Описание картины владимира боровиковского «портрет д. а. державиной»

Презентация на тему «Боровиковский Владимир Лукич»

  • Слайд 1Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825) Владимир Лукич родился в украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, 4 его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи, иконописи, которой учился под руководством отца.
  • Слайд 2Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург (где он сменил фамилию на Боровиковский)
  • Слайд 3Традиционный парадный портрет XVIII века, в котором основной задачей является демонстрация высокого социального положения модели.
  • Слайд 4Портрет Павла I в белом далматике Портрет Павла I в коронационном облачении
  • Слайд 5Примером блестящего парадного изображения человека служит портрет А. Б. Куракина , передающий всю значительность общественного положения «бриллиантового князя». Портрет А. Б. Куракина в одеянии кавалера Мальтийского ордена
  • Слайд 6Xудожник запечатлел энергичного державного мужа, сенатора, члена Российской академии и прославленного поэта — человека, увлеченного общественными делами, просветительскими идеалами и творчеством. Полный силы и энергии, с румяным лицом, Державин изображен сидящим в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Боровиковский создал вполне жизненный образ Державина. Однако в этом раннем портрете, увлекшись красотою живописи, он не сумел раскрыть богатство внутреннего мира великого поэта. Портрет поэта Г.Р.Державина
  • Слайд 7Богатство внутреннего мира великого поэта удается показать художнику во втором портрете. Портрет поэта Г.Р.Державина Портрет Д.А. Державиной, жены поэта (сестрыМ.А.Дьяковой, жены Н.А.Львова)
  • Слайд 8Портрет императора Александра 1 «Все будет, как при бабушке», — сказал Александр I, придя в себя после того, как ему доложили о кончине отца.Над Александром возвышается бюст Екатерины. На заднем плане – силуэт «Медного Всадника».
  • Слайд 9Екатерина II в Царскосельском парке на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
  • Слайд 10Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
  • Слайд 11Портрет Елены Александровны Нарышкиной Ей посвятил стихотворение А.С. Пушкин:Дано об ней воспоминаньеЕе минутное вниманиеОтрадой долго было мне.Твердил я стих обвороженный,Мой стих, унынья звук живой.Так мило ею повторенный,Замеченный ее душой… Композитор Д. Россини написал в ее честь кантату на известный мотив: «Ах, зачем было огород городить», повторенную им затем в финале второго действия оперы «Севильский цирюльник». Юная Елена Александровна была фрейлиной императрицы. 15 лет вышла замуж за князя А. А.Суворова (сына А.В.Суворова).
  • Слайд 12Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать.Уча его любить, страдать, прощать, молчать. Поэт Я. Полонский посвятил этому портрету: Портрет М. И. Лопухиной (1797)
  • Слайд 13Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Mладшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.
  • Слайд 14Портрет Е.Г.Тёмкиной Изображение женщины, нарядно одетой по моде конца XVIII века, великолепно выписана фактура жемчужных украшений и шелка — белого, голубого, светло-красного. В лице видны ум, воля, уверенность в себе. Это Елизавета Темкина — дочь Г. А. Потемкина и Екатерины II. По ряду исторических свидетельств, князь Г. А. Потемкин-Таврический и императрица Екатерина II были тайно венчаны. 13 июля 1775 года в Москве императрица, которой было тогда 46 лет, родила дочь, названную Елизаветой Григорьевной, по фамилии — Тёмкина (было принято, отбрасывать первый слог в фамилиях незаконнорожденных детей)
  • Слайд 15Художник портретировал и крестьян, что было сравнительно редко в ту пору. «Лизанька и Дашенька» и «Торжковская крестьянка Христинья» — крепостные Н. А. Львова, у которого жил художник. Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его доме и как бы становились членами семьи. Среди них был А. Г. Венецианов, на всю жизнь сохранивший теплую память об учителе.
  • Слайд 16Портрет Е.Н.Арсеньевой Дети с барашком
  • Слайд 17В свои последние годы В. Л. Боровиковский вернулся к религиозной живописи.
  • Слайд 18Бог-отец, созерцающий мертвого Христа Александр Невский Евангелист Матфей
  • Слайд 19Творчество Владимира Лукича Боровиковского принадлежит сразу двум столетиям. Последний живописец века Просвещения, он как бы подготавливает появление российских романтиков: биографией и воспитанием связанный с «рационалистами», эмоционально он тяготеет к тому, еще неведомому поколению, что придет им на смену. Его искусство неоднородно, его судьба при всем внешнем благополучии (успех, карьера, ученики) внутренне драматична. Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII — XIX вв., — но прекрасным Он создал множество прекрасных портретов своих современников.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/borovikovskiy-vladimir-lukich

Боровиковский Владимир русский художник, картины

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.) — русский художник (украинского происхождения), мастер исторической и портретной живописи.

Владимир Лукич был сыном небогатого дворянина, в молодости он состоял на военной службе, но оставил ее в чине поручика и поселился в своем родном городе — Миргороде (Полтавская губерния).

Его отец и два брата были иконописцами, работавшими в окрестных храмах.

Владимр Лукич тоже взялся за написание икон, но кроме них он писал и портреты, в стиле немного наивной живописи, которая имела широкое  распространение на Украине в то время.

Выбраться из провинции талантливому художнику помог интересный случай. В 1787 году путь Екатерины II на юг России лежал через Миргород. Местное дворянство заказало у В.Л.

Боровиковского несколько работ, которые были размещены в комнатах дома. На холстах были изображены аллегорические  сцены с участием императорских особ. Императрица советовала художнику ехать в Петербург.

Так он и сделал, но поступить в Академию Художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.

Читайте также:  Описание картины марка шагала «автопортрет с семью пальцами»

С 1792 года Боровиковский брал уроки у И.Б.Лампи (австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II) и Д.Г.Левичкого. В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств. Он стал модным портретистом, многие высокопоставленные особы желали быть изображенными кистью известного мастера.

Как художник В.Л.Боровиковский был трудолюбив и скрупулезен. В серии женских портретом наиболее ярко раскрылся его талант: они не так пышны, как мужские, небольшие по размерам, сходны по композиционному решению, но их объединяет нежное душевное чувство и тонкость в передаче характеров.

Так случилось, что ни Боровиковский В.Л., ни его учитель Лампи И.Б. не оставили описания своих технических приемов живописи. Также известно, что Владимир Лукич был левша.

все подписи под картинами

Дети с барашком

Екатерина II на прогулке в Царском парке

Лизонька и Дашенька

Портрет А.В.Поликарпова

Портрет Великой Княжны Александры Павловны

Портрет Великой Княжны Елены Павловны

Портрет А.Б.Куракина в одеянии кавалера Мальтийского Ордена

Портрет А.Г. и А.А.Лобановых

Портрет А.И.Безбородко с дочерьми

Портрет А.Б.Дубовицкого

Портрет Великой Княгини Марии Павловны

Портрет Великой Княгини Марии Федоровны

Портрет Великой Княжны Анны Павловны

и Великого Князя Николая Павловича, детей императора Павла I

Портрет вице-канцлера

Портрет генерал-майора Ф.А.Боровского

Портрет Д.А.Державиной

Портрет Е.А.Архаровой

Портрет Е.А.Нарышкиной

Портрет Е.Г.Потемкиной

Портрет Е.Н.Арсеневой

Портрет княгини М.И.Долгорукой

Портрет князя Г.С.Волконского

Портрет М.И.Лопухиной

Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского

Портрет Муртазы Кули-хана

Портрет Н.А.Толстого

Портрет Павла I в белом далматике

Портрет поэта Г.Р.Державина

Портрет сестер А.Г. и В.Г.Гагариных

Портрет торжсковской крестьянки Христиньи Расцвет искусства Боровиковского В.Л. был недолгим — чуть более дсятка лет на рубеже XVIII-XIX вв., — но прекрасным. В 1810-х гг. его активность ослабла.

На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского угасло, уступая место молодым мастерам. Старость Боровиковского была безрадостной: будучи одиноким человеком, довольствуясь узким кругом друзей, он теперь совсем стал нелюдимым.

Он начал увлекаться мистицизмом, но и это не принесло ему радости.

часть 2-я ЗДЕСЬ

источник

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/8613966/

В.Боровиковский.Золотая галерея русской живописи.docx — Курс лекций. Владимир Боровиковский. Золотая галерея русской живописи. История изобразительного искусства. ДХШ

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Портрет В.Л.Боровиковского работы Бугаевского­БлагодатногоXVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский.

Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он так и не получил основательного классического образования. В портретах В.Л.

Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок,

правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице…

Зрителю особенно нравятся выполненные им женские портреты. Они написаны художником 200 лет назад, но полны очарования и сейчас. Предлагаю просто посмотреть и насладиться красотой образов, созданных этим замечательным художником!Портрет Е.Н.

Арсеневой, 1796, Государственный Русский музей, Санкт­Петербург Очаровательной «пастушкой» представил свою героиню Боровиковский, находясь в русле модных в эпоху сентиментализма увлечений пасторальными мотивами.

Екатерина Николаевна Арсеньева (1778­?) была дочерью заслуженного боевого генерала, сподвижника Суворова. Годом раньше Боровиковский писал портрет ее матери. В год написания портрета Арсеньева – воспитанница Смольного института благородных девиц, была пожалована во фрейлины императрицы Марии Федоровны.

Живая непосредственность и невинное кокетство сообщают восемнадцатилетней «пастушке» привлекательность и обаяние. Ее соломенную шляпку украшают золотые колосья, в руке она держит яблоко.

Человеку XVIII столетия, привыкшего к языку аллегорий, не надо было

объяснять, что яблоко – атрибут Афродиты – древнегреческой богини любви и красоты. Однако героиня Боровиковского покоряет зрителя не античной красотой, а своей юностью, задором и жизнерадостностью. Цветовая гамма портрета отличается необыкновенным богатством, свежестью и красотой.

Бледно­желтые, голубые, зеленоватые, золотистые краски переливаются на поверхности холста, создавая впечатление изменчивости, подвижности лица. Сквозь них просвечивают розоватые тона, особенно заметные в румянце щек и на губах. На белом платье играют рефлексы голубого неба и серовато­синей шали.

Теплые золотистые оттенки пробиваются в отделке платья, на белокурых волосах, в зелени, в полоске неба у горизонта. Контуры предметов как бы размыты, благодаря чему создается эффект воздуха, туманной дымки.

Изысканность живописного решения усиливает ощущение радостной юности и счастья, которыми наполнен этот портрет. Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, 1795

«>

Портрет М.И.

Лопухиной, 1797, Государственная Третьяковская галерея, Москва Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1779–1803), урожденной графини Толстой был написан в эпоху сентиментализма, когда в центре внимания художника оказывается мир человеческих чувств, переживаний и настроений.

В эти же годы в искусстве начинает осознаваться красота природы, ее эстетическая ценность. В природе или, как тогда говорили, натуре, видели отражение сложных движений человеческой души, тонкие созвучия внутреннему миру.

Природа, среди которой уединилась молодая женщина, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы ­ прекрасный, полный естественной прелести и чистоты мир. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения.

Вся композиция пронизана медленными, текучими ритмами. Плавному изгибу

фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают впечатление прозрачной дымки, легкой воздушной среды.

Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно­белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз.

В портрете Лопухиной впервые в русской живописи возникает прекрасный союз телесного и духовного начала, мир природы и человек сливаются в неразрывное гармоническое целое.

Лизонька и Дашенька, 1794, Государственная Третьяковская галерея, Москва На небольшом овальном портрете изображены две очаровательные девушки – крепостные близких друзей Боровиковского Львовых. Николай Александрович взял их в дом на воспитание, когда они были еще совсем детьми. Девушки славились своим умением исполнять народные танцы. Портрет проникнут духом сентиментализма со свойственной ему идеализацией «простого человека», крестьянина – непосредственного,

бесхитростного, естественного, как сама природа. Эти персонажи обладают

не столько развитым интеллектом и глубоким образованием, сколько чистым сердцем и открытой душой. Очарованный прелестью и молодостью своих героинь, Боровиковский стремится представить их зрителю в самом привлекательном виде.

Девушки обладают изящными манерами, они легко и естественно носят одежду и украшения, более привычные для представительниц привилегированных сословий. На них светлые платья, напоминающие античные туники, волосы, падающие легкими кудрями на плечи, украшены цветами и обручем, напоминающим по форме кокошник.

Весь облик героинь должен был демонстрировать изящную простоту и красоту естественности. Колорит вполне соответствует настроению, царящему в портрете. Это светлые, очень тонко и богато разработанные голубовато­жемчужные, блеклые зеленые тона с вкраплениями золотистого.Для художника было особенно важно подчеркнуть нежную чувствительность героинь портрета.

Читайте также:  Описание картины владимира серова «ходоки у ленина»

Прильнувшие друг к другу головки олицетворяют сердечную привязанность, демонстрируют сладостное чувство дружбы, почитаемое в эпоху сентиментализма самым возвышенным.Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, Государственная

Третьяковская галерея, Москва

Очаровательная юная девушка в изысканно­скромном, так называемом, ампирном платье, с легкими кудрями, небрежно разметавшимися по плечам, слегкой улыбкой взирает на зрителя. Ее окружает зелень парка, рядом с ней ­ цветущий розовый куст.

Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785­1855) был написан Боровиковским в последний год XVIII столетия, когда уходила в историю эпоха сентиментализма с ее томностью, чувствительностью, меланхолией и все сильнее давал о себе знать наступающий поздний классицизм. Влияние егострогой, ясной стилистики вторгается в ткань нежного женского образа.

Четче, по сравнению с более ранними портретами, стал рисунок, локальнее цвет, определеннее момент позирования модели перед художником.Очарование и красота героини портрета вызывают интерес к ее личности. Нарышкина была дочерью обер­камергера. В первом браке она была замужем за сыном полководца А.В.

Суворова, князем Италийским, графом Суворовым­Рымникским, во втором браке – за князем Голицыным. Елена Александровна была дружна с поэтами В.А. Жуковским и И.И. Козловым. Она обладала яркими музыкальными способностями, и итальянским композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату.

Портрет Великой княжны Марии Павловны, 1800

Портрет княжон А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802,Третьяковская галерея, МоскваНа портрете изображены дочери действительного тайного советника князяГагарина.

Одна из изображенных – Анна Гавриловна (1782­1856), выйдязамуж за майора Головина, основала в его подмосковном имении Деденево(Новоспасское) женское общежитие, на основе которого в 1861 году возникСпасо­Влахернский женский монастырь.

О второй героине портрета ­Варваре Гавриловне (1784­1808), умершей в молодом возрасте, почти ничегоне известно.Девушки, изображенные на фоне зелени парка, заняты музыкой. Одна из нихпоет, держа в руке ноты, другая аккомпанирует ей на гитаре.

Художественный, выразительный язык этого портрета стал более ясным иопределенным, чем в ранних произведениях Боровиковского. Яркий,локальный, насыщенный колорит, сменивший холодноватые серебристые тонаего первых работ, не потерял своей красоты и изысканности. Контурыпредметов приобрели графическую ясность и четкость. Изящной линиейочерчен красновато­коричневый корпус гитары. Этот цвет гармонично

сочетается с розовым шарфом и серым платьем одной из девушек.

Клеопатра Ильинична Лобанова­Ростовская
Портрет Великой княжны Александры Павловны

Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой,1790, Государственный Русскиймузей, Санкт­Петербург Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой (1772­1829), жены близкого друга художника – один из самых ранних портретов Боровиковского.

Чутко улавливая новые веяния в культуре, связанные со становлением сентиментализма, мастер стремится представить свою героиню в свободном, естественном состоянии. Он показывает ее в домашнем костюме, в непринужденной позе, ее задумчивое лицо доверчиво обращено к зрителю.

Светлая фигура в белом изображена на воздушном пейзажном фоне, что делает ее бесплотной, почти бестелесной.

Тонкие голубовато­серые и розовые, оливково­белые и красноватые оттенки, которыми написано лицо, белая ткань одежды и мягко написанные каштановые волосы, незаметно переходят в пепельно­лиловые и зеленоватые тона пейзажа, погруженного в

туманную дымку.

Портрет княгини Анны Петровны Гагариной,1801

Портрет Екатерины Владимировны Родзянко, 1821
Портрет дамы,1798

Портрет Марфы Дуниной,1799
Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой,1801г

Портрет А. Г. и А. А. Лобановых­Ростовских, 1814
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой,1810

Портрет императрицы Марии Фёдоровны
Портрет Скобеевой,1790

Портрет княгини Елизаветы Григорьевны Темкиной,1798
Портрет княжны Гагариной,1801

Портрет Варвары Андреевны Томиловой
Портрет Луизы Жермен де Сталь,1812

Портрет Елизаветы Ивановны Неклюдовой

Портрет Д. А. Державиной, 1813

Графиня Екатерина Михайловна Рибопьер
Вера Ивановна Арсеньева

Портрет Софьи Алексеевны Раевской,1813
Оленина Елизавета Марковна

Портрет Екатерины Васильевны Торсуковой,1795
Екатерина Николаевна Давыдова,1796

Великая княжна Елена Павловна,1799
Портрет А. И. Безбородко с дочерьми ,1803

Портрет Екатерины Александровны Новосильцевой
Портрет неизвестной в белом платье

Портрет Княгини Н.И. Куракиной,1795
Портрет торжковской крестьянки Аксиньи, 1795

Нарышкина Елена Александровна,1790

Дети с барашком,начало 1790­х

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/kurs_lektsij_vladimir_borovikovskij_zolotaya_galereya_russkoj_zhivopisi_istoriya_izobrazitelnogo_iskusstva_dhsh-55312/66326

Русская живопись второй половины XVIII века (стр. 1 из 2)

Русская живопись второй половины XVIII века

XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в.

Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста.

С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.

Первой и наиболее крупной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773).

Он написал всего несколько картин, среди которых «Владимир и Рогнеда» на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой на тему «Илиады» Гомера.

Обе картины сегодня кажутся во многом архаичными, но в свое время они пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова – показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Рокотов был превосходным мастером женского портрета.

Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка. Его кисти принадлежат портреты Н.Е. и А.П.

Струйских (1772, ГТГ), «Неизвестного в треуголке» (начало 1770-х, ГТГ), «Неизвестной в розовом платье» (1770-е гг. ГТГ).

Во второй половине XVIII века художники начинают уделять внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов.

Среди других художников XVIII века можно отметить творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), который являлся третьим из ведущих мастеров портрета второй половины восемнадцатого века. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека.

Он написал такие картины, как «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794, ГТГ) и «Портрет Д.А. Державиной» (181З, ГТГ), как отечественный вариант английского «портрета – прогулки». Сентиментализмом проникнуты женские образы художника – портреты М.И. Лопухиной (1797), Е.А. Нарышкиной (1799), Е.Г. Темкиной (1798, все в ГТГ).

Читайте также:  Описание картины ильи репина «портрет пирогова»

В композиции полотен большую роль художник отводил пейзажу.

На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на екатерининское царствование.

Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы.

По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников.

Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей.

Происходя из рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще с детства. Его отец, Григорий Кириллович, в придачу к духовному званию, был известнейшим на Украине гравером, «справщиком» типографии Киево-Печерской Лавры.

Просвещенный человек, поэт-любитель, он получил художественное образование на Западе. По семейной традиции, окончив семинарию и Киевскую духовную академию, сын помогал отцу в исполнении аллегорических программ для богословских диспутов.

Его обучению «искусствам» суждено было продолжиться, когда для руководства живописными работами в строящемся по проекту Ф.Б. Растрелли Андреевском соборе в Киеве в 1752 году прибыл Алексей Петрович Антропов. Оба Левицких были у него «на подхвате».

Оценив их старания, Антропов рекомендовал старшего на должность храмового ревизора – изымать иконы «неискусной резьбы», а младшего в 1758 году пригласил к себе в ученики.

Антропов был портретист – тому и учил. У Левицкого появились первые заказы: ремесло не только доставляло удовольствие, но еще и обещало кормить, а это было важно, поскольку в семье подрастала дочь. Впоследствии Левицкий станет самым «модным» художником – он будет буквально завален частными заказами.

Уже по собственной инициативе, для «шлифовки стиля», он берет несколько уроков у мастеровитых иностранцев – Ж.-Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани. И в 1770 году пришел настоящий успех – за «Портрет А.Ф.

Кокоринова» (1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в ней художник получил звание академика, а еще через год был приглашен вести портретный класс.

Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику.

Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах.

Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей.

Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета.

Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры.

Широким жестом вице-канцлер указывает на бюст императрицы, подчеркивая тем самым свое прямое отношение к событиям, способствовавшим вступлению Екатерины II на престол.

Левицкий воспевает добродетели «просвещенной монархини» в композиции «Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия» (1783).

Аллегория здесь столь сложна, что художнику пришлось предпослать портрету пространное его описание: «Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя…

В дали видно открытое море, и на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».

Ранний – условно скажем, барочный – Левицкий еще «многословен». Для рассказа о человеке ему нужны «говорящие» атрибуты, дидактические жесты, освоенное вещами пространство. Среди портретов такого рода особенно интересен «Портрет П.А. Демидова» (1773)

Все эти скрытые смыслы люди XVIII века прекрасно понимали. Было ясно, например, что облака, омрачившие небо в детском портрете, намекают на появление первых страстей; что цветок в руке или на корсаже есть примета поэтической натуры, а роза отличается по эмблематике от полевого букета.

Жизнь в ту эпоху риторических жестов и театральной условности как бы уподоблялась сценическому действу, и люди в своем бытовом поведении стремились соответствовать некой постоянной роли.

Разрыв между «позой» и «натурой» будет осознан позднее; пока же и взыскуемый просветителями «естественный человек» органично существует в системе условных знаков.

Очень любопытной представляется серия из семи портретов «Смолянок» (1772-1776) – выпускниц Смольного института (Института благородных девиц), отличившихся в выпускных спектаклях. Левицкий написал эти 7 произведений таким образом, что они воспринимаются как единое целое.

Перед нами костюмированные портреты, но маски как бы впору моделям. Ребенок – воплощение «естественного человека», и эти барышни еще почти дети. Один из лучших в серии – двойной портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. Одетые в театральные костюмы юные актрисы играют в пасторали. Левицкий чутко улавливает индивидуальные особенности каждой из изображенных.

Бойкая и шаловливая Хрущева, играющая кавалера, уверенно чувствует себя на сцене. Она с неподдельным удовольствием, легко и естественно ведет свою партию. Вторая героиня портрета, Хованская, совсем иная. Ее высокая, по-детски угловатая фигура в пышном кринолине кажется неловкой.

Она напряженно замерла в указанной ей позе, и никакие ухищрения не могут заставить Хованскую быть кокетливой и жеманной, как того требует роль.

Левицкий, конечно, не был в полном смысле слова «человеком Просвещения». Это невозможно для художника второй половины XVIII века: слишком еще велика иерархическая дистанция между ним и моделями, слишком зависимо его положение от монарших милостей.

При Екатерине Левицкий обласкан, при Павле, конечно, наоборот: ему приходится участвовать в унизительном разбирательстве по поводу заказанной императрицей серии портретов кавалеров ордена св. Владимира, которую ее преемник не желает востребовать и оплатить.

Он пишет «слезницы» по инстанциям, «почтительнейше припадает к стопам», ведет себя согласно придворному этикету – и в то же время добровольно уходит с государственной службы в 1787 году (ссылки на плохое здоровье в прошении об отставке неубедительны – Левицкому в это время 52 года, и ему предстоит дожить почти до 90).

Он вернется в Академию советником только в 1807 году при Александре I – точнее, его вернут, гуманно учитывая преклонный возраст, былые заслуги и нынешнюю необходимость кормить внуков.

Но оставить «хлебное место» – разве это не жест, так же как отказ занять должность инспектора Академии, сулящую материальные выгоды? Левицкий может служить лишь тому, чему «всяк по своему сердечному намерению, расположению или действованию принадлежит». Так что индивидуальное самосознание пробуждается и укрепляется в нем, – как и в его героях: в Н.И. Новикове, Н.А. Львове, И.И. Дмитриеве, И.В. Лопухине и других.

Источник: http://MirZnanii.com/a/129666/russkaya-zhivopis-vtoroy-poloviny-xviii-veka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector