Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Играющие мальчики». Картина мальчики
ГлавнаяКартиныКартина мальчики
Выкладываю свою старую статью на актуальную тему.
Вина ли это православного наследия Византии или сурового и сдержанного национального характера, но отечественное искусство весьма целомудренно даже в изображении женской наготы, а мужской — особенно. Тем более — детской и отроческой.
Пусть в католической Европе в огромном количестве создавали прекрасных обнаженных Давидов и святых Себастьянов, а в Новое время — Ганимедов и просто купальщиков, в России с этой темой было сурово. Рассмотрим считаные сохранившиеся работы.
ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР
Поразительно, но самая первая (1716 год) картина с изображением обнаженного мужчины, вернее, мальчика в русском искусстве — портрет «второго лица» государства. Это изображение наследника Петра Великого — его старшего сына от Екатерины I цесаревича Петра Петровича. Мальчика, которому было суждено умереть в возрасте трех лет, написал француз Каравак в образе обнаженного Купидона.
В Европе подобное тогда никого не шокировало: принцев из рода Бурбонов и прочих аристократов писали так уже лет сто, играя в мифологических персонажей. Еще Каравак увековечил его маленькую сестру Елизавету Петровну (будущую императрицу) в образе обнаженной Венеры.
Любопытный казус: недавно американцы удаляли этот портрет из «Википедии» как детскую порнографию: так изменились вкусы и мораль.
Портреты мальчиков в образе амурчиков — пожалуй, самая благопристойная детская нагота, без всякого подтекста. Одно время их продолжали создавать в России вслед за западной модой.
Хорошо известен портрет крылатого и обнаженного князя Генрика Любомирского кисти художницы-гастролерши Виже-Лебрён, но он был польский шляхтич; из россиян же она запечатлела так малолетнего Бориса Юсупова.
Рене Теодор Бертон написал нагого малолетнего Анатоля Демидова верхом на тигре и вооруженного луком и стрелами. Для конца 1810-х годов такие детские портреты еще уместны, но вскоре мода на образы олимпийских божеств окончательно умирает.
В 1829 году Карл Брюллов пишет портрет обнаженного ребенка из семьи Гагариных реалистично, без античных атрибутов, просто усадив его в бассейн — смотрится это странно и модой не стало.
МАСТЕРА АКАДЕМИЗМАПод тем же влиянием Запада обнаженная натура проникала и в другие жанры, в первую очередь в скульптуру, которая в период классицизма в России переживала расцвет и, опираясь на античные образцы, стеснялась не сильно. Находим наготу и в академической живописи, но тут самоцензура была сильнее. Например, написать полностью голого человека и строго фронтально живописцы XVIII–XIX веков стеснялись. Помогали драпировки.
Примечательно, что и тут художники подсознательно обращались к эталонным образцам скульптуры: люди на живописных полотнах поражают гладкостью кожи и отсутствием волос! Самой смелой, считает Игорь Кон (автор книги «Мужское тело в истории культуры»), стала картина Петра Басина «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» 1821 года — у фавна там можно заметить лобковые волосы. Удивительная храбрость художника.
К детской наготе официальная цензура и подсознательное чувство приличия относились более терпимо. Поэтому кое-где в толпе второстепенных персонажей этих академических картин можно увидеть не просто голых мальчиков, но даже с обнаженными гениталиями.
Но табу преодолеть сложно — так, на уже достаточно поздней, написанной в 1872 году, картине Василия Верещагина «Продажа ребенка-невольника» обнаженный ребенок — главное действующее лицо. Поэтому поставлен он спиной к зрителю.
Преодолеть себя было трудно: даже знаменитый коллекционер Сергей Щукин приказал закрасить «срамные места» одному из мальчиков с приобретенного им панно Матисса «Музыка».
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ
Самые знаменитые обнаженные мальчики в русском искусстве, пожалуй, созданы автором «Явления Христа народу». Его ранние картины, несущие явный отпечаток академической школы, также написаны на античные сюжеты — «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», «Беллерофонт отправляется в поход против химеры».
Академически совершенна и детская нагота на этих полотнах.
Со временем дети в его многочисленных работах становятся более реалистичными, они больше не кажутся скопированными с мраморных статуй. Тут и надутый живот, и торчащие ребра, и сутулые спины — в общем, живые люди. Делает это гениальный художник осознанно.
Недаром в «Явлении Христа народу» можно разглядеть несколько типов наготы у голых купальщиков. Например, так называемый «Смотрящий» обнажен по-античному, совершенен духом и телом, демонстрирует язычески гордое единение с природой.
А «Дрожащие отец и сын» наги по-библейски: они лишены покрова, не защищены, дрожат и боятся, демонстрируют греховную плоть, обреченную на стыд и проклятие.
КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН
Если молчаливый и застенчивый холостяк Иванов обретал в рисовании мальчишеских фигур душевный покой, то для сурового и энергичного отца семейства Петрова-Водкина это было точкой приложения идей.
Художник, который даже не мог пользоваться, как все, нормальной перспективой, а изобрел собственную — «сферическую», считал человеческое тело символом духовного устремления и движения вперед.
Более того, он говорил, что мускулатура должна быть естественной, а занятия гимнастикой и танцами, по его мнению, тело «уродуют», поскольку развивают его односторонне.
В наследии Петрова-Водкина много и женских ню, но поджарую мужскую фигуру он считал более выразительной, особенно в переходном подростковом возрасте. Он отмечал, что в этот период мальчики обычно гармоничнее, чем девочки, хотя ситуация потом меняется: юноши становятся неловкими и угловатыми, а девушки расцветают.
Самая знаменитая его работа — «Купание красного коня», если, разумеется, пренебречь мастью коня, достаточно реалистична. А в других произведениях, особенно в набросках, тела подростков почти превращаются в геометрические абстракции. Отсюда и до супрематических «роботов» Малевича недалеко.
АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА
Изящный Серебряный век, несмотря на эфебофилию многих своих творцов, от Кузмина до Дягилева, заметных ню в истории русского искусства не оставил. (Цикл Сомова, посвященный его «Дафнису» — Борису Снежковскому, нам не подходит: 19-летний боксер там имеет вполне сформировавшуюся взрослую мускулатуру.
) Авангард во многом вообще отвергал телесность. А вот первый период существования Советского государства обнаженной натурой был богат. Причем никогда раньше нагими мужскими телами не любовались так откровенно и в таком количестве. Но в этом — никакой эротики! Это был гимн красоте, молодости и спорту.
Выражение мощной энергии молодого советского народа. Таковы мальчики и юноши на залитых солнцем полотнах Дейнеки — молодежь, не ведающая телесного стыда, сильные и гордые люди. Сплошной оптимизм и идеализм.
Отметим, что взрослые у Дейнеки, как мужчины, так и женщины, — мускулистые тренированные атлеты, в общем — идеальная аллегория совершенного советского человека. А вот угловатые дети выходили у него как-то душевнее, трогательнее.
ЕВСЕЙ МОИСЕЕНКО
Но ранним десятилетиям Советского государства, с их «теорией стакана воды», концепцией «новой женщины», мгновенными гражданскими браками и такими же быстрыми разводами, настал конец. «Половую распущенность» больше не допускали, и на протяжении ХХ века ханжество все усиливалось.
Сказывалось это, безусловно, и в изобразительном искусстве — любая нагота трактовалась как неприличие. Мастера социалистического реализма следовали этим правилам (хотя обнаженную натуру можно найти и у Пластова, и у Самохвалова).
Среди корифеев, которые продолжали писать обнаженную натуру, причем весьма достойно, — Евсей Моисеенко, прославившийся благодаря картинам на военные темы («Красные пришли», «Победа», «Генерал Доватор»).
Дети — вторая любимая тема художника. Возможно, потому, что сам он подростком покинул дом, уйдя из глухого белорусского села, чтобы поступить в художественное училище.
Мальчишки на его полотнах купаются, отдыхают, веселятся на природе. А сочетание его узнаваемой экспрессионистской манеры, нетипичной для советского реализма, с явной романтикой и поэтическим восприятием мира дает интересный эффект.
Оригинал Нагие отроки в русском искусстве для культура.рф
shakko-kitsune.livejournal.com
Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Решетников Федор Павлович – советский художник 1906 — 1988
Слайд 2
Ф. П. Решетников родился 15 июля 1906 года в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области.
Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».
Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года). Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948) является своеобразным рекордсменом.
Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров — больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе. Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Слайд 3
Награды и медалиСталинская премия второй степени (1949) — за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы» Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «За мир !» (1950) народный художник СССР (1974) два ордена и медали
Слайд 4
Детские образы в творчестве Ф.П.Решетникова
Слайд 5
«Прибыл на каникулы» 1948 год
Слайд 6
«Опять двойка» 1952 год
Слайд 7
«Достали языка» 1943 год
Слайд 8
«Вид из окна» 1969 год
Слайд 9
«Мальчишки» 1971 год
Слайд 10
Вопросы для беседыВопросы для беседы:Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает? Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше.
На какие части можно разделить картину? Небо, город, мальчики на крыше. Какие краски и тона преобладают? Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры..
Кто герои картины? Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи.
Слайд 11
Вопросы для беседыВопросы для беседы:Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли? На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо. Как они изображены? Опишите каждого: роль (роль, внешность, поза, выражение лица) 1.Указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным.
Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей. 2.Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения. 3.Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен. Что можно сказать о характере каждого? 1.Серьёзный, целеустремлённый. 2.Очень впечатлительный. 3.
Романтик, мечтатель.
Слайд 12
Картина, произведение, полотно, холст. Мальчишки, ребята, герои картины. Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.Словарная работа
Слайд 13
Ф.П. Решетников «Мальчишки»
Слайд 14
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-malchiki.html
Щеглы летят на волю: старинный обычай или негуманное отношение к природе? | Милосердие.ru
В праздник Благовещения издавна на Руси существовал обычай выпускать из клеток птиц на волю. Накануне ловились лесные птички – щеглы, чижи, жаворонки, синички, голуби. А в день праздника при большом стечении народа птицам давали свободу.
В. Перов, «Птицелов»
Обычай стал городским
В больших приходах в крупных городах этот обычай в новейшей истории России был возрожден. В московских храмах 7 апреля можно увидеть, как после Литургии священники при стечении всех прихожан выпускают красивых белых голубей. Накануне их покупают на птичьих рынках.
Так происходит и в нашем храме, куда мы с детьми ходим уже много лет. Раньше мы жили недалеко от храма, а потом, в силу некоторых обстоятельств, уехали жить в Подмосковье. Ездить на каждую службу в Москву сложно, поэтому приходиться чередовать поездки в свой московский приход с посещениями сельского храма, расположенного неподалеку от дома.
Привыкшие к обычаю выпускать на Благовещенье птиц год назад мы столкнулись с проблемой – дети, приехав в местный храм на службу, ждали, что после Литургии в небо полетят голуби, но ответом на наши вопросы к прихожанам, где и когда это будет происходить, было лишь молчаливое недоумение. Птиц не выпускали ни в сельском храме, ни в большом монастыре, также расположенном неподалеку. А дети ждали этого праздничного момента, и мы не могли им в этом отказать.
Мысль поехать на птичий рынок посетила нас почти случайно – за несколько лет до этого нас просили купить голубей для московского храма, поэтому мы примерно знали, как это происходит. Посадив детей в машину, мы отправились на поиски своих птичек.
Щеглы, чижи, свиристели, синички
Птичий рынок – это всегда праздник для детей, это гораздо интересней зоопарка, главная сложность – уйти оттуда без незапланированных покупок (даже если вы отправились на птичий рынок принципиально без денег – вам все равно будут пытаться вручить бесплатных котят и щеночков).
Накануне Благовещенья здесь появляется немыслимое количество лесных пташек – щеглы, чижи, свиристели, синички – без консультаций орнитолога городскому жителю разобраться в этом сложно. Продаются птички и в самый день праздника (с большой скидкой). В прошлом году именно так мы и смогли их купить. Выпускать их дома с порога оказалось отличным продолжением праздника.
Памятуя о прошлогоднем опыте, в этом году мы отправились за птичками накануне праздника. За 200-250 рублей за штуку можно купить маленькую лесную птичку, мы решили купить птиц по количеству детей и еще одну – первую, которая полетит на волю, — для папы.
Среди моих знакомых мнения по поводу обычая выпускать птичек на волю разделились. Кто-то считает все это негуманным – птицы, которых ловят, продают, держат в клетке, а потом выпускают в другом месте, испытывают стресс. «Лучше уж голубей выпускать, – считают защитники природы. – Им полетать только в радость, и домой гарантированно вернутся к кормушке, и к рукам приучены».
В.А.Тропинин, «Мальчик со щеглом»
Возможно это так, но на подмосковных рынках именно породистых белых голубей найти сложно, это – дорогие птицы, не каждый может позволить себе отправить в небо несколько тысяч рублей. Лесные птички – более демократичный и доступный вариант.
Домашние или лесные?
Одно из возражений против щеглов, что, на самом деле, те, которые продаются – не лесные, а домашние, их якобы выращивают в неволе на продажу, поэтому, когда выпускаешь их в лес, они, как не привыкшие к свободной жизни, гарантированно погибают. Это распространенное мнение опровергает монахиня-орнитолог, насельница Свято-Введенского монастыря города Иваново (в монастыре очень много птиц, монахини очень любят их и профессионально занимаются птицами):
«Скорее всего, эти птицы только что пойманные, их специально ловят перед праздником на продажу. Выдержанный щегол намного ценнее, его абы кому не продадут, да и дороже он. Обычно их ловят, держат, смотрят на песню, плохо поющих выпускают сразу, хорошо поющих выдерживают и продают дорого. Выпускать птиц можно. Сейчас еды в лесу уже полно».
Итак, будем надеяться, что нашим лесным птичкам не повредит переселение из рязанских лесов (где их поймали) в подмосковные. Радость и ожидание праздника, которое так важно и дорого для ребенка, с помощью маленьких гостей удалось создать очень легко. После того, как мы еще раз прочитаем о празднике главу из детской Библии, птички полетят на волю.
Писатель и журналист конца XIX – начала ХХ века Аполлон Коринфский писал о благовещенских народных обычаях: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай – выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла
Будем и мы надеяться и верить в то, что в день, когда Пресвятой Деве была принесена благая весть, каждая тварь, включая и маленьких птичек, благодарит и молится Богу.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/shhegly-letyat-na-volyu-starinnyj-obychaj-ili-negumannoe-otnoshenie-k-prirode-2/
Тропинин В.А
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет
Тропинин Василий Андреевич родился в крестьянской семье 30.03.1776 г. в имении графа Миниха Антона Сергеевича, что находилось в селе Корпово в окрестностях Новгородской губернии.
Как часто бывало в те времена, будучи собственностью графа отец Тропинина за заслуги по службе получил свободу от рабства а его крепостная семья в составе с молодым художником Тропининым была передана в собственность породнившегося с Минихом графу Моркову И.И. как часть приданного с дочерью Миниха Натальей.
В имении Моркова Василию Тропинину было поручено управление домашним хозяйством. Потом Морков направил его обучаться ремеслу кондитера.
Все бы, конечно хорошо, но брат графа приметил у мальчика недюжинные способности к рисованию и склонив к согласию брата стал настойчиво ходатайствовать к зачислению Тропинина в академию художеств Санкт-Петербурга в 1798 году.
Проучившись в академии под руководством академика Степана Семеновича Щукина до 1804 года добился за свои заслуги серебряной и золотой медали, в это время его заметной работой был портрет «Мальчик тоскующий о погибшей птичке», картина была выставлена в академии и была всем по нраву, что даже растрогало саму императрицу, что натолкнуло на мысль в руководстве академии о дарении свободы крепостному художнику. Но волей случая этому не суждено было сбыться, в связи с гибелью отца Тропинина по требованию его хозяина графа Моркова вынужден был переехать в новое поместье графа обосновавшегося в украинской деревне с интересным названием Кукавка. В имении Тропинин был назначен управляющим имением графа. Заочно художник много рисовал, исполнял картины порученные Морковым. Склонный к портретной живописи писал портреты людей из своего окружения попутно изучая близкие образы крепостного народа. Женился в 1807 году, его избранницей стала Катина А.Н., вскоре у них родился сын названный Арсением. В 1809 написан «Портрет жены Анны». В 1810 написана картина с романтическими акцентами «Мальчик со свирелью», в этом же году он пишет портрет своего сына Арсения. Вообще художник любит рисовать детей и часто создает композиции с изображениями детей вместе с различными домашними животными
Как мы все знаем в 1812 году по известным причинам в Москве был пожар в этом пожаре пострадал и дом Моркова, в частности картины художника хранившиеся в этом доме также сгорели вместе с другим имуществом. Тропинин был назначен графом к отъезду в Москву для восстановления картинной галереи с картинами семьи графа и хозяйства после пожара.
После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Прожив немного в более демократичной Москве, под давлением современников граф решается дать свободу уже не молодому художнику Тропинину, но в рассвете творческих сил и способностей.
На радостях художник работает с упоением совершенствуя свои способности на вольной ниве и выставляет в 1823 году на суд зрителей новые картины на академической выставке раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени среди которых, приятная восприятию картина «Кружевница» отражающая жизненный уют и прекрасный образ красотки девушки, лукаво вглядывающейся на зрителя. Произведение получило много лесных отзывов у современников. Также на выставке были выставлены картины: «Нищий старик», «Портрет художника Скотникова Е.О.». За эти работы Василию Тропинину присваивают звание назначенного художника. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Картина выставляется в академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика. В 1827 году художник создает портрет известного поэта Александра Сергеевича Пушкина.
1830-е годы наибольший рассвет творчества Василия Тропинина, он много получает заказов от дворянского сословия, пишет портреты губернаторов, чиновников различного ранга, знаменитых актеров и актрис того времени, огромную массу купечества его приглашают участвовать в различных сообществах, занимается обучением в Московском училище живописи, в 1843 году избран почетным членом художественного союза Москвы.
За свою творческую историю художник создал просто огромное количество портретов по подсчетам исследователей насчитывается более трех тысяч. Можно с уверенностью сказать: Василий Андреевич Тропинин прожил нелегкую, но счастливую жизнь востребованного художника, он скончался в 1857 году весной 15 мая, похоронили художника в Москве на Ваганьковском кладбище.
* * *
Галерея (81 изображение)
* * *
Источник: http://gorenka.org/index.php/tropinin-v-a
Презентация по изобразительному искусству на тему «Василий Андреевич Тропинин»
Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация по изобразительному искусству на тему «Василий Андреевич Тропинин»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН (1776–1857) Автор презентации Парилова Т.А.
2 слайд Описание слайда:
Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году (по некоторым сведениям в 1780) в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А.С. Миниха.
3 слайд 4 слайд Описание слайда:
Впоследствии он перешел во владение графа И.И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, но на детей она не распространялась.
5 слайд 6 слайд Описание слайда:
Василий еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.
7 слайд Описание слайда:
Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. После многочисленных просьб Морков согласился направить на учение живописи своего талантливого крепостного.
Императорская Академия художеств позволяла посещать академические классы крепостным в качестве «посторонних», вольноприходящих учеников. Тропинин прошел рисовальные классы и поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С.
Щукин. Учился Тропинин блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали.
8 слайд Описание слайда:
«Живописец»
9 слайд Описание слайда:
Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного. Граф отозвал Тропинина из Академии и отправил его на Украину, в Подолье — в новое имение Морковых. Графу нужен был крепостной художник, усадебный живописец. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы.
10 слайд Описание слайда:
В имении Морковых Василию дали понять, что он всего лишь крепостной, и назначили на должность кондитера и лакея. Кроме того, в его обязанности входило выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, украсившие впоследствии дом Моркова, расписывать местную церковь и писать для нее иконы, а также работать над галереей семейных портретов своих хозяев.
11 слайд Описание слайда:
Последующие без малого двадцать лет, с небольшими перерывами, Тропинин прожил на Украине, в имении Моркова Кукавка. Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку.
В 1807 году под руководством Василия Андреевича было закончено строительство Кукавской церкви. По ее освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж: за крепостного художника.
В любви и согласии они прожили почти пятьдесят лет.
12 слайд Описание слайда:
В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Возвращение в Москву было для него радостным.
Снискав в Москве уважение и популярность, художник тем не менее оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства.
Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил. Это произошло только в 1823 году. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.
13 слайд 14 слайд Описание слайда:
«Кружевница»
15 слайд Описание слайда:
«Золотошвейка»
16 слайд Описание слайда:
«Мальчик со щеглом»
17 слайд 18 слайд Описание слайда:
Портрет К. Брюллова
19 слайд Описание слайда:
Портрет А.С. Пушкина
20 слайд Описание слайда:
«Портрет семьи Бер»
21 слайд Описание слайда:
«Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни» (Василий Тропинин).
22 слайд Описание слайда:
Автопортрет
23 слайд Описание слайда:
Умер он 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище
24 слайд Описание слайда:
Музей Тропинина и московских художников 19 века в Москве
25 слайд Описание слайда:
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-vasiliy-andreevich-tropinin-704323.html