Описание картины рембранта харменса ван рейна «принесение во храм»

Рембрандт ван РейнКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист.

Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры.

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, голландский живописец был непревзойденным мастером рисунка и офорта.

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.

Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене.

Картины художника лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).

В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы голландский живописец упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.

1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.

Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

В портретах, написанных по многочисленным заказам, голландский живописец тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).

Валаамова ослица, 1626
Самсон и Далила, 1628
Юная Саския, 1633
Саския ван Эйленбурх, 1634
Портрет Яна Утенбогарта, 1634
Флора, 1633-1634

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден).

Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Пир Валтасара, 1635
Похищение Ганимеда, 1635
Ослепление Самсона, 1636
Жертвоприношение Авраама, 1635
Даная, 1636
Каменный мостик, 1638

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

Портрет Марии Трип, 1639
Андромеда, 1630-1640
Давид и Ионафан, 1642

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества.

Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, то есть по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество живописца утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Вирсавия, 1654
Портрет Яна Сикса, 1654
Обвинение Иосифа, 1655

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643).

1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника.

Голландский художник все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

Еврейская невеста, 1665
Фредерик Рил на коне, 1663
Заговор батавов, 1662

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое.

Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году живописец был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона.

Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни.

В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).

В последний год жизни голландский живописец создал свой главный шедевр – монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.

С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.

Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона.

Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства великого художника было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна →

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.

2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/rembrandt.html

Рембрандт Харменс ван Рейн – это… Что такое Рембрандт Харменс ван Рейн?

        (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний.

Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII в., воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей.

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойдённым мастером рисунка и офорта.         

Рембрандт родился в семье мельника.

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) он посвятил себя искусству. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-23) и П. Ластмана в Амстердаме (1623). Около 1625-31 работал в Лейдене.

Картины Рембрандта так называемого лейденского периода отмечены поисками творческого самостоятельности, хотя в них ещё сказывается воздействие Ластмана и утрехтских караваджистов (см. Караваджизм; “Принесение во храм”, около 1628-29, Кунстхалле, Гамбург).

В картинах “Апостол Павел” (около 1629-30, Германский национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхёйс, Гаага) Рембрандт впервые использовал светотень как средство усиления одухотворённости и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица (серия автопортретов и портретов членов семьи художника).         

В 1632 Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх. 30-е гг. – годы семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.

Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получил много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики.

В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (“Портрет бургграфа”, 1633, Картинная галерея, Дрезден), нередко модели получали меткую социальную характеристику.

Более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких людей (автопортрет, 1634, Лувр: “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден), в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности.

Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты (нарядные, причудливые одеяния, освещение и т. п.).

Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” (“Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. В композициях 30-х гг.

на религиозные темы (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, ГЭ) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко, проявляющееся в мелодраматической трактовке и идеализации образов, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 30-х гг.

мифологические композиции, в которых художник бросал смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция “Даная” (1636, ГЭ), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами итальянского возрождения.

Обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Главным средством смысловой характеристики и эмоциональной выразительности стали в картине свет и тень. В 30-х гг. Рембрандт много работал и в технике офорта. Он часто воспроизводил с живой непосредственностью жанровые сцены, проявляя особый интерес к жизни социальных низов (многочисленные изображения нищих, “Продавец крысиного яда”, 1632). Прибегая к различным техническим приёмам, Рембрандт создал в этот период карандашные рисунки, меткие по характеристике, смелые и обобщённые по манере.         

Конфликт, назревавший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, постепенно утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмюсеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков.

Вместо традиционного группового портрета Рембрандт создал героически- приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, по существу – историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.

        

В 40-х гг. приток заказов Рембрандта сокращается, в его мастерской остаются лишь наиболее преданные ученики. Жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.

Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, – оба в ГЭ). Колорит картин Рембрандта 40-х гг.

становится более эмоциональным, нарядным и звучным.

Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных”, или так называемый “Лист в сто гульденов”, около 1642-46; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643).         

50-е гг., годы тяжких жизненных испытаний, открывают период творческой зрелости художника.

В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта – Хендрикье Стоффельс; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена; “Бургомистр Ян Сикс”, 1654, собрание Сикса, Амстердам).

Читайте также:  Описание картины бориса кустодиева «натурщица»

Все большее место в портретах Рембрандта занимает простой человек.

Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, ГМИИ; “Портрет старика в красном”, около 1652-54, ГЭ).

Рембрандт сосредоточивал внимание лишь на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом. Окружающий фигуры полумрак способствует передаче психологической углублённости образов. Едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств.

То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Наблюдая за светотеневой игрой, зритель как бы следит за постепенным развитием переживаний изображённых. В середине 50-х гг. Рембрандт обрёл зрелое живописное мастерство. Стихии цвета и света, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их тёплым человеческим чувством.         

В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, всё его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стеснённых условиях провёл остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Рембрандта представляет собою синтез всех многогранных исканий художника. Созданные Рембрандтом в 60-х гг.

композиции на библейские темы как бы подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Он обращается к наиболее драматическим эпизодам, выражающим столкновение тёмных и светлых человеческих начал (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ; “Падение Амана”, или “Давид и Урия”, 1665, ГЗ).

Эмоционально- насыщенная, тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, заливающего главные фигуры и погружающего остальные в воздушную мглу, сложная фактура красочной поверхности, переливающейся и мерцающей наподобие драгоценных камней, – все эти изощрённые живописные средства служат раскрытию сложных и противоречивых коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута картина Рембрандта “Заговор Юлия Цивилиса” (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм), являющаяся иносказательным прославлением восстания нидерландских провинций. Заказанная амстердамским магистратом картина не была принята заказчиками.         

Холодное непонимание голландского бюргерства окружало Рембрандта в последние годы его жизни.

Несмотря на постигшие Рембрандта тяжёлые жизненные удары – смерть Хендрикье и Титуса, художник с поразительным самообладанием противостоял испытаниям, продолжая творческие искания и работая над углублением мастерства.

В последний год жизни он приступил к созданию своего гениального монумент, полотна – “Возвращение блудного сына” (около 1668-69, ГЭ), воплотившего всю художественную и морально-этическую проблематику позднего Рембрандта.

С поразительным мастерством воссоздаёт в ней художник целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Строго отобранные художественные средства картины подчинены раскрытию её основной идеи – красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.

Кульминационное напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах, скупых лаконичных жестах отца и упавшего на колени сына, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре композиции и гаснущего в затенённом пространстве фона. Призывом к глубокой человечности, утверждением духовной общности людей завершил своё творчество великий голландский художник.

“Даная”. 1636. Эрмитаж. Ленинград.

“Портрет жены брата художника”. 1654. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Andromeda an den Felsen angekettet

Christ In The Storm On The Sea Of Galilee

Der Engel verhindert die Opferung Isaaks

Die Blendung Simsons

Minister Johannes Wtenbogaert (1557-1644)

Steinigung des Hl. Stepahnus

The Night Watch

Tobias verdachtigt seine Frau des Diebstahls

Урок Анатомии Доктора Николаса Тулпа
Литература: (И. Линник), Рембрандт ван Рейн. (Альбом), М., 1956; Е. Ротенберг, Рембрандт Гарменс ван Рейн, (М., 1956); Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в. (Сб.), М., 1970; Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза. (Альбом, авт. вступит. статей В. Ф. Левинсон-Лессинг и К. С. Егорова), Л., 1971; В. Н. Лазарев, Рембрандт-портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974; К. С. Егорова, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Rosenberg J., Rembrandt. Life and work, 4 ed., Oxf., 1980.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2725/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82

Харменс ван Рейн Рембрандт . Rembrandt Harmensz van Rijn

?1969ja (1969ja) wrote,
2012-07-20 19:34:001969ja
1969ja
2012-07-20 19:34:00

15 июля 1606  Лейден – 4 октября 1669  Амстердам

– величайший  нидерландский   художник, живописец, рисовальщик, офортист, живший в 17 в.

в Голландии , великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.

Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Сын мельника, после недолгого обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт посвятил себя искусству. Он учился у нидерландского живописца Питера Ластмана в Амстердаме в 1623 году, в 1625-1631 годах работал в Лейдене. Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах («Принесение во храм», ок.

1628-1629, Кунстхалле, Гамбург; «Симеон во храме», 1631, Маурицхейс, Гаага) уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени.

Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта стал портрет; старательно изучая мимику, фиксируя в ту пору даже резкие, гротескные гримасы, он делал портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность.

“Я всю жизнь во всем искал естественность природы, никогда не увлекался ложным блеском форм. Художника делает великим не то, что он изображает, а то, насколько правдиво воссоздает он в своем искусстве природу. Жизнь – это все для меня…”

Русскоязычный сайт о жизни и творчестве Рембрандта
Симеон во храме, 1669. Холст, масло, 98х79.
Стокгольм, Национальный Музей
 “Даная” 1636
Эрмитаж, Санкт-Петербург
“Ночной дозор” 1642
Рейксмузеум, Амстердам

Картины Рембрандта

1633 г.,70 x 54 см.,д., м.,Музей Лувр, Париж, Франция 1635-1638 г.,61 x 72 см.,д., м.,частная коллекция
1639 г.,81 x 63 см.,д., м.,Музей Лувр, Париж, Франция 1642-1643 г.,72 x 53 см.,х., м.,Музей искусств Тиссен-Борнемица, Мадрид, Испания
1630 г.,5.08 x 4.54 см.,Государственный музей, Амстердам, Нидерланды Автопортрет в широкополой шляпе1632 г.,64 x 47 см.,х., м.,Художественная галерея и музей, Глазго, Шотландия
Автопортрет в берете, с золотой цепочкой1630-1631 г.,70 x 57 см.,д., м.,Художественная галерея Уокера, Ливерпуль, Великобритания 1639 г.,121 x 88 см.,д., м.,Государственная художественная галерея, Дрезден, Германия

Пьер Декарг.
Рембрандт

Фильм-спектакль ” Рембрандт”

Режиссеры: Леонид Пчёлкин, Ефим КопелянОператор: И. СоболевХудожник: Игорь МасленниковСтрана: СССР.1963г.

Производство: Центральное телевидение и Ленинградская студия телевидения

Документальный фильм-очерк, в котором ожесточенная критика Гринуэя сегодняшней неграмотности утверждается путём исследования и изучения картины Рембрандта «Ночной Дозор». Гринуэй объясняет задний план, контекст, заговор, убийство и мотивы всех 34 изображенных персонажей, которые, объединившись, тайно замыслили убийство. Через картины Рембрандта Гринуэй переносит нас в Амстердам 17-го века

Смотреть

Источник: https://1969ja.livejournal.com/340175.html

Рембрандт Харменс Ван Рейн

(1616-1669) голландский художник

Рембрандт Харменс Ван Рейн занимает совершенно особое место в голландской живописи. Как никто другой, он сумел раскрыть внутренний мир обычного человека, передать на холсте его сложные душевные переживания.

https://www.youtube.com/watch?v=wjdVcydP8g8

Он родился в Лейдене, в семье мельника Харменса Ван Рейна. Рембрандт рано начал рисовать. Однако по настоянию родителей ему пришлось поступить в Лейденский университет. Проучившись там всего три года, он покинул университет и поступил учеником в мастерскую к известному художнику Яну Сваненбургу.

После трехлетних занятий у Сваненбурга он отправился в Амстердам, где еще два года учился у амстердамского художника Питера Ластмана. В это время Рембрандт близко сошелся с художником Яном Ливенсом (1607—1674), ставшим его другом и спутником на многие годы. Несколько месяцев он занимался и у известных художников того времени братьев Яна и Якоба Пинасов.

Вместе с Ливенсом, Рембрандт вернулся в Лейден. Некоторое время у художников даже была общая мастерская. Там и были написаны первые большие картины Рембрандта, преимущественно полотна на библейские сюжеты — «Принесение во храм» (1628), а также портреты близких и немногочисленных в первое время заказчиков.

Кроме живописи он также занимался офортом, технику которого значительно усовершенствовал. В 1632 году Харменс Рембрандт приезжает в Амстердам, где вскоре женится на Саскии Ванейлинборг.

Тридцатые годы XVII столетия были наиболее счастливым и спокойным периодом в его жизни. Число заказов на портреты непрерывно увеличивалось. Особенно удавались Рембрандту групповые портреты.

Одним из лучших является портрет, на котором изображен известный ученый того времени доктор Тюльп. Художник написал его в анатомическом театре, окруженным учениками. Известность Рембрандта постепенно растет, и у него даже появляются ученики. Так, в 1628 году у него занимался известный голландский художник Герард Дау (1613-1675).

К этому же времени относится целый ряд портретов жены Саскии. Она была его самой любимой моделью. Так, на картине «Флора» Рембрандт изобразил Саскию незадолго до рождения их сына Титуса. Не менее интересен и «Автопортрет с Саскией» (1634). Поднимая бокал и обратившись к тем, кто смотрит на картину, художник как бы предлагал зрителям разделить его безмерную радость и счастье.

В своих портретах Харменс Ван Рейн Рембрандт открыл совершенно новые принципы использования светотени: например, в картине «Ночной дозор» (1642) он отказался от традиционного расположения всех участников по одной линии.

Художник написал группу заказчиков в движении, когда, освещенные неровным светом факелов, они выходят на площадь. В результате получился не обычный по типу групповой портрет, а динамичная и убедительная сцена.

Любопытно, что заказчики этого не поняли и потребовали от художника, чтобы он одинаково тщательно выписал каждое лицо.

В том же 1642 году Рембрандт переживает большое несчастье: умирает его любимая Саския. В память о ней он написал знаменитую картину «Давид и Ионафан» (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки.

Свое отношение к жене художник выразил и в портрете «Святое семейство» (1645).

Поразительно, что Рембрандт пользуется светлыми красками, таким образом выражая свое убеждение, что жизнь и смерть едины и все люди когда-нибудь соединятся на небесах.

Важной особенностью творчества Харменса Рембрандта является также преобладание в нем библейских и мифологических сюжетов. Шедевром является картина «Даная», моделью для которой послужила Саския, а в одном из слуг художник изобразил самого себя.

Цветущая молодая женщина свободно раскинулась на ложе, символизируя этим радость бытия, наслаждение каждым прожитым днем. Такое отношение к обнаженной натуре мы находим у немногих художников, в основном у тех, кто является последователями Рембрандта.

В пятидесятые годы Рембрандт женился вторично на Хендрике Стоффельтс, которая также становится моделью для ряда жанровых картин. Скрытый авто-биографизм всегда отличал творчество Рембрандта, он часто рисовал самого себя на картинах. Интересно, что он стал первым художником, который проследил изменения своей внешности на протяжении ряда лет.

В 1658 году Харменс Рембрандт был объявлен несостоятельным должником. Чтобы рассчитаться с долгами, художнику пришлось продать дом и переехать в пригород Амстердама. Именно там прошли последние десять лет его жизни.

Основной картиной этого периода стало «Возвращение блудного сына» (1669). На этой картине Рембрандт изображает себя в облике отца, но его черты угадываются и в облике блудного сына. Несмотря на свою старость, художник оставался молодым душевно, эту основную мысль он и передал в последней, прощальной картине-завещании.

Трагически одинокий, покинутый всеми Харменс Ван Рейн Рембрандт умер в крайней нужде и был похоронен на кладбище для бедняков.

Источник: http://biografiivsem.ru/rembrandt-harmens-van-reyn

Описание картины Рембранта Харменса ван Рейна «Принесение во храм». Святое семейство рембрандт описание картины

Главная » Рембрандт картины » Святое семейство рембрандт описание картины

Согласно легенде, Старец Симеон мог принять вечный покой лишь после того, как воочию увидит Христа. На полотне изображен сам Старец, Святая Дева Мария и маленький Иисус Христос на руках Иосифа.

Святые прибыли в храм для того, чтобы показать Симеону маленького Мессию.

Основных действующих персонажей окружают другие обитатели храма, на лицах которых четко виднеется восторг и радость от появления святых.

В центральной части картины самыми яркими элементами являются Святая Дева Мария, Иосиф и Христос. От младенца на руках Иосифа исходит свет, который озаряет всех находящихся рядом людей. Лицо Девы Марии безупречно прекрасно, оно выражает радость и умиротворение. Святой Иосиф заботливо прижимает малыша к себе, беседуя со Старцем.

Высветление главных персонажей полотна как бы говорит смотрящему о том, что именно они являются основными действующими лицами, к которым приковано все общественное внимание. Использование теплой цветовой палитры, такой как сочетание красного, оранжевого, желтого и коричневого дарует ощущения тепла и святости, радушного приема гостей.

Задний фон картины выполнен в темных черных и коричневых оттенках, а интерьер помещения крайне сложно определить и рассмотреть среди темноты, царствующей в здании. Из пространства можно заметить лишь слабо освященные светом, исходящим из темени Христа массивные колонны.

В правой верхней части полотна располагается группа людей, которые устремляют все взгляды на святого ребенка и спешат подобраться поближе к чуду.

Масса восторженных лиц обитателей храма, поклонившихся Христу, передают торжественность и неординарность события, подразумевающего появление Мессии и достижения Старца долгожданного умиротворения.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «семья ренуара»

opisanie-kartin.com

Описание картины Рафаэля Санти «Святое семейство» (Мадонна с безбородым Иосифом)

Рафаэль – великий итальянский живописец эпохи Возрождения, а «Святое семейство» – одна из его ранних, филигранных и тонких работ, которую также называют «Мадонна с безбородым Иосифом».

Обычно Иосифа изображали с бородой, таким образом подчеркивая его возраст.

Рафаэль же отказался от этого правила, и на его картине Иосиф выглядит старым благодаря менее очевидным, и потому более интересным приметам возраста.

Волосы его слегка вьются и похожи на пух одуванчика, руки сложены на стариковской палке. У рта залегают глубокие морщины, плечи опущены, словно на них лежит весь груз тяжелой жизни.

Мария с младенцем резко контрастируют с ним – они выглядят молодыми, практически сияющими в этой молодости. Мария просто одета, волосы убраны под платок. Младенец на её руках держится за неё, изворачиваясь так, как могут извернуться только очень маленькие дети, которым удобно практически в любой позе.

Все вместе три фигуры образуют своеобразный треугольник – изыми из него кого-нибудь, и он упадет.

Земное, семейное счастье можно в них увидеть, вместо привычной для икон святости и тоски. Они смотрят друг на друга, кажутся обычной семьей. Мария глядит на Иосифа с налетом спокойной грусти, младенец смотрит на него, словно безмолвно спрашивая о чем-то, Иосиф же смотрит на них так, как будто тоскует о том простом, земном, чего у него никогда не будет.

Может и почетно быть отцом воплотившегося Бога, да только быть отцом собственного сына куда легче и куда больше счастья от этого можно получить.

В картине господствуют мягкие, приглушенные цвета, перетекающие плавно и медленно. Нет резких линий, ярких пятен, кричащих черт. Все сглаженно, начиная от поз, линий в лицах, и заканчивая повторяющимся мотивами полукруга и арки.

Нимбы над головами едва намечены, и это понятно – Рафаэль изображал не просто святых, но искал человека в святости.

opisanie-kartin.com

Описание картины Рембранта Харменса ван Рейна «Притча о богаче»

Картина является изображением одной из притч, описанных в Евангелии от Луки.

В ней идет речь о состоятельном мужчине, который решил направить все свое богатство на достижение личного комфорта и счастья, а не добрые дела, такие как помощь ближним и честный труд во благо рода человеческого. На следующую же ночь после этого решения Бог отнял жизнь у мужчины, так как тот повел себя недостойно.

Смысл притчи заключается вот в необходимости служения человечеству и критике разгульного и беззаботного образа жизни.

В центральной части картины изображен богатый на вид мужчина в темном помещении, рассматривающий драгоценности при слабом свете свечи. Теплый рыжеватый свет озаряет лицо богача и интерьер помещения: так, мы можем видеть массу книг, монет, мешочков для золота на одном столе.

Глядя на эти предметы, у смотрящего создается впечатление о том, что данный мужчина уделяет все свое внимание накоплению имущества. В нижней части стола виднеются слабо освященные монеты из золота и серебра, популярные в одно время в Голландии.

Большая часть предметов, описанных в окружении мужчины, затемнена, однако это позволяет смотрящему продолжить их перечень, опираясь на собственную фантазию.

Одетый в роскошные одежды, главный герой устремляет внимательный взгляд на драгоценность, разглядывая ее над светом свечи.

То, что основные события картин происходят в темное время суток, неслучайно. Таким образом мастер пытается передать уединенность богача и его одержимость сокровищами.

Кажется, что день ото дня он сидит взаперти в своем кабинете и ведет бесконечный перерасчет монет, драгоценностей, золота и серебра, которые есть в его распоряжении.

Рембрандту удалось точно передать характер и историю персонажа лишь одной сценой, запечатленной на полотне.

opisanie-kartin.com

Рембрандт, “Святое семейство”: особенности картины

Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит, игру светотени. Второй план в этой работе играет очень важную роль, так как сюжет полотна получается теплым, домашним и в то же самое время религиозным.

Жизнь и творчество великого художника

Рембрандт Харменс ванн Рейн – известнейший живописец «Золотого века», который стремился через свои работы передать душу человека, поэтому многие его картины овеяны тайной. Художник родился в состоятельной семье, однако, несмотря на это, родители воспитывали детей в строгих католических правилах.

Рембрандт с самого детства отдавал предпочтение точным наукам и любил рисовать, именно поэтому родители отдали его на обучение к нидерландскому художнику Якобу ванн Сваненбургу. Обучение прошло успешно, и юноша быстро освоил технику рисования.

Талант молодого живописца замечали многие почитатели искусства, которые заказывали у Рембрандта религиозные работы. Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме, когда он знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ванн Эйленбюрх. Он был вдохновлен красотой своей возлюбленной, именно поэтому часто изображал ее на своих полотнах.

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в скрупулезном изучении натуры человека, поэтому все его полотна считались фотографичными. Он старался передать все эмоции изображенного человека.

На его полотнах изображены не просто лица, а сюжеты со своей историей. При создании своих работ он использовал минимум красок, однако благодаря неповторимой игре света и тени делал их очень реалистичными.

Особенность картины «Святое семейство»

Картина Рембрандта «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библейский сюжет. На нем изображены, на первый взгляд, простые люди, но спускающиеся ангелы говорят о том, что это далеко не простая семья, а Богоматерь с Иисусом, за спиной которой стоит Иосиф. Это полотно буквально пронизано мирной тишиной и святостью.

Все очень четко продумано, до самых мельчайших деталей, заботливость матери, которая смотрит на своего спящего ребенка, и сосредоточенность фигуры Иосифа.

«Святое семейство» – великое произведение Рембрандта

В 1645 году написал Рембрандт «Святое семейство», которое удивляет почитателей таланта мастера. Это полотно становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Историки связывают это с событиями в личной жизни художника, так как именно в это время он старается полностью посвящать себя подрастающему сыну.

На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В его работе совершенно отсутствует помпезность, так как художник черпал свое вдохновение в окружающих его людях.

Описание картины «Святое семейство»

Делая описание “Святого семейства” Рембрандта, многие искусствоведы подчеркивают, что это полотно существенно отличается от других картин, написанных мастером.

Здесь нет динамического сюжета, присущего работам автора, и все полотно пропитано умиротворением и спокойствием. Первый взгляд падает на колыбель, в которой безмятежно спит маленький Иисус.

Мать наклонилась к ребенку, чтобы проверить, не мешает ли ему свет, идущий от камина.

Рассматривая более пристально полотно Рембрандта «Святое семейство», можно заметить Иосифа, который занят своими привычными делами.

Его сосредоточенность, а также особенность фигуры и выражение лица показывают, насколько непростая у человека жизнь.

Эта работа могла бы отражать повседневную жизнь любой семьи, однако, чтобы подчеркнуть ее особенность, художник размещает в левой части полотна ангелочков.

загрузка…

bisbroker.ru

Картины известного художника Рембрандта Харменс ван Рейна

«Ночной дозор».

«Ночной дозор» — групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока — известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. Композиционное решение не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом: на картине изображена историческое событие — по тревоге отряд выступает в поход.

Одни солдаты спокойны и уверены, другие волнуются в ожидании неизвестного, но все образы полны общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества.

Много лиц на этой картине нечеткие через светотень — контрасты густых теней и яркого солнечного света, на которое выходит отряд. До XIX в.

картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день).

«Возвращение блудного сына».

Картина написана в том же году, когда художник пережил еще одну большую потерю: умер его сын Титус. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына, и тихий свет счастья на измученном старом лице.

Убитый горем Рембрандт сам только потерял единственного сына, пишет историю отца, к которому вернулся сын.

Все взгляды персонажей картины обращены к сыну, и зритель тоже приобщается к воплощенных в образах чувств: душевного потрясения, счастье возвращения, безграничной родительской любви и, вместе с тем, горечи разочарований, унижений, стыда и раскаяния сына.

«Автопортрет с Саскией на коленях».

На этом полотне молодой Рембрандт, безумно влюбленный в юную жену, рисует ее простувате лица, освещая его своим вдохновением. Образ Саскии полон искреннего, безудержного чувства, тогда как лица самого художника более затемнено. Таким образом, центральный световой акцент картины — озаренное любовью к мужу лицо женщины. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары.

Чувство их понятны и близки нам такой же степени, как и наши собственные. Несмотря на это полотно, зритель начинает дышать воздухом с картины, ощущать аромат вина, слышать шорох роскошной одежды. Картина пронизана радостью жизни — это феерический, сказочный мир.

Полотно иллюстрирует тот факт, что стиль барокко является наиболее подходящим для передачи торжественного, приподнятого настроения.

«Святое семейство».

«Святое семейство» — полотно, написанное на известный библийский сюжет. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.

Все четко продумано: заботливость жеста матери, которая придерживает занавес колыбели, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность фигуры Иосифа. Рембрандт понимает простоту материнского счастья не как нечто обыденное, а видит в ней глубинный смысл и вечности. Пятно чистого цвета концентрирует внимание на красной одеяле, которым накрыт в колыбели малый Христос.

Он является смыслом жизни для матери.

https://www.youtube.com/watch?v=ybmoDbIKass

Картины и описание картин Ребрандта.

Похожие записи

design-kmv.ru

Рембрандт, “Святое семейство”: особенности картины

Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит, игру светотени. Второй план в этой работе играет очень важную роль, так как сюжет полотна получается теплым, домашним и в то же самое время религиозным.

Жизнь и творчество великого художника

Рембрандт Харменс ванн Рейн – известнейший живописец «Золотого века», который стремился через свои работы передать душу человека, поэтому многие его картины овеяны тайной. Художник родился в состоятельной семье, однако, несмотря на это, родители воспитывали детей в строгих католических правилах.

Рембрандт с самого детства отдавал предпочтение точным наукам и любил рисовать, именно поэтому родители отдали его на обучение к нидерландскому художнику Якобу ванн Сваненбургу. Обучение прошло успешно, и юноша быстро освоил технику рисования.

Талант молодого живописца замечали многие почитатели искусства, которые заказывали у Рембрандта религиозные работы. Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме, когда он знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ванн Эйленбюрх. Он был вдохновлен красотой своей возлюбленной, именно поэтому часто изображал ее на своих полотнах.

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в скрупулезном изучении натуры человека, поэтому все его полотна считались фотографичными. Он старался передать все эмоции изображенного человека.

На его полотнах изображены не просто лица, а сюжеты со своей историей. При создании своих работ он использовал минимум красок, однако благодаря неповторимой игре света и тени делал их очень реалистичными.

Особенность картины «Святое семейство»

Картина Рембрандта «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библейский сюжет. На нем изображены, на первый взгляд, простые люди, но спускающиеся ангелы говорят о том, что это далеко не простая семья, а Богоматерь с Иисусом, за спиной которой стоит Иосиф. Это полотно буквально пронизано мирной тишиной и святостью.

Все очень четко продумано, до самых мельчайших деталей, заботливость матери, которая смотрит на своего спящего ребенка, и сосредоточенность фигуры Иосифа.

«Святое семейство» – великое произведение Рембрандта

В 1645 году написал Рембрандт «Святое семейство», которое удивляет почитателей таланта мастера. Это полотно становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Историки связывают это с событиями в личной жизни художника, так как именно в это время он старается полностью посвящать себя подрастающему сыну.

На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В его работе совершенно отсутствует помпезность, так как художник черпал свое вдохновение в окружающих его людях.

Описание картины «Святое семейство»

Делая описание “Святого семейства” Рембрандта, многие искусствоведы подчеркивают, что это полотно существенно отличается от других картин, написанных мастером.

Здесь нет динамического сюжета, присущего работам автора, и все полотно пропитано умиротворением и спокойствием. Первый взгляд падает на колыбель, в которой безмятежно спит маленький Иисус.

Читайте также:  Описание картины ильи ефимовича репина «иов и его друзья»

Мать наклонилась к ребенку, чтобы проверить, не мешает ли ему свет, идущий от камина.

Рассматривая более пристально полотно Рембрандта «Святое семейство», можно заметить Иосифа, который занят своими привычными делами.

Его сосредоточенность, а также особенность фигуры и выражение лица показывают, насколько непростая у человека жизнь.

Эта работа могла бы отражать повседневную жизнь любой семьи, однако, чтобы подчеркнуть ее особенность, художник размещает в левой части полотна ангелочков.

загрузка…

feelwomans.ru

Источник: http://evg-crystal.ru/rembrandt-kartiny/svyatoe-semejstvo-rembrandt-opisanie-kartiny.html

Ван рейн рембрандт

Первую биографию художника составил Ян Орлерс, бургомистр Лейдена.
«Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Родители поместили его для изучения латинского языка в школу Лейденского университета, имея в виду поступление его впоследствии на городскую или государственную службу, чтобы потом он мог оказывать им помощь.

Но вскоре обнаружилась природная склонность мальчика к искусству живописи и рисования, так что родители вынуждены были взять его из школы и, чтобы развивать дальше его талант, отдали его живописцу для обучения первоначальным правилам. Потом они решили перевести его к Якобу Изаксу ван Сваненбурху, чтобы мальчик учился у него дальше.

Там он оставался три года и сделал такие успехи и так усилилась любовь его к искусству, что всех приводили в восторг работы юноши, обещавшего стать замечательным живописцем. Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме.

Здесь он пробыл около шести месяцев, стал совершенно самостоятельным мастером, а вскоре – одним из величайших художников своего века.

Так как его произведения чрезвычайно нравились гражданам Амстердама, он получал бесчисленные заказы на картины и портреты, и всем очень хотелось, чтобы он переселился из Лейдена в Амстердам, что он и сделал в 1630 году и в 1647 году пребывал еще там».

Во время учебы у Ластмана в 1623 году Рембрандт близко сошелся с художником Яном Ливенсом, ставшим его другом и спутником на многие годы. Несколько месяцев он занимался и у известных художников того времени братьев Яна и Якоба Пинасов.

Вместе с Ливенсом Рембрандт вернулся в Лейден, где проработал с 1625 до 1631 года. Некоторое время у художников даже была общая мастерская.

Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах: «Принесение во храм» (около 1628–1629), «Симеон во храме» (1631) художник уделяет особое внимание эмоционально психологическим возможностям светотени.

Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет. Кроме живописи Рембрандт также занимался офортом, технику которого значительно усовершенствовал.

В 1631 м или начале 1632 года Рембрандт приезжает в Амстердам. Художник приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Художник создает групповой портрет.

Медики окружили доктора Тульпа, препарирующего руку покойника.

Заинтересованные, живые лица, индивидуальная реакция каждого участника этого урока анатомии делает картину психологически достоверной, яркой, новаторской.

Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера. В 1634 году Рембрандт женился на племяннице Хендрика Саскии ван Эйленбург, дочери бургомистра из богатого фрисландского рода.

Эта женитьба доставила ему самую избранную клиентуру столицы Голландии. К 1639 году преуспевающий художник вместе с женой приобрел в Амстердаме великолепный дом. Их дети умерли во младенчестве, Титуса, родившегося в 1641 году, отец похоронит за год до своей смерти. К тридцатым годам относится целый ряд портретов жены Саскии. Она была самой любимой моделью художника.

Так, на картине «Флора» Рембрандт изобразил Саскию незадолго до рождения их сына Титуса. Не менее интересен «Автопортрет с Саскией» (1634). Поднимая бокал и обратившись к тем, кто смотрит на картину, художник как бы предлагал зрителям разделить его безмерную радость и счастье. Саския послужила моделью и для знаменитой «Данаи», а в одном из слуг художник изобразил самого себя.

«Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Мягкие, в отсветах шторы, поблескивающие металлические предметы как бы обволакивают светом обнаженную фигуру на постели… Здесь мы видим девушку, заточенную в башню по приказу отца; к ней под видом золотого дождя проникает Зевс и соблазняет ее.

Действительно, не вызывает сомнений, что любовник невидимка приближается; слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Позолоченный херувим в ручных оковах взирает сверху почти обезумев от горя; почему – этого мы, верно, никогда не узнаем» (Д. Маннеринг).

В 1642 году умерла любимая Саския.

Именно в эту пору Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину «Ночной дозор». Рассказывает Н.А. Лившиц: «Корпорация амстердамских стрелков в 1642 году заказала Рембрандту групповой портрет членов гильдии.

Это был почетный и выгодный заказ… Рембрандт решил эту задачу полностью в духе XVII века, и притом середины столетия; он представил себе слитную, динамическую сцену, в которой все участники занимают свое место, подчиняясь сложному, но единому ритму.

На первом плане он написал в полном свету высокую, как бы движущуюся на зрителя, фигуру капитана стрелков Баннинга Кока, одетого в черное и красное; рядом с ним – лейтенант, на котором ярко желтый кафтан сверкает напряженным локальным пятном. Эти фигуры резко противопоставлены другим, отодвинутым в полумрак и постепенно тающим в глубине. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины).

“Ночным дозором” ее назвали главным образом потому, что потемневший лак в течение долгих лет скрывал под темной пеленой ее истинные краски (теперь этот лак снят). Но в “Ночном дозоре” и до сих пор остаются не вполне понятные фигуры и неистолкованные детали; в этой громадной картине с ее сложными внутренними контрастами, символами и намеками выразилась вся пылкость воображения, вся свобода и независимость искусства Рембрандта, вступившего в период творческой зрелости. Однако заказчики, трезвые, положительные и опасающиеся всяких неожиданностей, не желали мириться ни со сложностью, ни с дерзостью рембрандтовского замысла и были крайне разочарованы. Многие имели основание жаловаться на то, что (хотя они заплатили равную цену) их лиц в картине невозможно рассмотреть; однако недоволен был и Баннинг Кок; он демонстративно заказал свой портрет Бартоломеусу ван дер Хельсту.

С этого момента от Рембрандта отшатнулось большинство богатых заказчиков. Сдвиг в общественных вкусах, особенно рано сказавшийся в крупнейшем центре страны, привел к тому, что величайший национальный гений Голландии оказался на положении непопулярного художника; его глубокое, передовое искусство продолжали ценить лишь немногие».

В память о жене Рембрандт написал знаменитую картину «Давид и Ионафан» (1643), своеобразную сцену прощания двух людей, расстающихся навеки. Свое отношение к жене художник выразил и в портрете «Святое семейство» (1645).

Поразительно, что художник пользуется светлыми красками, таким образом выражая свое убеждение, что жизнь и смерть едины и все люди когда нибудь соединятся на небесах. В картине «Святое семейство» взамен громогласности красок и бравурности эмоций популярного «Автопортрета с Саскией на коленях» воцарилась сдержанность полутонов, полутень и благоговейная тишина.

В колыбельке младенца Иисуса узнается маленький сын художника Титус, но Мария, заботливо склоненная над ним, – уже не подобие резвой Саскии. Малокровную белокурую буржуазку сменила сильная смуглая девушка крестьянского вида, чарующая не хрупкостью облика, а проникновенностью выражения. После смерти жены художник нанял няню для Титуса – вдову Гертье Диркс.

Как рассказывает Д. Маннеринг: «В 1649 году она подала на Рембрандта в суд за нарушение договора, а спустя год оказалась в тюрьме, причем на содержании художника. Была ли то щедрость с его стороны или, напротив, он нарочно упрятал Гертье за решетку, этого нам не суждено узнать.

Свидетельница судебной распри – молодая служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной.

С нежностью выписанное лицо на картине “Вирсавия” и на многих других не менее известных работах 50 х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Есть основания полагать, что она была верной спутницей Рембрандта и пользовалась его доверием.

В 1654 году Хендрикье забеременела, и местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое.

В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию». Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. «Хендрикье из Рансдорпа с редкой самоотдачей вживается в жизненную драму новой рембрандтовской “Вирсавии”, очарование которой – в полном отсутствии самолюбования… – отмечает О. Петрочук.

– Хендрикье словно бы всем украшениям на свете предпочитает скромное обручальное кольцо, которое ввиду “незаконности” брака с художником носила не на пальце, а на шее, что можно видеть в наиболее психологически полном ее изображении – “Хендрикье у окна”. В нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным Вирсавии и Данае, озаренной любовью стареющего гения – тоже в своем роде царя и бога, только от живописи.

Постепенно – от портрета к портрету – застенчивая служанка как бы осознает мощь своего обаяния во всей его цельности и полноте. Только неизменно прячет то в рукава, то под шалью, то за рамой окна свои крупные, загрубелые от работы, но гибко женственные руки, как бы стыдясь их вида».

В начале пятидесятых годов художник создает один шедевр за другим: «Вирсавия» (1654), «Портрет Яна Сикса» (1654), «Польский всадник» (1655–1657), «Титус за чтением».

Именно в пятидесятые годы Рембрандт, являющийся величайшим мастером офорта, создает многие из лучших своих произведений: «Христос, исцеляющий больных» (так называемый «Лист в сто флоринов», около 1649), «Три креста» (1653–1660), портреты Лутмы (1656) и Харинга (1655), «Поместье весовщика золота» (1651). Однако денежные дела шли все хуже.

Кредиторы все более притесняли Рембрандта за растущие долги, а церковники порицали за незаконное сожительство с Хендрикье. В 1656 году прошла опись имущества художника, а вскоре в гостинице «Королевская корона» происходит его распродажа. В 1660 году был продан дом.

Титус и Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них, чтобы «их» картины не попали в руки кредиторов. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Именно там на бедной улице Канал Роз прошли последние десять лет жизни мастера.

Но художник не пал духом и в последнее десятилетие жизни создает такие шедевры, как «Заговор Юлия Цивилиса» (1661), «Синдики» (1662). Как верно отмечает Л.Д. Любимов: «Знаменитые “Синдики”, портрет синдиков (то есть управляющих корпорацией суконщиков), – несомненно, самый совершенный из всех когда либо написанных групповых портретов. Зная после опыта “Ночного дозора”, что свет в его власти, Рембрандт сосредоточивает его в этой картине равномерно, без “озорства”, раскрывая душевную “подвижность” каждого персонажа и объединяя их всех глубоко насыщенной поразительной красочной гаммой в единое, неразрывное и величественное целое».

Лучшей картиной этого периода стало «Возвращение блудного сына» (1669). Ю.И. Кузнецов пишет: «К середине 1660 х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение – “Возвращение блудного сына”. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта человека и Рембрандта художника.

Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим – идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, – находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение.

Безмерная светлая радость этих двоих – старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди отца, – составляет главное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены. Художник предельно ограничивает себя в цвете.

В картине доминируют золотисто охристые, киноварно красные и черно коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы… Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий, проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое произведение.

В “Возвращении блудного сына” ничего не происходит и ничего не произносится – все было сказано, передумано, выстрадано и прочувствовано давным давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой…» Хендрикье умирает в 1663 году.

К 1666 году у Титуса ван Рейна дела пошли настолько хорошо, что он сумел оплатить и недавние свои, и застарелые отцовские долги, да еще в придачу одарить отца новыми холстами и печатным станком. Но недолго радовался художник успехам сына. В 1668 году туберкулез унес Титуса.

«Во вторник, 8 октября 1669 года, погребен ван Рейн, художник с Розенграхт, напротив Долгоф…», – гласит последний из документов, относящихся к жизни Рембрандта, – запись в церковной книге Вестеркерк.

Источник: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1135-2010-07-09-09-12-15.html

Ссылка на основную публикацию