Описание картины сильвестра щедрина «веранда, обвитая виноградом»

Творчество Сильвестра Щедрина

Веранда, обвитая виноградом.

Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2(13).2.1791, Петербург, — 27.10(8.11).1830, Сорренто],  — русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в Академии Художеств в Петербурге (1800—12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).

Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щедрин перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже («Колизей», 1819, Третьяковская галерея, Москва).

В серии видов «Нового Рима» (1823— 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щедрина к поискам единства состояния природы и освещения, к пленэру, единой тональности.

В картинах «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри» (см. илл.), «Вид Сорренто близ Неаполя» (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже.

Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия «Террасы в Сорренто» (1825—28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. В пейзажах 1828—30-х гг.

и особенно в картинах «Лунная ночь в Неаполе» (1828—29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.

Пейзажи Щедрина близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Старый Рим. 1824

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Смотреть ещё картины Щедрина

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1482840/

Описание картины Сильвестра Щедрина «Веранда, обвитая виноградом»

Сильвестр Щедрин родился в семье скульптора, ректора Академии Художеств. Дядя мальчика был известным пейзажистом. Все в семье способствовало развитию таланта художника – и мальчик поступил в Академию, когда ему было всего десять лет.

В двадцать семь лет Сильвестр получил пансион и уехал на этюды в Италию. В Россию он уже не вернулся, оставшись в полюбившейся ему южной стране до конца своих лет.

За короткий срок молодой человек стал настоящим итальянцем, правдиво изображая в своих работах природу Италии и быт итальянских крестьян.

Отличительной чертой пейзажей Щедрина является присутствие человека практически на всех его картинах – причем не в качестве статиста, оживляющего пейзаж, а в абсолютно естественных условиях.

До Щедрина людские фигурки вводились пейзажистами на полотна в основном для демонстрации масштабов архитектуры – у этого автора все персонажи заняты повседневной работой. В остальном художник следовал правилам академической школы, которые четко усвоил в период обучения.

Все его картины четко поделены на планы, идеально выстроено освещение и перспектива. В ранних работах для Щедрина характерны «музейные» коричневатые и охристые тона картин, позднее начинает преобладать зеленый и синеватый.

Картина «Веранда, обвитая виноградом» относится к неапольскому периоду художника. На этот момент Щедрин уже обжился в Италии, свободно общался с жителями, проникся красотой местной природы.

В написании залитых солнцем улиц, террас и морских берегов появилась ранее несвойственная ему уверенность; художник охотно экспериментировал и в результате научился идеально передавать игру солнечных бликов и особенности нагретого южного воздуха.

В теплые золотистые оттенки творец добавлял холодные подтона – голубые с уходом в серый и серебристые, сиреневатые краски. Эти тонкости позволяли художнику идеально изобразить особенности итальянской природы, колористику южной Италии.

На этой картине Щедрина, как и на всех прочих, волшебная Италия предстоит идеальным для жизни миром, теплым, дружественным, залитым счастьем и гармонией. Именно так воспринимало Италию большинство русских эмигрантов и туристов того времени.

Как и всегда у Щедрина, полотно «Веранда, обвитая виноградом» может похвастаться идеально просчитанной перспективой.

Два просвета между увитых листвой балок уходят вдаль, открывая великолепный вид на море.

Серебристый блеск теплой воды притягивает взгляд; живописная скала выступает слева из водной глади и тянется вверх. Кружевные листья живописно пересекают прогалы между балками, обрамляют веранду.

Простые итальянские труженики на картине спрятались в тень от полуденного солнца. После обеда в Италии наступает несколько часов заслуженного отдыха, когда никто не работает – так было всегда, и именно такой момент изображен на картине.

Босоногий мужчина в белоснежной одежде и щеголеватой ярко-красной шапочке, скорее всего – рыбак, беззаботно сидит на парапете, о чем-то разговаривая с мальчишкой в широких штанах. На голове мальчика – соломенная шляпа с широкими полями, отлично защищающая лицо от солнца. Чуть дальше стоит женщина в ярких хлопчатобумажных одеждах.

Еще один мужчина дремлет прямо на полу, прислонившись спиной к стене; рядом с ним кувшин и остатки обеда. Все фигуры изображены в натуралистичных позах, картина дышит спокойствием и расслабленностью.

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-silvestra-shhedrina-veranda-obvitaya-vinogradom/

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Сильвестр Щедрин родился 13 января 1791 года в Петербурге. Семья Щедриных, подобно семьям Брюлловых и Ивановых, представляла своеобразную художественную династию. Отец — Феодосии Федорович Щедрин — известный скульптор, профессор, адъюнкт-ректор Академии художеств. Дядя — Семен Федорович Щедрин — профессор «ландшафтного класса» — был первым учителем племянника.

Сильвестр с девятилетнего возраста был зачислен в число воспитанников Академии Художеств, где его учителями были архитектор Тома де Томон, обучавший его законам перспективы, Ф. Я. Алексеев, писавший тогда главным образом городские виды Петербурга. С 1806 года Сильвестр обучается в пейзажном классе под руководством профессора M. M. Иванова.

Юного художника поощряли за отличные художественные работы. За рисунки с натуры он был удостоен значительных наград, а именно — серебряной медали в 1808 году и малой золотой в 1809 году.

В 1811 году С. Ф. Щедрин с золотой медалью заканчивает Академию художеств. Дипломной работой был пейзаж «Вид с Петровского острова в Петербурге», исполненный в духе строгого классицизма.

В 1818 году в числе первых четырех пенсионеров Академии, С. Ф. Щедрин направляется в Италию, в Рим. Поселившись в Риме, Щедрин начинает писать виды этого города.

Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году.

Далее, творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.), произвела на современников огромное впечатление.

Читайте также:  Описание скульптуры михаила врубеля «весна»

Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима.

Далее, Сильвестр переезжает в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен — характер города соответствовал его творческим устремлениям.

К периоду пребывания Щедрина в Неаполе и Сорренто относится создание им ряда замечательных морских пейзажей: «Малая гавань в Сорренто», «Рыбаки у берега», «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань в Сорренто», «На острове Капри».

К тому же периоду относится серия «Террасы в Сорренто». В этих произведениях наиболее полно обнаруживается талант художника.

Обращение Щедрина к непосредственной живописной передаче натуры, его достижения в области воспроизведения изменчивой световоздушной среды открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.

Источник: https://zygar.ru/hudozhniki/silvestr-feodosievich-shhedrin.html

Художник сильвестр щедрин (1791 – 1830)

Веранда, обвитая виноградом

Русский живописец, пейзажист, который стал одним из родоначальников реалистического направления в русском пейзажи. Можно утверждать, что его работы стали отправной точкой в становлении таких всемирно известных живописцев, как Саврасов, Шишкин, Левитан и Васильев.

Автопортрет

Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в феврале 1791 года в Санкт-Петербурге, в семье известного скульптора, ректора Академии художеств, профессора класса скульптуры Феодосия Щедрина.

В девятилетним возрасте Сильвестр стал воспитанником Академии Художеств по классу пейзажа. Уже через восемь лет обучения получил свою первую медаль за успехи в творчестве.

В 1811 году Сильвестр Щедрин окончил академию с Большой золотой медалью и правом «пенсионерства» за границей. Однако, отъезду художника из России помешало нашествие войск Наполеона в 1812 году и поездку пришлось отложить до 1818 года.

В 1818 году художник уехал в Италию и на родину больше не вернулся.

Ещё будучи учеником Академии художник написал несколько примечательных пейзажей, где есть и соблюдение канонов пейзажа времён классицизма, однако искусствоведы говорят о попытках отступить от канонов и приблизить пейзажи к реальному и более точному виду пейзажа.

Основная тема итальянского периода творчества художника – это природа Италии, формирования образа «Златой Италии», в которой всё дышит величием и покоем, картины о счастье и доброте. Где есть уютные бухточки и глубокие тени от ленивой листвы, яркие лучи солнца и неспешное течение жизни.

С годами палитра живописца становится всё светлее, уходят традиционные коричнево-охристые тона, краски становятся всё чище.

Впрочем, о красках и тонах пусть пишут искусствоведы и критики.

Я же хочу вас пригасить полюбоваться на красоту, которую художник творил до самой своей смерти в 1830 году. Похоронен Сильвестр Щедрин в городе Сорренто.

Картины художника сильвестра феодосиевича щедрина

Новый Рим. Замок святого Ангела

Лунная ночь в Неаполе

Грот Матроманио на острове Капри

Малая гавань в Сорренто

Вид в Сорренто

Старый Рим

Жанровая сцена. Пилигримы

Озеро Альбано в окрестностях Рима

Набережная в Неаполе

Терраса в Сорренто

Малая гавань в Сорренто с видом на острова Искья и Прочидо

Итальянский пейзаж. Капри

Набережная Мерджеллина в Неаполе

Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто

Вид с Петровского острова в Петербурге

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге

Водопад в Тиволи близ Рима

Водопад в Тиволи

Большой фонтан в Кастелламаре

Колизей

http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-silvestr-shhedrin-1791-1830.html

Источник: https://pravoslavnaa.livejournal.com/319260.html

Читать

© Соловьева И., 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

* * *

Я очень люблю мою маму. Потому что она меня родила. А также за то неимоверное количество усилий, которые она приложила, чтобы вырастить из своего сына приличного человека. Думаю, что у нее это получилось – хотя бы внешне приличного…

Моя мама последние годы регулярно выступает на радиостанции «Вести FM», на которой работаю и я. Она всегда рядом со мной как самый объективный и честный слушатель и автор.

Уже давно, когда я еще работал на радиостанции «Серебряный дождь» и когда в нашем радийном эфире зашла речь об искусстве, я подумал, что было бы логичным, если б в качестве эксперта выступил человек, не только знающий, но и любящий живопись, скульптуру, людей, посвятивших себя искусству.

С этого момента моя мама стала неотъемлемой частью эфиров «Серебряного дождя», как теперь она – неотъемлемая часть эфиров «Вестей FM». А популярность ее программ стала лучшим подтверждением нашей идеи – об искусстве нужно говорить с любовью.

Радио – это уникальное средство массовой информации прежде всего потому, что оно сиюминутно. Все программы существуют лишь здесь и сейчас, и через мгновение они становятся уже достоянием истории.

Однако есть вещи, которые хочется и даже необходимо сохранить для аудитории, чтобы люди могли время от времени просматривать, перечитывать и возвращаться к моментам, приносящим истинное удовольствие. Именно к такой неоспоримой ценности я бы отнес мамину рубрику.

В книге, которую вы держите в руках, содержатся избранные рассказы о творчестве и судьбах выдающихся русских живописцев, поданные с таким тонким пониманием, проникновенностью и любовью, которыми обладают далеко не многие и которые в полной мере присущи моей маме.

Алексей Петрович Антропов (родился 25 марта 1716 года в Санкт-Петербурге, умер 23 июня 1795 года там же) – русский живописец, миниатюрист, художник-портретист. Родился в семье инструментального мастера, служившего в Канцелярии от строений, руководившей застройкой Санкт-Петербурга.

В этой же канцелярии с 1732 года стал работать и сам Алексей. С 1739 года он был членом «живописной команды» при Канцелярии от строений и принимал участие в росписях Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов. Он также учился портретной живописи у французского художника Луи Каравака (ум.

1752), который работал при дворе императрицы Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны. В 1752 году он принимал участие в росписи Андреевской церкви в Киеве, построенной по проекту Бартоломео Растрелли.

По протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Ивана Шувалова – он получил место преподавателя живописи, продолжая при этом учиться портретному искусству у итальянского художника Пьетро Ротари (1707–1762), работавшего в России. Среди учеников Антропова – знаменитый художник Дмитрий Левицкий.

Антропов был любимцем императора Петра III и написал несколько его портретов. После свержения и убийства Петра III был в немилости у Екатерины II и утратил статус придворного живописца. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Иногда приходится слышать мнение, что никакой русской школы живописи нет, а если и есть, то это только русский авангард – Малевич, Кандинский и соц-арт. С этим трудно согласиться.

Если имеется в виду, что в начале прошлого века русская школа живописи полностью проявила свою независимость и самостоятельность, явив миру всплеск таланта и оригинальности, тогда да.

Но не стоит забывать, что путь развития русской живописи был весьма сложным и самобытным.

Читайте также:  Описание картины бориса кустодиева «купальщицы»

Портрет Петра III

1762 год

В Западной Европе в Средние века существовала традиция обучения художников в монастырях. С наступлением эпохи Возрождения и появлением светской живописи художники стали обучаться в так называемых «ботегах» – мастерских опытных художников, которые уже были известны и признаны.

Так, Леонардо да Винчи проходил обучение в мастерской Верроккьо, а впоследствии у него тоже появилась собственная мастерская. Свои школы были у Рафаэля, Боттичелли и многих других художников. Обучение происходило не революционным, а эволюционным путем.

Художники, которые учились в мастерской Верроккьо, были итальянцами, им не нужно было преодолевать многокилометровые расстояния, осваивать иностранный язык и чужую культуру для того, чтобы обучаться живописи. Обучение происходило легко, так как у учителя и ученика были общие корни и традиции.

Благодаря этому формировалось то, что принято теперь называть национальной школой. Безусловно, здесь тоже были исключения, нужно было приехать с острова Крит в Испанию, чтобы стать Эль Греко. Но такие примеры скорее редкость, чем правило.

В России эти процессы происходили абсолютно иначе. Вернее, истоки похожи, ведь в Древней Руси обучение иконописцев также происходило при монастырях, где опытные мастера передавали свои знания ученикам. Но с зарождением светской живописи все меняется.

В России в принципе не было специальных школ, где бы художники обучались светской живописи.

Первой своеобразной школой стала московская Оружейная палата, где с середины XVII века русских иконописцев обучали композиции и основным приемам светской живописи иноземные мастера, приехавшие из Западной Европы, в частности австриец Иван Детерс, поляк Станислав Лопуцкий, голландец Даниил Вухтерс.

А в 1716 году первые русские живописцы отправились в Европу учиться мастерству живописи, в их числе Андрей Матвеев (1701–1739), служивший впоследствии в Канцелярии от строений, где работал и Петр Антропов – отец Алексея Антропова, – и сам Алексей Антропов.

Такая ситуация просуществовала вплоть до открытия Академии художеств, которое произошло лишь в 1757 году, то есть спустя два столетия после открытия первого подобного заведения в Италии (первой итальянской Академией художеств считается Флорентийская академия изящных искусств – Accademia di Belle Arti di Firenze, основанная в 1563 году).

П. РОТАРИ

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

1761 год

Поэтому страна с великими традициями иконописи, с замечательными иконописными школами – Владимирской, Суздальской, Московской, Киевской, – страна, давшая миру великих иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, оказалась в положении ученика, который должен смотреть на Запад и учиться искусству там. Российское искусство было лишено эволюционного периода, периода вызревания. Не было постепенного перехода от религиозной живописи к светской, а был резкий толчок, произошедший в конце XVII века в результате реформ Петра I.

Петр I и живопись. О художественных вкусах Петра I пишет немецкий художник Якоб Штелин (1709–1785) в своей книге «Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом».

В главе 17 этой книги, имеющей название «Вкус Петра Великого к хорошим картинам», Штелин пишет: «Во время второго путешествия, предпринятого царем в 1716 и 1717 годах, показал сей монарх наиболее свою склонность и охоту к картинам.

В Амстердаме посещал он славных тогдашних живописцев и с особливым удовольствием по целому часу сматривал, как они работали, беседовал с ними о их художестве и весьма усовершенствовал свой тонкий вкус в знании картин. Наиболее ему нравились картины фламандского и брабантского вкуса» (Я. Штелин.

Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом, изображающие истинное свойство сего премудрого государя и отца отечества. – СПб., 1786. – С. 55).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=272555&p=4

Сильвестр Феодосиевич Щедрин

Веранда, обвитая виноградом.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830), – выдающийся русский художник, пейзажист, представитель романтического направления в искусстве.БиографияЩедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)Получил известность как художник-пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник пейзажиста Семена Щедрина. Учился в Академии художеств.

В качестве пенсионера совершенствовал художественное мастерство в Италии. Как все русские художники его времени, был подвержен влиянию Академизма. Биография и творческая деятельностьХудожник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года.

Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге.

За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М. Иванов, а затем Ф.Я. Алексеев. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.

Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской.

В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по классицистической традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места. Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году.

Однако далее творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.) произвела на современников огромное впечатление. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима.

Из этих картин выше всего живописец ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825).Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Художник переселился в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен — характер города соответствовал его творческим устремлениям.

«Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», — сообщал он в письме. Так полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Сильвестр Феодосиевич писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. За время пребывания в Неаполе и Сорренто художник создал ряд замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя.

Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Пейзажи, написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто, его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды».

Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри.Сильвестру Щедрину было двад цать семь лет, когда он приехал в Италию, рассчитывая поработать здесь некоторое время. Сын извест ного скульптора, племянник живо писца Семена Щедрина, он вполне мог рассчитывать на благополуч ное сосуществование в петербург ской художественной среде.

Читайте также:  Описание советского плаката «бам – стройка века»

Но Италия виделась ему странойклассического искусства, где можно было многому научиться и по-настоящему проверить свой талант, его силу. И так получи лось, что Щедрин пробыл в Ита лии до конца своей недолгой жизни.

Он полюбил эту страну, она перестала быть для него чужбиной, но и здесь, в дальних теплых краях, как о том сви детельствуют его письма на родину, он оставался русским человеком, художником, думавшим о будущем отечественного искус ства.

Отправляясь в Италию, Сильвестр Щедрин представлял ее себе сквозь призму классической живописи. С юных лет он пытался постичь секреты великих мастеров. Но представле ние это было и достаточно схема тичным и отвлеченным. Ранний его пейзаж, не лишенный поэти ческого обаяния «Вид Петровско го острова» (1815), написан в ти пичных для старой живописи усло вных коричневых тонах, и само пространство картины еще не «живет» насыщенной эмоциональ ной жизнью.

Автопортрет Сильвестра Щедрина

Сильвестр Щедрин прибыл в Рим, сохраняв ший еще магическую притягатель ность для художников многих стран. «Вечный город» поначалу казался ему ожившей, реальной, классической картиной. Но та условность, которая в работах поздних академистов представля лась ему раньше необходимой и благородной, теперь начала терять ореол привлекательности в его глазах, хотя и не сразу. Сильвестр Щедрин очень много пишет и рисует и Рим, и его окрестности, готовя отчет ную картину, которую должен был со временем отослать в петербург скую Академию художеств. Щед рин еще пишет с соблюдением многих правил академической школы, подсознательно, но не пременно следуя четкому разде лению картины на планы, резко ограничивая «зоны» изображения, соблюдая кулисность построения и правила освещения, проверен ные опытом предшественников. И, конечно, «благородный», му зейный темно-коричневый тон тоже исчезает далеко не сразу. В его работах предстают торжест венность природы, приведенной к классической гармонии, руины, навевающие меланхолию и грусть. Живя в Риме, изучая старое ис кусство, Щедрин постепенно вни кал в особенности итальянской природы, характер людей и страны. Русский мастер поставил перед собой очень трудную профессио нальную и психологическую зада чу — передать пластическое, живописное своеобразие и харак тер итальянской природы как бы изнутри, ощутив себя частью этой природы, руководствуясь прису щими ей законами. Щедрин переезжает в Неаполь, и пятилетний неаполитанский пе риод — самое счастливое время в его творчестве. Художник, встретившись с морем, привольной, свободной приморской природой, словно бы обрел новое дыхание. Именно в Неаполе и окрестностях им написаны самые лучшие из его пейзажей, такие, как виды гаваней в Сорренто, различные веранды и террасы.Если Карл Брюллов, любивший и знавший Италию, как бы вкомпоновал виды Италии в свои сюжетные и портретные компози ции в качестве фона, то Сильвестр Щедрин пишет прежде всего саму природу, особость и неповтори мость состояния пейзажа. Фигура в этом пейзаже «растворяется», лишь подчеркивая красоту при роды и ее величественность. Для него все в ней значительно и прекрасно. Мы ощущаем нежную безмятежность лунной ночи, летящий свет полдневного зноя, то, как солнцу глубоко прогрело слой воздуха, как спасительна прохлада причудливо обвитой побегами винограда террасы. Рыбаки. виноградари, монахи, укрывшиеся в тени этих живопис ных веранд и террас, соединяются в нашем восприятии с общим состоянием природы. Художник, оставшись один на один с природой, приходит к необ ходимости поисков нового живо­писного языка. Он настойчиво стремится передать игру солнца, блики, прекрасную серебристую дымку морских далей, прозрачный рассеянный свет. Щедрин ищет новые, не известные до него кра­сочные сочетания, стремясь пи сать легко, чтобы краски пламене ли, передавали весь вошедший в них щедрый солнечный свет. Морская лагуна становится жи вописным пространством, напо енным светом, радующим глаз зри теля своей живостью и красотой. Художник ищет и находит нежные, тонкие оттенки светло-лиловой равнины морской воды, золотистые закатные краски неба, серебрис­тость приморского ветреного воз духа Небо в его пейзажах обычно прозрачное и легкое. Просторные, свободные по ощущению неаполитанские пейзажи Щедрина располагают зрителя к прекрасной ро мантичности и мечтательности. Здесь есть высокая полнота чувст ва, подлинный восторг. Гармония произведений Щедрина раннего периода, сделанных в России и в первую пору пре бывания в Риме, и гармония его зрелых работ — совершенно разного свойства. Молодой Щедрин старательно добивался цельности общего впечатления, исходя из общих, хорошо усвоен­ных им правил академического пейзажа. Щедрин-мастер смело отказывается от освященных традицией канонов и сверяет гармонию живописи с гармонией природы.Новаторское по сути творчество Щедрина опережает свое время. Только лучшие пейзажные этюды другого итальянского пенсионера петербургской Академии худо жеств — Александра Ивановамогут быть поставлены вровень с его неаполитанскими пейзажами. В своем стремлении передать солнце, свет, их влияние на жизнь природы Щедрин может рассматриваться в числе немногих художников, предвещавших ту революцию в пейзажной живопи си, да и живописи вообще, кото рую выпало позже свершить импрессионистам. Речь идет именно о предчувствии нового. В рамках старой системы клас сической живописи талантливый и прозорливый русский мастер сумел искренне и сильно передать личное, индивидуальное поэти ческое восприятие природы. И не случайно, что, хотя русская пейзажная живопись достигла высокого расцвета в более позд ние времена и пейзаж стал одним из ведущих и любимых жанров отечественной живописной школы, имя Сильвестра Щедрина неиз менно называлось в числе самых значительных представителей русского искусства.

Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.

Новый Рим. Замок Святого Ангела. 1823.

Набережная Сайта Лючия в Неаполе. 1820-е.

Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.

Набережная в Неаполе. 1825

Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. 1828

Итальянский пейзаж. Капри. 1826

Грот Матроманио на острове Капри. 1827

Грот во Флоренции. 1826

Водопад в Тиволи близ Рима. 1823

Вид Сорренто близ Неаполя. 1825

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829

Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь.

Вид Амальфи близ Неаполя. 1826

В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре. 1828

Большая гавань на острове Капри. 1828

Терраса на берегу моря. Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.

Терраса в Поццуоли. 1828

Старый Рим. 1824

Прибрежная сцена

Озеро Альбано в окрестностях Рима. Не позднее 1825.

Русская живопись

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2015/01/blog-post_940.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector