Удивительные картины
Previous Entry | Next Entry
syu_soplyЛюди, это такие чудесные существа, им только дай соврать, они обязательно этим воспользуются! А не дашь, так всё равно соврут, в малом или в большом, себе или кому-то другому — неважно, главное, что это у нас в крови. Но среди нас есть такие обманщики, которым мы, простые смертные и в подмётки не годимся! Один из них, голландский художник Мориц Эшер, сам признавался, что умение рисовать — это умение врать. А вот что самое удивительное, что некоторые из этих великих лжецов превзошли сами себя и обманули саму реальность… О них то (точнее об их творениях) и пойдёт дальше речь. Поговорим о картинах-головоломках, картинах-иллюзиях, картинах-обманках…Итак, мы можем выделить пять видов иллюзий, встречающихся в произведениях искусства (на самом деле их больше… но это не научная работа, так что пусть будет пять):1)Картины, где кажущаяся правильная перспектива, на самом деле оказывается невозможной(туда же можно отнести невозможные фигуры: например, знаменитый треугольник Пенроуза);2)Двойственные картины (картины, содержащие невидимые на первый взгляд предметы)3)Картины-перевёртыши (с разных точек зрения меняется содержание картины)4)Анаморфозы (эти картины надо рассматривать с определенного ракурса или с помощью специального зеркала — анаморфоскопа)5) «Обманки», трудно сказать самый правдивый или самый обманчивый вид иллюзий: ведь в них изображенные предметы пытаются претендовать на реальность и иногда очень успешно.
НЕВИДИМОЕ-ВИДИМОЕ.
Художников издавна увлекает возможность показать различные свойства одного и того же предмета или явления. Так что начнём наш разговор с картин, таящих в себе несколько изображений (очевидных и неочевидных). Сохранившиеся свидетельства уводят нас на юго-восток, в Индию и Иран.
Воплощая в художественных образах легенды и вероучения своих стран, с незапамятных времен мастера рисовали слонов, коней и верблюдов из сплетенных фигур людей, зверей и птиц.
Кришна (земное воплощение Вишну — главного бога индуистской религии) едет на слоне, составленном из девяти женских фигур. Фрагмент фрески в г. Джайпуре. Индия.
Время создания не определено.
В Европе «двуликие» картины известны с XV столетия (и даже ранее) . Изначально головоломки носили сатирических, карикатурный характер, в которых изображения «маскировались»» для того, чтобы автор мог избежать немедленной расплаты…
Карикатура Реформации. Автор неизвестен.
(на мой взгляд картинка довольно странная, но и её относят к жанру картинок-головоломок)
…но счастливые времена для них наступили во второй половине XVI века.Со времен Арчимбольдо, с XVII века, картины с двойственным содержанием перестали быть редкостью. Его перу пренадлежат лучшие иллюзорные картины того времени.
При взгляде на работы Арчимбольдо зрителю требуются определенные психологические усилия по абстрагированию от натюрморта, чтобы в головоломке, нагромождении фруктов, овощей, хозяйственной утвари суметь разглядеть человеческое лицо. И наоборот, только отвлекшись от черт «лица», начинаешь различать истинные ингредиенты портрета.
Работы Арчимбольдо, снискавшие шумный успех при жизни художника, в дальнейшем долгое время считались не более чем забавными, немного вульгарными диковинами. До тех пор, пока сюрреалисты не вернули его имени померкший было блеск.
Рудольф II (Император Священной Римской империи), написанный, как Вертумн, римского бога времен года, c.
1590
Времена года
Лето. 1573
Весна.1573
Осень. 1573
Зима.1573
Четыре стихии
Вода
Земля
Воздух
Огонь
Про Арчимбольдо можно прочитать здесь: nearyou.ru/arcimboldo/arc0.html
Исчезающие образы — призрачные силуэты.
Существует особый прием для создания скрытого изображения: когда художники используют контуры нарисованных предметов. Впервые картины со «спрятанными силуэтами» появились, видимо, в средневековой Франции.
Wenzel Hollar(1607-1677) — Landschafts-Kopf
О. Каню Капрал фиалок силуэты Бонапарта, его жены и сына.
1815 год
В XIX веке у художников излюбленным мотивом в двойственных картинах стали жизнь и смерть. Вблизи мы видим двух играющих детей, влюбленных за столиком в кафе, даму перед зеркалом, любующуюся своим прекрасным отражением, смеющуюся парочку, едущую в автомобиле или летящую с горки на санках.
А при взгляде издали они превращаются в символ смерти — череп.
Charles E. Gilbert, Alles ist eitel (1920)
Почтовая открытка. Моя жена и моя теща. Начало ХХ века. Россия
За прошедшие столетия художники, конечно, расширили тематику подобных работ.
Каких только сюжетов нет в двойственных картинах! Фантазия и мастерство художников превращают карту планеты в женскую головку, бабочек — в цветок, а цветок — в паука. Влюбленные парочки неожиданно появляются в бутоне розы или в бороде лесного бога — Лешего.
Sandro del Prete
Sandro del Prete
André Martins de Barros. Bacchus
André Martins de Barros. Le clown champetre
сайт этого современно художника (некоторые его работы вариации на тему Арчимбольдо: например серия картин про библиотекаря): amdbartiste.free.
fr/galerie/modern-art-en.html»Исчезающий образ» знаменитого Сальвадора Дали — портрет самого художника и его жены Елены Дьяковой. Издали — лицо Дали в профиль. По мере приближения к картине мы все отчетливее начинаем видеть фигуру женщины, читающей письмо.
Вольтер
Три возрастаМексиканского художника Октавио Окампо привлекают классические испанские мотивы. Кажется, достаточно одного взгляда, брошенного на его картину, чтобы угадать название: «Дон Кихот».
На самом деле она называется «Дон Кихот и Санчо Панса», потому что на ней рядышком едут верхом два неразлучных персонажа романа Сервантеса. А если смотреть издалека, то две фигуры сливаются в лицо знаменитого Рыцаря печального образа.
