Описание картины тициана вечеллио «вакх и ариадна»

Вакх и Ариадна. Путеводитель по шедевру Тициана

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1623 гг. Национальная лондонская галерея

Чтобы насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, важно сначала разобраться в ее героях и символике.

Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.

Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.

Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1520-1523 г. Национальная лондонская галерея

1. Ариадна

Дочь критского царя Миноса. А Минотавр – ее брат-близнец. Они не похожи, но единоутробны.

Минотавр, в отличие от своей сестры, был монстром. И каждый год съедал по 7 девушек и 7 юношей.

Понятно, что жителям Крита это надоело. Они призвали на помощь Тесея. Он справился с Минотавром в лабиринте, в котором тот обитал.

Но выбраться из лабиринта ему помогла как раз Ариадна. Девушка не устояла перед мужественностью героя и безоглядно влюбилась.

Она дала своему любимому клубок ниток. По нитке Тесей и выбрался из лабиринта.

После этого молодая пара сбежала на остров. Но по какой-то причине девушка быстро разонравилась Тесею.

Что ж, видимо сначала он не мог не отплатить благодарностью за ее помощь. Но потом понял, что не может полюбить.

Он оставил Ариадну одну на острове. Вот такое коварство.

2. Вакх

Он же Дионис. Он же Бахус.

Бог виноделия, растительности. А ещё театра. Может поэтому его выпад в сторону Ариадны так театрален и манерен? Не удивительно, что девушка так отпрянула.

Вакх на самом деле спас Ариадну. Будучи в отчаянии от того, что ее бросил Тесей, она была готова покончить жизнь самоубийством.

Но Вакх увидел ее, влюбился. И в отличие от вероломного Тесея, решил на девушке жениться.

Вакх был любимым сыном Зевса. Ведь тот сам его выносил в своем бедре. Поэтому не смог отказать ему, и сделал его жену бессмертной.

За Вакхом следует его свита. Развеселая и разухабистая. Вакх славился тем, что проходя мимо, он избавлял людей от бытовых неурядиц и заставлял их почувствовать радость жизни.

Ничего удивительного, что его свита пребывала все время в таком экстазе веселья.

3. Пан

Мальчик Пан – Бог пастушества и скотоводства. Поэтому он тянет за собой отрубленную голову телёнка или осла.

Земная мать отказалась от него, испугавшись его вида при рождении. Отец Гермес отнёс младенца на Олимп.

Мальчик очень понравился Вакху, так как без перерыва танцевал и веселился. Так он и попал в свиту Бога виноделья.

На мальчика-пана лает кокер-спаниель. Эту собачку тоже часто можно увидеть в свите Вакха. Видимо, в качестве питомца лесная ватага любит его за веселый нрав.

4. Силен со змеей

Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.

Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.

Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Которые их и задушили.

На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.

5. Силен волосатый

У этого Силена видимо гены папы-Сатира были помощнее. Поэтому козлиная шерсть густо покрывает его ноги.

Над головой от трясёт телячьей ногой. Пир же все-таки. Вместо одежды – листья. Вполне к лицу лесному существу.

 6 и 7. Вакханки

По названию уже понятно, что эти дамы были истовыми поклонницами Вакха. Сопровождали его на многочисленных пирах и оргиях.

Несмотря на свою миловидность, были девушками довольно кровожадными. Именно они однажды растерзали бедного Орфея.

Он пел песню о богах, но забыл упомянуть Вакха. За что и поплатился от его преданных спутниц.

Эмиль Бен. Смерть Орфея. 1874 г. Частная коллекция

8. Пьяный Силен

Пожалуй, самый популярный персонаж из свиты Вакха. Судя по его виду, он дольше всех пребывает в свите Бога разгулья.

Ему уже за 50, он с лишним весом и всегда встельку пьян. Так пьян, что почти без чувств. Его посадили на осла и поддерживают другие сатиры.

Тициан изобраз его позади процессии. Но другие художники часто изображали его на первом плане, рядом с Вакхом.

Вот у Вазари пьяный, обрюзгший Силен сидит у ног Вакха, не в силах оторваться от кувшина с вином.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Радищевский музей, Саратов

9. Созвездие «Корона»

По просьбе Вакха Гефест, Бог-кузнец, сделал для Ариадны венец. Это был подарок на свадьбу. Именно этот венец и превратился в созвездие.

Тициан изобразил его и правда в виде венца. Настоящее же созвездие не просто так называется «Корона». С одной стороны оно не замыкается в кольцо.

Это созвездие можно наблюдать на всей территории России. Лучше всего его видно в июне.

10. Корабль Тесея

Еле заметный кораблик слева картины принадлежит тому самому Тесею. Он безвозвратно покидает бедную Ариадну.

Живописные премудрости картины Тициана

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 г. Национальная лондонская галерея

Теперь, когда герои все расшифрованы, можно и живописные достоинства картины разобрать. Вот самые важные из них:

1. Динамика

Тициан показал фигуру Вакха в динамике. «Застав» его в прыжке с колесницы. Это большое новаторство для Эпохи Возрождения. До него героев изображали более статичными.

Мне такой полет Вакха чем-то напомнил «Мальчика, укушенного ящерицей» Караваджо. Который был написан 75 лет спустя после «Вакха и Ариадны» Тициана.

Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1595 г. Национальная лондонская галерея

И только после Караваджо это новаторство приживётся. И динамика фигур будет важнейшим атрибутом Эпохи Барокко (17 век).

2. Цвет

Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.

Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.

3. Композиция

Композицию Тициан выстроил тоже интересно.

Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.

Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «воскресение христа»

А между этими треугольниками пространства – Вакх, как скрепа. С развивающейся розовой накидкой.

Такая диагональная композиция – тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).

4. Реализм

Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха.

Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.

Где же Тициан видел этих животных?

Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.

Вот такой путеводитель по картине Тициана у нас получился. Напишите, понравился ли Вам такой формат описания картин?

О другом шедевре мастера читайте в статье «Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о картине Тициана».

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/vakh-i-ariadna-titian/

Презентация к уроку по МХК на тему: Картина Тициана Вакх и Ариадна

Слайд 1

ШЕДЕВРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ с комментариями По Роберту Каммингу ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ Лондон-Нью-Йорк-Штутгарт-Москва Художник и его творение Подробные комментарии в этой презентации помогут постичь замысел художника и понять особенности его воплощения.

Слайд 2

Вакх и Ариадна

Слайд 3

ЭТО ОДНА ИЗ ТРЕХ великолепных картин на мифологические сюжеты, написанных Тицианом по заказу Аль­фонсо д’Эсте,герцога Феррары , области Северной Италии. Картины предназна­чались для украшения алебастровой ком­наты в загородном дворце. Перед нами встреча Ариадны, дочери критского царя Миноса, и бога вина Вакха, которые влюбились друг в друга с первого взгля­да.

Венец Ариадны, подброшенный в небо Вакхом, превратился в созвездие (вверху слева). Впоследствии Вакх женился на Ариадне, и боги даровали ей бессмертие. Тициан прославился своим мастерством в изображении бурных чувств. Великий колорист эпохи Возрождения, он передал внезапную пылкую страсть, охватившую Вакха и Ариадну, сочетаниями сияющих глубоких красок.

Колористические связи Розовый цвет накидки Вакха и красный — пояса Ариадны связывают фигуры влюбленных, заставляя зрителя переводить взгляд от одной к другой. Облака в небе Очертания облака вторят складкам развевающейся накидки Вакха, усиливая экспрессию его движения. Над Ариадной облако закручивается вихрем, подобно тканям ее одежд. Тициан. Вакх и Ариадна. Ок . 1522-1523.

175 х 190 см. Холст, масло. Лондон, Национальная галерея.

Слайд 4

Телячья голова Один из отталкивающих обрядов служения Вакху — расчленение тельца и пожирание сырого мяса участниками шествия. Младенец сатир волочит голову тельца, взглядом приглашая зрителя принять участие в празднестве. Цветок каперса между его копыт — древний символ любви. Лаокоон.

Фигура мускулистого мужчины восходит к знаменитой древнегреческой статуе, изображающей гибель троянского жреца Лаокоона, задушенного морскими змеями. Найденная при раскопках в 1506 г., она произвела огромное впечатление: многие художники Возрождения, в том числе Рафаэль (с. 32),включали этот мотив в свои произведения.

Бог вина Вакх (Дионис) — греческий бог вина и экстаза. Он всегда молод, упитан и легко узнаваем по венку из лавра или лозы на голове.

Пронзительное, страстное выражение лица Вакха — одна из пленительных особенностей этой картины ” Именно Венеция обнаружила эти красоты … именно Тициан одержал эту победу ” Диего Веласкес Диего Веласкес Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод.

Слайд 5

Ариадна Увидев отплывающий корабль Тезея, Ариадна поняла, что покинута возлюбленным. Но тут она встретила своего будущего супруга Вакха. Любовь с первого взгляда Пораженный красотой Ариадны, Вакх, не помня себя, выскакивает ей навстречу из своей колесницы.

Венок бессмертия На голове Вакха венок из виноградной лозы и плюща. Это знак бессмертия. Обрядовая музыка Менады и сатиры предаются веселью вакханалии, упива­ясь пляской под звуки литавр. Два гепарда Обычно в колесницу Вакха впряжены леопарды. Их замена гепардами — « вольность » Тициана.

Менада Неистовые менады сопровождают Вакха.

Слайд 7

Тициан ( ок . 1487-1576) Величайший живописец венецианской школы, Тициан ( Тициано Вечеллио ) почти всю жизнь прожил в Венеции. Тогда это был один из самых могущественных городов Евро­пы. Исполняя заказы папы, королей Франции и Испании, Тициан преуспе­вал, как мало кто из художников за всю историю искусства.

Свободный стиль его поздней живописи оказал огромное влияние на Веласкеса (с. 56) . Тициан (автопортрет) Силен Жирный пьяный старик верхом на ослице — это Силен,глава сатиров и приемный отец Вакха. Его часто изображали именно в таком образе.

Носильщик с вином Спутник Вакха с чаном вина на спине напоминает Атланта, навеки осужденного поддерживать плечами небесный свод. Отзвуки Томный взгляд, которым обме­нивается эта менада с сатиром, резко отличается от пламенных взоров главных героев.

Подобно великому английскому драматургу Шекспиру, Тициан часто включал в свои картины побочные сюжеты, чтобы оттенить или усилить основную тему. Музицирующие менады Менада из свиты Вакха, ударяю­щая в литавры, повторяет позу изумленной Ариадны.

Осталь­ные участники буйного шест­вия тоже играют на музыкаль­ных инструментах: бьют в бу­бен или дуют в охотничий рог. На них лает собачка, как бы слу­чайно оказавшаяся на переднем плане, — милая подробность, присущая работам Тициана. Восторженный сатир Пьяный сатир размахивает телячьей ногой. Он увенчан и опоясан лозой, а в левой руке у него жезл, увитый виноградным побегом.

Слайд 8

201 5 год Разработка учителя МХК МБОУ «Школа № 32» города Ростова-на-Дону Лепёхиной Татьяны Валентиновны

Слайд 19

Разработано учителем ИЗО высшей категории Лепёхиной Т.В. МБОУ «Школа №32» г. Ростова-на — Дону

Источник: https://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2015/12/02/kartina-titsiana-vakh-i-ariadna

Вакх и вакханалии в живописи

Вакх — Досси Доссо, ок. 1524 г.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро.

В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре,а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино.Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию.Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники – тирренцы.Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса.

Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов .В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса.

Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

Читайте также:  Описание скульптуры михаила козловского «поликрат» (1790)

Вакх и Ариадна — Доминико де Анжелис.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса — Бромия («бурного», «шумного»], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин .

Дионис славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены .

Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное .На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми .

Вакханалия перед статуей Пана Никола Пуссен, 1631-33 гг.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики .

В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевсаИз религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв.

«песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров — спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия.

В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте — апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе — феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре — январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Вакханалия — Тициан, 1523-25 гг.Вакх — Питер Пауль Рубенс, ок. 1638-40 гг.Больной Вакх — Караваджо, ок. 1593 г.Вакх, Вертумн и Сатурн — Паоло Веронезе, 1560-61 гг.Вакханка — Адольф-Вильям БугроВакханалия — Никола Пуссен, 1628-30 гг.Вакханка — Адольф-Вильям Бугро, 1894 г.Вакханка — Артур УордлВакханка — Фредерик Лейтон.

Вакханка — Элизабет Луиза Ле БрюнВоспитание Бахуса — Никола Пуссен, 1630-1635 гг.Детство Бахуса — Адольф-Вильям Бугро, 1884 г.Подросток Дионис — Гвидо Рени, 1615-20 гг.Праздник Вакха — Диего Веласкес, 1629 г.Пьющий Вакх — Гвидо Рени, ок. 1623 г.Триумф Вакха — Корнелис де ВосТриумф Вакха и Ариадны — Аннибале Карраччи, 1597-1602 гг.

Триумфальная процессия Вакха — Мартен ван Хеемскерк, 1537-38 гг.
Шествие Вакха — Франческо де Мура

Пракситель. Гермес, дразнящий Диониса гроздью винограда. Статуя из Олимпии. Около 340 года до н.э.

Дионис. Мозаика из дворца македонских царей в Пелле

Андреа Мантенья. Вакханалия.

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522. Лондон. Национальная Галерея

Веронезе. Ариадна и Вакх

Бартоломеус Шпрангер. «Sine Cerere et Baccho friget Venus” («Замёрзшая Венера»). 1590. Вена. Kunsthistorisches Museum

Михаил Александрович Врубель. Карандашный рисунок гипсовой головы (голова Бахуса). 1881

Рудольф Тегнер. Дионис с пантерой.
Rudolph Tegners Museum. Дания

Микеланджело. Вакх

Караваджо. Вакх.

.

Вакх и Ариадна 1713

Риччи Себастьяно. Вакх (Дионис, Бахус),  и Ариадна.

Вакх. Леонардо да Винчи.

ВАКХАНКИ и  ВАКХАНАЛИИ

Вакх и Эригона. Francois Boucher (1703-1770)

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5298555.html

Тициано Вечеллио (Тициан). Шедевры мировой живописи

Вакх и Ариадна

После внезапной кончины Джорджоне главным представителем венецианской живописи эпохи Высокого Возрождения стал Тициан (Тициано Вечеллио; ок.1476/77 или 1489/90-1576). Он прожил долгую и плодотворную жизнь, о нем сохранилось много документальных свидетельств и легенд, но точная дата рождения его неизвестна; одни исследователи называют 1476-1477 годы, другие — 1489-1490.

Еще мальчиком он был вместе со старшим братом отправлен из маленького родного селения на учебу в Венецию.

Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, «отцу венецианской живописи» и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерских разных венецианских художников, пока не стал учеником великого мастера.

Там быстро раскрылся его большой талант художника, этому способствовала и дружба с Джорджоне, который тоже был учеником Беллини. Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики.

С этого времени его главная обязанность — писать портреты венецианских дожей. Он также завален заказами на религиозные и светские темы. Тициан много работал для герцога Феррары Альфонсо д'Эсте, выполнял заказы правящих династий Мантуи (Гонзага) и Урбино (Делла Ровере). Его работы этого времени красочны и полны упоения жизнью.

Смерть Актеона

Находящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Вакх и Ариадна была написана в начале 20-х годов, она полностью отражает ту радость бытия, которую ощущает в это время сам художник. Работа выполнена Тицианом для украшения феррарского дворца д'Эсте.

Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесеем Ариадны. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.

Вся композиция как бы сдвинута в сторону Ариадны, силуэт которой возникает у края картины на фоне моря и неба. К ней в порывистом движении устремлено прекрасное тело Вакха, единственной одеждой которому служит развевающийся яркий розовый плащ.

За Вакхом — шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами, и девушки, несущие сосуды для вина, и сатиры.

Читайте также:  Описание картины франсуа буше «портрет маркизы де помпадур»

Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Прекрасен окружающий сцену пейзаж. Высоко над танцующими нимфами и фавнами деревья раскинули свои разноцветные кроны. У самого горизонта можно рассмотреть почти растворившийся в дымке мифический город.

Тонкие белые облака словно прорезают небо. Работа удивительно декоративна.

Но все-таки главное в ней — это безмолвный диалог между Ариадной, всем своим существом стремящейся к морю, где еще может быть виден парус уплывающего корабля Тесея, и Вакхом, как бы говорящим ей этим, что Тесей принадлежит прошлому, а все ее будущее связано с ним.

Картина Noli те tangere (ее название можно перевести как Не прикасайся ко мне), запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа, выдающего себя за крестьянина, с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной.

Эта последняя их встреча происходит на фоне прекрасного идиллического пейзажа, полного света и умиротворения. Распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку. Но слова Христа останавливают ее — он уже принадлежит другому миру.

Художнику удалось запечатлеть удивительное слияние любви земной и любви небесной.

В 1530 году Тициан встретился с императором Карлом V, который испытывал к мастеру глубокое уважение. Художник и император становятся друзьями. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. А в 1550-1551 годах он работает уже для нового императора Филиппа II, сына Карла V.

Вернувшись в Венецию, художник почти полностью отказывается от заказов, передавая их более молодым коллегам, а себя посвящает выполнению работ для двора Габсбургов, с которыми он был связан до конца своих дней.

Поздняя живопись Тициана — это новый взлет творчества мастера. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а градации цвета более сложными и тонкими. Между тем картины Тициана проникнуты трагическим ощущением неминуемой смерти.

Поздняя работа художника Смерть Актеона иллюстрирует одну из историй, взятую из «Метаморфоз» Овидия. Прекрасный Актеон, охотясь в лесу, случайно увидел купающуюся богиню Диану.

Рассерженная богиня превратила юношу в оленя и затравила несчастного его собственными собаками.

На картине мы видим бегущую Диану, в одной руке она держит лук, второй рукой вынимает из колчана стрелу. Мчащаяся впереди нее свора собак набрасывается на получеловека-полуоленя. Полотно решено в мягких приглушенных тонах. Только силуэт Дианы в розовом хитоне контрастом выделяется на фоне холодного неба с мятущимися по нему облаками.

Не прикасайся ко мне

Источник: http://londonconsultant.blogspot.com/2012/07/blog-post_1870.html

Картина Вакх и Ариадна (картина Тициана)

Кто автор: Тициан

Как называется картина: Вакх и Ариадна

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1520—23
  • Оригинальное название картины на английском: Bacco e Arianna
  • Холст, масло.
  • 176.5 на 190 см.
  • Лондонская Национальная галерея

Описание картины «Вакх и Ариадна (картина Тициана)»

«Вакх и Ариадна» (итал. Bacco e Arianna) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1520—1523 годах. Полотно заходит в цикл картин на мифологические темы, написанные для Альфонсо I д'Эсте, барона Феррары. Находится в Государственной галерее в Лондоне.

Содержание

1 История 1.1 Реставрация 2 Сюжет 3 В массовой культуре 4 См. также 5 Литература 6 Ссылки

История

Картина предназначалась для декорации дворца Альфонсо I д'Эсте, барона Феррары, который был декорирован изображениями на традиционные мифологические темы. Полотно было заказано Рафаэлю на тему «Торжество Вакха».

Но Рафаэль погиб в 1520 году, успев написать только подготовительный набросок и заказ был передан Тициану. Сюжет был взят из произведений древнеримских поэтов Катулла и Овидия.

В 1806 году картина попала в Англию и упомянута в стихотворении Джона Китса «Ода соловью» (1819).

Реставрация

Полотно было два раза свёрнуто в течение первого столетия после написания, что привело к чертовским для картины последствиям. В 1806 году картина попала в Англию и, начиная с конца XIX века, повсевременно реставрировалась для остановки опадения краски с холста.

Реставрация в 1967—1968 годах, проводившаяся в Английской государственной галерее, когда был снят верхний слой побуревшего от времени лака, привела к тому, что краска стала также сходить. В итоге потребовалась дополнительное закрашивание, что изменило на значимой площади цвет неба.

Снятие лака критиковалось также за то, что это изменило изначальный цветовой план Тициана, но галерея заявляет, что это было нужно из-за разрушения лакового покрытия.

Сюжет

Бог Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) возникает справа. Влюбившись в Ариадну с первого взора, он выходит из колесницы с 2-мя гепардами (в уникальном тексте у Катулла — с леопардами).

Ариадна была только-только брошена греческим героем Тесеем на полуострове Наксос — его корабль ещё показывается вдалеке. На полотне запечатлён момент испуга Ариадны от неожиданного возникновения бога.

По легенде Вакх позднее вознёс её на небо и преобразовал в созвездие Корона, которое символически изображено на картине (в небе над Ариадной).

Композиция разбита на искосок на два треугольника: один — недвижное голубое небо, для которого Тициан использовал дорогую ляпис-лазурь, с 2-мя влюблёнными и 2-ой — полный движения ландшафт в зелёных и карих тонах с персонажами, провождающими Вакха. Любопытно, что посреди фигур, провождающих колесницу, выделяется одна, разумеется, навеянная статуей Лаокоон и его сыновья, отысканной незадолго до написания картины в 1506 году.

Картина заходит в цикл полотен на мифологические темы, написанные Беллини («Поклонение богов», 1514), Тицианом и Доссо Досси по заказу барона, возможно, по советы 1-го из придворных учёных.

Альфонсо I д’Эсте в 1510 году желал включить во дворцовую коллекцию также полотна Микеланджело и Рафаэля. Эта картина была начата Рафаэлем незадолго до погибели и дописана Тицианом.

Всего Тициан написал в 1518—1525 годах три картины для герцогского дворца.

В массовой культуре

Большой кусок картины (без Ариадны) был применен канадской музыкальной группой Crash Test Dummies в оформлении альбома 1993 года «God Shuffled His Feet». Картина возникает в кинофильме 2006 года «V — означает вендетта».

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-vakkh-i-ariadna-kartina-titsiana.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector