Описание картины владимира боровиковского «благовещение»

Боровиковский Владимир ЛукичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Боровиковский Владимир Лукич – русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде.

Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794, ГТГ
Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ
Портрет князя Александра Борисовича Куракина, 1802, ГТГ
Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ

В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.

В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи.

Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.

Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, ГТГ
Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ
Лизынька и Дашинька, 1794, Третьяковская галерея
Портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского, 1799, ГРМ
Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми, 1803, ГРМ
Портрет Екатерины Александровны Архаровой, 1820, Третьяковская галерея

Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой – в Академии художеств.

Портрет княгини Елизаветы Григорьевны Темкиной, 1798, ГТГ
Портрет русского поэта Гавриила Державина, 1795, ГТГ
Портрет писательницы Анны Луизы Жермены де Сталь, 1812, ГТГ
Женский портрет, 1805, Художественный музей, Самара
Князь Григорий Семенович Волконский, 1806, Художественный музей, Тула
Портрет Н. М. Яковлева, 1802, Русский музей

Занимался Боровиковский и религиозной живописью; в Казанском соборе имеются хорошие образцы церковного искусства художника: «Благовещение» (в царских дверях главного иконостаса), «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина»,» Антоний и Феодосий».

По технике живописи Боровиковский имеет общее со своим учителем Лампи и отчасти с Левицким – это необыкновенно сохранившуюся свежесть красок, в чем можно убедиться, сравнивая его картины с современною ему живописью, например Шебуева в Казанском соборе.

Правда, что некоторые его картины сильно растрепались, но многие сохранились вполне, а сохранность собственно колорита замечается почти во всех его произведениях.

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой, 1811, Третьяковская галерея
Портрет Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, 1796, ГТГ
Александр Васильевич Поликарпов, 1796, Картинная галерея, Тверь
Портрет графа Петра Александровича Толстого, 1799, ГМИИ
Павел I в белом далматике, 1799, Третьяковская галерея
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой, 1790-е, ГРМ

К сожалению, ни художник Лампи, ни живописец-портретист Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Боровиковский был левша, то есть писал левой рукой.

Число произведений Боровиковского должно быть довольно значительно, но точных сведений о них не имеется. Боровиковский Владимир Лукич умер в 1825 году в Петербурге.
Статья Ф.

Петрушевского из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796, ГТГ
Бог Отец, созерцающий мертвого Христа, 1820-е, Третьяковская галерея
Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий Подобедов, ГТГ
Великая княжна Александра Павловна, Художественный музей, Иркутск
Портрет митрополита Михаила Десницкого, 1820-е, ГТГ
Святая Екатерина, 1820-е, Государственный Русский музей
Портрет торжковской крестьянки Христиньи, 1795, ГТГ
Дети с барашком, 1790, Художественный музей, Рязань
Граф Николай Петрович Шереметев, 1819, музей-усадьба Останкино

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/borovikovsky.html

Благовещение в мировой живописи: картины известных художников

Кто из великих художников запечатлел лик Богородицы на своих холстах.

7 апреля православные христиане отмечают один из самых больших православных праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день архангел Гавриил сообщил деве Марии о том, что она станет матерью Иисуса Христа. 

Библейские образы  — одна из основ мирового искусства, а праздник Богодицы и сам ее образ — один из самых распространенных сюжетов. Многие великие художники посвятили свое творчество этой теме. А Боттичелли, например, даже называют «рыцарем Богоматери».

Кисти каких еще художников принадлежат картины, изображающие таинство благовещения Пресвятой Богородицы.

Леонардо да Винчи «Благовещение/Annunciazione»

  • 1472-1475 г.
  • доска, масло. 98 × 217 см

Картина принадлежит кисти еще молодого Леонардо, когда он работал в рамках мастерской своего учителя Верроккьо

Композиция произведения проста и традиционна: на переднем плане изображен коленопреклоненный архангел Гавриил с белой лилией — символом непорочности Девы Марии — в левой руке. Правой же рукой он благословляет сидящую у своего дома Марию. Деву Марию художник, согласно традиции, изображает с библией, которая помещена на мраморную подставку.

На заднем плане размещены резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.

С 1867 года и по настоящее время произведение хранится в музее Уффици.

«Благовещение» Леонардо да Винчи

Данте Габриэль Россетти «Благовещение/Ecce Ancilla Domini»

  • 1850 г.
  • холст, масло. 73 × 41,9 см

Картина была создана в 1850 году и в нем же была представлена на выставке Королевской Академии художеств. Картина была задумана как диптих, но вторая ее часть так и не увидела свет. 

