Описание картины рафаэля санти «пожар в борго»

Рафаэль Санти. Станцы Рафаэля: Станца дель Инчендио ди Борго и Станца д‘Элиодоро/Классика/Дом художника

Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О фресковой росписи Рафаэля станц (комнат в папском Ватиканском дворце) Станца дель Инчендио ди Борго и Станца д‘Элиодоро, и фресковых картинах «Освобождение апостола Петра из темницы», «Пожар в Борго» читайте в нашей статье.

Станца д‘Элиодоро это вторая комната в апартаментах папы Юлия II в Ватиканском дворце, стены которой украсили фрески Рафаэля: «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I с Аттилой», «Освобождение апостола Петра из темницы». Художник приступил к работе в 1512 году, и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II.

Сюжет другой фрески в станце д‘Элиодоро – «Изведение апостола Петра из темницы» (1512 – 1513 годы) – был взят из «Деяний апостолов» из-за особой привязанности папы Юлия II к римской церкви Сан Пьетро ин Винколи (Святой Пётр в цепях), где хранились те самые цепи, в которых апостол Пётр пребывал в темнице. Будучи ещё кардиналом, папа Юлий II получил титул священника этой римской базилики (церкви). В этой же церкви, спустя 30 лет после смерти папы Юлия II, была воздвигнута его гробница, созданная Микеланджело.

Рафаэль Санти. «Освобождение апостола Петра из темницы»

Фреска «Освобождение Петра» была создана Рафаэлем уже после смерти Юлия II при Льве X. Но по своему идейному содержанию является продолжением первой – «Изгнание Элиодора». По легенде, апостола Петра освободил из темницы ангел, который вывел его невидимо для стражи.

Эту христианскую легенду Рафаэль трактует в том же возвышенно-идеальном плане, как и легенду из Библии в «Изгнании Элиодора», утверждая победу справедливости над насилием и неверием. В «Освобождении Петра» ясно виден намёк на освобождение папы Льва X из французского плена, в который он попал в битве при Равенне, еще, будучи кардиналом.

На фреске у римских воинов доспехи и вооружение XVI века. Этим анахронизмом художник подчеркнул связь древнего события с современным, но не решился прямо изобразить папу Льва X в лице апостола Петра.

Портретное изображение Льва X с отрядом нарядных швейцарцев всё же появилось в этой станце, но в другой фреске – «Встреча Льва I с Аттилой», где он изображён вместо папы Льва I, который остановил полчища гуннов под предводительством Аттилы, явившись ему на белом коне со своими кардиналами.

Во фреске «Освобождение Петра» Рафаэль использовал приём непрерывного изображения, при котором в пространстве одной картины подаётся сразу несколько эпизодов сюжета.

Композиция фрески делится на 3 части.

В центре – ангел склоняется над спящим апостолом Петром, в правой части – ангел осторожно выводит Петра из темницы, а в левой части проснувшиеся стражники поднимают тревогу после исчезновения Петра.

Во фреске «Освобождение Петра» Рафаэль использовал все средства художественной выразительности, поэтому она оказалась самой тонкой и сильной по колориту из всех его ватиканских фресок. Сияние в темнице Петра художник усилил за счёт контраста с чёрными шероховатыми перекладинами решётки, прекрасно передал отблески огня на латах и оружии стражи.

А драматическое настроение было достигнуто смелым применением ночного освещения. Росписи первых двух станц Ватиканского дворца стали вершиной монументальной росписи Рафаэля и шедеврами фресковой живописи Возрождения. Но характер и стиль росписей этих двух станц отличается.

Стиль фресок Станцы делла Сеньятура определяют как «идеальный», а станцы д‘Элиодоро  — как «исторический».

После смерти папы Юлия II в 1513 году на папский престол вступил Лев X, и это событие во многом изменило жизнь Рафаэля: он стал ведущей фигурой культурной жизни Рима, организатором и исполнителем живописных и архитектурных работ в Ватикане. Но снискав славу, Рафаэль столкнулся с проблемой – для развития успеха нужно было обладать сверхвозможностями.

Художник был просто завален серьёзными работами: папскими, частными, церковными и монастырскими. Папа, его окружение, знатные лица постоянно требовали от него советов, планов для их дворцов, картин и рисунков. А оплатив услуги, становились непозволительно назойливыми и требовательными.

Рафаэль был настолько занят другими заказами, что вынужден был перепоручить роспись третьей станцы своим ученикам, а сам мог только наблюдать за их работой, иногда дописывал вещи своих учеников,  передавал им эскизы или – просто композиционную идею, которую они разрабатывали самостоятельно.

Поэтому маловыразительные композиции третьей станцы и зала уступают фрескам двух первых станц, выполненных Рафаэлем собственноручно или при его непосредственном участии.

Рафаэль Санти. «Пожар в Борго»

Во время правления Юлия II, в зале «Пожар в Борго» заседал верховный суд папской курии (курия – главный административный орган Святого Престола и Ватикана) под председательством самого понтифика.

Папа Лев Х пересмотрел планировку Апартаментов и распорядился отвести помещение под малый обеденный зал, где понтифик мог пообедать с избранными приглашёнными, кардиналами или послами иностранных государств.

Станца дель Инчендио ди Борго, «Пожар в Борго», была расписана в 1515 – 1517 году и стала последней которую Рафаэль увидел полностью законченной. Сюжет росписей станцы посвящён эпизодам, связанным с деятельностью пап Льва III и Льва IV, что позволяло прославлять находящегося на престоле Льва X.

Потолок станцы был уже расписан учителем Рафаэля Перуджино по заказу Юлия II. Росписи Перуджино объединяла тема прославления Господа. Рафаэль оставил нетронутыми росписи Перуджино и общую архитектуру станцы, и сосредоточился на фресковых росписях стен.

Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и была названа – «Пожар в Борго». Фреска изображает чудо, произошедшее в одном из центральных районов Рима – Борго, который непосредственно примыкал к Ватикану и считался районом паломников.

В 847 году там вспыхнул пожар, который чудесным образом остановил папа Лев IV, осенив знаком креста толпу и бушевавшее пламя из окна Ватиканского дворца. Рафаэль изучал археологию и даже составил карту античного Рима.

О его серьёзном отношению к этому виду деятельности свидетельствует изображённая на фреске коринфская колоннада храма Марса Ультора («Мстителя»), от которого сохранились лишь лестница и нижние части отдельных колонн. Сюжет фрески взят из описания Вергилием пожара Трои.

Эней, прекрасная мужская фигура слева, убегает из охваченного огнём квартала со стариком-  отцом на плечах, рядом с ним изображён его сын Асканий, а позади – его жена Креуса. Здель явно прослеживается влияние Микеланджело: фигура Энея со стариком на плечах очень напоминает похожую группу с фрески Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле.

Совершенством силуэта, подсказанным Рафаэлю похожей фигурой с фрески Гирландайо, отличается изображение девушки с кувшином на голове в правой части композиции. Сохранился эскиз этой фигуры, сделанный сангиной, и в нём сразу же угадывается рука Рафаэля.

Если росписи Станцы д‘Элиодоро отличаются драматизмом, то фрески Станцы дель Инчендио носят некий оттенок театральной патетики. Причин этому несколько: большинство фресок в Станце дель Инчендио, в зале Константина – полностью, были уже расписаны учениками художника (Джулио Романо, Джованни Пенни и Рафаэллино дель Колли) и настолько композиционно уступают предыдущим фрескам, что возникает сомнение, что Рафаэль был автором эскизов. Не менее серьёзным оказалось и воздействие усиливавшейся реакции, наступавшей на гуманистические принципы искусства Возрождения.

Наступление реакции в XX веке для знаменитого римского района Борго закончилось его разрушением. В 1936 году Бенито Муссолини начал строительство парадного проспекта, связавшего площадь Святого Петра с другими районами города. Большинство исторических зданий Борго попросту снесли, а жителей Борго выселили за пределы Рима.

Фрески станц Рафаэля принадлежат к величайшим сокровищам Ватикана. В декабре 2012 года закончилась реставрация фресок Рафаэля в станцах Ватиканского дворца, которая продолжалась 30 лет. Не все считают, что реставрации необходимы, есть мнение, что нужно позволить времени накладывать свой отпечаток.

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Rafael-Santi-Stancy-Rafaelya-Stanca-del-Inchendio-di-Borgo-i-Stanca-dEliodoro.aspx?ID=2177

Станцы Рафаэля — великое наследие Рима

Последние изменения: Октябрь 11, 2018

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино —один из первых учителей Рафаэля.

Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников.

По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.

Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль.

Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества.

Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.

Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.

Где остановиться рядом с Ватиканом

Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций.

В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров.

Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.

Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие.

Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие.

Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.

Возможно Вас заинтересует:

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола.

Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X.

Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар.

Читайте также:  Описание картины энтони ван дейка «автопортрет»

Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем.

Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.

Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет.

Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.

«Зал Константина» использовался, в основном, для проведения пышных банкетов и торжественных приемов. Цикл фресок посвящен сюжетам из жизни Константина Великого – первого римского императора, принявшего крещение. Именно при Константине начали возводиться первые христианские храмы и прекратились всяческие гонения за чуждые языческому миру религиозные убеждения.

Источник: http://39rim.ru/stantsyi-rafaelya-velikoe-nasledie.html

Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц — Дневник живописи

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

“Красота спасёт мир”. Ф. Достоевский

Рафаэль (1483-1520 гг.) был человеком добросердечным и скромным. Он никогда не зазнавался. Охотно делал наброски рисунков для других художников. Умел находить общий язык с каждым заказчиком.

Все его любили. Никто ему не завидовал. Лишь восхищались им. Его ученики и другие художники толпами ходили за ним по пятам. Когда Рафаэль шел по улице в окружении своих почитателей, горожане были уверены – идёт какой-нибудь герцог.

Не удивительно, что у такого человека писать лица святых и ангелов получалось лучше, чем лица представителей тьмы. Его Иуды не похожи на отъявленных предателей. А дева, олицетворяющая Порочность и вовсе миловидна. Посмотрите на картину “Сон рыцаря”.

Рафаэль. Сон рыцаря. 1504 г. Национальная галерея Лондона, Англия

Благодетель и Порочность одинаково приятны лицом. Рафаэль не был рождён изображать зло. Он был рождён создавать красоту и гармонию. Поэтому не удивительно, что он прославился образом Мадонны. Той, которая несёт в этот мир свет и доброту.

1. Мадонна Конестабиле. 1502 г

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502-1504 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. Знакомство с работами Леонардо да Винчи ещё впереди. Поэтому с техникой сфумато Рафаэль ещё не знаком. Линии ещё слишком отчётливы. Образы ещё слишком просты.

Однако эта работа бесценна как раз тем, что была создана совсем юным Рафаэлем. Мы можем увидеть его талант “без примесей”. Без влияния великих Леонардо и Микеланджело.

Очевидно, что даже в таком юном возрасте Рафаэль уже перерос своего учителя Перуджино. У того Мадонны были хоть и красивы, но не очень естественны.

Наклон головы был слишком манерным. Поза и жесты были наигранными. Складки одежды фальшивыми. Все это Рафаэль смог преодолеть. Несмотря на простоту, его ранняя Мадонна более искренняя.

Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США.

Мадонна Конестабиле досталась России с большим трудом. Как известно, её решил приобрести Александр II для своей супруги. Власти Италии до последнего сопротивлялись вывозу картины.

Сначала было поставлено условие, что картина останется за городом Перуджи, если городской совет сможет уплатить графу Конестабиле ту же сумму (100 тыс. рублей). Денег не нашлось.

Затем правительство Италии собрало совет министров. Они должны были решить вопрос о вывозе картины. В это время на графа обрушилась критика общественности. Ведь он посмел лишить их страну национального достояния.

Однако министры разрешили вывоз. Не нашлось никаких законных оснований препятствовать сделке. Графу же были слишком нужны деньги, чтобы прислушиваться к окружающим.

О картине также читайте в статье “Шедевры Эрмитажа”.

2. Мадонна Грандука. 1505 г

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1505-1506 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности.

Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают.

Все это делает их ещё более живыми.

Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ.

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.

Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?

О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

3. Мадонна Альба. 1511 г

Рафаэль. Мадонна Альба. 1511 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.

Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. В том числе на Рафаэля. Они не дружили. Почти не общались.

Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.

Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Обнаженные торсы ему давались немного хуже.

Слева: Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. 1514-1517 гг. Станцы делла Сеньятура. Ватикан. Справа: Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла. Ватикан.

Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.

Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. Она сильна и вынослива и в физическом, и в психологическом плане. Она уверенно и раскованно сидит. Её взор уже нельзя назвать кротким.

Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Увы, она была продана американскому коллекционеру советским правительством после революции 1917 года.

4. Мадонна в кресле. 1514-1515 гг

Рафаэль. Мадонна в кресле (Мадонна делла Седия), 1515 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Мадонна делла Седия одета в праздничную одежду горожанки 16 века. Рафаэль не стал изображать её в красном платье (красный цвет олицетворял кровь Иисуса) и голубом плаще (цвет невинности). Кстати, такой наряд Мадонны (не только у Рафаэля) на самом деле никто никогда не носил.

Возможно, потому что моделью послужила реальная девушка? Ведь все его Мадонны родились в его воображении. Сам Рафаэль писал об этом другу: лишь увидев много земных красавиц, у него в голове рождалась идея-образ.

К слову, красивых девушек он видел немало. Он был влюбчив. Женщины отвечали ему взаимностью. Однажды под влиянием новой влюбленности Рафаэль никак не мог завершить заказанную работу. Заказчик в отчаянии сделал все, чтобы женщина, в которую был влюблён Рафаэль, круглосуточно была при нем. Только так Рафаэль смог завершить работу.

Мадонна в кресле уверенно смотрит прямо на нас. Она прижимает сына к себе. Как будто она уже сполна осознала, что ждёт её сына.

Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель в образе ребёнка максимально приближены к нам. Пространства для заднего плана не остаётся. Дополнительные символы в виде деревьев и облаков уже не нужны. Только красота и безграничная материнская любовь.

5. Сикстинская мадонна. 1512-1513 гг

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512-1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.

Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.

Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Такое их расположение тоже очень необычно. Недаром они сделали свою собственную карьеру. Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки.

В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.

Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.

***

Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.

Потому что это была вершина. Не только творчества Рафаэля. Пожалуй, вершина всего Возрождения. Дальше некуда. Уже невозможно написать что-то ещё более совершенное.

Это поняли современники Рафаэля. И долго не могли найти новый путь. Его найдут позже. Караваджо. Рембрандт. Затем Гойя.

А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. Гармония духовного и телесного будет потеряна. А кто-то просто пойдет по пути подражания. Конечно, Рафаэлю.

“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”. Гёте.

О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/madonnyi-rafaelya/

Рафаэль Санти в Риме

Originally published at YOURWO. You can comment here or there.

Рафаэль Санти прожил относительно короткую жизнь (1483 — 1520), он родился в Урбино в Папской области и учился у Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля похожи на творения его учителя. В 1504 — 1508 годах Рафаэль работал во Флоренции, там же в эти годы работали Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Считается, что под влиянием Леонардо в картинах Рафаэля появилась мягкость и идеальная  композиция, а он Микеланджело он взял сильную динамику. Тем не менее, персонажи Рафаэля так же как и у Леонардо погружены в себя.

Рафаэль много раз возвращался к теме мадонны с младенцем. Красивые и женственные мадонны Рафаэля являются гордостью почти всех крупных музеев.  

Картины Рафаэля в Пинакотеке Ватикана — «Мадонна Фолиньо» и «Преображение»

Однако в Риме есть и другие произведения Рафаэля.

Помимо картин, расположенных в Ватиканской Пинакотеке, также в Ватикане мы можем любоваться фресками Рафаэля, которые еще называют «Станцами Рафаэля» и лоджиями Рафаэля.  Туристы, как правило, идут толпой мимо залов, расписанных Рафаэлем, прямиком к Сикстинской капелле, хотя в этом месте стоило бы притормозить и оглядеться.

Освобождение Святого Петра

В 80 — х годах XV века в Риме обнаружили руины Золотого дома Нерона, в которых сохранились фрагменты античных фресок.

На художников XV века фрески произвели большое впечатление, они с увлечением принялись изучать стиль, в котором они были сделаны.

Поскольку Золотой дом уже превратился в пещеры, его стали называть гротом, а стиль настенной росписи «гротеском».  Именно в этом стиле Рафаэль решил расписать лоджии двора Бельведера.

Читайте также:  Описание картины ивана крамского «русалки» (майская ночь)

Оригинальные античные фрески можно увидеть в доме Ливии на Палатинском холме

Лоджии расписаны учениками и последователями Рафаэля по его проекту. В XVIII веке точные копии лоджий Рафаэля в Ватикане были сделаны в царском Зимнем дворце (Эрмитаже).

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Станцы Рафаэля — это расписанные им и его учениками комнаты в папском дворце. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) посвящена эпизодам связанным с деятельностью пап Льва III и Льва IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х.

На фреске пожар в Борго виден старый фасад собора Святого Петра

На фреске «Пожар в Борго» изображен пожар 847 года. Тогда папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу.

Карла Великого короновал императорской короной в 800 году папа Лев III

Фреска «Битва при Остии»

Битва при Остии — морское сражение, которое произошло в 849 году между мусульманскими и христианскими войсками, закончившееся победой христиан. Христианский флот перед битвой благословил папа Лев IV.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским кабинетом. Фрески этой комнаты представляют четыре области деятельности человека: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.

На фреске Рафаэля «Афинская школа»  изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса.

Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 годах. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

На фреске «Изгнание Элиодора» рассказывается о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который тот хотел разграбить. Эта фреска намекает на изгнание французов из Папской области.

На фреске  «месса в Больсене» изображено чудо,  которое произошло в 1263 году. Во время богослужения причастный хлеб в руках у неверующего священника покрылся кровью.

В этой же комнате находится фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении апостола Петра из темницы.

Кроме Ватикана фрески Рафаэля можно увидеть еще и на вилле Фарнезина, а при строительстве виллы Мадама Рафаэль выступил как архитектор.

В Риме Рафаэль после смерти Браманте занял должность главного архитектора собора Святого Петра. В Риме им же была построена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520).

Капелла Киджи на ремонте

Главный алтарь церкви Санта Мария дель Пополо

Похоронен Рафаэль в Риме, в Пантеоне.

 по теме:

Источник: https://ragioniere.livejournal.com/34692.html

Собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрож

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАФАЭЛЬ, собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) (1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм, гармонией колорита и уравновешенностью композиции.

Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Джованни Санти был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую (ее здание сохранилось до наших дней). После его смерти мастерской руководили его помощники, и, вероятно, именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла.

На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Почти всю свою юность художник провел в Читта дель Кастелло, расположенном в верхней части долины Тибра. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. 1500 для этого города.

В контракте упоминается и другой, менее известный художник, но очевидно, что главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, который назван в этом документе мастером. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино.

Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера).

В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Случилось так, что в первое десятилетие 16 в. во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, а из работ Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период.

Мадонна Грандука (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще близка по стилю живописи Перуджино, но отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру.

Мадонна Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.

https://www.youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o

В течение флорентийского периода творчества колорит в произведениях Рафаэля становится более сдержанным и приобретает большее тональное единство, в сравнении с яркими интенсивными цветами его ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино.

В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура).

Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия.

На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.

По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы д'Элиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Во фресковом цикле первой из них Рафаэль представил драматические эпизоды из христианской истории, содержавшие аллюзии на современные политические события.

Люнеты занимают четыре композиции: Изгнание Элиодора, Месса в Больсене, Встреча Льва I с Аттилой и Освобождение апостола Петра из темницы. Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина, Предупреждение Ноя о потопе, Сон Иакова, Жертвоприношение Авраама.

В создании росписей Станцы д'Элиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля, в том числе один из самых знаменитых его учеников – Джулио Романо.

Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. С ростом его славы количество получаемых заказов стало настолько огромным, что превосходило реальные возможности мастера, и он был вынужден перепоручать работу над некоторыми из них своим помощникам. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно, им самим.

Это драматическое событие изображено так, словно зритель наблюдает его, находясь внутри горящего города; фигуры приобретают тяжеловесность и мощь античных статуй. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты, и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т.е.

монохромно) и Залы Константина.

Одновременно с работой над фресками последней из ватиканских станц Рафаэль получил заказ на создание картонов для десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы (1515–1516, семь из них хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне).

Одним из самых влиятельных покровителей Рафаэля в Риме был банкир Агостино Киджи, виллу которого (ныне – вилла Фарнезина) художник украсил фресками Триумф Галатеи (ок.

1512) и Легенда об Амуре и Психее (не окончена и выполнена в основном учениками, 1517–1518). Кроме того, Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче (Пророки и Сивиллы, ок.

1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.

Вклад Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись.

Одними из лучших работ в этом жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве.

При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом.

К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. 1518, Флоренция, Уффици). Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.

В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр, и Ла Форнарина, ок. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов.

Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504).

Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Петра.

Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания.

Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями.

Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. В живописи и архитектуре произведения Рафаэля последних лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма.

Рафаэль умер 6 апреля 1520 и был похоронен в Пантеоне.

РАФАЭЛЬ. МАДОННА С ЩЕГЛЕНКОМ. Рисунок.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/69426.html

Печать картины на холсте с имитацией живописи

Среди большого количества сувениров сложно придумать что-то более оригинальное и неизбитое сегодня, чем печать картин на заказ.

Этот подарок позволит удивить именинника, окажется вполне полезным и ненавязчивым, и на протяжении долгого времени будет напоминать о вас. Печать картин на холсте, выполненная по современным технологиям, выглядит дорого, эффектно.

Такой презент позволит показать, что даритель действительно позаботился о выборе подарка, а не купил первый попавшийся сувенир.

Печать картин на холсте представляет собой новый вид современного изобразительного искусства. Благодаря такой услуге удается передать всю красоту картины при создании её копии. Можно сказать, что это сочетание фотографии и живописи, которое среди ценителей искусства завоевывает все большую популярность. Так что преподнести такой подарок для друзей будет совершенно не стыдно.

Новаторские разработки позволяют осуществлять печать на холсте с имитацией живописи. И совершенно не важно, какой стиль использовался для создания оригинала – натюрморт, портрет, пейзаж. Копия не утратит шарма оригинальной версии, передаст всю красоту картины, скрыв небольшие недостатки.

Оригинальный подарок легко станет украшением дома, найдет свое место в офисном помещении, подчеркнув отличный вкус владельца и индивидуальный стиль интерьерного решения. Наверняка, напечатанная картина на стене привлечет внимание гостей, которые обязательно поинтересуются её происхождением.

Можно только представить, как приятно будет владельцу картины снова и снова переживать моменты радости потому, что произведение искусства не остается не замеченным.

Для выполнения печати картин на холсте используют современные технологии, позволяющие получить идеальное изображение. При этом не столь важно качество исходного фото, ведь поврежденные кадры мы восстановим, и они засияют новыми красками.

Читайте также:  Описание фрески мазаччо «чудо со статиром»

При необходимости можно отредактировать любое фото, передать изображение в стиле нарисованного портрета.

Напечатанное изображение будет мало чем отличаться от нарисованных маслом картин, но при этом напечатанная на холсте картина на порядок дешевле.

Еще один стильный штрих придаст полотну качественная и красивая рама. Мы предлагаем широкий выбор рам, среди которых не сложно будет подобрать ту, что идеально подойдет для придания завершенного образа.

Приятная новость обрадует поклонников художественного «хулиганства». Интересные шаржи, веселые карикатуры и оригинальные коллажи тоже с легкостью можно отпечатать на холсте желаемого размера.

Если оформить полотно в подходящую раму, получится интересный подарок друзьям с отличным чувством юмора.

Поверьте, хорошо обработанная карикатура покажет, что вы вложили в создание подарка свою душу и старались действительно подарить получателю минуты радости и веселья.

Печать картин на холсте для дизайна помещений

Печать картин на холсте все больше используют известные дизайнеры интерьеров.

Они советуют напечатанные картины для оформления домов и офисов, тем более что разнообразие стилей, цветовых решений, размеров и форм столь велико.

С помощью грамотно подобранного полотна можно подчеркнуть комфорт и душевную обстановку дома, непосредственность детской комнаты или деловой стиль офисного кабинета.

Компания Artist-oil использует для создания своих работ холст из натурального хлопка. На него наносят заранее обработанное изображение с разрешением 2880 пикселей, благодаря чему удается передать яркие краски и многие оттенки. Заказчик может выбрать глянцевую или матовую поверхность изображения.

В качестве продукции компании Artist-oil можно не сомневаться. С 2011 года наши художники создали около 10 000 работ. Размеры полотен можно заказать разнообразные – от картин размером 30*30 см до репродукций, размерами 5 метров. При этом мы всегда работаем максимально оперативно, что позволяет уже через несколько дней отдавать даже сложные и крупные заказы клиентам.

Источник: http://artist-oil.ru/print_gl/rafael-santi/stanca_pozhar_v_borgo%3A_pozhar_v_borgo._rafael_santi/

Итальянское искусство XVI столетияСредняя Италия. Предварительные замечания. Творцы нового искусства

Лев X (1513-1521) рассчитывал на Рафаэля еще более, чем на Микеланджело, и не считался при том с ограниченностью сил одного человека. Так, уже в 1514 г. он поручил ему продолжение постройки собора св.

Петра, а в следующем году назначил его, кроме того, главным руководителем всех раскопок древностей, как в самом Риме, так и в его окрестностях.

Кроме того, Рафаэль должен был еще украсить фресками последнюю из трех упомянутых ватиканских комнат, примыкающий к ним большой зал и «Ложи» (галерею) второго этажа, открывающиеся во двор св. Дамаза, да еще составить проекты ковров для украшения нижней части Сикстинской капеллы.

К этим заказам присоединились многочисленные другие с разных сторон.

Удивительно ли, что мастер теперь лишь в редких случаях успевал сам закончить картину? По существу, теперь выступили его ученики, что доказал Долльмайр, в особенности Джованни-Франческо Пенни, «il fattore», и Джулио-Пиппи Романо, принявшие участие в самых важных работах; им часто принадлежит уже не только исполнение кистью, но и изготовление картонов позднейших рафаэлевских фресок. Свои рисунки для гравюры на меди, которую он, побужденный успехами Дюрера, хотел возродить и в Италии, Рафаэль отдавал гравировать своему ученику Марку-Антонио Раймонди.

Как художник-архитектор Рафаэль давно уже заявил себя в архитектурных фонах своих картин. Как настоящий строитель он выступил немедленно по приезде в Рим. Его маленькая церковь с куполом Сант Элиджио (1509) и его капелла Киджи в Санта Мария дель Пополо в Риме примыкают к классическим созданиям Браманте.

Более самостоятельна прекрасная вилла Киджи, теперь Фарнезина, на Тибре, со времени Геймюллера, с которым, однако, не все согласны, приписываемая уже не Перуцци, а Рафаэлю. Отличное двухэтажное здание с флигелями, в обоих этажах расчлененное дорическими пилястрами, вверху увенчано фризом с гирляндами. Из проекта Рафаэля для собора св.

Петра почти ничего не было исполнено. Сохранившийся палаццо Видони в Риме с первым этажом, отделанным рустикой, с верхним, украшенным дорическими полуколоннами, примыкает к последним постройкам Браманте. Своим путем Рафаэль пошел только в разделке фасада палаццо Бранкони, сохранившегося только в гравюрах.

Первый этаж его был украшен тосканскими полуколоннами, а верхние этажи — только слуховыми окнами во фронтонах и фризом гирлянд.

Чередование плоских, полукруглых и треугольных фронтонов с окнами, вызвавшее сначала насмешки, несмотря на то, что оно встречается уже в древнеримском искусстве, повторяется над окнами простого палаццо Пандольфини во Флоренции, простые и благородные пропорции которого яснее всего выражают свойственное Рафаэлю чувство прекрасного.

Прекрасна также по великолепию своего расположения и благородству пропорций рафаэлевская вилла Мадама (1515) близ Рима, законченная Джулио Романо. Сохранившаяся средняя часть ее с галереей в три арки принадлежит к чудесам архитектуры. Теодор Гофман в связи с объяснением именно этого здания обработал вообще архитектурную деятельность Рафаэля.

Затем следуют последние большие фрески, предпринятые Рафаэлем. В третьей комнате, или станце, Ватикана (1514-1517) Лев X велел изобразить деяния пап, предшественников его по имени. Благодаря картине, представляющей пожар в Борго, прекращенный Львом IV посредством благословения, эту комнату обыкновенно называют «Станца дель Инчендио».

Рис.14 — украшения для Станца дель Инчендио.

Три остальные картины изображают «Клятву Льва III», «Коронование Львом III Карла Великого» и «Морскую победу» Льва IV над сарацинами. В частностях здесь заметно намерение снова пробудить классическую древность, под знамя которой Рафаэль теперь все чаще и чаще становился.

Вообще в картинах со священнодействиями, помещенных на оконных сторонах, видно спокойствие в построении рядов фигур, навевающее скуку, а в больших картинах с движением такое разложение общего действия на отдельные мотивы, которое стоит на переходе к маньеризму.

Кое-что в этой комнате исполнил Джулио Романо, а большую часть — Пенни.

Фрески «Зала Константина», находящегося позади рафаэлевских «Станц», представляют основание христианской церкви Константином Великим. Главная картина, битва с Максенцием, примыкая к леонардовской битве при Ангиари, стала образцом многих последующих изображений битв конницы.

Рафаэль, по-видимому, не нанес больше ни одной черты на стены этого зала и только распределил украшение его со своими учениками Джулио Романо и Пенни, которые принялись за работу лишь после смерти Рафаэля.

Своими разметанными движениями и холодными тонами эти картины совершенно не дают впечатления рафаэлевского искусства.

Немногим больше Рафаэль сделал и для украшения упомянутых уже «Лож» Ватикана (1507-1519). 52 главные картины на темы Ветхого и Нового Завета, называемые обыкновенно «Библией Рафаэля», заполняют откосы 13 крестовых сводов.

Столбы и стенные пилястры аркад пышно украшены теми «гротесками», которые еще Пинтуриккьо заимствовал из подземных «гротов» древнеримских построек, скрытых под насыпями земли. Благодаря тогдашним раскопкам, например в термах Тита, они получили новое значение.

Эти элементы стенных украшений, состоящие из лиственных и цветочных обрамлений, оживленных различными живыми существами, из декоративных щитов и орнаментально развитых небольших картин, с их вазами, канделябрами и розетками, с их грифами, сатирами, тритонами и человеческими декоративными фигурами, сочетались в живописи и стуке свободно и творчески в цветистую систему украшений, царившую столетия. Художник, взявшийся за это новое предприятие под наблюдением Рафаэля, был Джовании-Наннида Удине (1487-1564), воспитанный севером Италии и в 1517 г. поступивший в Риме к урбинцу. Удине, по преимуществу мастер писать животных и пейзажи, принял участие также в украшении Лож Библией, повсюду, где требовался ландшафтный фон и животные. Во всем остальном 36 изящно рисованных картин первых девяти пролетов потолка, как полагает Долльмайр, были выполнены главным образом Пенни, между тем как картины десятого пролета и большая часть одиннадцатого принадлежат флорентийцу Перино дель Вага (1499-1547), вступившему в это время в число учеников Рафаэля.

Непосредственнее всего, однако, отражаются античные образы терм Тита в грациозных мифологических картинах ватиканской «ванной комнаты» кардинала Биббиена, к выполнению которых Рафаэль вновь привлек Джулио Романо наряду с Пенни. На почве христианства затем стоят знаменитые «рафаэлевские ковры», тканые стенные покровы для Сикстинской капеллы.

Десять цветных вытканных в Брюсселе ковров с изображением десяти событий из жизни апостолов были в 1519 г. повешены в капелле, впоследствии убраны оттуда, а затем помещены в «Галерее ковров» Ватикана.

Огромные картоны к семи из этих композиций, принадлежащие Саут-Кенсингтонскому музею, были главнейшие произведения последнего «великого стиля» нашего мастера, хотя некоторые и допускали участие учеников, до тех пор пока Долльмайр не попытался показать, что их надо считать работами главным образом Пенни.

Как бы то ни было, все же в простой, ясной значительности образного повествования, в стильной величавости благородных линий, в правдивости и глубине духовного выражения этих единственных в своем роде созданий с нами говорит дух Рафаэля.

Источник: http://www.verman-art.ru/rafael-priznanie.html

О пожарной безопасности

«ПОЖАР В БОРГО» — фреска, созданная выдающимся художником Итальянского Возрождения Рафаэлем Санти (1483—1520) в Ватикане, в «Станце Пожара в Борго» в 1514—1515 гг. — в третьей по порядку комнате папских апартаментов (см. римский классицизм; «Станцы Рафаэля» в Ватикане).

Стены этого зала расписаны Рафаэлем с учениками по заказу Папы Римского Льва X (1513—1521), поэтому на фресках запечатлены события, взятые из «Книги Понтификов», происходившие при Папах, которые носили имя Лев. Композиция «Пожар в Борго» посвящена чуду Льва IV (847—855), который в 847 г.

остановил крестным знамением пожар, грозивший постройкам Ватикана1 (рис. 352; на дальнем плане фрески, за ватиканским дворцом, изображен фасад старой базилики Св. Петра; она еще существовала в первые годы работы Рафаэля в Риме).

Это произведение Рафаэля обычно не удостаивают высокой оценки, считается, что оно создано в основном учениками мастера. И действительно, по композиции это одно из наименее удачных произведений «Станц». Зрительно картина распадается на отдельные группы фигур, а середина фрески, как говорят художники, «проваливается». Х.

Вёльфлин в книге «Классическое искусство» отметил фреску несколькими строчками: «Есть отдельные прекрасные мотивы, но хорошее перемешано здесь со слабым, и все лишено замкнутости оригинальной композиции»2. М. Дворжак также отмечает, что «лишь в отдельных фигурах… со всей очевидностью проявляется мастерство Рафаэля»3.

В левой части фрески Рафаэль изобразил коринфскую колоннаду храма Марса Ультора («Мстителя»), который находился в центре Форума Августа (римский император Октавиан Август освятил его в честь победы над убийцами Юлия Цезаря). От этого храма сохранились лишь лестница и нижние части отдельных колонн (см. т. 10, рис 118).

Рафаэль изучал археологию Рима и даже составил карту античного города. Мужская фигура слева, несущая на плечах старца, восходит к античным изображениям Энея, выносящего на плечах Анхиса из горящей Трои (см. «Римское милосердие»). Фигура написана Джулио Романо, учеником Рафаэля.

Рядом Романо изобразил Аскания, сына Энея, а позади — его жену Креусу. Особенно знаменита фигура в правой части композиции — девушка, несущая кувшин на голове. Она впечатляет совершенством силуэта, подсказанным Рафаэлю похожей фигурой с фрески Д. Гирландайо, но нарисована под воздействием мощной пластики Микеланжело (рис. 353, 354). Таков был методосновоположника римского классицизма.

Интересно это можно считать планом эвакуации при пожаре или нет? Слева внизу люди явно эвакуируются

1  Борго (borgo) по-итальянски означает поселок, городская окраина, предместье. Соответствует русскому «посад».

2  Вёльфлин Г. Классическое искусство. СПб.: Алетейя, 1997 (1899). С. 116.

3  Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: В 2 т. М.: Искусство, 1978. Т. 2. С. 52.

Источник: http://pozharnoedelo.blogspot.com/2013/11/14831520-15141515.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector