Сюрреализм Рене Магритта
Рене Магритт «Влюблённые»
Творчество этого бельгийского художника-сюрреалиста часто базировалось на парадоксах логики.
Термин «сюрреализм» с французского переводится как «сверхреализм». Сверхреализм – какое-то пугающее понятие, потому что всё, что сверх, это уже как бы и лишнее. Поэтому сюрреализм и привлекает, и отталкивает одновременно. То есть, одних привлекает, а других отталкивает. И тому и другому есть объяснение.
Конечно, сюрреализм гораздо шире, чем творчество одного Сальвадора Дали, о котором мы знаем чуть больше, чем о творчестве других сюрреалистов. Сегодня мы поговорим о творчестве художника-сюрреалиста Рене Магритта.
Рене Магритт «Проницательность» (1936). Масло, холст. Частная коллекция
Но прежде чем удивляться, недоумевать или даже возмущаться, глядя на его картины, давайте прислушаемся к тому, что говорил о своём творчестве сам художник: «Искусство не подвластно психоанализу, это всегда тайна».
И ещё: «Мои картины – это видимые изображения, которые ничего не скрывают.
Они вызывают тайну и, действительно, когда видишь одну из моих картин, задаёшь себе этот простой вопрос: что это значит? Это не означает ничего, потому что тайна ничего не значит, это непознаваемое».
Рене Магритт «Пронзенное время» (1938). Масло, холст. Чикагский художественный институт (Чикаго, США)
Ну вот. А теперь можно начинать разговор о картинах Рене Магритта. И помним, что «тайна ничего не значит».
Картины Магритта отличаются от других произведений сюрреалистов своей невозмутимостью. Например, если мы смотрим на полотно Дали, то нам передаются его чувства: ужас, смятение, радость или тоска.
Глядя же на картины Магритта, становишься в тупик именно от этой невозмутимости.
А может быть, художник лукавил, когда говорил, что его картины не означают ничего? Или мы просто привыкли искать во всём смысл, поэтому не можем поверить в отсутствие этого смыла и всё-таки его ищем?
Вот картина «Сын человеческий».
Рене Магритт «Сын человеческий» (1964). Холст, масло. 116 × 89 см. Частная коллекция
«Сын Человеческий» – так называется книга священника Александра Меня, в которой он на основе Евангелий даёт жизнеописание Христа, показывает читателям образ Иисуса из Назарета таким, каким Его видели современники.
Но если Магритт так назвал свою картину, то что же хотел сказать этим названием он? Смотрите: лицо изображённого человека закрыто яблоком (именно яблоком была соблазнена в раю Ева, а затем и первый человек – Адам). Изображённый человек – не библейский персонаж, а вполне себе современный. Так что же: человек и в наше время может быть соблазнён? Ну, яблоком или чем-то другим – это уже не так важно.
Искусствоведы говорят, что Магритт писал эту картину как автопортрет. Это ещё более усложняет понимание произведения.
Вот таким образом художник заставляет нас думать. Он и сам признавался в том, что его цель – заставить зрителя задуматься. Именно поэтому картины Рене Магритта часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно. Почему невозможно? Магритт говорит, что видимое – обманчиво. Настоящее – скрыто, это тайна.
Но в то же время следует обратить внимание на названия картин Магритта. Эти названия почти всегда поэтичны, но как будто не связаны с самим изображением.
Рене Магритт «Условия человеческого существования» (1935). Холст, масло. 100 × 81 см. Коллекция Симона Спирера (Женева, Швейцария)
Эта картина создаёт странное ощущение от причудливого смешения видимой реальности и созданной изображением иллюзии.
Но связь между названием и сюжетом картины всё-таки существует, хотя она и скрыта. Это поэтическая связь, связь на уровне подсознания. Но если вы этого не чувствуете – не огорчайтесь, вспомните слова художника о том, что «видимое – обманчиво. Настоящее – скрыто, это тайна».
Рене Магритт «Влюблённые» (1928)
Глядя на эту картину, вспоминаешь поговорку «любовь слепа». А здесь изображение воспринимается не в переносном, а прямом смысле.
Рене Магритт «Освобождение» («Бегство в поля»), 1933 г.
От других сюрреалистов Рене Магритта отличает простота, он как бы противопоставляет эту простоту экстравагантности других художников этого жанра.
Например, у Дали предметы могут терять свою привычную форму: растекаться, поедать друг друга, превращаться в чудовищ.
У Магритта странные сочетания предметов только лишь удивляют и заставляют зрителя погрузиться в раздумье. Магритт писал: «Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие».
Рене Магритт «Фальшивое зеркало» (1928). Масло, холст. Музей современного искусства (Нью-Йорк, США)
Почему человеческий глаз – это фальшивое зеркало? Органы чувств, считает автор, отражают лишь внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны.
Рене Магритт «Готовый букет» (1958). Масло, холст
Снова человек в котелке. Он стоит спиной к зрителю, а на его спине изображена шествующая в цветах «Весна» Боттичелли. Может быть, человек, любующийся природой, просто вспомнил картину Боттичелли?
Многие названия картин у Магритта ироничны, они якобы претендуют на научность.
Рене Магритт «Философская лампа» (1937). Холст, масло. 50 х 60 см. Частная коллекция
О художнике
Рене Магритт собственной персоной
Рене Франсуа Гислен Магритт родился 21 ноября 1898 г. в небольшом индустриальном бельгийском городке Лессин в семье мелкого бизнесмена. Возможно, неизменно присутствующий на его картинах человек в котелке – это образ отца?
Детство и юность будущего художника прошли в провинциальном городе Шарлеруа. Когда Рене было всего 12 лет, его красавица-мать без всякой видимой причины утопилась в реке, прыгнув с моста. Когда утопленницу нашли, светлая ткань закрывала ее голову. Неизвестно – сделала она это сама или случайно вода «закрыла» её лицо. Но люди с закрытыми лицами – частый художественный приём Магритта.
Рене учился в Брюссельской академии изящных искусств, но учёба его тяготила и не вдохновляла – она была в академическом ключе. А вот кубизм и футуризм некоторое время привлекали. Некоторое время Магритт работал рисовальщиком на обойной фабрике.
