Описание картины виктора маторина «дмитрий донской»

Сочинение по картине Маторина Дмитрий Донской (описание)

Маторин – Дмитрий Донской

Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий Донской, это олицетворение мощи и силы духа русского народа. Каждая деталь на этой картине имеет свое значение.

Недаром нарисован Князь Донской, стоящим на фоне Кремля и вновь отстроенных белоснежных церквей с золотыми куполами- это символ веры в будущее, возрождения города после очередной войны.

Надетые на нем доспехи, не покрытая шлемом голова и правая рука на сердце- это знак верности своему народу, единства с ним, готовности служить до конца.

Изображенный без шлема князь и голубая гладь воды на заднем плане, как бы усиливают ощущение спокойствия и дают понять, что войны нет.

В его устремленном вперед взгляде видна сила и спокойствие, готовность отстоять свой народ от очередных набегов и защитить Русь от врагов.

Несмотря на всю грозность, суровость вида и военное одеяние чувствуется внутренняя доброта персонажа, свойственная русскому человеку.

2 вариант сочинение-описание 4 класс

На картине В. Маторина “Дмитрий Донской” мы видим важную историческую фигуру. На величественном фоне России-матушки изображен Дмитрий Донской.

На переднем плане полотна художник изобразил самый значимый образ этой картины – портрет князя. Используя благородные золотистые оттенки Маторин передает красоту сияющих доспехов Донского. Его одеяние очень опрятно и мужественно, как подобает великим князьям того времени.

На левую руку накинут красный плащ, украшенный драгоценными камнями и подчеркивающий статус Дмитрия Донского. Его выражение лица спокойно и серьезно, выражает достоинство целой страны. Рука расположена на груди, в области сердца. Значит, что он готов постоять за Русь.

 

На заднем плане картины мы видим мирное голубое небо, усыпанное облаками. Пара больших церквей ясно дает понять, автор изобразил именно Россию. Также мы видим берег реки, крепость, лодки, людей, но это не создает какой-то шумный образ, напротив, от этой репродукции исходит умиротворение.

Мне понравилась эта картина своим настроем, который художник умело передал через полотно. Использованные цвета, выбранный портрет и пейзаж необычайно гармонируют между собой. Рассматривая репродукцию, невольно хочется восхищаться Дмитрией Донским.

4 класс.

  • Сочинение по картине Ромадина Керженец (описание)Тонкость картины, ее внутренний мир, чувства видны с первого взгляда. Но картина многослойна, в ее перспективе каждый находит свой скрытый смысл
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5, 6 класс (описание)Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, «зрелое». Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.
  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.
  • Сочинение по картине Васнецова Северный крайКартина «Северный край» написана Айвазовским в 1899г. Вдохновленным путешествие по Уралу, и переполненный воспоминаниями о родном Вятском крае, мастер создает данное произведение.
  • Сочинение по картине Кипренского Портрет мальчика Челищева 8 классОрест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-drugix-xudozhnikov/sochinenie-opisanie-po-kartine-matorina-dmitrij-donskoj

Описание картины Маторина «Дмитрий Донской»

Существует множество именитых художников, живописцев, основная часть их проживала в прошлом столетии, многих уже даже нет в живых, однако есть и те, кто радует  все новыми и новыми полотнами. К их числу можно отнести и Виктора Маторина, который занимается исторической живописью.

Такой своеобразный выбор раскрывает определенную гражданскую позицию автора, поскольку он уже приличное время является вытесненным портретным и пейзажным жанром. Одной из картин популярного сегодня московского художника является «Дмитрий Донской», которая автору действительно удалась.

Главный герой картины

Бесспорно, персонаж художником выбран более чем колоритный.

Он сам по себе не нуждается в том, чтобы про него что-то рассказывать, поскольку является важной исторической фигурой, но на картине Донской изображен особенно, в важный момент его жизни – перед тем, как войско отправилось в поход.

Герой картины уверен в себе, источает силу и прямоту своего духа, несмотря на то, что он будто бы замер, в чертах на его лице можно просмотреть сильнейшую волю, силу характера и прямолинейность. По взгляду видно, что этот человек не привык покоряться судьбе, не привык уступать.

Это тот, кто способен повести за собой людей и тот, кто обязательно добивается совей цели. Примечательно, что, даже будучи далеким от отечественной истории, все это уже можно сказать про персонажа картины. Настолько автору удалось воссоздать и поймать образ Донского.

Дмитрий Доской на картине отличается:

  • Уверенностью, решимостью;
  • Силой патриотизма;
  • Настойчивостью и упорством идти до победного конца.

Гармония картины

На полотне невозможно найти делать, которая бы не вписывалась в общий сюжет. Все подробности и делали картины лишь подчеркивают основную идею. Вместе с тем, Донской изображен с правой рукой на сердце.

Это достаточно символично, ведь за его спиной находится народ, который верит ему, родные церкви и дома, за которые он готов сражаться до конца.

И это прослеживается по картине, ведь, смотря на Донского, обязательно понимаешь, что этот человек любит свою родину и народ, точно также как и они его, а, значит, ему есть за что отдать даже свою жизнь – за правду и свободу.

Все картины, где изображен Дмитрий Донской, объединяет то, что на них он в военном облачении, а его голова не покрыта. Возможно, это говорит о том, что он предан своему народу, любит и готов сражаться во что бы то ни стало, до смерти.

Источник: http://www.mir-master.com/opisanie-kartiny-matorina-dmitrij-donskoj.html

Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс

В творчестве молодого российского художника Виктора Маторина много работ посвящено русской истории. Не является исключением и его картина “Дмитрий Донской”.

Эта картина чем-то напоминает русскую икону, где на первом плане образ-портрет великого исторического деятеля русского средневековья, полководца, собирателя русских земель, князя Московского, Дмитрия Ивановича.

Из истории известно, что князь прожил очень недолгую жизнь. Он умер в 38 лет, по нашим меркам в очень молодом возрасте. Но художник, изображая его более старшим, хочет подчеркнуть мудрость этого человека, позволившую ему шаг за шагом находить единомышленников и объединить с Москвой другие княжества.

Князь на картине — великий, бесстрашный воин, он ещё не снял кольчугу, но в его руках нет меча. Дмитрий хочет мира в своих владениях, чтобы дать возможность развиваться своим городам, но он готов в любой момент стать на защиту своей земли. Князь приложил руку к сердцу, обещая не допустить врага в свои пределы, и он полон решимости исполнить свою клятву.

Но Дмитрий не только полководец, он ещё строитель и рачительный хозяин на своей земле.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «любовники»

За спиной героя зритель видит прекрасный белокаменный город. Основательно отстроен каменный Кремль, под стенами которого идёт большая торговля, по реке прибывают суда с различными товарами. Устремились в небо кресты великолепных соборов.

Художник разместил изображения этих соборов по обе стороны от фигуры князя, напоминая зрителям, что именно в содружестве с Церковью, Дмитрию Донскому удалось объединить вокруг Москвы другие княжества и одержать сокрушительную победу на Куликовом Поле.

Эта картина очень хорошо передаёт дух того времени. Растущее самосознание русского народа и стремление его к освобождению от многолетнего ига, бесстрашие и самоотверженность, всё это художнику удалось сконцентрировать в образе великого исторического персонажа—Дмитрия Донского.

Описание картины Маторина Дмитрий Донской

На уроках истории и из исторических книг мы узнаем о русских князьях, которые правили страной в далекие годы. Конечно, в учебниках стараются писать хорошее о князьях, но не следует отрицать и фактов. В период междоусобиц многие проявляли себя не самым лучшим образом, вступали в союз с иноземцами, дабы получить личную выгоду, плели интриги против других князей.

Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы, но он всегда старался действовать с заботой о собственной земле и избегать напрасных войн и междоусобиц.

Возможно, именно поэтому Владимир Маторин решил изобразить этого правителя. Картина создана в ярких и торжественных тонах, от всего изображения веет величием. Центральной фигурой является сам князь, который стоит спереди как олицетворение всей Руси, а за ним располагаются типичные символы и пейзаж.

Особенный акцент сделан на изображении православных церквей, так как Донской был глубоко верующим человеком и старался придерживаться идеалов христианства. Кстати, именно поэтому он не отступил от общих идеалов нравственности и одним из немногих правителей действительно заботился о народе, совершал достойные поступки.

Когда смотришь на картину, то от центральной фигуры исходит такое ощущение спокойного достоинства. Характерным является жест правой руки, которая ладонью прижата к груди. Таким образом подчеркивается и сердечная забота князя о своем народе, и открытость, искренность.

На плече накинута красная одежда, вероятнее всего, плащ, который своим цветом подчеркивает царственность и особое положение этого человека в обществе. Он одет в золотой доспех и золотые наручи, которые тоже подчеркивают особое положение. За ним располагаются красивые церкви, кремль и река, вероятнее всего, Дон, который полон кораблей.

На мой взгляд, в этой картине художник хотел запечатлеть не только определенную историческую личность, но и некий идеал правителя. Художник пишет красивого зрелого мужчину, исполненного достоинства и абсолютного спокойствия.

4, 6 класс

Описание настроения картины Маторин – Дмитрий Донской

Популярные сегодня темы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/matorina-dmitrij-donskoj-4-6-klass

Мир искусства

Картина Левитана И.
“Золотая осень”

    Исаак Ильич Левитан в картине “Золотая осень” очень точно и поэтично смог передать волшебство уголка русской природы в погожий день ранней осени. Невозможно оторвать взгляд от прощального праздника красок.

     Как прекрасен и прост привычный пейзаж! Мне кажется, что я стою в глубине луга и любуюсь неширокой речкой, которая спокойно несёт синие воды меж невысоких берегов.

Слева – крутой пригорок с тоненькими берёзками в пурпурно-золотистом наряде и двумя осинками с уже почти облетевшей листвой. Тихо и чудесно в берёзовой роще. Только листочки чуть слышно шуршат и лопочут. Они устлали траву, понемногу желтеющую и тускнеющую, мягким разноцветным ковром.

Привлекает внимание местами непривычно яркая зелень, которая скоро исчезнет. Вдали видны красноватые ветки кустарника.

     На правом берегу реки в изумрудных сарафанах красуются ивы. Они из последних сил сопротивляются пышному увяданию природы. Одиноко стоящая берёзка указывает поворот реки. На поверхности речной глади отражается лазурное небо с белыми облаками.

     Мой взгляд движется за течением реки, и на заднем плане открываются в “багрец и золото одетые леса”. В просвете между ними стоят маленькие крестьянские домики. Около них зеленеют озимые.

     Осенний день, изображённый художником, пронизан светом. Здесь преобладают яркие краски. Я думаю, что И.И. Левитан, работая над своим знаменитым пейзажем, повторял строки мастера поэтического слова А.С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!…

     Благодаря тому, как художник написал “пышное природы увяданье”, я почувствовала скрытое дыхание золотой осени, дарящей мне незабываемые минуты восхищения прекрасным.

Картина И.И. Шишкина «Рожь»

     Я смотрю на картину талантливого художника И.И. Шишкина «Рожь» и любуюсь золотистым полем.

Как хороши высокие густые, наклоненные к самой земле, тяжёлые спелые колосья! Мне кажется, что я иду по этой поросшей травой, убегающей лентой вдаль, просёлочной дороге.

От лёгкого дуновения свежего ветерка колышется, волнуется янтарное и необозримое поле ржи.  Я слышу, как весело стрекочут кузнечики, и тихо поёт упругий налитой колос. Ведь близится жатва – пора сбора урожая.

       Среди ржи растут несколько вековых могучих сосен. Они выросли на просторе. Сосны – богатыри охраняют щедрое бескрайнее поле. Они, словно великаны, достают мощными верхушками легкие воздушные облака, скользящие по голубому небу.

      Вокруг раздолье и волшебство русской природы. Как легко и прекрасно мне в этом родном и привольном поле.

Картина В.В. Маторина “Дмитрий  Донской”

     Виктор Викторович Маторин современный талантливый художник. Его любимый творческий жанр – исторический. Особенно художнику удалось показать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность в серии картин, посвящённых Куликовской битве.

    Меня восхищает его картина “Дмитрий Донской”.  Это исторический портрет великого князя московского. Своё прозвище он получил после разгрома полчищ Мамая на Куликовском поле между Доном и Непрядвой.

       В центре изображён высокий плотный человек с  окладистой бородой и большими умными глазами в полном расцвете своих сил. Выражение лица Дмитрия Донского напряжённое, суровое. Он как будто всматривается вдаль. Брови сдвинуты, губы сжаты.

Лицо обветренное, загорелое. Правую руку он положил на грудь, словно даёт клятву. Руки у него трудовые, сильные с вздутыми венами. Князь изображён без шлема.

И всё-таки он одет в воинские позолощеные доспехи, а слева яркий, наброшенный поверх них плащ.

      Я смотрю на освещенное солнцем лицо Дмитрия Донского и понимаю, что он не только мужественный воин, но и великий труженик. Ведь В.В. Маторин показал князя не в битве среди воинов, а на фоне строящихся белых стен Кремля. За спиной героя изображено то, за что он готов отдать жизнь: Родина и вера.

Я почувствовала, что такого воина поддержит вся Русь  и церковь, и он клянётся не пощадить себя ради них. Ради вот этой счастливой жизни на берегу Москвы – реки, где стоят телеги с товаром, который может быть, привезли по реке в город из дальних краёв, возможно, какой-то товар вывозят из него.

Да, я уверена, что князь Донской не только воин, он мечтает видеть свою Русь  богатой.

Читайте также:  Описание картины тициана вечеллио «венера перед зеркалом»

       Глядя на картину я ощутила, что вот такими защитниками может гордиться святая Русь.
 

Три богатыря М.В. Васнецова 

      “Богатыри” – одна из любимых моих картин известного художника В.М. Васнецова. На ней изображены три русских богатыря: мужественный Илья Муромец, отважный Добрыня Никитич и находчивый Алёша Попович.

      Не зря художник поместил их рядом. Глядя на богатырей, я чувствую их сплочённость, решимость и стремлении не пропустить врага. Ведь за спинами богатырей – Русская земля: поросшее желтеющей травой бескрайнее поле; дремучий непроходимый лес; грозовое, с плывущими свинцовыми облаками, небо. Чистота и гармоничность цвета красок, помогла мне увидеть и ощутить родной и величавый образ Руси.

     В центре на вороном могучем коне сидит старший и самый крепкий богатырь – Илья Муромец. Его образ полон спокойной мощи. Булатная палица свисает с его правой руки, а в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове – шлем. Богатырь поднёс ко лбу руку и зорко всматривается вдаль: нет ли где Чёрной силушки. 

     Слева от Ильи Муромца на белоснежном добром  коне сидит средний богатырь – Добрыня Никитич. Одежда у него богата и нарядна. Драгоценные  княжеские доспехи одеты поверх боевой кольчуги. Порывистый, благородный богатырь уже вынимает меч из ножен, и кажется, что вот сейчас верный конь унесёт его в бой.

      Справа от Ильи Муромца на рыжем коне сидит младший богатырь – Алёша Попович. Его хитрый и лукавый взгляд устремлён вперед. Он не так силён, как его товарищи. Однако, богатырская рука уверенно держит лук, а стрела у него всегда наготове. И всё-таки Алёша умеет не только воевать, а ещё потешить своих друзей: в правой руке у него – гусельки .

     Я восхищаюсь талантом великого художника, который смог показать, что на земле нет такой коварной и страшной силы, которую бы не смогли победить русские богатыри.

Встреча с прекрасным

    Я впервые посетила Ирбитский государственный музей изобразительных искусств и увидела прекрасную живопись, а также гравюры европейских мастеров XVII- XIX веков. Настоящая выставка – подарок Государственного Эрмитажа нашему музею в ноябре 1975 года.

     Изюминкой выставки стала картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», созданная в мастерской Питера Пауэла Рубенса. Удивительна история странствий полотна на протяжении четырех столетий.

Картина поступила из Эрмитажа, как копия с оригинала Рубенса и была серьёзно повреждена. В ходе реставрации в июне – октябре 2012г.

и проведённое специалистом химическое исследование полотна подтвердило подлинность картины.

     Искусная и кропотливая работа реставраторов г. Н-Тагила раскрыла всю красоту экспоната. Я не увидела крупных царапин, порезов, потёртости до холста авторской живописи. Картина вновь засияла цветовой гаммой.

Глядя с восхищением на картину, я увидела, как кисть художника точно передала мягкость волос, гладкость и теплоту кожи, игру атласа одежды. Колорит картины подчёркивает её печальное содержание. Не случайно Рубенс прибегает к своей особенной манере письма глаз: живых, блестящих, влажных, наполненных слезами.

Яростно стиснутые руки Марии усиливают эмоциональный накал картины, лучше помогают понять её настроение. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.

     И всё-таки, утраченная навсегда и потерянная для художественного мира картина Рубенса вновь зажгла огонёк музейной жизни в нашем старинном уральском городке.   

Моя деревня Марк Шагал 

Художник Марк Шагал на картине «Моя деревня» изобразил  зимнюю улицу своего родного города. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда снег окутал землю и дома мягким белым покрывалом. Дома плотно прилегают друг к другу, а в конце улицы почти сливаются.

И всё-таки он использует цветовой контраст: белый, светло-серый тон в сочетании с жёлто-серым и лилово-фиолетовым. Присутствует и любимый цвет художника – зелёный: небо, дома, снег. Он считает: зелёный цвет жизни и любви к жизни.

Загадочный момент в картине: лошадь с человеком в санях летит через дома так естественно, как они бы мчались по улице. Здесь свобода фантазии художника. Ведь, собственно, это и есть «их улица» – небо. В этом лежит отблеск авторской иронии: его мир существует вне времени.

Я смотрю на картину и ощущаю жизнерадостное настроение благодаря цветовой гамме, а неповторимость городской вселенной удивляет и завораживает.

Часы с синим крылом Марк Шагал

    Часы занимают большую часть картины. Это уже необычно. Они символизируют текущее время, время жизни. Я думаю, синее крыло птицы означает, что время летит быстро, как птица.

Часы Марк Шагал

    В этой картине самое необычное – гигантские часы, по сравнению с крошечной фигуркой человека у окна. Художник подчёркивает, что в этой комнате царит Время. Оно давит, наваливается непосильной ношей.

Часы тикают, маятник раскачивается, а в жизни человека ничего не меняется. Маршал Шагал рассказал об одиночестве маленького человека, задавленного грузом времени, которое не наполняется никакими событиями.

Эта картина о власти Времени над одиноким человеком.

      Я поняла, что художник хотел показать часы протекания жизни.

Источник: http://solnce8.blogspot.com/p/blog-page_18.html

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

«На поле Куликово. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» центральная часть триптиха «За Землю Русскую» холст масло; Размер 243х203, 2007 г.

Центральная часть триптиха носит название «Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» (243 х 203), она создана в 2007 году, относится к станковой живописи, имеет вытянутый по вертикали формат, выполнена маслом по холсту в жанре  исторической картины, входит в состав исторического триптиха.

Картина посвящена важному событию русской истории, зритель наблюдает сцену благословения Сергием Радонежским великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича на битву с монголо¬татарами, которых возглавлял правитель Золотой Орды темник Мамай.

Юрий Пантюхин не изображает битву на Куликовом поле, не показывает ее кульминацию или победный исход, на данное произведение наполнено моментом святого благословения, чувством уверенности в своих силах и спокойствием за Родную Землю. Монах Сергий в черном одеянии твердо и уверенно держит в поднятой руне святое распятье.

Его фигура проста, решена без излишеств, но она является центральной в композиции, так как задает необходимый настрой.

Сергий по-отечески положил вторую руну на плечо Дмитрия, его решимость, твердость, спокойствие передается фигуре князя, который внемлет святой молитве Сергия и с гордостью и достоинством готовится принять бой, он верит в божие благословение и, приклонив колено и обнажив оружие ждет свершения молитвы.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «воскрешение лазаря»

Художник сознательно опускает линию горизонта, это помогает приподнять центральные фигуры, возвысить их над зрителем. Позади центральной группы фигур видны иконы Богоматери и Св. Георгия Победоносца, вышитые на стягах, они вторят молитве монаха, ратуют за удачный исход битвы. На среднем плане с правой стороны картины стоят две фигуры: один из них воин, а, другой монах — все идут на бай постоять за Землю Родную. Вдали войны и собранное ополчение поднимают в воздух военные стяги и тяжелые копья, они готовы идти в бой за своим князем.

Общий колорит картины насыщен и динамичен. Фигура монаха и князя выходят на передний план.

Они контрастны друг-другу: Сергий в черной рясе выступает основной вертикалью композиции в картине, Дмитрий Донской контрастен по отношению к монаху, на нем серебристая кольчуга, обрамляемая красным княжеским плащом, поддерживает вертикаль всей композиции, останавливает ее движение своей рукой, в которой держит меч, и снова возвращает взгляд зрителя к моменту свершения чуда — святого благословения. Стяги, поднимающиеся к небу, и войны по колориту не выбиваются из общей композиции. Они написаны реалистично, их типажи соответствуют времени. Само небо вторит общему настрою, оно цветное, густое, с белыми просветами на горизонте, по духу оно грозовое или в преддверии ее, оно также обещает битву.

текст: Анна Мясникова

Источник: http://pantyukhin.ru/dmitriy-donskoy-i-sergiy-radonezhskiy/

В. В. Маторин «Дмитрий Донской»

Ф. Н. Глинка «Москва»

Прослушиваем рассказ учащихся о Дмитрии Донском, основанный на информации, полученной из учебника или добытой из других книг, которые они называют и показывают.

Затем ребята отвечают на вопросы, помещенные на с. 39.

Фрагменты ответов учащихся:

«Выражение лица Дмитрия Донского напряженное, суровое. Он как будто во что-то вглядывается. Брови его сведены, губы сжаты. Правую руку он положил на грудь, словно дает клятву»;

«Лицо Дмитрия Донского совсем не господское, нежное, тонкое. Он больше похож на сильного крестьянина: лицо как будто обветренное, загорелое. И руки у него трудовые, сильные с вздувшимися сосудами»;

«Дмитрий Донской изображен без шлема, но на нем есть детали воинского облачения. Он кажется тружеником и воином. Ведь при нем строили белые стены Кремля»;

«На берегу Москвы-реки стоят телеги с товаром, может быть, его привезли по реке в Москву из разных мест. Возможно, какой-то товар из города вывозят в другие края. Донской не только воин, он делает свою родину богатой и т. д.»

Завершив размышления о картине Маторина, дети рассказывают об истории Московского Кремля, его стен, храмов, опираясь на прочтенное в разных источниках. Они могут продемонстрировать открытки, репродукции картин, иллюстрирующих их рассказ.

Разговор о Москве, ее истории, отношение к ней народа, раскрывшееся в тяжелые военные годы в творчестве писателей, художников, композиторов.

Дома учащиеся могут подобрать стихи о Москве, аудио– и видеозаписи, посвященные ей.

На следующем уроке (№ 62) можно прослушивать песни, посвященные Москве.

На уроке № 62 читаем стихотворение Ф. Глинки «Москва» (с. 40–41). Размышляем над вопросами № 1, 2, 3 (с. 41).

Можно прослушать песни о Москве, просмотреть открытки, видеозаписи, посвященные столице России, прослушать стихотворения, подготовленные учащимися. Москвичи и дети, побывавшие в Москве, рассказывают о любимых уголках города.

Дома:

1) желающие учат наизусть стихотворение Ф. Глинки или другие произведения о Москве;

2) учащиеся находят материал о Великой Отечественной войне (в детской исторической энциклопедии, художественной литературе), узнают, как повлияла эта война на жизнь его семьи.

ТЕМА: «ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА»

Урок 63

А. А. Ахматова «Мужество»

Урок можно начать с чтения

учащимся выученных ими стихотворений о Москве или с рассказа детей о Великой Отечественной войне по найденным материалам.

После этого обращаемся к разделу учебника «Прошла по земле война». Читаем вступительную статью (с. 42).

Затем знакомимся с биографией А. А. Ахматовой (с. 42– 43).

Рассматриваем заставку, завершающую статью, обращаем внимание на детали военного времени, запечатленные художником: полосы прожекторов, пересекающие черное ночное небо, железные противотанковые ежи, перегородившие заснеженную улицу.

После этого обращаемся к заданиям, предшествующим стихотворению «Мужество» А. Ахматовой (с. 43).

Дети объясняют значение слова «мужество» – стойкость, храбрость, отвага, доблесть. Учащиеся вспоминают литературных героев или известных им людей, которые совершали мужественные поступки, и рассказывают о них.

Учитель читает стихотворение Ахматовой, написанное в 1942 г. в окруженном фашистами Ленинграде. Можно предварить чтение рассказом о блокаде города на Неве.

Задаем вопрос о смысле двух первых строк произведения. Обращаем внимание на выделенные автором слова – «что». «Мы знаем, что ныне лежит на весах //И что совершается ныне…»

Фрагменты ответов:

« Ахматова уверена: решается судьба страны, собирает все силы народ»; «Анна Ахматова вместе со всеми нашими людьми знает, что стоит вопрос жизни и смерти, и надо всем объединиться»…

Дети перечитывают стихотворение про себя, определяют чувства, которые хотят передать, отмечают паузы, слова, которые надо выделить.

Затем учащиеся читают стихотворение вслух.

Перечитываем строки, посвященные русской речи (задание № 2, с. 43):

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Задаем вопрос: «Почему Ахматова завершает произведение клятвой сохранить «великое, русское слово»?»

С этим вопросом дети должны будут обратиться к родным и знакомым. Учащиеся говорят о том, что в речи, в родном слове «раскрывается» душа народа.

Обращаемся к заданию № 3 (с. 44).

Ребята работают над ним в паре: выделяют рифмующиеся слова, объясняют, почему на последней строке стоит только одно слово.

Последнее слово произведения, подводящее итог произнесенной клятве, выделено несколькими приемами: на строке стоит лишь одно слово, оно «выпадает» из рифмы, ни с чем не рифмуется, после него стоит восклицательный знак.

Если остается время и учитель считает целесообразным, то читаем стихотворение Ахматовой «Памяти друга» («Читальный зал» с. 57). Размышляем над вопросами № 1, 2 (с. 57).

Это произведение Ахматовой звучит как свидетельство выполненной клятвы. Обращаем внимание на то, как в системе образов этого стихотворения раскрывается страшная трагическая цена, заплаченная за победу:

«заря» – как «зарево» пожара;

весна – уподобляется вдове, «стоящей у могилы безымянной».

Медленно возвращается жизнь, радость на родную землю.

Следует рассмотреть иллюстрацию, сопровождающую это стихотворение, остановиться на словах «безымянная могила».

Дома учащиеся учат наизусть одно из стихотворений А. Ахматовой, напечатанных в учебнике.

Урок 64



Источник: https://infopedia.su/14x7f54.html

Ссылка на основную публикацию