Творчество Сильвестра Щедрина
Веранда, обвитая виноградом.
Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2(13).2.1791, Петербург, — 27.10(8.11).1830, Сорренто], — русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в Академии Художеств в Петербурге (1800—12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).
Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щедрин перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже («Колизей», 1819, Третьяковская галерея, Москва).
В серии видов «Нового Рима» (1823— 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щедрина к поискам единства состояния природы и освещения, к пленэру, единой тональности.
В картинах «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри» (см. илл.), «Вид Сорренто близ Неаполя» (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже.
Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия «Террасы в Сорренто» (1825—28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. В пейзажах 1828—30-х гг.
и особенно в картинах «Лунная ночь в Неаполе» (1828—29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.
Пейзажи Щедрина близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.
Старый Рим. 1824
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815
Смотреть ещё картины Щедрина
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1482840/
Описание картины Сильвестра Щедрина «Веранда, обвитая виноградом»
Сильвестр Щедрин родился в семье скульптора, ректора Академии Художеств. Дядя мальчика был известным пейзажистом. Все в семье способствовало развитию таланта художника – и мальчик поступил в Академию, когда ему было всего десять лет.
В двадцать семь лет Сильвестр получил пансион и уехал на этюды в Италию. В Россию он уже не вернулся, оставшись в полюбившейся ему южной стране до конца своих лет.
За короткий срок молодой человек стал настоящим итальянцем, правдиво изображая в своих работах природу Италии и быт итальянских крестьян.
Отличительной чертой пейзажей Щедрина является присутствие человека практически на всех его картинах – причем не в качестве статиста, оживляющего пейзаж, а в абсолютно естественных условиях.
До Щедрина людские фигурки вводились пейзажистами на полотна в основном для демонстрации масштабов архитектуры – у этого автора все персонажи заняты повседневной работой. В остальном художник следовал правилам академической школы, которые четко усвоил в период обучения.
Все его картины четко поделены на планы, идеально выстроено освещение и перспектива. В ранних работах для Щедрина характерны «музейные» коричневатые и охристые тона картин, позднее начинает преобладать зеленый и синеватый.
Картина «Веранда, обвитая виноградом» относится к неапольскому периоду художника. На этот момент Щедрин уже обжился в Италии, свободно общался с жителями, проникся красотой местной природы.
В написании залитых солнцем улиц, террас и морских берегов появилась ранее несвойственная ему уверенность; художник охотно экспериментировал и в результате научился идеально передавать игру солнечных бликов и особенности нагретого южного воздуха.
В теплые золотистые оттенки творец добавлял холодные подтона – голубые с уходом в серый и серебристые, сиреневатые краски. Эти тонкости позволяли художнику идеально изобразить особенности итальянской природы, колористику южной Италии.
На этой картине Щедрина, как и на всех прочих, волшебная Италия предстоит идеальным для жизни миром, теплым, дружественным, залитым счастьем и гармонией. Именно так воспринимало Италию большинство русских эмигрантов и туристов того времени.
Как и всегда у Щедрина, полотно «Веранда, обвитая виноградом» может похвастаться идеально просчитанной перспективой.
Два просвета между увитых листвой балок уходят вдаль, открывая великолепный вид на море.
Серебристый блеск теплой воды притягивает взгляд; живописная скала выступает слева из водной глади и тянется вверх. Кружевные листья живописно пересекают прогалы между балками, обрамляют веранду.
Простые итальянские труженики на картине спрятались в тень от полуденного солнца. После обеда в Италии наступает несколько часов заслуженного отдыха, когда никто не работает – так было всегда, и именно такой момент изображен на картине.
Босоногий мужчина в белоснежной одежде и щеголеватой ярко-красной шапочке, скорее всего – рыбак, беззаботно сидит на парапете, о чем-то разговаривая с мальчишкой в широких штанах. На голове мальчика – соломенная шляпа с широкими полями, отлично защищающая лицо от солнца. Чуть дальше стоит женщина в ярких хлопчатобумажных одеждах.
Еще один мужчина дремлет прямо на полу, прислонившись спиной к стене; рядом с ним кувшин и остатки обеда. Все фигуры изображены в натуралистичных позах, картина дышит спокойствием и расслабленностью.
Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-silvestra-shhedrina-veranda-obvitaya-vinogradom/
Сильвестр Феодосиевич Щедрин
Сильвестр Щедрин родился 13 января 1791 года в Петербурге. Семья Щедриных, подобно семьям Брюлловых и Ивановых, представляла своеобразную художественную династию. Отец — Феодосии Федорович Щедрин — известный скульптор, профессор, адъюнкт-ректор Академии художеств. Дядя — Семен Федорович Щедрин — профессор «ландшафтного класса» — был первым учителем племянника.
Сильвестр с девятилетнего возраста был зачислен в число воспитанников Академии Художеств, где его учителями были архитектор Тома де Томон, обучавший его законам перспективы, Ф. Я. Алексеев, писавший тогда главным образом городские виды Петербурга. С 1806 года Сильвестр обучается в пейзажном классе под руководством профессора M. M. Иванова.
Юного художника поощряли за отличные художественные работы. За рисунки с натуры он был удостоен значительных наград, а именно — серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году.
В 1811 году С. Ф. Щедрин с золотой медалью заканчивает Академию художеств. Дипломной работой был пейзаж «Вид с Петровского острова в Петербурге», исполненный в духе строгого классицизма.
В 1818 году в числе первых четырех пенсионеров Академии, С. Ф. Щедрин направляется в Италию, в Рим. Поселившись в Риме, Щедрин начинает писать виды этого города.
Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году.
Далее, творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.), произвела на современников огромное впечатление.
Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима.
Далее, Сильвестр переезжает в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен — характер города соответствовал его творческим устремлениям.
К периоду пребывания Щедрина в Неаполе и Сорренто относится создание им ряда замечательных морских пейзажей: «Малая гавань в Сорренто», «Рыбаки у берега», «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань в Сорренто», «На острове Капри».
К тому же периоду относится серия «Террасы в Сорренто». В этих произведениях наиболее полно обнаруживается талант художника.
Обращение Щедрина к непосредственной живописной передаче натуры, его достижения в области воспроизведения изменчивой световоздушной среды открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
Источник: https://zygar.ru/hudozhniki/silvestr-feodosievich-shhedrin.html
Художник сильвестр щедрин (1791 – 1830)
Веранда, обвитая виноградом
Русский живописец, пейзажист, который стал одним из родоначальников реалистического направления в русском пейзажи. Можно утверждать, что его работы стали отправной точкой в становлении таких всемирно известных живописцев, как Саврасов, Шишкин, Левитан и Васильев.
Автопортрет
Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в феврале 1791 года в Санкт-Петербурге, в семье известного скульптора, ректора Академии художеств, профессора класса скульптуры Феодосия Щедрина.
В девятилетним возрасте Сильвестр стал воспитанником Академии Художеств по классу пейзажа. Уже через восемь лет обучения получил свою первую медаль за успехи в творчестве.
В 1811 году Сильвестр Щедрин окончил академию с Большой золотой медалью и правом «пенсионерства» за границей. Однако, отъезду художника из России помешало нашествие войск Наполеона в 1812 году и поездку пришлось отложить до 1818 года.
В 1818 году художник уехал в Италию и на родину больше не вернулся.
Ещё будучи учеником Академии художник написал несколько примечательных пейзажей, где есть и соблюдение канонов пейзажа времён классицизма, однако искусствоведы говорят о попытках отступить от канонов и приблизить пейзажи к реальному и более точному виду пейзажа.
Основная тема итальянского периода творчества художника – это природа Италии, формирования образа «Златой Италии», в которой всё дышит величием и покоем, картины о счастье и доброте. Где есть уютные бухточки и глубокие тени от ленивой листвы, яркие лучи солнца и неспешное течение жизни.
С годами палитра живописца становится всё светлее, уходят традиционные коричнево-охристые тона, краски становятся всё чище.
Впрочем, о красках и тонах пусть пишут искусствоведы и критики.
Я же хочу вас пригасить полюбоваться на красоту, которую художник творил до самой своей смерти в 1830 году. Похоронен Сильвестр Щедрин в городе Сорренто.
Картины художника сильвестра феодосиевича щедрина
Новый Рим. Замок святого Ангела
Лунная ночь в Неаполе
Грот Матроманио на острове Капри
Малая гавань в Сорренто
Вид в Сорренто
Старый Рим
Жанровая сцена. Пилигримы
Озеро Альбано в окрестностях Рима
Набережная в Неаполе
Терраса в Сорренто
Малая гавань в Сорренто с видом на острова Искья и Прочидо
Итальянский пейзаж. Капри
Набережная Мерджеллина в Неаполе
Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто
Вид с Петровского острова в Петербурге
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге
Водопад в Тиволи близ Рима
Водопад в Тиволи
Большой фонтан в Кастелламаре
Колизей
http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-silvestr-shhedrin-1791-1830.html
Источник: https://pravoslavnaa.livejournal.com/319260.html
Читать
© Соловьева И., 2015
© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015
* * *
Я очень люблю мою маму. Потому что она меня родила. А также за то неимоверное количество усилий, которые она приложила, чтобы вырастить из своего сына приличного человека. Думаю, что у нее это получилось – хотя бы внешне приличного…
Моя мама последние годы регулярно выступает на радиостанции «Вести FM», на которой работаю и я. Она всегда рядом со мной как самый объективный и честный слушатель и автор.
Уже давно, когда я еще работал на радиостанции «Серебряный дождь» и когда в нашем радийном эфире зашла речь об искусстве, я подумал, что было бы логичным, если б в качестве эксперта выступил человек, не только знающий, но и любящий живопись, скульптуру, людей, посвятивших себя искусству.
С этого момента моя мама стала неотъемлемой частью эфиров «Серебряного дождя», как теперь она – неотъемлемая часть эфиров «Вестей FM». А популярность ее программ стала лучшим подтверждением нашей идеи – об искусстве нужно говорить с любовью.
Радио – это уникальное средство массовой информации прежде всего потому, что оно сиюминутно. Все программы существуют лишь здесь и сейчас, и через мгновение они становятся уже достоянием истории.
Однако есть вещи, которые хочется и даже необходимо сохранить для аудитории, чтобы люди могли время от времени просматривать, перечитывать и возвращаться к моментам, приносящим истинное удовольствие. Именно к такой неоспоримой ценности я бы отнес мамину рубрику.
В книге, которую вы держите в руках, содержатся избранные рассказы о творчестве и судьбах выдающихся русских живописцев, поданные с таким тонким пониманием, проникновенностью и любовью, которыми обладают далеко не многие и которые в полной мере присущи моей маме.
Алексей Петрович Антропов (родился 25 марта 1716 года в Санкт-Петербурге, умер 23 июня 1795 года там же) – русский живописец, миниатюрист, художник-портретист. Родился в семье инструментального мастера, служившего в Канцелярии от строений, руководившей застройкой Санкт-Петербурга.
В этой же канцелярии с 1732 года стал работать и сам Алексей. С 1739 года он был членом «живописной команды» при Канцелярии от строений и принимал участие в росписях Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов. Он также учился портретной живописи у французского художника Луи Каравака (ум.
1752), который работал при дворе императрицы Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны. В 1752 году он принимал участие в росписи Андреевской церкви в Киеве, построенной по проекту Бартоломео Растрелли.
По протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Ивана Шувалова – он получил место преподавателя живописи, продолжая при этом учиться портретному искусству у итальянского художника Пьетро Ротари (1707–1762), работавшего в России. Среди учеников Антропова – знаменитый художник Дмитрий Левицкий.
Антропов был любимцем императора Петра III и написал несколько его портретов. После свержения и убийства Петра III был в немилости у Екатерины II и утратил статус придворного живописца. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Иногда приходится слышать мнение, что никакой русской школы живописи нет, а если и есть, то это только русский авангард – Малевич, Кандинский и соц-арт. С этим трудно согласиться.
Если имеется в виду, что в начале прошлого века русская школа живописи полностью проявила свою независимость и самостоятельность, явив миру всплеск таланта и оригинальности, тогда да.
Но не стоит забывать, что путь развития русской живописи был весьма сложным и самобытным.
Портрет Петра III
1762 год
В Западной Европе в Средние века существовала традиция обучения художников в монастырях. С наступлением эпохи Возрождения и появлением светской живописи художники стали обучаться в так называемых «ботегах» – мастерских опытных художников, которые уже были известны и признаны.
Так, Леонардо да Винчи проходил обучение в мастерской Верроккьо, а впоследствии у него тоже появилась собственная мастерская. Свои школы были у Рафаэля, Боттичелли и многих других художников. Обучение происходило не революционным, а эволюционным путем.
Художники, которые учились в мастерской Верроккьо, были итальянцами, им не нужно было преодолевать многокилометровые расстояния, осваивать иностранный язык и чужую культуру для того, чтобы обучаться живописи. Обучение происходило легко, так как у учителя и ученика были общие корни и традиции.
Благодаря этому формировалось то, что принято теперь называть национальной школой. Безусловно, здесь тоже были исключения, нужно было приехать с острова Крит в Испанию, чтобы стать Эль Греко. Но такие примеры скорее редкость, чем правило.
В России эти процессы происходили абсолютно иначе. Вернее, истоки похожи, ведь в Древней Руси обучение иконописцев также происходило при монастырях, где опытные мастера передавали свои знания ученикам. Но с зарождением светской живописи все меняется.
В России в принципе не было специальных школ, где бы художники обучались светской живописи.
Первой своеобразной школой стала московская Оружейная палата, где с середины XVII века русских иконописцев обучали композиции и основным приемам светской живописи иноземные мастера, приехавшие из Западной Европы, в частности австриец Иван Детерс, поляк Станислав Лопуцкий, голландец Даниил Вухтерс.
А в 1716 году первые русские живописцы отправились в Европу учиться мастерству живописи, в их числе Андрей Матвеев (1701–1739), служивший впоследствии в Канцелярии от строений, где работал и Петр Антропов – отец Алексея Антропова, – и сам Алексей Антропов.
Такая ситуация просуществовала вплоть до открытия Академии художеств, которое произошло лишь в 1757 году, то есть спустя два столетия после открытия первого подобного заведения в Италии (первой итальянской Академией художеств считается Флорентийская академия изящных искусств – Accademia di Belle Arti di Firenze, основанная в 1563 году).
П. РОТАРИ
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
1761 год
Поэтому страна с великими традициями иконописи, с замечательными иконописными школами – Владимирской, Суздальской, Московской, Киевской, – страна, давшая миру великих иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, оказалась в положении ученика, который должен смотреть на Запад и учиться искусству там. Российское искусство было лишено эволюционного периода, периода вызревания. Не было постепенного перехода от религиозной живописи к светской, а был резкий толчок, произошедший в конце XVII века в результате реформ Петра I.
Петр I и живопись. О художественных вкусах Петра I пишет немецкий художник Якоб Штелин (1709–1785) в своей книге «Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом».
В главе 17 этой книги, имеющей название «Вкус Петра Великого к хорошим картинам», Штелин пишет: «Во время второго путешествия, предпринятого царем в 1716 и 1717 годах, показал сей монарх наиболее свою склонность и охоту к картинам.
В Амстердаме посещал он славных тогдашних живописцев и с особливым удовольствием по целому часу сматривал, как они работали, беседовал с ними о их художестве и весьма усовершенствовал свой тонкий вкус в знании картин. Наиболее ему нравились картины фламандского и брабантского вкуса» (Я. Штелин.
Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом, изображающие истинное свойство сего премудрого государя и отца отечества. – СПб., 1786. – С. 55).
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=272555&p=4
Сильвестр Феодосиевич Щедрин
Веранда, обвитая виноградом.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.БиографияЩедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)Получил известность как художник-пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник пейзажиста Семена Щедрина. Учился в Академии художеств.
В качестве пенсионера совершенствовал художественное мастерство в Италии. Как все русские художники его времени, был подвержен влиянию Академизма. Биография и творческая деятельностьХудожник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года.
Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге.
За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М. Иванов, а затем Ф.Я. Алексеев. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.
Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской.
В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по классицистической традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места. Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году.
Однако далее творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.) произвела на современников огромное впечатление. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима.
Из этих картин выше всего живописец ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825).Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Художник переселился в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен — характер города соответствовал его творческим устремлениям.
«Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», — сообщал он в письме. Так полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Сильвестр Феодосиевич писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. За время пребывания в Неаполе и Сорренто художник создал ряд замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя.
Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Пейзажи, написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто, его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды».
Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри.Сильвестру Щедрину было двад цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест ного скульптора, племянник живо писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч ное сосуществование в петербург ской художественной среде.
Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи лось, что Щедрин пробыл в Ита лии до конца своей недолгой жизни.
Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус ства.
Отправляясь в Италию, Сильвестр Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представле ние это было и достаточно схема тичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэти ческого обаяния «Вид Петровско го острова» (1815), написан в ти пичных для старой живописи усло вных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональ ной жизнью.
Автопортрет Сильвестра Щедрина
Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохраняв ший еще магическую притягатель ность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представля лась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Сильвестр Щедрин очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчет ную картину, которую должен был со временем отослать в петербург скую Академию художеств. Щед рин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но не пременно следуя четкому разде лению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверен ные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», му зейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжест венность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое ис кусство, Щедрин постепенно вни кал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессио нальную и психологическую зада чу — передать пластическое, живописное своеобразие и харак тер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь прису щими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский пе риод — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные компози ции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповтори мость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту при роды и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живопис ных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необ ходимости поисков нового живописного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него красочные сочетания, стремясь пи сать легко, чтобы краски пламене ли, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится жи вописным пространством, напо енным светом, радующим глаз зри теля своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебристость приморского ветреного воз духа Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной ро мантичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувст ва, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пре бывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоенных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии худо жеств — Александра Ивановамогут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живопи си, да и живописи вообще, кото рую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы клас сической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэти ческое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более позд ние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неиз менно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.
Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.
Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.
Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.
Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.
Набережная в Неаполе. 1825
Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828
Итальянский пейзаж. Капри. 1826
Грот Матроманио на острове Капри. 1827
Грот во Флоренции. 1826
Водопад в Тиволи близ Рима. 1823
Вид Сорренто близ Неаполя. 1825
Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829
Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.
Вид Амальфи близ Неаполя. 1826
В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828
Большая гавань на острове Капри. 1828
Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.
Терраса в Поццуоли. 1828
Старый Рим. 1824
Прибрежная сцена
Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.
Русская живопись
Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2015/01/blog-post_940.html