На картине изображена известная евангельская сцена Благовещения Пресвятой Богородицы.

Любопытно, что картинка подверглась нападкам из-за того, что Россетти сильно отступил от христианского канона. Богородица выглядит испуганной и будто отшатывается от ангела с белой лилией в руках (символ девства Марии). также мастер использовал нетрадиционную цветовую гамму: на картине доминирует белый, в то время как цветом Богородицы принято считать голубой.

«Благовещение» Данте Габриэль Россетти.

Тициан «Благовещение/Annunciazione»

  • 1565 г.
  • холст, масло. 410 × 240 см

Картина написана Тицианом как алтарный образ для капеллы святого Августина церкви Сан-Сальвадор в Венеции. 

На произведении архангел Гавриил сообщает Марии благую весть о том, что ей предстоит непорочно зачать Иисуса Христа. Гавриил слегка касается ногами земли, одно крыло поднято, руки перекрещены как знак покорности Богу.

«Благовещение» Тициан.

Гвидо ди Пьетро (Фра Беато Анжелико) «Благовещение/Annunciazione»

  • 1426 г.
  • дерево, темпера. 194 × 194 см

Картина была написана для церкви Санто Доминго де Фьезоле, вблизи Флоренции. «Благовещение» представляет собой алтарный образ в резной позолоченной раме в рост человека. Написана была темперой на деревянной доске. Центральная часть картины изображает собственную сцену Благовещения Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом, а нижняя содержит пять небольших сопутствующих сюжетов из ее жизни.

В настоящее время картина находится в экспозиции Прадо.

«Благовещение» Фра Беато Анжелико.

Эль Греко «Благовещение»

  • 1596-1600 гг.
  • холст, масло, 114 x 66 см

Картина испанского живописца Эль Греко «Благовещение», была написана в 1596-1600 годах. Сейчас картина находится в Музее изящных искусств в Бильбао.

«Благовещение» Эль Греко.

Сандро Боттичелли «Благовещение»

Боттичелли написал несколько произведений на тему «благовещения» в разные годы.

В картине «Благовещение» 1485 года из музея Метрополитен сильное впечатление производит ощущение глубины композиции, которого достиг мастер.

Дева Мария и Ангел, в практически зеркальном отображении, разделены рядом колонн в центре сцены, но их объединяют лучи божественного света, льющегося вдоль крыльев склоненного ангела к Марии.

В этом произведении уже видна рука зрелого мастера — и в сложности композиции, и в его лиричном настрое, и в прозрачности красок.

«Благовещение» Сандро Боттичелли.

Более поздняя картина «Благовещение», ее также называют «Благовещение Кестелло», написана в 1489 году. Ее заказал художнику Франческо Гуарди для церкви флорентийского женского монастыря Кестелло.

В этот раз художник вносит в сцену непривычную смятенность: ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачное, как стекло, едва видимое покрывало.

В центре композиции — две кисти, протянутые друг другу, как олицетворение передачи и принятия, идею которого мастерски выразил Боттичелли. 

Сейчас картина находится в флорентийской галерее Уффици.

«Благовещение Кестелло» Сандро Боттичелли.

Василий Суриков «Благовещение»

Эта картина стала последней большой работой живописца. Она не так известна, как другие его произведения.

«Благовещение» была представлена на XII выставке Союза русских художников в 1914–1915 году. Однако картина не оправдала ожиданий коллег и критиков, от именитого художника надеялись получить гораздо большего. Сейчас картина находится в художественном музее им. В. И. Сурикова в Красноярске.

«Благовещение» Василий Суриков.

Владимир Боровиковский «Благовещение»

Художник чаще воспринимается как мастер портрета. Однако, создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни художник работал лишь над духовными сюжетами. Он учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга.

«Благовещение» Владимир Боровиковский.

В своей картине «Благовещение» автор тонко чувствует форму, стремится передать прекрасный, внутренне чистый мир персонажей. Трепетный образ Девы Марии, изображенный Владимиром Боровиковским, вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: «Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…»

Источник: https://kp.ua/life/572360-blahoveschenye-v-myrovoi-zhyvopysy-kartyny-yzvestnykh-khudozhnykov

Благовещение: картины Иванова, Боровиковского, Нестерова, Сурикова, Юона, Сюзевой

Боттичелли и Леонардо да Винчи, Эль Греко и Делакруа, Владимир Боровиковский и Василий Суриков.

Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, что принес благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох.

Одно из первых изображений датировано III веком, но из столетия в столетие живописцы вновь и вновь обращаются к этой вечной теме. Предлагаем взглянуть на полотна вместе с Натальей Летниковой.

Александр Иванов. Благовещение. 1850

Художник, отдавший два десятилетия жизни одной картине. Автор «Явления Христа народу» Александр Иванов — русский живописец, почти всю свою жизнь проработавший в Италии.

Изучал Священное Писание, копировал Микеланджело в Сикстинской капелле и на пути к своей главной работе создал целую галерею библейских образов. «Благовещение» Иванова — это прежде всего ослепительный свет, окутавший Деву Марию при явлении архангела.

Недоумение, смущение, покорность: «Да будет Мне по слову Твоему».

Читайте также:  Описание картины виктора маторина «дмитрий донской»

Владимир Боровиковский. Благовещение. 1810–1820

Признанный портретист Владимир Боровиковский, автор загадочного портрета графини Лопухиной, обращался к теме Благовещения не раз.

Художник учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга. Создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни работал лишь над духовными сюжетами.

Трепетный образ Девы Марии вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: «Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…»

Михаил Нестеров. Благовещение. 1901

Выходец из купеческой семьи, лауреат Сталинской премии Михаил Нестеров всю жизнь создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители.

Потеряв жену, художник с головой окунулся в работу, вписывая в женские образы любимые черты. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Писал его художник во Владимире, Петербурге и Москве.

«В нем много христианского», — говорил об этой работе Нестерова Виктор Васнецов.

Василий Суриков. Благовещение. 1914

«Благовещение» Василия Сурикова. Последняя картина художника, которую автор представил в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников, не вызвала восторга критиков и коллег.

По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии.

Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Константин Юон. День Благовещения. 1922

«День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий.

Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно словно пронизано колокольным звоном первого праздника, который богослов Иоанн Златоуст именовал «началом всех христианских праздников».

А театральный художник Константин Юон изобразил таким земным и радостным.

Наталья Сюзева. Благовещение. 2009

Птицы, кружащие в небе. Весенняя примета и древняя традиция Благовещения — выпускать в этот день на волю птиц. Старинный красивый обычай, забытый в ХХ веке, стал возрождаться к началу нового столетия.

Современной художнице из Пензы Наталье Сюзевой нравится изображать женские образы — хрупкие и нежные. Так и на картине «Благовещение» юная девушка открывает клетку, птица вырывается и взмывает ввысь. Словно душа, что стремится к высокому.

Источник: https://www.culture.ru/materials/98745/blagaya-vest-il-blagoveshenie

Благовещение в русской живописи

Благовещение. И. Я. Вишняков и др. 1756 г. Из Троице-Петровского собора

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещенье. Иконы из царских врат Казанского собора. В. Л. Боровиковский. 1804 г. Прессованный картон, масло, диаметр 73,5.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение. В. Л. Боровиковский. 1824 г. Дерево, масло, до 177×60. Царские врата для Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение. В. Л. Боровиковский. 1825 г. Из собр. Г. Мамаева

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение

   К картине Боровиковского

Кто сей юный? В ризе света Он небесно возблистал И, сияющий, предстал Кроткой Деве Назарета: Дышит радостью чело, Веют благовестью речи, Кудри сыплются на плечи, За плечом дрожит крыло.

Кто сия? Покров лилейный Осеняет ясный лик, Долу взор благоговейный Под ресницами поник; Скрещены на персех руки, В персех сдержан тихий вздох, Робкий слух приемлет звуки: «Дева! Сын Твой будет Бог!» Этот юноша крылатый – Искупления глашатай, Ангел, вестник торжества, Вестник тайны воплощения, А пред ним – полна смиренья – Дева, Матерь Божества. Владимир Бенедиктов

1856

***

Благовещение. А. А. Иванов. 1850 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Благовещение. Копия с картины С. Мартини. А.А. Иванов. 1850-е. Рисунок из альбомаБлаговещение (по Матфею). Композиция росписи стены. А. А. Иванов. 1850-е

***

Благовещение. Яков Федорович Капков (1816-1854). 1852 г. Холст, масло. 117×97,5.

Государственная Третьяковская галерея, Москва 

***

Благовещение. Эскиз росписи Царских врат северного придела на хорах Владимирского собора М. В. Нестеров. 1892 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 30,4х43

Государственная Третьяковская галерея

Дева Мария (левая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24 x 15 см  Архангел Гавриил (правая часть диптиха). Бумага, темпера, графитный карандаш. 24x 16. Эскиз росписи Царских врат церкви Покрова Богородицы Государственная Третьяковская галерея http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15150

http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15149 

Архангел Гавриил. Из диптиха «Благовещение» Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло Частное собрание http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15082

Дева Мария. Из диптиха «Благовещение». Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло.

Частное собрание

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30×30. Из диптиха «Благовещение» Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск» http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15081

Дева Мария. М.В. Нестеров. 1898 г. Дерево, масло. 30×30. Из диптиха «Благовещение» Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»

http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15080 

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза. 38×12. Эскиз левой части композиции «Благовещение» для росписи алтарного пилона церкви во имя благоверного князя Александра Невского Государственный Русский музей

http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15175 

Архангел Гавриил. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза, алюминий. 28×15. Эскиз левой части композиции «Благовещение» для Царских врат во имя благоверного князя Александра Невского Государственный Русский музей http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15170

Дева Мария. М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза, алюминий. 28×15. Эскиз правой части композиции «Благовещение» для Царских врат во имя благоверного князя Александра Невского Государственный Русский музей http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15169

Благовещение. Эскиз росписи для церкви Александра Невского в Абастумани. М. В. Нестеров. 1898–1900 г. Бумага, картон, гуашь, бронза. 30,8×12,3 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение. М. В. Нестеров. 1901 г. Фанера, масло. 38×28,5 Новгородский государственный объединенный музей-заповедникБлаговещение. Архангел Гавриил. Дева Мария. Верхняя часть композиции Царских врат иконостаса церкви Покрова Богородицы М. В. Нестеров. 1909 г.

Покровский храм Марфо-Мариинской обители

  Архангел Гавриил (левая часть диптиха «Благовещение»). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49×13. Дева Мария (правая часть диптиха «Благовещение»). Бумага, гуашь, темпера, белила, графитный карандаш. 49×11. М.

В. Нестеров. 1908 г. Из диптиха . Эскиз росписи пилона церкви Покрова Богородицы Государственная Третьяковская галерея http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15148 http://www.art-catalog.ru/picture.

php?id_picture=15147

Благовещение. Архангел Гавриил. Дева Мария. М. В. Нестеров. 1910-1911 Роспись пилона Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Благовещение. М. В. Нестеров. 1911 г.

Марфо-Мариинская обитель, Москва

Архангел Гавриил. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Картон, гуашь. 28×9. Эскиз образа иконостаса Троицкого собора в Сумах Государственная Третьяковская галерея http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15124

Благовещение. Образ Царских врат Троицкого собора в Сумах М. В. Нестеров. 1914 г. Медь, масло. 72×47,7

Сумский художественный музей

Благовещение. М. В. Нестеров. 1913-1914 гг. Бумага, гуашь. 30×18. Эскиз росписи Царских врат Троицкого собора в Сумах Государственная Третьяковская галерея

***

Благовещение. Василий Суриков. 1914 г. Холст, масло. 160 x 206.

Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск

***

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Г. Г. Гагарин

***

Благовещение. Створки царских врат. Архангел Гавриил. Богоматерь. А. Я. Головин. 1894 г. Железо, масло. 92×52

Костромской государственный объединенный художественный музей

***

Богоматерь (из Благовещения). Егоров Алексей Егорович. 1810-е? Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Архангел Гавриил (из Благовещения). Егоров Алексей Егорович. 1810-е?. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургБлаговещение. Егоров Алексей Егорович. 1830-е. Картон, масло, диаметр 25.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещение. Виги Антон Карлович. Около 1822 г. Икона из Царских врат церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение. Виги Антон Карлович. 1823–1825 гг. Икона из Царских врат домовой церкви Св. Архистратига Михаила Михайловского дворца в Петербурге.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Благовещение.
Н.А. Кошелев. Бумага. Акварель

***

Благовещение Пресвятой Богородицы. Клавдий Васильевич Лебедев.

Церковно-археологический кабинет МДА

***

Благовещение. Святослав Воинов. 1916 г. Холст, темпера, 71×98.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Благовещение.

Святослав Воинов (1890-1920). 1916 г. Холст, масло, 143×202.

***

Благовещение.

Петр Игнатьевич Бромирский. 1919 г.

***

День Благовещения. К. Юон. 1922 г.

День Благовещения. Юон Константин Федорович. 1922 г. Холст, масло. 73х101.

Государственная Третьяковская галерея

Сайты-источники репродукций:
Христианский творческий союз
Библейский сюжет
Религиозные сюжеты в русской живописи
etnaa
Арт-каталог
Библиотека Якова Кротова
Неофит

Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/praz/blagoveschenie/izo/

Боровиковский В.Л

Для увеличения — нажмите на изображение

Бугаевский-Благодарный И. В. Портрет художника В.Л. Боровиковского

Нас в Царское Село

Боровиковский вводит,

прозрачно и светло

он тонкой кистью водит…

С. Кирсанов

 Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) — один из талантливых и своеобразных художников конца XVIII — начала XIX века родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского). Почти все члены семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству. 

Первые навыки в живописи будущий художник получил в семье. Его отец, дядя, братья, неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью.

В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем. Эти произведения, несмотря на то, что свидетельствуют об усвоении определенных навыков иконописи XVIII века, в целом не выходят за рамки полуремесленного искусства. Мастерство пришло к художнику в Петербурге.

Важную роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.

Известный поэт XVIII века В.В. Капнист, в то время предводитель дворянства Киевской губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна была остановиться Екатерина II.

Две большие аллегорические картины Боровиковский Выполнил, по-видимому, с достаточным мастерством и его приглашают в Петербург.

20 октября 1787 года он подписал акт о разделе имущества, оставшегося после смерти отца, и навсегда покинул Миргород.

Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н.А. Львова в «Почтовом стану» (ныне Почтамтская улица). В доме Н.А. Львова — поэта, музыканта, археолога — встречались видные, художественные деятели России.

Боровиковский оказался в кругу поэтов, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе — сентиментализмом. Вышли в свет «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои чувствительные вирши, в поэзии В.В.

Капниста зазвучали лирические ноты. Эта линия в искусстве нашла отражение и в творчестве Боровиковского.

По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д.Г. Левицким и, возможно, учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И.Б. Лампи, который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней.

3а тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных приемов.

Читайте также:  Описание картины владимира серова «ходоки у ленина»

В6имание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность.

Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся-художнику, идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой.

Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо модели.

Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов, перламутровость и гладкость, «фарфоровость» живописной поверхности соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий.

Среди ранних работ художника выделяется очаровательный портрет О.К. Филипповой, жены друга Боровиковского — архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора.

Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее руке бледная роза. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Черты лица индивидуальны; миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой — все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого — почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

В конце XVIII века особенно широко распространилось искусство миниатюрного портрета — жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные портреты заказывались в память о близких и дорогих людях) с задачами декоративными. Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более всего в ранние годы.

То особое содержание, которое чаще всего воплощалось в искусстве Боровиковского, влекло его к разработке новых, более разнообразных форм портрета. Он обращался к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам.

Таковы работы 1794 года «Лизанька и Дашенька» и «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795, ГТГ). Все трое — крепостные Н.А. Львова. В этих портретах, несомненно, проявляются идиллические ноты, которые «звучат» в портрете Е.Н. Арсеньевой (середина 1790-х, ГРМ) и в известном портрете «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (середина 1790-х, ГТГ).

Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде «земной богини».

Она предстала в обычном домашнем облике. Не случайно этот образ позднее привлек А.С. Пушкина.

Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой — капитанской дочке, искавшей помощи и покровительства.

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М.И. Лопухиной (1797, ГТГ).

Поза молодой женщины непринужденна, проста и вместе с тем изысканно-изящна. Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым точно волшебные звуки клавесина.

Этот образ нашел отклик в поэзии XIX века. Ему посвящено стихотворение Я.П.Полонского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II (1790-е, ГРМ).

Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф.А. Боровского (1799, ГРМ).

Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим мастерством.

Особое место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты.

Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека.

Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и «бриллиантового» князя, вице-канцлера А.Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши «павлином», и известный портрет «в далматике и порфире» императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств.

Исполнение заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные портреты, но и произведения монументального плана.

В 1800-х годах Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского собора; художник выполнил десять икон.

Боровиковский был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А.Г. Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально.

Боровиковский умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без «излишних церемоний». Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в письме к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников… Я буду писать его биографию».

Много десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому большому художнику.

Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было показано более ста портретов Боровиковского.

Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.

Петрова О.Ф.

*   *   *

Галерея (115 изображений)

*   *   *

 Историко-биографический фильм «Элегическая грусть Владимира Боровиковского» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2005

Продолжительность: 00:25:51
Формат: avi
Размер: 173 Мб

Режиссер: Г. Иванова

 Фильм рассказывает о сложной судьбе великого русского художника Владимира Лукича Боровиковского. Современники о нем говорили: «Он знал, он чувствовал свой век».

Живописец запечатлел на холстах свое время и трех императоров, при которых прошла его жизнь. Но, главное, он подарил нам прекрасные женские образы, чистые детские лица, великолепные портреты своих современников.

Иконы, созданные Боровиковским для Казанского и других соборов, говорят о его глубоких религиозных чувствах.

Скачать для ознакомления: Элегическая грусть Владимира Боровиковского

Источник: http://gorenka.org/index.php/borovikovskij-v-l

Боровиковский Владимир Лукич

Владимир Лукич Боровиковский, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода.

 Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика.  Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

 В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым.

Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин  была изображена  Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I — пахарь и Екатерина II — сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.

 В 1788 г. Боровиковский переезжает  в Петербург, но его  путь в Академию художеств был закрыт по возрасту.  Он некоторое время  он живет в доме Н. А. Львова, знакомится с его друзьями —   Г.Р.Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки  у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.

 Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский  перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.

 В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств.

 В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.

 В числе его работ —  великолепный  портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду,  портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина — Трощинского и огромный портрет Фет — Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.

 Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах.

В противовес официальному сословному портрету, он  разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы.

Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.

 К примеру портрет О. К. Филипповой, жены друга Боровиковского — архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке.

Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости.

Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой — все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого — почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

 Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

 Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея — слияние человека с природой.

 Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа — белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

 Боровиковский занимался  и религиозной живописью, в период с  1804 по1811гг, участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»).

 Боровиковский  сохранял свое блестящее мастерство и зоркость глаза  на протяжении долгого времени, но в 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.

 Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма.  Он увлекся  мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал.

 В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

 В последние годы жизни, Боровиковский  активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.

 Умер Боровиковский 6  апреля 1825 г. в Петербурге.

Источник: http://www.radiopobeda.ru/2015-01-06-06-49-42/63-2015-01-06-06-47-47/2004-2016-08-05-07-40-38

Праздник Благовещения

В чем смысл праздника Благовещение и что изображают иконы Благовещения? Какие самые известные произведения искусства на эту библейскую тему мы знаем? Какие молитвы посвящены этому празднику и можно ли на Благовещение есть рыбу?  Что почитать и посмотреть с детьми о празднике? Об этом и многом другом в материалах «Фомы» о Благовещении.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «шторм»

Начиная с III века христиане празднуют  день, когда архангел Гавриил явился Богородице и рассказал ей о том, что она родит Иисуса Христа  Сына Божия. Смысл праздника Благовещения и состоит в этой благой вести для всего человечества.

Священник Сергий Круглов так определяет суть Благовещения:   «Бог спрашивает разрешения у земной Девы, чтобы от Нее родился наконец Спаситель мира.

Небеса, земля, Бог, все человечество, которое погрязло в страшных муках, в страданиях, в богоискательствах, оно строило себе пантеоны богов, надежды рушились, вокруг была смерть войны, несчастья… Все человечество, само того не зная, ждало Ее ответ.» (Благовещение: рассказывает священник Сергий Круглов)

Заметим, что русское слово Благовещение – это перевод греческого слова «Евангелие» (благая весть). Все события евангельской истории  не смогли бы произойти, если бы Богородица ответила отказом, напоминает в своей проповеди  патриарх Кирилл. (Проповедь Патриарха Кирилла на праздник Благовещения)

Отметим, что Благовещение не всегда праздновалось 7 апреля, поскольку это условная дата, которая получается вычитанием девяти месяцев от даты Рождества Христова (7 января). Подробнее об истории праздника Благовещения можно прочитать в материале Когда празднуется Благовещение? Что значит слово Благовещение?

Картины Благовещения

Встреча Богоматери и архангела Гавриила стала излюбленным сюжетом для европейских художников, каждый из которого по-своему расставлял акценты, трактуя смысл праздника Благовещения.

 Благовещение и фрески Джотто

Одна из самых известных картин на тему  Благовещения принадлежит Джотто. В начале XIV века он расписывал капеллу, посвященную Благовещению и смог совершить настоящий прорыв в искусстве. Вот как об этом рассказывает историк Тимофей Китнис : «Джотто не зря называют отцом проторенессанса.

Он почувствовал те тенденции, которые будут характерны именно для раннего ренессанса, когда человеческая воля, человеческое участие, человеческая личность так же важны для искусства и для Бога.

Именно поэтому в творчестве Джотто, в творчестве раннего ренессанса была найдена очень удачная точка, когда божественная мысль, одухотворенность сочетается с очень ярким человеческим присутствием».

«Благовещение» Леонардо да Винчи

Несколько иначе поступил Леонардо да Винчи. Знаменитый живописец смог передать смысл праздника Благовещения, используя для этого средневековые европейские реалии.

«Благовещение» Фра Анжелико

Еще одна известная картина, наиболее точно передающая суть праздника Благовещения,  написана монахом и художником Фра Анжелико. В почти иконописном стиле он изобразил главных участников события – архангела Гавриила и Богоматерь.

«Благовещение» Франческо дель Косса

Франческо дель Косса в своей картине, посвященной Благовещению, тщательно выписывал детали средневековых интерьеров.

«Благовещение» Лоренцо Лотто

Лоренцо Лотто изобразил на своей картине не только предметы средневекового европейского быта, но и кота, что не помешало художнику раскрыть смысл праздника Благовещения.

«Благовещение» Карло Кривелли

Полотно Карло Кривелли «Благовещение со Святым Эмидием» рассказывает о праздновании Благовещения в средневековом городе.

 «Благовещение» Яна ван Эйка

Яна ван Эйк поместил  свою сцену «Благовещение» на створки Гентского алтаря (1432) в соборе святого Бавона.

«Благовещение» Филиппо Липпи

Филиппо Липпи написал серию картин, посвященных празднику, их объединяет «поэтичность, мягкость красок»

Русские художники также не могли пройти мимо этой евангельской истории.

 «Благовещение» Василия Сурикова

Василий Суриков в одной из своих поздних работ попытался передать суть праздника Благовещения: «В работе Сурикова проявилось живое религиозное видение изображаемого. Радость и величественность Встречи художник подчеркивает и звучным колоритом, и позой изображаемых персонажей в своей работе, которая звучит одновременно и камерно, личностно, и масштабно».

«Благовещение» Владимира Боровиковского

Владимир Боровиковский был верующим человеком, сыном иконописца, и вера просто была неотделимой частью его жизни и творчества, к теме Благовещения  художник обращался минимум трижды.

Иконы Благовещения

Любой двунадесятый праздник имеет свою иконографию. Не является исключением и это событие евангельской истории.

Очень интересна строгая византийская иконография этого праздника. Например, «в мозаике «Благовещение» из христологического цикла в основании купола церкви Успения в Дафни (Греция) (конец XI века) представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В ликах — строгость, отрешенность.

Чувства, которые все-таки переживают персонажи, не имеют ничего общего с нашим земным строем переживаний. В этой мозаике ощутима связь с античной традицией.

Но, используя художественные приемы античных мастеров, византийские иконописцы говорят о совершенстве совершенно иного уровня, нежели их древние коллеги».

 На русских иконах праздника Благовещения могли появиться служанка или изображения бытовых предметов: «Во фреске Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 — 1503), Дева Мария стоит у колодца, откинувшись в благоговейном испуге от Ангела, летящего над Ней.»

Подробнее об иконографии праздника читайте в статье Благовещение: иконы и картины.

Что можно и что нельзя на Благовещение

 Многие люди считают, что существуют запреты, которые не действуют в обычные дни и работают в двунадесятые праздники. Или, напротив, есть вещи, которые непременно надо сделать на Благовещение или в Великий четверг. Разобраться во всем этом море типичных вопросов поможет  статья Что можно и что нельзя на Благовещение?. Из нее вы узнаете, можно ли есть рыбу или работать в праздник.

Можно ли есть рыбу в Благовещение?

Что можно есть на Благовещение?

Правда ли, что на Благовещение нельзя ничего делать?

Можно ли жениться на Благовещение?

Можно ли делать поминки на Благовещение?

Можно ли мыться на Благовещение?

Можно ли работать в Благовещение?

Можно ли вышивать на Благовещение?

Можно ли вязать на Благовещение?

Можно ли стричься на Благовещение?

Можно ли убирать дом на Благовещение?

Можно ли причащаться на Благовещение?

Что нельзя делать на Благовещение?

Благовещение для детей

В день Благовещения с детьми можно прочитать стихи о Благовещении или посмотреть «Благовещение»: праздничный мультфильм.

Благовещение на Руси

На Руси существовали разные традиции празднования Благовещения. Самая известная из них – выпускание птиц ( стихи о Благовещении)

Мало кто знает, что на Руси в Благовещение пекли просфоры по числу домочадцев, а также играли в разные игры и начинали новый цикл сельскохозяйственных работ. Подробнее о традициях праздника можно прочитать в статье «Традиции Благовещения».

Акафист  и тропарь Благовещению

Греческое слово «акафист» можно перевести как «невозможность сидеть». Традиционно во время  чтения акафиста люди молятся стоя, разумеется, это не относится к слабым и больным людям.

Акафист состоит из 144  припевов, которые начинаются словом «Радуйся».

Каждый из 12 кондаков и икосов с помощью традиционных риторических приемов описывает разные аспекты того или иного праздника или жития святого.

В России очень распространена традиция служения акафистов, и во многих храмах существует традиция всенародного пения акафиста (в основном припевов), например, святому – покровителю храма.

Вы можете также прочитать  Акафист Благовещению

У каждого православного праздника есть свои, посвященные ему, молитвы. Тропарь Благовещению, тексты Богослужение Благовещения.

Благовещение 2016

Источник: http://maiskiyhram.ru/129-prazdnik-blagoveshcheniya

Благовещение в живописи

?kassianovdom (kassianovdom) wrote,
2013-04-08 15:18:00kassianovdom
kassianovdom
2013-04-08 15:18:00С небольшим опозданием, связанным с техническими неполадками, публикуем эксклюзивный материал, посвященный празднику Благовещения, который не вошел в № 3 (134) газеты «Православное слово Сибири».

«Благовещение» означает то же, что и «Евангелие» в переводе с греческого «благая весть». Весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

  

Историю мировой культуры невозможно представить без осмысления вечных библейских сюжетов. Художественные произведения на тему Благовещения в русском изобразительном искусстве, литературе, музыке  обладают большой ценностью.

«Устюжское Благовещение» — древнерусская икона, написанная в первой половине XII века в Великом Новгороде. Неизвестный, но очень талантливый иконописец, запечатлевший монументальные фигуры Архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы, по мнению специалистов, был хорошо знаком с лучшими византийскими образцами. Цветовая палитра, колорит этой иконы отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени.
Спустя много столетий, русский художник, сын иконописца, Владимир Лукич Боровиковский запечатлел этот сюжет в стиле классицизма (художественного метода того времени), но и, не отказавшись полностью от иконографической традиции. Позже, очень известный в XIX веке поэт Владимир Бенедиктов, вдохновившись его произведением, напишет замечательные строки:

Благовещение

(К картине Боровиковского)Кто сей юный? В ризе светаОн небесно возблисталИ, сияющий, предсталКроткой Деве Назарета:Дышит радостью чело,Веют благовестью речи,Кудри сыплются на плечи,За плечом дрожит крыло.Кто сия? Покров лилейныйОсеняет ясный лик,Долу взор благоговейныйПод ресницами поник;Скрещены на персех руки,В персех сдержан тихий вздох,Робкий слух приемлет звуки:«Дева! Сын Твой будет Бог!»Этот юноша крылатый —Искупления глашатай,Ангел, вестник торжества,Вестник тайны воплощения,А пред ним – полна смиренья —Дева, Матерь Божества.

Владимир Бенедиктов

1856В начале 1850-х годов великий художник Александр Андреевич Иванов, автор «Явления Христа народу» знакомится с книгой немецкого писателя Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», которая подвела его к историческому осмыслению библейских тем и сюжетов. Мастер хотел создать настенные росписи общественного здания, где перед зрителями проходила бы вся история человечества, рассказанная в библейских мифах. Иванова, как подлинного художника, увлекала поэтическая сторона древних преданий. В них он видел отражение духовной истории человечества, историю возмужания его разума, его нравственной борьбы и страданий.Он создал 200 эскизов. Один из них — «Благовещение».В композиционном решении, в цветовой и световой пластике  эскиза Иванов предстает подлинным новатором.Огромную роль в пространственном решении здесь играет световая пластика. Наблюденный и схваченный в природе, положенный на бумагу, вернее, «высеченный» из нее минимальными художественными средствами, рожденный под кистью художника, свет в буквальном смысле творит библейскую композицию.Творчество русского художника конца XIX — начала XX века, Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Особое место в его творчестве занимает сюжет «Благовещение». Под началом Васнецова он трудился во Владимирском соборе. Его «Благовещение» той поры всем очень нравилось. Васнецов сказал, что в нем «много христианского», и лучшей от него похвалы ждать было нельзя. Эскиз этой росписи — двустворчатый диптих, был выставлен на 26-й передвижной выставке, и его приобрел Государь.Нестеров хотел возродить большой стиль древнего монументального искусства на основе изучения византийских образцов.

«Богородице дево, радуйся» (видео)

Источник: https://kassianovdom.livejournal.com/12575.html

Ссылка на основную публикацию