Описание картины тициана вечеллио «красавица»

Картины Тициана с описанием и названиями :

Тициан Вечеллио (1488/1499–1576) – великий и «божественный» живописец венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. За свою долгую жизнь он создал около 300 произведений – портретов и полотен с мифологическими и библейскими сюжетами. На западно-европейских и русских художников картины Тициана как непревзойденного колориста и глубокого психолога оказали сильнейшее влияние.

Выработка стиля

К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Картины Тициана этого периода характеризуются монументальностью, которая наполнена пафосом и динамикой. Созданные им образы обладают мощными силами.

Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Колорит – контрастный. Художник прибегает к использованию синего ультрамарина и насыщенной сверкающей алой киновари.

Позже он придет к выводу, что живописцу достаточно всего лишь трех красок: белой, красной и черной. Это отразится в его автопортретах.

Как выглядел гениальный мастер в 1567 году

Живописец одет в простую и дорогую одежду. Полотно построено в богатой черно-коричневой гамме с небольшими вкрапления белого вокруг лица. Зритель сразу обращает внимание на его высокий лоб, орлиный с горбинкой острый нос, глубоко посаженные глаза и длинную бороду.

Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Он чувствует себя независимым. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.

Именно это и повлияло на создание автопортретов с кистью у Веласкеса и Гойи и цепочку подобных автопортретов у многих последующих художников.

Ранняя алтарная работа (1518–1526 годы)

Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро».В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.

Она завершает диагональ справа, возвышаясь на символичной лестнице, ведущей в небо, над преклоненной фигурой в синем св. Петра. Рядом с ней находится в рубище св. Франциск Ассизский, который указывает на благочестивую семью заказчика Якопо Пезаро, которая стоит перед Мадонной с младенцем на коленях.

Диагональ Мадонна – Петр закачивается в левом углу рыцарем, который держит алое знамя над покоренными Якопо сарацинами в чалмах. Колонны по сторонам картины притягивают взгляд к небесам, где резвятся ангелы в облаках и держат крест. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Франциска.

Эта работа новатора.

Зрелось мастера

В 30-е годы живописец много работает над портретами. В это время картины Тициана отмечает глубокий психологизм. Он раскрывается через поразительное умение художника воспользоваться колористическим решением. Оно складывается из тончайшей изящной нюансировки ведущих и подчиненных красок.

«Портрет Карла V с собакой» (1533 год)

Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора.Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Цвет шерсти собаки находится в тонкой гармонии с нарядом Карла V.

Тициан, чтобы подчеркнуть его властную личность более убедительно, выбрал точку зрения снизу, сосредоточив внимание на росте императора. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство.

Лицо рыцаря, каковым был император, проведший не одну войну, несет отпечаток будущего отречения от престола и ухода в монастырь, как будто художник сумел заглянуть на много лет вперед.

Восхищение женской красотой

Много и охотно художник писал женские портреты. Картины Тициана не только глубоко проникают в психологию, но и демонстрируют женскую красоту. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год).

В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дʹЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы.Тщеславная дама требовала, чтобы художник высветлил ее глаза и написал ее более привлекательной, чем она была на самом деле. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.

Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте.

Золотой дождь

«Даная» — картина Тициана, была неоднократно написана художником. От посягательств Зевса красавица была укрыта в покоях, но бог, приняв облик золотого дождя, проник к ней. У них родился сын Персей. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.

Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Старуха, которая присматривает за девушкой, пытается защитить ее своим фартуком и набрать в него золото.

Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.

«Туалет Венеры»

Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. С нею после смерти живописца расстался его сын, и она попала в коллекцию Эрмитажа. В 1931 году наше правительство продало ее в США.

Теперь она выставлена в Вашингтоне. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.

Венера и зритель видят в нем отражение нежного румянца, белоснежной кожи, золотых волос, жемчужных серег.

Солнце среди малых звезд

Так называли современники Тициана. Он с одинаковым совершенством работал над портретами, пейзажными фонами, мифологическими и религиозными сюжетами. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан.

Описание картин, их просмотр говорят о том, что его зрелые работы не содержат ярких светящихся оттенков. Их свободные мазки, изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.

Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.

Источник: https://www.syl.ru/article/285686/new_kartinyi-titsiana-s-opisaniem-i-nazvaniyami

Тициан. Из музеев Италии

Известно ли вам, дорогие друзья сайта «Художники, выставки, картины», что в сентябре 2013 года начинается Год туризма «Италия-Россия»? Он будет посвящен достопримечательностям городов Италии, малоизвестным российским туристам.

Наша дружба с этой солнечной страной сейчас начинается с выставки картин великого итальянского мастера Тициана Вечеллио да Кадоре. Экспозицию представляет Государственный Музей изобразительного искусства им. А.С.

Пушкина на Волхонке, и называется она «Тициан. Из музеев Италии».

Мадонна с младенцем (1507) из собрания Академии Каррары в Бергамо

Тициан является одним из четырех титанов итальянского Возрождения, наряду с Рафаэлем, Микеланджело и Леонардо да Винчи.  На выставке представлены 11 шедевров гениального живописца, которые привезены из 8 итальянских городов. Работы, представленные в музее, охватывают весь творческий путь Тициана.

Крещение Христа (1512). Из пинакотеки Капитолина

Вот работы молодого художника – это «Мадонна с младенцем» (1507) из Академии Каррары в Бергамо,  «Крещение Христа» (1511-1513) из Пинакотеки Капитолина в Риме и наполненная чувственной красотой «Флора» из Галереи Уффици во Флоренции.

Флора 1515. Флоренция Галерея Уффици

Тициан — мужские портреты

Необыкновенно выразительны мужские портреты.

«Портрет Томмазо или Винченцо Мости» ( 1520-1526) до сих пор остается загадкой – кто изображен на портрете Томмазо Мости или его брат Винчеццо, ведь Томмазо был духовным лицом, а на картине мы видим мужчину в светской одежде. Но надпись на обороте гласит, что это портрет Томмазо. Произведение хранится в собрании Галереи Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

Портрет Томмазо или Винченцо Мости (1520-1526)

Джулио Романо был учеником Рафаэля. На портрете он изображен как архитектор, держащий в руках план церкви. «Портрет Джулио Романо» (1536) привезен на выставку из Палаццо де Те в Мантуе.

Джулио Романо (1536). Палаццо де Те в Мантуе

Специалисты говорят, что  «Портрет графа Антонио Порчиа» (1535 – 1540) — одно из лучших произведений зрелого периода живописца. Картина хранилась у потомков графа, а в 1891 году была ими подарена Пинакотеке Брера.

Портрет Антонио Порчиа (1535-1540). Пинакотека Брера

Величественный алтарный образ «Распятие» впервые покинул границы Италии, чтобы участвовать в представленной нам экспозиции. Тициан создал его для церкви Сан-Доменико в Анконе в 1558 году. Слева в глубокой скорби Дева Мария, справа стоит Святой Иоанн, пораженный случившимся, у подножия креста Святой Доминик.

Распятие (1558). Сан Доменико Маджоре в Анконе

«Благовещение» также впервые вывезли за пределы Италии. Этот огромный алтарный образ (410х240см) закончен Тицианом для капеллы Святого Августина венецианской церкви Сан Сальвадор в 1564 году. Обе работы относятся к «позднему Тициану», когда художник старался передавать человеческие страдания с помощью цвета. Для этого он иногда наносил краску не кистью, а пальцем.

Благовещенье (1459-1564). Церковь Сан-Сальвадор, Венеция

Необыкновенной красоты девушку вы увидите на картине «Красавица (La Bella)». Портрет незнакомки в богатом одеянии из синего бархата происходит из урбинского собрания. Вместе с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере в 1631 году он поступил в коллекцию флорентийских герцогов Медичи. Сейчас портрет прибыл к нам из Галереи Палатино Палаццо Питти во Флоренции.

Красавица (La Bella), 1535. Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти

Тициан — мифологические сюжеты

Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты. Даная была  дочерью Акрисия, царя Аргосского, и Евридики. Акрисий заключил Данаю в подземный дом, так как ему предсказали, что он будет убит сыном своей дочери. Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя.

После этого Даная родила сына Персея. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Тициан написал целую серию работ на эту тему. Первая версия, привезенная к нам из Национального музея Каподимонте в Неаполе, была закончена Тицианом в 1546 году. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.

Даная (1545–1546). Неаполь, Национальный музей Каподимонте

«Венера, завязывающая глаза Амуру» принадлежит кисти позднего  Тициана. Царственные фигуры Венеры и нимф завораживают зрителей. Венера завязывает глаза одному из Амуров, а нимфы приготовили ему лук и стрелы. Сейчас картина принадлежит Галерее Боргезе в Риме.

Венера, завязывающая глаза Амуру (1565). Из Галереи Боргезе

Тициан умер в Венеции в 1576 году во время эпидемии чумы. На его могиле высечены слова:

Здесь лежит великий Тициан Вечеллио —
соперник Зевсов и Апеллесов

Гениальные творения Тициана передают нам дух того времени. От картин исходит великая мощь и необыкновенная харизма. Я очень благодарна устроителям выставки, так как я заново открыла для себя великого живописца.

Выставка открыта в Государственном Музее изобразительных искусств до 29 сентября 2013 года.

Для того чтобы посетить выставку, мне пришлось отстоять очередь. Но она была намного меньше многокилометровой очереди в находящийся рядом Храм Христа Спасителя, где выставлен для поклонения Крест Андрея Первозванного. Огромное количество верующих хотели прикоснуться к христианской святыне, привезенной из Греции.

Читайте также:  Описание картины кузьмы петрова-водкина «на линии огня»

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/titsian-iz-muzeev-italii

Венеция

«Любовь земная и Любовь небесная» (1514)­, Галерея Боргезе, Рим

Тициан — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы, ставший легендой еще при своей долгой и успешной жизни. Он — один из четырех титанов Возрождения, составивших славу итальянского искусства. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда он был признан лучшим живописцем не только Венеции, но и всей Южной Европы.

Пьеве-ди-Кадоре.  Дом, в котором родился Тициан Вечеллио.

Тициан родился в аристократической семье Грегорио Вечеллио, в местечке Пьеве-ди-Кадоре провинции Беллуно. Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год.

  Еще десятилетним мальчиком он был вместе со старшим братом отправлен из маленького родного селения в Доломитовых Альпах на учебу в Венецию.

Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, самому прославленному художнику в городе и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерской мозаичиста Дзуккато, пока не стал учеником великого мастера.

Там быстро раскрылся его большой талант художника, этому способствовала и дружба с Джорджоне ди Кастельфранко, который тоже был учеником Беллини.  Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-д’Оро.

Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики, в его обязанности входило исполнять и портреты дожей, что компенсировалось годовым содержанием от властей Венеции. В 1513 году Тициан получает приглашение от кардинала Пьетро Бембо поступить на службу к папе Льву X, но отвергает его. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. По свидетельствам документов, в это время Тициан уже имеет собственную мастерскую и двух помощников.

«Assunta», Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari, Venezia

В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518).

Расписывать этот огромный семиметровый алтарь Тициан закончит через два года, он ориентировался на обстановку базилики: вертикальное движение отвечает готическому интерьеру, комментирует его и придает смысл.

То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. На ослепительном полотне изображено вознесение мадонны, полное движения и устремления ввысь.

Деталь фасада Палаццо Барбариго на Большом Канале. Мозаика, изображающая встречу короля Карла V и Тициана в его мастерской.

С 1530 года Тициан начал работать для императора Карла V, который испытывал к художнику глубокое уважение. Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых.  Художник и император становятся друзьями.

Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. А в 1550-1551 годах он работает уже для нового императора Филиппа II, сына Карла V.

  Тициан  был произведен в рыцари его величеством с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейством, император пожаловал ему титул графа Палатинского.

Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанского, сына Карла, то и от него получил он двести золотых пожизненной пенсии. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства, – он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно.

«Венера Урбинская», (1538), Уффици, Флоренция

Художник пользовался огромной прижизненной славой, это определенно не случай гения, страдавшего от пренебрежения современников. Его заказчиками, помимо Карла V и Филиппа, были папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино.

  Художник блистал среди венецианской интеллектуальной элиты, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком  Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции того периода, Якопо Сансовино.

Вместе они составляли триумвират, долгое время определявший характер художественной культуры Венецианской республики.

Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показывает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения. Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател – он владел многими поместьями, виллами, домами.

«Flora», 1515, Firenze, Uffizi

Наиболее известны женские образы мастера. Например  полотно «Флора», на котором изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности.

 Или картина «Красавица», где представлена женщина воплощающая идеал красоты эпохи Возрождения.

Художник любил золотистость цвета: его красавицы — белокурые, с волосами особенного отлива — «тициановых» темно-золотых тонов

«La Bella», 1536, Firenze, Palazzo Pitti

По распространненной версии натурщицей для обеих картин послужила дочь другого известного венецианского художника, Пальмы Старшего по имени Виоланта, в которую Тициан был влюблен. Ее лицо можно увидеть и на многих других работах. Но женился в итоге художник на своей экономке, Чечилии, которая родила ему двух мальчиков и двух девочек.

В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего любимого сына Орацио, умирает вслед за ним 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мертвым с кистью в руке. Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах.

Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari ). Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией.

К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии).

 Дом в Каннареджо, неподалеку от церкви Иезуитов, в котором жил и умер Тициан

Когда Российиский император Николай I купил большую коллекцию живописи одной из патрицианских семей Венеции, в ее составе было несколько картин Тициана; «Мария Магдалина» до сих пор в Эрмитаже, и почти все знакомы с ее репродукцией,  а «Венеру перед зеркалом» советское правительство продало в США.

«Венера перед зеркалом», ок. 1560, Национальная галерея, Вашингтон

Множество произведений великого мастера осталось в городе, славу которого он составил. Росписи и полотна есть и во Дворце Дожей, и в Академии, и в Скуоле Сан-Рокко, и в прочих музеях. Не только Базилика дей Фрари, но и прочие церкви — San Giovanni Elemosinario, Санта-Мария-делла-Салюте, Сан-Джованни-э-Паоло, Madonna dell’Orto, San Salvador  бережно хранят его наследие.

P.S.  Чтобы увеличить фото, достаточно кликнуть мышкой по картинке

Источник: http://bellavenezia.ru/?p=207

Картина красавица Нанни Веронезе в Лувре

«Венецианка» или «Красавица Нани», картина Паоло Кальяри или Веронезе (1528-1588) созданная незадолго до 1560 года, считается одним из самых красивых полотен из всех произведений художника, которыми владеет музей Лувр. Картина «Венецианка» является настоящим кладезем информации, позволяющим историкам черпать знания о социальном положении женщины в Венеции XVI века.

Веронезе. Венецианка или Красавица Нанни. Лувр.

Существует несколько гипотез на счет того, кто изображен на картине, называемой «Венецианка» и о том, каково предназначение произведения, его культурное и социальное значение.

Что это за работа: портрет или брачная аллегория, изображение куртизанки или женский идеал венецианской республики XVI века?

История картины.

До XIX века работа не известна. Впервые работу приписывают кисти Веронезе в 1870 году, когда картина упоминается в каталоге, выпущенном для выставки личной коллекции Анатолия Демидова, принца Сан-Донато.

Анатолий Демидов когда-то являлся валетом русского царя, а затем женился на принцессе Матильде, дочери Жерома Бонапарта (брата Наполеона Бонапарта). Выставка проходила в стенах виллы «Сан-Донато» в окрестностях Флоренции.

В том же 1870 году картина была продана за 30 200 франков.

В 1912 году «Красавица Нанни» оказывается в Париже, в коллекции маркизы Ландолфо Каркано и в том же году, будет продана еще раз, теперь уже за сумму в 185 000 франков русскому барону Базилю де Шлихтигу, бывшему государственному советнику.

Именно барон Шлихтиг обрамил портрет золотой рамой, в которой посетители Лувра могут видеть картину сегодня. Картина Венецианка выставлена в той же зале Лувра, что и Мона Лиза Леонардо да Винчи.

Барон Шлихтиг умер рано в 1914 году и завещал свою богатую коллекцию картин Лувру (кроме красавицы Нанни, Лувру достались «Мадонна» Боттичелли и «Одалиска» Франсуа Буше).

Женские портреты в Венеции XVI века.

Совершенно очевидно, что перед нами – венецианка. Несмотря на то, что картину называют «Красавица Нанни», не доказано, что портрет изображает женщину из семьи Нанни. Эпитет «красавица» не применим в обращении к даме из знатной и богатой венецианской семьи. 

Тициан. Герцог Урбино (Франческо Мария делла Ровере).

Размер картины – не типичен для портрета, ширина которых обычно не превышала 90 см. Моду на квадратные портреты в Венеции ввел художник Тициан. На его портретах квадратной формы художник представляет личностей, наделенных властью, добавляя в портреты изображения символов власти. Примерами такого типа портрета являются портреты герцога и герцогини Урбино.



Тициан. Герцогиня Урбино (Элеонора Гонзага).

Женские портреты в Венеции XVI века – редкость. Объяснение этому – та незначительная, второстепенная роль, которую венецианки играют в обществе.

Положение женщины напрямую зависит от ее семейного статуса: девочка живет взаперти в доме, где ее учат только внешним манерам – красиво двигаться, уметь танцевать, вести себя согласно этикету, и впервые предстает перед публикой только в ходе брачной церемонии, в блеске своего свадебного наряда.

Мать семейства имеет право появляться в обществе во время праздников, а на улицу выходит только в сопровождении кого-то из членов семьи. Только вдовы пользуются относительной свободой. В работах Веронезе очень сложно понять значение изображения из-за определенной двойственности, присущей его манере писать.

Веронезе в отличие, например, от Тициана отдает больший вес социальному положению персонажа, нежели его личности.

Эта особенность Веронезе мешает созданию правдоподобной картины человека, изображенного на портрете и порождает конфликт между, с одной стороны объектами и материей, которые тщательно выписаны, так как несут некую смысловую нагрузку, и с другой стороны лицом персонажа, которое представляется абстрактным и поверхностным.

Веронезе. Графиня Люсия да Порто и ее дочь Порция. 

Портреты Веронезе – это портреты-типы, которые соответствуют определенному идеалу эпохи.

На картинах Веронезе ребенок похож на ангела, молодая девушка на нимфу, мужчина на совестливого, героичного и ответственного человека, женщина представлена как элегантная супруга и добродетельная мать семейства, пожилая женщина вызывает уважение и почет, старик – полон мудрости. Примеры таких работ, портреты семьи Порто.

Веронезе. Граф  Изеппо да Порто и его сын Адриано.
Читайте также:  Описание фрески мазаччо «чудо со статиром»

Портреты супругов Порто с детьми выполнены в рост, по моде, пришедшей из Ломбардии, высокий статус моделей подчеркнут богатыми одеждами. Видно, что герои стоят в нишах, а значит, живут они не в простом доме (семья Порто владеет в городе Виченца дворцом архитектора Палладио).

Подробные детали портретов Веронезе контрастируют с невыразительностью лиц персонажей, которая в свою очередь компенсируется позой и взаимной нежностью, которая исходит от детей и родителей. Известно, что Веронезе, довольно часто в своих работах на религиозные темы, придавал изображенным на полотнах святым, лица своих современников – чаще всего заказчика и членов семьи заказчика. Тем не менее, информация о том, кто именно изображен на портретах не сохранилась.

Очень много споров вызывала картина Веронезе Брак в Кане Галилейской, где невеста очень похожа на Венецианку. Многие исследователи выдвигали тезис о том, что группа музыкантов в центре картины –это художники и современники Веронезе. В белом – сам Веронезе, в голубом — Тинторетто, играющий на скрипке и в красном — Тициан. Однако, этот тезис не был подтвержден. Художники Ренессанса придают даже историческим фигурам, те идеалистические черты, которые соответствуют ожиданиям и ценностям их современников.

Образ куртизанки в итальянской живописи XVI века.

Итак, картина Венецианка Веронезе из Лувра – не портрет и тем более не дама из рода Нанни. Может быть на картине изображена куртизанка? В конце XV века моделями для женских портретов чаще всего выступали женщины-куртизанки, женщины, которым разрешалось делать то, на что не имели право другие (рядовые девочки, невесты и жены).

Джорджоне.  Лаура.

Куртизанки Венеции не обязаны носить платок, могут одеваться как знатные дамы, умеют петь, играть на музыкальном инструменте, сочинять стихи, и к тому же, если на то есть деньги, жить во дворце.

Нигретти. Куртизанка.

Куртизанки в отличие от матрон, образованы и потому нередко играют значимую роль в политической жизни венецианской республики. Очень часто такие женщины были подругами мужчин, которые, по долгу службы не имели права жениться (например, служители церкви). 

Монна Ванна или  Голая Джоконда.

Куртизанки чаще всего носили псевдонимы, такие как Лаура или Флора. На картинах куртизанок изображают до пояса и с оголенной грудью. Возможно, первым автором портрета типа куртизанка был Леонардо да Винчи и его картина, вдохновленная картиной Моны Лизы, которая будет потеряна.

Копия картины хранится в музее принца Конде во французском дворце Шантийи и называется Монна Ванна или Голая Джоконда. Предполагается, что на картине изображена любовница Юлиана Медичи. 

Тициан. Флора.

Другой пример этого типа портретов –  Лаура Кастелфранко и Флора Тициана.

Модели одеты в одежду, открывающую грудь, волосы у красавиц распущены. Портреты куртизанок дошли до нас под анонимными названиями, несмотря на то, что художники пытались указывать имена своих моделей.

Бордон. Флора. Лувр.

Самая известная из куртизанок Венеции поэтесса Вероника Франко, с которой встречался младший сын королевы Екатерины Медичи, будущий Генрих III,  возвращаясь во Францию из Польши. Итак, Венецианка не имеет ничего общего с этими портретами, выходит, что она – не куртизанка.

Образ невесты в итальянской живописи XVI века.

Итак, наша Венецианка не имеет ничего общего с куртизанками Венеции. Может быть она – невеста? По традиции, во время брачной церемонии венецинки надевают белое платье. Волосы у невесты распущены, голову обязательно венчает корона, на плечи спускается прозрачная фата.

Бартоломео Венето. Лукреция Борджиа

Распущенные волосы невесты это намек на Марию Магдалену, невесту Иисуса Христа. В качестве короны может выступать и венок, например, из миртового дерева. Что самое удивительное, некоторые невесты могут быть изображены с оголенной грудью, как куртизанки.

Например, как невеста на портрете кисти Бартоломео Венето, где возможно, изображена Лукреция Борджиа.

Дюрер. Автопортрет. Лувр.

Портрет очень напоминает автопортрет Дюрера, который также держит в руке букет цветов. Картину часто называли Куртизанка или Флора.

Что еще раз иллюстрирует деликатное сочетание жанров в этой работе: супруга, накануне свадьбы представляет для будущего супруга две свои добродетели: верность, символом которой выступает миртовый венок и нежность, которую символизирует одна оголенная грудь, тогда как то, что вторая грудь не оголена говорит о том, что всему есть мера.

Итак, наша Венецианка – не портрет, не куртизанка, не невеста …

Венецианка – это образ идеальной женщины Веронезе?

Венецианка отвечает всем критерием красоты, установленным Тицианом в 1510 году.

Нравится ли Вам нежная белизна кожи лица Венецианки? Согласно сборникам рецептов красоты Венеции XVI века такой цвет лица венецианки достигали посредством эпиляции и ночных компрессов из кусочков сырой телятины, которые предварительно были выдержаны несколько часов в молоке.

Выходя на солнце венецианки покрывали лицо прозрачной фатой, чтобы защитить кожу лица от палящих лучей солнца. Обратите внимание на золото волос Венецианки. Согласно рецептам красоты, такой цвет волос можно было получить, выставляя мокрые волосы на солнце.

Надев специальную шляпу с широкими полями, но с отверстием вверху для волос, венецианки проводили часы на крыше своих дворцов, время от времени смачивая волосы специальной губкой с длинной ручкой.

Образ красавицы в картинах венецианских художников XVI века.

Среди картин итальянских художников, можно выделить еще один портрет-тип под условным названием Красавица, на которых изображали выдуманных персонажей.

Например, картина Тициана Дама в Голубом или Красавица, которая будет создана по заказу герцога Урбино в 1536 году и о которой точно известно, что это не портрет конкретной личности, а независимое произведение искусства, где художник изобразил выдуманный образ.

Тициан. Красавица или Дама в Голубом.

Модель, которая позировала для Красавицы Тициана, предстает перед нами также на картине Венера Урбинская 1538 года , что была выполнена по заказу Гвидобалдо, сына и наследника Герцога Урбино. Красавица с этой картины олицетворяет богиню Венеру — покровительницу супружеской любви.

Тициан. Венера Урбинская.

Портреты-типы «Красавица» распространены в эпоху Ренессанса и чаще всего были вдохновлены конкретной женщиной, известной своей красотой, которую художник идеализирует.

Известно, что в конце в XV века Марио Сфорца правитель Милана обладал коллекцией картин красавиц, а венецианка Бьянка Капелло, великая герцогиня Тосканы, скучавшя по родной Венеции просит в одном из писем отправить ей с родины портреты двух самых красивых женщин Венеции.

В это же время много литературных произведений посвящено la donna parfetta. Например, в произведениях поэта Ритратти, идеальная женщина соединяет в себе черты шести самых красивых женщин того времени, среди которых первое место было за Изабеллой Есте, примадонной.

Жемчуг в Венеции XVI века.

Обратите внимание на богатство украшений Венецианки. Тяжелые золотые украшения на плечах, золотая подвеска на талии, нитка жемчуга на шее, золотые браслеты, кольца и украшения в волосах. Нужно сказать, что жемчуг был в большом почете у венецианок в XVI веке: жемчуг носят в прическе, в ушах, вышивают жемчугом воротники.

Увлечение жемчугом достигает таких масштабов, что что в Республике вынуждены принять законы, ограничивающие моду на роскошь, страсть к которой ведет к разорению семей и коррупции в государстве.

Согласно закону, разрешается носить не больше одной нити жемчуга максимальной стоимостью в 400 дукатов и только в течение первых 10 лет брака.

Все женщины за исключением догарессы (жены дожа) и ее дочек, должны были строго соблюдать эти законы, неисполнение которых каралось штрафом в 200 дукатов, из которых 100 дукатов шли доносчику, 50 дукатов — служащим бюро по нарушениям и оставшиеся 50 дукатов – в казну республики.

Разрешение на ношение большего количества жемчуга могло быть дано в исключительных случаях. Например, во время праздников или церемоний, в частности во время официального визита такого важного гостя как будущий французский король Генрих III в 1574 году, когда венецианки наоборот, получают специальное указание предстать перед гостем как можно более красивыми и богатыми.

Жест венецианки.

Венецианка с картины Веронезе скромно положила свою правую руку на грудь. Этим жестом, согласно Адольфо Вентури, персонаж картины представляет себя зрителю, либо другому персонажу картины. Большой и безымянный пальцы Венецианки указывают на сердце, жест, который в аристократических кругах Венеции выражает форму приветствия и является символом преданности и уважения.

Джорджоне. Молодой человек.

Посмотрите на портрет молодого человека Джорджоне, рука которого повторяет жест Венецианки. Молодой человек также как Венецианка, не смотрит зрителю в лицо, тогда как Донна Велата Рафаэля – смело смотрит нам с Вами прямо в глаза.

Рафаэль. Донна Велата. Флоренция.

В мужских портретах этот жест вкупе со взглядом на зрителя выступает символом осознания своего я персонажем и является графическим посланием персонажа потомкам, в надежде сохранить о себе память через поколения.


Лукас Фуртенагель. Художник Ганс Бургмар и его супруга Анна Аллеран.

Например, в двойном портрете супружеской пары работы Лукаса Фуртенагеля, где распущенные волосы жены намекают одновременно на могилу и на вступление в брак. Фраза на немецком вверху картины переводится как «Познай себя сам».

Лоренцо Лотто. Андреа Одони.

В тех случаях, когда персонаж картины совершает тот же жест, но уже левой рукой, жест может означать то, что персонаж задается вопросом о мимолетности жизни человека.

На портрете Лоренцо Лотто персонаж не только говорит нам о том, что человеческая жизнь – будет забыта, но и том, что искусство не всегда способно сохранить память о человеке на века.

Так кто же изображен на картине Венецианка?


Итак, Венецианка – это идеальный женский образ. Однако, кто мог послужить моделью для создания картины? Многие искусствоведы полагают, что дама похожа на венецианку Гвистиниану Барбаро, которая в свою очередь очень похожа на невесту с картины Веронезе Брак в Кане Галилейской.

Веронезе. Жустиниана Барбаро.

Жустиниана Барбаро, улыбчивая мать семейства, во многом помогала Веронезе в самом начале его карьеры и способствовала упрочению репутации художника в Венеции. Исследователи предполагают, что Веронезе изобразил Жустиниану в портрете в благодарность за все то, что она сделала для него, в день, когда она принимает его у себя по случаю большого праздника. Главная задача художника – обессмертить память о его покровительнице на века.

Веронезе. Брак в Кане Галилейской. Фрагмент.  

Таким образом, Венецианка – это Джоконда Веронезе. Будучи признательной этой милой женщине он создал ее потрет дабы она могла жить в веках, общаясь со своими настоящими и будущими зрителями. Наверное, именно по этой картина Венецианка находится в Лувре в той же зале, что и шедевр Леонардо да Винчи — Мона Лиза.

Читайте также:  Описание картины жоржа сера «белая собака»

Источник: http://www.tvoiparis.com/2011/03/paolo-veronese-venetian-woman.html

Презентация по МХК на тему: «”Венера Урбинская” Тициана Вечеллио»

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по МХК на тему: «”Венера Урбинская” Тициана Вечеллио»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тициан Вечеллио «Венера Урбинская» Анализ произведения искусства Работа по МХК ученицы 10 класса «А» гимназии № 405 Екатерины Бахваловой Учитель: Н.В. Дудкина Санкт-Петербург, 2013

2 слайд Описание слайда:

Тициан (1488(90) – 1576) Итальянский живописец эпохи Возрождения. По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.

Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

3 слайд Описание слайда:

Одно из известнейших произведений Тициана – «Венера Урбинская» (1538)

4 слайд 5 слайд Описание слайда:

Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская» Эта картина вызывает только положительные эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений, изображённых на ней, большого количества людей и т.п. Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением.

Ведь все, изображённые на ней, находятся в достаточно спокойных позах, если можно так сказать, Венера лежит, собака спит, свернувшись клубочком. Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами. Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые.

Он выделил Венеру, она лежит на белом покрывале, сама имеет светлый цвет кожи, и, слегка прикрываясь, создаёт впечатление юной невинности.

6 слайд Описание слайда:

История создания картины Картина была написана Тицианом по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.

По другой версии, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах.

Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.

7 слайд Описание слайда:

«Венера Урбинская» Тициана в поэзии Картина Тициана – «Урбинская Венера»! Прекрасная богиня Здесь изображена, Раскинулась нагая В роскошном интерьере, Но красота Венеры В холсте приземлена. Лежит непринуждённо Красавица на ложе. В руке у героини Увидим мы цветы.

Она русоволоса, С янтарной, тёплой кожей, И кажется – спустилась С небесной высоты. Видны на заднем плане Две женщины-служанки, Которые хлопочут С огромным сундуком… Почти что пять столетий Лежит венецианка, У ног её собачка Свернулась колобком…

Иван Есаулков

8 слайд Описание слайда:

Тициан Венера Урбинская, 1538. Venere di Urbino Холст, масло. 119 × 165 см Уффици, Флоренция Джорджоне Спящая Венера, 1508 – 1510. Картинная галерея. Дрезден

9 слайд Описание слайда:

Художественные особенности картины Тициан представляет молодую венецианку, красавицу с живым взглядом, нежным телом и золотыми волосами. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту.

Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Однако эта чувственность обманчива.

Местом действия художник выбрал комнату, где все дышит уютом крепкого дома: на заднем плане служанка ищет что-то в сундуке, а другая смотрит на нее в ожидании.

На окне стоит мирт – символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь.

10 слайд 11 слайд Описание слайда:

Художественные особенности картины У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения.

Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.

Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый.

12 слайд Описание слайда:

Художественные особенности картины Почти у всех мифологических фигур, изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным.

На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. В эпоху Ренессанса живописцы отказались от подобной практики и искали более натуральные формы. Тем не менее живот все равно считался центром женского тела, символом плодородия и продолжения рода.

Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка.

13 слайд 14 слайд Описание слайда:

Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F http://www.stihi.ru/2015/01/15/2497 http://art-line.co.ua/creativity/56-tvorchestvo-ticiana.html

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/rabota-po-mhk-na-temu-venera-urbinskaya-ticiana-vechellio-1154966.html

Тициан Вечеллио. Портреты на выставке в Пушкинском музее

?В прошлые выходные мне удалось побывать в Пушкинском музее на выставке картин художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио. Это было потрясение для меня.

Как же важно видеть оригиналы работ, а не репродукции. Хочу поблагодарить Аню Тарабрину за компанию и возможность потом обменяться впечатлениями от выставки :)А теперь я поделюсь с вами своими открытиями.

Три портрета.

Портрет Томаззо или Винченцо Мости.

Портрет Томаззо или Винченцо Мости. Переведен с дерева на холст. Масло 1520-1526 годы Галерея Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

Описание из музея:
Портрет происходит из собрания кардинала Леопольдо деи Медичи, в 1675 году вместе со всей коллекцией кардинала поступил в Питти. Надпись на обороте, возможно, скопированная со старой, утверждает, что портрет изображает Томмазо Мости, секретаря герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте.

Однако в 1952 А Ладзари, нашедший новые архивные документы о семье Мости, доказал, что моделью Тициана не мог быть Томмазо Мости, носивший сан священника, в то время, как, на портрете изображен молодой человек в светском костюме.

Ладзари высказал предположение, что портрет галереи Питти написан с брата Томмазо – Винченцо Мости, так же бывшего секретарем и фаворитом ферарского герцога. «Винченцо Мости» — один из лучших портретов Тициана 20х годов – завершает, вместе с луврским «Юношей с перчаткой», первый период творчества величайшего итальянского портретиста.

В облике молодого придворного – уравновешенность, спокойное самообладание. Спокойствие позы, устойчивость и ясность пирамидальной композиции, ритмическое равновесие рождают ощущение собранности, внутренней организованности. И в то же время холодновато-невозмутивый герой Тициана представляется наделенным необычайной для итальянского портрета того времени полнотой жизни.

Художник находит в облике своего героя и черты определенного, неповторимого характера, подчеркивает твердость и законченность черт лица, открывает в своей модели не только очарование молодости, но и черты натуры, искушенной в жизни, наделенной спокойным и чуть ироничным умом.

Молодой мужчина, который изображен на полотне, просто прекрасен. Сколько вдумчивости, глубины в нем. Первое на что я обратила внимание на этом портрете, это было освещение, совершенно особенное. Свет, выделяющий из тьмы его лицо, плечо и руку.

Лицо спокойное, умиротворенное, я бы даже сказала одухотворенное. Все достаточно мягко, обволакивающе. Черное объемное одеяние, мягкое, в котором словно надрывы белого меха на рукаве, ворот. Но впечатления тяжести одежда не производит, а ощущение наполненности.

Духовные искания, поиск добродетелей, света среди тьмы с волей и смирением. Путь длиною в жизнь.

Портрет графа Антонио ди Порчиа.

Портрет графа Антонио ди Порчиа 1535 Милан, Пинакотека Брерра

Описание из музея:

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Официальный портрет благородного мужа (один из самых больших портретов Тициана) — типичная для того времени работа на заказ. Исследователи считают эту работу одной из лучших работ зрелого периода художника. Величественность графа подчеркивает массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Спокойный, внимательный взгляд, спокойные, пушистые облака, не закрывающие синеющее за окном небо.
Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею — Пинакотеке Брера.

Этот портрет мне достаточно сложно описывать: разные чувства он вызвал во мне, когда я его рассматривала на выставке. Безусловно, ощущаются благородство, огромная воля, но не даваящая, а спокойная, и тем самым еще более не победимая.

Этому человеку не нужно доказывать, кто он есть. Он соответствует своему положению, находится на своем месте. Четкие, ясные черты лица, твердый лоб, взгляд, проникающие прямо в тебя, от которого не укроется ни одна деталь. Но так же чувствуется и дистанция.

Черное роскошное и одновременно сдержанное одеяние, достаточно весомое, как мне кажется, золотое украшение: совершенно нет лишних деталей, все к месту. Так же мы видим фон — это темная стена за героем картины и окно, в котором виден пейзаж, спокойный и красивый.

Возможно четкая граница стены и окна с пейзажем так же способствует ощущению дистанции.

«La Bella»

«La Bella» 1536 Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина

Описание из музея:

Возможно, картина написана для урбинского герцога Франческо мария дела Ровере или его сына Гвидобальдо. Поступила в коллекции Медичи в 1631 году, как и все картины урбинского собрания, с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как «Дама в синем». Имя изображенной неизвестно; делались попытки видеть в портрете идеализированное изображение урбинской герцогини Элеоноры Гонзага, но несходство «Bella» с портретом Элеоноры, хранящимся в Уффици, слишком велико. Похоже, изображенная женщина послужила моделью так же для тициановской « Девушки в шубке» венского Музея истории искусств и «Венеры Урбинской» из Уффици. «Bella» принадлежит к числу самых обаятельных и типичных женских портретов Тициана. Обаяние красоты, молодости, здоровья, счастливая полнота бытия, венецианское великолепие и праздничность гармонично сочетаются в нем с торжественной величавостью. Характерный для портретов этих лет поколенный формат позволяет Тициану подчеркнуть спокойствие и уверенность осанки молодой дамы, придать портрету импозантность.

Источник: https://ginger-at-heart.livejournal.com/67911.html

Ссылка на основную публикацию