Octavio Ocampo — Friendship of Don Quixote
Octavio Ocampo columnas-imposibles
Shiva
Buddha
Mouth of Flower
Family of Birds
General's Family
Absents of the Mermaid
На этом, пожалуй, пока всё, потому как очень много получилось, а продолжение обязательно будет (собственно, оно уже есть)…Для этой статьи я использовала материалы:
nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl
nauka.relis.ru/50/0504/50504128.htm (две замечательные статьи про картины-иллюзии)
de.wikipedia.org/wiki/Vexierbild#cite_note-3(на нем. языке)
Источник: https://syu-soply.livejournal.com/3986.html
Портрет Спецвыпуск XX век С Дали Исчезающие образы
Портрет Спецвыпуск XX век С. Дали. Исчезающие образы. 1938
Искусство ХХ века, желая передать свое послание миру, часто избирает для этого путь непонимания. Художники-портретисты ХХ в. , отвергая язык реалистического изображения (перспективу, ощущение трехмерности, тональные и светотеневые градации и пр. ), изобретали новый язык. .
Начиная с фовистов, живописцы пишут картины в основном ради живописи, не думая ни о сюжете, ни об идее, творят мир чистых и яростных цветов, ищут гармонию только с плоскостью холста, а не с идеей и персонажами. Анри Матисс, портретист-новатор – представитель «диких» (фовистов). А. Матисс.
Женщина в шляпе (Мадам Матисс). 1905
Донген Портрет Фернанды. 1905 Фовист Кес ван Донген завоевал известность картинами, посвященными современной женщине, погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений. Красная танцовщица. 1907 Женщина на софе. 1930 Портрет дамы в черной шляпе. 1906
Эстетика Пикассо основана более на мысли, чем на ощущении. Определяющие мотивы его творчества – социальная трагедия, сопричастность боли мира. «Художник – это приемник впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от прошедшего мимо человека.
Поэтому не надо делать различия между вещами, среди них нет благородных и неблагородных. Надо брать свое добро, где его находишь, но только не в своих работах» (Пикассо).
Выразительность полотна «Слепой еврей с мальчиком» достигается именно пластическими средствами: аскетичные линии точно резонируют со страданием и объединяют персонажи в целое, где одна фигура теряет смысл без другой.
В таких картинах художник создает новую эстетику, существующую в синкопированных ритмах, реализуемую в изломанных, сумрачных соцветиях. П. Пикассо. Слепой еврей с мальчиком. 1903
Пикассо Кубизм помог Пабло Пикассо обрести тот инструментарий, которым он научился расчленять и синтезировать мир.
Если импрессионисты писали кипение цвета на поверхности каменных стен, Ван Гог заставлял кипеть камень, то Пикассо превращает мир в торжественную и призрачную окаменелость, в тусклопрозрачное вещество, как пыльные стекла готических витражей. Дама с веером. 1909 Автопортрет. 1907 Голова мужчины. 1971
Модильяни Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник. Амедео Модильяни никогда не делал портреты на заказ, писал только людей, которых хорошо знал. Он словно воссоздавал свой образ модели.
«Портрет Макса Жакоба» – один из самых интеллектуальных портретов эпохи – отличается сочетанием дендизма, холодного ума и скрытой душевной боли. Автопортрет. 1919 Портрет Макса Жакоба.
1916 Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, острохарактерны при полном бездействии и отсутствии мимики у персонажей.
Портреты Модильяни Женщина в черном галстуке. 1917 Портрет Магериты. 1917 Портрет Хаима Сутина. 1917
Дадаисты внесли свою лепту в портретное искусство ХХ в. , сделали возможным помещение в художественный контекст обычных предметов и их сочетаний, а также спонтанных действий и высказываний.
Художница Анна Хех (Германия) одной из первых применила в своих работах технику коллажа и фотомонтажа. А. Хех. Автопортрет А. Хех. Индийская танцовщица А. Хех. Полукровка А. Хех.
Дада-коллаж Анна Хех с дада-куклой Начало 1920 -х
Дали Лицо Мэй Уэст 1935 Огромное влияние на художников оказал Зигмунд Фрейд, создавший психоанализ. Постижение истинных глубин художественного творчества посредством проникновения в мир снов и бессознательного стало задачей сюрреализма. Самым известным сюрреалистом был Сальвадор Дали.
В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещал разнородные объекты в противоестественных ситуациях. Макрографический портрет с образом Галы. 1962 Мягкий автопортрет с жареным беконом.
1941
Сюрреалист Рене Магритт предлагает мысль увидеть. «Искусство позволяет с помощью живописи описывать мысль, готовую проявиться. Эта мысль составляется исключительно из тех фигур, которые мы застаем в видимом мире, – из мебели, оружия, людей, созвездий» (Магритт).
Художник до предела реалистически увязывает предметы в абсурдных сочетаниях. Р. Магритт. Маг (Автопортрет с четырьмя руками) 1952 Р. Магритт. Принцип удовольствия (Портрет Эдварда Джеймса) 1937 Р. Магритт. Не для воспроизведения (портрет Эдварда Джеймса).
1937
Уорхол Оригинальна концепция портрета звезды поп-арта Энди Уорхола: его портреты не написаны, а воссозданы по фотографиям путем перевода моментального снимка фототехническим способом на холст. . Автопортрет. 1986 Автопортрет. 1965 Мэрилин Монро. 1964 Мик Джаггер. 1975
Работы Роя Лихтенштейна в стиле комиксов произвели фурор в поп-арт-культуре. Рой Лихтенштейн Р. Лихтенштейн. Эм-Мэйби (М-может быть). 1965 Р. Лихтенштейн. Плачущая девушка. 1963
Культура ничего и никого не спасает, да и не оправдывает. Но она – создание человека: он себя проецирует в нее, узнает в ней себя; только в этом критическом зеркале он увидит свой облик. Жан-Поль Сартр Н. Роквелл. Тройной автопортрет. 1960
А. Черных. Портрет Дмитрия Сергеевича Лихачева. 1990 -е Иногда точка зрения, с которой подходят к произведению искусства, бывает явно недостаточна: портрет рассматривают только так: «похож» он или не «похож» на оригинал. Достаточно ли этого? Ведь искать похожести лучше всего в фотографии: все морщинки и прыщики на месте.
Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека.
Это знают и хорошие фотографы, стремящиеся ухватить подходящий момент для съемки, чтобы не было в лице напряженности, связанной обычно с ожиданием съемки, чтобы выражение лица было характерное, чтобы положение тела было свободным и индивидуальным, свойственным данному человеку.
От такой «внутренней похожести» многое зависит в том, чтобы портрет или фотография стали произведениями искусства. Но дело еще и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Д. С. Лихачёв
А. Дерен Портрет Анри Матисса 1905 Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала И. Поляковой. Газета «Искусство» № 7/2011
Источник: http://present5.com/portret-specvypusk-xx-vek-s-dali-ischezayushhie-obrazy/
«Не верь глазам своим» или оптические метаморфозы в картинах художников-сюрреалистов
Вглядываясь в картину с незамысловатым пейзажем, вдруг обнаруживаешь, что дома на картине вовсе и не дома, а глаза человека … Холмы вдруг превращаются в брови… И вот ты уже видишь перед собой не пейзаж, а портрет или совсем другую картину… Картины в стиле оптических метаморфоз еще называют картинами «с двойным смыслом». Предлагаю окунуться в этот фантастический мир зрительных иллюзий, изображенных в удивительных картинах художников-сюрреалистов Сальвадора Дали, Октавио Окампо и Олега Шупляка
В стиле оптических метаморфоз писал свои картины известный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Самой известной из его картин «с двойным смыслом» является картина «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» , написанная художником в 1938г.
В картине «Большой параноик» (1936) художник силуэтами людей, застывших в позах страха и отрицания, изобразил лицо мужчины…
Также известна картина-иллюзия Сальвадора Дали «Лебеди, отраженные в слонах» (1937).
Следующую картину художника, также можно легко найти на любых сайтах, посвященных различным видам оптических иллюзий. Она называется «Исчезающие образы» (1938)
Ну и конечно же «Явление лица и вазы с Фруктами на берегу моря» (1938)
Из современных зарубежных работ известны картины-иллюзии мексиканского художника-сюрреалиста Октавио Окампо (Octavio Ocampo).
Каждая его картина содержит множество скрытых образов, которые с первого взгляда и не увидишь. Чем больше разглядываешь его картины, тем больше скрытых образом находишь в них…
Картина «Семья генерала».
С первого взгляда на картине вроде бы изображены только старик, девушка с ребенком на руках и лежащая на мостовой собака… затем мы видим профиль лысого старика с бородой… На самом деле на холсте художник изобразил 9 человек… Нашли остальных?
У Октавио Окампо достаточно много написано картин на религиозные темы. Например, картина «Голгофа»
Картины «Воскресение» и «Вербное Воскресенье
«Рождество» и «Покровитель бездомных»
Ниже представлены еще несколько картин Октавио Окампо…
…сюрреалистические картины на тему Дон Кихота…
…и еще несколько сюрреалистических картин художника, показывающих его отношение к женщине…
Еще один талантливый художник в стиле оптических иллюзий – это 44-летний украинский художник Олег Шупляк, создающий свои произведения, используя метод наложения.
Итак, картины «с двойным смыслом» Олега Шупляка…
«Автопортрет под липами»
Картины «Гоген» и «Дарвин»
«Звездочет» и «Девушка, читающая Дали»
«Подглядывающий Фрейд» и «Две птахи»
«Кобзарь. Портрет Тараса Шевченко» и «Русалка»
«Лесная песня. Леся Украинка» и «Портрет Богдана Лепкого»
И напоследок, картина Олега Шупляка «с тройным смыслом» — «Наша дума, наша песня», объединившая в себе образы нескольких картин…
По замыслу автора, картина является аллегорией украинской литературы, объединив в себе образы основных «титанов» украинского слова — Тараса Шевченко, Леси Украинки и Ивана Франко. Аллегорию дополняет образ «Русалки»
Источник: http://lifeglobe.net/entry/2469
Удивительный театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Наше виртуальное путешествие
Маленький испанский городок Фигерас, наверняка, оставался бы провинциальным и никому неизвестным, если бы тут не родился гений сюрреализма.
Вернувшись в конце своей жизни на Родину, Сальвадор Дали, лично занимался созданием одного из самых необычных музеев.
Благодаря этому, Фигерас сегодня знаменит на весь мир не только, как место рождения гения, но и место расположения уникального музея.
Поэтому, планируя отпуск в Каталонии, большинство туристов предпочитает зарезервировать день, для того чтобы посетить музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
Будущий художник родился в семье нотариуса, но очень рано начал увлекаться искусством. Уже в пятнадцатилетнем возрасте юный художник провел свою первую выставку. Местом выставки послужил театр в его родном городке.
В семнадцать лет юных художник оставляет родной городок и едет в столицу для получения образования. Здесь он не только поступает в Академию художеств, но и знакомится с множеством интересных людей, которые оказали немалое влияние на будущее творчество. Так, к числу своих друзей-наставников Дали причисляет Гарсия Лорка и Пабло Пикассо.
К 22 годам Дали не только обретает свой художественный стиль, но и оказывается исключенным из числа студентов Академии с формулировкой «за дерзкое и непочтительное поведение по отношению к мэтрам искусства».
В возрасте 25 лет в жизни художника происходит сразу два грандиозных события. Во-первых, он становится соавтором короткометражного фильма «Андалузский пес». Во-вторых, он знакомится с Еленой Дьяконовой, которой суждено было стать музой художника.
В семье Дали были приняты строгие католические нравы, поэтому любовная связь Сальвадора с иноверкой да к тому же, замужней, была воспринята в штыки. Поэтому Дали надолго уехал из родного города, переехав в Поселок Порт-Льигард.
Влюбленные поселились в рыбацкой хижине. Сальвадор писал картины, а Елена которая с юности не любила свое имя и просила называть ее Гала, отвозила их на рынок в Кадакесе.
Нужно сказать, что спрос на картины был высоким и художник быстро приобретал известность.
После захвата власти генералом Франко, супруги решают покинуть Испанию и поискать счастья за океаном. Поселившись в США, художник продолжает активно работать, пишет картины, работает над театральными декорациями, выпускает книгу. Большинство произведений автора весьма скандальны, но невероятно успешны с коммерческой точки зрения.
Спустя годы семейство Дали решает вернуться на родину. Испания радушно принимает художника, ставшего уже всемирно знаменитым.
После возвращение художника на родину, мэрия города попросила подарить городскому музею одну из своих картин. Однако Дали приходит в голову преподнести своим землякам куда более щедрый дар – построить целый музей. Расположить его он решает в здании театра, которое к тому времени уже было разрушено.
На создание этого уникального сооружения ушло без малого 15 лет. Вед нужно было не только восстановить разрушенное здание, но и собрать экспонаты.
Дали с огромным воодушевлением занимался созданием музея, загоревшись идеей собрать под одной крышей все свои самые удачные творения.
Художник лично контролировал все этапы работ, он потратил на строительство практически все свои сбережения, а также, те субсидии, что выделяло правительство и пожертвования простых испанцев.
Затраченные средства и усилия не прошли впустую, открывшийся в 1974 году музей сразу стал популярным и быстро обрел мировую известность.
Дали скончался в 1989 и, согласно, завещанию мастера, его прах был похоронен на территории музея. Сегодня каждый посетитель может увидеть надгробную плиту, но далеко не все знают, что это не просто плита, а реальная могила.
Уже само здание, в котором расположился театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе, вызывает удивление посетителей. Здание цвета лососины с полукруглой башней сразу заставляет настроиться на интересное путешествие, наполненное мистификациями. Завершают архитектурный ансамбль стилизованные куриные яйца, установленные на крыше.
Прямо на входе посетителей встречает фигура в скафандре, предупреждая о том, чтобы гости были готовы с головой погрузиться в необычный мир.
Заходя в портал, посетители оказываются во внутреннем дворике, который больше всех остальных залов похож на театральные подмостки. В центре двора установлена композиция, названная автором «Дождливое такси».
В углублениях фасада, увитого плющом, установлены манекены золотистого цвета, стоящие в позах, обозначающих приветствие.
Внутри здания посетителей оживет сюрприз. Если снаружи здание выглядит трехэтажным, то внутри обнаруживается целых шесть этажей, этого удалось добиться, размещая экспонаты на разных уровнях.
Под прозрачным куполом находится сцена театра-музея, а на ней расположено несколько известных работ художника. Например, тут размещена знаменитая картина «Смотрящая на море обнаженная Гала».
Уникальность этой картины в том, что если отойти от нее на расстояние более 20 метров, изображение волшебным образом «преображается», превращаясь в портрет Линкольна.
Для создания этой уникальной картины «трансформера» художник впервые применил специальную цифровую технику.
Дать систематизированное описание экспозиции этого музея нереально. У посетителя создается впечатление, что он очутился в фантастическом мире, в котором стерты все грани физических законов. Однако потом становится понятно, что все экспонаты объединены общей идеей.
В первой части представлены работы, которые позволяют проследить творческий путь художника. Тут есть и его юношеские работы, и пробы, сделанные в стиле кубизма, эскизы, написанные «под импрессионистов» и много другое.
Удивительное впечатление создает картина под названием «Исчезающие образы». Кто-то при первом взгляде на эту картину видит портрет бородатого гражданина, как на картине Веласкеса. Другие же видят девушку, которая стоя читает письмо, как на картине Вермеера.
Удивительное впечатление оставляет и комната-лицо, созданная в честь скандальной голливудской кинодивы Мэй Уэс. Тут расположен известный многим диван, имитирующий сомкнутые губы.
В башне «Галатея» расположена поздние работы художника, многие из них появились в залах уже после того, как Дали ушел из жизни. Тут много работ, построенных на эффекте готической иллюзии и стереоскопичности.
Посетители части выставки, посвященной драгоценностям, могут увидеть, как готовые ювелирные изделия, так и эскизы художника.
Точный адрес театра-музея Фигерас, Площадь Гала-Сальвадор Дали, 5. Впрочем, заблудиться в городке сложно, вся его жизнь сосредоточена вокруг театра-музея.
Поскольку туристы обычно приезжают в столицу Каталонии, то их интересует, как добраться из Барселоны до здания театра-музея. Удобнее всего воспользоваться электричкой, ехать придется менее двух часов, отправление с центрального вокзала. Можно добраться до города и на автомобиле.
Прежде чем отправляться в путешествие, стоит уточнить часы работы театра-музея. В зимнее время он открыт с половины одиннадцатого утра до шести вечера. Начиная с первого дня весны и до 30 июня, музей открыт для посетителей с половины десятого утра и до шести вечера. А в высокий сезон время работы – с девяти утра до восьми вечера.
Стоимость полного билета – 12 евро пройти бесплатно могут дети в возрасте до восьми лет. При посещении музея группой от 25 человек можно получить скидку 50%.
Посетить музей можно с экскурсией, которые организовывают туроператоры. В программу помимо осмотра музея, может входить посещение других памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Дали.
Однако истинным ценителям стоит посетить театр-музей самостоятельно. Причем приезжать лучше с самого утра, к открытию музея. Тогда можно будет не торопясь осмотреть экспозицию, сделать фото на память. Дело в том, что основная масса туристических групп приезжает к обеду, и тогда в музее образуется толчея, что, естественно, мешает вдумчивому осмотру.
Источник: http://fiestino.ru/publ/vokrug_sveta/muzei/udivitelnyj_teatr_muzej_salvadora_dali_v_figerase_nashe_virtualnoe_puteshestvie/8-1-0-217
Фигерас. Музей Сальвадора Дали
?storm100 (storm100) wrote,
2014-05-02 01:21:00storm100
storm100
2014-05-02 01:21:00Оригинал взят у ttweak в Фигерас. Музей Сальвадора Дали.
В последний день наших путешествий на автомобиле по Каталонии мы отправились в город Фигерас в театр-музей Дали.
До этого мы уже съездили через всю страну от побережья в Пиренеи, и накануне покорили гору Монтсеррат.
Тогда было ясно и солнечно, а в этот раз погода была к нам неблагосклонна — небо было хмурым, периодически шёл дождь.
Фигерас — родной город Сальвадора Дали. В городском театре Фигераса он впервые выставлял свои картины. Во время гражданской войны в Испании театр был разрушен и стоял в запустении до 1974 года, когда Дали открыл в нём свой музей. Причём главным экспонатом музея является само здание театра, которое Дали превратил в большой «сюрреалистический объект».
В нём выставлены в основном произведения самого Дали, а также произведения других сюрреалистов и просто картины из личной коллекции художника. Сам он жил в музее с 1984 года до смерти в 1989.Вестибюль. Абсолютно ничем не выдаёт то, что будет дальше.Внутренний двор музея, который раньше был партером театра.
В центре двора стоит большой чёрный Кадиллак, на капоте которого приделан постамент с крайне фигуристой бронзовой женщиной. За машиной возвышается колонна из покрышек, которую венчает подпёртая костылями лодка, с которой свисают гигантские капли. На заднем плане за стеклом видна бывшая театральная сцена.Вот тут сразу можно понять, в насколько необычное место мы попали.
Cadillac Convertible 1941 года.Женщина — «Великая Эсфирь» (Эрнст Фукс). Впряжена цепями в лодку.Прозрачный купол над сценой. Кроме костылей лодку держит копия скульптуры «Раб» Микеланджело. На вершину мачты приделан чёрный зонт.
Золотые манекены в окнах, обугленные балки, торчащие из стен и монстры, украшенные черепами, ящиками и рукомойниками и разные другие многочисленные объекты.В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.Там сидят манекены — водитель и два пассажира, обвитые плющом.Внутри машины периодически идёт дождь.
Называется всё это «Дождливое такси».Через боковую дверь заходим в здание и попадаем в узкие коридоры:Графика Дали.Сюжет из сборника «Комические песни Пантагрюэля», 1973.Иллюстрация к книге «Десять рецептов бессмертия», 1973.Инсталляции:Крокодил с лампой и нечто с костылём.»Ретроспективный бюст женщины на фоне тушек фазанов».»Венера Милосская с ящиками».
Мы ходим по коридорам, этажам, переходим из одного зала в другой и медленно сходим с ума проникаемся атмосферой сюрреализма. Весь музей нужно обойти раза три, чтобы во-первых удостоверится что посмотрели всё, а во-вторых, настроившись на нужную волну, начать адекватно воспринимать окружающую действительность.
Галерея Эвариста Вальеса. Очень характерные лица посетителей.»Пейзаж с загадочными деталями», 1934. Эта картина была куплена в музей у частного лица в 2011 году более чем за 11 млн. долларов. В центре Ян Вермеер рисует пейзаж, а Дали в детстве — правее на заднем плане.Зал «Дали д'Ор» с коллекцией ювелирных изделий.Птица с портретом на голове.
Ювелирные изделия заканчиваются могилой Сальвадора Дали:Далее несколько залов классического музейного вида с картинами Дали. Когда театр стоял в развалинах, на этом месте был городской рыбный рынок:Работы последнего периода: «Меркурий и Аргус» (1981), «Воин» (1982), «Путь загадки» (1981).Ники Самофракийские.
Ранние картины, почти семейный альбом:»Портрет моего отца» (1921), «Портрет бабушки Аны за шитьем» (1920), «Портрет Аны Марии» (1924), «Фигуры в пейзаже Ампурдана» (1923).»Фигура со спины» (1925).»Исчезающие образы» (1938). Девушка с письмом по мотивам картины того же Яна Вермеера, вписанная в портрет Веласкеса.»Носорожья фигура фидиевского Илисса» (1954).
Внизу витрины со «стерео» картинами. Слева «Структура ДНК» (1976), справа «Афины в огне!» (1980).Чтобы увидеть «стерео», нужно сесть на низкий стул поцентру между двумя картинами, и тогда они с помощью зеркал соединятся в одну:Сюрреалистические копии фресок Рафаэля — слева «Афинская школа», справа «Пожар в Борго», сливаются в центре.На потолке — золотой атом водорода.
Народ активно снимает на телефоны и трогает картины руками. Искусство в Испании ближе к народу.»Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941).Выходим на бывшую сцену театра:Напротив сразу бросается в глаза «Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна» (1975).трансформируется обратно:Вид на внутренний двор.
Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).Экскурсия.Мотивы Сикстинской капеллы Микеланджело в оформлении.
Громадный задник сцены, написанный для декораций к балету «Лабиринт» (1941) по мифу о Тесее и Ариадне.В стекле есть дверь, можно выйти под дождь к «Дождливому такси».Люди по-европейски спокойно располагаются на полу. А некоторые, не замечая, даже на могильной плите в центре сцены:Античный бог, осьминог, носорог.
Путешествуя по музейному лабиринту приходится по несколько раз возвращаться сюда.Зал сокровищ.»Натюрморт» (1924).»Фигуры, лежащие на песке» (1926).»Галарина» (1945).Основной сюжет творчества Сальвадора Дали — его жена и продюсер Гала, Елена Ивановна Дьяконова.Удивительно некрасивая женщина.
«Атомная Леда» (1949).
Иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.Зал Мэй Уэст:Комната-иллюзия, сделанная на основе картины «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» (1935). (Мэй Уэст — это американская актриса).»Рай» в голове Мэй Уэст.
Мохнатая Венера и Венера с ящиками и шеей жирафа.»Оторинологическая голова Венеры» (1964).Маска со шляпой с встроенными ящиками.Лицо: губы — диван, нос — камин, глаза — картины с видами Парижа.К потолку прибита ванная комната.
Чтобы увидеть задуманный образ, нужно в потёмках вскарабкаться по лесенке на конструкцию, увенчанную верблюдом и посмотреть через специальную линзу, подвешенную у него под брюхом.Зал Дворец ветра, бывшее фойе театра — именно тут в 1919 году Дали впервые выставил свои картины:Сохранились оригинальные барельефы.Роспись на потолке.Спальня.
На стене висит гобелен с картины «Постоянство памяти». В левом углу позолоченный скелет гориллы.Гиперреалистичная женщина из полистирола (скульптор Джон де Андреа).Голова Фортуны на ложках, свисающая с потолка.Огромная сюрреалистическая птица внизу лестничного пролёта.Фигуры из камней художника Антони Пичота:»Аллегория памяти» (1979).Вид во двор на лодку с третьего этажа.
Вход в зал Антони Пичота.Зал шедевров:»Святой Апостол Павел» Эль Греко.Репродукция Джоконды с усами, пририсованными Марселем Дюшаном и аббревиатурой «L.H.O.O.Q.» (у неё в заду свербит).»Кладбище» Модеста Урхеля и «Купальщица» Адольфа-Вильяма Бугро.Картина в шикарной раме.
«Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах» (1977).Зал Поэзия Америки:»Поэзия Америки» (1943).Зал Темпьетто Браманте:Тёмная комната со стеклянным гробом, в котором лежит «Кибернетическая принцесса» из микросхем.
Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов.Зал оптических и стереоскопических эффектов:Ещё пара пар «стерео» картин: «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры» (1977) и «Стул» (1975).Чем ближе к выходу, тем картины становились всё более захватывающими.
Наверное это потому, что всё-таки на нужную волну в итоге настроиться удалось.»Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» (1963).Зал оптических иллюзий.Зал Если уж падает, так падает.Последняя картина, около которой я стоял особенно долго теряя последние связи с реальностью:
«Если уж падает, так падает» (1973). Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в Париже и «далинизированный». Он сделал из этого натюрморта аллегорию в знак признательности своему другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу.После двух часов хождения по музею мы попадаем в заключительный зал — тут никаких инсталляций, загадок и подвохов, это сувенирный магазин.С квадратной головой от увиденного идём на выход.
(Если вдруг кому надо — тут есть план-схема музея)
Напротив театра-музея находится церковь св. Петра, в которой Дали был крещён. У входа в церковь тусуется местный сумасшедший.
Фасад музея с манекенами и скульптурами с батонами, костылями, атомами водорода и водолазом:Справа на постаменте из покрышек виден памятник художнику Мейсонье (всего их там три одинаковых на разной высоте).В центре площади стоит памятник вышеупомянутому Франсеску Пужольсу:Инсталляция на стене церкви.Колокольня.
Вид на музей с другой стороны. Тут здание украшено огромными яйцами и равномерно покрыто золотыми хлебами на красном фоне. Хорошо виден стеклянный купол над сценой.Идём к машине, которая у нас была припаркована в паре кварталов от театра-музея.
Обычные жилые дома после просмотренной экспозиции кажутся полными скрытых смыслов и художественных образов в переплетеньях труб.Пышная растительность и ненастоящие аисты.Наша бесплатная парковка.День Сальвадора Дали ещё не закончен — мы едем в Кадакес.
Продолжение следует…
Источник: https://storm100.livejournal.com/459462.html
Зрительные иллюзии в живописи
Зрительные иллюзии в искусстве получили широкое распространение ещё в древности, видимо само понятие оптических, психологических, эмоциональных иллюзий очень близко творчеству.
Скорее всего, любое творчество в своей основе базируется на различных видах иллюзий.
Во всяком случае, психологи считают, что восприятие любого произведения искусства зависит от индивидуальных особенностей человеческого мозга.
Оптическое искусство стало отдельным течением достаточно поздно — в 50-х годах прошлого века, однако оно возникло далеко не на пустом месте, многие картины прошлого подтверждают, что художники всегда использовали зрительные иллюзии в своём творчестве.
Художники применяют иллюзорные приёмы, сознательно создавая невообразимые и «несуществующие» в реальной жизни эффекты парения в воздухе элементов, зрительного перемещения, или слияния линий.
Они вводят в свои картины резкие контрастные тона, извилистые и прерывистые линии, спиралевидные изображения, конфигурации решёток, что создаёт у зрителей иллюзию воздуха, текучести, меняющегося при различном освещении пространства.
При помощи обычных графических приёмов, можно создать на художественном полотне иллюзию движения.
Большое значение для создания зрительной иллюзии имеет готовность зрителя «увидеть» то изображение, на которое он настроен. Так, например, на картине в восприятии зрителей «оживает» геометрический орнаментный узор.
Причём, чем сложнее орнамент, тем более пространственным и «живым» он выглядит для зрителя. Самым интересным эффектом иллюзорного восприятия является то, что каждый человек видит одно и то же изображение по-разному.
Одним из направлений визуальных экспериментов является исследование класса изображений с совпадениями общего тона фигуры и фона.
Для примера можно представить себе одно и то же изображение на различных фонах, на белом фоне оно будет большим и выпуклым, на разноцветном и фигурном — на удивление, теряется.
Наверное, практически каждый человек знает, что рассматривать картину, написанную мазками, нужно на расстоянии, причём, чем больше оно будет, тем яснее проступит собственно изображение.
Оптическое искусство разрушает стереотипы видения изображения, так как иллюзии создают у зрителей впечатление движения, пространственного колебания, перетекания объектов и изгибов, которых не существует в реальности. Зритель, будучи твёрдо убеждённым, что перед ним плоское неподвижное изображение, начинает «видеть», как оно движется в пространстве.
В основе создания этого направления в творчестве художников лежит специфическая графическая технология, в точном определении сути которой, специалисты до сих пор расходятся во мнении. Её называют штриховой стереографией, живой графикой, свето-стереографией, — стерео — бликотектоникой, аналогом которой может служить голография.
Свето-стереография представляет собой графические композиции, состоящие из круговых штриховых линий, которые являются растровым полем, на нём при определённом виде освещения (при помощи точечного источника света) возникает цельное изображение стерео-куба.
Собственно оптическое искусство и использует оптические (зрительные) иллюзии, происхождение которых основано на особенностях человеческого восприятия плоских и пространственных форм.
Первые попытки создания картин в стиле оп-арта появились в конце 19 века.
В 1889 году немецкий профессор Томпсон представил в ежегоднике «Das neue Universum» свою статью об оптических иллюзиях, проиллюстрировав её чёрно-белыми концентрическими окружностями, которые создавали у зрителей иллюзию движения на плоскости.
На рисунках Томпсона изображены колёса, которые «вращаются» и круги, которые «переливаются». Конечно, эти изображения были далеки от искусства, они только демонстрировали эффект создания иллюзорного восприятия плоского изображения (всемирная известность пришла к течению оп-арта в 1965 году во время выставки в Нью-Йорке, которая называлась очень точно — «Чувствительный глаз»).
Последователи оп-арта использовали в своём творчестве оптические иллюзии, основываясь на особенностях восприятия человеческим глазом плоских и пространственных фигур, а также, индивидуальных возможностях человека, подсознательно создавать иллюзии. Оптическое искусство является искусством создания визуальных иллюзий, основанное на личной зрительной иллюзии, другими словами, иллюзорное изображение существует не на картине, а в глазах, и в сознании зрителя.
Например, рассматривая чередующиеся чёрные и белые концентрические окружности, человек создаёт в своём сознании иллюзию, что из ниоткуда появляются лучи, пересекающие их, и вращающиеся наподобие пропеллера.
На рисунке куба, на котором выделены его ребра, человек «видит», как его грани меняются местами, выступая на передний план, и отступая вглубь. Если на рисунке изображена прямая, которая пересекает отрезок штрихами, то возникает иллюзия ломаной линии.
Взаимное наложение двух геометрических элементов создаёт, например, эффект волны.
Благодаря оптическим иллюзиям психологам удалось обнаружить определённые закономерности визуального восприятия. При восприятии сознанием человека реальных объектов, иллюзии практически не возникают, поэтому для выявления скрытых механизмов перцепции, необходимо создать для человеческого глаза необычные условия, то есть, заставить глаз «решать» нестандартные задачи.
Постепенно эти особенности «странного» и неправильного восприятия человеческим глазом различных сочетаний изображений на холсте стали использовать художники в своих произведениях. Например, на картине «Поток» (Бриджит Рили, 1964 г.
) вся поверхность покрыта тонкими волнообразными линиями, которые к середине изображения становятся более крутыми, что создаёт иллюзию зыбкого течения, которое отделяется от плоскости.
В работе «Катаракта-III» художнице удаётся создать эффект движущихся волн.
Основной задачей оп-арта является сознательный обман глаза, создание провокации, при котором возникает его ложная реакция, вызывающая «несуществующий» образ.
Визуальное противоречивое изображение создаёт искусственный конфликт между реальной формой и видимой формой, проще говоря, оптическое искусство намеренно образует противодействие нормам перцепции.
Психологи смогли доказать, что глаз старается создать из хаотически разбросанных пятен и штрихов простую систему (или гештальт).
В произведениях искусства наиболее часто встречаются пять видов иллюзий. Изображения, на которых иллюзорная, совершенно правильная перспектива, в реальности оказывается невозможной (к этому виду иллюзий относятся также невозможные фигуры, например, известный треугольник Пенроуза).
Вторым видом иллюзорных изображений являются двойственные картины, то есть изображения, которые содержат внутри себя невидимые на первый взгляд элементы. Большой интерес представляют так называемые картины-перевёртыши, представляющие собой изображения, которые при рассматривании с разного ракурса, меняют свой смысл (содержание).
Анаморфозы являются вообще отдельным представителем оптического искусства, изображения на картинах нужно рассматривать только с определённого ракурса, на конкретном расстоянии или при помощи специально изготовленного зеркала, получившего название анаморфоскоп. Обманками называются изображения, представляющие собой самую реальную и, при этом, самую обманчивую разновидность иллюзий, изображённые на них предметы претендуют на реальность.
Художники всегда соблазнялись возможностью изобразить одновременно различные свойства одного и того явления или предмета, элемента. Воплощая в своих художественных картинах легенды и мифы, они рисовали одних животных (слонов, верблюдов) в сплетённых фигурах людей, других животных и птиц.
Так называемые двуликие картины появились в Европе в 15 столетии, и носили изначально сатирический, карикатурный характер, на полотнах все изображения были замаскированы, с целью избежать наказания. Своеобразные иллюзорные изображения представляли собой исчезающие образы и призрачные изображения, рассмотреть которые удавалось только с нужного ракурса.
Особый приём оптических картин с двойным (тройным и более) изображением, а вернее со скрытыми рисунками, заключается в использовании художниками контуров изображённых предметов. Средневековая Франция условно считается родоначальницей спрятанных силуэтов.
Сегодня современные художники значительно увеличили, как тематику своих работ, так и приёмы скрытых изображений.
В цветах неожиданно можно обнаружить детское личико, борода лесного бога скрывает самого Лешего, птица превращается в прелестную женскую головку — это всё метаморфозы иллюзорности.
Что самое загадочное в таких изображениях — далеко не каждый человек может рассмотреть скрытую сущность картины.
Самым известным скрытым полотном считается «Исчезающий образ» Сальвадора Дали, на котором изображён его портрет и фигура его жены. Если смотреть издали на картину, то лицо Дали видно в профиль, а по мере приближения к картине все отчётливее проступает фигура женщины, которая читает письмо.
Известная картина мексиканского художника Октавио Окампо изображает Дон Кихота, поэтому у всех зрителей сначала вызывает удивление её название — «Дон Кихот и Санчо Панса».
В реальности картина изображает именно этих знаменитых персонажей, едущих рядом, но чтобы это рассмотреть, необходимо подойти практически вплотную к полотну, а если на эту картину смотреть издалека, то двое неразлучных друзей сливаются в портрет Дон Кихота.
Источник: https://www.molomo.ru/inquiry/visual_illusion.html
Театр-музей Сальвадора Дали (продолжение)
Продолжаем разговор о театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. (Начало здесь.)
Из второго большого зала можно подняться на второй этаж и там побывать в комнате-иллюзии, слепленной из черт кинодивы Мэй Уэст.
Только по пути полюбуемся оригинальным креслом, которое мне очень понравилось.
Ну и вот сама комната-иллюзия.
Знаменитейший диван в форме губ, который был сделан для данной инсталляции, но его много раз копировали различные мебельщики.
В левом торце зала сеть лесенка, по которой можно подняться и в линзе увидеть лицо Мэй Уэст. Впрочем, туда стояла немаленькая очередь, а некоторые дамы у линзы зависали минут на десять, так что я не стал. Я и так верю, что оно складывается в лицо Мэй Уэст.
Вот как-то так это должно выглядеть.
В этом зале было еще несколько интересных инсталляций. Вот это, например, Прометей прикованный к скале и закованный в стул. Кстати, хорошая демонстрация работы стабилизатора Olympus OM-D E-M5: там освещения практически не было, снимал с рук выдержкой в одну секунду. Вон чья-то рука с телефоном там треки оставляет.
Носоухая дама.
Оригинально решенный вопрос с отдельным санузлом — он на потолке.
Статуя симских близнецов.
Женский сатир. Ну, то есть сатира.
Если заглянуть в окошечко в стене за картинами, изображающие глаза, можно увидеть вот такое эдакое. Я не знаю, что это. Наверное, иллюстрация к «Вишневому саду».
Из зала вышли, пошли по картинам и инсталляциям.
Это знаменитая картина под названием «Исчезающие образы». Она как бы копирует работу Вермеера Дельфтского (девушка, читающая письмо), но если приглядеться, то картина складывается в профиль Веласкеса.
Название этой работе дал мой ребенок. Он только на нее посмотрел и сразу сказал: «Это стиральная машина».
Лампа-крокодил — прекрасная.
Сатира на «Танец» Матисса.
Своего учителя Пикассо Дали себе довольно своеобразно представлял: вот, например, портрет Пикассо работы Дали.
Ранние работы Дали — начало двадцатых.
В музее полно всяких оптических иллюзий, которые Дали очень любил. Вот, например, три одинаковые картины: если их рассматривать под правильным углом, возникает иллюзия трехмерности.
А это автопортрет самого Дали. Похож, конечно.
Портрет отца Дали.
Новые залы с ювелирными работами, сделанными по эскизам Дали.
А это склеп с телом самого Дали — да-да, он похоронен в этом музее. В зале со склепом выставляются его ювелирные работы. У склепа тоже обожают фотографироваться туристы, несмотря на то, что там очень темно, а снимать со вспышкой в музее не разрешают нигде.
Поэтому я минут десять ждал, чтобы успеть щелкнуть надгробную плиту без «Люся, дивись який я гарний у трупа Дали». Впрочем, большинство фотографирующихся не в курсе, что это склеп, и что здесь захоронен Дали.
Кстати, он действительно был маркиз — это звание ему было пожаловано королем.
Между прочим, противоположная сторона склепа выходит на женский туалет. И это не шутка.
Вот ювелирные работы, выставленные в склепе.
Эта чудесная скульптура называется «Моя картина обкакалась розовым бланманже».
Две Венеры под окном жалобно заныли.
А вот сплошная Елена Дмитриевна, собственной персоной.
Картина «Золотой хлеб в золотой миске».
А вот сам золотой хлеб в золотой миске — можно сравнить.
[ окончание ]
Источник: https://www.exler.ru/blog/teatr-muzej-salvadora-dali-prodolzhenie.htm
АРТГАЛЕРЕЯ
mp-3 плейер
(музыкальное сопровождение)
Озеро в Вилабертране (1920)
Скалы на побережье Льянэ (1926)
Мрачная игра (1929)
Сюрреалистическая композиция (1928)
Незримые лев, конь и спящая женщина (1930)
Рука (1930)
Постоянство памяти (1931)
Головокружение (1931)
Тревожный знак (1934)
Явление моей кузины Каролинеты на побережье в Росасе (Плавно надвигающееся предчувствие) (1933)
Астральный параноический образ (1934)
Женщина с головой из роз (1935)
Явление города Делфта (1935-1936)
Белое безмолвие (1936)
Геологическое правосудие (1936)
Медиумически-параноический мотив (1935)
Леди Луис Маунтбеттен (1940)
Археологический отголосок Анжелюса Милле (1935)
Сон (1937)
Лебеди, отражённые в слонах (1937)
Явление лица и вазы с Фруктами на берегу моря (1938)
Беконечная загадка (1938)
Исчезающие образы (1938)
Африканские впечатления (1938)
Телефон на тарелке с тремя жареными сардинами в конце сентября (1939)
Овцы (1942)
Тристан и Изольда (1944)
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943)
Галарина (1944-1945)
Искушение святого Антония (1946)
Атомная Леда (Leda Atomica) (1949)
Христос святого Хуана де ля Крус (1951)
Assumpta corpuscularia lapislazzulina (1952)
Вид Порт-Льигата с Ангелом-хранителем и рыбаками (1950)
Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды (1950)
Колосс Родосский (1954)
Тайная вечеря (1955)
Живой натюрморт (1956)
Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959)
Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца (1977)
Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах (1977)
В поисках четвертого измерения (Fourth-dimension) 1979 г.
Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа (1981)
Жемчужина (Рearl) 1981 г.
Три знаменитые загадки Гала (ЕnigmaGala) (1982)
Воин (Warrior) (1982)
Ласточкин хвост (Swallow) (1983 г.)
Дали Сальвадор,(полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч, Dali y Domenech),(11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония — 23 января 1989, там же),испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма.
Рисовать стал с юности. В 1924-1926 учится в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистам и футуристами.
В 1928 переезжает в Париж, в 1929 встречает свою будущую жену — Гала (Елена Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин.
Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор», «Раскрашенные удовольствия».
Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения , дать описание безумия.
В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях.
Знамениты образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника растет, выставки устраиваются одна за другой.
Вскоре Дали порывает с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя единственным истинным представителем этого движения и в 1940 уезжает в США.
Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — своеобразная иллюстрация к фрейдизму.
Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.
В 1948 возвращается в родной Фигуэрас, хотя временами наезжает в США.
После возвращения домой Дали все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат», «Христос св. Ионна на кресте», «Тайная вечеря», «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба».
В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»).
Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника.
Здесь он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом…
Высказывания Дали:
Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые я даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.
***
Новую религию можно создать только с благословения банкиров.
***
Врагов я забрасываю цветами — в гробу.
***
Художник думает рисунком.
***
Совершенно очевидно одно — то, что я ненавижу простоту во всех ее формах.
***
Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.
***
Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.
***
Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.
***
Люблю трансатлантические суда. Это роскошные больницы для здоровых людей.
***
В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.
***
Я люблю Gala больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.
Источник: https://artgalereya.mirtesen.ru/_/josdemey?page=25