Описание картины рембрандта харменса ван рейна «аристотель»

Рембрандт ван РейнКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист.

Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры.

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, голландский живописец был непревзойденным мастером рисунка и офорта.

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.

Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене.

Картины художника лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).

В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы голландский живописец упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.

1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.

Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

В портретах, написанных по многочисленным заказам, голландский живописец тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).

Валаамова ослица, 1626
Самсон и Далила, 1628
Юная Саския, 1633
Саския ван Эйленбурх, 1634
Портрет Яна Утенбогарта, 1634
Флора, 1633-1634

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден).

Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Пир Валтасара, 1635
Похищение Ганимеда, 1635
Ослепление Самсона, 1636
Жертвоприношение Авраама, 1635
Даная, 1636
Каменный мостик, 1638

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

Портрет Марии Трип, 1639
Андромеда, 1630-1640
Давид и Ионафан, 1642

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества.

Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, то есть по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество живописца утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Вирсавия, 1654
Портрет Яна Сикса, 1654
Обвинение Иосифа, 1655

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643).

1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника.

Голландский художник все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

Еврейская невеста, 1665
Фредерик Рил на коне, 1663
Заговор батавов, 1662

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое.

Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году живописец был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона.

Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни.

В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).

В последний год жизни голландский живописец создал свой главный шедевр – монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.

С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.

Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона.

Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства великого художника было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна →

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.

2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/rembrandt.html

Рембрандт Ван Рейн

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) знаменует наивысший расцвет голандского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, перенятое горячей верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе сами передовые и жизнеутверждающие идеи в свое время.

Художник поднял изобразительное искусство на новую степень, обогатив его небывалой жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряжен колорит.

Духовная жизнь человека стала отныне доступна изображению средствами реалистичного искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он стал творцом своеобразного жанра портрету-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический живописец, он превратил далекие античные и библейские легенды в согретую высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов – время наибольшей близости Рембрандта до общеевропейского стиля барокко, пышного и громкого, насыщенного театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.

Читайте также:  Описание картины леона бакста «жар-птица»

В барочный период написано «Снятие из креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и другие ученики, и близкие Христа, получив разрешение Пилата

сняли ночью тело Христа, завернули его в богатую плащаницу и похоронили. Легенда рассказана Рембрандтом с ошеломляющей жизненной правдой. Трагическая смерть учителя и сына принесла участникам события глубокое горе.

Художник всматривается в лицо, пытаясь проникнуть в душе людей, прочитать реакцию каждого на то, которое происходит.

Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стоны женщин, страдания, и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной картины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы большого фламандца и стремясь превзойти его в выражении искренних движений героев.

Другим важным достижением этой картины, рядом с индивидуализацией чувств действующих лиц, появилось использование света для достижения целостности многофигурной композиции. Три главных момента легенды – снятие из креста, обморок Марии и розстеляння плащаницы – освещены тремя разными источниками света, интенсивность которых убывает согласно уменьшению значения сцены.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые состоялись в 1642 году: преждевременной смертью Саскии, горячо любимой жены, которая оставила ему однолетнего сына, и созданием картины «Ночной дозор» – большого группового портрета амстердамских стрелков, самого известного произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса еще более возмужалым и наученным. Его искусство становится серьезнее, более собранно и глубже, а главное, в нем все более четко проступает интерес к внутренней жизни человека, до того, которое делается в его душе.

https://www.youtube.com/watch?v=wjdVcydP8g8

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-ые годы стоит рассматривать и одно из самых главных произведений художника – «Данаю», хотя на картине стоит дата 1636.

На создание обида Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, во избежание предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта, вдохновила его первая любовь – Саския.

Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первобытным решением, существенно переделывает образ главной героини.

Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, очевидно, Гертье Диркс, молодая вдова, которая поселилась в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как няня однолетнего Титуса, а затем и на правах полной хозяйки.

Таким образом, председатель, правая рука, и в значительной мере тело Данаи, которое ожидает в своей темнице любимого (по легенде, влюбленный в Данаю Зевс проникнув к ней в виде золотого дождя), а также фигура бабы-служанки, оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все другие детали картины остались такими, которыми были написаны в 1636 году, характерным для предыдущего периода аккуратным мазком.

Значительным изменениям поддался и колорит картины. В первобытном варианте господствовали холодные тона, типові для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, который как бы предсказывает появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью как доминанты.

Во втором варианте, то есть в 1646–1647 годах, Даная получила и углубляющую психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся тайный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гама ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом, – наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрантовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено в первую очередь достижениями в области портрету. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и вернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук.

Это всегда летние, наученные длинным жизненным опытом люди – старые и бабы с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонных лет, но и духовный вид человека.

В собраниях Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказанными портретами: «Старик в красном», «Портрет бабушки» и «Портрет старого еврея».

Мы не знаем имя человека, что послужили моделью для портрета «Старик в красном».

Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон), он изображен сидячим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим председателя на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему – человек наедине со своими думами.

В этот раз художник применяет строго симметричную композицию, изображая неподвижно сидячего старого в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимое изменение выражения лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то уставшим, то вдруг осеняемым приливом внутренней силы и энергии.

То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено. Художник достигает этого в первую очередь благодаря блестящему мастерству светотени, что в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматичное напряжение.

Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на полотно. Порыто морщинами лица старого и узловатые натруженные руки находят художественную выразительность благодаря грузлому месиву красок, в котором жирные мазки, которые переплетаются, передают структуру формы, а тонкие лессировки добавляют ей движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духу и воспитанностью стал выражениям новой этической позиции художника, который открыл, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проницательное творение – «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника.

Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и стражденних – идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, – находит наивысший, самое совершенное воплощение.

И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразностью живописных и технических приемов, что произвел художник за длинные десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, покинутый друзьями, появляется сын на пороге родительского дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение.

Безмерная светлая радость этих двух – старого, что потерял всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, которое прячет лицо на груди отца, – составляет главное эмоциональное содержание шедевру.

Мовчучи, пораженные, застигли непроизвольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют золотисто охристые, киноварно-красные и черно коричневые тона при бесконечном богатстве самых тонких переходов внутри этой скупой гами.

В нанесении красок на полотно принимают участие и кисть, и шпатель, и черешок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным – он наносит краски на полотно непосредственно пальцем (так написанная, например, пятка левой ноги блудного сына).

Благодаря разнообразности приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности – краски то горят, то блестят, то глухо теплятся, то как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок полотна не оставляет зрителя безразличным.

Только научен огромным жизненным опытом человек и большой художник мог создать этот гениальный и простой шедевр.

В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не произносится – все были сказаны, передумал, выстрадано очень давно, в годы длинного ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой…

Картины Рембранта Ван Рейна

«Возвращение блудного сына» было последним большим достижением мастера. В 1669 году Рембрандт умер.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Источник: http://allpainters.ru/rembrant.html

Эпоха Возрождения. Рембрандт Харменс ван Рейн и его творчество Эпоха Возрождения. Рембрандт Харменс ван Рейн и его творчество Подготовила ученица 4 – Б. – презентация

1 Эпоха Возрождения. Рембрандт Харменс ван Рейн и его творчество Эпоха Возрождения. Рембрандт Харменс ван Рейн и его творчество Подготовила ученица 4 – Б класса Акимовской гимназии Селина Екатерина<\p>

2 эпоха в истории европейской культуры XVI – XVII вв. С конца ХV в., когда в передовых странах Европы развернулась борьба против клонившегося к упадку феодального строя, совершился переворот и во взглядах людей. Возрождение ( Ренессанс )– Возрождение ( Ренессанс ) – Особенности культуры Возрождения, Гуманизм – уважение к человеку, вера в его силы и способности. Реализм – видение мира таким, каким он есть. Эмпиризм – опыт как средство познания мира. Интерес к античной культуре. Критика феодализма и католической церкви.<\p>

Читайте также:  Описание картины марка шагала «над городом»

3 Рембрандт Харменс ван Рейн Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669) родился в г. Лейдене, в семье владельца мельницы. Призвание к живописи проявилось у него очень рано. Этот гениальный голландский художник оставил около 80 автопортретов.<\p>

4 И МНОГО ДРУГИХ КАРТИН<\p>

5 Флора Это портрет жены художника Саскии ван Уиленбрук. Картина написана в год свадьбы, которая открывала в их жизни страницу счастья г.<\p>

6 Пир Валтасара В течение 30 лет Рембрандт проявлял особый интерес к насыщенным драматизмом театральным сюжетам, герои которых представляют в эмоциональном напряжении. Вавилонский царь Валтасар устроил пир. Неожиданно таинственная рука начертала на стене по-еврейски непонятные слова. Призванные царём мудрецы не смогли расшифровать надпись, и лишь пророк Даниил прочитал божественное предсказание о скорой гибели царя и разделении его царства. Надпись на еврейском языке Рембрандту, скорей всего, помог составить его друг – учёный, офортный портрет которого художник выполнил в 1636 г – 1638 г.<\p>

7 Портрет матери Мать Рембрандта Корнелия ван Зейдтброук, дочь пекаря, вышла замуж за мельника Хармена ван Рейна в 1589 г. и родила 8 детей. На картине изображена за год до смерти в 1640 г. Художник часто располагает большие фигуры первого плана таким образом, что зритель чувствует себя как будто с ними рядом. Его произведения повторяют живую природу, преодолевая рамки «некрасивого», или, как на этом портрете, изображая старость г.<\p>

8 Аристотель перед бюстом Гомера Заказчиком этой картины был сицилийский коллекционер, богатый аристократ Антонио Руффо. На полотне изображен Аристотель, правая рука которого покоиться на бюсте Гомера, а левая, согнута в локте, слегка касается внушительной золотой цепи, на которой закреплён медальон с изображением Александра Македонского. Возможно, художник выразил таким образом связь с прошлым, беря за образец Аристотеля – современного человека в сравнении с Гомером, – размышляющего о древности г.<\p>

9 Купающаяся в ручье женщина Это поздние произведение – один из шедевров выдающегося мастера, находившегося в то время на вершине славы. Рембрандт изобразил здесь Хендрикийе Стоффелс, свою спутницу жизни с 1649 г. и до его смерти. Многочисленные художники, современники Рембрандта, переняли подобную технику живописи, среди них Франс Халс и Диего Веласке, а в 19 в. – и Эдуард Мане г.<\p>

10 Сын Титус за чтением На этом неформальном портрете Титус, изображен за чтением с опущенными глазами. Одет в простой костюм, в котором часто Рембрандт изображал себя на автопортретах. Титус, родившийся в 1641 г., был четвертым ребенком. Портрет был написан в те годы, когда мастер испытывал большие денежные затруднения – 1657 г.<\p>

11 Возвращение блудного сына Это полотно, одно из последних произведений Рембрандта. Он считал Библию и Евангелие неиссякаемыми источниками вдохновения и всегда находил в них сюжеты, позволяющие языком живописи выразить результаты глубоких размышлений художника о людях и о мире. Финал легенды о блудном сыне, запечатлённый Рембрандтом на закате его творческого пути, символичен и отражает трагедию человеческой судьбы в контексте общечеловеческих ценностей. Возможно, в сыне из евангельской притчи, беспечно растратившем наследство и возвратившемся к отцу, Рембрандт увидел самого себя. Действительно, в молодости он остался один, потеряв почти всех родных и близких ему людей. Посредством этого монументального полотна художник утверждает нравственную силу раскаяния и прощения – 1669 г.<\p>

12 Вывод В живописи всё более широко отображается мир чувств нового человека, его радости и горести. Объектом изображения становятся не только боги, герои, монархи, но и простые люди. Ныне творчество великого голландца Рембрандта ван Рейна являются гордостью всего человечества.<\p>

13 Литература 1.Национальная галерея. Лондон. Под редакцией Даниэлы Тарабра. 2.Музей истории искусства. Вена. Под редакцией Сильвии Боргези. 3.Галерея Уффици. Флоренция. Под редакцией Элен Джинаннески. 4.Эрмитаж. Санкт – Петербург. Под редакцией Александры Фреголент. 5.Метрополитен – музей. Нью – Йорк. Под редакцией Лучии Импеллузо.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/211855/

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

РЕМБРАНДТ, ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (Rembrandt, Harmenz van Rijn) (1606–1669)– величайший художник, живописец, рисовальщик, офортист, живший в 17 в. в Голландии.

15 июля 1606 в г.Лейдене у зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья.

Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его.

Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633).

Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую.

В 17 в. в Голландии после победы над Испанией католичество было запрещено, протестантизм не разрешает живописное оформление в храмах. Поэтому церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане.

Картины, предназначенные для украшения бюргерских домов, должны теперь соответствовать новым задачам. Меняются размеры, появляются новые сюжеты, происходит разделение на жанры живописи, усиливается интерес к бытовому жанру, пейзажу, натюрморту, портрету, складывается тип группового портрета.

Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Большое влияние на его творчество оказал и стиль барокко, зародившийся в 17 в.

, но изысканность, пышность, подчеркнутая театральность этого стиля была далека от исканий Рембрандта. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в.

Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых, он опускает второстепенные детали (Портрет старого воина, ок. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина; Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея; Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея; Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов.

В конце 1631 Рембрандт, известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета.

Художник передает портретное сходство всех героев, но в отличие от традиций группового портрета, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, здесь все персонажи эмоционально подчинены Тульпу.

Картина вызвала огромный интерес, и Рембрандт становится одним из модных молодых портретистов Амстердама.

В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. После женитьбы он покупает большой дом.

Обставляя дом роскошными вещами, художник создает богатую коллекцию, куда входили произведения Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Мантеньи, ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело, Тициана.

Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты.

В 30-е годы Рембрандт – благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях.

Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея; Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея).

Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Он показывает себя веселым кавалером с бокалом вина, который обнимает полуобернувшуюся Саскию, сидящую у него на коленях спиной к зрителю.

Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге.

К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара,1634, Лондон, Национальная галерея; Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем; Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. Изучая традиционные методы письма и подходы к раскрытию тем, он в своем творчестве все более отходит от этих традиций. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей.

К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников.

Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Поместив мифологическую героиню в роскошном алькове богатого бюргерского голландского дома, он виртуозно прописывает бархатный полог, нарядно вышитые подушки, любуется лучами золотистого света, мягкими волнами заливающими прекрасное обнаженное тело Данаи.

Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына, Титуса, скончалась любимая жена Саския (1642), вскоре он лишается матери и сестер. Одним из последних портретов жены был Последний портрет Саскии (1643, Берлин – Далем).

В начале 40-х годов Рембрандт получает заказ от капитана отряда стрелков Франса Баннинг-Кока на большой групповой портрет отряда для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3,87–5,02 м).

Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах.

Мнения современников о картине разделились: одни сразу увидели шедевр, другие, в том числе и заказчики, нашли, что картина не отвечает традициям группового портрета. Поэтому ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины.

Несмотря на это она является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика.

50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями.

Неудовольствие властей вызывало то, что его гражданской женой становится Хендрикье Стоффельс, бывшая служанка в доме Рембрандта. Художник не мог официально жениться на ней, т.к.

по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком.

Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью (Портрет Хендрикье в богатой одежде, 1654, Париж, Лувр; Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657–1658, Берлин – Далем; образ Марии в картине Святое семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, также навеян ее чертами).

Рембрандт почти полностью лишается заказов. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости.

Уделяя большое внимание портретам, он делает акцент на раскрытие душевного мира своих моделей: Портрет старушки (1654, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок.

1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). К этому же типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик: Автопортрет (ок. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр).

Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Приобретя в годы финансового благополучия роскошный дом, Рембрандт заплатил лишь половину суммы. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму.

В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т.к. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей.

Снова церковь выступает с осуждением его сожительства с Хендрикье, их дочь Корнелия объявляется незаконнорожденной. В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа.

Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. гульденов. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены.

И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама.

Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами.

Несмотря на тяжелое положение Рембрандт продолжает писать. В основном это автопортреты, портреты родных (Портрет Титуса, 1660, Балтимор, Собрание Джекобса), снова обращается к образу библейского Давида (Давид перед Саулом, 1657, Гаага, Маурицхейс).

В 1660 Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин.

Это позволило семье увеличить свои доходы и купить дом. Вновь художник обращается к автопортретам, к картинам на библейскую тему (Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1660, Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Картину (размером ок. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Но Рембрандт отказался вносить изменения, и заказ был отдан другому художнику.

На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Синдики, старшины, корпорации цеха суконщиков сидят за столом в официальных черных костюмах.

Ясность и уравновешенность композиции, скупость и точность отбора деталей, создание цельного образа группы людей, необычный ракурс, подчеркивающий монументальный характер изображения, торжественность происходящего – все это относит картину к великим шедеврам живописи.

В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии.

После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха).

Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). На огромном холсте (260 × 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров.

В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, освященное великой добротой, принимающего и прощающего сына, – шедевр Рембрандта, мастера, умеющего проникать в душу своих персонажей, и показывать все их переживания на холсте. Это картина о страдании и великой любви.

В феврале 1668 Титус женился на Магдалене ван Лоо, но вскоре скончался. Это нанесло сокрушительный удар Рембрандту, и 8 октября 1669 он умирает на руках своей дочери Корнелии.

Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Оно сказалось на творчестве его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы.

Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. Велика эмоциональность его произведений, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании теплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета.

Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта. Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства.

Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства.

Нина Байор

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/REMBRANDT_HARMENS_VAN_REN.html

Ссылка на основную публикацию