Описание картины василия сурикова «автопортрет»

Василий Суриков

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске.

Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором.

Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Портрет Василия Сурикова

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

Автопортрет Василия Сурикова

Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И.

Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца.

К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

Памятник Василию Сурикову

Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу.

Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией.

Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь.

Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове».

Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

Картина Василия Сурикова «Меншиков в березове»

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка — Авдотья Васильевна Торгошина.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.

Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра.

Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью.

Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф.

Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.

Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре.

Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена.

Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение.

В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова.

Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Произведения

  • 1876 – «Вид на Кремль»
  • 1881 – «Утро стрелецкой казни»
  • 1884 – «Венеция. Собор Св. Марка»
  • 1887 – «Боярыня Морозова»
  • 1891 – «Взятие снежного городка»
  • 1895 – «Покорение Сибири Ермаком»
  • 1899 – «Переход Суворова через Альпы»
  • 1900 – «Степан Разин»
  • 1908 – «Крым. Ай-Петри»
  • 1910 – «Девушка с косами»
  • 1910 – «Севилья. Альказар»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4709-vasilii-surikov.html

Художник Василий Суриков: картины, биография

Автопортрет Сурикова

Василий  Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Семья его принадлежала к старинному казачьему роду: предки Сурикова вместе с Ермаком пришли «воевать Сибирь», и художник очень гордился этим.

Во время учения в Академии художеств Суриков, пробует создать произведения на темы из русского исторического прошлого, однако только после окончания академии, с 1878 года, он принимается за создание своих могучих исторических полотен.

В 1881 году он заканчивает «Утро стрелецкой казни», в 1883 году — «Меншикова в Березове»; в 1887 году — «Боярыню Морозову» (первый эскиз относится к 1881 году).

В 1895 году он завершает «Покорение Сибири Ермаком», а в 1899 году — «Переход Суворова через Альпы».

Таковы главнейшие произведения Сурикова, созданные им на исторические сюжеты.

Известно много картин на сюжеты из прошлого, написанных большими, известными художниками, но действующие лица на них — словно собрание статистов в исторических костюмах, а сами картины — словно иллюстрации.

Картины Сурикова поражают нас удивительным проникновением в «живое прошлое», и не только обликом зданий, одежд, убранства, но и воссозданием типов, чувств и переживаний людей той эпохи. Это свойство у Сурикова необычайно.

Его исторические полотна не произведения «по поводу», не иллюстрации к событиям, это картины-драмы, картины-трагедии, которые показывают всю сложность, «многоголосье» событий.

Впечатление это обусловлено в значительной мере тем, что главным действующим лицом его картин выступает народ как решающая историческая сила, живой вершитель судеб истории.

Хотя Суриков и изображал на своих полотнах сцены из далекого исторического прошлого, но проблемы, которые он выдвигал в своих произведениях, были подсказаны ему современной русской жизнью. Не мудрено, что произведения эти, созданные с необычайной силой, волновали и до настоящего времени волнуют зрителей.

Читайте также:  Описание композиции микеланджело «давид и голиаф»

В 1877 году Суриков поселился в Москве и прожил там до конца жизни. Неоднократно он ездил к себе на родину, в Сибирь, и эти поездки всегда вдохновляли его на дальнейшую работу.

Умер он в 1916 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Биография Сурикова

Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры 19 века и сопоставимо по значению с наследием таких ее гигантов, как А.Иванов, М.Мусоргский, Л.Толстой, Ф.Достоевский.

Глубина человековедения соединилась в нем со стихийной мощью и красотой художественного воплощения.

В совершенстве овладев живовописным мастерством, сопрягая в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, Суриков сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства, достичь высот «исторического ясновидения».

Цельность, отличающая натуру Сурикова, проникающий его творчество напряженный историзм могут быть в какой-то степени объяснены обстоятельствами судьбы художника.

Уроженец Красноярска, он принадлежал к старинному казачьему роду и с детских лет усвоил многие черты вольнолюбивого характера земляков, впитал яркие впечатления от сохранившего многие древние традиции быта.

«В Сибири народ другой, чем в России, — вольный, смелый», «краснояры — сердцем яры», — любил повторять он впоследствии.

И когда в 1869 году юный художник поступил в петербургскую Академию художеств, контрасты и противоречия жизни и истории «Двух России» — почвенной народной и государственной «петербургской» оказали на него сильнейшее воздействие, стали во многом и личной проблемой.

Уже в 1870 году Суриков — одареннейший воспитанник тогдашней Академии (он учился у П.

Чистякова), завоевавший славу «композитора», создал высокохудожественную картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», в которой отразились личные переживания, вызванные восприятием молодым сибиряком неумолимой поступи «кумира на бронзовом коне».

Окончательно же определились основы мировосприятия Сурикова, его художественные устремления, когда он, окончив Академию художеств с золотой медалью, переехал в 1878 году в Москву.

Здесь, попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, вопрошая, по его воспоминаниям, даже старые московские стены («вы видели, вы слышали!»), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина «Утро стрелецкой казни» (1881).

В ней уже в полную меру проявилось уникальное дарование Сурикова — художника «шекспировских» страстей, живописца-симфониста, способного воплотить на холсте не только облик, но и самый дух, «основные энергии» исторических событий.

Изобразив последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 году на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории.

При этом многофигурная и многоцветная «полифоническая» композиция, подчиненная сопоставлению противоборствующих сторон: могучих, но и обреченных стрельцов — представителей «почвы», московской Руси — и рационально организованной непреодолимой силы петровского государства, — начисто лишена примет академической «театрализоваиности». Первым из художников, обращавшихся к прошлому России, Суриков «прорывается» в своей картине в реальное историческое пространство-время, насыщая при этом великолепную живопись своего полотна напряженным чувством «живой жизни», все покрывающей красоты бытия.

В следующей картине Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике русской истории, обратился к судьбе одного из «птенцов гнезда Петрова» — » полу державного властелина» Александра Даниловича Меншикова, низвергнутого после смерти Петра с государственных высот и Заброшенного вместе с детьми в далекую сибирскую ссылку («Меншиков в Березове», 1883). В отличие от предыдущей картины, где действие происходило в «сердце России» — на Красной площади, Суриков изображает здесь своих героев томящимися в тесной бревенчатой клети с замерзшим оконцем. Но композиция картины, подчеркивающая «матерость», мощь и в то же время беспомощность опального князя, контраст убогой обстановки и хранящих следы былой роскоши одежд детей Меншикова, само «драгоценное месиво» суриковской живописи выводят мысль и чувство к общим категориям жизни, сообщают и этой картине подлинную масштабность.

В 1884-87 годах Суриков, как всегда создавая множество эскизов и этюдов-типов (он следовал методу горячо любимого им А.Иванова), был поглощен работой над картиной «Боярыня Морозова».

В ней он запечатлел эпизод из истории 17 века — момент, когда верную сподвижницу «огнепального» протопопа Аввакума раскольницу Федосью Прокопьевну Морозову провозят по Москве «на позорище», перед тем как обречь на медленную смерть в земляной тюрьме.

Чтобы оценить не только живописные достоинства этой картины, но и мужественную волю художника к воплощению правды истории, стоит вспомнить, что в 1880-е годы реакционная историография особенно усердно насаждала представления, что времена «тишайшего» царя Алексея Михайловича были «золотым веком», эпохой торжества «истинно русских начал», когда «царь шел рука об руку с народом и народ ему верил». Благонамеренные живописцы (например, К.Маковский и др.) на основе подобных фальшиво-благостных мифов изображали боярские свадьбы, выборы царских невест, даже бояр, играющих в жмурки. Раскол же, на деле бывший многомиллионной народной оппозицией власти и духовному гнету «толстобрюхих», объявлялся преступным инакомыслием и преследовался и в 19 веке как «потенциальная пугачевщина». И вот Суриков, взрывая «сладкие грезы» и ложь, сделал зрителей словно свидетелями и соучастниками действительных бедствий и страданий, накала страстей «бунташного века».

Проклиная «никониан», скованная, но полная огромной духовной силы, обреченная боярыня исступленно воздевает раскольничье двоеперстие, призывая народ держаться старой веры.

И каждый из многочисленных персонажей, стоящих по сторонам саней на заснеженной улице, — персонажей, издевающихся, равнодушных, открыто или тайно сочувствующих, представляет здесь какую-то грань характера народа в его противоречиях и «полюсах».

Прошлое предстает здесь воистину не как действия «кукол в порфире» (Л.Толстой), а как жизнь людей, наделенных душой, страстями и интересами.

При этом, передавая движение толпы, пестрое узорочье старинных одежд, достигая почти импрессионистического эффекта в изображении атмосферы зимнего дня, Суриков в то же время как бы «останавливает» и распространяет в «большое время» это мгновение, вобравшее в себя черты и отношения, типичные для всей русской истории.

Пережив вскоре после создания «Боярыни Морозовой» душевный кризис, связанный со смертью жены, Суриков, пожалуй, больше не создал образов, равномасштабных «трилогии» 1880-х годов. Но и позднейшее его творчество поражает мастерством, сочетанием драматизма и мощного жизнеутверждения.

В картине «Взятие снежного городка» (1891) он сообщил изображению старинного сибирского праздничного игрища мощное, мажорное «историческое» звучание. Верой в народ проникнуты и другие большие картины Сурикова 1890-х годов: «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы в 1799 году».

Не реакционно-охранительская, но бунтарская природа горячего патриотизма художника ярко отразилась в картине «Степан Разин», над которой художник работал в годы первой русской революции.

Носитель истинной народности, Суриков был при этом в корне чужд националистическим тенденциям. В своем искусстве он опирался на достижения глубоко почитаемых им старых итальянских и испанских мастеров, очень высоко отзывался о современной французской живописи.

Отзывчивость и широта мировоззрения художника ярко выразились в замечательных живописных и графических работах, исполненных им во время поездок по Италии и Испании, а также посвященных жизни малых народов Сибири.

Открыт был Суриков и новым веяниям и поискам искусства начала 20 века, до последних дней жизни сочувственно следя за устремлениями молодежи, в свою очередь горячо почитавшей великого Мастера.

Статья В. Петрова из книги «Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год».

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/786-surikov.html

Наш великий Суриков

В январе следующего года исполнится сто лет со дня смерти великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Вся Россия чтит память этого замечательного человека, уникального живописца.

А для красноярцев он дорог ещё и как земляк. В Красноярске имя Сурикова можно встретить часто, для некоторых оно уже приелось, стало обычным и мы часто даже не задумываемся, за что же так превознесли красноярца Сурикова.

Давайте вспомним.

В.И. Суриков

Фамилия «Суриков» произошла от названия минерала красного или жёлтого цвета «сурик». Это достаточно распространённая в России фамилия, её носили купцы, казаки, крестьяне по всей России. В XIX веке получил известность уроженец Ярославской губернии поэт Иван Захарович Суриков, автор стихотворений «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…») и «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»

Те же Суриковы, от которых произошёл наш герой, пришли в Сибирь в XVII веке, вскоре после основания Красноярского острога. Историк Г.Ф. Быконя установил, что один из братьев Суриковых, поселившихся в Красноярске, взял фамилию Нашивошников, потомки же остальных братьев продолжали носить фамилию Суриковых.

Суриковы были казаками, пришедшими, вероятно, с Дона. В самом конце XIX века, работая над картиной «Покорение Сибири Ермаком», художник обнаружил своих однофамильцев на Дону в станице Раздорской и счёл, что он и эти Суриковы имеют общих предков.

Из красноярских Суриковых в истории остались Пётр и Илья Кривой, активные участники разразившегося на рубеже XVII – XVIII вв. «Красноярского бунта», когда казаки отказали в доверии двум царским воеводам подряд, изгнали их из города и около пяти лет сами управляли Красноярском. Такими предками художник впоследствии очень гордился.

Позднее Суриковы служили рядовыми казаками и офицерами. Двоюродный дед художника Александр Степанович Суриков дослужился до звания атамана Енисейского казачьего конного полка. Родной дед — Василий Иванович был сотником в Туруханске.

Отец художника Иван Васильевич сменил казачью службу на работу чиновника в губернском правлении. В 1830-х годах Иван Васильевич построил для своей семьи двухэтажный дом из сибирской лиственницы, который сохранился до наших дней в неприкосновенности. Ныне здесь мемориальный музей художника — Музей-усадьба В.И. Сурикова.

Дом, в котором родился В.И. Суриков

Лиственница — очень влагостойкое дерево. Впитывая влагу, она становится прочной, как камень. сибиряки часто строили дома из лиственницы, а на Западе её использовали для свай.

Более полутора тысячелетий простояли под водами Дуная сваи моста Траяна, стоят на лиственничных сваях Венеция и Санкт-Петербург. Стоит и родной дом художника.

Первый этаж находится примерно на полметра ниже уровня земли (а сам фундамент на глубине более двух метров), за счёт этого на первом этаже зимой было теплее, а летом прохладнее.

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 г. в суриковском доме, крестили его во Всехсвятской церкви (сейчас на её месте ТК «Квант»). Семья Суриковых была большая. С Иваном Васильевичем жили двое его братьев (они умерли молодыми), дочь Елизавета от первого брака, жена Прасковья Фёдоровна (урождённая Торгошина) и двое детей – Катя и Вася.

Мальчик рос смелым и самостоятельным, с детских лет охотился, хорошо ездил верхом. Рано начал рисовать.

Когда настала пора отдавать Васю в школу, Иван Васильевич стал жаловаться на здоровье и попросил перевести его на службу вне города.

Читайте также:  Описание картины василия кандинского «дамы в кринолинах» (1909год)

Назначили его винным приставом в село Сухой Бузим (ныне Сухобузимо), туда вся семья и переехала. Василий поступил в красноярское уездное училище, в течение учебного года жил в Красноярске, а летом — у родителей.

В Сухом Бузиме у Прасковьи Фёдоровны родилось несколько детей, но четверо из них подряд умерли в младенчестве. Это был страшный удар для матери и как милость Божию она восприняла последнего своего ребёнка Сашу, который выжил. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич.

Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Оставшись без кормильца, она не пала духом и сделал всё, чтобы поставить на ноги своих детей. Свою старшую дочь Катю она обучила всем премудростям рукоделия, и вдвоём они шили на продажу.

Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже.

Прасковья Фёдоровна трудилась от зари до зари, прислуги в доме не держала, для себя и квартирантов всё делала сама, редкие свободные минуты посвящала рукоделию.

В.И. Суриков. Портрет Прасковьи Фёдоровны Суриковой, матери художника. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея

По окончании уездного училища Василий поступил на службу в канцелярию губернского правления переписчиком.

В это время на втором этаже суриковского дома поселился полковник Иван Корх с женой Варварой Павловной (она была дочерью губернатора П.Н. Замятнина). Корхи видели, как рисует Суриков, и отрекомендовали его Замятнину.

Губернатор взял Сурикова учителем рисования к своей младшей дочери, а затем познакомил его с богатым золотопромышленником и меценатом Петром Кузнецовым.

Пётр Иванович Кузнецов

Пётр Иванович предложил Сурикову отправиться на учёбу в Петербургскую Императорскую Академию художеств. Все затраты Кузнецов взял на себя. В 1868 г. Василий уехал в Петербург, оставив в родном доме мать Прасковью Фёдоровну и брата Александра. Незадолго до этого в селе Тесь умерла сестра Сурикова Екатерина Виноградова.

В.И. Суриков. Портрет Екатерины Ивановны Виноградовой, сестры художника. 1914 г. Музей-усадьба В.И. Сурикова

Академию Суриков окончил в 1876 г. одним из лучших выпускников. Он очень гордился, что его учителем в Академии был величайший педагог Павел Петрович Чистяков. В ущерб собственному творчеству Чистяков всего себя отдал педагогике, его учениками были Крамской, Поленов, Репин, Суриков, Врубель, Серов. Во время учёбы однажды в 1873 г. Суриков провёл лето в Сибири.

Когда Суриков оказался в Петербурге, он вдруг понял, что проехал не три тысячи вёрст, а по меньшей мере двести лет. Петербург — мегаполис того времени, с бешеным ритмом жизни, последними техническими новинками.

А позади был маленький патриархальный Красноярск с небольшими деревянными домами, во многих окнах была ещё слюда. И отношения между людьми сохранялись старинные. И казалось, что так живут все.

Но вдруг оказалось, что живут и по-другому.

Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. Ведь они по своим нравам, обиходу, стремлениям во многом походили на тех людей, среди которых вырос художник. Персонажи русской истории двухсотленей давности оказались духовно близки сибиряку из старого казачьего рода.

В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. И такое проникновение в русскую историю, такая жизненная ситуация, в которой оказался Суриков, дала ему возможность направить свой огромный живописный талант в сферу исторической живописи. Поэтому в наше время информационной перенасыщенности невозможно  повторить успехи Сурикова.

Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву.

Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов.

Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков, и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10.000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал.

В.И. Суриков. Четвёртый Вселенский Халкидонский собор. 1877. Государственный музей истории религии

В Москве Суриков жил со своей семьёй: женой Елизаветой Августовной и дочерьми Ольгой и Еленой. Елизавета Августовна была наполовину француженкой.

Художник впервые увидел её в католической церкви святой Екатерины, куда часто заходил послушать органную музыку. Он был очарован этой хрупкой скромной девушкой.

Август Шаре приданого за своей младшей дочерью дать не мог, но Сурикова это не интересовало, он заявил будущему тестю: «если откажете — увезу».

Елизавета Августовна Шаре

У Суриковых был счастливый брак, они очень любили друг друга. Елизавета Августовна очень трепетно относилась к творчеству мужа, помогала ему в работе, занималась хозяйством и воспитывала дочерей.

Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Художник изобразил Красную площадь, молодого Петра I в окружении бояр, друзей и солдат-преображенцев. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь.

В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Так же смелы и суриковские стрельцы.

Даже перед лицом смерти никто из них не просит пощады, а сидящий в телеге рыжий стрелец даже сжал кулаки и устремил на царя ненавидящий взгляд. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой.

Так же и Пётр готов уничтожить всё, что стоит на пути его власти, того нового курса, которым он собрался вести Россию к процветанию.

В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея

Источник: http://kasdom.ru/r_prosveschenie/r_kraevedenie/2864/

Суриков Василий Иванович

Во время учебы Суриков за свои работы получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 г.) приобрел П. И.

Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 г. Суриков приехал в Красноярск, некоторое время жил в Хакасии на золотых приисках Кузнецова. В 1874 г. Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.

Уже в годы пребывания в Академии сложился как исторический живописец-реалист. В 1875 г. за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника. 4 ноября 1875 г. Василий Иванович окончил Академию в звании классного художника первой степени. В 1876—1877 гг.

исполнял живописные работы в московском храме Христа Спасителя.

25 января 1878 г. Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858—1888) (в некоторых источниках — Елизавета Артуровна Шарэ). У Сурикова и Шаре родились две дочери — Ольга и Елена.

В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.).

Художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие в себе дух народа.

В своих монументальных картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.

В 1888 г., после неожиданной смерти жены, Суриков впал в острую депрессию. Своеобразным символом его тогдашнего просветления и возрождения служит картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», в которой в облике прозревшего угадываются черты самого художника.

Преодолев после поездки в Сибирь в 1889—1890 гг. это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891 г.), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья.

В исторических картинах 1890-х гг. Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.

) Суриков воспевает мужество и отвагу русского воина.

Следующая работа художника в историческом жанре — «Степан Разин» (1910 г.).

Помимо грандиозных произведений, написанных на сюжеты русской истории, Суриков создавал также прекрасные камерные портреты, в которых проявилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека. После прочтения книги И. Е.

Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках» Суриков с 1908 по 1912 г. писал картину «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами царевны стала внучка художника Наталья Кончаловская.

Источник: http://my.krskstate.ru/docs/painters/surikov-vasiliy-ivanovich/

Несколько малоизвестных фактов о жизни и творчестве Василия Сурикова

Максимилиан Волошин, составивший биографию Василия Ивановича Сурикова ещё при его жизни, писал о его живописи так: «В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веке русской истории». 

Максимилиан Волошин считал, что «он (Суриков) был действительным свидетелем и похода Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра».

И как иначе объяснить невероятную реалистичность его картин и обилие деталей, воспроизведённых с фотографической точностью? Исторические полотна Сурикова написаны так, как будто автор видел происходящее своими глазами. Может быть, поэтому они так впиваются в память зрителям.

 Можно не знать имя Василия Сурикова, но картины «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» не представлять невозможно.

Утро стрелецкой казни

Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни», 1881

Картина «Утро стрелецкой казни», написанная в 1881 году, стала первым крупным произведением, посвященным событиям истории Руси.

После Суриков рассказывал: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось.

Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».

Суриков вспоминал, что в 1880 году, когда картина была уже вся прописана и, в основном, решена к нему в мастерскую зашёл Илья Ефимович Репин. Картина ему очень понравилась, но он спросил Сурикова, почему тот не повесил нескольких стрельцов на виселицах видневшихся вдали, по спуску вдоль Кремлевской стены:

«Я бы непременно повесил двух-трех, а то какая же казнь, если никто еще не повешен?».

Суриков попробовал на другой день дорисовать мелом по маслу несколько висящих фигур и тут в комнату вошла старуха няня. «Увидев картину, она грохнулась на пол», — вспоминал Суриков. — Тут я и понял, что искусство не так должно действовать…

В тот же день заехал и выдающийся собиратель живописи Третьяков.

— Да вы что, всю картину испортить хотите? — спросил он, увидев наброски.

Тут уж Суриков испугался:

— Пусть Репин «Иваном и сыном» народ пугает!

И убрал виселицы.

Боярыня Морозова

Василий Суриков, «Боярыня Морозова», 1887

Для «Боярыни Морозовой» Суриков сделал бесчисленное множество эскизов и портретных зарисовок. Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы. Босого нищего Суриков нашёл на рынке, заплатил ему, чтобы тот позировал — и нищий сидел на снегу в холщёвой робе, а Суриков рисовал его прямо на улице.

Был момент, когда картина совсем «встала» — художник никак не мог поймать вдохновение, чего-то не хватало. Как-то, бросив в отчаянии кисть, Василий Иванович глядел в окно и вдруг увидел бредущую по улице старуху-богомолку с посохом. Василий Суриков глянул на посох и понял: вот оно! Вот, что он искал долгое время!

Читайте также:  Описание картины анри матисса «автопортрет»

Художник выскочил из дома и бросился за бабушкой. А эта богомолка уже порядочно отошла. Суриков долго гнался за нею, крича на ходу:

— Бабушка! Бабушка! Посох!

Старушка решила, что это разбойник и бросила посох.

Потом Суриков изобразил его в руках странника на эскизе, и работа сдвинулась с мёртвой точки.

Исторические сюжеты

Сюжеты у Сурикова рождались случайно. Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным : «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков…

сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу. …А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал.

Да и „Казнь стрельцов“ точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами».

Как продаются картины

Как-то раз художник Игорь Грабарь привез к Василию Сурико­ву одного коллекционера.

Суриков встретил го­стей радушно. Стал показывать этюды на про­дажу. Господин, который хотел купить картину, время от времени спрашивал о цене того или иного произведения и качал головой:

— Что вы, Василий Иванович, разве можно так высоко оценивать такой крошечный этюдик?

Цена была — 5000 рублей.

— Уступите, Василий Иванович, — попросил Игорь Грабарь.

Суриков вздохнул:

— И хотел бы, да имя не позволяет!

Кто остался, тот и лучший

Как-то раз Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов встретились у малоизвестного тогда художника Ильи Остроухова. Первый тост предложил хозяин Илья Остроухов. Он скромно сказал;

— Выпьем за трех лучших художников здесь присутствующих!

Выпили. Потом Василий Поленов куда-то засобирался и ушел. Тогда тост провозгласил Василий Суриков:

— Выпьем теперь за оставшихся двух — действительно лучших! Когда пришла пора уходить Васнецову, Илья Ост­роухов проводил его до двери парадного. На лест­нице Васнецов вздохнул:

— А вот теперь наш Василий Иванович налил еще рюмочку и выпил её совершенно искрен­не — за единственного лучшего русского худож­ника!

Василий Суриков, «Автопортрет», 1913

Девочки и персики

Однажды Василий Суриков гостил в Крыму у знакомой худож­ницы, там он постоянно рисовал. Рядом жили две ми­лые девушки-сестры, которые неоднократно просили Сурикова нарисовать что-нибудь на память. Художнику не нравилась их настой­чивость, и Василий Иванович под разными предлогами отне­кивался.

— Все вам автографы подавай. — бормотал он в сторону, — для домашнего музея.

— Ну хоть какой-нибудь пустяк! — умоля­ли они.

Наконец перед отъездом в Москву он все же подарил им два рисунка. Но нарисовал он их на персиках!

Портрет Ольги Васильевны

25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери — Ольга и Елена. Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из выдающихся мастеров русской живописи начала XX века.

Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888

Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами. Л.Н.Толстой, и П.М.Третьяков были частыми гостями Сурикова.

Художник и легендарный реставратор Игорь Эмануилович Грабарь вспоминал: «С Суриковым я познакомился в 1904 году у коллекционера Гиршмана. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати.

Из художников у Гиршмана бывали москвичи — члены выставочного объединения Союза русских художников, чаще других — Коровин, Серов, Иванов, Архипов, Борисов-Мусатов, Малявин, Ап. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин.

Почти всегда приходил и Суриков, оживленно беседовавший, много рассказывавший о своих былых встречах и впечатлениях, веселый, вечно балагуривший и державший себя необыкновенно просто и по-товарищески легко с художниками.

Приезжавшие из Петербурга художники — Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст — также бывали завсегдатаями „гиршмановских вечеров“, на которые съезжались и все главные московские коллекционеры».

Внучка Петра Петровича Кончаловского, Наталья Кончаловская, была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. 

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/neskolko-maloizvestnykh-faktov-o-zhizni-i-tvorchestve-vasiliya-surikova

« Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром. — презентация

1<\p>

2 « Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П.М. Третьякова Вера Павловна, в замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, почти якут, по его собственному выражению, и наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Умный-умный, со скрытой, тонкой сибирской хитрецой, он был неуклюжим молодым медведем, могущим быть, казалось, и страшным, и невероятно нежным. Минутами он был прямо обворожительным»<\p>

3 Картина «Боярыня Морозова» посвящена расколу в русской православной церкви, произошедшему в середине XVII столетия. В монументальном полотне Суриков соединил размах художественного замысла со сложным построением композиции, пленэрными изысканиями, декоративностью и с высочайшим уровнем технического исполнения.<\p>

4<\p>

5<\p>

6<\p>

7 Работа над картиной, посвященной предводителю народного восстания, велась долгие годы. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал«Степан Разин» искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. В 1909 году художник пишет в одном из своих писем: «Относительно Разина скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Я ездил в Сибирь на родину, и там нашел осуществление мечты о нем». На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. Но его образ так и не получил однозначности.<\p>

8 В восстании стрельцов Суриков увидел прямую связь с мятежными духом русского народа. Народ стал главным героем картины. «Я не понимаю действия отдельных исторических лиц, говорил художник, без народа, без толпы». Суриков был первым художником, показавшим, что основной действующей силой истории являются народные массы.<\p>

9<\p>

10<\p>

11 В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. Доверенное лицо и любимец Петра I, светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю Полноту государственной власти в свои руки. Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Он был разжалован, огромное его имущество конфисковано, а сам он с семьей отправлен на вечную ссылку в Тобольскую губернию в Березово. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Он погружен в безрадостные раздумья. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить.<\p>

12 На картине изображена битва на Иртыше казацкой дружины под воеводством Ермака с сибирскими татарами. Илья Репин писал по поводу «Ермака»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка»..<\p>

13 Народное веселье стало темой суриковской картины «Взятие снежного городка». Сцена зимнего праздника наполнена оптимистическим звучанием. Художник славит смелость и жизнерадостность народа..<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1268545/

Cуриков Василий ИвановичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Cуриков Василий Иванович (Surikov Vasily Ivanovich), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством.

Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В. Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств.

Итогом учебы Сурикова в Академии художеств стала картина «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту».

Окончив Академию в 1875 году, Василий Иванович Cуриков с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы.

Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, Русский музей, Петербург).

В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему «Утро стрелецкой казни», завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва).

Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.

Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Феодосия Морозова» (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова «Взятие снежного городка».

Картина «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия.

Последующие «хоровые» полотна («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.

Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры («Посещение царевной женского монастыря», 1912, Русский музей; «Благовещение», 1914, Художественная галерея, Красноярск).

В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие произведения русского исторического живописца всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом.

Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь русский живописец выступает предтечей новых направлений в искусстве.

В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов («Автопортрет», Третьяковская галерея; «Портрет княгини Щербатовой», Саратовский художественный музей; «Человек с больной рукой», Русский музей; все работы – 1913). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.

Степан Разин,
1903-1907, Русский музей
Княгиня Щербатова П.И., 1913, Саратовский художественный музей
Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя Ромодановского Ивана Федоровича

Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения.

2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

Источник: http://smallbay.ru/surikov.html

Ссылка на основную публикацию