Подготовка к сочинению по картине Т Н Яблонской
Подготовка к сочинению по картине Т. Н. Яблонской «УТРО» Оборудование: репродукция картины. Цели: ознакомить учащихся с особенностями художественного описания помещения, подготовить детей к описанию картины.
Вступительное слово о художнице. Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Она изображает на полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.
В картине » Утро » художница учит нас видеть прекрасное в обыденном, в том, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Всё как будто очень незатейливо в этой картине.
На самом деле всё в ней очень хорошо продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел.
«Перед стартом» «Бумажные цветы» «Весна» «Зимний день в Седневе» «Лен»
Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб» . В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Однажды ранним майским утром Лена , дочка Т. Н. Яблонской, проснулась в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу.
Вскочила она с кровати, развела руки в стороны еще чуть-чуть — и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Татьяна Ниловна, увидев это, создала картину «Утро» , о которой мы сегодня и будем говорить.
Составление плана сочинения. 1. Вступление Утро в городе. (общее описание картины). 2. Общий вид комнаты 3. Передний план картины. ( стол, завтрак) 4.
В центре картины (девочка: поза, внешний вид, возраст; кровать, стул, пол) 5. Задний план картины (арочная балконная дверь и окно, простенок, цветы, тарелка) 6. Колорит картины (цветовая гамма), 7.
Впечатления, полученные от просмотра картины.
Предупреждение речевых ошибок. · Яблонская Т. Н. , Татьяна Ниловна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец · изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. · юная спо.
РТсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня · Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять; · В центре, посередине, прямо, напротив, · вдоль, слева, справа, вверху, внизу
Рабочие материалы 1. Вступление Утро в городе. (общее описание картины). Яркое, солнечное, теплое, раннее, весеннее 2. Общий вид комнаты Комната солнечная, 3. Передний план Обыкновенный круглый стол, накрытый голубой картины.
(стол, завтрак) скатертью; На столе завтрак девочки: кувшин с молоком, хлеб, масло; 4.
В центре картины (девочка: поза, внешний вид, возраст; кровать, стул, пол) Блестящий паркетный пол; худощавая девочка лет десяти, делающая зарядку; она одета в спортивные трусы и майку; Она стоит … Неубранная кровать; На спинке стула висит пионерский галстук, на стуле лежит школьная форма
Рабочие материалы 5. Задний план картины (арочная балконная дверь и окно, простенок, цветы, тарелка) Распахнутая балконная дверь, рядом окно; в простенке между окном и балконной дверью висит д. Екоративная тарелка и кашпо с плющом, который красиво обр. Амляет арку окна и двери. 6.
Колорит картины Цвета теплые, сочные и яркие: желтые солнечные стены, оттенки коричневого и оранжевого- дерево кровати и пола. Они привносят особое ощущение радости, торжественности. Им противопоставляются холодные тона: глубокий синий цвет скатерти, темная школьная форма, насыщенная зелень комнатных растений. (цветовая гамма), 7.
Впечатления, полученные от просмотра картины.
Беседа по картине и параллельная запись рабочих материалов. 1). Что изображено на картине? 1) Утро свежее, солнечное, над городом туман 2) Весна, ощущается прохлада раннего 2). Какое это время года? утра 3). Опишите девочку, чем она занята? .
3) Девочка худенькая, стройная, изящная, грациозная, лицо светлое, счастливое; хозяйка опрятная, делает утреннюю гимнастику. форма девочки: ленты для кос, пионерский галстук, школьное платье 4) Комната солнечная, просторная, 4).
Как характеризует хозяйку её много воздуха и света, блестящий комната? паркетный пол, не заставлена мебелью, круглый стол, кувшин, деревянная кровать, белоснежное постельное бельё, декоративная тарелка, кашпо с вьющимся цветком, цветок изящно свисает с балконной двери, чистота и уют, цветы на подоконнике.
Видно, что маленькая хозяйка очень любит свою комнату, поддерживает чистоту и уют. 5) Туман над городом, очертания зданий, утреннее небо, ясное и 5). Расскажите, что мы видим в спокойное. открытую на балкон дверь?
Сочинение по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» На этой картине была изображена комната художника. Она хорошо убрана. Окно было открыто. За окном была опушка леса, зеленая трава, слева большие березы. В окно заглядывали два мальчика. . .
Вопросы для анализа Почему лучше описывать картину в настоящем времени? Это позволит избежать повторения глагола быть (была), кроме того, то, что изобразил художник, есть и сейчас — когда мы описываем картину.
Убедительно ли для читателя утверждение, что комната хорошо убрана? (Нет, так как дальше эта мысль не раскрыта и комнату трудно представить. )
· Передо мной картина Т. Н. Яблонской «Утро» . На ней изображено утро девочки. На переднем плане стол с завтраком из хлеба, масла и молока. Комната просторная, светлая и очень ухоженная. В центре картины девочка десяти лет. Она делает зарядку.
А потом пойдет в школу, потому что на заднем плане перед открытым окном стоит стул, на котором висит пионерский галстук, уже поглаженный, и школьная форма. Еще перед балконом стоит кровать. Она не заправлена и помята. По-видимому, девочка только что встала и уже собирается в школу. Вид у нее приличный, аккуратный. Сама она чемто озадачена, у нее напряженное лицо.
Девочка готовится идти в школу. В целом картина хорошая, потому что в ней много загадочности и смысла, так что ее можно описывать очень долго.
· Перед нами картина Т. Н. Яблонской «Утро» . На ней изображена комната девочки со столом и кроватью. На переднем плане картины изображен стол с только что принесенным завтраком: хлебом, молоком в кувшине и маслом.
На центральном плане изображена девочка, делающая зарядку. Ей лет десять. Она собирается в школу. У нее напряженное лицо. Она худощавая и высокая. Рядом с девочкой изображен стул. На нем лежит школьная форма. На спинке стула висит пионерский галстук.
Там же стоит кровать. По ее виду заметно, что девочка только что проснулась. На заднем плане – стена. На ней декоративная глиняная тарелка с птицами. Там же находится балкон нараспашку. Окно старинного типа. Наконец, на заднем плане находится город.
Окна выходят на восток. В общем, картина мне понравилась, потому что она светлая и радостная.
Источник: http://present5.com/podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-t-n-yablonskoj/
Конспект и презентация урока русского языка «Сочинение-описание картины Т.Яблонской «Утро» — Горохова Л.Б
Цели:
познакомить с художницей и её картинами, закрепить умение описывать помещение; подготовить к описанию картины «Утро»;
развивать творческие способности учащихся.
Эпиграф (слайд 2)
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья, Возродися в блеске и тепле, Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья.
И.Бунин
Оргмомент
Сегодня на уроке нам предстоит встретиться с полотнами Татьяны Ниловны Яблонской. Мы рассмотрим некоторые её картины. Но целью нашего урока является описание картины «Утро», интерьера, изображённого художницей.
Слово о художнике
(слайд 3)
Яблонская Татьяна Ниловна (1917 – 2005). Народный Художник СССР. Действительный член Академии Художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Награждена Золотой медалью Академии Художеств СССР. Герой Украины. Родилась в семье преподавателя словесности смоленской классической гимназии.
В 1935-1941 гг. училась в Киевском художественном институте.
(слайд 4)
Во время войны Т. Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает в колхозе. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте.
Картина «Враг приближается» была одной из лучших о войне, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди.
(слайд 5)
Три года тяжелой полуголодной жизни привели к тому, что сразу после войны Татьяна, вернувшись на Украину, написала свое дебютное полотно, мгновенно сделавшее ее из обычной молодой художницы лауреатом Государственной премии, — знаменитую картину «Хлеб». Она хотела передать людям свой восторг от самой жизни.
Сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье работающих людей создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть.
Картина «Хлеб» стала гимном труду народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию
Четырехметровая картина «Хлеб» обосновалась в Третьяковке, его репродукции – в учебниках, на плакатах, открытках и календарях.
(слайд 6,7)
Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом. Эта картина была отмечена Госпремией (1951) и принесла художнице славу мастера первой величины. Татьяне Ниловне удавалось видеть великое в малом.
Чтобы создать гениальное произведение, ей не нужно было куда-то далеко уезжать на выбор натуры — каждая веточка, лучик солнца, гуляющие в парке мамы с колясками — на холстах Яблонской звучали неповторимой мелодией.
(слайд 8)
Знойный летний день, на натянутых между деревьев веревках, словно застывшие в неподвижном воздухе, висят влажные простыни и спит в колыбели маленькая жизнь. (Картина «Летом» 1954г.).
(слайд 9)
Различные по тематике произведения Яблонской говорят о доброте, радости, трепетном отношении к прошлому страны и тревоге о будущем. Посмотрите на пейзажи. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами.
(слайд 10)
Во время войны в колхозе Татьяна Ниловна косила, полола, скирдовала, молотила, возила на волах воду для поливки огородов, словом, была заправской колхозницей. Здесь она «познала радость труда в коллективе».
(слайд 11)
В 1977 году была написана еще одна и любимая работа Татьяны Ниловны — картина «Лен». Она часто вспоминала, с каким воодушевлением писала вокруг своего дачного посёлка этюды к ней. Татьяна Ниловна говорила, что перецеловала кисточкой каждый сантиметр картины. В мастерской тогда стоял перед ней настоящий большой сноп льна. А моделью была дочь Оля.
(слайд 12)
Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством.
(слайд 13)
В 1950-1960 гг. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Мы видим, как выпускают первые листочки упругие веточки на подоконнике (картина «На окне» 1954г)
(слайд 14)
В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.
(слайд 15)
Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства.
Ее работы уникальны в своем роде: рисуя вид из окна на кухне, цветы на собственном балконе, художница наполняла свои картины подлинной, настоящей жизнью.
И женщиной она была уникальной — успевала все: заниматься творчеством, преподавать, читать стихи, путешествовать, выходить замуж, растить детей…
(слайд 16)
«Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой
поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное
поэтическое состояние разольется… и обычный кусок двора озаряется изнутри
каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…»
Т.Н. Яблонская
(слайд 17)
В 1954 году Татьяна Ниловна получила две комнаты в коммунальной квартире. В то время по улице ходили трамваи. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов. Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью.
В этой комнате Татьяна Ниловна и написала картину «Утро». Моделью стала старшая дочь Лена. В картине был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек». Потом она появилась в «Родной речи», и несколько поколений детей писали по ней сочинение.
В 60-е годы была написана песня, каждое утро она звучала по радио. Картина «Утро» и песня очень созвучны.
На зарядку становись
Музыка: Зиновий Компанеец Слова: Яков Белинский
Поздно утром только сони Спят, свернувшись калачом, Мы встаём, лишь солнце тронет Нас своим косым лучом!
Припев: Рассчитайся по порядку, Снова солнцу, снова солнцу улыбнись! Рассчитайся по порядку, На зарядку, на зарядку становись! На зарядку, на зарядку, На зарядку, на зарядку, становись!
На сверкающей лужайке Блестки утренней росы. Вспыхнут ярче птичьей стайки Наши майки и трусы! Припев.
Любо утречком размяться, И нырнуть поглубже в пруд! А потом с друзьями взяться За учёбу и за труд! Припев.
Беседа по картине
(слайд 18)
Что изображено на картине?
Какое это время года?
Как вы это определили?
В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что окружает нас и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное сентябрьское утро. Лучи солнца и свежий воздух врываются в комнату через распахнутую дверь. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом, его дали подёрнуты дымкой.
(слайд 19)
Что делает девочка?
Девочка только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Утренняя зарядка заряжает человека бодростью на весь день, делает его сильным, ловким, красивым.
(слайд 20)
Как характеризует эта комната её хозяйку?
Просторная солнечная комната. Много воздуха и света. Блестит чистый паркетный пол. Комната не заставлена мебелью. На круглом столе красивая глиняная посуда. Деревянная кровать ещё не заправлена. Белоснежное постельное белье.
Стена украшена декоративной тарелкой, кашпо. На окнах и двери балкона вьётся зелёный плющ. Чистота и уют. Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша жизнь, и проникаемся радостным настроением.
(слайд 21) Работа с учебником
Описание комнаты (упражнение №224)
1. пол: паркетный;
2. потолок: высокий, абажур под потолком;
3. стены: эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, батарея центрального отопления, абажур под потолком;
4. окна: большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка, карниз над окном, выход на балкон;
5. мебель: деревянную кровать, круглый большой стол, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой.
(слайд 22) Лексическая работа
Интерьер (спец.) — внутреннее помещение в здании.
Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры.
Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.
Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью;
2) перекладина над окном, на которую вешают шторы.
Словарь русского языка . С.И.Ожегов
(слайд 23)
Материалы к сочинению
1. пол: паркетный, залитый солнечным светом;
2. стены: толстые, бежевые, эстамп на стене, в кашпо вьющийся плющ;
3. окна: высокое, дугообразное, рама белая, под окном батарея центрального отопления, большие окна аркой, открытая стеклянная дверь на балкон, оградительная решётка;
4. мебель: деревянная кровать, круглый большой стол, льняная скатерть, длинная бахрома, глиняный графин, хлебница, салфетка;
5. комната: светлая, с высокими потолками, большая, просторная, уютная, много воздуха и света.
(слайд 24)
Возможный план сочинения-описания
I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи.
II.Утро.
III.Комната девочки:
помещение; мебель;
украшения.
IV.Девочка.
V.Впечатление от картины.
Написание сочинения
Начиная работу, обратите ещё раз внимание на эпиграф к уроку. Возможно, слова поэта помогут передать впечатление от картины.
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья, Возродися в блеске и тепле, Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья.
И.Бунин
Похожие образовательные материалы:
Источник: http://razrabotky.ru/load/6_klass/russkij_jazyk/konspekt_i_prezentacija_uroka_russkogo_jazyka_sochinenie_opisanie_kartiny_t_jablonskoj_utro/69-1-0-2706
Другой мир Татьяны Яблонской
Кто-то называл ее работы гимном соцреализма, иные видели в них крамольный в советское время импрессионизм. А она еще в детстве, глядя на падающую звезду, неизменно загадывала: “Хочу быть хорошим художником”. “На выставки моей мамы ходят, чтобы отдохнуть душой, — это другой мир”, — говорит сегодня дочь Татьяны Яблонской Гаяне Атаян.
Татьяна Яблонская — народный художник СССР и Украины, действительный член Академии художеств СССР и Академии искусств Украины, профессор, награждена бронзовой медалью Всемирной художественной выставки в Брюсселе и двумя медалями Академии художеств СССР.
Она — лауреат трех Государственных премий СССР и Национальной премии Украины имени Т. Шевченко, Герой Украины.
Именем Татьяны Яблонской названа улица в Соломенском районе Киева.
Персональные выставки художницы проходили во многих городах СССР и мира. Ее картины находятся в Национальном художественном музее Украины (Киев), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном русском музее (Санкт-Петербург), других музеях и частных коллекциях.
Сестра Татьяны — художница Елена Яблонская, брат — архитектор Дмитрий Яблонский. Дочери — художницы Елена Бейсембинова (Отрощенко), Ольга Отрощенко, Гаяне Атаян.
Первый муж — художник Сергей Отрощенко, второй муж — художник Армен Атаян.
В этом году в издательстве “Родовид” готовится выход книги “Татьяна Яблонская: Дневники. Воспоминания. Размышления”.
К 100-летию художницы Национальный банк Украины выпустил коллекционную монету номиналом 2 гривни, а Укрпочта — марку с изображением картины “Лен”, для которой позировала ее дочь Ольга.
Большое “путешествие”
“Мама шутила, что две недели прожила еще при царе, поскольку родилась в канун февральской революции — 24 февраля 1917 года в Смоленске”, — рассказывает Гаяне. Дед Татьяны по материнской линии был попечителем народных училищ Смоленской и Калужской губерний и очень уважаемым человеком, дослужился до дворянского титула.
А отец происходил из семьи священнослужителей. Предполагая, что он станет продолжателем семейной традиции, родители назвали его церковным именем Нил. Но за участие в студенческих волнениях 1905 года юный Нил Яблонский был исключен из духовной академии. Мечтая об искусстве, пробовал поступить в Петербургскую Академию художеств, но не выдержал экзаменов.
Поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал словесность в гимназиях. Однако мечта о творчестве осталась, и Нил Александрович делал все, чтобы дети пошли этим путем. Так и случилось: его дочери Елена и Татьяна стали художницами, сын Дмитрий — архитектором.
Но прежде чем родительская мечта воплотилась в жизнь, прошел не один год, полный лишений.
Людям интеллигентным во времена разгула пролетарских страстей приходилось непросто. И хотя поначалу семья Яблонских приветствовала революцию, но когда ее лозунги начали расходиться с действительностью, а инакомыслие жестоко каралось, они решили эмигрировать.
“Мама эту историю долго скрывала от посторонних, до конца дней не веря в то, что прошлое уже не вернется”, — вспоминает Гаяне Атаян. Ради того чтобы выехать из советской страны, в 1928 году семья покинула Смоленск.
Однако попытки эмигрировать оказались неудачными, и семья осталась в Украине.
Нил Яблонский был типичным разночинцем. К воспитанию своих детей относился серьезно. Не хотел отдавать их в советскую школу, опасаясь коммунистического влияния. Родители учили детей сами, по всем правилам — диктанты, математика, французский. В школу Татьяна ходила всего один год — с 1932-го по 1933-й.
“Мама немного завидовала ровесникам, которые, как ей казалось, живут интересной полноценной жизнью: поют революционные песни, маршируют с барабанами, поступают в пионеры. А она, ее брат и сестра были в стороне от этого всего. В то же время у них было какое-то внутреннее чувство своего превосходства: мы другие”, — делится Гаяне.
В доме Яблонских всегда царила особая атмосфера: например, отмечать “мещанские” праздники Рождество и Новый год в первые годы советской власти считалось крамолой, но они их всегда справляли. Чтобы не привлекать лишнее внимание, зажигая на елке свечи, родители закрывали окна одеялом.
“Значительно позже, во времена моего детства, когда мы готовились к Пасхе, мама, прежде чем отпустить меня в школу, просила тщательно смыть с рук следы краски, чтобы никто не догадался о “запрещенном” занятии”, — улыбается Гаяне.
Хотя репрессии Яблонских не коснулись, выживать семье было непросто. Мать Татьяны, Вера Георгиевна Варгасова, перешивала для детей свои вещи — остатки былой роскоши. До революции она была настоящей леди: преподавала французский, выписывала роскошные наряды и шляпки по каталогу из Парижа.
Но когда возникла необходимость, научилась шить: делала на заказ крестьянские кофточки, которые пользовались спросом. Однажды она отправила маленькую Таню за тканью. Вот только выбор расцветок в те годы ограничивался революционной тематикой или индустриальными мотивами: изображали в основном серп и молот и какие-то шестеренки.
Ткань такой “расцветки” девочка и принесла, чем привела Веру Георгиевну в ужас: “Крестьянкам нужны цветочки!” — сокрушалась она.
С момента переезда Яблонских в Украину им довелось жить в нескольких городах — Одессе, Каменец-Подольском, Луганске.
В 1934-м Татьяна поступила в Киевский художественный техникум, а после стала студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института по специальности “художник-живописец” в мастерской профессора Федора Кричевского. Киев она полюбила и осталась в этом городе навсегда.
Годы спустя Татьяна Ниловна не раз говорила, что очень ценила школу Кричевского и что на Западе не смогла бы получить такого образования. Даже когда ее, прославленную и знаменитую, приглашали жить и работать в столицу СССР, неизменно отказывалась: “В эту землю я корни пустила”, — говорила она.
Ее университеты
“Мама всегда оставалась собой, никогда не была конъюнктурщицей: все ее работы, написанные в стиле соцреализма, вдохновлены жизнью, реальными впечатлениями, они искренние — потому больше, чем просто советская живопись. Она ни разу не писала Сталина или Ленина”, — вспоминает Гаяне. Однако совсем избежать “почетной” обязанности Татьяне не удалось.
“Студенты художественного института в довоенные годы оформляли майские и октябрьские демонстрации, — рассказывает Гаяне. — Это был их заработок. Мама рассказывала, что все они жили от октября до мая: студентам приходилось трудно, и весь институт перед такими праздниками включался в эту работу.
Однажды им пришлось делать портрет Сталина для колонны, представляющей плодоовощторг, и Иосифа Виссарионовича надо было выложить из… сухофруктов! Вечно голодные студенты потребовали огромное количество яблок, чернослива якобы для того, чтобы точнее подобрать оттенки.
Ребятам выписали множество мешков с сухофруктами: из яблок сделали кожу, из груш — усы, а глаза — из чернослива. После этого все общежитие полгода пило компоты из оставшегося “материала”.
Институтские годы оказались для нее не только временем постижения тайн ремесла, но и подарили встречу с человеком, который стал ее мужем. Перед войной сестры Татьяна и Елена Яблонские вышли замуж за студентов этого же института Сергея Отрощенко и Евгения Волобуева.
Вот только светлые планы молодых “подкорректировала” война. В начале лета 1941 года и Сергей, и Евгений были призваны в армию. Сергей стал художником фронтового Дома Красной Армии. Татьяна ждала ребенка. И лишь благодаря этому ей удалось получить разрешение на эвакуацию.
Елена достать его не смогла, но отправилась вместе с сестрой, спрятавшись в вагоне перед самым отходом поезда. Сестры Яблонские приехали в Саратов, где жила их тетя. Здесь родилась первая дочь Татьяны, Леля. Вскоре им втроем пришлось покинуть Саратов и перебраться в село. Жить там оказалось невероятно трудно.
Главной задачей было как-то сохранить ребенка. Обе сестры работали в колхозе, постепенно научились делать любую сельскую работу. Конечно, о красках и холстах пришлось забыть.
Татьяна иногда бралась за карандаш, если кто-нибудь просил сделать по фотографии портрет погибшего на войне отца, мужа, сына: за два года пребывания в саратовском колхозе немало пришлось сделать таких рисунков.
В ноябре 1943-го Киев был освобожден от фашистов, а в апреле 1944-го сестры вернулись домой. Татьяна сразу погрузилась в работу: начала преподавать в художественном институте — студенты возвращались с фронта. Картины военного города потрясли ее: “Враг приближается” и “Разрушенный Киев” — страшная реальность, запечатленная художником.
“До войны, во время учебы в институте, я много и серьезно работала над живописью, — скажет она годы спустя. — Начинала по-настоящему понимать значение тона и цельность живой живописной поверхности, материальность цвета и передачу цвето-воздушной среды… Укрепиться в этом помешала война.
Более чем трехлетний перерыв в работе резко отбросил назад. Все тонкости чисто живописных ощущений были потеряны. Нужно было снова долго и внимательно поработать с натуры, чтобы восстановить эти забытые и по-настоящему еще не укрепившиеся ощущения, но уже было не до того. Тут уж не до учебы.
Послевоенный подъем духа, молодость, уверенность в себе, масса замыслов. Пошли картина за картиной. Успех за успехом”.
Жизнь обретала краски: домой вернулись близкие, в 1947-м у Татьяны и Сергея родилась вторая дочь — Ольга. Будто наверстывая упущенное, Татьяна Ниловна писала, используя каждое мгновение. В том же году появилась работа, обозначившая новый этап в жизни и творчестве.
“Картина “Перед стартом”, как говорится, “прозвучала” на одной из послевоенных всесоюзных выставок. Она даже шла на Государственную премию. Ко мне уже приходили и репортеры, и фотографы. Вот-вот должно было выйти постановление. Уже якобы все было решено.
И вдруг поворот на 180 градусов… Картину… сняли с подрамника, и она долго валялась в подвалах Музея украинского искусства. Вместо премии она получила какие-то бранные эпитеты… В институте началось “гонение на ведьм”.
Но меня выручала любовь к жизни и восторженность”, — отмечала художница.
Однако самым известным произведением Яблонской стала картина “Хлеб”, написанная в 1949-м. Она была задумана в селе Летава Хмельницкой области, где в 1948 году Татьяна руководила летней практикой студентов и сама много работала. “Картину “Хлеб” я писала с полнейшей отдачей, с сердцем, полным любви к этим женщинам, к зерну, к солнцу.
Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни? Картина имела небывалый успех на выставке, в результате — Сталинская премия”, — радовалась мастер.
Неожиданное продолжение эта история получила почти 70 лет спустя: “В феврале 2017-го у меня была фантастическая встреча: на открытии юбилейной выставки Татьяны Яблонской в Национальном музее литературы меня подвели к статной красивой молодой даме, — говорит Гаяне. — Она рассказала, что ее бабушка позировала моей маме для картины “Хлеб”.
Бабушка стояла в очереди, где Татьяна ее и приметила — она в то время искала натуру, ей нужен был определенный типаж. Татьяна Ниловна подошла к ней и попросила позировать. Та смутилась, боялась, что заставят раздеваться. Мама ее успокоила, но женщина переживала, мол, ее не отпустят с работы.
Решили и этот вопрос: от Художественного института, где Яблонская писала картину, направили письмо. Позже мама вспоминала о Гале Невгад с большой благодарностью — сельская девушка Галя знала, как особым способом “пiдпинати” подол юбки и умела по-крестьянски завязывать “хустку”, чем очень помогла маме создать образы картины “Хлеб”.
“Полюбите нас черненькими..
…а беленькими нас всякий полюбит”, — часто повторяла Татьяна Ниловна: несмотря на яркую внешность, она принципиально не хотела уделять внимание нарядам. И все же стала одной из первых женщин в Киеве, надевших элегантный брючный костюм.
“Мама успевала все: творчески работать и преподавать в Киевском художественном институте, заниматься общественными делами. Много ездила по стране.
В одной из таких поездок она познакомилась с моим будущим отцом — Татьяну Ниловну в качестве члена государственной экзаменационной комиссии пригласили в Ереванский художественный институт, где работал и Армен Атаян.
Правда, с ним, как и со своим первым мужем, Сергеем Отрощенко, она прожила всего одиннадцать лет. Думаю, Яблонская всегда была слишком самодостаточным человеком, потому часто говорила: “Самыми счастливыми моментами в моей жизни были те, когда я разводилась”, — рассказывает Гаяне.
Зато для своей дочери Елены она, сама того не зная, “выбрала” будущего мужа. “Картина “Утро”, написанная мамой в 1954 году, мистическим образом повлияла на судьбу моей старшей сестры, — говорит Гаяне. — Леля училась в Москве, в Строгановке, на отделении текстиля.
Когда выяснилось, что именно она изображена на знаменитой картине Яблонской, один из студентов-однокурсников признался: репродукция “Утро” из журнала “Огонек” много лет висела у него в комнате и только благодаря ей он решил стать художником. Вскоре Елена Отрощенко и Арсен Бейсембинов поженились.
Так мама “предопределила” Лелину судьбу”.
Дочерям непросто было рядом с этой волевой женщиной: “Старшая, Елена, отправилась с мужем в Алматы, средняя, Ольга, переехала в другую квартиру, — делится Гаяне. — А я, как младшая, всегда была при маме: это моя дорога. В чем-то было сложно, но больше все-таки радостно: тесное общение с мамой было драгоценным.
В 90-е годы и до конца я помогала ей в работе. Маме достаточно было сказать: “Обеспечь”, — и я сразу подавала холст, палитру, кисти, позже — бумагу и пастель. В свои активные годы Татьяна Ниловна всегда находила время для меня маленькой: вместе мы делали елочные игрушки, занимались музыкой, ездили отдыхать.
Иногда мне кажется, что только тогда я была по-настоящему счастлива: солнце, искрящаяся вода, теплый речной песок и рядом мама… Яблонская всегда фонтанировала идеями. У нас дома часто собирались ее ученики: советовались, спорили, по вечерам пили чай. Ее это тоже вдохновляло.
Они-то позже и рассказали мне о том, как в период увлечения йогой мама пришла на урок в мастерскую и с восторгом продемонстрировала студентам свое очередное достижение — экстравагантное упражнение из йоговской практики.
Студенты были в шоке: академик, народный художник — как можно?! Но она всегда была такой, и делала это не ради эффекта, а от полноты чувств. Заболев, Татьяна Ниловна уже не могла сама работать масляными красками, поэтому она садилась за моей спиной и наблюдала.
Я под прицелом ее внимания выдерживала недолго: “Мамочка, ты бы могла работать, если бы за твоей спиной стоял Рембрандт?!” — говорила в сердцах. А ей достаточно было едва тронуть кистью мой холст, чтобы исправить безнадежное положение”.
Сидя на унылых, но обязательных собраниях в Союзе художников, рисовала коллег: если находилась в зале, изображала затылки, уходящие в перспективу, а когда оказывалась в президиуме — получалась большая галерея портретов.
Кого там только ни было! “В пятидесятых годах мама была депутатом Украины двух созывов, очень ответственно относилась к своим обязанностям: выполняла просьбы трудящихся, которые обращались к ней: кому шифер доставала, для кого-то устраивала ребенка в садик. А на заседаниях Верховной Рады делала зарисовки.
Есть там и затылок с заплетенной косой, с подписью: “Ванда Василевская”, — говорит Гаяне. — Мама работала всегда: дети в колясках — она пишет, дети болеют — она пишет”.
Но счастливейшими мгновениями для близких Татьяны Ниловны были те, когда семья собиралась вместе: “Она любила красоту, на праздниках всегда было очень весело: приходили ее сестра и брат с женами, мужьями, детьми, мы — три ее дочери. Дядя говорил, что в мамином доме всегда есть маленькие дети: я на 18 лет младше старшей сестры, на 12 — средней.
Вскоре после моего рождения у мамы появился первый внук, потом внучка, потом еще одна… Все дружили. Ярко праздновали Новый год: с переодеваниями, представлениями. Мама кого только не изображала: и Деда Мороза, и добрую колдунью. Как-то для моего сына она сделала из картона шлем и два щита — круглый и прямоугольный, расписала их акварелью: там были рыцари, драконы, всадники. Рядом с ней всегда царило чувство радости”.
В последние годы жизни Татьяна Ниловна после инсульта была прикована к инвалидному креслу. Но несмотря на болезнь, которая лишила ее возможности работать правой рукой, художница овладела левой и рисовала пастелью.
В день ухода, 17 июня 2005 года, она написала букет садовых колокольчиков, который стоял на подоконнике, — на прощание. Он и теперь радует глаз созвучием света и цвета: жизнь продолжается.
В Киеве есть мастерская, в которую Татьяна Ниловна приходила на протяжении многих лет и которая хранит аромат красок, а стены — записанные ее рукой номера телефонов. А еще стихотворение, вырезанное из газеты:
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать…
P. S. Гаяне Атаян — член Союза художников Украины. В настоящее время готовит к публикации книгу дневниковых записей и воспоминаний Татьяны Яблонской. Дочь Гаяне, Ирина Зайцева, переводчик, сын Евгений — оператор на телевидении.
Ольга ЯНКОВАЯ
03.04.2017
Если Вы увидели ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: http://www.natali.ua/magazine/65488/
Внучка художницы Татьяны Яблонской: «Бабушка была одной из первых в Киеве женщин, носивших брюки»
Выдающейся украинской художнице исполнилось бы сто лет
Ценителям живописи хорошо известны картины народной художницы СССР, Героя Украины Татьяны Яблонской «Утро», «Хлеб», «Перед стартом», «Лен» и многие другие.
Ее работы хранятся в Национальном художественном музее Украины, Киевском национальном музее русского искусства, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге, Львовском музее украинского искусства, Харьковском художественном музее.
В день рождения Татьяны Яблонской (24 февраля) в Национальном художественном музее Украины откроется масштабная ретроспективная юбилейная выставка ее работ «І спогади, і мрії», которую можно будет посетить до 23 апреля. Также картины художницы можно увидеть на уже открывшейся выставке в Киевском национальном музее русского искусства (до 14 марта) и в выставочных залах Центрального дома художника (с 24 февраля до 5 марта).
О том, каким человеком была Татьяна Ниловна, «ФАКТАМ» рассказала ее внучка переводчик Ирина Зайцева.
— Когда бабушки не стало, мне было 23 года, — рассказывает Ирина Зайцева (на фото). — Она прожила 88 лет. В честь бабушкиного дня рождения обычно устраивались выставки ее работ. Татьяну Ниловну поздравляли на официальном уровне и, конечно же, родственники, друзья, коллеги.
Телефон у нас дома не умолкал. Но в последнее время бабушка болела, после инсульта передвигалась в инвалидной коляске, поэтому слава ее уже тяготила. Однако помню ее и здоровой, бодрой. Бабушка много сил отдавала семье — детям, внукам.
И мне в частности досталось столько ее тепла и внимания!
— Как Татьяна Ниловна отмечала свой день рождения в домашнем кругу?
— В конце февраля уже ощущался приход весны. Впервые за долгую зиму у нас дома открывался балкон. Вся квартира в бабушкин день рождения утопала в цветах, и она всегда писала в это время натюрморты.
Больше всего ей нравились букетики полевых цветов, купленные у старушек на улице, — с чуть увядшими лепестками и листочками.
В них — ощущение жизни! А еще бабушка очень любила писать цветы в деревянных, немного уже прогнивших балконных ящиках. Ценила натуру.
— Слышала, что Татьяна Ниловна хорошо готовила. Чем обычно она угощала гостей?
— Очень вкусной получалась у нее тушенная с мясом квашеная капуста. Готовилась она в огромной гусятнице. До сих пор помню, как вкусно пахло в доме.
А еще ее коронным блюдом были голубцы в молодых виноградных листьях. Виноград рос прямо у мастерской. Рецепт этого блюда бабушка позаимствовала в Армении, откуда родом мой дедушка Армен Атаян.
Он сейчас живет в Ереване. Ему 95 лет. Он до сих пор пишет картины.
— Несколько лет назад я общалась с внучкой Марка Шагала Мерет Мейер. Она рассказывала, как на свадьбу дочери знаменитый художник расписал сервиз. А в доме у Татьяны Ниловны посуда была какая-то особая?
— Нет, домашняя обстановка была скромной. Одевалась бабушка тоже без шика, но со вкусом. У нее был любимый полосатый костюмчик, который она надевала на торжества. Правда, все это уже в зрелые годы. А в молодости? Бабушка была одной из первых в Киеве женщин, носивших брюки.
— Какие подарки Татьяна Яблонская любила получать в день рождения?
— Одно время они с коллегами обменивались работами. А еще мне запомнился вот какой подарок. На семидесятилетие бабушку чествовали в Союзе художников и надели ей на шею лавровый венок.
Он был зеленый, свежий! Бабушка повесила его у себя в комнате на стену. Иногда, когда на кухне заканчивался лавровый лист, она отправляла «гонца» в свою комнату с просьбой отщипнуть пару листочков для супчика.
Этот венок и сейчас висит в нашей квартире.
— А какой бабушкин подарок вам особенно дорог?
— Вырезанный ее рукой из картона ангел с горном и сейчас висит у меня в комнате. Очень изящная работа. Бабушка его раскрасила золотистыми красками и написала: «Ирочке от бабушки». А на шестнадцать лет подарила мне гитару, о которой я мечтала. Правда, интерес к ней быстро пропал. А вот на пианино я играла — и в этом тоже была бабушкина заслуга.
Она настаивала, чтобы я занималась музыкой. Бабушка была строга и добра одновременно. За пятерки, полученные мной в музыкальной школе, дарила марки. Она всегда приобщала меня к прекрасному. Ее комната напоминала музей. В ней было много вещей, привезенных отовсюду. И о каждой она могла рассказать увлекательную историю.
А еще мы с ней очень много рисовали.
Судьба бабушки вполне могла бы послужить сюжетом для приключенческого романа. Родилась она в Смоленске. Ее отец хорошо рисовал. До революции преподавал в гимназии словесность, а после 1917 года стал хранителем Смоленской картинной галереи. Бабушка тоже с детства любила рисовать.
В юности, видя падающую звезду, всегда загадывала лишь одно желание — стать художником. В Смоленске бабушка прожила до двенадцати лет, а потом семья переехала в Украину. Дело в том, что прадед не принял революцию 1917 года, хотя поначалу в 1905 году участвовал в студенческих волнениях и за это даже был исключен из духовной академии.
Но спустя время разочаровался в новых порядках. Бабушка вспоминала, что ее мама, до революции преподававшая французский язык, вынуждена была пойти на курсы кроя и шитья, так как ее профессия стала невостребованной. Уже некуда было надевать и ее парижские наряды. Она шила на заказ. Семье нужны были средства. В ней подрастало трое детей.
Родители хотели обеспечить им достойное будущее, поэтому решили эмигрировать.
— Несколько раз семья пробовала уехать за границу, однако ничего из этого не вышло, — продолжает Ирина Зайцева. — В 1929 году все отправились в Одессу — было намерение уплыть в Болгарию, где жили родственники. Потом переселились в Каменец-Подольский, откуда по лесам планировали добраться до границы.
Нашли дельца, который за немалые деньги обещал помочь. Но провожатый обманул их. Завез кромешной ночью в лес и, отлучившись «на минуту», исчез, оставив в телеге. Чтобы никто не донес на них, решили ехать в Луганск. И уже из Луганска бабушка приехала в Киев, где стала студенткой художественного института.
О том, что семья пыталась бежать за границу, бабушка боялась рассказывать до последних дней.
— Творчество Татьяны Ниловны ведь было известно и за рубежом?
— Да, ее работу «Хлеб» в 1956 году отметили на Венецианской биеннале бронзовой медалью. И вообще, за рубежом бабушка в составе официальных советских делегаций бывала много раз. Посетила Италию, Францию, Испанию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию.
*Работу художницы «Хлеб» в 1956 году отметили на Венецианской биеннале бронзовой медалью
— Какая же страна произвела на нее самое сильное впечатление?
— Италия, где она побывала трижды, вызвала у нее восторг. Ее поразили открытость людей и, конечно же, искусство. Из Италии бабушка привезла моей маме разноцветные полосатые чулки. Они у нас до сих пор есть. А еще бабушка вспоминала свою поездку в Париж. Там познакомилась с эмигрантами.
Они держали недорогой ресторанчик, жили небогато. Пригласили к себе бабушку и ее коллег-художников в гости. Однако многие в делегации идти побоялись, ведь в КГБ не дремали. А бабушка пошла.
Она рассказывала, как, общаясь с бывшими соотечественниками, думала о том, что и она могла оказаться на их месте.
— Случались в жизни Татьяны Ниловны чудеса?
— Бабушкина дочь Елена вышла замуж за парня, который влюбился в нее, увидев… на картине «Утро», репродукция которой была в школьных учебниках.
*Картина Яблонской «Утро» стала для ее дочери Елены судьбоносной
— Невероятно!
— Да, это удивительная история. В Казахстане жил мальчик Арсен. Учился он в художественной школе, и ему очень нравилась картина «Утро» и девочка, изображенная на ней.
Он вырезал репродукцию из журнала и повесил на стену, подумав: «Вот бы мне такую жену!» А спустя годы познакомился с Еленой в Москве (и он, и она там учились в художественно-промышленном училище).
Сделал ей предложение, они поженились.
— На картине изображена просторная квартира. Вы и сейчас там живете?
— Нет, в этой бабушкиной квартире на улице Красноармейской я даже никогда не была.
— Как сложилась судьба вашей тети Елены?
— Думаю, счастливо. Уже много лет она живет в Казахстане. Несколько лет назад приезжала в Киев. У бабушки было три дочери, и все стали художницами. В том числе моя мама Гаяне. К сожалению, уже нет тети Оли. Она умерла, когда бабушка была еще жива.
— Бабушка рассказывала вам историю своей любви?
— У нее было два брака, оба мужа — художники: и Сергей Отрощенко, и Армен Атаян. С моим дедушкой бабушка познакомилась на днях культуры Украины в Армении. Она была очарована Востоком…
— Чем увлекалась Татьяна Ниловна, кроме творчества?
— Например, йогой. Свою психику бабушка довела до такого самоконтроля, что в любой момент могла заснуть и проснуться — словно по заданному таймеру. Кроме того, прекрасно каталась на лыжах, лихо играла в бадминтон и плавала, как пароход.
— Какая черта Татьяны Ниловны вас поражала?
— Бабушка была сильной натурой — никогда ни на что не жаловалась. Даже в последние непростые годы, когда ее парализовало и она оказалась в инвалидной коляске, продолжала работать. Когда правая рука стала нерабочей, научилась рисовать левой. Картины последних пяти лет ее жизни написаны не маслом, а пастелью— цветными мелками.
Эта техника требовала меньше физических усилий. Рисуя, бабушка отвлекалась от грустных мыслей о своем недуге, работа словно воскрешала ее к жизни. Помню, как каждый день она сидела у окна и писала. Пыталась запечатлеть меняющееся состояние природы: рассвет и закат, пасмурное и ясное небо… Бывало, вдохновение к ней приходило совсем неожиданно.
Иногда, когда на столе после завтрака оставалась посуда, бабушка говорила нам с мамой: «Не троньте!» Считала: если специально расставить чашки, блюдца и остальное, получится совсем не то. Последней ее работой была картина «Колокольчики». В тот день, когда ее писала, мы и подумать не могли, что бабушки вдруг не станет. Но, видно, она что-то чувствовала.
За несколько дней до ухода сказала мне вдруг: «Люби маму и папу, брата»…
— Татьяна Ниловна была материально обеспеченной?
— В ее жизни были разные периоды. Одно время могла позволить себе и домработницу. Бабушка прекрасно водила машину. Но автомобиль не был атрибутом роскоши.
На своих ярко-зеленых «Жигулях» она могла поехать на этюды туда, куда нельзя было добраться общественным транспортом. А в 1990-е годы жить стало трудно.
В моем классе почти у всех девочек были куклы «Барби», а мне ее долго не могли купить. И какой же счастливой я себя ощутила, когда моя мечта сбылась.
— Вас бабушка на своих полотнах хоть раз запечатлела?
— Она это делала неоднократно. И мамин портрет писала, и брата моего. А меня, например, писала вот при каких обстоятельствах. Мне было шестнадцать лет, я слушала в наушниках группу Pink Floyd и вся была погружена в музыку. Закончив работать, бабушка переспросила меня: «Как, как называется эта группа? Напиши, пожалуйста» — и протянула холст. Я написала.
— В чем Татьяна Ниловна черпала вдохновение?
— Думаю, в самой работе. Она любила говорить: «Вдохновения не надо ждать, нужно гоняться за ним с палкой». Бабушка была труженицей. Поражала ее требовательность к себе. Свои работы, если они ей не нравились, она безжалостно сжигала в камине мастерской. Правда, иногда потом сожалела. Думаю, секрет ее долголетия в том, что она каждый день работала.
— Какая картина Татьяны Ниловны у вас любимая?
— Мне очень нравятся ее работы «Лен» и «Флоренция». А еще люблю картины, на которых изображен Седнев (Черниговская область. — Ред.), где мы отдыхали каждое лето.
— Что бы вы сказали своей бабушке, если бы сегодня она могла вас услышать?
— Сказала бы, что ее ориентиры у нас в семье не потеряны.
Фото из альбома Ирины Зайцевой
Источник: https://fakty.ua/231043-vnuchka-tatyany-yablonskoj-irina-zajceva-babushkina-doch-elena-vyshla-zamuzh-za-parnya-kotoryj-vlyubilsya-v-nee-uvidev-na-kartine-utro
Дочь Татьяны Яблонской: «У мамы с детства наблюдалось огромное стремление рисовать»
5.07.2015 10:25
Десять лет назад перестало биться сердце знаменитой советской и украинской художницы, смолянки Татьяны Ниловны Яблонской (1917 – 2005).
Родилась Татьяна Яблонская 24 февраля 1917 года в Смоленске в очень интересной семье. Глава семейства Нил Александрович Яблонский был потомком шляхтичей Великого Княжества Литовского. Его отец – вяземский священник работал в гимназиях учителем Закона Божьего и служил протоиреем Покровской церкви в Смоленске.
Поэтому молодой Нил стал учиться в духовной семинарии (изгнан в 1905 году за участие в студенческих забастовках), а позже – в Духовной академии в Москве. После исключения из Духовной академии Нил пытался поступить в Петербургскую академию художеств, но не прошел по конкурсу.
Затем он окончил историко-филологический факультет Московского университета, а в 1917 году некоторое время учился живописи во ВХУТЕМАСе.
В Смоленске он преподавал словесность, литературу и рисование в гимназиях, а также иногда публиковал свои рисунки в газете «Рабочий путь». К тому же Яблонский был одним из организаторов и преподавателей Смоленского отделения Пролеткульта, а с 1922 года работал хранителем картинной галереи в Смоленском музее.
Мамой Татьяны была Вера Георгиевна Варгасова, на которой Нил Александрович женился в 1916 году. Ее отец, Георгий Варгасов, работал инспектором народных училищ Смоленской и Тверской губерний.
Нил Яблонский был хорошим отцом. Он устраивал увлекательные игры, способствующие развитию зрительной памяти, давал задания по составлению орнаментальных композиций из растительного мира, по иллюстрированию прочитанных книг.
В доме Яблонских даже «издавался» собственный журнал под названием «Сверчок» – обыкновенная школьная тетрадь с рассказами, баснями, стихами и загадками. Каждый «автор» рисовал к своему сочинению заставки, концовки, буквицы, иллюстрации.
Как правило, воскресные дни Нил Александрович проводил вместе с детьми в музеях или в экскурсиях по окрестностям.
Революцию 1917 года Яблонский вначале воспринял, как благо освобождения. Но затем, увидев террор и ужасы гражданской войны, изменил свое мнение о революционной деятельности.
Будучи по-настоящему интеллигентным человеком, Нил Яблонский с женой и тремя детьми решил бежать от репрессий на Украину, туда, где об их происхождении никто не знал. И в 1928 году семья Яблонских из Смоленска переехала в Одессу.
Затем ими было предпринято несколько попыток выезда за границу. Но эти попытки были неудачными, поэтому семья так и осталась жить на Украине. Во время немецкой оккупации Нил Александрович был угнан в Германию и дальнейшая его судьба неизвестна. А его дочь – Татьяна Яблонская получила художественное образование, и стала всемирно известной художницей.
Миллионам ценителей живописи известны ее картины «Утро», «Хлеб», «Перед стартом», «Лен» и многие другие.
Сегодня работы художницы хранятся в Национальном художественном музее Украины, Киевском национальном музее русского искусства, Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге, Львовском музее украинского искусства, Харьковском художественном музее. Народной художнице СССР и Украины Татьяне Яблонской было 88 лет.
О ее жизни недавно в украинской газете «Факты и комментарии» рассказала младшая дочь Татьяны Яблонской – киевская художница Гаяне АТАЯН:
– Гаяне, что в вашем доме напоминает о матери?
– И в мастерской, и дома практически все оставлено, как было при маме. Та же атмосфера. На стенах в мастерской картины других художников из ее коллекции висят на тех же гвоздях, которые она прибила лично. До сих пор храню мамины запачканные краской очки, в которых она работала. Одежды у нее было немного. На все торжества надевала один и тот же финский костюмчик в полоску.
В нем ее и похоронили. Пару лет назад в шкафу я обнаружила от него поясок, и так защемило сердце. Осталась и сумочка. Бытовых вещей немного. О маме также напоминают предметы народного творчества, которые она собирала. Плетеные корзины, куколки из соломы, керамическая посуда, привезенная отовсюду. И, конечно, книги.
Это альбомы об искусстве, мемуары художников, художественная литература.
– Читала, что последние шесть лет она была прикована к инвалидной коляске. Парализованная в результате инсульта, тем не менее не переставала рисовать. И когда правая рука стала нерабочей, продолжала работать левой.
– Сначала мама немножко ходила, но полноценно двигаться уже не могла. Это были трудные шесть лет. Первый год она не рисовала. А потом ей стало так скучно жить, что она робко попробовала работать. И со временем опять стали получаться настоящие художественные произведения.
– О Татьяне Яблонской говорили, что она влюблена в жизнь.
– Это правда. Мама ощущала радость жизни даже в таком сложном положении, в котором оказалась в последние годы. Очень хорошо сказала о ней моя дочь Ира в день похорон, когда мы с ней стояли на балконе: «В бабушкиной жизни не было пустого».
Каждый свой день мама чем-то наполняла. Если не могла рисовать и читать, о чем-то думала. Как-то подхожу к ней утром и спрашиваю: «Мама, как ты спала?» Она ответила: «Я не спала – пела песни». Видимо, очень тихонько. Мама знала и стихов много.
Она была человеком глубоким. Вдохновение же черпала в работе. Когда начала рисовать левой рукой, это стало большим источником радости.
Доктор, который лечил ее в последние годы, сказал, что если бы она все это время не работала, то так долго – почти 90 лет – не прожила бы. Последняя ее пастель – «Колокольчики».
Каждый день мама писала в кухне, сидя в инвалидной коляске у окна. Старалась запечатлеть меняющееся состояние природы: утро и вечер, пасмурную и солнечную погоду, времена года. Картинка за окном постоянно менялась.
Порой вдохновение приходило совсем неожиданно. Иногда, когда на столе оставалась посуда после завтрака, она говорила: «Не тронь!» Считала, если специально расставить чашки и прочую утварь, получится совсем не то.
– Взгляд художника…
– Да. В капле воды для того, кто способен это увидеть, отражается весь мир. В поздний период творчества мама не нуждалась в длинных маршрутах. Упал луч солнца – и уже из этого она могла сделать сюжет.
– Отец Татьяны Яблонской мечтал, чтобы все его трое детей стали художниками?
– До революции дед преподавал в гимназии словесность, после 1917 года стал хранителем Смоленской картинной галереи. А вообще он был художником-любителем и мечтал о профессиональной деятельности. Его мечту воплотили дети.
Обе дочери стали художницами, а сын – архитектором. У мамы с детства наблюдалось огромное стремление рисовать. В юности, видя падающую звезду, она загадывала желание – стать хорошим художником.
Другие девочки мечтали о замужестве, о красивых нарядах, а ее желание было вот таким.
– Наверное, не много есть людей, которые бы не знали знаменитую картину Татьяны Яблонской «Утро», репродукция которой была даже в школьных учебниках. А правда, что это произведение искусства сыграло в жизни вашей сестры Елены судьбоносную роль?
– Ее будущему мужу Арсену очень нравилась эта картина. Она висела у него на стене. И в какой-то мере благодаря этому произведению он потянулся к профессии художника.
Наверное, и девочка на картине (моя сестра Елена) нравилась. Молодой человек приехал из Казахстана учиться в Москву в высшее художественно-промышленное училище. В это же время там оказалась и сестра.
Они познакомились и поженились.
– Удивилась, что сама Татьяна Ниловна эту свою картину не очень любила.
– В творчестве художника иногда со временем происходит профессиональная переоценка.
– А какое полотно было любимым?
– Самой лучшей своей работой она считала картину «Хлеб», в которой очень много сказала об Украине. Писать ее начала в урожайном 1948 году. Поскольку 1946 и 1947 годы выдались неурожайными, горы золотой пшеницы вызывали такой восторг и радость. Когда впервые работа экспонировалась в Москве, все говорили, что это символ Украины.
– Татьяна Ниловна родилась в Смоленске. Как она оказалась в Киеве?
– В Смоленске мама прожила одиннадцать лет, а потом переехала в Украину. Дед не принял революцию 1917 года. Поначалу в 1905 году участвовал в студенческих волнениях и даже был исключен за это из духовной академии, где учился. А потом разочаровался в новых порядках и хотел с семьей эмигрировать. Было предпринято несколько попыток бегства за границу, но они оказались неудачными.
В 1929 году семья отправилась в Одессу. Прожив там пару лет, пытались искать способы уехать в Румынию. Не получилось. Потом еще раз попробовали – уже из Каменец-Подольского, но снова не вышло. Чтобы замести следы, отправились в Луганск: кто-то ведь мог донести. И уже из Луганска мама приехала в Киев на учебу в художественный институт.
О попытках бегства семьи за границу она боялась рассказывать до конца жизни.
– Быть может, судьба не пускала их тогда, готовя Татьяне Ниловне блестящее будущее? Три Государственных премии, звание народного художника СССР…
– Вы знаете, не все так однозначно. В маминой жизни случалось разное. За одни картины ей давали премии (например, за «Хлеб»), за другие обвиняли в формализме, в подверженности «тлетворному влиянию импрессионизма». К примеру, очень критиковали работу «Перед стартом». Но для мамы была главной собственная оценка.
– Ей завидовали?
– Конечно. Кто-то – таланту, которого сам не имел, кому-то казалось, что ей на голову падают особые блага. Маму тяготило такое отношение. Но она работала и не обращала на это внимания.
– Для работы Татьяне Ниловне требовались какие-то особые условия?
– Нужны были тишина и уединение. Телефонные разговоры, болтовня и суета вокруг мешали. Мама старалась от всего этого спрятаться. Творчество требует колоссальной концентрации внимания.
– Как Татьяна Ниловна успевала создавать шедевры и воспитывать троих детей?
– Сама не знаю. Для меня это загадка. Думаю, благодаря четкой самоорганизации. Она выбирала главное, а второстепенное отодвигала. То, что можно было упростить, упрощала. Например, не ходила на родительские собрания. Я хорошо училась. Мама лишь расписывалась в дневнике.
И меня всегда учила сосредотачиваться на основном, смотреть в суть. День прожить ведь можно по-разному. В последние годы жизни мама по утрам меня всегда спрашивала: «Что ты будешь писать?» Иной раз меня это раздражало. Всегда находились какие-то другие дела.
А сейчас я думаю, как она была права.
– У нее были помощники по быту?
– Когда я была маленькая, нам помогала домработница. Мама имела возможность оплачивать ее труд. А готовила часто сама. Пекла пироги с разными начинками – с капустой, рисом и яйцом, яблоками. Готовила голубцы в молодых виноградных листьях – виноград рос прямо возле ее мастерской.
Это майское блюдо – летом листья уже жестковаты. Оно характерно для армянской кухни, к которой приобщил маму мой отец. Одно время увлеклась салатами – и это тоже его влияние. Делала их вдохновенно! Она постоянно чем-то увлекалась. То сыроядением, то йогой… Как-то голодала месяц.
Делала это ради оздоровления.
– Она ведь и плавала хорошо?
– Как пароход! Особенно любила плыть против течения. В молодости и лыжницей была великолепной. Так что картина «Перед стартом» написана со знанием дела.
– Оба мужа Татьяны Яблонской были художниками – и Сергей Отрощенко, и Армен Атаян. В личном плане она была счастливой женщиной?
– Не знаю. Видимо. Она не очень любила говорить на эти темы.
– Материально Татьяна Ниловна была состоятельным человеком?
– По нынешним меркам нет, а по тем – жила вполне обеспечено, но не роскошествовала. Дачи у нас не было. Мама хотела быть свободной. Отдыхали мы обычно в доме творчества в Седневе под Черниговом.
– Какая у вас была машина?
– Мама водила «Жигули». Но автомобиль не был для нее атрибутом роскоши. Его мама купила для поездок на этюды. Она могла ездить туда, куда на общественном транспорте не доберешься. К слову, так родилась картина «Лен».
– Картины Татьяны Яблонской экспонировались во многих уголках мира. Какая страна ее поразила?
– Трижды мама была в Италии. Это страна искусства, и она ее обожала. В безумном восторге приехала из Испании. Мама была человеком открытым к радости. Куда бы ни попадала, ей все нравилось.
– Что бы вы сказали своей маме сегодня, если бы она могла вас услышать?
– «Мамочка, не будь ко мне так строга!» Очень требовательная к себе, мама и нас, детей и внуков, подтягивала к своим стандартам, потому что всех нас очень любила.
Беседовала Ольга СМЕТАНСКАЯ, «Факты и комментарии» (Украина)
На верхнем снимке – дочери художницы Гаяне и Елена (слева), изображенная на картине «Утро». Фото УНИАН
Источник: http://SmolNarod.ru/sn/doch-tatyany-yablonskoj-u-mamy-s-detstva-nablyudalos-ogromnoe-stremlenie-risovat/