Постепенно его творчество становится известным благодаря выставкам. Но не сразу пришло признание, сначала, как и положено, было негативное отношение к его произведениям. Рене отправился во Францию, где познакомился и даже подружился с Андре Бретоном, Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Полем Элюаром. Здесь его система живописи окончательно сформировалась.
Умер художник 15 августа 1967 г.
В 2009 г. в Брюсселе открыт музей Магритта
Источник: http://www.palitra.co/post/1079
Музей Рене Магритта в Брюсселе
Ни один человек, впервые увидевший это здание, уже не шёл дальше — каждый прохожий недоумевающе останавливался, внимательно всматривался и пытался припомнить, что же находилось здесь раньше…
2 июня 2009 года в Брюсселе открылся новый музей, посвященный творчеству известного художника-сюрреалиста Рене Магритта. Королевский музей изящных искусств отвел под него помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров.
В экспозицию музея Рене Магритта вошли более 200 произведений автора — это самая большая коллекция в мире.
В числе экспонатов — живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы
Собрание музея охватывает все периоды творчества мастера. Более ранние работы, созданные до 1930 года, представлены на третьем этаже музея.
Здесь можно увидеть плакаты и узоры обоев для фабрики Петера Лакруа, где художник работал с 1922 по 1926 год, картины, написанные под влиянием Джорджо де Кирико, фотографии, а также известные картины Магритта со словами, в том числе серия “Вероломство образов”
Экспозиция второго этажа охватывает период с 1930 по 1950 год. В нее вошли рекламные плакаты, над которыми художник работал, чтобы как-то сводить концы с концами после возвращения из Парижа в Брюссель, несколько вариантов картины “Черная магия” с подготовительными эскизами, а также ряд плакатов, свидетельствующих о симпатии Магритта к коммунистической партии
Наконец, первый этаж полностью отдан позднему творчеству Рене Магритта.
Здесь представлены произведения, созданные в последние 15 лет жизни мастера, когда он получил всемирное признание и смог наконец забыть о финансовых трудностях.
В этот период он часто писал копии или версии более ранних картин и гуашей, что, однако, не сказалось негативно на их качестве. Даже напротив, некоторые из них можно назвать более цельными и завершенными
Желающие также смогут посетить кинозал, где увидят не только фильмы о самом художнике, но и вдохновлявшие его кинокартины, которые он любил смотреть вместе с друзьями
Большинство работ в музее появились из коллекции Королевского музея изящных искусств и благодаря помощи частных коллекционеров. Уникальными экспонатами можно признать фильмы, спродюсированные Магриттом, и коллекцию винтажных фотографий
В дальнейшем музей планируется превратить в крупнейший центр исследования наследия художника. Благодаря современным технологиям новый музей станет справочным центром, где можно будет найти информацию о жизни и творчестве Магритта.
С помощью поисковой системы на сайте музея любой пользователь, владеющий французским или голландским языком, сможет найти в базе данных интересующую его информацию: репродукции произведений художника с описаниями, письма, архивные документы и даже мультимедийные файлы (в том числе фильмы, созданные Магриттом и его друзьями).
Благодаря этому нововведению любой желающий сможет узнать больше фактов о жизни гениального бельгийского художника
А так здание выглядело раньше)
Музей находится в самом центре Брюсселя — на Королевской площади. Цена входного билета составляет 8 евро
С первого взгляда внешний вид этого здания кажется совершенно непонятным и никак не ассоциирующимся со словом “музей”, но стоит взглянуть на творчество Рене Магритта — и всё сразу же становится на свои места. Поэтому в дополнение к рассказу об этом замечательном музее хотелось бы добавить ещё несколько наиболее интересных работ мастера)
Рене Магритт собственной персоной
Картина “Проницательность”, кстати это автопортрет)
Картина “Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
“Портрет с трубкой” — неожиданно?)
Картина “Ностальгия”
Картина “Фальшивое зеркало”
Рене Магритт как бы показывает в этой картине, что у каждого из нас — фальшивые зеркала в глазах, потому что отражают окружающий мир не в реальном контексте, а через личное восприятие
А вот и картина, часть которой “приоткрывает” нам “завеса” здания музея) Называется она “Империя света” — догадайтесь, почему?)
Надпись на картине “Предательство в изображении” гласит, что “это не трубка”))
Картина “Запретное раздвоение” — да уж, весёленькое зеркальце))
Картина “Человеческий удел”
Еще пара картин такого типа
Картина “Влюблённые”
Рене Магритт показывает, что когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты
Картина “Каникулы Гегеля”
Что может быть изображено на картине с подобным названием?) Если бы меня попросили описать то, что я себе представляю — я бы никак не смог отгадать замысел автора, представлял бы себе что угодно, но не это!)) Посмотрим, что об этой картине говорит сам Рене Магритт:
Картина “Слушающая комната”
Кстати, в фильме “Афера Томаса Крауна” главный герой, которого играет Пирс Броснан, грабит американский музей, переодевшись сам и переодев множество своих сообщников в персонажей картины Рене Магритта) Кто видел фильм — вспомнит эту картину) Называется она “Сын человеческий”
И ещё несколько интересных и неординарных произведений Рене Магритта
Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=887
Как смотреть (и понимать) картины Рене Магритта
50 лет назад умер Рене Магритт — бельгийский сюрреалист, творческий путь которого был сложнее, чем все привыкли думать: он оставил след в наивном искусстве, абстракционизме и даже импрессионизме. «Афиша Daily» поговорила с директорами музеев Магритта о том, что стоит за его произведениями
Каким человеком был Рене Магритт
Так выглядит дом-музей Магритта в Брюсселе — в три этажа. На первом жил художник со своей женой, остальные занимали другие семьи
© Courtesy, VisitFlanders
1 из 4
Интерьеры дома напоминают ожившие картины — это окно, например, точь-в точь с работы «Условия человеческого существования»
© Courtesy, VisitFlanders
2 из 4
Из этого камина в «Пронзенном времени» появляется поезд. На полу — как раз «коврик для бедных». Чучело собаки — не аутентичное, но примерно такое же было и у самого художника
© Courtesy, VisitFlanders
3 из 4
Жена Магритта, Жоржетта, часто играла на пианино — об этом создателям музея рассказывала соседка сверху
© Courtesy, VisitFlanders
4 из 4
За Магриттом закрепился образ маленького буржуа в шляпе-котелке — и обстановка его квартиры как будто отвечает этому представлению.
Большую часть своей жизни он провел совсем просто: в его доме в Брюсселе по адресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), не было даже ванной — он соорудил ее на кухне для своей жены Жоржетты.
Детей они так и не завели — в том числе из-за нестабильного финансового положения, зато очень любили свою собаку, и Магритт ходил с ней только в те кинотеатры, куда пускали с животными. А после смерти он сделал ее чучело — и шутил, что с удовольствием превратил бы в чучело все, что его окружает.
На полу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен в крапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. На кухне Магритт чаще всего и работал, потому что это было самое теплое пространство в доме.
Стены гостиной и кухни он покрасил в голубой и салатовый — под стать фону многих своих работ. Детали интерьера вообще часто появлялись в его картинах: тот же камин, оконный проем, панорама лестницы — все списано с реальной обстановки.
Как только в его жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его на холст. А еще он много работал с фотографиями и строил по ним свои изображения.
Это позволяло ему достичь особенной точности в картинах: добавляя к ним невозможные детали, он добивался странного сюрреалистического ощущения и заставлял задуматься о том, насколько реален наш повседневный мир.
Хлоя Трибо
Куратор Дома-музея Магритта
«Магритт был человеком простых привычек и простых решений — как в своей обычной жизни, так и в живописи. Он мало путешествовал, вообще не любил перемены и часто повторял одни и те же сюжеты.
Магритт спал по 12 часов в день, а все остальное время работал (за свою жизнь он написал около 2000 картин: сюжеты многих повторялись, потому что его арт-дилер часто находил ему заказы на новую интерпретацию старых образов. — Прим.ред.) — и вел совсем не богемный образ жизни.
Критики шутили, что свои странные работы он рисует во сне, потому что все время проводит в кровати.
Магритт хотел изменить наш взгляд на мир, забрать горечь повседневности. Обычная жизнь заставляла его скучать: он был довольно грустным человеком — это видно по его письмам.
И он бежал от реальности — как будто бы в воображаемую дверь, которую часто изображал на своих картинах.
Поэтому Магритт так близок всем поколениям: подобно Дали, у него фантастическая техника, но в отличие от других сюрреалистов он показывал нам совершенно будничные, повседневные вещи, создающие обманчивый эффект легкости понимания».
Как смотреть картины Магритта
Эрик Ринкаут
Арт-критик и автор книги «Магритт без покрывала»
«Все возможные толкования своих работ Магритт ненавидел и говорил, что символов в них нет — это, конечно, не так.
Но я бы хотел подчеркнуть вот какой момент: он был забавным человеком, который много смеялся — правда, только в кругу своих друзей — и в 60-е и 70-е снимал вместе с ними забавные и часто очень сексуальные фильмы.
В одном из них пропадает труба: она исчезает под юбкой женщины, а потом находится под ней снова — и все это стилизовано под немое кино».
Весна, 1965. Остров сокровищ, 1942
2 из 2
Эрик Ринкаут: «Магритт любил метаморфозы и часто изображал их в своих работах. Иногда женщина у него превращается в дерево или камень, а птица — в облако или силуэт птицы. Тот же прием он использовал и с растениями — которые становились птичьими силуэтами.
Этот образ впервые появился в картине «Остров сокровищ» во время Второй мировой войны: птицы прикованы к земле, хотят взлететь, да не могут; и безнадежность, и надежда во время войны — все собрано здесь.
С другой стороны, у Магритта было и более шутливое толкование сюжета: во французском языке есть поговорка «девочки в цвету», и он говорил так: если девочки могут быть цветами, то почему птички не могут быть деревьями?»
Империя света, 1953
Эрик Ринкаут: «На этой картине день и ночь нарисованы одновременно — и это создает удивительное, совершенно завораживающее ощущение.
Когда Магритта спрашивали, зачем он нарисовал невозможный мир, он удивлялся и отвечал, что показал реальность: день и ночь на земле бывают одновременно.
Но он не уточнил, что это никогда и нигде, кроме как на его картинах, не происходит в одном месте».
Избирательные сходства, 1933. Проницательность, 1936
Избирательные сходства, 1933
1 из 22 из 2
Эрик Ринкаут: «Картина кажется сложной и непонятной: во многих работах Магритт как будто бы пытался нас запутать — рисовал и яйцо, и птицу.
Это довольно типичная работа для художника: в 1930-х годах его сюжеты изменились, и если раньше на картинах он объединял вещи, у которых, казалось, нет ничего общего, то потом он заинтересовался логическими проблемами. Одна из них — про яйцо и птицу. Так, например, он рисовал огромную клетку и помещал в нее яйцо («Избирательное сходство»).
Или — на другой его знаменитой картине — художник рисовал яйцо, а получалась птица. Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее — то общее, что есть у яйца и птицы».
Медитация, 1936. Прекрасный мир, 1962
Эрик Ринкаут: «На некоторых своих картинах (например, в «Медитации») он изображал змей, которые превращались в свечи и ползали по пляжу.
А небо у Магритта тоже всегда во что-то превращалось: иногда в пазл, иногда — в кубы. Он хотел показать, что его рисунки — это иллюзорные конструкции, с которыми он может делать что угодно.
Забавно, что он часто добавлял в ландшафт дверь — и таким образом тоже играл с этими фантомами».
Соблазнитель, 1953
Эрик Ринкаут: «Обычно корабль плавает по морю, а здесь — из этого моря состоит. Манифест не самого плохого мира, разве нет?»
Коллективное изобретение, 1934
Эрик Ринкаут: «И еще одно противоречие: вместо того чтобы делать соблазнительную картинку русалки с рыбьим хвостом и обнаженным верхом, Магритт нарисовал что-то неприятное, вызывающее и даже уродливое. Он очень любил играть с этим эффектом: превращать прекрасное в отталкивающее».
Алиса в Стране чудес, 1945. Наводнение, 1928. Черная магия, 1934
Алиса в Стране чудес, 1945
1 из 33 из 3
Эрик Ринкаут: «Алису в Стране чудес» Магритт очень любил: весь его мир немного напоминает картины из Зазеркалья, где ни в чем нельзя быть уверенным.
Еще он много играл с масштабом: Пизанская башня на его картинах могла стать очень маленькой, а стул — огромным. Орел у Магритта часто превращался в скалу, как в сказках о миллионере-американце, который построил себе совершенно фантастический ландшафт.
Воображаемая женщина в картинах Магритта обретает плоть: идеальное становится реальным.
Голос крови, 1948. Труды Александра, 1950
2 из 2
Эрик Ринкаут: «Яблоко — это стародавний символ сексуальности и греха. На Магритт считал, что в его картинах нет символов и говорил, что яблоко — это просто яблоко.
Пень держит топор как забавную угрозу: больше ты не срубишь ни одного дерева! А яблоко после Магритта стало важным элементом культуры, вдохновило и The Beatles, и Пола Маккартни.
Он был большим фанатом работ Магритта; у Йоко Оно тоже было 13 его работ».
Терапевт, 1937
Эрик Ринкаут: «Эти птицы в клетке — образ Жоржетты и Магритта. Они вместе, но могут улетать и прилетать, когда хотят. У обоих на протяжении совместной жизни были собственные любовные истории, но они все равно оставались друг с другом».
У Магритта устойчивая репутация художника, который всю свою жизнь был верен одному и тому же стилю — хотя на самом деле это совсем не так. Он начинал с абстракции в 1920-х, и сюрреализмом занялся после того, как его друг Патрис Леконт показал ему работу де Кирико, в картинах которого абстракция и реальность в некотором смысле соединяется вместе.
В его творчестве во время войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты — и им он посвятил совершенно эксцентричную выставку в примитивистском стиле, этот период принято называть vache — «коровьим».
Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени — у него есть, например, картина с точным изображением насилия, «LʼAube desarmee», — но намного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если не первым) поместил слово в плоскость картины.
Он считал, что и слова, и изображения имеют одинаковую природу и одинаково далеки от того, каким мир является на самом деле — а не представлен в голове человека. В своих рассуждениях он был очень близок основателю концептуализма Джозефу Кошуту, который мог выставить рядом объект и его словарное описание.
Это неслучайно: если европейцы (и особенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, то именно в Америке (где сейчас собраны его самые известные работы) он получил признание, продавал свои работы — и повлиял на следующее поколение художников.
Мишель Драгет
Директор Королевской академии наук и искусств Бельгии
«Магритт изменил искусство в 1930-е, потому что показал, что оно нужно не для того, чтобы показывать вещи — но чтобы задавать вопросы. В этом смысле нет большой разницы между журналистикой и искусством: вы все задаете вопросы. Вот, например, моя любимая картина Магритта, на которой дождь идет поверх облака.
Она заставляет вас задуматься — и, возможно, посмотреть на мир иначе. Живопись всегда пыталась показать людям, где правда, — это началось с религии и церкви, которые с помощью картин рассказывали людям о жизни святых.
А Магритт говорил, что нужно прекратить это: мы не можем показать реальность как она есть, но можем использовать картину, чтобы задать вопрос. Что такое дождь, что такое дверь?
В Париже Магритта не показывали и не очень ценили. В 1954-м он выставил свои работы в США (11 картин, на которых были изображены слова. — Прим.ред.
), и его идеи повлияли и на художников-минималистов, и на концептуалистов: особенно в отношении к миру и объекту, хотя американских художников больше интересовал общественный договор — то, как общество вносит свой вклад в восприятие объекта. Проекты Магритта были созвучны и «Новым реалистам» в Париже (предвестники поп-арта. — Прим.ред.
), и даже период vache отвечал духу времени — стремлению к удовольствию, сексуальности. Но почему-то эти работы не ценились — и отдельно не выставлялись. Это так странно — особенно на фоне Пикассо, каждый новый этап в творчестве которого вызывал большое внимание.
Магритт пришел в искусство из рекламы, и он знаток того, как сделать изображение эффектным, произвести шок. Люди на его картинах смотрят в зеркало и видят в нем свою спину: Магритт говорил, что сделать портрет незнакомого человека просто невозможно, потому что вы не знаете его, и иллюзия сходства останется просто иллюзией.
Эта идея тоже была очень важна, а причина, по которой многие молодые художники обращаются к его работам, состоит в следующем: трудно представить, как можно использовать идеи Пикассо, не повторяя при этом его работы. Не то Магритт. Вот он разрезал ландшафт на четыре части, чтобы создать пространство для воображения.
Повторить это можно очень легко».
Знаменитый оммаж Магритту от художника Кита Харинга
1 из 8
Марсель Бротарс дружил с Магриттом и продолжил его темы во многих своих работах
2 из 8
Как, например, в этой реминисценции известной трубки
3 из 8
Оммаж магриттовской трубе от скульптора Армана («Время больше не угрожает»)
4 из 8
Оммаж Магритту от художника Сезара Бальдаччини
5 из 8
Эта работа Бротарса напоминает не очень известную картину Магритта «Проблема пространства» 1928 года, где действие разворачивается на точно таком же кирпичном фоне
6 из 8
Моряк Шона Ландерса («Капитан Гомер») — парафраз картине Магритта того самого ужасного периода vache с моряком, у которого из бороды торчат много трубок
7 из 8
А «Беллини» Раушенберга — цитата картины-коллажа Магритта «Все создает букет» 1956 года, где на спине его знаменитого человека в котелке вдруг появляется героиня «Весны» Боттичелли
8 из 8
Эрик Ринкаут
«В 1950-е Магритт был совсем не богатым и жил в основном благодаря тому, что в студии во дворе своего дома рисовал постеры к фильмам. Во Франции он считался аутсайдером, сюрреалисты не признавали его своим, а потом еще случился этот странный период vache.
Трудно сказать, почему он стал так популярен именно в Америке: он не был дорогим, у американцев тогда еще сохранилось преклонение перед всем европейским, но та выставка в 1954 году в Нью-Йорке стала действительно важной: ее посетили Уорхол, Раушенберг, Лихтенштейн. Я бы не сказал, что есть линия преемственности между этими художниками, но Балдессари, например, очень хорошо знал его работы.
Его картина «Это не трубка» должна стоять в одном ряду с дюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял на отношение Магритта к объекту.
Поп-арт Магритт ненавидел, но художники поп-арта его тоже знали и ценили.
Влияние Магритта есть и в общей линии развития XX века — от реализма к абстракции и обратно: он рисует совершенно немыслимую реальность, но вместе с тем акцентирует внимание и на проблемах общества.
В 1939 году он давал знаменитую лекцию о проблемах живописи — проблеме света, проблеме окна и так далее. Среди его тем была и феминистская повестка: он был одним из первых художников, которых объективация женщиныволновала очень сильно».
Музей Магритта
Педантично собранная история жизни художника — с фотографиями, манифестами, редкими набросками. К 50-летию со дня его смерти тут появилась огромная выставка про Магритта и Бротарса — его друга и ученика, которым аккомпанирует вся вторая половина XX века — Уорхол, Кошут, Харинг и Киппенбергер.
Дом-музей Магритта
Три этажа с аутентичной обстановкой, голубятней во дворе и студией, где художник рисовал плакаты. На втором и третьем этажах — его воссозданные картины (те, что были уничтожены во время войны), ковер с манифестом сюрреалистов и обаятельные документы вроде списка любимых фильмов художника.
«Атомиум»
Внутри невероятного комплекса в виде кристаллов железа — трехмерные инсталляции в духе мира Магритта: картины оживают, а объекты, как в любимой книжке писателя — «Алисе в Стране чудес», — становятся огромными.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала офис по туризму Фландрии и Брюсселя VisitFlanders в целом, а также Педро Ваху и Екатерину Ленькову в частности.
Источник: https://daily.afisha.ru/brain/7156-kak-smotret-i-ponimat-kartiny-rene-magritta/
Классический сюрреализм — картины ене Магритта от Арт Холст
Дали и реклама, Дали и дизайн интерьера, Дали и кино, Дали и парфюмы — креативный испанец оставил самобытные образцы своего творчества во многих индустриях и все они, бесспорно, уникальны своей причудливостью. Но подчас кажется, что мир сюрреализма — театр одного актера. А ведь это совсем не так. Давайте узнаем о других, не менее фантастических и магических работах представителей стиля…
Живопись на грани сна и реальности: сюрреализм без Дали
Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания, иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда — все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля.
Рене Магритт возле картины “Голконда”, фото Стива Шапиро
Немного биографии…
Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года в промышленном бельгийском городке. Детство и юность были сложным временем для художника. Будучи подростком Рене потерял мать — она утопилась в реке. Критики не рекомендуют искать в его творчестве отголоски трагедии, да и сам художник не был сторонником психоанализа. Но все же образ утопленницы время от времени появляется в его работах…
“Размышления одинокого прохожего”, 1926 г
Учился живописи в Королевской Академии Изящных Искусств около 2 лет. После окончания учебы работал художником-оформителем — рисовал плакаты и рекламу на бумажной фабрике.
1926 год стал решающем для творчества художника — срок трудового контракта истек и он смог полностью посвятить себя живописи.
В этом же году Магритт написал картину «Потерянный жокей», которая вошла в историю как его первая сюрреалистическая работа.
“Потерянный жокей”, 1926 г
В 1927 году состоялась первая выставка картин, обернувшаяся провалом, и Рене с Жоржеттой (Жоржетта Бергер — жена художника) уезжают в Париж — город художественного авангарда.
“Жоржетта Магритт”, 1934 г
Именно там — в свободной, богемной атмосфере Парижа 1920-х — 30-х гг. формируется его авторский стиль. Стиль, в котором нет чудовищных порождений подсознания, скандальных и провокационных образов. В живописи Магритта нет той фантасмагории, того хаоса и нагромождения фигур, предметов, действующих лиц, как у Дали.
“Терапевт”, 1967 г
Сюрреализм от Рене Магритта — увидеть и показать магию в реальном мире, отыскать необычное, таинственное в самых обыденных вещах. В его картинах практически нет вымышленных предметов, существ — здесь фрукты, цветы, дома, люди. Роль магического кроется в причудливом сочетании знакомых всем вещей.
“Победа”, 1939 г
Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался — и стилем, и взглядами, и манерами. Копаться в глубинах подсознания и выуживать оттуда образы для картин он считал неприемлемым, как и попытки объяснить произведение искусства с точки зрения психоанализа.
Не принимал и автоматический способ создания произведений искусства как единственно верный, что в корне противоречило психоаналитическим основам сюрреализма. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
Творческий беспорядок — это не о педантичном Магритте.
“Проницательность”(Автопортрет), 1936 г
Чем запомнился и как узнать?
“Сын человеческий”, 1964 г
Многим знаком этот образ, если не из оригинала, то из масс-медийных аллюзий и пародий на него. “Сын человеческий” по замыслу автора — символ, объединяющий современных успешных людей, которые утратили индивидуальность, но при этом остаются сыновьями Адама и не в силах устоять перед искушениями.
Образ обезличенного героя встречается в «Размышлениях одинокого прохожего», «Высоком обществе», «Голконде», «Декалькомании». Мало кто знает, но существует еще и “женская” версия — картина «Великая война».
“Голконда”, 1953 г
“Шедевр, или тайны горизонта”, 1955 г
“Счастливый даритель”, 1966 г
“Великая война”, 1964 г
“Влюбленные II”, 1928 г
Есть два варианта «Влюбленных» Магритта. Один сюжет показывает нам момент страсти, когда на первых порах влюбленности люди теряют голову от нахлынувших чувств. В такие моменты мир вокруг словно перестает существовать, кажется, будто они не замечают ничего и никого, с головой погрузившись в свои переживания.
“Влюбленные”, 1928 г
Во «Влюбленных» №2 автор рассказывает совершенно иную историю. Бурные эмоции утихли, физическая близость перешла в духовную. И все же мужчина и женщина изображены с закрытыми платком лицами. Возможно, художник хотел сказать, что настоящим чувствам не нужны свидетели, что влюбленные живут в своем мире и им его достаточно?…
Следует сказать, что многие картины Магритт дополнял комментариями, а эти две оставил пояснений. Существует множество версий того, как стоит понимать образы влюбленных и, наверное, каждый видит в картинах что-то свое.
«Империя света», «Прекрасный мир», «Ключ к грезам», «Гостиная Бога». Они очень редко называет то, что изображено, но открывают смысл, зашифрованный в образах.
“Фальшивое зеркало”, 1928 г
Его картины называют ребусами, загадками. Каждую свою композицию Рене Магритт наполнил скрытыми смыслами, идеями, вопросами и ответами. Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. Почему такое сочетание? Что автор хочет этим сказать? Ответы кроются в названии «Фальшивое зеркало».
Художник говорит о субъективности нашего восприятия, о том, что органы чувств отображают лишь внешнее, не проникая в глубинные смыслы, суть вещей.
Магритт убежден: цель искусства — удивлять, показывать неожиданную связь между предметами, и названия придумывал такие, которые способствуют важному — заставляют задуматься, сделать открытие и непременно удивиться.
“Каникулы Гегеля”, 1958 г
«Каникулы Гегеля» — яркий пример авторской любви к продуманным сюжетам. Композиция картины проста — изображен зонт и стакан, но с первого взгляда на картину сложно уловить взаимосвязь.
И снова разгадка кроется в названии.
По мнению Рене, Гегелю, гению диалектики, могло бы показаться забавным сочетание предметов, которые демонстрируют две противоположных сути: отталкивать воду и наполняться ею.
Его манера узнаваема — на фоне сумбурной живописи сюрреалистов стиль Магритта выглядит предельно минималистично. Стройные композиции, упорядоченность изображенных предметов не имеют ничего общего с сумасшедшими фантазиями Дали и параллельными мирами Эрнста. О сюрреализме Макса Эрнста мы расскажем в следующей статье.
“Портрет”, 1935 г
Во время Второй мировой войны стиль Магритта изменился: обычная сдержанная палитра картин запестрела насыщенными оттенками. Художник мечтал о силе, которая положит конец войне, но он, к сожалению, не знал как это сделать.
А потому старался помогать тем, что умел делать лучше всего — писать картины. Картины, которые пусть и ненадолго, но отвлекут от ужасов войны, подарят луч надежды на светлое будущее.
Этот солнечный период его творчества богат яркими красками и жизнеутверждающими сюжетами.
“Благоприятное знамение”, 1944 г
“Вероломство образов”, 1928 — 1929 гг
Яркий пример — работа «Вероломство образов». Предельно точное, почти фотографическое изображение трубки с подписью внизу: «Это не трубка» — сюжет, который вызвал особо негативную реакцию. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.
Изображение яблока, курительной трубки — это только образы, но не сами предметы. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Таким образом автор обыгрывает идею о парадоксальности восприятия, о том, что образы и слова хоть и взаимосвязаны, но не тождественны.
“Сила привычки”, 1960 г
Один из классиков направления, он просил не называть его сюрреалистом, Рене выбрал магический реализм и следовал этому ориентиру до конца дней.
Источник: https://art-holst.com.ua/rene-magritte
Магритт: магия обыкновенного
René François Ghislain Magritte. Магия обыкновенного Бельгийский сюрреалист Рене Магритт (1898—1967)может похвастаться многими шедевральными работами, скромно висящими в музее его имени в Брюсселе.
Широкой же публике он известен благодаря двум головам, затянутым куском ткани, сидящим гробам, изображением трубки, а также женских половых органов, органично вписавшихся в лицо, ну и, естественно, Сыну человеческому с яблоком у лица.
Выдержав после смерти художника почти полвека и видимо убедившись в величии его работ Королевский музей изящных искусств Брюсселя отвел под их экспозицию помещение площадью 2,5 тысячи квадратных метров. В музее Рене Магритта, открытом в 2009 г.
вошли более 200 произведений автора — живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы. Все они педантично распределены по этажам относительно срока их изготовления.
“Империя света”
Это картина, часть которой “приоткрывает” “завеса” здания музея
Рене Магритт родился в очень бедной семье , настолько бедной, что не выдержав трудностей его мать покончила с собой, бросившись в реку.
Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
Считается, что природа его творчества не столько психологическая (он ненавидел психоанализ), сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. Названия его работ почти всегда поэтичны и почти всегда никак на первый взгляд не связаны с самим изображением.
И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствует магическому удивлению. «Моя живопись ничего не скрывает. Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом «Что это значит?».
А это ничего не значит, потому что волшебство само по себе ничего не значит: оно непознаваемо». (Р. Магритт)
“Сын человеческий”
Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного потомка библейского Адама и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека в нашем мире.
«Готовый букет»
Человек в котелке
Ящик Пандоры
Убийца в опасности
«Великая война».
Сам Магритт так объясняет, что он хотел этим сказать: «Все действия — зримы, и они — как борьба.»
Чёрная магия
“Влюблённые”
Когда мы по-настоящему влюблены — наши глаза закрыты
“Проницательность”, кстати это автопортрет
Знакомые объекты
“Запретное раздвоение”
“Ностальгия”
“Ни льву, ни человеку со сложенными крыльями нечего делать на мосту. Они воплощают тоску тех, кто знает, что настоящая жизнь — это что-то другое, что-то не существующее вовсе” ©Рене Магритт
“Карт-бланш” или “Препятствие пустоты”
“Видимые вещи могут быть невидимыми. Если, к примеру, некие люди едут верхом через лес, то сначала видишь их, потом — не видишь, но знаешь, что они там. В картине “Карт-бланш” наездница заслоняет собою деревья, а они заслоняют ее. Однако наша сила мышления объемлет и зримое, и незримое, и я при помощи живописи делаю мысли видимыми” ©Рене Магритт
«Большое семейство»
Птица несет позитивную энергию полета, ничего более.
Воспоминание о путешествии
Страна чудес
Немножко бандитской души
Память II
Бесконечная признательность
Личные вещи
Шехерезада
“Фальшивое зеркало”
У каждого из нас — фальшивые зеркала в глазах, потому что отражают окружающий мир не в реальном контексте, а через личное восприятие
Область Арнхейм II (по Эдгару По)
Представление
Во время германской оккупации Бельгии стал писать в «солнечном», т.к. считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.
Хорошее предзнаменование
Удар в сердце
Философия в будуаре
Насилие
Перспектива — Мадам Рекамье Давида
(чтобы вспомнить оригинал)
Таинственные Баррикады
Соучастие
Воспоминания о путешествии IV
Легенда веков
Воспоминания о путешествии III
Прекрасная пленница
Водопад
Первый день
“Предательство в изображении”:
«Это не яблоко»
«Это не трубка».
«У Рене Магритта есть знаменитая картина. На ней с фотографической точностью изображена курительная трубка, а внизу написано «Это не трубка».
Ты смотришь на эту картину и думаешь: как же так? Но если ты дашь себе пару минут, ты поймешь, что это действительно не трубка, а лишь ее изображение, и все, что хотел сказать Магритт своей картиной, — ложь может быть очень тонкой. Такой тонкой, что она почти перестает казаться омерзительной.» Ричард Гир
А подобный кич означает для художника вечность:
Welcome Companions.Сумка в виде котелка.
Коллекция осень-зима 2012-2013 год
Монсеррат де Лука.Украшение на шею с кулоном в виде трубки.
Коллекция осень-зима 2012/2013
Rosamosario.Комплект интимного белья с рисунком облака.
Коллекция осень-зима 2012/2013 год
Источник: http://www.house-art.com.ua/blog/o-hudozhnikah/magritt-magiya-obyiknovennogo.html
Рене Магритт
?poyeliku (poyeliku) wrote,
2011-12-02 02:38:00poyeliku
poyeliku
2011-12-02 02:38:00Сын портного и модистки, которая утопилась, когда мальчику было 13 лет.По легенде, он обнаружил мать мертвой в реке, при этом ее лицо покрывало платье.
Считается, что именно эта трагедия наложила отпечаток на его творчество, хотя сам Рене это категорически отрицал и предпочитал называть себя не сюрреалистом, а «магическим реалистом».Может быть.. не знаю
Магии в его работах я не вижу.
А реализм в сюжетах нахожу только в одном: каждая его картина больна синдромом человеческого сиротства.
Практически на всех работах Магритта у людей нет лиц — они закрыты чем-то или в масках. Поцелуй на знаменитой картине «Влюбленные» обезличен и больше напоминает искусственное дыхание. Или пустое платье на вешалке, которое смотрит на вас грудью
Бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма Картины Магрита основаны на эффекте остранения вещи от ее привычного смысла («Это не трубка», предупреждает надпись на его композиции 1930, где изображена именно курительная трубка).
В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости.
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали ) образцами сюрреализма.
Ранние годы»Трудный переход»1926«Лес»1926″Свершение невозможного» 1928
Учился Магрит в Академии художеств Брюсселя (1916-1918). Ранняяживопись его отмечена влиянием кубизма и футуризма (1918-1920), затемпуристов и Ф. Леже. В 1925, сблизившись с группой дадаистов, Ренесотрудничал в основанном ими журнале «Пищевод».
Знакомство с искусствомДе Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентациихудожника. В 1926 он создал свою первую сюрреалистическую картину«Заблудившийся жокей» (Нью-Йорк, частное собрание).
Протоколы невозможных реальностей
В 1927-1930 Магрит жил во Франции, где включился в деятельностьобъединения сюрреалистов. Здесь сложилась его система концептуальнойживописи, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника.Живописная манера, намеренно безличная, «фактографическая», обнаруживаетпарадоксальную способность к правдоподобному изображению немыслимой,невозможной реальности.
Разнохарактерные, но морфологически подобныеобъекты обмениваются качествами или сливаются в гибриды («Компаньоныстраха», 1942, Брюссель, частное собрание; «Объяснение», 1954, частноесобрание).
Ночной пейзаж мерцает под куполом дневного неба («Царствосвета», 1954, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), а чинныеклерки дождем сыплются на город («Голконда», 1953, Хьюстон, собраниеМенил).
В правильно построенной перспективе возникают парадоксальныепересечения, уравнивающие твердые тела и пустоты между ними(«Достоверность пробела», 1965, Вашингтон, Национальная галерея).Предметы срастаются друг с другом, разбухают до невероятных размеров,вторгаются в чуждую им пространственную среду, образуя поразительные,загадочные комбинации.
Один из характернейших приемов Магрита — лица,скрытые за висящими перед ними предметами — яблоком, букетом, птицей(«Великая война», 1964, частное собрание; «Сын человеческий», 1964,Нью-Йорк, собрание Г. Торчинер), поэтические названия обнаруживаютскрытые в картинах метафоры и обогащают их дополнительными смысловымиобертонами.
«Песня любви» 1940-1950″Черная магия» 1933-1934″Ностальгия» 1940Неизвестное 1938
Картины-теоремы
«Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываютсяпроблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображенияна плоскости. Художник называл свои картины теоремами, полагая, чтопроисходящие в них смещения и трансформации реальности обладаютвнутренней логикой, подобной логике математических преобразований. Ужесерия работ конца 1920-х — начала 1930-х годов, где элементарнаякартинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрируетусловно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928,Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия;«Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств; «Ключ ксновидениям», 1930, Париж, частное собрание). В ряде полотенсюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального переводасловесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частноесобрание; «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Специальныйинтерес художника к психологическим и гносеологическим проблемампроявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставленииобразов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены изанавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон,Национальная галерея; «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам,Музей Бойманс ван Бейнинген; «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис,Институт искусств). В 1940-x годах Магрит сделал две попытки изменитьсвою манеру. Однако так называемый «стиль плен солей» (или«ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль»(1947-1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся кпрежнему методу. В скульптуре Магрит дублировал образы своей живописи,продолжая развивать тему соотношения физической и ментальной
реальностей. источник текста
«Фальшивое зеркало»1935″Влюбленные»1928″Открытие»1928″Черная магия ||»1937″Проницательность (Автопортрет)» 1936″Опасные связи»1939″Насилие»1945″Философия будуара»1948″Портрет с трубкой»1950″Несведущая фея» 1950″Империя света»1954″Человеческий удел»1955″Память о путешествии»(Ностальгия ||) 1955″Стеклянный ключ» 1959″Прекрасный мир»1962″Большое семейство»1963″Сын человеческий»1964″Великая война»1964
репродукции и биография
Источник: https://poyeliku.livejournal.com/226380.html
Рене Магритт. Тайна живописи
“Мои полотна ничего не скрывают, они вызывают тайну…Тайна ничего не значит – она непознаваема”, – так описывал свое творчество бельгийский сюрреалист Рене Магритт. Художник вел уединенный образ жизни и не был склонен к эпатажу в отличие от своих коллег по цеху, к примеру Андре Бретона и Сальвадора Дали.
Прекрасный мир (1962)
Несмотря на то, что Магритт, приехав в Париж, был принят в общество сюрреалистов, сформированное основоположником и создателем “Манифеста сюрреализма”(1924) Андре Бретоном, он предпочитал держаться особняком и разделял далеко не все идеи адептов этого течения.
Например, повальное увлечение психоанализом Фрейда, характерное для сюрреализма и лежащее в основе фундамента течения, Магритт воспринимал с большой долей скептицизма.
В середине 1930-х годов художник был даже изгнал Бретоном из группы, но спустя какое-то время принят обратно.
Ностальгия (1940)
Замок в Пиренеях (1959)
Магритт использовал повседневные, реалистичные образы, будь то курительная трубка или яблоко. Выстраивая продуманную композицию, он своеобразно интерпретировал их, переворачивая смысл появления обыденных предметов с ног на голову, заставляя зрителя гадать над идеей, лежащей в основе произведения.
Проницательность (Автопортрет, 1936)
Большое семейство (1963)
В его “Вероломстве образов” (1929) крупным планом изображена трубка для курения табака, но авторская надпись гласит: “Это не трубка”. Впоследствии Магритт еще не раз обращался к выбранному образу и дублировал его в нескольких произведениях (“Две тайны” 1966). Магритт шутит, иронизирует и предлагает сменить обыденный взгляд на вещи более свежим, обновленным.
Вероломство образов (1929)
Возможно, кроме очевидной функциональности в трубке есть другой, скрытый смысл, ведь грань реальности и искусства тонкая и неопределенная. По его словам: “За всем, что мы видим, скрываются другие вещи. Мы всегда хотим видеть то, что скрыто за тем, что мы видим”.
Это не яблоко (1949)
Вот она – широта мысли и нестандартность мышления. Неудивительно, что современные дизайнеры зачастую черпают источники вдохновения в работах сюрреалистов, и творчество Магритта не стало исключением. Например, страховая компания Allianz интерпретировала изображение трубки Магритта на современный лад. Надпись на фото: “Это не молоток”.
Одна из самых известных работ художника – “Сын человеческий” (1964). Впервые Магритт изобразил человека в котелке, стоящего к зрителю спиной, в картине “Размышления одинокого прохожего” (1926), и с тех пор человек в котелке стал центральной фигурой его творчества, мигрируя из картины в картину.
Сын человеческий (1964)
Счастливый даритель (1966)
Фигура незнакомца это не только автопортрет художника, но и символичный образ современного бизнесмена. Его лицо скрыто, его мысли и чувства неведомы зрителю. Присутствие яблока не случайно, ведь это мощный библейский символ познания и искушения.
Отсюда широта возможных интерпретаций. С одной стороны о человеке в котелке можно сказать, что он потерял свою индивидуальность в современном деловом мире, поддавшись искушениям.
С другой стороны, яблоко это символ знаний, стремиться к которым характерно для природы человека.
Этот яркий образ широко тиражируется и используется в современной рекламной индустрии, от концептов крупных корпораций до виниловых наклеек на MacBook Pro.
Так, рекламное агентство DDB Berlin выпустило рекламу Volkswagen, креативно используя запоминающиеся образы с полотен Рене Магритта.
А вот реклама блендера от рекламного агентства Shalmor Avnon Amichay/Y&R.
Реклама мультифокусных контактных линз Varilux от Pablicis Brasil.Дизайн вешалки от Игоря Удушливого.Вариации неизвестных авторов (источник: pinterest)Человек в котелке на “Голконде” (1953) был смещен падающими кошками.
Обратимся к не менее загадочной картине Магритта “Влюбленные”(1928). Существует два варианта, во втором запечатлена сцена поцелуя. Простор для интерпретации весьма велик.
Самая распространенная версия – любовь слепа, поэтому лица любовников скрыты под слоем плотной ткани, они не видят друг друга и не замечают недостатков. Подобная трактовка имеет право на существование, но искусствоведам она представляется слишком банальной.
По версии некоторых критиков, ткань на их лицах связана с трагической историей из детства Магритта – его мать утопилась в реке, когда тело нашли – ее лицо было обернуто ночной сорочкой.
Возможно также, что необузданное стремление к наслаждению застилает им глаза, и все что их интересует – мимолетный порыв страсти.
А возможно, картина символизирует одиночество. Несмотря на возникшую между влюбленными близость, каждый из них чувствует себя отчужденным и потерянным, они боятся взаимоотношений и не готовы полностью открыться перед другим человеком.
Существует место и для более позитивной трактовки – настоящей любви не нужны глаза, она живет чувствами.
Или же влюбленные прячутся от окружающего мира под плотной тканью, замечая лишь друг друга и бережно храня трепетное чувство, ведомое лишь им двоим.
Таким образом, Рене Магритт, величайший сюрреалист, оставил великое множество головоломок, спрятанных в его картинах, заставляя зрителя размышлять о скрытом смысле привычных для нас вещей, и напоминая, что “видимое всегда прячет за собой еще одно невидимое…”
Источник: https://yvision.kz/post/602851