“Хижины” и “Пшеничное поле с воронами” – одни из самых сильных картин Ван Гога
Молодые годы этого французского художника прошли в местечке Грот-Зюндерт, расположенном в южной части Голландии. Отцом Ван Гога был протестантский священник, а его мать была из почтенного рода.
За свою жизнь Винсент Ван Гог написал множество полотен, но среди них можно выделить несколько наиболее интересных. Именно таковы «Хижины» и «Пшеничное поле с воронами».
«Хижины» художник написал в самом конце своей жизни. История создания этой картины такова — Винсент переехал на юг Франции по настоянию доктора Гаше. Доктор предполагал, что мягкий климат здешних мест благоприятно скажется на здоровье художника.
Перемена мест, действительно, положительно сказалась на самочувствии Ван Гога. За несколько месяцев он успел написать более трех десятков полотен.
Во время одной из своих прогулок, Винсент наткнулся на скопление полуразрушенных домов, чем-то напоминавших родные Нидерланды.
Найденный пейзаж дал богатую пищу для творчества художника — благодаря этим домам появились и «Улица в Овере», и «Соломенные крыши в Овере», и другие картины.
Пейзаж, изображенный на «Хижинах», полон покоя. Картина наполнена желтыми и зелено-синими оттенками. На полотне можно заметить неспокойные резкие мазки, создающие чувство некоторого ожидания.
Картина долгое время провисела в частном собрании Морозова и лишь после революции была национализирована и выставлена в Государственном музее западного искусства. В отличие от «Хижин», «Пшеничное поле с воронами» лишено покоя. В этой картине царит внутренняя напряженность. Впрочем, это не помешало «Пшеничному полю…» стать одной из самых известных работ Ван Гога.
Это полотно было создано летом 1890 года, за несколько недель до смерти художника. Среди искусствоведов даже ходит легенда, что Ван Гог покончил с собой именно в процессе написания этой картины. Впрочем, такая версия существует лишь на уровне слухов и не подтверждена никакими доказательствами.
«Пшеничное поле…» несет чувство тревоги. В каждом мазке краски сквозит отчаяние и полное одиночество. Картина растянута в горизонтальном направлении, для того чтобы показать зрителю несколько дорог, расположенных на переднем плане.
Над ярко-желтым пшеничным полем нависает свинцово-синее небо, создающее гнетущее ощущение. В этой картине художник создает иллюзию перевернутого пространства и зритель не может отыскать, где находится перспективный центр композиции.
В «Пшеничном поле…» Ван Гог смог при помощи всего четырех красок передать напряженную атмосферу и придать картине по-настоящему сильную эмоцию.
Источник: http://www.muzzeum.net/hizhinyi-i-pshenichnoe-pole-s-voronami-odni-iz-samyih-silnyih-kartin-van-goga/
Голландский период Ван Гога
Некоторые знаковые картины голландского этапа творчества знаменитого мастера.
Начав обучение у ведущего художника гаагской школы Антона Мауве, в 1881 году, Ван Гог был под сильным впечатлением, так как ранее создавал одни рисунки, и, наконец, начал писать краской. Ему сразу же дали возможность писать маслом натюрморты.
Для того времени это было совсем необычно: в начале карьеры ученик мастера начинал с копирования работ великих мастеров.
«Мауве сразу же дал мне писать натюрморт с парой башмаков и других вещей, так что я мог приступить к работе», — сообщает Ван Гог своему брату Тео.
Голландские картины Ван Гога
Натюрморт с капустой и башмаками
Данный натюрморт — одна из ранних картин Ван Гога. Компоновка башмаков, голубой ткани и зимних овощей (картофель, красная и белая капуста) была характерна для обучения в наложении цвета и представлении фактуры материала.
С первого взгляда натюрморт кажется написанным на полотне. На самом деле Ван Гог писал на бумаге, которая затем была прикреплена к доске. Слой грунта наносился на бумагу с помощью валика, и созданная им зернистая структура создает впечатление тканого полотна.
Хижины
Ван Гогу очень нравились хижины. «Мне лично из всех шедевров архитектуры самым прекрасным представляется хижина с покатой, покрытой торфом крышей и черной печной трубой», — писал он в октябре 1889 года.
На картине «Хижины» изображены дома рабочих торфяных разработок. Они были построены из резаного торфа и соломы предназначены для временного прибежища, но большинство из них так и осталось жилыми и после закрытия торфяной разработки. В Хижинах Ван Гог ищет правильное соотношение темного фона и светлого неба.
Тополиная аллея осенью
Стояла «необычной красоты» осень, когда Ван Гог, в 1884 году, создал эту работу. Художник до такой степени обожал это время года, что даже мечтал о таком краю, где царит бесконечная осень.
Нет никакой информации о человеке, изображенном на картине. Это женщина, одетая в траурное платье, и, кажется, ее образ на картине — это символ траура. Она грустит, и для этого ею выбрано место наиболее соответствующее её настроению.
Голова женщины
Находясь в Нюэнене, Ван Гог посвятил большое количество времени написанию этюдов голов. По его мнению, это было необходимо, для того чтобы достаточно подготовиться к овладению техникой написания фигур, чем он и собирался заняться в академии искусств.
Портрет изображает женщину в белом головном уборе и платке — это крестьянка из Нюэнена Гордина Де Гроот. Ее можно заметить изображенной на картинах «Едоки картофеля». Женщина слева — это и есть Година. Собственно на картине и изображена семья Де Гроот.
Женщина за шитьем
Излюбленными темами произведений художника, во время его нахождения в Нюэнене, было изображение сюжетов крестьянской и деревенской жизни. В 1884 и 1885 годах он рисует и пишет множество портретов жителей Нюэнена. По словам современников, Ван Гог с завидным постоянством выбирает в модели наиболее отталкивающие типажи.
При ламповом освещении появляются большие и резкие по контрастности тени. Игра светотени кажется ему необычной.
Едоки картофеля
После двух лет работы Ван Гог надеялся показать себя как художника, представив свое первое серьезное «фигурное», по его собственному же выражению, или, иначе говоря, жанровое полотно — «Едоки картофеля».
Винсент осознавал, что для полотна подобного размаха, с несколькими изображенными на нем фигурами, ему еще несколько не хватало опыта и мастерства, но чтобы обеспечить себе продвижение вперед и успех, он решил проверить свою пригодность к такой работе.
В «Едоках картофеля» Ван Гог попытался воплотить свой замысел «крестьянского полотна» не идеализируя, не подслащивая действительность. Для написания лиц художник выбрал цвет близкий к «цвету пыльной картофелины, не чищеной еще, конечно».
Дом
После «Едоков картофеля» Ван Гогу хотелось создать больше полотен «определенного формата». Работа над этой картиной с изображением брабантского дома, каких и тогда уже было почти не сыскать, началась вскоре после того, как Ван Гог выразил это желание.
Сельское кладбище
Картину с изображенной на ней церковной башней в Нюэнене вместе с «Едоками» и «Домом» можно отнести к первым «взрослым» произведениям художника.
Композиция демонстрирует ветхую башню церкви, прилежащей к кладбищу. В полотне Ван Гогу хотелось передать свои размышления о постепенной уменьшении значимости религии и веры, и отметить, что жизнь обычных крестьян от этого практически не изменяется.
Пасторат в Нюэнене
На картине изображен пасторат протестантского прихода в Нюэнене, там жил Ван Гог со своими родителями. Эта работа с не входит в привычные рамки вангоговских сюжетов, для которых более типичны изображения «девственной» крестьянской жизни. По этой причине можно подозревать, что эта картина написана с целью оставить воспоминания для Тео.
Натюрморт с библией
Эта поразительно не типичная для Ван Гога картина появилась из-под его кисти в конце октября 1885 года через некоторое время после его этюдов «моделирование с различными цветами».
Стремительная манера, в которой написана картина, была навеяна посещением Государственного музея в Амстердаме, где на Ван Гога произвели большое впечатление произведения и порывистая техника письма Рембрандта.
Источник: https://artrue.ru/style/postimpressionism/vangogh/gollandskij-period-van-goga.html
Постимпрессионизм : Мир искусства
Февраль 26, 2013
Воздействие импрессионизма испытали в своем творчестве и такие мастера, как Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, но талант каждого из них в дальнейшем развивался самостоятельно. Этих художников обычно называют «постимпрессионистами». Их особенностью была свободная и обобщенная передача материальности окружающего мира. В своем творчестве они часто прибегали к декоративным приемам.
«Берега Марны» Сезанна
К 1880-м годам, когда уже определились основные черты искусства Поля Сезанна (1839–1906), относится эрмитажная картина «Берега Марны» (зал 318). Своеобразие таких работ особенно ощутимо при сопоставлении их с пейзажами импрессионистов.
Сезанн не стремится показать воздействие освещения на цвет предметов или влияние атмосферных явлений на восприятие их формы. Он отказывается и от импрессионистического метода нанесения красочных мазков и передачи воздушной среды. Сезанна привлекает не динамика и изменчивость пейзажа, а фиксация устойчивых и постоянных признаков.
Он придает деревьям и кустам на берегу Марны обобщенные, почти геометризированные формы, подчеркивая их объемность и незыблемость. Плотным кажется зеркало воды, отразившее деревья и здания на берегу реки.
Сопоставление всего нескольких взаимопроникающих цветов, особенно частых в пейзажах Сезанна,– сине-зеленого, оранжево-охристого и голубого – подчеркивает единство и цельность статичного и уравновешенного пейзажа.
«Натюрморт с драпировкой» Сезанна
В поисках предметности, в желании постигнуть закономерности и структуру объемов окружающего мира Сезанн большое внимание уделяет натюрморту.
Стремясь выявить прежде всего геометрическую основу предметов, их материальность и устойчивое постоянство, художник сознательно исключает из характеристики вещей ряд признаков, которые тщетно искала и не находила в его картинах публика, воспитанная на искусстве салонов.
Изображая, скажем, апельсины или яблоки, Сезанн обычно лишь в какой-то степени, а иногда и вообще никак не характеризовал эти плоды с точки зрения их отличительных черт. Зато другие качества были выявлены сполна: форма шара, объемность, плотность, вес. В своем искусстве Сезанн всегда шел от натуры.
Изучая ее, он делал, например, вывод о том, что линия рисунка есть только в произведениях искусства, но не в натуре.
В «Натюрморте с драпировкой» он синей полосой очерчивает часть объема плодов и плотными мазками краски соответствующих цветов передает его среднюю, наиболее выпуклую часть, добиваясь впечатления объемности и, кроме того, тяжести и материальности. Особой выразительности Сезанн достигает умелым использованием краски не только лишь как носителя цвета, но и как материала, обладающего определенными признаками (плотность, густота, шероховатая или маслянистая поверхность).
Натюрморт с драпировкой
Подход Сезанна к отображению натуры, разработанный им метод распространялись и на другие жанры. Эрмитажная коллекция, помимо пейзажей и натюрмортов художника, содержит сюжетную композицию «Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»)», портрет «Курильщик» и «Автопортрет в каскетке».
Девушка у пианино
«Куст» Ван Гога
Из четырех картин Винсента Ван Гога (1853–1890), хранящихся в музее, наиболее яркое и мажорное впечатление производит «Куст» (зал 317).
Отказавшись от буквальной точности в передаче зрительных восприятий (в частности, атмосферных условий, особенностей освещения), Ван Гог стремится с помощью экспрессивной формы вызвать эмоции, адекватные испытанным им самим.
Он усиливает ощущение буйной, интенсивной зелени растений сопоставлением ее с пронзительно синим фоном, написанным взаимно подчеркивающими звучность цвета голубыми и лиловыми мазками. Но не меньшее значение в эмоциональном воздействии произведения имеет характер самих мазков.
Демонстративно открыто нанесенные на холст отдельными черточками, «штрихами» и «пятнами», они передают не только структуру предмета (ветви, стебли растений, листья), но как бы его жизнь, движение, рост и даже звук. Кажется, куст колышется на ветру и звенят, шелестя, его листья. Художник создает эмоциональный динамичный образ, он рождает у зрителя чувство радости, восхищения красотой природы.
Куст
«Хижины» Ван Гога
Картина «Хижины», написанная Ван Гогом в год смерти, дает представление о «полыхающем» стиле последнего периода в жизни мастера.
В ней нет довольно частого мотива для творчества художника того времени: извивающихся, подобно языку колышащегося пламени, кипарисов, но те же волнообразные линии мы найдем в движении трав и на склонах устремленных по диагонали холмов, в изгибах струящегося ввысь дыма.
Динамичная композиция, построенная почти целиком на диагоналях и контрастах цвета, написанная как бы мгновенными, резкими и нервными движениями кисти, когда каждый мазок предельно активен и «врезается» в память зрителя, заставляет нас ощутить взволнованность, драматизм остроты переживания художника. Методы Ван Гога окажут впоследствии заметное влияние на творчество мастеров европейского экспрессионизма.
Хижины
Картины Гогена
Искусство Поля Гогена (1848–1903) представлено в Эрмитаже 15 картинами (зал 316), относящимися к периоду, когда художник, покинув Францию, жил на острове Таити. Эта попытка Гогена бежать от цивилизации и социальных противоречий в далекий мир, к людям, живущим среди первозданной природы, оказалась наивной и тщетной.
Найти гармонию и покой он не смог и в Океании, где не раз выступал на стороне туземцев, защищая справедливость и конфликтуя с колониальной администрацией.
Но мотивы таитянской жизни, экзотическая пластика движений маори, среди которых он жил, особенности быта и верований, диковинные растения, яркие краски – все это обогатило искусство Гогена, по-особому трансформировавшись в работах «таитянского периода».
Новизна, свежесть и необычность этих картин привлекли к ним внимание во Франции не только в связи с широким интересом в метрополии к колониям, но и в силу загадочности для европейцев и некоего скрытого смысла этих произведений, особенно в глазах приверженцев литературного символизма.
Одна из лучших и наиболее характерных работ Гогена в Эрмитаже – «Таитянские пасторали». Впечатление экзотичности достигается в ней в основном не тем, что художник передает этнические черты в лицах и фигурах маори, изображает их в национальных одеждах, за обычными для островитян занятиями.
Гоген добивается эффекта прежде всего чисто живописными средствами, создавая композицию, тяготеющую к плоскости, почти статичную, с упрощением форм, с сопоставлением контрастных сочетаний ярких, локальных цветовых пятен, не соответствующих естественному цвету изображаемого предмета (красные и лиловые плоскости, обозначающие поверхность воды в реке, оранжевая собака, черно-коричневые листья). Они подобны аппликациям восточного ковра или четко разграниченным цветным пятнам французских перегородчатых эмалей – «клуазоне». Отсюда название этого стиля – «клуазонизм». Сам художник, однако, предпочитал другой термин – «синтетизм», подчеркивая внутренний смысл этих образов, органически связанный с формой, его раскрывающей.
Таитянские пасторали
В ряде картин, в частности, в эрмитажной «Женщине, держащей плод», где Гоген не стремился к «символике» и таинственности, обычные для него приемы не выступают в столь резкой форме, но еще полнее ощущается то, что впервые прозвучало именно в живописи Гогена,– интерес европейца к жизни и культуре колониальных народов, воспевание их самобытной красоты, утверждение человеческого достоинства маори.
Женщина, держащая плод
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
ГМИИ: пластика малых форм
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Гмии им. пушкина. египет и византия
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Музей Шерлока Холмса
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Британский музей
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Национальная галерея
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Эрмитаж
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Старая Пинакотека
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Третьяковская галерея
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Оружие в Эрмитаже
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Музей Орсе
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Источник: http://ourarts.ru/?p=1190
«Ван Гог. С любовью, Винсент»: Источники вдохновения
7 ноября 2017
9 ноября в российский прокат выходит фильм «С любовью, Винсент». Синемафия рассказывает, какие шедевры художника стали основой для вдохновения создателей картины.
«Мы можем выражать себя только через свои картины». Эти слова Винсента Ван Гога, написанные им в письме родственникам за неделю до смерти, вдохновили польского мультипликатора Дороту Кобелу сделать то, на что до нее никто не решался.
Выходящий в российский прокат на этой неделе мультфильм «С любовью, Винсент» (или, если переводить более точно, «Любящий вас Винсент») не просто размышление на тему биографии великого художника, а уникальный на сегодняшний день мультфильм, целиком написанный масляными красками на холсте.
Мало того, каждый его кадр — определенная картина Ван Гога, более или менее известная.
«С любовью, Винсент» — не первое обращение к биографии Ван Гога в кино. В разное время эту роль играли Кирк Дуглас, Тим Рот и Бенедикт Камбербетч, не так давно Джулиан Шнабель заявил о том, что снимает фильм о жизни Ван Гога в Арле и его дружбе с Полем Гогеном.
Дорота Кобела в соавторстве со своим мужем Хью Уэлчманом написала сценарий для мультипликационного проекта и смогла собрать команду из 125 классических художников из разных стран (включая одну россиянку). Каждый из них должен был скрупулезно воспроизвести экспрессивную стилистику великого художника.
Перед тем, как они приступили к работе на трех организованных в Польше студиях, был снят фильм с настоящими актерами на фоне зеленого экрана. Самой главной задачей было полностью перевести каждый из 65 000 кадров на холст, чтобы при переносе на экран масляные картины ожили.
Художественный руководитель проекта Петр Доминиак объехал все музеи, где хранятся картины художника, и сфотографировал каждую из них, для того, чтобы художники смогли их воспроизвести.
В процессе подготовки, которая заняла шесть лет (четыре года на разработку техники и два на исполнение), было написано более 1000 полотен (12 на секунду), 125 из которых на данный момент экспонируются в музее недалеко от Амстердама. Конечно, перечислить все использованные в проекте работы Ван Гога невозможно, поэтому стоит остановиться на тех, которые запоминаются в наибольшей степени, и узнать которые наиболее легко.
Прежде всего, следует сказать о том, что лежит на поверхности. Винсент Ван Гог действительно провел последние два месяца жизни в маленьком городке Овер недалеко от Парижа, где его лечил доктор Поль Гаше.
Он рисовал не только портреты Гаше и его семьи, но и жителей города, пейзажи, натюрморты, работал вплоть до дня своей смерти. 27 июля 1890 художник вернулся домой после работы на пленере и признался хозяевам квартиры, что стрелял в себя из револьвера, который впоследствии так и не нашли.
Через два дня он умер, и похоронен был там же, в Овере.
Существует множество версий о том, что произошло на самом деле, но картины Ван Гога этого периода во многом говорят сами за себя — эмоциональное состояние человека, который их писал, явно расшатано, что чувствуется и в композиции, и в колорите, и в напряженных мазках. Большинство визуальных образов основано именно на позднем творчестве художника, но только им не ограничивается.
Например, в сцене, где Тео Ван Гог в своей квартире оплакивает смерть брата, среди стоящих у стены картин можно заметить портрет доктора Феликса Рея, хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Рей был практикантом в одной из психиатрических клиник, и был настолько добр к Ван Гогу, что тот в знак благодарности написал его портрет.
Так как он был человеком, не особо разбирающимся в искусстве, портрет хранился то на чердаке его дома, то использовался вместо двери в курятнике, и обнаружен был случайно только в 1900 году.
Вторая картина из московской коллекции — «Красные виноградники в Арле», постепенно оживающая в финальном отрезке фильма. Она была написана в наиболее плодотворный период жизни Ван Гога, в окрестностях аббатства Монмажур, и стала одной из немногих, проданных при его жизни.
Единственная фигурирующая в фильме работа из Государственного Эрмитажа — «Хижины» 1890 года, написанная в Овере. Художник настолько был впечатлен деревенскими домиками, напоминавшими ему о Нидерландах, что написал несколько версий картины в разных ракурсах, но та, что хранится в Петербурге, наиболее известна.
Для видов ночного города и неба использованы две картины — «Звездная ночь над Роной» (1888, Париж, музей Д’Орсе) и «Звездная ночь» (1889, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Первая из них более известна, и, как и «Красные виноградники», была написана в Арле.
Также для сцен в Арле использована одна из самых известных работ художника — «Ночная терраса кафе» (1988, Музей Креллер-Мюллер, Оттерлоо). Изображенное кафе существует до си пор и теперь носит название «Кафе Ван Гог».
Не менее известно и «Ночное кафе» (1888, Художественная галерея, Йельский университет) также реально существующее в Арле, которое рисовал как Ван Гог, так и Поль Гоген.
С реально существовавшими персонажами, с которыми художник дружил, и чьи портреты писал неоднократно, было проще всего. Было написано три портрета Жюльена-Франсуа Танги, одного из немногих торговцев, решившихся выставить у себя Ван Гога при его жизни. Самый известный из них был подарен его дочерью Огюсту Ренуару и сейчас находится в музее Ренуара в Париже.
Жозеф Рулен — почтальон, с которым Ван Гог познакомился в Арле. Он стал близким другом художника, неоднократно для него позировал, и даже навещал в одной из больниц. Самый известный из его портретов хранится в Бостоне.
Существует также и портрет сына почтальона, Армана, центрального персонажа мультфильма (1888, Эссен, музей Фолькванг). Также художник неоднократно рисовал и других членов этой семьи.
Портрет Аделины Раву, в доме которой художник жил в последние месяцы жизни, и которой в 1890 году было двенадцать лет, хранится в частном собрании.
Существует два портрета последнего врача художника Поля Гаше, в мультфильме использован самый известный, хранящийся в музее Д’Орсе.
Также неоднократно Ван Гог писал портреты Маргариты Гаше, всю жизнь прожившей в доме своего отца. Из двух вариантов ее портрета у фортепиано, более известный хранится в Художественном музее Базеля. Как упоминал художник в переписке, Гаше обещал уговорить дочь позировать для портрета с фисгармонией, но он, судя по всему, не был выполнен.
Для образа местного дурачка использована картина «Молодой человек с васильком» (1890, частная коллекция).
Для вымышленного образа доктора Мазери использована картина «На пороге вечности» (другой вариант названия — «Старик, опустивший голову на руки, 1890, Музей Креллер-Мюллер, Оттерлоо). Несмотря на то, что картина написана в последний год жизни художника, она выполнена на основе рисунка, который он сделал в самом начале творческого пути.
Фигурирует в мультфильме еще один бесспорный шедевр художника — «Церковь в Овере» (1890, музей Д’Орсе).
Одна из самых цитируемых поздних картин Ван Гога (и, по некоторым данным, последняя) — «Поле пшеницы под грозовым небом (второй вариант названия — «Пшеничное поле с воронами», 1890, музей Винсента Ван Гога, Амстердам). То самое поле, в которое он ушел работать 27 июля.
Наконец, авторы проекта не могли пройти мимо многочисленных автопортретов художника. Каждый из них, включая «Автопортрет с перевязанным ухом», использован в мультфильме. Его финальный кадр — это автопортрет 1889 года, хранящийся в музее Д’Орсе.
Итоговый результат поражает, в первую очередь, уровнем проделанной работы.
Все известные картины, которые до того можно было увидеть только в репродукции или на музейной стене, оживают, чего, казалось бы, никогда не должно было произойти, и передать ощущение, которое при этом испытываешь, очень сложно. За это можно простить даже очень простой сюжет.
Хочется, чтобы этот опыт не стал единственным, и впоследствии для подобного проекта было выбрано творчество как современников Ван Гога, так и других великих художников, работавших до и после него. Этого достоин каждый из них.
Источник: http://www.cinemafia.ru/posts/1179/
Картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше». Картина винсента
ГлавнаяКартиныКартина винсента
Винсент Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от Парижа и решив поправить здоровье, и находился там до мая 1889-го. В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин.
Ван Гог любил это место и связывал с ним свое будущее: он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они будут вместе работать, развиваться и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген — и то ненадолго: художники очень быстро поссорились.
В Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось; именно там он отрезал себе мочку уха, после чего был помещен в психиатрический госпиталь.
Долгое время считалось, что «Виноградники в Арле» — единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни: после выставки в Брюсселе в 1890 году ее за 400 франков (значительные деньги для художника) купила художница-импрессионистка Анна Бох. Сейчас известно, что на самом деле при жизни Ван Гога были проданы несколько работ.
1 / 5
Винсент Ван Гог. Вид Арля с цветущими деревьями. Апрель 1889 годаVan Gogh Museum
2 / 5
Винсент Ван Гог. Желтый дом. Сентябрь 1888 года
Дом на площади Ламартин, в котором жил художник.
Van Gogh Museum
3 / 5
Винсент Ван Гог. Зимний пейзаж с видом Арля. 1888 годWikimedia Commons
4 / 5
Винсент Ван Гог. Поле с ирисами у Арля. Май 1888 годаVan Gogh Museum
5 / 5
Винсент Ван Гог. Вид на Арль с пшеничного поля. Июнь 1888 годаWikimedia Commons
arzamas.academy
описание, анализ и фото картины
Жизнь в Париже к началу 1988 года стала невыносимой для Винсента Ван Гога. Его работы по-прежнему не признавала публика, поэтому в феврале художник решил покинуть город и перебраться в Арль. Прованс сразу же покорил его своими красками и обилием света, несмотря на то, что повсюду еще лежал снег.
Именно здесь творчество живописца достигло своего расцвета, окончательно сформировалась манера письма. В картине Ван Гога «Сеятель и закат», написанной в этот период, отражаются основные принципы использования цвета, выведенные художником.
Уехав из Парижа, Винсент решил отказаться от импрессионизма в своем творчестве.
Он стремился выработать максимально простую технику для того, чтобы «наиболее полно выразить себя», совмещая рисунок и цвет для передачи красоты природы Прованса. Однако импрессионистская манера письма все еще присутствовала в работах художника. Особенно заметно это в приемах передачи световоздушности, использовании крупных колористических пятен.
На примере картины Ван Гога «Сеятель и закат», описание которой представлено здесь, можно судить о возросшей напряженности и динамичности произведений.
Тема сеятеля, поднятая в этой работе, для художника не была новой. Впервые он написал картину с подобным сюжетом за 8 лет до переезда в Арль. Это была копия с одноименного произведения Милле. Сюжеты, повествующие о жизни простых людей, описывающие красоту окружающего мира, всегда привлекали живописца.
В определенные периоды его жизни манера исполнения и общее настроение картин достаточно сильно различались, однако каждое произведение было написано с большой теплотой и любовью. На юге, в Провансе, где Винсент, как живописец, достиг наивысшей точки своего развития, он нашел необходимую составляющую для создания своих шедевров — «высокую желтую ноту».
Картина Ван Гога «Сеятель и закат» пронизана этим цветом, который художник считал прекрасным в любом оттенке.
Для Винсента желтый символизировал любовь и саму жизнь, ее бесконечность и таинственность. Он использовал все существующие оттенки цвета: лимонно-желтый, соломенный, золотой, охру.
Художник мечтал запечатлеть на своих полотнах солнце таким, каким он его видит: как огромный неподвижный раскаленный шар, не подверженный каким-либо изменениям и волнениям.
Возможно, события его собственной неспокойной жизни, полной творческих и личных потрясений, заставляли Ван Гога искать в окружающем мире определенную точку опоры.
Любимые цвета Ван Гога, желтый и синий, прекрасно дополняют друг друга на картинах позднего периода его творчества, таких, как «Сеятель и закат», цикл «Подсолнухи», натюрморты и городские пейзажи.
Контрастное сочетание, яркое и такое привлекательное на полотне, слишком символично: притягивая взгляд, оно одновременно вызывает неуютное чувство тревоги.
Радостный и плодотворный период работы в Арле для Ван Гога закончился трагично.
artchive.ru
Картина Винсента Ван Гога «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», описание картины
Незадолго до одного из самых трагических происшествий в жизни Винсента они с Гогеном отправились на традиционное арлезианское развлечение – рождественскую корриду.
Тогда Ван Гога очень поразил один довольно жестокий ритуал: после особенно мастерской победы над быком тореадору торжественно вручали отрезанное ухо животного.
Отношения между Ван Гогом и Гогеном на тот момент были очень напряженными.
Несмотря на то, что совместное проживание стало для них очень продуктивным в творческом плане, они все время ругались и спорили. Периодические припадки Винсента, его неопрятность и отвратительный характер делали жизнь с ним невыносимой (его компаньона тоже нельзя назвать ангелом, но до Ван Гога ему было далеко).
На Рождество они снова крупно повздорили, и Гоген в очередной раз заявил, что уезжает. Винсент во время этой ссоры пытался напасть на него с опасной бритвой, однако, встретив спокойный и холодный взгляд, смутился и спрятался в своей комнате…
Он остановился лишь тогда, когда добрался до артерии, чем вызвал сильное кровотечение. Дальнейшая история известна: кровавый «подарок» проститутке, полиция, поспешный отъезд Гогена, больница и, наконец – психиатрическая лечебница.
Два «Автопортрета с перевязанным ухом» Винсент Ван Гог написал подряд – ранение зажило довольно быстро (второй вариант). На обеих картинах художник выбрит и опрятен. По всей видимости, писались они еще в больнице.
Но вот что отличает эти автопортреты от более ранних: разительная перемена во взгляде. Из вечно настороженного он превратился в совершенно безумный. О событиях того Рождественского вечера он помнил мало.
Понятно было только одно: мечта о коммуне художников окончательно рассыпалась в прах. Это крушение надежд стало последней каплей, последним и смертельным ударом по остаткам психического здоровья Ван Гога.
В июле 2016 года открылась новая подробность этой мрачной истории. Благодаря книге Бернадетт Мерфи «Ухо Ван Гога: Правдивая история» стало известно имя женщины, которой художник преподнес свой странный подарок.
Ее звали Габриэль Берлатье, и она в самом деле была проституткой в борделе, куда часто наведывался художник.
Что же касается имени Рашель, упоминаемом в более ранних источниках, оно, вероятнее всего, было псевдонимом женщины.
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-vinsenta.html
Ван Гог Винсент Виллем
30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт близ Бреды в многодетной семье пастора родился Винсент Виллем Ван Гог. Свое детство он провел в деревне, что навсегда отложилось в нем истинной любовью к природе с ее пейзажами. Уже в десять лет мальчик делал свои первые зарисовки с натуры и копировал литографии, которые ему нравились.
Отец Ван Гога не мог должным образом обеспечить свою семью, поэтому стремился пристроить своего сына Винсента в хорошее место.
Ван Гог так и не окончил школу в Цевенбергене, и в 16 лет стал работать комиссионером в Гааге, в художественно-торговой фирме, а после — в ее отделении в Лондоне.
Именно здесь он познакомился и увлекся такими крупными английскими живописцами, как Тернер, Констебль, Рейнолдс, Гейнсборо.
В 1874 году Ван Гог отправляется в Париж, куда его отправляют его хозяева для того, чтобы художник сумел пережить глубокую депрессию, вызванную неразделенной любовью к дочери хозяйки пансионата. Однако, и там он не сумел продержаться долго и вскоре потерял свое место.
Далее следует недолгое преподавание в английском пансионате Рамсгейте, после чего с июля 1876 года Ван Гог находится на должности помощника проповедника в Айлварте.
С 1877 года Винсент проходит обучение на подготовительном отделении теологического факультета в Амстердамском университете, однако, вскоре бросает и его, прослушивает специальный курс для миссионеров в Брюсселе и принимает сан священника.
В 1878 году ему дают место проповедника на юге Бельгии в Боринаже, из-за чего у него случается разрыв с семьей.
Черная полоса в жизни приводит Ван Гога к настоящему душевному кризису, и выход из него он пытается найти именно в рисовании. Вначале он подражал произведениям Ж.
Милле, а уже позже стал создавать самостоятельные рисунки, композиции и акварели, которые в большей своей массе изображали бедственное положение шахтеров.
В 1880 году Винсент уезжает в Брюссель, именно здесь начинаются занятия живописью и дружба с художником Александром ванн Раппаром.
С 1881 по 1883 год Ван Гог проживает в Гааге. Именно к этому времени можно отнести ранние картины Ван Гога, выполненные маслом под покровительством его наставника — художника, анималиста и пейзажиста Антона Мауве.
«Чем дальше, тем больше я чувствую, что рисовать фигуры — дело хорошее, — писал брату Винсент в 1881 году, — что косвенно оно благотворно влияет и на работу над пейзажем. Если рисуешь иву так, словно она — живое существо, а в конце концов так оно и есть, все окружающее получается само собой…»
В 1883 году Ван Гог возвращается в Нюэнен к родителям, где проживает в течение двух лет, которые и стали решающими для его становления, как художника. В это время он занимался написанием больших композиций с фигурами и пейзажей, с применением темных красок.
До нашего времени дошло лишь незначительное количество работ Ван Гога, — «Ткач за станком» (1884), «Крестьянка» (1885), так как Винсент считал свои работы несовершенными и уничтожал их.
На главном произведении того времени — «Едоки картофеля», написанном в живописной темной гамме, Ван Гог сумел передать острое восприятие гнетущей атмосферы жизни крестьян того времени.
Те два года, которые художник провел в Нуэнене, стали плодотворными в сфере его творчества, однако в это же время его постигли такие события, как неудачная любовь, которая едва не закончилась самоубийством его подруги, смерть отца, внезапная болезнь матери.
В конце 1885 года Винсент уезжает в Париж, где посещает богатые музеи, в которых он может лицезреть произведения своего кумира — Милле, в это же время он открывает для себя творчество Делакруа, знакомится с гравюрами японских мастеров и полотнами импрессионистов, встречается с Бернаром и Гогеном, Тулуз-Лотреком, Синьяком и Сера, Писсаро и Дега.
Ван Гог, переживший череду разочарований, решает сам для себя, что семьи у художника быть не может. Отныне личная жизнь для него перестает ассоциироваться с семейным очагом, он предпочитает довольствоваться случайными связями.
В 1888 году Ван Гог уезжает из Парижа и отправляется жить на юг Франции в провинциальный городок Арль.
Именно здесь он создает уникальные пейзажи с видами окрестностей Арля — «Подъемный мост в Арле», «Жатва в Арле».
Винсент рисует портреты людей — «Почтальон Рулен», «Девушка из Арля», пишет цветущие сады — «Дерево в цвету», изображает ночные сцены и варианты искусственного освещения.
Совместная работа с Гогеном, проявляя различность темперамента, усиливает болезненное состояние Ван Гога и Гогену приходится уехать.
«Вечером 23 декабря 1888 года во время прогулки Гоген услышал за спиной торопливые шаги и быстро обернулся как раз в тот момент, когда Ван Гог был готов броситься на него с бритвой. Гоген уходит ночевать в гостиницу. В тот же вечер Ван Гог в припадке безумия ранит себя, отрезав ухо.
Из госпиталя он выходит в январе 1889 года, однако болезнь все еще дает себя знать. В конце февраля горожане ходатайствуют о помещении Ван Гога снова в больницу.
В это тяжелое время созданы знаменитый ван-гоговский „Человек с трубкой“ (1889) и „Автопортрет с отрезанным ухом“ (1889, два варианта), а также „Стул с табачной трубкой“ (1888-1889) — изображение желтого стула, на котором сидел Ван Гог, при дневном .освещении и „Кресло Гогена при ночном освещении“» — рассказывал Ю. Г. Шапиро.
Узнав о женитьбе брата в апреле 1889 года, и еще больше чувствуя собственное одиночество, Ван Гог принимает решение уйти в лечебницу в Сен-Реми.
Там он находится в течение года и в промежутках между обострениями продолжает работать: «Желтые хлеба с кипарисами» (1889), «У подножия Альп» (1890), «Большая дорога в Провансе» (1890).
В мае 1890 года Винсент выходит из лечебницы и селится в маленькой деревушке Овер-сюр-Уаз, где чувствует очередной прилив творческих сил.
За последние два месяца своей жизни Ван Гогом были написаны 70 картин и 32 рисунка, среди которых: «Вороны в пшеничном поле» (1890), «Часовня в Овере» (1890), «Хижины» (1890).
Замечательным образцом позднего стиля художника можно назвать картину «Пейзаж в Овере после дождя». Он был написан в период нахождения Ван Гога в клинике для душевнобольных в Овере, после чего художник, измученный жизнью и болезнью, ранит себя выстрелом из пистолета и умирает 29 июля 1890 года.
Источник: http://iskusstvu.ru/artist/van_gog_vinsent_villem