В саду пекаря Лути гуляла его дочь Маргерита, напевая песенку, художник увидел «ангельсое лицо» и влюбился без памяти.

Менее романтичную историю рассказал нам Вазари — впервые Рафаэль увидел Маргериту во время купания нагишом в Тибре, как царь Давид свою Бетсабею. Художника охватила плотская страсть, вся романтика исчезает.

В 1514 году произошел эпизод, связанный с работой над фресками Галатеи в доме Агостино Киджи в Риме.

Триумф Галатеи, деталь фрески Рафаэля из дворца Киджи — Галатея с лицом возлюбленной?

Мадонна дель Сассо , скульптор Лоренцетти, по заказу Рафаэля

Женщина по прозвищу Форнарина — дочка пекаря Маргерита или проститутка Империя? Чистая девушка с ангельским лицом или продажная искушенная женщина? Кого же любил Рафаэль до конца жизни? После смерти Рафаэля в 1520 году она удалилась в монастырь Сант Аполонии в Трастевере, где и провела остаток дней. Обеспечена средствами в завещании художника, женщина предпочла уединение после смерти возлюбленного. Кто знает, поступила бы так куртизанка, а вот для дочери пекаря этот поступок, наверное, был более подходящим.

Велата, масло на доске, размер 85 на 64 см, Рафаэль, 1516 год, Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция

Ла Велата, Рафаэль, 1516 год, Галерея Палатина, Флоренция

В доме Маттео Ботти Портрет Ла Велата видел не только Вазари, но и Винченцо Боргини (Отдых,1584 год), и Бокки (Красоты Флоренции, 1591). В 1619 году Портрет Ла Велата купила семья Медичи.

Имя женщины не названо в произведении Вазари, но во втором издании на полях есть отметка рядом с описанием Портрета Ла Велата — Маргарита, любовница Рафаэля». Также, как и на Портрете Форнарина у молодой женщины есть украшение в виде жемчужины в волосах (указывает на имя Маргарита — жемчужина на латыни и греческом).

Часто художники зашифровывали послания на своих картинах в виде символов, животных, цветов. Читайте статью Имя художника — ребус на картине.

В 1897 году исследователь историк Антонио Валери нашел документ, проливающий свет на судьбу Маргариты Лути.

Колечко на руке Форнарины — тайный брак Рафаэля?

Через 4 месяца после смерти художника 6 апреля 1520 года его возлюбленная муза поступила в монастырь Святой Апполонии в Трастевере.

Документ гласит: « 18 августа 1520, сегодня приняли в наш монастырь Мадаму Маргериту вдову дочь ныне здравствующего Франческо Лути из Сиены». Вот как, вдова, значит Маргерита Лути была замужем и после смерти мужа ушла в монастырь.

Слухи о тайном браке Рафаэля и Маргериты Лути, его возлюбленной модели, получили частично документальное подтверждение.

На картине Форнарина в Палаццо Барберини в Риме молодая женщина изображена как замужняя, с кольцом с рубином на безымянном пальце левой руки. О значении камней рубинов и изумрудов на картинах Эпохи Возрождения читайте статью — Кольцо на свадьбу — рубин или изумруд?

Форнарина, Рафаэль, 1518-19гг, Рим

Форнарина, масло на дереве, размер 85 на 60 см, 1518-19 годы, Национальная Галерея, Дворец Барберини, Рим

https://www.youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o

Подпись художника на браслете женщины RAPHAEL VRBINAS.

На картине изображена молодая женщина с обнаженной грудью, её нежная красота не бросается в глаза. Она повернута влево на три черверти, взгляд темных глаз устремлен вдаль, за зрителя. Темный фон картины подчеркивает освещение фигуры, нежная чувствительная девушка представлена нам художником.

Картина получила известность — эротичная и привлекающая взгляд зрителя, воспевающая чувственность и красоту женского тела, что было запрещено и осуждалось в то время.

Несмотря на запреты, в начале XVI века появились подобные эротичные картины —  Концерт на лугу  Джорджоне 1510 года, Форнарина Рафаэля 1518-19гг, Меркурий, Венера и Купидон  Коредджио 1522 год, Венера Тициана 1538 года, позже Венера и Адонис Паоло Веронезе (читайте Об Аллегориях любви художника Паоло Веронезе).

Подпись художника на браслете Форнарины

Рафаэль подписал картину Форнарина дважды — поместил своё имя на браслете на руке модели, всему миру художник сообщает о связи с этой женщиной и на кольце. Может быть, нам намекает на тайный брак колечко с рубином, на котором разглядели имя Рафаэля во время радиографических исследований картины Форнарина.

Маргарита осталась верной до конца, после смерти любимого (мужа?) вдова Маргарита удалилась в монастырь и провела там остаток дней.

Лицо Мадонны делла Седжиола

Читайте на сайте статьи о символах в живописи

Что значит лестница?

Смерть на портретах

Тициан и его возлюбленная

Портрет больного или Свадьбы не будет

История любви и ненависти — герцог Медичи и Бьянка Капелло

Портрет из бункера Гитлера

Он должен жениться — судебное дело 16 века

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=12151

Рафаэль и Форнарина

Известная всему миру «Сикстинская мадонна» Рафаэля известна менее широкому кругу почти скандальной историей, связанной с позировавшей художнику моделью. Современники художника оставили нам такие воспоминания. Позировала художнику некая семнадцатилетняя Маргарита Лути, дочь хлебопёка, прозванная художником Форнариной (ит -Булочницей).

Встретив прелестную девушку, Рафаэль захотел, чтобы она стала его моделью. В то время считалось не слишком приличным позировать художникам, но отец Маргариты, приняв от Рафаэля некую сумму, позволил дочери позировать сколько угодно. Суммы называли самые разные – от 50 до 3000 золотых.

Впрочем, какой бы сумма не была, сам факт красноречиво свидетельствует о нравственных принципах папаши.

Впоследствии, а, может быть и одновременно, творческий союз превратился в любовный. Однако, по многочисленным утверждениям современников, девушка не отличалась ни верностью, ни постоянством, ни кротостью, ни святостью.

Не буду пересказывать все малопристойные свидетельства, достаточно того, что возлюбленная Рафаэля переспала чуть ли не со всеми его учениками, за редким исключением. Один из числа исключений даже воскликнул, что если бы застал её в своей постели, то выгнал бы и перевернул матрас.

Ну, это всё равно, что если бы мы выбросили всё осквернённое постельное бельё. А после смерти Рафаэля, которая, якобы, произошла также в постели с Форнариной, девушка стала одной из самых известных римских куртизанок.

Всё это, безусловно, трудно проверить, но некоторые подсказки для нас оставил сам Рафаэль и его самый значительный ученик Джулио Романо.

Рафаэль и Джулио Романо

1. Рафаэль. Форнарина,

2.Джулио Романо. Форнарина.

Как видите, даже если бы исследователи не утверждали, что обоим этим художникам служила одна и та же модель, у нас ведь тоже есть глаза, и портретное сходство обеих барышень несомненно, как несомненно и то, что вряд ли возлюбленная Рафаэля стала бы позировать в столь откровенном наряде его ученику, не находись она с ним в более чем дружеских отношениях. К тому же после смерти Рафаэля Джулио Романо скандально прославился серией порнографических рисунков, героиней которых, якобы, была та же Форнарина.

Кроме того, проверенные источники указывают, что когда к ложу умирающего Рафаэля прибыл папский посланник, он потребовал, чтобы возлюбленную художника удалили из помещения, так как не считал возможным передавать в её присутствии папское напутствие.

Таким образом, репутация прекрасной булочницы подмочена как литературными,( пусть даже весьма сомнительными), так и живописными источниками.

Что, однако, не помешало Форнарине вдохновлять не только своих современников, но и художников 19 столетия, то есть спустя-таки 400лет.

 Форнарина навсегда

 Образ прекрасной булочницы запечатлён на полотнах французского художника XIX в. Жана Огюста Доминика Энгра в картинах «Большая Одалиска» и «Рафаэль и Форнарина».

 Жан Огюст Доминик Энгр в картинах «Большая Одалиска» и «Рафаэль и Форнарина».

Даже если бы картина не была так названа, внимательный зритель может увидеть портретное сходство дамы в объятиях художника с прекрасной Форнариной. Что так впечатлило Энгра, увлекательная история или красота возлюбленной Рафаэля, неизвестно, но художник написал целых пять картин на эту тему!

Также  образ Маргариты Лути  запечатлён на картине художника Франсуа Эдуара Пико  «Рафаэль и Форнарина», к сожалению мной не найденной. Изображение влюбленных можно увидеть на броши-камее  1880-х гг.

   Но на этом интерес к Форнарине не закончился . Уже в 20-м веке серию рисунков на эту  животрепещущую тему выполнил Пикассо в 1968 г.  Сюжетом рисунков является  фривольное изображение резвящейся парочки.

Причём художник развил тему, добавив пикантности изображением подглядывающими за влюблёнными  папой  римским, Микеланджело, и  другими. Их он изобразил выглядывающими из-под кровати или из-за занавеси.

 

Постепенно Форнарина даже несколько потеснила того, кому была обязана своей славой.  Так, в опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо. В 1944 г.  Италии был снят фильм «Форнарина». Французский режиссёр польского происхождения снял эротический фильм «Три аморальные женщины», одним  из трёх персонажей которого стала Маргарита Лути.

Но,  несмотря на скандальный шлейф, возлюбленная Рафаэля смотрит на нас с его величайшего полотна и заставляет забыть обо всех грехах и пробуждает совсем иные чувства и мысли. Гений Рафаэля возвысил обычную девушку до мадонны, и  её образ долгие века будет волновать нашу душу.

На столь пафосной ноте позвольте откланяться, и всё же не могу не привести найденное случайно в сети стихотворение неведомого автора, посвящённое всё той же теме.

Источник: http://svetart.by/portretnoe-skhodstvo/rafael-i-fornarina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector