Описание картины валентина серова «портрет а. п. чехова»

Мужской портрет.№1

Мужской портрет.№1 [Jul. 28th, 2012|04:03 pm]Живописцы, окуните ваши кисти…
[]

Оригинал взят у

veniamin1

в

Мужской портрет.№1x

Доктор Поззи дома. 1881 .Dr. Pozzi at Home.
Сарджент, Джон Сингер, американский художник, (1856-1925г) Sargent, John Singer.Всё было непросто и неоднозначно.Доктор Поззи был в те годы самым модным, в высшем Парижском свете, гинекологом.Он был нарасхват. И он занимался не только здоровьем своих светских пациенток,но он не менее активно занимался ими самими. Его гремевшие романы в высшем свете, сами по себе , наверное, могли бы стать сюжетами для романов. Сарджент это выдающийся американец своего времени. Один из лучших портретистов.Почти всю творческую жизнь он жил и работал в Париже и в других местах Европы

Сарджент очень завидовал доктору Поззии тоже пытался пристроиться к высшему свету. И к дамам!! У Сарджента не очень получалось.У них были хорошие дружеские отношения.И  вот, он, Сарджент, восхищённый талантами доктора, сделал такой яркий, и очень сексуально-притягательный для дам портрет доктора в красном халате на соответствующем фоне в квартире доктора.

Что ни говори, но СМОТРИТСЯ!!!

Верди, Джузеппе 1886г.
( годы жизни1813-1901)

Болдини, Джованни (1842-1931) Boldini GiovanniБолдини тогда был одним из ведущих портретистовмира. А потом— всё! Действительно так проходит и куда-то навсегда уходит глориа…Как сегодня говорят по-русски в самом высшем обществе.Во времена авангарда его полностью забыли. Только последние пару десятков лет возродили для публики, и конечно благодаря Интернету, его портреты великих и знаменитых , а также и обыкновенных людей. Их, портретов, много. Есть  интересные.Это неплохой портрет Верди.Но почему он(Верди) выглядит как ближайший соратник Гарибальди,

в самые решающие моменты итальянской истории?

Портрет А. П. Чехова. 1898г.

Браз Осип Эммануилович (1873-1936)Этот одесский художник выполнил единственный прижизненный, полностью ЗАКОНЧЕННЫЙ, портрет Чехова.И с этим надо мириться.Современники отнеслись к этому портрету очень полярно.Это уже было время, когда Чехов стал самым знаменитым из продолжавших работать великих русских писателей.Толстой, как раз , примерно, на время этого портрета, после длинного перерыва разразился поучением про Катю Маслову  и снова замолчал.Поэтому, Русская публика, по привычке кланяться, хотела—ИКОНУ!Художника на полной серьёзе обвиняли за то, что он написал Чехова таким приземлённо-бытовым.  Публика объявила, что это будничный потртрет.А они, снобы из общества, хотели возвышенный образ!А. Бенуа, написал, что будущие поколения будут благодарны художнику, за то что он сохранил на портрете настоящего, живого Чехова.Этот портрет не очень можно было увидеть в советское время. Нас приучили к другому образу Чехова.Но сегодня, когда нет той нелепой и подлой власти, этот портрет Чехова тоже не особенно в почёте.Те бомондные снобы, которые объявили Чехова, уже больше чем полвека и ещё больше, певцом интеллигенци и убили его для России , тоже не хотят настоящего Чехова.Это другое дело. Это не фото, а работа хорошего художника. Серебрякова его ученица. Она много взяла от Браза, хотя он не всегда много работал с его учениками.В любом случае Чехов не был добреньким. Он относился к жизни серьёзно.И очень хорошо понимал психологию людей и жизнь.Поэтому можете сказать, что мы видим ЧЕХОВА, а не сироп!По моим представлениям о Чехове, мне эта работа кажется правильной.

О вкусах, конечно, не спорят. Высказывайтесь.

Композитор А.К.Глазунов. 1887г.

Репин Илья Ефимович.(1844-1930)Глазунов был хороший человек.Шостакович рассказал, что Столыпин запросил Глазунова, директора Петербургской консерватории, сколько у него учится евреев.И Глазунов ответил премьеру, что у него в консерватории не ведут такой статистики.Как хороший человек, Глазунов любил очень хорошо закусить, когда он хорошо выпивал.На этой картине Репина, Глазунову только 22 года.И Репин не захотел смягчить и солгать.Поэтому вид у Глазунова в 22 года уже неслабый. Совсем неслабый.Он явно уже хорошо принимал в этом возрасте на грудь и хорошо закусывал.

Бывает. Ничего сверхособенного.

Сарджент, Роберт Льюис Стивенсон и его жена, у себя дома, в столовой.. 1885г. Robert Louis Stevenson and His Wife; Robert Louis Stevenson paces in his dining room, 1885.
His wife Fanny, seated in an Indian dress, in the lower right corner

Роберт Льюис Стивенсон и его жена, одетая индианкой,, у себя дома, в столовой.. 1885г

Сарджент, Джон Сингер, (1856-1925г) Sargent, John SingerДа это тот самый чудак, который написал “Остров сокровищ”. И за это мы его не забудем до конца жизни. Наверное для молодых поколений, есть другие вехи в жизни. По крайней мере так оно и должно быть. Но мы уже не забудем Джона Силвера  и пиратскую песню. Бывает, что не замечают жену писателя. Она сидит в кресле направо, в одежде индианки. Стивенсон был по-настоящему энергичный человек. Посмотрите на него. Всё ещё никакого жира.И Сарджент нашёл классный приём. Он сделал писателя в движении, на ходу.Стивенсон идёт  и тут его(примерно!)окликнули. Он взглянул в сторону голоса.Так что, Сарджент не только на богатых шлюхах показал на что он способен

как талантливый портретист.

Портрет художника И.И.Левитана. 1893

Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Я не поместил Левитана, чтобы говорить о нём. Я  просто заметил, что я заканчиваю пост и у меня нет ни одного Серова.Серов был портретист с большой буквы. Мирового класса. Этот портрет Левитана,

мне нужен для сравнения  с портретом Лескова. См. ниже.


В. Серов. Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894 г. (1831 — 1895)

Портрет писателя Н.С.Лескова. 1894

Серов Валентин Александрович (1865-1911)Серов был выдающийся портретист. Но он был настолько требователен к себе, что всем, включая самого Левитана, очень нравился портрет Левитана, но не Серову.Посмотрите снова на прекрасный портрет Левитана! Но Серову не очень нравилась его собственная работа.Больше всего из собственных портретов ему нравился Лесков. Лесков умер в следующем году, в марте.Когда говорят что Серов, нарисовал во взгляде Лескова близкую смерть, то это на что-то похоже. Может быть это похоже на правду.Я не верю ни в какую мистику.Поэтому я не люблю такие разговоры. И конечно, мы смотрим на портрет постфактум.

То есть,  мы знаем когда Лесков умер.


Но всё же—посмотрите в глаза Лескову.

Бёрбедж, Ричард (1567/8-1619)

Этот актёр  был совладельцем напополам с братом того самого, знаменитого театра “Глобус”.В том театре была, тогда, самая успешная труппа Англии,  в которой играл, и куда важнее,для которой написал почти все свои работы, Шекспир.Ричард Бёрбедж был лучшим исполнителем ролей главных героев, в Англии того времени.И он был лучшим актёром Англии того времени.Он впервые сыграл на сцене роли Гамлета, Отелло, Ричарда III, Ромео,Короля Лир и т.д..Есть достаточно обоснованное предположение, что этот портрет, на самом деле нарисовал он сам.Если это так, то он был талант и в живописи.К такой манере письма портретов, перешёл 80-ти летний Гойя, больше чем через 200 лет.Гойя был революционером, даже в 80 лет!Когда Ричард Бёрбедж умер, поэты и друзья написали несколько эпитафий.Самая короткая—– была самая трогательная.Постарайтесь врубиться в игру слов. Это красиво и трогательно.Эта эпитафия, представляет собой стандартную авторскую ремарку в пьесе.Ремарка, на бумаге, в пьесе, говорит, кто из действующих лиц должен уйти со сцены.Такую ремарку сделали эпитафией.Вот как оно выглядит:

“Exit Burbage.”—Бёрбедж уходит со сцены.

Автопортрет в 26 лет, деталь ,
Дюрер, Альбрехт, (1471-1528)Никто не обязан знать. Поэтому я скажу два слова.Это великий немец. Особенно в гравюре, но как  художник тоже.Однажды Ленин ехал в Германии в поезде  и он начал говорить с немцами про ДюрераМожет быть он незадолго до этого читал о нём. Я просто не помню.Но немцы не знали об их собственном великом человеке.Ленин с гордостью сказал Горькому, что вот, немцы незнают о Дюрере, а мы знаем.Тогда, лет в 15, я отнёсся к этому случаю, так как описал его для нас Горький.Горький немного оказывал давление.Но потом, значительно позже, когда я прочёл что Ленин всегда ездил за границей в третьм классе, я понял что он заговорил о Дюрере

не в том классе и не с теми немцами.


 А поместил я этот портрет в самом конце для красоты и для дам.
Какой красавец,  очаровательные дамы ЖЖ, не правда ли?

Вениамин.

Comments:
From: fashion_4_you2012-07-29 06:51 am (UTC) (Link)

Да, Дюрер красавец))Вообще, подборка и сооводительный текст очень интересные, спасибо.

Не в том классе и не с теми немцами…

From: veniamin12012-07-29 07:42 am (UTC) (Link)

Я подруга, уже совсем старенький и почти ни на что не годный.Поэтому, когда ко мне говорит молодая, красивая, да ещё и понимающая что такое гармония и красота дама, то это для меня праздник.Поэтому и вам настоящее спасибо.

From: fashion_4_you2012-07-29 04:14 pm (UTC) (Link)

))

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/108455.html

Валентин Серов. Портреты

С конца 1890-х годов Валентин Серов ищет не столько формулу красоты, сколько формулу жизни как единого целого – если убрать один мазок, одну деталь, то все изменится! Творческое кредо художника родственно эстетическим позициям Антона Павловича Чехова, которого он изобразил на карандашном портрете в 1902 году. У больного писателя не было времени для позирования, он плохо себя чувствовал и был вынужден уехать из Москвы в Ялту. Портрет Валентин Серов так и не закончил.

Валентин Серов.Портрет А.П.Чехова. 1902

В 1901 году Серов пишет портрет Мики Морозова, который так же, как и «Девочка с персиками», я уверена, знаком всем с детства. Художник вновь передает непосредственную свежесть бытия. Это связано с наивной открытостью миру, свойственной ребенку.

Однако, это не просто остановленное мгновение – в портрете умного, непоседливого мальчика чувствуется зарождение творческого начала. И, действительно, Михаил Михайлович Морозов стал известным литературоведом, исследователем творчества Шекспира.

Валентин Серов. Мика Морозов. 1901

Валентин Серов сближается с кругом московской творческой элиты, которая сгруппировалась в литературно-художественном салоне матери Мики, Маргариты Кирилловны Морозовой. Художник пишет портрет известного предпринимателя и мецената Михаила Абрамовича Морозова. Созданный в 1902-м, за год до смерти Морозова, портрет показал обновленную, экспрессивную манеру живописца.

Валентин Серов. Портрет М.А.Морозова. 1902

Грабарь говорил:

«Забавно, что он сам доволен» — отмечал художник, подводя итог в характеристике почти карикатурного образа представителя тогдашнего делового мира Москвы.

Валентин Серов. Портрет художника И.С.Остроухова. 1902

В 1899 году Валентина Серова выбирают в состав Совета Третьяковской галереи, который был организован после смерти Павла Михайловича Третьякова. Проблемы коллекционерства и музейного собирательства становятся близкими Серову, как никому другому из художников.

Совет возглавлял Илья Семенович Остроухов, художник, меценат, историк искусства, основатель уникального собрания памятников древнерусского искусства, превратившегося в музей икон и живописи. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова.

Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.

Валентин Серов. Портрет М.Н.Ермоловой. 1905

Мария Николаевна Ермолова также являлась для современников примером самоотверженного служения. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова.

Это полотно было заказано живописцу Литературно-художественным кружком в связи с 35-летием артистической деятельности Ермоловой. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Зритель смотрит на талантливую актрису снизу вверх, как на монумент, вознесенный над толпой.

Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера.

Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/valentin-serov-portretyi-7

Альбом «Прижизненные портреты писателя Антона Павловича Чехова». Цели работы: Знакомство учащихся с портретами А.П.Чехова, созданными художниками при жизни писателя. Привитие интереса к живописи, развитие художественного вкуса. Расширение знаний по творче

Инфоурок › Русский язык › Презентации › Альбом «Прижизненные портреты писателя Антона Павловича Чехова». Цели работы: Знакомство учащихся с портретами А.П.Чехова, созданными художниками при жизни писателя. Привитие интереса к живописи, развитие художественного вкуса. Расширение знаний по творче

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

МБОУ Краснинская СОШ Альбом «Прижизненные портреты писателя Антона Павловича Чехова» Выполнила Хлябина И.А., учитель русского языка и литературы, первой категории Красный 2012

2 слайд Описание слайда:

Цели: Знакомство учащихся с портретами А.П.Чехова, созданными художниками при жизни писателя. Привитие интереса к живописи, развитие художественного вкуса. Расширение знаний по творчеству А.П.Чехова.

3 слайд Описание слайда:

«Необъяснимо – нежный» А.П. Чехов в русской живописи: прижизненные портреты писателя Антон Павлович Чехов – это трогательная страница русской культуры, нежной и изящной, которой мы справедливо гордимся, как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения.

4 слайд Описание слайда:

Чехов в живописи Замечательно, что сохранились фотографии и воспоминания – они дают емкую информацию об А.П. Чехове, через которую можно многое узнать и увидеть. Но, не менее интересен взгляд художника, тем более, что Антон Павлович был со многими русскими живописцами знаком и дружен.

Художники умеют чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя эпоху через себя, оставляют на полотне не только художественный образ, созданный творческой фантазией автора и являющийся передачей его собственного мироощущения, но и сконцентрированный образ своего времени.

Каждая картина эмоциональна, она передает модель через чувства, и принадлежит миру

5 слайд Описание слайда:

душевному. В каждом портрете есть сугубо личные, неповторимые черты, ярко выраженная индивидуальность автора. И это тоже документы, свидетельства современников о великом писателе. Но… В жизни А.П. Чехов был скромен. Он избегал журналистов и художников, не желая привлекать внимание к своей персоне.

Поэтому и портретов Чехова не больше, чем пальцев на одной руке (для сравнения, портретов М. Горького – около двухсот). Но есть еще одна причина, по которой Чехова при жизни рисовали редко. Многие художники отмечали сложность работы с ним, он как будто все время менялся. «Неуловимый Чехов», – так называл его Валентин Серов.

И, тем не менее, история сохранила для нас несколько живописных работ, сделанных при жизни великого русского писателя.

6 слайд Описание слайда:

К. Коровин: “Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты…”

7 слайд Описание слайда:

Прижизненные портреты Антона Павловича Чехова Портрет работы Н.П.Чехова Портрет работы И.И.Левитана Портрет работы О.Э.Браза Портрет работы Н.З.Панова Портрет работы П.А.Нилуса Портрет работы В.А.Серова Портрет работы Н.П.Ульянова

8 слайд Описание слайда:

Портрет А.П.Чехова (1884 г.) работы Николая Павловича Чехова Николай Павлович оставил несколько работ, посвященных брату Антону. Среди них портрет, выполненный в 1884 году. Это год окончания А.П.

Чеховым Московского университета и начала работы уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра). Портрет выполнен в характерной для Николая Чехова теплой, светлой манере. Портрет находится в Доме-музее А.П.

Чехова в Москве.

9 слайд Описание слайда:

Портрет писателя Антона Павловича Чехова (1885-1886) работы Исаака Ильича Левитана На редкость пронзительный портрет А.П. Чехова, а точнее акварельный этюд, сделан И. Левитаном. И хотя работа осталась неоконченной, художник сумел подметить и передать черты мудрости, суровости, волевого духа будущего знаменитого писателя. Портрет находится в Государственной Третьяковской галерее

10 слайд Описание слайда:

Портрет А.П.Чехова (1898 г.) работы Осипа Эммануиловича Браза Портрет А.П. Чехова удостоился противоречивых оценок современников. Критика упрекала О.Э. Браза за будничность, с которой он представил Чехова. Только А.Н.

Бенуа особо отмечал, что будущие поколения будут благодарить автора за объективный «документ».

Сегодня, размноженный в бесконечных копиях, портрет, который хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, стал хрестоматийным, обязательным во всех учебниках и материалах о Чехове.

11 слайд Описание слайда:

Портрет А.П.Чехова (1903 г.) работы Николая Захаровича Панова Портрет был подарен Пановым Чехову, с надписью: «Оригиналу от автора». Позже портрет был гравирован и размножен, а в журнале “Живописное обозрение”, где Н.З. Панов вел художественный раздел, была опубликована художественная корреспонденция “Сеанс”. Где находится сейчас этот портрет, и сохранился ли он – неизвестно.

12 слайд Описание слайда:

Портрет А.П.Чехова (1902-1904 гг.) работы Петра Александровича Нилуса Сегодня, работа Петра Нилуса в скупой иконографии А.П. Чехова занимает не последнее место. Портрет находится в Доме-музее А. П. Чехова в Москве.

13 слайд Описание слайда:

Портрет А.П.Чехова (1903 г.) работы Валентина Александровича Серова Глаза Антона Павловича излучают мысль, и где-то в их глубине таится обаятельная чеховская улыбка. Серову, как никому другому из писавших Чехова, удалось передать то «чрезвычайно русское», что так пленяло в нем и Толстого, и Короленко, и Куприна. Этот неоконченный портрет писателя хранится в Доме-музее А.П. Чехова в Москве.

14 слайд Описание слайда:

Портрет А.П. Чехова (1904 г.) работы Николая Павловича Ульянова “Чехов неуловим. В нем было что-то необъяснимо нежное”, – сказал, осматривая работу Н.П.Ульянова, В.А. Серов. Портрет А.П. Чехова, написанный Н.П. Ульяновым, хранится в Доме-музее писателя в Москве.

15 слайд Описание слайда:

В галерее портретов русских писателей А. Пушкин, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Гончаров, даже М. Салтыков-Щедрин – вылеплены природой или Богом крупно и сильно и в творчестве, и в лицах. А.П. Чехов сотворен иным способом.

Этот тихий изящный человек словно вычерчен тонкой иглой, с чрезвычайным благородством всех линий. В Чехове Россия полюбила себя. Остается только сожалеть, что судьба не позволила всем, изобразившим А.П. Чехова, довести его портрет до необходимой высоты.

Образ “необъяснимо-нежного” великого человека остался в нашей живописи навсегда неразрешенной задачей.

16 слайд Описание слайда:

ИСТОЧНИКИ: 1.http://www.unbi74.ru/biblioteka/Chausova_Chechov.html 2. 1.http://www.allchekhov.ru/illustrations/catalog/?workid=6004 3. http://chekhov-yalta.org/ru/chekhov-v-iskusstve/article-page-18.html

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=176856

Читать

Талант знаменитого отца, композитора и музыкального критика, по-своему отразился и в творчестве сына – Валентина Серова. Неслучайно чуткие критики находили в его полотнах нечто созвучное музыке.

Так, Александр Бенуа, производя генеральный смотр молодым силам и надеждам русского художества, писал: «Впечатление от серовских картин чисто живописного и, пожалуй, музыкального свойства – недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку».

Сыну-художнику был дорог образ отца, Александра Николаевича Серова, сумевшего, несмотря на множество жизненных преград, осуществить свою мечту – стать музыкантом и композитором, создать оперы и романсы, принесшие ему всероссийскую славу, выразить в ярких полемических статьях собственное понимание путей развития отечественной и мировой музыки.

«Муза, – писал А. Н. Серов, – инкогнито бродит по земному шару и подбирает себе любимцев в тех редких существах, которые в изящном видят абсолютную цель человеческого бытия».

Комментируя эти строки, друг юности Александра Николаевича Владимир Стасов добавлял: «Одним из таких редких людей был Серов.

Вся жизнь его была служением искусству, и ему он принес в жертву все остальное, что других манит и радует».

И потому закономерно, что славную галерею портретов подвижников русской культуры Валентин Серов начал с портрета отца.

Атмосфера родительского дома, в которой Валентин рос, не могла не влиять на развитие его как творческой личности.

Вот что писал об этом близко знавший его семью Илья Ефимович Репин: «Исключительной, огромной просвещенностью в деле искусства обладал весь тот круг, где Серову посчастливилось с детства вращаться.

И то значение, которое имел для искусства его отец, и та среда, где жила его мать, – все способствовало выработке в нем безупречного вкуса.

Серов отец дружил с Рихардом Вагнером и еще с правоведческой скамьи, вместе с тогдашним закадычным своим другом Владимиром Стасовым, знал весь наш музыкальный мир – Глинку и других. Словом, не бестактность сказать хоть вкратце, какая традиция высот искусства окружала В. А. Серова уже с колыбели; и все это бессознательно и глубоко сидело в его мозгу и светилось оттуда вещею мыслью».

Высококультурная среда, чрезвычайно благоприятная для развития разнообразных талантов, в роду Серовых формировалась постепенно, и решительный толчок в этом направлении был дан дедом будущего художника, который происходил из московских купцов, Николаем Ивановичем Серовым. «И по уму, и по образованию, – вспоминал о нем В. В. Стасов, – он был одним из самых замечательных, выходящих из ряду вон людей, каких мне только случалось встречать на своем веку».

Упорство и блестящие способности позволили Николаю Ивановичу Серову добиться положения видного чиновника Министерства финансов. Продвижению на более высокие этажи карьеры помешали и его характер, отмеченный вспыльчивостью, и «вольтерьянские» взгляды.

Чиновник-финансист питал любовь к музыке и на этой почве сдружился с дирижером петербургского хора и учителем пения в хоре придворной певческой капеллы Петром Ивановичем Турчаниновым.

Протоиерей Турчанинов, о коем говорили, что он «учился музыке у Господа Бога», не только пел, но и сочинял музыку и, по мнению знатоков, входил, наряду с Бортнянским и Львовым, в число самых выдающихся духовных композиторов России.

В долгие зимние вечера в петербургском доме Серовых на Лиговке нередко собирался блестящий струнный квартет с участием первых скрипок оркестра столичной оперы Семенова и Лабазина. В. В.

Стасов предполагал, что инициатором таких музыкальных вечеров в доме Серовых был «великий приятель Николая Ивановича» протоиерей, который любил петь, аккомпанируя себе на фортепиано.

Маленькие Александр и его сестра Софья, чутко воспринимавшие музыку, опрометью бежали к матери, чтобы сообщить: «Бог тата-та!» – в детском сознании служитель церкви Турчанинов был равнозначен Богу.

Их мать, Анна Карловна, в противовес крутому нравом мужу, была женщиной доброй и кроткой, нежно любила детей и пыталась, как могла, защитить их от вспыльчивости мужа. Дети платили ей нежной привязанностью.

Отец Анны Карловны, Карл Людвиг (позднее – Карл Иванович) Таблиц, происходил из семьи немецких евреев, переселившихся в середине XVIII века из Пруссии в Россию.

Карл Людвиг, талантливый естествоиспытатель, принимал участие в нескольких научных экспедициях – в Южной России, в Персии, в районе Каспийского моря.

С 1783 года помогал светлейшему князю Потемкину обустраивать Крым, что нашло отражение и в его научных трудах – «Физическое описание Таврической области», «Географические известия о Тавриде», переведенных на несколько иностранных языков.

Восемь лет, с 1788 по 1796 год, Карл Таблиц служил вице-губернатором Таврического наместничества, а позднее, в начале 1800-х годов, был назначен директором государственных лесов в лесном департаменте Министерства финансов. Заслуги его перед Россией были отмечены званием почетного члена Петербургской академии наук, чином тайного советника, должностью сенатора.

И если любовь к музыке Александру Серову, как и его сестре Софье, привил отец, то другая страсть мальчика – к книгам по естественной истории, особенно к сочинениям Бюффона, передалась, вероятно, от естествоиспытателядеда.

Благодаря частным урокам с талантливой пианисткой Александр Серов в восемь-девять лет уже свободно читал ноты с листа. Но отец отнюдь не стремился воспитать из него профессионального музыканта. Николай Иванович хотел, чтобы сын пошел по его стопам и сделал государственную карьеру.

В пятнадцать лет, успев поучиться в гимназии, Серов по велению отца поступает в весьма престижное Училище правоведения, только что открывшееся под эгидой принца Ольденбургского.

В стенах училища интерес к музыке всячески поощрялся, и здесь состоялась встреча двух музыкально одаренных юношей, определившая их дружбу на долгие годы. Александру Серову было тогда шестнадцать лет, Владимиру Стасову – двенадцать.

Сближению способствовало и то, что знакомы друг с другом были и их отцы; они входили в комиссию по постройке Смольного собора: архитектор Василий Петрович Стасов проектировал собор, а отец Серова представлял в комиссии Министерство финансов.

Вспоминая впоследствии друга юности, Стасов писал: «С Серовым можно было прожить сто лет и никогда не соскучиться. Я был в великом восторге от всей вообще даровитости и многоспособности его. Быть с ним – это было для меня постоянно истинным наслаждением».

По окончании училища двадцатилетний Александр Серов зачисляется в канцелярию 5-го уголовного департамента Сената в чине IX класса (титулярный советник). Отец его, Николай Иванович, вполне доволен сыном: конечно, чиновничья служба непроста, но при упорном труде в конце концов приносит неплохие дивиденды.

Между тем сам Александр Серов думает только о музыке. В Сенат и обратно он ходит пешком и по пути проигрывает возникающие в голове мелодии.

Его первые опыты музыкальной композиции заслуживают одобрение принца П. Г. Ольденбургского, который покровительствует одаренному юноше.

Стасов и Серов, такие разные и внешне и по характерам, еще больше сближаются. Обмен мыслями и впечатлениями от всего прочитанного, увиденного и услышанного не прекращается между друзьями почти ни на один день – в эпистолярной форме.

Оба не пропускают ни одного концерта заезжих знаменитостей, и много лет спустя Стасов вспоминал, как в 1842 году они с замиранием сердца слушали выступление приехавшего в Петербург Листа и, покоренные, очарованные искусством великого пианиста и композитора, долго бродили, не чувствуя усталости, по улицам, пока не решились пойти к Листу и лично выразить ему свои восторги.

В начале 1842 года состоялась судьбоносная встреча Серова с М. И. Глинкой, о чем Александр сообщает в письме Стасову: «О, я в него верую, как в Божество!» Факт их знакомства и дарование юного музыканта отметил в своих «Записках» и Глинка. Серов после смерти великого композитора написал «Воспоминания о Глинке», проникнутые чувством восхищения его музыкальным гением.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=133392&p=110

Серов. Большая коллекция | Издательство ДАРЪ

Наши книги востребованы читателями, среди которых есть как люди молодые, так и зрелого возраста. Психологизм и лиризм, декоративность и особая красота работ В.А. Серова найдут отклик в душе любителей русской живописи.

Произведения художника больше расскажут о нем, чем самый подробный рассказ о его жизни. Надеемся, что работы Серова передадут читателям его восприятие жизни, позволят узнать подробности его жизни, особенности творческого пути.

Творчество В.А. Серова многогранно.

Художник писал не только портреты, но и успешно работал в жанре пейзажа, создавал произведения на исторические темы, обращался к античности, занимался книжной графикой и оформлял театральные постановки.

Мастерски владея всеми рисовальными техниками, обладая тонким чувством стиля и непревзойденной творческой интуицией, Серов оставил после себя огромное художественное наследие.

Среди поклонников его творчества было распространено мнение, что позировать ему «опасно», поскольку написанные им портреты обладают особым свойством – они срывают любые привычные маски, открывая перед человеком закулисье его собственной души.

И, тем не менее, на протяжении всей жизни Валентина Серова не иссякал поток желающих получить портрет, исполненный его гениальной рукой.

Актеры и оперные певцы, банкиры и балерины, живописцы и меценаты, императоры и купцы, князья и княгини – все они во время сеансов становились для художника просто моделями, и ни их статус, ни титулы не могли повлиять на его кисть в угоду вкусам заказчика.

Но истинное отдохновение получал Серов, создавая портреты близких ему людей и особенно детей – своих и чужих. А еще ему очень удавались животные, в частности лошади, пристрастие к которым он испытывал с детства.

Ранний расцвет творчества Серова позволил ему уже в двадцатилетнем возрасте войти в «высший свет» русского искусства. Его слава, добытая огромным трудом портретиста, непререкаемый авторитет среди друзей и коллег-художников, его школа, которую он создал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, – все эти достижения очевидны и неоспоримы.

Серов прожил неполных 46 лет, но за это время он сумел создать так много, развернуть свой талант в столь различных направлениях, что сделанного им хватило бы на многих. Лучший ученик И.Е. Репина, он стал именно тем художником, который практически осуществил переход от старого искусства к новому.

В альбоме представлены все грани творчества художника: галерея портретов, которая прославила мастера, пейзажи и работы для театра, исторические картины и книжные иллюстрации.

В книге воспроизведены работы из музеев России и частных собраний.

Просмотреть полностью

Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова Волгоградский музей изобразительных искусств Воронцовский дворец, Алупка Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург ГМИИ имени А.С.

Пушкина Отдел личных коллекций, Москва Государственная картинная галерея Армении, Ереван Государственная Третьяковская галерея, Москва Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Государственный Исторический музей, Москва Государственный Литературный музей, Москва Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Государственный художественно-архитектурный, дворцово-парковый музей Ораниенбаум Донецкий областной художественный музей Екатеринбургский музей изобразительных искусств Костромской государственный объединенный художественный музей Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко Музей А.П. Чехова Музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург Музей-квартира Горького, Москва Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск Нижегородский государственный художественный музей Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Одесский художественный музей Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Пермская государственная картинная галерея Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева Томский областной художественный музей Ульяновский областной художественный музей Харьковский художественный музей Художественный музей, Череповец

Частные собрания

Список иллюстраций

1905 год 9 января А.С. Пушкин на садовой скамейке Абрамцево. Этюд Автопортрет Автопортрет Автопортрет Автопортрет Автопортрет Автопортрет Автопортрет (с папиросой?) Анна Павлова в балете Сильфиды Архангельский порт Балкон Белое море Берег реки. Север. Борзая царской охоты Борзые В деревне. Баба с лошадью В тундре. Езда на оленях Вазоны в парке. Архангельское.

Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье Внутренний вид Успенского собора Волы. Этюд Ворона и канарейка Всадник на лужайке. Этюд. Всадник. Князь Владимир Выезд Екатерина II Выезд Екатерины II на соколиную охоту Георгий Победоносец Дворик. Телега Сумы Дворик. Этюд Девочка с бульдогом Девочка с персиками. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой Девушка, освещенная солнцем. Портрет Марии Яковлевны Симонович.

Демон Деревня Дети (сыновья художника Александр и Георгий) Дети Боткина Дети с козленком Диана. Эскиз настенной росписи в столовой в доме В.В. Носова Дорога в Домотканово Дуб в Домотканово Ели Женский портрет Женский портрет Женский портрет Женский портрет Женский портрет Женский портрет Женщина с крынкой За рукоделием Зал в дворянском собрании в харькове с мужской фигурой (для масштаба).

Этюд для картины александр iii с семьёй. Зал старого дома имения Занавес к балету «Шехерезада» Запорожец на коне Запорожцы в степи. Заросший пруд Домотканово Заяц Зима в Абрамцево.Церковь. Этюд Зимний пейзаж. Зимняя дорога Зимняя дорога Зимой Изба в лесу Извозчик. Этюд. Император Александра III Императрица Александра Ифигения в Таавриде Ифигения в Таавриде Ифигения в Таавриде.

Эскиз Казачий разъезд Катание на масленице Квартет Колли Колодец Конная атака Конный двор. Домотканово Коровин на этюдах Коронация Николая II Кот и повар Коты. Кот и повар Крестьянская девушка в розовом платье Кубок боьшого орла Куликовская битва Купание лошади Лев Лев и волк Лес. Абрамцево Летний пейзаж. Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой.

Домотканово Лиля (Аделаида Яковлевича Симонович) Линейка из Москы в Кузьминки Лихач Лодки Лошади на взморье Лошадка в Крыму Лошадь Лошадь. Этюд. Лялия Дервиз Мальчик натурщик Мальчики на пляже. Этюд Медведь Мика Морозов Море Мужчина с обезьянкой На берегу моря На Мурмане. Бухта Трифона Печенегского На окраине села Набережная Невы. Этюд Набережная Скьявони в Венеции.

Этюд Наброски античной скульптуры Нарышкин ? Натурщик Натурщик над книгой. Натурщица Натурщица Натурщица Натурщица Натурщица Натурщица с распущенными волосами Натурщица с распущенными волосами Натурщица с распущенными волосами Ненасытинский порог Днепра Обнаженная Обоз. Рисунок к басне И.А. Крылова Одиссей и Навзикая Одиссей и Навзикая. Этюд Окно. Этюд к картине у окна (Портрет О.Ф.

Трубниковой) Окраина деревни. Этюд. Октябрь. Домотканово Осенний вечер. Домотканово Осенняя ночь Отдыхающий фавн Открытое окно. Сирень Пастушок Пейзаж в Абрамцево Пейзаж с женской фигурой Пейзаж с лошадками (деревенский пейзаж) Пейзаж. Лодка. Песня о трех братьях Петр I Петр I в Монплезире. Не окончено Петр I на псовой охоте Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте Площадь св.

Марка в Венеции. (Этюд) Поморы Портик с блюстрадой. Этюд Портрет А.В. Морозова Портрет А.А. Абрикосова Портрет А.В. Каситонова Портрет А.Г. Гиндус Портрет А.К. Бенуа, жены художника Портрет А.П. Нурока Портрет А.П. Чехова Портрет актрисы Кликерии Николаевны Федотовой Портрет актрисы М.Я.

Ван-Занг, в замужестве Череновой Портрет Александра III с рапортом в руках Портрет Анны Петровны Остроумовой Портрет Антонио д’Андраде Портрет артиста В.И. Качалова Портрет артиста И.М. Москвина Портрет артистов А.П. Ленского и А.И. Южина Портрет Б.Н. Чичерина Портрет балерины Тамары Красавиной Портрет В.А Бахрушина Портрет В.В. Каннист Портрет В.В. Мате Портрет В.В. Мусиной-Пушкиной Портрет В.

Н. Чичерина Портрет В.С. Серовой Портрет В.Ф. Сологуб Портрет Великого князя Георгия Михайловича Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве Портрет великого князя Михаила Николаевича в тужурке Портрет Великого князя Павля Александровича Портрет великой княгини Ксении Александровны.

Эскиз Портрет великой княжны Ольги Александровны Портрет Владимира Гиршмана Портрет Всеволода Мамонтова. Этюд Портрет Всеволожского Портрет Г.Л. Гиршман Портрет Г.Л. Гиршман Портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова Портрет графини Софьи Владимировны Олсуфьевой Портрет Д.В. Философова Портрет дамы с котенком.

Портрет девочки (Веры Гучковой) Портрет девушки Портрет девушки Портрет детей Касьяновых Портрет детей С.С. Боткина Портрет Е. Красильщиковой Портрет Е.А. Балиной Портрет Е.Л. Алафузовой, уроженной Добротворской Портрет Е.Н. Чоколовой Портрет Е.С. Корзинкиной Портрет Е.С. Корзинкинойй. Этюд Портрет Е.С. Морозовой Портрет жены О.Ф. Серовой Портрет З.В. Мориц Портрет З.Н. Юсуповой Портрет И.Е.

Забелина Портрет И.Е. Репина Портрет И.И. Левитана Портрет Ивана Абрамовича Морозова Портрет Иды Рубинштейн Портрет инженера А.М. Горяинова Портрет инженера С.П. Чоколова Портрет итальянского певца Анджело Мазини Портрет итальянского певца Франческо Таманьо Портрет К.А. Коровина Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком Портрет княгини А.П.

Ливен Портрет княгини Волконской Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз портрета Портрет княгини Орловой Портрет княгини Полины Ивановны Щербатовой Портрет князя Владимира Голицына Портрет князя Ф.Ф. Юсупова графа Сумарокова-Эльстон Портрет композитора А.К. Глазунова Портрет композитора А.К.

Глазунова Портрет композитора А.Н. Серова Портрет композитора М.А. Римского Корсакова. Этюд Портрет композитора Павла Ивановича Бларамберга Портрет композитора Серова Портрет Кононович Портрет Л.А. Мамонтовой Портрет Леонида Андреева Портрет М.А. Морозова Портрет М.К. Морозовой Портрет М.К. Олив в первом браке Мамантовой, во втором браке Свербеевой Портрет М.Ф. Морозовой Портрет М.Я.

Львовой Портрет Марии Николаевны Акимовой Портрет Марии Николаевны Ермоловой Портрет Марии Павловны Боткиной Портрет Мери Николаевны Чоладзе Портрет Муромцева Портрет Н.А. Римского-Корсокова Портрет Н.Н. Перцова Портрет Н.С. Лескова Портрет Н.С. Позднякова Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком Портрет неизвестной Портрет неизвестной в белом платье Портрет Николая II Портрет О.К. Павловой. Портрет О.Ф.

Трубниковой Портрет Ольги Федоровны Трубниковой Портрет Ольги Федоровны Трубниковой Портрет П.А. Бахрушина Портрет П.А. Мамонтовой Портрет П.И. Харитоненко Портрет пастора Далтона Портрет писателя А.М. Горького Портрет писателя Л.Н. Андреева Портрет поэта К.Д. Бальмонта Портрет Прасковьи Антиповой Портрет С.И. Мамонтова Портрет С.И. Мамонтова Портрет С.М. Боткиной Портрет С.М.

Драгомировой Портрет С.М. Третьякова Портрет С.П.

Дягилева Портрет Саввы Мамонтова Портрет Сергея Сергеевича Боткина Портрет Трояновской Портрет Федора Ивановича Шаляпина Портрет Хрущевой (Марии Павловны ?) Портрет художника Василия Ивановича Сурикова Портрет художника Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) Портрет художника Ильи Семеновича Остроухова Портрет художника Исаака Ильича Левитана Портрет художника К.К.

Костанди Портрет художника Льва Самойловича Бакста Портрет художника Павла Петровича Чистякова Портрет художници М.В. Якунчиковой (неоконченый) Портрет юноши Портрет юриста Дмитрия Васильевича Стасова Похищение Европы Похищение Европы Похищение Европы. Эскиз Прибой Принц Пристань Науплии Пруд Прудик в Абрамцево Пушкин в деревне Русалка Русалка. Этюд. С.М.

Лукомская Сараи Сараи Серый день Сирены Сирень. Куст. Слуга Авраама находит Исааку невесту Ревеку Слуга Аврама находит Исааку невесту Ревеку. Эскиз Служитель Московского Исторического музея Собака Пиратка Солдатушки, бравы ребятушки… Стадо. Этюд Старая баня в Домотканове Старый сараи Стог сена Стога Стригуны на водопое. Домотканово Студенты Сфинкс-львица Татарки у реки Татарская деревня в Крыму (Крымский дворик) Терский казак. Тропинка. Этюд. У монастырской стены У окна. Портрет Ольги Федоровны Трубниковой (не окончен) У перевоза Уборка сена Улица в старом городе. Этюд. Ф.И. Шаляпин Ф.И. Шаляпин в роли Ивана Грозного (совместно с К.А. Коровиным Финляндский дворик Флоренция. Улица Торнабуони Художник Константин Алексеевич Коровин на берегу реки Клязьмы Цветущий луг Черт вылезающий из корчаги Эскиз занавеса для балета «Шахерезада» Эскиз занавеса для балета «Шахерезада» Эскиз к картине русалка Эскиз костюма Юдифи Этюд Юра Морозов

Яблоки и листья

Источник: http://dar-kniga.ru/product/serov-bolshaya-kollektsiya/

Русские художники- портретисты (Изобразительное искусство, УМК «Школа России»,2 класс) Подготовила учитель МОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской. – презентация

1 Русские художники- портретисты (Изобразительное искусство, УМК «Школа России»,2 класс) Подготовила учитель МОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской области Чермошенцева Е.А., учитель начальных классов<\p>

2 Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз, Лётчик или балерина, или Колька твой сосед, Обязательно картина называется …<\p>

3 Валентин Серов ( )<\p>

4 Валентин Серов – прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно всё. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чьё наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.<\p>

5 Работы художника В.Серова Автопортрет Портрет А.П.Чехова<\p>

6 Девочка с персиками Портрет княгини<\p>

7 Иван Крамской ( )<\p>

8 И.Крамской родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» типично для интеллигента- разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушёром у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств ( ). Жил и работал в Петербурге. Самым знаменитым его учеником стал Репин.<\p>

9 Работы художника И.Крамского Портрет Д.И.Менделеева Неизвестная<\p>

10 Портрет Александра III Портрет художника И.Шишкина<\p>

11 И.Крамской « Христос в пустыне»<\p>

12 Художник изобразил Христа, сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется, будто сюда не ступала ещё нога ни одного человека. Но благодаря тому, что линия горизонта делит плоскость холста почти пополам, фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна, и, несмотря на одиночество, находится в гармонии с суровым миром картины.<\p>

13 Карл Брюллов ( )<\p>

14 Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра Павла Ивановича Брюлло. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи.(23) декабря 1799Санкт-Петербурге год ПетербургеАндрея Ивановича Иванова<\p>

15 Работы К.Брюллова ВсадницаИ.Крылов<\p>

16 К.Брюллов « Итальянский полдень »<\p>

17 Илья Репин ( )<\p>

18 Илья Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина ( ) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1855 занимался в топографической школе, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова. военного поселенца ЧугуевеХарьковской губернии 1855<\p>

19 Работы И.Репина Портрет Л.Н. Толстого Портрет А.Фета<\p>

20 В. Тропинин ( )<\p>

21 Творчество Василия Андреевича Тропинина охватывает всю первую половину XIX столетия и отражает на протяжении этого времени не одну смену общественных идеалов, художественных направлений и стилевых особенностей. Оно представляет необычайно благодарный материал для искусствоведа-историка. Вместе с тем и широкому кругу любителей искусства наряду с интереснейшими фактами оно даёт обширное поле для размышлений о месте искусства и роли художника в современном ему обществе.<\p>

22 Работы В.Тропинина Кружевница Портрет А.Пушкина<\p>

23 Информационные ресурсы 1. Портреты художников – портретистов В.Серова,В.Тропинина, И.Репина, И.Крамского, К.Брюллова- ru.wikipedia.org/wiki…художников- портретистов. 2. Работы художников(портреты)- ru.wikipedia.org/wiki…художников- портретистов. 3. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе.1-2 классы» Волгоград: Учитель-АСТ, ru.wikipedia.org Серов 6. html (6.И.Крамской «Христос в пустыне») 7. html (В.А.Тропинин) 9. рамки) Серов<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/892552/

Аркадий Кудря – Валентин Серов

1899 – работы Серова представлены на первой выставке журнала “Мир искусства”, открытой в Петербурге с января по февраль. В начале июня избран на трехлетний срок в совет Третьяковской галереи, созданный после смерти П. М. Третьякова.

Летом живет на даче профессора В. В. Матэ в Териоках, близко сходится с А. Н. Бенуа. Пишет там картину “Дети”. Пишет заказной портрет Александра III в мундире Датского лейб-гвардии полка и в связи с этой работой выезжает в Данию.

В Москве завершает работу над заказным портретом С. М. Боткиной.

1900 – в январе-марте работает в Петербурге над портретами Николая II и великого князя Михаила Николаевича. Экспонирует свои произведения на второй выставке картин журнала “Мир искусства”. Вместе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым входит в состав распорядительного комитета по организации очередной выставки “Мира искусства”.

Подает заявление о выходе из Товарищества передвижных художественных выставок. Работает над иллюстрациями для книги “Царская и императорская охота на Руси”. В июне приступает в Петербурге к работе над портретом княгини З. Н. Юсуповой. На Всемирной выставке в Париже удостоен Большой почетной медали за портрет великого князя Павла Александровича.

В октябре совершает с женой поездку в Париж на Всемирную выставку. Родился сын Антон.

1901 – в мае в Москве пишет акварелью портрет А. П. Чехова. Летом для воспроизводства в журнале “Мир искусства” делает портрет И. Е. Репина. Весьма удачны исполненные Серовым портреты его друга С. С. Боткина и четырехлетнего “Мики Морозова”, сына фабриканта и коллекционера живописи М. А. Морозова.

Галерею портретов “высочайших особ” пополняет портрет управляющего Русским музеем великого князя Георгия Михайловича. Но в декабре, после вмешательства в его работу императрицы Александры Федоровны, Серов решает не заканчивать очередной портрет Николая II.

И на том его взаимоотношения с царским двором были прекращены.

1902 – в начале года совместно с Остроуховым решает вопрос о приобретении для Третьяковской галереи картины Врубеля “Демон поверженный”. В Петербурге завершает работу над портретом З. Н. Юсуповой. Летом с матерью и дирижером А. Б.

Хессиным совершает поездку в Байрёйт. В Москве пишет портреты И. С. Остроухова, М. А. Морозова, рисует Дягилева и Остроухова за фортепиано. В конце года по просьбе Дягилева занимается организацией выставки “Мир искусства” в Москве.

1903 – в феврале, перед открытием в Петербурге пятой выставки картин “Мира искусства”, на общем собрании группа недовольных политикой Дягилева постановляет прекратить выставочную деятельность “Мира искусства”.

Летом Серов работает на даче в Ино, а в августе-сентябре пишет в Архангельском портреты княгини Юсуповой, ее сыновей и мужа – графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона. Осенью тяжело заболевает.

Накануне операции в частной клинике Чегодаева пишет завещание, по которому все имущество оставляет жене Ольге Федоровне. Сделанная 25 ноября операция проходит успешно.

1904 – в феврале и марте отдыхает в Домотканове. Пишет там ряд полотен, в том числе “Стригуны на водопое”. В апреле и мае совершает с женой поездку в Италию. Осенью пишет в Петербурге портреты председателя правительства графа С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, а в Москве – портрет Г. Л. Гиршман.

1905 – 9 января в Петербурге становится свидетелем расстрела мирной демонстрации рабочих царскими войсками. Пишет вместе с В. Д.

Поленовым заявление в совет Академии художеств, в котором подчеркивается вина президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича в этом злодеянии. 10 марта в знак протеста подает заявление о выходе из состава действительных членов Академии художеств.

В Москве пишет портрет актрисы М. Н. Ермоловой. В марте-апреле на устроенной Дягилевым в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов экспонируются произведения Серова. Летом принимает участие в организации сатирического журнала “Жупел”.

Осенью пишет в Москве портреты М. Горького, актрисы Г. Федотовой, князя В. М. Голицына. В декабре становится свидетелем вооруженного восстания в Москве, что нашло отражение в его творчестве.

1906 – в Петербурге работает над портретом присяжного поверенного А. Н. Турчанинова. В ноябре начинает работать над новым портретом Г. Л. Гиршман. Узнает о большом успехе в Париже, в рамках Осеннего салона, устроенной Дягилевым выставки русского искусства, на которой были представлены и его работы.

1907 – с мая по июнь – путешествие совместно с Л. С. Бакстом по Греции. Летом в мастерской на даче в Ино пишет портрет Л. Андреева. Создание картины “Петр I”. С октября по декабрь работает над эскизами декораций для новой постановки оперы А. Н. Серова “Юдифь” в Мариинском театре.

1908 – в Москве и Петербурге пишет заказные портреты М. Н. Акимовой, Н. С. Познякова, Е. С. Морозовой и др. Осенью рисует в Москве портреты К. С. Станиславского, актеров В. И. Качалова и И. М. Москвина.

Глубоко переживает смерть Е. Г. Мамонтовой, по существу ставшей ему второй матерью. Переселяется с семьей на новую квартиру в Ваганьковском переулке, которая оказалась для него последней. Родилась дочь Наташа.

1909 – в начале года, в связи с отказом восстановить скульптора А. П. Голубкину в Училище живописи, ваяния и зодчества, где она ранее занималась, подает заявление об увольнении из училища. В Петербурге пишет заказной портрет промышленника Э. Л. Нобеля. Рисует балерин Т. Карсавину и А.

Павлову, портрет хореографа М. Фокина. По просьбе Дягилева исполняет афишу для парижских выступлений с танцующей Анной Павловой. Поздней осенью, в связи с необходимостью отвезти на лечение во Францию сына Антона, живет в Париже. В течение года пишет заказные портреты Е. П. Олив, Ф. Ф. Юсупова, Е. И.

Рерих и др.

1910 – в начале года пишет в Москве заказной портрет фабриканта и коллекционера живописи И. А. Морозова. B апреле присутствует в Петербурге на похоронах М. А. Врубеля. В начале мая выезжает в Италию, где пишет эскизы для задуманной картины “Похищение Европы”. Затем приезжает в Париж, смотрит там выступление русского балета в “Гранд-опера”.

Пишет портрет танцовщицы Иды Рубинштейн. По возвращении из Парижа живет на даче в Ино. В августе и сентябре пишет в Сестрорецке заказной двойной портрет О. О. и Р. Г. Грузенбергов. Помещает в газете “Речь” письмо о театральной деятельности Дягилева. В октябре-ноябре в Биаррице пишет заказной портрет М. С. Цетлин.

Совершает кратковременные поездки в Испанию и к сыну Антону, находившемуся на лечении в Берке.

1911 – в январе проводит несколько дней в Домотканове. По предложению Дягилева пишет в Петербурге эскиз занавеса для балета “Шехеразада”. Работает над портретом княгини Орловой. В Москве пишет заказной портрет В. О. Гиршмана.

В апреле выезжает с женой в Рим, где в русском павильоне на Международной художественной выставке широко представлено его творчество. Вместе с женой посещает спектакли прибывшей в Рим балетной труппы Дягилева. В мае в Париже пишет занавес к “Шехеразаде”.

Вместе с труппой Дягилева переезжает из Парижа в Лондон, где проходят новые выступления русского балета. Возвратясь в Россию, живет с семьей на даче в Ино. После осмотра в Москве лечащим врачом осознает всю опасность развивающейся болезни сердца. В октябре-ноябре пишет в Москве портреты княгини П.

И. Щербатовой, Г. Л. Гиршман, модельера Н. П. Ламановой. 22 ноября скончался в Москве от сердечного приступа.

Бенуа А. Мои воспоминания. В 5 кн. / Подг. текста Н. И. Александровой, Л. В. Андреевой, А. Л. Гришунина, А. Н. Савинова, Г. Г. Поспелова, Г. Ю. Стернина. М., 1980.

Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / Сост. вступ. ст., коммент. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. T. 1–2. Л., 1971.

Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост., вступ. ст., прим. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. Т. 1. Л., 1985; Т. 2. Л., 1989.

Валентин Серов. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство / Сост. Д. В. Сарабьянов, Г. С. Арбузов; вступ. ст. Д. Сарабьянова. Л., 1982.

Грабарь И. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М., 1914.

Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865–1911. M., 1965.

Грабарь И. Э. Серов-рисовальщик. М., 1961. Копшицер М. Валентин Серов. М., 1967.

Лапшин В. //.Валентин Серов. Последний год жизни. М., 1995.

Серова В. С. Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. Воспоминания. СПб., 1914.

Серова В. С. Как рос мой сын / Сост., науч. ред. И. С. Зильберштейна; коммент. И. С. Зильберштейна, В. А. Самкова. Л., 1968.

Серова О. В. Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове. М.; Л., 1947.

Симановт-Ефимова Н. ^.Воспоминания о Валентине Александровиче Серове / Прим., именной указатель Г. С. Арбузова; послесловие Д. В. Сарабьянова. Л., 1964.

Смирнова-Ракитина В. Валентин Серов. М., 1961.

Ульянов Н. П. Мои встречи / Сост. М. П. Сокольникова. М., 1959.

Елена Ивановна Бларамберг – сестра Павла Ивановича, литератор и переводчик, печаталась под псевдонимом Е. Ардов.

Дочь П. М. Третьякова.

В. П. Обнинский – автор ряда книг по политической истории России: “Полгода русской революции. Сборник материалов к истории русской революции” (М., 1906); “Последний самодержец.

Очерк жизни и царствования императора России Николая II”. Эта книга вышла анонимно в Берлине в 1912 году.

Отрывки из нее были опубликованы в вышедшей в Москве, в 1917 году, после Февральской революции, книге Обнинского “Девяносто дней одиночного заключения (тюремные записки)”.

Источник: https://profilib.org/chtenie/72568/arkadiy-kudrya-valentin-serov-96.php

Ссылка на основную публикацию